Смерть Иисуса Христа – главные факты, дата и год, история и особенности

Страстная пятница: что мы знаем о смерти Иисуса Христа?

Последнее обновление 28.02.2015

Очень трудно говорить что-то о днях перед Пасхой Христовой и воскресением Иисуса. Эти дни настолько емко вместили в себя весь смысл пришествия Христова, Его учения, Его благой вести (а именно так переводится слово «евангелие»), что порой кажется, что не имеет смысла дополнять и разъяснять сказанное учениками, друзьями Иисуса – теми, кто все это видел и пережил.

Может быть, именно поэтому накануне Великой пятницы – дня, когда Иисус Христос был распят и умер, – в храмах очень много звучит Евангелие.

Не комментарии, не нравоучения, а те самые слова, что оставили нам очевидцы, те слова, которые нашли апостолы, чтобы каждый мог максимально близко подойти к тайне распятия и воскресения Христа.

Я знаю, что подавляющее большинство наших сограждан не читало Евангелие. Те же, кто читали, не всегда имеют возможность, а может быть, и желание накануне Пасхи напомнить себе о событиях тех дней. Пасха стала слишком уж обычной для нас. Из года в год весть о воскресении Христа воспринимается как обыденность, и за скобками остаются трагические и очень важные для христиан события. Быть может несколько самонадеянно, но я бы хотел предложить читателям краткое повествование, составленное словами очень близкими к словам евангелистов, во многом даже цитатами, но в то же время с некоторыми пояснениями. Пусть каждый желающий прочтет это и сам для себя решит, что же для него значат распятие и смерть Иисуса Христа.

К моменту описываемых ниже событий Иисус уже около трех с половиной лет проповедовал израильскому народу. За неделю до смерти Христос пришел в Иерусалим и был встречен толпами людей, уверенных в том, что он пророк, Божий посланник, Царь Иудейский, призванный облегчить тяжелую участь порабощенного Римом израильского народа. Арест, суд, распятие и смерть Иисуса происходили накануне и в самый день великого иудейского праздника – Пасхи, праздника в память о спасении израильского народа из Египетского плена. С древних времен и само спасение израильтян и праздник считались пророческими, предвозвещающими спасение людей Богом через Божьего посланника – Мессию.

Арест Иисуса

Зная о всем, что должно произойти, поздно вечером накануне пятницы приходит Господь Иисус с учениками своими в сад небольшого селения именуемого Гефсимания. Это место знал и Иуда, предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками своими. Господь сказал ученикам: «Посидите здесь, пока Я пойду и помолюсь, молитесь и вы, чтоб не впасть в искушение». Но по возвращении Он видит учеников спящими: «Вы спите и почиваете? Вот, пришел час, и Сын Человеческий предается в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня».

Иуда же, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит в сад с фонарями и светильниками и оружием. Он дал пришедшим с ним знак – кого поцелует, тот и есть. Подошедши к Иисусу и сказав: «Радуйся, Учитель!», – Иуда поцеловал Его. Иисус сказал пришедшим: «Кого ищете?» Ему ответили: «Иисуса Назорея». Он говорит: «Это я, как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Всякий день бывал я с вами в храме, уча открыто, и вы не поднимали на Меня рук и не брали Меня, но теперь ваше время и власть тьмы». Все это было, да сбудутся Писания пророков.

Бывшие с Господом, видя, к чему идет дело, сказали Ему: «Господи! не ударить ли нам мечом?» И вот Петр, имевший меч, ударил им раба первосвященника и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх. Тогда Иисус сказал: «Оставьте, довольно!» И, прикоснувшись к уху раба, исцелил его. Петру же повелел: «Вложи меч твой в ножны; ибо все, взявшиеся за меч, мечом погибнут. Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? Или думаешь, что Я не могу теперь же умолить Отца Моего, – и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов (около 60-ти тысяч – здесь и далее прим. Ю.Б.)? Как же сбудутся пророчества в Писании, что так должно быть?». Тогда воины и служители Иудейские взяли Господа Иисуса и связали Его. Ученики же убежали.

Суд у первосвященника

Ведшие Господа отвели Его сперва к Анне, ибо он был тесть главного на тот год первосвященника Каиафы. Анна спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. Господь отвечал ему: «Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где все Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Спроси слышавших, что Я говорил им, они знают, что Я говорил». Один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: «Так-то отвечаешь Ты первосвященнику?» Господь отвечал: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?»

После этого Анна послал связанного Господа к первосвященнику Каиафе, где другие первосвященники и старейшины и весь синедрион (суд) искали лжесвидетельства, чтобы предать Иисуса смерти, и не находили.

Читайте также:
Покаяние в православии: что это такое, истоки и правила, отличия от исповеди, советы священников

Тогда Каиафа обратился к Нему с такою речью: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Мессия, Сын Бога Благословенного?». Иисус говорит ему: «Ты сказал – Я, и даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы (одно из имен Бога) и грядущего на облаках небесных». Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: «Он богохульствует, теперь вы слышали богохульство Его! На что еще нам свидетелей?». Они же признали Его повинным смерти (по закону за богохульство полагалась смерть). Тогда некоторые начали плевать в лицо Ему и заушать Его, другие же били по щекам, а иные, закрывая Ему лицо, ударяли и говорили: «Прореки нам, Мессия, кто ударил Тебя?».

Между тем рабы и служители во дворе развели огонь, потому что было холодно. К ним подошел Петр. Его спросили: «Ты не из учеников ли Его?» Он отрекся. Один из рабов, родственник тому, которому Петр отсек ухо, говорит: «Не я ли видел тебя с Ним в саду?». Петр опять отрекся. Туда же подошла одна из служанок и, увидев Петра и всмотревшись в него, сказала: «И ты был с Иисусом Галилеянином – Назарянином». Но он отрекся пред всеми, сказав: «Не знаю и не понимаю, что ты говоришь». И запел петух. Немного спустя стоявшие там опять стали говорить Петру: «Точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя». Он же начал клясться и божиться, что не знает сего человека. Когда еще говорил он, запел петух во второй раз. Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: «Прежде нежели пропоет петух дважды, отречешься от Меня». И, вышедши вон, начал горько плакать.

Суд у Пилата

Поскольку Иудея в те годы была захвачена Римом и ею правил прокуратор (префект) Понтий Пилат, а именно в его власти было вынесение смертных приговоров, то именно к нему и отправили Иисуса рано утром в пятницу.

Пилат спросил тех, кто привел к Нему Иисуса: «В чем обвиняете вы этого человека?». Ему ответили: «Если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе». Пилат сказал: «Возьмите Его и по закону вашему судите». Иудеи возразили: «Нам не позволено предавать смерти никого. Мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Мессией Царем», – так обвинители старались подвести обвинение под римские законы, где преступления против Кесаря карались смертью.

Пилат призвал Иисуса и спросил: «Ты Царь Иудейский? Твой народ и первосвященники предали Тебя Мне. Что Ты сделал?». Иисус отвечал: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои боролись бы за Меня, чтобы Я не был предан; но Царство Мое не отсюда». Пилат сказал Ему: «Итак, Ты – Царь?». Отвечая ему, Иисус сказал: «Ты правду говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине. Всякий, кто от истины, слушает голоса Моего».

Пилат скептически заметив, «что есть истина?», вышел к первосвященникам и народу и сказал: «Вы привели Его ко мне, как развращающего народ. И вот, я при вас исследовал и не нашел человека этого виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его. Итак, наказав Его, отпущу». А ради праздника Пасхи (в память о спасении израильского народа из египетского плена) и нужно было отпустить одного узника, о котором просил народ. Пилат хотел обратить это в пользу Невинного, ибо знал, что первосвященники предали Иисуса из зависти. Но весь собравшийся народ закричал: «Нет, отпусти не Его, но Варавву». Варавва же был разбойник и убийца. Пилат снова спросил их, кого из двух хотят отпустить – Варавву или Иисуса, называемого Мессией? Они опять закричали: «Варавву».

Пилат спросил: «Что же мне сделать с Иисусом? Какое же зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нахожу в Нем, наказав Его, отпущу». Они все закричали: «Да будет распят! Распни Его! Если отпустишь Его, ты не друг кесарю; нет у нас царя, кроме кесаря; всякий, делающий себя царем, противник кесарю». И превозмог крик народа и первосвященников. Видя, что ничто не помогает, но волнение увеличивается, он взял воды и, умыв руки пред народом, сказал: «Неповинен я в крови Праведника Сего; смотрите сами». Весь народ, отвечая ему, сказал: «Кровь Его на нас и на детях наших». Тогда наконец Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву и предал Иисуса на распятие.

Распятие

Воины Пилата, взяв Иисуса, отвели во двор и собрали весь полк. Раздев Его, они надели на Него багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили Ему на голову. Дали Ему в правую руку трость, и, становясь пред Ним на колени, кланялись Ему, насмехаясь: «Радуйся, Царь Иудейский!». После чего били Его по щекам, и плевали на Него, и, взявши трость, били по голове. Закончив издевательства, одели Иисуса в собственные одежды и повели за город на распятие. Вели с Ним на смерть и двух злодеев.

Читайте также:
Церковная реформа Никона: история и дата, суть и причина, положения, противники

Когда пришли на так называемое Лобное место (по-еврейски Голгофа), дали Ему пить кислое вино со смирною (это был горький напиток притупляющий чувства, чтобы хоть отчасти уменьшить ужасные мучения на кресте). Но Иисус его не принял. После этого Господа распяли. Был третий час от восхода солнца.

С Иисусом распяли и двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону. И сбылось слово Писания, сказанное пророком Исаией: «И к злодеям причтен». И была над Ним надпись, которую приказал сделать Пилат: «Сей есть Иисус Назорей, Царь Иудейский». Воины, распявшие Господа, взяли одежды Его и кинули жребий о них, кому что взять. Да сбудется сказанное в Писании в псалме Давида: «Разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий».

Пред крестом стоял народ и смотрел. Проходившие злословили Его, качая головами своими: «Спаси Себя Самого. Если Ты Сын Божий, сойди со креста». Насмехались и первосвященники и старейшины и фарисеи: «Других спасал, а Себя не может спасти! Пусть спасет Себя Самого, если Он Мессия, избранник Божий». Видя все это и слыша, Господь Иисус сказал: «Отче! прости им; ибо они не знают, что делают».

При Кресте стояли Матерь Иисуса и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

Один из разбойников, распятых с Господом, поносил Его и злословил, говоря: «Спаси Себя и нас». Другой же, напротив, унимал его и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царство Твое!». И сказал ему Иисус: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь ты со Мною в раю».

Смерть

Около шестого часа от восхода солнца сделалась тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого, и померкло солнце. В девятом часу возопил Иисус громким голосом: «Или, Или! Ламма савахфани?». Что значит: «Боже мой, Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?» И сказал: «Свершилось! Отче! в руки Твои предаю дух Мой». И, преклонив главу, испустил дух.

Завеса в иерусалимском храме (отделявшая особое священное место «святое святых», куда мог только раз в год входить первосвященник) разодралась надвое, сверху донизу (ознаменовав этим, что нет больше преград между Богом и человеком). Земля потряслась; и некоторые гробы (пещерки, где погребали усопших) отверзлись; и многие усопшие святые воскресли и, вышедши из гробов, вошли в Иерусалим и явились многим.

Сотник, стоявший напротив Иисуса, прославил Бога, говоря, что истинно человек этот был Праведник, был Сын Божий. Так же и воины. Весь народ, сошедшийся на зрелище, видя происходившее бил себя в грудь.

Поскольку была пятница, то Иудеи, чтобы не оставить тел на кресте в праздник и в субботу (день покоя) просили Пилата перебить у распятых голени (при этом распятые провисают на руках и мучительно задыхаются) и снять их. Пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, пришедши к Иисусу, увидели, что Он уже умер, и не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. Это произошло, да сбудутся пророчества: «Кость Его да не сокрушится. Воззрят на Того, Которого пронзили».

После, как уже настал вечер пятницы (по иудейской традиции уже начиналась суббота – день покоя) человек богатый и знатный некто именем Иосиф из Аримафеи (иудейского города), человек добрый и правдивый, пришедши к Пилату, возымел дерзновение войти к нему и просил разрешения снять тело Иисусово. Пилат удивившись, что Он уже умер, приказал отдать тело. Иосиф пошел и, купив плащаницу (полотно), снял тело Иисусово. К нему пришел некто Никодим и принес состав из смирны и алоя (специальная ароматическая смесь для погребального ритуала). Они взяли тело Иисуса, обвили его чистою плащаницею и пеленами пропитанными благовониями. Рядом с местом распятия был сад, и в саду новый гроб (пещерка), высеченный Иосифом в каменной скале, в котором еще никто не был положен. Там они положили Господа Иисуса и, привалив камень, удалились. Наступала суббота.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

50 фактов о распятии Иисуса, о которых вы не знали

Мы в соц. сетях

Свежие посты

  • О кознях диавольских. Как диавол атаковал Иисуса
  • О кознях диавольских
  • В небо
  • Общение
  • Я дал обещание Богу

Свежие комментарии

  • Галина к записи Радуйтесь, славу Творцу воспевая! (2002)
  • Храм Христа Спасителя к записи Беседы в раю
  • Храм Христа Спасителя к записи Братья Тамбовской Церкви
  • Алина к записи Братья Тамбовской Церкви
  • Max Bell к записи Беседы в раю

Воскресная проповедь

Песня Марии

Архивы

Рубрики

Распятие и смерть Иисуса Христа

Н иже приведены факты о том, как Иисус умирал за нас.

Читайте также:
Церковь и самоубийцы: мнение и отношение, духовные причины, почему не отпевают и не хоронят на кладбище, грех или нет

Пожалуйста, поделитесь этим, чтобы распространять Благую Весть Христа.

Итак, распятие было изобретено персами в 300 г. до н.э., и усовершенствовано римлянами в 100 г. до н.э.

1. Это самая болезненная смерть, когда-либо изобретенная человеком, термин “мучение” тут актуален как никогда.

2. Это наказание было в первую очередь для самых “отмороженных” и злобных мужчин-преступников.

3. Иисус был раздет донага и Его одежда поделена между римскими воинами. «делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» (Псалом 21)

4. Распятие гарантировало Иисусу ужасную, медленную, мучительную смерть.

5. Колени Иисуса были согнуты под углом около 45 градусов, и Он был вынужден нести собственный вес мышцами бедра, что не является анатомически правильным положением, которое можно сохранять более чем на несколько минут без судорог в мышцах бёдер и голени.

6. Весь вес Иисуса давил на Его ноги с гвоздями, пробитыми через них. Поскольку мышцы ног Иисуса быстро уставали, вес Его тела должен был быть перенесен на Его запястья, руки и плечи.

7. Через несколько минут после того как Его положили на Крест, плечи Иисуса были вывихнуты. Минуты спустя локти и запястья Иисуса также оказались вывихнутыми.

8. Результатом этих вывихов является то, что Его руки были на 9 дюймов (23 см.) длиннее, чем обычно, как это ясно показано на Плащанице.

9. Кроме того, в Псалме 21:15 было исполнено пророчество: «Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались».

10. После того, как были вывихнуты запястья Иисуса, локти и плечи, вес Его тела через руки вызвал давление на мышцы грудной клетки.

11. Это заставило Его грудную клетку вытянуться вверх и наружу, в самом неестественном состоянии. Его грудная клетка постоянно находилась в состоянии максимального вдоха.

12. Чтобы выдохнуть, Иисус должен был опереться на пробитые гвоздями ноги и поднять собственное тело, позволив грудной клетке двигаться вниз и внутрь, чтобы выпустить воздух из легких.

13. Его легкие находились в состоянии покоя с постоянным максимальным вдохом. Распятие – катастрофа с точки зрения медицины.

14. Проблема заключалась в том, что Иисус не мог свободно опереться на ноги, потому что мышцы Его ног, согнутые под углом 45 градусов, затекли и чрезвычайно болели постоянно находясь в судорогах и в анатомически невероятно неправильном положении.

15. В отличие от всех голливудских фильмов о Распятии, жертва была чрезвычайно активна. Распятая жертва была физиологически вынуждена передвигаться вверх и вниз по кресту на расстояние около 12 дюймов (30 см), чтобы дышать.

16. Процесс дыхания вызывал мучительную боль, смешанную с абсолютным ужасом удушья.

17. Поскольку распятие продолжались 6 часов, Иисус все меньше и меньше мог переносить свой вес на ноги, так как Его бедра и другие мышцы ног всё более и более слабели. Увеличивалось смещение Его запястий, локтей и плеч и дальнейшее поднятие Его грудной клетки делало Его дыхание все труднее и труднее. Через несколько минут после распятия Иисус стал страдать сильной одышкой.

18. Его движения вверх и вниз на Кресте, чтобы дышать, доставляли мучительную боль Его запястьям, Его ступням и вывихнутым локтям и плечам.

19. Движения становились менее частыми по мере того, как Иисус становился все более изможденным, но ужас неминуемой смерти от удушья заставлял Его продолжать прилагать усилия дышать.

20. У мышц ног Иисуса развилась мучительная судорога от давления при попытках поднять собственное тело, чтобы выдохнуть.

21. Боль от двух раздробленных срединных нервов в Его запястьях буквально взрывалось при каждом движении.

22. Иисус был весь покрыт кровью и потом.

23. Кровь была результатом Бичевания, которое чуть не убило Его, и пот в результате Его попыток выдохнуть. К тому же Он был совершенно наг, а вожди иудеев, толпы и воры по обе стороны креста издевались, ругались и смеялись над Ним. Кроме того, это наблюдала собственная мать Иисуса. Представьте Его эмоциональное унижение.

24. Физически тело Иисуса переживало целую серию ведущих к смерти истязаний.

25. Из-за того, что Иисус не мог поддерживать адекватную вентиляцию легких, Он находился в состоянии гиповентиляции.

26. Его уровень кислорода в крови начал падать, у него развилась гипоксия. Кроме того, из-за ограниченных дыхательных движений уровень углекислого газа в крови (СО2) начал повышаться, это состояние называется гиперкритическим.

27. Рост уровня СО2 заставлял Его сердце биться быстрее, чтобы увеличить приток кислорода и удаление СО2.

28. Дыхательный центр в мозгу Иисуса посылал срочные сообщения в его легкие – дышать быстрее. Иисус начал тяжело дышать, судорожно хрипеть.

29. Физиологические рефлексы Иисуса требовали от него более глубокого дыхания, и Он невольно двигался вверх и вниз по Кресту гораздо быстрее, несмотря на мучительную боль. Мучительные движения спонтанно начинались несколько раз в минуту, к радости толпы, которая издевалась над Ним с римскими солдатами и синедрионом. “Я же червь (красное размазанное пятно), а не человек, поношение у людей и презрение в народе. Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: «он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему». (Псалтирь 21:7-9)

Читайте также:
Православная литература для детей: интересные сказки и рассказы о вере, лучшие книги, как правильно выбрать литературу

30. Однако из-за пригвождения Иисуса к Кресту и Его увеличивающегося истощения, Он не может больше обеспечивать кислородом своё тело.

31. Гипоксия (недостаток кислорода) и Гиперкапния (обилие СО2) заставляли Его сердце биться все быстрее и быстрее, теперь у Него развилась Тахикардия.

32. Сердце Иисуса билось все быстрее и быстрее, и его частота пульса, вероятно, составляла около 220 уд/мин.

33. Иисус ничего не пил в течение 15 часов, начиная с 6 вечера предыдущего вечера. Напомним, что Он пережил бичевание, которое чуть не убило Его.

34. Он истекал кровью по всему телу из-за бичевания, тернового венца, гвоздей в запястьях и ногах, а также множественными рваными ранами, полученными Им при избиениях и падениях.

35. Иисус уже был очень обезвожен, а Его кровяное давление упало до минимума.

36. Его артериальное давление было, вероятно, около 80/50.

37. Он был в шоке первой степени, с гиповолемией (низкий уровень крови), тахикардией (чрезмерно быстрый пульс), тахипноэей (чрезмерно быстрым дыханием) и гипергидрозом (чрезмерным потоотделением).

38. Около полудня сердце Иисуса, вероятно, начало “пробуксовывать”.

39. Легкие Иисуса, вероятно, начали заполняться легочным отеком.

40. Это только усугубляло его дыхание, которое было уже сильно усложнено.

41. Иисус переживает сердечную и дыхательную недостаточность.

42. Иисус сказал: «Я жажду», потому что Его тело вопило о жидкости. “Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной.” (Псалтирь 21:16)

43. Иисус остро нуждался в внутривенном вливании крови и плазмы, чтобы спасти Свою жизнь.

44. Иисус не мог дышать должным образом и медленно задыхался.

45. На этом этапе у Иисуса, вероятно, развилось нарушение кровообращения (Haemopericardium).

46. ​​Плазма и кровь собрались в пространстве вокруг Его сердца, называемого Перикардом. “сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей.” (Псалтирь 21:15)

47. Эта жидкость вокруг Его сердца вызвала сердечную тампонаду (что мешало сердцу Иисуса биться правильно).

48. Из-за возрастающих физиологических потребностей сердца и развития Haemopericardium, Иисус, вероятно в конечном итоге получил разрыв сердца. Его сердце буквально лопнуло. Скорее всего, это стало причиной Его смерти.

49. Чтобы замедлить процесс смерти, солдаты установили на Крест небольшой деревянный уступ, который позволил бы Иисусу «привилегированно» нести свой вес на кресте.

50. Результатом этого было то, что на Кресте могли умирать до девяти дней.

Когда римляне хотели ускорить смерть, они просто ломали ноги жертвы, заставив жертву удушиться в считанные минуты.

В три часа дня Иисус сказал: «Свершилось». В тот момент Он испустил Свой Дух и умер.

Когда солдаты пришли к Иисусу сломать Ему ноги, Он уже был мертв. Ни одна из частей Его тела не была сломлена во исполнение пророчества.

Иисус умирал в течении шести часов после самых мучительных и ужасающих пыток, когда-либо изобретенных.

Он умер, чтобы простые люди, такие как вы и я, могли отправиться на Небеса

“Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.” (2 к Коринфянам 5:21)

Распятие и смерть Иисуса Христа. (Глава из “Закона Божия” протоиерея Серафима Слободского)

Казнь распятия на кресте была самой позорной, самой мучительной и самой жестокой. Такой смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску. Смерть была настолько медленная, что многие мучились на крестах по несколько дней. Даже исполнители казни, – обыкновенно, люди жестокие, – не могли хладнокровно смотреть на страдания распятых. Они приготовляли питье, которым старались или утолить невыносимую жажду их, или же примесью разных веществ временно притупить сознание и облегчить муки. По еврейскому закону, повешенный на древе считался проклятым. Начальники иудейские хотели навеки опозорить Иисуса Христа, присудивши Его к такой смерти. Когда привели Иисуса Христа на Голгофу, то воины подали Ему пить кислого вина, смешанного с горькими веществами, чтобы облегчить страдания. Но Господь, попробовав, не захотел пить его. Он не хотел употреблять никакого средства для облегчения страданий. Эти страдания Он принял на Себя добровольно за грехи людей; потому и желал перенести их до конца.

Когда все было приготовлено, воины распяли Иисуса Христа. Это было около полудня, по-еврейски в 6-м часу дня. Когда же распинали Его, Он молился за Своих мучителей, говоря: “Отче! прости им, потому что они не знают, что делают”.

Рядом с Иисусом Христом распяли двух злодеев (разбойников), одного по правую, а другого по левую сторону от Него. Так исполнилось предсказание пророка Исаии, который сказал: “и к злодеям причтен был” (Ис. 53, 12).

По приказанию Пилата, к кресту была прибита над головой Иисуса Христа надпись, означавшая вину Его. На ней было написано по-еврейски, по-гречески и по-римски: “Иисус Назорей Царь Иудейский”, и многие ее читали. Такая надпись не нравилась врагам Христовым. Поэтому первосвященники пришли к Пилату и говорили: “не пиши: Царь Иудейский, но напиши, что Он говорил: я Царь Иудейский”.

Читайте также:
Мощи Амвросия Оптинского: где находятся и как добраться, история и чудеса

Но Пилат ответил: “что я написал, то написал”.

Между тем воины, распявшие Иисуса Христа, взяли Его одежды и стали делить между собой. Верхнюю одежду они разорвали на четыре части, каждому воину по части. Хитон же (нижняя одежда) был не сшитый, а весь тканый с верху до низу. Тогда они сказали друг другу: “не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, кому достанется”. И бросив жребий, воины сидя, стерегли место казни. Так, и здесь сбылось древнее пророчество царя Давида: “разделили ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросали жребий” (Псал. 21, 19).

Враги не перестали оскорблять Иисуса Христа и на кресте. Они, проходя, злословили и, кивая головами, говорили: “Э! Разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого. Если Ты Сын Божий, сойди с креста”.

Также первосвященники, книжники, старейшины и фарисеи, насмехаясь, говорили: “Других спасал, а Самого Себя не может спасти. Если Он Христос, Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, чтобы мы видели, и тогда уверуем в Него. Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его Бог, если Он угоден Ему; ведь Он говорил: Я Божий Сын”.

По их примеру и воины-язычники, которые сидели у крестов и стерегли распятых, издеваясь, говорили: “если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого”. Даже один из распятых разбойников, который был слева от Спасителя, злословил Его и говорил: “если Ты Христос, спаси Себя и нас”.

Другой же разбойник, напротив, унимал его и говорил: “Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же (т.е. на такие же муки и смерть)? Но мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал”. Сказав это, он обратился к Иисусу Христу с молитвой: “помяни мя (вспомни обо мне), Господи, когда приидешь во Царствии Твоем!”

Милосердный Спаситель принял сердечное раскаяние этого грешника, показавшего такую дивную веру в Него, и ответил благоразумному разбойнику: “истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю”.

При кресте Спасителя стояли Матерь Его, апостол Иоанн, Мария Магдалина и еще несколько женщин, почитавших Его. Невозможно описать скорбь Божией матери, видевшей нестерпимые мучения Сына Своего!

Иисус Христос, увидев Матерь Свою и Иоанна здесь стоящего, которого особенно любил, говорит Матери Своей: “Жено! вот, сын Твой”. Потом говорит Иоанну: “вот, Матерь твоя”. С этого времени Иоанн взял Матерь Божию к себе в дом и заботился о Ней до конца Ее жизни. Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение. С того часа, как Спаситель был распят, т. е. с шестого часа (а по нашему счету с двенадцатого часа дня), солнце померкло и наступила тьма по всей земле, и продолжалась до самой смерти Спасителя. Эта необычайная, всемирная тьма была отмечена языческими писателями-историками: римским астрономом Флегонтом, Фаллом и Юнием Африканом. Знаменитый философ из Афин, Дионисий Ареопагит, был в это время в Египте, в городе Гелиополе; наблюдая внезапную тьму, сказал: “или Творец страждет, или мир разрушается”. Впоследствии Дионисий Ареопагит принял христианство и был первым афинским епископом.

Около девятого часа Иисус Христос громко воскликнул: “Или, Или! лима савахфани!” то есть “Боже Мой, Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?” Это были начальные слова из 21-го псалма царя Давида, в котором Давид ясно предсказал о страданиях на кресте Спасителя. Этими словами Господь в последний раз напоминал людям, что Он есть истинный Христос, Спаситель мира. Некоторые из стоявших на Голгофе, услышав эти слова, сказанные Господом, говорили: “вот, Илию зовет Он”. А другие говорили: “посмотрим, придет ли Илия спасти Его”. Господь же Иисус Христос, зная, что уже все совершилось, произнес: “Жажду”. Тогда один из воинов побежал, взял губку, намочил ее уксусом, надел ее на трость и поднес к иссохшим губам Спасителя.

Вкусив уксуса, Спаситель сказал: “Совершилось”, то есть исполнилось обетование Божие, совершено спасение человеческого рода. После этого Он громким голосом произнес: “Отче! в руки Твои предаю дух Мой”. И, преклонив главу, предал дух, т. е. умер. И вот, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разодралась надвое, с верхнего края до нижнего, и земля потряслась, и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскрешении Его вошли в Иерусалим и явились многим.

Сотник же (начальник воинов) и воины с ним, которые стерегли распятого Спасителя, видя землетрясение и все происходившее перед ними, испугались и говорили: “истинно, человек этот был Сын Божий”. А народ, бывший при распятии и все видевший, в страхе стал расходиться, ударяя себя в грудь. Наступил вечер пятницы. В этот вечер надлежало вкушать Пасху. Иудеям не хотелось оставлять на крестах тела распятых до субботы, потому что пасхальная суббота, считалась великим днем. Поэтому они просили у Пилата позволения перебить голени распятым, чтобы они скорее умерли и можно было их снять с крестов. Пилат позволил. Воины пришли и перебили голени разбойникам. Когда они подошли к Иисусу Христу, то увидели, что Он уже умер, и потому не перебили у Него голеней. Но один из воинов, чтобы не оставалось никакого сомнения в Его смерти, пронзил копьем Ему ребра, и из раны потекла кровь и вода.

Читайте также:
Православие и танцы: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, можно ли заниматься танцами или нет

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии: от Матф., гл. 27, 33-56; от Марка, гл. 15, 22-41; от Луки, гл. 23, 33-49; от Иоанна, гл. 19, 18-37.

Тезоименитство: что это в православии?

Современные люди считают главным праздником в своей жизни день рождения. Но православная церковь наиболее значимым событием в жизни человека называет именины или День Ангела. Возрождение традиции их празднования невозможно без понимания сути этих событий.

Значение имени для христиан

Имя имеет для индивида несколько значений:

  1. Его используют для отличия людей.
  2. В древние времена имя указывало на социальный статус и положение личности в обществе. Сегодня на особое место в социуме указывают некоторые монашеские имена.
  3. Сакральное значение имени накладывает отпечаток на всю жизнь человека. Его удачный выбор способствовал процветанию, обеспечивая носителя благодатью и энергией.

Как следовать примеру небесного покровителя

У мирян часто возникает вопрос: как следовать простому человеку путем святых мужей, вся земная жизнь которых была посвящена служению Господу. Отвечая на этот вопрос, Церковь говорит о необходимости следующих действий:

  1. Изучить житие святого небесного покровителя, чтобы проникнуться святостью и полюбить его.
  2. Ежедневно обращаться к нему с молитвенной просьбой или словами благодарности. Важно постоянно помнить, что небесный покровитель знает о помыслах и действиях подопечных, и по молитве, обращенной к нему, готов оказать помощь и защитить.
  3. Стараться следовать христианским заповедям и примеру земной жизни Господа, независимо от личного удобства, как это делали святые мужи.

Тезоименитство: что это

Празднование именин — возрождающаяся старинная традиция, которая возвращает современных мужчин и женщин в лоно Церкви и приближает их к Богу. Сегодня именинами называют два события: тезоименитство и День Ангела.

Читайте о православной вере:

Чем отличаются именины от Дня Ангела

Обычные миряне объединяют эти два понятия. Но это не всегда верно. Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо определиться в сути этих праздников.

Тезоименитство отмечается в день памяти, того святого угодника, в честь которого назван человек. В этот день он получает небесного помощника и заступника, который будет молиться за всех своих тёзок. День ангела отмечается в день, когда над ребёнком свершилось таинство Крещения.

В этот момент он получил не только церковное имя, но и обрёл Ангела-Хранителя, который ограждает от влияния зла и побуждает совершать добрые дела, угодные Господу. Таким образом, при крещении православные люди получают двух небесных покровителей, которые незримо всё жизнь направляют их по пути добра и служению Богу.

Дата именин

Изначально дата тезоименитства и крестин совпадали. Это объясняется древним обычаем крестить новорожденных детей на восьмой день после физического рождения, называя его в соответствии со святцами, отмечаемыми в этом день. Со временем от традиции наречения по имени определённого святого начали отходить и называть детей в честь родственников, известных личностей или именами, которым симпатизируют родители.

Чтобы определить в какой день отмечаются именины, необходимо знать, в честь какого святого назван человек. Затем в святцах ищут дату ближайшего дня его поминовения, следующую за днём рождения именинника. В этот день и будет отмечаться его тезоименитство.

Если малыша назвали не в честь какого-либо конкретного святого мужа, то в святцах необходимо найти день памяти небожителя с аналогичным именем. Следует учитывать строгое церковное правило, по которому в качестве именин выбирают ближайшую дату после физического рождения.

Интересно: у многих святых в церковном календаре существует несколько дней поминовения. Поэтому, кроме тезоименитства, существуют «малые именины».

Имя для крещения

В современном мире есть несколько способов выбрать святое имя для себя или своего ребёнка:

  1. Записать в церковной метрике то имя, которым ребёнка нарекли при рождении. Это самый распространённый вариант у православных людей, который позволяет избежать многих проблем в будущем.
  2. Традиционным способом является выбор крестильного имени в соответствии с церковным календарём. Его дают в честь святого мужа, день памяти которого совпадает с днём рождения или Крестин ребёнка. Так как дни памяти святых жен довольно редки, то можно посмотреть женские имена, отмеченные в святцах немного позднее означенных выше событий.
  3. Если имени, данного при рождении, нет в православном церковном календаре, то можно дать во время таинства созвучное церковное имя. Существует практика именовать ребёнка в быту мирским именем, выбрав для общения с Господом совершенно новое наименование. Родители считают, что так они защитят своего ребёнка от сглаза и воздействия тёмных сил — это церковное суеверие, не имеющее никакой духовной пользы и смысла.
  4. Если при рождении ребёнка нарекли христианским, но неправославным именем, то Церковь допускает его сохранение во время таинства крещения.

Празднование именин

Тезоименитство — праздник, имеющий глубоких духовный смысл, так как в этот день человек чествует своего небесного заступника и покровителя. Этим объясняются особенности проведения этого дня.

Древнерусские традиции

Традиция празднования именин и дня ангела сложилась в русских землях в XVII веке. К этому важному дню готовились заранее. В нём не было места разгулу, так как отмечали духовное рождение и установление через небесного тезку связи человека с Господом. День именинника состоял из следующих событий:

  1. Утром всё его семейство шло в церковь, где заказывался молебен о здравии, проводимый перед иконой небесного покровителя именинника. К его иконе прикладывались все члены семьи, и ставились свечи.
  2. Целый день велись приготовления к торжественной трапезе, на которую заранее приглашали родных, друзей и соседей.
  3. Во время торжества особым почетом окружались крестные родители именинника. Гостей угощали разной едой, отводя главную роль именинному пирогу.
  4. В завершении торжества гостям раздавали пироги и калачи. Считалось, что размер подарка, говорил об отношении хозяев дома к приглашённым людям.

Интересно: если именины выпадали на день поста, то отмечали их в любой день после его окончания.

Послереволюционная история праздника

Во времена советской богоборческой власти традицию празднования тезоименитства пытались заменить «октябринами» — обрядом посвящения в члены советского общества. В ходе него с ребёнка последовательно приветствовали октябренок, пионер, комсомолец, коммунист и почетные родители. Этот процесс был распространён в 20-30 гг. Но забыть о традиции, складывающейся веками трудно.

Даже в советские года в жизни людей оставались напоминания о светлом празднике:

  • в день рождения поздравления адресуют имениннику;
  • в детских стихах и песенках часто вспоминают этот день: «как на… именины испекли мы каравай», «нынче Муха-цокотуха именинница».

У современных православных народов традиция празднования тезоименитства постепенно возрождается.

Что дарить на именины

Дарить на именины принято подарки, помогающие духовному развитию человека и его обращению к Господу. К ним относятся:

  • иконы;
  • церковную литературу;
  • свечи для молитвы;
  • ладанки;
  • сертификат на поездку по святым местам.

Тезоименитство церковнослужителей

Церковнослужители отмечают тезоименитство в день получения церковного сана и обретения нового имени, которое отличается от крестильного именования. Особенности празднования именин зависят от положения священника в церковной иерархии. Приходские священники в этот день совершают праздничную службу в честь своего святого покровителя. Тезоименитство митрополитов и патриарха — праздник для православных людей. Патриарх проводит литургию в главном соборе, а в других православных храмах проходят торжественные службы.

Именинные подарки не должны быть обременительными для священнослужителя. К ним относятся:

  • книги;
  • иконы;
  • ткани для облачения;
  • церковную утварь.

Тезоименитство — важный праздник в жизни человека. Он наполнен не шальным весельем, а тихой, спокойной радостью.

Тезоименитство в православии, или чем отличаются именины от Дня ангела

Значение имени для христиан

Традиция нарекать детей, как только они появились на свет, существует не одно тысячелетие. Для наших предков в первую очередь это служило отличительным знаком среди других членов социума. Также имя определяло социальное положение и статус носителя. Сегодня это ярко иллюстрируют церковные имена, которые принимают священнослужители, обретая тот или иной сан.

Именины – очень важное событие для верующего человека

Нарекая ребенка, его родители как бы предопределяют дальнейшую судьбу малыша. Если имя выбрано правильно, жизненный путь будет легким, а человек проживет свой век рука об руку с божьей благодатью и удачей.

Ранее детей называли только по имени святого, в день которого ребенок родился. Православные христиане придают этой традиции особый сакральный смысл, ведь во время крещения происходит установление связи между душой и Всевышним. Обретая имя небесного тезки, малыш получает некоторые его личностные черты, а также идет по жизни похожим путем.

Что такое тезоименитство

Празднование именин в России начало возрождаться совсем недавно. Сегодня это торжество называют необычным словом «тезоименитство», или день ангела. Подобная традиция очень много значит для христиан, ведь она приближает человека к Богу и напоминает ему о необходимости вести праведную жизнь.

Отличие именин от дня ангела

Хотя многие верующие отождествляют эти два понятия, между ними все же существует разница. Основное различие кроется в первоначальном смысле праздников. Так, тезоименины предполагают почитание святого, по имени которого был назван человек. Отмечают их, как правило, в день памяти Божьего угодника. А вот день ангела является календарной датой, когда ребенок был крещен по церковным обычаям.

В православии именины считаются более весомым событием, чем традиционный день рождения. Малыш, нареченный во время таинства крещения, обретает ангела-хранителя и святого заступника, который до конца жизни будет оберегать своего подопечного, ограждать от зла, а также ходатайствовать перед Всевышним.

Отличие в праздновании дня рождения и именин

Дата именин

На заре становления христианства тезоименитство совпадало с датой крестин. Ничего странного в этом нет, так как ранее принято было совершать таинство крещения на восьмой день после рождения и называть ребенка строго по святцам. Много позже люди стали отходить от этой традиции, нарекая детей без привязки к церковному календарю.

Днем именин считается первая после дня рождения человека дата поминовения святого, в честь которого тот был назван. Если наречение не связано ни с каким Божьим угодником, по церковному календарю просто находят похожего небожителя, чей день памяти находится ближе всего к фактической дате рождения.

Если посмотреть святцы, можно заметить, что у большинства святых несколько дат поминовений в году. Эти дни принято считать малыми именинами и отмечать их наряду с тезоименитством.

Имя для крещения

Чаще всего во время совершения таинства в церковной метрике записывают имя, данное малышу родителями. Однако, если следовать православной традиции, подходящий вариант лучше выбрать из святцев, назвав ребенка во славу Божьего угодника, поминаемого в эту дату. Как правило, для мальчиков выбор больше, а потому девочек нарекают либо схожим мужским именем, либо в честь святой, которую поминают ближе к фактическому дню рождения малышки.

Случается, что имя, данное родителями, отсутствует в святцах. Тогда ребенка называют созвучным церковным аналогом. Некоторые верующие специально нарекают детей разными именами, чтобы защитить их от дурного глаза или порчи. Также дозволяется крестить ребенка именем, если оно христианское, но не православное.

Видео «День ангела и именины: в чем разница?»

В этом видеосюжете священнослужитель рассказывает, чем отличается день ангела от именин.

Празднование именин

Тезоименитство – это не просто праздник, а почитание святого угодника, своего покровителя, во славу которого человек был назван. Именно поэтому к празднованию этого дня с давних времен относились очень серьезно.

Древнерусские традиции

О том, какие традиции были у наших предков, можно увидеть из истории уже крещенной Руси. Первые упоминания о них датируются XVII столетием. Это не были веселые гуляния, так как верующие видели в дне ангела глубокий духовный смысл. Люди понимали, что отмечая именины, они чествуют Божьего угодника и свою связь со Всевышним.

День тезоименин начинался с семейного похода в храм, чтобы перед образом покровителя провести церковную службу о здравии. По окончании молебна все члены семьи прикладывались к иконе святого угодника и ставили свечи. Далее они отправлялись домой, где устраивали праздничный обед. На него принято было приглашать не только ближайших родственников, но также друзей, а иногда даже соседей. Гостей чествовали праздничными блюдами, завершая трапезу подачей именинного пирога.

Бывало, что день ангела выпадал на пост. Тогда торжество переносили на дату, следовавшую за окончанием говения.

Дата именин для мужчин

Послереволюционное празднование

С приходом коммунистической власти церковь подверглась серьезным гонениям, и православные традиции стали понемногу забываться. В первые десятилетия ХХ столетия даже были попытки заменить тезоименитство на посвящение в октябрята, пионеры или комсомол. Однако истинно верующие христиане даже в эти тяжелые времена не забывали отмечать именины – они дарили друг другу открытки или отправляли поздравления с днем ангела.

После распада Советского Союза церковь начала возрождаться, а вместе с ней и устоявшиеся веками традиции. Сегодня празднованием именин уже никого не удивишь, так как современные люди продолжают активно тянуться к своим истокам.

Что дарить на именины

Лучшим подарком на тезоименитство считаются предметы, помогающие человеку развивать духовность и укреплять веру. Так, в день ангела принято дарить:

  • иконы святого угодника, по имени которого был назван именинник;
  • Евангелие или Библию;
  • молитвенные свечи;
  • ладанки.

Именины и День ангела — в чем разница?

— С Днем ангела, Настя! Сегодня Анастасии Узорешительницы, вот.

— Спасибо, Екатерина Петровна, но нет.

Когда и с чем поздравлять верующего человека? Часто люди путают понятия День ангела и именины — разбираемся, что это такое, в Слайдах “Фомы”. Теперь не ошибетесь.

Что такое День ангела?

Изначально в церковной традиции День ангела — это день крещения человека. По церковной преданию, у каждого крещеного человека есть свой ангел (ангел-хранитель), который «приставляется» к человеку, молится о нем перед Богом. Считается, что этот ангел приставляется к человеку именно в день его крещения.

Почему тогда в день именины поздравляют “С днем ангела”?

Действительно, сейчас такой обычай очень распространен. Вероятно, день именин называют днем ангела в связи с тем, что святые, в честь которых мы получили имя, как и ангелы-хранители, считаются нашими небесными покровителями. И их также иногда называли раньше ангелами. Однако не стоит путать святых и ангелов-хранителей.

Что такое именины?

Именины (от слова имя) — день памяти святого, чье имя дали человеку при крещении. Например, если Сашу назвали в честь святого Александра Невского, то его именины, скорее всего, приходятся на 6 декабря.

Как это «скорее всего»? Это что, не точно?

Нет, не точно. Память Александра Невского празднуется по церковному календарю 9 раз. И святых с именем Александр тоже много. В честь какого Александра его назвали и когда у него именины – нужно узнавать у него самого (может быть, его святой — Александр Свирский). Если человек не знает, выбирают дату, ближайшую после дня рождения. Либо он сам выбирает святого, который кажется ему наиболее близким.

А если в году празднуется несколько раз память святого?

Можно праздновать именины несколько раз, ничего страшного. Но обычно выбирается одна дата. Либо опять же в ближайший день памяти святого после вашего дня рождения, либо наиболее известный день памяти этого святого. Например, патриарх Кирилл празднует свои именины 24 мая, в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия. При этом 27 февраля есть отдельный день памяти равноапостольного Кирилла, учителя Словенского.

Так, а можно проще?

«С именинами тебя!» — когда праздник святого, в честь которого его назвали.
«С Днем ангела тебя!» — когда дата крещения человека.
Но никто не обидится, если вы поздравите «С Днем ангела!» в день именин.

Интересно, в честь каких святых называли своих детей первые христиане, когда ещё не было святых?

Называть человека в честь конкретного святого – традиция Русской Православной Церкви, ни в какой другой Поместной церкви такого нет (насколько мне известно). Даже в самом Чине Крещения нет упоминания никаких святых. Сейчас эта традиция несколько размылась, но скорее всего останется актуальной еще не одно десятилетие.

меня крестили в 1977году через 3 недели после рождения, никакого свидетельства тогда не давали, и ввобще делали это подпольно на дому у батюшки день рождения у меня 23 июля, 24 июля празднуется благоверная княгиня Елена до крещения равноапостольная княгиня Ольга ну и получается что я молюсь кн Ольге, иконы благоверной княгини Елены не найти правильно ли я делаю?А сейчас если забить день рождения в Азбуке православия выходит вообще Елена Девочкина настоятельница монастыря или новомученица а благоверной княгини Елены не выходит

Елена, скорее всего вас и крестили с именем Елена? ТОгда почему вы считаете своей покровительницей княгиню Ольгу (именно с этим именем она почитается в Церкви)? Нет в святцах святой благоверной кн Елены – есть святая благоверная кн Ольга.
Вам надо посмотреть ближайший день памяти святой Елены к вашему дню рождения – это и будет ваша святая покровительница. Но часто в жизни верующих христиан, помимо святых покровителей, есть и другие святые, которых мы особенно почитаем по тем или иным причинам: для вас такой стала княгиня Ольга. Те вы можете молиться ей также, как и своей святой покровительнице Елене.
П.С. Молимся мы не иконам, а святым – прося их заступничества перед Богом.

Тезоименитство — что значит это слово для православных

Не всем верующим известно значение слова тезоименитство. Оно звучит довольно необычно и с первого взгляда не совсем понятно, о чём идёт речь. В действительности же тезоименитство – это дата памяти святой личности, именем которой нарекли человека при крещении (иначе именины).

Для православных христиан именины играют намного более важную роль, чем день рождения. Давайте сегодня углубимся в данное понятие, узнаем, как правильно праздновать именины, в чём их отличие от дня ангела, какой подарок станет самым уместным.

Значение церковного имени для христиан

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро – пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

Обряд наречения детей именем при рождении стар как мир. Со временем изменилось только значение имени в жизни человека: в древние времена его основная функция заключалась в отличии индивида от других членов общины. Ещё по нему определяли статус владельца, его социальное положение.

Сегодня многие люди верят в то, что имя оказывает серьёзное влияние на судьбу человека. Если родители были мудрыми, смогли выбрать правильное имя, то вся жизнь обладателя пройдёт легко, ему будет покровительствовать удача, а Господь подарит свою милость.

И если в обычной жизни основной акцент внимания приходится на мирское имя, то верующие христиане, прежде всего, рассматривают имя духовное. То есть то, что было получено в результате именин. Именины – представляют собой дату памяти святой личности, в честь которой назвали человека.

Для православных традиция имянаречения обладает глубинным, сакральным смыслом: они верят, что когда малыша крестят, устанавливается связь между пришедшей в мир душой и Господом. А святой тёзка передаёт ребёнку часть своих личностных особенностей, его судьба будет во многом похожей.

Как получать помощь от святого покровителя

Многие люди задаются этим вопросом. Ведь обычному мирянину может быть сложно, а подчас даже нереально идти по пути святого, который всю свою земную жизнь посвятил служению Богу. Священнослужители на этот счёт говорят следующее:

  1. Займитесь изучением жития святого покровителя – узнайте, какие духовные подвиги он совершил.
  2. Каждый день молитесь ему или просто произносите благодарные слова. Считается, что святой слышит всё молебны, обращённые к нему от подопечных, и всегда помогает им, дарует свою защиту.
  3. Соблюдайте десять Заповедей Божьих, старайтесь никогда их не нарушать и жить по примеру святого и Иисуса Христа – Бога на земле. Ставьте веру на первое место в отличие от личных удобств, интересов.

Тезоименитство – что это в православии

На сегодня древняя традиция празднования именин постепенно возвращается. Благодаря ей современные люди вновь приближаются к церкви и Господу. Именины включают в себя два вида событий: день ангела и тезоименитство.

Именины, день ангела и день рождения: в чём разница

Для обычных людей все три понятия, как правило, смешиваются. В действительности подобное не является верным. Давайте подробно разберём данный вопрос, чтобы вам стало понятно отличие праздничных дней.

День тезоименитства – отмечают в дату памяти святой личности, имя которой носит мирянин. В этот день за малышом был закреплён небесный помощник, заступник, оберегающий его и помогающий ему по жизни.

День ангела – припадает на дату совершения таинства крещения над новорожденным. При крещении к малышу прикрепляется ангел-хранитель, отводящий от него всякое зло, мотивирующий к праведной, духовной жизни.

Получается, что ритуал крещения дарует православным верующим сразу двух покровителей. Оба будут незримо сопровождать его на протяжение всей жизни, направляя в сторону света.

Теперь рассмотрим различие в праздновании дня рождения и именин (дня ангела):

  1. День рождения – празднуется в память о приходе в материальный мир физического тела человека. Виновник торжества получает поздравления и подарки от гостей.
  2. День ангела (именины) – отмечается в честь памяти святой личности, имя которой носит индивид, а также ангельской сущности, помогающей ему по жизни. Верующие в данное торжество ходят в храм, заказывают молитву для своего небесного покровителя. День символизирует начало духовной жизни.

Как определить дату именин

По первой дни тезоименитства и крещения приходились на одно и то же число. Поэтому раньше новорожденные малыши крестились на 8 сутки после появления на свет, им давали имя по Святцам – в честь святого, которого вспоминали в ту дату.

С течением времени данный обычай начал понемногу сходить на нет, дети стали получать имена в честь родных, знаменитых персон либо просто те, что нравились родителям.

Если сегодня вы хотите выяснить, как определить дату именин, то нужно знать, в честь какой святой особы вас назвали. Потом откройте Святцы (церковное издание, содержащее имена всех святых) найдите ближайшее число памяти этого святого, но после официального дня рождения. Вот тогда то и можете отмечать тезоименитство.

В случае, когда ваше имя не связано с конкретным святым мужем, то в церковном календаре находится дата почтения небожителя, являющегося вашим тёзкой.

Интересный момент! Многие святые имеют в церковном месяцеслове по нескольку дат памяти. Из-за чего и возникло такое понятие как «малые именины».

Как празднуются именины: история и современность

Ещё с 17 столетия на Руси стали отмечать именины и день ангела. Для верующих людей он представлял огромное значение и предполагал специальную подготовку. Но речь шла не о приготовлении пищи, как перед обычным днём рождения. Ведь именины – символ духовного рождения, установления связи с Богом.

Поэтому они включали в себя такие этапы:

  1. С утра вся семья отправлялась в храм, там заказывали молитву о здравии (она осуществлялась у иконы небесного заступника именинника). Каждому из членов семейства следовало прикоснуться губами к образу, а также поставить свечку.
  2. Затем женщины занимались готовкой праздничного обеда, на него созывались крёстные родители, родственники, друзья и соседи.
  3. Крёстные заслуживали особенного отношения на празднике. На столе было много кушаний, но самым важным из них считался именинный пирог.
  4. Под конец празднования каждый из гостей получал с собой по пирогу и калачу. По народной примете, чем большего размера была выпечка – тем лучше владельцы дома относились к посетителям.

Интересно! При выпадении именин на дату пост их переносили, отмечали в любое другое число, когда пост завершится.

В 20-30 годы ХХ столетия, когда наступила советская власть, активно боровшаяся с христианством, вместо обычая праздновать тезоименитство внедряли так называемые «октябрины». Их символизм состоял в посвящении в советское общество.

Каждый малыш должен был побывать на одной из следующих стадий: октябрёнком, пионером, комсомольцем, коммунистом и почётным родителем. Однако, истинно верующие люди не позабыли про древний христианский обряд празднования именин.

И даже в атеистические советские годы временами проскальзывали упоминания про светлый праздник:

  • человека, празднующего день рождения, называли именинником;
  • в детской литературе того периода встречаем такие выражения как «нынче Муха-цокотуха именинница», «как на именины испекли мы каравай».

К счастью, время безбожного Советского Союза безвозвратно кануло в лету. Сегодня многие православные люди постепенно возвращаются к обычаю отмечать тезоименитство.

Удачный подарок для именин

Но здесь возникает новый вопрос – «Что презентовать на именины?». Традиционно рекомендуются подарки, которые обеспечивают духовный рост виновника события, приближают его к Всевышнему.

Поэтому можете остановить свой выбор на:

  • иконах;
  • свечках для молитв;
  • ладанках;
  • духовных изданиях;
  • сувенирах, привезённых из святых мест;
  • сертификате на поездку по святым местам.

Если интересна тема – просмотрите дополнительно видео:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: