Святой источник в Талеже: история и описание, рекомендации при посещении, адрес и маршрут

Про Святой источник Талеж от портала Рутвет

by отец Юрий
06 февраля, 2020
in Статьи
Комментариев нет

Святой источник в селе Талеж носит имя основателя монастыря Давидова пустынь, преподобного Давида Вознесенского. Было это в 15 веке, он пришел на эти земли с двумя монахами и двумя послушниками. С собой они принесли икону Знамения Богоматери и были построены деревянные храмы, посажены деревья, так зародилась монастырская жизнь. После своей смерти Давид Вознесенский был причислен к лику Святых и его мощи покоятся в монастыре. На сегодняшний день монастырю уже более 500 лет. В нем проживает 12 монахов и он активно развивается. В монастыре хранятся свыше двухсот частиц Святых мощей таких угодников, как Николай Чудотворец, Иоанн Предтеча, Сергий Радонежский, мученица Татьяна.

Возле села протекает речка Смородинка, рядом с которой расположен овраг. На дне оврага можно увидеть множество родников. Слово «Талеж», которым названо древнее село, согласно словарю Даля, ранее звучало как «Талец» – «ключ», «родник». От чего помогает вода из святого источника в селе Талеж? Она излечивает болезни органов зрения, а также благотворно действует на желудочно-кишечный тракт и печень. Вода здесь кристально чистая и невероятно прозрачная. Комфотно обустроенное место Источник относится к владениям монастыря Вознесенская Давидова Пустынь. Здесь сделано все для удобства приезжающих верующих – обустроена купель и раздевалки, выложены дорожки, поставлены скамейки. Имеется даже небольшой бассейн. Построены часовня и звонница невероятной красоты. Рядом с ними расположена Святая поляна – место, куда еще в древние времена приходили на богослужения монахи из Давыдовой пустыни. В хорошую погоду и по большим церковным праздникам здесь и сейчас совершаются богослужения и таинства. Уютные деревянные мостики раскинулись над речкой. Имеется также очень красивая беседка, украшенная золоченой фигурой Архангела Гавриила. За прилегающей территорией тщательно следят служащие монастыря: газоны аккуратно подстрижены, высажены красивые кустарники и цветы. А для комфортного спуска в овраг сделано множество удобных деревянных лестниц. Наливать воду здесь очень удобно – предусмотрены выводы с удобным подходом.

Круглогодичная температура воды – +4 градуса. Анализ воды из святого источника в Талеже показал, что вода не содержит химических веществ и вредных примесей. В ее составе также отсутствует железо. Она жесткая.

Как и когда посещать святое место?

Посещение источника возможно в любые дни, исключая понедельник. Время открытия – 8.00, закрытия – 21.00.

На святом источнике в Талеже можно покрестить ребенка или обвенчаться. Фото- и видеосъемка во время этих обрядов не разрешается. В посты таинства Венчания не проходят и вход молодоженов и их гостей на святые земли запрещен. Посещая святой источник, одевайтесь скромно, возьмите с собой головные уборы. Здесь все потрясает своим великолепием и гармоничностью. Первозданная природа великолепно дополнена деталями и постройками, созданными человеком. Многие растения здешних мест занесены в Красную книгу. Люди, посетившие это место, уезжают с миром и покоем на сердце, словно сам Господь благословил их посредством омовения водой из святого источника Давида Вознесенского в Талеже.

Где находится святой источник в с. Талеж?

Для тех, кто хочет узнать, где точно находится святой источник в с. Талеж, вот его точный адрес: 142325, Россия, Московская область, Чеховский район, п/о Нерастанное, с. Талеж, Подворье Давидовой пустыни. На карте святой источник в селе Талеж можно увидеть всего в 80 километрах от Москвы. Добраться можно разными способами.

На электричке нужно ехать до Тулы, Серпухова или Чехова. Затем добираться на автобусе или автомобиле. На своем автотранспорте нужно добираться по трассе М2. На 72 километре повернуть налево. Далее ехать до указателя «Талеж». В связи с тем, что посетителей здесь очень много, бывает очень сложно припарковать машину.

Читайте также:
Польза поста: полезен или нет, вред, плюсы и минусы для здоровья и организма, мнение врачей

Святого источник в Талеже в истории

История святого источника в Талеже уходит своими корнями в глубокую древность. Древнее село было известно еще во времена Ивана Калиты. В 1328 году он оставил завещание, в котором передал это село в наследство своему сыну Андрею.

Войска Дмитрия Донского останавливались здесь перед Куликовской битвой. Исторические факты, произошедшие здесь, также упомянуты в «Слове о полку Игореве». Екатерина II посещала эти места проездом из Крыма. Тогда они принадлежали Владимиру Григорьевичу Орлову. Именно при нем здесь был построен роскошный своим убранством храм Рождества Богородицы. Императрица восхищалась красотой местной природы и говорила, что не может без слез уехать отсюда. Тогда это место стали называть Нерастанное. Также по берегам Смородинки нередко прогуливался Антон Павлович Чехов.

Местные легенды

Красивая природа этих мест с многочисленными родниками породили множество необычных легенд. По одной из них, графу Орлову понравилась одна простая девушка, и, в порыве чувств, он позволил себе лишнего по отношению к ней. Граф, желая получить прощение, подарил девушке кольцо с великолепным алмазом. Подарок был выброшен, и девушка с плачем убежала прочь. На том месте, где кольцо коснулось земли, впоследствии забил ключ. Еще одно предание о появлении в селе Талеж святого источника близ монастыря Давидова пустынь, которое передается из поколения в поколение, наиболее правдоподобно. Еще во времена язычества на дне оврага раскинулся могучий дуб. Люди почитали этот дуб как святыню, поклонялись ему и приносили дары. Когда князь Владимир отправил в эти места посланников с целью привить крестьянам христианскую веру, они встретили его отряд без радости. Но тут произошло чудо. Ночью была страшная гроза и могучий дуб, к которому обращались за помощью люди, убило молнией. Но на месте, где стоял дуб, забил чистейший родник. На этом самом месте и приняли язычники христианскую веру. Но по официальным данным, источник был освящен лишь в девяностые годы двадцатого столетия.

Святой источник Талеж — отличная вода и купель, будь здоровым!

Прерывая публикацию статей о Египте, решил я написать о поездке в Талеж, к святому источнику. А прежде, я выдернул себя из-за компьютера, очистил флешку на фотоаппарате, и побросав пустые пятилитровые бутылки, отправился в село Талеж.

Вот уже год я езжу туда за водой, чтобы московской не травиться, а также, чтобы искупаться в студеной водице. Я специально дождался солнечной погоды, чтобы попытаться сделать пару фотографий.

Святой источник Талеж на самом деле правильно называется — Святой источник преподобного Давида, а Талеж — это географическое название. Это достаточно популярное место, туда даже иногда экскурсионные автобусы привозят людей, но все равно не всем известное.

  1. Святой источник Талеж
  2. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  3. Как доехать в Талеж
  4. Талеж на карте

Святой источник Талеж

Поворот на Талеж

Талеж – вход на территорию подворья

Рядом с территорией подворья есть автостоянка, в выходные всегда заставленная. Около стоянки недавно построили магазин «Мир Бересты». Неподалеку находится туалет — аттракцион не для слабонервных, кто был, тот знает.

Магазин Мир Бересты

Сама же территория святого источника в Талеже облагорожена, и огорожена: дорожки вымощены камнем, деревянные лестницы с чугунными перилами.

Читайте также:
Православие и политика: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые вопросы

Талеж – подворье Свято-Вознесенской-Давыдовой Пустыни

Внутри вы найдете сам святой источник, внедренный в часовню во имя иконы Божьей Матери «Живоносный Источник», церковь Преподобного Давида, и две купели: мужскую и женскую.

Святой источник Талеж и икона Божьей Матери

Святой источник Талеж и икона Божьей Матери

Купель женская и мужская (слева направо).

Причем, когда женская купель свободна, а это часто бывает, можно пойти окунуться в неё, дабы не стоять в очереди в мужскую. По странному стечению обстоятельств, она в несколько раз больше мужской — как и сам сруб, так и сама чаша. Ну, это обычно у нас так всегда делается, сначала делают, а потом думают… Но совсем уж длинная очередь в купель бывает обычно только летом, и в выходные. Зимой, а особенно в будни, желающих немного.

Если кто-то не пробовал окунаться, очень советую. Заболеть от этого не реально! Особенно если вытереться полотенцем и пойти в теплую машину, не разгуливая на ветру без шапки. Очень жалею, что нет рядом с домом подобного святого источника, окунался бы каждый день, так как обливание под душем не может дать тех же ощущений. Настроение резко поднимается, вылезаешь оттуда обновленным, бодрым, заряженным энергией, красным як младенец.

Не буду петь хвалебные оды воде, что в святом источнике, вы потом сами споете, если попробуете. Хотя любая родниковая вода для меня хорошая. А покупная и фильтрованная (что часто одно и тоже) — это уже не вода.

Талеж. Святой источник.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

С другой стороны села Талеж, находится церковь Рождества Пресвятой Богородицы, практически уже отреставрированная.

Талеж. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Вот такая вот погода была

Как доехать в Талеж

Расположен Талеж в 70 км от Москвы по Симферопольскому шоссе (M2), недалеко от Чехова. Ехать на машине нужно до поворота на Мелихово (поворот налево через право, по мосту), а далее по указателям на Талеж, потеряться сложно. Если не на машине, то сначала на электричке до Чехова, а далее на маршрутке до остановки Талеж.

Время посещения Давыдовой пустыни и святого источника в Талеже с 8 до 21 во все дни, кроме понедельника. Отдыхать ему ведь тоже надо, устает.

Талеж на карте

Большой выбор отелей есть на Booking.com. У них нормальные цены, но не лучшие! Можно найти тот же отель на 20% дешевле через RoomGuru.ru. На телефоне удобнее через их моб приложение для Android и iOS.

Выбрать страховку сейчас очень сложно, поэтому в помощь всем путешественникам я составляю свои рейтинги: ТОП для Азии и ТОП для Шенгена. Постоянно читаю форумы, изучаю страховые договора и сам пользуюсь страховками. Как показывает практика, дешевле и удобнее всего покупать у агрегаторов: Polis812 или Черехапа.

После того, как окунулся в купель, не вытираются полотенцем. Особенно зимой, вода мгновенно испаряется и тебе становится жарко. Вот так.

Вчера были там. Туалет теперь космический с автоматикой и отличнейшей сантехникой. Культурно и чисто. Не забываем благодарить людей, поддерживающих комплекс в идеальном состоянии. Народу вчера было много. Очень, очень много людей по вызодным и праздникам. Озрана на это сетует и предупреждает о неудобстве в столпотвопении.

Ого! Надо будет съездить обновить фотографии :)

За чудотворной водой в Талеж святой источник преподобного Давида

О селе, что в Чеховском районе Московской области, нам рассказали соседи, которых мы встретили однажды у машины, разгружавшими канистры с водой. Оказалось, питьевую воду они не покупают, а предпочитают родниковую, поэтому хорошо знакомы с географией ключей Подмосковья. Один из них – святой источник Талеж; как доехать на машине из Москвы, объяснили те же соседи. Нас родник заинтересовал больше не как источник, а как святое «намоленное» место. Ведь находится он на подворье монастыря, которому больше 500 лет. Это Вознесенская Давидова пустынь – в 30 километрах от источника. Неподалеку и Мелихово – чеховская усадьба. Поэтому в путешествии к источнику можно заодно открыть для себя и эти достопримечательности.

Читайте также:
Память смертная: что такое и что значит в православии

Талеж святой источник как доехать на машине и своим ходом

Село расположено примерно в 70 км южнее Москвы. Путь найти нетрудно: нужно только быть внимательным к указателям, которых по дороге немало.

На общественном транспорте: на электричке с Курского вокзала до Чехова. Чеховский автовокзал – рядом с железнодорожной станцией. Оттуда на маршрутке или автобусе №25 – до Талежа.

Для автопутешественников: по трассе М2 (Симферопольское шоссе) до 72-го км, там поворачиваете налево через правый поворот, проезжаете через мост по направлению к Мелихово.

Дорога, петляющая среди сосен, очень живописна. Проезжаете коттеджный поселок Сосновый аромат, Мелихово – музей-заповедник А.П. Чехова, еще несколько километров – и Вы на перекрестке с большим указателем «Талеж». Не просто вывеска, а красиво оформленный знак, увенчанный куполом с крестом.

Повернув налево, проезжаете примерно полкилометра по полевой дороге до села Талеж. Встречаете очередной указатель – простую табличку «ТАЛЕЖ» – после нее проезжаете около 100 м до стрелки-указателя «ИСТОЧНИК».

Далее около 200 метров – узкой дороги: двум машинам проблемно разъехаться. Попадете на большую парковку, в выходные заполненную машинами. Мы порадовались, что выбрали для поездки будний день. Да и у источника не хотелось ощущать себя «в толпе».

Талеж святой источник время работы

Вход открыт с 8 до 21 часа, всю неделю, кроме понедельника.

Талеж святой источник

Cтрого говоря, Талеж святой источник – не совсем верное название, больше народное. Талеж – старинное село, а родник именуется Источником Преподобного Давида. С другой стороны, самая популярная версия происхождения слова «Талеж» – от «талец», что по словарю В. Даля – как раз «ключ, родник». И это название село получило из-за обилия в округе водных источников.

На благоустроенной территории монастырского подворья находятся:

Святой источник, к которому, по преданию, пешком приходил из монастыря преподобный Давид (игумен Вознесенский, Серпуховской чудотворец). Его молитвами освящается вода и поныне. Она мягкая, приятная на вкус, весь год одинаковой температуры: + 4 градуса.

Часовня над родником – «Живоносный источник», сейчас на территории подворья идут восстановительные работы, и часовня находится на реконструкции.

Храм-часовня Святого Давида

Купальни: для женщин и мужчин.

Не поленитесь, окунитесь в родниковую прохладу. Мы замечали одухотворенные и по-особому приятные лица паломников, выходящих из купелей. Потому решились и сами – чтобы испытать то обновление, о котором говорили люди у источника и о котором читали в многочисленных отзывах накануне поездки. В самом деле, чувство прикосновения к чему-то очищающему и светлому охватывает после, по сути, нехитрого действа – погружения в купель. Выходишь из нее уже не совсем тем человеком, которым был всего несколько минут назад. Ярче становятся краски природы вокруг, слышнее голоса птиц, тоньше чувствуешь гармонию окружающего мира и благодарность за нее Богу.

Читайте также:
Правила поведения в храме для ребенка: основные советы и особенности поведения в церкви и на богослужении

Особый дух этих мест отмечали не только простые паломники, но и царские особы. По пути из Крыма, близ Талежа для ночлега останавливалась Екатерина II. По преданию, утром, выйдя из дома и оглядевшись, царица восхитилась местами, с которыми «невозможно расстаться».

Не забывайте, приезжая в Талеж святой источник – не просто благоустроенный родник, а часть подворья монастыря, где действуют правила поведения, утвержденные настоятелем. Почитать о них и об истории обители можно на сайте монастыря.

На обратном пути через Талеж мы посетили храм Рождества Пресвятой Богородицы. Богослужения в нем проходят по выходным и праздничным дням. Готовясь к поездке, почитали о сельской истории – оказывается, Антон Павлович Чехов построил здесь школу и часто потом бывал в селе в качестве ее попечителя. А однажды помог пострадавшим от пожара жителям соседней деревни Крюково: купил в Талеже большой сруб дома, который подарил погорельцам.

Святой источник преподобного Давида

Цельбоносный источник преподобного Давида – обыкновенное чудо.

Наверное, все верующие православные знают, что чудеса в церковной жизни – вещь обыкновенная. Каждый день происходят маленькие и обычные чудеса, незаметные для окружающих. А также и заметные, когда о таком событии узнают неверующие окружающие. В некоторых местах чудеса совершаются постоянно – в церквях, монастырях, а также на святых источниках.

В Подмосковном селе Талеж святой источник Давида Серпуховского – одно из таких мест. Это подворье Вознесенской пустыни, находящейся неподалеку от села Талеж Чехов — город, являющийся его районным центром.

История источника

Как известно, первые упоминания о обильном источнике, находящемся недалеко от монашеской обители, относятся к ранним христианским преданиям. На этом месте рос могучий дуб — вещественный символ Перуна, покровителя молнии и грома. Однажды жителям этих мест предложили принять крещение, однако они отказались. Назревал открытый бунт, но ночью разразилась гроза с бурей. Молнии били в это место, поджигали дома. Утром люди побежали к своему заступнику-дубу, но увидели его испепеленные останки. Из корней поверженного божества бил могучий ключ. В итоге люди приняли крещение. Потому что они признали силу Иисуса Христа, победившего Перуна, а святой источник в районе села стал ими почитаться, как святое место.

Вознесенская Пустынь, как известно, основана в 16 веке преподобным Давидом. Он с двумя монахами пришел и построил в этом благодатном месте кельи, а также возвел первые деревянные церкви Вознесения Господня. Более половины века подвизался преподобный Давид на суровой монашеской стезе, стал настоятелем и игуменом братии. Он никогда не отказывал просящим помощи при жизни, а к тому же помогал и после смерти. Многие, кто молился ему, получали исцеление и разрешение трудных житейских дел.

Преподобный Давид при жизни часто пешком ходил на родник, молился там, и по его молитвам освящалась родниковая вода, делалась цельбоносной. Многие, пришедшие на святой источник, получали исцеление от болезней, утешение в бедах и несчастьях.

После смерти источник Давида Талеж освятили во имя преподобного покровителя и заступника всей этой земли. Тысячи паломников круглый год приезжают помолиться в небольшом храме Давида Серпуховского, а также послушать малиновое звучание колоколов на звоннице, окунуться в святой источник. Ведь очень многие мечтают оказаться в месте, где небо соединяется с землей, и особенно слышны наши просьбы о помощи в болезнях и житейских нуждах.

Село Талеж как доехать до места:

— В православных храмах – постоянно организуются паломнические поездки, можно заранее определить время, а также узнать о наличии мест в автобусах и монастырских гостиницах.

Читайте также:
Есть ли душа у человека: существует или нет, доказательства

В туристическом агенстве – в программу многих экскурсий включены: поездка в мужской монастырь, Давидов источник Талеж, осмотр в Мелихово Чеховской усадьбы.

Самостоятельно — От станции Метро «Южная» на автобусе №365 до автостанции Чехов. Электропоездом из Москвы, в частности от Курского вокзала, до Чехова. Затем нужно перейти в автовокзал, находящийся поблизости. Доехать автобусом №25 или маршрутным такси до села Талеж.

— На своем транспорте – двигаться в южном направлении по Симферопольскому шоссе, повернуть по указателю к селу Мелихово. Как только проехали его, доехать до указателя в форме часовенки. Затем налево, до автостоянки, расположенной рядом со святым источником.

На территории пустыни можно посетить:

  • Храм Преподобного Давида Серпуховского;
  • Часовню иконы Божьей Матери «Живоносный источник»;
  • Звонницу;
  • Купель для мужчин, и большая по размеру для женщин;
  • Трапезная.

Режим работы:

Посещение монастырского подворья разрешено со вторника по воскресенье.

Паломники могут посетить церковную лавку и отдохнуть в монастырской чайной:

Летнее время (1 мая – 1 октября)

В будни – с 9 до 19 часов, праздники и выходные – с 9 до 20 часов;

Зимнее время (1 октября – 30 апреля)

В будни – с 9 до 18 часов, праздники и выходные с 9 до 20 часов.

В понедельник проходят работы по благоустройству и очистке монастырских зданий и территории.

Правила поведения:

Святой источник относится к территории монастыря, является местом поклонения, а значит здесь действуют законы Православной церкви:

  • Женщины должны быть одеты в платья или юбки, закрывающие колени, плечи прикрыты, на головах – платки, косынки или шарфики. Не допустимо обилие косметики.
  • Не допускается омовение в источнике и прикосновение к святыням женщинам в определенные природой дни.
  • Мужчины должны быть одеты в брюки в любое время года, плечи прикрыты.
  • Свадебные процессии допускаются на территорию только в отсутствие поста.

Строго запрещено:

  • Вызывающее поведение, курение, спиртные напитки, громкая музыка;
  • Посещение источника с домашними животными;
  • Бросать монеты или что-либо в источник;
  • Продажа, фото и видео съемка без благословения.

Обыкновенные чудеса совершаются постоянно, надо только верить и быть к ним готовыми. Перед какими-то торжественными и значимыми событиями мы омываем тело и одеваемся в праздничные одежды. Так и перед посещением святыни, надо очистить и омыть свою душу: попросить прощения у тех, кого обидели, хотя бы мысленно; исповедаться в недобрых поступках и мыслях. А также причаститься или подготовиться к таинству в церкви преподобного Давида. И тогда с нами обязательно произойдет большое или маленькое обыкновенное чудо.

Расположение Святого источника преподобного Давида на карте

Святой источник Талеж

Святой источник Талеж находится на очень красивой территории с небольшой церквушкой, звонницей и купальнями.

Расположен комплекс в Чеховском районе Подмосковья, примерно в 70 километрах к югу от Москвы в древнем селе Талеж. Рядом есть еще два интересных места: монастырь Давидова пустынь и чеховская усадьба Мелихово . Советую их посетить в рамках одного путешествия.

Дорога к Талежскому источнику. Есть указатели, один даже вот такой заметный и красивый.

В летние выходные машин, приезжающих к источнику, особенно много: стоянка забита и автомобили выстраиваются вдоль дороги по обеим сторонам. Шоссе очень узкое и разъехаться со встречными будет трудно, поэтому лучше парковаться сразу за последней машиной, стоящей на обочине.

От стоянки нужно пройти еще метров 200-300. Навстречу идет поток людей с канистрами – народная тропа не зарастает. :)

Читайте также:
Православный апокалипсис: значение, толкование сегодня и по откровениям Иоанна Богослова

Святой источник находится на территории подворья Вознесенской Давидовой пустыни.

Вход в подворье с ажурными воротами, украшенными коваными розами.

Источник бьет в низине, к нему спускаются по длинной лестнице.

Над родником установлена часовня во имя иконы «Живоносный источник»:

Всевидящее око – символ того, что Бог видит все.

Правильное название родника — Святой источник преподобного Давида Серпуховского в селе Талеж. Вода отличная – мягкая и необычайно вкусная, считается целебной.

Немного ниже того места, где набирают воду для питья, родник обложен камнем.

Еще ниже он уже течет свободно.

Пройдем дальше по мостику через ручей.

На поляне, окруженной лесными деревьями, возвышается небольшая церковь преподобного Давида Серпуховского, построенная в 1995 году.

Немного позади церкви — звонница с колоколами.

Еще есть вот такая беседка с золотым ангелом на крыше.

Лесную территорию облагородили и получился очень уютный уголок.

На источнике стоят две бревенчатые купели. Летом, особенно в выходные, к купелям выстраиваются очереди. Причем, к мужской, обычно, очередь больше.

Женская купель немного больше по размеру. Вода к ней поступает по отдельному руслу.

Очень советую окунуться в купель. Вода холодная, зимой и летом +4 градуса. Я окуналась впервые, мне понравилось: ощущения после – невероятные и самые замечательные. :) Возьмите с собой полотенце.

За родником, купелями и территорией регулярно ухаживают. Понедельник на подворье – санитарный день.

Конечно, нужно помнить, что вы находитесь на территории мужского монастыря, одеваться и вести себя стоит соответствующе — об этом просят в напоминательных табличках.

Посетив подворье, стоит посмотреть на церковь Рождества Пресвятой Богородицы, которая находится на востоке села Талеж. Выезжая со стоянки, поверните налево и через примерно километр вы увидите вот такую красоту.

Как доехать до Святого источника в селе Талеж

На общественном транспорте: с Курского вокзала электричкой до станции Чехов. От автовокзала, который находится рядом с ж/д станцией ходят маршрутка и автобус №25. Выйти нужно на остановке «Талеж».

На автомобиле: из Москвы нужно выехать по трассе М2. На 72-м километре повернуть налево через правый поворот, там есть указатели на Мелихово. Далее – мимо Мелихово, через несколько километров увидите красивый указатель «Талеж». Проехав еще немного, перед деревенскими домами поверните налево.

Часы работы

Территория подворья открыта с 8-00 до 21-00 ежедневно, кроме понедельника.

Святой Источник преподобного Давида в селе Талеж, Россия, Чехов, Московская область – отзыв

Святой Источник Преподобного Давида в с. Талеж (путешествие одного дня + много фото)

Октябрь 2018 подарил замечательное, теплое бабье лето. И в один из дней я решила съездить в Талеж. Много лет я не была там, еще с тех пор, когда там было все совсем по другому, проще.

Полное официальное название этого источника “Святой источник преподобного Давида”,

относится он к подворью знаменитой Вознесенской Давидовой пустыни, про которую я в ближайшее время напишу еще один отзыв.

Для тех, кто не знает, где находится “Талеж”: ехать надо по Симферопольскому шоссе, до поворота на Талеж и Васькино. После поворота дорога почти пустая.

Ехать почти до конца дороги, до красивого указателя на Талеж.

Там сверните налево и вскоре увидите указатель на святой источник.

Первое, что приятно удивило: довольно большая, вместительная парковка. Конечно, на Крещение места всем желающим не хватает, и автобусы и машины стоят по всей дороге. Но в обычный день машин не много и места достаточно.

Читайте также:
Слово "Аминь" в православии: определение и значение, история и происхождение, особенности употребления

Рядом с парковкой есть благоустроенный туалет, построенный не так давно. Чистенький, аккуратный. Оплата – пожертвованиями, кто сколько даст.

Напротив него мусорные контейнеры. Но кидать туда мусор нельзя. Контейнер только для монастырского подворья.

По указателям и людям с бутылочками легко найти дорогу к самому источнику.

На территории есть правила, которые следует соблюдать (на территории есть охрана, которая следит за порядком). Одно из правил – не курить на территории.

Источник имеет часы работы: с 8-00 до 21-00, а понедельник – санитарный день.

По дороге слева будет “Монастырская лавка”.

Пройдя вдоль кирпичного забора увидите такую арку

Сюда приходят набрать не только святую лечебную воду, но и просто погулять, насладиться природой, тишиной, спокойствием. Для удобства людей поставлены лавочки, работает подсветка в темное время суток.

Спуск к источнику, и прочим строениям комплекса, оборудован лестницами.

Можно спуститься к симпатичному строению неизвестного мне предназначения, в котором шел ремонт.

Уважаемые читатели, если вы знаете предназначение строения, напишите

пожалуйста в комментариях.

На территории имеется небольшая часовня Божьей Матери и небольшой храм Преподобного Давида. На площади рядом с ними в церковные праздники проводят богослужения

Так же, есть две купальни, женская и мужская. Женская, судя по всему, более старая, когда еще не было разделения и купальня была одна.

Неподалеку – мужская купальня, с более современным и красивым куполом. Внутрь я не заходила, т.к. там постоянно кто-то был.

И наконец я дошла до самого источника. Он очень красиво оформлен. Над источником возвышается небольшая часовенка с иконой Божией Матери “Живоносный Источник”

С двух сторон оформлены краны, по три крана с каждой стороны, где удобно набирать воду

Вот и закончилось мое микро-путешествие в это святое место, знаменитое не только в России. Если вы хотите получить заряд энергии, насладиться тишиной и покоем, обязательно посетите Талеж.

На неспешную прогулку и осмотр у меня ушло не больше часа, поэтому, совместить поездку можно с посещением Вознесенской Давидовой пустыни, а так же, обязательно посетите Храм Рождества Богородицы там же, в селе Талеж. Храм построен в 1796 году и только несколько лет назад

как был восстановлен. Но об этом интересном месте я напишу в следующий раз.

Церковный раскол: дата, причины и итоги события

  • 9 Декабря, 2019
  • События
  • Ольга Стрелкова

Раскол в Русской православной церкви произошел в 17 веке, а начался он в Москве в 1650 годах. Он имеет тесную связь с реформами, проводимыми патриархом Никоном. Реформы были направлены на то, чтобы внести в богослужебные книги, печатавшиеся в Москве, и в часть обрядов изменения. Цель этих изменений – унификация с греческими канонами.

Реформы церкви в 17 веке

Осуществление реформ происходило при участии царя Алексея Михайловича и при его поддержке. А также при поддержке некоторых других патриархов из православных. Реформирование было подтверждено постановлениями, принятыми рядом соборов. Они проходили в Москве в период с 1650 по 1680 годы.

У реформ появились противники, которые позже стали называться старообрядцами. Их на Московских соборах 1656 и 1666 года и на Большом Московском соборе, состоявшемся в 1667 году, предали анафеме. Она коснулась тех, кто придерживался крестного знамения двумя перстами.

Эти события положили начало старообрядческому расколу в русской церкви. Появились группы старообрядцев, которые впоследствии были разделены на многочисленные согласия. Вследствие церковного реформирования, повлекшего за собой раскол церкви на Руси в 17 веке, наступило и противостояние внутри русского народа. Последствия его окончательно не преодолены и по сей день.

Читайте также:
Можно ли православным купаться в Мертвом море: разрешено или нет, ответы и советы священников

Причины проведения реформы

Прежде чем приступить к рассмотрению церковного раскола 17 века, следует изучить причины проведения реформы. Обсуждать необходимость реформы церковной жизни начали в 1640 годы.

Тогда в столице была создана группа под названием «Кружок ревнителей благочестия». Участниками кружка являлись представители духовенства. Они выступили за то, чтобы церковные тексты и правила богослужения были унифицированы.

Но при этом в вопросе выбора образца, в соответствии с которым нужно было вносить изменения, не было единства. Одними в качестве эталона предлагались древнерусские церковные книги, а другими – греческие.

В конечном итоге победа была одержана теми, кто ратовал за приведение церковных обрядов и книг в соответствие с канонами Византии. У этого выбора существует несколько причин.

Обоснование выбора греческих канонов

Среди них находятся следующие:

  1. Российское государство стремилось к упрочению своего международного положения среди стран, принявших православие. Теория «Москва – Третий Рим», которую в 15 веке выдвинул псковский старец Филофей, имела популярность в правительственных кругах. После раскола Церкви, произошедшего в 1054 году, Константинополь являлся духовным центром православия. По мнению Филофея, после падения Византийской империи столица Руси приняла эстафету, став оплотом православной веры. Поэтому совершенно логичным было ориентироваться на греческие каноны в богослужении.
  2. После решения Переяславской рады в 1654 году к Российскому государству перешла часть Речи Посполитой, где проживало православное население. Там литургию проводили в соответствии с греческими канонами. Таким образом, унификация обрядов могла бы способствовать процессу объединения России с Малороссией.
  3. После Смутного времени прошло не так уж много лет, и периодически в стране наблюдались вспышки народных волнений. В связи с этим правительство в установлении однообразных правил церковной жизни видело важный инструмент для стабилизация внутриполитической обстановки и поддержании национального единства.

Для уяснения того, как проходил раскол русской православной церкви, следует рассмотреть основных участников процесса осуществления церковной реформы, приведшей к нему. Среди них выделяются царь Алексей Михайлович и патриарх Никон, которые были инициаторами церковной реформы 17-го века.

Алексей Михайлович Тишайший

Церковный раскол 17 века произошел в период правления Алексея Михайловича, который царствовал с 1645 по 1676 год. Это был правитель весьма активный, он внимательно вникал во все вопросы государственной жизни России.

Он позиционировал себя как истинно верующего, православного человека, и все церковные дела находились под его надзором. Несмотря на то что прозвище царя Алексея Михайловича было Тишайший, правил он в тревожное и неспокойное время, которое было омрачено множеством войн и прочих бедствий.

Патриарх Никон: влияние на царя

Церковный раскол в России неотделим от имени патриарха Никона. В миру он известен как Никита Минин. Годы его жизни – 1605-1681. Священнослужителем он стал по воле родителей и на этом поприще достиг больших высот. В 1643-м он получил значимую церковную должность, став игуменом в Кожеозерском монастыре, находившемся в Архангельской губернии.

В 1646 году Никон прибыл в Москву по делам монастыря, и его представили молодому в то время царю Алексею Михайловичу. Последнему было тогда 17 лет. Игумен настолько приглянулся юному государю, что он решил оставить его при дворе и назначил на должность архимандрита в Московский Новоспасский монастырь. Впоследствии, благодаря царскому расположению, Никон стал Новгородским митрополитом.

Читайте также:
Смоленское кладбище: адрес и часы работы, как доехать и кто похоронен, святые

В 1651 году царь потребовал возвращения Никона в столицу, и с тех пор он стал влиять на Алексея Михайловича с еще большей силой. Пользуясь полным доверием правителя, церковник принимал активное участие в решении государственных дел.

Вершиной карьеры Никона было его восшествие на патриарший престол. Это произошло после ухода из жизни патриарха Иосифа в 1652 году. С этого момента и началась подготовка давно назревавшей церковной реформы.

Суть реформ патриарха Никона

Первое, на что была направлена деятельность новоявленного патриарха, – это редакция духовной литературы, которую нужно было согласовать с греческими канонами. Что касается даты церковного раскола, то ее относят к 1653 году, когда начали вводиться изменения в богослужебные каноны. Отсюда и пошло противостояние патриарха Никона и его приверженцев со сторонниками старых обрядов.

Далее рассмотрим суть реформ, приведших к расколу православной церкви. Она сводится к следующему:

  1. Двуперстное знамение заменено на троеперстное. Больше всего нареканий у противников реформ вызвало именно данное нововведение. Они считали, что совершаемое новым способом крестное знамение несет в себе неуважение к Всевышнему, так как из трех пальцев формировался так называемый кукиш Богу.
  2. Вместо «Исус» стали писать «Иисус».
  3. Число просфор при совершении литургии было сокращено.
  4. Во время богослужения нужно было совершать поясные поклоны, а не земные.
  5. При совершении крестного хода требовалось двигаться против солнца.
  6. Вместо двух «Аллилуйя» в церковном пении стали повторять этот возглас три раза.

Следует отметить, что именно реформы патриарха Никона привели к годам церковного раскола на Руси.

Жесткие методы и низложение Никона

В процессе церковного раскола значительная часть православных верующих отделилась от православной церкви и стала выступать против преобразований, внедряемых патриархом Никоном. Причиной во многом были жесткие методы Никона.

В 1660 году по велению Алексея Михайловича патриарх был низложен. Впоследствии он был лишен сана священника и сослан в Ферапонтов монастырь в Белозерске.

Отлучение старообрядцев от церкви

Но после отстранения Никона от патриаршества церковные реформы не были прекращены. В 1666 году церковным собором были утверждены новые обряды и изданы новые книги.

Они вменялись в качестве образцов всей православной церкви на Руси. По решению того же собора приверженцы старой веры были отлучены от церкви и приравнены к еретикам.

Причины раскола

Рассмотрим их более подробно.

  1. Способы осуществления церковных реформ были весьма жесткими. Они оттолкнули многих представителей духовенства и часть простого народа. Эти методы заключались в следующем: насильственно изымались церковные книги, иконы и другие святыни, несоответствующие греческим канонам. В дальнейшем их публично уничтожали.
  2. Резкость и непродуманность перехода к новым правилам богослужебных обрядов привела к тому, что у народа сформировалось убеждение, что им хотят навязать иную веру. Кроме того, те, кто отказывался принять нововведения, подвергались серьезным телесным наказаниям. А это не могло прибавить симпатий к патриарху и его окружению.
  3. Приходское духовенство имело очень низкий уровень образования, а порой священники были просто безграмотны в вопросах веры и поэтому не могли доходчиво объяснить прихожанам, в чем состоит суть изменений.
  4. Неточный перевод с греческого на русский язык отдельных текстов, которые, хотя и незначительно, но все же отличались от прежних старорусских. Наибольшее возмущение верующих вызвало то, что изменился смысл молитвы «Символ веры». Прежде о Царствии Божием говорилось в настоящем времени, а теперь – в будущем.
  5. В церковной среде не было единства по вопросам проведения реформ. Поэтому и противники нововведений появились и там, они стали духовными лидерами старообрядчества.
Читайте также:
Святая вода: церковные суеверия и традиции, где взять и как использовать, как сделать в домашних условиях

Далее следует сказать несколько слов о лидере раскола церкви на Руси – протопопе Аввакуме.

Лидер старообрядцев

Церковный раскол в России неотделим от имени протопопа Аввакума Петрова, возглавлявшего движение старообрядцев. За то, что он был не согласен с реформами церкви, его сослали в Сибирь, где он пробыл долгие одиннадцать лет.

Несмотря на множество перенесенных тягот и невзгод, Аввакум не был сломлен и не отказался от старой веры. По решению одного из церковных соборов его заточили в земляную тюрьму, а затем сожгли заживо.

Деятельность староверов

Таим образом, никоновские реформы были отвергнуты значительным числом верующих, протест которых вылился в религиозную войну. Старообрядцев подвергали гонениям, правительство преследовало их, и они искали спасения в отдаленных уголках Государства российского. В ответ на церковную политику староверы устраивали массовые самосожжения, которые называли гарями.

Историческая литература нередко характеризует церковный раскол как отправную точку массовых народных волнений, время от времени охватывавших русские земли в 17-18 веках. В действительности старообрядцы снискали мощную поддержку у простых людей, вокруг них собирались те, кто был недоволен существующими в стране порядками.

Итоги раскола

Кратко их можно охарактеризовать следующим образом.

  1. Церковный раскол 17 века перерос в национальную трагедию. Русский народ разделился на оставшихся в лоне православной церкви, совершавших богослужение по новым канонам, и старообрядцев, которые придерживались дореформенных правил.
  2. Вследствие раскола было разрушено духовное единство русского народа. В первый раз в истории страны возникла вражда на религиозной почве.
  3. Установился приоритет над церковной властью власти светской. Процесс реформ был инициирован царским правительством и происходил при его полной поддержке. Это явилось началом перехода управления церковными делами государственными институтами. Завершение этого процесса произошло уже при Петре Первом, который упразднил патриаршество.
  4. Международное положение Российского государства и его связь со странами православного мира заметно укрепились.
  5. Движение старообрядцев повлияло на развитие русского искусства, внеся в него свой вклад. Были созданы духовные центры, своя иконописная школа, сохранились древнерусские традиции написания книг и знаменного пения.

В заключение рассмотрим изменение взглядов РПЦ на старообрядчество.

Эволюция отношения РПЦ к старообрдцам

Как уже было сказано выше, соборы 1656- и 1666 годов осудили сторонников “старых обрядов”, назвав эти обряды неправославными и еретическими. Это осуждение окончательно санкционировал Большой московский собор 1667 года. На нем были одобрены реформы, проведенные патриархом Никоном, а все, не принявшие соборные решения, были преданы анафеме как еретики и непокорные Церкви.

Однако начиная с 1800 года употребление старых обрядов стало в той или иной мере допускаться Святейшим Синодом. В 1971 году состоялся поместный собор с целью избрания патриарха. На нем был рассмотрен вопрос о старообрядцах и принято следующее решение.

Было утверждено постановление Синода 1929 года, касающееся признания старых русских обрядов наравне с новыми. В 1974-м году аналогичное решение было принято и Русской православной церковью за рубежом. Но несмотря на это, молитвенное общение между какой бы то ни было масштабной церковной юрисдикцией старообрядцев и новообрядцев возобновлено не было.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: