Стояние Зои: правда или вымысел, факты и история чуда 1956 года, экранизации

Стояние Зои в Куйбышеве (ныне Самара) в 1955-1956 годах

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Самарская земля богата на исторические события и хранит много легенд и тайн.

Одно из таких загадочных событий, случившееся более 60-ти лет назад – это «стояние Зои». Когда девушка, звали которую, как вы понимаете, Зоя, «окаменела» и простояла в таком положении около четырех месяцев.

Это невероятное событие, произошло в городе Куйбышев (ныне – Самара) зимой в 1955-56 годов.

Немного истории о Стоянии Зои в Куйбышеве

Речь пойдет о случае, который произошёл в новогоднюю ночь в одном из частных домов города Куйбышева.

В литературе и прессе, это событие получило название «Стояние Зои». На данный момент оно достаточно широко известно, освещено и описано в различных печатных изданиях и интернет-изданиях.

Если кто-то не знает, то по мотивам указанных событий в 2009 году даже сняли художественный фильм «Чудо» (режиссер Александр Прошкин) с Константином Хабенским в главной роли.

Советую посмотреть этот фильм, очень интересно.

Стояние Зои в Куйбышеве – правда или вымысел

Официальная информация о стоянии Зои, которую можно найти в интернет и печатных изданиях

Данная история, как я уже написал выше, произошла зимой 1955-1956 годов. Если быть точным, то началась она в новогоднюю ночь 31 декабря 1955 года в Куйбышеве, в доме, расположенном по улице Чкалова.

Сейчас уже доподлинно известно, что события произошли в одноэтажном доме, расположенном во дворе за двухэтажным домом под номером 84 по улице Чкалова.

По крайней мере, в литературе и интернет описывается информация о событиях в районе дома № 84 по улице Чкалова.

Ниже фотография двухэтажного деревянного дома под номером 84 на момент написания статьи. Он расположен в старой части города и стоит на прежнем месте до сих пор.

А вот уже одноэтажный жилой дом, который стоял во дворе, за двухэтажным. Фото смог найти только в интернет. Сейчас его уже снесли. Скорее всего, здесь и произошла история со стоянием Зои.

Достоверно известно, что в этом доме жила женщина (по материалам википедии Клавдия Болонкина) с сыном.

В новогоднюю ночь сын пригласил гостей, в числе которых была девушка Зоя по фамилии Карнаухова (по материалам википедии). Все подруги Зои были с парнями, а её молодой человек, которого звали Николай (по материалам википедии), задержался, и она проводила вечер одна.

Когда все начали танцевать, то Зоя сказала, что если нет её Николая, то она будет танцевать с иконой Николая Чудотворца. Кто-то из друзей пытался её остановить, говорили, что этого делать нельзя, что это богохульство. Но Зоя настояла на своем. Взяла икону Николая Чудотворца, прижала её к груди и пошла танцевать…

Напуганные гости в панике разбежались.

Зоя оставалась стоять на месте. Никаких внешних признаков жизни девушка не подавала, но сердце её билось.

Никакие попытки оживить девушку, сдвинуть её с места, а также забрать икону из рук, не увенчались успехом. Девушка как будто бы приклеилась.

Милиционеры, одними из первых узнавшие о происшествии, боялись подходить к Зое и ничем не могли ей помочь. Также ничем не могли помочь Зое и врачи. Когда они пытались делать уколы, иглы ломались, не прокалывая кожу.

В Куйбышеве быстро узнали о произошедшем и весть об «окаменении» девушки быстро разнеслась по городу. К дому начали стекаться толпы народа, в результате чего его оцепили милицией.

Случившееся стало поводом для обсуждения на тринадцатой областной конференции КПСС.

Зое пытались помочь священники, но также безрезультатно.

Пока, как написано в википедии, не появился иеромонах Серафим, который смог взять из рук Зои икону и сказал, что её стояние закончится в день Пасхи.

Вот такая интересная и трагическая история.

Сейчас на этом месте в Самаре установлен памятник Николаю Чудотворцу в память о случившемся.

Часто мимо проходят крестные ходы.

Рассказы жителей и очевидцев о стоянии Зои в Куйбышеве (ныне Самара)

Многие из вас, особенно те, кто не жил в Самаре, скажут, что это только красивая и интересная легенда или вымысел и ничего более.

Но вот если пообщаться с жителями старшего возраста, особенно с теми, которые жили в тот период в старой части города, то можно услышать очень много интересного об этом случае. После их рассказов всё больше и больше уверяешься в том, что данное чудо действительно имело место быть.

Так моя мама, которой было в ту пору 8 лет, и они жили в близлежащей деревне, рассказывала, что её мама, то есть моя бабушка, ездила зимой 1956 года на Губернский рынок в город Куйбышев продавать молоко.

Данный рынок как раз располагается в нескольких кварталах от дома № 84 по улице Чкалова.

И вот, по её рассказам, как раз в те первые зимние дни 1956 года, она наблюдала действительно большое скопление народа около указанного дома. Территория была оцеплена милицией, в том числе и конной. Народ рассказывал, что в доме стоит молодая девушка и не может сойти с места…

Если бы моя бабушка была жива, то я бы более подробно расспросил её про этот случай.

От своей соседки (женщина преклонного возраста), я также слышал эту историю, когда был ещё студентом (середина 90-х годов), и доступа в интернет у меня просто не было.

Она рассказывала, что этот случай действительно имел место.

также она говорила, что во время стояния, Зою пытались вынести из дома, для дальнейшего изучения феномена. Для этого пробовали выпилить полы под ней. Но когда начали пилить доски, то из них начала сочиться кровь и от затеи отказались.

Читайте также:
Киот для иконы: что такое и как сделать своими руками

Также она рассказывала, что стояние продолжалось достаточно долго, пока в дом не прошел старец, очень похожий по словам очевидцев на Николая Чудотворца, который и «оживил» девушку.

Самое интересное то, что дом охранялся милицией и в него никого не пускали.

Вот что я слышал про эту историю, которая произошла в Куйбышеве зимой 1955-1956 годов, лично.

Всё что описал выше – слышал от родных и знакомых. Ничего не привираю.

Правда это или нет, сказать не могу. Решайте сами. Но я ничего не выдумываю. Поэтому выводы делайте сами и пишите в комментариях.

Для скептиков о стоянии Зои в Куйбышеве

Всем скептикам, кто не верит в произошедший случай, могу сказать только одно – если бы ничего этого не было, и история была вымыслом, то тогда не было бы столько шумихи в партийных кругах, последующих материалах в печати, литературе и интернет.

С чего бы это всё?

Поэтому не советую делать поспешных выводов о зимних событиях 1955-1956 годов в Куйбышеве. Почитайте литературу, изучите материалы в интернет, посмотрите фильм «Чудо».

А я, извините, останусь при своем мнении, что стояние Зои действительно имело место в Самаре, то есть в Куйбышеве, зимой 1955-1956 годов.

В последнее время дом под номером 84 по улице Чкалова в Самаре несколько раз пытались снести и даже, вероятно, поджигали. Чтобы расчистить место под застройку. Но вмешались жители Самары. Пока что дом чудом удалось отстоять. Но что будет дальше – неизвестно.

Но что бы не случилось, стояние Зои – это урок многим. Кем бы ты ни был, к святыням нужно относиться с благоговением и уважением. И не отрицать и не порицать того, что не знаем и не понимаем.

Поэтому, если будете в наших краях, обязательно пройдите мимо этого легендарного места. Постойте около памятника Николаю Чудотворцу, окунитесь в историю.

Ну вот и всё! Кому интересно, пишите вопросы, и оставляйте свои отзывы. Обязательно отвечу.

А какие уникальные и чудотворные места есть у вас в городе? Напишите, буду рад узнать

Понравилась статья? Поделись!

  • Вконтакте
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Twitter

Овсяная каша по утрам | Полезно и вкусно | Пошаговый рецептПольский костел в Самаре (храм Пресвятого Сердца Иисуса), объект культурного наследия с богатой историей

  • 1658 Памятник В.И.Чапаеву в Самаре, история и факты 1591615980 1631194858
  • 1337 От цирка-театра «Олимп» до Самарской государственной филармонии 1580821800 1625651360
  • 1060 Сквер имени Александра Сергеевича Пушкина в Самаре 1567342440 1625737136
  • 830 Польский костел в Самаре (храм Пресвятого Сердца Иисуса), объект культурного наследия с богатой историей 1567342320 1632285675
  • 934 Площадь Куйбышева в Самаре зимой: чем заняться, обзорная экскурсия 1550752560 1629796745
  • 1237 Самара и Самарская область, краткий обзор 1548392340 1630486849

Нет комментариев

Оставить комментарий

Подписка на статьи

Делюсь интересной информацией не только на блоге, но и в социальных сетях!

YouTube Facebook Вконтакте Одноклассники

  • 3 дня назад Соленая селедка с луком, вкусная закуска | Пошаговый рецепт с фотографиями
  • месяц назад Как очистить гайки от ржавчины обычной «Кока-Колой» | Личный опыт, проверенный на автомобильных гайках
  • 3 месяца назад Соленые озера Соль-Илецка, отдых и обзор | Отзыв о поездке
  • 6 месяцев назад Посмотрел фильм Чернобыль 2021 года | Отзыв после просмотра
  • год назад Стрельцов: отзыв о фильме 2020 года | Великий футболист великой страны
  • год назад Как очистить решетку гриль от нагара и жира, простой способ

Подпишитесь на Новые Статьи, чтобы Ничего Не Пропустить

Хотите больше от работы в интернет?

  • Мечты сбываются! Делюсь своими рецептами!
  • Подпишитесь на информацию бесплатно

Все самое интересное впереди!

С уважением,
автор этого блога,
Константин Лужнов

Тайна священника, который смог взять икону 6 мая 1956 года из рук окаменевшей девушки раскрыта!

Эта знаменитая и известная всей Русской Православной Церкви история была описана во многих изданиях. Приведем соединенный вариант из книг «Стояние Зои. Чудо святителя Николая»

«…Событие это случилась в простой советской семье в городе Куйбышеве. В доме на ул. Чкаловской, 84 под Новый год, 31 декабря 1955-го собралась молодежь, человек 10-14. Среди них была девушка по имени Зоя, работница трубочного завода им. Масленникова. Когда все выпили, поставили пластинку и пошли танцевать парами. А Зоин кавалер по имени Николай не явился. Его не стали ждать, начались танцы, а Зоя осталась одна. С досады она взяла образ святителя Николая Чудотворца, висевший в углу, и сказала: «Возьму этого Николая и пойду с ним танцевать», – не слушая своих подруг, которые советовали ей не делать такого кощунства. «Если Бог есть, Он меня накажет», – бросила она. Начались танцы, прошли круга два, и вдруг в комнате поднялся невообразимый шум, вихрь, засверкал ослепительный свет. Веселье обратилось в ужас. Все в страхе выбежали из комнаты. Одна Зоя осталась стоять с иконой святителя, прижав ее к груди, – окаменевшая, холодная, как мрамор. Никакие усилия прибывших врачей не могли привести ее в себя. Иглы при уколе ломались и гнулись, как будто встречая каменное препятствие. Хотели взять девушку в больницу для наблюдения, но не могли сдвинуть ее с места: ее ноги были как бы прикованы к полу. Но сердце билось – Зоя жила. С этого времени она не могла ни пить, ни есть. Первые дни дом был окружен множеством народа: приходили и приезжали издалека верующие, медики, духовные лица и просто любопытные. Но скоро по распоряжению властей помещение было закрыто для посетителей. В нем дежурили посменно по 8 часов два милиционера. Некоторые из дежурных, еще совсем молодые (28—32-х лет), поседели от ужаса, когда в полночь Зоя страшно кричала. По ночам около нее молилась мать.

Читайте также:
Лилит - первая жена Адама: история и упоминание в Библии

«Мама! Молись! – кричала Зоя. – Молись! В грехах погибаем! Молись!» О случившемся известили патриарха и просили его помолиться о помиловании Зои. Патриарх ответил: «Кто наказал, Тот и помилует».

Приехавший из Москвы известный профессор медицины, подтвердил, что биение сердца у Зои не прекращалось, несмотря на внешнюю окаменелость. Также были приглашены священники, чтобы взять из окаменевших рук Зои икону святителя Николая. Но и они не могли этого сделать. В самый праздник Рождества Христова, исполненный веры и благоговения, пришел иеромонах Серафим (вероятно, из Глинской пустыни), отслужил водосвятный молебен перед иконою святителя и освятил всю комнату. После этого со страхом Божиим и верою он легко взял икону из рук Зои и, воздав образу святителя должные почести, возвратил его на прежнее место. Он сказал: «Теперь надо ждать знамения в Великий день (то есть на Пасху)! Если же оно не последует, недалек конец мира». На эти его слова недостойные слушатели ополчились, ибо в сердцах их жило нечестие. Отец Серафим, благочестивый иеромонах, был взят на допросы и следствия, где находился долгое время, и там его заставляли объявить перед всем народом, что никакого чуда на самом деле не было. Но раб Христов не солгал пред Лицем Господним…

Посетил Зою и митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, который также отслужил молебен и сказал, что нового знамения надо ждать в Великий день (то есть на Пасху), повторив слова благочестивого иеромонаха. Перед праздником Благовещения (в тот год оно было в субботу третьей недели Великого поста) приходил благообразный старец и просил допустить его к Зое. Но дежурные милиционеры отказали ему. Он приходил и на другой день, но и опять, от других дежурных, получил отказ. В третий раз, в самый день Благовещения, дежурные пропустили его. Охрана слышала, как он ласково сказал Зое: «Ну, что, устала стоять?» Прошло некоторое время, и когда дежурные милиционеры хотели выпустить старца, его там не оказалось. Все убеждены, что это был сам святитель Николай.

Так Зоя простояла 4 месяца (128 дней), до самой Пасхи, которая в том году была 23 апреля (6 мая по новому стилю). В ночь на Светлое Христово Воскресение Зоя стала особенно громко взывать: «Молитесь!» Жутко стало ночным охранникам, и они стали спрашивать ее: «Что ты так ужасно кричишь?» И последовал ответ: «Страшно, земля горит! Молитесь! Весь мир во грехах гибнет, молитесь!» С этого времени она вдруг ожила, в мышцах появилась мягкость, жизненность. Ее уложили в постель, но она продолжала взывать и просить всех молиться о мире, гибнущем во грехах, о земле, горящей в беззакониях. Ее спрашивали: «Как ты жила? Кто тебя кормил?» «Голуби, голуби меня кормили», – был ответ, в котором ясно возвещается помилование и прощение от Господа. Господь простил ей грехи предстательством святого угодника Божия, милостивого Николая Чудотворца и ради ее великих страданий и стояния в течение 128 дней. Все случившееся настолько поразило живущих в городе Куйбышеве и его окрестностях, что множество людей, видя чудеса, слыша крики и просьбы молиться за людей, гибнущих во грехах, обратились к вере. Спешили в церковь с покаянием. Некрещеные крестились. Не носившие креста стали его носить. Обращение было так велико, что в церквах недоставало крестов для просящих.

Со страхом и слезами молился народ о прощении грехов, повторяя слова Зои: «Страшно. Земля горит, в грехах погибаем. Молитесь! Люди в беззакониях гибнут».

На третий день Пасхи Зоя отошла ко Господу, пройдя тяжелый путь — 128 дней стояния пред лицем Господним во искупление своего прегрешения. Дух Святый хранил жизнь души, воскресив ее от смертных грехов, чтобы в будущий вечный день Воскресения всех живых и мертвых воскреснуть ей в теле для вечной жизни. Ведь и само имя Зоя означает «жизнь»».

С тех пор многих интересовал вопрос: «А кто же был тот самый иеромонах Серафим, который сумел взять икону из рук окаменевшей девушки?» Долгое время считалось, что этим иеромонахом был белгородский старец архимандрит Серафим (Тяпочкин). Но сам отец Серафим неоднократно говорил своим духовным чадам, что это не он брал икону из рук окаменевшей Зои. А вышедшая в 2006 году по благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, архиепископа (ныне митрополита) Белгородского и Старооскольского книга «ПРАВЕДНИК НАШИХ ДНЕЙ. Белгородский старец архимандрит Серафим (Тяпочкин)», составленная протоиереем Николаем Германским, развеяла этот миф. Так на 39-й странице этого издания помещен подраздел «Отец Серафим и Зоя из Куйбышева», в котором автор указывает следующее: «Хочу специально коснуться вопроса о непричастности о. Серафима к известному чудесному событию, имевшему место в Куйбышеве в 1956 году. От нескольких лиц я слышал, что икону Святителя Николая из рук окаменевшей Зои удалось взять иеромонаху по имени Серафим. Многие считают, что это и есть о. Серафим (Тяпочкин). Но я удостоверяю, что это ошибка. В январе 1956 г., когда в Куйбышеве произошло это событие, о. Серафим служил в с. Токмак Запорожской области и в течение всего 1956 года никуда дальше Днепропетровска, где находились епархиальное управление и резиденция
архиерея, не ездил. Эту версию об о. Серафиме я слышал преимущественно от людей, знавших его издалека, больше понаслышке, которые не были в числе его духовных детей. От них эта версия переходила к людям, более близким к о. Серафиму, но не знавшим его биографии. Отец Серафим знал об этой версии. Но при мне он отклонил ее, как неверную. Спокойным односложным «нет» и соответствующим движением головы. Этого же придерживается и М. Д. Гребенкин, и игумен Серафим (Лебедев), и архимандрит Зинон, в присутствии которых о. Серафим неоднократно отвергал свое участие в «Зоином стоянии»».

Читайте также:
Церковная ладанка – что это такое, как правильно носить и что в нее кладут, из чего изготавливается и от чего защищает

Похоже, эта тайна еще долго оставалась бы тайной, если бы не отец Серафим (Звягин), который неожиданным образом открыл ее в начале 2007 года. В январе батюшка впервые рассказал присутствовавшим в Покровском храме своей обители, что он и есть тот самый иеромонах Серафим, который взял из рук Зои икону. А более подробно старец открыл это в четверг на первой неделе Великого поста во время таинства маслособорования. Люди стали спрашивать: «Батюшка, расскажите, как Вы взяли икону?» А он: «Да как взяли? Пришли и взяли! А потом с Нас взяли подписку о неразглашении на 50-т лет».

И в этот же день после вечерней службы в беседе с кировоградскими духовными чадами вновь речь зашла об этом чуде. Отец Серафим говорил: «…Меня и еще троих священников посадили в темницу. И когда мы сидели, сзади справа я услышал женский голос: «А тебя, кучерявый, через трое суток выпустят», – и увидел Матерь Божью, как Она изображена на Иверской иконе. И действительно, меня через 3-е суток выпустили, а тем остальным дали по 4-е года!» Люди сразу заинтересовались, стали просить старца, чтобы больше рассказал. Батюшка продолжил: «Нам дважды было повеление от Господа ехать в Куйбышев, и только за вторым разом Мы туда попали…» В этот момент одна женщина его перебила, задав какой-то личный вопрос. Старец ей на него ответил, но о «стоянии Зои» продолжать разговор не стал.

И только лишь в конце июля 2012 года за полтора месяца до смерти в беседе с самарскими духовными чадами батюшка еще раз по их настойчивой просьбе рассказал о тех событиях: «Батюшка, расскажите, как это было?» Он: «Как было!? Пришли, взяли икону, а потом Нас гнали – страшно вспомнить! Арестовали, 25-ть лет давали, а Господь через 40 дней вывел. Но пытали». Затем, указывая на свой лоб и глаза, продолжил: «Отметины на всю жизнь. Вспоминать – и то страшно!» Отцу Серафиму было предъявлено обвинение в ведении антисоветской пропаганды, а также в нелегальной церковной деятельности. Начались допросы, избиения, выщипывание бороды, истязания, угрозы. Но сила духа воина Христова обескуражила следователей. Батюшка говорил: «Мы дали расписку на 50 лет, что будем молчать. Нас пытали, душили, выдергивали волосы на голове и бороде. Говорили: «Ты молодой, зачем тебе все это надо?» И тогда Мы дали расписку на 50 лет о неразглашении». И отец Серафим сдержал слово священника: с 1956 года по 2006 год включительно он молчал и никому никогда об этом не рассказывал. И только лишь в начале 2007 года, спустя 50 лет, открыл эту тайну людям. В этом крылся великий Промысел Божий: Господь так премудро устроил, чтобы юный подвижник не был искушаем славою и не гордился. И лишь в конце его жизни благословил несколько раз об этом рассказать. Отец Серафим после своего
рассказа говорил: «Мы не хвалимся, но чтобы вы знали, кто был ваш отец духовный!»

После того, как батюшку отпустили из заключения, он возвратился на приход в с. Густомесово, где и продолжил свое скромное служение. А мир в течение долгих 50-ти лет бился в догадках относительно правды о тех событиях.

КАМЕННАЯ ГОСТЬЯ

Стояние Зои: где правда, а где вымысел

27 января 2016, 2:53 13 605

Автор: Андрей Кочетков

60 лет назад, в январе 1956 года, на улицу Чкалова в Куйбышеве стали приходить тысячи людей, услышавших об окаменевшей девушке. ДГ собрал из разных источников информацию о произошедшем и изложил её максимально кратко.

Что точно известно про январские события 1956 года. В десятых числах января у домов № 86 и 84 по улице Чкалова стали собираться горожане, услышавшие об окаменевшей в одном из домов женщине, которую в этот период приходившие и жильцы называли «каменная девка». По разным оценкам, здесь побывали от тысячи до десятков тысяч человек.

Большинство из пришедших считало, что «каменная девка» находится в одной из литер дома № 84, находящейся не на красной линии улицы, а во дворе. В доме на тот момент проживала пивница Клавдия Петровна Болонкина.

Вскоре в месте массового скопления людей были установлены милицейские посты, в том числе конные. Люди рассказывали друг другу, что женщина в доме окаменела или одеревенела после того, как стала танцевать с иконой. Позже милицейские посты были сняты, и уже к 20 января людской поток к дому стал иссякать, как сообщалось на областной партконференции.

24 января по поручению обкома в газете «Волжская коммуна» вышел фельетон «Дикий случай», высмеивающий слухи о «каменной девке».

Что рассказывают о произошедшем в доме различные источники. Прямых свидетельств от лично видевших «каменную девку» нет. Вся информация, подтверждающая существование окаменевшей женщины, исходит от знавших о ней лишь по рассказам третьих лиц и крайне противоречива. Также не найдено и документальных архивных свидетельств.

Кроме того, история обрастала различным подробностями десятилетиями и имеет разные версии. Самая распространённая из них на данный момент повествует о том, что в доме у пивницы Болонкиной на танцы собралась молодёжь. Среди пришедших была девушка Зоя Карнаухова (документально её существование не подтверждено), которой не досталась пара для танцев. Тогда она начала танцевать с иконой Николая Чудотворца, после чего остолбенела и стояла неподвижно в течение 128 дней. Позже на Пасху её удалось «разморозить» священнослужителю, но она осталась после этого случая слабоумной.

Читайте также:
Можно ли на Пасху на кладбище: почему нельзя ходить и когда лучше посетить

Как появилась информация об этой истории и насколько широко она распространилась. Интересные свидетельства одного из ныне покойных соседей Болонкиной, с домом которой была связана история, были записаны самарским журналистом Валерием Ерофеевым, обработавшим впечатляющее количество архивных материалов и опросившим значительное количество свидетелей событий 1956 года. Сосед рассказывал, что на Чкалова сначала пришли две пожилые женщины, где-то услышавшие об окаменевшей женщине. А через несколько дней у дома уже собралась толпа. Имя Зоя, по свидетельствам очевидцев событий, тогда не упоминалось.

Слухи о «стоянии Зои» ещё в советское время распространились далеко за пределы Куйбышева. Возможно, этому могла способствовать книга, в которой осуждались суеверия. В том числе описывался случай на Чкалова. Но могли они разлететься и передаваясь из уст в уста (в частности, через церковные круги) и в рукописном виде.

Новый всплеск интереса поднялся благодаря многочисленным публикациям в местной прессе в перестроечные времена и 1990-е годы. Наиболее последовательно достоверность произошедшего отстаивал редактор газеты «Благовест» Антон Жоголев, выпустивший книгу «Стояние Зои. Самарское чудо Святителя Николая». Оппонировал ему уже упомянутый Валерий Ерофеев, опубликовавший архивные документы и многочисленные свидетельства очевидцев и современников событий, опровергающие существование Зои.

Последний всплеск интереса к истории случился перед выходом в 2009 году фильма Александра Прошкина «Чудо» с Маковецким и Хабенским в главных ролях, в котором один из вариантов истории о Зое переработан (в фильме она названа Татьяна), а действие перенесено в вымышленный город Гречанск.

Перед выходом фильма историей «стояния» заинтересовался ряд федеральных СМИ, в том числе «Комсомольская правда», «Московский комсомолец» и «Русский репортёр». Никто из журналистов, сделавших свои большие материалы, не смог найти доказательств достоверности истории про «стояние Зои». Нужно отметить, что Дмитрий Соколов-Митрич в своей статье в «Русском репортёре» сообщал, что доски на полу в центре комнаты в доме № 84 по Чкалова были подновлены, в отличие от тех, которыми был покрыт пол у стен.

Кому выгодно появление истории о «стоянии Зои». Немецкий историк Ульрике Хун в своём исследовании связала появление истории об окаменевшей девушке с гей-скандалом, случившимся в церковных кругах Куйбышева накануне в декабре 1955 года и имевшим широкий резонанс (было и уголовное дело). По её мнению, «стояние Зои» могло быть придумано для отвлечения от него общественного внимания и повышения авторитета церкви. Кроме того, по сообщению одного из соседей, жительница дома № 84 Болонкина брала за вход в него во время январского скопления народа немалую по тем временам сумму — 10 рублей.

Кому выгодно сокрытие информации о «стоянии Зои». По вполне понятным причинам, партийной номенклатуре Куйбышева было выгодно быстро свести к нулю массовые сборища в центре города и слухи, связанные со сверхъестественной историей, в которой участвовал предмет религиозного культа. Трудно представить, что такое резонансное событие могли обойти вниманием спецслужбы. Но архивы КГБ недоступны для исследователей.

Что сейчас с местом, где в 1956 году происходили события. В мае 2012 года, спустя 3 года после того, как Самарская епархия ходатайствовала об установке памятного знака на месте событий, у дома № 86 по улице Чкалова был открыт памятник Николаю Чудотворцу. 22 мая состоялся крестный ход к дому № 84 с личным участием митрополита Самарского и Сызранского Сергия, который освятил памятник.

12 мая 2014 года дом № 84 по улице Чкалова, с которым связана история «стояния Зои», сгорел. Его заброшенные руины стоят и поныне, но в скором времени на его месте ООО «Время плюс» планирует построить 25-этажный жилой дом на законных основаниях. Чиновникам не пришло в голову внести в список объектов культурного наследия здание, с которым связана одна из самых известных местных легенд. В «Русском репортёре» сообщалось, что к дому ехали паломники из Москвы, Краснодара, Новосибирска, Киева, Мюнхена, Одессы, Минска, Риги, Хельсинки, Владивостока…

Иллюстрации — клейма иконы Святителя Николая Чудотворца, изображающие чудо «стояния Зои», из самарского храма Иоанна Воина (116-й километр).

О таинствах. Таинство Миропомазания

Сообщение благодатных даров Святого Духа новокрещенным, подаваемое теперь в Миропомазании, первоначально в апостольское время совершалось чрез молитву и возложение рук. Но с умножением верующих и крестившихся эта внешняя первоначальная форма таинства (руковозложение) была заменена уже при апостолах и их преемниках помазанием Миром (1 Ин. 3, 20, 27; 1 Кор. 1, 27).

В III и IV веках чин Миропомазания достиг своего полного развития и слагался уже из тех элементов, какие в него входят и в настоящее время: помазание святым Миром — с произнесением известных слов, руковозложение, — главным образом в Западной Церкви, — соединенное с молитвой и крестным знамением; крестное знамение называлось печатью в отношении к Миропомазанию.

В IV веке таинство совершалось чрез помазание Миром непосредственно после Крещения (Лаодикийский Собор, 48 пр.). Этим помазанием запечатлевались различные члены и части человеческого тела: чело, очи, ноздри, уста, уши и перси, с произнесением слов: «печать дара Духа Святаго» (Второй Вселенский Собор; Трулльский Собор, 7 пр.; Кирилл Иерусалимский, 95 пр.). Самое помазание совершалось крестообразно, как можно заключить из свидетельств отцов Церкви Дионисия Ареопагита, блж. Августина, свт. Амвросия и др.

Читайте также:
Молитва об усопшем до 40 дней - молитвы об упокоении души новопреставленного святым, как и когда читать

Обрядовая сторона таинства Миропомазания состоит из двух частей: из освящения Мира и собственно помазания.

Право освящать Миро принадлежит исключительно епископу. В Синодальный период Русской Церкви Миро освящалось однажды в году в Москве или в Киеве. В настоящее время Миро освящается через год в Москве патриархом.

В состав Мира, кроме воды, елея и вина, входит в определенных дозах до 30, а иногда и более, различных благовонных веществ: благовонные масла (бергамотовое, гвоздичное, померанцевое и др.), различные ладаны (росный, простой белый и черный и др.) и корни (фиалковый, имбирный, кардамонный и др.), благовонные цветы (розовые и др.) и травы и многое другое. Разнообразие благовонных веществ символически указывает на обилие и разнообразие благодатных даров Святого Духа, сообщаемых в Миропомазании.

Предварительное приготовление всех благовонных веществ и прочих составляющих — начинается с Крестопоклонной Недели и заканчивается к Страстной седмице. Открытое и торжественное мироварение бывает на Страстной седмице, начиная с Великого Понедельника. Утром этого дня приготовленное вещество мира, равно как и все принадлежности мироварения, архиерей (в Москве патриарх) окропляет святой водою (для этого на месте совершается водоосвящение) и сам возжигает под котлами огонь, который и поддерживается потом во время мироварения священниками и диаконами. Во все время мироварения священнослужители непрерывно читают Евангелие.

В Великую Среду в приготовленное миро кладут ароматы. Затем миро разливается в 12 сосудов. В Великий Четверг, пред чтением часов, священнослужители переносят эти сосуды в алтарь и поставляют на приготовленных местах около жертвенника. На жертвеннике же поставляется сосуд (алавастр) с Миром, освященным прежде. Во время великого входа священники, сослужащие патриарху, предносят пред Дарами сосуды с Миром (освященным и еще не освященным) и поставляют их вокруг престола. Алавастр с преждеосвященным Миром поставляется на престоле. После освящения Святых Даров, после слов: «И да будут милости. », — патриарх освящает Миро, благословляя трижды крестным знамением каждый сосуд, читая особую молитву, в которой испрашивает у Господа наития Святого Духа на Миро, чтобы Господь сотворил его помазанием духовным, хранилищем жизни, освящением душ и телес, елеем радования.

В следующей молитве патриарх приносит благодарение Богу за освящение Мира. Затем он благословляет еще раз трижды каждый сосуд и закрывает их. Освященное таким образом Миро после литургии переносится в особое хранилище при пении 44-го псалма. Здесь в каждый сосуд освященного Мира вливается из алавастра по несколько капель преждеосвященного Мира, а сам алавастр дополняется вновь освященным Миром. Из Московской Патриархии освященное Миро рассылается епархиальным архиереям.

В приходских храмах полученное от епископа Миро хранится в алтаре на престоле в специальном ящике, называемом мирницей, в которой полагается сосуд со святым Миром, а также сосуд с освященным елеем (с соответствующей надписью: «Святое Миро» и «Святой елей»), ножницы, губка и две кисточки для помазания — одна Миром, другая — елеем.

Помазание Миром совершается священником непосредственно за Крещением. В обрядовой стороне этого священнодействия везде выражается мысль о тесной внутренней связи его с Крещением.1

После молитвы: «Благословен еси, Господи Боже Вседержителю», служащей переходом от совершения таинства Крещения к совершению таинства Миропомазания, священник помазует новокрещенного Миром крестообразно на челе, очах (веках), ноздрях, устах, ушах, персях, руках и ногах, произнося при каждом помазании слова совершительной молитвы таинства:

«ПЕЧАТЬ ДАРА ДУХА СВЯТАГО, АМИНЬ».

Этим видимым действием освящаются невидимо Святым Духом мысли, чувства и все действия жизни человека.

После помазания Миром священник с восприемниками и крещаемым совершают

троекратное хождение вокруг купели со свечами при пении: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа».

Круг есть символ вечности, поэтому кругообразное обхождение со свечами выражает вступление новопросвещенного в вечный союз со Христом, Светом мира (Ин. 8, 12), а также радость новопросвещенного и всей Церкви о совершающемся таинстве духовного рождения нового сына Церкви. (Обхождение начинается с правой стороны — как вокруг храма).

Чтение Апостола и Евангелия. После обхождения вокруг купели и пения прокимна читается Апостол и Евангелие, которые одинаково относятся к крещению и к миропомазанию, указывая на внутреннюю связь между ними.

Апостол объясняет цель и плоды крещения как образа погребения и воскресения Господа и начинается словами: «Братие, елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся» (Рим. 6, 3—11). Евангелие повествует о явлении воскресшего Иисуса Христа ученикам на Галилейской горе и повелении Его учить «вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мк. 28, 16—20). Это первое из воскресных утренних Евангелий.

После чтения Евангелия бывает ектения: «Помилуй нас, Боже», в которой прилагаются прошения о восприемнике и новопросвещенном, после которой по Уставу положено совершать отпуст.

В самом чинопоследовании таинств Крещения и Миропомазания, на связь их с литургией указывает: начальный возглас крещения «Благословенно Царство», великая (мирная) ектения, пение прокимна, чтение Апостола и Евангелия.

Омовение. В настоящее время, по чиноположению Православной Церкви, после ектении «Помилуй нас, Боже» отпуста не бывает, а священник совершает подряд еще два действия: омовение и пострижение власов.

В древней Церкви эти два действия совершались на восьмой день после крещения и миропомазания. В продолжение предшествовавших семи дней новокрещенные тщательно сохраняли на себе елей и святое Миро, полученные в двух таинствах, и потому не омывались, равно и не снимали белых одежд, полученных в крещении. Все это время они проводили в посте и молитве, удалялись от мирских удовольствий и развлечений. Воспоминание о такой практике древней Церкви сохранилось в нашем Требнике, относящем омовение на восьмой день.

Читайте также:
Исповедь в православии: как правильно исповедоваться и готовиться к обряду, особенности и нюансы

Омовение совершается по следующему чину: священник читает молитвы, в которых просит Господа сохранить на новопросвещенном духовную печать непоруганной, соделать его непобедимым подвижником и сподобить его вечной жизни.

Потом «разрешает, — сказано в Требнике, — пояс отрочате и пелены» и, соединив края их, омочает их в чистую воду и кропит новокрещенного, говоря: «Оправдался еси, просветился еси, освятился еси, омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего».

Затем совершает губкой, напоенной чистой (теплой) водою, самое омовение частей тела, помазанных елеем и Миром, произнося слова:

«Крестился еси, просветился еси, миропомазался еси, освятился еси, омылся еси; во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь».

Как в предыдущих, так и в последующих словах указывается на преемственное совершение таинств, которых удостоился новокрещенный, а именно, слова:

оправдался еси — указывает на прощение грехов;

крестился еси — на освящение души и тела в водах крещения;

просветился — вместе с тем и на просвещение души верою в этом таинстве;

миропомазался — на таинство Миропомазания;

освятился — относится к таинству Евхаристии, которой сподоблялись новокрещенные в древней Церкви в течение семи дней;

омылся — относится к настоящему обряду омовения.

Пострижение власов совершается вслед за омовением. Оно предваряется молитвой, в которой священник испрашивает благословение Божие на новокрещенного и на главу его, да преуспев в возрасте, «сединами старости славу Богу возслет» и увидит благая Иерусалимова.

Затем крестовидно постригает волосы на голове новокрещенного, произнося:

«Постригается раб Божий (имя) во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (певцы — «Аминь»).

Пострижение волос на голове означает подчинение новокрещенного Иисусу Христу и посвящение его на служение Богу.

Пострижение волос на голове совершается обыкновенно в том порядке, в каком благословляется голова: сперва постригается затылок, потом — передняя часть головы, далее правая и левая ее стороны.

За пострижением волос следует краткая ектения: «Помилуй нас, Боже», — о восприемнике и новокрещенном. А затем бывает отпуст с крестом, где обыкновенно поминается святой, в честь которого дано имя крещенному. После отпуста дается крест для целования сперва новокрещенному, потом восприемникам.

Воцерковление есть введение новокрещенного человека в церковное общество и причисление к нему. По своему происхождению воцерковление имеет еще значение дозволения входить в храм.

Чин воцерковления младенца совершается на 40-й день по рождении над уже крещенным младенцем.

Этот чин следует обычно сразу после чтения «Молитв жене родильнице в 40-й день» («сороковой молитвы»). После чтения последней (4-й) молитвы священник, взяв младенца на руки, творит им образ креста, — сперва пред вратами храма (в притворе), — произнося слова:

«Воцерковляется раб Божий (или раба Божия) (имя) во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь».

Входя в храм, произносит:

«Внидет в дом Твой, поклонится ко храму святому Твоему».

Посреди же церкви снова творит образ креста со словами:

«Воцерковляется раб Божий. » и после них говорит:

«Посреде церкве воспоет Тя».

Наконец, перед царскими вратами в третий раз священник, творя младенцем образ креста, произносит те же слова: «Воцерковляется раб Божий». И если младенец мужского пола, то вносит его в алтарь, обнося вокруг престола чрез горнее место, и после поднесения его (приложив) к местным иконам, отдает в руки принесшим его. Если же младенец женского пола, то в алтарь не вносится, а только пред царские врата. Воцерковление священник заключает молитвой Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши. » и отпустом с крестом.

ЧИН ПРИНЯТИЯ В ПРАВОСЛАВНУЮ ЦЕРКОВЬ ЛЮТЕРАН, КАЛЬВИНИСТОВ и других ПОСРЕДСТВОМ МИРОПОМАЗАНИЯ,

А ТАКЖЕ АРМЯН И КАТОЛИКОВ, НАД КОТОРЫМИ НЕ СОВЕРШЕНО ТАИНСТВО МИРОПОМАЗАНИЯ

Лица указанных вероисповеданий (протестанты, католики, армяне) имеют вообще правильное крещение. Но протестанты (лютеране, кальвинисты и проч.) не признают таинства Миропомазания и не имеют правильного иерархического преемства, которое Православная Церковь признает необходимым условием правильности совершения таинств (Второй Вселенский Собор, Седьмой Вселенский Собор, Шестой Вселенский Собор, 95 пр.); потому все они принимаются в Православную Церковь чрез Миропомазание. Что касается католиков и армян, то они получают правильное Миропомазание в своих обществах, а потому чрез Миропомазание принимаются только те из них, которые не были миропомазаны в своих обществах.

Чин принятия в Православную Церковь лиц указанных исповеданий состоит из оглашения и самого Миропомазания. Вначале они исповедуются у священника (но разрешительная молитва при этом не читается), затем над ними в притворе храма совершается оглашение: они произносят отрицания от прежних заблуждений. Отрицания произносятся или в общих выражениях, или с особым изложением неправого учения своего вероисповедания.

После совершения отрицания присоединяющийся исповедует догматы православной веры, читает Символ веры и затем вводится священником из притвора в храм со словами: «Вниди в Церковь Божию и отрини вся неправости и заблуждения». В это время поется 66-й псалом. Присоединяемый приводится к аналою, на котором лежит Евангелие; здесь он преклоняет колена пред Евангелием, и священник читает молитву «Господи Боже Вседержителю», в которой молит Господа, чтобы даровано было просвещенному нелицемерно, невозвратно и нелестно соединиться Святой Соборной Церкви.

После молитвы присоединяемый, встав с колен, произносит обещание содержать и исповедовать православную веру до конца жизни целу и невредиму, в уверение чего целует Евангелие и крест. Священник присоединяемому, преклонившему колена, читает разрешительную молитву (особого содержания) и приступает к совершению самого таинства Миропомазания (см. Большой Требник, гл. 106).

Читайте также:
Православие и прививки: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

После возгласа: «Благословенно Царство» поется «Царю Небесный» и произносится великая ектения с особыми прошениями о благодатных дарах помазания святым Миром.

Вслед за ектенией священник читает молитву: «Благословен еси, Господи» (та же, что и для младенцев пред помазанием Миром) и совершает само помазание по обычному чину. После этого он возлагает крест на миропомазанного и читает молитву «Господи Боже наш», в которой просит:

«Ты, Владыко всех, истинную веру в нем (сподобившемся помазания) соблюди, воспитай его в правде и истине, и всеми даровании украси».

По прочтении молитвы совершается по обычному чину омовение и читается священником тайная молитва (на главопреклонение): «Одеявыйся в Тя, Христа и Бога нашего». После возгласа: «Яко Твое есть еже миловати», произносится ектения: «Помилуй нас, Боже», — с особыми прошениями о новопросвещенном.

И бывает отпуст с крестом.

В случае тяжелой болезни и смертной опасности лица из инославия, изъявившие искреннее желание перейти в Православие, принимаются в Церковь без особого предварительного чина, чрез одно только миропомазание, и притом только на одном челе. При этом священник должен только прочитать над больным следующие две молитвы, положенные в чине присоединения: 1) «Господи Боже Вседержителю, едине Святе и во святых почиваяй» и 2) разрешительную: «Господь и Бог наш Иисус Христос ключи Царствия Небеснаго», и затем после миропомазания приобщает его Святых Таин по обычаю (Указ Святейшего Синода 1800 года от 20 февраля).

Таинство миропомазания в православии

Церковная жизнь православного христианина предполагает обязательное участие в церковных Таинствах. Всего их семь, и сегодня мы рассмотрим то, что принимается после Таинства Крещения. Речь пойдет о Миропомазании. Все знают народное выражение «Одним миром мазаны». О чем идет речь?

Суть Таинства

Современная церковная практика предполагает совмещение двух Таинств — Крещения и Миропомазания. По традиции во время Крещения крещаемый одевается в новые белые одежды, как символ чистоты и невинности перед Богом. Следом за этим на него надевают нательный крест, который верующий должен носить всю жизнь.

И вот следующим этапом является помазание новоиспеченного христианина ароматным маслом, которое варится особым образом и освящается лично Святейшим Патриархом.

Интересно! Во время варки нового мира в него в обязательном порядке наливается остаток предыдущего, а преемство святой жидкости можно проследить до самих апостолов.

Традиция миропомазания идет с апостольских времен. В Библии говорится, что на новокрещеных христиан сходила благодать Святого Духа после наложения рук апостолов на верующих. Со временем, когда крещения людей стали массовыми, и возникла традиция мазать разные части тела освященным маслом взамен наложения рук. Апостолы физически не могли участвовать в крещении такого большого количества людей.

Что именно происходит с человеком во время этого Таинства? Это описано в Евангелии, когда на день пятидесятый день после Воскресения на апостолов снизошла Божья благодать в виде пламенных языков. Апостолы после этого наполнились силами и способностью проповедовать веру Христову по всему миру.

То же самое относится и к обычным христианам, которые решили принять Крещение в православную веру. Только схождение Духа Святого на обычных людей происходит не так явно и видимо, как на апостолов. Поэтому и относится Миропомазание к Таинству — поскольку происходит невидимо, таинственно.

Читайте о других Таинствах Церкви:

Происходящее во время Миропомазания можно сравнить с посевом зерна. В душу и сердце человека входит маленькая частичка святости. И уже от дальнейшей жизни самого человека зависит, даст ли это зернышко плоды. Если крещаемый будет стараться жить полнотой христианства, то получит большие духовные дарования. И, напротив, полученную благодать можно легко растерять, если вести безбожную жизнь и не вспоминать о Господе.

История Таинства и его отличия

В давние времена Миропомазание совершалось иным способом. Изначальное возложение апостолами рук на новокрещенных для передачи Божественной благодати нужно было заменить неким иным действием, чтобы охватить всех желающих креститься. Христианство очень быстро распространялось, и порой люди принимали новую веру целыми поселениями.

Интересно! Для того чтобы совершать Таинство над большим количеством людей, стали освящать специальный ароматический масляный состав, которым помазывали тело крещаемых.

Это масло варилось по особому рецепту и в обязательном порядке освящалось главой Церкви. Кроме практической пользы, такое действо имело и глубоко символический смысл — так выражалось единство христианской Церкви под управлением архиерея.

Интересно, что в католической традиции также существует аналогичное Таинство, но оно не совпадает по времени с Крещением. Католики совершают так называемую конфирмацию над отроками, когда они уже начинают понимать основы веры. Однако при крещении младенцев они совершают начальное помазание миром, которое готовит душу к принятию полного Таинства в более сознательном возрасте.

А вот в восточной традиции, которая и является корнем нашего современного православия, уже с ІІІ века Крещение было тесно переплетено с помазанием святым миром.

По своему составу миро представляет собой сложную смесь различных ароматических и масляных веществ. Еще в Ветхом Завете, в Книге Исход можно встретить упоминания об этой святыне. Это вещество было открыто Моисею Самим Господом. Конечно же, ветхозаветное Миропомазание не могло нести полноты Божественной благодати, но оно было прообразом и приготовлением к Миропомазанию христианскому.

Как происходит Миропомазание в наши дни

Сегодня в нашей православной церкви миро заготовляется епископами. Состав смеси существенно различался в разные времена. Так, сейчас в него входит около 40 компонентов, а в XVII веке было около 60. Как правило, миро включает различные масла (оливковое, гвоздичное, мускатное и другие пряные), экстракты фиалки, розы, ладан и многое другое.

Читайте также:
Православие и праздник Хэллоуин: отношение церкви и мнение священников, можно ли праздновать или нет, православные альтернативы праздника

Интересно! Все вещества, входящие в состав мира, заготовляются в Великий Пост, на Крестопоклонной неделе.

Все компоненты смешиваются и настаиваются, а на Страстной неделе происходит непосредственно варка будущей святыни. Варят миро с постоянным чтением Евангелия вплоть до Великого Четверга, а в сам Четверг на Литургии происходит торжественное освящение готового состава.

Обязательным этапом освящения масляной смеси является добавление в него небольшого количества уже готового ранее мира, которое хранится в алтаре на престоле. В сам же древний состав добавляется капля новоосвященного. Таким образом достигается взаимосвязь и передача Божественной благодати, которую можно проследить вплоть до самых апостольских времен.

Чинопоследование Таинства плотно вплетается в проведение Крещения, поэтому многие верующие не различают эти два процесса. Поскольку большинство людей крестят еще во младенческом возрасте, то помазание происходит на руках у крестных родителей после того, как малыша опустили в купель и надели на него нательный крестик. Важно, чтобы ребенок лежал не просто на руках, а в специальной крыжме — подстилке или одеяле, которое предназначено специально для крестин и не будет использоваться в быту.

Такая благочестивая традиция связана с тем, что частички святого мира могут попадать на одежду или пеленки малыша. И чтобы не осквернять великую святыню, одежду для крестин с частицами и запахом мира принято не использовать в повседневной жизни, а хранить, как семейную реликвию и память о совершении великого Таинства.

Когда совершается Миропомазание и как в православии происходит таинство

Миро использовалось до зарождения христианства. В переводе с греческого это слово означает «благовонное масло». Им помазывали первую Церковь (Скинию), где хранились Заветы Бога для израильтян, первосвященников, ветхозаветных пророков. Благовония несли к месту погребения Иисуса Христа жены-мироносицы. В христианском вероучении Миропомазание стало таинством, неотъемлемой частью приобщения к Богу.

Понятие Миропомазания в православии

Православные верующие считают Миропомазание таинством, в отличие от протестантов. Миро – ароматное масло, приготовленное особым способом и освященное по специальному ритуалу. Смысл священнодействия заключается в воссоединении человеческой души с Богом, принятии Святого Духа.

В православии обряд совершается сразу после Крещения. Два таинства дополняют друг друга по чину присоединения новокрещеного к Церкви и духовному возвышению.

Священник наносит священный состав на части тела человека:

  • лоб;
  • веки;
  • ноздри;
  • рот;
  • уши;
  • кисти рук;
  • стопы ног;
  • грудь.

Обряд начинается после молитвы «Благословен еси…». Помазание осуществляется крестообразно. После каждого крестика произносятся слова, о том, что это есть печать дара Святого Духа (для мыслей, чувств и действий человека).

Таинство Миропомазания состоит из трех частей:

  • приготовления;
  • освящения;
  • помазания.

Без ритуального освящения крещеного верующего не допускают к причастию. При воспитании православного ребенка в странах с другими конфессиями по его возвращении проводится повторное миропомазание.

Католиков и старообрядцев принимают в православную веру без крещения, через помазание миром. Протестанты при переходе в православие должны пройти полный обряд: Крещение и Миропомазание.

История происхождения

До III века от Р. Х. помазание миром не входило в священнодействие при крещении. Новокрещеные получали благословение и дар Святого Духа через рукоположение апостола/епископа. Приток желающих креститься в христианскую веру изменил порядок обращения в веру Христову. Священнослужители стали использовать освященное благовонное масло, по составу близкое к ветхозаветному. В 343 году было издано общецерковное правило, согласно которому Помазание Небесное должно свершаться сразу после Крещения.

Что представляет из себя миро

Миро – это смесь оливкового масла высшего качества (елея), белого вина, ароматических трав, смол и корней. Количество и перечень благовонных добавок в святом составе строго не регламентировано (от 30 до 50 включений).

В основной состав добавляют:

  • масло мускатное;
  • розовое;
  • гвоздичное;
  • бергамотовое;
  • лимонное;
  • ароматические смолы (ладаны);
  • лепестки роз;
  • корни калгана;
  • фиалки.

Готовит и освящает миро высший чин поместной церкви (в Русской Православной Церкви – патриарх Московский и Всея Руси).

Как происходит

Время приготовления – раз в 2 года, на Страстной неделе. Подготовка ингредиентов начинается с середины Великого поста. Перед этим совершается обряд Малого водосвятия. Подготовленные ингредиенты окропляются патриархом освященной водой. Часть масла и вина отделяют, проваривают. Ароматические масла, смолы и корни, предварительно измельченные, заливают кипящим раствором и настаивают в продолжении 2-х недель.

Утром Великого Понедельника патриарх освящает серебряные котлы для мироварения, сосуды для хранения, компоненты священного благовония. Огонь под котлами Святейший разжигает при помощи трикирия (подсвечника с 3-мя свечами для богослужений). В котлы вливают все компоненты состава, доводят до кипения и варят на медленном огне, перемешивая, под чтение Евангелия священнослужителями до Великой Среды. В Среду в готовое миро добавляют душистые травы и разливают в 12 сосудов.

В Великий Четверг на вечерней службе патриарх освящает миро. Перед этим священнослужители вносят сосуды и устанавливают на алтаре, вокруг Престола. На Престоле помещают сосуд с освященным в прежние годы составом (алавастр). Каждый сосуд Святейший трижды осеняет крестным знамением под чтение особых молитв, закрывает.

Освященное миро под пение 44-го псалма переносится в Крестовый Храм, где в каждый сосуд добавляется по несколько капель из алавастра. Древнее миро дополняют новоосвященным. Сосуды с освященным содержимым отправляют в епархии, где их распределяют по приходам.

В церквях миро хранят в алтаре, в мирнице (ящике для миро и елея). Здесь, вместе с сосудами для святого миро и святого елея, хранятся ножницы, губка, кисточка для помазания миром и кисточка для помазания елеем.

Что такое миропомазание?

Приблизительное время чтения: 8 мин.

Сразу после Крещения совершается еще одно величайшее церковное Таинство. Внешне это происходит настолько быстро и незаметно, что люди иногда и не подозревают, что произошло событие, перевернувшее их жизнь.

Читайте также:
Должен ли христианин подавлять свои эмоции: мнение священников и советы психолога

Миропомазание — это Таинство, в котором верующему, при помазании Освященным Миром частей тела подаются дары Святого Духа, помогающие христианину возрастать и укрепляться в духовной жизни.

Такое определение Таинству Миропомазания дается в богословских учебниках. В Православной Церкви оно всегда совершается вместе с Крещением, вернее, сразу же после него. Их даже можно объединить общим названием — Таинства посвящения, или вхождения в Церковь. Внешне не происходит вроде бы ничего особенного. Как только человек выходит из купели, священник читает особые молитвы и крестообразно мажет лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги новокрещеного особо освящённым ароматическим маслом — миром, произнося при этом: «Печать дара Духа Святого». По времени Миропомазание занимает несколько секунд, поэтому, в сравнении с длинным чином Крещения находится как бы в его тени, кажется одним из его многочисленных обрядов. Но в Церкви все самое величайшее и славное совершается просто.

Сначала о внешней символике этого Таинства. Печать и миропомазание — древнейшие символы. Печать — это знак принадлежности кому-либо, свидетельство о владельце. Например, в Евангелии говорится, что Бог положил на Иисусе Свою печать (Ин. 6:27). Помазание миром символизирует власть и достоинство. В Древнем Израиле через миропомазание свою власть принимали цари и священники. Это символизировало, что они не самозванцы, а приняли свое служение от Бога. Вообще, греческое слово «христос» переводится как «помазанник». В этом смысле христами можно назвать всех ветхозаветных царей и священников. Однако с большой буквы это слово применимо только к одной уникальной личности — Богу, Который стал человеком — Иисусу Христу. Именно с Его служением и связано Таинство Миропомазания, ставшее в христианстве Таинством не только для царей и священников, но для всех людей, принимающих крещение и входящих в лоно Церкви Христовой.

Апостолы передавали верующим Дар Духа Святого через возложение своих рук на голову новокрещенного. Но когда счет верующих пошел на тысячи, ученики Христа физически не могли присутствовать на каждом крещении. Поэтому они стали освящать миро, которое передавалось священникам, и уже они, в свою очередь, совершали Таинство через помазание. В Православной Церкви такой порядок совершения Миропомазания существует по сей день. За три дня до Пасхи, в Великий Четверг, глава Автокефальной (Поместной) Церкви совершает чин мироварения и освящает приготовленное миро. Это благовонное масло, состоящее из более чем 64-х веществ (елея, алоэ, смирны, розового масла, толченого мрамора и т.д.). Сам факт приготовления мира свидетельствует об автокефалии (самостоятельности) той или иной Церкви.

На Руси миро освящали в московском кремлевском Успенском соборе. После упразднения Патриаршества при Петре I местом совершения этого чина, помимо Кремля, стала Киево-Печерская Лавра. С восстановлением Патриаршества в Русской Церкви в 1917 году освящение мира вновь стали совершать только в Москве. Сегодня мироварение совершается в Малом соборе Донского монастыря Москвы, где построена специальная печь. А освящается миро в Патриаршем Богоявленском соборе в Елохове.

Святой Дух — третье Лицо Пресвятой Троицы. После крещения Иисуса Христа в Иордане Святой Дух сходит на Него в виде голубя. Многие люди недоумевают: если Христос — Бог, зачем Ему надо было креститься и почему на Него сходит Дух? Это тема для отдельного разговора. Здесь же главное, что Священное Писание показывает: Иисус обладал всей полнотою Святого Духа. В Евангелии Спаситель неоднократно говорит о том, что после окончания Его земного служения именно Дух Святой будет сопровождать верующих, учить и вести их к спасению. Дух Святой будет свидетельствовать о Христе не только христианам, но вообще всем людям, независимо от того, как они относятся к личности Христа.

Все эти слова Господа в точности исполнились на пятидесятый день после Его Воскресения. То, что произошло, сразу же стало отмечаться как один из величайших праздников Церкви. Действительно, кто сегодня не слышал о таком христианском празднике как Троица. Но это не просто великий праздник Церкви, это день ее рождения. Именно в этот день исполнилось обещание Господа, и на первых двенадцать учеников Христа сошел Святой Дух.

Церковь существует вот уже 2000 лет. Она прошла через эпоху гонений, эпоху Вселенских Соборов, потрясаемая до самого основания различными ересями. Потом настала эпоха секуляризации и внешней церковности, затем опять гонения. Читая историю Церкви, каждый раз удивляешься тому, как можно пройти через эти испытания и выжить?! Ответ находится в Евангелии: Церковь — это не просто организация людей, объединенных одной верой и управляемая иерархами-чиновниками.

Церковью руководит Святой Дух. Он ведет каждого христианина в отдельности и всю Церковь к спасению. Это точка зрения верующего человека. С ней можно соглашаться или нет, но слова Христа исполнились в точности: Церковь самим фактом своего существования свидетельствует людям о Спасителе мира. Другое дело, что можно верить в Него или отвергать.

Помазание святым Миром не надо путать с помазанием освященным маслом, которое является одним из обрядов Таинства Крещения и совершается еще до погружения человека в купель. Это помазание символизирует примирение человека с Богом, поскольку масличная ветвь, принесенная голубем Ною после потопа, ознаменовала его конец и, соответственно, прекращение гнева Божиего.

Тем более нельзя сравнивать Таинство миропомазания с помазанием освященным маслом (елей — по-славянски, отсюда елеопомазание), которое бывает во время праздничного вечернего богослужения. Это помазание означает просто благословение и для него используется масло из лампады, которая горит перед иконой праздника. Или с Таинством Елеосвящения (Соборование).

Читайте также:
Освящение крестика: особенности и правила обряда в домашних условиях и в храме, стоимость в церкви

Итак, христиане верят, что именно Святой Дух ведет их к спасению. Но возникает вопрос: Церковь называет Иисуса Христа Спасителем, то есть Он уже совершил наше спасение через крестную смерть и Воскресение. Как же можно вести к тому, что уже совершено? И здесь очень ярко проявляется смысл Миропомазания. То, что совершил Христос, не зависело от человека. В Крещении человек умирает и воскресает вместе со Спасителем, освобождается от власти сатаны и приобщается ко всей полноте Церкви, которая является мистическим Телом Христа. Перед христианином открывается путь доселе закрытый — путь спасения от греха и обожения. Но этот путь нужно пройти. И здесь многое зависит от усилий самого человека. Миропомазание дает возможность жить полноценной церковной жизнью, христианину лично подаются дары Святого Духа для духовной жизни, для личного общения с Богом.

Что это за дары? Об этом знает только Бог и человек. Церковь — это живой организм — Тело Христово. Апостол Павел, развивая эту мысль, писал: «Дары различны, но Дух один и тот же. Но каждому дается проявление Духа на пользу: одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Ибо как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело. и все мы напоены одним Духом» (1Кор. 12:4-13).

Здесь надо оговориться: Апостол писал это в середине первого века по Р.Х., когда дары исцеления и чудотворения действительно были необходимы Церкви для утверждения веры. Но вместо даров пророчества, исцеления, чудотворения можно поставить почти любую современную профессию — смысл апостольского Послания от этого не изменится: если обычная печать, поставленная на чем-то, призвана свидетельствовать о ее владельце, то «печать дара Духа Святого», полученная христианином, должна свидетельствовать о Боге. Церковь должна преображать и изменять мир, а каждый христианин — член Церкви, Тела Христова — на своем месте преображать мир вокруг себя. Жизнь в Церкви — это постоянное возрастание. Здесь нужно постоянное усилие самого человека. Но это усилие останется бесплодным без помощи Божией, которая и дается в Таинстве Миропомазания.

Это Таинство, как и Крещение, неповторимо. После Крещения и Миропомазания отношения человека с Богом полностью меняются. Как бы человек ни грешил, в случае покаянного обращения к Богу эти личные отношения с Творцом возобновляются.

Что такое помазание на царство?

Помазание при избрании царей в Ветхом Завете послужило прообразом помазания христианских государей при восшествии на престол. Византийских императоров, впоследствии и русских царей, и других европейских христианских монархов помазывали на царство святым Миром. Это не отдельное Таинство, а, скорее, продолжение Таинства Миропомазания, когда человеку подаются особые дары Духа Святого для управления государством. С этим чином связана отдельная сложная история его развития и понимания, до сих пор до конца не исследованная в богословской науке.

На Западе существует другая традиция совершения Таинства Миропомазания. У католиков над младенцем совершается Таинство Крещения, затем священник помазывает его миром, а Миропомазание, которое называется Конфирмацией (подтверждение — лат.), совершается уже в сознательном возрасте, после научения истинам веры. Тогда человек приходит к епископу, тот опять помазывает его миром, после чего человек принимает первое причастие. Парадокс в том, что при подобной практике непонятно, что же такое Таинство Крещения. С одной стороны, Крещение — это Таинство вхождения в Церковь, Таинство духовного рождения. Но с другой, получается, что никакого вхождения в Церковь не происходит, потому что до Конфирмации ребенок остается не причащенным. Более того, непонятно, чем помазывают ребенка после Крещения. Если миром, то значит, Таинство Миропомазания совершилось, а если обычным елеем (маслом), то непонятно, зачем освящать его как миро в Великий Четверг.

Сегодня Католическая Церковь старается разрешить эту проблему. Всеобщее распространение получает практика причащения младенцев сразу после Крещения. Но в этом случае становится совершенно непонятым смысл Конфирмации.

В восточной традиции подчеркивается неотрывность Крещения и Миропомазания и Причащения, ведь все эти три Таинства необходимы для полноценного вхождения человека в Церковь. В западной же традиции акцентируется роль епископа как олицетворения Церкви. Епископ лично принимает каждого крещаемого, чтобы было ясно видно, что Крещение и Миропомазание — это не какая-то частная треба, а дело всей Церкви, соединение со всей Церковью.

Но суть от этого не меняется: Святой Дух незримо присутствует и участвует в жизни любого христианина. Он всегда рядом, даже в самые горькие минуты. Если открыть Евангелие, то это можно понять. Сразу же после Своего крещения в Иордане Иисус Духом был отведен в пустыню, где Его ждал сорокадневный пост и искушения от сатаны. Так и наша жизнь. Крещение и Миропомазание — только начало пути, на котором человека могут ждать минуты страшного отчаяния и искушений. Но мы уже не одиноки. Первым этот путь прошел Христос, одержав победу и подарив ее всем нам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: