Стоглавый собор: дата, решение и деятельность, суть, святые

Стоглавый собор

Стоглавый собор — важнейшее событие в церковной жизни России. Его результатом стало подписание законодательного акта, регламентирующего многие стороны общественной и церковной жизни страны. Одни решения так и остались на бумаге, другие изменили историю России и Русской Православной Церкви.

Почему собор был назван Стоглавым

Стоглавым собором называют само объединение власти и духовенства для решения насущных вопросов. Книгу, в которой были отображены все решения собрания, принято называть Стоглав. Таким образом, Стоглав — сборник постановлений церковно-земского собора 1551 года.

Свое название книга получила по количеству входящих в нее частей. При редактировании документ был разбит по смыслу на 100 глав. Редакторы документа боялись, что нерадивые писари, переписывая постановления собора для распространения, могут пропустить незначительные, по их мнению, части Стоглава. Поэтому документ пришлось структурировать так, чтобы потеря даже малой части информации не осталась незамеченной.

Участники собора

Стоглавый собор проходил в Успенском соборе Кремля в 1551 году и длился почти 3 месяца. Инициатором собрания был Иван Грозный. Помимо монарха, участниками собора были князья, представители высшего духовенства и Боярской Думы.

Председателем собора был митрополит Макарий. Также на соборе присутствовали архимандриты Трифон Суздальский, Акакий Тверской, Гурий Смоленский, Феодосий Новгородский и другие служители церкви.

Предпосылки и задачи Стоглавого собора

Собрание происходило во времена правления Ивана Грозного, который считал себя преемником византийских императоров и великим реформатором. Стоглавый собор был необходим, так как в государстве накопилось достаточное количество нерешенных вопросов, связанных с духовной жизнью.

Решения, принятые на Соборе, были призваны укрепить дисциплину в рядах духовенства, определить порядок борьбы с пережитками язычества, обличить порочное поведение некоторых священнослужителей, установить порядок возведения храмов и поддержать иконографию.

Царя беспокоило, что неточность и несогласованность церковных обрядов порождали расколы и возникновение различных тоталитарных сект, что становилось причиной народных возмущений и бунтов.

На соборе были подняты проблемы управления церковью, устройства жизни в монастырях, порядка избрания достойных служителей алтаря. Для повышения подготовки священников было принято решение учредить духовные семинарии. Все это подняло бы авторитет церкви и повысило грамотность населения.

Как проходил собор

Собор начался с молебна. После торжественного богослужения царь представил собравшимся обновленный и дополненный Судебник. Иван Грозный предложил для обсуждения 69 вопросов, которые в Стоглаве были названы «царскими».

Всю работу Собора условно делят на 2 этапа:

  1. Совещание по ключевым вопросам;
  2. Обработка собранного материала.

Возможно, работа над обеими частями собора проходила одновременно, одни решения дополняли другие.

Структура Стоглава

В первой главе Стоглава намечены основные цели собора. Затем излагаются ключевые вопросы, на которые собравшимся предстояло найти ответы. Первая часть документации Стоглавого собора вышла путанной. На некоторые вопросы удавалось найти компромиссный ответ сразу, и он сразу же записывался.

Другие проблемы вызывали жаркие дискуссии, и единое мнение по поводу них отображалось в документации собора значительно позже. Некоторые вопросы так и остались нерешенными.

Далее в Стоглаве был отражен список канонической литературы, в соответствии с которой собор принимал свои решения. К таким источникам можно отнести труды Отцов Церкви, послания Святых Апостолов, поучения Святых.

В двух главах содержались царские вопросы, которые обсуждали на Стоглаве. Они касались порядка богослужений и устройства жизни мирян. В частности, обсуждались следующие проблемы:

  • Укрепление нравственности и духовной жизни мирян и служителей церкви;
  • Обличение нехристианской жизни мирян;
  • Беспорядки в монастырском управлении и порядке проведения богослужений;
  • Вопросы вотчин и государственной казны.

Финансовые проблемы и вопросы землевладения, рассматриваемые на соборе

Конфликт между духовенством и государственной властью длился долгие годы. Духовенство имело претензии к государству, так как оно покушалось на монастырские землевладения. Правительство же хотело использовать часть церковных средств на государственные нужды. Финансовые вопросы вошли в пятую главу Стоглава. После долгих дискуссий, были приняты следующие решения:

  • Было осуждено ростовщичество в среде священников;
  • Был установлен единый размер пошлины для всех епархий;
  • Обличалось взяточничество среди мирян и духовенства;
  • Было запрещено отказывать в постриге, если у желающего стать монахом не было денег;
  • Был установлен контроль над монастырской казной;
  • Установлена пошлина для вступления в брак.

Семейно-брачное право

Решения, принятые на собрании 1551 года, регламентировали и семейные отношения.

  • Согласно постановлению собора, юридическим считался только венчанный брак;
  • Молодые люди могли вступить в брак с согласия родителей или опекунов;
  • Возраст жениха для заключения брака — 15 лет, девушки — 12 лет;
  • Законно жениться можно было только 3 раза;
  • Развод был разрешен в случае прелюбодеяния, бесплодия одного из супругов. Расторжение брака допускалось, если супруги не проживали вместе долгое время, или если один из супругов принял решение уйти в монастырь.

Интересно знать! Главный принцип семьи по Стоглаву — безраздельная власть мужчины над женой, родителей над детьми. Если муж был осужден за преступление, жена переносила все тяготы вместе с ним.

Родители распоряжались судьбами своих детей, могли их насильно женить, отдать в монастырь или передать в холопство. Муж мог закладывать жену, наказывать ее, в том числе и физически. Рукоприкладство могло быть ограничено только, если оно было причиной нанесенного тяжкого вреда здоровью.

Итоги собора

  • Главным итогом Собора была систематизация норм действующего церковного права;
  • Собор осудил пережитки язычества, особенно такие, как пьянство и пристрастие к азартным играм;
  • Собранием было принято решение, касающееся монастырей, в которых могли проживать и женщины, и мужчины;
  • Сформирован институт старост духовенства;
  • Было узаконено двуперстное сложение пальцев при крестном знамении;

Поздняя трактовка решений Стоглава

Более ста лет решения Собора пользовались непререкаемым авторитетом. После большого Московского собора эти решения подверглись резкой критике. Были отменены важные догматы о двуперстном знамении, брадобритии, сугубой алиллуйе.

Постановления Стоглава были признаны безрассудными и невежественными. Вслед за этим, была подвергнута сомнению и подлинность документа. Следовательно, его перестали считать законодательным актом.

Важно! Критика решений Стоглавого собора породила глубокий раскол между старообрядцами, возводившими Стоглав в ранг незыблемой истины, и представителями ортодоксального учения.

Через 100 лет после Собора, с приходом к власти династии Романовых, все его решения были преданы забвению. Книга с решениями Собора не издавалась в России 300 лет, проводилась мощная кампания по дискредитации этого исторического документа.

Критиковали Стоглав Феофилакт Лопатинский и архиепископ Никифор Феотока. Участники собрания были обвинены в невежестве, а язык документа был назван слишком простонародным. Поздние исследователи Стоглава не идеализируют решения собора, но подчеркивают, что он был выдающимся явлением в истории церковного и гражданского права.

Стоглавый собор

Лучшее, что нам дает история,— это возбуждаемый ею энтузиазм.

Стоглавый собор – церковно-государственный собор, проходивший в Московском царстве в 1551 году. В нем принимали участие Иван Грозный, Боярская дума, верхушка духовенства, представители разных сословий. Принятые на соборе решения нашли отражение в сборнике документов под названием Стоглав. В нем были зафиксированы основные положения церковного устройства в России. Отдельные его главы были отменены по решению Московского собора 1667. Окончательно утратил силу в 1721.

Предпосылки и причины созыва

К середине XVI века возникла острая потребность в урегулировании законодательного права, как государственного, так и церковного. Усилившееся Московское царство после окончания монголо-татарского ига выступало в роли собирателя «русских земель». Вместе с усилением власти московских князей шли процессы централизации и унификации, направленные на создание единого государства.

Особенно остро в этот период встал вопрос взаимоотношений между светской и церковной властью. Взошедший на трон молодой и честолюбивый царь Иван Васильевич стремился к усилению роли монарха, церковные иерархи желали расширения своего влияния.

Причины созыва Стоглавого собора:

  1. Потребность в унификации права. Формирование централизованного русского государства требовало создания единого правового поля. На утверждение собора был вынесен принятый годом ранее Судебник, а также делалась попытка кодификации церковного права.
  2. Раздел сфер влияния между государством и церковью. В работе собора отразилась борьба между сторонниками усиления и ограничения прав Русской православной церкви.
  3. Борьба с ересями. В XVI веке практически все европейские страны были охвачены движением Реформации. Православные иерархи отчетливо осознавали опасность появления ересей – отклонений от официального вероучения. На соборе необходимо было выработать четкую программу борьбы за сохранение единства церкви.

Дата и место проведения

Стоглавый собор состоялся в первой половине 1551. По поводу точной даты существуют 2 версии. Предполагаемые даты проведения:

  1. Январь-февраль 1551. Стоглав датируется 23 февраля 1551. Многие историки полагают, что этот сборник писался по итогам проведения собора.
  2. Конец февраля – начало мая 1551. По этой версии, Стоглав создавался во время проведения собора и указанная в нем дата является точкой отсчета начала его деятельности.

Работа проходила в течение двух месяцев в Успенском соборе Кремля. Но название не связано с наименованием церкви. Соборами в Древней Руси называли всеобщие собрания. Слово «Стоглавый» означает, что в ходе собора был принят сборник документов, состоящий из 100 глав.

Участники

Стоглавый Собор был одним из самых масштабных в российской истории. По сути это было совмещение 2-х соборов:

  1. Земский собор – общегосударственное собрание, состоявшее из делегатов от разных сословий, преимущественно бояр, дворян, военных, зажиточных купцов и мещан. Главенствовали на нем представители Боярской думы.
  2. Поместный собор – собрание священнослужителей и верующих мирян для решения важных церковных вопросов. Такие соборы имеют высшую власть в вопросах устройства поместной церкви.

Собор выражал настоятельную потребность в согласовании интересов разных сторон. Инициаторы созыва Собора:

  1. Макарий – митрополит Московский и глава всей Русской православной церкви в середине XVI века. Последовательно отстаивал позиции иосифлянства. Позже был канонизирован в православии в лике святителей.
  2. Сильвестр – православный священник, пользовавшийся большой популярностью как великий аскет и духовный учитель. Был наставником Ивана Грозного в годы его молодости. Позже был сослан и принял монашеский постриг. Был убежденным сторонником нестяжательства.

На Стоглавом соборе четко обозначились позиции 2-х главных течений в Русской православной церкви того времени. Основные идеологические направления в работе Собора 1551:

  1. Иосифляне – сторонники этого учения отстаивали право церкви на огромные земельные владения и материальные блага. Они полагали, что это позволяет священнослужителям более успешно реализовывать свою миссионерскую, образовательную и благотворительную деятельность. Основателем учения является Иосиф Волоцкий, причисленный церковью к лику преподобных.
  2. Нестяжатели – выступали за монашескую аскезу и против церковного землевладения. Настаивали на необходимости удешевления и упрощения обрядовой стороны религии. Были против богатства церковных иерархов, призывали священников жить скромно и трудолюбиво.

Среди высших чинов Русской православной церкви на соборе присутствовали главы 9 епархий:

  1. Новгородской;
  2. Смоленской;
  3. Тверской;
  4. Суздальской;
  5. Коломенской;
  6. Рязанской;
  7. Пермской;
  8. Ростовской;
  9. Крутицкой.

Содержание работы Стоглавого собора

На обсуждение было вынесено огромное количество вопросов, которые касались самых разных сторон жизни страны. Многие затрагиваемые проблемы носили глобальный характер и определяли развитие государства в целом. К наиболее крупным вопросам относятся споры о церковном землевладении и необходимости введения светских судов над духовными лицами. Решались на соборе и более частные проблемы. Например, рекомендовалось вступать в брак не ранее 12 лет девочкам и 15 лет юношам, вводился запрет стричь бороду и носить иностранную одежду.

Наиболее важные вопросы, рассматриваемые на Соборе 1551:

  1. Церковное землевладение. Иван Грозный, заручившись поддержкой Сильвестра, планировал провести секуляризацию – изъятие церковных земель на нужды государства. Этому воспротивились главы епархий и другие священнослужители.
  2. Управление церковью. На соборе обсуждался ряд проблем, связанных с церковным устройством, унификацией богослужения, упорядочением работы монастырей. Власти стремились поставить Русскую православную церковь под свой контроль путем введения светских судов, но эта идея не нашла поддержки.
  3. Духовная дисциплина. Представители собрания констатировали факт падения нравственности среди мирян и священников, низкий уровень грамотности населения, многочисленные нарушения духовной дисциплины. В Стоглаве предлагались меры по решению этих проблем.
  4. Борьба с ересями. На соборе осуждались любые отклонения от официальной позиции церкви, провозглашалась поддержка русской церковной традиции. Категорически неприемлемыми назывались пережитки язычества и следование иноземным веяниям.

Обсуждаемые на собрании вопросы и их решения были зафиксированы в пространном документе, состоящем из 100 глав. Позже к нему была прибавлена еще одна статья. Он сохранился более чем в 180 копиях – списках. С конца XVI века за этим сборником закрепилось название Стоглав.

Основные решения Стоглавого собора:

  1. Над духовными лицами сохранялся церковный суд.
  2. Для укрепления дисциплины вводились должности «поповских старост».
  3. Предписывалось привести к единообразию все православные обряды.
  4. Был составлен строгий регламент работы монастырей.
  5. Ограничивалось церковное землевладение.
  6. Осуждались ереси и язычество.
  7. Определялся порядок переписывания богослужебных книг и создания икон.
  8. Упорядочивались финансовые вопросы церкви.

Наиболее спорным вопросом была проблема церковного землевладения. В конечном итоге был выработан компромиссный вариант. Монастырям разрешалось сохранять за собой обширные земельные угодья, но запрещалось приобретать новые без согласования с царем. Эти положения были внесены в дополнительную 101 главу Стоглава.

По решению Собора 1551 года фактически вводилась духовная цензура. Был составлен список запрещенных еретических книг, вводились строгие ограничения на творческую свободу. Предписывалось создавать иконы строго по установленным каноническим образцам. Осуждались азартные игры, скоморошество и даже общение с иностранцами.

Итоги и последствия

Работа Стоглавого собора оказала значительное влияние на последующее развитие права, государственных и церковных отношений в России.

Главные итоги работы Собора 1551:

  1. Утверждение Судебника 1550 – общегосударственного свода законов.
  2. Оформление решений собора в виде Стоглава, который стал главным сборником церковных правил и предписаний на последующие 100 лет.
  3. Ограничение финансовой и земельной свободы Русской православной церкви.

Многие решения Стоглавого собора носили компромиссный характер. Царь Иван IV был еще слишком молод и не обладал всей полнотой власти. Его стремление поставить под свой контроль церковь не увенчалось успехом, но в значительной мере права священнослужителей были ограничены. Они не могли уже как ранее бесконтрольно торговать в храмах, устанавливать произвольные расценки за обряды и скупать многочисленные земли.

Ряд обрядов, принятых на Стоглавом соборе, был отменен в 1667 году на Московском церковном соборе – в частности, обычай креститься двумя перстами. Это положило начало движению старообрядчества и расколу в Русской православной церкви.

Стоглавый собор: систематизация прав Русской Церкви

В прошлом церковь играла огромную роль в жизни общества. Неудивительно поэтому, что возник вопрос, как упорядочить сосуществование духовных и светских норм и законов, а также обеспечить их эффективное правоприменение в условиях укрепления централизованного государства — а именно такой стала Россия в XVI столетии.

И проблему в известной мере удалось решить. Это явилось следствием созыва и деятельности Стоглавого собора, который проходил в Москве в 1551 году.

Почему собор был назван Стоглавым

Стоглавым собором называют само объединение власти и духовенства для решения насущных вопросов. Книгу, в которой были отображены все решения собрания, принято называть Стоглав. Таким образом, Стоглав — сборник постановлений церковно-земского собора 1551 года.


Стоглавый собор был созван по инициативе Ивана Грозного

Свое название книга получила по количеству входящих в нее частей. При редактировании документ был разбит по смыслу на 100 глав. Редакторы документа боялись, что нерадивые писари, переписывая постановления собора для распространения, могут пропустить незначительные, по их мнению, части Стоглава. Поэтому документ пришлось структурировать так, чтобы потеря даже малой части информации не осталась незамеченной.

Церковный суд

Определились взаимоотношения между духовной властью и гражданской. Это происходило на принципе самостоятельности церкви в делах церковных. Стоглавый собор решил о грамоты. В результате все приходские причты и монастыри стали подсудными своим епископам. Светские же суды не могли предавать суду духовных лиц. Но так как не могли сразу упразднить существующую систему, то решили предоставить священникам право участвовать в судах посредством собственных выборных старост и сотских. Последним забыли определить роли в суде.

Участники собора

Стоглавый собор проходил в Успенском соборе Кремля в 1551 году и длился почти 3 месяца. Инициатором собрания был Иван Грозный. Помимо монарха, участниками собора были князья, представители высшего духовенства и Боярской Думы.

Председателем собора был митрополит Макарий. Также на соборе присутствовали архимандриты Трифон Суздальский, Акакий Тверской, Гурий Смоленский, Феодосий Новгородский и другие служители церкви.

Выводы

Стоглавый собор, кратко говоря, произвел фиксацию правовых норм внутренней жизни Церкви. Также был разработан своего рода кодекс взаимоотношений между духовенством, обществом и государством. Русская церковь приобрела самостоятельность.

На соборе было подтверждено, что двуперстное знамение и сугубая аллилуйя правильны и спасительны. Но споры вокруг правильного написания долго не утихали.

Церковный Стоглавый собор требовал писать все иконы по старому образцу, не внося каких-либо изменений. При этом следовало повышать качество иконописи, а также нравственный уровень иконописцев. Вся 43-я глава была посвящена этой проблеме. Порой она вникала в самые разные подробности отношений и жизненных положений. Этот вопрос остается самым пространным и неясным.

Земский и Стоглавые соборы стали равными.

Для Ивана Грозного было необходимо ограничить церковно-монастырское землевладение. Государство нуждалось в свободной земле, чтобы обеспечивать поместьями растущее военно-служивое сословие. В это же время священноначалие собиралось твердо отстаивать имущественную неприкосновенность Церкви. А также следовало узаконить множество возникших общецерковных преобразований.

Стоглавый собор нельзя назвать удачным, так как многие обсуждаемые вопросы стали причиной раздора между старообрядцами и православными. И со временем этот спор только разгорался.

Структура Стоглава

В первой главе Стоглава намечены основные цели собора. Затем излагаются ключевые вопросы, на которые собравшимся предстояло найти ответы. Первая часть документации Стоглавого собора вышла путанной. На некоторые вопросы удавалось найти компромиссный ответ сразу, и он сразу же записывался.

Другие проблемы вызывали жаркие дискуссии, и единое мнение по поводу них отображалось в документации собора значительно позже. Некоторые вопросы так и остались нерешенными.

Далее в Стоглаве был отражен список канонической литературы, в соответствии с которой собор принимал свои решения. К таким источникам можно отнести труды Отцов Церкви, послания Святых Апостолов, поучения Святых.


Стоглав собрал все нормы церковного права и многие светские законы

В двух главах содержались царские вопросы, которые обсуждали на Стоглаве. Они касались порядка богослужений и устройства жизни мирян. В частности, обсуждались следующие проблемы:

  • Укрепление нравственности и духовной жизни мирян и служителей церкви;
  • Обличение нехристианской жизни мирян;
  • Беспорядки в монастырском управлении и порядке проведения богослужений;
  • Вопросы вотчин и государственной казны.

Значение события в истории

Принятые законы и постановления сыграли большую роль в русской истории того времени.

Они отразили следующие процессы в жизни общества:

  • укрепление личной власти царя и института самодержавия в целом;
  • смещение баланса сил внутри феодального класса в пользу дворянства;
  • формирование сословного общества с собственными органами управления и внутренней организацией у отдельных социальных слоев;
  • дальнейшее развитие и укрепление институтов сословно-представительной монархии.

Финансовые проблемы и вопросы землевладения, рассматриваемые на соборе

Конфликт между духовенством и государственной властью длился долгие годы. Духовенство имело претензии к государству, так как оно покушалось на монастырские землевладения. Правительство же хотело использовать часть церковных средств на государственные нужды. Финансовые вопросы вошли в пятую главу Стоглава. После долгих дискуссий, были приняты следующие решения:

  • Было осуждено ростовщичество в среде священников;
  • Был установлен единый размер пошлины для всех епархий;
  • Обличалось взяточничество среди мирян и духовенства;
  • Было запрещено отказывать в постриге, если у желающего стать монахом не было денег;
  • Был установлен контроль над монастырской казной;
  • Установлена пошлина для вступления в брак.


Согласно Стоглаву, церковнослужители не могли быть привлечены к государственному суду

Важно! Одним из самых важных решений было закрепление неприкосновенности церковного имущества. Вопрос о церковных вотчинах рассматривался отдельно, ему даже посвятили отдельную, сто первую главу Стоглава.

Стоглавый собор был, прежде всего, необходим для разрешения многих значимых вопросов всех сторон духовной жизни. В их числе укрепление духовной дисциплины в рядах духовенства, объем полномочий церковного суда, борьба с пережитками язычества и порочным поведением священнослужителей, необходимость унификации церковных служб и обрядов, регламентация порядка строительства церквей и писания икон.

Собор также был призван обсудить проблемы церковного управления, ростовщичества монастырей, избрания благочинных – поповских старост, а также достойных и грамотных служителей алтаря.

Был поставлен вопрос о необходимости создания духовных училищ в целях подготовки духовенства. Все это также способствовало бы повышению грамотности среди населения.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Стоглавый собор 1551 года 460 ₽ Реферат Стоглавый собор 1551 года 240 ₽ Контрольная работа Стоглавый собор 1551 года 210 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Семейно-брачное право

Решения, принятые на собрании 1551 года, регламентировали и семейные отношения.

  • Согласно постановлению собора, юридическим считался только венчанный брак;
  • Молодые люди могли вступить в брак с согласия родителей или опекунов;
  • Возраст жениха для заключения брака — 15 лет, девушки — 12 лет;
  • Законно жениться можно было только 3 раза;
  • Развод был разрешен в случае прелюбодеяния, бесплодия одного из супругов. Расторжение брака допускалось, если супруги не проживали вместе долгое время, или если один из супругов принял решение уйти в монастырь.

Интересно знать! Главный принцип семьи по Стоглаву — безраздельная власть мужчины над женой, родителей над детьми. Если муж был осужден за преступление, жена переносила все тяготы вместе с ним.
Родители распоряжались судьбами своих детей, могли их насильно женить, отдать в монастырь или передать в холопство. Муж мог закладывать жену, наказывать ее, в том числе и физически. Рукоприкладство могло быть ограничено только, если оно было причиной нанесенного тяжкого вреда здоровью.

Литература

  • ЗОРСА. 1861. Т. 2;
  • МДИР. 1876. Т. 2: (Акты, относящиеся к собору 1666-1667 гг.);
  • ДАИ. Т. 5. С. 439-510;
  • СГГД. Т. 4;
  • Дело о Патриархе Никоне: по документам Моск. Синод. (бывш. Патриаршей) б-ки / Изд. Археогр. комис. СПб., 1897;
  • Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 гг. М., 19053.
  • Субботин Н. И. Дело Патриарха Никона: Ист. исслед. по поводу XI т. «Истории России» проф. Соловьева. М., 1862;
  • Гиббенет Н. Ист. исслед. дела Патр. Никона. СПб., 1882-1884. 2 т.;
  • Макарий. ИРЦ. Кн. 7;
  • Каптерев Н. Ф. О сочинении против раскола иверского архимандрита грека Дионисия, написанном до Собора 1667 г. // ПО. 1888. № 7. С. 1-32; № 12. С. 33-70;
  • он же. Суждения Большого Московского Собора 1667 г. о власти царской и Патриаршей // БВ. 1892. Окт. С. 46-74;
  • он же. Царь и церковные Соборы XVI-XVII ст. М., 1906 (то же в БВ. 1906. № 10, 11, 12);
  • он же. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Серг. П., 1912. Т. 2 (отд. публ. тех же мат-лов см. в БВ. 1910. № 12. 1911. № 1-3, 5, 6, 9, 10);
  • Шаров П. Большой Московский Собор 1666-1667 годов // ТКДА. 1895. Янв. С. 23-85; Февр. С. 177-222; Апр. С. 517-553; Июнь. С. 171-222;
  • Полознев Д. Ф. К хронике московских Соборов 2-й пол. XVII в. // Чтения по истории и культуре древней и новой России: Мат-лы конф. Ярославль, 1998. С. 103-106;
  • Стефанович П. С. Приход и приходское духовенство в России в XVI — XVII вв. М., 2002.

Итоги собора

  • Главным итогом Собора была систематизация норм действующего церковного права;
  • Собор осудил пережитки язычества, особенно такие, как пьянство и пристрастие к азартным играм;
  • Собранием было принято решение, касающееся монастырей, в которых могли проживать и женщины, и мужчины;
  • Сформирован институт старост духовенства;
  • Было узаконено двуперстное сложение пальцев при крестном знамении;


Стоглав официально утверждает двоеперстное крестное знамение

  • Поднят вопрос об изображении на иконах Святой Троицы. Обсуждалось традиционное изображение на иконах в виде трех ангелов. Окончательное решение по этому вопросу не было принято.
  • Определялись взаимоотношения между светской и духовной властью. Например, гражданские суды были лишены права судить духовенство. Для этих целей был учрежден церковный суд, о грамоты;
  • Обсуждался вопрос о церковном землевладении;
  • Была достигнута слаженность богослужений, унификация обрядов и служб;
  • Установлены правила переписи церковных книг и принципы иконографии;
  • Канонизированы новые Святые.
  • Нравственность и контроль за жизнью

    Беспорядки, порочившие церковь и угрожавшие ее будущему, все-таки были признаны собором. Именно поэтому повсеместно был введен институт поповских старост. В каждом городе число старост определялось индивидуально. Так, для Москвы было определено 7 поповских старост. Это число соответствовало числу соборов, которые были центральными в своем округе. Поповские старосты также имели помощников — десятских. Последние избирались из священников. В селах и волостях избирались только десятские священники. В Стоглаве были зафиксированы обязанности: контроль за правильным ведением службы в подведомственных церквях и благочиниях священников.

    Также было вынесено важное решение о «двойных» монастырях. В них проживали как мужчины, так и женщины.

    Стоглавый собор русской церкви осуждал народные бесчинства и пережитки язычества: судебные поединки, пьянство, скоморошеские представления, азартные игры.

    Постановления Стоглавого собора также касались еретических и безбожных книг. К ним относились Secreta secretorum, «Аристотель» — сборник средневековой мудрости, астрономические карты Эммануила Бена Якоба. Также было запрещено общаться с иностранцами.

    Стоглавый собор: систематизация прав Русской Церкви

    Зимой 1551 года царь Иван Грозный созвал собор для пересмотра и обновления уложений, контролирующих все сферы жизни. На собрании присутствовали представители светской и церковной власти. Доподлинно неизвестно был свод уже составлен в феврале 1551 года, или же его постановления редактировались до июля. Стоглавый собор просуществовал 100 лет. Лишь во времена патриарха Никона церковные правила полностью переписали, а Стоглав объявили вне закона.

    Предпосылки созыва Стоглавого собора

    В середине XVI века Церковь представляла собой жалкое зрелище. Среди священнослужителей было много пьяниц, в монастырях процветало ростовщичество. Книги содержали много описок и противоречивых данных. Все это подрывало авторитет Церкви. Не доверяя духовникам, люди все чаще практиковали языческие обряды. Для борьбы со всем этим и был созван Стоглав.

    Иван Грозный искренне верил в свое родство с византийскими императорами. Поэтому он без колебаний возложил на себя миссию по наведению порядка в Церкви. В самом своде упоминается, что священнослужители были рады приглашению царя. Духовенство хотело укрепить церковную дисциплину, а также повысить авторитет в глазах прихожан. Но, скорее всего, в ходе обсуждений постановлений свода между Иваном Грозным и митрополитом Макарием неоднократно случались разногласия.

    Работа Стоглавого собора

    Собор был открыт 23 февраля 1551 года. В этот день в московском Успенском соборе состоялся торжественный молебен. Молодой царь впервые проявил свои писательские таланты, зачитав сочинение в художественном стиле. В нем он описал тяжелое сиротское детство, издевательства бояр. Иван IV не забыл покаяться в грехах, чем заслужил поддержку со стороны духовенства.

    Работа над Соборным уложением проходила в два этапа:

    • Обсуждение всех вопросов.
    • Обработка и корректировка материала.

    Именно царь задавал вектор направления, предлагал насущные проблемы для обсуждения. Иван Грозный сам составлял список вопросов. Участники собора имели право высказаться на предложенные темы, но выдвигать свои не могли. Всего от царя поступило 69 вопросов. В Стоглаве в основном приводились не ответы, а документы, в соответствии с которыми принимались решения.

    Главные цели Стоглава

    Стоглавый собор – это законодательный акт из 100 глав (из-за этого и получил такое название). Это был главный документ для Церкви. В соответствии с его положениями духовники обязаны были упорядочить все сферы церковной жизни. На соборе был поднят огромный перечень вопросов, касающихся церковно-народной жизни. Предстояло провести огромную работу по устранению всех недостатков.

    Наибольшее внимание уделялось:

    • Проблемам церковного управления.
    • Соблюдению церковного устава в богослужении.
    • Избранию грамотных служителей алтаря.
    • Открытию духовных училищ для подготовки достойных священнослужителей.

    Духовники были вынуждены признать безнравственность некоторых своих коллег, порочивших церковь. На соборе решили создать институт поповских старост. Эти люди вместе со своими помощниками контролировали правильность ведения службы, а также нравственность самих священников.

    Дополнительно на соборе обсуждались пережитки язычничества, народные бесчинства. Осуждалось пьянство, судебные поединки. Запрещались представления скоморох, азартные игры. Церковнослужители обратили свое внимание и на еретические книги. Многие сборники средневековой мудрости, астрономические карты были уничтожены. Не одобрялось общение с иностранцами.

    Многие уложения свода касались правил богослужения, написания книг и икон. Члены собора узаконили двоеперстное сложение при крестном знамении. В Московской типографии печатались исправленные церковные книги. Священнослужители обсуждали и правила иконографии. Именно в 1551 году Святую Троицу было принято изображать в виде трех ангелов.

    Суды и землевладения церковников

    На соборе разделили гражданскую и духовную власть. Были отменены «несудимые» грамоты. Все монастыри, приходские причты оказались подсудными своим епископам. Гражданские суды не имели права судить церковнослужителей. А вот священники могли присутствовать на светских заседаниях, присылая своих выборных старост.

    У Ивана Грозного остро стоял вопрос с увеличением государственных земельных наделов. Поэтому на соборе он предложил сократить церковные владения. В итоге было решено:

    • Запретить высшему церковному руководству покупать вотчины без разрешения царя.
    • Принимать земельные наделы на помин души, но при условии составления порядка обратного выкупа земли родственниками.
    • Запретить дарить вотчины монастырям. Возможны были исключения, но с обязательным донесением царю.
    • Запретить продажу вотчин людям из других городов.

    На сделки, совершенные до Стоглава, распространялись старые правила. А вот уже с 1551 года к продаже земель относились с большой осторожностью. Нарушение договора наказывалось конфискацией вотчины в пользу государства.

    Итоги проведения Стоглавого собора

    Свод новых законов позволил Ивану Грозному в значительной степени укрепить самодержавие. Среди феодалов большую силу начали набирать дворяне. Именно на них опирались другие вельможи. Дворяне самостоятельно формировали отношение к государю. С каждым десятилетием все сильнее проявлялось разделение общества на сословия. В каждом слое предусматривалась внутренняя организация.

    Стоглавый собор разработал систему взаимоотношений между духовенством, государством и народом. Церковь обрела большую независимость. Несмотря на ограничение землевладений, никто не мог посягнуть на имущество храмов и монастырей.

    Стоглав имел много недостатков. Противоречивые рекомендации, отсутствие конкретных ответов на некоторые вопросы стали причиной раздора внутри Церкви. В итоге уже через 100 лет патриарх Никон признал положения Стоглава неразумными. Не желая обвинять участников собора в невежестве, было решено объявить об их непричастности к составлению свода.

    МОСКОВСКИЙ СОБОР 1551

    Московский собор 1551, получивший название Стоглавого, так как писатели XVII в. называли список его постановлений «Стоглавником» (ввиду разделения того на 100 глав). Позднее за сборником постановлений Московского собора 1551 г. закрепилось название Стоглав.

    Открыт собор был самим царем. На соборе присутствовали преимущественно представители духовенства: митр. Макарий, 9 архиепископов и епископов, многие архимандриты, игумены, духовные старцы и священники.

    Были и представители светской власти: в обращении к членам собора царь поименовывает свою братию, всех любимых своих князей, бояр и воинов. По своему значению это был один из важнейших соборов Московского государства.

    Собор был созван главным образом ввиду того, что многие священные обычаи «поизшаталися»: многое было учинено в церкви по самовластию, прежние узаконения оказались нарушенными, божественные заповеди оставались в небрежении.

    В руководство собору царь предложил сначала 37 вопросов, потом еще 32. Царские вопросы и ответы на них собора и составляют главное содержание постановлений (Стоглава). Они затрагивают следующие темы:

    1) о церковном богослужении, а именно об уставности и чинности церковных служб, об исправности богослужебных книг, о правилах иконописания, о крестном знамении, о пении аллилуйя и о некоторых других церковных обрядах;

    2) об упорядочении епархиального управления и суда путем учреждения новых органов надзора над духовенством, устранения светских архиерейских чиновников от вмешательства в сферу чисто духовного суда и организации контроля над их судебной деятельностью по другим делам, устранения злоупотреблений при взимании различных пошлин и поборов с духовенства и мирян;

    3) об устранении злоупотреблений при управлении монастырскими имуществами и доходами и об искоренении разных пороков монашеской жизни;

    4) об улучшении различных сторон мирского быта (меры против брадобрития в связи с содомским грехом, против волшебства и колдовства, скоморошества, языческих народных увеселений, игры в зернь и пр.).

    Была затронуты на соборе и вопросы общегосударственные: царь возвещал собору о своих «нужах и земских нестроениях». Он предложил собору рассмотреть судебник и уставные грамоты и если в них не окажется ничего несогласного с правилами церкви и прежними законами, утвердить своими подписями (гл. 4).

    Сюда же относятся постановления собора о новом общегосударственном сборе на выкуп пленных (гл. 72); о святительских и монастырских слободах и отношении их к посадам (гл. 98); о несудимых грамотах (гл. 67) и пр.

    Известно также, что царь имел в виду внести на рассмотрение собора целый ряд весьма важных вопросов: о местничестве, об организации службы, о поместьях и вотчинах, о корчмах, мытах и т.д., но эти вопросы в Стоглав не включены, так что нельзя сказать, обсуждались они на соборе или нет.

    Несмотря на такое обилие и разнообразие поставленных вопросов, собор дал свои ответы в сравнительно краткое время; заседания, открытые 23 февраля, закончились к началу мая, так как до 11 мая соборные постановления сообщены были на просмотр в Троицкий монастырь и возвращены оттуда.

    Как в подборе материала, так и в самой постановке вопросов не могли не сказаться те бурные течения общественной мысли, какие волновали московское общество со времени возникновения ереси жидовствующих. Две борющиеся партии в среде духовенства и культурного общества – иосифляне и нестяжатели — должны были столкнуться не только на соборе, но и в период приготовлений к нему.

    Созыв собора для обсуждения церковных нестроений вовсе не был в интересах иосифлянского большинства. Почин в этом деле скорее всего мог исходить или от митрополита, или из среды партии нестяжателей.

    Известно, что митрополит написал царю обширный «ответ» в защиту вотчинных прав церкви. Он мог быть составлен только до собора, потому что после постановлений собора о том же предмете такое послание было совершенно излишне. Значит, возбуждались вопросы о секуляризации церковных имуществ, и к митрополиту обращались за указаниями, почему он и написал свой «ответ».

    Позднее (1553) Троицкого игумена Артемия обвиняли в том, что он писал царю, убеждая его «села отнимати у монастырей»; Артемий хотя и отрицал такой факт, но не скрыл своей точки зрения на вопрос и в то же время признал, что о чем-то государю «писал на собор».

    Далее известна анонимная статья, перечисляющая «многая неисправления, яже есть неугодна Богу и неполезно души»; почти все указания статьи проникли в Стоглав в форме царских вопросов или постановлений собора. Эта статья найдена в сборнике, принадлежавшем члену собора, рязанскому епископу Кассиану, горячему противнику Иосифа Волоцкого и его последователей.

    В том же сборнике помещены и другие статьи, вошедшие в состав Стоглава, а рядом с ними – знаменитая кормчая Вассиана Патрикеева. На постановления собора оказали влияние и некоторые мысли Максима Грека.

    Все эти соображения говорят в пользу догадки, что почин созвания собора и его программа исходили из среды нестяжателей, которые, при помощи Избранной рады и при содействии митрополита, наметили обширный круг реформ в области церковного и государственного управления.

    Нестяжатели как бы готовились дать иосифлянам генеральное сражение, но победа осталась на стороне последних; на соборе их оказалось большинство, и по многим спорным вопросам они были поддержаны митрополитом.

    Такой исход борьбы повлиял и на дальнейшую судьбу немногих влиятельных противников иосифлян: Артемий и Кассиан лишились своих мест, первый, сверх того, был судим и сослан в заточение.

    Приводить в исполнение постановления собора выпало на долю тех, кто в этом был совсем не заинтересован, а митрополит без деятельной поддержки ничего не мог сделать. Естественно, что при таких условиях «почти все узаконенное собором было забыто и все пошло по старому, как бы совсем и не бывало собора, деяния которого превратились в простой исторический памятник».

    Стоглавый собор

    Стогла́вый собо́р — церковно-земский собор, который проходил в Москве с 23 февраля по 11 мая 1551 (7059) в Успенском соборе Кремля, с участием царя Ивана Грозного, высшего духовенства и представителей Боярской думы.

    Со стороны духовенства в соборе принимал участие митрополит Макарий (в качестве председателя), а также архиепископы Акакий (Тверская епархия), Гурий (Смоленская епархия), Касьян (Рязанская епархия), Киприан (Пермская епархия), Никандр (Ростовская епархия), Савва (Крутицкая епархия), Трифон (Суздальская епархия), Феодосий (Новгородская епархия) и еще один Феодосий (Коломенская епархия)

    Собор был созван по инициативе Макария и Сильвестра [1] . Текст повестки, предположительно составлен Сильвестром. В соборе нашла выражение борьба иосифлян и нестяжателей, поддерживая которых царь надеялся провести секуляризацию. Решения собора, выраженные в 100 главах (Стоглав), носили компромиссный характер.

    Содержание

    Хронология

    Дата проведения собора вызывает споры. Е. Голубинский признает дату 23 февраля за начало работы Собора, тогда как священник Д. Стефанович, говорит в своей магистерской диссертации, что Собор начался в первых числах января 1551 г., что к 23 февраля он мог и окончиться. А к маю была составлена редакция решений собора [2] .

    Решения собора

    Принял Судебник, отверг секуляризационные планы правительства, но ограничил дальнейшее приращение церковных владений в городах и финансовые привилегии духовенства; решения, сведённые в сто глав, в литературе имеют название Стоглава.

    Царь представил собору также новый Судебник и уставные грамоты, просил прочесть их и рассудить и, если дело будет признано достойным, скрепить их подписями для хранения в казне. Царь говорил, между прочим, на соборе, что его бояре и вельможи впали во многие корысти и хищения, называл их лихоимцами, хищниками, творящими неправедный суд; но в то же время он признал, что всех обид и разорений, происшедших от бессудства и лихоимания властей, исправить невозможно, и просил оставить «друг другу вражды и тяготы». На Стоглавом соборе царь подтвердил, что он предписал боярам «помиритися на срок» по всем делам «со всеми христианы» своего царства [3] .

    Некоторые решения Собора, касающиеся обрядов, были отменены Московским Собором 1667 года, наложившим проклятия и на сами обряды, и на придерживающихся их: двоеперстие, сугубую аллилуйю и пр.

    Примечания

    1. Сергей Левицкий, “Очерк по истории русской философии” т.1
    2. Стоглавый Собор 1551 года
    3. Судебники 1497 и 1550 гг. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.

    Литература

    • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2005 (DVD)
    • Статья посвященная 455-й годовщине Стоглавого Собора [1]
    • Игумен Кирилл (Казанская духовная семинария), «Русские канонические постановления об изобразимости Бога», глава 5 [2]
    • Архимандрит Макарий (Веретенников) «Стоглавый собор 1551 года», Журнал Альфа и Омега, № 1(8) 1996 [3]
    • Сергей Левицкий, Очерк по истории русской философии т.1

    См. также

    • Старообрядчество
    • Стоглав

    Ссылки

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    • Колник, Юрай
    • Орки (Warcraft)

    Полезное

    Смотреть что такое “Стоглавый собор” в других словарях:

    СТОГЛАВЫЙ СОБОР — СТОГЛАВЫЙ СОБОР, церковный собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы, состоялся в Москве в январе мае 1551. Унифицировал церковные обряды, провозгласил неприкосновенность церковных имуществ и неподсудность духовенства светским … Русская история

    СТОГЛАВЫЙ СОБОР — СТОГЛАВЫЙ СОБОР, церковно земский собор в Москве, в январе мае 1551. Отверг секуляризационные планы правительства царя Ивана IV, но ограничил церковные владения в городах и финансовые привилегии духовенства. Принял Стоглав (судебник, состоящий из … Современная энциклопедия

    СТОГЛАВЫЙ СОБОР — церковно земский собор в Москве, в январе мае 1551. Отверг секуляризационные планы правительства, но ограничил церковные владения в городах и финансовые привилегии духовенства. Принял Стоглав … Большой Энциклопедический словарь

    Стоглавый собор — СТОГЛАВЫЙ СОБОР, церковно–земский собор в Москве, в январе мае 1551. Отверг секуляризационные планы правительства царя Ивана IV, но ограничил церковные владения в городах и финансовые привилегии духовенства. Принял Стоглав (судебник, состоящий из … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Стоглавый Собор — церковный собор с участием царя Ивана IV Грозного и представителей Боярской думы. Состоялся в Москве в январе мае 1551. Унифицировал церковные обряды, провозгласил неприкосновенность церковных имуществ и неподсудность духовенства светским… … Энциклопедический словарь

    Стоглавый собор — церковный собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы (См. Боярская дума), заседавший в Москве в январе феврале 1551 (окончательное завершение работ С. с. относится к маю 1551). Своё название получил от сборника соборных … Большая советская энциклопедия

    СТОГЛАВЫЙ СОБОР — церк. собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы, заседавший в Москве в янв. февр. 1551 (окончат. завершение работ С. с. относится к маю 1551). Свое назв. получил от сборника соборных решений, поделенного на 100 глав, Стоглав … Советская историческая энциклопедия

    Стоглавый собор — церковно земский собор в Москве в январе мае 1551 г. Отверг секуляризационные планы правительства, но ограничил церковные владения в городах и финансовые привилегии духовенства. Принял Стоглав … Краткий словарь историко-правовых терминов

    Стоглавый собор — см. Стоглав … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Стоглавый собор — Стогл авый соб ор (1551) … Русский орфографический словарь

    Стоглавый собор 1551 года

    Вы будете перенаправлены на Автор24

    История Стоглавого собора

    Стоглавый собор, проходивший в Успенском соборе в Москве с 23 февраля по 11 мая 1551 года, является важнейшим событием не только в истории России, но и Русской православной церкви.

    Название «Стоглавый» происходит от количества входивших в него частей (отдельных глав). По своей сути он представлял определенный законодательный акт, регулировавший многие сферы жизни, и обязательный для исполнения церковью. Однако некоторые из принятых введение так и остались лишь на бумаге.

    Участниками Стоглавого собора помимо царя Ивана Грозного были князья, высшее духовенство, а также представители Боярской думы.

    Вся работа происходила в два этапа:

    • совещание с обсуждением вопросов,
    • непосредственная обработка материала.

    В соответствии со структурой Стоглава:

    • 1-4-я главы содержали сведения об открытии собора, участниках, причинах и целях;
    • царские вопросы были в двух частях, первые 37 отражены в 5-й главе, вторые 32 – в 41-й главе;
    • ответы находятся в 6-40-й главах и 42-98-й;
    • глава 99 говорит о посольстве в Троицкий монастырь;
    • 100-я глава содержит ответ Иосафа, предложившего ряд замечаний и дополнений.

    Стоглавый собор был, прежде всего, необходим для разрешения многих значимых вопросов всех сторон духовной жизни. В их числе укрепление духовной дисциплины в рядах духовенства, объем полномочий церковного суда, борьба с пережитками язычества и порочным поведением священнослужителей, необходимость унификации церковных служб и обрядов, регламентация порядка строительства церквей и писания икон.

    Собор также был призван обсудить проблемы церковного управления, ростовщичества монастырей, избрания благочинных – поповских старост, а также достойных и грамотных служителей алтаря.

    Был поставлен вопрос о необходимости создания духовных училищ в целях подготовки духовенства. Все это также способствовало бы повышению грамотности среди населения.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Решения

    Итогом Стоглавого собора был сбор и систематизация норм действующего церковного права.

    Порочившие церковь беспорядки были также признаны собором, и в целях их ликвидации были введены должности поповских старост, определяемых для каждого города в индивидуальном порядке. Также вводились должности помощников поповских старост – десятских, избираемых из числа священников. К их обязанностям относился контроль за ведением службы в подведомственных церквях.

    Было вынесено решение о «двойных» монастырях, где могли проживать как мужчины, так и женщины.

    Стоглавый собор осуждал пережитки язычества в виде скоморошества, пьянства и азартных игр, а также запрещал общаться с иноземцами.

    Но, конечно, большинство решений собора касались богослужений.

    К примеру, двуперстное сложение при крестном знамении было узаконено именно тогда. Также важное значение имел вопрос об иконографии Святой Троицы, а именно в обсуждении традиционного православного изображения Троицы в виде трех ангелов. Тем не менее, не имеется информации об определенном ответе, и скорей всего данный вопрос так и остался неразрешенным.

    Что касается Церковного суда, то итогом Стоглавого собора стало определение взаимоотношений духовной и гражданской власти. Был применен принцип самостоятельности церкви в церковных делах. Были отменены «несудимые» грамоты, вследствие чего все монастыри стали подсудны епископам. А вот светские суды не могли судить духовных лиц.

    На соборе также обсуждался вопрос о церковном землевладении, однако он не был включен в Соборное уложение. Тем не менее, позднее была добавлена 101-я глава под названием «Приговор о вотчинах», в которой и были закреплены основные решения по вопросу.

    Значение Стоглавого собора

    Стоглавый собор был значимым событием, произведя фиксацию правовых норм внутренней жизни Церкви. Немаловажной стала разработка своеобразного кодекса взаимоотношений между духовенством, обществом и государством. В конце концов, русская церковь отныне обрела самостоятельность.

    Земский и Стоглавый соборы стали равными.

    Также было наконец законодательно разграничено церковно-монастырское землевладение, что было особо важно для Ивана Грозного, так как государство остро нуждалось в свободной земле для обеспечения поместьями расширяющегося военно-служивого сословия, а церковь твердо отстаивала свою имущественную неприкосновенность.

    Стоглавый собор был не вполне успешен с точки зрения возникновения раздора между православными и старообрядцами по многим обсуждаемым вопросам. На протяжении долгого времени не утихали споры между представителями официальной церкви и раскольниками. Однако все же для своего времени проведение Стоглавого собора было весьма важным и актуальным.

    Читайте также:
    Православие и тату: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые и популярные вопросы
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: