Скит: что такое, женские и мужские православные скиты России

Скит: что такое, женские и мужские православные скиты России

Силу не всегда надо побеждать силой. В скиту женского Покровского Тервинического монастыря недалеко от городка Лодейное Поле три немолодые уже монахини помогают двадцати наркоманам спастись от зависимости. Самой старшей сестре, матери Марии, уже за 90. Самая младшая из них – самая главная в скиту, матушка Силуана, ей 62 года. Какой секрет есть у этой женщины, благодаря которому она умудряется держать в трезвости и в относительной дисциплине двадцать здоровых татуированных мужиков?

Матушка Силуана, скитоначальница. Она хотела, что бы о ней меньше говорили. Но сами ребята говорили все больше о ней

Бывшие и прошлые наркоманы, насельники скита, никогда не называют его «реабилитационный центр». Для них это именно монастырский скит, место, где молятся и работают. Сам женский монастырь, расположенный в двадцати километрах от скита, образовался из общины и сестричества при храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Санкт-Петербурге. Это было в начале девяностых. Настоятель храма, иеромонах Лукиан Куценко, нынешний епископ Благовещенский и Тындинский, благословил искать место для монастыря. Такое место нашлось над озером около карельского села Тервеничи. О появлении на попечении монастыря и скита проблемных насельников матушка Силуана рассказывает так: «Как-то так само получилось. Когда монастырь стал расти, из города просили брать людей с зависимостью. Потом решили не бросать это дело, но отнести его в скиток». Рядом, в деревне Пирозеро когда-то тоже был храм, там и устроили скит. Деревянный храм скита восстановили общими силами в 1997 году и освятили его в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша». В 2000 году реабилитационный скит заработал во всю мощь. Приезжавшие наркозависимые строили и обустраивали все сами. Так появились часовня в честь образа Божией Матери «Прибавление ума», трапезная, баня и мечта матушки – настоящий дом-гостиница. Большое строительство требует больших затрат. Казалось бы, откуда средства?

«Я совершенно не представляла кто они, эти наркоманы, что они могут быть неуправляемы – рассказывает матушка. – Первого привели в храм во время службы. Я как раз должна была подавать кадило. Смотрю, а в дверях стоит такой амбал ростом под два метра, смотрит на меня. Я думаю, а вдруг и правда неуправляемый! Испугалась так, что и про кадило забыла». Этот самый амбал уже двенадцать лет не употребляет наркотики, у него жена, дети и свой бизнес, который позволяет ему обеспечивать скит, свою вторую семью. Матушка не простит у него, как у спонсора. Просит, как сына: «Солнышко, нам машинка нужна». «Приезжайте», – с радостью отвечает тот. Так в скиту появляется новый джип – «Патриот». Те, кто обрел в скиту возможность второй жизни, всегда будет благодарен. Матушке бывшие наркозависимые никогда не отказывают в помощи: стройматериалы, деньги, забота. Оказывается любовь может дать не только духовные, но и вполне материальны

Художник. Только картин не видно. Он их все раздаривает. Когда мы говорили о чем кто мечтает, он сказал, что уже не мечтает: «Намечтался. Вон куда меня мечты завели»

Дима исполняет послушание личного водителя матушки, хотя она и сама умеет водить. Эта «должность» обязывает быть в гуще событий епархиального масштаба. Но и подчиняться матушке приходится беспрекословно, а для свободолюбивого мужика это тяжело. Матушка с любовью отмечает Димину целеустремленность. У нее давно уже свой индивидуальный подход ко всем: «Все надо учитывать. Кто на героине сидел, того надо тормошить, а кто на амфетамине, того наоборот, сдерживать». Так вот, Димка сидел на амфетамине. Едем по трассе в два ряда. Дорога хорошая. Сплошная полоса. Впереди медленный грузовик. Молчим. Вдруг матушка отрывисто: «Дима, нет!» Я не сразу поняла, что «нет», а когда поняла, не удержалась и спросила, заглядывая Диме через плечо: «А что, хочется?». «Очень!», – азартно выпаливает он, и по тону понятно, каким усилием он заставил себя ехать за злополучным грузовиком. Дорога уходит вправо и из-за поворота по встречной полосе вылетает «девятка».

Диму матушка специально держит около себя, как еще не умеющего ходить ребенка, хотя он в скиту два года с перерывами, потому что иногда не выдерживал и уходил. «Конечно, бывает и такое, проживут месяц, а потом говорят «я все понял, я пошел» – рассказывает матушка. – Я уговариваю, но никогда не удерживаю: «Солнышко! Хочешь уехать – уезжай». Переживаю, конечно. Но что поделать, видать свое он еще не доел. Мы с ребятами молимся, строим храм, украшаем его, вот и все. Те, кто формально к этому относятся, уходят в мир. Иногда в мир иной». Каждый год из тех, кто побывал в скиту, умирает по одному человеку. Есть и победы. Есть пары, которые обвенчались и уже 12, 8, 6 лет не употребляют наркотики. Всего через скит прошло около двухсот человек за десять лет. Около сорока из них не употребляют наркотики больше шести лет. Но даже день трезвости – это уже победа. Как известно, «героин умеет ждать» и для того, чтобы найти смысл жизни, как реальность, которая может бороться с ним и другими монстрами, каждому нужен свой срок.

Читайте также:
Грех прелюбодеяния в православии: что значит, опасность и причины греха, последствия и наказания, искупление и победа над грехом

Работа в столярке

Срок в скиту учит молитве. Утреннее правило – для всех в скитском храме. Обязательно читают акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша». Замусоленные книжечки сами за ребят говорят об их усердии. «Отче наш» перед едой, вечером – вечернее правило в часовне «Умножение ума». После правила чин прощения перед сном, в котором есть такая тайна, что сторонний наблюдатель почувствует себя лишним. «Ну, уйдет человек. Волю человека господь свободной сделал. Был один парень. Так он ушел, а через некоторое время умер от передоза. Никто не знает суда Божьего, а я рада, что в скиту он хотя бы Отче Наш выучил», – говорит матушка.

Монастырь, которому принадлежит скит, один из самых молодых в России. Монастырский храм над озером

«Так. Что мы сегодня делаем. Леша – ты с матушкой. Дима, во сколько нам выезжать нужно, что бы к десяти в Лодейке быть?»– Утром у матушки настроение рабочее. За завтраком идет «планерка» или раздача послушаний. Работают в скиту все. Даже престарелая мать Мария вяжет носки. Если работы нет, некоторые ее придумывают. Как например Вася. На Васином тракторе намотаны различные по толщине и фактуре тросы. «Вась, а зачем все эти тросы?» – Я пытаюсь его разговорить. У Васи сегодня праздник, выезд в лес. Там еще неделю назад застряли охотники. Вася все просил, просил матушку отпустить его на тракторе их вытащить, и вот только сегодня она разрешила. Видать без помощи скитского трактора уже не вытащили бы. «Да вот надо было себя занять, я и намотал. Вдруг пригодятся», – отвечает Вася, предвкушающий вылазку в неведомый лесной мир. Зимой работы мало, поэтому особенно тяжело. Только снег чистить да за отоплением смотреть. А сейчас, осенью, хоть отбавляй. Например, достроить новый просторный каменный гараж, вместо старого деревянного. На работу выползают даже те, кто в ломке.

Рабочая встреча на мосту

Через ломку проходят все. «У всех она проходит по-разному. – Рассказывает матушка, уже большой спец в этом деле. – Кто-то так перемогается и все, а кто-то очень болеет. Но, в общем, не понимаю, что с ней так носятся. Болезнь как болезнь. У нас все ребята «на сухую» ломаются и ничего. Мы же поддерживаем в этот момент. Он чувствует, что не одинок. Его навещают, пытаются как-то поднять с кровати. Говорят «давай, пойди чуть-чуть поработай, разомнись, легче станет». Все знают, как это бывает, что если молиться, то легче, а если все молятся за одного, то он вообще ломку может проболеть, как насморк. А вот через неделю после ломки становится ясно, что это только начало, что впереди сопротивление психологической тяге. Тянет наркота крепко, унынием, опустошенностью, злостью. И вот с этим справиться гораздо тяжелее. Тогда и уходят».

У монастырской купальни

Матушка считает, что свободу человека другой человек ущемить не имеет права: «Я им говорю все время: «вы взрослые мужчины, давайте жить и отвечать за свои поступки». Уйти из зимнего, надоевшего своим однообразием скита, с первыми весенними проталинами может каждый. В скиту нет высоких заборов и наручников, можно смотреть фильмы, разговаривать по телефону, получать посылки, принимать гостей, летом все ездят на шашлыки на ближайшее озеро, прыгают с моста в воду, веселятся от души. Да и вообще – свобода. Даже курить в специальных местах можно. Матушка, как мудрая женщина, этих монстров укрощает по-своему. «Дим, ты пирожком бы закусил хоть» – говорит она, демонстративно морщась от табачного перегара, который вместе с только что покурившим Димкой, влетает салон машины. Вроде и разрешает, но показывает, как ей это огорчительно. И так во всем. Без дисциплины не обойтись с такими личностями, но почему-то складывается впечатление, что эти бывалые парни стараются быть послушными только чтобы свою «матусю», как они ее называют между собой, не огорчить. Ну как можно обидеть слабую женщину! А уж матушка вьет из них веревки. Если провинился, может фильмы запретить смотреть и сладкого не давать, и переделывать тяжелую работу легко заставит. Но предоставленная свобода, за которую приходится отвечать, чудесным образом помогает им увидеть свою душу в самом настоящем плену. И тогда тот, кто хочет действительно быть свободным, пытается найти выход. Но не сразу душа начинает разбираться, где настоящая дверь. «Весной встану на ход, поеду в Вологду, – говорит один, – там ребята помогут, и наркотиков нет». Но тому, у кого против самой тяги к наркоте нет никакой противотяги, все равно куда ехать, хоть на Сахалин – везде одна мука. От себя уйти не получается, вот и будет он возвращаться в скит до тех пор, пока в душе не обретет то, ради чего стоит быть трезвым в любом месте. А иначе получится так, как рассказывает Димка об одном из своих уходов: «Там я в метро захожу и вижу «пластмассовую толпу», а я совершенно чужой. И так одиноко. Понимаешь, я как бы не «торчу», но и не с ними».

Читайте также:
Мощи святого Гавриила Ургебадзе: где находятся и как проехать, история и чудеса, о чем просить и чем помогают

Хмурое утро. Поездка в город за тазиками на кухню и камерой для колеса. Еще мы должны отвезти, а потом забрать от зубного врача насельницу скита Олю. Когда-то в скиту жили и девушки-наркоманки, но, по словам парней, «такой «Дом 2» начался», что матушка была вынуждена принимать только ребят. Оля – редкое исключение, потому что она «живет спокойно» и никуда не вмешивается. Матушка просит Диму высадить ее по дороге у типично провинциального магазина, где продается одновременно все, рядом с кафе. Она идет через лужи, подбирая подрясник, черные ленточки апостольника рвет карельский ветер. Я спрашиваю Диму: «Матушка что, покушать пошла?» «Да нет. Она в магазин… Ну там … Палочки для ушей… Ну всякое такое, – мнется он, но быстро находит нужные слова и расплывается в улыбке. – Она же женщина!» Не только Дима, но и многие парни, когда говорят о своей матушке, в первую очередь говорят слово «мудрая»: «Она такая мудрая женщина». По образованию матушка – технолог. Она лихо управляется с любой строительной задачей. Иногда спонтанно, как и любая женщина, в корне может изменить строительные планы, но эта черта только прибавляет ей «очки» в глазах парней, как бы позволяя им тоже иметь возможность снисходить к ее немощи и называть ее за глаза ласковым словом «матуся».

Копия статуи Богоматери “Прибавление ума” из итальянского города Лорето был подарен скиту. В часовне в честь этого образа обычно совершается вечернее правило

/p>

Мы с матушкой сидим в машине ждем Олю из стоматологии. Рома метнулся покурить. В машине негромко напевает радио. Матушка рассказывает о своих подопечных, о трудностях с ними. «А как они врут! – говорит она с придыханием от неподдельной к ним нежности. – Сами начинают верить в свое вранье! Я помню первый случай. Он мне говорит: «Матушка! Как Вы можете подумать, что я такое сделал!». Я давай себя ругать: «Действительно, вот ты какая. Готова на человека тут же напраслину взвалить». А потом выясняется, что я о нем еще хорошо подумала! Они же каждый – «звезда», формально ни к кому не подойдешь, сразу почувствуют. От многих из них даже родители оказались, – матушка сидит на переднем сиденье вполоборота ко мне. Но тут она поворачивается резко, всем корпусом, как бы стараясь надавить на свои слова сильнее, сделать их еще более звучными, значимыми. – Любовь это не «сюсю-мусю» знаете ли. А человек все равно почувствует, если ему всем сердцем помочь хотят. Ой, простите! – без всякого перехода добавляет она. – Любимая моя песня, – И делает звук громче. Из колонок несется: «Мне снился сон, короткий сон длиною в жизнь. Земля в цветах, земля в огнях, земля в тиши. Спасибо, жизнь, за праздник твой, короткое свидание с землей». Когда песня кончается, я спрашиваю матушку: «Кого вы в скит берете?» «Я беру того, кого Господь прислал», – говорит она. Вот ей и приходится справляться с теми и любить тех, кого Господь прислал, не давая им оценки, просто так, как любит их

Виды монастырей в Русской Православной Церкви

Православное монашество в России несет в себе глубокие традиции, значимые для каждого верующего человека. В монастырях послушники живут по определенному строгому уставу, ведут совместное хозяйство, как правило, находясь на полном самообеспечении.

  1. Какими бывают православные монастыри?
  2. Лавра
  3. Скит
  4. Пустынь
  5. Подворье
  6. География православных обителей
  7. Старейший монастырь на территории России
Читайте также:
Как просить прощения у Бога за грехи: правила и нюансы прошения, советы священников

Какими бывают православные монастыри?

В православной традиции существует несколько разновидностей монашеских обителей.

Лавра

Лавра – это самый значимый и масштабный монастырский комплекс. Само понятие имеет греческие корни, дословно переводится как «многолюдный монастырь» или «улица». Изначально его начали применять к монастырям, начавшим открываться на Ближнем Востоке. В те времена монастыри нередко подвергались набегам, поэтому их обносили защитными стенами в целях обороны. Лавры находились в прямом подчинении у Патриарха или Синода. Руководили ими влиятельные архиереи.

Скит

Скитами называют небольшие по площади монастыри, основанные на значительном расстоянии от крупных населенных пунктов. Это может быть жилье одинокого монаха-отшельника, а также монастырь, находящейся под непосредственным управлением более крупной и влиятельной обители. Например, в настоящее время скиты в своем подчинении имеют Соловецкая и Валаамская обители. Монахи, проживающие в скитах, следуют более строгим обетам.

Пустынь

Пустынь – это монашеский скит, расположенный в незанятой никем местности. В перспективе пустынь может разрастись до полноценного монастыря, но в этом случае она все равно сохранит свое название, чтобы все помнили, с чего все начиналось.

Подворье

Подворье — так называют монашескую общину, находящуюся за пределами основного монастыря. Как правило, их располагают в городах, они находятся в непосредственном подчинении у архиерея. Среди основных направлений деятельности подворий обязанности по приему паломников и сбору пожертвований. Если они размещаются на сельхозугодьях, то послушники занимаются выращиванием овощей и фруктов. Известны случаи, когда крупные подворья в перспективе сами превращались в монастыри.

География православных обителей

Появление монастырей на территории России непосредственно связано с тем, как распространялась христианская вера. Изначально сложилась ситуация, когда более глубокие православные традиции сохранены в регионах, когда-то входивших в состав Киевской Руси. Если брать современную Россию, то это Владимирская, Новгородская, Рязанская и Нижегородская области.

Когда границы Руси начали расширяться в восточном направлении, в православную веру начали обращать местные народы, обитавшие на этих землях. Здесь также основывались монастыри, но их до сих пор намного меньше, чем в исконно православных районах.

Если брать северные районы России, то больше всего монастырей в настоящее время на территории Архангельской области. Их здесь восемь, в том числе знаменитый Соловецкий монастырь. В европейской части страны максимальное количество монастырей сейчас расположено во Владимирской области – 32.

Монастырскими традициями известна Вологодчина. До Октябрьской революции там располагалось более 130 монастырей, из них до наших дней сохранились только четыре.

В Москве под управлением столичной епархии находится 15 монастырей, семь из которых женские. Только две обители в России обладают почетным статусом лавры – это Троице-Сергиевская, расположенная в подмосковном Сергиевом Посаде, и Александро-Невская в Санкт-Петербурге.

Примечательно, что существует несколько монастырей, подчиняющихся РПЦ, но расположенных за границей. Например, это Елеонский и Гефсиманский монастыри в Израиле, монастырь Иова Почаевского под Мюнхеном.

В Петропавловске-Камчатском находится, пожалуй, самый молодой российский монастырь – Свято-Пантелеймонов. Послушники в нем появились только в 2000 году.

Старейший монастырь на территории России

Если обратиться к летописям, то выяснится, что старейшим монастырем на территории России является Спасо-Преображенский в Муроме. Его основал князь Глеб, сын Владимира, крестившего Русь. Это произошло в конце X века.

Первое официальное упоминание о монастыре относится к 1096 году, когда на его территории похоронили князя Изяслава, сына Владимира Мономаха, погибшего в проходившем неподалеку сражении против Олега Святославича.

На эпоху Московского царства приходится настоящий расцвет Спасо-Преображенского монастыря. Царем Иваном IV монастырю были жалованы земли, издано распоряжение о строительстве главного собора. В XVII столетии послушники монастыря сопротивлялись реформам патриарха Никона, однако настоятеля Антония, который был одним из главных противников нововведений, в результате сместили и сослали на покаяние в отдаленную обитель.

После Октябрьской революции монастырь был закрыт. Поначалу он действовал как приходская церковь, а затем на его территории на несколько десятилетий поместили воинскую часть. Спасо-Преображенский монастырь восстановил свою деятельность в середине 1990-х годов.

Что такое скит

Если говорить об общем значении этого понятия, скитом принято называть поселение монахов, расположенное в значительном отдалении от поселков и городов. В Православии скитом традиционно называют общежитие иноков, расположенное в некотором отдалении от монастыря.

Первые скиты

Первые скитские поселения зародились в одно время со становлением христианства как новой религии, они были первыми поселениями монахов. Первые христианские подвижники часто выбирали для жизни глухую, пустынную местность, чтобы мирские дела и заботы не становились преградой для самоотверженного служения Богу.

Читайте также:
Генеральная исповедь: определение и значение в православии, отличие от общей, правила подготовки и примеры

Первые христиане часто подвергались гонениям, поэтому богослужения приходилось проводить в тайных храмах, а сами монахи и священнослужители жили в отдаленных местах. Распространение скитского движения тесно связано с возникновением отшельничества.

Важно! Понятие «скит» происходит от названия Скитской пустыни.

Именно первые скиты стали прообразом современных монастырей. В них сформировался уклад монашеской жизни, который позже стал основой жизненного уклада любой обители. Сейчас монастыри и скиты имеют некоторые различия. Например, монахи, живущие в скиту, берут на себя дополнительные обеты. К ним можно отнести обет затворничества, строгий пост, усиленное молитвенное правило.

Афонские скиты

На Афоне скитом называют отдельный монашеский поселок, подчиняющийся какому-то монастырю. Обычно такой поселок состоит из калив.

Интересно знать! Каливой на Афоне называют хижину, в которой живут монахи. Чаще всего в ней живет от трех до шести иноков. Каждая калива считается отдельной единицей и живет по собственному распорядку. Несколько калив, расположенных вместе, образуют скит.

Кроме того, на Афоне существует такое понятие, как общежительные скиты. По сути, они абсолютно ничем не отличаются от обычных монастырей, разве что они подчиняются одной из обителей.

Православные скиты России

Когда речь заходит о скитском движении в России, чаще всего это ассоциируется с аскетизмом и старообрядчеством.

Старообрядческие скиты возникли в России после того, как определенная часть духовенства не приняли церковную реформу, принятую патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем Романовым. Старообрядчество преследовалась законами того времени, поэтому противники реформы были вынуждены основывать монастырские поселения вдалеке от поселений мирян.

В старообрядчестве скит был общепринятым названием. Так называли и маленькие монастыри, и большие монастырские поселения. Классическим примером такой обители можно считать Комаровский скит. Современники первых старообрядческих скитов описывают их как солидные строения.

Монастырское подворье состояло из нескольких келий общежительного типа, храмов и добротных хозяйственных построек. Часто все здания были соединены между собой тайными ходами. Однако скитские поселения далеко не всегда следует связывать со старообрядческим движением. Скиты часто основывали отшельники, стремившиеся к аскетическому образу жизни.

Важно знать! Под словом аскетизм в Православии обычно подразумевают строгий уклад жизни, сопряженный с добровольным отказом от различных бытовых и материальных благ.

Если говорить об отшельническом образе жизни, в первую очередь вспоминаются скиты Соловецких островов и острова Валаам.

Мужские православные скиты

Андреевский скит

Андреевский скит считается образцом классического древнерусского зодчества севера России. Впервые церковные постройки на этом месте возникли еще в XIV веке, со временем церковное подворье увеличивалось и расширялось.

В определенный исторический период скит выполнял функцию таможни — иноки проверяли иностранные суда, чтобы купцы не ввозили в Россию запрещенные товары, и чтобы в страну не въезжали люди, страдающие от заразных болезней. В советскую эпоху в скиту располагался штрафной изолятор для женщин. С начала 90-х годов прошлого века монашеская жизнь в обители была возобновлена.

Никольский скит

Монастырь был построен на острове Конд по приказу императора Николая II. Всего за 4 года на пустынном острове был построен большой храм и все монастырские постройки, было обустроено подворье, проведены хорошие дороги, были созданы все условия для ведения хозяйства. В Советское время монастырь был полностью разрушен.

Свято-Вознесенский скит

Монастырь был построен на Секирной горе. Изначально на вершине горы был построен одноглавый храм, который по совместительству был и маяком, указывающим путь морякам и рыболовам. В Советские времена в здании храма был штрафной изолятор, а у подножия горы производились расстрелы.

Богослужения в храме возобновились в 1992 году, а полноценная монашеская жизнь на острове была возобновлена в 2003 году.

Свято-Троицкий скит

Монастырь был построен на острове Анзер, куда удалялись отшельники для того, чтобы получить опыт пустынножительства. Позже здесь располагались солеварни и рыболовное хозяйство. С давних времен обитель была местом массового паломничества верующих.

Сергиевский скит

Поселение было основано на острове Большая Муксалма еще в XVI веке. Проживающие там иноки преимущественно занимались сельским хозяйством. После того, как к власти пришли большевики, монастырь находился в запустении, многие постройки обветшали или были разрушены. С 2003 года в монастыре начали селиться новые насельники. Недавно там начались реставрационные работы.

Скит Всех Святых

Скит Всех Святых — самое большое монастырское подворье на Валааме. Полагают, что он был построен на том месте, где ранее стояла келья Александра Свирского — там были построены храм, трапезная и шесть келейных зданий.

Женщины могли попасть сюда лишь в престольные праздники в составе крестного хода. С 40-х годов работа монастыря была прекращена. В наши дни храмовый комплекс и монастырское хозяйство были полностью восстановлены.

Читайте также:
Автокефалия: что такое и что значит, правила предоставления и особенности, что происходит в Украине

Не менее известен и Воскресенский скит, расположенный на берегу Никоновской бухты, в том месте, где Андрей Первозванный воздвиг каменный крест.

Женские православные скиты

Серафимо-Знаменский скит

Обитель, расположенная на юге Подмосковья, известна всем христианам, как место, в котором действительно царит Вера, Надежда и истинная Любовь. Монастырь пережил множество испытаний и тяжкие времена, но сейчас духовная жизнь в его стенах возрождается.

Покровский скит

Скит расположен в глухом лесу Ленинградской области. Монахини, живущие в обители, научились совмещать служение Богу и социальную деятельность — они помогают людям, страдающим от наркозависимости.

Свято-Троицкий скит

Тихвинская епархия знаменита не только своими храмами и часовнями, на ее территории также располагается Свято-Троицкий скит. В храмах обители ежедневно проходят богослужения, которые нередко посещают паломники из разных городов России.

Это далеко не полный список скитских поселений, действующих на территории России — в действительности их во много раз больше. Обители, скиты и монастыри переживали тяжелые времена и в имперский период, и в годы советской власти.

И все же, они снова и снова восстают из руин и возобновляют свою деятельность. Ведь если в сердце человека зажглась искра веры в Господа, он сделает все, чтобы не потушить этот благодатный огонь.

Что такое скит? Православные скиты России. Фото

Первые монахи появились задолго до строительства больших монастырей. Они жили в уединении, вдали от людей. Одни поселялись в пещерах, другие строили себе жилье – скит и в нем проводили время в молитвах.

Что такое скит

Значение слова скит появилось после 5 века, когда гонимые языческой властью христиане уединялись в Скитской пустыне.

Люди, отказавшиеся от земных благ и полностью посвятившие себя служению Богу, часто уходили в глухие места и жили там. Что такое скиты в настоящее время. Это поселения монахов, ведущих аскетический образ жизни. Они подчиняются монастырям, сами такого статуса не имеют или располагаются вдали от храмов, в уединении.

Обычно в скиту живет 1-5 человек. У каждого своя келья, общее имущество и совместное хозяйство. Они, даже если находятся рядом с монастырем, имеют свой отдельный храм, чаще небольшую часовню. Жизнь их подчиняется собственному уставу, более жесткому и строгому, чем в монастыре.

Первые скиты

В период становления христианства как новой религии, проповедники и активные служители Бога подвергались гонениям. Часть из них уходили в глухие леса и пустыни. Там они жили аскетами, строго соблюдали все правила христианства и большую часть времени проводили в молитвах.

Количество скитов резко выросло, когда начались гонения на староверцев. Они покидали свой дом и, будучи в жизни хозяйственниками, строили добротные кельи и храмы при них.

Афонские скиты

На горе Афон за пределами монастыря появлялись каливы – хижины, в которых живут монахи. В каждом строении проживает 3-6 иноков, по собственному распорядку, с единым хозяйством. Несколько калив объединялись в скит. Они строили свой храм или использовали стоящие на территории монастыря.

Скит св. Анны на горе Афон

Существует а Афоне и практика общежительных скитов. По размеру и количеству насельников они такие же, но не имеют никакого статуса и подчиняются ближайшему монастырю.

Православные скиты России

Количество скитов резко начало расти после принятия царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном церковной реформы. Часть духовенства не приняла ее, и противники новых правил преследовались властью и церковью. В результате, чтобы избежать наказаний, они отправились в глухие леса и основали монастыри, поселившись вдали от городов и деревень.

Челябинская область, Старообрядческий скит

Старообрядцы именовали скитом любое строение, где жили верующие. Это были и избушки, похожие на охотничьи домики, и большие поселения с капитальными строениями.

От обычных мирских поселков они отличались замкнутостью, ведением своего хозяйства. В глухих местах кельи и храмы, расположенные на большом расстоянии друг от друга, были соединены между собой замаскированными подземными ходами. В случае опасности монахи исчезали, перебираясь к своим братьям.

Мужские православные скиты

В России мужские православные скиты строились в лесах и на островах. Монахи выбирали нелюдимое место и ставили кельи, объединив их в скит. В них поселялись как один монах, так и несколько. Каждый проживал в отдельной комнате – келье. Они имели свой уклад жизни и правила жестче, чем в монастырях, часто соблюдали обет молчания, ели только добытую самими пищу, кузнечиков плоды деревьев. Еду на огне не готовили.

Андреевский скит

Первые постройки были возведены в 14 веке. По своей архитектуре они являлись образцом древнерусского классического зодчества, характерного для северных регионов России. Постепенно в удаленном монастыре расширялось подворье, увеличивалось количество строений.

Читайте также:
Мощи Пантелеймона Целителя: где находятся и как добраться, история, о чем просить и чем помогают

В истории скита был период, когда монахи функции таможенников, служили Государю. В советское там располагался женский штрафной изолятор. В начале 90 годов прошлого века была возобновлена обитель и монашеская жизнь в ней.

Никольский скит

Монастырь на острове Конд был построен всего за 4 года по приказу императора Николая Второго. На подворье с монастырскими постройками и храмом были проложены хорошие дороги, поставлены подсобные строения и созданы все условия к ведению хозяйства.

С приходом советской власти и периода Богоборчества, скит был разрушен.

Свято-Вознесенский скит

Строительство монастыря началось с возведения храма на Секирной горе. Он одновременно служил и маяком, затем построили кельи. В советское время одноглавый храм использовали в качестве штрафного изолятора.

Службы и монашество возобновились, начиная с 1992 года. Через 11 лет скит зажил своей полноценной привычной жизнью.

Свято-Троицкий скит

На остров Анзер отшельники уезжали за опытом пустынножительства. Храм и кельи представляют собой единый архитектурный комплекс, в который входят и хозяйственные постройки. В месте массового паломничества верующих некоторое время размещалось рыбное хозяйство и солеварни.

Сергиевский скит

На острове Большая Муксалма поселение основали в 16 веке. Проживающие там монахи занимались в основном сельским хозяйством. После революции скит пришел в запустении. Несколько лет назад в нем начались реставрационные работы.

Скит Всех Святых

На Валааме много поселений отшельников. Самое большое подворье – скит Всех Святых: храм, шесть келейных зданий и трапезная. Он поставлен на месте, где жил в уединении Александр Свирский.

Женские православные скиты

В мужской монастырь женщин пускали только в составе крестного хода в праздники. Среди верующих христианок было достаточно желающих посвятить себя службе Господу.

Серафимо-Знаменский скит

На юге Подмосковья, в Домодедово, расположена женская обитель. Она славится в миру тем, что в ней любой может встретить истинную Веру, получить Надежду и познать Любовь. Тяжкие времена переживали ее насельники, но все позади, жизнь монашек налаживается.

Покровский скит

В глухом лесу под Санкт-Петербургом стоит красивый храм. В нем живут сестры, совмещающие служение Богу с помощью людям, страдающим от наркозависимости.

Свято-Троицкий скит

На территории Тихвинской епархии расположен Свято-Троицкий скит. Ежегодно он принимает сотни паломников. В обители регулярно проходят богослужения.

Скит: что такое, женские и мужские православные скиты России

Скит (греч. Σκήτη ) — в христианстве уединённое жилище отшельника, самостоятельное или структурно выделенное в монастыре. Название происходит от Скитской пусты́ни — места первоначального распространения монашества. [1]

Монахи, живущие в скиту, принимают дополнительные обеты (например строгого поста, усиленной молитвы, затворничества и т. п.). Скит обычно закрыт для посещения посторонними лицами.

В старообрядчестве скитом может называться как маленький монастырь, так и поселение монастырского типа (например, Комаровский скит).

На Святой Горе Афон скитом, как правило, называют небольшой монашеский посёлок, состоящий из отдельных калив и подчинённый какому-либо монастырю. Существуют также общежительные скиты, которые в действительности ничем не отличаются от монастырей, кроме подчинения одному из них (например, cкит Продром). [2]

Примечания

  1. Meinardus O.F.A.Two Thousand Years of Coptic Christianity. Cairo/New York, 1999, pp. 155 ff..
  2. Архимандрит Херувим. Из Удела Божией Матери. — К.:1998. c. 196,197.

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Саяно-Шушенская ГЭС
  • Вислицкий статут

Полезное

Смотреть что такое “Скит” в других словарях:

СКИТ — СКИТ суперкомпьютерный вычислительный комплекс Института кибернетики им. В. М. Глушкова НАН Украины. Проект первого суперкомпьютера СКИТ был разработан в 2002 году совместно с компанией «Юстар». Суперкомпьютер СКИТ состоит из трёх … Википедия

СКИТ — СКИТ, скиток муж. пустынь, общая обитель отшельников, братское, уединенное сожительство в глуши, с отдельными кельями. Раскольничьи монастыри зовутся скитами; строились втихомолку, исподволь, и состоят из хороших, отдельных изб, о многих покоях,… … Толковый словарь Даля

СКИТ — (вероятно от греч. skytos кожа, потому что первоначально подвижники не имели домов, а жили под кожаными прикрытиями из шкур диких зверей). Отдаленные келии для одиноких отшельников при больш. монастырях. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

скит — а; предл. о ските, в скиту; м. 1. В православных монастырях: жилище монаха отшельника, расположенное в некотором отдалении от монастыря. Подземные скиты. Скиты монахов отшельников. Монахи жили в скитах. 2. Старообрядческий монастырь или поселение … Энциклопедический словарь

СКИТ — (от греческого asketes аскет, подвижник), в христианстве жилище отшельника, самостоятельное или выделенное в монастыре уединенное жилище. Скит обычно закрыт для посещения посторонних. В старообрядчестве скитом называется любой монастырь и… … Современная энциклопедия

Читайте также:
Православные детские школы: особенности и отличия от обычных школ, преимущества и недостатки, поступать или нет

СКИТ — СКИТ, скита, о ските, в скиту, муж. (греч. sketos) (церк.). В православных монастырях небольшое общежитие из нескольких келий, устраивавшееся в отдалении от монастыря для монахов отшельников. || Небольшой поселок монастырского типа,… … Толковый словарь Ушакова

СКИТ — СКИТ, а, о ските, в скиту, муж. 1. Небольшой посёлок монахов отшельников в отдалении от монастыря; жилище монаха отшельника. 2. Небольшой отдельный, чаще старообрядческий, монастырь в глухой местности. | прил. скитский, ая, ое. Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова

скит — общежитие, монастырь, келья Словарь русских синонимов. скит сущ., кол во синонимов: 5 • келья (4) • монастырь … Словарь синонимов

скит — скит, а, предл. п. в скит у (монастырь) … Русский орфографический словарь

скит — СКИТ, пустынь … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Скит — (от греческого asketes – аскет, подвижник), в христианстве жилище отшельника, самостоятельное или выделенное в монастыре уединенное жилище. Скит обычно закрыт для посещения посторонних. В старообрядчестве скитом называется любой монастырь и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

katbraginskaya

katbraginskaya

Скитничество как форма монашеской жизни.

В первоначальных египетских скитах III-IV вв. не наблюдалось той классической зависимости скитов от монастырей, которая станет господствующей в следующую эпоху.

Но уже сложились те три формы иночества , которые сохранились и по сей день . Это общежительное монашество (кино-вия),
отшельничество (анахоретство),
и скитничество.

В первом случае иноки живут в монастыре под началом игумена, подчиняясь единым правилам (уставу), исполняя различные послушания.
Анахореты спасаются в одиночестве.
Поселения анахоретов составляют скиты.
Скитничество обычно характеризуется как средняя форма подвижничества между общежитием и уединенным отшельничеством.
Если преподобный Антоний Великий считается отцом пустынников и скитников,
то его современник преподобный Пахомий Великий становится основоположником общежительного монашества

Наиболее ранние упоминания о православных скитах на территории России относятся к последней трети XV в.
Начало скитничества как новой формы монашеской жизни для русских подвижников связано с именем преподобного Нила Сорского .
Находившиеся под духовным руководством преподобного заволжские скиты существовали группами, разбросанными на определенной территории.
В келиях проживало обычно по двое или трое иноков, один из которых был учителем (старцем), остальные – учениками (послушниками).
Жизнь подвижников вдвоем или втроем при совместном труде и послушании преподобный Нил называл царским, золотым путем, предпочитая его другим формам монашеской жизни. Преподобный составил “Устав скитского жития” или “Предание о жительстве скитском”, где описана внутренняя борьба со страстями по учению святых отцов.

.
Преподобный Нил установил строгое скитское житие.
Как в древних восточных монастырях, в храм скитники ходили только по субботам, воскресениям и праздникам. В остальные дни они молились и трудились в своих кельях.
По уставу, положенным преподобным Нилом, пропитание скитники снискивали трудами рук своих, милостыню принимали только в случае крайней нужды,
из скита не выходили, в церкви серебряных украшений не имели, даже для святых сосудов; женщинам в скит входить было запрещено.

В числе первых поселенцев скита преподобного Нила был Дионисий из князей Звенигородских, перешедший из монастыря преподобного Иосифа Волоцкого

В основном Скитский устав был распространен в небольших монастырях русского севера.
На Руси скитом называлось собрание келий в уединенном месте, обычно с небольшим храмом, возникшее на земле какого-либо монастыря, для подвижников более строгой жизни .
На примере Анзерского скита на Северном море (XVII в.) можно проследить историю возникновения типичной скитской обители.

Обычно из монастыря выходил подвижник, чтобы вести жизнь отшельническую, и удалялся в уединенное место. В дальнейшем к нему приходили другие любители пустынной жизни, и по прошествии некоторого времени возникал скит. Как правило, скит, основанный выходцем определенного монастыря, создавался на монастырской земле, поэтому обычно скит считался как бы частью монастыря-митрополии, в очень редких случаях обретая полную самостоятельность

Преподобный Паисий Величковский отмечал важность всех трех путей иночества – киновии, скитничества и анахоретства, но предпочтение все же оказывая скитничеству. В письме своему другу старец Паисий дает следующую характеристику монашеской жизни.

“Ты должен знать, мой возлюбленный друг, что Святой Дух через св. отцов разделил монашескую жизнь на три вида, а именно:
отшельничество в одиночку,
совместное житие двух-трех братии
и общее житие.

Отшельничество надо так понимать: вдалеке от людей, в пустыне проводят отшельники свою жизнь, заботясь лишь о спасении своей души, заботы же о питании, одежде и другие земные нужды предоставляют Божьему Провидению, крепко держась веры в Единого Бога, потому что только Он есть помощь и утешение в этом мире.

Читайте также:
Грехи и болезни: таблица взаимосвязи в православии, происхождения и исцеления

Житие вместе с одним или двумя братиями нужно представлять так : старший, старец, опытный в Священном Писании, живет отдельно и имеет одного или двух учеников, находящихся у него в полном послушании и повиновении, душой и телом.

Общее житие подражает жизни Господа Иисуса и Его учеников , как пишет Василий Великий.
Число учеников должно быть не менее двенадцати , и с Божией помощью может возрасти до очень большого числа, притом даже разноязычных. Смысл этой жизни состоит в том, чтобы живущие во имя Христово братия имели одну душу и одно сердце, один ум и одну волю – исполнять ради Христа Божий заповеди, взаимно помогать нести тяготы каждого. При этом все проявляют взаимную любовь и взаимное подчинение, и все вместе подчиняются предстоятелю монастыря, который искусен в знании Священного Писания и поучает их словом и примером. Братия должна почитать его как отца и учителя, полностью подчиняться ему, как будто он Сам Господь, при совершенном отвержении и умерщвлении собственной воли и собственного мнения. Все, что служит телесным нуждам, должно быть общим.

Во всех трех видах монашества, поскольку они установлены Святым Духом, благоугодили Богу многие святые отцы, просиявшие духовными дарованиями, как солнце. И для всех трех видов монашеского жития находят отцы основание в Священном Писании .

В России большинство православных скитов возникает в XIX веке. Русское скитничество синодального периода наследовало древние восточно-православные традиции этого вида монашества, хотя в новых исторических условиях на русской почве скитничество приобретает некоторые особенности. В первую очередь это касается административно-хозяйственного устройства русских скитов. Обычно скиты появлялись при монастырях первого класса для иноков более строгой подвижнической жизни, в основном для схимников. Поблизости от монастыря могли находиться не один, а несколько скитов, как, например, Гефсиманский скит и Параклит близ Троице-Сергиевой лавры. Связи скитов со своими монастырями были духовными, историческими, административными, хозяйственными.

Управлялись скиты настоятелем монастыря, который из числа скитской братии назначал игумена или благочинного, в обязанности которого входило наблюдение за правильным ведением богослужения, соблюдением устава, но вопросы административно-хозяйственные решал настоятель монастыря. Собственность скита рассматривалась как общее монастырское имущество. Обычно от монастыря скитники получали все необходимое: продукты, одежду. Если в скиту не было своей церкви, на праздники братия ходила в монастырь. Скит с церковью представлял собой как бы небольшой монастырь, но зависящий от настоятеля основного, более крупного монастыря. В этом смысле положение скитов можно сравнить с приписными монастырями досекуляризационного периода. Но это сравнение внешнее, т. к. роль скитов в корне отличалась от значения приписных монастырей.

Последние служили источниками материального дохода для главных обителей. Скиты же становились средоточием духовной жизни для своих обителей, для мирян, живущих и в округе, и далеко за ее пределами.
Именно в скиты, к старцам, шли за советом люди самых различных чинов и званий, от императоров и князей до простых бедняков-странников. Со словом “скит” неразрывно связано понятие старчества. Жили в скитах, в основном, схимники – иноки, которые приняли высший постриг.

В видении иеросхимонаха Киево-Печерской Лавры Парфения “ему явилась Божия Матерь, и он спросил Ее, каковы обязанности монаха-схимника, а в ответ услышал: только одна обязанность – неустанно молиться за весь мир”.

Жизнь в скитах гораздо строже, чем в монастырях, что выражается в большем келейном правиле, более продолжительных службах и совершенной уединенности от мира.

В творениях митр. Филарета (Дроздова) есть следующее изречение: “Скит для уединения, а не для показывания. И тех, которые сами желают посетить скит, надобно допускать с рассуждением, чтобы сие не было в рассеяние безмолствующим. А приглашать никого не должно”.

Н.С. Лесков пишет о Валааме как о тихих скитах русского Афона. “Особенно хороши эти скиты, с их непробудной тишью, и из них особенно поражает скит Предтечи . Здесь живут пустынники, для которых суровость общей валаамской жизни кажется недостаточною: они удаляются в Предтеченский скит, где начальство обители бережет их покой от всякого нашествия мирского человека . Здесь теплят свои лампады люди, умершие миру, но непрестанно молящиеся за мир, здесь вечный пост, молчанье и молитва”. В синодальную эпоху, когда в Российской империи утвердилась официально-государственная идеология и Церковь фактически была приравнена к государственному учреждению, православные скиты становятся живыми источниками истинной веры. После посещения скита люди, потерявшие веру, часто обретали ее вновь.

Монастыри Русского Севера: какие обители и почему стоит увидеть своими глазами

Приблизительное время чтения: 7 мин.

Северная Фиваида, жемчужное ожерелье обителей, возникших в глухих лесах и на побережье холодного моря, на берегах рек и озер, посреди топких болот. Список всех монастырей Русского Севера займёт много страниц. Уникальный регион — суровый, труднодоступный, — на многие века стал духовным центром России. У каждой обители — свои особенности, каждая — как самоцвет в большой мозаике. Здесь мы рассказываем только о восьми уникальных обителях, а чтобы с головой окунуться в прекрасный и загадочный мир Русского Севера и его святых мест, приглашаем вас зайти на сайт нашего проекта «Путь на Полночь».

Читайте также:
Мощи Иоанна Шанхайского: где находятся и как добраться, история, о чем просить и чем помогают

1. Соловецкий монастырь

Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви видели все. В этом утверждении нет преувеличения — монастырь изображен на 500-рублевой денежной купюре. Без этого одновременно трагического и прекрасного места невозможно представить себе историю России. Сегодня монастырь — известнейший центр паломничества. Даже те счастливцы, кто был на Соловках несколько раз, и, кажется, исходил острова вдоль и поперек, приезжая вновь, уверены, что их снова ждут открытия.

Монастырь — первая достопримечательность, с которой знакомятся все, кто прибывает на Большой Соловецкий остров. Архитектурный ансамбль с 500-летней историей. Оборонительная крепость, веками защищавшая Север России. Осматривать здесь нужно не только Спасо-Преображенский собор и Благовещенскую церковь, боевые башни крепости и одностолпную Трапезную палату — можно рассматривать каждый камень, каждую клеть, каждое, даже самое, кажется, неприметное строение. За всеми — история. А есть ещё скиты, Ботанический сад, храм-маяк на Секирной горе, каналы, множество музеев и удивительная природа Соловецких островов.

Представляем вам десять интересных мест, которые стоит посмотреть туристу на Соловках:

Узнайте десять важнейших мгновений из истории великой обители:

и ещё десять интересных фактов о Соловецких островах:

2. Кирилло-Белозерский монастырь

Холодная пещера на берегу Сиверского озера, что на Белозерье, стала добровольным приютом для бывшего настоятеля московской Симоновой обители священноинока Кирилла. Эту глухую северную пустынь, по преданию, указала ему сама Пресвятая Богородица в 1397 году. Со временем к нему пришли ученики и здесь вырос большой Успенский Белозерский монастырь, впоследствии названный Кирилло-Белозерским.

Эта обитель не только сыграла заметную роль в истории русского монашества, но и оказалась в центре знаковых событий русской истории. С ней связан «золотой век русской святости», когда в XV столетии сюда устремился «духовный поток из Троицы-Сергия». Среди учеников преподобного Кирилла были Нил Сорский, Корнилий Комельский, Игнатий Ламский, Александр Ошевенский. Каждый из них впоследствии основал свою обитель, где соблюдался устав Кирилла Белозерского.

В Смутное время Кириллов монастырь стал единственной обителью на Русском Севере, которую не удалось разорить интервентам. Обитель жаловали цари. Иоанн Васильевич Грозный всю жизнь горячо любил Кириллову обитель и щедро жертвовал ей. В то же время, сюда часто ссылали неугодных и опальных вельмож.

В 1997 году часть территории обители была передана Вологодской епархии. В том же году в храме над гробом преподобного Кирилла Белозерского впервые за много лет была отслужена Божественная литургия. В настоящее время возрожденная Кирилло-Белозерская мужская обитель продолжает восстанавливаться.

Прочтите, к как из пещеры одинокого монаха выросла великая северная обитель:

3. Троице-Гледенский монастырь

Троице-Гледенский монастырь был основан очень давно, еще в конце XII века, практически в одно время с городом Гледеном, предшественником Устюга. Он стал одним из первых очагов христианства в языческих землях Подвинья, а его уникальный иконостас XVIII века — одна из главных достопримечательностей Великого Устюга.

Этот городской монастырь с древней историей считался одним из самых богатых на Двинской земле. В 1659 году в Троице-Гледенском монастыре на холме построили один из самых и совершенных по архитектурным формам на Русском Севере каменный Троицкий собор. Освящен он был не ранее 1705–1710 годов. Сначала собор был одноглавым, теперь его венчают пять граненых главок. На фасадах — очень красивые многоцветные изразцы.

В Троицкий собор, который сегодня превращен в музей, туристические группы едут, прежде всего чтобы посмотреть необыкновенный иконостас.

Узнайте, откуда в Троице-Гледенском монастыре XII века взялся этот необычный «светский» иконостас с зеркалами в нашем материале:

4. Успенский Трифонов монастырь

Монастырь основал в 1580 году преподобный Трифон Вятский. Святой пришел в Вятку из чусовских владений солепромышленников Строгановых. Начался монастырь с двух деревянных храмов — Благовещенского и Успенского. Вскоре рядом с обителью появились две монастырские слободки. В последующие столетия деревянные монастырские постройки были перестроены в камне.

В 1918 году монастырь был закрыт. Успенский собор продолжал действовать как приходской храм. Монахов репрессировали, в сохранившихся помещениях размещались коммуналки, общежития, швейная фабрика, пекарня, мазутная котельная… В Успенском соборе, где был архив, по счастью, сохранился дореволюционный иконостас.

Читайте также:
Грех прелюбодеяния в православии: что значит, опасность и причины греха, последствия и наказания, искупление и победа над грехом

Реставрационные работы монастыре начались в 1950-е годы, продолжились в 1980-е. В конце 80-х — начале 90-х Свято-Успенский Трифонов мужской монастырь был вновь открыт. Успенский собор стал кафедральным храмом епархии. Храмы и постройки монастыря восстановили, Успенский собор заново расписали, в 2004 году на пожертвования отлили самый большой в епархии колокол.

Узнайте больше об этой обители и о других святынях Вятской земли:

5. Спасо-Прилуцкий монастырь

В 1371 году в излучине реки Вологды ученик преподобного Сергия Радонежского святой Димитрий Прилуцкий основал Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь. Это событие оказало сильнейшее влияние на развитие всего региона на несколько веков.

С момента своего основания Спасо-Прилуцкий монастырь стал основным форпостом Московского государства на Севере Руси. Он очень удобно и выгодно расположен — на пересечении и водных, и сухопутных путей. Его опекали князья и цари, видя в Спасо-Прилуцкой обители важный военно-стратегический и торговый пункт на Севере России. Но при этом обитель всегда оставалась духовным центром Вологодчины, связанным с именами великих святых и с почитанием значимых для всей России святынь.

Как и для многих других храмов и монастырей, XX век стал для Спасо-Прилуцкой обители трагическим временем. Монастырь был закрыт советской властью еще в 1920-е годы.Потом здесь были пересыльная тюрьма, склады, кинотеатр…

И вот в 1991 году, после 67-летнего перерыва, в Спасо-Прилуцком был вновь открыт мужской монастырь. А в 1992 году монастырь полностью возвратили Русской Православной Церкви. Монастырская жизнь возрождается. Ремонтируются строения, восстановлены иконостасы и колокола на соборной колокольне, ежедневно совершается полный круг богослужений.

Какой знаменитый поэт похоронен в некрополе Прилуцкой обители? Почему башни монастыря так «весело» раскрашены? Читайте в нашем материале:

6. Ферапонтов монастырь

Ферапонтов, а точнее, Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь — это и православная святыня, и объект огромной культурной значимости (включен, кстати, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО). Находится он на Вологодчине, в двадцати километрах от города Кириллова и в ста двадцати — от Вологды. Это один из самых старых монастырей Русского Севера, основан в 1398 году.

Его основал преподобный Ферапонт — ученик и друг преподобного Сергия Радонежского. Фрески в Ферапонтовом монастыре писал знаменитейший иконописец Дионисий. В обители томился в заточении низложенный Патриарх Никон. Сейчас Ферапонтов монастырь — одновременно и монастырь, и музей.

Для вас — шесть интересных фактов о Ферапонтовом монастыре:

7. Печенгский монастырь

В XVI веке в дикой стране «у холодного моря, у Мурманской границы» новоиспеченный монах Трифон устраивал при Троицкой церкви первые кельи будущего Печенгского монастыря. Однажды в одну из лачуг забрел большой медведь и, опрокинув оставленную там квашню, принялся с аппетитом есть приготовленное тесто. Трифон, приблизившись к дикому зверю, сперва запретил ему двигаться, а потом отпустил восвояси. С тех пор ни один лесной хищник больше не тревожил иноков и не нападал на монастырское стадо оленей.

В конце 1550-х годов благочестивый Трифон, которого стали называть «апостолом лопарей», добрел до Москвы и получил от царя Иоанна Грозного жалованную грамоту, объявлявшую Свято-Троицкий Печенгский монастырь новым оплотом русского государства на Крайнем Севере. Царь распорядился «распространить владения монастыря на выброшенных китов и моржей, на морские берега, острова, реки и малые ручейки, верховья рек, тони (рыболовные участки), горы и пожни (сенокосы), леса, лесные озера, звериные ловли», а все местные жители с их угодьями провозглашались подданными государя, приписанными к обители.

Несколько раз монастырь подверался разорению, переезжал и вновь возрождался и расцветал. В наши дни продолжается очередное возрождение самого северного монастыря в России на его исконном месте, где река Намайоки впадает в Печенгу, — там, где его основал преподобный Трифон.

Узнайте, как «апостол лопарей» укрощал медведей в самой северной обители на Руси:

8. Борисоглебский монастырь

Место для него выбрал сам преподобный Сергий Радонежский. Монастырь был мощной крепостью, защищавшей Русь от нашествий с Запада. Здесь подвизался великий инок Пересвет, павший в Куликовской битве. Отсюда благословлял войска Минина и Пожарского на освобождение Москвы от поляков и литовцев святой затворник Иринарх. Великие русские князья и первые русские цари любили Борисоглебский монастырь и считали его своим домашним.

Узнайте больше о Борисоглевском монастыре и его удивительной истории:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: