Рецепты постных оладьев: традиционные и проверенные рецепты, советы и пошаговые инструкции

Оладьи, Пост

Пост

Рецепты изделий из теста → Блины и оладьи → Оладьи

Цыбульники. Как драники, только цыбульники : )) Формула одного из моих идеальных завтраков – цыбульники, холодная деревенская сметана и крепкий кофе.

Горячие картофельно-кабачковые оладьи, с пылу-жару, отлично подойдут в пост.

Постные картофельные оладьи на дрожжах отличаются от драников и консистенцией, и вкусом. В моей семье такие оладьи из картофеля очень любят. Предлагаю и вам приготовить это несложное постное блюдо.

Вот такие овощные оладьи, без яиц, на скорую руку сделала к завтраку.

Во время поста хозяйкам приходится проявлять немалую изобретательность, чтобы накормить свою семью вкусно и разнообразно. Я хочу предложить вашему вниманию простой и бюджетный рецепт драников с грибами.

Вкусное блюдо из простых продуктов для вегетарианцев и постящихся – оладьи из капусты с добавлением манной крупы. Такой несложный рецепт овощных оладий пригодится не только в постные дни, ведь эти капустные оладьи без яиц и молочных продуктов также отлично подходят к супам и даже могут заменить хлеб!

Отличный завтрак для всей семьи, рекомендую оладьи с бананами и овсяными хлопьями. С вареньем или медом – очень вкусно.

Пост, Господа. Драники – рецепт, просто созданный для поста! Постные драники из картошки готовятся без яиц, что, кстати, гораздо вкуснее.

Оладьи из кабачков можно приготовить из минимального количества ингредиентов. Готовятся такие оладушки из кабачков без яиц. В итоге вы получите очень вкусное блюдо для постного стола.

Простой традиционный рецепт этого блюда украсит постный стол и разнообразит меню. Я очень люблю драники с грибами, может и Вам понравятся?

Шикарные овсяные оладьи на завтрак. Побалуйте своих родных.

Разнообразьте постное меню вкусными блюдами. Предлагаем вам приготовить постные оладьи из ячневой крупы. Простые оладьи из ячневой каши получаются румяными, аппетитными и сытными.

Рецепт драников из картошки с новым “звучанием”.

Экспериментируя на своей кухне, я составила интересный рецепт нежных постных котлеток, которые я назвала “Постные бризольки”. Они очень похожи по толщине и нежности на классические бризоли.

Некоторые думают, что пост – это серые будни и безвкусная пища. Попробуйте постные оладьи и поймете, что это не так. Для рецепта подойдет любая газировка, и обычная минералка, и сладкая вода. Все зависит от того, какие оладушки вы хотите – соленые или сладкие.

Эти необычные закусочные оладьи готовятся с добавлением томатного сока, поэтому у них такой насыщенный цвет и оригинальный вкус. Готовятся томатные оладьи так же просто, как и и обычные, но жарятся на сухой сковороде без масла.

Интересные картофельные драники с овсянкой – вкусное блюдо из простейших недорогих продуктов. Драники с овсяными хлопьями получаются сочными, нежными и с хрустящей румяной корочкой. Яйца в рецепте не используются, поэтому можно приготовить эти драники как постное блюдо.

Постные кабачковые оладьи без яиц – это нежные овощные оладушки, которые могут быть как сладкими, так и без сахара. Сладкие оладьи из кабачков хорошо подать с вареньем или медом. К несладким идеально подходит постный майонез с чесноком. Кабачковые оладьи с удовольствием кушают даже те, кто не любит кабачки. Проверено. :)

Яблочные оладьи – вкусное дополнение к чаю в пост. Можно подавать с медом или джемом, а можно и без ничего, так тоже вкусно.

Постный день скрасят драники постные. Вкусно, просто, сытно, и по карману всем.

Прекрасный рецепт постных блинчиков. Сироп агавы добавит веганским блинам не только аромат (напоминает мед с карамельным оттенком), но сироп является и натуральным заменителем сахара.

В помощь постящимся идеальный рецепт для воскресного завтрака – кабачковые оладьи с бананами. Рекомендую.

Овсяные лепёшки с финиками – отличное решение для постного завтрака. Быстро и вкусно. А подаю я их горяченькими, с мёдом.

Простое и бюджетное блюдо для постного стола – блинчики из риса и гороха. От классического рецепта блинов или оладий они отличаются как ингредиентами, так и технологией приготовления. Готовятся необычные блинчики долго, зато даже варить горох и рис не понадобится – они просто запариваются и настаиваются. Такие оригинальные блинчики с насыщенным гороховым вкусом однозначно стоит попробовать!

Очень вкусный вариант картофельных драников с зеленью, без муки и яиц.

В постный день рекомендуем приготовить капустные оладьи. Также это хороший гарнир к мясу. Рецепт из серии “дешево и сердито”.

Рецепт полезных и вкусных оладий из смеси ржаной и пшеничной муки. Ржаная мука считается более “грубой”, чем пшеничная. Поэтому тесто для оладушек по этому рецепту мы сделаем из двух видов муки – ржаной и пшеничной, причём пшеничной будет меньше.

Тесто для панкейков по этому рецепту готовится на растительном молоке, например кокосовом или миндальном. В тесто добавляется банан и какао. Такими шоколадно-банановыми панкейками можно полакомиться даже в пост. Точно вкусно! :)

Полезные постные оладьи из кабачков.

Для приготовления этих драников потребуется всего два основных ингредиента: картофель и лук. Так как картофельные драники готовятся без добавления яиц, то они подойдут для постного и веганского меню.

Ну очееень вкусные постные оладьи. Их можно приготовить на простой воде или минералке — оладушки выходят тонкие, лёгкие. Постные оладьи скрасят пост и разнообразят Ваше меню.

Очень сытные ароматные оладьи из зелёной гречки с добавлением жареных грибочков с лучком. Очень вкусно получается.

Рецепт из серии “Проще простого”. Вкусные оладьи на дрожжах предложим на завтрак. Если не добавлять молока, получится постный завтрак воскресного дня.

Простое и вкусное постное блюдо. Дрожжевые оладьи – пышные, румяные!

Хочется пышных оладушек? Предложим оладьи дрожжевые. И вкусные и пышные. Дрожжевые блины хороши с начинкой из распаренных сухофруктов (слива, курага), а также с мясной и рыбной начинкой, весной — с начинкой из зеленого лука с вареным яйцом, щавеля, ревеня.

Разнообразьте постное меню вкусными блюдами. Предлагаем вам приготовить постные оладьи из ячневой крупы MAKFA. Простые оладьи из ячневой каши получаются румяными, аппетитными и сытными.

Все права на материалы, находящиеся на сайте www.RussianFood.com, охраняются в соответствии с действующим законодательством. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.RussianFood.com обязательна.

Администрация сайта не несет ответственности за результат применения приведенных кулинарных рецептов, методик их приготовления, кулинарных и прочих рекомендаций, работоспособность ресурсов, на которые размещены гиперссылки, и за содержание рекламных объявлений. Администрация сайта может не разделять мнения авторов статей, размещённых на сайте www.RussianFood.com

Читайте также:
Цвета и символика куполов на православных храмах: особенности и значения

Этот сайт использует файлы cookie, чтобы предоставить вам наилучший сервис. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой сайта по обработке персональных данных. СОГЛАСЕН

Готовим постные оладьи быстро и вкусно: 10 простых рецептов

В постной кухне есть место и кашам, и котлетам, и запеканкам, и пирогам, и вкусным блинчикам и оладьям, которые подают с джемом, медом, сахарной пудрой, а

  1. Пищевая и энергетическая ценность:
  2. 1. Постные оладьи на дрожжах
  3. Ингредиенты
  4. Приготовление
  5. Постные оладьи из чечевицы
  6. Кухонная техника и утварь
  7. 4. Постные оладьи с тыквой и бананом
  8. Ингредиенты
  9. Приготовление
  10. Постные оладьи с яблоками
  11. Похожие рецепты
  12. Постные банановые оладушки
  13. Рецепт 5: Постные морковные оладьи
  14. Фотографии «Постные оладьи-пышки» от приготовивших (34)
  15. 5. Постные оладьи с кабачками
  16. Ингредиенты
  17. Приготовление
  18. Смотрите также:
  19. Видео рецепт о том, как приготовить вкусные капустные оладьи в пост
  20. 7. Постные оладьи с капустой
  21. Ингредиенты
  22. Приготовление
  23. Постные оладьи из овсяных хлопьев с бананом и изюмом
  24. Картофельные оладьи (хэшбраун)

Пищевая и энергетическая ценность:

Готового блюда
ккал
1484.7 ккал
белки
34.3 г
жиры
34.4 г
углеводы
263.6 г
Порции
ккал
99 ккал
белки
2.3 г
жиры
2.3 г
углеводы
17.6 г
100 г блюда
ккал
195.4 ккал
белки
4.5 г
жиры
4.5 г
углеводы
34.7 г

1. Постные оладьи на дрожжах

povarenok.ru

Ингредиенты

  • 350 г муки;
  • 1 чайная ложка быстродействующих дрожжей;
  • 320 мл воды;
  • 2 столовые ложки сахара;
  • щепотка соли;
  • растительное масло — для жарки.

Приготовление

Соедините муку и дрожжи. Добавьте тёплую воду, сахар, соль и перемешайте. Накройте ёмкость с тестом полотенцем и оставьте в тёплом месте на 1 час.

Не перемешивая тесто, выкладывайте его на сковороду с разогретым маслом и подрумянивайте оладьи с обеих сторон на среднем огне.

Постные оладьи из чечевицы

Категория: Выпечка> Оладьи

6 ингридиентов 30 минут

Для этого блюда нам понадобится зеленая мелкая чечевица от Мистраль

Чечевицу замочите минимум на 12 часов. По истечении этого времени слейте воду и при помощи блендера сделайте из чечевицы пюре….

теги: закуска обед ужин пост

Кухонная техника и утварь

  • кухонная плита или варочная поверхность;
  • нож;
  • кухонная доска;
  • тарелки/миски для продуктов;
  • сковорода;
  • венчик.

4. Постные оладьи с тыквой и бананом

Rawlik/Depositphotos.com

Ингредиенты

  • 500 г очищенной тыквы;
  • 1 банан;
  • 1–2 столовые ложки сахара;
  • щепотка соли;
  • 1–2 чайные ложки корицы;
  • щепотка ванилина;
  • 1 чайная ложка разрыхлителя;
  • несколько столовых ложек муки;
  • растительное масло — для жарки.

Приготовление

Нарежьте тыкву небольшими кусочками, выложите в кастрюлю и залейте водой. Варите до мягкости, примерно 15–20 минут. Слейте воду и пюрируйте тыкву вместе с бананом.

Всыпьте сахар, соль, корицу и ванилин. Затем добавьте разрыхлитель и муку. Её должно быть столько, чтобы тесто получилось гуще сметаны и в нём могла стоять ложка.

Разогрейте в сковороде масло и выложите тесто. Готовьте оладьи на среднем огне до румяности со всех сторон.

Постные оладьи с яблоками

Это один из самых распространенных рецептов постных оладьев с яблоками без дрожжей! Вам понадобится:

  • 500 мл сока. Секрет приготовления этого блюда в том, что тесто замешивается не на воде, а на самом настоящем фруктовом соке. Это и делает оладьи вкусными и необычными. Можно использовать абсолютно любой сок!
  • 500 грамм муки. Можно смешать несколько сортов муки.
  • 3 средних яблока. Моем, чистим, удаляем кожуру и нарезаем кусочками.
  • 2 столовые ложки изюма. Он придаст сладость нашему постному десерту.
  • Разрыхлитель. Всего нужно будет 3 чайные ложки.

Муку смешиваем с разрыхлителем и отправляем к соку. Вымешиваем тесто, пока оно не станет однородным и тягучим. Теперь в тесто добавляем яблоки и изюм (его можно предварительно замочить в горячей воде на 10 минут). Остается только пожарить оладушки до золотистой корочки с двух сторон!

Похожие рецепты

Чтобы тесто не подгорело, нужно в духовку поставить миску с водой. При этом не имеет значения, о каком тесте идет речь. Это может быть любое тесто: пресное, дрожжевое, бисквитное, песочное, заварное,…

  • Читать полностью

Чтобы не было проблем с доставанием готовой выпечки из неразъемной формы, предварительно вырежь из картона круг, диаметром равный форме, и оберни его фольгой. На дно формы положи крест накрест две по…

  • Читать полностью

В сладкой выпечке вместо яиц можно использовать один из этих способов: • 1 яйцо = 1 ст.ложки кукурузного крахмала + 2 ст.ложки воды; • 1 яйцо = 1 банан, взбитый блендером в пюре; • 1 яйцо = 2-3 ложки…

  • Читать полностью

Иногда бывает, что по неизвестной причине вянут свежие огурцы. А так хочется сохранить их свежими намного дольше. Вот способ: берется тряпка и смачивается холодной водой. В нее заворачиваются огурцы.…

  • Читать полностью

Если шницели за два часа до готовки смазать смесью растительного масла и уксуса (1:1), тогда они получатся более мягкими.

  • Читать полностью

Чтобы избавить растительное масло от неприятных посторонних запахов, нужно положить в него луковицу и прожарить ее до черноты.

  • Читать полностью

Чтобы селедка с луком стала более вкусной, лук нужно замариновать. Для этого возьми равные доли воды и уксуса, добавь в полученную смесь сахара и хорошо размешай.

  • Читать полностью

Постные банановые оладушки

Еще один вариант полезного постного рецепта, который поможет разнообразить постное меню.

  • 1 большой банан. Примерно 180−200 грамм. Чистим, разрезаем на кусочки и мнем вилкой до состояния бананового пюре. Заливаем стаканом теплой воды и даем настояться.
  • 170 грамм муки. Можно использовать обычную пшеничную муку.
  • 40 грамм овсяных хлопьев и 1 столовая ложка отрубей. Эти ингредиенты богаты клетчаткой, которая очень полезна.
  • 2 столовые ложки сахара. Можно заменить на любой натуральный сахарозаменитель.
  • 2 столовые ложки разрыхлителя.
  • щепотка соли.

В отдельной емкости смешайте все сыпучие ингредиенты: муку, хлопья, отруби, разрыхлитель, сахар, соль. Теперь эту сухую смесь добавить к банановому пюре с водой. Перемешиваем и даем настояться 10 минут. Жарим на сковороде с растительным маслом с двух сторон.

Рецепт 5: Постные морковные оладьи

  • мука пшеничная — 200 гр
  • вода теплая — 250 мл
  • сахар — 1-2 ч.л.
  • дрожжи сухие — 1 ч.л.
  • соль
  • морковь — 1 шт
  • масло растительное

Муку просеять, смешать с сахаром, солью и сухими дрожжами. В теплую воду, постоянно помешивая, добавить мучную смесь. Накрыть тесто салфеткой и поставить в теплое место для подъема (на это уйдет примерно 1 час).

Морковь промыть, очистить и натереть на мелкой терке. После того как тесто поднимется, примешать к нему тертую морковь.

Читайте также:
Автокефалия: что такое и что значит, правила предоставления и особенности, что происходит в Украине

Нагреть сковороду, влить растительное масло и выкладывать столовой ложкой тесто. Оладьи обжаривать в масле с двух сторон до светло-коричневого цвета. Важно, чтобы оладьи успели пропечься. Готовые оладьи разложить на бумажные салфетки, чтобы впитался излишек масла.

Готовые оладьи можно посыпать сахарной пудрой или мелким сахаром.

Фотографии «Постные оладьи-пышки» от приготовивших (34)

Что дает регистрация?

Зарегистрировавшись на Поваренке, вы сможете:

  • добавлять свои рецепты;
  • участвовать в постоянно проводимых конкурсах c множеством ценных призов;
  • сохранять понравившиеся рецепты в свою “Кулинарную книгу”;
  • задавать вопросы по приготовлению авторам рецептов (и получать ответы!);
  • общаться с другими поварятами на форуме.

5. Постные оладьи с кабачками

timolina/Depositphotos.com

Ингредиенты

  • 500 г кабачков;
  • соль — по вкусу;
  • молотый чёрный перец — по вкусу;
  • 1 зубчик чеснока — опционально;
  • ¼ пучка любой зелени;
  • 100–150 г муки;
  • растительное масло — для жарки.

Приготовление

Очистите кабачки от шкурки и семечек. Натрите овощи на средней тёрке, смешайте с солью и перцем и оставьте на 10 минут.

Добавьте измельчённые чеснок и зелень, всыпьте просеянную муку и перемешайте. Выложите тесто на разогретую сковороду с маслом и подрумяньте с обеих сторон на среднем огне.

Смотрите также:

  • Никакой скалки и максимальный жар. Как сделать дома неаполитанскую пиццу →
  • Чугунная сковорода и никакой соды. Как приготовить блины на кефире →
  • 27 полезных советов, чтобы масленичные блины удались →

Видео рецепт о том, как приготовить вкусные капустные оладьи в пост

7. Постные оладьи с капустой

Rawlik/Depositphotos.com

Ингредиенты

  • 300 г капусты;
  • соль — по вкусу;
  • 1 л воды;
  • растительное масло — для жарки;
  • 1 луковица;
  • «Итальянские травы» или другая приправа — по вкусу;
  • ½ чайной ложки соды;
  • 200 г муки.

Приготовление

Тонко нашинкуйте капусту. Опустите её в кипящую подсоленную воду на 5–7 минут. Слейте отвар, оставив 200 мл.

Обжарьте на разогретом масле мелко нарезанный лук до золотистого цвета.

Соедините приправу, соду, соль и муку. Смешайте капусту, лук, оставшийся отвар и мучную смесь. Выложите тесто на разогретую сковороду с маслом и подрумяньте с двух сторон на среднем огне.

Постные оладьи из овсяных хлопьев с бананом и изюмом

Постные оладьи из овсяных хлопьев сделать очень легко, их осилит даже начинающая хозяйка. Полезный завтрак в пост порадует всех членов семьи, особенно, если подать стопку оладушек, щедро полив их медом или украсив фруктами.
Состав:
Хлопья овсяные — 100 гр
Изюм — 50 гр
Банан — 1 шт.
Масло растительное — 1 ст. л. и для жарки
Разрыхлитель теста — 0.5 ч. л.
Мука пшеничная — 3 ст. л.
Соль — 1 щепотка

Картофельные оладьи (хэшбраун)

Коли­че­ство ингре­ди­ен­тов меня поко­рило. А ещё этим можно уго­щаться в пост­ные дни. Замечательно!

Постные оладьи — оригинальные рецепты вкусного блюда для постного меню

Оладьи

Постные оладьи

Постные оладьи — оригинальные рецепты вкусного блюда для постного меню

Оладьи

Постные оладьи

При соблюдении поста приходится определять свое меню в установленные рамки, исключая из него все продукты животного происхождения. От некоторых блюд нужно отказаться вовсе, а отдельные можно оформить в альтернативных вариантах, как например постные оладьи.

Как приготовить постные оладьи?

Чтобы оформить постные пышные оладьи, нужно соблюдать простые рекомендации, которые в результате дадут возможность насладиться желаемым вкусом любимого яства.

  1. Для приготовления теста используют исключительно просеянную муку.
  2. При добавлении в основу перетертой овощной или фруктовой массы ее отжимают при помощи марли от лишней влаги.
  3. Тесто готовят зачастую с добавлением погашенной соды или на основе дрожжей, дав ему время на расстойку в тепле.
  4. Жарят постные оладьи на сковороде с толстым дном на разогретом растительном рафинированном масле.

Постные оладьи на дрожжах – рецепт

Неизменно пышными и мягкими получаются постные дрожжевые оладьи. Для реализации рецепта можно взять сухие дрожжи в указанных пропорциях или заменить их 20 граммами свежих. Варьируя количеством сахара, удастся получить лакомство любой степени сладости, а также добавить для аромата в тесто немного ванилина или ванильного экстракта.

  • мука – 4 стакана;
  • вода – 3 стакана;
  • дрожжи сухие – 2 ч. ложки;
  • сахар – 4 ст. ложки;
  • соль – ½ ч. ложки;
  • масло растительное для жарки.
  1. В миске смешивают муку, сухие дрожжи, сахар, соль и заливают все подогретой до приятной теплоты водой. При использовании свежих дрожжей их растворяют первоначально в воде.
  2. Перемешивают компоненты теста венчиком до однородности.
  3. Оставляют основу, прикрыв крышкой в тепле на 40-60 минут.
  4. Отбирают от подошедшей основы, не перемешивая ее, небольшое количество ложкой и выкладывают в разогретое масло.
  5. Жарят постные оладьи до румяности с двух сторон.

Постные овсяные оладьи

Еще одна вариация дрожжевых изделий – постные оладьи из овсянки. Это полезное блюдо будет к месту не только в пост. Сторонники здорового питания по достоинству оценят ценные характеристики лакомства и будут рады включать его в свое меню как можно чаще. Вместо воды можно использовать в качестве жидкой основы молоко на растительной основе, кокосовое например.

  • мелкие овсяные хлопья – 1 стакан;
  • мука – 1 стакан;
  • вода – 1 стакан;
  • дрожжи сухие – 2 ч. ложки;
  • сахар – 1 ст. ложка;
  • соль – ¼ ч. ложки;
  • масло растительное для жарки.
  1. Соединяют просеянную муку с хлопьями, сухими дрожжами, солью, сахаром, перемешивают и заливают теплой водой.
  2. Перемешивают основу и помещают в тепло на час.
  3. По прошествии времени, не перемешивая теста, жарят постные вкусные оладьи традиционным способом.

Постные оладьи с яблоками

Если вы любите яблоки, следующий рецепт изделий определенно придется вам по душе. Постные яблочные оладьи получаются ароматными, с едва уловимой фруктовой ноткой. В тесто можно добавить немного молотой корицы, которая сделает десерт еще пикантней. Процесс создания 4 порций лакомства займет около часа.

  • мука – 1,5 стакана;
  • вода – 1 стакан;
  • дрожжи сухие быстродействующие – 2 ст. ложки;
  • сахар – 2 ст. ложки;
  • яблоки – 2 шт.;
  • соль – ¼ ч. ложки;
  • масло растительное для жарки.
  1. Быстродействующие дрожжи смешивают с сахаром и солью, заливают теплой кипяченой водой и перемешивают.
  2. Натирают на терке яблоки, закладывают к жидкой дрожжевой смеси.
  3. Вмешивают в тесто просеянную муку и добиваются растворения всех мучных комков.
  4. Помещают емкость с тестом в миску с теплой водой и оставляют на 30 минут для подъема.
  5. Жарят постные яблочные оладьи на прогретом масле, отбирая небольшие порции и выкладывая их в сковороду.
Читайте также:
Православие и контрацепция: отношение церкви и мнение священников, можно ли православным предохраняться

Постные банановые оладьи

Не менее лакомыми получаются постные оладьи с бананом, который придает изделиям потрясающий аромат и необычный вкус. Предпочтительно использовать спелые мягкие плоды, которые прекрасно разминаются в пюре при помощи обычной вилки. Мелкие овсяные хлопья оставляют в первоначальном виде, а крупные измельчают в блендере или кофемолке.

  • вода – 2 стакана;
  • бананы – 2 шт.;
  • мука – 1,5 стакана;
  • овсяные хлопья – ½ стакана;
  • разрыхлитель – 2 ч. ложки;
  • соль – ¼ ч. ложки;
  • масло растительное – ¼ стакана;
  • сахарный песок – 2 ст. ложки.
  1. Соединяют муку, хлопья, разрыхлитель, сахар, соль.
  2. Банановое пюре смешивают с водой и выливают к сухим составляющим.
  3. Перемешивают тесто тщательно, добавив столовую ложку масла.
  4. Жарят постные банановые оладьи традиционным манером.

Постные оладьи из гречки

Постные оладьи, рецепт которых будет изложен далее, готовятся из смеси обычной и гречневой муки. Последнюю можно приобрести в готовом виде или же сделать самостоятельно, перемолов гречневую крупу в кофемолке. Очень вкусно подать лакомство с жидким медом, вареньем или фруктово-ягодным сиропом.

  • мука пшеничная и гречневая – по 100 г;
  • вода теплая – 400 мл;
  • сахарный песок – 2 ст. ложки;
  • сухие дрожжи – 2 ч. ложки;
  • соль – ¼ ч. ложки;
  • масло растительное для жарки.
  1. Растворяют в теплой воде дрожжи.
  2. Соединяют два вида муки, сахар и соль, всыпают в дрожжевую смесь.
  3. Перемешивают основу при помощи венчика и оставляют в тепле на час.
  4. Из подошедшего теста, не перемешивая его, жарят гречневые оладьи, как и традиционные на прогретой сковороде с маслом.

Постные оладьи на минеральной воде

Умеренно пышными и мягкими даже без добавления дрожжей или разрыхлителей удаются постные оладьи на воде, содержащей большое количество пузырьков газа. По желанию в основу можно добавить немного ванили или перетертое свежее яблочко, что обогатит пресноватый вкус изделий и сделает их более аппетитными и ароматными.

  • вода сильногазированная – 2 стакана;
  • мука – 500 г;
  • сахар – 2 ст. ложки;
  • соль – ¼ ч. ложки;
  • растительное масло для жарки.
  1. В газировке растворяют соль и сахар, вмешивают просеянную муку, добиваясь распускания всех комков.
  2. Оставляют миску с основой на 20 минут.
  3. Жарят изделия на разогретом масле, выкладывая небольшие порции теста и подрумянивая его с двух сторон.

Постные оладьи на закваске

Если у вас имеется домашняя закваска, традиционно применяемая для приготовления хлеба или другой домашней выпечки, самое время приготовить постные оладьи без дрожжей и разрыхлителя, используя натуральный «живой» продукт. В данном случае можно сахарный песок заменить жидким или растопленным медом и добавить в основу яблоки, ягоды, ваниль или корицу.

  • закваска – 3 ст. ложки;
  • вода – 1 стакан;
  • мука – 300 г;
  • сахар или мед – 2 ст. ложки;
  • масло растительное – ¼ стакана.
  1. К закваске вливают 100 мл воды, всыпают 4 ст. ложки муки, перемешивают и оставляют в тепле на 1,5-2 часа.
  2. Добавляют остальную воду, растворив в ней сахар или мед, вливают столовую ложку масла и всыпают муку, добиваясь текстуры, как густая сметана.
  3. Дают массе расстояться в течение часа и приступают к выпеканию оладий.

Постные оладьи из кабачков – рецепт

Постные оладьи из кабачков можно приготовить для подачи на завтрак, к ужину или обеду на второе. Для приготовления основы можно использовать овощные плоды любой зрелости, извлекая при необходимости внутреннюю мякоть с жесткими семечками и избавляя от кожуры. За полчаса удастся оформить угощение на четверых.

  • кабачки очищенные – 500 г;
  • мука – 1,5 стакана;
  • соль, перец – по вкусу;
  • масло растительное для жарки.
  1. Кабачковую мякоть перетирают на терке, подсаливают и оставляют на 10 минут.
  2. Отжимают овощную массу от сока, используя марлевый отрез, приправляют перцем, вмешивают муку.
  3. Жарят постные овощные оладьи из кабачков на прогретой сковороде с растительным маслом.

Постные тыквенные оладьи

Воспользовавшись идеей предыдущего рецепта, можно приготовить несладкие постные оладьи из тыквы. Вместо пшеничной муки в данном случае зачастую используют нутовую, а для пикантности дополняют основу различными пряностями и специями. Изделия можно оформить и в качестве десерта, добавив в тесто вместо пряностей немного ванили и сахарного песка.

  • тыквенная мякоть – 500 г;
  • мука – 1-1,5 стакана;
  • соль, специи;
  • растительное масло для жарки.
  1. Перетирают тыквенную мякоть на мелкой терке, подсаливают, оставляют на 10-15 минут.
  2. Отжимают излишки сока, поместив массу в марлевый или хлопчатобумажный тканевый отрез.
  3. Приправляют овощную основу по вкусу, добавляют муку и перемешивают.
  4. Жарят оладьи традиционным способом.

Можно ли православным ходить в церкви других религий

Многие православные верующие задаются вопросом, можно ли посещать церкви, принадлежащие иным религиям. С данной ситуацией можно столкнуться на экскурсионных программах других стран, может вынудить какая-то другая нужда на посещение Божиих домов других конфессий.

Можно ли православным посещать католические храмы

Большинство православных священнослужителей высказывают положительное мнение по поводу нахождения православных верующих в католическом храме.

Ничего плохого нет в том, чтобы войти в христианский дом католической конфессии, если визит совершен не с целью молитвы и исповедания, а вызван интересом. К тому же, многие католические церкви хранят среди своих стен общехристианские святыни, которым можно поклоняться и обращаться к ним за помощью, независимо от того, где они находятся.

Читайте о других религиях:

  • Православие и иудаизм
  • Православие и баптизм
  • Православие и сектантство

Для сведения! Католическая вера признает причастие и апостольскую преемственность за православной церковью.

Для расширения своего кругозора, в экскурсионных целях можно посещать церкви других верований, особенно если они принадлежат христианским конфессиям.

А вот в КПЦ (Константинопольский патриархат) это вполне возможно в крайних случаях. Несмотря на то, что Православные церкви признают за католиками их преемство апостольское и Таинства (правда, в случае принятие католиком православия), не существует четкой позиции по вопросу молитв и участия православного человека в католических таинствах.

В большинстве случаев это запрещено, но в виде исключения все возможно.

Можно ли православным посещать мечеть

Что касается посещения мечети, тут все немного сложнее с точки зрения мусульманской религии:

  • заходить в мечеть иноверцу можно только на определенных условиях;
  • важно соблюдать принятые обычаи внутри мечети;
  • во время совершения молитвы нельзя посещать мечеть;
  • нельзя посещать Запретную мечеть в Мекке.

Правила посещения католического храма

Пребывание в католическом храме требует соблюдения принятых там традиций и правил поведения.

Важно знать обычаи католиков:

  • правила внешнего вида у женщин, которые находятся в здании церкви не такие строгие, как в православной вере. Им официально разрешается пребывать на богослужении с непокрытой головой и в брюках. Зная это, не стоит приходить в слишком открытой одежде на католическое богослужение;
  • для мужчин есть строгое правило о снятии головного убора в церкви;
  • креститься в католическом храме можно по православному обычаю;
  • возле входа у дверей находятся сосуды со святой водой, когда католики входят в здание они опускают в святую воду пальцы, делать это православному человеку не обязательно, просто не стоит задерживаться в дверях;
  • перед совершением Таинства Причастия католики жмут друг другу руки, проговаривая: «Мир тебе», не стоит игнорировать данное правило, дабы не задеть чувств верующих. При этом причащаться в католическом храме православный христианин не может.

Внимание! Вместо церковного алтаря у католиков есть пресвитерий. Он отделен от большого зала перегородкой, и туда нельзя заходить простым верующим.

У католиков разрешается сидеть во время всего богослужения, поэтому там много лавок.

Во время богослужения нужно сохранять тишину, несмотря на цель визита нельзя пользоваться видеокамерой и фотоаппаратом. После службы можно будет пообщаться со священником, если такое желание. Некрасиво стоять близко к кабинкам, где католики исповедуются.

Правила посещения мечети

Мусульманство очень многим отличается от христианства, но вход туда людям с иной верой не воспрещен. Важно соблюдать строгие правила посещения мусульманского храма:

  • воспрещено посещать намаз, лучше выбрать время захода в мечеть между молитвой;
  • плечи, колени обязательно должны быть закрыты, женщинам необходимо покрыть голову;
  • ходят в мечети босиком, перед входом нужно снять обувь;
  • запрещено пить и вкушать пищу внутри здания;
  • необходимо выключить звук у телефонов;
  • фотографировать можно вне времени молитвы;
  • пожертвования также не возбраняются.

Женщинам запрещено посещать мечеть во время менструации и молитвы.

Важно! Многие мечети имеют два входа: для женщин и для мужчин. Чаще всего для молитвы женщинам выделяется отдельное место на балконе.

  1. Можно ли православным женщинам ходить в церковь в брюках
  2. Можно или нет есть православным конину
  3. Можно ли ходить в церковь выпившим?
  4. Можно ли ходить на Пасху на кладбище?

Добрый день. Скажите, пожалуйста, а можно ли православным христианам участвовать в различных нехристианских традициях, если духовного смысла в них не влкадывается? Например, праздник красок холи, день святого Валентина и так далее. Спасибо.

Добрый день. Вы задали очень интересный вопрос. Сразу заметим, что мнение священников на этот счет расходятся. Некоторые, более строгие батюшки, полагают, что духовный смысл того или иного занятия сохраняется в любом случае. Предполагается, что человек, не знающий о нехристианских значениях какого-либо занятия, все равно может навредить себе. Другие, более либеральные священники, допускают участие в некоторых мероприятиях, пришедших к нам из других культур.

Конечно, самое главное, на что надо обращать внимание — суть и смысл самого праздника. К примеру, популярный ныне Хелоувин также не ассоциируется у большинства со скандинавским праздником поклонения мертвым, от которого идут его истоки. Тем не менее, даже в массовой культуре Хелоувин несет детали мистицизма и сатанизма — переодевание в нечисть, использование сатанинской символики, прославление смерти и так далее. Несмотря на то, что многие считают это простым маскарадом, с духовной точки зрения нельзя назвать этот праздник полезным. Когда люди наряжаются в зомби, наносят на себя грим в виде тяжелых увечий — подсознательно они все равно ассоциируют себя с нечистью, в которую рядятся. Конечно, для православного верующего христианина не может быть нормальным нарядиться в дьявола, изображать на себе его символику. Кстати, именно на Хелоувин можно увидеть такой парадокс: человек носит на груди нательный крестик, при этом наряжен в рогатого черта. Конечно, это вещи взаимоисключающие.

С другой стороны, в нашей культуре действительно есть много современных праздников, которые не несут глубокого духовного смысла, но стали просто развлечением молодежи. Тот же день красок холи — изначально он был посвящен богине из индуизма, и сакральный смысл этого дня не очень-то сопоставим с православием. Но в нашу культуру пришло только внешнее проявление — цветные краски, которыми люди кидают друг в друга. Сегодня это не более чем популярный молодежный день, и если спросить молодежь, знают ли они о изначальном происхождении красок холи, то большинство будут в недоумении. Конечно, кто-то и в таком, довольно безобидном развлечении, увидит поклонение идуистским богам. Но это уже вопрос меры и смысла, с которым люди участвуют в подобных мероприятиях.

С днем святого Валентина ситуация похожая. Чтут этот день в основном молодые пары, которые ищут романтики, внешней красоты в отношениях. Чаще всего они и знать не знают, кто такой святой Валентин и существовал ли он на самом деле. Этот день считается днем влюбленных, смысл в нем не духовный, а романтический. Дело каждого — принимать в нем участие или нет, но и излишне демонизировать этот день не стоит. Конечно, для верующих молодых людей, которые любят друг друга, есть более подходящий день для празднования — Петра и Февронии Муромских. Но однозначно не стоит свысока смотреть на ту молодежь, которая еще не выросла духовно и романтизирует свои отношения, празднуя день святого Валентина.

Этикет поведения в православном или католическом храме, синагоге или мечети

Как правильно вести себя при посещении молельных домов различных религиозных направлений? Общие нормы этикета и основные отличия.

Мария Кановская журналист, писатель, консультант по вопросам делового этикета

  • Как правильно вести себя в православном храме
  • Правила поведения в католическом храме
  • Правила посещения синагоги
  • Как вести себя в мечети

Каждая религия предусматривает свои нормы и правила поведения. Общими нормами поведения во всех храмах являются лишь следующие: не курить, не распивать спиртные напитки, не шуметь и вести себя с уважением. Все остальные правила очень различны.

Как правильно вести себя в православном храме

Как правило, православные храмы имеют три входа: главный (западный, противоположный алтарю), северный и южный. Все церковное здание делится на алтарь, собственно храм и притвор. Алтарь отгорожен от собственно храма иконостасом, доходящим в большинстве случаев до потолка. В алтаре находятся престол и жертвенник. В алтарь ведут Царские врата (центральные), а также северные и южные двери.

Женщинам запрещено входить в алтарь. Мужчины могут заходить в алтарь только по разрешению священников, и то лишь через северные или южные двери. Через Царские врата в алтарь входят только священнослужители.

Непосредственно к иконостасу примыкает солея – возвышенная площадка вдоль всего алтаря. Напротив царских врат находится амвон – центральная часть солеи. Без разрешения священнослужителей на амвон и солею также восходить не разрешается.

С древнейших времен установлено совершать богослужение три раза в день: вечером, утром и днем – литургию. Следует знать, что церковный день начинается не в 0 часов календарного дня, а в 18 часов предыдущего дня.

Вход в храм с улицы устраивается обычно в виде паперти – площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней. Подходя к храму, нужно совершать крестное знамение и поясной поклон. Поднимаясь на паперть, перед входом в двери, снова нужно осенить себя крестным знамением. Не следует, стоя на улице, молиться долго и напоказ.

Приходить в храм следует за 10-15 минут до начала богослужения. За это время можно подать записки, положить пожертвование на канун, купить свечи, поставить их и приложиться к иконам. В случае опоздания нужно вести себя так, чтобы не помешать молитве других. Если нет возможности свободно подойти к иконам и поставить свечи, попросите передать свечи через других людей.

Во время богослужения мужчины должны стоять в правой части храма, женщины – в левой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам. В православном храме запрещается сидеть, исключением может быть только нездоровье или сильное утомление прихожанина.

В храме неприлично проявлять любопытство и рассматривать окружающих. Недопустимо осуждать и осмеивать невольные ошибки служащих или присутствующих в храме. Во время богослужения запрещается разговаривать. Не следует осуждать и одергивать новичка, не знающего церковных правил. Лучше помочь ему вежливым и добрым советом. Свечи следует покупать только в том храме, в который вы пришли. По возможности не следует покидать храм до окончания богослужения.

При посещении храмов полагается одеваться так, чтобы большая часть тела была прикрыта. Не принято ходить в храм в шортах и спортивной одежде. По возможности мужчинам и женщинам следует избегать также маек и рубашек с короткими рукавами. Голова женщины должна быть покрыта. Мужчины перед входом в храм обязаны снять головной убор.

В неофициальной обстановке священнослужителей принято именовать следующим образом:

  • Патриарха – Святейший владыко;
  • епископа – владыко;
  • священника – батюшка;
  • игуменью – матушка;
  • диакона – отец диакон.

Не принято при встречах приветствовать духовных лиц возгласами: “Здравствуйте, батюшка!” или “Здравствуйте, владыко!”. Следует говорить: “Батюшка, благословите!” или “Владыко, благословите!”.

Не следует просить благословения у диаконов и простых монахов, так как они это делать не вправе. Благословляют священники и епископы, а также настоятельницы монастырей в сане игумений. Принимая благословение, следует складывать ладони крестообразно (правую ладонь поверх левой) и целовать правую, благословляющую руку священнослужителя, креститься перед этим не надо.

Правила поведения в католическом храме

Католический храм имеет в целом то же устройство, что и православный. Самым существенным отличием, бросающимся в глаза, является отсутствие иконостаса. Вместо него существует невысокая алтарная преграда. В храме выделяется центральная часть – алтарная, или пресвитерий – место, где происходит богослужение и где хранятся Святые Дары – пресуществленные в Тело и Кровь Христа хлеб и вино. Узнать это место можно по неугасимой лампаде, горящей перед дарохранительницей.

Кроме центрального алтаря, могут быть боковые приделы в честь святых. В храме также выделяется специальное место для хора и ризница (отдельное помещение для служителей храма и хранения литургических одеяний и предметов).

Мужчины при входе в храм обязательно должны снимать головные уборы. Для женщин косынки не требуются. Не существует также особых норм в одежде или использовании косметики. Появление в храме в шортах или чересчур открытой одежде не приветствуется, а в некоторых храмах, в том числе в соборе святого Петра в Ватикане – запрещено.

При входе в храм располагается сосуд с освященной водой, или кропильница, в которую окунают пальцы правой руки и затем крестятся.

Сразу же при входе в храм совершается коленопреклонение (правое колено) перед дарохранительницей. И впоследствии, проходя мимо дарохранительницы, совершают коленопреклонение или хотя бы склоняют голову. Крестятся католики в отличном от православных порядке – сначала левое плечо, потом правое. Особых моментов вне литургии, когда требуется совершать крестное знамение, нет.

В храме стоят ряды молитвенных скамеек, а внизу – низеньких скамеечек (на них преклоняют колени во время богослужения). Исповедь в католическом храме совершается в специальных исповедальнях – небольших кабинках для священника и исповедующегося. Если в исповедальне кто-либо беседует, не следует находиться в пределах слышимости, равно как и приближаться к священнику во время его беседы с кем-то – это может быть разговор сугубо духовный и личный. Не следует прерывать молитву или молчаливое созерцание верующих, надо подождать, пока они закончат.

Собственно, этим ограничиваются основные правила поведения в католическом храме.

Главой католической церкви является Папа Римский.

Обращения к лицам духовного звания:

  • к Папе Римскому – Ваше святейшество;
  • к кардиналу и архиепископу – Ваше высокопреосвященство;
  • к епископу – Ваше преосвященство (личное – владыка).

К лицам, принадлежащим к высшей церковной иерархии, употребляется также обращение “монсеньор”, добавляемое к титулу. К настоятелю храма обращаются “Ваше высокопреподобие”. В личной беседе ко всем священникам можно обращаться “отец”, к монахам – “брат”, к монахиням – “сестра”.

Отличить один ранг от другого в повседневной жизни весьма трудно, поэтому, готовясь к встрече со священником, надо узнать заранее его титул. Однако наличие красного пояса, пиуски (красной епископской шапочки или сутаны не черного цвета), как правило, свидетельствует о принадлежности к высшей иерархии. Правда, в повседневной жизни священство носит обычные темные костюмы с темными рубашками и белой полоской под воротником.

В общении со священством нужно различать два уровня – тот, когда во время встречи священник призван совершать богослужение, или таинство, и обычную беседу. На беседу распространяются правила обычного этикета.

Католическое священство дает обет безбрачия, поэтому интересоваться семейной жизнью собеседника бестактно. Еще одна особенность – как правило, священник первым подает руку, в том числе и женщинам.

Правила посещения синагоги

Центром религиозной и общественной жизни иудейской общины является синагога.

В настоящее время в иудаизме сосуществуют различные течения – от ультраортодоксальных до ультралиберальных. Соответственно, синагогальные богослужения в различных еврейских общинах могут значительно различаться между собой. Древние традиции в наибольшей степени сохранились в ортодоксальном иудаизме.

Богослужения в ортодоксальных синагогах обычно проводятся трижды в день; в праздничные и субботние дни читаются дополнительные молитвы. Чтобы богослужение состоялось, необходимо присутствие как минимум десяти мужчин старше 13 лет, которые составляют миньян (кворум).

Места для женщин в синагоге либо отделяются от мест для мужчин перегородкой, либо женщины занимают места на галерее.

Мужчинам запрещено находиться в синагоге с непокрытой головой, поэтому во время утренней молитвы они надевают особое молитвенное покрывало (талит), представляющее собой четырехугольный кусок шерстяной материи с четырьмя кистями по углам (цицит). В будние дни во время утренней молитвы мужчины надевают тфилин – кожаные коробочки с вложенными в них кусочками пергамента с отрывками Священного Писания. С помощью длинных ремешков эти коробочки привязываются ко лбу и левой руке молящихся.

Молитвы произносятся стоя или сидя: молящимся не разрешается простираться ниц или становиться на колени, за исключением отдельных моментов праздничных богослужений.

При входе в синагогу и чтении некоторых молитв принято склонять голову. Молитвы читаются на иврите, а ряд молитв – на арамите (арамейском), языке повседневного общения древних евреев.

Разработанный в течение веков порядок богослужения предусматривает произнесение определенных молитв, последовательность которых соответствует тому или иному дню религиозного календаря. Руководить богослужением может любой взрослый мужчина-еврей. В больших общинах обычно для чтения молитв по праздникам и субботам специально назначается особо почитаемый человек (хаззан), которому иногда сопутствует мужской хор. Некоторые части литургии поются всеми присутствующими в синагоге.

Во многих общинах, принадлежащих к другим направлениям иудаизма,- консервативному, реформистскому, либеральному, – синагогальные традиции могут значительно отличаться. Так, в реформистских общинах мужчины и женщины сидят вместе. Мужчины могут не надевать талит и тфилин, хотя нередко носят на голове специальную шапочку (кипу). В синагогальный хор в реформистских и многих консервативных синагогах входят женщины. Во многих странах часть богослужения может вестись на языке этой страны, причем соотношение количества молитв на иврите и молитв на другом языке различно в разных общинах. Меняется и сам состав молитв в богослужениях различных общин.

Раввины возглавляют еврейские общины и сегодня, хотя их руководство по большей части носит характер духовного наставничества. В обязанности раввинов входит организация торжественных религиозных церемоний – заключение браков, проведение похорон и т. д.

В различных странах мира функции и положение раввината могут отличаться. Так, в Израиле раввины являются государственными должностными лицами. Они утверждаются в должности верховными раввинами и министерством по делам религий и принимают на себя часть важных государственных и судебных функций.

В отличие от других религий, где существуют определенные правила этикета в общении со священнослужителями разного ранга, в иудаизме в целом таких правил нет. Единственное, при обращении к раввину по имени иногда добавляют слово “рабби”.

Как вести себя в мечети

Мечеть – молитвенное здание у мусульман. Она не является святым местом, храмом в полном смысле этого слова. Исключение составляет только Масджид аль-харам – “запретная мечеть”, которая находится в Мекке. В центре Масджид аль-харам стоит Кааба – главная святыня мусульман.

В мечети организуются различные праздники, не обязательно религиозные, выступления исламских деятелей, проводятся конкурсы чтецов Корана и т. д. Кроме того, в мечети всегда может переночевать приезжий.

Пять раз в день, в строго определенное время, с минарета раздается азан – призыв на молитву. Его возглашает муэдзин. Внутри мечети направление молитвы определяет михраб – специальная ниша в стене, обращенная в сторону Мекки. Справа от михраба в соборной мечети стоит минбар – трибуна для проповедника.

Женщины обычно молятся на втором этаже или в отгороженной части первого этажа. Вход в мечеть для мужчин и женщин бывает как общим, так и раздельным. Хотя мечеть и не является святым местом, чествуют определенные правила, которые распространяются на любого, кто пришел в мечеть, независимо от вероисповедания.

Внешний облик посетителя мечети не должен оскорблять взгляд верующих: следует надеть чистую, скромную и достаточно закрытую одежду. У женщин одежда должна закрывать все тело, за исключением лица, кистей рук и ступней ног, цвет ее не должен быть вызывающе ярким, а силуэт – облегающим. Волосы женщинам следует полностью спрятать под платок.

Пол в мечети устлан коврами, обувь оставляют при входе. В больших мечетях специальные служащие принимают обувь и выдают жетон. Посетители мечети ведут себя очень раскованно: они сидят или лежат на полу, едят, спят, общаются между собой. Но при этом в любое время кто-то может совершать намаз, т. е. молиться. Верующие читают Коран или просто сосредоточиваются на мысли о Всевышнем. Поэтому не следует повышать голос, смеяться, браниться и т. д.

Когда наступает время намаза, верующие совершают омовение (вуду) и выстраиваются рядами за имамом – предстоятелем на молитве. Те, кто по каким-то причинам не принимает участие в коллективной молитве, не обязаны покидать мечеть.

Поскольку в исламе не существует института священства, обращение к духовным лицам определяется конкретной практикой, сложившейся в данном регионе. Наиболее универсальным является обращение “сайд” (по-арабски “господин”), а также “хаджи”, то есть совершивший хадж. Но эти обращения не являются исключительной прерогативой духовных лиц.

Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, г.Советский ХМАО-Югра Тюменская обл.

наш приходской сайт

Можно ли православному христианину общаться с иноверцами, молиться в их храмах и т.п.?

В наше время, когда путешествия по миру доступны очень многим, когда по разным соображениям люди с лёгкостью меняют место жительства, когда переезд в другую страну стал столь же обычным явлением, сколь пару десятков лет назад переезд в другой город, верующие нередко сталкиваются с проблемой отсутствия православного храма не то чтобы поблизости, а нередко в радиусе сотен километров от нового места жительства. Одни решают эту проблему, ограничивая собственную духовную жизнь рамками домашней молитвы и эпизодического участия в Таинствах, когда по той или иной причине представляется такая возможность. Другие начинают задумываться о временной альтернативе. Очевидно, что причащаться, исповедоваться или крестить детей в храмах других конфессий православные не могут, однако участвовать в Таинствах и просто приходить в храм – вещи разные. Так можно ли посещением храма другой конфессии хотя бы как-то утолить духовный голод?

Самый распространённый вопрос православных, оказавшихся в Европе: можно ли православным ходить в католическую церковь? На первый взгляд, понять такой вопрос несложно. Когда поблизости нет никакого православного храма, не лучше посещать хотя бы католический, нежели не посещать никакого? Что ж, вынужден вас разочаровать: не лучше. Основа храмового богослужения – Евхаристия. И люди, приходящие на Литургию, прежде всего являют собой евхаристическое собрание. То есть в таком собрании нет просто «предстоящих и молящихся», поскольку Евхаристия совершается всем собранием, то все его участники – сослужащие. Безусловно, возглавляется собрание священником или епископом, но Литургия – общее дело, поэтому стоять в стороне невозможно, ибо каждый присутствующий непосредственно участвует в общем деле. С учётом всего сказанного зададим всё тот же вопрос: может ли православный участвовать в собрании конфессии, не относящейся к той христианской общности, к которой он принадлежит? Может ли он быть участником общего дела чужой для него общности? Ответ очевиден: там, где я не могу причащаться, я не могу и молиться за богослужением.

Далее вполне логичным видится вопрос: а можно ли православным просто молиться в католическом храме? Когда нет богослужения, просто приходить в костёл для общения с Богом? Как мне кажется, на него целесообразно будет ответить вопросом же: а нужно ли? Разве такая молитва даст больше, чем молитва домашняя? Едва ли. Исключением, пожалуй, может случить только факт нахождения в костёле общехристианской святыни, как, например, мощей Святителя Николая в Бари. В этом случае молиться в католическом храме православному можно и ничуть не предосудительно. Кроме того, существует ещё одна цель, с которой православным можно ходить в католические храмы. Эта цель – ознакомительная. Католические храмы могут быть интересны с исторической точки зрения, как, например, Нотр-Дам-де-Пари или храм Святого Креста в Варшаве, где хранится сердце Фредерика Шопена. Да и концерты органной музыки, нередко проводимые в костёлах, также зачастую бывают небезынтересны.

Но ведь католикам ходить в православную церковь можно, скажут мне иные, вон в советские времена католиков даже в крёстные брали, и православные священники не возражали. Может, и не возражали. А зря. Крёстный, как известно, – это поручитель перед Церковью за нового её члена, а ручаться может только свой. Так что вышеописанная практика никак не заслуживает того, чтобы приводиться в качестве примера. Напротив, она достойна прямого порицания как недопустимое и неоправданное нарушение. Впрочем, католикам молиться в православных храмах не запрещено. Ведь католиков, которые в костёле с момента крещения не бывали, весьма немало. Они зачастую и отличие между католическим и православным храмом видят только в наличии лавок. Пришёл такой католик в православный храм, привёл его Господь – и хорошо, пусть себе молится, может, появится интерес, а там и до присоединения к православию недалеко.

Действительно, христианских конфессий в мире немало и между собой они существенно разнятся. Сразу обозначим очевидное: отсутствие евхаристического общения между Православной Церковью и прочими конфессиями – явление неслучайное и не на пустом месте возникшее. То есть, несмотря на то что все мы христиане, что Библия на всех одна и что в нашей богослужебной жизни есть немало общего, с каждой из христианских конфессий мы имеем различия вероучительного характера. То есть разница между нами – в главном. И поэтому она принципиальная. Примерно такой же подход, как и к Католической Церкви, мы можем иметь к любой христианской деноминации, где сохранилось правильное понимание Евхаристии как реального претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. К таким конфессиям могут быть отнесены Армянская, Коптская, Эфиопская, разные несторианские и вообще дохалкидонские Церкви, то есть в православные храмы разрешено ходить, например, армянам или коптам. Причащаться с нами они в любом случае не станут, а их присутствие на богослужении не помешает никому. Должен, впрочем, заметить, что все эти «можно» и «разрешено» исходят от нас, православных. Как на это смотрит католическое, армянское, коптское или иное духовенство, мне неизвестно, хотя подозреваю, что единства по этому вопросу в их рядах может и не быть.

И снова вспомним, что в храмах той же Армянской или Коптской Церквей могут находиться древние общехристианские святыни, молитва перед которыми ничуть не предосудительна. Кроме того, некоторые дохалкидонские Церкви в силу разных причин со времени нашего с ними единства сохранили в богослужении немало древних традиций, что заставляет многих, в том числе и православных, исследователей посещать их богослужения, правда, преимущественно с научной целью.

В перечне стран, регулярно посещаемых нашими соотечественниками, хватает и совершенно нехристианских: мусульманские страны, азиатские государства, Индия. Надо ли говорить, что культовые места и здания других религий являются крайне нежелательными местами для посещения христиан. Прямое или косвенное участие в каких бы то ни было нехристианских религиозных церемониях для христианина недопустимо. При этом наше естественное незнание всех тонкостей буддийских или языческих ритуалов может сыграть злую шутку с христианином, очутившимся в индуистском или буддийском религиозном объекте в качестве туриста. Нередко пассивное или непосредственное участие в религиозной церемонии является частью экскурсионной программы в том или ином культовом здании. Если к этому прибавить тот факт, что с культурой Индии или стран Азии нас не роднит вообще ничего, то самой разумной рекомендацией для православных будет обходить стороной любые культовые сооружения других религий, не заходить туда ни как экскурсант, ни как праздный зевака.

То же можно сказать и о мечетях. Увы, не отнять того, что повальное увлечение турецкими сериалами несколько лет назад сформировало у наших людей несколько странное отношение к исламу, дескать, «они почти мы», тоже верят в единого Бога, тоже Христа почитают, правда, как пророка… Не могу не согласиться с тем, что ислам – одна из авраамических религий, к тому же, в отличие от того же индуизма, монотеистическая. Однако всё это никак не роднит ислам с христианством. Для нас ислам – абсолютно другая религия, полностью отличная от христианства и потому для христиан чужая. Приходить в мечеть для молитвы христианину незачем. Если даже страна проживания христианина полностью исламская и, кроме мечетей, культовых сооружений в ней нет. Молиться дома нам никто не может ни запретить, ни помешать, искать для этого особое место в условиях, где православного храма нет в радиусе сотен, а то и тысяч километров, нет ни малейшей нужды.

Впрочем, есть исключения. На территории современной Турции существует немало древних исторически значимых храмов, в разное время обращённых турками в мечети. Следует помнить, что для нас, христиан, храм всегда остаётся храмом, даже несмотря на демонтированный престол и суры из Корана, развешенные по стенам. Самый известный пример – храм Святой Софии Константинопольской. Поэтому в такие храмы приходить как для молитвы, так и с исследовательской целью христианину, конечно же, можно.

Православная Церковь выкупила небольшой участок рядом с католическим собором. На нём построены православный храм и гостиница для паломников.

Когда мы были в Польше, ходили в православный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Заходили и в католические храмы — когда там не велась служба. Интересно было посмотреть на эти произведения западной архитектуры. Смотря на иконы Христа, хотя и католические, мы, конечно, воздавали славу Богу.

В Турции мы посетили храм, в котором служил святитель Николай Чудотворец. Первый храм был деревянным, он сгорел. Потом был построен храм каменный. С нашествием завоевателей он был осквернён — на ликах выколоты глаза, фрески исцарапаны. Сегодня там продают православные иконы, рядом стоит памятник святителю Николаю, но храм власти не разрешают реставрировать и проводить там службы. Его осквернённый вид оставляет гнетущее впечатление.

Мусульман в этой стране много. Это и персонал отелей, и экскурсионные гиды. Попадая в Турцию, православный паломник так или иначе будет с ними соприкасаться и общаться.

Наше общество становится всё более многоконфессиональным. У нас, православных, нет жёсткого запрета на общение с иноверцами. Есть запрет только на молитву вместе с ними, участие в их богослужениях и обрядах. Нет и запрета на посещение инославных христианских храмов, мечети или синагоги. Христианские святыни разошлись по всему миру, и сегодня часть из них находится в католических храмах, например мощи святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца, и святых апостолов. Помолиться у них можно, но не вместе с католиками.

Ни в коем случае нельзя молиться вместе с католиками и участвовать в их таинствах — каноны запрещают нам это. Присутствовать на католической мессе допустимо в образовательных целях, но только если вы уверены в том, что чётко понимаете, что допустимо для православного христианина, а что — нет.

В Иерусалиме некоторые наши святыни, как, например, камень Вознесения Господня, находятся на территории мусульманских мест молитвы. Гробница святого царя и псалмопевца Давида — на территории еврейской синагоги. Стена ветхозаветного Иерусалимского храма, так называемая «Стена Плача» — под контролем иудеев. К ней можно попасть только соблюдя определённые иудейские обычаи, например, мужчины должны покрыть голову. Это одна из святынь и для нас, и я думаю, не будет греха покрыть голову, подойдя к ней, чтобы никого не смущать.

Иудеи относятся к Стене Плача как к самому главному месту молитвы. Христиане живут в свете учения Христова о том, что на всяком месте можно молиться Богу: «Наступает время, когда и не на горе сей, и

не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4:21-23). Христиане также не плачут у этой стены. Писать разные записки с желаниями у Стены Плача также не надо: это прямое язычество.

Новоначальный, не очень хорошо разбирающийся даже в своей вере христианин не должен посещать языческие храмы, например, буддийские, индуистские, где находятся статуи идолов и совершаются языческие обряды. Даже из интереса зайти туда духовно опасно.

Читать из праздного интереса религиозные книги чужих традиций я бы тоже не стал. У нас зачастую нет времени на то, чтобы почитать своё Священное Писание или творения святых отцов. Если появилось свободное время — я бы потратил его на чтение православной литературы. Священники знакомятся с трудами западных христианских богословов — Клайва Стейплза Льюиса, Михаэля Кунцлера — в образовательных целях, но это больше литература для специалистов в той или иной области богословия.

Нет греха взять из вежливости католическую икону или крест, если кто-то вам их подарил. Такие предметы можно потом принести в католический храм и оставить там. Даже если вы будете хранить их дома — ничего страшного. В наших храмах ведь тоже много неканонических изображений, особенно на фресках XVIII-XIX века, которые были написаны под влиянием западной традиции.

Находясь в другой стране, я бы не стал пробовать блюда, которые связаны с чужими религиозными обычаями, например, мацу в Израиле, и брать в руки какие-то предлагаемые религиозные предметы, например, раздаваемые в израильских автобусах иудейские молитвы на дорогу. При этом нужно вести себя культурно, чтобы никого не оскорбить. Даже если кто-то поведёт себя неуважительно к нам — это их проблемы, а не наши, не нужно отвечать тем же.

Жить в мире со всеми, быть миротворцами при возникающих конфликтах — прямая обязанность христиан. Это наша миссия. Я бы, конечно, не общался с радикально настроенными людьми, не важно — православными, католиками, мусульманами. Такие люди обычно очень агрессивны, их взгляды навязчивы. Они искажают свою религию, всё упрощают и делят мир на «чёрное» и «белое», «плохих» и «хороших». Два по-настоящему верующих человека, принадлежащих к разным религиям, постараются сохранить мир друг с другом. Признак действительно верующего человека — его высокая нравственность.

Стоит ли заводить с иноверцами разговор о Боге? Можно дать ответ, если они спросят. Но обычно такого не происходит: верующий человек, принадлежащий к другой конфессии, мало интересуется другими религиями. Он уже давно определился в своих убеждениях, нельзя пытаться навязать ему свои. Порой это будет выглядеть очень некультурно: по сути, вы скажете католику или протестанту, какие плохие католики или протестанты из-за того, что они так или по-другому чтут Бога и Божию Матерь, и какие хорошие православные христиане.

Если для них это важно и вы общаетесь с ними, греха в этом не будет. На самом деле, глубоко верующих людей в любой религии не много, так что порой ваши старания окажутся для человека абсолютно ненужными.

Я служу в посёлке Яковлевка, с него город Дружковка начал своё существование. С давних времён здесь жили протестанты. По сей день у нас в районе целых семь разных протестантских церквей. У меня нет желания общаться с ними — у нас нет точек соприкосновения, да и времени на это тоже не находится. Лишь однажды я пересёкся с протестантским пастором и разговорился с ним. Он, видимо, где-то учился, даже спросил меня: «Какого символа веры вы держитесь?» То есть у него есть понятие, по крайней мере, о том, что такое Символ веры. Но о православии они знают очень и очень мало.

Если доводится общаться с представителем иной веры — очень важно относиться к нему уважительно, доброжелательно, обходить острые углы. Но чтобы вступать в какие-либо дискуссии о Боге, нужно хорошо знать основы своей веры.

Общаться возможно с любым человеком. Не обязательно при этом углубляться в богословские темы. У каждого человека свой индивидуальный опыт веры. Ни в коем случае нельзя его соизмерять со своим или предлагать, навязывать свой.

Православие — не только литургия, богослужебные книги и труды святых отцов. Это восприятие мира и людей. Глядя на нас, иноверец всё равно будет так или иначе знакомиться с православием.

Бывает, протестант или католик предлагает вместе помолиться о чём-то. Православному человеку нельзя молиться вместе с ним. Можно поднять тему молитвы, расспросить, как он молится, рассказать, как молимся мы, и потом сказать: можем ли мы сделать это вместе, если я так молюсь и понимаю молитву, а ты по-другому? Он, может, и сам поймёт это.

Мусульмане же не предлагают нам коврик и начать совершать поклоны в сторону Мекки? Но для того чтобы ответить так, православному человеку помимо веры нужно иметь богословские знания. Мы должны уметь обосновать свои убеждения и дать ответ о своей вере, если нас спросят.

Если иноверец касается в разговоре того, что он не принимает в нашей вере — например, почитания Божией Матери, мне это неприятно, и я скажу: «Давай не будем об этом!» Осуждать его — не наша прерогатива. Есть Судия, Который всех рассудит. Я не такой, знаете, забубённый ортодокс, который кричит всем неправославным: «Вы грешники и не спасётесь!»

Не всем духовно полезно общение с иноверцами. Ведь многие зачастую ищут негатив даже в священнике своего прихода, в единоверцах, с которыми молятся вместе за богослужением, потому что в самих нас очень много негатива. Чуть что не так, мы спешим осуждать: «А вот он такой! А тот вот что не так сделал!» А доброго в людях не замечаем. Представьте, что будет, если мы такой же подход применим к иноверцу…

Вовремя слезть с «баррикад»

На самом деле, людей, которые выходили бы «на передовую» и отстаивали свою веру перед представителями других вероисповедований, очень мало. Апологетика — дело крепких духом. Я знал одного протестанта, который пошёл к своим бывшим друзьям, отошедшим от протестантизма и вообще от веры в Бога, в пивной бар — призвать их к покаянию, да там и остался.

Дух спора, когда нам хочется всем что-то доказать, взобраться на баррикады и выступить оттуда с убедительной речью, — это дух антихриста, а не дух Христов. Без духа Христова — любви к ближнему — лучше не начинать спорить о вере. Если появляются такие мысли: «Я обращу! Я спасу!» — это лукавый потянул за нашу гордыню. Если не остановиться вовремя, сам не поймёшь, как окажешься «на баррикадах». Слезть с них очень и очень трудно: ведь это же такое высокое положение! Кончается это обычно не обращением кого-то, а отчаянием, унынием, непониманием, одиночеством.

Очень важно, с каким духом мы приходим к человеку — с любовью или неприязнью. Если мы видим духовный голод, поиск истины у иноверца — то, опять же, с любовью, мы можем предложить ему свой опыт. Но если человек твёрд в своей вере, не нужно пытаться его обратить в православие, вступать в спор с ним.

Православная Жизнь

Отвечает протоиерей Владимир Пучков.

В наше время, когда путешествия по миру доступны очень многим, когда по разным соображениям люди с лёгкостью меняют место жительства, когда переезд в другую страну стал столь же обычным явлением, сколь пару десятков лет назад переезд в другой город, верующие нередко сталкиваются с проблемой отсутствия православного храма не то чтобы поблизости, а нередко в радиусе сотен километров от нового места жительства. Одни решают эту проблему, ограничивая собственную духовную жизнь рамками домашней молитвы и эпизодического участия в Таинствах, когда по той или иной причине представляется такая возможность. Другие начинают задумываться о временной альтернативе. Очевидно, что причащаться, исповедоваться или крестить детей в храмах других конфессий православные не могут, однако участвовать в Таинствах и просто приходить в храм – вещи разные. Так можно ли посещением храма другой конфессии хотя бы как-то утолить духовный голод?

Если поблизости только костёл

Самый распространённый вопрос православных, оказавшихся в Европе: можно ли православным ходить в католическую церковь? На первый взгляд, понять такой вопрос несложно. Когда поблизости нет никакого православного храма, не лучше посещать хотя бы католический, нежели не посещать никакого? Что ж, вынужден вас разочаровать: не лучше. Основа храмового богослужения – Евхаристия. И люди, приходящие на Литургию, прежде всего являют собой евхаристическое собрание. То есть в таком собрании нет просто «предстоящих и молящихся», поскольку Евхаристия совершается всем собранием, то все его участники – сослужащие. Безусловно, возглавляется собрание священником или епископом, но Литургия – общее дело, поэтому стоять в стороне невозможно, ибо каждый присутствующий непосредственно участвует в общем деле. С учётом всего сказанного зададим всё тот же вопрос: может ли православный участвовать в собрании конфессии, не относящейся к той христианской общности, к которой он принадлежит? Может ли он быть участником общего дела чужой для него общности? Ответ очевиден: там, где я не могу причащаться, я не могу и молиться за богослужением.

Далее вполне логичным видится вопрос: а можно ли православным просто молиться в католическом храме? Когда нет богослужения, просто приходить в костёл для общения с Богом? Как мне кажется, на него целесообразно будет ответить вопросом же: а нужно ли? Разве такая молитва даст больше, чем молитва домашняя? Едва ли. Исключением, пожалуй, может случить только факт нахождения в костёле общехристианской святыни, как, например, мощей Святителя Николая в Бари. В этом случае молиться в католическом храме православному можно и ничуть не предосудительно. Кроме того, существует ещё одна цель, с которой православным можно ходить в католические храмы. Эта цель – ознакомительная. Католические храмы могут быть интересны с исторической точки зрения, как, например, Нотр-Дам-де-Пари или храм Святого Креста в Варшаве, где хранится сердце Фредерика Шопена. Да и концерты органной музыки, нередко проводимые в костёлах, также зачастую бывают небезынтересны.

Но ведь католикам ходить в православную церковь можно, скажут мне иные, вон в советские времена католиков даже в крёстные брали, и православные священники не возражали. Может, и не возражали. А зря. Крёстный, как известно, – это поручитель перед Церковью за нового её члена, а ручаться может только свой. Так что вышеописанная практика никак не заслуживает того, чтобы приводиться в качестве примера. Напротив, она достойна прямого порицания как недопустимое и неоправданное нарушение. Впрочем, католикам молиться в православных храмах не запрещено. Ведь католиков, которые в костёле с момента крещения не бывали, весьма немало. Они зачастую и отличие между католическим и православным храмом видят только в наличии лавок. Пришёл такой католик в православный храм, привёл его Господь – и хорошо, пусть себе молится, может, появится интерес, а там и до присоединения к православию недалеко.

Однако ни православные, ни католики в христианском мире не одни

Действительно, христианских конфессий в мире немало и между собой они существенно разнятся. Сразу обозначим очевидное: отсутствие евхаристического общения между Православной Церковью и прочими конфессиями – явление неслучайное и не на пустом месте возникшее. То есть, несмотря на то что все мы христиане, что Библия на всех одна и что в нашей богослужебной жизни есть немало общего, с каждой из христианских конфессий мы имеем различия вероучительного характера. То есть разница между нами – в главном. И поэтому она принципиальная. Примерно такой же подход, как и к Католической Церкви, мы можем иметь к любой христианской деноминации, где сохранилось правильное понимание Евхаристии как реального претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. К таким конфессиям могут быть отнесены Армянская, Коптская, Эфиопская, разные несторианские и вообще дохалкидонские Церкви, то есть в православные храмы разрешено ходить, например, армянам или коптам. Причащаться с нами они в любом случае не станут, а их присутствие на богослужении не помешает никому. Должен, впрочем, заметить, что все эти «можно» и «разрешено» исходят от нас, православных. Как на это смотрит католическое, армянское, коптское или иное духовенство, мне неизвестно, хотя подозреваю, что единства по этому вопросу в их рядах может и не быть.

И снова вспомним, что в храмах той же Армянской или Коптской Церквей могут находиться древние общехристианские святыни, молитва перед которыми ничуть не предосудительна. Кроме того, некоторые дохалкидонские Церкви в силу разных причин со времени нашего с ними единства сохранили в богослужении немало древних традиций, что заставляет многих, в том числе и православных, исследователей посещать их богослужения, правда, преимущественно с научной целью.

А если страна вообще нехристианская?

В перечне стран, регулярно посещаемых нашими соотечественниками, хватает и совершенно нехристианских: мусульманские страны, азиатские государства, Индия. Надо ли говорить, что культовые места и здания других религий являются крайне нежелательными местами для посещения христиан. Прямое или косвенное участие в каких бы то ни было нехристианских религиозных церемониях для христианина недопустимо. При этом наше естественное незнание всех тонкостей буддийских или языческих ритуалов может сыграть злую шутку с христианином, очутившимся в индуистском или буддийском религиозном объекте в качестве туриста. Нередко пассивное или непосредственное участие в религиозной церемонии является частью экскурсионной программы в том или ином культовом здании. Если к этому прибавить тот факт, что с культурой Индии или стран Азии нас не роднит вообще ничего, то самой разумной рекомендацией для православных будет обходить стороной любые культовые сооружения других религий, не заходить туда ни как экскурсант, ни как праздный зевака.

То же можно сказать и о мечетях. Увы, не отнять того, что повальное увлечение турецкими сериалами несколько лет назад сформировало у наших людей несколько странное отношение к исламу, дескать, «они почти мы», тоже верят в единого Бога, тоже Христа почитают, правда, как пророка. Не могу не согласиться с тем, что ислам – одна из авраамических религий, к тому же, в отличие от того же индуизма, монотеистическая. Однако всё это никак не роднит ислам с христианством. Для нас ислам – абсолютно другая религия, полностью отличная от христианства и потому для христиан чужая. Приходить в мечеть для молитвы христианину незачем. Если даже страна проживания христианина полностью исламская и, кроме мечетей, культовых сооружений в ней нет. Молиться дома нам никто не может ни запретить, ни помешать, искать для этого особое место в условиях, где православного храма нет в радиусе сотен, а то и тысяч километров, нет ни малейшей нужды.

Впрочем, есть исключения. На территории современной Турции существует немало древних исторически значимых храмов, в разное время обращённых турками в мечети. Следует помнить, что для нас, христиан, храм всегда остаётся храмом, даже несмотря на демонтированный престол и суры из Корана, развешенные по стенам. Самый известный пример – храм Святой Софии Константинопольской. Поэтому в такие храмы приходить как для молитвы, так и с исследовательской целью христианину, конечно же, можно.

В заключение же замечу, что многих из вышеописанных проблем можно избежать, если при переезде на жительство за рубеж вопрос близости предполагаемого жилища к православному храму ставить не в последнюю очередь. Что же касается туристических поездок, то верующему человеку не следует забывать, что он прежде всего христианин, а уже потом – турист или отдыхающий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: