Страшный суд: значение и описание, свойства, как проходит и где находится душа до него, будет или нет, мнение святых

Икона Страшного суда

Как бы люди не стремились отстрочить Судный день, все неизбежно. Религия христианство не только осознает жизнь человека на земле, в телесной оболочке, но и не отрицает существование после смерти. Сотворение мира и его последние дни, Библия повествует людям и об этом. Она пророчит вскоре Второе пришествие Иисуса Христа, кое разделит людей на двое: праведников, которые попадут в рай и грешников, которых ожидает соответствующее наказание.

Грядущее явление описывается не только в Священном Писании. Нередко ему посвящаются сюжеты икон. Изображенные образы демонстрируют картины происходящего на Судном дне и такие иконы есть в большинстве храмах России. Каждая икона Страшного суда имеет различное исполнение, однако объединяет их всегда одно – композиция и сцены, подчиненные общепринятым канонам.

  1. Сюжет иконы Судного дня
  2. Основные сцены иконы Страшного суда
  3. Значение иконы
  4. Молитва перед иконой

Сюжет иконы Судного дня

История, рисованная на иконах, в первую очередь будто является изобразительным цитированием Апокалипсиса, который служит основой для сюжета. Описание иконы страшного суда является также каноном древних русских и византийских текстов, на самом деле считается написанной на основе откровений почитаемого святого пророка Даниила.

Первые иконы, вышедшие из-под рук мастеров, имеют очень древнее происхождение. Их относят еще к годам существования великого государства – Византия. Так несколько икон Суда Божьего датируются IV веком. Они изображали известную на тот момент притчу, где разделялись козлы и овцы, и также повествование шлось о десяти девах. Однако сегодняшнее понимание Страшного суда возникло немного позже, но все еще в Византии. Это произошло на грани XVIII века. Что касается Руси-матушки, то тут икона Страшный суд начала появляться почти сразу после крещения. Первым монастырем, где было замечено данную икону, историки называют Свято-Кирилловский мужской монастырь. Позже было замечено, что сюжет иконы вовсе поделился на сцену суда и изображение Апокалипсиса, что стало причиной их официального разделения.

Основные сцены иконы Страшного суда

Икона Страшный суд Божий в первую очередь отличается от остального наличия «светлых» сюжетов, которые пророчит Апокалипсис. На ней изображены и Адам с Евой – первые люди на земле, и апостолы, держащие книги в руках, и ангелы, которые стоят за их спинами. В руках неземных существ – свиток, коей знаменует завершение, финал истории на земле. Они, небесные жители, окружили Даниила, толкуя его пророчество. Кроме того, икона Судный день единственная среди всех православных икон, которая показывает Создателя с сединой, в образе старца. В сопровождении святых Петра и Павла, которые возглавляют ходу, шествуют беспорочные праведники. Этим заканчиваются основные «светлые» сцены и после них следуют «темные». К ним относится Змей (огненная река, где горят человеческие души) – олицетворение всех земных грехов, сидящий или стоящий антихрист, держащий иногда в ладонях душу Иуды, и также четыре царства погибели, вместо которых явится Царство Небесное.

Не лишена икона Второе пришествие Христа сцен, носящих нейтральное значение, где грешники и праведные стоят перед судом. Первые убраны в этнические костюмы, как символ всех народностей мира, а святые распределены по чинам в два ряда. Рай и ад, сцены борьбы бесов и ангелов. Вокруг Земли темный круг, гробница и море – воскрешение мертвых. Добро и зло, но иногда бывает промежуточное явление, и это помогает понять заблудший человек, который не попал ни в рай, ни в ад.

Значение иконы

Икона Суд Божий, исходя из общих толкований может вызывать чувство испуга, ужаса, но каждого человека, хочет он того или нет, в конце концов ожидает Страшный суд, где будут оценены все деяния. Верховный судья там – Иисус Христос, именно ему во время Второго пришествия предначертано решить судьбу человека, отправив душу в вечный покой или мучения.

Главное, в чем заключается суть всего изображенного – не напугать, а заставить человека переосмыслить, как он живет, что делает, верит ли и искренне кается, совершив ошибку.

Поэтому церковное значение иконы Апокалипсиса – осознание грехов и покаяние.

Молитва перед иконой

Молитва иконе Страшного суда ориентирована на искупление грехов не только с помощью созерцания, но и произношением заветных слов, подтверждающих искренние намерения. Вот почему молиться перед иконой положено за невольные и вольные прегрешения, дабы получить возможность пройти в Небесное Царство, а также допускается поминание умерших грешников.

Яко на Страшнем Твоем, и нелицеприемнем предстояй Судилищи, Христе Боже, и осуждения подъемля, и слово творя о содеянных мною злых: сице днесь, прежде даже не приити дневи осуждения моего, у святаго Твоего Жертвенника предстоя пред Тобою, и пред страшными и святыми Ангелы Твоими, преклонен от своея совести, приношу лукавая моя и беззаконная деяния, являяй сия и обличаяй. Виждь, Господи, смирение мое, и остави вся грехи моя, виждь яко умножишася паче влас главы моея беззакония моя. Кое убо не содеях зло? Кий грех не сотворих? Кое зло не вообразих в души моей? Всякое мое чувство и всякий уд оскверних, растлих, непотребен сотворих, делателище быв всячески диаволе. И вем, Господи, яко беззакония моя превзыдоша главу мою. Но безмерно есть множество щедрот Твоих, и милость неизреченна незлобивыя Твоея благости, и несть грех, побеждающь человеколюбие Твое. Темже, Пречудный Царю, незлобиве Господи, удиви и на мне, грешнем, милости Твоя, покажи благости Твоея силу и яви крепость благоутробнаго милосердия Твоего, и обращающася приими мя, грешнаго. Приими мя, якоже приял еси блуднаго, разбойника, блудницу.

Приими мя, пребезмерне и словом, и делом, и похотию безместною, и помышлением безсловесным согрешивша Тебе. И якоже во единонадесятый час пришедших приял еси, ничтоже достойно соделавших, тако приими и мене, грешнаго: много бо согреших, и осквернихся, и опечалих Духа Твоего Святаго, и огорчих человеколюбную утробу Твою, и делом, и словом, и помышлением, в нощи и во дни, явленне же и неявленне, волею же и неволею. И вем, яко представиши грехи моя предо мною таковы, яковы же мною содеяшася, и истяжеши слово со мною, о ихже разумом непрощенно согреших. Но, Господи, Господи, да не праведным судом Твоим, ниже яростию Твоею обличиши мя, ниже гневом Твоим накажеши мя.

Помилуй мя, Господи, яко не токмо немощен есмь, но и Твое есмь создание. Ты убо, Господи, утвердил еси на мне страх Твой, аз же лукавое пред Тобою сотворих, Тебе убо единому согреших. Но молю Тя, не вниди в суд с рабом Твоим. Аще бо беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? Аз бо есмь пучина греха и несмь достоин, ниже доволен воззрети и видети на высоту небесную от множества грехов моих, ихже несть числа. Киими бо не растлихся грехи? Киими не содержахся злыми? Всяк грех содеях, всякую нечистоту вложих в душу мою: непотребен бых Тебе, Богу моему, и человеком. Кто возставит мя, в сицевая злая и толикая падшаго согрешения?

Господи Боже мой, на Тя уповах: аще есть ми спасения упование, аще побеждает человеколюбие Твое множества беззаконий моих, буди ми Спаситель, и по щедротам Твоим и милостем Твоим, ослаби, остави, прости ми вся, елика Ти согреших, яко многих зол исполнися душа моя, и несть во мне спасения надежды. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и не воздаждь ми по делом моим, и не осуди мя по деянием моим, но обрати, заступи, избави душу мою от совозрастающих ей зол и лютых восприятий. Спаси мя ради милости Твоея: да идеже умножится грех, преизобилует благодать Твоя. Даруй ми слезы сокрушения и умиления сердечнаго, возводящая падшия ко своему наследию, ими же очищуся от всякаго греха, ибо страшно и грозно место имам проити, тела разлучився: множество тогда, мрачное и безчеловечное демонов срящет мя, и никтоже в помощь спутствуяй или избавляяй, но дела моя осудят мя. Сего ради прежде конца в покаянии приими мя и никогдаже отлучайся мене, раба Твоего, но всегда во мне почивай, не предаждь мене крамоле змиине и желанию сатанину не остави мене, яко семя тли во мне есть.

Ты убо, Господи Боже покланяемый, Царю Святый, Иисусе Христе, сохрани мя Духом Твоим Святым, Имже освятил еси Твоя ученики. Даждь, Господи, и мне, недостойному рабу Твоему, спасение Твое: ум мой светом разумения Святаго Евангелия Твоего просвети, душу любовию Креста Твоего озари, сердце чистотою словесе Твоего убели, тело мое Твоею страстию безстрастною исцели, мысль мою Твоим смирением сохрани, и воздвигни мя к деланию заповедей Твоих, и даруй ми бодренным сердцем и трезвенной мыслию всю настоящаго жития нощь прейти, ожидающему пришествия светлаго и явленнаго дне Твоего. Ты убо еси, Господи, Свет, паче всякаго света, Радость, паче всякия радости, Упование, паче всякаго упования, Жизнь истинная и Спасение, пребывающее во веки веков. Аминь!

Читайте также:
Православие и секта: отношение православной церкви, сравнение религий, главные отличия и сходства

Тюльганское благочиние

церковь-тюльган.рф

Свежие записи

  • Расписание богослужений
  • Казанская икона Божией Матери
  • Иверская икона Божией Матери
  • Покров Пресвятой нашей Богородицы и приснодевы Марии
  • Память Сергия Радонежского
  • Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София
  • Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня
  • Рождество Пресвятой Богородицы
  • Успение Пресвятой Богородицы
  • Преображение Господне
  • Успенский пост
  • Рождество святого Николая чудотворца
  • Святой великомученик и целитель Пантелеимон
  • Ветхозаветный святой пророк Илия
  • Обретение мощей Серафима Саровского

Страшный суд Божий

Душа у людей – бессмертна, хотя не все этому рады. Грешникам хочется уснуть навсегда, чтобы никто не узнал о прошлых помыслах и деяниях. Но сделать это невозможно. Всему мешает воскресение Христа. Поскольку он вместил в себя человеческую природу целиком и полностью, то с каждым землянином произойдет то же самое, что с ним. Мы обязательно по его примеру, воскреснем. Страшный Суд Божий каждому человеку гарантирует встречу с Богом – встречу со Светом. Этот Свет беспощадно высветит в нас все. Ничего утаить от него невозможно. И если от греховного постыдного человек не сумел избавиться до конца при жизни на Земле, то Свет вызовет у него муку стыда. Вот эта мука и станет Судом каждого.

Страшный Суд Божий — видение

Страшный Суд Божий – это встреча с Иисусом Христом. Он судить людей станет не как ангел (тому неведомы человеческие грехи, слабости и борьба с ними). Судить будет не как Сверхчеловек. Судить народы будет как Сын Божий и Сын Человеческий. В писании сказано:

Бог Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин.5:22).

Деление на овец и козлищ

Но Бог Отец одних подсудных людей перед направлением к Богу Сыну благословляет (ставит на них печать божию), а других нет. Тем самым он делит их на овец и козлищ. В настоящий момент мысль о Страшном Суде почти 100 % людей приводит в удручающее состояние. Причем как тех, кто не верует в Бога, так и прихожан воцерковленных (кто молится Ему, заботится о спасении своей души).

Нечестивые люди настолько погрязли в грехах, что не надеются на прощение Богом на Страшном Суде. А вот ранние христиане, хотя считали себя грешниками, истово верили в Божественное милосердие Христа. Они уверовали, что когда Страшный Суд Божий для умершего человека и живого придет, то это будет нечто радостное, светлое. На нем Христос Спаситель вытрет слезы на лицах людей. На Земле люди надеются на справедливость суда. А Божий Суд можно считать справедливым? Святые отцы однозначно говорят – да. Божественная справедливость заключается вот в чем. Страшный Суд Божий грозен будет для живых лицемеров, беззаконников, а также умерших подлецов. Для остальных Божий Суд – милосерден. Люди подсудны перед Богом. Но каждому дозволено самому перечислить те законы, по которым Он будет его судить! Ибо, в Евангелии, сказано:

… каким законом судите, таким и будете судимы.

Логика элементарна. Если человека осуждаешь за неблаговидные поступки, значит, знаешь – это грех. А если судишь по этому критерию других, но сам его нарушаешь – виновен вдвойне. Если в первое пришествие Христос не отличался от других людей, то во время Страшного Суда он явится во Славе своей, в окружении Ангелов. Страшный Суд Божий будет скорым. На Суде Господь не станет разбираться в соблюдениях или нарушениях божьих заповедей. На Суде Бог спросит о конкретных делах: Принял ли странника? Накормил ли голодного? Одел ли нагого? Напоил ли жаждущего? Посетил ли больного или того, кто в тюрьме?

Читайте также:
Венчальные кольца: как выбрать и как носить, что делать при потере

Страшный Суд Божий и Частный — разница

Нужно понимать, что Страшный Суд Божий не так грозен тем умершим, которые прошли после смерти суд Частный. Те души, которые не были осуждены на частном Суде и попали в Рай, не могут быть осуждены на Страшном суде. А вот душа, осужденная на частном Суде и находящаяся в аду, может быть помилована и оправдана на Страшном Суде. Поэтому посмертные мытарства души и Страшный суд Божий связаны церковными молитвами живых за усопших грешников. Нужно в молитвы вкладывать надежду на упование Бога, связанную с тем, что грешники не только творили свои мерзкие дела, но они еще — частицы тела Господня. Ведь мы все созданы по его образу и подобию. Следует просить Бога не уничтожать творение рук Своих.

Когда ждать пришествия Страшного Суда

Люди относятся к Страшному Суду как к отвлеченному, далекому событию, в то время как Бог уже стоит у дверей, вся трагедия разворачивается уже сейчас. Бог не оставит без внимания тех, кого мир отрицает, сбрасывает со своих счетов. Опозоренные и одинокие, старые и безнадежно больные, прозябающие в бедности и отчаивающиеся добиться правды – ощутят поддержку Бога, его милость. И наоборот, он отвернется от тех, кто стремится к земному успеху, погряз в удовлетворении своих страстей, пороков. Ложь, бесстыдство, деградация людей стремительно приближают момент Страшного Суда над всем человечеством. Внимательный наблюдатель видит, как нравственный, духовный, умственный паралич охватил не только людей далеких от Бога, но и часть людей верующих, исполняющих церковные обряды. Если церковь перестает нормально реагировать на зло – это говорит о нездоровом организме Божьего Дома. Он не сопротивляется дьявольскому нашествию, а это приведет к печальному концу. По словам апостола Павла (1 Пет 4,17) Суд Божий начнется с Дома Божия, потому что Церковь отвечает и за себя, и за остальных людей. Именно к членам Церкви обращено грозное предупреждение апостола Павла:

Если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет сулить народ Свой. Страшно впасть в руки Бога живаго! (Евр 10, 26-31).

Бог – это Свет. В нем нет тьмы, зла, нелюбви. Понятно рассказывается о Страшном Божьем Суде на семинаре иеромонаха Никодима Шматько, видео которого приведено в конце статьи.

Видео: Страшный Суд Божий и как к нему готовиться?

4 комментария

Благодарю за статью.

“Праведный верою жив будет”, пишет в своем послании апостол Павел (Рим. 1:17).
“Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь”, – учит наш Господь Иисус Христос (Ин. 5:24).

Верующий есть слышащий слово Господа и хранящий его, не так слышит и забыл, и не так слышит и не исполняет, но слышит и исполняет делом то, что говорит Господь. Не такой верующий, как фарисей, который видел других людей неискренними, грешными, бессовестными. Только бессовестный человек назовет другого человека бессовестным, ибо знает, что такое бессовестность. Только злой человек назовет другого злым, ибо знает, что такое злоба. Только неискренний человек назовет другого лживым и лукавым, ибо знает что значит лгать и притворяться. Чужое сердце – потемки, человек знает и видит только свое сердце. Чужой внутренний мир для другого человека не ведомо, ибо оно сокрыто от глаз его. Судя другого человека, человек говорит о себе, ибо только своё ему известно, а чужое – тайна. Внешние поступки не говорят о сердце, хотя и могут быть злы, ибо делая зло, знает только тот человек, который его творит и только он может сказать “зачем и почему” он это делает, тогда как другому его мотивация сокрыта.

Читайте также:
Автокефалия: что такое и что значит, правила предоставления и особенности, что происходит в Украине

Каким судом судишь, таким и сам осудишься (Мф. 7:2). Страшный суд начинается с тебя – сегодня, а в последний день в явлении Господа нашего Иисуса Христа во славе Своей, человек получит вердикт своего осуждения себя вчера, когда жил еще человеком в своей земной жизни. Не суди другого и не гадай по какую сторону тот встанет: по правую от Господа, аль по левую. Думай о том, куда тебя поставят и какие слова ты услышишь от Господа и Бога твоего.

Очень жаль, что о вечности человек начинает задумываться на исходе своей бренной жизни, когда совершенных греховных деяний совершено бесчисленное множество. Видимо поэтому чаще всего такие безбожники толпами посещают церкви и храмы, где якобы пытаются отмолить свою грешную душу. Лично я в их искренность расканья мало верю, так как твердо уверена, что обычному человеку в храме делать нечего, поскольку живи честно – по совести и старайся не совершать дурных поступков, тогда и прощенье просить не надо будет.

Ирина, а Вам спасибо за такие мудрые и верные слова! Сохранила себе на будущее как напоминание навсегда..

Спаси Господи, за статью.

Каждый христианин задумывается о вечности, если только он действительно Христов ученик. Задумывается и о том, кто есть козлище и кто есть овечка. Задумывается и о своей душе и к кому она ближе: козлу – который постоянно бодается, противится и воле Божией, и заповедям Его, и закону Его; любитель поступать по СВОЕЙ воле (строптив и своевольник), жить по своему разумению (мудрованию), осуществлялись его мечты и желания. Или овечка – кроткой (незлобивой), покорной воли Божией, желает и живет согласовывая своё разумение с заповедями Божиими и законом Его.
Удивительно, что пока живет, человек, в этом материальном (земном) мире, он как-то мало боится и Суда и своей участи в вечности. Страх не совсем ему свойственен. Боится смерти, это да, но вот вечность… Может вера не та, только на словах…

Научи нас, Господи, бояться Тебя. Как поет псалмопевец царь пророк Давид Духом Святым: “Начало премудрости – страх Господень, и доброе разумение у всех водящихся им” (Пс.110:10). Блажен человек, который имеет такой страх, который боится Господа, заповеди Его возлюбит крепко (Пс. 111:1).

Что такое Страшный Суд и как спасти свою душу?

Мысли о смерти пугают каждого из нас, ведь смерть это неизвестность. Будет ли нам больно? Это произойдет быстро или медленно? Будем ли мы осознавать, что умираем? Все эти вопросы, способны вселить в нас ужас. Еще сложнее приходится верующим христианам, ведь каждый из них знает, что после смерти всех ожидает Страшный суд. Это место, где каждому человеку придется держать ответ перед Господом за совершенные в жизни поступки. Как проходит Божий суд, какие события предшествуют Страшному суду, как спастись до него — узнаем ниже.

  1. Что ждет душу на Божьем суде после смерти?
  2. Что значит Страшный суд?
  3. Что предшествует Страшному суду?
  4. Как спастись до Страшного суда?

Что ждет душу на Божьем суде после смерти?

Нередко, думая о своей смерти, мы думаем о том, что будет с нами после. А после, как утверждает Православие, нас ожидает Божий суд. Он определит, где будет находиться наша душа в ожидании суда Страшного.

Священные Писания утверждают, что первые 3 дня после смерти душа умершего пребывает на земле рядом с телом. В это время она вспоминает весь свой жизненный путь. Если человек скончался без покаяния — душу ожидает 20 мытарств (испытаний). Все они носят названия грехов: лжи, лени, гнева, отчаяния и других.

Следующие 6 дней душа проведет в Раю, где забудет все земные печали. Затем попадет в Ад, где увидит грешников и их мучения. На 9 день душа предстанет перед Господом. А на 40 день после смерти над душой будет вершиться Божий суд, который и определит ее положение. Изучив все хорошие и скверные поступки человека при жизни Господь определит, что ждет душу — Рай или Ад. Там она будет находиться до самого наступления Страшного суда.

Стоит отметить, что в это тяжелое для души время родственники могут помочь усопшему. Нужно читать акафисты и заказать поминальную службу.

Что значит Страшный суд?

Страшный суд ждет всех людей, как живых, так и мертвых. Случится он перед Вторым пришествием Христа на землю. Считается, что в этот момент мертвые воскреснут, а живые подвергнутся изменениям. На Страшном суде каждый получит вечную участь за свои поступки. Грехи на Суде выйдут на первый план. Только после Страшного суда душу ждет или вечное блаженство, или вечные муки.

Что предшествует Страшному суду?

Еще в Ветхом Завете есть упоминание о том, что всех нас ждет Страшный суд. В Евангелии же упоминается, что вершить суд над людьми будет не Господь, а Иисус Христос, поскольку Он является сыном человеческим.

Православная церковь говорит, что в день Суда ожидается пришествие Христа на землю во 2 раз. В это время он разделит праведных и грешных.

Откровения же Иоанна Златоуста рассказывают нам о хронологии событий Апокалипсиса. При этом, точной даты не знает никто. Так каждый человек будет постоянно пребывать в осмыслении перед выбором между добром и злом. При этом в откровениях указано, что Страшный суд не наступит внезапно — ему будут предшествовать особые события.

Читайте также:
Освящение храма: для чего и как проводят, последовательность, традиции

Придя на землю во второй раз Иисус Христос будет держать в руках книгу с 7 печатями и светильник с 7 факелами. Каждый раз, когда он будет открывать одну из печатей, на человечество будут обрушиваться беды в виде болезней, природных катаклизмов, голода, жажды или смерти.

Затем придут 7 ангелов и известят людей о конце света. В результате сигналов первых трех ангелов сгорит часть деревьев и травы, часть морей станет кровавой, а пресная вода горькой. Сигнал четвертого ангела приведет к затмению, а пятого — откроет путь саранче в железных доспехах. Она будет походить на скорпионов и жалить людей 5 месяцев. Сигналы последних двух ангелов принесут человечеству болезни и всадников в доспехах, которые будут источать дым и серу.

После этого на земле начнется Царство Христа и появится церковь, которая поможет всем спастись.

Как спастись до Страшного суда?

Христианство утверждает, что надежда на спасение есть всегда. Более того, в Православии наступление Страшного суда ожидается с радостью, так как после него на земле воцарится Царство Божье и случится встреча человека с Иисусом Христом.

Основной мерой, к которой будет прибегать Высший Судья, станет милосердие. Если Вы ходите в церковь, держите пост, читаете молитвы, исповедуетесь и причащаетесь, а также делаете добрые дела, то можете надеться на лучший исход. Ведь все эти действия приближают человека к Господу, очищают и исцеляют его душу.

В Писании говорится о том, что до Страшного суда на землю прибудут антихрист, лжепророки и Сатана, которые будут бесчинствовать и искушать людей постоянно. Поэтому каждый раз, когда Вы захотите согрешить, подумайте о том, чью волю Вы исполняете: Бога или Дьявола.

Помните, что каждый день Господь приходит к нам в образе других людей. И если Вы помогли человеку, значит помогли и Ему. Будьте милосердны, добры и терпеливы. Не забывайте об искреннем покаянии. Тогда Вы сумеете спасти свою душу.

Подставь другую щеку: толкование и смысл фразы

Как понимать слова Иисуса “если тебя ударят по левой щеке- подставь правую ” и что “всякая земная власть – от Бога” (Антихриста – тоже?).

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Слова Иисуса Христа «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5: 39) в образной форме выражают заповедь: на зло отвечать не злом, а добром. Суд же и наказание над сделавшим зло должно предоставить Господу. В основе этой заповеди находится непреложная вера во всеведение и всесилие Божие. Один Господь знает меру то, что надо нам претерпеть. «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц» (Лк. 12: 6 – 7). Если мы исполняем эту заповедь, то умножаем в мире добро. «Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (1 Пет. 2: 15).

Достижима ли эта заповедь? Да. Прежде всего Сам Спаситель дал нам величайший образец исполнения ее. Своим искупительным подвигом. «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Пет.2: 21 – 24). Многие последователи Христа стремились исполнить данную заповеь и побеждали зло. Благоверные князья Борис и Глеб, когда брат их Святополк начал против них борьбу, имели свои дружины и могли ценой кровопролития попытаться взять вверх над ним. Но, как истинные ученики Христовы, они пошли путем жертвенного смирения и стали святыми, а зло вскоре пало. Нельзя думать, что исполнение этой заповеди всегда сопряжено с пролитием крови. Дня не проходит, чтобы от нас не потребовалось явить себя истинными учениками Спасителя и на малые или большие неприятности, причиняемые нам, ответить незлобием и любовью. Как часто обнаруживается наша духовная немощь!

Всякая ли власть от Бога? На этот вопрос отвечает Писание. Через все священные библейские книги проходит мысль об абсолютном всемогуществе Бога. Господь является единственным Владыкой неба, земли и преисподней «Ты владычествуешь над всеми царствами народов, и в Твоей руке сила и крепость, и никто не устоит против Тебя!» (2 Пар. 20: 6). Если ни един волос с головы не может пасть без воли Божией («Лк. 21: 19), то кто же самочинно может утвердить свою власть над каким-либо народом. «Господне есть царство, и Он – Владыка над народами» (Пс. 21:29). Приэтом нужно различать. Одни правители богоугодны Ему. Их Господь венчает и помазывает их на царство: пророк Давид, св. Константин Великий, Юстиниан, св.царица Пульхерия, св. великий князь Владимир и многие правоверные цари, благоверные князья и другие честные и достойные мужи. Других Он избирает для вразумления народов, впавших в тяжелые грехи. Такими бичами в руках Божиих были многие правители: Саргон II, Навуходоносор, Аттила, Чингисхан и многие жившие после них. О назначении такой власти говорит Сам Господь: «О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его – Мое негодование!» (Ис. 10: 5). Божественный Промысел попускает утвердиться такой власти и использует ее в Своих целях, однако личная вина за преступления правителей остается. Бог точно знает меру ответственности каждого и на Суде всем воздаст. Когда Понтий Пилат сказал Иисусу, что он имеет власть распять и власть отпустить Его, «Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе» (Ин.19: 10 – 11). В конце времен для испытания веры людей пред предстоящим Судом антихристу будет попущено временно установить господство на земле: «дана ему власть действовать сорок два месяца» (Отк. 13: 5). Затем Господь не только лишит его власти, но и «убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2: 8).

Читайте также:
Пантеизм: понятие и суть, идеи и представители, основы, значение в православии

Известная истина, что каждый народ имеет таких правителей, каких заслуживает, вполне согласуется с библейским учением о земной власти.

«Ударили по одной щеке — подставь другую»

Читая Евангелие, мы сталкиваемся со множеством глубоких истин. Это, прежде всего, Его Заповеди, Его проповеди. Вникая в их суть и постигая их смысл, мы можем открыть для себя настоящие духовные сокровища. Тем не менее, есть в Священном Писании места, смысл которых неясен с первого взгляда. Необходимо углубиться в суть, подумать.

Одной из таких фраз, вызывающих большое количество недоумения, является место из Нагорной проповеди Христа, где говорится о необходимости подставить вторую щеку в ответ на удар по первой. Что же это значит на самом деле?

Суть фразы

В Нагорной проповеди Христа, которая считается одним из самых сильных и емких мест Евангелия, говорится о том, что Христос осудил ветхозаветный закон «око за око». Вместо этого он предлагает своим последователям подставлять другую щеку за удар, а также отдать и верхнюю одежду тому, кто пытается отнять нижнюю.

В обывательском понимании это выглядит так, как будто человеку запрещается защищать себя, отстаивать свою честь, обороняться. Очень часто эта фраза вызывает буквально шквал возмущения: как же так, почему нельзя ответить обидчику той же силой, с которой он сам обижает кого-либо? Но, на самом деле, смысл этой фразы намного глубже подобного поверхностного понимания.

О других известных библейских выражениях:

Первое, на что нужно обратить внимание — это контекст. Конечно, вырванная из контекста фраза звучит непонятно и даже несколько странно. Для человека вполне естественно не мириться с причиненным ему злом, защищать себя от него. Но Евангелие очень редко где говорит с нами прямо и буквально. Чаще всего, оно говорит языком притч, метафор, аллегорий. Также дело обстоит и со «второй щекой».

Кому были адресованы эти слова Христа? Прежде всего, это иудеи, которые привыкли жить по ветхозаветному закону. А Ветхий Завет предусматривал принцип «око за око, зуб за зуб». Понятие кровной мести было чуть ли не священным, а о прощении обид никто не слышал.

Более того, не отомстить за нанесенную обиду себе или своему роду считалось трусостью, порицалось в обществе. В те времена в обществе действовали действительно волчьи законы, и Христу надлежало показать людям новый мир, полный любви.

Важно! И именно для того, чтобы показать полярность своего учения с ветхозаветным «око за око» Христос и предлагает подставлять другую щеку. Он показывает альтернативу злу, мести и ненависти, которые царили в обществе.

Под ударом по щеке вовсе не стоит понимать только буквальное физическое насилие. Ударить можно словом, взглядом, делом. К примеру, если взять молодую семью, которая проходит первый сложный этап становления отношений. Редко у кого этот период протекает тихо и гладко, без ссор. И вот когда люди ссорятся, можно сказать, что они бьют друг друга по щекам.

Они бьют обидными словами, криком, грубым тоном. Что может сделать второй человек в ответ? Если следовать принципу «око за око, зуб за зуб», он должен начать точно так же кричать в ответ, ругаться и оскорблять. Возможно, он даже будет говорить какие-то объективно правдивые вещи, но своим криком сведет на нет то, что говорит.

Но есть и другой путь — сдержать себя. Можно промолчать, уйти, успокоиться. Да, в пылу ссоры это бывает сделать крайне трудно, но как же это важно! Когда люди успокоятся, когда улягутся страсти — тогда и можно поговорить начистоту, спокойно обсудить все, что наболело.

И как же тогда будет хорошо и радостно на душе от одного осознания того, что вы под воздействием скандала сумели сдержаться и не наговорили любимому человеку гадостей! И вот когда один из ссорящихся супругов не кричит в ответ, а спокойно уходит от скандала, просит прощения, пытается всячески успокоиться сам и успокоить свою половинку — вот тогда он и подставляет ту самую вторую щеку.

О Божьих заповедях:

Возможно, больше всего на свете ему сейчас хочется вспылить, высказать все, что он думает в этот момент, также накричать в ответ. Но человек терпит, смиряется, не позволяет страстям взять верх. И самое главное в этом — он не мстит.

О мести и отношении к врагам

Пожалуй, тема мести — это основное, о чем говорит там Христос в этой части Нагорной проповеди. Он прямо не запрещает давать сдачи, защищать себя и свою семью. К примеру, в 6 заповеди Господь прямо утверждает — «Не убий». В Нагорной же проповеди нет прямого запрета на применение физической силы.

Читайте также:
Армянская апостольская церковь: догмы и основные аспекты, отличие от православной

Христос своими словами поясняет нам, что нельзя умножать зло. И там, где мы можем остановиться и прервать на себе цепочку ненависти — мы должны это сделать. Конечно, нельзя понимать эти слова буквально. Если на вас или вашу семью напали бандиты — вы можете дать сдачи, постоять за себя и это не будет нарушением заповедей.

Хотя мы знаем личный подвиг Серафима Саровского, который не стал противиться напавшим на него разбойникам, хотя обладал недюжинной физической силой. Но он был святым, и это был его личный путь акскетизма.

Мы же должны в своей жизни стараться жить так, чтобы не умножать зло. Конечно, далеко не всегда это осуществимо, но к этому надо стремиться. Человек должен не мстить, не отвечать злом на зло. Любовь в евангельском смысле — это всегда действие.

Мы можем не испытывать к нашим врагам теплых чувств, но при этом мы так же можем понудить себя не делать в отношении них недобрых поступков. Поступая так, мы уже выполним заповедь о подставлении другой щеки.

Что означает – подставить левую щеку?

Евангелие от Матфея 5 гл
«39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;»
——————————————————–

Существует распространённое толкование приведённых выше слов Христа.. ———
Суть этого толкования состоит в буквальном исполнении слов, в прямом смысле — если кто-то действительно ударит тебя по одной щеке,- необходимо подставить ему другую…т.е дать возможность обидчику унижать и истязать тебя дальше, без всякого сопротивления…возможно, до полного уничтожения…

под это толкование “подгоняют” такие вещи, как унижение внутри семьи…——– мол, если муж бьёт свою жену в пьяном виде – смирись жена и терпи…такова твоя доля, твой крест…неси его до самой смерти…

Так же под данное толкование продвигают толстовское – «непротивление злу насилием»… — такие, например, идеи, как полное смирение перед фашизмом, когда он вошёл на территорию СССР…мол, необходимо было сразу сложить оружие перед полчищами врага и отдаться в руки палачей…

учат смиряться перед любым унижением, принимая любое оскорбление, как дар, посланный Богом для твоего же блага….и поэтому всегда, когда об тебя «вытирают ноги» – это благо для настоящего христианина, мол, страдаешь, как Христос…
——————————————

Давайте разберёмся, а истинно ли то, чему они учат, ссылаясь на данный стих Писания.
Для начала узнаем, почему Христос взял пример об ударе по правой щеке? ——

В древней Палестине существовало « особое» отношение к рукам человека…
Левая рука предназначалась только для «грязных дел» ….до сих пор это установление бытует в Исламе
——–
например, при совершении «чистых» дел (еда, питьё, одевание) предпочтение отдаётся правой руке (стороне), а при совершении «грязных» дел (подмывание, отсмаркивание, раздевание) предпочтение отдаётся левой руке (стороне)….

Таким образом, «правая рука» охватывает широкий семантический диапазон: власть, помощь, прочность, достаточность, способность действовать и так далее….

Во времена Иисуса удар левой ладонью по правой щеке имел особый смысл. ———
Этот жест использовали только люди, имеющие большую власть, желая унизить более слабых. — —
Левой ладонью хозяева били своих рабов…, римляне – евреев. мужчины били жён. а родители – детей. …Таким образом они как бы говорили: “Знай свое место. ты ниже меня”.

НО если бы обличённый властью человек нанёс удар ещё и правой рукой по левой щеке, то это означало бы, что он развязал драку, переступил закон…и тогда оскорблённый имел право защищаться….и быть оправданным….
Это означало бы, что теперь они равны…. обидчик стал подсуден…может лишиться прав, власти …стать узником… или рабом…

Но правой рукой римляне рабов не били. Они наносили им позорные удары левой рукой и смеялись над униженным рабом, который не мог дать сдачи….
Поэтому, если оскорблённый в ответ на удар в правую щеку, подставит оскорбителю свою левую. то этим самым он останавливает обидчика «непростым» решением — даёт ему понять – ты можешь поплатиться и оказаться на моём месте…

Поэтому, подставив другую щеку, он как бы вновь обретает достоинство и показывает, что не даст себя унижать.
Одновременно он побудит хозяина понять, что свою жизнь обидчик основывает на неверном представлении, что одни люди ниже других.
—————
И всё это он (обиженный) сделает, не ударив в ответ, не применив насилие в ответ..….

Исходя из сообщённого, мы можем понять, что Христос, сказав эти слова, имел ввиду только то, чтобы люди учились в ответ на чьи-то оскорбления
отвечать ТАК, чтобы обидчики могли вовремя остановиться и понять, что они могут «далеко зайти». и последствия могут быть ужасными. …

Вспомним, КАК повёл себя САМ Христос, когда Его ударил по щеке сотник?
Евангелие от Иоанна 18 гл:
«22 Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику?
23 Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьёшь Меня?»
————————————-
Итак, мы видим, что Христос (в прямом смысле) не подставил обидчику другую щеку в ответ на пощёчину, но ответил с достоинством ТАК, что дал тому понять, что его злоба беспочвенна, Христос не виноват перед ним. тем самым устыдив и смирив злобный пыл противника….

Читайте также:
Почему нельзя играть в карты православным: отношение церкви и мнение священников

Если кто-то желает оскорбить или унизить вас (дома, на работе, в транспорте, в школе…),считая себя выше и достойнее, правее и умнее. имея, быть может, какое-то «внешнее» превосходство над вами — власть или физическую силу …(начальник на работе, командир воинской части, учитель в школе, каратист, культурист, «всенародный кумир»……),
ТО
Не нужно отвечать ему оскорблением на оскорбление, пытаясь его тоже обозвать, унизить….
А необходимо повести себя тАк и ответить таким образом, чтобы «нападающий» понял, что он неправ…..

Например, муж оскорбляет жену, недовольный тем, что та не успела сварить обед..она по его мнению где-то «прохлаждалась»….! .
В ответ на слова подозрений мужа некоторые женщины начнут возмущаться и обзывать мужа в ответ…мол,какой же ты негодяй последний…
Завязывается скандал – голодный муж, недовольный тем, что жена его не встретила как надо . …и жена, которая, возможно, плохо себя чувствовала. пошла на воздух. затем пришла, прилегла, заснула.
Оскорбление на оскорбление…и вот уже нет того, что люди называют любовью…разочарование, взаимные обиды…униженное самолюбие…депрессия…

А жене нужно было спокойно и ровно объяснить мужу всё как есть. и тогда муж обличён в совести.. уже муж всполошён…ПочемУ. ЧтО случилось. и затем он просит прощения…..

Или человеку (в набитом троллейбусе) наступили на ногу…он от зла толкнул того, кто наступил, да ещё обозвал .
…а тот наступил нечаянно и не заметил сразу, а когда его толкнули и обозвали, то у него два выбора – либо в ответ начать обзывать, толкаться, орать. либо просто извиниться и сказать : не стоит так кричать и толкаться, я наступил Вам невзначай…простите меня… —-
И обидчик утихает…замолкает постыженно…

в обратном случае дело может дойти до убийства…– как происходит сейчас тут и там, когда, например, пешеходы (которым не уступил водитель автомобиля на пешеходном переходе), догоняют эту машину и бьют со всего размаха по стеклу, орут и обзывают…а затем водитель выбирается. и со зла бьёт того по голове, или стреляет из пистолета….
———–

Христианин, если его кто-то «не пропустил» на дороге, помолится за этого «наглеца»…и благословит Именем Христа…ведь, он помнит, что когда-то и он вёл себя подобным образом, не зная Бога…
Если верующего кто-то толкнёт в транспорте, или в магазине, он спокойно ответит, скажет человеку, что тот неправ…——–
Недавно стою в кассу…очереди две…заняла в одну из них за парой…очередь “наша” продвинулась,а соседняя – нет…
тут из второй очереди переметнулась женщина в “нашу”, оттолкнув меня сильным движением, бросила фразу: “я за ними стояла. и встала передо мной.
Когда-то раньше я бы оскорбилась, вспылила..может, тоже её бы оттолкнула, мол, не ври, ты тут не стояла, я видела тебя в другой очереди…и. т.п
Но теперь, слава Господу, меня её прыть нисколько не тронула, ибо вижу, людей и их несвободы духовные.
я вообще ей говорить ничего не стала….потому что не посчитала это оскорблением для себя…—
Ведь, когда имеешь радость общения с Господом, то такие мелочи вообще не волнуют…———–
вижу – одинокая, немолодая, озлобленная…покупка небольшая…хочет поскорее домой, может голод мучает…
а я никуда не спешу…. ну на несколько минут позже пройду…не беда.
Помолилась об этой женщине, чтобы Господь коснулся её сердца…..смотрю..очередь очень быстро пошла..а она, уходя, взглянула на меня извиняющимся взглядом……

Ещё пример – одна знакомая рассказывала: « поехали они с мужем на дачу…муж хотел по своему что-то там размещать,строить, сеять…
а она считала его решения неверными. они только одни убытки принесут…стала на своём стоять…
он – на своём…. дошло до ссоры…муж бросил всё. сказал: сама эту дачу и строй, а я «умываю руки»……ушёл..запил…
Осознала она, что неправильно себя вела…покаялась перед ним…вернула его….согласилась делать так, как он решил.
и хотя действительно были убытки от этого, но она не стала выговаривать ему….ведь, всё материальное – временно, а духовные приобретения вечны. –
терпение, уступчивость, прощение, доверие, милосердие…

С тех пор муж начал прислушиваться к её советам… уступать жене…но она говорит: а давай сделаем, как ты считаешь правильным, может, так и лучше будет….и бывает, вправду, выходит лучше…

Итак, я утверждаю мысль о том, что слова Христа « о щеке» имеют для людей НЕ прямой смысл, а духовный, ибо примеры и притчи Христа всегда несли смысл духовный….
И за этими словами вовсе не стоял тот смысл, который многие учителя стараются внушить людям, уча их безмолвно сносить всевозможные оскорбления и поношения, отдавая себя или своих ближних на растерзание врагам…——

Например, одна женщина терпела побои пьяного мужа, исполняя дословно слова Христа . до тех пор, пока муж её убил…
Некто во времена Великой Отечественной с распростёртыми объятиями принимал гитлеровцев у себя в доме и не противился им, когда они на его глазах убивали его ближних.

Христос ЭТОМУ не учил….Он сказал: «взявшие меч, от меча и погибнут»….— а это означает не только тО, что ты не должен первым идти на людей с оружием или насилием, . НО и тО, что тот, кто первый поднял меч, тот может поплатиться за это таким же образом .
А кАК это возмездие придёт, если кто-то не даст насильнику физический отпор?

Христос учил отношениям людей между собой в “мирное время”…он учил АЗАМ Любви…
——————-
Тем, кто при этом ставят Его в пример, говоря, что сам Господь не стал бороться против своих палачей, не взял в руки меч, не защитил свою жизнь, . ответ таков –
Христос исполнял ОСОБУЮ Миссию.

Читайте также:
Мощи Петра и Февронии: где находятся и как проехать, история, о чем просить и чем помогают

Евангелие от Матфея 26 гл:
«53 или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?
54 как же сбудутся Писания, что так должно быть?»

Христос шёл на Крест Искупления грехов человеческих. …
А для этого Он должен был испытать (понести на Себе) всю боль, всё унижение, всё оскорбление, всю ненависть..которые люди имели в своих сердцах.

Написано в Слове « Он был искушён во всём, кроме Греха»……— понятно, что Христос – Сын Божий, Господь – грехов не имел и не делал.
НО
Он знал (испытал на Себе) последствия этих грехов, терпел на себе их зло, их дьявольскую силу, их несправедливое по отношению к Нему действие…
Для ЧЕГО? – Чтобы Своей Любовью и Силой Духа победить эту вражью силу смерти, идущую от влияния грехов на человека, на его дух.
Он боролся. Ему было очень тяжело…Но без этого Он не исполнил бы Миссию Спасителя.
И Он победил ад, победил Смерть, победил Грех! …
и теперь всем искушаемым Он может помочь.

Библия. Евреям. 2 гл:
«9 но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.
10 Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого всё и от Которого всё, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания.
11 Ибо и освящающий и освящаемые, все – от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря:
.
16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.
17 Посему Он должен был во всём уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.
18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушён, то может и искушаемым помочь»
———–
Итак, без Христа, без Его Оправдания, без “рождения свыше”, без помощи Духа Святого и Слова Божьего — здесь, на земле, люди не способны поступать праведно и преодолевать, побеждать всё, что им нужно побеждать…
только Господь может давать силу, мудрость и Помощь тем, кто желает достигнуть Небес, Жизни вечной…
——————-

Возвращаясь к словам Христа о “щеке..”,хочу опять привести в пример Господа —
Из Евангелия мы знаем, что Христос неоднократно выслушивал в свой адрес оскорбления, обвинения от фарисеев, которые унижали Его Божественное Достоинство…,
Он не молчал в ответ, позволяя Лжи торжествовать..НО Он с терпением и дерзновением объяснял им их заблуждения, а порой Христос обличал лжецов и с праведным гневом….

А когда Христос видел, что злые делатели не понимают Его слов и готовы произвести расправу, Он просто уходил ………..———
поэтому, Если есть возможность уйти от «обидчиков», которых не достигнуть никаким вразумлением, то за лучшее – уйти, не связываться с ними, не добиваться «справедливости»……

На земле всегда происходит (до последнего часа времени) борьба… между Богом и дьяволом…за души людей…и всех конфликтов не избежать…
И когда дело касается Истины, духовного выбора, тогда не может быть речи о молчаливом согласии или уступчивости.

Что было бы, если бы пророк Даниил согласился бы поклоняться царю, а от Бога отказался. согласился бы перестать Ему поклоняться. — Было бы тО, что называется Предательством …
так Исав предал Бога, променяв своё спасение за похлёбку…
так променял Бога на блудниц могучий Самсон. и потерял Богом дарованную ему силу.
так оставил Бога ради своих языческих жён царь Соломон…
так Иуда предпочёл вечную смерть.. покаянию перед Господом и обретению Жизни вечной..

Понятие – верность… от веры происходит…
У безбожных людей такое понятие чаще всего отсутствует…не имеющие Божьей совести в себе, с лёгкостью оправдывают блуд, измены, многожёнство…нарушение обещаний.

Когда ап. Пётр предал Христа, сказав опрашивающим его, что он Его не знает…ему затем было очень горько от своего предательства….он раскаялся и уже никогда не изменял Господу…
——————————
Христианин (рождённый свыше), имеющий в Залог Святого Духа …такой не может смолчать, если при нём будут оскорблять или неправедно обвинять его ближнего..
Он обязательно вступится. Он защитит, скажет слово истины.

Божий человек не станет закрывать глаза на чьи-то явные грехи, но при всякой возможности будет их обличать и призывать людей к покаянию перед Господом, к сокрушению их в неправде и беззаконии.

Поэтому учение о том, что необходимо в буквальном смысле подставлять левую щеку, когда ударят по правой – это ложное учение, которое выгодно тем, кто желает использовать религию в идеологических интересах…
нужно понять одно —— если на ваши попытки(мирным путём остановить конфликт) нет ответного шага противника, значит, вы должны либо уйти прочь, либо применить силу и власть…

Повторю пример, когда фарисеи хотели побить Христа камнями за то, что Он приравнял себя к Богу (а правильнее сказать,– назвал себя Им – Я ЕСМЬ)… Христос не стал с ними бороться, или как-то дальше умиротворять их. Он просто ушёл незамеченным…
Если в вашу квартиру ломится пьяный хулиган или бандит и при ваших мирных увещеваниях он не желает отказаться от своих целей, вы можете обратиться в полицию…

Недавно прочитала в новостях, (есть там и видеоролик)…——-
Маленький мальчик истошно кричал на протяжении всего авиа-полета из Германии в США, который продолжался около восьми часов.
В какой-то момент он встал на сиденье и начал стучать по потолку самолета.
На видео видно, как многие пассажиры закрывают уши, пытаясь спастись от криков.
Мать мальчика (американка) попыталась успокоить сына, попросив у стюардессы доступ к Wi-Fi, чтобы ребёнок мог поиграть на планшете.

Читайте также:
Проскомидия о здравии: что это, как происходит обряд, как правильно написать и подавать записку

Надежды пассажиров на то, что мальчик устанет и успокоится, не оправдались. На видео зафиксировано, как ребёнок бегает по салону, кричит и издает устрашающие звуки. Неясно, страдает ли ребёнок от поведенческих проблем, но его мать не сообщила другим пассажирам о каком-либо особенном состоянии мальчика, которое могло привести к такому поведению.
В какой-то момент ребёнок встал на сиденье и начал стучать по потолку самолета, тогда вмешалась его мать, сказав: “Успокойся, милый”.
Когда самолет наконец приземлился, пассажирам стало немного легче. На видео слышно, как одна из женщин прокомментировала ситуацию: “Это был кошмар. Восемь часов непрерывного крика”.
—————–
Из этого описания вполне понятно, что мальчик страдает одержимостью (которую в миру могут назвать аутизмом или каким-то другим заболеванием психики)….
—–
В этом случае никакие попытки «по хорошему» остановить безумие (напр.требования к матери как-то повлиять на сына..), не привели к нужному результату…( персонал самолёта и пассажиры пробовали с мальчиком контактировать и уговаривать..)…

Здесь могла помочь только усиленная молитва (если бы в салоне были верующие) или применение силы внешней (связывание и успокаивающий укол)….
Понятно, что мать не знает Бога. её сын взрощен на дьявольских компьютерных играх и мультиках….теперь пожинает последствие…
Этой матери необходимо глубокое покаяние перед Христом, рождение свыше, дабы она по иному взглянула на всю свою жизнь и на то зло, которое она впустила в свою жизнь и жизнь своего сына…
—————————————

Итак, читая Слово Божье, не нужно превращать Его в «должностной устав» или инструкцию по точному буквенному исполнению….
Необходимо иметь мудрость от Бога, знание.. и понимание того, о чём Господь имел ввиду, говоря то или это назидание,
а не трактовать его плотским умом, который не обращён к Богу, не любит Его, но объясняет Слово согласно только букве, не соизмеряя Его с целостностью Писания, мудростью и характером Бога, не соотнося с настоящим временем, не видя многозначительности того, о чём говорил и учил Христос…

ПОДСТАВЬ ДРУГУЮ ЩЕКУ?

Приблизительное время чтения: 6 мин.

По количеству изданий Библия не может сравниться ни с одной книгой. Она переведена более чем на 240 языков и более чем на 700 диалектов. Но нет другой такой книги, которая содержит столько “непонятных” и “противоречащих” здравому смыслу мест. Новая рубрика нашего журнала -“Мир Библии” – посвящена их православному толкованию.

Вот, к примеру, одно из писем, пришедших в редакцию «Фомы».

«Здравствуйте. Меня зовут Павел. Я с ранней юности занимаюсь боксом, хотя сам по себе я очень мирный человек. Однажды в какой-то телевизионной передаче я услышал, что в Библии есть заповедь «подставлять другую щеку, если тебя ударили по одной» (извините, если не точно сказал). Сам я никогда не полезу в драку первым, но если ко мне пристанет вдруг на улице хулиган, неужели я (по христианскому долгу) должен буду вытерпеть все его удары, а потом попросить повторить это еще раз?! Неужели все христиане должны так поступать? Как понимать такую заповедь (если она, конечно, существует)?»

Если открыть любую незнакомую книгу на середине и прочитать один абзац, то он может вызвать не меньше недоумения. И для понимания его смысла придется прочесть, по меньшей мере, целую главу, а лучше – всю книгу. Так же и с Библией. Для того, чтобы понять или определить свое отношение к каким-либо словам Священного Писания, нужно представлять себе контекст, в котором они находятся: непосредственный, общебиблейский и даже культурно-исторический контекст той эпохи, когда эти слова были произнесены.

Заповеди «подставлять другую щеку» в Библии не существует, но такие слова действительно есть. Их произнес Иисус Христос в Нагорной проповеди. Полностью это место звучит так: «Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф. 5:38-41).

Из непосредственного контекста ясно, что главное здесь не призыв Христа «подставлять другую щеку», а установление Им некой новой заповеди («не противься злому») взамен старой («око за око»). Образы же удара по щеке, суда и принуждения служат лишь для ее разъяснения. Они олицетворяли конкретные формы проявления зла в отношениях между жителями Палестины того периода. А отвлечененно-фило-софский образ «мирового зла» слушателям Христа был незнаком. Даже большинство религиозных учителей Израиля были далеки от греческой философии, а уж тем более простой народ, к которому Христос и обращался в Нагорной проповеди.

В библейской традиции удар по щеке – это метафорический образ тяжкого оскорбления или поражения человека. Кроме того, Христос не случайно сказал об ударе именно по правой щеке. Если такой удар наносил не левша, то он мог это сделать лишь тыльной стороной ладони. Именно такая пощечина расценивалась древними израильтянами как самый сильный способ нанесения оскорбления и бесчестия человеку. То есть, во-первых, речь здесь идет о непротивлении конкретному злу – личному оскорблению, а не злу вообще. И, во-вторых, совсем не обязательно это оскорбление может носить характер физического насилия.

Читайте также:
Пантеизм: понятие и суть, идеи и представители, основы, значение в православии

Однако вопрос все же остается: как понимать слово «непротивление», тем более что оскорбление человека очень часто носит характер именно физического насилия? Получается, христианину надо быть пацифистом, нельзя сопротивляться побоям и принуждению, нельзя защищать себя и других людей?

Такое понимание заповеди о «непротивлении злому» не имеет никакого основания ни в Библии, ни в истории Церкви. У такого понимания «непротивления» нет ничего общего с любовью, о которой говорится в Библии буквально на каждой странице. Кроме того, в Священном Писании любовь всегда означает не столько эмоции, сколько дела. Тот, кто любит, проявляет свою любовь, делая человеку добро, относясь к нему с уважением. Поэтому нельзя видеть одну заповедь Христа и не замечать другую: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). То есть пожертвовать своей жизнью, защищая другого человека, – это высшее выражение любви. Когда Самого Спасителя ударили по щеке во время допроса в доме иудейского первосвященника, то Его ответ тоже никак нельзя назвать непротивлением: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин. 18:23). А евангельский эпизод, когда Христос берет в руки бич и выгоняет из храма торговцев, говорит сам за себя: при пацифистском понимании заповеди непротивления надо «вычеркивать» из Евангелия либо эпизод с разгоном храмовых торгашей, либо саму заповедь.

Но интересно, что на протяжении почти 1900 лет (до Л. Н. Толстого) все эти противоположности уживались в сознании христиан, и слова Спасителя «подставь другую щеку» не являлись предметом споров и недоумения. Это доказывает отнюдь не «отступничество» Церкви от Христа (как считал тот же Толстой), а то, что вопрос о физическом сопротивлении насилию не входит, и никогда не входил, в круг догматических основ христианства, то есть он не имеет принципиального значения для спасения, для преображения внутреннего мира человека и поэтому может решаться по-разному. Вообще, догматов в христианстве крайне мало, так же, как и собственно евангельских заповедей. И ни те, ни другие не регламентируют внешнее поведение человека.

Христианство говорит, что заповеди Христа – это лекарства, принимая которые человек может победить зло в самом себе. Потому что зло в библейском понимании – это не просто нарушение некоего Божьего декрета, а, прежде всего, болезнь и повреждение человеческой души. И любые проявления этой болезни: мстительность, злоба, агрессия между людьми есть всего лишь следствия этого внутреннего повреждения духовного мира человека. Поэтому основная цель христианства – спасение и обновление личности -предполагает борьбу с причиной всех зол (болезнью, повреждением души), а не с симптомами зла (внешней агрессией).

Ветхозаветные заповеди лечили только симптомы. Например, заповедь «око за око и зуб за зуб» на первый взгляд выглядит, как «закон кровной мести». Но это не так. Напротив, ее цель была ограничить возможность мщения. Если, например, человеку выбили зуб, то он в своем гневе не мог убить обидчика, а имел право только на адекватное возмездие. То есть проявление зла в отношениях между людьми останавливал закон извне – страх быть подвергнутым тому же. Чувство мести при этом не исчезало, а скрывалось до времени в глубинах сердца. Внутренний мир человека не менялся.

Заповедь Христа – «не противься злому» – предполагает борьбу с причиной болезни, потому что не противиться злому можно только одним способом -противопоставив ему добро, наполнив им свое сердце. Апостол Павел именно так и разъясняет слова своего Учителя: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21). А третьего не дано, потому что равнодушием победить зло невозможно.

Принципиальная позиция христианства состоит в том, что духовный мир не терпит пустоты. Душа человека не может находиться в «нирване», не может быть нейтральной (вспомните пословицу: «свято место пусто не бывает»). Если там нет добра, то царствует зло. Например, можно молча, стиснув зубы, вытерпеть оскорбление, но при этом, если искренне не простить обидчика, если не победить в себе чувство злобы на него, то внешнее спокойствие не будет стоить пред Богом и ломаного гроша, потому что духовное состояние, когда делаешь одно, а думаешь другое, называется лицемерием, а совсем не «непротивлением злому». Евангельские заповеди помогают человеку заглянуть внутрь себя и именно там, в глубинах собственного сердца вести самую настоящую борьбу со злом, в результате которой человек и становится христианином.

А внешние события часто разворачиваются так, что выбирать приходится не между добром и злом, а между «двух зол». И здесь, в этом внешнем выборе христианин поступит так же, как и всякий человек – постарается выбрать меньшее зло. Поэтому, сам по себе, силовой ответ обидчику не приближает и не удаляет от Бога. И, например, нос, сломанный в результате буквального исполнения заповеди “непротивления злому”, еще никого автоматически не сделал христианином, равно как и кулачная защита своего оскорбленного религиозного чувства не приближает к святости.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: