Шестиконечная звезда в православии: значение, история и особенности

Что означает шестиконечная звезда в православии?

Многих верующих сильно удивляет, когда они видят в православных храмах 6-конечные звезды Давида, которые считаются иудейским символом. Например, они есть на крестах даже в храме Христа Спасителя.

Вневременной символ

На самом деле, нет ничего удивительного в том, что символы и знаки из одной религии активно используются представителями других конфессий. За прошедшие века нередко возникала ситуация, когда какие-нибудь символы становились неотъемлемой частью сразу нескольких культур или религий.

Например, общины ранних христиан, когда они были еще официально запрещены, узнавали друг друга по изображению рыбы. Сейчас этот символ исчез, оставшись в истории. При этом многие другие знаки прошли через века, закрепившись в религиозной и культурной традиции.

Часть символов параллельно перекочевали и в иудаизм, и в православие. Этому не стоит удивляться, так как Новый Завет стал продолжение Ветхого Завета, главной книги в иудаизме. За прошедшие века знания человека о мире многократно менялись, но Слово Божие оставалось незыблемым.

Звезда Давида размещена на израильском флаге, как один из главных символов всего народа. Также ее можно увидеть на многих домах иудеев в Европе и России. Звезда является одним из главных символов иудаизма, по ее значимости сравнить звезду можно с крестом – основным христианским символом. Однако такое сравнение будет не совсем точным.

В православии звезда Давида встречается на киотах, иконах в убранстве православных соборов и церквей. Причем она является не просто обычным украшением, а несет символический смысл.

Роль в культуре

Шестиконечная звезда известна под несколькими названиями: звезда Давида, печать Соломона, гексаграмма. Все они обозначают один и тот же символ, который внешне выглядит как равносторонний треугольник, объединенный общим центром.

Звезда Давида часто встречается в общинах первых христиан, позже была распространена в арабской культуре. При этом только с XIX века гексаграмма стала использоваться иудеями в качестве определенного национального символа. Только в позапрошлом веке ее начали изображать на еврейских зданиях, синагогах, в результате она появилась даже на израильском флаге.

Прочно ассоциироваться звезда Давида с евреями начала после Второй Мировой войны, когда ее заставляли прикреплять в гетто на одежду, чтобы еврея сразу могли распознать все окружающие.

Значение в православии

В православной традиции царь Давид считается почитаемой ветхозаветной фигурой, пророком. Поэтому использование этого названия не противоречит канонам.

В богословии данная гексаграмма имеет несколько значения для православных:

  1. Единство человеческой и божественной природы в Иисусе Христе. За основу стоит взять цитату из Апокалипсиса Иоанна Богослова, в котором Спаситель утверждает, что является потомком Давида.
  2. В раннем христианстве гексаграмма была одним из вариантов изображения Вифлеемской или Рождественской звезды. Известно, что во время появления на свет Сына Божьего действительно люди видели на небе некое удивительное явление, возможно, это была комета. Вифлеемская звезда зажглась в знак пришествия Мессии, указав дорогу волхвам, которые принесли в эту же ночь свои дары Спасителю.
  3. Гексаграмма это еще и символ 6 дней, именно столько времени Господу потребовалось, чтобы сотворить землю.
  4. Для царя Давида гексаграмма символизировала 6 основных устремлений или чувств человека. То есть она отождествляет 5 всем известных чувств, которые венчает шестое, связанное с верой в Бога.
  5. Считается, что эта звезда связана с Богородицей. В этом случае ее изображают только не с шестью, а с восемью лучами. При этом звезда обязательно остается равноконечной. Этот символ появляется на образах Богородицы по плечам или надо лбом, что свидетельствует о ее целомудрии и чистоте помыслов.

Что делать, если Господь не дает ребенка

Семьи, которые просят Господа о ребенке и долгое время не могут зачать, постепенно наполняются разочарованием и горечью, все чаще звучит вопрос «Почему Господь не дает детей женщине?». Как принять и понять промысел Божий? Можно ли найти силы после постоянных неудач, чтобы доверять Ему дальше? Есть ли выход из этой ситуации?

Возможные причины

Почему Господь не дает ребенка женщине? Никто точно не знает ответ, да и нет единого верного ответа на этот сложный тоскливый вопрос. Все в руках Господних и Его Воля не наша, поэтому все ответы скрыты у Него, но не всегда человеку следует яростно их искать.

Каковы же возможные причины бесплодия у женщины? Не беря во внимание медицинские показания, можно составить небольшой список:

  1. Как испытание веры и терпения — некоторые семьи долго не могли смириться с отсутствием детей, но ровно тогда, когда их души наполнялись полным смирением перед Господом и принятием Его воли Он посылал им малыша.
  2. Для воцерковления — некоторые женщины, которым ставят бесплодие, ищут решения в церкви, спасая тем самым свою и мужнину душу. Много свидетельств того, как люди, которые воцерковились и стали истинными православными в скором времени становились родителями.
  3. Последствие аборта — убийство (а именно это и есть аборт) строго карается Господом и часто женщины, это совершившие наказы бесплодием. Детей необходимо принимать тогда, когда их посылает Господь, а не тогда, когда человек решил;.
  4. Последствие греховной молодости родителей — беспорядочные половые связи, прелюбодеяние, некоторые виды контрацепции оказывают пагубное влияние на репродуктивные способности женщины. Таким людям следует прежде всего покаяться пред Господом и лишь затем молить Его о милости и потомстве.

Каждый случай индивидуален, в любом случае, женщине (и ее мужу обязательно) следует задуматься, отчего Господь не посылает им потомство.

Возможно, необходимо покаяться в чем-то, может — исповедать тайный грех, а возможно, необходимо выполнить свою часть — обследоваться у врача и решить проблемы, если они есть.

Пути Господни неисповедимы и иногда Он не дает родных детей, чтобы семья послужила чьему-то брошеному ребенку и усыновила его. А кому-то и вовсе Господь не позволяет иметь детей из-за эгоизма и себялюбия.

Каждый должен найти свой ответ.

О рождении и воспитании детей:

Церковь и современные способы борьбы с бесплодием

Современные технологии позволяют даже женщинам, которые долгие годы не могли забеременеть, наконец-то стать матерью. Что говорит Церковь о применении этих методов?

Для начала, следует уточнить, что все медикаменты, которые способствуют восстановлению репродуктивной функции организма, разрешены и приветствуются Церковью, как безопасный способ поправить здоровье и выполнить человеческую часть. Поэтому, разрешены следующие способы:

  • медицинские обследования;
  • применение гормональных препаратов;
  • отслеживание менструальных циклов;
  • использование соответствующих медикаментов.

Но вот запрещены Архиерейским Собором 2000 года:

Эко совершается следующим образом: стимулируется суперовуляция, которая дает возможность получить большое число яйцеклеток, из них выбирают лучшие и оплодотворяют семенем мужа. Затем оплодотворенные клетки помещают в специальный инкубатор, где они созревают, чтобы после быть частично пересаженными в матку, а частично замороженными.

Важно! Нет гарантий, что не произойдет выкидыш, но во время процедуры всегда происходит разрушение или убийство эмбрионов. Поэтому Церковь строго запрещает эти процедуры.

Ответы священников

Многие священники сходятся в одном мнении — что необходимо со смирением принимать промысел Божий.

Например, старец Паисий Святогорец говорил, что Бог иногда специально медлит, чтобы в дальнейшем исполнить Свой план спасения людей. Это можно наблюдать во многих историях в Библии — Авраам и Сарра, Иоаким и Елизавета, святая Анна, Елизавета и Захария. Рождение детей зависит от Бога в первую очередь, но и от человека. И необходимо сделать все возможное, чтобы Бог дал ребенка, если же Он медлит, на это есть причина и надо ее принять.

Читайте также:
Православие и телегония: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Надо молиться и не унывать! Игумен Лука высказывает революционную своего рода идею о том, что в случае бездетного союза необязательно что-то предпринимать. Главное дело в нашей жизни — это обретение спасения и лишь потом радости супружества и материнства. Так некоторым Богом предопределено быть холостяком, так некоторым предопределено служить Господу, а детей не иметь.

Протоиерей Павел Гумеров советует бесплодным парам не отчаиваться, а терпеливо ждать. Он советует пройти медицинское обследование, решить все проблемы человеческими путями, попутно молясь праведным Иоакиму и Анне, Петру и Февронии, а также совершая паломнические поездки к святым местам. Он говорит, что длительное отсутствие детей является испытанием их чувств.

Священник Валерий Духанин же советует не стремиться постичь все тайны Божественной заботы о людях. Дети — это Божий дар, которые дается по Его воле и Промыслу. Необходимо со смирением их принимать. Он приводит некоторые примеры, которые показывают, что иногда Бог закрывает женское чрево для блага супругов и надо уметь это благо принимать.

Что делать, если Бог не дает детей?

Ответы пастырей

Вступая в брак и венчаясь, молодые мечтают и надеются, что Господь благословит их семью детьми. Но проходят годы, пять, десять лет… а долгожданная беременность не наступает. Как быть в такой ситуации? Что предпринять? Понятно, что, прежде всего, молиться о детях, но надо ли еще что-то делать, надо ли обращаться за помощью к современной медицине? И все ли медицинские технологии, ставшие в последнее время очень популярными, например экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), приемлемы для православных? Отвечают пастыри Русской Церкви.

Главное для христианина – праведная жизнь

– Нам не сказано, что в случае бездетного союза надо обязательно «что-то делать». Являясь естественным следствием плотской близости супругов, дети привносят в их жизнь заботы и радости, планы и разочарования, жертвенное служение и утешения взаимной любви. Однако главное дело нашей жизни – обретение вечного спасения – существенно не зависит от наличия или отсутствия детей, а значит, при всех человеческих расположениях к их рождению, главным чувством должно остаться доверие Промыслу Божию, в ведении которого остаются все наши земные, не зависящие от нас обстоятельства.

– Многие святые люди рождались не сразу и от пожилых родителей. В этом случае они вымаливались у Бога и были буквально намоленными детьми; при этом рожденным от пожилых родителей не передавалась страстность молодости.

Технологии искусственного оплодотворения – грубое вторжение в таинство деторождения

– Если Бог не дает семье детей, нужно надеяться, не отчаиваться, терпеливо ждать. Сегодня многие люди не слишком здоровы, и потому бывает, что и после нескольких лет брака нет детей. Надо молиться и поститься. Молиться праведным Иоакиму и Анне, Петру и Февронии. Совершать паломнические поездки – на Афон или в иные места.

Долгое отсутствие детей у супругов – это испытание их чувств, проверка того, насколько они любят друг друга

Долгое отсутствие детей у супругов – это испытание их чувств, проверка того, насколько они любят друг друга, потому что, когда у человека всё легко, всё ему даром дается, он это не слишком и ценит. А когда людей связывает какая-то совместная беда, они становятся друг другу ближе, начинают друг друга особенно чутко любить, эту беду преодолев.

Что касается ЭКО, которое подается как лечение бесплодия. Искусственное оплодотворение – это грубое вторжение в таинство зачатия, в таинство деторождения. И мы знаем, что Архиерейский Собор 2000 года прибегать к этой технологии православным христианам запретил, хотя некоторые в этом запрещении лукаво усматривают возможность к каким-то вариантам искусственного зачатия прибегать. Но в решениях Собора четко сказано, что недопустимы с православной точки зрения все разновидности экстракорпорального оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и последующее разрушение эмбрионов. При искусственном оплодотворении всегда происходит разрушение эмбрионов – то есть их убийство.

Напомню вкратце, в чем суть этой технологии. У женщины стимулируется суперовуляция, для того чтобы получить сразу большое число яйцеклеток, иногда даже до 20; из них выбирают самые лучшие, оплодотворяют их семенем мужа и помещают в специальный инкубатор на несколько суток. Потом одни (всегда несколько) пересаживаются в матку, другие замораживаются, их может использовать впоследствии и та же супружеская пара, и другие. Такой вот конвейер по производству детей. И деньги тут крутятся немалые: одна попытка ЭКО со всеми сопутствующими процедурами стоит в Москве минимум 150 тысяч рублей. А ко мне, например, приходили люди, которые делали по 10–15 попыток. И безрезультатно. Потому что ЭКО не дает 100-процентного результата! Это бизнес на человеческом горе, никакое не лечение бесплодия.

При искусственном оплодотворении всегда происходит разрушение эмбрионов – то есть их убийство

Теперь зададимся вопросом: а что происходит, если стали развиваться все пересаженные в матку эмбрионы? Ведь их внедряют сразу несколько, чтобы было больше вероятности их приживания, потому что приживаются не все… Что происходит, когда прижились несколько? «Лишние» эмбрионы редуцируют, то есть убирают хирургическим путем – делают аборты. Так что при ЭКО уничтожаются оплодотворенные эмбрионы, которые уже являются младенцами с душою. И оказывается, что человек, идущий на ЭКО, идет на аборты.

Есть такая лукавая уловка: в некоторых медицинских центрах предлагается «ЭКО для верующих». Предлагается не несколько эмбрионов подсадить, а потом некоторые из них убрать, а сделать щадящую суперовуляцию, получить малое число эмбрионов и их подсадить. Но сути дела это не меняет.

Человек, идущий на ЭКО, идет по сути на аборты

Технология ЭКО совершенно безбожная. Человек берет на себя функцию Господа Бога, вмешивается в то, что должно таинственным образом происходить в организме матери.

Еще вопрос: а почему оплодотворенные эмбрионы должны несколько суток развиваться в инкубаторе? А вот почему. Чтобы выяснить, нет ли каких патологий, главным образом генетических. И есть приказ, подписанный министром здравоохранения, согласно которому в случае опасности развития патологий эмбрион не пересаживать. Такой эмбрион убивают.

Я уже не говорю о том, что при ЭКО гораздо больше выкидышей, гораздо больше замерших беременностей. И гораздо больше рождается недоношенных детей.

К сожалению, статистических исследований о здоровье детей, рожденных с помощью ЭКО, очень мало. Почему? Потому что это бизнес, корпоративный сговор. Данные есть, но они не разглашаются. Но кое-что становится известным. Так, академик Алтухов, известнейший генетик, православный человек, свидетельствует: чуть не 20% ЭКО-детей имеют психические патологии.

Еще проблема: в природе, когда яйцеклетка поступает в матку матери, ее встречает миллион сперматозоидов, но прикрепляется только один – самый «сильный», если можно так выразиться. Но ЭКО можно сделать даже с очень слабым семенем мужа. И если семенной материал не очень хорошего качества, какие будут дети?

Читайте также:
Экзорцизм в православии: что это, история, особенности и условия процедуры, мнение священников

Так что православный путь такой: молиться, ждать. А если Господь не посылает ребенка, поступать так, как испокон веков делали на Руси и в других странах, – брать на воспитание ребенка-сироту или из детского дома.

Надо принять Промысл Божий

– Есть тайны Божественной заботы о людях, они непостижимы. Когда Рахиль, жена патриарха Иакова, не имевшая потомства, упрекнула супруга: «Дай мне детей, а если не так, я умираю», Иаков ответил: «Разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева?» (Быт. 30: 1–2).

Ребенок – это Божий дар. И если Господь не дает детей, значит на то есть Его Промысл, который надо принять, а не впадать в отчаяние или думать, что жизнь закончилась. На это обращал внимание преподобный Паисий Святогорец. Он знал примеры, когда некоторые старались приобрести детей или искусственным оплодотворением, или усыновлением чужих детей, но впоследствии и сами убеждались, что Бог не давал им ребенка, заботясь об их же благе.

Важно не терять голову, не кидаться панически за любыми средствами во что бы то ни стало заполучить дитя, а постараться прислушаться к Промыслу Божию.

Если детей Господь не подает, то прежде всего к Нему и надо обратиться. Часто дети подавались после усердных молитв, постов и милостынь. Господь испытывает родителей, готовы ли они принять дитя именно как Божий дар, а не как продукт новейших медицинских технологий.

Среди россиянок, не имеющих возможности зачать ребенка, 70% пострадали из-за аборта

Конечно, в поднятой теме много оттенков. Иногда бездетность – итог грехов молодости родителей. Одна из статистик гласит, что среди россиянок, не имеющих возможности зачать ребенка, 70% пострадали из-за аборта. На деторождении также пагубно сказываются некоторые виды контрацепции. В таких случаях человек сам лишил себя возможности рождать детей. Получается такой вот абсурд – сначала человек делает всё возможное, чтобы у него детей не было, а потом готов обратиться к чему угодно, например, суррогатному материнству, лишь бы заполучить ребенка. Таким людям необходимо, прежде всего, покаяние, снять с себя греховные причины бесплодия, а дальше уже как Господь подаст.

Бывает же иная ситуация: супруги старались жить по заповедям Божиим, однако по состоянию здоровья не могут зачать. В таких ситуациях нужно, конечно, лечиться, испробовать возможные естественные средства, но конечный результат вверять в руки Божии.

В общем, каждый случай индивидуален. Из небольшой пастырской практики могу сказать, что духовник зачастую видит, что такому-то конкретному человеку полезнее пребывать одному, нежели иметь ребенка, а вот другому лучше было бы иметь малышей и раствориться всецело в жертвенной заботе о них. Кому-то никак нельзя брать ребенка из детского дома, поскольку не хватает терпения и элементарной ласки и любви. А для кого-то принятый чужой ребенок становится настолько родным, что такую семью осеняет благословение Божие и в ней царит домашний уют. Я даже наблюдал ситуации, когда женщины, у которых не сложилась семья, брали из детского дома детей, причем не одного, а сразу двоих – брата и сестру, и вот эти женщины стали прекрасными мамами. Конечно, отсутствие отца сказывается, зато у этих деток есть мама, а это уже радость и счастье.

Расскажу историю одной своей знакомой. Зовут ее Евгения. Она вышла замуж в 25 лет, и на протяжении пяти лет детей у них не было. Обращалась к врачам, ездила в центр планирования семьи, который был буквально переполнен страдавшими бесплодием женщинами. Евгения увидела, что зачастую поиск диагноза и лечение влекут за собой огромную трату средств, а в результате ничего не получается, и тогда врачи предлагают ЭКО. Познакомившись с методикой ЭКО, она поняла, что не может прибегнуть к этому, внутри возник протест, хотя она еще не была воцерковленным человеком. Дело в том, что ЭКО – это грубые манипуляции над человеческой жизнью: заготавливаются эмбрионы, консервируются, а избыточные просто уничтожаются, то есть происходит тот же аборт. Евгения узнала, что бывают случаи, когда после длительного бесплодия кто-то получал исцеление чудесным образом в храме. Так она пришла к мысли, что детей подает только Бог. Через свое бесплодие Евгения пришла к вере, покрестился также муж. Сама она исповедовалась и причастилась. Читала покаянные каноны, молитвы о детях.

После святого источника ей приснился сон: она несет корзинку, в которой лежит ребенок

Как-то она узнала про Боровский монастырь, при котором есть купель, и многие говорили, что если там окунуться, то проходят болезни. Когда с мужем они совершили паломничество и удалось окунуться, то через две недели у нее уже был положительный тест на беременность. До этого пять лет не могла забеременеть! А после святого источника ей приснился сон: она несет корзинку, в которой лежит ребенок; она спрашивает: «Как тебя зовут?» – он ответил: «Даниил». А ей на обследованиях и на УЗИ говорили, что у нее будет девочка. Но родился мальчик, и его назвали Даниилом.

Когда Даниил уже ходил в детский сад, ей однажды стало плохо, открылось кровотечение. Оказалось, что она была беременна, но произошел выкидыш. Врачи говорили про осложнение и необходимость какой-то операции, говорили, что теперь точно никогда не родит, разве только через ЭКО. Евгения пошла к духовнику, тот, помолившись, сказал: «Я считаю, что делать операцию не надо, а благословляю тебя на дочь». Ровно через месяц она забеременела – врачи были в шоке. Действительно родилась дочь, и назвали ее Анастасией. Сама Евгения себе твердо уяснила, что дети – от Бога, значит, к Богу и надо обращаться прежде всего.

Вообще же всякое дело только тогда бывает подлинно добрым, когда согласуется с волей Божией. А воля Божия не определяется так быстро, как хотелось бы. Если супруги усердно обратятся к Господу в своих молитвах, будут согласовывать с духовником свои желания, воля Божия им все же откроется, и тогда будет понятно, что подходит именно им: ожидать чудесной благодатной помощи, проходить лечение или же взять в семью ребенка из детского дома.

Нельзя руководствоваться одними эмоциями, нужна осмотрительность и рассудительность

– Конечно, отсутствие детей в семье – это повод более серьезно и трезвенно начать проводить свою христианскую жизнь и молиться сугубо о даровании чад. Здесь терпение нужно проявить немалое, и бывает, что Господь вознаграждает за это терпение и постоянство в доброделании, так что дети родятся в семье даже после трех, пяти и более лет «бесплодия». Это великая радость и великая милость! И родители, зачавшие и родившие ребенка в таких сложных обстоятельствах, воистину знают высокую цену и смысл отцовства и материнства. Лишь бы они только не «останавливались на достигнутом» и не превращали свое многоценное чадо в некоего идола, истуканчика, вокруг которого вращается весь мир. Вот этого быть не должно, и это даже можно назвать преступлением против Бога, потому что Господь дает дитя вовсе не для того, чтобы из него воспитали эгоиста, который привык думать, что он – пуп земли и нечто совершенно особенное по сравнению «со всеми остальными». Вот почему хорошо бы, чтобы в семье было много детей…

С рассуждением прибегнуть к медицинской помощи можно: врачей тоже сотворил Господь и профессия эта существует для нашей пользы

Но если детей нет и нет, даже несмотря на явные усилия в хранении благочестия и молитвы, тут всегда наступает момент, когда семья задается вопросом: а где «грань ожидания»? И в чем воля Божия? Жить ли дальше, всецело и смиренно положившись на Господа, или усыновлять детей, или надо прибегнуть к медицинской помощи? Думается, во-первых, всё должно делаться с рассуждением и духовно, то есть с молитвой и советом с семейным духовником, опять же потому, что и люди разные, и обстоятельства. Кому-то, может быть, нужно проявить сугубое смирение с терпением (вера их позволяет поступить именно так), для кого-то будет правильно и хорошо обратиться к врачам, пройти обследование и с рассуждением прибегнуть к их помощи, потому что врачей тоже сотворил Господь и профессия эта существует для нашей пользы, прибегать к помощи врачей не грешно. Но здесь именно нужно рассуждение, потому что мы знаем, что некоторые современные методы «репродуктирования» противны Божиим заповедям. Так что здесь надо быть внимательным, чтобы не переступить грань дозволенного.

Читайте также:
Флорентийская уния: история и дата заключения, суть и последствия

А для некоторых семей в соответствии с их расположением и благоустроением, может быть, открывается путь усыновления тех несчастных деток, которые лишены отцовской и материнской тепла и заботы. И мы знаем семьи, где таких усыновленных детей не один, а несколько и они вместе с приемными родителями составляют настоящую большую семью. Это, конечно, дело Божие, благословенное, но и здесь нужна осмотрительность и рассудительность, чтобы не руководствоваться одними эмоциями, часто преходящими, помня, что решение об усыновлении – это большая ответственность, так что «отступление назад» потом будет сродни греху предательства. Да сохранит от этого Господь! Поэтому и здесь нужно советоваться с духовником, крепко молиться и трезво оценивать свои силы и возможности.

Делать все только с помощью и благословением Божиим

– «Облекитесь во всеоружие Божие» (Еф. 6: 11), – говорит нам апостол Павел. Надеяться и терпеливо ждать, молиться и поститься (но только взяв благословение священника). И, конечно, можно взять ребенка из детдома. «И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф. 18: 5), – говорит нам Господь. А вот делать искусственное оплодотворение не стоит, ибо оно противоречит естеству. Господь нам дал другой, естественный способ зачатия и рождения детей, тот, который лучше всего подходит для нас.

Не надо ускорять события. Ведь все доброе, и, конечно, детей, подает нам Бог. И подает нам во благовремении

А еще не надо ускорять события, делая искусственное оплодотворение, потому что это вмешательство в Божественный Промысл. Ведь все доброе, и, конечно, детей, подает нам Бог. И подает нам все во благовремении. То есть тогда, когда нужно, тогда, когда лучше всего. Мы же по своей греховности и своеволию этого часто не хотим понять и принять. И поэтому в спешке пытаемся сделать то, что делает Господь. И у нас всегда получается несравнимо хуже, чем у Бога. Ведь Отец наш Небесный свят и непогрешим, а мы немощны, слепы и греховны.

Поэтому ничего не надо делать самому, но только с помощью и благословением Божиим, которые чаще всего и главным образом преподаются в Церкви, в том числе и через священнослужителей.

У пророка Авраама и Сарры тоже долго не было детей, и Бог им даровал сына – праведного пророка Исаака. Причем в таком возрасте, когда уже физиологически нельзя иметь детей. Также и у праведных богоотец Иоакима и Анны родилась Пресвятая Богородица – «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим», как поет Ей Святая Церковь. И у праведных Захарии и Елисаветы родился Иоанн Креститель. «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11: 11), – говорит нам Господь. А все потому, что они всю жизнь жили по воле Божией, святую волю Божию всегда ставили выше своей человеческой воли и своих человеческих желаний.

И мы должны тоже стремиться поступать так же. И тогда и у нас будут рождаться будущие святые, и мы будем жить в святости и увидим многие чудеса от Господа. И увидим главное чудо – что Бог есть бесконечная, всесовершенная, милующая, распинающая Себя и спасающая нас Любовь. Ведущая нас в вечную и бесконечную радость в Царствии Небесном со всеми святыми, от века Богу угодившими. Аминь.

– Если Господь не дает детей, конечно, необходимо обратиться к Нему с горячей молитвой. И Церковь знает множество примеров, когда в ответ на молитвы Бог давал благословение и происходило зачатие ребенка.

Если детей в браке нет и брак невенчанный, необходимо повенчаться. Во всех молитвах Таинства венчания испрашивается у Господа благочадие и благодать воспитания детей.

Не лишней будет, как показывает опыт, и паломническая поездка к кому-то из угодников Божиих. Но только чтобы не было так: «Вот к Матронушке съездим, помолимся, а когда ребенок родится, мы в храм дорогу и забудем». Тут тоже искушение есть. Если мы к Господу обращаемся, то молитва должна примерно так выглядеть: «Господи, подай чадо по милости Своей, а мы и свою жизнь Тебе посвятим, и ребенка будем в Православии воспитывать». И если таким образом мышление людей будет выстроено, Господь, конечно, Свою благодать даст.

Почему и за какие грехи Бог не дает детей женщине

Бог не всем даёт детей, так как у некоторых другое предназначение

Есть, допустим, некая женщина, Мария Петровна. Ходит в церковь, читает Библию, следит за собой, замужем. Плохого слова о ней никто не скажет. Всегда она поможет ближнему, подскажет, о чём не спроси. А сама в чужие дела не лезет, чтобы людям не докучать.

Ну ведь хороший человек, верно? А детей у неё нет. Разве справедливо? Мать ведь получилась бы замечательная. Но наша проблема в том, что мы всё меряем людскими категориями. У Бога же свои планы.

Давайте ненадолго оставим Марью Петровну в покое и представим себе её далекого предка, этакого доисторического человека, каким его рисуют в учебниках биологии. Сидит бедолага и думает, чем бы расколоть орех.

Не все рождены, чтобы оставить потомство. Нобелевский лауреат Бернард Шоу не имел детей, но найдётся хоть кто-то, способный сказать, что жизнь этого выдающегося человека из-за бездетности прошла напрасно. Фото: upload.wikimedia.org

Читайте также:
Православие и эволюция: отношение церкви и мнение священников, ответы на частые и популярные вопросы

И вдруг — раз, волшебным образом у ног этого пра-прапрадедушки возникает микроскоп. Вещь увесистая, значит, орехи колоть подойдёт. Всё ведь правильно? По всем качествам идеальный орехокол, даже с ручкой. Но это с доисторической точки зрения.

Вот только задача у него иная. Поймёт ли этот человек рассказы о бактериях, лупах и т.д.? Нет, не его уровень знаний, и пытаться не стоит.

И вот вернёмся к Марии Петровне. Она в этом мире тоже не случайна. Как и у микроскопа, у неё есть своя задача. Но окружающие, как и доисторический человек, существа обусловленные, они не глядят вглубь божественного промысла, равно как и наши предки ничего не ведали об увеличительных устройствах.

Если у человека нет детей, Бог может отвести ему очень важную роль в этом мире.

Иными словами, не все из нас рождены иметь детей, хотя с человеческой точки зрения каждому подобает быть родителем.

Много великих личностей, проповедников, художников, писателей и т.д. не имели потомков:

  • Иисус Христос;
  • Сиддхартха Гаутама;
  • Микеланджело Буонарроти;
  • Николай Коперник;
  • Марсель Пруст;
  • Бернард Шоу;
  • Фридрих Ницше.

У каждого была своя причина не иметь детей, но, вероятно, имелась и ещё одна, глубинная — божественный промысел. Конечно, это не значит, что Мария Петровна из нашего примера, будучи бездетной, обречена на мировую славу. Но вклад в наш мир измеряется не известностью человека, а той пользой, которую мы приносим кому-то другому.

Иными словами, если Мария Петровна направит свою доброту и лучшие качества на создание приюта для бездомных животных, помощь одиноким пенсионерам, творчество или что-то ещё, она способна принести пользу куда большую, чем если бы сосредоточила все свои выдающиеся качества на двух-трёх детях.

Фридрих Ницше полагал, что любому, чтобы иметь ребёнка, нужно самому стать достойнейшим человеком. Фото: upload.wikimedia.org

Это иной уровень сознания. Так, например, высказался Микеланджело, который, кстати, сотворил множество шедевров на христианские темы:

«Искусство — ревниво и требует всего человека. Я имею супругу, которой весь принадлежу, а мои дети — это мои произведения».

Поэтому бездетность — не приговор, а указание Бога на то, что у человека есть какое-то иное, безусловно, важное для этого мира предназначение.

Ветхий Завет негативно высказывается о бездетности, но мы живём по Новому Завету, где этого нет

В Библии можно найти далеко не самые приятные эпизоды, связанные с детьми. Если человек, который беспокоится, почему Господь не даёт детей, заглянет в Ветхий Завет, может появиться чувство неполноценности.

«И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так, я умираю. Иаков разгневался на Рахиль и сказал [ей]: разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева? Она сказала: вот служанка моя Валла; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее. И дала она Валлу, служанку свою, в жену ему; и вошел к ней Иаков»

Мы видим ужасающую картину. Супруги, которые много лет потратили на то, чтобы жить вместе, начинают ссориться и обвинять друг друга в бесплодности. И ради сомнительной радости продолжения рода Иаков согласен изменять родной жене и иметь детей от чужой женщины, которую даже не любит.

2000 лет мы живём по Новому Завету, но о бесплодии почему-то цитируем Ветхий.

Мы часто упрекаем молодёжь за интимные отношения без любви и брака, но вот, пожалуйста — другая сторона монеты: брак есть, а любви нет. Неужели, такое действо богоугодно? Конечно, нет. А стоит ли напоминать, что Рахиль в итоге роды стоили жизни?

Всё это показывает нам не исполнение воли Всевышнего, а жуткие устои некоторых семитов ветхозаветных времён, когда в абсолют возводилось деторождение, и этот абсолют переходил все разумные пределы. Но мы живём в другую эпоху. Рассказывает протоиерей Алексий (Уминский):

«Хотя Христос и пришел на Землю 2000 лет назад, и нам было даровано Евангелие, до сих пор по своему внутреннему содержанию человечество смотрит на мир вполне ветхозаветно. Даже язычески. Что по сути примерно одно и то же.

Ведь и в языческой семье, и в ветхозаветной — бесчадие, то есть прерывание рода, воспринималось как следствие какого-то личного духовного несовершенства. В христианстве этого быть не может».

Алексей Анатольевич Уминский

Ветхозаветные персонажи Иаков и Рахиль души друг в друге не чаяли, пока не выяснилось, что у них проблемы с деторождением. Фото: artchive.ru

Мы живём по заповедям Христа, и те исторические свидетельства об ошибках библейских персонажей, которые зафиксированы для нас в Библии, не должны смущать людей и быть образцом для подражания. Христос любит детей, но никогда не говорит, что цель жизни человека или заведения семьи — это рожать. Божественная любовь от этого не зависит.

Отец Алексий добавляет:

«Мы порой не можем вместить Промысел Божий о нас, не можем его понять. Но если человек определил главное в своем отношении к Богу, если понял, что Он для него есть Любовь, тогда этот человек сможет принять всякую скорбь из Его руки, в том числе и бездетность. Как некий крест, как некое осуществление себя иным способом, иным путем, нахождение излияния своей супружеской любви на что-то иное или на кого-то другого».

Алексей Анатольевич Уминский



О том, чтобы Бог дал ребёнка, молиться не стоит, хотя Всевышний может ответить

У современных христиан популярно ошибочное представление, что молитва — это способ что-то попросить у Всевышнего. Будто сидит Бог где-то, понятия не имеет, что человеку хорошо, а что плохо. И тут вдруг — подсказка в молитве: «А дай-ка мне, Бог, детей», и сразу нашлось решение.

Нет. Так не бывает. Бог всё в этом мире делает не случайно, а потому не нуждается в подсказках, как и чего менять. Молитва — это способ выразить благодарность, пообщаться с Господом, но никак не заказать Ему что-то, как деду Морозу.

Молитва — это не способ просить, а средство общения с Богом.

Если Бог считает, что нам что-то нужно, Он даст все средства для достижения этого. То есть Он не дарит храбрость трусу, но создаёт сложные обстоятельства, в которых эту храбрость можно взрастить. Но делает это лишь по Своей воле.

Если верующий не знает, почему Бог не даёт детей именно ему, то как он может быть уверен, что эти дети ему вообще полезны? Быть может, обстоятельства вообще бы привели к какому-то губительному результату. Отец Владимир (Головин) на видео ниже рекомендует вообще ничего никогда не просить у Бога, а довериться ему.


Есть ли смысл вымаливать у Бога то, что Он не дает для нашей пользы? (прот. Владимир Головин)

С рассуждением прибегнуть к медицинской помощи можно

Но если детей нет и нет, даже несмотря на явные усилия в хранении благочестия и молитвы, тут всегда наступает момент, когда семья задается вопросом: а где «грань ожидания»? И в чем воля Божия? Жить ли дальше, всецело и смиренно положившись на Господа, или усыновлять детей, или надо прибегнуть к медицинской помощи?

Читайте также:
Как освятить икону: освящение иконы дома и в церкви, можно ли самому

Думается, во-первых, всё должно делаться с рассуждением и духовно, то есть с молитвой и советом с семейным духовником, опять же потому, что и люди разные, и обстоятельства.

Кому-то, может быть, нужно проявить сугубое смирение с терпением (вера их позволяет поступить именно так), для кого-то будет правильно и хорошо обратиться к врачам, пройти обследование и с рассуждением прибегнуть к их помощи, потому что врачей тоже сотворил Господь и профессия эта существует для нашей пользы, прибегать к помощи врачей не грешно. Но здесь именно нужно рассуждение, потому что мы знаем, что некоторые современные методы «репродуктирования» противны Божиим заповедям. Так что здесь надо быть внимательным, чтобы не переступить грань дозволенного. А для некоторых семей в соответствии с их расположением и благоустроением, может быть, открывается путь усыновления тех несчастных деток, которые лишены отцовской и материнской тепла и заботы. И мы знаем семьи, где таких усыновленных детей не один, а несколько и они вместе с приемными родителями составляют настоящую большую семью. Это, конечно, дело Божие, благословенное, но и здесь нужна осмотрительность и рассудительность, чтобы не руководствоваться одними эмоциями, часто преходящими, помня, что решение об усыновлении – это большая ответственность, так что «отступление назад» потом будет сродни греху предательства. Да сохранит от этого Господь! Поэтому и здесь нужно советоваться с духовником, крепко молиться и трезво оценивать свои силы и возможности.

Бог может дать детей в ответ на искреннюю молитву, но лучше Его не просить

Случается, что Бог, по большой любви к нам, уступает на настойчивую и искреннюю молитву. Подобным образом родитель может купить ребёнку вредный продукт, просто потому, что сын или дочки очень уж слёзно просят. Мы знаем, что это навредит, но, в конце концов, иногда томления чада перевешивают.

Но не стоит пытаться давить на это. Христианские авторитеты соглашаются, что даже если Бог уступит и позволит всему свершиться по воле человека, события эти всё равно будут иметь печальный итог.

Это тот случай, когда Всевышний даёт нам на собственном опыте пережить ошибку и понять, что не стоит указывать Богу, как и что делать.

При искусственном оплодотворении всегда происходит разрушение эмбрионов – то есть их убийство

Теперь зададимся вопросом: а что происходит, если стали развиваться все пересаженные в матку эмбрионы? Ведь их внедряют сразу несколько, чтобы было больше вероятности их приживания, потому что приживаются не все… Что происходит, когда прижились несколько? «Лишние» эмбрионы редуцируют, то есть убирают хирургическим путем – делают аборты. Так что при ЭКО уничтожаются оплодотворенные эмбрионы, которые уже являются младенцами с душою. И оказывается, что человек, идущий на ЭКО, идет на аборты. Есть такая лукавая уловка: в некоторых медицинских центрах предлагается «ЭКО для верующих». Предлагается не несколько эмбрионов подсадить, а потом некоторые из них убрать, а сделать щадящую суперовуляцию, получить малое число эмбрионов и их подсадить. Но сути дела это не меняет.

Бог не может не давать детей за грехи

Некоторых людей интересует, за какие грехи Бог не даёт детей. Но это так не работает. Вознаграждение за праведную жизнь и кара за неправедную, по христианскому вероучению, состоится после Страшного Суда. А всякие прижизненные обстоятельства обусловлены только образом жизни человека.

К бесплодию приводит образ жизни человека или его родителей, а не грехи.

Скажем, почему Бог не даёт ребёнка пьянице? Ясное дело, почему: от алкоголизма возникли проблемы со здоровьем, это человек лишил себя детей, а не Бог. Или же случается, что человек родился изначально с проблемами репродуктивной системы.

Здесь уже стоит обратиться с вопросом к родителям, которые своим образом жизни повлияли на наследственность чада. А прижизненные наказания и поощрения за грехи — это уже в Восточных религиозных традициях, но не христианстве.

Делать все только с помощью и благословением Божиим

– «Облекитесь во всеоружие Божие» (Еф. 6: 11), – говорит нам апостол Павел. Надеяться и терпеливо ждать, молиться и поститься (но только взяв благословение священника). И, конечно, можно взять ребенка из детдома. «И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф. 18: 5), – говорит нам Господь. А вот делать искусственное оплодотворение не стоит, ибо оно противоречит естеству. Господь нам дал другой, естественный способ зачатия и рождения детей, тот, который лучше всего подходит для нас.

«Дал Бог ребёнка, даст и на ребёнка» и другие народные мудрости учат доверять Господу

Народная мудрость учит доверяться Богу в любой ситуации. Например:

  1. «Дал Бог ребёнка, даст и на ребёнка». Если ты уж решаешь рожать, то в мире обязательно есть ресурсы и возможности, чтобы достойно вырастить своё чадо.
  2. «Без детей горе, а с детьми — вдвое». Дети — это много забот, проблем и волнений. Если не суждено родить, то в этом есть смысл: человек живёт свободнее и спокойнее. Зачем-то он Господу нужен в какой-то иной роли, но не родительской.
  3. «Без детей тоскливо, с детьми хлопотно». То же самое.
  4. «Все бобры добры до своих бобрят». Жизнь человека с рождением ребёнка сильно переворачивается. Не всегда в лучшую сторону. В чём-то люди могут стать жёстче, эгоистичнее.
  5. «Детки — радость, детки ж и горе». Дети — не только счастье, как часто уверяют. Они ещё — и огромная ответственность, заботы, сложности. К ним нужно быть готовыми.
  6. «Деток родить — не веток ломить». Ребёнок — это сложный этап в жизни человека. Не стоит относиться к нему легкомысленно.
  7. «Детки маленькие поесть не дадут, детки большие пожить не дадут». Дети всегда приносят заботы. Не стоит ожидать, что когда они вырастят, всё прекратиться. Всякий возраст несёт свои сложности.

Как православная церковь относится к ЭКО

Человек, идущий на ЭКО, идет по сути на аборты

Технология ЭКО совершенно безбожная. Человек берет на себя функцию Господа Бога, вмешивается в то, что должно таинственным образом происходить в организме матери. Еще вопрос: а почему оплодотворенные эмбрионы должны несколько суток развиваться в инкубаторе? А вот почему. Чтобы выяснить, нет ли каких патологий, главным образом генетических. И есть приказ, подписанный министром здравоохранения, согласно которому в случае опасности развития патологий эмбрион не пересаживать. Такой эмбрион убивают. Я уже не говорю о том, что при ЭКО гораздо больше выкидышей, гораздо больше замерших беременностей. И гораздо больше рождается недоношенных детей. К сожалению, статистических исследований о здоровье детей, рожденных с помощью ЭКО, очень мало. Почему? Потому что это бизнес, корпоративный сговор. Данные есть, но они не разглашаются. Но кое-что становится известным. Так, академик Алтухов, известнейший генетик, православный человек, свидетельствует: чуть не 20% ЭКО-детей имеют психические патологии. Еще проблема: в природе, когда яйцеклетка поступает в матку матери, ее встречает миллион сперматозоидов, но прикрепляется только один – самый «сильный», если можно так выразиться. Но ЭКО можно сделать даже с очень слабым семенем мужа. И если семенной материал не очень хорошего качества, какие будут дети? Так что православный путь такой: молиться, ждать. А если Господь не посылает ребенка, поступать так, как испокон веков делали на Руси и в других странах, – брать на воспитание ребенка-сироту или из детского дома.

Читайте также:
Как покрасить яйца: как и каким цветом красиво красить на Пасху, идеи и советы

Бездетность: Наказание или промысл?

27 марта празднуется икона Божьей Матери Феодоровская. Именно перед этой иконой принято молитья о даровании детей.

Одна из наиболее злободневных сегодня тем — сколько в семье должно быть детей. При этом нельзя сказать, что отношение общества к многодетным за последние годы принципиально улучшилось (хотя некоторый прогресс тут есть). Но вот о бездетности не то чтобы не принято говорить — скорее, принято молчать. А между тем сторонники «свободных отношений» считают бездетность нормой, в то время как во многих семьях она воспринимается как наказание Божие, доводящее людей до отчаяния. О том, как пережить бездетность, мы говорим с протоиереем Алексием Уминским, настоятелем московского храма Святой Троицы в Хохлах.

Есть ли надежда на спасение?

— Жена спасается чадородием. Сегодня это устойчивое словосочетание, весьма расхожее в православных кругах. Но как быть тем, у кого в силу обстоятельств детей нет? Что, никакой надежды?

Протоиерей Алексий Уминский

— Мне кажется, достаточно странно было бы воспринимать слово «чадородие», сказанное в известном послании апостола Павла (1 Тим 2:15), как просто «репродуктивность». Ведь тогда получается, что любая языческая репродуктивность, в основе которой лежит лишь архетип продолжения рода, — спасительная.

Мы знаем, что семья праведных Иоакима и Анны не была многодетной, как и семья святых Захарии и Елисаветы. Наоборот, долгое время им приходилось нести поношения за бесчадие. Но ведь утробная религиозная идея о том, что продолжение рода и есть как бы твое продолжение в вечности, для нас, христиан, неактуальна — мы ведь знаем, что спасение — это обретение Царства Небесного, как об этом говорит Новый Завет. Так что, по-моему, в данном случае апостол Павел имеет в виду не просто многодетность.

И хотя, разумеется, многодетность — благо, воспринимать ее как некое единственно возможное для женщины духовное делание, необходимое ей для спасения, — это не просто неверно, но даже опасно. Ведь все люди разные, а человеческий ресурс очень ограничен: кому-то многодетность действительно посильна, а кому-то непосильна совершенно.

Многодетность хороша, когда она осмысленна, когда она наполнена родительской любовью и одновременно духовными и физическими силами. Но, увы, бывает, что в семьях, где много детей, эти дети оказываются лишенными полной меры необходимой родительской любви, заботы и внимания. И не потому, что родители плохие. Просто у них сил не хватает.

— Что же тогда, на Ваш взгляд, имел в виду апостол Павел?

— На мой взгляд, он говорил о том, что женщина, как христианка и мать, должна как можно больше вложить в воспитание своих детей. Одного или многих — неважно, главное, стольких, сколько будет Богу угодно. В любом случае она несет за них ответственность перед Богом и должна даровать им полноту материнской любви, организовать окружающее их пространство как храм Божий в своей семье.

— Но как в таком случае спасаться женщине бесплодной?

— Она спасется следованием за Христом, исполнением Христовых заповедей, и прежде всего — заповедей любви. Так же, как спасется и мужчина. А вот из логики странно трактующих высказывание апостола Павла выходит, что мужчина спасется сам по себе, он и так хорош, а женщине надо еще и детей родить. Но это, конечно, неправильно. Ведь это совершенно убогое понимание фразсемы, вырванной из контекста Священного Писания. Она просто не может толковаться и читаться в том смысле, что женщине надо быть исключительно репродуктивной машиной и в том якобы состоит главная ее заслуга перед Богом.

Ведь в противном случае для нас идеалом христианской семьи должна стать мусульманская семья или люди племени мумба-юмба. Именно они живут установкой: чем больше детей, тем вероятнее, что хотя бы часть из них не умрет, останется в живых и, как следствие, род будет продолжаться. Только что в этом от христианства?

— Но бездетные супруги часто ощущают, что в их жизни не хватает чего-то очень важного…

— Да, когда в семье нет детей — это связано с очень большим человеческим страданием. Потому что в христианских семьях очень хотят иметь детей, исходя из самой природы христианского брака. Он осмысляется как брак, в котором любовь — это прежде всего любовь жертвенная, приносящая себя кому-то. И дети — тот плод брачной любви, которому родители могут себя отдать. Когда этого не случается, супруги действительно чувствуют свою неполноту и неполноценность. Может ли быть это наказанием Божьим? Далеко не всегда. Могут ли эти семьи толковать бесчадие как поношение в ветхозаветном смысле? Думаю, что ни в коем случае.

Наказание или Промысл?

— Однако мнение, что детей нет за какие-то грехи или проступки, можно услышать как от верующих людей, так и от тех, «кто ни во что не верит»…

— Это происходит потому, что хотя Христос и пришел на Землю 2000 лет назад, и нам было даровано Евангелие, но до сих пор по своему внутреннему содержанию человечество смотрит на мир вполне ветхозаветно. Даже язычески. Что по сути примерно одно и то же. Ведь и в языческой семье, и в ветхозаветной — бесчадие, то есть прерывание рода, воспринималось как следствие какого-то личного духовного несовершенства. В христианстве этого быть не может. Но у нас есть такое понятие, как Промысл Божий, который нам неведом, который мы постигаем, только оглядываясь назад, понимая, что нечто, казавшееся нам горем, лишением и катастрофой, на самом деле имело иную цель. Таким вот странным, удивительным образом Промысл Божий провел нас между страшными, тяжелыми и невыносимыми испытаниями — и вдруг явил через это познание Божьей любви, Его заботу о нас. Датский философ, христианин Сёрен Кьеркегор написал однажды: «Если Бог не есть абсолютная любовь везде, во всем, то никакого Бога нет. Но если Бог есть любовь, то совершенно не страшно Его не понимать. Ты можешь доверять Ему, не понимая». И мы порой не можем вместить Промысл Божий о нас, не можем его понять. Но если человек определил главное в своем отношении к Богу, если понял, что Он для него есть Любовь, тогда этот человек сможет принять всякую скорбь из Его руки, в том числе и бездетность. Как некий крест, как некое осуществление себя иным способом, иным путем, нахождение излияния своей супружеской любви на что-то иное или на кого-то другого. Например, можно взять на воспитание ребенка.

Читайте также:
Таинство Крещения ребенка и взрослого: правила и порядок обряда, что нужно знать родителям и крестным

— Многих останавливает то, что они не сумеют полюбить чужого ребенка…

— Возможностей и способов любить много. Другое дело, когда человек хочет любить, обладая, то есть владеть ребенком, как некой собственностью. Так происходит порой и с кровными детьми. Родители думают: «Это наш ребенок, а значит — он должен быть нашим трафаретом, объектом наших амбиций. Мы хотим, чтобы он соответствовал нашим чаяниям: учился в определенной школе, вузе и так далее». И они не видят и не слышат, чего же хочет сам ребенок; не замечают, что ребенок смотрит на мир собственными глазами; что у него восторженно бьется сердечко и его восхищают те вещи, которые родителям недоступны. И так родители проходят в жизни мимо своего ребенка, при этом, конечно же, по-своему любя его.

Потому-то люди и боятся взять в семью чужого ребенка. Прежде всего они боятся, что ребенок не будет их собственностью, их тенью. А нужно любого ребенка — кровного ли, приемного ли — видеть как не своего, а Божьего, уйти от чувства собственности по отношению к нему. Только тогда можно по-настоящему полюбить. И тогда не будет боязни в вопросах усыновления.

Если женщина не может родить сама, она может спасти того, у кого нет родителей, и забыть о своей бесплодности. Забыть, прижимая этого ребенка к своей груди, даря ему тепло и ласку, но не присваивая его себе. Усыновление — это не просто выход для бездетной семьи, это ее счастье и христианская обязанность. Детей, нуждающихся в заботе, можно любить, даже если их не дали тебе в руки. Их можно посещать в детских домах, в сиротских приютах и дарить свою нежность, внимание, время. Наверное, Господь стремится сделать так, чтобы родители, у которых нет детей, и дети, у которых нет родителей, нашли друг друга.

О нашем доверии Богу

— Желание иметь дитя, продолжение себя — это больше, чем желание, это инстинкт, с которым трудно бороться…

— Конечно, мы все — люди плотские, и в нас, кроме духовной, есть и инстинктивная, животная жизнь. И женщине в этом смысле гораздо сложнее, потому что вся ее природа предрасположена к деторождению. Но если она будет постоянно заниматься самокопанием, надавливать на болевую точку своего природного инстинкта, вновь пробуждать в себе желание самой родить, выкормить грудью, тогда она неизбежно дойдет до отчаяния. Нужно пытаться перебороть отчаяние, осознавая, что Господь нас понимает, участвует в каждом мгновении нашей жизни. Каким образом — я не знаю, но я верю в это.

Мы не знаем, почему одним что-то дано, другим нет; почему одни рождаются богатыми, другие нищими, одни здоровыми, другие больными. Во всех ситуациях — это вопрос нашего доверия Богу, нашего следования за Ним и возможности поиска того, чего ты действительно хочешь. Если любить, а не приобретать эту любовь, тогда выход есть. Если же ты хочешь присвоить любовь себе, то ситуация оказывается одинаково безвыходной и у тех людей, которые могут родить, и у тех, которым это не удается.

— Да, но многие женщины зациклились на своей боли и желании родить. Они глухи к любой аргументации.

— Понятно: «Мы хотим просто родить, использовать себя как матку, дающую потомство». Но это, простите, чисто животное стремление, а в человеке должно быть нечто иное, более высокое. Если тебе не дано — что ты сделаешь?! Надо перед Промыслом Божьим проявить смирение и учиться жить таким, каким тебе Бог дал — и тогда ты будешь жить.

— Но общество диктует стереотип: семья предполагает наличие детей. Без них — уже не семья.

— Вот это совершенная неправда. Семья существует и тогда, когда нет детей, но есть любовь двух людей, есть несение общего креста и тягот друг друга. Я знаю священнические бесплодные семьи. И люди несут свой крест. Тем более что вокруг них столько людей, нуждающихся в человеческом тепле и заботе.

Согласитесь, что не все люди имеют семью. Многие остаются вообще одинокими, не имея ни детей, ни мужа или жены. При этом у них есть шанс не чувствовать себя обделенными. В русских семьях существовала традиция, по которой не вышедшая замуж девушка жила в семье замужней сестры или женатого брата, помогала нянчить детей, воспитывать их и была для них лучшей и любимейшей тетушкой. Так что неполнота ее жизни растворялась в полноте жизни семьи близких.

— Тем не менее, в целом общество смотрит косо и на многодетных, и на бездетных…

— Мне так не кажется. Общество проблема бездетности не волнует. В основном волнуются родственники — теща, свекровь. Волнуются из чисто эгоистических соображений: им хочется внучков понянчить. А вопрос многодетных будоражит общество потому, что людям кажется, будто их объедают те, у кого большие семьи.

— По статистике бездетность — частая причина разводов.

— Причина разводов — это нелюбовь, это нежелание той любви, о которой говорит нам Христос, это стремление к присваивающему чувству. А если в конечном итоге присвоить нечего, то для таких людей нет дальше перспективы. Так что речь вовсе не об отсутствии детей. Разве мало браков, которые распадаются, несмотря на наличие детей?

— То есть семья — это муж, жена и их чувства. А детей Господь дает им в дар?

— Да, кому-то дает. А у кого-то потом забирает. И эти родители остаются осиротевшими без своих детей, и это труднее бездетности.

У кого-то рано забирает родителей. Мир, он же очень сложен, скорбен, и его совершенно невозможно по полочкам разложить. Да, было бы хорошо, когда счастливые родители любили бы своих детей, а они бы слушались своих родителей, и все бы жили долго и счастливо. Но мы живем в реальности, в которой бессмысленно мечтать о благополучной жизни, ставить себе цель достичь ее. Бог не обещает нам благополучия, о нем нет ни слова в Евангелии.

О чудесах

— Значит, супругам, если у них не получается с деторождением, стоит оставить мечты родить ребенка?

— Но в нашей жизни всегда есть место чуду. Тем более, если речь о молодой семье, жизнь которой еще не определилась окончательно. У таких людей должна быть надежда на чудо, на милость Божию.

В моем приходе были случаи, когда родители со всеми минусами здоровья, с медицинскими заключениями о бесплодии, все же рожали. Рожали по обету, по молитве, и очень часто рожали, потому что обращались в монашескую республику Афон. В монастырь Хиландар, где из гроба святого Симеона Мироточивого, отца святого Саввы Сербского, уже много-много столетий растет виноградная лоза.

Читайте также:
Православное паломничество: история и традиции, особенности и значение, главные ошибки и основные места

В принципе, мне не свойственны разговоры о чудесах: смущает некая экзальтация в этих вопросах. Но тут уже ничего поделать не могу. Сам, несколько раз лично бывая на Афоне, привозил из Хиландара засушенные ягодки винограда. И с иконой святого Симеона, с молитвой давал их некоторым нашим прихожанам, которые, исполнив сорокадневное правило поста и молитвы, потом вкушали эту ягодку, причащались и… зачинали детей. У меня в приходе таких случаев несколько.

Но чудо дается, если действительно есть плод молитвы и великое упование на Бога. Не вырывание у Бога: «Дай во что бы то ни стало!», а готовность принять Его любое решение: «Да будет воля Твоя!» Главное — бездетная семья не должна чувствовать себя неполноценной. Супруги всегда должны помнить, что если Бог есть любовь во всем, то можно Его и не понимать, но нужно жить, спокойно Ему доверяя.

Почему Бог ребенка не дает: причины, грехи и проповедь

Почему Бог не дает детей тем, кто этого действительно заслуживает? Несмотря на развитие медицинских технологий и повышение качества жизни, этот вопрос все еще остается актуальным. Обычно люди считают, что если они близки к Господу, то могут рассчитывать на основные жизненные радости, такие как здоровье, счастливый брак, рождение детей, обилие воды и пищи, отсутствие проблем с жильем. Но когда в нашей жизни появляются серьезные неприятности, например онкологическое заболевание, потеря работы или бесплодие, то складывается впечатление, что нас незаслуженно обидели и обделили.

Да, это действительно нечестно и несправедливо. Невозможно найти никакого логического объяснения тому, что незрелым и глупым подросткам зачастую удается забеременеть без проблем, а у зрелых и состоятельных пар это не выходит. Нет никакой справедливости в том, что миллионы женщин во всем мире избавляются от потомства с помощью абортов, а многим из тех, кто действительно хочет завести детей, не удается забеременеть ни разу. Огромное количество брошенных малышей томится в детских домах по всему миру, и многим из них не суждено в этой жизни почувствовать, что такое родительская забота и любовь.

О святых Иоакиме и Анне

В церковных стенах многие семейные пары спрашивают батюшку: «Нам Бог не дает детей. Почему?» На этот вопрос может ответить четко лишь прозорливый старец, святой человек. А что ответит обычный священник? Если батюшка является духовным наставником семейной пары, знает, что жена не делала аборт, муж не жил с другими женщинами до знакомства с супругой, оба вели и ведут благочестивый образ жизни, он, наверное, лишь в утешение рассказывает историю святых Иоакима и Анны – родителей Пресвятой Богородицы.

Как гласит житие, Иоаким и Анна много лет прожили вместе, жили с Богом, были благочестивыми и молились о даровании ребенка. Но шли годы, десятилетия, надежды супруги не теряли, продолжали просить слезно Господа. Но как гласит Евангелие: «Просите, и дано будет вам», святая Анна забеременела в преклонном возрасте. Супруги не могли поверить в чудо. Они бесконечно благодарили Бога. Родилась девочка – Мария. Все детство она была тихой, незаметной, ни с кем не общалась, не играла. Ее детская душа была полностью занята Богом. Когда она стала взрослее, к ней прибыл архангел Гавриил с белой лилией и объявил, что она выбрана Богом, станет матерью его – Иисуса Христа.

В чем смысл этой чудесной истории? Родители усердно молились и просили у Бога малыша, Господь послал им Пресвятую Деву.

Разумеется, если у современной пары очень долго нет детей и они задают вопрос постоянно: «Почему Бог ребенка не дает?», а усердная молитва мужа и жены не прекращается, то они получат просимое. Но это не значит, что ребеночек обязательно будет чист и свят, как Божия Матерь. По крайней мере, это будет вымоленный ребенок. Кто знает, может, он свяжет свою жизнь с Богом и будет молиться за весь мир в будущем.

Бог не всем даёт детей, так как у некоторых другое предназначение

Есть, допустим, некая женщина, Мария Петровна. Ходит в церковь, читает Библию, следит за собой, замужем. Плохого слова о ней никто не скажет. Всегда она поможет ближнему, подскажет, о чём не спроси. А сама в чужие дела не лезет, чтобы людям не докучать.

Ну ведь хороший человек, верно? А детей у неё нет. Разве справедливо? Мать ведь получилась бы замечательная. Но наша проблема в том, что мы всё меряем людскими категориями. У Бога же свои планы.

Давайте ненадолго оставим Марью Петровну в покое и представим себе её далекого предка, этакого доисторического человека, каким его рисуют в учебниках биологии. Сидит бедолага и думает, чем бы расколоть орех.


Не все рождены, чтобы оставить потомство. Нобелевский лауреат Бернард Шоу не имел детей, но найдётся хоть кто-то, способный сказать, что жизнь этого выдающегося человека из-за бездетности прошла напрасно. Фото: upload.wikimedia.org

И вдруг — раз, волшебным образом у ног этого пра-прапрадедушки возникает микроскоп. Вещь увесистая, значит, орехи колоть подойдёт. Всё ведь правильно? По всем качествам идеальный орехокол, даже с ручкой. Но это с доисторической точки зрения.

Вот только задача у него иная. Поймёт ли этот человек рассказы о бактериях, лупах и т.д.? Нет, не его уровень знаний, и пытаться не стоит.

И вот вернёмся к Марии Петровне. Она в этом мире тоже не случайна. Как и у микроскопа, у неё есть своя задача. Но окружающие, как и доисторический человек, существа обусловленные, они не глядят вглубь божественного промысла, равно как и наши предки ничего не ведали об увеличительных устройствах.

Если у человека нет детей, Бог может отвести ему очень важную роль в этом мире.

Иными словами, не все из нас рождены иметь детей, хотя с человеческой точки зрения каждому подобает быть родителем.

Много великих личностей, проповедников, художников, писателей и т.д. не имели потомков:

  • Иисус Христос;
  • Сиддхартха Гаутама;
  • Микеланджело Буонарроти;
  • Николай Коперник;
  • Марсель Пруст;
  • Бернард Шоу;
  • Фридрих Ницше.

У каждого была своя причина не иметь детей, но, вероятно, имелась и ещё одна, глубинная — божественный промысел. Конечно, это не значит, что Мария Петровна из нашего примера, будучи бездетной, обречена на мировую славу. Но вклад в наш мир измеряется не известностью человека, а той пользой, которую мы приносим кому-то другому.

Иными словами, если Мария Петровна направит свою доброту и лучшие качества на создание приюта для бездомных животных, помощь одиноким пенсионерам, творчество или что-то ещё, она способна принести пользу куда большую, чем если бы сосредоточила все свои выдающиеся качества на двух-трёх детях.


Фридрих Ницше полагал, что любому, чтобы иметь ребёнка, нужно самому стать достойнейшим человеком. Фото: upload.wikimedia.org

Это иной уровень сознания. Так, например, высказался Микеланджело, который, кстати, сотворил множество шедевров на христианские темы:

«Искусство — ревниво и требует всего человека. Я имею супругу, которой весь принадлежу, а мои дети — это мои произведения».

Поэтому бездетность — не приговор, а указание Бога на то, что у человека есть какое-то иное, безусловно, важное для этого мира предназначение.

Читайте также:
Мир ангельский: что это такое, понятие и значение в православии, когда был создан мир ангелов, иерархия и различия ангелов

Что говорят священники

Любая женщина, желающая родить ребенка, может подойти к священнику с вопросом: «Почему Бог не дает детей?» Проповедь, просто совет или наставление святых отцов помогут разобраться. Но самое главное – это воля Божия.

Нередко совершаются чудеса по вере бездетных супругов: родители буквально «привозят» ребеночка из паломнической поездки, после долгих стояний в очереди к мощам и иконе святой Матронушки. Но у всех судьба складывается по-разному. Главное — не отчаиваться.

Дети-сироты

В России очень много детей, оставшихся без отца и матери. Все существующие детские дома переполнены. К сожалению, малыши живут не в идеальных условиях. Мало кому повезло очутиться в монастырском приюте, где и отношение, и воспитание, и качество жизни сильно отличаются от государственных учреждений.

Догадываетесь, почему Бог не дает детей женщине иногда? Потому что он хочет, чтобы она воспитывала сироту как своего ребенка, стала ему родной матерью. Ведь брошенным детям тоже нужны родители, внимание, хорошее воспитание.

Если вам Бог так и не послал детей, подумайте: не пора ли вам усыновить детишек? К сожалению, такая процедура непростая и не всем доступна. Требуется собрать много справок, в том числе следует принести справку о доходах с работы.

Любые трудности награждаются победой. Молитесь Богу, Божией Матери и любимым святым, чтобы все получилось лучшим образом. Есть множество историй, связанных с бездетными семьями, когда Бог чудным образом посылает ребенка или сразу несколько детей.

О здоровье и воспитании

А позволяет ли ваше здоровье выносить и родить? Нередко Господь ограждает женщин от беды, смерти или ошибки. Какой именно? Например, женщина забеременела. Потом выяснилось, что ей рожать категорически запрещено, даже ребенка вынашивать. Могут умереть и мать, и ребенок. Такие случаи в церковной жизни существуют.

Но есть и счастливые истории. Можно рассказать об одной семье священника. Супруга батюшки – женщина очень маленького роста (около 1 метра). Как известно, малорослым женщинам рожать запрещают, так как плоду негде будет развиваться, а внутренние органы матери будут сдавлены. Что же случилось с маленькой мамой? Вместе с супругом они стали усердно молиться Богу, чтобы родился здоровый малыш, а мама выжила. Так и случилось, к счастью. Врачи были в шоке. Кстати, спустя время супруги решились родить второго ребенка.

Что касается другой проблемы – воспитания, то здесь тоже есть свои нюансы. Сможете ли вы воспитать достойного человека? Справитесь ли вы с трудностями? Какое воспитание у вас самой? Может, вам нужно что-то исправить в себе самой.

Давайте поговорим, почему Бог дает больных детей. Здесь есть много вариантов, судьбы у всех разные. Есть одна история, связанная с умирающим мальчиком. Мать сидела возле кроватки сына и горько плакала. Стала она усердно молиться Богу, чтобы сын выжил. Вдруг она заснула и видит сон: ее сын вырос, сделал страшные дела и был повешен. Господь через ангелов спросил страдающую мать, что она выбирает: рай для ее маленького сына, который умирает, или же виселица с позором через 20 лет? Женщина, к сожалению, выбрала второе. Все сбылось. Ее сын был повешен в наказание за злодеяния.

Правда, эта история не относится к еще нерожденным детям, но она четко описывает возможные причины того, почему Бог вообще не дает детей. Он хочет оградить благочестивых христианских супругов от скорбей. Можно ответить, почему Бог не дает второго ребенка: практически по всем тем же причинам:

  • плохое здоровье родителей;
  • избежание беды и скорбей;
  • есть риск не справиться с обоими малышами;
  • бедность.

Нужно уметь принимать то, что дает Бог, а за то, что не дает, – благодарить. Помните пословицу: «Бойтесь своих желаний – им свойственно сбываться». А почему их надо бояться? Потому что они могут быть во вред.

Церковь и современные способы борьбы с бесплодием

Современные технологии позволяют даже женщинам, которые долгие годы не могли забеременеть, наконец-то стать матерью. Что говорит Церковь о применении этих методов?

Для начала, следует уточнить, что все медикаменты, которые способствуют восстановлению репродуктивной функции организма, разрешены и приветствуются Церковью, как безопасный способ поправить здоровье и выполнить человеческую часть. Поэтому, разрешены следующие способы:

  • медицинские обследования;
  • применение гормональных препаратов;
  • отслеживание менструальных циклов;
  • использование соответствующих медикаментов.

Но вот запрещены Архиерейским Собором 2000 года:

  • экстракорпоральное оплодотворение;
  • суррогатное материнство.


Мнение церкви об ЭКО

Почему запрещено ЭКО? Потому что это грубое вторжение в таинство зачатия и попутное убийство детей. Решение Собора запретило использовать православным верующим все разновидности этой процедуры.

Эко совершается следующим образом: стимулируется суперовуляция, которая дает возможность получить большое число яйцеклеток, из них выбирают лучшие и оплодотворяют семенем мужа. Затем оплодотворенные клетки помещают в специальный инкубатор, где они созревают, чтобы после быть частично пересаженными в матку, а частично замороженными.

Важно! Нет гарантий, что не произойдет выкидыш, но во время процедуры всегда происходит разрушение или убийство эмбрионов. Поэтому Церковь строго запрещает эти процедуры.

Не замужем, а ребеночка хочу!

Зачастую священники слышат странные слова от женщин, которым уже слегка или далеко за тридцать: «Батюшка, возраст поджимает, а я все одна. Благословите меня родить ребеночка от кого-нибудь для себя». Такая дама, к сожалению, не знает, что Господу не угодно, когда дети внебрачные. Но тем не менее, они рождаются и даже чаще, чем у семейных пар. Здесь только можно ответить, что внебрачные мамы сами себя наказали.

Очень часто так и случается. Супруги вопрошают: «Почему Бог ребенка не дает?», а незамужние женщины плачут: «Господь мне в наказание послал больного, непослушного». Что остается делать приходскому священнику? Разумеется, беседовать на исповеди с каждым, чтобы попытаться понять, в чем тут дело.

Бог может дать детей в ответ на искреннюю молитву, но лучше Его не просить

Случается, что Бог, по большой любви к нам, уступает на настойчивую и искреннюю молитву. Подобным образом родитель может купить ребёнку вредный продукт, просто потому, что сын или дочки очень уж слёзно просят. Мы знаем, что это навредит, но, в конце концов, иногда томления чада перевешивают.

Но не стоит пытаться давить на это. Христианские авторитеты соглашаются, что даже если Бог уступит и позволит всему свершиться по воле человека, события эти всё равно будут иметь печальный итог.

Это тот случай, когда Всевышний даёт нам на собственном опыте пережить ошибку и понять, что не стоит указывать Богу, как и что делать.

Господь не дает ребенка. Что делать?

Господь не дает ребенка. Что делать?

Мир Вам, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера!”

Как часто бывает так: просишь о чем-то, как нам кажется, самом полезном для нас, а прошение не исполняется. Просишь-просишь, а в ответ – тишина… И вот чувствуешь, как уныние, холодной, тонкой змеей, вползает в наше сердце, обвивает его, душит его, и нет уже сил верить и молиться дальше, холод сковывает душу, все, как в тумане – ничего не хочется слышать, никого не хочется видеть. Все наше существо – слово одна большая рана, пульсирующая, причиняющая нестерпимую боль… И кажется, что так будет всегда, что это никогда не кончится, что с каждым днем будет все хуже и хуже… Кому из нас не знакомо такое состояние? Кто из нас не сталкивался с унынием и отчаянием? Есть ли выход? Есть ли смысл жить дальше?

Читайте также:
Православие и эволюция: отношение церкви и мнение священников, ответы на частые и популярные вопросы

Как принять, как понять о себе промысл Божий? Где найти в себе силы довериться Богу и не унывать? Вот, например, как часто чувствуешь несправедливость от того, что дети рождаются не в тех семьях, где их так ждут, а у тех, кому они совсем не нужны? Почему так бывает? Ведь плодиться и размножаться – это Заповедь Божия, так почему же не все могут следовать этой Заповеди? Скажем сразу – однозначных ответов на эти вопросы – нет. Мы может лишь только предполагать, но что-то говорить конкретно – мы не сможем, так как, Промысл Божий о нас мы узнаем лишь после нашей смерти, когда отойдем в мир иной.

Старец Паисий Святогорец поучает нас следующему:

«Иногда Бог сознательно медлит и не даёт какой-то супружеской паре детей. Поглядите: ведь и Святым Богоотцам Иоакиму и Анне, и Святым Пророку Захарию и Елизавете Он дал ребёнка в старости, дабы исполнить Свой предвечный план о спасении людей.

Супруги всегда должны быть готовы принять в свою жизнь волю Божию. Бог не оставляет человека, который с доверием вручает себя Ему. Мы не делаем ничего, а сколько делает для нас Бог! Со сколькой любовью и щедростью Он дает нам всё! Разве есть что-то такое, что будет Богу не под силу?

У одной супружеской пары было пять детей, но, придя в совершенный возраст, их дети создали свои собственные семьи и выпорхнули из родительского гнезда. Отец и мать остались одни. Тогда они решили родить еще одного ребёнка, чтобы в старости иметь его рядом с собой. Жена была уже в том возрасте, когда зачатие невозможно, и желание их по-человечески казалось недостижимым. Однако, несмотря на это, супруги имели великую веру в Бога, и у них родился сын, который был для них утешением в старости. И его они тоже поставили на ноги, вывели в люди.

Рождение детей зависит не только от человека. Оно зависит и от Бога. Видя, что у супругов, испытывающих затруднения в связи с рождением детей, есть смирение, Бог может не только дать им ребёнка, но и сделать их многодетными. Однако, видя в супругах настырность и эгоизм [Бог не исполняет их желания, потому что], исполнив их прошение о рождении детей, Он удовлетворит их настырность и эгоизм. Супруги должны всецело предать себя Богу. Они должны сказать: «Боже мой, Ты печешься о нашем благе, «да будет доля Твоя». В этом случае их прошение исполнится. Ведь воля Божия исполняется в том случае, когда мы говорим «да будет воля Твоя» и с доверием к Богу вверяем себя Ему. Но мы, хотя и говорим «да будет Воля Твоя», одновременно настаиваем на нашей собственной воле. Ну а что может сделать для нас Бог в этом случае?»

Вот читаешь жизненные истории, и сколько раз замечаешь, что дети рождаются именно в тот момент, когда уже происходит полное смирение с тем фактом, что детей нет, да и, наверное, уже и не будет. И это не состояние уныния, нет, это именно смирение перед сложившейся ситуацией, когда человек уже рассуждает так: «Бог даст – будут еще дети. На все – воля Божия».

Именно смирение перед волей Божией, дает нам возможность испытать радость материнства. А смирение подразумевает покорность Богу, благодарность. Скажете, а за что же благодарить? А за то, что, принимая волю Божию о себе, мы даем Богу возможность спасти нас для вечной жизнь.

Господь не дает ребенка. Что делать? Молиться и не унывать. А если молитва пропала и наступило уныние – это значит, что мы еще не готовы к рождению детей. Ведь родить, воспитать ребенка – это большой труд, а если мы, сталкиваясь с трудностями еще до рождения детей, легко теряем молитву и впадаем в уныние, то разве сможем мы родить и воспитать детей? Нет! Самое главное в благополучном рождении и воспитании детей – это непрестанная молитва, доверие к Богу, борьба со своими страстями. А если мы уже сейчас так быстро отчаиваемся и унываем, оставляем молитву и ропщем на Бога, то что же мы будем делать, когда столкнемся с трудностями вынашивания и рождения ребенка, с проблемами его воспитания?

Тогда становиться понятно, почему Господь не дает нам детей. Еще рано, еще душа наша не созрела для того, чтобы Господь доверил нам бессмертную душу, которую мы должны будем вернуть ко Господу в положенный срок, со словами: «Вот я и дети мои, которых Ты мне доверил».

Мы должны со всей серьезностью походить к вопросу о рождении детей. И когда главным аргументом в рождении ребенка является мысль о том, чтобы все было, как у других, то это очень опасный подход к решению этого вопроса. Все мы разные, и у каждого из нас свой путь ко спасению. Желание «быть как все» – только истощает наши силы, треплет наши нервы, вселяет в нас уныние, отводит нас от молитвы.

Мы должны понять, что копируя чужую жизнь, мы не станем счастливее. Если у других людей есть дети, а у нас – нет, то это не значит, что мы не спасемся, напротив, это значит, что у нас другой путь ко спасению. Не надо стараться быть похожими на других. Принимая на себя чужой облик, мы можем потерять самих себя. Каждый человек – индивидуален, и у каждого – свой путь спасения, и чем меньше мы будет стараться быть похожими на других, тем легче нам будет принять о себе Волю Божию.

Пока же нам остается только возносить ко Господу ежедневные молитвы о даровании чада, исполненные смирения и упования на милость Божию. И мы можем быть уверены, что Господь не оставит без внимания наши молитвы, ибо у Бога не остается в бездействии ни одно слово!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: