Староверы и православные: главные отличия и особенности, понятия, история и характеристики, обычаи и традиции староверов

Староверы — отличие от православных и старообрядцев

В 17 столетии случился церковный раскол и, хотя с тех пор прошло уже больше чем три века, но многим так и неизвестно истинное отличие между понятиями «старовер», «старообрядец» и «православный христианин». Если вам интересно получить ответ на поставленный вопрос, тогда предлагаю прочесть следующий материал.

Исторические сведения

Пожалуй, одно из наиболее трагических событий за российскую историю 17 столетия – раскол Русской Церкви. Он известен как церковная реформа или реформа патриарха Никона и был осуществлён действующим царём Алексеем Михайловичем Романовым совместно с его близким соратником патриархом Никоном.

Сначала внедрились кажущиеся несущественными изменения – складывание пальцев при совершении крёстного знамения иным образом, отмена поклонов до земли, но в будущем реформа начнёт затрагивать многие другие аспекты Богослужения.

Развитие церковной реформы продолжается по самое правление царя Петра I. Благодаря ей внедрилось множество новых канонических правил, обычаев и духовных установлений. Почти все составляющие религиозной жизни были затронуты при этом, а впоследствии реформа повлияет и на культуру, быт россиян.

Но далеко не все христиане были согласны с нововведениями, многие увидали в них стремление поменять само христианское вероучение, разрушить религиозный и культурный уклад, столетиями создаваемый в крещённой Руси. Очень многие священнослужители и простые люди начали яро протестовать против изменений.

Ими были написаны сотни писем и воззваний, в которых обличались нововведения и защищалась вера, что хранилась на Руси на протяжении сотен лет. В них говорилось о том, что реформу проводят насильно, пугают людей казнями и гонениями, при этом меняется и разрушается сама христианская вера.

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение “Православный календарь” для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.
Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)

С осуждением к изменению веры относился и князь Григорий Потёмкин, называвший нововведение «злой верой». Говорил он о них следующее:

«Еретицы суть крещающии во злую свою веру, крестят хуляще Бога во Святой Троицы единаго».

Всех противников церковной реформы предали анафеме по решению Московского собора 1656 года. Они были отделены от официальной церкви. Тогда то и возникает определение «старая вера» — то есть та, которая была до Раскола Русской церкви. Её приверженцев – то есть тех, кто не согласился с церковными реформами, проведёнными патриархом Никоном и продолжающих использовать древнерусские церковные установления, начинают именовать «старообрядцами».

Те же, кто принял реформу, стали известны как «нововеры» либо «новолюбцы».

Старообрядцы и староверы – в чём разница?

Многие люди убеждены в том, что староверы и старообрядцы выступают представителями одного и того же мировоззрения. Во многом здесь виноваты СМИ, которые не до конца разобрались в терминологии и начинают путать граждан. В действительности же ситуация обстоит совсем иным образом. Попробуем пролить свет на истинное положение вещей.

Староверы – кто они? Это люди, которые придерживаются старой языческой веры, той, что была на русских землях задолго до внедрения на них христианства. Их основное священное писание – это славянские Веды. Они ведут обычную жизнь современного человека, не имеют никаких запретов насчёт ношения одежды, живут в городах.

Что касается старообрядцев, то к ним, как уже обозначалось выше, относят представителей старой христианской веры, тех, кто не согласился с Никоновскими нововведениями 17 века. Старообрядцы проживают в отдельных посёлках и селениях – так называемых «общинах».

Наиболее распространённым старообрядчество считается в Сибири. В качестве примера можно привести семью Лыковых, которой довелось во времена СССР бежать в сибирские леса, где они скрывались от преследования властью.

Но хорошо запомните, что вера староверов – это совершенно не тоже самое, что вера старообрядцев. Староверы ориентируются на знания, сохранившиеся от древних славян и записанные в Славянских Ведах.

У них используется и другое летоисчисление, согласно которого сейчас в мире царит Ночь Сварожья (или Кали Юга в индийских Ведах) – очень тяжёлое время, когда Солнечная система проходит по пространствам Тёмных Миров. Поэтому-то в мире царит хаос, очень многие люди не живут по законам Вселенной, совершают разные плохие деяния.

Старообрядцы – отличие от православных

Но вернёмся к старообрядцам. Какие различия есть в их вере от православия?

Называемые иначе «раскольниками», старообрядцы максимально сохранили и продолжают придерживаться всех догматов, канонических положений, чинов и последований, которые существовали ещё в древнерусской Церкви.

В основном различия в вере связаны с основными церковными догматами: исповеданием Святой Троицы, двумя ипостасями Спасителя, его Жертвой, принесённой во имя всего человечества. При этом старообрядцы используют те формы богопочитания и благочестия, которые существовали ещё в древнем православии.

  1. Например, крестятся они не тремя пальцами, а двумя.
  2. При крещении троекратно погружают человека в воду.
  3. У них используется пение в унисон, для молитв надевают специальную одежду.
  4. При богослужениях старообрядцы берут старые книги, изданные до 1652 года (в основном при жизни благочестивого патриарха Иосифа).
  5. Пользуются они только восьмиконечным крестом, тогда как после Никоновских реформ православные стали применять кресты с четырьмя и шестью концами.
  6. На старообрядческом распятии написано «Царь Славы».
  7. На нательных крестиках у них отсутствует лик Спасителя.
  8. А когда происходит служба в старообрядческом храме, то её участникам положено стоять со сложенными крестообразно руками на груди.
Читайте также:
Православная кухня: традиции и обычаи, главные особенности готовки в православии

Выделяют и другие характерные особенности веры старообрядцев, отличные от православия:

  • у них совершаются исключительно земные поклоны;
  • не пользуются чётками, состоящими из 33 бусинок, последние заменяются лестовками со 109 узелками;
  • в имени Спасителя у них одна буква «и»: Исус;
  • используют исключительно деревянные и медные иконы.

Как сейчас живут старообрядцы

В 1978 году в Советском Союзе случилось удивительное событие – было обнаружено старообрядческое поселение людей. Советские граждане «прилипли» к экранам телевизоров, желая своими глазами понаблюдать за отшельническим укладом тех, чья жизнь осталась почти неизменной с далёких времён.

В наши дни на территории Российской Федерации можно обнаружить пару сотен уединённых общин, где обитают старообрядцы. Они живут своей особенной жизнью, сильно отличающейся от жизни современных людей. Так представители старого христианства самостоятельно обучают своих малышей, с особым уважением относятся к родителям и старшим членам общины. В поселении у каждого есть свои определённые обязанности, которые обязательно следует выполнять. Они сами выращивают для себя овощи и фрукты.

Если к ним в гости попадёт случайный прохожий, то он будет принят очень доброжелательно, но еду и питьё ему подадут из отдельной посуды – чтобы не осквернять всех живущих в общине. По правилам старообрядческой церкви запрещено соединять себя узами брака парам, если они выступают родственниками по восьмое колено или связаны «крестом». Венчаются во все дни за исключением вторников и четвергов. Замужним женщинам нельзя покидать своё жилище, не надев на голову платок.

Смерть и похороны для старообрядцев воспринимаются совсем иначе, чем в православии. Так здесь умершего следует омыть людям того же пола, что и он, затем в гроб насыпают стружки, на неё кладут тело и сверху простыню. Гроб не закрывается крышкой. Когда похороны завершились, покойника не поминают, а всё его вещи раздают в посёлке как милостыню.

В завершение

  • в результате церковной реформы 1650-1660 годов произошло разделение православных верующих на старообрядцев и представителей новой веры;
  • старообрядцы – живут уединёнными общинами, у них есть много религиозных отличий от современных православных;
  • староверы – это люди, исповедующие славянское мировоззрение, которое было на Руси ещё задолго до принятия христианства. Они живут, как и православные, в городах, имеют другую веру, вместо Библии у них используются славянские Веды.

Чем отличаются староверы от православных христиан?

Староверы возникли на Руси после того, как патриарх Никон в XVII веке провел масштабные реформы, направленные на то, чтобы привести богослужения, обряды и саму церковную жизнь к единому образу. Не все согласились на перемены – часть прихожан и представителей духовенства оказались категорически против. Они заявили, что отказываются отступать от прошлых обычаев, сохраняя верность прошлым уставам и традициям.

Стороннему человеку достаточно сложно отличить православного христианина от старовера, так как различия многим могут показаться не такими уже принципиальными и значительными. Поэтому стоит подробнее рассказать о том, в чем заключается суть старообрядчества, чем они отличаются от православных.

  1. В чем разница между православными христианами и староверами?
  2. Допускается ли старообрядцам посещать православную церковь?
  3. Разрешено ли староверу становиться крестным для православного христианина?

В чем разница между православными христианами и староверами?

Православными христианами принято считать тех, кто признает учения официальной церкви – РПЦ. Старообрядцы тоже верующие, но они не согласились с реформами Никона, поэтому отошли от позиции официальной церкви.

Экспертами, специализирующимися на богословии, определено около десятка принципиальных моментов, по которым можно понять, в чем отличия между православными и староверами. Они касаются организации и проведения церковных церемоний, толкования Библии, внешнего вида, некоторых бытовых вопросов.

Фото: Flickr.com

Необходимо отметить, что и среди старообрядцев не существует однородности. Здесь выделяют определенные течения, представители которых отличаются уже между собой, оставаясь при этом старообрядцами. Отличия православных от старообрядцев заключается в следующем:

  1. Крест у старообрядцев, в отличие от православного, имеет 8 концов. К привычному для верующих крестику добавляется прямая перекладина сверху и косая в самом низу. Это момент, в котором согласия нет между самими старообрядцами. Существуют отдельные течения, которые признают другие формы креста для ношения и совершения богослужений.
  2. Старообрядцы признают исключительно земные поклоны. А у православных в обиходе еще и поясные.
  3. Одна из реформ Никона касалась категорического запрета креститься двумя пальцами, как было принято раньше. Появился специальный указ, который предписывал исключительно троеперстное знамение, то есть православные могут креститься только тремя пальцами, сложенными вместе. Старообрядцы категорически отказались подчиняться нововведению, сравнивая троеперстное знамение с кукишем. Двумя пальцами старообрядцы крестятся до сих пор.
  4. Нательным символом у старообрядцев издавна считался 8-конечный крестик, располагавшийся внутри 4-конечного. Принципиальное отличие от православных обычаев заключается в том, что на нем категорически не наносится изображение распятого Иисуса Христа, что повсеместно используется в христианстве.
  5. По-разному православные христиане и старообрядцы записывают имя Бога. Причем вариантов большое множество, они содержатся в молитвах и трудах богословов. По оценкам экспертов таких разночтений насчитывается более 60.
  6. В ходе проведения богослужения православные христиане держат руки по швам. Старообрядцы во время службы скрещивают руки на груди.
  7. В старообрядчестве утвержден категорический отказ от табачной продукции и алкогольных напитков. Только в нескольких старообрядческих толкованиях принятых моделей поведений допускается употребление спиртного по великим религиозным праздникам. Однако и в этих случаях максимум не более трех рюмок.
  8. Старообрядцы заметно отличаются от православных по внешнему виду. Если в православном храме женщины могут находиться в платках, шапках или косынках, завязанных сзади на узел, то в старообрядческих храмах женщинам предписано быть только в платке, заколотом булавкой под подбородком. В одежде старообрядцев не допускается наличие ничего яркого и разноцветного. Мужчинам рекомендовано носить рубашки на старорусский манер навыпуск. Образ дополняет пояс, который условно разделяет тело человека на верхнюю духовную часть и нижнюю, считающуюся грязной.
  9. Даже в повседневной жизни приверженец старообрядческой церкви не может носить галстуки. Их ассоциируют с Иудой Искариотом, называя Иудиной удавкой. Также строго запрещается брить бороды.
Читайте также:
Крест на могилу: правильный православный крест, размеры и надписи

Это основные моменты, по которым можно отличить православного христианина от старообрядца. Остальные нюансы не такие существенные и принципиальные.

Допускается ли старообрядцам посещать православную церковь?

Старообрядцы могут беспрепятственно приходить в православный храм. Если они примут решение сами стать православными христианами, для этого потребуется принять таинство Миропомазание. Считается, что оно официально соединяет человек с его новым христианским верованием.

Более того, если старообрядец, не перешедший в православие, начнет в храме креститься двумя пальцами, ему никто не будет этого запрещать. В современном христианстве устоялось мнение, что не имеет принципиального значения креститься двумя или тремя перстами. Эти обряды официально признаны равночестными.

Единственный нюанс заключается в том, что, придя в православный храм и начав креститься двумя пальцами, когда все вокруг используют троеперстное знамение, для самого человека это будет не совсем красивым и нелепым.

Разрешено ли староверу становиться крестным для православного христианина?

Категорически отрицать такую возможность не следует, но возможной такая ситуация становится только в том случае, если старообрядец будет только одним из крестных родителей. Второй крестный обязательно должен быть представителем современной официальной православной церкви.

Также старообрядец должен при этом пообещать, что не будет предпринимать попыток воспитать крещеного ребенка в традициях, противоречащих официальной православной религии.

Староверы: отличие от православных. История, характеристики, интересные факты

Краткая история возникновения старообрядческого (староверского) движения

Староверы, они же старообрядцы, – адепты православного течения в России. Движение староверов было вынужденным, так как патриарх Никон во второй половине XVII века приказал провести церковную реформу Русской Православной Церкви. Цель реформы: привести в соответствие с византийскими (греческими) все обряды, службы и церковные книги. В середине 50-х годов XVII века патриарх Тихон имел мощную поддержку царя Алексея Михайловича, который претворял в жизнь концепцию: Москва – Третий Рим. Поэтому церковные реформы Никона должны были идеально вписаться в данную идею. Но, де-факто, в Русской Православной Церкви произошел раскол.

Это была истинная трагедия, так как часть верующих не захотели принять церковную реформу, которая меняла их уклад жизни и представление о вере. Так зародилось движение староверов. Люди, не согласные с Никоном, бежали в отдаленные уголки страны: горы, леса, таежную глухомань – лишь бы жить по своим канонам. Часто происходили случаи самосожжения верующих старого обряда. Иногда это случалось с целыми деревнями при попытках официальной и церковной властей претворить в жизнь новые идеи Никона. Картины по записям некоторых летописцев представали страшные: большой амбар, объятый пламенем, из него несутся псалмы, которые поют в огне десятки людей. Такова была сила воли и стойкость духа староверов, которые не хотели перемен, считая их от лукавого. Староверы: отличие от православных – очень серьезная тема, которую исследовали некоторые ученые-историки в СССР.

Одним из таких исследователей в 80-е годы прошлого века был профессор Борис Ситников, который преподавал в Новосибирском педагогическом институте. Каждое лето он и его студенты выезжали в старообрядческие поселки Сибири и собирали интереснейший материал.

Староверы России: отличие от православных (основные моменты)

Специалисты по церковной истории насчитывают десятки отличий староверов от православных в вопросах чтения и толкования Библии, проведении церковной службы, других обрядах, быту и внешнем виде. А также отметим, что староверы неоднородны. Среди них выделяются различные течения, которые еще добавляют отличий, но уже между самими почитателями старой веры. Поморцы, федосеевцы, беглопоповцы, беспоповцы, поповцы, спасовский толк, нетовщина и многие другие. Не будем рассказывать все подробно, так как не хватит места в одной статье. Кратко взглянем на основные отличия и разночтения между староверами и православными.

Читайте также:
Сотворение мира: история и хронология в православии, мифы, год и дата

1. Как правильно креститься.

Никон во время своей реформы церкви запретил креститься по старому обычаю двумя перстами. Всем было приказано совершать троеперстное крестное знамение. То есть креститься по-новому: тремя пальцами, сложенными в щепоть. Староверы не приняли этот постулат, увидели в нем кукиш (фигу) и напрочь отказывались креститься тремя пальцами. Старообрядцы и сейчас совершают крестное знамение двумя перстами.

У староверов принята до сих пор дореформенная форма православного креста. Он имеет восемь концов. К нашему привычному кресту добавлены две маленькие перекладинки вверху (прямая) и внизу (косая). Правда, по мнению некоторых исследователей некоторые толки староверов признают и другие формы крестов.

3. Земные поклоны.

Староверы, в отличие от православных, признают только земные поклоны, а вторые – поясные.

4. Нательный крест.

У старообрядцев это всегда восьмиконечный крест (как описывалось выше) внутри четырехконечного. Главное отличие, что никогда на этом кресте нет изображения распятого Иисуса Христа.

5. Во время богослужения староверы держат руки скрещенными на груди, а православные опускают их по швам.

6. По-разному пишется имя Иисуса Христа. Есть разночтения в некоторых молитвах. Один ученый-историк насчитал, как минимум, 62 разночтения в молитвах.

7. Практически полный отказ от спиртного и курения. В некоторых старообрядческих толках допускалось принять три рюмки спиртного на большие праздники, но не более.

В старообрядческой церкви не встретите, как в наших православных, девушек и женщин с косынками на голове, в шапках или платках, завязанных узлом сзади. Женщина – строго в платке, заколотом булавкой под подбородком. Никакой яркой и цветной одежды не допускается. Мужчины – в старорусских рубашках навыпуск обязательно с поясом, разделяющим две части тела на нижнюю (грязную) и верхнюю (духовную). В повседневной жизни мужчине-староверу запрещено сбривать бороду и носить галстук (Иудина удавка).

Кстати, из всех русских царей староверы особенно ненавидели Петра Первого за то, что тот заставлял сбривать бороды, забирал староверов в армию, приучал народ к курению (была поговорка у староверов: “Табачник – в аду приказчик”) и прочим, по мнению староверов, заморским дьявольским штучкам. А Петр Первый реально ценил воинов, которые попадали в армию из староверов. Известен один интересный случай. На верфи на воду должны были спускать новый фрегат. Что-то там не ладилось по технической части: то ли бревно застряло, то ли еще что. Царь, обладающий мощным здоровьем и крепостью тела, подскочил сам, схватил бревно, помог решить проблему. Тут он обратил внимание на крепкого работника, который работал за троих и, не боясь царя, помог поднять бревно.

Царь предложил сравнить силушку. Говорит: “Вот я тебя ударю в грудь, если на ногах устоишь, то разрешу меня ударить и будет тебе подарок царский”. Размахнулся Петр и саданул детинушке в грудь. Кто-то другой отлетел бы, наверное, метров на пять кубарем. А тот только как дуб покачнулся. Удивился самодержец! Потребовал ответный удар. И старовер ударил! Все замерли! А парень был из староверов Причудья. Царь еле выдержал, качнулся, отошел на шаг. Государь наградил серебряным рублем и должностью капрала такого героя. Все объяснялось просто: староверы не пили водку, не курили табак, ели, как сейчас модно говорить, экологически чистые продукты и отличались завидным здоровьем. Поэтому Петр I и приказал забирать в армию молодежь из скитов.

Такими были, есть и остаются староверы, хранящие свои обычаи и традиции. Староверы: отличие от православных – действительно, интереснейшая тема, можно еще много и много писать об этом. Например, мы еще не рассказали, что в домах у староверов хранилось два комплекта посуды: для себя и для чужих (гостей). Запрещалось с иноверцами есть с одной посуды. Очень харизматичным лидером у староверов был протопоп Аввакум. Рекомендуем всем, интересующимся данной темой, посмотреть российский сериал “Раскол”, который очень подробно рассказывает о церковной реформе Никона и ее последствиях.

В заключение только добавим, что Русская Православная Церковь (Московского Патриархата) только в 1971 году отменила полностью анафему со староверов, и конфессии начали делать шаги навстречу друг другу.

Что такое пантеизм?

Это учение, которое отождествляет Бога с природой (макро- и микрокосмосом) и рассматривает саму материальность как воплощение Абсолюта. Для пантеизма Всевышний Единый Творец находится не за границами вселенной, но Сам есть, растворен в ней.

Читайте также:
Стояние Зои: правда или вымысел, факты и история чуда 1956 года, экранизации

Суть и идеи пантеизма

В этом религиозно-философском учении абсолютный Господь не рассматривается как Личность, которая существует вне мира. Бог здесь вечно присущ природе, а человек рассматривается как часть Единого Творца. Живые существа, по пантеистическому учению, лишь на одно мгновения осознают себя в какой-либо определенной форме жизни, а после вновь растворяются в бесконечной и необъяснимой чистоте.

Идея пантеизм чрезвычайно древняя, она имеет большое количество видов. Сложно подвести все его разновидности под одну определенную категорию. Однако основа всех пантеистических учений — отрицание конкретного различия между Абсолютным Богом и вселенной, утверждение полного их единства, которое находится в основании всего материального, мыслимого и интуитивного. Из этого предположения выделяют два главных направления:

  • первое — пантеизм тяготеет к материализму, когда говорится, что Творец растворяется в природе;
  • второе — мир есть только способ, которым Абсолют проявляется вовне, уже материя исчезает в Едином Творце.

Читайте о других вероисповеданиях:

Течения и представители пантеизма

Первым придумал термин «пантеизм» ученый английского происхождения Джозеф Рафсон в конце XVII века. Затем его употребил в своем труде философ Джон Толанд.

Но похожие идеи выражали задолго до этого, еще в дохристианские времена.

  • Истинной родиной учения является Индия; две важнейшие формы индуистской религии, Веданта и Санкхья, равнозначно проникнуты пантеистической философией.
  • Нашли отклик идеи безличного начала и в религиозных течениях востока. Китайские мыслители Лао-Цзы и Чжуан-цзы строили на этом свои учения.
  • В Древней Греции приверженцами пантеистического мировоззрения были Гераклит и Ксенофан. При этом к самой последовательной теории пантеистического монизма относится стоицизм, который развивался при жизни Зенона Китийского и в последующие годы, вплоть до времен правления императора Марка Аврелия.
  • Одна из первых крупномасштабных систем пантеизма на христианской основе была разработана Иоанном Эригене. Сочинение этого автора под названием «Divisione naturae» появилось в середине IX столетия и послужило авторитетным источником, которым вдохновлялись многие философы.
  • В эпоху Возрождения пантеистическое учение сильно распространилось в Европе, главными представителем являлся Д. Бруно, а в XVII в. — Б. Спиноза. Немецкую философию после И. Канта можно полноценно назвать пантеистической (Гегель и Шеллинг).

В России развивал пантеистические взгляды писатель Лев Толстой.

Религиозно-философские течения, признающие пантеизм

На сегодняшний день известен довольно обширный перечень религиозно-философских течений, в основе которых лежат идеи пантеизма. Они возникали в разные эпохи и поддерживались, в первую очередь, представителями научных и литературных кругов. Среди них:

  • толстовство;
  • суфизм;
  • язычество;
  • нью-эйдж;
  • масонство;
  • хлысты;
  • эпикуреизм;
  • натурфилософия;
  • немецкая классическая философия;
  • стоицизм;
  • агностицизм.

Мыслители, близкие к философии пантеизма

Пантеистических взглядов придерживались многие философы, за что некоторые были даже казнены, поскольку рассматривались церковниками, как распространители ереси.

К апологетам пантеизма относились:

  • Джордано Бруно;
  • Давид Динанский;
  • Кампанелла Томмазо;
  • Николай Кузанский;
  • Парменид;
  • Иоанн Скот Эриугена;
  • Сковорода Григорий Саввич;
  • Спиноза, Бенедикт;
  • Джон Толанд;
  • Толстой Лев Николаевич;
  • Фихте Иммануил Герман;
  • Филон Александрийский;
  • Фейербах Людвиг Андреас;
  • Фалес.

Критика и отрицание пантеизма

Учение с многовековой историей — пантеизм, продолжает тревожить умы людей поныне. Однако, последовательность этой идеологии имеет немало противоречий и противников.

Пантеизм говорит, что человек — часть божественного, только на мгновение осознающая себя, а затем растворяющаяся в океане бесконечности. Так, учение отрицает существование свободной воли, нравственных ценностей, различение добра и зла. Эта точка зрения подвергается сильной критике со стороны теистических религий.

Пантеизм способен уравнять права и божеств, и человека, и самого маленького насекомого, но христианство настаивает на том, что люди созданы по образу Господа и обладают некой уникальностью, неповторимостью. В первом случае невозможно совершенствование, так как вся воля определена Богом-Вселенной, но во втором уничтожается диктат материи.

В христианской традиции Господь и человек различны, людское естество подвластно чему-то высшему, что способно привести к преображению. Но для пантеиста существует только одно действие, согласованное с уже определенной раз и навсегда мотивацией (судьбой).

Главной идеей пантеизма является то, что Бог — это безличное начало, к которому причастна любая вещь земного материального мира.

Классическая концепция такой философии состоит в следующем — все мироздание основано на Божественной субстанции. Она вечна, самопричинна, неделима и заключена во всем. И, хотя, идеология пантеизма утверждает существование Бога, многие мыслители приравнивают это направление к атеизму и научному материализму. Ведь, по сути, пантеисты называют Бога первоосновой всего зримого мира и отрицают его личностную природу.

Это обессмысливает церковные традиции и молитву — ее некому возносить.

Христианство о пантеизме

Если говорить о христианстве, то церковь полностью отрицает такую теорию и называет пантеизм не чем иным, как ересью.

  • Из-за отрицания Абсолютной Личности, в пантеистическом учении невозможно непосредственное общение человека с Господом.
  • Христианство же утверждает, что деятельность Господа нисходит к живым существам, его творениям, но сама истинная сущность Его остается немыслимой для нас. Естество Всевышнего Творца выше всякого разумного понимания, оно никогда не станет доступным для мыслительного процесса. Однако Бог всегда есть (имманентен) во всех вещах и объектах материального мира. Истинная сущность Его нам не видна, но Он познается в действиях. Христианские святые утверждают, что есть возможность прикоснуться к энергии Господа, но не к Нему Самому.
  • Апостол Павел предостерегал верующих сторониться всевозможных философских трактатов, утверждающих, что видимая реальность не создавалась Личностью Бога, а вечна изначально и безгранична. Христианство со своей позиции критикует учение пантеизма, говоря, что Господь доказал свою личностную природу Своим совершенством, святой Троицей.
Читайте также:
Причастие в церкви: что это такое, что делать и как правильно подготовиться, особенности и порядок обряда

На заметку! Народы мира с большим скептицизмом относились к идее о безличном Боге, пронизывающем природу и растворенном в ней. Поэтому Он явился в образе Своего Сына, сумевшего наполнить сердца верующих неописуемой благодатью. Ведь тогда с их душ упало великое бремя, и открылось для них Царствие Божие.

Мнение православия

Православная религия также критично относится к подобным взглядам. Священнослужители говорят, что своими заявлениями о божественности природы пантеисты обожествляют тем самым стихии, животных, растительность, камни и прочее. А это уже подталкивание к обыкновенному идолопоклонству, язычеству. Складывается впечатление, что представители этого течения пытаются не просто уподобиться Богу, но заявить, что они уже боги.

Важно! Догматика православия кардинально отличается от пантеистических идей и, прежде всего, основана на существовании и единстве личностного Бога в трех ипостасях, который сотворил весь видимый и невидимый мир.

Сегодня пантеизм возрождается, на фоне ухудшения состояния окружающей людей природы. Таким образом, хотят обратить внимание на необходимость развития экологического сознания в обществе. Но за ширмой заботы о природе скрывается опять же приукрашенный атеизм.

Пантеизм

Пантеи́зм (от греч. πᾶν (пан) – всё, и θεός (теос) – бог, боже­ство) – фило­соф­ское учение, осно­ван­ное на идеях:

1) о Боге как без­лич­ном начале;

2) о при­част­но­сти всех суще­ству­ю­щих вещей Боже­ствен­ной суб­стан­ции (сущ­но­сти).

Пан­те­изм имеет 4 основ­ные формы:

  1. тео­мо­ни­сти­че­ский пан­те­изм наде­ляет суще­ство­ва­нием только Бога, лишая мир само­сто­я­тель­ного бытия;
  2. физио­мо­ни­сти­че­ский пан­те­изм, согласно кото­рому суще­ствует только мир, при­рода, кото­рую сто­рон­ники этого направ­ле­ния назы­вают Богом, тем самым лишая Бога само­сто­я­тель­ного суще­ство­ва­ния;
  3. транс­цен­дент­ный (мисти­че­ский) пан­те­изм, кото­рый обычно обо­зна­чают как панен­те­изм;
  4. имма­нентно-транс­цен­дент­ный пан­те­изм, согласно кото­рому Бог осу­ществ­ля­ется в вещах.

«Пан­те­изм — это прежде всего форма ате­изма» (Шопен­гауэр).

1) Пан­те­изм не явля­ется строй­ной систе­мой миро­воз­зре­ния. В прин­ципе, это назва­ние объ­еди­няет мно­же­ство само­сто­я­тель­ных направ­ле­ний. Общим свя­зу­ю­щим стерж­нем клас­си­че­ских пан­те­и­сти­че­ских кон­цеп­ций служит убеж­дён­ность в том, что основу всего миро­зда­ния состав­ляет единая Боже­ствен­ная суб­стан­ция. В стро­гом смысле суще­ствует только одна эта суб­стан­ция. Она явля­ется при­чи­ной самой себя, вечна, не под­вер­жена деле­нию, все­цело заклю­чена вся во всём. Мно­го­чис­лен­ные вещи обна­ру­жи­вают лишь её все­воз­мож­ные про­яв­ле­ния. Все эти вещи инди­ви­ду­ально измен­чивы и все вовле­чены во все­об­щее миро­вое дви­же­ние.

«При­рода… — отме­чал Джор­дано Бруно, — есть не что иное, как Бог в вещах». «Порож­ден­ное и порож­да­ю­щее… и то, из чего про­ис­хо­дит порож­де­ние, всегда при­над­ле­жат к одной и той же суб­стан­ции» (Изгна­ние тор­же­ству­ю­щего зверя; О при­чине, начале и едином).

Согласно утвер­жде­нию Бене­дикта Спи­нозы, пред­меты умо­по­сти­га­е­мого и чув­ствен­ного мира явля­ются лишь аспек­тами или моду­сами еди­ного Боже­ствен­ного Суще­ства. Даже про­тя­жен­ность — атри­бут бес­ко­неч­ного Бога.

2) Несмотря на то, что пан­те­и­сти­че­ское учение стро­ится на уве­рен­но­сти в суще­ство­ва­нии Бога, многие идео­логи сбли­жают его с ате­из­мом. И это не уди­ви­тельно. Ведь роль Еди­ного Бога, декла­ри­ру­е­мая этим уче­нием, фак­ти­че­ски сво­дится к роли пер­во­ос­новы все­лен­ной. Мате­ри­а­ли­сты же видят пер­во­ос­нову в вечно суще­ству­ю­щей, вечно дви­жу­щейся мате­рии (по сути, наде­ляя её сверхъ­есте­ствен­ными Боже­ствен­ными свой­ствами). Отсюда и воз­мож­ность сопо­став­ле­ния пан­те­изма с «науч­ным» мате­ри­а­лиз­мом.

Кроме того, пан­те­и­сти­че­ской про­по­ве­дью о том, что Бог не творил мир из ничего и вообще не явля­ется Лич­ност­ным Духом, обес­смыс­ли­ва­ется цер­ков­ная жизнь, обес­смыс­ли­ва­ется и личная молитва как сред­ство обще­ния с Миро­вла­ды­кой. Через это пан­те­и­сты сбли­жа­ются с ате­и­стами по духу мятеж­но­сти и бого­бор­че­ства.

3) В дей­стви­тель­но­сти же пан­те­изм пред­став­ляет собой форму самого изощ­рён­ного идо­ло­по­клон­ства. Ибо про­па­ган­ди­руя, что всё суще­ству­ю­щее при­частно суб­стан­ции Бога, пан­те­и­сты, по сути, обо­жеств­ляют все­лен­ную, как в цело­куп­но­сти, так и каждую её малую часть: звезды, живот­ных, камни, дере­вья, пище­вые отходы и даже нечи­стоты (ср.: Бене­дикт Спи­ноза: «Кроме Бога нет и не может быть пред­став­лена ника­кая суб­стан­ция» (Этика, поло­же­ние XIV)).

Чем дви­жимы пред­ста­ви­тели этого учения в первую оче­редь — жела­нием уни­зить Созда­теля или стрем­ле­нием воз­ве­ли­чить себя? — ска­зать трудно. Но вот один пример. Если Адам, захо­тев стать как Бог, разу­мел под этим гре­хов­ным жела­нием упо­доб­ле­ние Ему в муд­ро­сти, пан­те­и­сты не просто «упо­доб­ляют» себя Богу, но и силятся дока­зать, что они уже — боги по есте­ству.

Читайте также:
Мощи Иоанна Крестителя: где находятся сейчас и как добраться, в чем помогает и что просить

Что такое пантеизм: понятие, основные идеи, представители

Одним из неотъемлемых атрибутов нашей цивилизации на протяжении всей истории существования человечества была религия. Если сказать точнее, это были разные религии, сменявшие и вытеснявшие друг друга на протяжении тысячелетий. Но сегодня мы будем говорить не о религиях, а о пантеизме – религиозно-философской концепции, претендующей на роль новой религии, которая позволит людям сохранить свою веру в сверхъестественную сущность природы, примирив её с современными научными взглядами на устройство Вселенной.

Что такое пантеизм?

Пантеизм – это философское учение, в котором бог объединяется или отождествляется с мирозданием. Сторонники данной концепции исходят из того, что Бога как отдельной личности или некоего высшего разума не существует. Вместо этого они считают, что само мироздание имеет божественную сущность. То есть, пантеизм, по сути, не отрицает существование Бога, но оспаривает саму природу высшего божества, которую ему приписывают традиционные монотеистические религии.

Термин «пантеизм» имеет греческое происхождение. Он образован от слов παν (пан – всё, всё сущее) и θεός (теос – божество). Таким образом, смысл данного мировоззрения заложен в самом названии, которое можно расшифровать как «Всё есть божество» или «Бог вокруг нас». С точки зрения пантеистов Мироздание (Вселенная, Тотальность) является основой всего, святой и, возможно, разумной субстанцией.

Пантеизм противопоставляется теизму – религиозно-философскому учению, подразумевающему существование единого бога-творца. В теизме бог после сотворения мира продолжает существовать в нём, преимущественно созерцая, но иногда и вмешиваясь в «земные дела». Формами теизма являются современные монотеистические религии – иудаизм, христианство, ислам. Интересно, что в монотеистических религиях человек считается «венцом творения» и превозносится над природой. В пантеизме антропоцентризм (согласно которому, человек — центр вселенной) отрицается.

Автором термина «пантеизм» считается ирландский писатель Джон Толанд, впервые употребивший слово «пантеист» в 1705 году в названии своей работы «Социнианство в подлинном изложении пантеиста». При этом как явление пантеизм существовал на протяжении всей истории человеческой цивилизации. Его формами являются многие религии (индуизм, даосизм) и философские концепции (гилозоизм).

Основные идеи пантеизма

Суть пантеизма сводится к тому, что он даёт ответ на вопрос о том, как соотносятся между собой Бог и Мироздание, объединяя или отождествляя эти понятия. Но при этом возникают другие вопросы. Например, необходимо понять, как сочетается вечность, бесконечность и постоянство Бога с атрибутами конечного и непрерывно меняющегося мира. Разные школы предлагают разные подходы к разрешению данной проблемы. Рассмотрим несколько из них.

  • Абсолютистский монистический пантеизм. Это направление отождествляет Бога и Мироздание, наделяя вселенную такими свойствами как постоянство и вечность. Меняющаяся действительность объясняется в рамках данной концепции иллюзорностью мира.
  • Гегелевский абсолютистский пантеизм. В рамках этого течения предлагается противоположное решение проблемы: Бог наделяется способностью развиваться, и его развитие проявляется в переменчивости мира.
  • Имманентный пантеизм. Это направление рассматривает Бога как часть мира – источник законов, по которым существует Мироздание, или силу, управляющую его непрерывным движением. Здесь описанный выше парадокс решается за счёт того, что мир меняется, но сами законы остаются постоянными.
  • Эманационный пантеизм. В рамках этого течения мир считается эманацией божественной сущности. Данная концепция содержит скрытый дуализм (поскольку Бог отделяется от Мироздания), поэтому не является пантеизмом в чистом виде.

Стоит отметить, что многие направления в пантеизме сводятся либо к тому, что Бог есть часть Мироздания (такие формы учения тяготеют к материализму), либо к тому, что Мироздание является частью Бога или формой его существования (такие формы тяготеют к объективному идеализму).

Формы пантеизма

В новейшей философии выделяется 4 основных формы пантеизма:

  • Теомонистический. Существует вечная и постоянная Божественная субстанция, которая и определяет существование мира.
  • Физиомонистический. Первичностью и божественной сутью наделяется природа, которая и является высшим божеством (в рамках данной формы пантеизма существование Бога зависит от природы).
  • Трансцендентный (мистический). Мир является частью Бога либо находится внутри него (но не наоборот).
  • Имманентно-трансцендентный. Бог проявляет себя через объекты материального мира.

Все перечисленные формы пантеизма подразумевают, что между Божественной сущностью и Мирозданием существует определённая взаимосвязь или тождественность. При этом человек в этой концепции не рассматривается вообще, поскольку он считается лишь одним из многочисленных объектов, существующих в природе и подчиняющихся её законам.

Известные сторонники идей пантеизма

Идея божественности природы находила отражение в трудах многих философов и учёных. В частности, теоретическим изысканиям в данной области были посвящены многие работы таких известных учёных как Джордано Бруно, Николай Кузанский и Парацельс. Рассмотрим их подробнее.

Джордано Бруно (1548 – 1600)

Широко распространено заблуждение, будто Джордано Бруно был казнён за пропаганду гелиоцентризма (Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот), но это ошибка. Бруно действительно был сторонником гелиоцентрической теории Коперника и немало вложил в её развитие. Однако в сохранившемся смертном приговоре об этом вообще не упоминается. Церковь приговорила учёного к сожжению за еретические взгляды и, в частности, за идеи пантеизма.

Читайте также:
Православная икона в подарок: мнение церкви, правила и особенности выбора иконы

Бруно был монахом-доминиканцем, посвятившим свою жизнь поиску ответов на извечные вопросы. Он не отрицал существования Бога, однако со временем пришёл к убеждению, что Бог и Вселенная едины. При этом Вселенная бесконечна и безупречна благодаря своей Божественной сущности. В ней существуют постоянные монады, которые объединяются и разъединяются, обеспечивая жизнь и её непрерывное движение.

Николай Кузанский (1401 – 1464)

Николай Кузанский (настоящая фамилия – Кребс) считается величайшим немецким мыслителем 15 века. Он был церковно-политическим деятелем, который благодаря своему блестящему уму смог стать кардиналом Католической церкви и ближайшим советником папы Пия II.

Большинство его работ было посвящено отношениям между Богом, природой и человеком. При этом он придерживался концепции, согласно которой Творец и его творение едины. Одним из самых известных тезисов Николая Кузанского является утверждение, что Бог всегда будет оставаться непознаваемым для человека.

Парацельс (1493 – 1541)

Парацельс – это немецкий философ и врач, считающийся одним из основателей современной науки. Он считал, что природа, все стихии и живые организмы представляют собой единую сущность божественного происхождения. Человека он также считал неотъемлемой частью этой сущности и утверждал, что возможности человека практически безграничны, пока он сохраняет взаимосвязь с природой.

История развития пантеизма

Многие идеи пантеизма озвучивались ещё древнегреческими философами, но до проработанных концепций этим идеям было далеко. Первые хорошо продуманные рассуждения на эту тему присутствуют у христианских мыслителей (в частности, у упомянутого выше Николая Кузанского), пытающихся объяснить природу Бога и мира (при этом большинство из них напрямую не придерживалось идей пантеизма).

Эпохой расцвета пантеизма стало Новое время. В частности, среди его сторонников был Джордано Бруно, который не только популяризировал данную концепцию, но и внёс значительный вклад в её развитие. В 17 веке её самым ярким сторонником был нидерландский философ Бенедикт Спиноза (1632 – 1677). Именно его понимание того, что такое пантеизм, сегодня считается классической формой данного учения (поэтому пантеизм иногда называют «спинозизмом»).

В 18-19 веках своё дальнейшее развитие учение получило благодаря популяризации немецкого идеализма силами Фихте, Шеллинга и Гегеля, а также благодаря стремлению разработать новую теологическую концепцию, которая соответствовала бы возросшим требованиям философии и науки.

К концу 19 века пантеизм приобрёл такую популярность, что папа Пий IX внёс его в «Силлабус» (Syllabus Errorum – список осуждаемых Католической церковью учений). Интересно, что в этот период сторонниками данного учения был такие выдающиеся люди как Альберт Эйнштейн, Уолт Уитмен и Лев Толстой.

В 21 веке пантеизм по-прежнему остаётся очень популярной концепцией мироустройства, привлекающей внимание ведущих философов современности. Философские журналы печатают большие статьи по данной теме, а иногда даже посвящают ей целые выпуски.

Критика пантеизма

Поскольку пантеизм – это религиозно-философская концепция, популярная в Европе, основным источником критики, направленной в его адрес, всегда была Католическая церковь. В частности, с точки зрения католичества (и христианства вообще), фундаментальной ошибкой пантеизма является отказ от возможности вести диалог и выстраивать отношения с Богом. Если Бога как личности не существует, человек остаётся один на один со своими проблемами, ведь к пустоте нельзя обратиться с просьбой или молитвой.

Кроме того, многие критики отмечают, что пантеизм во многом напоминает идолопоклонство, поскольку утверждает, что божественная сущность мироздания присутствует в природных явлениях и объектах. Некоторые идут дальше и говорят, что здесь просматривается язычество или желание человека уподобить себя Богу, что с точки зрения христианства ничуть не лучше идолопоклонства.

Заключение

Пантеизм – это учение, признающее наличие у Вселенной божественной сущности. Его главная особенность заключается в том, что в отличие от классических религий оно хорошо совмещается с современной философией и даже наукой. При этом оно не ограничивает людей в их вере, позволяя им видеть божественную сущность природы в любых её проявлениях и даже в самих себе или в своём творчестве.

Святитель Николай Сербский о пантеизме

Словари и учебники определяют пантеизм как религиозное и философское учение, объединяющее и иногда отождествляющее Бога и природу. Увы, в наше время начинается “ренессанс” идей пантеизма. Об этом ученый, писатель-публицист, доктор экономических наук Валентин Катасонов пишет в своей статье, исследуя труды святителя Николая Сербского

В своей работе “Жатвы Господни” святитель Николай Сербский уделяет особое внимание оккультному учению о переселении душ как серьезной угрозе современному христианству. Второй по значимости угрозой святитель называет пантеизм, который также стал совращать христиан. В беседе со своей паствой Николай Сербский замечает:

“Говорите, и пантеизмом увлекались многие ученые христиане, среди них, к сожалению, уже на склоне лет был и граф Толстой. Наряду с оккультизмом, пантеизм – второе великое зло, которое было, есть и будет существовать и между теми, кто крещен, но креста не признает”.

Читайте также:
Как правильно обратиться и помолиться Богу, чтобы он услышал и помог

Что такое пантеизм? Словари и учебники определяют пантеизм как религиозное и философское учение, объединяющее и иногда отождествляющее Бога и природу. Слово “пантеизм” происходит от древнегреческих слов παν (пан) – “всё, всякий” и θεός (теос) – “Бог, божество”. Пантеисты не верят в личностного, антропоморфного Бога или Бога-Творца.

Имеются разные оттенки пантеизма: у одних Бог “растворен” в природе, у других природа “растворена” в Боге. В любом случае природа у пантеистов не сотворена, а существует извечно. Вместо антропоцентризма предлагается природоцентризм (или его разновидности – космоцентризм, землецентризм). Святость Бога подменяется святостью природы. Пантеизм утверждает, что “Бог” лучше всего понимается в сближении с природой и вселенной. С учетом этого пантеизм – также религия, предполагающая практику такого “сближения”.

Святитель разъясняет своим собеседникам суть пантеизма:

“Они подобно античным эллинским философам-стоикам верят в некое эфирное божество и считают, что души людей – капли божественного эфира в физических телах. После распада тела, эти капли – души людей – вливаются в бескрайний океан эфира, океан божества, обезличиваясь и утрачивая индивидуальное сознание. Приверженцы Спинозы исповедуют его заблуждения, согласно которым дух, и материя нетварны и вечны. Бог как Дух вечно связан с материей и материя с Богом, следовательно, Бог является и материей, и духом одновременно. Подобно черепахе, сказал бы я. Ведь согласно древней легенде наш мир покоится на черепахе. После смерти душа человека переходит в вечный дух, а тело – в вечную материю. А чтобы придать привлекательность этой убийственной философии он назвал ее “Этикой”!”

Святитель упоминает философов-стоиков. Это школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Пантеистические идеи уже проповедовал представитель раннего стоицизма Зенон Китийский (334-262 гг. до н.э.). Наиболее известны поздние стоики: Сенека (4 г. до н.э. – 65 г. н.э.), Эпиктет (50-138 гг. н.э.) и Марк Аврелий (121-180 гг. н.э.).

Справедливости ради следует отметить, что идеи пантеизма витали в головах философов, которые жили еще до стоиков. Среди них такие как Анаксимандр (620-546 гг. до н.э.), Гераклит (535-475 гг. до н.э.), а также Ксенофан (570-475 гг. до н.э.).

На Западе между IV и XV веками пантеизм был в упадке, рассматривался как ересь. Некоторые намеки на пантеизм (в закамуфлированной форме) содержатся в работах европейских теологов и философов – Иоанна Скота Эриугена (815-877 гг.), Мейстера Экхарта (1260-1328), Николая Кузанского (1401-1464). Первое открытое выражение пантеистического мировоззрения встречается у итальянского монаха-доминиканца Джордано Бруно (1548-1600).

Святитель Николай Сербский упоминает Спинозу. Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) – голландский философ-рационалист, натуралист еврейского происхождения, один из главных представителей философии Нового времени. Спиноза считается главным идеологом современного пантеизма. Упомянутая святителем работа “Этика” была завершена за два года до смерти философа, в 1675 году. “Deus sive Natura” – формула Спинозы на латинском языке, означающая тождество Бога и природы.

Уже в XVIII веке Спиноза стал очень “раскрученным” в Европе философом, а пантеистические идеи “Этики” заражали умы многих европейских интеллектуалов, в том числе французских философов-просветителей.

Некоторые из них начинали как приверженцы деизма. Это “усеченная” вера в Бога. Существование Бога признается, однако Его роль сводится к тому, что Он создал природный мир. После шести дней творения “удалился на отдых”, и больше в дела сотворенного мира не вмешивается. Природа, человек, общество развиваются якобы по своим “законам”, которые были “заложены” Богом в сотворенный мир. Под влиянием Спинозы многие ученые и философы совершили очередное грехопадение: от деизма они перешли к пантеизму.

Но и это “еще не вечер”. Пантеизм продолжал и далее разлагать сознание европейцев, подготавливая их к принятию материализма. Об этом, между прочим, очень точно написал российский марксист Г.В. Плеханов (1856-1918) в своей работе “Основные вопросы марксизма”: “Спиноза устранил дуализм бога и природы, так как он объявил действия природы действиями бога. Но именно потому, что действия природы являются в его глазах действиями бога, бог остается у него каким-то отдельным от природы существом, лежащим в ее основе. Бог представляется субъектом, природа – предикатом. Философия, окончательно освободившаяся от богословских преданий, должна устранить этот важный недостаток правильной по своему существу философии Спинозы”.

“Долой это противоречие! – воскликнул Фейербах; не Deus sive Natura, но aut Deus, aut Natura [Или Бог, или Природа. – В.К.] есть природа истины”. Упомянутый Плехановым Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) – немецкий философ-материалист. В свою очередь этот немец-материалист подготовил почву для марксизма (об этом его вкладе в создание фундамента диалектического материализма и исторического материализма не раз говорил В.И. Ленин).

Читайте также:
Благоговение в православии: определение и значение, примеры и синонимы

Вернемся к святителю Николаю Сербскому, который в “Жатвах Господних” продолжает разговор о пантеизме:

“Словно провидя опасность философии своего земляка Спинозы, святой апостол Павел оставил христианам вечное предостережение, сказав: “Смотрите, братья, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу” (Кол. 2:8). Это предостережение апостола тем или иным образом относится и ко всем философским учениям, которые утверждают, что видимый мир не сотворен личностью Бога, но что он вечен и безграничен. Этими предпосылками, они полностью отрекаются от Христа, но отрекается от них и Христос. Спаситель открыл и показал совершенством Своей личности, что Бог есть личность, высшая личность, а не полусонный и полусознательный дух, некий принцип и природа, или закон природы. Господь Иисус Христос, братья мои, доказывал существование Бога с не помощью твари, Он объяснял тварь с помощью Бога. Какого Бога? Триединой Личности. Он подтвердил истинность всеобщей веры всех народов, следует признать, веры, к тому времени искаженной и помутившейся, но еще существующей. Веры в Бога как в сознательную личность, веру в сознательную и личностную жизнь человека после смерти. Народы мира никогда не могли примириться с философскими учениями о безличном боге и о безличном бессмертии человека”.

Увы, в наше время начинается “ренессанс” идей пантеизма. Пантеизм протаскивается в общественное сознание через современное язычество. В отличие от “классического” язычества, где происходит поклонение отдельным объектам живой и неживой природы, в современном язычестве допускается поклонение космосу, вселенной, планете Земля. Стали создаваться организации, специально посвящённые пантеизму. Они в свою очередь стали претендовать на то, чтобы пантеизм имел статус не просто “идеи” или “учения”, а самостоятельной формы религии.

В 1999 году было создано “Мировое пантеистическое движение”, которое имеет сторонников в различных странах мира и увеличивается благодаря спискам рассылок и социальным сетям. Сам пантеизм постоянно “модифицируется”. Сейчас на арену вышел так называемый натуралистический пантеизм, который паритет Бога и природы сдвигает в пользу природы, считая материю первичным началом.

Английский этолог, профессор Оксфордского университета Клинтон Ричард Докинз в книге “Бог как иллюзия” (The God Delusion; 2006; в 2008 году издана у нас на русском языке) вообще все называет своими именами: натуралистический пантеизм – это приукрашенный атеизм.

Следует иметь в виду, что “вторую жизнь” пантеизму дал Чарльз Дарвин с его теорией эволюции. Одним из ярых пропагандистов дарвинизма был немецкий естествоиспытатель и философ Эрнст Геккель (1834-1919), который усмотрел в этом учении доказательство верности идей пантеизма (мол, внутри природы заложена “эволюционная пружина”, которая и является причиной всех изменений в природе; эту “пружину” он отождествил с божественным началом материи).

Одной из модных разновидностей пантеизма на Западе в ХХ веке были произведения английского писателя Дэвида Герберта Лоуренса (1885-1930). Он был одним из тех, кто организовал бунт против удушающей атмосферы европейского рационализма. Но из одной крайности он ударился в другую, призывая поклоняться “темным богам”, скрывающимся под внешним покровом природы. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что весь бунт сводится к “раскрепощению” эмоциональной и сексуальной природы человека.

К числу известных пантеистов XX века помимо названных выше фигур можно отнести также американского поэта Робинсона Джефферса, учёного-физика Альберта Эйнштейна, американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта, английского историка Арнольда Тойнби (о последнем ниже я еще скажу).

Признаки пантеизма можно увидеть в индуизме, буддизме, даосизме и других восточных религиях и философиях. Разновидности восточного пантеизма были заимствованы религиозным движением New Age (религия “Нового века”), которое представляет собой пеструю смесь различных мистических течений и движений, в основном оккультного, эзотерического и синкретического характера. Об этом, между прочим, писал американский подвижник православия второй половины ХХ века Серафим Роуз (1934-1982) в своей работе “Православие и религия будущего” (1975).

Особый импульс ренессансу пантеизма дает глобальный экологический кризис. Идеологи экономической, информационной и духовно-культурной глобализации постарались взять под свой контроль обсуждение проблем охраны окружающей среды и рационального природопользования. Направив его в нужное для себя русло. Вектор этих обсуждений и практических действий стал задавать созданный в конце 1960-х годах Римский клуб (одним из отцов-основателей был недавно умерший на 102-м году Дэвид Рокфеллер). Прежде всего, Римский клуб под предлогом защиты о Земле и биосфере взял курс на критику христианства, которое якобы и создало условия для экологического кризиса. Многие известные интеллектуалы того времени “прозрели”, увидев негативную роль христианства. Было все собрано в одну кучу.

Так, Джон Форрестер (автор доклада Римского клуба “Мировые динамики”) припомнил христианству библейскую установку на неограниченное деторождение, ведущую к перенаселенности планеты. Еще более оригинальным было заявление английского историка Линна Уайта, который в 1967 году опубликовал в журнале Science статью “Исторические корни нашего экологического кризиса”. По мнению Уайта, христианство, особенно в западном его варианте, является наиболее чуждой природе религией.

Читайте также:
Ипостась в православии: понятие, значение и смысл, история, особенности

Опуская всю цепочку рассуждений, озвучу окончательный вывод автора: христианская теология стала духовным истоком науки, а эта наука и виновата в экологическом кризисе.

Но наиболее интересна позиция всемирно известного историка Арнольда Тойнби (1889-1975), автора многотомного труда “Постижение истории”. Претерпев в конце 1950-х годов духовный кризис, этот ученый разочаровался в христианстве и стал его оппонентом.

Особый интерес представляет его статья “Религиозные основы современного экологического кризиса”, опубликованная в 1973 году (Toynbee A. The Religious Background of the Present Enviromental Crisis//International Journal of Enviromental Studies, 1973, vol. 3, № 2). Ответственность за экологический кризис Тойнби возложил на целый ряд мест Библии, которые отводят человеку роль венца природы и ее господина. Христианская идея господства очевидным образом высказана уже в первой главе Книги Бытие (приводить эти места я не буду, надеюсь, всем христианам они известны).

То ли дело древнегреческая религия! – восклицает ученый. Там все явления природы обожествлялись. Боги и духи были везде – в хлебе, вине, громе, деревьях и землетрясениях. Вся природа была насыщена ими. Это предохраняло ее от нещадной эксплуатации со стороны человека.

Христианство же, по мнению англичанина, лишило человека священного страха перед природой и открыло возможность для ее утилизации и покорения.

То ли дело восточные страны, религии которых было основаны на почитании природы. Но и там началось разрушение природы, потому что западное (якобы христианское) отношение к природе было навязано восточным странам.

В качестве примера Тойнби приводит Японию, страну, исповедующую синтоизм и буддизм, которая после революции Мэйдзи 1868 года пошла на поводу Запада (Тойнби А. Средство спасения? // Наука и религия, 1974, № 3, с. 50). Экологичность религии, по мнению Тойнби, может служить особым критерием ее истинности. В своей статье он применяет этот критерий к христианству, и приговор его неутешителен – оценивая библейские тексты, наделяющие человека статусом хозяина природы, Тойнби приходит к выводу: “Прочитанные в таком современном и пугающем смысле, эти библейские строки вызывают у читателя сомнения в истинности и ценности доктрины, содержащейся в библейском тексте” (цит. по: Вячеслав Алексеев. Экологический кризис: виновато ли христианство?

И тут мы подходим к самому интересному: отказавшись от христианства, знаменитый английский историк объявляет себя…пантеистом. И не надо думать, что Тойнби какой-то чудак. Таких стихийных “пантеистов” среди интеллектуалов в последние десятилетия я видел очень много. В силу моей профессиональной подготовки (у меня кандидатская и докторская диссертации были посвящены международным проблемам охраны окружающей среды), я видел профессоров и академиков, физиков и биологов, химиков и философов, которые либо “изобретали” свои собственные пантеистические концепции, либо становились адептами уже кем-то созданных. Имело место стихийно-благоговейное поклонение Земле, космосу, вселенной. В День Земли (22 апреля; первая массовая акция празднования прошла в США в 1970 году) я наблюдал за границей стихийные собрания тысяч стихийных пантеистов, фанатично возносивших свои молитвы Земле.

Я уже писал о том, что святитель Николай Сербский подвергал резкой критике так называемый натурализм, который стал мировоззрением тех, кто поставил природу выше Бога или даже исключил Бога из общей картины мира, оставив в ней только природу). Но “натурализм” как мировоззрение материализма и рационализма сегодня перерастает в “религиозный натурализм”. Определение этого нового явления нашей жизни крайне размыто. Но все-таки можно сказать следующее.

Во-первых, адепты “религиозного натурализма” пытаются, не выходя за рамки материализма и рационализма, объяснить смысл жизни. Во-вторых, забывая о своем рационализме и своем отрицании всего мистического, призывают к “иррациональному”, т.е. религиозному поклонению природе и Вселенной.

Как видим, интеллектуалы-безбожники окончательно запутались, они ходят по замкнутому кругу: “материализм – пантеизм – материализм – пантеизм -…” и так до бесконечности. Увы, земная жизнь человека очень даже конечна, времени для того, чтобы бродить по этому порочному кругу у человека нет. А вырваться можно только узкой тропой, которая ведет к христианству.

Вот и святитель Николай Сербский заканчивает свою беседу о пантеизме призывом к своей пастве: “Для вас и для меня, честные братья, самый важный вопрос и проблема в том, откликнемся ли мы вовремя на призыв Христа, ибо ангелы Его день и ночь собирают жатву Господню, без устали и отдыха, относят урожай в небесную житницу. А что если серп ангельский отбросит нас, словно пустые колосья, и оставит топтать свиным копытам?”

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: