Рецепты кухни седьмой недели Великого поста: питание, постные блюда и меню на каждый день

Меню для мирян на Великий пост по дням на 40 дней 2020 года

Великий пост – это время молитв, смирения желаний и стремления к уединенному образу жизни. Из всех четырех многодневных постов Великий пост 2020 для мирян является самым продолжительным, поэтому, чтобы не навредить своему здоровью, поститься нужно правильно и продумать меню по дням на 40 дней.

Постное меню: запрещенные и разрешенные продукты

Великий пост 2020 для мирян – борьба с искушениями и соблазном, поэтому на все 40 дней из меню по дням придется исключить все продукты животного происхождения, молоко и молочную продукцию, яйца, конфеты, сдобную выпечку, в том числе и белый хлеб, а также кофе и алкогольные напитки.

К разрешенным продуктам, которые можно включить в меню по дням на Великий пост 2020 на 40 дней, относятся все виды круп и орехов, фрукты сушеные и свежие, овощи, в том числе квашенные, соленые и маринованные, грибы. А также чай, компоты, кисели, натуральный квас.

В дни послабления, а также в православные праздники можно употреблять рыбу, морепродукты и немного красного вина.

Мирянам, которые желают соблюдать Великий пост 2020 согласно всем канонам церкви, при составлении по дням меню на 40 дней стоит знать, что первая неделя поста является самой строгой. В первый день придется полностью отказаться от еды, в остальные дни можно есть сырую пищу без масла и термической обработки, но в завершающий день первой недели можно приготовить пищу на огне с маслом и даже выпить вина.

Вторая, третья, четвертая и пятая недели уже не такие строгие, по определенным дням можно есть горячую пищу с маслом, по другим – только сырую. Последняя неделя, как и первая, строгая. В первые три дня только сырая еда, в четверг – горячая, в пятницу – полный отказ от еды, в субботу – немного вареной пищи, в воскресенье – Пасха.

На Великий пост 2020 выпадают такие православные праздники, как Благовещение, Лазарева Суббота и Вербное Воскресенье, а значит, меню на 40 дней для мирян можно разнообразить блюдам из рыбы и морепродуктов.

Рецепты постных блюд

Великий пост 2020 для мирян – отказ от обильной пищи, но не изнурение тела, поэтому меню на 40 дней должно быть полезным и по дням разнообразным. Сегодня есть множество рецептов с фото, которые не позволят нарушить правила поста. но и не дадут ослабнуть организму.

Драники без яиц и муки

Из обычного картофеля можно приготовить очень вкусные и нежные драники. Рецепт с фото простой, поэтому такое блюдо можно быстро подать на завтрак или ужин.

Ингредиенты:

  • 1 кг картофеля;
  • 1–2 луковицы;
  • соль и перец по вкусу;
  • растительное масло для жарки.

Приготовление:

  • На мелкой терке вначале натираем лук, а затем картофель. Если в доме есть кухонный комбайн со специальными насадками, то для измельчения ингредиентов лучше воспользоваться техникой.

  • Получившуюся кашицу перекладываем в сито и оставляем на 5 минут, чтобы с нее стекла лишняя жидкость.

  • Теперь по вкусу подсыпаем соль и перец, перемешиваем.
  • На сковороде разогреваем масло, ложкой выкладываем картофельное тесто и жарим драники до золотистости, примерно по 2–3 минуты с каждой стороны.

  • Готовые драники выкладываем на салфетку, чтобы убрать с них лишний жир.
  • Драники получаются очень вкусными, но все зависит от самого картофеля, предпочтение лучше отдать крахмалистым сортам.

Овсяная каша на кокосовом молоке

В меню на Великий пост 2020 по дням для мирян на 40 дней можно включить разные блюда из круп. Например, сварить кашу на любом растительном молоке. Предлагаем рецепт с фото очень вкусной и полезной овсяной каши с фруктами и свежими ягодами.

Ингредиенты:

  • 150 г геркулеса;
  • 1 стакан кокосового молока;
  • 50 г кураги;
  • 50 г изюма;
  • 1 банан;
  • 25 г тростникового сахара;
  • ягоды;
  • палочка корицы;
  • сахарная пудра.

Приготовление:

  1. В кастрюлю вливаем 500 мл воды, ставим на огонь и доводим до кипения.
  2. В кипящую воду засыпаем изюм, измельченную курагу, тростниковый сахар и кладем палочку корицы.
  3. После засыпаем геркулес и варим до готовности.
  4. В почти уже готовую кашу добавляем банан, который измельчаем на крупной терке, и вливаем кокосовое молоко, варим 3–4 минуты.
  5. Готовую кашу выкладываем в тарелку, украшаем любыми ягодами и при желании посыпаем сахарной пудрой.

Для рецепта не стоит покупать дорогое по цене кокосовое молоко, а лучше купить сам кокос. Отделить мякоть от скорлупы, натереть ее на терке, залить горячей водой и оставить на 30 минут. После отжать готовое молоко с помощью марли или х/б салфетки. Из половины кокоса можно получить 200 мл молока.

Рис с овощами

В пост из риса можно не только варить каши, но и готовить другие блюда. Например, можно приготовить рис с овощами. Блюдо получается не только вкусным, но и красивым, как на предложенных фото. А готовится рис очень просто, для рецепта можно использовать овощи как в свежем, так и в замороженном виде.

Ингредиенты:

  • 0,5 стакана риса;
  • 1 болгарский перец;
  • 1 морковь;
  • 0,5 стакана сладкой кукурузы;
  • 0,5 стакана зеленого горошка;
  • 2 ст. л. растительного масла;
  • соль и специи по вкусу;
  • 150–200 мл воды.

Приготовление:

  • Сладкий перец и морковь нарезаем маленькими кубиками и сразу пересыпаем на сковороду с разогретым маслом, жарим овощи 5–7 минут.
  • Теперь высыпаем зеленый горошек с кукурузой, перемешиваем и жарим еще 5 минут.

  • После овощи солим и добавляем любые специи по вкусу, вливаем воду, тушим под крышкой 10 минут.

  • Далее к овощам добавляем предварительно отваренный в подсоленной воде рис, перемешиваем.
  • Тушим рис с овощами еще 10 минут.

  • Рис можно не и варить, а после того, как овощи поджарились, засыпаем крупу, вливаем воду и тушим рис с овощами до готовности. Также при желании можно добавить и грибы, получится очень вкусный и ароматный овощной плов.

Морковный суп-пюре с имбирем

В меню на дня на Великий пост 2020 для мирян на 40 дней должны быть предусмотрены и первые горячие блюда. Рецептов очень много, например можно сварить вот такой аппетитный и красивый, как на фото, морковный суп-пюре с имбирем. Блюдо получается настолько аппетитным, что захочется готовить его не только в пост, но и в обычные дни.

Ингредиенты:

  • 600 г моркови;
  • 1 луковица;
  • 3 зубчика чеснока;
  • свежий имбирь;
  • 0,5 ч. л. карри.

Приготовление:

  • Очищенную морковь нарезаем произвольными кусочками, перекладываем в кастрюлю, заливаем водой, ставим на огонь и доводим овощ до мягкости.

  • В этом время шинкуем полукольцами лук, на мелкой терке измельчаем зубчики чеснока и небольшой кусочек свежего имбиря.

  • На сковороде с небольшим количеством масла пассеруем лук, затем добавляем к нему имбирь и чеснок, жарим еще пару минут. После посыпаем овощи карри, вливаем немного воды и тушим 3–4 минуты.
Читайте также:
Подставь другую щеку: толкование и смысл фразы

  • Теперь к уже готовой моркови отправляем овощи и измельчаем все погружным блендером.

  • Готовый суп подаем со свежей зеленью.
  • Если морковь сладкая, то суп можно не солить, а добавить по вкусу лимонного сока. Также к такому блюду подойдут сухарики, в обычные дни – из пшеничного хлеба, а в постные – из ржаного.

Салат с капустой и маринованными опятами

В пост очень хорошо готовить салаты, особенно из свежих овощей, ведь в них много витаминов. Предлагаем рецепт с фото очень вкусного и питательного салата с капустой и маринованными опятами.

Ингредиенты:

  • 1,2 кг капусты (белокочанной);
  • большой пучок зеленого лука;
  • 1 морковь;
  • большой пучок свежей петрушки;
  • 2 свежих огурца;
  • 1 баночка зеленого горошка;
  • 1 баночка маринованных опят;
  • 2 зубчика чеснока;
  • 5 ст. л. растительного масла;
  • 3 ст. л. яблочного уксуса;
  • соль и черный перец по вкусу.

Приготовление:

  • Мелко шинкуем белокочанную капусту, измельчаем зеленый лук, морковь натираем на крупной терке.
  • Соломкой измельчаем свежие огурцы, мелко нарезаем зелень петрушки.
  • В большую миску выкладываем капусту, зеленый лук, морковь, петрушку, высыпаем горошек, выкладываем огурцы и маринованные опята, которые можно заменить любыми другими грибами.
  • В миску с содержимым выдавливаем через пресс чеснок, подсыпаем соль и перец.
  • Также вливаем масло с уксусом, перемешиваем и даем салату немного времени настояться.
  • Салаты можно готовить из разных сырых овощей, а для заправки использовать фруктовый уксус или лимонный сок. Такие блюда подходят для таких постных дней, когда нужно есть только сырую пищу без добавления масла.

Картофельная запеканка с грибами

В постные дни нужно готовить не только полезную, но и сытную пищу, чтобы человек не думал в течение дня только о еде. Например, можно приготовить картофельную запеканку с грибами. Блюдо получается питательным и очень вкусным.

Ингредиенты:

  • 800 г картофеля;
  • 400 г свежих шампиньонов;
  • 1–2 луковицы;
  • 2 ст. л. крахмала;
  • укроп, соль, перец;
  • растительное масло.

Приготовление:

  • Мелко измельчаем лук, жарим его на масле до прозрачности, чтобы овощ в запеканке не хрустел.

  • Небольшими брусочками режем шампиньоны, отправляем их к репчатому овощу, обжариваем в течение 5–7 минут.
  • Очищенный картофель измельчаем на крупной терке, заливаем кипятком, оставляем на 5 минут. После откидываем на дуршлаг и даем лишней жидкости стечь.

  • Возвращаем тертый картофель в миску, подсыпаем крахмал, соль, перец, другие приправы и зелень по желанию.

  • Форму застилаем пергаментом, смазанным маслом, выкладываем немного картофельной массы, сверху – половину грибной начинки, снова картофель. Затем оставшиеся грибы и опять картофель.

  • Отправляем запеканку в духовку и готовим ее 45–50 минут при температуре 180 °С.

Картофельную запеканку можно приготовить с разной начинкой, даже с чечевицей. Для этого обжариваем лук с морковью, а затем тушим вместе с отваренной чечевицей с добавлением специй и томатной пастой.

Постный морковный кекс на гречневой муке

В пост в пищу употреблять сдобу нельзя, но полностью отказываться от выпечки не придется. Ведь есть рецепт с фото морковного кекса, особенность которого в том, что здесь используется гречневая мука, поэтому выпечка получается вкусной и полезной.

Ингредиенты для теста:

  • 300 г гречневой муки;
  • 50 г пшеничной муки;
  • 200 г коричневого сахара;
  • 200 г тертой моркови;
  • 200 мл растительного масла;
  • 100 г изюма;
  • сок и цедра 1 лимона;
  • 1 ч. л. корицы;
  • 10 г разрыхлителя;
  • 2 ст. л. воды;
  • щепотка соли;
  • ванилин по вкусу.

Для глазури:

  • 200 г сахарной пудры;
  • цедра и сок 1 апельсина.

Приготовление:

  1. В миску высыпаем гречневую и пшеничную муку, подсыпаем ванилин с разрыхлителем и хорошо все перемешиваем.
  2. В другую емкость высыпаем коричневый сахар, корицу, добавляем цедру и сок одного лимона, вливаем масло и воду, также тщательно все размешиваем.
  3. Теперь в пряную смесь засыпаем хорошо промытый и просушенный изюм. Следом выкладываем натертую на мелкой терке морковь и перемешиваем.
  4. В чашу с жидкими продуктами высыпаем сухую смесь и замешиваем однородное тесто.
  5. В форму с пергаментом перекладываем тесто и отправляем в духовку на 40–50 минут, температура 180 °С.
  6. Готовый кекс достаем и полностью остужаем. Для глазури смешиваем сахарную пудру с соком и цедрой одного апельсина. По консистенции глазурь должна напоминать сгущенное молоко.
  7. Остывший кекс извлекаем из формы, поливаем глазурью и ставим в холодильник на 20–30 минут, чтобы помадка застыла.
  8. Несмотря на внешний вид, выпечка получается нежной и рассыпчатой, ведь в гречневой муке отсутствует клейковина. Чтобы кекс получился более ароматным, можно добавить немного специй масала, если такой смеси пряностей нет, то берем по щепотке муската, кардамона, имбиря и молотой гвоздики.

Великий пост 2020 для мирян заканчивается Светлым Воскресеньем. В этот день можно забыть обо всех запретах и о постном меню на 40 дней, который каждый православный продумывал по дням. Но из поста тоже нужно выходить правильно, не стоит сразу налегать на тяжелую пищу. Так, на Пасху можно отведать немного сыра, мяса, выпить вина, обязательно поставить на праздничный стол куличи и яйца. И со следующего дня можно постепенно возвращать в рацион продукты, которые были запрещены в пост.

Есть ли душа у животных — что говорит Православие

Узнайте все самое интересное о том, есть ли душа у животных, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Что такое душа

Согласно православному вероучению, человек, помимо физического тела, имеет душу. Преподобный Иоанн Дамаскин в своём труде «Точное изложение православной веры» характеризует душу как бестелесную, простую (не состоящую из отдельных элементов), бессмертную, обладающую разумом и волей сущность. Она действует через материальное тело, сообщая ему жизнь и чувства. Но есть ли душа у животных?

В «Догматическом богословии» протоиерея Олега Давыденкова указаны свойства души. Среди них духовность -принадлежность духовному, нематериальному миру. Самостоятельность — способность продолжать существование после разлучения с телом. Разумность и сознательность, а также бессмертие и свобода.

Есть ли душа у животных

У животных есть душа, но она отличается от человеческой. Библия прямо не говорит о том, что души животных смертны. Но Святые Отцы усматривали косвенные указания на это в некоторых местах Священного Писания. Например, святитель Василий Великий в “Беседах на Шестоднев” ссылается по данному вопросу на Ветхий Завет. В нем имеется запрет на принятие в пищу крови животных: “ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его” (Лев.17:14).

Василий Великий говорил, что сгустившаяся кровь разлагается и уходит в землю, а значит, “душа скотов есть нечто земное”. Святитель Григорий Палама в труде «150 богословских, нравственных и практических глав» тоже высказывает подобное мнение. Что душа животных после смерти не способна вести самостоятельную жизнь и умирает вместе с телом.

У души животного нет самосознания и свободы, ведь оно живёт инстинктами и ограничено рефлексами. Животные не созданы по образу и подобию Божьему, не имеют Его Духа и не были спасены Крестной жертвой Христа. Они не могут вести духовную жизнь, молиться, грешить, каяться и участвовать в Таинствах. Существование животного не является личностным, как у человека. В этом наше превосходство над остальными живыми существами. Потому Бог и заповедал человеку владычествовать над ними, то есть любить и оберегать.

Читайте также:
Православный апокалипсис: значение, толкование сегодня и по откровениям Иоанна Богослова

В раю животные мирно сосуществовали друг с другом и свободно, без страха приходили к человеку. В Эдеме не было жестокости и смерти, животные питались только растениями. Однако грехопадения Адама разрушило эту идиллию. В природу вошли болезни и смерть, многие существа из покорных друзей человека превратились в кровожадных хищников. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в своём труде «Дух, душа и тело» пишет, что все животные жили бы в «свете и радости», если бы не случилось грехопадение Адама, изменившее судьбу мира. Животные были подчинены Адаму, и его греховная воля внесла в жизнь живых существ «суету, нестроения и страдания».

Куда попадают животные после смерти

Попадают ли животные в рай? Так как загробной жизни у животных нет, то этот вопрос теряет смысл. Бессмысленны и молитвы за умерших питомцев. Можно молиться только за живых питомцев, например, для их выздоровления при болезни. Впрочем, у верующего человека может возникнуть вопрос, будут ли животные существовать с человеком в Вечной Жизни после Второго Пришествия Христа? Нам это неизвестно, и Святые Отцы по-разному отвечали на этот вопрос.

Апостол Павел писал:«Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде» (Рим 8:22–24).

Кого же апостол подразумевал под «тварью»: только человеческий род или всех живых существ? Блаженный Августин считал, что только человека. А святой Симеон Новый Богослов видел в словах апостола указание на обновление всего живого мира («Слово сорок пятое»).

Также, если животные были в Эдеме, то почему же их не должно быть в новом раю, на обновлённой Земле? Вспомним слова пророка Исаии о будущем Царствие Небесном без зла и жестокости. Там волк и ягнёнок, корова и медведица будут мирно жить вместе (Ис. 11:6), а младенец будет играть возле норы аспида и гнезда змеи (Ис. 11:8). Эти слова можно толковать и образно (абсолютное отсутствие зла), и буквально (животные вернутся к своему первозданному райскому состоянию). Протоиерей Максим Козлов в «Детском Катехизисе» высказывает мысль, что в Царствии Небесном животные будут преображёнными, с лучшими своими качествами. Протоиерей Андрей Ткачёв, отвечая на вопрос о существовании животных в Царствии Небесном, говорит:

«Когда нам [в Раю] будет хорошо, то там будет хорошо всем: и птицам, и рыбам и остальным животным».

Можно ли животных любить сильнее, чем людей?

Итак, судьба животных в Будущей Жизни для нас является тайной. Всё живое – это Божье творение, поэтому животных можно и нужно любить. Однако очень важно, чтобы любовь к питомцам не мешала исполнению главных заповедей – любви к Богу и ближнему. В 4-м томе «Слов» преподобного Паисия Святогорца можно найти фразу старца о том, что в наше время многие супруги не полагаются на Бога и ради собственного комфорта отказываются рожать детей. Вместо них пары заводят домашних животных. По словам преподобного Паисия, такие люди забывают, что одна из целей супружеской жизни – рождение детей и воспитание их в христианском духе.

Другой афонский старец, преподобный Силуан, говорил: «К животным не должно иметь пристрастия, но должно только иметь сердце, милующее всякую тварь» («Старец Силуан»).

Святые и животные

Церковное предание хранит множество удивительных историй о дружбе православных святых и диких животных. Эти рассказы являются поучительными примерами христианского отношения к живым существам. И наглядным примером, как Божья благодать убирает возникший вследствие грехопадения барьер между человеком и животными.

Например, однажды к келье преподобного Сергия Радонежского медведица принесла слепого медвежонка. Он был исцелён по молитвам святого. Также лесные обитатели часто приходили к преподобному Серафиму Саровскому, который всех их кормил. Святой Герасим Иорданский однажды помог льву, удалив из его лапы занозу, мучившую зверя. Благодарный лев потом до конца жизни сопровождал монаха и умер у него на могиле. Некоторые афонские старцы общались с животными, как с людьми.

Есть примеры и из нашего времени. Преподобный Паисий Святогорец очень любил животных, и те без страха подходили к нему. Во время нахождения старца на Синае его всюду сопровождали две куропатки. Когда святой Паисий занимался вырезанием икон, птицы садились к нему на плечи.

Есть ли у животных бессмертная душа и можно ли за них молиться?

Приблизительное время чтения: 12 мин.

Животный мир и мир людей неразрывно связаны друг с другом. Еще каких-нибудь несколько тысяч лет назад — капля в потоке мирового времени — это ощущалось как данность. Люди жили в непосредственном взаимодействии с окружавшей их флорой и фауной. Важность этого соседства проявлялась в особом отношении к растениям и животным. Люди могли возводить свой род к медведю или носорогу, создавали различные культы, связанные с почитанием животных, закрепляли за отдельными видами священный статус.

Образы животных и связанные с ними аллегории наполняют молитвословия Древнего Израиля — вспомним хотя бы сравнение стремящейся к Богу души с бегущей на водопой ланью: как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже (Пс 41:2). Вошли животные и в новозаветную символику. Так, трое из четырех евангелистов — Марк, Лука и Иоанн — имеют символические зооморфные изображения льва, тельца и орла, взятые из Откровения Иоанна Богослова: …и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет (Откр 4:6–8).

Вместе с тем из Священной истории мы знаем о делении животных на чистых и нечистых, сталкиваемся с мнением, отвергающим возможность молитвы за домашних питомцев. Какое же все-таки место занимают животные в христианской картине мира и каково отношение к ним в церковной традиции?

Откуда деление животных на чистых и нечистых?

Из Библии мы знаем, что человек был сотворен как царь всего живого. Помимо прямых слов о передаче Адаму власти над земным миром (Быт 1:28) Бог привел к нему всех зверей и повелел дать им имена. Последнее в системе древневосточных представлений и означало владычество, которое понималось при этом как забота и ответственность. В отношениях между обитателями рая царили мир и гармония, человек существовал в органическом единстве с окружающей средой. Представления об этом времени нашли отражение в описании пророком Исаией будущей преображенной Богом земли: Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена вéдением Господа, как воды наполняют море (Ис 11:6–9).

Читайте также:
Люцифер в православии: кто это, история по Библии и родители, легенды и трактовки

Райская идиллия закончилась в тот момент, когда Адам и Ева пошли на поводу у змея-искусителя. Грехопадение первых людей не только повредило природу человека, но обернулось катастрофой для всего мироздания, исказив первоначальный замысел Творца о сотворенном Им мире. С тех пор, как пишет апостол Павел, вся тварь совокупно стенает и мучится (Рим 8:22). Мир стал агрессивной средой и погрузился, по выражению английского философа Томаса Гоббса, в состояние «войны всех против всех».

Прошло время, и Бог явился Моисею с повелением вести евреев в землю обетованную, а по дороге в пустыне дал пророку новые откровения, которые составили первые пять книг Ветхого Завета. Среди них была и книга Левит. В ней вся фауна рассматривается исключительно с точки зрения дозволительности ее употребления в пищу, приводится гастрономическое разделение на чистых и нечистых животных, рыб, птиц, насекомых и пресмыкающихся. Первых можно есть, вторыми следует гнушаться (Лев 11:1–47). К некоторым видам животных вообще нельзя было прикасаться, чтобы не оскверниться и самому не стать нечистым.

Эта подчеркнутая утилитарность и детальные инструкции обращения с животными, составленные вскоре после выхода евреев из Египта, не случайны. Египетский пантеон был наполнен зооморфными изображениями. Многие животные, в том числе те, которые получили в Библии статус нечистых, имели священный статус. В израильском народе эти воспоминания были еще свежи. И смысл появления ветхозаветной классификации животных состоял в необходимости искоренить из сознания древних евреев остатки языческой зооморфной религии и оградить их от искушения впасть в идолопоклонство. Вот как писал об этом Константинопольский Патриарх Фотий: «Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств. Ибо поскольку египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести и дурно пользовались ими, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал бессловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми — не потому, что нечистота была присуща им от создания, ни в коем случае, или нечистое было в их природе, но поскольку египетское племя пользовалось ими не чисто, но весьма скверно и нечестиво».

Как меняется отношение к животным в Новом Завете?

Актуальность ветхозаветного разделения на чистых и нечистых животных, съедобных и тех, до кого нельзя даже дотрагиваться из боязни самому стать нечистым, в Новом Завете исчезает. Свое символическое выражение новая этика получила в видении апостолу Петру, который, проголодавшись во время молитвы, увидел спускающийся с неба огромный сосуд, полный как чистых, так и нечистых зверей и птиц. На отказ Петра есть нечистых тварей с неба раздался голос: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым (Деян 10:15). Видение имело и еще один смысл: Господь дал Петру понять, что проповедь Евангелия обращена не только к избранному народу, но и к язычникам, которыми иудеи прежде гнушались. Эту идею впоследствии выразил апостол Павел, сказавший, что в Церкви нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол 3:11).

В новозаветную эпоху прежнее утилитарное отношение к животным изменилось. Уже святитель Василий Великий так определял их назначение: «Одно (животное. — Прим. ред.) сотворено на службу человекам, а другое для того, чтобы он созерцал чудеса творения, иное же для нас страшно, чтобы вразумлять нашу нерадивость». В истории Церкви мы видим немало примеров милосердного и дружелюбного отношения святых людей к их «меньшим братьям». В житийных рассказах содержится и немало примеров преданности, неравнодушия, бескорыстии и других качеств, проявляемых животными.

Среди наиболее известных жизнеописаний святых, в жизни которых большую роль играли прирученные ими животные, можно назвать жития Герасима Иорданского, которого даже на иконах изображают в компании льва, Макария Александрийского, дававшего уроки нравственности гиене, Космы и Дамиана, исцеливших верблюда. Христианская этика подразумевает таким образом бережное отношение к животным, как, впрочем, и ко всему творению Божьему, которое в своем изначальном виде хорошо весьма (Быт 1:31). Показателен пример уже упомянутого выше Макария Александрийского. Однажды святой убил донимавшего его комара и затем терзался угрызениями совести до тех пор, пока не отомстил себе сам, отдав тело укусам несметного полчища кровососущих насекомых.

Есть ли у животных душа?

Наиболее часто задаваемые вопросы, связанные с животными: есть ли у них душа и бессмертна ли она, попадут ли они в рай и можно ли о них молиться. Ответим на них по порядку.

Относительно души существует единодушное мнение христианских богословов: да, животные обладают душой. Что касается бессмертия, то наиболее распространенным является представление о конечности души животных, поскольку она не есть самостоятельная, отдельная от тела сущность. Так, Василий Великий, ссылаясь на книгу Левит, пишет: «Поскольку, по Писанию, душа всякого животного кровь его есть (Лев 17:11), а сгустившаяся кровь обыкновенно обращается в плоть, и истлевшая плоть разлагается в землю, то, по всей справедливости, душа скотов есть нечто земное». Под душой в данном случае понимается некое творческое начало, оживляющее тело. Соответственно, если душа не бессмертна, то вопрос о наследовании животными рая вообще не стоит.

В то же время есть и иная точка зрения. Уже в Библии, в Книге пророка Иоиля есть фраза: даже и животные на поле взывают к Тебе (Богу. — Прим. ред.) (Иоил, 1:20). При отсутствии души, являющейся чем-то большим, чем просто оживляющим тело началом, такое взывание вряд ли возможно. В пользу наличия у животных бессмертной души и возможности наследования вечной жизни высказывались и некоторые святые. Так, в толковании на приводимый выше отрывок из пророка Исаии о мирном соседстве хищных и травоядных животных в преображенном мире, раннехристианский апологет священномученик Ириней Лионский, оппонируя аллегорическим рефлексиям на эту тему, пишет: «Знаю, что некоторые пытаются относить это к диким людям, принадлежащим к различным народам и разных занятий, которые уверуют и, уверовав, сойдутся с праведными. Но хотя и ныне это справедливо в отношении к некоторым людям из различных племен, приходящим в единомыслие веры, тем не менее в воскресении праведных сбудется и относительно тех животных». О том, что в будущем произойдет обновление всего мира, а не только человеческой популяции, пишет и преподобный Симеон Новый Богослов. Еще одним аргументом в пользу наличия у животных некоей высшей психической составляющей служит их богатый эмоциональный мир. Так что вопрос остается открытым.

Читайте также:
Дух и душа в православии: определение, сравнение и разница, разделение души и духа

Чем животные все же отличаются от человека?

Но если согласиться с мнением, что у животных есть душа, то чем тогда они отличаются от человека? Дело в том, что, согласно христианскому взгляду на человека, он состоит из духа, души и тела. Из них душа — это то, что охватывает нашу психику, мыслительные процессы, определяет характерные особенности нашей личности. Дух же — это дыхание Божие, которое Творец в заключительном акте творения Адама вдунул в лице его (Быт 2:7) и тем самым пробудил его к жизни. Это то, что связывает нас с Богом, движет нашим стремлением к Небу. В святоотеческом наследии дух также может рассматриваться как высшая часть души, которая определяет способность человека к богообщению. Именно дух отличает человека от остального тварного мира и позволяет нам вести духовную жизнь. У животных такого духа нет.

Можно ли за животных молиться?

Безусловно, звери не могут участвовать в церковных таинствах, смысл которых в исцелении падшей человеческой природы благодатью Божией и в соединении человека с Богом. Животные не совершили первородного греха, не ради них Господь пришел на землю, принял смерть и воскрес. Но они составляют часть нашей христианской жизни в том смысле, что за них можно и нужно молиться.

В наших требниках есть составленные давным-давно молитвы о животных. Например, молитва на благословение стада или молебный чин во время губительной болезни скота. Недавно, в 2015 году, Священный Синод утвердил «Чин молебного пения о сохранении творения Божьего», который совершается ежегодно в первое воскресенье сентября. В нем прославляется Бог, сотворивший изначально прекрасный мир, признается ответственность людей за экологические проблемы современности, в том числе за исчезновение некоторых видов животных, птиц и растений, и приносится покаяние за потребительское отношение к природе.

Трогательный рассказ о молитве за домашнего питомца приводится в собрании поучений нашего святого современника Паисия Святогорца: «Меня удивляет, — рассказывал старец, — как один смиренный помысел мгновенно приводит в действие Благодать Божию. Как-то ко мне в келью приблудился котенок. Бедняга, видно, что-то съел не то, отравился и теперь просил помощи, извиваясь от боли, подпрыгивая, как осьминог, когда его бьют о камни. Жалко было на него смотреть, а что сделаешь? Перекрестил его раз, другой, никак! “Посмотри на себя, — сказал я тогда сам себе, — уже сколько лет ты монах, а даже несчастному котенку помочь не можешь!” Только я себя обвинил, котенок, который был уже на последнем издыхании, вдруг пришел в себя. Подбежал, стал тереться о ноги и радостно подпрыгивать. Вот какая сила у смирения! Потому и сказано: “Во смирении нашем помяну ны Господь” (Пс 135:23)».

Пример с котенком старца Паисия ближе современным людям, у которых домашнее животное ассоциируется скорее с пушистыми обитателями квартир и загородных домов, чем с рогатым скотом. В Церкви нет специального молитвенного чина об исцелении кошек, собак, шиншилл или морских свинок. Но если любимец заболел, никто не мешает нам своими словами попросить Бога об облегчении страданий несчастной зверушки. А вот об упокоении животных молиться не надо. Ведь смысл этой молитвы — в прощении грехов, а такая категория, как грех, к животным неприменима.

Можно ли любить животных больше, чем человека?

Человек призван относиться к животным, как и ко всему Божьему творению, как к проявлению благости и красоты Творца, обращенной к людям. Однако тут тоже важно не переусердствовать и не оказаться в ситуации, когда четвероногий любимец становится дороже ближнего и получает больше любви и заботы, чем те люди, которые действительно нуждаются в нашем участии. Вспомним описание псарни, ставшей причиной ссоры между Дубровским и Троекуровым в известной повести Пушкина: «Хозяин и гости пошли на псарный двор, где более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирилла Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят». Борзые, окруженные заботой, жили лучше некоторых крепостных крестьян, о чем с горечью и сказал старик Дубровский. Такое отношение к животным наносит вред и им, и их хозяевам.

«Чем больше узнаю людей, тем больше люблю собак» — этот известный афоризм приписывается многим мыслителям, писателям и историческим деятелям. В поэтической форме его выразил русский поэт А. Федотов. Его стихотворение «Охота» заканчивается строками «Чем больше знаю я людей, чем больше жизнь я изучаю, тем больше я люблю зверей». Однако с христианской точки зрения такое предпочтение зверей людям неправильно и духовно опасно. Важно помнить: спасение каждого из нас определяется степенью нашей любви не к животным, а к Богу и людям, в том числе (и даже особенно) к тем, кого мы считаем чужими или врагами. Об этом ясно говорится в следующем евангельском эпизоде:

Фарисеи. собрались вместе. И один из них, законник, искушая Его (Иисуса. — Прим. ред.), спросил, говоря: Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22:35–40).

Любовь к Богу и ближнему не противопоставляется любви к животным, но последнее становится следствием первого, о чем свидетельствуют приводимые выше примеры святых людей. Чем больше мы любим Бога, чем сильнее проникаемся Его любовью к нам, тем шире делается наше сердце, в котором находится место не только людям, но и животным, и всему творению Божьему. Любовь к животным становится следствием из общего внутреннего изменения состояния человека. В наших глазах мир возвращается к некогда утраченному единству, где любовь пронизывает все, и нас не раздирают на части привязанность к одним наряду с отторжением других.

Читайте также:
Беременные и храм: можно ли ходить или нет, ответы священников

Животные в вечности: к постановке вопроса

Православное догматическое богословие некоторые вероучительные положения определяет однозначно в виде догматов, другие же не формулирует так четко. Как писал апостол Павел, «надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11,19). Один из вопросов, не раскрытых в полной мере в православной догматике, – это вопрос о судьбе животных в вечности.

Известный английский писатель и ученый К. С. Льюис в своем трактате «Страдание» несколько наивно пишет: «Прежде страдания животных возводили к грехопадению человека… Но теперь мы знаем, что животные существовали задолго до людей и поедали друг друга»[1]. Откуда мы можем знать, что они поедали друг другадо грехопадения людей? Научно это доказать невозможно. Далее К. С. Льюис пишет о том, что виной смерти и зла в животном мире стали демоны, при этом животные нисколько не виноваты в этом и не несут никакой ответственности. И далее пишет: «Если гипотеза эта достойна внимания, то возможно и другое: явившись в мир, человек должен был животных спасти»[2]. Однако подобное утверждение не имеет оснований ни в Библии, ни в Предании Церкви.

Анализируя то, каким видели святые отцы состояние животных до грехопадения человека, иеромонах Серафим (Роуз) пишет: «Священное Писание учит нас, что “Бог смерти не сотворил” (Прем. 1, 13), а св. Иоанн Златоуст учит, что: “Как тварь сделалась тленною, когда тело твое стало тленным, так и тогда, когда тело твое будет нетленным, и тварь последует за ним и сделается соответственною ему” (Беседы на Послание к Римлянам, XIV, 5). А св. Макарий Великий говорит: “…Поставлен он [Адам] господином и царем всех тварей… по его пленении, пленена уже с ним вместе служащая и покорствующая ему тварь; потому что чрез него воцарилась смерть над всякою душою…” (Беседа 11). Учение святых отцов, если мы будем принимать его “как написано” и не будем пытаться перетолковывать через нашу человеческую мудрость, ясно говорит о том, что состояние тварей до преступления Адама было вполне отлично от нынешнего. Я не хочу сказать, что я знаю, каким было это состояние; это состояние между тленностью и нетленностью очень загадочно для нас, целиком подверженных тлению»[3].

Митрополит Макарий в «Догматическом богословии» так определяет место человека в материальном мире: «человек был поставлен как бы посредником между Творцом и творением земным: в частности предназначен быть как бы его пророком, чтобы словом и делом предвозвещать в нем волю Божию; первосвященником, чтобы возносить от лица всех земнородных жертву хвалы и благодарения Богу и низводить на землю благословения небесные; главою и царем, чтобы сосредоточивая в себе цели бытия всех видимых творений, он мог соединять через себя все с Богом, и таким образом всю цепь земных творений содержать в стройном союзе и порядке»[4].

Возникает вопрос: в чем же тут высшая Божия справедливость, когда из-за грехопадения первых людей вся земная природа, в том числе и все животные, оказывается обречена на страдание? Ответ на этот, казалось бы, «неразрешимый» вопрос можно найти, если рассматривать весь материальный мир как единое целое. Протопресвитер Александр Шмеман говорил в одной из своих проповедей: «О единстве и всеединстве говорит и учит древняя дохристианская философия, о стремлении к единству свидетельствуют мистики и духовидцы всех времен. Это стремление чувствует и воплощает искусство. И вне этого стремления, проще рассказать, вне любви, и мир, и жизнь становятся сразу же адом, леденящей душу борьбой всех со всеми. И это навеки выражено в библейском рассказе о творении на том детском и поэтическом языке, который один может поведать о последних тайнах, о последней глубине жизни. Что же сказано там? Да просто вот что: любовью и для любви творит Бог и мир, и человека, творит и призывает из небытия в чудный Свой свет, потому что Он Сам – любовь, и потому что любви свойственно изливаться, творить, быть щедрой, тогда как эгоизму свойственно все глубже погружаться в бесплодное одиночество. Вот этот опыт самой жизни как единства и любви и лежит в основе христианского учения»[5].

Так называемое «Новое время» стало временем постепенного перехода от целостного (как сейчас принято говорить, «холистического») восприятия мира к фрагментарному. А.Ф. Лосев в «Диалектике мифа» писал, что «…понятие Бога есть условие и цель мыслимости бытия, как всего бытия, как цельного бытия. Вот почему понятие Бога рушится одновременно с разрушением интуиции цельности бытия вообще. Новоевропейская мысль не только отринула реальность Бога. Одновременно пришлось отринуть и реальность очерченного и обозримого космоса, т.е. мира вообще; пришлось отринуть реальность души, природы, истории, искусства и т.д»[6].

Внедренная в сознание масс на Западе идеология индивидуализма и приоритета частного над общим, узкая специализация, бессмысленные сами по себе, но востребованные в рамках мегаполисов социальные роли людей – на самом деле лишь часть этих процессов. Возможно, это делалось для того, чтобы затем предложить человечеству как панацею от ощущения неминуемого распада единение на совсем иных принципах, чем объединение в Церковь во Христе, своего рода «Анти-Церковь».

Как отмечал А.Ф. Лосев, «Я, кажется, не буду ничего утверждать нового и особенного, если скажу, чтоСредневековье основано на примате трансцедентных реальностей, Новое же время превращает эти реальности в субъективные идеи. Отсюда весь рационализм, субъективизм и индивидуализм Нового времени. Новоевропейская культура не уничтожает эти ценности, но она превращает их в субъективное достояние. Она лишает объекты их осмысленности, их личностности, их самостоятельной жизни, превращая внешний мир в механизм, а Бога – в абстрактное понятие. Поэтому индивидуализм, кульминирующий в так называемом романтизме, и механизм – диалектически требуют один другого. Эта эпоха выдвигает на первый план отдельные, дифференцированные способности или всего субъекта, напрягая это до противоестественных размеров; все же прочее превращается в некое аморфное чудовище, в безглазую тьму, в бесконечно расплывшийся, черный и бессмысленный, механистический мир ньютоновского естествознания. Отсюда такие лозунги, как знание без веры, такое вероучение и мифология, как о всемогуществе знания, это постоянное упование на науку, на просвещение, этот слепой догмат “в знании – сила”»[7].

«В мире нет ничего, – учил В.И. Ленин, – кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени»[8]. Основатель антропогеографии Фридрих Ратцель писал: «Всеобщие законы распространения жизни охватывают также законы распространения жизни человеческой. Поэтому антропогеография мыслима только как отрасль биогеографии, и целый ряд биогеографических понятий может быть непосредственно перенесен на вопросы о распространении человека»[9]. Позднее В.И. Вернадский развил на основании идей Эдуарда Леруа и Тейяра де Шардена учение о ноосфере. В частности В.И. Вернадский писал: «Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Перед ним открываются все более и более широкие творческие возможности… Лик планеты – биосфера – химически резко меняется человеком сознательно и главным образом бессознательно… Человек стремится выйти из предела своей планеты в космическое пространство. И, вероятно, выйдет… Это новое состояние эволюции, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть “ноосфера”… Ход этого процесса только начинает нами выясняться…»[10]

Читайте также:
Разрешительная молитва: текст на исповеди и отпевании

Современные ученые, культурологически осмысляя данную проблему, фактически прямо говорят о единстве постхристианского человечества как единстве в Анти-Церкви. Профессор В. П. Океанский пишет: «Если для первого тысячелетия Антихрист выступал как внешняя по отношению к Церкви сила, “скованная на тысячу лет” (Ап. 20:2), для второго – как сила, вторгающаяся в Церковь, то для третьего он выступит как сила, созидающая Анти-Церковь»[11]. Перекликаются с этим слова профессора А.И. Тихонова о том, что «те, кто еще способен видеть, могут распознать Зверя, тело которого подобно гигантскому муравейнику, состоящему из людей, покорно исполняющих его волю, даже не подозревая об этом»[12].

Представляется интересным сравнение человечества в его измененном грехом состоянии с раковой опухолью планеты Земля. Как пишет один из современных авторов, «поведение современного человека напоминает поведение раковой клетки, которая не подчиняется программе организма, то есть не выполняет полезной для него функции, активно перестраивает его в своих интересах, плодя своих потомков вдоль кровеносных сосудов, заполняя все доступное пространство, вытесняя здоровые ткани и обрекая их на атрофирование. Это происходит до тех пор, пока организм не утратит целостность своей организации и не погибнет вместе с колонией раковых клеток. Это такой стиль жизни, когда кто-то временно выигрывает, затем все проигрывают. Не это ли характерно для современного человечества? Человек рвется в бессмертие, раковая клетка уже открыла эликсир бессмертия. Если здоровая клетка гибнет по требованию организма и имеет предел делимости, который диктуется организмом, то раковую клетку можно погубить только прямым воздействием (например, путем ампутации); размножаться она может до бесконечности»[13].

Это сравнение не более чем образ, но он органично дает ответ, почему из-за грехопадения человека пострадала вся земля: если рак возникает в одной части организма, то страдает целое. А живого на земле намного больше, чем обычно думают последователи механистической философии, в определенной степени являющейся философией смерти. «Возникновение механистической философии, становление экспериментального метода в науке и расцвет в 17 веке жанра натюрморта имеют одни и те же социальные корни. В натюрморте, с одной стороны – отказ от мирских радостей, а с другой – пристальный интерес ко всем подробностям мира. Для просто любования не нужно было убивать природу. Подобный же настрой на размышления о смерти создавали в 17 веке механические устройства. Если живая природа ассоциировалась с аффектами, свойственными поврежденной человеческой природе, то механические устройства – с полным контролем разума над собой и миром. Образы мира как часового механизма, а Бога как часовщика воспринимались как душеспасительные. Парадоксально, но образ искусственной вещи, мертвой природы, механизма противопоставлялся протестантизмом 17 века явлениям живой природы как выражение высшей духовности в противоположность ветхой душевности»[14].

О том, что духом жизни обладают не только животные, но и растения хорошо писал архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): «Между миром растительным и миром животным нельзя найти определенной границы, ибо в области простейших одноклеточных много почти совершенно похожих форм, из которых одни служат началом растительного мира, другие – животного, и различить их почти невозможно. Такие простейшие формы животных, как речная гидра, вольвокс, совершенно похожи на растения и по своим жизненным функциям почти не отличаются от них. От класса простейших начинаются два грандиозных мира живых существ – растений и животных. Совершенно несомненно, что весь растительный и животный мир обладает, по крайней мере, низшим из даров Святого Духа – духом жизни»[15]. При этом он отмечал: «Мы не приписываем растениям душу в том смысле, как она понимается у человека и животных, а только бессознательное представление и бессознательную волю»[16].

О будущем блаженстве животного мира образно написал пророк Исаия: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норой аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи» (Ис. 11; 6-8).

Но здесь уместно уже в положительном контексте обратиться к работе К.С. Льюиса, писавшего: «Мы не можем себе представить и собственной нашей вечной жизни, тем более не вообразить нам тамошней жизни животных. Если бы земной лев узнал, что ему уготовано есть сено, как волу, он счел бы это описанием ада, а не рая. И если во львах нет ничего, кроме кровожадности, в вечность переходить нечему. Но если что-то есть, Бог может дать этому и тело, какое пожелает, – не пожирающее ягненка, а львиное в том смысле, в каком мы употребляем это слово, когда говорим о силе, царственности и великодушии»[17].

В современном учебнике православного догматического богословия написано: «Мир со всеми силами и законами, которые ему присущи, целиком и полностью отвечает тем целям и задачам, ради которых он был создан. Даже после грехопадения мир сохраняет свою ценность в очах Божиих, и эта характеристика остается в силе. Священное Писание говорит, что мир после грехопадения лежит во зле, однако, сам мир не является злом, поскольку всякое творение по природе своей благо, даже если по какой-то причине способ существования твари изменился и пришел в противоречие с тем способом, которым изначально был задан ей Творцом. Это видно из слов апостола Павла: «Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим. 4,4)»[18].

Как сказала в одном из своих интервью автор книги «Святые животные» Т.М. Горичева, «наша православная традиция, в отличие от католической и протестантской, жизненна. Потому что наши подвижники не столько рассуждали на эту тему, сколько исправляли греховное повреждение, греховное падение человека в отношении к животным. Они общались с животными на райском уровне. Как говорил Исаак Сирин: «Животные обоняют запах рая и идут к святым». У нас множество примеров в житиях святых, которые я привожу в своей книге с намеренно провокационным названием «Святые животные», того, как святые дружили с животными. Конечно же, в первую очередь каждый православный помнит об общении прп. Сергия Радонежского и прп. Серафима Саровского с медведем. Прп. Герман Аляскинский общался с горностаями, святые на Афоне и в Греции, где я часто жила, общаются даже со скорпионами, старец Исидор из Гефсиманского скита читал Псалтырь вместе с лягушкой (она всегда появлялась на пеньке рядом его домиком, когда он начинал читать кафизмы). Приснопоминаемый старец Николай Гурьянов даже пауков чествовал, мухи не разрешал убить, с котами своими разговаривал, как с лучшими друзьями»[19].

Читайте также:
Православие и порча: отношение церкви и мнение священников, ответы на частые и популярные вопросы, молитвы и защита от сглаза

Завершить эти небольшие размышления хотелось бы словами святителя Луки (Войно-Ясенецкого): «И у животных дух связан с телом, как у человека, и поэтому есть полное основание ожидать, что и их тела будут существовать в новой природе, новом мироздании после гибели нынешнего мира. Об этом говорит апостол Павел: “Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучается доныне” (Рим. 8, 19-22). Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило всех судеб мира, и в наставших печальных судьбах жизни она по греховной воле Адама, которому Бог подчинил ее, подпала суете, нестроениям и страданиям. И для нее есть надежда, что в день прославления всех праведных, искупленных Христом от рабства тлению, она и сама будет освобождена от страданий и тления, то есть будет нетленной. В новом Иерусалиме, новом мироздании и животным будет место; там не будет ничего нечистого, и новая тварь получит древнее оправдание и освящение Словом Божиим»[20].

[1] Льюис К. С. Страдание / К.С. Льюис. Собрание сочинений в 8 томах. Том 8. М., 2000

[2] Льюис К. С. Указ. соч. С. 195

[3] Серафим (Роуз), иером. Православный взгляд на эволюцию russia-talk.org›cd-history/otkliki/ot-615.htm (дата обращения 20.08.2013 года)

[4] Макарий, митрополит. Православно-догматическое богословие. СПб., 1883. С. 462-463

[6] Лосев А.Ф.Диалектика мифа. М., 2008. С. 271

[7] Лосев А. Ф. Указ. соч. С. 157-158

[9] Ратцель Ф. Человечество как жизненное явление на земле. М., 2011. С. 8

[10] См.: Владимир Вернадский. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков./ Сост. Г.П. Аксенов. М., 1993. С. 505-520

[11] Культурфилософские смыслы и основания жизнедеятельности человека в современном мире: Монография / Науч. ред. В. П. Океанский. Шуя, 2012. С. 12

[12] Тихонов А.И. Законы природы с позиций теории информации. Иваново, 2008. С. 3

[13] Тихонов А.И. Указ. соч. С. 31

[14] Королева Л.М. Генезис научной картины мира. М., 1985. С. 65

[15] Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) Наука и религия. М., 2001. С. 209-210

[17] Льюис К. С. Указ. соч. С. 199

[18] Давыденков О., свящ. Догматическое богословие. azbyka.ru›…i…davydenkov_dogmaticheskoe_bogoslovie…(дата обращения 20.08.2013 года)

[19]Святые животные . Беседа Людмилы Ильюниной с философом Татьяной Горичевойbudapest.orthodoxy.ru›sozdal/sozdal7.html (дата обращения 20.08.2013 года)

[20] Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) Наука и религия. М., 2001. С. 290

Попадут ли животные в вечность?

…У одной девочки, моей прихожанки, умерла любимая собака. Девочка много плакала, а через несколько дней во сне увидела свою собаку – здоровой и жизнерадостной. Самое интересное то, что от собаки исходило сияние. Как эта девочка потом мне сказала – «Я перестала плакать, потому что поняла, что моя собачка находится в лучшем мире». Как относиться к этому сну? Как к фантазии, или как к какому-то знаку от Бога. В любом случае он поднимает огромную и важную тему: Какова судьба животных? Прожить отведенный им, иногда весьма краткий срок, и кануть в небытие? Тогда зачем они вообще были созданы Богом? Чтобы развлекать людей, быть для человека игрушкой и пищей?

Об этом сегодня и поговорим. Но сначала мы должны усвоить одну важную вещь: Церковь никогда не пряталась от таких вопросов. Их ставили богословы и святые отцы всех времен. Другое дело, что наверняка решить эти вопросы мы не можем. Нам не открыто это! Лишь иногда Священное Писание и Предание деликатно касаются этой темы.

Итак, судьба животных, или более широко – вечная судьба природы… Какова она?

Напомню, что согласно православному богословию, наш нынешний мир находится в состоянии поврежденности, отпадения от Бога. Виной всему – Грехопадение прародителей. Если мы вспомним библейский рассказ об Адаме и Еве мы увидим, что в Эдеме, прекрасном райском саду, они жили в любви со всем живым творением. Так и было задумано Господом, чтобы и человек и все творение жили в любви и единстве друг с другом и с Ним, Творцом и любящим Отцом всяческих.

Грехопадение явилось катастрофой космического масштаба, и оно имеет последствия не только для человека, но и для всего мироздания. Повредился человек, повредился весь мир… «Падение человека было в то же время и падением природы, проклятие человека, стало проклятием природы. И с тех пор человек и природа, как два неразделимых близнеца, ослепленные одним и тем же мраком, омертвленные одной и той же смертью, нагруженные одним и тем же проклятием, рука об руку идут через историю по бесконечным беспутьям греха и зла; вместе спотыкаются, вместе падают, вместе и поднимаются, непрестанно стремясь к далекому концу своей печальной истории» (преп. Иустин Сербский).

В мир вошли смерть, злоба, взаимное уничтожение. Духовной задачей человека стало вернуть утерянный Рай! Возможно ли это? В большей или меньшей степени многие ветхозаветные герои духа (да и язычники, вспомним хотя бы праведного язычника Иова) старались жить по-Божьи. Пророки укрепляли людей, говорили, что в рамках этого мира подлинное богообщение и не достижимо. Оно возможно лишь тогда, когда на землю придет посланник Божий, Его Сын.

И вот тогда наступит время примирения всего творения с Богом. Правда, произойдет это за горизонтом здешнего бытия, после преображения мира. Тогда наступит Царство Небесное, в которое войдут не только люди, но и животные. И в этой вечности, как некогда, при начале бытия, в Раю, человек и животные будут жить в мире и дружественном общении. «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому». И далее: «И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на святой горе Моей…» ( Ис. 11 гл.).

Читайте также:
Заговение: что такое и что значит в православии, правила и особенности традиции

И действительно, новым этапом, или вернее эрой в судьбе человека и мира стало пришествие в наш мир Сына Божия – Иисуса Христа. Христос примиряет мироздание и человека с Богом. И вносит в начертанную ветхозаветными пророками картину некоторые коррективы. Да, преображение мира нами еще только ожидается, оно в будущем, но уже сегодня всякий желающий может задышать его воздухом, ощутить его аромат…

Однажды, когда Иисуса спросили, когда придет Царствие Божие, Он ответил: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк. 17, 20-21 ). Это значит, что Царство Божие начинает проявляться уже в этом мире, среди нас, людей века сего, – внутри нас! Когда мы видим чудеса, происходящие по молитвам подвижников веры, как мы называем их – святых людей, когда мы видим, как законы мироздания как бы смиренно уступают некоей высшей воле и силе, что это, как не обнаружение в нашем мире каких-то иных законов. Законов Царствия Божия…

Знакомство с жизнью святых людей показывает нам, что ветхозаветные пророчества о дружбе животных и людей уже как бы осуществляются. Всем известны рассказы о дружбе преп. Сергия Радонежского, преп. Серафима Саровского с дикими зверями – медведями. О преп. Германе Аляскинском читаем у его биографа и очевидца его духовных подвигов: «Около его келий жили горностаи. Эти зверьки отличаются своей пугливостью. Но они прибегали к преподобному Герману и ели из его рук. Видели, как преподобный Герман кормил медведя». Тоже известно и о древних отцах пустынниках, к которым приходили за помощью и которых охраняли дикие звери.

Почему это происходит? Можно предположить, что благодать Божия, действующая через подвижника, ощущается зверями. И нам, людям, хорошо быть рядом со святым, и животные чувствуют, что этот человек принадлежит тому миру (Царству Небесному), в котором нет вражды и взаимоуничтожения. В известной дореволюционной книге «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» описывается случай с намоленными четками старца. Отмахнувшись этими четками от разъяренного волка, странник спасся от растерзания хищным диким зверем. Чудесному происшествию книга дает такое объяснение: «Когда первосозданный человек Адам был в невинном святом состоянии, тогда все животные и звери были ему в покорении, они со страхом подходили к нему, и он нарицал им имена. Старец, чьи сии четки, был свят: а что значит святость? Не что иное, как через подвиги возвращение невинного состояния первого человека в грешном человеке. Когда освящается душа, освящается и тело. Четки всегда бывали в руках освященного; следственно, чрез прикосновение к ним рук и испарений его, привита к ним святая сила, — сила невинного состояния первого человека».

Замечательный современный русский мыслитель Татьяна Горичева, автор книги «Святые животные» пишет: «Животные не только “стенают и мучатся” вместе с человеком. Не только ждут усыновления и искупления… они уже способны, вслед за святыми и мучениками проникнуть в новый эон, войти в Церковь, дерзнем сказать — обожиться. В житии св. Великомученика и целителя Пантелеймона рассказывается, что дикие звери не хотели нападать на юношу. Тогда были убиты и они. Их трупы были брошены на съедение птицам. Но птицы до них не дотронулись. Трупы животных долгое время лежали на солнце и оставались нетленными. Итак, мы имеем дело с мощами животных».

Очевидно, – животные чувствуют духовную атмосферу Рая…

Сложнее тема вечной судьбы животных. Бессмертны ли их души (а у животных есть душа, как набор психических свойств)? Может быть, свидетельство ветхозаветных пророков понимать как поэтическую аллегорию.

Апостол Павел пишет об этом конкретно: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» ( Рим. 8, 19-23 ).

Откровение сынов Божиих – это время прославления человека в Царствии Божием. Значит, по мысли ап. Павла, тварь ждет этого времени? И ждет в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы. Частное мнение ап. Павла? Едва ли. То же читаем и у многих святых отцов. Так, толкуя слова ап. Павла – сама тварь освобождена будет…св. Иоанн Златоуст говорит: «Что значит сама? Не ты один [человек], но и то, что ниже тебя, что не имеет ни разума, ни чувств – и то будет с тобою участвовать в благах. Освобождена будет, – говорит апостол, – от рабства тлению, то есть не будет уже тленною, но делается соответственною благообразию твоего тела. Как тварь соделалась тленною, когда твое тело стало тленным, так и тогда, когда тело твое будет нетленным, и тварь последует за ним и сделается соответственной ему».

А вот что об этом говорит св. Симеон Новый Богослов: «Все твари, когда увидели, что Адам изгнан из рая, не хотели больше повиноваться ему, преступнику. Но Бог… сдержал все эти твари силою Своею, и по благоутробию и благости Своей не дал им тотчас устремиться против человека и повелел, чтобы тварь оставалась в подчинении ему, и сделавшись тленною, служила тленному человеку, для которого создана, с тем, чтобы когда человек опять обновится и сделается духовным, нетленным и бессмертным, и вся тварь, подчиненная Богом человеку в работу ему, освободилась от сей работы, обновилась вместе с ним и сделалась нетленною и духовною».

О грядущем преображении твари вдохновенно пишет в своем учебнике «Догматика Православной Церкви» преп. Иустин Сербский: «Богочеловеческая истина о преображении природы непрестанно живет в Богочеловеческом теле Православной Церкви Христовой и будет жить вовеки… Воскресение мертвых будет концом смерти не только для людей, но и для видимой природы, которая подверглась смерти и тлению по грехолюбивой воле своего надменного господина – человека… Восстановлением человека в изначальном состоянии Господь и природу вернет в ее изначальное безгрешное состояние. Тогда не только христолюбивые люди древнею добротою возобразятся, но и вся природа…»

Каким образом это произойдет? А вот это нам не открыто. То, что живое творение каким-то образом войдет в вечность, приобщится грядущим благам вечного и блаженного бытия – истинная вера Православной Церкви. Как это будет? – мы не знаем.

Читайте также:
Голгофа: что это такое, значение и возможные места, где она находится, история

Некоторые мыслители высказывали на этот счет свое мнение, но будем помнить, что это всего лишь частное богословское мнение, хотя и уважаемого лица.

Некоторые говорили, что войдут в вечность лишь те животные, которые общались с человеком. Через общение с бессмертной человеческой душой и животная душа прикоснулась к вечности, восприняла в себя благодатные силы, которые не дадут ей исчезнуть со смертью тела, а позволят жить в ином мире…

Иначе считал, например, святитель Феофан Затворник. Он писал, что возможно, Бог сотворил некую «мировую душу». В эту-то душу и вливаются после смерти души всех живых существ, кроме человека. «Есть градация душ: «некая химическая душа», и выше — растительная, затем — животная. Все эти души, низшие духа, в свой черед «погружаются в душу мира», растворяются в своем первичном субстрате. “А душа человека не может туда погрузиться, но духом увлекается горé, — это по смерти”» Духовные чада известного подвижника, исповедника и прозорливого старца архимандрита Бориса (Холчева) рассказывали, что он придерживался такого же мнения: «Не раз задавался вопрос о душе собак, что будет с ними после их смерти. Отец Борис говорил, что их души сольются с душой “мировой собаки”».

Есть и иные, менее известные теории, но все это лишь теории. Как и что будет на самом деле – знает лишь Бог. А мы и вся природа, предадимся Ему, – Отцу и Спасителю, с любовью и доверием.

Есть ли душа у животных?

Наверное, каждый православный христианин хотел бы, чтобы его домашний любимец получил жизнь вечную. Появляется логичный вопрос: могут ли животные попасть в Царство Небесное? Для начала стоит изучить комментарии богословов по этому поводу и понять, есть ли душа у животных вообще.

Душа у животных и человека: в чем отличие

Не стоит забывать, что все живое в этом мире создано Господом Богом. Изначально человек был венцом творения и пребывал со Всевышним в гармонии и любви. Как известно, человек был создан по подобию Божьему.

Пребывание человека в Раю было самым лучшим и благим временем. Из библейских рассказов и описаний можно понять, что и животные населяли Эдемский Сад. Они жили в гармонии с первыми людьми, Адамом и Евой. Сам Адам давал имена этим животным, а они были в его власти. Не существовало смерти и страданий, но все это закончилось, когда праотцы совершили грехопадение. Вместе с природой человека повредилась и природа животных. Теперь все живое было подвластно физической и духовной смерти.

Человек столкнулся с грехом, который ему предстояло побороть, чтобы вернуть утерянный Рай. В Писании говорится об обновленной природе человека после второго пришествия Спасителя и о Рае, населенном различными животными. Следовательно, животные тоже имеют душу. Вот только душа эта отличается от человеческой, так как она тленна. По Писанию, душа животного находится в его крови. А кровь — не что иное, как плоть. Плоти свойственна смерть, тление. Душа человека бессмертна, так как сам человек был создан по образу Божьему.

Что мы знаем о душе:

Тем не менее природа души животного не полностью раскрыта. Богословы пытались трактовать слова из Священного Писания по этому поводу, но однозначных мнений нет и по сегодня. Неизвестно, каким образом войдут обновленные животные в Царство Небесное. Некоторые богословы считали, что такими животными станут те, которые когда-то при земной жизни повстречали человека. Святитель Феофан Затворник считал, что для каждого животного и растения Господь создаст одну душу, будто один идеальный собирательный образ пса, кошки и т.д.

Важно! Иногда любовь к домашнему питомцу переходит все допустимые границы. Иисус Христос заповедал прежде любить Бога, а потом ближнего и все живое существо.

Например, если человеку его домашний любимец важнее собственных родственников или друзей, то можно смело говорить о неправильной духовной жизни такого человека.

Куда попадает душа животных после смерти

Как и было сказано раньше, душа животного смертна, так как изначально животные были созданы для службы человеку. Господь даже заповедал Ною употреблять животных и растения в пищу, приносить их в жертву, но запретил употреблять кровь, так как в ней душа животного.

Христианские богословы так и не пришли к одной точке зрения насчет загробной жизни у животных:

  • одни ожидают встретить своих питомцев в раю;
  • другие настаивают на том, что встретят всего лишь обновленный образ животного.

Тем не менее только будущая жизнь приоткроет эту завесу неведения. Что же касается земной жизни, то здесь все немного яснее. Оказывается, что за домашних животных можно молиться. Не о прощении грехов или упокоении души, ведь животные по природе своей не согрешили, но были вынуждены последовать за человеком после его грехопадения. Да и душа животного умирает вместе с его телом.

Молитвенно можно обращаться к Богу тогда, когда животное заболело или потерялось. Есть святой покровитель кошек. В истории Церкви известны и другие святые, которые без всякого страха жили бок о бок с дикими животными и даже кормили их с рук. Каждый человек должен относиться к животным с любовью, ведь эти существа вынуждены страдать за грехопадение рода человеческого.

Интересно! Православным христианам и по сей день не рекомендуется употреблять кровь животных в пищу. В Средневековье употреблявших кровь животных отлучали от Причастия.

Попадет ли Барсик на небо?

Без восторгов

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре (Москва):

Протоиерей Александр Ильяшенко

– Нам не открыто то, что касается посмертной участи животных. Но мы точно знаем, что бессмертной души у них нет. И кого из них Господь оставит с нами в новой жизни, а кого не оставит, мы не знаем. В Раю животные были, но окажутся ли там наши любимцы, — неизвестно.

Давайте посмотрим: если нам кажется, что наш, такой хороший, пригожий пушистый любимец должен быть в Царствии Небесном, то медведь, который этого любимца съел – тоже там? А, простите, попавшая в бульон курица?

Допустим, что Господь Всемогущий по любви, снисхождению отправит их в Царствие Небесное. Но получается некое снижение образа.

Преподобный Силуан Афонский говорил, что любовь Святого Духа так велика, что человек просто себя забывает. Нам, живущим в другом духовном измерении, всего этого не представить. А человек одухотворенный, как преподобный Силуан, всем сострадает, и о животных может плакать, но его душа горит любовью только к Богу.

Все эти вопросы, думаю, порождаются нашей цивилизацией. Когда в большинстве своем люди жили в деревне, где, собственно, идет борьба за выживание: будет урожай – будет что есть, не будет урожая – жди голода, им было не до подобных переживаний.

Читайте также:
Православие и Распутин: отношение церкви, мнение священников и старцев, ответы на частые вопросы, святой или нет

Кошечек–собачек держали исключительно из функциональных соображений: кошка ловит мышей – пусть живет, собака сторожит дом – она на своем месте. Просто так кормить их не было возможности. Милые овечки, свинки, курочки, петушки – все это шло в пищу без какой-либо лирики.

Поэтому отношение к животным было иным, чем сейчас, к ним так не привязывались.

Даже коровы, которым давались ласковые имена, – были важны именно как «кормилицы», а не просто фактом своего существования в доме.

Наши переживания по поводу животных – сентиментальный интеллигентский подход, характерный для времени, в котором мы живем. Но чувствительность и сентиментальность совсем не говорят о том, что мы стали добрее и милосерднее. И характерно все это именно для жителей городов.

В деревне по-прежнему остается очевидной причинно-следственная цепочка: еда – выживание. Деревенский житель знает, что мясо происходит не из супермаркетов в виде разделанных кусочков.

Святые – совершенные люди – к животным не привязывались. Их любовь была одухотворенной, она, с одной стороны, вбирала в себя все и всех, с другой – была устремлена только к Богу. При этом святые молятся за весь мир, а не только за людей. Потому что он стенает из-за грехов наших.

И животный мир сам тянется к святости – вспомним святого преподобного Сергия, святого преподобного Серафима, к которым ходили медведи. Лев умер на могиле преподобного Герасима Иорданского, хотя святой был при жизни строг с животным: ошибочно посчитав, что лев съел ослика, наложил на него епитимью. У святых не было сентиментального отношения к животным.

Как быть нам, сентиментальным, – вопрос. Нужно какое-то духовное усилие, чтобы перестать быть сентиментальными и стать хоть немного духовными. Для этого и держать в памяти образ святых, которые были иными.

И наших городских детей, для которых увидеть корову – это событие, – растить именно с таким пониманием. Говорить о домашнем животном: «Ты должен о нем заботиться, но помни, что любить животного нельзя так же, как человека», — поощряя при этом заботу и бережное отношение ребенка к своему пушистому или пернатому любимцу. Но без лишних эмоций и восторгов.

Собачий маникюр и любовь к человеку

Священник Виталий Ульянов, настоятель храма в честь Пресвятой Троицы в селе Усады Высокогорского района Республики Татарстан:

Священник Виталий Ульянов

Понятно, что к животным нужно относиться с любовью, оберегать, поскольку «мы в ответе за тех, кого приручили». Да, и прежде всего перед Богом. Ведь животные – тоже Его творения, созданы Им.

И животные тянутся к людям, когда чувствуют в них настоящую любовь к Божьему миру. Вспомним примеры преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, пророка Илии, которому ворон приносил еду.

И в свой ковчег Ною было велено Господом взять собой животных для спасения разных видов и дальнейшего их размножения. Чтобы животные были рядом с человеком.

Само собой разумеется, что издеваться над животными, приручить, а потом выгнать на улицу – недопустимо. Грех, в котором нужно каяться, плакать о собственном сердечном ожесточении. Это настолько на поверхности, что, думаю, и в объяснении не нуждается.

Животные нужны человеку – в том числе они дают нам пищу – молоко, яйца, некоторые животные сами являются пищей. Но чтобы корова давала достаточно молока, куры – яиц и так далее – нужно хорошо и бережно заботиться о животном.

Я вырос в небольшом городе, в частном доме. Мы постоянно ездили в деревню, к бабушке и дедушке, которые держали три–четыре коровы, телят, кур, коз, овец. Общение с животными было для меня естественной частью жизни, а не экзотикой, как для многих сегодняшних горожан.

И родители, бабушки-дедушки с раннего детства приучали нас к адекватному восприятию животных, о которых необходимо заботиться: «Иди, помоги напоить корову, убери за кроликами, привяжи козу…»

Потом и у нас дома держали и лошадь, и корову, и телят, и козочек, и кроликов. И мы, даже не задумываясь, не рефлексируя, просто глядя на пример родителей, понимали, что мы должны заботиться о животных, что это просто жизненно необходимо. Потому что лошадка, например, и себя кормит, и помогает нам возить еду для остальной скотины, в том числе для коровы, которая дает нам молоко. Кошка – ловит мышей, собака – охраняет дом. Все понятно и естественно.

Не очень естественно, мне кажется, когда животных берут на такие человекозаменяющие роли. Например, одинокая женщина покупают дорогую кошечку или собачку и начинает все свои силы, в том числе и духовные, отдавать ей. Не просто заботиться, а заботиться как о человеке, изощренно, покупая дорогую одежду, и прочее и прочее. Здесь точно нет никакого смысла.

Понятно, что маленькую собачку за тридцать тысяч рублей покупают не для охраны, а для развлечения. Чтобы заполнить внутреннюю пустоту. Вместо того чтобы пойти молиться в храм, вместо того, чтобы отдавать свои силы людям, которые нуждаются в этом, она будет заниматься маникюром своей собачки, тратить на нее чувства, эмоции и деньги.

О том, чтобы человек не воспринимал животное так, должны заботиться родители, с самого детства расставляя все точки над «i». В городе можно держать домашнее животное, заботиться о нем, но именно как о животном.

Еще неплохо знакомить городских детей с деревенской жизнью, чтобы те или иные продукты питания для них не были абстракцией. Чтобы они понимали, что яйца несет вот такая живая курочка, а они не появляются сами по себе упакованными в супермаркете, что молоко не сразу появляется в пакетах, а его дает вот такая настоящая корова. И что вообще сельская жизнь, сельское хозяйство неразрывно связаны с тяжелым трудом, а потому надо бережно относиться к тому, что ты ешь, любить и уважать то, что тебе дал Господь.

Видя и зная нормальную жизнь, в которой животные занимают свое место, ни у меня, ни у моих близких никогда, даже в детстве, не возникало вопроса об их посмертной участи. Они, мне кажется, возникают именно у городских детей, которые оторваны от реального течения жизни.

Так что ответа на этот вопрос я не знаю. Нам известно только, что у них нет бессмертной души. У них есть разум, они много понимают. А как дальше Господь распорядится, мы не знаем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: