Смирение в православии: что такое и как научится, суть и значение, сила и путь, мнение святых

Секрет смирения

В отличие от детей, которые все время говорят о себе, взрослые люди умеют выглядеть смиренно благодаря усвоенным манерам. Но всё это бывает часто лишь внешним, сердце же наше занято собственным эго. Как добиться того, чтобы наши слова о смирении не были пустым звуком, – об этом размышления архимандрита Андрея (Конаноса).

Маленькие дети более спонтанны. Они говорят то, что чувствуют. И в начальной школе они всегда пишут: «Я, я… Я, мама и папа поехали отдыхать. У меня машинка!» А учительница исправляет их сочинения красной ручкой: «Не пиши постоянно «я, я…»

С другой стороны, мамы и папы, будучи уверены в том, что их ребенок самый лучший, часто говорят: «Мой сын (или дочь) – лучше всех!» Они считают, что их дитя способнее всех и в классе, и в спортзале, а уж если ребенок занимается музыкой, то они непременно скажут: «Учительница по фортепиано отметила, что моя дочь – лучше всех! Это видно!»

Все родители так говорят. Они внушают своему ребенку с детских лет, что он – самый лучший, потому что, если не быть лучшим, то ведь легко можно стать и худшим! Так культивируется наш эгоизм.

Когда писатель Никос Казандакис приехал на гору Афон, он встретился там с одним подвижником – отцом Макарием (Спилеотом), который жил в пещере. В конце разговора отец Макарий сказал ему:

– Очнись, пока не поздно! Твой эгоизм огромен, твое «я» съест тебя!

Казандакис сказал ему в ответ:

– Не вини эго, отче! Эго отделило человека от животного.

А подвижник ответил:

– Ты ошибаешься. Эго отделило человека от Бога. Когда человек жил в раю, он был смиренным и был вместе с Богом. Бог любил его, и человек ощущал свое единство с Господом. Но как только человек сказал слово «Я!», он отделился от Бога и убежал от Него. Убежал из рая, убежал от самого себя, убежал от всех.

Только в одном случае мы можем (и должны) вспоминать о своем «я» – когда обвиняем себя. Тогда мы можем сказать: «Да, я виноват. Это я согрешил, я ошибся, я сделал это по собственному желанию!» В таком случае – да, но, к сожалению, это тот самый случай, когда мы не говорим «я».

Есть даже такой журнал – «Эго». И там психоаналитики пишут, что когда человек собирается на какое-нибудь мероприятие или вечеринку, то во время сборов (выбора парфюма и т.д.) в его душе ясно обозначается это слово – «я». Как я выгляжу, какое я произведу впечатление, что обо мне скажут, как оценят мой внешний вид, мою одежду, мой парфюм… Эго постоянно проявляется в современных развлечениях. Человек постоянно думает о своем «я», потому что поместил его в центр своей жизни.

Но таким образом мы сильно отдаляемся от Истины! Господь учит нас, что даже если человек выполняет все Его заповеди, он все равно должен говорить о себе как о непотребном рабе Божием. А мы часто начинаем считать себя великими и важными персонами в самом начале духовного пути, когда еще ничего не сделано.

Смирение – это не грусть, не тоска. Некоторые именно так понимают смирение – что это какая-то депрессия, когда человек чувствует себя слабым, обиженным, больным интровертом. Это не так. Смирение – это пребывание в Истине, в правде. Оно означает, что человек знает, кто он, знает свое место в этом мире, сознает свою немощь и благодарит Бога за все те благодеяния, которые Он оказывает ему, несмотря на его слабости. Смирение означает жизнь в истине, а не в том обмане, который создает вокруг нас современная жизнь.

Я слушал запись, на которой старец Иаков (Цаликис) читает заклинательные молитвы над одной женщиной, и там ясно слышался голос злого духа. Разумеется, таких вещей лучше не слушать, но это случилось, и вот что бес говорил старцу:

– Раз ты святой, почему ты не говоришь об этом? Скажи, что ты святой! Раз ты сам это знаешь и тебе удалось победить меня, скажи!

И было слышно, как старец Иаков смиренно и твердо ответил:

– Ты лжешь! Я прах и пепел, и покланяюсь Отцу, и Сыну, и Святому Духу – Троице Единосущней и Нераздельней!

Слышали бы вы, как кричал и вопил бес! И я подумал о том, что мы и так знаем: самая главная цель у диавола – сделать нас эгоистами. Он очень хочет, чтобы мы стали эгоистами и начали считать себя важными персонами – в то время как Господь хочет, чтобы мы были смиренными и являли это смирение своей жизнью.

Смирение – это когда человек принимает бесчестие с радостью, нахлынувшие скорби и трудности – с распростертыми объятиями, с мыслью о том, что таким образом душа излечивается от грехов и болезней. Когда приходят трудности, и мы вынуждены смириться, нужно помнить об этом – что Бог очищает нашу душу от прошлых или настоящих грехов, или предохраняет от того, что может случиться в будущем.

Одна женщина сделала аборт и поисповедалась в этом грехе. Но исповеди в таком случае недостаточно. Недостаточно рассказать о грехе. Нужно смириться и покаяться в содеянном.

Смирение – это действие, а не слова. Слова сладки на вкус. Душа может растрогаться и умилиться от слов, слова дарят ощущение сладости. А дело смирения на вкус очень горькое и едкое. Вот так: слушать о смирении – сладко, а выполнять – горько. И отец Георгий (Карслидис), известный духовник в Северной Греции, сказал этой женщине, которая сделала аборт (а она была очень красивой, богатой аристократкой):

– Вот что тебе надо сделать. Ты оденешься в лохмотья, никому не будешь говорить, кто ты, и отправишься в такое-то село. И целую неделю ты будешь просить там милостыню, никому не рассказывая о своем прошлом и настоящем. Даже имени своего не будешь называть. Это унижение поможет твоей душе смириться по-настоящему и очиститься от того зла, которое ты причинила другой душе, твоему ребенку, умершему, не успев появиться на свет.

Читайте также:
Акция Белый цветок: история и цель благотворительной акции

Женщина все исполнила и после этого почувствовала то, чего не чувствовала во время исповеди, – облегчение. И исцелилась от греха.

Когда мы только встаем на путь смирения, то первое искушение, которое приходит к нам, – это тщеславие. Как только захочешь быть смиренным, в голове сразу начинают появляться тщеславные мысли. А что такое тщеславие? Это когда человек сделает доброе дело, и втайне начинает гордиться этим. Например, я пощусь, и тут мне приходит помысел, и я начинаю думать: «Молодец! Раз пощусь, то я не такой, как остальные! Я другой, я лучше!»

Или, например, можно скромно одеваться (что само по себе хорошо), но появляются тщеславные мысли на этот счет, и вслед за ними приходит высокомерие и самодовольство. И человек начинает думать: «Видишь, что творится вокруг? Мир погибает, все одеваются вызывающе, а ты – не такой. Молодец!» Это «Молодец!», которое мы произносим про себя после каждого доброго дела, и есть тщеславие. Это искушение, с которым мы будем сталкиваться всегда при совершении хорошего поступка, потому что каждый раз в нас что-то раздувается изнутри, и появляются мысли: «Молодец! Я сделал это втайне!» Но слово «Молодец!» сказано, и таким образом мы уже возгордились. Меньше всего это похоже на смирение.

Смирение подразумевает желание научиться. Когда у человека есть смирение, он не говорит: «Я все знаю!». Он задает вопросы – своему супругу, супруге или даже своему ребенку. В свое время это произвело впечатление на святого Иоанна Лествичника, когда в одном монастыре он увидел седовласых старцев, задающих вопросы священнику, который их исповедовал (а священнику было сорок лет). Это были старцы, монахи, закаленные в молитве и духовной брани, и они смиренно задавали вопросы человеку моложе себя.

И в наши дни такое бывает. На Афоне есть игумены, которые моложе многих монахов в монастыре. И такой игумен, несмотря на сан, идет к старшим и спрашивает у них совета, чтобы смириться, а не действовать по своему усмотрению. Это полезно для души.

Не будем говорить: «Я все знаю! Не указывай мне, что делать!» Ведь такое отношение передается всем членам семьи, всем окружающим.

Однако бывают случаи, когда христианин имеет право возмутиться относительно случившегося и таким образом продемонстрировать «эгоизм» без вреда для души. Что же это за случаи? Когда необходимо встать на защиту православной веры, мы не только можем, но и должны быть категоричными, строгими. И это будет не эгоизм, а исповедание веры. Когда святому Агафону предъявляли ложные обвинения, клеветали на него, он принимал все. А его называли грешником, лжецом, эгоистом… Но когда его обозвали еретиком, он ответил:

– Послушайте! Насчет всего того, что вы говорили мне до этого, у меня есть надежда исправиться. Но если я соглашусь с тем, что я еретик, то потеряю надежду на спасение! Если я еретик, то не могу спастись. Поэтому я не соглашаюсь с вашими словами.

Святые отцы так объясняют поведение Господа в иерусалимском Храме. Взяв бич и выгоняя продающих и покупающих, Он в тот момент не испытывал чувства гнева. Он ни на кого не злился и полностью контролировал Свое поведение и действия. Он перевернул скамейки, рассыпал деньги, но когда оказался перед клетками с голубями, которые предназначались для жертвоприношения, сказал: «Возьмите это отсюда!» (Ин. 2:16)

То есть если бы Христос потерял над Собой контроль, Он опрокинул бы и клетки с птицами. А так как голуби были ни в чем не виноваты, Он не причинил им вреда. Об этом говорят толкователи Евангелия. Следовательно, Господь не был в нервном состоянии. Он совершил все это не из эгоизма, а из любви – истинной любви к Закону Божиему, желая защитить Храм. И христианину, желающему стать смиренным, нельзя гневаться, нельзя спорить.

Один послушник старца Паисия (Святогорца) рассказывал:

– В каких бы грехах мы ни исповедовались отцу Паисию, он принимал нашу исповедь с большим смирением, любовью, человеколюбием, и говорил нам: «Ну вот, и ты – человек. Ничего, исправимся!» И никогда не ругался. Только в одном случае он огорчался очень сильно – когда мы начинали гордо спорить, выказывая тем самым свой эгоизм. Только тогда он говорил: «Сейчас, дитя мое, я не могу тебе помочь». Когда мы вели себя так, его душа страдала. Потому что в нашем поведении был эгоизм. Грех – свойство человека, а эгоизм – свойство диавола.

Смиренный человек легко исправляет свои ошибки. И ему легко помочь. Не знаю, задавали ли вы себе этот вопрос – почему исповедь нас не меняет. К сожалению, я вижу это по себе, да и по другим людям. Мы идем на исповедь, но после нее не особо исправляемся – по крайней мере, настолько, чтобы можно было сказать: «За последние пять лет я сильно изменился».

Почему же мы не меняемся? Потому что у нас нет смирения. Мы не даем другим людям сформировать наш характер. Например, человеку говорят: «С этого дня ты должен поститься!» И здесь необходимо смирение, чтобы ответить: «Да, я буду поститься, не буду есть мясо». А человек вместо этого говорит: «Постойте-ка, вы мне указываете, должен я поститься или нет? А еще – во сколько я должен вставать, чтобы идти в церковь, делать то или другое. » Эгоист не позволяет никому управлять собой, но тем не менее им управляют – его собственные страсти. А получить руководство и воспитание из рук Церкви он не может.

В одном из псалмов говорится, что «во смирении нашем вспомнил нас Господь…, и избавил нас от врагов наших» (Пс. 135:23-24). А святые отцы дополняют: Он избавил нас так и от страстей, нечистот и немощей. Когда Бог видит смиренного человека, Он избавляет его от всякого искушения. Смиренные люди не пытаются постичь Божественную Истину, а просто живут в Ней. У них простые мысли – они думают, как дети. А у человека, который путано выражает свои мысли, путано рассуждает, душа смиряется, как правило, с трудом.

Читайте также:
Устройство и убранство храма у православных: особенности внутреннего и внешнего строения

Некоторые люди, приходя к старцу, начинают задавать ему странные вопросы. А ведь вопросы свидетельствуют о духовном развитии человека. И вот, например, когда к старцу Порфирию приходили смиренные люди, они задавали ему вопросы о спасении. А другие, чья душа была наполнена эгоизмом, спрашивали, покупать ли мотоцикл, выйдет ли дочь в ближайшее время замуж и т.д. Кто-то даже просил старца помолиться о выигрыше в лотерею. То есть люди спрашивали о том, что не было существенно для их спасения.

Вместо того, чтобы заглянуть в себя, эгоист смотрит на других. А еще он внимательно рассчитывает, когда придет Антихрист, какие у него будут цифры, и т.д., и т.п. – вместо того, чтобы следить за собственной душой. А о чем в древности люди спрашивали старцев? В Патерике часто рассказывается, как какой-нибудь человек приходит к старцу и говорит ему:

– Отче, скажи, как можно спастись! Скажи, что нужно сделать, чтобы спастись, полюбить Христа, победить свои немощи и страсти!

Эти вопросы мы должны задавать и себе, и своему духовнику, и святым людям (если появляется такая возможность). Эти вопросы не содержат простого любопытства, под которым скрывается эгоистическое желание заниматься чем угодно, но только не собой. То, о чем я говорю сейчас, не абстрактно.

Когда ученики спросили Христа: «Господи, неужели мало спасающихся?» (Лк.13:23), Он не ответил прямо на этот вопрос, а сказал: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата» (Лк.13:24). Помните? То есть у Него спросили одно, а Он ответил другое. Спросили, сколько людей спасется, а Он ответил: «Старайтесь подвизаться – вот что вас касается. А сколько людей спасется – это вас не касается». Таким образом Господь возвращает нас на землю, к смирению.

То же самое Он сказал и апостолу Петру. После Воскресения Господь сказал ему: «Иди за Мною» (Ин. 21:19). А он начал спрашивать Христа о св. Иоанне Богослове, что будет с ним («Господи! А он что?») (Ин. 21:21). Что ответил Господь? «Что тебе до того? Ты иди за Мною» (Ин. 21:22). То есть то, что будет с Иоанном, его жизненный путь, — это Мое и его дело. А ты смотри на себя. Помогая себе, ты поможешь и другим.

И это не эгоизм. Это та единственная ответственность, которую мы несем за развитие собственной души, чтобы обратить ее к покаянию и смирению. Как говорит святой Иоанн Лествичник, Господь не осудит нас за то, что мы не были богословами; или что не совершали чудес; или что не были проповедниками, обратившими к Богу целые племена и народы. Господь осудит нас за то, что в нас не было смирения, не было покаяния и сокрушения о своей душе.

Занимайтесь чем угодно, но оставьте душу свободной. Советы священников о смирении

Самые строгие афонские монахи живут в кельях на скале. С внешним миром их соединяет тонкая лебедка, по которой в кельи доставляют еду и воду. Но даже в таких условиях монахи живут умиротворенно, не переживая о завтрашнем дне.

Митрополит Лимасольский Афанасий в книге «Путь говорит Бог» рассказывает о том, как достичь такого же духовного спокойствия.

75 метров над уровнем моря

Митрополит Афанасий принял монашество на Афоне, позже возглавил кипрский монастырь Махерас. Ведет просветительскую работу, пишет книги.

В конечном счете, говорит митрополит, душа каждого человека стремится обрести покой. Душа желает стать смиренной и ни о чем не беспокоиться.

Это не значит, что нужно опустить руки и ничего не делать. Нужно делать то, что должно, но не следует обременять свою душу мирскими заботами.

Карули — это вертикальные кельи, которые располагаются прямо на скале, на высоте 75 метров. В них живут всего несколько монахов-отшельников, полностью отрезанных от внешнего мира.

И вот, однажды митрополит Афанасий спросил монаха Стефана, который подвизался жить в такой келье, что он чувствовал в первый день?

В самый первый день я испугался, рассказывает Стефан, я был совершенно один. Сверху — скалы, снизу — море. У меня был с собой маленький мешочек с хлебом и оливами. Ну, поем я хлеб сегодня, завтра, а что я буду есть послезавтра?

Однако, Господь меня не оставил. Вот уже 25 лет я живу в этой пустыне и у меня все еще остался тот самый мешочек с хлебом и он даже не испортился. Я храню его.

Господь не оставил смиренного человека.

Так и мы, миряне, можем обрести смирение. Нужно делать свое дело без стресса, суеты и расстройства. Сделать все, что в наших силах, а на остальное — воля Божия.

Когда мы благодарим Господа за «хлеб насущный», мы не просим Его дать нам заодно и «хлеб завтрашний».

Один день исполнять волю Божию

Авва Агафон — старец, который обладал смирением и терпением. Однажды он решил в течение всего дня исполнять волю Божию. Я все время преступаю Божию волю, пусть хотя бы один день я буду исполнять ее.

Но вместо того, чтобы весь день молиться, Авва Агафон занялся обычными делами. Набрал зерна и понес на мельницу, чтобы перемолоть.

Он пришел самым первым и вот уже приготовился засыпать зерно в жернова, как его прервал человек:

Авва, не пропустите меня вперед? Я очень тороплюсь.

С удовольствием, брат, — ответил Авва Агафон.

Читайте также:
Обращение к Богу с просьбами: смысл и значение, мнение священников

Как только человек сделал свое дело и ушел, другой монах сказал:

Авва, пропустите и меня вперед, у вас много свободного времени, потом перемелите свое зерно.

С удовольствием! — вновь ответил Авва и помог монаху с жерновами.

Так продолжалось весь день. Как только Авва Агафон собирался молоть зерно, кто-то приходил и просил пропустить его.

В конце дня Авва собрался обратно. Он так и не смог перемолоть свое зерно. И тогда он понял, что весь день исполнял волю Божию. Он не стал роптать и гневаться, что я вам, козел отпущения? Сколько можно пропускать людей вперед! Ничего подобного он не сказал.

Чтобы выполнить волю Божию необязательно весь день молиться. Достаточно проявить любовь и заботу о людях.

Святой Макарий и козинак

В книге «Пусть говорит Бог» есть раздел с беседами афонского проповедника архимандрита Андрея Конаноса.

Однажды, выступая публично Андрей Конанос рассказывал о добродетелях, о том, как проявить заботу о людях. Но тут человек из зала задал вопрос:

А покажите, пожалуйста, на примере, как вы заботитесь о людях, отец. Вот, вы говорите, что нужно делать добро. А как это добро сделать на практике, расскажите.

Вопрос поставил Андрея Конаноса в тупик. Ведь на практике он не делает того, о чем говорит на проповеди. Ему стало стыдно. Он не нашел, что ответить.

Действительно, как часто мы отказываем нищему, просящему у нас мелочь. А если внезапно позвонит родственник и попросит крупную сумму, мы, скорее всего скажем, ох, извини, сейчас так тяжело с деньгами.

В Библии сказано, у кого есть два хитона, т.е. две рубашки, пусть отдаст одну тому, кто ее не имеет. Но ведь это же все символизм, аллегория. Мы не воспринимаем эту фразу буквально.

Позвольте же мне рассказать о святом Макарии, — продолжает Андрей Конанос.

Святой Макарий как-то посетил келью одного старого монаха-отшельника.

Как поживаешь, отче? — спросил Макарий.

Хорошо, спасибо, что пришел, — ответил старик.

А может быть тебе чего-нибудь хочется, отче? Что мне для тебя сделать?

Да ничего не надо, спасибо. Я живу тут один, питаюсь сухарями. Мне ничего не надо.

Ну все же, назови что-нибудь, — настаивал Макарий.

Ну, пожалуй, мне бы хотелось козинак. Но это только потому, что ты настаиваешь, так мне ничего не нужно.

И тогда святой Макарий пошел в ближайшее село. Он шел несколько часов, купил там козинак и вернулся обратно.

Ты просил козинак — вот он!

Никаких символизмов и аллегорий. Только дела.

А что бы сделали мы на месте святого Макария, если бы у нас попросили козинак? Пожалуй, сказали бы, хорошо, в следующий раз, когда буду тебя навещать, привезу с собой козинак. И то, мы бы подумали, а какой смысл в этом козинаке, если никто об этом не узнает и не похвалит нас за проявленную заботу?

Испытание щедростью

Андрей Конанос ведет передачу на греческом радио. Каждую неделю среди слушателей проводятся испытания. Например, эту неделю без телевизора, следующую — без интернета или без сахара.

Однажды всем слушателям предлагалось задание. Первому встречному нищему нужно было отдать 10 евро. Больше 500 рублей. Не раздумывая, на что пойдут эти деньги — отдать и все.

Один молодой человек поделился своими впечатлениями от задания:

Я повстречал нищего, положил ему в руку купюру и пошел дальше. Через минуту я почувствовал, как кто прикоснулся к моему плечу. Это был нищий, который сказал, что я, должно быть, ошибся и дал ему слишком большую сумму.

Давайте я вам разменяю ваши 10 евро. Оставлю себе один или два, а сдачу верну вам?

Я был тронут тем, что в нашем мире есть такие люди. В глазах этого нищего было столько доброты, — рассказывает молодой человек.

В тот день я получил гораздо больше, чем отдал.

Смирение: разумное самоуничижение

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Предыдущая статья Толкового словаря была посвящена слову «терпение» – ὑπομονή (hypomonē). Мы выяснили, что терпение, исходя из «гнезда значений» этого древнегреческого слова, можно толковать и как своего рода неподвижное ожидание, пребывание на том же самом месте. Скорби и страдания теснят человека, давят на него со всех сторон (скорбь по древнегречески будет θλῖψις (thlipsis), что этимологически значит давление, сжимание, утеснение . Терпение же позволяет не покидать «жизнь на посту», те боевые жизненные позиции («жить – значит воевать», говорил древнеримский философ Сенека), которые сознательно занял человек.

Евангельские слова «претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10, 22) исходя из этого с некоторой долей условности можно переводить и так: «Спасется тот, кто до конца пребудет на занятых им позициях». Поэтому надо верить, что в каком-то смысле человек может вытерпеть все. Отцы Церкви единодушно говорили, что ни на кого Бог не возлагает ноши большей, чем та, которую он может понести.

Однако, само терпение тоже должно быть на чем-то основано. Его исток – смирение. Последнее является основанием не только для терпения, но и для всех прочих добродетелей. Отсутствие же смирения, т.е. гордость, может своим ядом отравить любые добрые дела и свойства. «Ни самый страх Божий, ни милостыня, ни вера, ни воздержание, ни другая какая-либо добродетель не может быть совершена без смиренномудрия» (авва Дорофей). Так с Неба из высшего чина ангелов был низвергнут Люцифер, который за его блеск и красоту и был прозван «несущим свет». Он был отмечен всеми преимуществами и достоинствами, кроме одного – смирения, когда решил, что своей премудростью, красотой и добродетелями он обладает не благодаря Богу, а сам по себе.

Тут очень важно то, что смирение выше и любых человеческих сил, его невозможно приобрести, если не будет благодати и помощи свыше. Оно сверхестественно, и в сущности – противоречит обычной человеческой психологии. Смирение выражается в том, что человек любые нанесенные ему обиды, даже несправедливые, воспринимает как пришедшие по адресу и вполне заслуженные. Хочется спросить: разве это разумно? Почему надо все сносить и прощать? И кто сможет так делать? Кому это по силам? Ведь мы живем, постоянно окруженные ссорами и сварами, которые сами же и создаем. Как однажды заметил философ Владимир Бибихин – мы живем едва терпящие других, едва терпимые другими. Это, если не кривить душой, и есть – обычная «человеческая ситуация».

Читайте также:
Пост в православии: что это такое, правила и особенности соблюдения, значение и традиции

Однако интересно, что древнегреческое слово «смирение», ταπεινοφροσύνη (tapeinofrosyne), дословно значит смиренномудрие. Оно составлено из двух слов. Первое – прилагательное ταπεινός (tapeinos), которое переводится как «низкий», «малый», «покорный», «смиренный». А второй корень этого слова образован от ἡ σωφροσύνη) (sōfrosyne), что значит «благоразумие», «здравый смысл», «мудрость». Поэтому, если исходить из второго корня, в смирении есть глубокое разумное содержание, которое на первый (и даже на второй) взгляд не видно и непонятно «естественному человеку».

Возможно, это как раз тот случай, про который средневековые философы-богословы говорили – «я верю, чтобы понимать». А именно, если верить в заповеди и поступать по вере, то все более ясным будет становиться и их смысл и их правильность. Тогда смирение оказывается всего лишь трезвым видением и пониманием самого себя (а ведь это труднее всего, говорили древние – «познать самого себя»). Как «пьяному море по колено», так и тот, у кого нет хотя бы немного смирения, живет в состоянии духовной эйфории, и не видит со стороны ни самого себя, ни бревен в собственном глазу. При таком понимании смирения, отсутствие гнева даже на тех, кто, казалось бы, этого вполне заслуживает, или следование заповеди «не судите» даже в отношении тех, кого вроде бы нельзя не осудить, подкрепляются тем трезвым соображением, что Бог так же любит повздорившего с тобой человека, как и тебя самого. Смирение открывает для христианина целый Божий мир и других людей, восприятие которых замутняют и закрывают для нас наши же обиды. Поэтому смирение, впридачу к прочим его смыслам, вполне можно трактовать как благоразумное или трезвое самоуничижение, позволяющее человеку не заслонить от себя весь мир тенью собственных страстей, и увидеть все так, как оно есть.

Как научиться смирению?

Без смирения христианская духовная жизнь невозможна. Христианин должен учиться со смирением принимать скорби — не сжав зубы, терпеть во что бы то ни стало, а именно принять боль. Но что делать, если смирения нет? Специально для портала «Православие и мир» — беседа Тамары Амелиной с протоиереем Алексием Уминским.


— Путь к смирению достаточно долог и сложен. Это путь длиною во всю жизнь. Конечно, это духовная наполненность. Авва Дорофей говорит: «Каждый молящийся Богу: «Господи, дай мне смирение», должен знать, что он просит Бога, дабы он послал ему не кого-нибудь, а оскорбить его».

Ведь мы в молитве Ефрема Сирина каждый день именно об этом просим Великим постом, а потом удивляемся, почему с нами Великим постом случаются искушения.

– О смирении мы слышим тогда, когда получаем совет: «А ты смирись!»

— Так и хорошо бы смириться, так и надо. Правильно.

– Смирение – принятие воли Божией?

— Смирение – принятие себя таким, какой ты есть. Чаще всего самая большая проблема для человека – быть самим собой, быть тем, кто ты есть на сегодняшний момент. Самое большое несмирение – человек не хочет себе признаться, кто он есть на самом деле. Человек хочет выглядеть в глазах других людей лучше, чем есть на самом деле. У всех же это есть, да? И никому не хочется, чтобы знали, что ты думаешь, что творится в твоей душе. И все проблемы нашего несмирения, наши обиды происходят от того, что люди замечают, какие мы есть на самом деле и как-то дают нам это понять. А мы на это обижаемся. По большому счету это именно так.

Начальный момент смирения может начаться именно с этого: если тебе говорят «Смирись», то, значит, подумай, а что произошло? И найди причину в самом себе. Может быть, ты и есть тот самый человек, к которому обращены эти слова обиды и в них нет ничего обидного? Если дураку сказать, что он дурак, то что в этом обидного для дурака? Для дурака не может быть ничего в этом обидного. Если я дурак, и мне сказали, что я дурак, то я не могу на это обидеться!

– Так кто ж себя считает дураком?

— Так вот, смиренный человек, если он знает, кто он такой, он не обидится.

– Но всегда же есть люди и глупее, и хуже?

— Не факт! Это еще надо разгадать! Может, и есть, но они тоже дураки, и я такой же как и они. Вот и все. Наша жизнь есть цепь доказательств того, чтобы люди поверили, какие мы умные, сильные, талантливые… Ну, вот скажите, надо ли умному человеку доказывать, что он умный? Не надо! Если человек доказывает, что он умный, значит, он дурак. И когда ему говорят, что он дурак, он не должен обижаться. Примерно так, я, конечно, рисую грубую схему. Человек должен прежде всего понять, кто он есть на самом деле. И не бояться быть самим собой. Потому что это точка отсчета.

– А если тебе это говорит тоже дурак?

— Дурак может стать умным! Дурак, если он поймет, что он дурак, он может постараться и стать умным! Не делать вид, что он умный, а как-то поучиться быть умным. Трус может научиться стать смелым, если он поймет, что он трус и захочет стать смелым.

Каждый человек, если он поймет точку отсчета, у него будет куда идти. С этого начинается смирение. Человек, прежде всего, с собой должен примириться в Боге и увидеть, кто он такой есть. Потому что если человек считает, что он умный, то зачем ему просить у Бога ума? Он и так умный. Если человек считает себя талантливым, то зачем просить у Бога таланта? А если он считает, что у него чего-то нет, значит, он может просить это у Бога, значит, ему есть куда стремиться, значит, есть, куда идти. А так – идти некуда. Почему Заповеди блаженства начинаются с «Блаженны нищие духом» (Мф. 5, 3).? Потому что нищий все время что-то просит, у нищего ничего нет. Хотя при желании он может так набить карманы деньгами! Есть даже такая профессия – профессиональный нищий. Так вот, принцип один и тот же. Человек в глазах других людей признал себя нищим. Он такой жизнью живет, он из этого нищенства получает способ жизненного существования.

Читайте также:
Божественное откровение: что это такое, понятие и виды, основные черты и истолкование

А если это перевести в духовный план, как нас учит Евангелие, тогда можно что-то в этой жизни приобрести для себя важное, а без этого не приобретешь. Самой большой проблемой, самым большим препятствием для приобретения каких-то духовных даров или силы для движения к Богу, прежде всего, является то, что мы не хотим быть самими собой. Нам хочется в глазах других выглядеть лучше, чем мы есть на самом деле. Понятно, что нам хочется быть лучше, но мы не делаем для этого простых вещей.

Мы не хотим, чтобы люди видели, какие мы есть на самом деле. Нам очень страшно от этого, нам страшно как Адаму, который хочет от Бога спрятаться, нам хочется сразу прикрыть всю свою наготу.

А смирение, прежде всего, состоит, как мне кажется, в том, что человек совершает очень мужественный поступок. Он не боится быть дураком, если он дурак. Не боится признать свою глупость, если он глуп. Не боится признать свою неспособность, если он неспособен. Не боится признать свою бесталанность, если у него что-то не получается. Не впадает от этого в уныние, самоедство, что, мол, как же так, есть же еще хуже меня, а понимает, что это есть точка отсчета. Поэтому, когда ему говорят «дурак», он не обижается, а смиряется.

– Еще смирение часто путают с равнодушием.

— Есть понятие «бесстрастие», а есть понятие «бесчувствие». Это разные вещи.

– Если в человеке не проявляется каких-то страстей, осуждения, например, то кажется, что с душой все в порядке.

— Да, нет. Что значит в порядке? Если в душе человека мир, тогда с ним все порядке, а если безжизненное болото, то это состояние уныния, с этим жить тяжело.

– Критерий – мир, радость?

— Да, то, что в Евангелии написано. В Послании апостола Павла к галатам: «…любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость…» (Гал. 6–7).

– Могу я не упоминать в молитве людей, о которых мне трудно молиться?

— Если Вы христианка, то не можете

– Не могу я даже имена их произносить, у меня сразу такие искушения… Даже молитва прекращается… Хочется забыть …

— Если Вы христианка, то не имеете права. Значит, должны просить у Бога на это сил.

Как сказал архиепископ Иоанн Шаховской: «Не желать видеть и слышать человека похоже на приказ его расстрелять».

– Неужели, действительно, существуют такие люди, которые способны простить, преодолеть, казалось бы, немыслимые предательства?

— Попробовать можно. Смотря что вы у Бога будете просить. Если вы будете просить, чтобы Бог привел к покаянию этих людей, дал им возможность понять, что они сделали неправильно, чтобы Господь не дал им до конца погибнуть, чтобы Господь помог им измениться, то почему бы нет?

– Есть мнение, что, если молишься за таких людей, то на себя принимаешь груз их греха.

— Это, конечно, полное безобразие. Когда люди оправдывают нежелание за кого-то молиться какими-то искушениями. Тогда лучше снять с себя крест, в храм не ходить и жить себе спокойненько жизнью без церкви – без Христа и без креста. Вообще тогда не будет никаких искушений! Все будет отлично! Это, конечно, безобразие, но распространенное безобразие. Из такого ложного смирения, мол, недостойны, немощны, куда нам… Потому что люди не любят Христа, а любят только себя.

Священник Георгий Чистяков пишет: «И, наверное, именно потому так редко совершаются чудеса в наши дни, что нам хочется чуда в тех случаях, когда есть другой выход, хочется чуда только по той причине, что так будет проще. Мы ждем чуда и просим о чуде, не исчерпав все свои возможности, просим о чуде, а надо бы просить сил, мудрости, терпения и упорства».

Совершенно согласен с этими словами отца Георгия.

Что такое христианское смирение?

Одна из наиболее частых причин отказа посещения церкви или принятия Христа как своего Спасителя — это жалоба и недовольство тем, что надо быть смиренным человеком. Люди говорят: «Бог желает видеть нас рабами, а я не хочу быть рабом. Я свободный человек!».

Особенное недовольство вызывает всем известный стих, где Христос говорит, если тебя ударили по правой щеке, надо подставить левую. Но действительно ли проявление смирения или кротости является слабостью?

Что такое смирение

Современный мир требует от человека быть сильным, жестким и уметь добиваться своего. Это касается как бытовых вещей, например, постоянная борьба за парковку у дома или духовных — как можно промолчать, когда тебя оскорбили или позволить кому-то другому занять обещанную человеку должность?

Казалось бы, кротость совершенно не вписывается в современную парадигму мира. Но, может, это происходит потому, что большинство просто не знают истинного значения данного слова?

Слово «смирение» образовано от более короткого и емкого — мир. Согласно словарям русского языка, это слово можно понимать в 3 вариантах:

  1. Как христианскую добродетель, синоним слова «смиренномудрие», «покорность» и «кротость».
  2. Как сознательное принижение своих заслуг и талантов для борьбы с гордостью и тщеславием.
  3. Как послушность и покорность, которую человек проявляет по отношению к кому-либо.
Читайте также:
Православие и кремация: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые вопросы

Таким образом, кроткий человек стремится или уже пребывает в мире с Богом, людьми и самим собой. И ради этого мира христианин готов принять Божью волю выше своей, волю ближнего важнее своей, и проявить покорность ради сохранения мира во взаимоотношениях. В этом и проявляется учение Христа — возлюби Бога своего и ближнего своего как самого себя. Таким образом, человек не может исполнить две важнейшие заповеди без этого качества. Но как проявить его?

Важно! Кроткий человек — это тот, который трезво оценивает себя и не гордиться. Он четко понимает и видит свои грехи, прослеживает свои мысли и понимает кто он есть. При этом он не принижает себя искусственно, но готов уступить ради сохранения мира.

Хорошим примером могут стать люди искусства. Например, певец может принимать свой голос и слух как дар от Бога, прекрасно понимая, что он не приложил изначально никаких усилий, чтобы хорошо петь. Он работает, развивается и при этом благодарен Всевышнему за свой талант — это покорность и кротость перед Господом.

Читайте о христианских добродетелях:

Противоположное значение покорности — это гордость. Гордый человек никогда не уступит, он не будет «прогибаться», не пойдет на компромисс. Его главная цель — получить желаемое и при этом средство достижения этого неважно. Примером такого человека будет музыкант, который считает, что всего добился сам, построил карьеру сам и никому ничем не обязан. Это проявление гордыни и неблагодарности, к сожалению, такие люди обычно ведут разгульный образ жизни, попадают в зависимости и теряют свой талант.

Где надо проявлять покорность

Смирение проявляется в двух важных сферах — по отношению к Господу и по отношению к ближнему.

  • В первом случае это признание своей греховности и надежда не на себя, но на Божью милость и любовь. Т.е. человек не пытается собственными усилиями заслужить прощение или, как некоторые говорят, делать добрые дела, которые потом «засчитаются».

Кроткий человек прекрасно понимает, что он сам не способен спастись, не способен быть святым, но может достичь спасения только через смерть Иисуса Христа. И также он ведет себя и в жизни — подчиняет свою волю Божьей, даже когда это не нравится или расходится с собственными целями и планами.

  • Касательно отношений с другими людьми, можно сказать, что смирение проявляется в отсутствии гнева или раздражения на близких, в доброте к ним и уступчивости. В любой конфликтной ситуации смиренный человек будет стремиться прекратить разногласия и заключить мир, даже если это будет расходиться с его планами или целями.

Банальный пример — это забота родителей, которая не прекращается со взрослением ребенка. Покорный человек заберет с благодарностью корзинку с мамиными пирожками, даже если он их и не ест, но отношения с матерью и ее удовлетворение для такого ребенка важнее, нежели собственный комфорт.

Ложное смирение

Как и любого другого качества человека, у кротости есть злой брат-близнец — ложное смирение. Когда человек думает, что поступает правильно и смиренно, но на самом деле лишь подпитывает свою гордость и эгоизм.

Различить эти два похожих проявления можно, если проанализировать их мотивы и проявления. Ложное смирение обладает такими характеристиками:

  1. Человек поступает лживо, принимая покорный вид, но в итоге поступая точно так же.
  2. Он рассказывает всем о том, как хорошо он поступил.
  3. Позже человек использует этот случай для своей выгоды.
  4. Покоряясь снаружи, внутри продолжает считать оппонента неправым.
  5. Человек считает, что поступил так хорошо потому, что он прекрасный христианин.

Для примера можно рассмотреть ситуацию в семье, муж с женой часто конфликтуют, и жена решила быть покорной супругу. Во время очередной ссоры она замолчала и признала правоту мужа, после этого она поступила, так как и хотела, но скрыла это, а во время встречи с подругами хвасталась, как освоила это качество — быть смиренной. Было ли это правильно? Нет, это было проявление ложного смирения, когда мотивом жены была гордость, дескать «Я молодец. А муж — глупец», поскольку она не поступила, как просил ее супруг, а потом и хвасталась об этом.

Сила смирения

Почему же проявление кротости считают слабостью? Ответ прост — люди считают, что победить другого важно и это проявление силы. На самом деле, нет более опытного и опасного врага для человека, чем он сам. Поэтому победа над самим собой должна оцениваться выше победы над ближним.

Для проявления смирения человеку требуется недюжинная храбрость, ведь всегда есть опасение, что из-за уступок его посчитают слабым. Но если всмотреться в суть смирения, становится понятно, что только человек сильный и крепкий в Господе может поступить так. Простить, уступить всегда сложнее, чем бороться и принижать другого. Также и в отношениях с Господом — принять Его волю всегда сложнее, чем кажется.

Важно! Человек должен полностью довериться Богу, ведь не всегда путь, который Он приготовил, нравится. Чаще происходит наоборот, вместо благословений приходят испытания, а череда искушений не прекращается — Творец работает над сердцем христианина, делая его мягче и чище, но это не всегда приятный процесс.

Также люди привыкли решать все проблемы самостоятельно, договариваясь, находя пути и средства, и тем сложнее бывает довериться и отдать все в руки Бога.

Христос как пример смирения

Главным примером для христианина, безусловно, является Иисус Христос. Он представляет собой идеал смиренного человека, но при этом никто не может назвать Иисуса слабым. Если изучить описания в Евангелиях момента его ареста и допроса у фарисеев, то можно понять, что Христос был покорным как в отношениях с людьми, так и в отношениях с Богом.

Когда он предстал перед синедрионом, он не спорил со священнослужителями, не кричал и не доказывал свою правоту. Таким же он был перед царем и перед Понтием Пилатом. Вопросы, которые Христос задавал были простые и не звучали надменно или презрительно. В Его словах была покорность и не было вызова, Он не проявлял неуважение или желание усугубить конфликт.

Читайте также:
Автокефалия: что такое и что значит, правила предоставления и особенности, что происходит в Украине

Смиренность Христа Божьей воли несмотря на то что хотел ее избежать, можно увидеть, прочитав Его молитвы в Гефсиманском саду (Матф. 6:39). Понимая важность и необходимость своей смерти, Он испытывал страх как любой человек и хотел бы, чтобы Бог Его избавил от нее. Тем не менее он с покорностью признает авторитет Бога выше Своего и говорит: «Но пусть будет Твоя воля».

Даже зная, что Его ждет, Христос покорен Богу. Однако нет в Его словах или поступках слабости. Именно поэтому для верующих людей нет лучшего примера кротости. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29).

Как научится быть смиренным

Теперь, когда ценность и важность этой благодетели понятна, следует разобраться как же это качество приобретать. Для начала следует иметь глубокие взаимоотношения с Богом, ведь сложно покоряться и доверять тому, кого совсем не знаешь. Поэтому следует постоянно читать Писания и труды отцов церкви, молиться, посещать богослужения, исповедоваться и причащаться. Необходимо свою жизнь подчинить Богу не только на словах, но и на делах.

Поскольку покорность — это победа над собственной гордостью, следует предпринять ряд шагов по ее уничижению:

  1. Всегда помнить, что человек — всего лишь пылинка в мире и он ничего не решает.
  2. Регулярно молиться и просить Господа помочь в борьбе с гордыней.
  3. Уметь сказать «извини» или «прости» в любой ситуации.
  4. Регулярно исповедоваться в храме, чтобы осознавать и принимать свою греховную натуру.
  5. Делать добрые дела анонимно.
  6. Принимать обличения с благодарностью.

Совет! Некоторые старцы советуют применять технику с наказанием: заметил за собой гордость — отказался от желанного чего-либо (десерта, похода в театр и пр.). Каждый сам избирает метод борьбы с гордостью, но сделать это без Божьей помощи невозможно.

Смирение — это благодетель, которую не каждый может постичь и которую Господь считает одной из самых важных и ценных: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5). Быть кротким человеком означает быть настолько сильным, чтобы признать ближнего своего выше себя и полностью доверить свою жизнь Господу.

Кротость и смирение в православии

Лишь малые дети от присущей им непосредственности часто несдержанны. Они выражают себя открыто, не умея подстраиваться под окружение. Взрослые могут скрыть возбуждение, хотя внутри в это время бушуют страсти, а окружающие ошибочно считают их скромными и добродушными.

Кротость — это сочетание добродушия с твердостью духа, качество, тесно связанное по смыслу со смирением и скромностью. Только она может помочь справиться с гордыней, источником которой является эго. Именно с гордыни начинается вхождение в греховную жизнь.

  1. Что такое кротость
  2. Происхождение слова
  3. Значение понятия
  4. Согласно Писанию
  5. Для чего нужна
  6. Как стать кротким человеком
  7. Что такое смирение
  8. Происхождение слова
  9. Определение термина
  10. Толкование в Библии
  11. Признаки
  12. Внутренние
  13. Внешние
  14. Смирение и терпение (общие и отличительные черты)
  15. Кротость и смирение как христианские добродетели
  16. Как Священное Писание учит смирению (на примере библейских историй)
  17. Видео

Что такое кротость

Кроткий человек не раздражается по какому-либо поводу, не спорит, доказывая свою правоту. Он наделен терпением и уступчивостью, если они не противоречат совести. Мудрость и самообладание, позволяющие оставаться спокойным в раздражающих проявлениях внешнего мира, иногда ошибочно воспринимаются обывателями и грубиянами как слабость и трусость.

Происхождение слова

Слово произошло от «укрощенный», «усмиренный», «укротивший свои страсти». В греческом языке слово «праутес» означает чуткость, заботливость, мягкость и вежливость.

Значение понятия

В общепринятом понимании значение слова кротость подразумевает добродушие и всепрощение. Это терпимость, способствующая без гнева и желания мести терпеливо сносить оскорбления в свой адрес и переживать жизненные лишения.

Наделенная ею особа всегда контролирует эмоции, относится с пониманием к чужим ошибкам и готова простить обиды. Это не внешний образ и стиль поведения, а внутреннее состояние.

Согласно Писанию

Во всех мировых религиях кротость считается основной добродетелью, приближающей к Богу. По Божественному писанию, Его всепрощение, проявляющееся в благосклонности и милости к человечеству, несмотря на греховные проявления и падения людей, часто неслышащих и предающих Его, свидетельствует о кротости.

Подобно Ему, следует проявлять это качество в полном спокойствии духа, без раздражений, гнева и обид. Не реагируя злом за причиненные обиды, относиться со снисхождением и любовью к окружающим людям, охотно прощая их проступки.

Больше всего выражается это качество в тот момент, когда молчат в ответ на унижения, являя этим совершенство души. Святые именно этим проявлением отличались от обычных людей. Каждому из них приходилось терпеть многие унижения и лишения, поэтому святые отцы о скорбях имели особое мнение и наделяли их специфическим смыслом. Они считали их Божьим благословением.

В полной мере кротостью обладал Иисус Христос, выражалось это более всего при истязаниях и унижениях перед казнью, а потом и на Кресте. Господь не отворачивал лицо Свое от плевков из толпы, а лишь в полном безмолвии смотрел прямо на них. А при распятии Он молился за них, распинающих Его, как неразумеющих, что творят.

Для чего нужна

Люди стремятся к внутреннему спокойствию и гармонии с окружающим миром, ведь когда внутри царит мир и спокойствие, наступает счастье. Эгоистические натуры, всегда пребывающие в конфликте с внешним миром, мечтают о покое и благодати. И им невдомек, что достижение подобного состояния кроется в кротком поведении.

Решивший познать Бога должен придерживаться этого поведения, только тогда он готов к истинному покаянию и оставлению грехов. Проявления эгоизма не дают исправиться, ведь кроме эго ничего не слышно и не принимается. Такой послушник начинает спорить, защищая себя, находить отговорки и доказывать свою невиновность.

Людям свойственно грешить, а их эгоизму, истоком которого является дьявол, оправдываться, закрывая доступ к покаянию. Тогда ими начинают управлять страсти, перекрывая путь к изменениям и перевоспитанию.

Кроткий человек сможет беспрепятственно соединиться с Богом и стать блаженным. Таким Он покровительствует, а наградой их являются счастье и вечное блаженство. Поэтому святые старцы указывают не искать чудес, а добиваться кротости, что и является чудом из чудес.

Читайте также:
Обучение церковному пению: популярные школы и курсы, особенности и правила учебы, роль и значения пения в православии

Как стать кротким человеком

Для обретения этой добродетели необходимо всем сердцем захотеть достичь подобного состояния.

  1. Пользуясь примерами из жизни святых, работать над собой, быть бдительным каждый миг своей жизни. Перестать оправдываться, спорить и доказывать свою правоту.
  2. Решившись идти столь тесным путем, необходимо отвергнуть весь мир, отсечь все богатства и кажущиеся необходимыми вещи.
  3. Найти духовника, указывающего путь.
  4. Нужно быть готовым переносить всяческие оскорбления и обвинения, даже если они напрасны и неправдивы. При этом сохранять молчание не только внешнее, но и внутреннее.
  5. На примере святых отцов церкви благословлять своих поносителей.

Быть кротким, осознавая свою греховность и незначительность, не представляет труда. Молчать и повиноваться в церкви, перед Богом, легко, а в мире, среди обычных людей, — уже сложнее. По причине того, что каждый начинает считать себя чище, выше и лучше других.

Чувство собственной важности вызывает мнимое превосходство над людьми, верующий начинает видеть и усугублять грехи других, в то время как свои — не замечать, считать незначительными.

Поэтому не следует считать себя выше и духовно чище других, а следить внимательно за собой и своими поступками.

Дабы избежать соблазна напрасных поношений и обвинений окружающих в грехах, которых они не совершали, а лишь являлись плодом фантазии обвиняющего.

Что такое смирение

Невозможно ясно выразить такую добродетель. Путь к полному смирению — сложный и долгий, длиною в жизнь. Выразить в полной мере значение этой добродетели может только совершенный человек.

Святой Иоанн Лествичник считал, что смирение — это сокровище, которое невозможно изъяснить словами. Он считал смиренномудрие неизведанной благодатью души. Только познав ее в жизни на личном опыте, можно дать ей полное определение.

Происхождение слова

Слово происходит от глагола «смирить», «смирять». Из древнерусского языка — «умерить, смягчить, подавить». По народной этимологии близко со словом мир, то есть обрести мир, проявить терпимость.

Есть еще один корень — от слова «мера», тогда в слове вместо буквы «и» употреблялась «е». И получалось немного другое по значению слово — знание себя и своей меры. Трезвый взгляд, без гордыни, на свои знания и способности, принятие себя, своей жизни и окружающих, как есть.

Определение термина

Смирение в православии — осознание своих слабостей и погрешностей без проявления гордыни. В жизни христианина проявляется обретением мира с Богом, с окружающими людьми и с собой при любых жизненных обстоятельствах.

Быть смиренным — значит не испытывать превосходства над кем-либо, а относиться с истинной любовью к близким людям и всем окружающим.

Так верующий обретает устойчивый и абсолютный мир в сердце своем. Считая, что духовными добродетелями наделяет только Бог, он начинает их приобретать.

Толкование в Библии

Смирение, по Святому Писанию, заключается в благоразумном восприятии себя, окружающего мира и Бога. Для ясности понимания термина его делят на три вида.

  1. К Богу — видение своих прегрешений и упование на Божье милосердие через любовь к Нему. Когда человек полностью полагается на Божью волю, готов принять любые лишения и скорби без ропота и печали в сердце — оставляя все на волю Божью, принимая всем сердцем любое Его решение. Только не следует путать с бездействием в решении жизненных проблем. Это не безответственное подчинение и покорность обстоятельствам.
    В действительности — это жизнь с Богом, свободное и отважное единодушие с Его волей.
  2. К окружающим — позволяет не гневаться на других людей, а находить компромисс, даже когда явно стоит поставить их на место. Господь любит каждого, независимо от национальности и веры. И каждый является образом Его. Однако не следует способствовать злу своей беспрекословностью, особенно когда близкий человек испытывает страдания. В этом случае не допустить насилия в адрес близкого не идет вразрез с пониманием смирения.
  3. К себе — это когда человек не смотрит на недостатки других, а прекрасно знает свои, не боится и не отрицает их. Видит свои ошибки в настоящем и в случае справедливого нарекания всегда готов искренне извиниться.

Смиренным быть нужно не только священнослужителям и монахам, но и мирянам, иначе путь к Богу закрыт. И наоборот, не имея более добродетелей, кроме этой, верующий становится рядом с Господом.

Признаки

Иисус Христос показал человечеству высшее и полное смирение с волей Всевышнего Бога. Жизнь и деяния Христа показывают все признаки этого качества. Обретая его, христианин уподобляется Христу.

Внутренние

Смиренность зарождается внутри из ощущения пребывания Всевышнего. Человеку сложно смириться благодаря внешнему воздействию или собственным усилиям, а в присутствии Бога и Его величия, осознав свою никчемность, ему ничего другого не остается, как надеяться на Него.

  • благоговение;
  • кротость;
  • послушание;
  • смелость;
  • ответственность;
  • терпение;
  • милосердие;
  • полное спокойствие.

Такой человек всегда спокоен и непоколебим, никого не обвиняет и не поносит, не превозносит себя над другими, считая себя самым грешным и недостойным похвалы, что начинает проявляться внешне. Внутренние и внешние признаки крепко взаимосвязаны друг с другом.

Внешние

Все внутренние изменения в человеке отражаются на его поведении и взаимоотношениях со внешним миром. По достижении смиренномудрия в поведении человека начинают проявляться ранее не свойственные ему действия.

  • пропадание интереса к мирским увеселениям;
  • простота речи;
  • размеренный голос;
  • краткость в словах;
  • чистое и высокое мышление;
  • уход от споров и конфликтов;
  • уход от бессмысленных разговоров;
  • спокойное отношение к обидам в свой адрес.

Смиренномудрый христианин не обсуждает и не критикует других, относится к ним с терпимостью, принимая во внимание их интересы. Принимает людей такими как есть, со всеми достоинствами и недостатками, впрочем, как и себя. Причем принимает сердцем, уму свойственно разделять и подвергать анализу.

Читайте также:
Домашнее насилие: грех ли в православии, отношение церкви и мнение священников

Смиренный человек никогда не будет сравнивать себя или свою жизнь с другими, желать иной жизни и обстоятельств. Если вдруг возникнет необходимость изменить что-либо в жизни, то начнет перемены с себя, изнутри, тем самым преображая внешние проявления. Перемены приходят не сразу, для их проявления необходимо определенное время, вот тут требуется проявить терпение.

Смирение и терпение (общие и отличительные черты)

Жизнь приносит нам не только радостные моменты, иногда в виде Божьего промысла приходят всякого рода испытания. Тогда верующему необходимо проявить терпение, преодолевая обстоятельства жизни, вызванные испытаниями. Насколько хватит терпения, столько и получится безропотно скорбеть.

Очень важно научиться смирению и терпению в православии, тогда верующий становится кротким, без этого не может быть Пути. Эти два качества постоянно находятся рядом, между ними существует некая взаимосвязь. Когда наступают тяжелые времена и лишения, то они очень тесно переплетаются.

Кротость и смирение как христианские добродетели

Смиренность и кротость — две христианские добродетели, направленные на борьбу с гордыней. Гордыня только кажется простым грехом. Считается, что она проявляется самомнением, важностью, тщеславием и другими явлениями эгоизма. Но это совсем не так — чем большего достиг на пути, тем изощреннее становятся искушения.

Есть такое понятие в христианстве как прелесть, наступающая после достижения неких высот на пути к Богу, когда соблюдаются все предписания и заповеди. Но без должного руководства начинает казаться, что уже почти свят, особенно на фоне греховности других. Так действует скрытая гордыня.

Помочь правильно понять возникшее чувство превосходства может только духовный пастырь. Сам впавший в прелесть не может распознать проявление гордыни, со стороны виднее.

Очень важно на протяжении всего жизненного пути культивировать эти две добродетели, особенно по достижении неимоверных высот. Когда верующий преуспел на этом пути, ему может показаться, что он уже неуязвим для сетей гордыни, хотя это далеко не так. Ведь эгоизм является верным спутником всей земной жизни, его проявления атакуют именно в тот момент, когда дух успокаивается, и бдительность ослабевает.

Как Священное Писание учит смирению (на примере библейских историй)

Священное Писание содержит множество примеров смирения Господа Иисуса Христа, святых апостолов и старцев. Их жизнь, наполненная постоянными противостояниями искушениям дьявола, является эталоном этой добродетели.

Самым ярким уроком от Спасителя было омовение ног апостолов. Омывая им ноги, Он выражал несоизмеримую любовь к человечеству тем, что хотел донести до людей всю важность смирения для достижения Царствия Божьего. Этим действием, несмотря на то, что Бог Отец отдал Ему всю Власть, Он на собственном примере показал, каким смирение должно быть. Омывать ноги считалось обязанностью слуги.

Проделывая это, Он не отвернулся даже от Иуды, зная о его предательстве. Он хотел довести его до раскаяния и тем самым спасти его. Подтверждая этим Свои наставления любить врагов своих и творить благо ненавидящим.

Каждый человек, не имеющий смирения в сердце, считает свое положение в обществе выше других. Он всегда будет искать почетное и удобное место поближе к имеющим власть.

Однажды Иисус, будучи приглашенным на пир и увидев, что все стараются занять самое почетное место, сказал, что не стоит занимать почетное место. Ведь хозяин может пригласить более почетного гостя, и когда он укажет тебе место пониже, чтобы уступить лучшее этому гостю, то занявшему не свое место станет неловко. И наоборот, если занять худшее место, то хозяин, посчитав тебя более достойным гостем, укажет место почетнее, оказав честь в присутствии всех.

Следующее поучение Иисуса обращено к тем, кто всегда хвалит себя, а других презирает. Эта притча — о мытаре и фарисее.

Фарисей в молитве благодарил Бога, что он лучше других — не вор, не мошенник, не как стоящий рядом сборщик налогов. Вспоминал, что он исполняет все предписания и заповеди. В то время мытарь стоял вдалеке, бил себя в грудь и молил Бога о милости к себе, грешнику. Иисус в конце сказал, что мытарь получил прощение, а не фарисей.

Смирение требует огромных духовных сил от человека. Вершин этого таинства могут достигнуть только гиганты духа.

Видео

В этом видеоролике рассказывается, как гордость раздувает самомнение, что в конечном итоге делает гордого посмешищем в разных ситуациях.

Есть смирение показное, а есть — сердечное; в чем разница, можно узнать из этого видеоролика.

Смирение это сила, а не слабость

Смирение это главная христианская добродетель

В христианстве существует понятие «добродетель». Так называют определённое благое духовно-нравственное качество человека, его стойкое стремление к исполнению Божьих Заповедей. Эти качества помогают христианину в обретении Божественной благодати (силы, дара свыше) и спасении собственной души. Добродетелью можно назвать всё, что приносит духовную пользу человеку. Святой Ефрем Сирин говорил, что добродетель помогает расцвести человеческому сердцу, подобно тому, как влага даёт жизнь ростку (“Творения святого преподобного Ефрема Сирина”). Добродетели противопоставляются грехам и порокам, которые отдаляют душу от Бога и губят её. Смирение это одна из важнейших христианских добродетелей. Её также называют смиренномудрием.

В чём суть смирения

Смирение означает осознанное самоуничижение человека для борьбы с гордыней. Это осмысление собственных недостатков, порождающее отсутствие гордости и высокомерия. Также смирением называют отсечение своей воли ради послушания. Протоиерей Андрей Ефанов, на вопрос «что такое смирение» отвечает — это трезвый взгляд на себя грешного. Священник сравнивает состояние души без смирения с опьянением. Пьяный человек не видит себя со стороны. Он находится в «эйфории» и неправильно оценивает всё происходящее вокруг и внутри себя. Так и горделивая душа не может под правильным углом увидеть свои отношения с ближними и Богом. Итак, смирение — это состояние адекватной самооценки человека. Это верное понимание своего духовного состояния и стремление исправиться.

Каждая добродетель побеждает определённые страсти. Например, постом искореняется чревоугодие, молитвой – уныние и ропот. Смирение в Православии – это победа над гордыней и вытекающими из неё тщеславием, завистью, презрением, лукавством, лицемерием. Смирение неразрывно связано с другими добродетелями.

Читайте также:
Ересь и еретик в православии: определение и значение, история, знаменитые еретики

Так, преподобный Амвросий Оптинский говорил, что

«любовь и милость не могут быть без смирения, а смирение не может быть без милости и любви» («Творения»).

Слово «смирение» имеет корень «мир». Именно так можно описать состояние смиренной души – мир с собой, с ближними, с Богом.

Смирение в Православии

Смиренный – это тот, кто осознаёт свою греховность. Тот, кто стремится очистить свою душу и уповает на волю Бога. В покаянии человек духовно прозревает и видит, насколько его естество испорчено грехом. Любые испытания и скорби он переносит без ропота, воспринимая их как посланные Господом лекарства для излечения от страстей и пороков. Смиренная душа не осуждает других, не гневается и не раздражается. Причем даже когда для этого есть повод. Такой человек видит в других Божий образ и не хочет попирать его. Все вышеперечисленные признаки характеризуют подлинное христианское смирение.

Конечно, подобных духовных высот достигают только Божьи праведники. Но к этому идеалу должен стремиться каждый христианин:

«Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29).

Как обрести смирение? Протоиерей Андрей Ефанов указывает, что достижение смирения – это результат духовной работы над собой. Священник советует регулярно молиться, участвовать в церковных Таинствах и трезво оценивать состояние своей души. Подлинное смирение обретается только с Божьей помощью. Осознавая свою немощь и уповая на Господа, человек получает от Него восполнение этой немощи:

«Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак. 4:6).

Таким образом душа преображается и становится вместилищем невыразимой духовной силы.

“Смирение – это нечто великое и божественное, а путь к нему – считать себя ниже всех… Не замечать чужих грехов. Смотреть на свои грехи. Постоянно молиться” (Собрание творений преподобноисповедника Никона Оптинского).

Смирение это не слабость и не униженность

Смирение нельзя считать слабостью, малодушием или униженностью. Священник Валерий Духанин отмечает, что в малодушный человек хочет ответить злом на зло, но не находит для этого душевных и телесных сил. Смиренный же, напротив, имеет в себе силу не умножать зло и ответить любовью. Смиренномудрый человек – это сильная личность, которая не идёт на поводу у собственной гордыни. Религиозный философ Николай Бердяев в труде «Спасение и творчество» пишет, что смирение является отнюдь не уничтожением воли человека, а её просветлением, подчинением Истине. Это победа духа над слабостью.

Иисуса Христа после ареста привели на суд первосвященникам. Они искали повод для казни Спасителя и начали задавать вопросы о характере Его проповедей. Господь отвечал, что Он проповедовал открыто, в общественных местах, не совершая ничего тайного и противозаконного. Также Христос добавил, что это могут подтвердить все, кто был на Его проповедях. Один из служителей воспринял эти слова как дерзость и ударил Христа по щеке (Ин. 18:19-22). Господь произнёс:

«Если я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьёшь Меня?» (Ин. 18:23).

Христос показал нам пример смирения, полного человеческого достоинства. Всемогущий Господь мог сделать с обидчиками всё, что угодно. Но Он не ответил на зло насилием. А спокойно обличил лицемерие и жестокость первосвященников, призвал их к правде и справедливости. Сила и истина были на стороне смиренного Христа, а не гордой толпы. Этот эпизод из Евангелия развенчивает миф о христианах, как о постоянно унижаемых людях. Смирение совсем не означает потерю человеческого достоинства. Это не подчинение злу, а заповеданный Господом способ противостояния ему.

О смирении православных подвижников

Спрашивающему «как научиться смирению?» стоит ознакомиться с примерами проявления духовной силы у православных подвижников. Раннехристианская мученица Фавста была жестоко истязаема за свою веру, будучи совсем юной . Она кротко переносила все пытки, прославляла Господа и просила Всевышнего о прощении её мучителей. Видя невероятную силу веры и любви отроковицы, палач прекратил истязания, принял Христа и сам стал мучеником. Так смирение и любовь одержали победу над ненавистью и жестокостью.

В Древнем Патерике есть рассказ, как некая женщина оклеветала преподобного Макария. Она сказала, что беременна от старца. Отшельник проявил смирение и не стал оправдываться, а наоборот, начал заботиться об обидчице. Рожая в страшных муках, женщина раскаялась и призналась, что носит ребёнка от другого мужчины. Ранее поверившие клевете люди пошли к старцу, чтобы попросить у него прощения. Но отшельник снова явил смирение и убежал от них.

Обратимся к примеру из современности. Игумен Киприан (Ященко) приводит рассказ протоиерея, который во время учёбы жил в одной комнате с будущим Патриархом Алексием. Рассказчик признался, что нередко ставил своего соседа в ситуации, требующие немалого смирения. И каждый раз Алексий вёл себя кротко и безропотно. Даже став Патриархом, он часто с благодарностью вспоминал своего бывшего обидчика, научившего его смирению.

Протоиерей Сергий Правдолюбов рассказывает, что у него была благочестивая прихожанка, усердно ходившая в храм. Её неверующий супруг относился к этому крайне агрессивно. Доходило даже до рукоприкладства. Во всём же остальном муж был примерным и заботливым. Женщина продолжала тайком посещать храм и старалась не раздражать свою вторую половину долгим отсутствием. Она смиренно уповала на Бога и молилась за мужа, хотя имела основания развестись с ним. Однажды супруги были Сергиевом Посаде. К удивлению женщины, муж проявил желание посетить Троице-Сергиеву Лавру. После визита в монастырь он перестал бранить супругу за её веру и даже предложил поселиться возле Лавры. Семейная пара переехала в Сергиев Посад, и мужчина постепенно воцерковился.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: