Слово “Аминь” в православии: определение и значение, история и происхождение, особенности употребления

Что означает «Аминь» в конце молитвы и в православии (видео)

Среди русскоговорящих православных верующих слову «Аминь» редко придается особое значение, оно звучит, как заключение молитвы или конец псалма. Мало кто из христиан знает истинную ценность этого выражения, которое одинаково звучит на различных языках.

С какого языка пошло это слово?

С древнееврейского, и произношение его в нашем языке почти не изменилось. В древние времена оно звучало как «Амен» (с ударением на втором слоге). Интересно, что современные западные ветви христианства (например, католицизм) немного изменили это слово — их священники и веряне произносят его, делая ударение на первом слоге.

Есть две теории перевода слова «Аминь»:

  • Оно означает «все верно», «истинно» или «да будет так». То есть, это логичное окончание проповеди или молитвы, «запечатывающее» все сказанное ранее.
  • Это одна из версий слова «АУМ», известного очень немногому числу христиан. Оно означает подтверждение Божественного Бытия, то есть Единого Божества, заключающегося во всем живом (в том числе и в нас с вами). Согласно этой теории, говоря «Аминь», нужно максимально очистить и «осветлить» душу, ведь данное слово может пробудить ту часть нашего естества, которая максимально близка к Создателю.

Интересно, что в иудейском языке родственными с ним словами считаются: «верить» («доверять»), «надежный» («твердый», «постоянный»).

Христиане в конце молитвы говорят “Аминь”. А что такое Аминь?

А самое главное является ли слово “Аминь” аббревиатурой?

аббревиатура трех еврейских слов, которые означают «Господь и Праведный

Вот этимология слова по Фасмеру

АМИНЬ (греч. amen, с др. -евр.) . 1. в знач. утвердительной частицы. Истинно, верно – заключительное слово молитв и проповедей (церк.) . 2. Употр. в заговорах против т. наз. нечистой силы, как магическое слово, заклинание (обл. , нар. -поэт.) . Аминь, аминь, рассыпься! 3. В знач. сущ. аминь, аминя, м. Конец кому-чему-н. (простореч. устар.) . Вмиг аминь лихой забаве: попадешься на копье. Пушкин. Тут ему и аминь пришел.

«Аминь» в православии

Этот термин начинает и заканчивает церковные и домашние православные служения, являясь словесной печатью, выражающей готовность христиан нести ответственность перед Богом. Православные священнослужители предостерегают от формального произношения клятв и молитв, чтобы исполнилось просимое в воззваниях к Богу.

Читайте о православной молитве:

Аминь является одним из самых распространенных слов в богослужении Православной церкви

Часто этот литургический термин употребляется дважды, чтобы подчеркнуть важность святого послания, именно им заканчивается Библия, это является Божьей печатью на все богодухновенное послание христианам. В конце каждой молитвы христиане просят Творца скрепить Своей печатью молитвенное воззвание.

Важно! Словесную Божью печать произносят священники и прихожане, объединяясь в один характер богослужения, одну церковь, один Божий народ.

Что означает слово Аминь

Почему некоторые молитвы заканчиваются словом “аминь”, а некоторые – нет?

АНАСТАСИЯ: Сегодня у нас вопросы от телезрителей о молитве. Первый вопрос от Светланы из города Котлас Архангельской области: «Почему некоторые молитвы заканчивают словом «Аминь», а некоторые нет. Когда говорится слово «Аминь»?

ВЛАДЫКА: Слово «Аминь» означает на еврейском языке «истина». То есть, слово «Аминь», вообще, часто употребляется в богослужении, когда, например, священник что-то говорит, а хор от лица верующих произносит «Аминь». То есть, подтверждает истинность того, что только что произнес священник. Многие молитвы завершаются словом «Аминь», оно скрепляет то, что было содержанием этой молитвы. Особенно те молитвы, которые заканчиваются словословием Святой Троицы. Например: «яко Твое есть царство, и сила, и слава Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». И вот это такая формулировка, которая из богослужения перетекла в православные молитвословы. Некоторые молитвы не заканчиваются словом «Аминь», потому что нет такого правила, что любая молитва должна заканчиваться этим словом. Но само это слово дополнительно фиксирует веру человека в то, что произносимые им молитвы являются истиной.

Употребление в священных книгах

Обычно это слово завершает какую-то часть личного или группового богослужения. Что означает «Аминь» в конце молитвы? Как в иудаизме, так в исламе и христианстве, оно заверяет правильность озвученного священного текста. Оно используется для передачи согласия, принятия и уверенности. Это одно из самых часто встречающихся религиозных слов, которое произносится совместно молящимися и участвующими в храмовой службе. Особенно часто оно употребляется в христианской традиции.

  • В христианстве его произносят после проповеди или молитвы, в завершении чтения Символа веры или текстов Священного Писания (Посланий или Евангелий) для усиления истинности Божественных откровений. Это неотделимая часть богослужения в храме и личной духовной практики. Христианское «Аминь» трактуется адептами веры и как одно из имён Бога. Так, в Откровении святого Иоанна Богослова есть фраза: «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия» (Отк. 3:14). А пророк Исайя называет его «Богом истины», упоминая «Аминь».

Первое упоминание этого важного литургического термина случилось в Третьей Книге Царств Ветхого Завета. В Книге пророка Иеремии оно ведёт к утвердительному заключению, переходя затем в завершающую часть речи. Этот краткий, наполненный силой, нужный возглас имел большее воздействие, чем последние слова молитвы и часто использовался в клятвенных речах. В древних богослужениях VI—IV вв. до нашей эры «аминь» уже было ответом верующих на речи священников. В Новом Завете оно повторяется больше 115 раз, причём примерно в половине из них, в другом значении: в начале повествования, не связано с предыдущим текстом.

Читайте также:
Таинство Крещения ребенка и взрослого: правила и порядок обряда, что нужно знать родителям и крестным

В широком смысле христианское «Аминь» — это словесная печать. Оно выражает принятие ответственности молящихся перед Богом и даёт веру в то, что их славословие будет услышано. Оно проговаривается или поётся в конце каждой молитвы или возгласа священнослужителя. Так, прихожане крестятся, примыкают к пастырю, ведущему службу, и подтверждают своё принятие и понимание сути произносимых религиозных текстов.

Оно объединяет священника и «народ Божий», показывая двусторонний характер богослужения в христианстве. Но в православии священники всегда поясняют, что главным является чистосердечная осознанная молитва, а не формальное присоединение к общему духовному действу. Важно иметь чистые и добрые мысли, которые обязательно будут благодатно вознаграждены.

Это одно из самых часто употребляемых слов в православном богослужении. В некоторых частях Священного Писания оно упоминается в удвоенном виде, что усиливает значительность святого текста. Примечательно, что слово-скрепа «аминь» является заключительным словом повествования христианской Библии.

  • В исламе «ʾĀmīn» (на арабском — آمين ‎) произносится, когда мусульманин совершает намаз. Он проводится индивидуально или в коллективе единоверцев. А также после прочтения первой суры из священной книги мусульман «Корана» говорится «Аминь».
  • В священных иудейских текстах, в частности, масоретском тексте (еврейской Библии), «Аминь» упоминается больше 10 раз. Оно имеет то же значение, что и в христианской традиции.

Иное использование

Существуют и другие виды употребления этого слова, кроме религиозного. Например, в народной магии его используют как конечное заклинание, отпугивающее злых духов, и завершающее ритуал или заговор. В просторечии употребляют «аминь», когда говорят с сарказмом о финале какого-то дела.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Архиерейский Собор-2021
  • Архиерейский Собор-2017
  • Архиерейский Собор-2016
  • Архиерейский Собор-2013
  • Архиерейский Собор-2011
  • Поместный Собор-2009
  • Архиерейский Собор-2009
  • Патриарх
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Синодальные учреждения
  • Московская Патриархия
  • Епархии и Экзархаты
  • Поместные Церкви
  • Церковь и государство
  • Церковь и общество
  • Наука и образование
  • Издательства и СМИ
  • Памятные даты
  • Межрелигиозные отношения
  • Гонения на христиан
  • Инославие
  • Старообрядчество

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

Аминь

(евр. amen), библейская и богослужебная формула, имеющая значение подтверждения сказанного: «Да будет так».

Оставшись непереведенной с еврейского языка (не во всех случаях), эта формула перешла в греческий, латинский и другие переводы Библии.

В Ветхом Завете «Аминь» означает одобряющий ответ верующего или всей общины на слова молитвы (1 Пар 16. 36), благословения (Неем 8. 6) или проклятия (Втор 27. 15–26 — наиболее раннее употребление «Аминь» в Ветхом Завете); иногда употребляется в юридическом значении (напр., 3 Цар 1. 36); в Ветхом Завете «Аминь» произносится только как ответ на слова другого.

Богослужебное употребление «Аминь» возводится ко времени царя Давида; «Аминь» служит и указанием на окончание 4 разделов Псалтири (Пс 41, 72, 89, 106). В межзаветную эпоху «Аминь» начинает употребляться и как заключение молящимся своей собственной молитвы (Тов 8. 8; кумранские рукописи). В дальнейшем в иудаизме «Аминь» сохранилась как литургическая формула (аналогично употреблению в Ветхом Завете и межзаветной литературе).

В текстах Нового Завета, кроме Евангелий, «Аминь» сохраняет характер подтверждающего ответа на молитву (напр., 1 Кор 14. 16) и завершения славословия (напр., Рим 1. 25).

Напротив, в Евангелиях слово «Аминь» употребляется в совершенно новом значении — вместо того, чтобы служить окончанием молитв и подобных высказываний, в устах Спасителя оно служит подтверждения истинности Его слов и всегда стоит первым в многократно встречающейся в Евангелиях формуле, произносимой только Самим Господом: «Аминь [в синодальном переводе: Истинно] говорю вам (тебе)» (в Евангелии от Иоанна слово даже удваивается: «Аминь, аминь говорю…»). Эта формула указывает на особую значимость слов Господа и подтверждает их власть. В рукописях и богослужебных книгах «Аминь» обычно ставится также в конце Евангелий.

Еще одно необычное употребление слова «Аминь» в Новом Завете — его персонификация и использование как одного из имен Божиих в книге Откровения (Откр 3. 14; ср. Ис 65. 16).

В православной литургической традиции сохраняется употребление «Аминь» как ответа народа на молитвы и благословения предстоятеля, а также как обычного завершения всякой молитвы — в том числе и частной. «Аминь» также произносится в наиболее важные моменты при совершении таинств.

Употребление «Аминь» известно не только в христианстве и иудаизме, но и в исламе — как за богослужением, так и в практике личного благочестия.

Читайте также:
Храм Архангела Михаила в Сочи: описание и адрес храма, праздники и святыни, расписание богослужений

Слово аминь — что это значит в христианстве и мусульманстве, история происхождения

Самый сокровенный разговор — это разговор с Богом. Ведь именно в молитве мы открываемся Ему во всем. Мы рассказываем Всевышнему и хорошее, и плохое, просим прощения или помощи, даем обещания. Независимо от состава нашей молитвы заканчивается она всегда одинаково — одним и тем же словом аминь.

На первый взгляд, все мировые религии кажутся нам совершенно отличными друг от друга. Но узнавая их истоки, мы понимаем — божественное начало есть у народов всех религий. Истоки их переплетены тонкими нитями, которые не все способны узреть. Такой вот нитью является известное нам всем слово. Аминь — что это значит, когда говорят его в конце молитвы христиане или мусульмане? Как появилось оно во всех мировых религиях и каково его начало?

  1. Что такое аминь
  2. Происхождение слова
  3. История появления
  4. Значение понятия
  5. Применение слова
  6. В конце молитвы
  7. В Святом Писании
  8. Другие варианты
  9. Перевод на разных языках
  10. Значение в религии
  11. В христианстве
  12. В мусульманстве
  13. Видео о значении слова аминь

Что такое аминь

Слово аминь есть во всех мировых религиях, возможно — это именно тот ключ, который объединяет вероисповедания миллионов разных людей. Как и когда оно произошло? Каково его происхождение?

Происхождение слова

Произошло оно от древнееврейского, и произношение его в нашем языке почти не изменилось. В древние времена оно звучало как «Амен» (с ударением на втором слоге). Интересно, что, например, католицизм немного изменил это слово — их священники и верующие произносят его, делая ударение на первом слоге.

В переводе на русский слово аминь обозначает «да будет так» (Иеремия 11:5).

Оно было заимствовано из еврейских ветхозаветных текстов, перешло в греческий и латинский переводы Нового Завета, а затем — в русский язык практически без изменения.

В еврейском языке оно имеет тот же корень, что и термины, означающие:

  • «твердый»;
  • «надежный»;
  • «постоянный»;
  • «верить»;
  • «доверять».

История появления

Этот литургический термин впервые встречается в Ветхом завете — в 3-ей Книге Царств Ванея сказал «аминь» на помазание царя Соломона по повелению старого и больного Давида. Ванея призвал волю Божью на решение царя. Он одним словом как бы запечатал поставление на царствование Соломона (3-я Царств 1:36), утвердив одобрение Бога.

Этот возглас, будучи кратким, оказывал большее влияние, чем последние слова молитвы, и часто использовался в различного рода клятвах. В богослужениях древности (VI—IV вв. до нашей эры) оно уже было ответным возгласом верующих на молитвенные призывы священников. А в Новом Завете повторяется больше 115 раз, причем почти в половине этих случаев используется в другом значении: в самом начале повествования, не имея связи с предыдущим текстом.

Значение понятия

Слово аминь означает принятие той молитвы, в которой прихожане участвуют, и их надежду на то, что их просьбы и мольбы будут услышаны. Поэтому этот возглас раздается по окончанию основной молитвы.

Значение слова аминь в православии имеет несколько смыслов:

  • печати;
  • завершенности;
  • точки;
  • участия в молитве.

Приходящие на проповедь люди часто повторяют его за священником, дабы обозначить, что понимают произнесенные слова и имеют с ними согласие. Наставники утверждают, что совсем не обязательно во время богослужения вслух присоединяться к молитве, ведь главное — чтобы вы прочувствовали ее, вознесли свою благодарность, просьбу мысленно к Богу.

Применение слова

Существует несколько применений данного понятия. Рассмотрим, в каких случаях и где употребляется это слово.

В конце молитвы

В качестве «точки» при чтении молитвы, проповеди, священных текстов.

Причем неважно, где именно звучит эта молитва — под сводами церкви или в домашней обстановке, и кто ее читает — батюшка или обычный человек. Этим словом заканчиваются все известные молитвы: «Отче наш», «Символ веры», молитвы на сон грядущий. Кстати, в некоторых таких молитвах оно встречается не только в конце, но и в центре, после определенных фраз, таких как «Ныне, присно и во веки веков».

В Святом Писании

Существует также внутри Писания. Там оно служит в качестве подтверждения (усиления) истинности всего написанного.

В Ветхом Завете оно применяется для одобрения изученного закона или для того, чтобы подтвердить клятвы. Откровение св. апостола Иоанна Богослова гласит: «так говорит Аминь» (Откр. 3:14). Как видите, в данном случае это — одно из имен Божьих. Такое же значение и в Книге пророка Исайи. Иногда в текстах Священного Писания его используют удвоенно для того, чтобы увеличить выразительность. Например, в Евангелии от Иоанна довольно много повторений — «истинно, истинно».

В греческом экземпляре Евангелия это выражение звучит как аминь, аминь. Этим Господь подчеркивает истинность его высказывания. Так как православное богослужение было основано на еврейском синагогальном, то это стало причиной заимствования его в славянские языки.

Чаще всего — это знак окончания моления. В данной ситуации его используют в качестве «печати», духовной «скрепы». Произнося его, верующий как бы говорит: я согласен со всем сказанным и твердо верю, что мои слова и обращение — истинны.

Используется для поддержания связи между священником и паствой. Ведь на службу мы приходим не ради того, чтобы постоять и зажечь свечу, а ради общей молитвы. Но если в католичестве всем прихожанам раздают книжицы с псалмами, которые они коллективно поют во время службы, то в православии Литургию проводят духовные лица, а прихожане мысленно присоединяются к богослужению в конце молитвы фразами, главной среди которых является такая «печать».

Читайте также:
Грехи и болезни: таблица взаимосвязи в православии, происхождения и исцеления

Другие варианты

Есть и другие варианты применения, кроме религиозного. Например, в народных магических обрядах оно используется как заключительное заклинание, которое должно отпугнуть злых духов и завершить ритуал или заговор. В простой обиходной речи употребляют «аминь», когда говорят саркастически о финале какого-то дела.

Перевод на разных языках

Как бы это ни было парадоксально, но на совершенно разных языках аминь звучит почти одинаково, ну или же, по крайней мере, настолько схоже, что не являясь носителем языка, можно распознать его. Исходя из этого, можно подумать, что и переводиться оно должно одинаково, но это не так.

Переводы с разных языков:

  1. Ивритом оно перенято из еврейских писаний Ветхого Завета. В совершенно неизменном виде перешло в языки: греческий, латинский, а потом и в русский. На иврите считается однокоренным, имеющим общее значение со словами: надежный, твердый, верить. Амен имеет состав из трех букв и является коренной частью многих слов, среди которых: Лехаамин — верить, Эмуна — вера, Аминут — надежность, Эмун — верность. По словарю Раши, амен переводится, как: «истина», «да будет так», а амин — «заслуживающий доверия».
  2. Тот же самый корень его имеет такое же значение на арабском и арамейском.
  3. Некоторые специалисты считают, что оно является несколько измененным термином аум и ом. Что же такое аум? Аум и ом используются сейчас в большинстве мантр. Иногда они являются их единственным составляющим. Это самый узнаваемый индуистский символ. Это звук верхней чакры свадхистханы, отвечающей за связь человека с Божественным началом. Аум представляет собой изначальный звук, самого Бога. Это — высшая мантра, которая сопровождает рождение мира. Индийские духовные науки гласят, что Бог создал звук, а потом этот «звук» стал основой нашей вселенной. Каждая литера термина символизирует мужской, женский и средний род; а также время: прошлое, настоящее и будущее. Ну и конечно же, Творца, не имеющего никаких временных рамок. Аум также означает познание собственного я, сознание со-божественности, присутствующей в каждом человеке. Многие лингвисты уверены: аминь — это измененное аум.

Таким образом, данный термин встречается во всех религиях мира и имеет особо важное сакральное значение.

Значение в религии

Формирование православного богослужения на основе синагогального еврейского обусловило заимствование данного термина в качестве важного литургического. Уже во время Иустина (Юстина) Мученика (сер. II в.) оно произносилось людьми после молитвы, которую громко читал предстоятель (Первая Апология, 65, 67).

В широком смысле христианство трактует данное слово как словесную печать. Оно выражает ответственность сынов Божьих перед своим Создателем и дает веру в то, что будут они услышаны. (В древности на возгласы совершающего богослужение отвечал верующий народ, который на тот момент участвовал в богослужении, а не хор, как в настоящее время).

В христианстве

По окончанию молитвы или возгласа священнослужителя раздается возглас всех присутствующих. Так прихожане совершают крестное знамение, примыкают к пастырю, который ведет службу, и подтверждают свое принятие и понимание сути произносимых религиозных текстов. Этим они свидетельствуют о своем согласии и (в идеале) о понимании смысла слов произносимой им молитвы.

Кроме того, аминь выражает соотносительность служений священника и народа, создавая диалог на богослужении, и связывая в одно органическое целое предстоятеля и возглавляемый им «народ Божий».

Но в православии священники всегда поясняют, что главным является чистосердечная осознанная молитва, а не формальное присоединение к общему духовному действу. Так и Иисус Христос наставлял учеников своих: важно иметь чистые и добрые мысли, которые обязательно будут благодатно вознаграждены.

Это самое употребляемое слово в православном богослужении. В определенных частях Священного Писания его упоминают в удвоенном виде, что усиливает значимость священного текста. Интересно, что слово-скрепа «аминь» является заключительным в повествовании христианской Библии.

В мусульманстве

В мусульманском мире принято молиться, произнося его во время намаза (ежедневной обязательной молитвы), а также чтения первой суры, то есть главы Корана. Произнесение его у мусульман после слов «Уаляд-даллин» является сунной пророка. В Исламе считается, что если слушающий человек также произнесет его, это будет для него добродетелью.

Абу Хурайра передает нам следующие слова пророка: «Когда имам будет говорить: «Уаляд-даллин», произносите аминь. Если кто-либо скажет так, и это совпадет с тем временем, когда ангелы произнесут его, то этому человеку простятся все его прошлые грехи».

Мусульманство трактует это понятие так: Прими наши слова. Али Хайдар писал заметки на полях своего священного Корана: «Пророк говорил аминь и повышал тон голоса, после того, как произносил «Уаляд-даллин»». Толкование Шейха Заде говорит: «Аминь» не принадлежит Корану. Нужно произносить его после слов «Уаляд-даллин», делая маленькую паузу после буквы «Нун» для того, чтобы показать, что оно не является частью текста Корана.

Читайте также:
Мощи Амвросия Оптинского: где находятся и как добраться, история и чудеса

Нововведением является написание слова аминь в копии Корана. Это запрещается.

Как рассказывает Абу Майсара: “Джабраиль слушал, как пророк читал Коран, когда он дошел до слов «Уаляд-даллин», Джабраиль сказал: «Произнеси аминь!». И Пророк произнес! Один из сподвижников пророка Абу Зухайри Намири, увидев человека, делающего дуа, сказал следующее: «Заканчивай свое дуа словом „Аминь“. Ведь оно подобно печати, поставленной на страницу».

После этого он добавил: «Сказать ли вам новость по поводу данного вопроса? В один вечер мы с пророком (да благословит его Аллах и приветствует!) отправились к человеку, который очень упорно делал дуа. Пророк слушал его и после этого сказал: «Если он поставит печать в своем дуа, то тем самым совершит ваджиб». Один из общины спросил: «Чем он поставит печать?» На что пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) ответил: «Словом „Аминь“, потому что с помощью него он сделает необходимое для того, чтобы его молитва была принята».

Видео о значении слова аминь

В этом видео вы сможете увидеть ответ на главный вопрос данной статьи современным взглядом молодого блогера.

АМИНЬ

Ами́нь (греч. от евр. истина) – слово, в еврейском языке означающее подтверждение и согласие (несомненно, воистину, бесспорно, или просто – да). Вошло в христианское богослужение без перевода.

Аминь – наречие, производное от древнееврейского корня, содержащего представление о твердости, верности. Сказать аминь – значит заявить, что то, что сказано, признано верным, дабы скрепить данное утверждение или выразить участие в произнесенной молитве.

В Ветхом Завете аминь может иметь смысл, соответствующий нашему “да будет” (Иер. 28, 6). В этом смысле аминь переводится в Вульгате, но лишь в Псалтири: в остальных книгах этого древнейшего латинского перевода Библии еврейское слово остается без перевода (amen).

Однако чаще всего – это слово обязывающее и выражает свое согласие с кем-либо и тогда оно передается греческим “алифос” – “истинно” (у Семидесяти толковников, Симмака, Феодотиана). “И отвечал Ванея, сын Иодаев, царю и сказал: аминь, – да скажет так Господь Бог господина моего царя!” (3 Цар. 1, 36); оно выражает принятие на себя какого-либо назначения. “Так говорит Господь, Бог Израилев: “Слушайтесь гласа Моего и делайте все, что Я заповедаю вам, – и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом, чтобы исполнить клятву, которою Я клялся отцам вашим – дать им землю, текущую молоком и медом, как это ныне”. И отвечал я (Иеремия), сказав: “аминь, Господи!” (Иер. 11, 3-5).

Это слово произносят, когда берут ответственность за клятву и за Божий суд, который последует за ее нарушение: “Если ты изменила мужу твоему и осквернилась. тогда священник пусть заклянет жену клятвою проклятия. И скажет жена: аминь, аминь”. (Числ. 5, 20, 22).

Еще более торжественно всеобщее обязательство, принимаемое при богослужебном возобновлении Завета. В 15-26 ст. 27 главы Второзакония говорится, что народ по произнесении левитами проклятия над нарушающими каждую из десяти заповедей произносит аминь в подтверждение того, что это проклятие должно исполниться.

В богослужении это слово может иметь и другое значение: если люди принимают обязательство перед Богом, то это значит, что Его слову доверяют и предаются Его всемогуществу и благости; такое полное согласие является вместе с тем благословением Того, Кому покоряются: “И благословил Ездра Господа Бога великого. И весь народ отвечал: аминь, аминь, поднимая вверх руки свои, – и поклонялись и повергались пред Господом лицем до земли” (Неем. 8, 6).

Аминь – молитва, произнося которую молящийся уверен в том, что будет услышан: “И ныне, Господи, я (Товия) беру сию сестру (Сарру, дочь Рагуила и Едны) мою не для удовлетворения похоти, но поистине как жену: благоволи же помиловать меня, и дай мне состариться с нею! И она сказала с ним: аминь” (Тов. 8, 7-8).

Когда первосвященник Иоаким и старейшины сынов Израилевых вошли к Иудифи, чтобы приветствовать и благословить ее, они сказали ей: “Ты величие Израиля, ты великая радость Израиля, ты великая слава нашего рода. Все это ты сделала твоею рукою; ты сделала добро Израилю, и да благоволит к нему Бог: будь же благословенна от Господа Вседержителя на вечное время. И весь народ сказал: да будет!” (Иудифь 15, 9-10).

Таким образом, аминь становится богослужебным возгласом, произносящимся после славословий: “Благословен Господь Бог Израилев, от века и до века! И сказал весь народ: аминь! аллилуиа!” (1 Пар. 16, 36).

Этот последний смысл аминь имеет часто и в Новом Завете (Рим. 1, 25; Гал. 1, 5; 2 Пет. 3, 18, Евр. 13, 21). Возгласом “Аминь”, которым собрание присоединяется к молящемуся от его имени, предполагается понимание смысла слов произнесенной молитвы: “Если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: “аминь” при твоем благодарении? Ибо он не понимает, чтó ты говоришь” (1 Кор. 14, 16). И как выражение присоединения к молитве и как возглас, аминь завершает песнопения избранных в небесной Литургии: “И четыре животных говорили: аминь” (Откр. 5, 14). “Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь, аллилуиа!” (19, 4).

Читайте также:
Можно ли носить найденный крестик: советы и ответ от священника

Значение, или смысл, свидетельства веры, слово аминь получало в устах приобщающегося Тела и Крови Христовой. В завершении древнехристианской Литургии, по свидетельству Апостольских Постановлений и других памятников, причастник на слова священника: “Тело Христово” и диакона: “Кровь Христова” отвечал: “Аминь”.

В молитвах просительного характера данное слово служило выражением желания или просьбы об исполнении просимого. Таково, по словам Кирилла Иерусалимского, в V тайноводственном поучении значение слова аминь, в завершении молитвы “Отче наш”.

И, наконец, если молитва носила характер обета, то с произносимым в заключение ее словом аминь соединяется, по указанию блаженного Августина, смысл намерения исполнить обещанное. Бог, свободно Себя обязавший, остается верным Своим обетованиям; Он Бог Истины, что и выражает Его наименование в еврейском тексте: Бог – Аминь (Ис. 65, 16), Иисус Христос – Аминь Божий: “Так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия” (Откр. 3, 14). Во Христе Бог осуществляет полноту Своих обетований и указывает, что в Нем нет “Да” и “Нет”, но “в Нем было “Да” – ибо все обетования Божии в Нем “Да” и в Нем “Аминь”, – в славу Божию, через нас” (2 Кор. 1, 19-20).

Здесь апостол Павел передает слово аминь греческим словом, означающим “Да”. Начиная свои поучения словом аминь, то есть истинно (Мф. 5, 18; 18, 3. ), а в Евангелии от Иоанна даже в удвоенной форме (Ин. 1, 51; 5, 19), Иисус Христос выражается дотоле неслыханным в иудейской среде образом, надо думать, что Он пользуется литургической формулой, но произнося ее от Своего имени. Он по всей вероятности переносит на Себя возглашение: “Так говорит Иегова”. Этим Он выявляет Себя как Посланника Бога истины, и потому истинны Его слова.

Вводимые таким образом слова имеют свою невыраженную предысторию, заключением которой является аминь (Истинно). Чем же другим оно может быть, кроме как диалогом Отца с Сыном? Но Господь наш Иисус Христос не только Тот, Кто говорит истину, говоря слова Божий, Он – Само Слово Бога Истинного Аминь в абсолютном смысле, “Свидетель верный и истинный” (Откр. 3, 14). Христианин, желающий быть верным, должен ответить Богу единением со Христом; ибо единственно действенный аминь это тот, который произносится Христом во славу Божию (2 Кор. 1, 20). Церковь произносит этот аминь в единении с избранными на небесах (Откр. 7, 12), и никто не может его произнести, если не имеет на себе благодати Господа Иисуса. Потому и Священное Писание заканчивается словами: “Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами”(Откр. 22, 20-21).

Христианское отношение к медицине и здоровью

С православной точки зрения, болезнь является уделом человека на земле, поскольку в грехопадении прародителей Адама и Евы человеческая плоть изменила свои качества – стала немощной, склонной к болезням и старости, смерти и тлению. Болезнь – закономерное явление еще и потому, что человек вольно или невольно впадает в грехи, которые также ведут к болезням.

“Причина болезни – грех, своя собственная воля, а не какая-либо необходимость”, – утверждал преподобный Ефрем Сирин.

Известно, что и святые имели болезни, часто неизлечимые. Апостол Павел, например, пишет: “. дано мне жало в плоть. чтобы я не превозносился”. Некоторые святые молили Бога, чтобы им была послана болезнь как испытание, дающее возможность совершения сугубого духовного подвига.

Таким образом, святые отцы не считали болезнь местью за грехи, а только средством исправления грехов.

В ХХ веке болезнь стала пониматься узко, обычно только как телесное страдание.
Это является выражением общего неправильного отношения к человеку как к сгустку мыслящей материи, или к жизни как только к движению материи. Православное понимание болезни шире медицинского.

“Болезную, братие, вместе с вами, – говорит св.Киприан. – Нисколько не утешает меня в болезнях моих то, что я сам здоров и невредим. Ибо пастырь уязвляется в язве своего стада. “.

Не только грех, но и беременность, например, еще в прошлом веке называлась болезнью, а с другой стороны, деторождение для женщины спасительно так же, как для мужчины труд в поте лица. В Ветхом Завете часто рядом стоят “труд и болезнь”, а в величании святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову церковный народ поет: “. и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове. ” Значит, и болезнью можно послужить проповеди Евангелия.

Особой болезнью, даже и с медицинской точки зрения, является старость как процесс постепенного физического одряхления человека с общим ослаблением всех телесных функций. Часто в этом состоянии выявляются особым образом свойства личности (души и духа человека), которые могут в противоположность физической дряхлости иметь необыкновенную силу, привлекательность и красоту: перед нами не старик, а старец, вызывающий благочестивое чувство. Таких христиан с иконописным ликом чаще всего можно встретить именно среди православных. Благообразие, однако, не приходит само собой, а является следствием их трудов и терпеливо понесенных болезней. Внешняя и внутренняя красота таких личностей заставляет думать о их святости и о истинности православных путей спасения души.

Читайте также:
Празднословие: что это за грех и что означает в православии, мнение и цитаты святых отцов

Мы веруем, что смерть христианина является переходом к новому существованию, новой реальности – вечной жизни человеческой души с Богом. Какое значение имеет телесное здоровье во временной, земной жизни человека с точки зрения его вечного предназначения?

С православной точки зрения, телесное здоровье является меньшей ценностью, чем здоровье духовное, ибо очевидно то, что при неразвитости христианского мировоззрения телесное здоровье может быть гибельным для души, так как некоторые заповеди Закона Божия легче нарушать, будучи здоровым, нежели немощным. Телесное здоровье, безусловно, благо, и мы призваны его сохранять. Ветхозаветный мудрец советует нам: “Прежде болезни заботься о себе. “(Сир. 18, 19). Но в православном понимании и болезнь является благом, ибо может послужить спасению души человека, совершив в нем нравственный переворот, обратив его к Богу. Для неправославных или неверующих во Христа Спасителя оценка “пользы или вреда” переносимых страданий находится за пределами человеческого разумения.

В рассказе “Живые мощи” (“Записки охотника”) И.С.Тургенев описал человека, которого неизлечимая болезнь постепенно привела к внутреннему обновлению.
Крестьянка Лукерья, умница и первая красавица, оказалась прикованной к постели. Сначала, по ее собственному признанию, ей было “очень томно”, затем она “привыкла, обтерпелась” и даже стала расценивать свое положение лучшим по сравнению с теми, у кого нет пристанища, кто слеп или глух. Она благодарит Бога за то, что видит, слышит, чувствует запахи цветов и трав, за то, что у нее есть всегда “припасенная ключевая вода”. В своем убогом положении она приходит к выводу: Бог лучше знает, что ей нужно. “Послал Он мне крест – значит, Он меня любит. ” – это убеждение позволяет ей сохранить внутренний мир и терпеть страдания Христа ради. “Рассказывали, – пишет И. С. Тургенев, – что в самый день кончины она все слышала колокольный звон. Впрочем, Лукерья говорила, что звон шел не от церкви, а “сверху”. Вероятно, она не посмела сказать: с неба”.

Болезнь может служить духовному росту человека, но только тогда, когда она становится вольным страданием – подвигом, в котором больной человек сознательно, в соответствии с Божественной волей соглашается переносить страдания. Тем самым человек обнаруживает добродетель терпения, смирения и послушания, которая не остается без награды: во-первых, Господь по молитвам болящего и его близких облегчает страдания больного вплоть до чуда исцеления; во-вторых, Господь посылает врача.

Стремление выздороветь должно включать духовный подвиг – молитву, пост (немало болезней лечатся ограничением тех или иных видов пищи или даже голодом), а также обращение болящего к Таинствам Исповеди, Елеосвящения, Причащения Тела и Крови Христовых. Некоторые больные этим и ограничивают свое желание поправить здоровье, отказываясь от врачебной помощи, полагаясь во всем на волю Божию. Такое решение, если оно принято без ведома духовника, является греховным, так как в отношении себя мы не всегда правильно понимаем волю Божию. Кроме того, существованием врачей и методов врачевания уже обозначена воля Божия: “Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется от тебя, ибо он нужен.” (Сир. 38, 12). Итак лечиться необходимо, важно другое – как и у кого.

Cвященник Игорь Райкевич, “Царскосельская газета”

«Молись, чтобы в здоровом теле был здоровый дух!». Спорт в жизни христианина. Часть 1.

Спортивному воспитанию с самого раннего детства уделяют много внимания. С возрастом у одних физкультуре и спорту в жизни остается все меньше времени, другие же связывают со спортом всю жизнь.

Нередко, приходя к православной вере, человек отказывается от занятий всеми видами спорта, считая, что все, не связанное с молитвой и богослужением не составляет пользы для души. Напротив, во многих семинариях и православных учебных заведениях сегодня открываются фитнес-залы, немало времени отводится для физической подготовки будущих пастырей, ведь многочасовое стояние на службах можно вынести только имея крепкие сильные ноги.

О месте спорта в жизни православного человека мы беседуем с клириком храма Христа Спасителя города Москвы, тренером по водному поло, священником Андреем Овчинниковым.

От спорта к служению Богу

— Отец Андрей, Вы в свое время окончили институт физкультуры?

— Да. По-моему, сейчас он называется Академией физкультуры и спорта, а в советское время именовался Государственным Центральным Ордена Ленина Институтом Физической Культуры. Это был центральный вуз в стране, который давал высшее спортивное образование и готовил преподавателей и тренеров в области физкультуры, спорта и массового туризма. Моя специальность – тренер-преподаватель по водному поло. Спортом я занимался около 15 лет, сначала плаванием, затем – водным поло.

После окончания учебы в институте физкультуры, я стал интересоваться православием и сознательно воцерковляться. В Ясенево, где я проживал, через дорогу от нашего дома находилась первая тогда в Москве православная гимназия. Там как раз требовался учитель физкультуры, а я только-только получил диплом. Нужно сказать, что для меня это было очень знаменательно. Ведь, недавно приняв Таинство Крещения, я мечтал после института совместить тренерскую или преподавательскую работу с православным направлением. Поэтому я с большим интересом проработал учебный год учителем физкультуры в православной гимназии. В 1993 г . я поступил в Московскую Духовную Семинарию, потом – в Духовную Академию, где учился до 2000г. После окончания учебы совершаю свое служение в храме Христа Спасителя.

Читайте также:
Всенощное бдение: определение и значение в православии, время и пояснения, история возникновения и структура

— А Ваша спортивная деятельность повлияла каким-либо образом на решение стать священником или, наоборот, мешала долгое время совершить этот шаг?

— Я думаю, это разные сферы деятельности и жизневосприятия. Что касается прихода в Церковь, то связи с занятием спортом здесь никакой нет. Если же говорить о помощи, то я ее ощущаю. Во-первых, спорт укрепил мое здоровье, которое очень нужно священнослужителю, тем более града Москвы. Во-вторых, я выработал ряд таких качеств, как послушание, отвержение своей воли, работа через «не хочу» или через «не могу». В спорте это практикуется очень сильно и активно. Но сказать, что между профессиональным занятием спортом и служением в Церкви существует естественная связь, я не могу.

— Батюшка, часто в Интернете и прессе появляется информация о том, что такой-то священник — мастер спорта. Можно ли увидеть некую закономерность в том, что бывшие спортсмены тянутся к Богу или так сложились обстоятельства?

— Мне кажется, что это второй случай. Господь призвал этого человека, а каким он был до воцерковления: спортсменом, музыкантом, политиком, бизнесменом — это не имеет никакого значения. Господь приводит людей Своим путем, который часто для человека непостижим. Я считаю, что священнику не нужно слишком много рассказывать о своем прошлом — кем он был до прихода в Церковь, ведь главное дело пастыря – это спасение душ человеческих, проповедь Евангелия, духовное руководство. А что касается занятий, то, повторюсь, если какие-то элементы из жизни до воцерковления помогают служить – это благо. Если что-то тянет обратно и заставляет отходить от уже новых ориентиров, духовных, то это нужно воспринимать как какое-то искушение.

В здоровом теле – здоровый дух

— В советское время очень популярным был лозунг «В здоровом теле – здоровый дух». Каково Ваше мнение об этом крылатом выражении?

— Хотелось бы произнести полностью, ведь оборвано первое слово этого лозунга: « Молись, чтобы в здоровом теле был здоровый дух! »(), это будет точнее. А там — как Бог даст. Здоровое тело не признается величайшим благом в христианстве. Мы знаем множество примеров святых, подвижников, праведников, которые не имели здорового тела, но у них был здоровый дух, и они достигали высокой духовной жизни.

— Сегодня во многих приходах организуют спортивные секции для детей и молодёжи. По Вашему мнению, какие виды спорта лучше всего подходят для этого, ведь иногда занятия проводятся при храме?

— Надо сказать, что организация спортивных секций при храме – это не прямая деятельность приходской общины. Хорошо, если при храме есть воскресная школа со своим отдельным помещением, педагогами, может быть, спортивным залом. Хорошо, когда эта деятельность отличается от сугубо приходского служения. Нельзя ставить вопрос так, что батюшка должен в рясе или без нее играть в футбол вместе со своими юными прихожанами, а диакон организовывать туристический поход. Все-таки священник совершает высшее служение на земле. А приход, как некое единение людей, может использовать разные формы работы: различные творчества, секции или кружки. Ведь молодежь наша часто лишена внимания, дети слоняются по улицам без взрослых, да и без дела.

Простой пример. Вы приходите на детскую площадку и видите, что занятия и игры детишек не организованы. Детки между собой могут шалить, ругаться и даже какие-то потасовки устраивать. Стоит прийти одному взрослому человеку, взять в руки мяч и начать играть в вышибалы, вся детвора тут же сплотится вокруг него и порядок на площадке обеспечен. В роли такого взрослого я иногда выступаю, гуляя с детьми.

Без организации детского досуга никак не обойтись. Такая задача должна быть поставлена перед православными педагогами, которые вполне могут быть на приходе нужными помощниками настоятеля. Что касается спорта, я думаю, надо выбирать те виды, которые не вызывают чувства агрессии, где меньше травматизма, где проявляется командное единство… Занятия боксом могут нанести увечья и развить грех рукоприкладства; в занятиях регби – много шума и толкотни; акробатика – это повышенная опасность падений и травматизма. На мой взгляд оптимальные виды спорта – это игровые, такие как: волейбол, баскетбол, гандбол… Занимаясь ими, юноша или девушка чувствуют свою ответственность перед командой; эти виды спорта развивают игровое мышление, двигательную координацию, наблюдательность и подвижность… «Игровики» этих видов менее заносчивы и агрессивны, чем хоккеисты или футболисты. Кроме игровых видов спорта хотелось бы порекомендовать виды, где спортсмены преимущественно занимаются на свежем воздухе. К ним отнесем лыжный спорт и биатлон, греблю, конькобежный спорт и велоспорт… Эти спортсмены, ласково называемые «циклики», обычно миролюбивы, спокойны и ответственны в своих поступках.

Говоря о спорте, следует сказать, что сегодня есть много мест, где может быть востребована помощь молодых. Многие наши прихожане посещают заведения социальной помощи, где нужно сажать деревья, убирать территорию, выносить мусор, где требуется мужская работа. И вот тут бы приложить свои силы. А спорт, как известно, не создает никаких ценностей; это просто занятие, когда человек свою энергию растрачивает на физические упражнения. Апостол Павел в одном из посланий говорил, что упражнения телесные мало полезны, а благочестие на все полезно (Послание Апостола Павла 1 Тим. IV , 8 – прим. ред. ). Если человек не достиг еще какого-то духовного состояния, то, наверное, спортивные занятия ему необходимы. Нужно четко разделять, чтó есть физкультура, а чтó есть спорт. Спорт начинается там, где уже не идет речь о сохранении здоровья. Физкультура оздоравливает, а в спорте, тем более — современном, профессиональном (а это уже определенный уклад и стиль жизни) здоровье разрушается.

Читайте также:
Мощи Илии Муромца: где находятся и как добраться, о чем просить и чем помогают

Спорт как профессия

— По Вашему мнению, профессиональный спортсмен, зарабатывающий себе и семье на жизнь спортом, может ли быть хорошим христианином, ведь больше всего он думает о телесном, а не о духовном?

— На этот вопрос нужно ответить с учетом духовного возраста человека, В один ряд со спортом можно поставить занятия музыкой, бизнесом или политикой… Совместимо ли все это с духовной жизнью? Эти виды деятельности человека очень сильно захватывают. Если мы посмотрим на опыт древних христианских подвижников, то увидим, что они, в основном, занимались теми занятиями, которые не мешали вести духовную жизнь. А спорт, который есть занятие для тела, очень сильно возбуждает страсти. К сожалению, современный человек, оторванный от Церкви, большую часть своей жизни служит своей плоти, низшей части нашего естества, вышедшей из-под власти души, Поэтому я, с большой натяжкой, говорю о совместимости профессионального спорта и христианской жизни.

— У профессиональных спортсменов выходных почти нет: по одной или по две тренировки в день шесть дней в неделю. Зачастую у них нет возможности часто посещать храмы. Что бы Вы порекомендовали христианам в таком случае?

— В таком случае я бы порекомендовал быть искренними перед самим собой. Если благодать Божья коснется человеческого сердца, то человек осознает тленность и ненужность занятия спортом. Возьмем Вспоминается праведная жизнь и мученическая кончина Оптинского иеромонаха Василия, в миру Игоря Рослякова. Будучи ватерполистом, он входил в состав сборной Союза по водному поло, был мастером спорта международного класса, учился в Московском университете. Перед ним открывалась перспектива и карьеры, и учебы. Но, будучи уже на вершине земной славы, он оставляет все и уходит в Оптину Пустынь, становится монахом, и на Пасху в 1993 г. мученически погибает от руки убийцы. Вот очень яркий пример, когда подающий надежду спортсмен, поняв, что это все скоропреходящее, тленное, сделал свой выбор — служение Богу. В состоянии, когда человек не готов еще сделать какой-то серьезный шаг, чтоб поменять свою жизнь, он должен молиться Богу, чтобы Он хоть как-то направил его жизнь. Повторю, что в профессиональном спорте зачастую очень трудно совместить Евангельские заповеди с теми требованиями, которые предъявляются к самому спортсмену. Скажем, победить любой ценой. Эта цель не всегда оправдывает средства. Не по-христиански будет, если мы, идя к этой цели, переступим через какую-то запретную черту.

— Многие православные молятся перед состязанием о победе, некоторые даже осеняют себя крестным знамением, но редко кто добавляет: «Господи, да будет воля Твоя». По-христиански ли это?

— Я не очень поддерживаю, когда молитву переносят исключительно в сферу материального существования человека. В Евангелии нам заповедано, прежде всего, искать Царствия Небесного, а все остальное приложится. Мне кажется, не нужно соединять молитву с участием в спортивных состязаниях.

— В профессиональных командах всегда чётко следят за тем, что едят спортсмены, особенно перед состязаниями и на выездах. Как вести себя православному спортсмену во время поста?

— Если сводить пост только лишь к диете, к не вкушению скоромных продуктов, то он будет мало плодотворен. Пост – это более широкое понятие, включающее в себя исполнение многих христианских добродетелей.

— Многие профессиональные спортсмены считают, что именно Господь помогает им достигать результатов. Они искренне верят в это и, действительно, становятся выдающимися спортсменами. Если вера помогает человеку расти в этом направлении, то может ли спорт, в свою очередь, повлиять благотворно на духовный рост человека?

— Нет, не может. Дело в том, что спорт – это исключительно занятие в земной плоскости, где для раскрытия духовных сил требуются совершенно иные условия. Поэтому я бы не хотел смешивать понятия духовные и чисто телесные. Есть у нас спорт как явление социальное, а физическая культура — это часть культуры общечеловеческой. Если спорт вошел в нашу жизнь — социальную и общественную, пусть он существует. Но освящать его молитвой, благословением Церкви необходимости никакой нет. И, если он не несет прямого зла и не связан с нарушением заповедей Божиих, то, наверное, к нему все же нужно относиться по принципу «лучше заниматься спортом, чем грешить».

ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ

Приблизительное время чтения: 9 мин.

Состояние системы здравоохранения значительно влияет на отношение человека к своему здоровью. В общем-то, человеку свойственно заботиться о себе. Это нормальный инстинкт самосохранения. Однако с каждым годом, если верить статистике, самочувствие наших сограждан ухудшается. Проблема в том, что наша система здравоохранения не позволяет гражданину в полной мере удовлетворить потребность в поддержании и сохранении своего здоровья.

Читайте также:
Православный крест: виды и значение, размеры, форма и пропорции

Ольга Христофорова, кандидат культурологии, доцент Учебно-научного центра социальной антропологии РГГУ, специалист в области медицинской антропологии, фольклористики, визуальной антропологии, Москва:

Западный менталитет таков, что люди вкладываются в свое здоровье, как в очень ценный проект, который может пригодиться в жизни. Сознание русского человека устроено иначе. Да, в нашей стране издается масса газет и журналов о здоровье. Но даже сейчас, в, казалось бы, просвещенном современном обществе существует огромный перекос в сторону нетрадиционных методов лечения. В чем причины этого?

Если посмотреть с исторической точки зрения, то научная медицина (ее еще называют биомедициной или медициной западного типа) довольно молода, ей всего около двухсот лет. В России XIX века медицина была распространена только в высших слоях общества, а крестьяне активно начали знакомиться с ней только при советской власти. Прошло чуть больше века, а традиционное крестьянское отношение к болезням осталось, по сути, прежним, поскольку три поколения – еще не срок для перемены менталитета.

В чем суть традиционного отношения к здоровью? Об этом еще в XIX веке писали этнографы и это предмет изучения современных ученых. С одной стороны, болезнь – «от Бога», она дана либо в наказание за грехи, либо как испытание. Раз Бог наказал болезнью – Он и вылечит. До сих пор в прихрамовой среде, особенно среди пожилых людей, можно встретить такое мнение, что болезни не нужно лечить — что их нужно «отмаливать».

С другой стороны, в сознании народа болезнь часто – следствие колдовства, порчи, сглаза. Все это лечили у знахарей. А вот профессиональных врачей крестьяне позапрошлого века очень не любили, считалось, что они могут «уморить». Причина – страх перед незнакомым, чужим человеком, еще городским к тому же! Часто врачи были немцами, а немцев, как всех иностранцев, недолюбливали. Кроме того, у врачей были горькие лекарства, а хорошая вещь, по мнению крестьянина, просто не может быть невкусной, горькая — значит, отрава. Потому врача, как и знахаря, боялись: захочет – вылечит, захочет – покалечит.

Еще одно следствие крестьянского отношения к здоровью – это поиск панацеи, единого средства от всех болезней, желательно дешевого и простого. Если лечить рак – то за три дня! Люди хотят чуда, но не хотят планомерно и тяжело трудиться каждый день. Тут, кстати, можно провести аналогию с отношением некоторых людей к Православию: вера в чудеса может сочетаться у них с неумением жить в любви и мире с ближними.

Профессор Александр Чучалин, директор ФГУ НИИ Пульмонологии Федерального медико-биологического агентства, академик РАМН, Москва:

Здоровье — это душевное, духовное, физическое и социальное благополучие человека. Мы говорим о росте экономики, ВВП, при этом качество жизни, которое предполагает физическую активность, хорошее самочувствие, высокий эмоциональный фон наших сограждан, — остается крайне низким.

Полученные данные неутешительны. Здоровыми себя чувствует только одна пятая часть опрошенных. Эти данные, на мой взгляд, как нельзя лучше отражают реальную ситуацию.

Большинство респондентов в качестве причины своего нездоровья отмечают невозможность соразмерно организовать отдых, работу, сон. Это характерно для периода роста рыночной экономики. Человек находится в постоянном беспокойстве, он много работает, чтобы удержаться на своем рабочем месте, он должен быть конкурентоспособным, чтобы расти карьерно. Это приводит к состоянию постоянного стресса.

В целом результаты опроса отражают тенденцию: люди устают физически и психологически, не находят времени, чтобы заняться физкультурой, пройти профилактику, лечение, у них появляются вредные привычки — злоупотребление кофе, курение, алкоголизм. Многие не могут позволить себе пройти лечение в платных клиниках и отмечают недостаточное качество медицинского обслуживания в общедоступных медучреждениях.

Александр Недоступ, председатель исполнительного комитета общества православных врачей России, профессор кафедры факультетской терапии №1, научный руководитель кардиологического отделения Московской медицинской академии им.КИ.КМ.КСеченова:

Состояние системы здравоохранения значительно влияет на отношение человека к своему здоровью. В общем-то, человеку свойственно заботиться о себе. Это нормальный инстинкт самосохранения. Однако с каждым годом, если верить статистике, самочувствие наших сограждан ухудшается. Проблема в том, что наша система здравоохранения не позволяет гражданину в полной мере удовлетворить потребность в поддержании и сохранении своего здоровья.

Показательно хотя бы то, что понятие «медицинская помощь» в языке профессионального сообщества и чиновников от медицины заменяется понятием «медицинские услуги». Государство пытается создать рыночные условия в медицинской сфере, оперируя аргументами — бездумными кальками с западной жизни: «самые выгодные инвестиции — в свое здоровье», «гражданин должен нести ответственность за свое здоровье». После системы здравоохранения, созданной в Советском Союзе, мы оказались просто не готовы к такому. В Союзе было много плохого, но давайте говорить честно — та система здравоохранения гарантировала человеку помощь, и в 1977 году на форуме Всемирной организации здравоохранения она была признана лучшей в мире.

Есть тенденция закрывать поликлинические отделения из-за высоких затрат на их содержание, за неотложную помощь берется плата по прейскуранту, люди годами не бывают у врача — чтобы записаться на прием к терапевту, больному нужно к шести утра прийти за талончиком.

Читайте также:
Четверговая соль: что это и что означает в православии, где взять и как использовать

Говорить о культуре отношения граждан к своему здоровью, при этом не создавая соответствующих условий, — это лицемерие.

И создавать эти условия должно государство. Если диагностика, профилактика и медицинская помощь будут доступны как в организационном, так и в материальном плане, то граждан не нужно будет долго призывать разумно относиться к своему здоровью.

Кроме того, я убежден, что просветительская деятельность в этом направлении не будет лишней. Начиная со школьной скамьи, а потом в вузе, подрастающему поколению нужно прививать навыки здорового образа жизни. И это не должно сводиться к рассказу об элементарных нормах гигиены. Нам не нужно рассказывать о том, что нужно чистить зубы дважды в сутки и мыть руки перед едой. Нам следует прежде всего дать некие нравственные ориентиры, сформировать целостное мировоззрение.

Для нас очевидно, что нравственное состояние влияет и на телесное здоровье.

И у медицины есть тому объяснение. Если человек совершает плохой поступок, действует против совести, то у него появляются беспокойство, тревога, раздражительность. Это воздействует на подкорковые структуры головного мозга, которые отвечают за жизнедеятельность внутренних органов, в результате чего возникают различные заболевания.

Священник Максим Обухов, руководитель православного медико-просветительского центра «Жизнь»:

В отношении к здоровью встречаются две крайности: или полное пренебрежение, или забота о здоровье, доходящая чуть ли не до его обожествления. Так, демографы пытаются понять причину сверхвысокой смертности относительно молодых людей в России, особенно мужчин. Смертность у нас выше, чем в благополучных странах с развитой медициной, и даже чем в государствах, где медицина находится на более низком уровне. Причина в том, что наши соотечественники чаще других пренебрегают своим здоровьем, идут на неоправданные риски. В результате среднестатистический мужчина в России не доживает до пенсии. Это стало особенностью нашей психологии: рисковать на дороге, в жизни, рисковать везде и всюду, подвергая жизнь опасности. Такое безумное поведение граничит с попытками суицида и не вписывается не то что в рамки христианской морали, но и простого здравого смысла. Нельзя есть и пить что попало, переносить болезни на ногах, годами не обращаться к врачу до тех пор, пока не окажешься при смерти… Подумаем хотя бы о детях.

В то же время иногда забота о здоровье доходит до сверхидеи. Даже поговорка такая есть: «Главное — это здоровье!». Здоровье — это, конечно, не главное. Точнее, главное только для нашего тела, но ведь есть еще и душа. В последнее время модны различные опросы общественного мнения, касающиеся системы ценностей нашего общества. Здоровье неизменно занимает первые две-три строчки. В разном порядке первые места достаются здоровью, успеху в работе, деньгам, семье. Бог занимает в этой системе ценностей «почетное» четвертое место. Что это значит? Это значит, что человек верит в Бога, благочестив, ходит в Церковь, соблюдает обряды, но при этом у него есть ценности, которые он ставит превыше Бога. То есть если такой среднестатистический верующий встанет перед выбором: работа или Бог, здоровье или Бог, в обоих случаях будет выбрано первое. Или если для сохранения здоровья или успеха на работе потребуется нарушить заповедь, это будет сделано. И о здоровье зачастую думают больше, чем о Боге. Кстати, многие неоязыческие и деструктивные культы используют эту страсть и выстраиваются на заботе о здоровье — вплоть до того, что преподносят себя как системы оздоровления. Это примитивное языческое «Порфирий-Ивановство», и Рейки, и утонченная, сложная для понимания европейца йога со всеми ее многочисленными разновидностями, и шаманизм, тесно связанный с целительством, это и Сахаджа-йога… им же несть числа. Можно сказать, что большинство культов не обходится без обещаний дать посвященным некую систему оздоровления, которая принесет новому адепту здоровье и долголетие. Здоровье играет роль приманки, наживки. И ради здоровья человек отрекается от веры… Потом теряет и то, и другое. Иногда встречается такая крайность: человек готов беседовать о здоровье часами, проводить полжизни в разговорах о биодобавках, рецептах, завалить свой дом баночками, настойками, книжками по оздоровлению. Когда такие «озабоченные» встречаются, они могут часами говорить и говорить о лекарствах, витаминах, аптеках, болезнях… Увы, к великому сожалению, это встречается не только в сектах, но и среди православных. Такое трепетное отношение к здоровью показывает, что оно становится нашей страстью, чем-то настолько важным в жизни, что готово заслонить собой все остальное. На страсти к здоровью строится целая отрасль бизнеса, индустрия добавок, книжек, рынок услуг. Здоровья больше не становится. И чем хуже у нас здоровье, тем лучше для торговцев здоровьем.

Читайте также другие материалы темы “Христианское отношение к здоровью”:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: