Святость: чины и лики, символы, типы и виды, понятие

§ 9–10. Святость как основа православной культуры

В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России: в них мы ищем откровение нашего собственного духовного пути. Их идеал веками питал народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки. Если мы не обманываемся в убеждении, что вся культура народа, в последнем счёте, определяется его религией, то в русской святости найдём ключ, объясняющий многое в явлениях и современной, секулярной русской культуры.

Г. П. Федотов

1. Святость в православной культуре

В 1905 г. замечательный русский живописец Михаил Васильевич Нестеров (1862–1942) закончил работать над картиной «Святая Русь». Другое её название — «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Аз успокою вы». Эти слова Христа из Евангелия являются сюжетом картины.

Святая Русь. Художник М.В. Нестеров. 1905 г.

В центре композиции — Христос. Слева от Него на заднем плане святой великомученик Георгий Победоносец, затем святой преподобный Сергий Радонежский в монашеском одеянии и святитель Николай Мирликийский Чудотворец в святительском (епископском) одеянии.

Богомольцы, пришедшие ко Христу, люди самые разные: дворяне и крестьяне, старцы и дети, девушки, монахи — вся святая Русь, певцом которой называют М. В. Нестерова.

В стихотворении «Святая Русь», посвящённом памяти художника, русский поэт Сергей Бехтеев (1879–1954) в образной форме определил смысл данной картины и всего творчества М. В. Нестерова.

По топким берегам неведомых болот,
Непроходимыми, дремучими лесами
Она согбенная в смирении идёт,
Влекомая к святыням чудесами.

В её руках обветренных костыль,
Котомка рваная за тощими плечами,
На ветхих лаптях вековая пыль,
Навеянная долгими путями.

Не страшен ей ни беспощадный зной,
Ни вихрь, ни дождь, ни зимние морозы,
Ни лютый голод с немощью больной,
Рождающий сомнения и слёзы.

На то она Святая наша Русь,
Могучая смиренными мольбами,
И этой Русью в муках я горжусь
И к ней стремлюсь сыновними мечтами.

Святость в православном понимании имеет два значения: 1) одно из существенных Божественных свойств и 2) высокая степень духовной причастности, близости к Богу.

Понятие святости является одним из основных понятий православной и русской национальной культуры. Святость — это ключ к пониманию русской истории и культуры. Это наше родовое наследие.

1. Дайте определение слову «святость». Составьте 2–3 предложения, раскрывающих смысл феномена святости в указанных двух значениях слова.

2. Подготовьте устный рассказ о картине М. В. Нестерова «Святая Русь» по следующему плану:

  1. Композиция картины: кто находится в центре композиции, как другие фигуры расположены по отношению к центральной фигуре, что изображено на заднем плане картины. Ради чего написана картина, в чём её главная идея?
  2. Какие эмоции хотел передать художник?
  3. Какие чувства вызывает у вас эта картина? О чём заставляет задуматься?

3. Раскройте сущность образа Святой Руси на основании картины М. В. Нестерова и стихотворения С. Бехтеева.

2. Лики святости

По характеру христианских подвигов святых в Церкви при канонизации, то есть при причислении их Церковью к лику святых, разделяют на лики святости. Слово «канонизация» означает определение, узаконивание. Когда говорят о канонизации, употребляют выражение «прославление святого».

Пророки — святые, упомянутые в Библии, возвещавшие народу волю Бога и проповедовавшие на территории древнего Израиля. Почитают 18 ветхозаветных пророков и одного новозаветного — Иоанна Крестителя, который является последним святым, почитаемым в данном лике святости.

Ученики Иисуса Христа называются апостолами. Различают 12 ближайших апостолов Иисуса Христа и апостолов от семидесяти (Собор семидесяти апостолов). Равноапостольными именуются святые, прославившиеся проповедью Евангелия и обращением в христианство целых стран, народов.

Люди, принявшие насильственную смерть за веру в Иисуса Христа, верность Богу и Церкви, составляют многочисленный лик мучеников. В славянском наименовании этого чина святости слышится «мучение» и делается акцент на страданиях святого. Но изначальное, греческое наименование этого чина святости означало «свидетель». Мученик свидетельствует перед миром о Христе, даже тогда, когда за это ему угрожает мучительная смерть. Мучеников за веру, перенёсших особо тяжкие и продолжительные мучения, называют великомучениками. Мучеников за веру из числа священнослужителей именуют священномучениками, а тех из них, которые были монахами, — преподобномучениками. Особо выделяют людей, пострадавших в годы атеистических гонений на веру в советский период в XX в. Их прославляют как новомучеников и исповедников.

В истории Церкви были случаи, когда люди открыто исповедовали христианскую веру во время гонений на христиан, но после перенесённых мучений оставались в живых — они составляют лик исповедников.

Среди святых, принявших мученическую кончину, выделяют также страстотерпцев. Почитается особый характер их подвига — беззлобие и непротивление врагам, исполнение ими нравственных заповедей Иисуса Христа.

Святители — архиереи (епископы), прославившиеся праведной жизнью и пастырской деятельностью.

Преподобные — монашествующие, почитаемые за подвижническую жизнь. Среди них особо выделяются столпники — святые подвижники, подвизавшиеся на столпе (башне или высокой площадке скалы, недоступной для посторонних). Стоя на столпе, они непрестанно долгое время молились Богу.

Христиане, прославившиеся своим бескорыстием, отказом от богатства, имущества ради веры в Бога, исполнения заповедей Иисуса Христа, называются бессребрениками. Часто к ним относят святых, обладавших даром врачевания и не бравших платы за свой труд.

Читайте также:
Православие и ЭКО: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Особый лик святых составляют юродивые — добровольно принявшие на себя образ безумных. Для таких лиц характерен аскетический образ жизни, обличение (в том числе публичное) людских пороков. На Руси юродивых, принимавших вид безумных для отказа от всех земных благ, именовали блаженными. Также это было устоявшееся именование некоторых святых, не юродивых (блаженный Иероним Стридонский, Августин Блаженный, блаженная Матрона Московская).

Праведные — миряне и священнослужители из белого духовенства (не монашествующие), почитаемые за праведную жизнь.

Благоверные — монархи и удельные князья, прославившиеся своей благочестивой жизнью, делами по укреплению Церкви и христианской веры, распространению и развитию православной культуры.

Святых, прославившихся даром чудотворения и заступничества в ответ на молитвы к ним, называются чудотворцами.

Герой и святой. Как соотносятся эти понятия? В сжатом виде это соотношение можно представить в виде следующей таблицы.

Основные
характеристики
Герои Святые
Тип подвига Земной подвиг Духовный подвиг
Кто прославляет Народ, общество, государство Церковь
Кто прославляется Воины и военачальники, люди, совершившие выдающиеся поступки, проявившие самопожертвование, достигшие особых результатов в труде, профессии, выдающиеся деятели культуры и др. Православные христиане разного возраста, занятий, положения в Церкви и в обществе, достигшие святости
Основания
для прославления
Особые высокие заслуги, выдающиеся поступки и достижения человека в различных сферах деятельности Вера и благочестие

1. Какие качества и достижения людей прославляет общество и государство, когда чествует своих героев? Какие качества и достижения людей прославляет Церковь в своих святых?

2. Среди славных воинов земли Русской немало таких, в которых высокий ратный дух, подвиги на поле брани сочетались с молитвенным усердием, подвигами во славу Божию. И Церковь почитает их в лике святых. Имена каких святых воинов вы знаете?

В языке православной культуры часто встречаются слова с корнем -благ-.

В «Новом толково-словообразовательном словаре русского языка» Т. Ф. Ефремовой приводится 165 слов с корнем -благ-. Академик Д. С. Лихачев насчитал 247 слов с этим корнем (включая и старославянский язык). В Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля — 324. Подавляющее количество слов с корнем -благ- — сложные, то есть имеющие два и более корней: благодать, благодатный, благожелательный, благодарить, благодарный, благодарность.

В толковых словарях современного русского языка указывается на следующие значения слова «благо».

  1. Добро. Стремление к общему благу.
  2. То, что дает достаток, удовлетворяет потребности. Употребляется обычно в форме мн.ч. Материальные блага. Земные блага.

Из современного русского языка исчезло основное значение данного слова. Благо (Благой) – это одно из имен Бога. Источником высшего блага является только Сам Бог. Это значение сохраняется в церковнославянском языке и в языке православной культуры:

Благовещение — весть от Бога, переданная Марии архангелом Гавриилом, о грядущем рождении от неё Спасителя — Иисуса Христа; благоверные — верные Богу; благодать — данное Богом, добро, помощь, исходящие от Бога; благочестие — истинное почитание Бога, исполнение всех его заповедей и др.

Одним из основных слов, определяющих смысл православной культуры, является слово «благоговение».

Современные толковые словари отмечают 2 его значения: 1) религиозный трепет, возникающий перед святыней — смотреть на икону с благоговением, молиться с благоговением, входить в храм с благоговением; 2) глубочайшее уважение, почтение к кому-либо или к чему-либо, преклонение перед кем-либо или перед чем-либо — относиться к родителям с благоговением, держать в руках любимую книгу с благоговением.

Обратимся к первому значению данного слова. Это значение отличается большой глубиной и высокой сакральностью, то есть имеющей отношение к божественному, неземному, небесному. Попытаемся приблизиться к пониманию этого значения.

Каково происхождение слова благоговение? Это существительное образовано от основы старославянского глагола благоговеть, который состоит из двух частей: благо и говеть.

Благо – одно из имен Бога.

Говеть – это старославянский глагол, который означает «поститься к исповеди, причастию», то есть угождать с помощью поста.

Таким образом, «благоговеть» – угождать Богу, трепетать перед Ним.

С чем связано чувство священного трепета перед Богом? Оно связано с осознанием Его величия, с безграничным доверием к Нему. Это чувство тесно связано со страхом Божьим — чувством Божественного величия, Божественной красоты, стремлением не обидеть и не оскорбить своего Создателя. Известный русский мыслитель И. А. Ильин определяет благоговение как страх Божий, преодоленный и преображенный любовью.

С чувством благоговения создается и воспроизводится духовная музыка и духовное пение; с чувством благоговения пишутся иконы; с чувством благоговения православные верующие читают Священное Писание, молятся, постятся, исповедуются, причащаются; с чувством благоговения они стараются понять духовное содержание памятников православной культуры.

1. Сколько христианских святых вы можете назвать?

2. Приведите примеры святых ко всем ликам святости. Воспользуйтесь учебником и другими источниками информации.

3. Определите, к какой из трёх групп — «святые», «монастырь», «монахи» — относится каждое из перечисленных слов: подвижник, прославление, мученики, святители, постриг, инок, братия, игумен, праведные, преподобные, лавра, обитель, благоверные, святые мощи, равноапостольные.
Ответ запишите в тетради в виде таблицы.

Святые Монастырь Монахи

4. Расскажите о значении слова «Благо» в православной культуре.

3. Жития святых

Известный русский историк В. О. Ключевский утверждал: «Я знаю до 250 агиографических произведений более чем о 170 древнерусских святых». Агиография — изучение, описание житий (жизни) святых. Агиографические произведения — жития святых.

Житие — жанр христианской литературы, в которой описываются жизнь и деяния святого. Житие, как правило, создаётся после канонизации святого. Жития святых обладают большой воспитательной силой. В них с давних времён люди находили пример для подражания.

Димитрий Ростовский. Жития святых на июнь — август.
Москва, Синодальная типография, 1764 год.

Че́тьи-Мине́и — сборники житий святых. «Четьи» — предназначенные для чтения, «минея» — помесячные сборники. В этих сборниках жития святых излагаются в календарном порядке по месяцам и дням каждого месяца. Наибольшую известность получили Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского (1651–1709) — епископа Русской Православной Церкви, духовного писателя, агиографа (автора житий святых), проповедника и педагога. Они выдержали множество изданий, были излюбленным чтением наших предков и ныне являются любимым чтением православных христиан.

Прочитайте внимательно высказывания известных людей о святых и житиях святых и ответьте на вопросы.

1. «Для того благодать Духа и описала для нас жизнь и деятельность всех святых… чтобы, узнав, как они, будучи одного с нами естества, совершили всякую добродетель, мы не ленились подвизаться в ней».

Святитель Иоанн Златоуст

2. «В народной памяти они образовали сонм новых сильных людей, заслонивший собой богатырей, в которых языческая Русь воплотила своё представление о сильном человеке».

3. «Четья-Минея святителя Димитрия представляет собой неистощимую сокровищницу вдохновенного художника. Эта книга вечно живая, бессмертная».

4. «По всей земле русской… распространён дух Четьи-Минеи… потому что есть чрезвычайно много рассказчиков и рассказчиц о житиях святых. Рассказывают они из Четьи-Минеи прекрасно, точно, не вставляя ни единого лишнего слова от себя, и их заслушиваются. Я сам в детстве слышал такие рассказы. Слышал я потом эти рассказы даже в острогах у разбойников, и разбойники слушали и воздыхали. В этих рассказах заключается для русского народа… нечто покаянное и очистительное. Даже худые, дрянные люди получали нередко странное, неудержимое желание идти странствовать, очиститься трудом, подвигом…»

1. С кем сравнивает В. О. Ключевский святых?

2. В каких высказываниях подчёркивается, что святые всегда были идеалом, примером для исправления, подражания?

3. Почему А. С. Пушкин называет жития святых вечно живой, бессмертной книгой?

Жития каких святых вам известны?

1. Приведите аргументы к тезису «Обращение к теме святости актуально и в наши дни».

2. Дайте сравнительную характеристику героев и святых.

3. Найдите и прочитайте цитаты великих людей о Библии.

4. Перечислите лики святости. На каком основании они выделяются? В чём заключается разница между мучениками и страстотерпцами?

5. Прокомментируйте эпиграф данного параграфа. Как вы понимаете утверждение Г. П. Федотова, что в русских святых «мы ищем откровение нашего собственного духовного пути»? Объясните смысл метафоры «у их огня вся Русь зажигала свои лампадки».

Какие бывают святые: 9 ликов святости

Церковь с первых веков своего существования почитает святых. Сейчас для прославления и почитания почившего человека как святого — причисления к лику святых — требуется канонизация. Для местного почитания подвижника требуется разрешение Патриарха, для общецерковного признания святого — решение Архиерейского собора. Материалы для такой канонизации в Русской Православной Церкви собирает Синодальная комиссия по канонизации святых. Основаниями для канонизации могут стать: святость жизни, страдание за веру, дар чудотворения, нетленность мощей. Традиционно выделяют 9 ликов, то есть типов святости.

Апостолы

Апостолы (ап. Здесь и далее — сокращение ликов святости, которые встречаются в церковном календаре) — последователи Христа, призванные Им лично. Это 12 ближайших учеников и апостолы от 70-ти. Апостолы Петр и Павел почитаются Первоверховными. Апостолы стали первыми проповедниками Нового Завета и основали первые Церкви. Главное свидетельство жизни Христа — Евангелие, записали апостолы-евангелисты: Матфей, Лука, Марк и Иоанн. Их часто изображают со свитком или книгой — Евангелием.

Равноапостольные

Равноапостольные (равноап.) — святые, подобно апостолам потрудившиеся в обращении ко Христу целых стран и народов (напр. святой князь Владимир). В изображении этого лика святых часто присутствует Крест — символ крещения.

Преподобные

Преподобные (прп.) — монахи, почитаемые за подвижническую жизнь, стремление во всем «уподобиться Христу». Изображаются в монашеском облачении, правая рука часто сложена в благословении.

Пророки

Пророки (прор.) в Ветхозветные времена сообщали людям волю Божию, возвещали о грядущем Мессии. Церковь почитает 18 ветхозаветных пророков и одного новозаветного — Иоанна Крестителя. Пророк на иконе чаще всего держит в руках свиток с текстом своего пророчества.

Бессребренники

Бессребренники (бесср.) — христиане, прославившиеся своим бескорыстием, отказом от богатства ради своей веры. К ним относят святых врачей, обладавших даром врачевания и не бравших платы за свой труд (святой Пантелеимон Целитель). Бессребреник скорее всего будет изображен с ларцом врачевателя.

Благоверные

Благоверные (блгв.) — цари и князья прославляются в чине благоверных за служение Церкви и своему народу, благочестивую жизнь, дела милосердия, укрепление Церкви и веры. Часто изображаются с царскими венцами и в дорогих одеждах — хитонах.

Мученики

Мученики (мч.) — святые, принявшие смерть за веру во Христа. Претерпевшие особо жестокие муки именуются великомучениками. На Руси традиционно из чина мучеников выделяют чин страстотерпцев — святых, принявших мученическую кончину не во время гонений на веру, их подвиг — в беззлобии и кротости по отношению к своим врагам, нежелании преступать заповеди Божии, чтобы защитить свою жизнь. XX век дал Церкви новый сонм святых — новомучеников.

Святых, которые открыто исповедовали веру, пострадали, но остались в живых, называют исповедниками.

Наименование священномученик означает, что святой, принявший мучения, был епископом или священником, а преподобномученик — монахом. На иконе мученик, если он не был священником или монахом, скорее всего будет одет в хитон красного цвета. Часто в руках у него крест или орудие его мучений.

Юродивые, блаженные

Юродивый (блаж.) — от старослав. «оуродъ» — «дурак». Это добровольно принявшие на себя образ безумных. Христа ради юродивые обличали грех и беззаконие. (Андрей Юродивый, Василий Блаженный)

Блаженными по традиции называют некоторых древних святых, которые не имеют отношения к чину юродивых, а являются святителями или преподобными. Например, прп. Иеронима Стридонского, св. Августина и других.

Праведные

Праведные (прав.) — миряне и священнослужители из белого духовенства (не монахи), почитаемые за праведную жизнь (прав. Иоанн Кронштадский). К этому лику причисляют и ветхозаветных патриархов — праотцев (Авраам, Иаков).

Отдельный вид праведных — Богоотцы. Сюда относятся родителя Богородицы Иоаким и Анна, ее супруг — Иосиф Обручник и царь Давид.

СВЯТОСТЬ

Свя́тость (гр. άγιότης, лат. sanctitas), одно из фундаментальных понятий христианского учения. Его основной смысл состоит в причастности человека Богу, его обоженности в его преображении под действием благодати Божией. В преображенном человеке восстановлена его неповрежденная грехом природа, его соединение с Богом как “чада Божиего”.

Основой этого восстановления является Боговоплощение, восприятие Христом человеческой природы. Поскольку во Христе человеческая природа была обожена, это открыло путь к Богу и для всего человечества: христиане, следуя Христу, соучаствуют в его Божестве по благодати и становятся святыми.

В Первом Соборном послании апостола Петра он, обращаясь к христианам, говорит: “Но вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел. Некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованные” (1 Пет. 2, 9-10). Вхождение в святость совершается через Христа: “Но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках; ибо написано: будьте святы, потому что Я свят” (1 Пет. 1, 15-16).

Это понимание христиан как народа Божиего основывается на словах самого Христа, сказанных Им Его ученикам: “В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас” (Ин. 14, 20); Христос “тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими” (Ин. 1, 12). Имея в виду именно это понимание святости, апостол Павел обращается к христианским общинам как к собраниям святых: “Всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым” (Рим. 1, 7); “всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах” (Флп. 1, 1); “находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе” (Еф. 1, 1); “церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии” (2 Кор. 1, 1).

Понимание христианской общины как общины друзей Божиих, “святого народа” с наибольшей полнотой выразилось в литургической жизни древней церкви, поскольку именно Евхаристия была центром и основой этой жизни, основой богослужения и основой учения.

Как писал св. Ириней Лионский (+ ок. 200 г.), “наше учение согласно с Евхаристией, и Евхаристия, в свой черед, подтверждает наше учение”. В древнейших дошедших до нас евхаристических молитвах говорится о “народе святом”, который стяжал для Отца Христос, Сын Божий (например, в евхаристической молитве, приведенной в “Апостольском предании” св. Ипполита Римского, описывающем римскую литургическую практику III в.). Этот “святой народ” отождествляется с общиной, участвующей в богослужении и причащающейся Телу и Крови Христовым. Евхаристическая молитва, приводимая в “Учении двенадцати апостолов” (“Дидахе”, не позднее II в.), завершается словами: “Кто свят (άγιός), тот пусть подходит, а кто нет, тот пусть кается. Маранафа (Господь грядет). Аминь” (гл.Х).

Представление о святости причащающейся общины сохраняется и в современном чине православной литургии, когда священник после чтения “Отче Наш” и перед причащением возглашает: “Святая святым (Τά άγια τοîς άγίοις)”, на что община (хор) отвечает словами: “Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь”, – Святые Дары (“Святая”) даются святым, и их святость есть святость Христа, с Которым они соединяются в причастии (свидетельство о возгласе “Святая святым” имеется в катехитических сочинениях св. Кирилла Иерусалимского 348 г.).

Данный момент евхаристической службы заключает в себе определенную богословскую концепцию святости. Евхаристия есть соединение верующих (верных) с Богом, осуществление Царствия Божия в историческом бытии, движущемся к этому Царствию. Во время причастия вечность преображенного бытия Царствия Небесного, пакибытия, реально присутствует во временном бытии, в земной жизни церковной общины. Верующие предстоят Богу вместе с небесными силами и таинственно изображают херувимов (“Иже херувимы тайно образующе. ”). Причастие требует очищенности от греха (именно отсюда происходит позднейшее соединение таинства покаяния с причащением), которое и дается благодатью евхаристического богослужения. Вхождение верующих в вечность, в пакибытие, подготовленное их очищением, и образует их святость. Святость, таким образом, есть принадлежность к вечной жизни, причастность Божеству, предвосхищение в этом бытии грядущего пакибытия.

Из того же понимания исходила древняя церковь и в почитании в качестве святых отдельных лиц. В качестве святых почитаются те, чья причастность к Богу была явлена церкви как достоверный факт, спасение которых (т.е. вхождение в Царствие Небесное) обнаружилось еще теперь, до Страшного Суда. К таким лицам относились первоначально апостолы, об избранности которых для вечной жизни сказал сам Христос (Ин. 17, 21-24). К ним причислялись также ветхозаветные пророки и патриархи, о святости которых свидетельствовало Св. Писание. Таков же был взгляд и на мучеников, поскольку, согласно представлениям древней церкви, совершенный мучениками подвиг сразу же открывал перед ними Царствие Небесное. О причастности к Богу свидетельствовал дар чудотворения, который получал почивший святой. Канонизация святых, развившаяся со временем во вполне формальную процедуру, и составляет по своей сути церковное удостоверение в причастности святого к Богу.

Таким образом, святой – это всякий раз явление спасения, милости Божией к людям, благодати, посылаемой Богом своему народу. В Актах мученичества Перпетуи, Филицитаты и других, с ними пострадавших (Passio Perpetuae et Felicitatis cum sociis), претерпевших мучения в Карфагене в 202 или 203 г., рассказывается, как Фелицитата незадолго до казни, уже находясь в темнице, разрешилась от беремени. Роды были настолько трудны, что солдаты, охранявшие ее, спрашивали: “Если теперь ты так страдаешь, то что же будет с тобой, когда тебя отдадут зверям?” Фелицитата отвечала: “Сейчас я страдаю потому, что терплю за себя, а тогда я буду страдать за другого [т.е. Христа] и этот другой будет во мне и будет страдать за меня”. Подвиг, совершаемый святыми, рассматривается, таким образом, не столько как достижение самого святого, сколько как действие благодати Божией, как явление Божественного промысла. В Декрете Геласия (Decretum Gelasianum), латинском церковно-каноническом памятнике начала VI в., утверждается необходимость публичного чтения актов мученичества, в которых “победа мучеников и их удивительное исповедничество блистают через многоразличные перенесенные ими пытки. Ибо какой верующий может сомневаться, что их страдания превосходили меру человека и они смогли перенести их не благодаря собственной силе, а благодаря благодати и помощи Божией?”. Итак, святые – это наглядное обнаружение промысла Божиего о человеке. Разнообразие же подвигов, приводящих к святости, свидетельствует о многообразии промысла: каждый святой со своим особым житием демонстрирует свой путь к святости и выступает как образец этого пути.

Святой открывает путь к Богу и в этом качестве выступает как заступник за людей перед Богом, как своего рода посредник между Богом к людьми. Развитие почитания святых накладывается здесь на мощный пласт религиозных и социо-культурных представлений позднеантичного общества (равно как впоследствии на отчасти сходные представления других народов, переживающих христианизацию). Святой в своей функции защитника и заступника исполняет ту же миссию, которая в языческом мировосприятии приписывалась демонам (или другим мифологическим существам), охраняющим человека или весь его род и играющим роль посредника между человеком и высшими силами. Соответственно, культ святых отвечал тому ожиданию покровительства и защиты, которое было прочно укоренено в социо-культурной структуре позднеантичного общества, к святым обращались с молитвой в тех же случаях, когда ранее приносили жертвы богам и просили о помощи у героев. Именно это перенесение функций обусловливало в конечном итоге то закрепление различных сфер влияния за отдельными святыми, которое столь характерно как для западного, так и для восточного средневековья и обычно относится на счет так наз. “народной” религиозности.

С самого начала, однако, в христианском понимании святости выделяются определенные моменты, принципиально чуждые языческим культам. Святость человека соотнесена с человечеством Бога-Слова, со следованием по пути, проложенному страданиями и крестной смертью Христа. Поэтому все раннехристианские авторы настаивают на том, что мученики сделались причастными Богу именно благодаря своим вполне человеческим страданиям и мученической кончине. Близость к Богу в соединении с человечностью и обеспечивает святым возможность быть посредниками между Богом и людьми. Для языческих верований характерно, напротив, представление о непроходимой грани, отделяющей высшие силы от всего, сохраняющего человеческую природу, в частности, и от обожствляемых героев.

Вместе с тем, языческие верования приписывали посредничество между высшими силами и человеком прежде всего посредствующим духам (гениям, демонам или – в других системах – иным “низшим” духам). В христианстве аналогом этих верований является представление об ангелах-хранителях. Призывание святых в качестве посредников указывало на кардинальный пересмотр подобных представлений о миростроении. Наряду с ангелами, посредниками становились люди, сделавшиеся благодаря своему подвигу причастниками Божества. Заступничество святого и близость к нему (которая в силу почитания мощей выражалась во вполне конкретных и осязаемых формах) вводили верующего в близость к Богу и создавали религиозные переживания, практически не известные язычеству. Бл. Августин [1] прямо противопоставляет путь к Богу через святых мучеников, которые богами не являются, но получили милость Божию своей добродетельной жизнью и кончиной, языческому обращению к демонам, которые могут быть добрыми и злыми, – ложному спиритуализму язычества противостоит здесь антропологизм христианства, основанный на вере в воплощение Бога-Слова.

Учение о заступничестве святых основано на представлении о единой Церкви живых и мертвых, составляющей Тело Христово. Физическая смерть не отсекает верующего от церковной общины, и поэтому с древнейших времен в церкви установлены молитвы об усопших. Эти молитвы, согласно церковному учению, благотворны для усопших, содействуют их спасению.

Как писал св. Иоанн Златоуст, “ненапрасно бывают приношения за усопших, ненапрасно моления, ненапрасно милостыни: все это установил Дух Святой, желая, чтобы мы получили пользу друг через друга”. Равным образом и святые, родившись через свое успение к вечной жизни, продолжают пребывать в церковной общине и могут выступать молитвенниками за нее и за отдельных верующих, обращающихся к ним за заступничеством.

В учении о святости, таким образом, содержится преодоление противостояния вещественного и духовного, тварного и нетварного, т.е. основных оппозиций, которые в дохристианских представлениях выступали как абсолютные границы, разделяющие божественное и человеческое, смертное и бессмертное. Святые, оказываясь “друзьями Божиими” и заступниками за людей перед Богом, соединяются в этом действовании с ангелами, т.е. бесплотными, невещественными силами; тем самым преодолевается оппозиция вещественного (материального, телесного) и духовного и вещественность перестает быть препятствием для соединения с Божеством. Вместе с тем святые являются теми тварными существами, которые приобщены к Богу, т.е. нетварному началу, и тем самым соединяют тварное человечество с нетварным Божеством. Эти элементы учения о святости формируются в последовательную богословскую систему, в полном объеме сформулированную в VII-VIII вв. преп. Максимом Исповедником и св. Иоанном Дамаскиным. Развивая учение о Божественных энергиях, они говорят о проникновении этих энергий в человеческую природу и о святости как результате такого проникновения. Поскольку в святости преодолевается противостояние духовного и вещественного, святые спасаются “телесно” (σωματιχώς), т.е. Божественными энергиями оказывается пронизана как их плоть, так и их образы (иконы). Это учение обосновывает почитание святых вообще, равно как и такие его формы, как поклонение мощам и иконам святых.

Русская Церковь усваивает себе те представления о святости, которые сложились в святоотеческой традиции. Учение о святости и обоснование почитания святых не раз излагались русскими духовными авторами, обличавшими еретические движения протестантского типа. К такого рода обличительным сочинениям относится “Просветитель” преп. Иосифа Волоцкого, “Камень веры” Стефана (Яворского). Развитие православного богословия святости можно видеть в учении преп. Серафима Саровского о стяжании Св. Духа.

Лики святости

В Православной Церкви приняты следующие лики святости.

Апостолы (ап.) – это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь; а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали по всем странам христианскую веру. Их было сначала двенадцать, а потом еще семьдесят.

  • Двое из апостолов, Петр и Павел, называются Первоверховными, так как они больше других потрудились в проповеди Христовой веры.
  • Четыре Апостола: Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов, написавшие Евангелие, называются Евангелистами.

Бессребренники (бесср.) служили ближним безвозмездным врачеванием болезней, т. е. без всякой платы исцеляли болезни, как телесные, так и душевные, как например: Косма и Дамиан, великомученик и целитель Пантелеимон и другие.

Благоверные (блгв.). В праздновании памяти святых монархов и князей прославляется их подвиг, запечатленный в благочестии, милости и заботе об укреплении христианской веры, а не властные полномочия, бывшие у них в земной жизни, или родовитое происхождение. Например, Святой благоверный князь Даниил Московский, святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская.

Блаженные (юро́дивые) (блж., блаж.) (гр. σαλός слав.: глупый, безумный) – представители сонма святых подвижников, избравших особый подвиг – юродство, подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия, с целью достижения внутреннего смирения.

Великомученики (вмч., влкмч.) – святые, относимые к лику мучеников, претерпевшие особо жестокие и продолжительные страдания и смерть за Христа, например: св. великомученик Георгий; святые великомученицы Варвара и Екатерина и другие.

Исповедники (исп., испов.). Мученики, которые после перенесенных ими мучений, скончались мирно, называются исповедниками.

Мученики (мч.) – те христиане, которые за веру в Иисуса Христа приняли жестокие мучения и даже смерть. Например, св. мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София.

  • Первые, пострадавшие за Христову веру были: архидиакон Стефан и св. Фекла, и потому, они называются первомучениками.

Начертанные . Исповедники, которым мучители писали на лице хульные слова, называются начертанными.

Новомученики (новмч., новомуч.). Христиане, принявшие мученическую кончину за исповедание веры во Христа в сравнительно недавнее время. Так Церковь именует всех пострадавших за веру в период послереволюционных гонений.

Праведные (прав.) проводили праведную, угодную Богу жизнь, живя в миру, будучи семейными людьми, как например, св. праведные Иоаким и Анна и др.

  • Первые праведники на земле: родоначальники (патриархи) человеческого рода, называются праотцами, как например: Адам, Ной, Авраам и др.

Преподобноисповедники (прп. исп., прписп.) Исповедники из числа монахов.

Преподобномученики (прмч.). Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномучениками.

Преподобные (прп.) – праведные люди, которые удалялись от Мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в девстве, (т. е. не вступая в брак), посте и молитве, живя в пустынях и монастырях, как например: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, преподобная Анастасия и другие.

Пророки (прор.) – святые Божии, которые по внушению Святого Духа предсказывали будущее и преимущественно о Спасителе; они жили до пришествия Спасителя на землю.

Равноапостольные (равноап.) – святые, которые подобно Апостолам распространяли веру Христову в разных местах, например: Мария Магдалина, первомученица Фекла, благоверные цари Константин и Елена, благоверный князь Российский Владимир, св. Нина, просветительница Грузии и др.

Святители (свт.) – епископы или архиереи, угодившие Богу своею праведною жизнью, как например; святой Николай чудотворец, св. Алексий, митрополит московский и др.

  • Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст называются вселенскими учителями, то есть учителями всей христианской Церкви.

Священноисповедники (сщисп.). Исповедники, принадлежащие к священническому чину.

Священномученики (сщмч.). Священнослужители, претерпевшие мучения за Христа, называются священномучениками.

Столпники (столпн.) – святые подвижники, подвизавшиеся на столпе – башне или высокой площадке скалы, недоступной для посторонних.

Страстотерпцы – принявшие мученическую кончину не от гонителей христианства, но от своих единоверцев – в силу их злобы, коварства, заговора. Подвиг страстотерпчества можно определить как страдание за исполнение Заповедей Божьих, в отличие от мученичества — которое является страданием за свидетельство веры в Иисуса Христа (веры в Бога) во времена гонений и при попытках гонителей заставить отречься от веры. Этим именованием подчёркивается особый характер их подвига — беззлобие и непротивление врагам, что является заповедями Иисуса Христа.

Чудотворцы (чудотв.) – эпитет святых, особо прославившихся даром чудотворения, заступников, к которым прибегают в надежде на помощь. Можно сказать, что все святые обладают даром чудотворения, т.к. засвидетельствованные чудеса являются основным условием канонизации.

Общепринятые сокращения

Сокращение множественного числа термина образуется, как правило, от сокращения единственного числа путём удвоения последней буквы. Пример: св. — святой, свв. — святые.

Почему Церковь почитает Александра Невского как святого благоверного князя, несмотря на то, что перед земной кончиной он принял монашество с именем Алексий?

Потому, что он проявил себя как христианский правитель, а монахом был лишь краткий период жизни.

Бывают и иные случаи, например, епископ Синопийский Фока (117 г.) прославлен как священномученик, а не как святитель.

Что есть святость?

Для человека, который имеет хотя бы минимальную связь с Церковью, привычно повторяющееся здесь понятие – слово “святой”. Человек постоянно слышит это слово на всех богослужениях. Тропари повторяют во всех временах и лицах глагол “освящать” и существительное “освящение”, а во время чтения отрывков из Апостола христианин с удивлением слышит обращенное к нему возглашение “братья святые”.

Божественная воля есть “освящение наше” (1 Фес. 4:3), и мы должны быть святы, потому что свят Бог (1 Петр. 1:16). Таковы два основополагающих начала, на которых христиане строят с Богом отношения веры, начиная бороться, чтобы получить спасение (2 Тим. 2:10).

Упомянутые выше побуждения – компас для христиан, и они являются не требованиями Бога, а неким “терапевтическим курсом”. Именно так Церковь понимает Божественные заповеди – не как предписания военной дисциплины, но как стимул для свободного выбора и согласия на постепенное излечивание и восстановление нашего духовного здоровья.

К несчастью, большинство современных христиан мыслит иначе, считая святых, чьи имена вспоминаются и повторяются в многочисленных храмах, воздвигнутых в их честь, чем-то чуждым для себя и видя в них неких древних полубогов, с которыми они связаны лишь тем, что просят у них здоровья – величайшего из благ – благополучия домашнего хозяйства и детей и – почему бы и нет? – немного денег на загородный дом и вторую машину. Иными словами, они вступают со святыми в некие языческие торговые взаимоотношения. Дары – свечи, просфоры, масло, освящение артоса, иконы – перестали быть выражением любви и расположения, превратившись в некое “умасливание” для достижения своих целей.

В то время как святость – это всецелое принятие воли Бога на всех этапах своей жизни и в каждое ее мгновение. Где бы человек не находился, во всех вопросах и решениях будет проявляться избранное им направление жизни. Любая среда – семейная, рабочая или социальная – станет полем для проверки на “святость”. Фраза “не бойтесь, ибо я боюсь Бога” (Быт. 50:19) останется вечным критерием жизни каждого христианина.

Если человек не вступает в доверительные отношения с Богом, это означает обесценивание миссии Христа и отрицание Церкви. Не для того Христос пришел в мир, чтобы создать среди стольких религий еще одну и учредить формы и мотивы нового культа. Христос пришел в мир и стал человеком, чтобы мы “имели жизнь и имели с избытком” (Ин. 10:10). Иными словами, или Христос есть жизнь и образ жизни, являющийся живоносным и животворящим, или нет причин, чтобы интересоваться еще одним религиозным воззрением.

Сердца всех людей хотят жить. Наша молодежь пишет этот призыв на стенах: “Делай больше, чем просто существуй, – живи”. Именно это Христос, ставший человеком, принес в мир – возможность унаследовать вечную жизнь. Все Евангелие от Иоанна с предельной ясностью говорит об этой жизни. “Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную” (Ин. 5:24). “Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни” (Ин. 3:36).

Не может существовать двух жизней, поскольку не существует второго Христа. Христос есть жизнь, и человек познает Его и подчиняется Ему, вдохновляясь Его словом сейчас, чтобы фраза “перешел от смерти в жизнь” (Ин. 5:24) стала действовать сейчас, а не после смерти.

Таким образом, святость – это труд обретения жизни. Это жертва послушания животворящей заповеди Христа, воздвигающего мертвых от гробов, страстей и греха. Это свобода от самообмана корыстной любви и нелегкое принятие искренней любви жертвы Христа. Это любовь Креста, на котором и посредством которого христиане распинают в себе “ветхого человека”, его страсти и желания, дабы не распинать своего ближнего. Это осознание того, что Христос умер “за жизнь мира” (Ин. 6:51).

Феодосий Мартзухос,
протосинкелл митрополии Никополи и Превезы
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”

Святость

Стены православных храмов украшают множественные образа Святых. Верующие христиане приходят в храм, и в своих молитвенных воззваниях просят у Святых помощи, заступничества и покровительства. Человеку, далекому от Православия и от религии в целом, может быть непонятно: «Чем прославились эти люди? Почему, к примеру, одних Святых называют апостолами, а других — угодниками? В каком значении вообще употребляется слово святость?». Ответы на эти вопросы не так тяжелы для понимания, как кажется на первый взгляд.

Что такое святость

В христианстве термин «святость» употребляется в двух значениях:

  1. Это базовое, существенное свойство, присущее Богу.
  2. Высокая степень духовной близости к Господу, высшая степень духовного развития человека.

Важно! Святость, как духовное качество, присуща лишь Богу. Человек может прикоснуться к святости через причастие святости Господа. Святость человека заключается в единстве со Святым Духом.

Богословское и библейское понятие святости

Если говорить о святости, как об общем понятии, можно выделить три уровня:

  1. Бог. Только Всевышний свят по своей природе, следовательно, святость принадлежит Ему.
  2. Христиане. Быть святыми призваны все верующие. В богословском понимании, быть святым — значит быть с Богом. Быть святым — это означает быть именно таким, каким задумал человека Всевышний. Быть святым — значит вообще быть, иметь возможность войти в вечность.
  3. Святые, которые были официально прославлены Церковью.

Христиане знают, что безгрешен лишь Бог. Человек, в силу своих естественных человеческих слабостей, в течение жизни совершает грехи и неблаговидные поступки. Из этого следует вопрос: «Как обычный человек, который может оступиться и согрешить, может стать святым?»

Ответ на этот вопрос очевиден — святость христианина не в безгрешии, а в стойком и последовательном противодействии греху. Православие рассматривает святость как высшую степень духовного развития человека. На пути к ней человек проходит два этапа:

  1. Первый этап — это путь к спасению. Состояние спасенности приобретает человек, увидевший и осознавший свои грехи, раскаявшийся в них.
  2. Праведность же начинается со стремления жить по совести, стремления никого не обижать, исполнять Божьи заповеди.

Не каждый человек, живущий по таким правилам, становится праведником. Сердце даже доброго и честного человека обуревается различными страстями, а значит, ему еще предстоит пройти долгий путь для обретения совершенной духовной чистоты.

Важно! Таким образом, святым становится тот человек, кто не только не нарушает принятые обществом нравственные нормы, но и побеждает губительные страсти, обретает духовную чистоту.

Использование термина вне церкви

Слово «святость» используется как в богословском смысле, так и в контексте далеком от религиозности. Если говорить о нерелигиозном значении этого слова, оно часто используется для употребления значений и понятий, требующих особого почтительного отношения. Это упоминание всегда ассоциируется с чистотой действий и помыслов, проявлением духовного величия.

Лики Святых

В Православии принято разделять Святых на несколько категорий. Это необходимо для того, чтобы определить, как почитать Святых, в зависимости от их подвигов в земной жизни. Такое разделение происходит при канонизации Святого.

Общепринятыми в Православии считаются следующие лики Святых:

В христианстве двоих апостолов называют Первоверховными, так как они внесли наибольший вклад в проповедование христианской веры. Этими апостолами были Петр и Павел. Апостолов, составлявших Евангелие, называют Евангелистами.

Первых людей, пострадавших за свою веру, называют Первомучениками.

Преподобных называют еще Святыми, что при жизни уподобились Ангелам.

Святые дохристианской эпохи и периода раннего христианства

Сам термин «святость» вошел в обиход людей еще на заре христианства. К этой категории относили пророков, возвещавших о скором пришествии Иисуса Христа, апостолов и первых христиан, погибших за веру.

В более поздние времена, когда христианство стало официальной религией многих государств, к лику Святых стали причислять благочестивых правителей, заботящихся о своем народе и прославляющих христианство.

Святых дохристианской эпохи принято называть пророками или праотцами. Эти люди известны верующим еще с ветхозаветных времен. На пророков Господь возложил ответственную миссию — открыть людям, еще не знавшим христианской веры, Свою волю.

Несколько книг пророков, вошедших в Ветхий Завет, главным образом посвящены предсказаниям о появлении в земном мире Мессии, призванного избавить людей от проклятия первородного греха.

Праотцами называют благочестивых патриархов, живших в ветхозаветные времена. Богоотцами называют родителей Пресвятой Девы. Святость праведных Иоакима и Анны позволила создать условия для прихода в наш мир Сына Божьего.

Апостолы Христовы и их преемники

Этим именем называют последователей Христа, стяжавших святость. В первую очередь, это его ученики, наделенные особым даром от Святого Духа — даром проповедовать Слово Божье. Для служения созданной Церкви, Христос избрал 12 достойнейших мужей из числа своих учеников.

Впоследствии к ним присоединились еще семьдесят человек. Все они были канонизированы в лике апостолов. Святость апостолов носит особый, отдельный характер, так как она была утверждена самим Сыном Божьим.

Преемники апостолов возглавляли первые христианские общины. К ним относят и святителей Церкви — тех архиереев, кто прославился особым благочестием и самоотверженностью. В первую очередь, это те священнослужители, которые поспособствовали укреплению православной веры и противостояли различным еретическим вероучениям.

Важно! Многие святители за свою богоугодную жизнь были вознаграждены свыше даром чудотворения. Они умели исцелять больных, воскрешать умерших, усмирять природные стихии.

Мученики

Особая группа Святых — люди, принявшие страшные мучения за веру. К ним причисляют тех праведников, кто под угрозой смерти свидетельствовал о вере в победу Господа Иисуса Христа над смертью.

В XX веке в списке канонизированных Святых появилось много новых имен, так как это был тяжелый период для Русской Православной Церкви. Гонения на христианство в послереволюционный период были сходными с теми, что переносили первые христиане в древние времена. Многие мученики и исповедники погибли, но не отказались от своих убеждений.

Зачем молиться Святым

Ошибочно полагать, что верующие молятся Святым, так как они в той или иной степени наделены даром чудотворения. Ждать сиюминутных чудес после обращения к Святому не стоит. Для истинного христианина Святой не является инструментом для получения желаемого результата.

В первую очередь, любой праведник — это сомолитвенник в обращении к Богу. Каждый из них может быть помощником и советчиком в определенный момент жизни, но фактическая помощь — это не самоцель молитвенного воззвания к Святому.

Для более простого объяснения этого вопроса, можно привести следующую аналогию: в трудные времена мы обращаемся за помощью к нашим друзьям. Когда христианин чувствует тяжесть на душе, он может попросить близкого человека помолиться за него. Точно так же он может обратиться за помощью к Святому, который будет ходатайствовать за человека перед Господом.

Важно! Не следует ассоциировать Святых с различными оккультными или языческими явлениями.

Святые Отцы Церкви говорили, что святой человек — тот, через которого действует Сам Господь. Святость — это в первую очередь единство с Господом, единство со Святым Духом. Ни одному человеку святость не дается просто так, без трудов и усилий.

Человек должен непрестанно бороться со страстями и греховными помыслами, воспитывать в себе отвращение к пороку. В ходе христианской борьбы такой человек получает поддержку Святого Духа, преображающую и укрепляющую его. Поэтому святостью так же можно назвать преображение греховного человеческого естества под воздействием Божественной благодати.

Православие. Словарь-справочник.
Чины (Разряды) святости

Чины (Разряды) святости

Святость многообразна, как многообразны те благодатные дары, которыми Бог наделяет своих угодников в разных странах и в разные эпохи. В православной традиции сложилось несколько основных форм святости, в соответствии с которыми святых подразделяют на разряды – чины. В первые века христианства святыми считались ветхозаветные праотцы, ветхозаветные пророки, апостолы и мученики. С IV в. началось почитание преподобных и святителей, с утверждением христианства государственной религией и появлением благочестивых правителей – благоверных царей, князей и т.д.

Такое деление в известной степени условно. Один и тот же человек может прославиться различными подвигами. Например, св. Иннокентий Московский (1797-1879) прославлен как святитель (заботился о сохранении и укреплении христианской веры, будучи епископом Камчатской, Курильской и Алеутской епархий, а затем митрополитом Московским и Коломенским) и как равноапостольный (просвещал евангельским учением народы Сибири и Дальнего Востока). Св. Исаакий, затворник Киево-Печерский (ум. ок. 1090), прославился иноческим подвигом (как преподобный) и юродством Христа ради (некоторые считают его первым юродивым на Руси, блаженным).

Формы святости не являются застывшими: каждый чин задает тот или иной образ служения Богу, но в разные исторические периоды могут открываться разные грани этого образа. Могут возникать и новые чины святости. Ниже дан краткий обзор разрядов святых.

Апостольство считается особым даром, которым Господь наделил некоторых из Своих учеников и последователей. Апостолы стали свидетелями жизни и воскресения Христа, проповедовали миру Евангелие, основывали христианские общины, исцеляли больных, могли изгонять бесов. Апостолы (от греч. «посылаю», «высылаю») приняли на себя миссию распространения христианства. Почти все они приняли мученическую смерть. Апостолы стали первыми христианскими святыми, их святость удостоверена Самим Христом.

Богослужения в память о них совершали уже в III в. Общий праздник – Собор 12 апостолов – был введен в V-VI вв. Один из четырех церковных постов – Петровский – называют апостольским, т.к. его завершает день памяти апостолов Петра и Павла, именуемых «первоверховными». В церковной неделе (седмице) апостолам посвящен четверг.

Количество апостолов четко определено:

1) 12 апостолов – ближайших учеников Христа: Петр, Андрей, Иаков Зеведеев, Иоанн, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев (Леввей, прозванный Фаддеем), Симон Кананит и Матфий, причисленный к одиннадцати вместо предавшего Христа Иуды Искариота;

2) 70 апостолов;

3) Павел – «апостол языков» (принял особый дар проповедовать учение Христа язычникам).

В послеапостольское время в разных странах в разные эпохи некоторые христиане, подобно апостолам, прославились обращением народов в православную веру: Нина (IV в.) просветила грузин, братья Кирилл и Мефодий (IX в.) крестили славян, князь Владимир и княгиня Ольга (X в.) – русских, архиепископ Николай (Касаткин) (1836-1912) – японцев и т.д. Их тоже почитают святыми, но называют не апостолами, а равноапостольными.

Пророчество рассматривается как особый дар: Бог выбирает человека, чтобы тот передавал людям Его волю (пророчествовал). Книги нескольких пророков вошли в Ветхий Завет.

В отдельных стихах этих книг содержатся пророчества о пришествии в мир Мессии (Христа). Так, пророка Исаию (VIII в. до Р. Х.) называют даже «пятым евангелистом». Почитание пророков пришло из ветхозаветных времен. Несколько дней церковного года, в основном в декабре, посвящены памяти отдельных пророков. Всех ветхозаветных пророков Церковь вспоминает перед Рождеством Христовым: в Неделю праотец (предпоследнее воскресенье перед Рождеством Христовым) и Неделю святых отец (последнее воскресенье перед Рождеством Христовым). Пророкам посвящен отдельный ряд икон в иконостасе. Ветхозаветных пророков можно перечислить поименно: 1) Моисей, Аарон, Самуил, Иоад, Азария, Илия, Елисей, Давид Псалмопевец, Иессей; 2) пророки, называемые великими: Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил. Книги этих пророков имеются в ветхозаветном каноне; 3) 12 малых пророков, чьи книги также входят в Ветхий Завет: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия; 4) пророк и креститель Иоанн Предтеча.

Это жившие до Христа благочестивые патриархи (от греч. «родоначальники», «праотцы»), которые своими действиями способствовали приходу в мир Мессии (Христа Спасителя), приняв тем самым участие в деле спасения человечества Богом. Свидетельства о почитании праотцов известны со второй половины IV в. В православном календаре им посвящена Неделя праотец (см. выше).

К праотцам относятся:

1) патриархи, жившие до потопа: Адам, Енох, Ной и многие другие;

2) патриархи, жившие до первого пророка Моисея (ум. ок. 1531 г. до Р.Х.): Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф; преемник Моисея Иисус Навин;

3) родители Богородицы праведные Иоаким и Анна, называемые богоотцами;

4) праведный Иосиф (обручник Девы Марии).

Святители – архиереи (епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи). Их служение – пастырское (церковное учение, проповедь, защита чистоты веры, церковное управление), соединено с праведной жизнью. Бог за праведность, как правило, наделяет даром творить чудеса. Поэтому среди святителей многие именуются «чудотворцами». Сначала каждая христианская община чтила всех своих архиереев, т.к. дар пастырского служения восходит к апостолам, в свою очередь принявшим этот дар от Христа. С развитием церковной иерархии почитание святителей стало общецерковным. Так, к святым были причислены все папы римские первых веков христианства и почти все константинопольские патриархи до X в. В Русской Православной Церкви к лику святителей изначально причисляли на основании праведной жизни.

В переводе с греческого «мученик» – «свидетель». Своей готовностью принять ради Христа страдания и смерть, но не отступить от веры мученики свидетельствуют о вере в победу Спасителя над смертью. Многие из них по примеру Христа, молившего при распятии: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34), помолились за своих мучителей. Бог помогает мученикам так, что они могут переносить нечеловеческие страдания. Мучеников, претерпевших особенно тяжелые и продолжительные мучения, называют великомучениками. Если мучения претерпел священник или епископ, его называют священномучеником. Преподобномученики – это замученные за православную веру монахи. Страстотерпец, т.е. претерпевший страсти (страдания), – тот, кто принял смерть от своих соплеменников и единоверцев. На месте захоронения мучеников христиане с древних времен совершали богослужение (литургию), позднее стали строить храмы. Списки мучеников (мартирологи) с описанием обстоятельств их гибели стали основой церковного календаря и житийной литературы.

Первомученики: архидиакон Стефан и Фекла.

Великомученики: Георгий Победоносец, Пантелеимон, Варвара, Екатерина и др.

Священномученики: Игнатий Богоносец, Гермоген и др.

Преподобномученики: Кукша Печерский, великая княгиня Елизавета Федоровна и др.

Страстотерпцы: князья Борис и Глеб, многие русские князья ХII-ХIII вв., царственные мученики – император Николай II с супругой и детьми и др.

XX в. в России был веком новых гонений на Церковь, превзошедших по своей жестокости гонения первых веков христианства. В 2000 г. Русская Православная Церковь причислила к лику святых более 1200 новомучеников и исповедников Российских – православных христиан, пострадавших от репрессий и не изменивших вере во Христа даже под пытками. Важными документами по их канонизации стали следственные дела. В отличие от древних мучеников, новомучеников Российских нередко убивали по обвинению, напрямую не связанному с исповеданием веры, или вообще без суда.

Исповедники

Исповедничество является открытым признанием (исповедованием) веры, невзирая на опасность смерти. В основе подвига лежат слова Иисуса Христа: Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 32-33). В отличие от мучеников, скончавшихся во время мучений за веру, исповедники переживают мучения и гонения, но их смерть ненасильственна. Исповедничество было широко распространено наряду с мученичеством во времена гонений на первых христиан. В Русской Церкви исповедничество стало особенно актуальным во времена гонений на Церковь советского периода. Исповедничество, как правило, не единственный подвиг в жизни того или иного святого, поэтому оно часто соединяется с другими формами святости. Так, Василий Исповедник (ум. 750), пострадавший за почитание икон во времена иконоборчества, и Максим Исповедник (ок. 580-662), подвергшийся пыткам за непреклонность в богословских спорах, прославлены как преподобные (см. ниже). Архиепископ Лука Крымский, прошедший в 1920-1940-х гг. через несколько арестов и ссылок, причислен к лику святителей. Иоанн Русский Исповедник (ум. 1730), пострадавший от иноверцев в турецком плену, прославлен как праведный.

Преподобные

Это святость, достигнутая в монашестве, которая понимается как высшая степень подобия Богу (преподобие) и приближение человека к ангельскому образу; преподобных называют «земными ангелами» и «собеседниками Ангелов». Святость основана на непрестанной молитве, посте, постоянном труде; непременные условия – смирение и безбрачие. Труды и подвиги в монашестве могут быть самыми различными. Преподобные, выбравшие тот или иной вид монашеского подвига, не выделены в отдельные разряды, но характер их подвига часто обозначен в имени. Например, Иоанн Молчальник (обет молчания – безмолвие); Феофан Затворник (затвор – жизнь в келье без всякого общения с внешним миром); Симеон Столпник (столпничество – стояние на столпе, под которым может подразумеваться башня, столб, узкая глубокая яма, камень и т.п.); Иоанн Постник (подвиг усиленного поста) и т.д. Культ начал складываться с возникновением в Церкви монашества. На него повлияло почитание прп. Антония Великого (уже при его жизни). Большинство русских святых до гонений XX в. – преподобные; особо почитают основателей монастырей: Пахомия Великого, Анну Кашинскую, Афанасия Афонского, Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Варлаама Хутынского.

Благоверные

Благоверными называют правителей (князей и княгинь, царей и цариц), отличавшихся благочестивой жизнью и употребивших монархическую власть на укрепление православной веры (в мирное или военное время), на дела милосердия (забота о своих подданных) и т.д. Культ связан с тем, что в Византии императоры обладали значительными полномочиями в церковной сфере. В Русской Церкви по традиции называют святых князей благоверными, хотя среди них есть равноапостольные, преподобные (например, все канонизированные княгини), мученики и страстотерпцы, а собственно благоверных немного.

К благоверным относятся: князья Александр Невский, Даниил Московский, Довмонт (Тимофей) Псковский, Петр и Феврония Муромские, Михаил Тверской, Анна Кашинская и др.

Праведными называют тех, чья благочестивая жизнь в миру стала примером для окружающих. В широком смысле праведность является синонимом святости. К праведным относятся: Иулиания Лазаревская, священники Стефан Омский, Иоанн Кронштадтский и Алексий (Мечев), миряне Артемий Веркольский, Симеон Верхотурский, благочестивый воин Феодор Ушаков и др.

Бессребреники

Бессребреничество – это бескорыстное профессиональное служение (бессребреники обычно врачи), которое основано на том, что любой талант – дар от Бога и должен быть употреблен для прославления Бога, т.е. беззаветное служение людям. Христос, наделив апостолов способностями исцелять больных, изгонять бесов, воскрешать мертвых, велел: Даром получили, даром давайте (Мф. 10, 8). Бессребреничество может быть соединено и с другими христианскими подвигами, например с мученичеством (Косма и Дамиан, в Риме пострадавшие; Косма и Дамиан, мученики Аравийские). Бессребреники Косма и Дамиан, жившие в Малой Азии, известны также как чудотворцы.

Юродивые (блаженные)

Это самая необычная, парадоксальная форма святости. Оставаясь в миру, юродивый (полное название «Христа ради юродивый»), прикрываясь обликом безумия, бросает вызов ценностям этого мира, в том числе и внешнему, показному благочестию. Таким способом он ставит под сомнение мудрость мира сего, которая, по апостолу Павлу, есть безумие пред Богом (1 Кор. 3, 19). «Перевернутое благочестие» юродивых часто вызывает недоумение окружающих, за что святые подвергаются унижениям, поношениям, побоям. Их добровольное страдание Церковь рассматривает как следование Христу. Бог дает юродивым дар пророчества (прозорливости). Юродство возникло в среде монашества, но как одна из его крайних форм широкого распространения не получило. Как особая форма святости сложилось в VI-VII вв. На русскую традицию юродства (была распространена в XIV-XVII вв.) оказала влияние византийская традиция. На Руси (если сравнивать с другими Поместными Церквами) юродивых достаточно много: из трех десятков прославленных Православной Церковью юродивых более двадцати – русские. В русской традиции юродивых принято называть блаженными. Не следует путать это с поздней традицией употребления слова «блаженный» по отношению к святым, почитаемым также в католичестве и жившим до 1054 г. (например, блаженный Августин). К юродивым относятся: Андрей Константинопольский, Иоанн Власатый, Иоанн Большой Колпак, Ксения Петербуржская, Василий Московский и др. См. Юродивые.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: