Святые места России: популярные источники и священные места, описания и истории, рекомендации

Блог «Квартирки»

Блог сервиса краткосрочной аренды жилья «Квартирка»

Места паломничества в России: религиозный туризм

Религиозный туризм — популярное направление среди путешественников. В статье делимся идеями о том, куда будет интересно отправиться православным верующим, мусульманам и буддистам.

Июньское утро у стен Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря (аэросъемка). Печоры, Россия © Виктор Карасев / Фотобанк Лори

Популярные направления для православных путешественников:

  1. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь в селе Дивеево Нижегородской области — одно из самых часто посещаемых мест среди религиозных туристов. Здесь хранятся чудотворная икона Божией Матери «Умиление», канавка Царицы небесной, мощи преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены, мощи Серафима Саровского — великого подвижника Русской Церкви и наиболее почитаемого монаха в ее истории. Монастырь появился во второй половине 18 века. Помимо Свято-Троицкого собора здесь вы можете посетить Спасо-Преображенский собор, Казанский собор, Церкви Рождества Христова и Рождества Богородицы, Домовую церковь Марии Магдалины, Трапезный храм Александра Невского. Также на территории расположены 5 святых источников.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь © Gagara / Фотобанк Лори

Вид сверху на храмы Свято-Боголюбского женского монастыря августовским днем (аэросъемка). Боголюбово, Владимирская область. Россия © Виктор Карасев / Фотобанк Лори

Оптина пустынь. Свято-Введенский монастырь © Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори

Мусульманам интересно будет посетить следующие религиозные места в России:

    1. Московская соборная мечеть — это главная мечеть Москвы , одна из самых крупнейших и высоких мечетей в России и Европе. В отдельном здании на территории этой мечети располагается Совет муфтиев России. Туристов завораживает один внешний вид постройки — здание выполнено в византийском стиле с несколькими голубовато-зелеными куполами, башенками и минаретами. Внутри стены, потолки и купол расписаны аятами из Корана. Три из шести этажей предназначены для богослужения. В мечети расположены 7 лифтов, поэтому посетить мечеть могут и люди с ограниченными возможностями.

    Московская соборная мечеть © Денис Ларкин / Фотобанк Лори

    20 мест в Санкт-Петербурге, которые стоит увидеть хотя бы раз в жизни
    Мечеть «Кул-Шариф» — это главная соборная мечеть Казани и всей республики Татарстан, расположенная на территории Казанского Кремля. Помимо религиозной ценности, мечеть интересна и с архитектурной точки зрения. Сооружение храма — это два пересеченных под углом 45 градусов квадрата в виде знака, известного в мусульманском мире как «благословение Аллаха». В мечети есть электронная версия Корана. А если подняться на самый верх «Кул-Шарифа», то открывается великолепный вид на огромный зал для молитв. Мечеть «Кул-Шариф» — это единый архитектурный комплекс, который включает в себя саму мечеть, здание экскурсионного бюро и памятный камень.

    Казань. Мечеть Кул-Шариф © Литвяк Игорь / Фотобанк Лори

    Самарская мечеть © Литвяк Игорь / Фотобанк Лори

    Что советуем посетить буддистам :

    1. Бурятия — главный центр буддизма в России. В 18 веке местные буддисты добились признания своей религии у императрицы Елизаветы Петровны. 23 дацана (или монастыря) расположились здесь и в соседней Читинской области. Посетите Мурочинский или Цонгольский дацан, находящийся недалеко от села Мурочи. Не забудьте и про Иволгинский дацан, который множество паломников посещают каждый год, чтобы прикоснуться к святыням и изучить особенности буддистской культуры. Если отправитесь в эти края, удобнее всего будет добраться сначала до Улан-Удэ .
    2. Обязательно посетите город Элиста . Он станет настоящей Меккой для верующих этой религии. Отправляйтесь в самый центр Элисты на площадь Ленина. Там расположена Пагода Семи Дней . Несмотря на то, что эта постройка достаточно молодая, она привносит в город неповторимый восточный колорит. Пагода символизирует цикличность жизни человека, которая заканчивается своеобразной лестницей в небо. Небольшой родник«Борхта» — еще одна главная достопримечательность Элисты . Этот умиротворяющий памятник поможет собраться с мыслями и успокоиться. Родник признан объектом культурного достояния регионального значения и функционирует и по сей день.

    Республика Калмыкия. Элиста. Пагода Семи дней. Ночной вид © Литвяк Игорь / Фотобанк Лори

    Читинский дацан «Дамба Брайбунлинг» © Александр Щепин / Фотобанк Лори

    Буддийская ступа на острове Огой. Иркутская область. Байкал © Виктор Никитин / Фотобанк Лори

    5. Алтай также играет важную роль в распространении буддизма в России. Местное население давно использовало элементы буддизма в своих культах. Волшебная природа Алтая добавляет особую атмосферу в путешествия тех, кто приехал сюда за просветлением. В Горно-Алтайске открыт камерный храм общины Ак-Буркан. Заняться практиками можно в центре «Шен Линг», духовным главой которого является тибетский лама. По предварительной договоренности здесь можно провести некоторое время в обучении медитации и духовных практиках. Официальную плату здесь не берут, все основывается на добровольном подношении учителю.

    Бронируйте жилье на «Квартирке»: это удобно и доступно!

    Святые места России

    Соловки

    Соловецкий архипелаг в холодном Белом море всегда казался людям запредельной, мистической землей. Древние жители Поморья строили на Соловках лабиринты (их назначение до сих пор не разгадано), сооружали курганы, проводили языческие обряды. Первые православные иноки добрались до отдаленных островов в 15 веке — тогда и был основан Соловецкий монастырь, вскоре ставший одним из главных духовных и культурных центров русского Севера. Кроме монашеского служения, было и гражданское: с конца 16 века при монастыре содержались войска, отражавшие нападения северных соседей. Известны Соловки и как место ссылок. В советские годы монастырь стал частью печальной лагерной истории, затем пережил второе рождение — и в древние стены вернулся прежний дух. Чтобы проникнуться их подлинной атмосферой, на Соловках нужно провести хотя бы неделю. Не забудьте взять репеллент и теплую, непромокаемую одежду — природа там суровая.

    Как добраться: на самолете из Архангельска (зимой), на теплоходе из Кеми и Беломорска (с июня по август). Ближайшие аэропорты: Петрозаводск, Архангельск.
    Сайт Соловецкого монастыря и туристско-информационного центра

    Преображенская церковь в Кижах — полностью деревянная, увенчанная 22 главами — похожа на волшебный дворец из сказки. Впечатление усиливается, если не полениться и встать ранним утром, когда по Онежскому озеру расплывается туман. По легенде, когда возводили церковь, один из мастеров, закончив работу, выбросил топор в реку и сказал: «Не было такой никогда и не будет более!» Рядом вторая церковь — Покровская, ныне действующая после большого перерыва, а между ними — шатровая колокольня, самое молодое здание ансамбля. Вопреки всеобщему убеждению, при строительстве Кижей гвозди все-таки использовались: вначале деревянными, а позднее коваными гвоздями закрепляли лемехи — деревянные пластины на куполах.

    Как добраться: из Петрозаводска с мая по сентябрь можно доплыть на «метеоре» или «комете». Зимой на Кижи ходят катера на воздушных подушках и летают вертолеты. Отдельное удовольствие — отправиться на теплоходе в круиз из Санкт-Петербурга с заходом на Валаам и Кижи. Ближайшие аэропорты: Петрозаводск, Санкт-Петербург.
    Сайт музея-заповедника Кижи

    Оптина пустынь

    Оптина пустынь идиллически живописна: опушка соснового леса, резвая речка Жиздра, а на том берегу — поля с полотен Левитана. По преданиям, основал ее Опта, раскаявшийся предводитель шайки разбойников. В монашестве он принял имя Макарий, поэтому пустынь первое время называли Макарьевой. Монастырь знаменит традицией старчества, начало которой в 1829 положил старец Леонид. Оптинские старцы обладали огромным влиянием на умы людей самых разных сословий. Трижды здесь бывал Гоголь. После посещения Оптиной пустыни родились «Братья Карамазовы» Достоевского. Особые отношения с обителью (как, впрочем, и с церковью вообще) были у Льва Толстого. В советские годы традиция прервалась, но в 1988 году обитель снова открылась для прихожан и паломников, которые выстраиваются в длинные очереди, чтобы приложиться к мощам знаменитого оптинского старца Амвросия.

    Как добраться: на автобусе, машине или поезде до Козельска, откуда до монастыря — несколько километров (ходит маршрутка). Ближайшие аэропорты: Курск, Москва.
    Сайт и ЖЖ Оптиной пустыни

    Дивеево

    На юге Нижегородской области лежит четвертый (после Иверии, Афона и Киево-Печерской лавры) земной удел Богородицы. Около 1760 года монахине Александре из Флоровского монастыря в Киеве было два видения. В первом Божья Матерь отправила ее в дальний путь, а когда Александра добралась до села Дивеево, то услышала второе указание: основать там обитель. В 1789 женский монастырь взял под свое покровительство иеродиакон Серафим, который со временем станет одним из самых почитаемых русских святых. Чудотворные мощи Серафима Саровского по сей день хранятся в Дивеевском монастыре. Не упустите случая набрать воды из целебных источников и пройтись вдоль канавки, созданной при преподобном Серафиме. По преданиям, он приказал сестрам вырыть канавку там, где ступала Богородица, и рассказывал, что тут у него «и Афон, и Киев, и Иерусалим».

    Как добраться: на автомобиле — через Муром или Рязань и Шацк; на поезде — до города Арзамас, дальше на автобусе или такси. Ближайшие аэропорты: Нижний Новгород, Москва.
    Сайт Серафимо-Дивеевского монастыря

    Псково-Печерский монастырь

    Псково-Печерский монастырь ни разу не закрывался за все 5 веков своей истории — даже во времена советских антицерковных гонений. Эти подземелья (а «печера» на древнерусском означает «пещера») еще в 14 веке обнаружил крестьянин Иван Дементьев. Над входом он увидел надпись «Богом зданная пещера». Кто и когда эту сделал надпись неизвестно, но говорят, в этих пещерах некогда спасались иноки Киево-Печерской обители. А подлинная история Псково-Печерского монастыря началась позже — с отца Иоанна, который вместе с женой Марией (в постриге они приняли имена Иона и Васса) выкопал пещеру в песчаном холме и устроил там Успенскую церковь. Позже обнаружилось чудесное свойство этих пещер (тела умерших в них не тлеют), и подземелья стали использовать как усыпальницы. Сегодня в Успенском соборе, давно расширенном и переделанном, хранятся главные реликвии монастыря — чудотворные иконы Божьей Матери «Успение» и «Умиление» и икона Святителя Николая.

    Как добраться: на поезде или самолете до Пскова, затем на автобусе или такси до Печор. Ближайшие аэропорты: Псков, Санкт-Петербург.
    Сайт Псково-Печерского монастыря и города Печоры

    Троице-Сергиева лавра

    В Троице-Сергиевой лавре нужно побывать хотя бы раз в жизни. Это один из крупнейших русских монастырей, сокровищница древнерусского искусства и памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1337 году братья Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) и Стефан поселились на холме Маковец у реки Кончуры и основали Троицкую пустынь. Потянулись иноки, и постепенно монастырь стал духовным центром сначала московских земель, а потом и всего российского государства: здесь решали политические вопросы, благословляли князей на походы, венчали на царство. Современная лавра — уже не та уединенная обитель, но и среди толпы прихожан ощущаешь, что место это особенное, намоленное. Яснее всего атмосфера чувствуется в белокаменном Троицком соборе: в самом древнем храме лавры можно приложиться к раке с мощами Сергия Радонежского и полюбоваться пятиярусным иконостасом работы Андрея Рублёва.

    Как добраться: на машине, автобусе или электричке до Сергиева Посада. Лавра находится в самом центре города. Ближайшие крупные аэропорты находятся в Москве.
    Сайт Троице-Сергиевой лавры и духовно-просветительского центра

    Нилова пустынь

    Прекрасный Селигерский край на полпути между Москвой и Санкт-Петербургом — это не только исключительной красоты озера и идеальное место для отдыха на природе. На острове Столобный в 10 км от Осташкова расположилась Нило-Столобенская пустынь. В 1528 году в этих краях поселился преподобный Нил. Первую зиму он провел в пещере, затем построил келью и часовню.

    После преставления преподобного на крохотный островок стали стекаться отшельники и паломники, в 1594 году открылся монастырь, а со временем пустынь превратилась в один из самых почитаемых монастырей России. В 20 веке пустынь разорили, но после распада СССР она возобновила служение. Приложиться к мощам преподобного Нила можно в Богоявленском соборе, с колокольни которого открывается умопомрачительный вид на окрестности.

    Как добраться: на автомобиле, поезде или маршрутке до Осташкова, затем 22 км до монастыря (несколько раз в день ходит автобус). Ближайшие крупные аэропорты находятся в Москве.
    Сайт Нило-Столобенской пустыни

    Святые места в России: путеводитель

    В России есть особые места, где человек преображается, очищается от суеты, обид, тревог. Что больше всего способствует этому: вера, настрой на чудо, красота места, особая атмосфера? А может, все это вместе и есть благодать, ради которой приезжают за тысячи километров, посещая монастыри и храмы, читая молитвы у намоленных икон. О том, какие есть значимые и почитаемые святые места в России, поговорим ниже.

    Дивеево

    В небольшое село Нижегородской области круглый год не иссякает поток паломников и туристов, желающих увидеть удивительные достопримечательности Дивеево, в истории которых отражена история страны: Свято-Троицкий монастырь, Канавка Пресвятой Богородицы, святые источники.

    Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

    Центр притяжения монастыря – величественный Троицкий собор высотой 54 метра и площадью 1500 квадратных метров. Он построен в стиле эклектики, вобравшей черты разных архитектурных направлений: классического, византийского, древнерусского.

    Женский монастырь тесно связан с одним из особо почитаемых святых – преподобным Серафимом Саровским, ее основателем и духовным покровителем. В Троицком соборе хранятся рака с мощами Саровского чудотворца и его вещи, среди них нательный крест, епитрахиль, рукавицы, мотыжка.

    Это интересно: икона преподобного Серафима написана с прижизненного портрета старца, написанного за пять лет до его кончины.

    Икона Божией Матери «Умиление», находящаяся в храме, — список, написанный монахинями монастыря в конце XX века с оригинальной иконы, подаренной Серафиму Саровскому императором Николаем Вторым и хранящейся сейчас в патриаршем монастыре в Москве. Как и оригинал, икона признана чудотворной и является одним из самых почитаемых образов Богородицы.

    Канавка Пресвятой Богородицы

    Место, где построен монастырь, — особая земля, и почитается верующими, как четвертый земной Удел пресвятой Богородицы.

    На заметку: 1-й удел Богородицы – Иверия в Грузии, 2-й – гора Афон в Греции, 3-й – Киево-Печерская лавра в Украине.

    Святая Канавка в Дивеево вырыта на месте тропинки, по которой прошла Богородица. По форме это семиугольник протяженностью 777 метров (число 7 в православии считается божественным).

    Верующие считают, что если пройти по этой тропинке, читая 150 раз молитву «Богородице Дева, радуйся», то сбудется заветное желание. Многие сознаются, что часто уже на тропинке просьба или желание трансформировались в другие, оказывающиеся более важными.

    Святые источники

    В самом Дивеево четыре источника, где можно окунутся в специальных купальнях, набрать воды: Казанский, Пантелеимона, преподобной Александры и Иверский.

    У поселка Цыгановка на берегу реки Сатис находится источник Серафима Саровского, рядом с которым возведена деревянная часовня. Предусмотрено все, чтобы набрать воду из источника. Здесь оборудовано шесть купален, но нужно быть готовыми, что вода холодная даже летом.

    Оптина пустынь

    Одно из самых святых мест страны находится в Калужской области среди живописной природы в окружении соснового леса на берегу реки Жиздры вблизи города Козельска.

    Доподлинные сведения о том, как возникла пустынь, до нас не дошли. По одному из преданий ее основал раскаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макарий. Долгое время обитель называлась Макарьевой.

    Мудрость оптинских старцев снискала им славу и почитание. За советом, помощью в решении житейских проблем к ним приезжали и богатые, и бедные люди из разных уголков страны.

    Посещали Оптину пустынь и известные философы, мыслители, писатели: К.Леонтьев, С.Нилус, Н.Гоголь, Л.Толстой. Прототип старца Зосимы в романе Ф.Достоевского «Братья Карамазовы» — старец Амвросий, с ним писатель общался во время 3-дневного пребывания в скиту и которого канонизировали в 1988 году, причислив к лику святых.

    В истории Оптиной пустыни немало трагических страниц. Возрожденная обитель поражает красотой церквей, особой атмосферой.

    Введенский собор, давший новое название обители – Свято-Введенская Оптина пустынь, — главный храм, сердце и жемчужина монастыря. Здесь хранятся мощи святых старцев пустыни: Амвросия и Нектария. Особо почитаемая икона собора – Казанской Божией Матери.

    Это интересно: купола Введенского собора разного цвета — центральный – золотого, остальные четыре – синего с золотыми звездами.

    На территории монастыря рядом с главным храмом находится небольшой дом, где жил преподобный Амвросий. Здесь сейчас действует музей, где можно не только увидеть внутреннее убранство и предметы быта святого, но и узнать от экскурсоводов много интересных и невероятных историй из его жизни и участи монастыря в разные периоды.

    Соловецкий монастырь

    Расположенный на Соловецких островах в Белом море монастырь – 5-угольный кремль — ассоциируется с крепостью: высокие — до 11 метров — стены толщиной 5 метров с башнями-бойницами по углам. Он и имел статус крепости: уже в XVI веке здесь кроме монахов располагались войска для отражения нападений соседей, пытавшихся проникнуть в страну с севера.

    История монастыря богата событиями. На протяжении нескольких веков она была местом ссылки церковных и государственных деятелей, неугодных правителям.

    Это интересно: будущий патриарх Никон принял постриг в Соловецком монастыре, но, вступив в конфликт со старцем Елеазаром, бежал. Его церковную реформу монахи монастыря не приняли и осудили как ересь. Противостояние, получившее название Соловецкое сидение, длилось восемь лет, и закончилось взятием крепости лишь из-за предательства одного из монахов.

    Сейчас монастырь восстановлен, здесь же действует Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник.

    Красота северной природы, архитектурная уникальность монастыря, особенная атмосфера острова привлекают сюда паломников, туристов, археологов.

    Троице-Сергиева лавра

    Монастырь в городе Сергиевом Посаде — Московской области – центр духовной культуры страны, прекрасный архитектурный ансамбль, вобравший сокровища древнерусского искусства и признанный памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Обитель, основанная Сергием Радонежским, прославлена многими именами и событиями, неразрывно связанными с историей России. Одна из ярких страниц: князь Дмитрий Донской перед Куликовской битвой получил благословение преподобного Сергия и двух иноков монастыря – Александра Пересвета и Андрея Ослябу, — пожелавших принять участие в битве с врагами.

    Рака с мощами Сергия Радонежского хранится в Троицком соборе. Здесь же можно увидеть иконостас с иконами, написанными Андреем Рублевым и Даниилом Черным.

    Псково-Печерский монастырь

    Обитель, расположенная в городе Печоры Псковской области, ведет свое летоисчисление с XV века, когда была освещена Успенская церковь, выкопанная из песчаного холма. Но монахи, бежавшие с юга страны от набегов и разорений, поселились в этих местах намного раньше – в «Богом зданных пещерах», сохранившихся до наших дней.

    И в этих местах монастырь не раз подвергался нападениям, пожарам, разрушениям, но восстанавливался и оказывал влияние на укрепление православной веры в этом регионе. Это один из немногих монастырей страны, который за свою непростую многовековую историю не закрывался ни разу.

    Сегодня он представляет собой прекрасный архитектурный ансамбль. В Успенском соборе хранятся чудотворные иконы: «Успение» и «Умиление»

    Кирилло-Белозерский монастырь

    Находится в городе Козельске Вологодской области и признан самым большим монастырем Европы.

    Обитель, названная в честь своего основателя Кирилла, возникла в конце XIV века среди непроходимых лесов на берегу Сиверского озера в череде других монастырей и пустынь (среди них соседние монастыри Ферапонтов, Сергиевский и Горицкий, Нило-Сорская пустынь), обустраиваемых на присоединенных землях. Вокруг монашеских скитов возникали поселения, превращавшиеся со временем в города.

    Испытаний, выпавших на долю монашеской братии за семь столетий, выпало немало: набеги соседних стран, пытавшихся захватить и разрушить островки православия.

    Не был обнесен монастырь царской милостью и финансовой поддержкой: Петр I, Иван Грозный, Александр I, посещавшие «Северную лавру», выделяли немалые деньги на ее обустройство, что позволило возвести прекрасные храмы, многие из которых поражают красотой и в наши дни.

    Монастырь впечатляет размерами территории и мощностью стен: 11-метровой высотой и 7-метровой толщиной. Главный храм – Успенский собор, сооруженный из камня на месте сгоревшего деревянного и положивший начало каменным постройкам обители.

    С 1924 года на территории монастыря действует музей-заповедник, собравший бесценные экспонаты о истории монастыря и Вологодского края.

    Валаамский монастырь

    Карельская жемчужина находится на северном острове Валаам Ладожского озера. По преданию, монастырь основали в X веке святые праведники Сергий и Герман, чьи мощи находятся под одним из храмов обители. В источниках первое упоминание относится к середине XII века, когда монахи, спасаясь от шведских завоевателей, нашли убежище в Великом Новгороде, принеся с собой наиболее ценные святыни монастыря.

    Нападениям шведов Валаам подвергался постоянно, после перехода острова в состав Швеции в начале XVII века монастырь прекратил существование почти на сто лет. Монашеская жизнь возобновилась на острове после его отвоевания Петром I, по приказу которого здесь строились новые храмы, колокольня, другие здания.

    Это интересно: на этом северном острове монахи выращивали кроме прочего фрукты и виноград.

    После революции 1917 года, когда Карелия отошла к Финляндии, службу в монастыре проводили финские священники на своем языке.

    Лишь в 1944 году после освобождения и возвращения Карелии началось возрождение Валаамского монастыря. В наши дни он почти полностью восстановлен, как и десять монашеских скитов, расположенных по соседству.

    Гармония природных и архитектурных красот в сочетании с духовной благодатью привлекают на Валаам не только российских паломников и туристов: эти места стремятся посетить жители многих стран.

    Ипатьевский монастырь

    Находится в городе Костроме на берегу одноименной реки, основан в 14 веке, не раз был в центре важных исторических событий страны.

    Расцвету обители помогло семейство Годуновых, выделявшее немалые суммы на ее обустройство, дарившего рукописные книги в дорогих окладах, богатые церковные одеяния и утварь. Здесь похоронены родители царя Бориса Годунова.

    На заметку: в монастырском музее находится лишь часть подношений, самые ценные вещи экспонируются в столичных музеях – Оружейной палате, Третьяковской галерее, Историческом музее.

    Ипатьевский монастырь сыграл важную роль в прекращении Смутного времени, грозившем распадом и даже уничтожением государства. В начале 17 века послы из Москвы вручили здесь грамоту на царствование первому царю из династии Романовых – 16-летнему Михаилу, который вместе с матерью нашел за мощными стенами обители убежище от небезопасных столичных интриг.

    В монастыре столетиями собиралась богатая библиотека из рукописных книг, созданных ипатьевскими монахами (евангелия, жития святых), и книг, подаренных и привезенных из разных мест. В 19 веке Николай Карамзин отыскал здесь бесценную рукопись 15 века, получившею название по месту находки «Ипатьевской летописью», — где шло повествование об истории Руси 12-13 веков.

    Обитель, ставшую колыбелью рода Романовых, посещали все правящие представители этого рода. Неоднократно сюда приезжал последний император Николай Второй, последнее его посещение – в 1913 году, когда отмечалось трехсотлетие дома Романовых.

    Больше информации об Ипатьевском монастыре — в видео:

    Главный храм монастыря – Троицкий собор — был построен в середине 17 века. Необыкновенные фрески, которые можно увидеть в храме, выполнены знаменитыми костромскими иконописцами того времени во главе с Гурием Никитиным.

    Это интересно: живописный монастырь часто привлекал внимание кинорежиссеров. На его фоне происходят события в фильмах: Э.Рязанова «Жестокий романс» и Н.Михалкова «Очи черные».

    Монастырь хранит немало святынь, среди них: чудотворная икона Тихвинской Божией Матери, камень из комнаты Ипатьевского дома в Екатеринбурге, в которой расстреляли царскую семью.

    Ипатьевский монастырь в наши дни – действующий, живущий по строгим правилам. Но он открыт для посещения паломников и туристов. Об истории обители можно узнать в уникальном музее, расположенном на ее территории.

    Животворящий Крест

    Святыня находится в селе Годеново в храме святителя Иоанна Златоуста, являющемся подворьем Свято-Никольского женского монастыря города Переславля-Залесского Ярославской области.

    Монахини монастыря ведут летопись событий и чудес, связанных с Животворящим Крестом. Согласно летописи, Годеновский Крест был обретен в XV веке на топком болоте недалеко от Ростова Великого: он явился пастухам в столбе яркого света с повелением построить храм и поместить в нем Крест.

    Чудесным образом болото исчезло, и жители окрестных сел и деревень быстро возвели деревянную Никольскую церковь, которая несколько раз горела, но пламя Креста не касалось совсем.

    В храм Иоанна Златоуста Крест был перенесен в 30-е годы XX века. Годы советской власти привели к обветшанию храма и забвению реликвии. Благодаря монахиням Свято-Никольского монастыря и его настоятельнице игумении Евстолии в 90-е годы началось восстановление церкви. Весть об обретении святыни быстро распространялась по стране, и даже в обветшалой церкви люди обретали благодать и исцеление – и духовное, и телесное.

    В настоящее время храм восстановлен и поражает красотой архитектуры, уникальным иконостасом. Работы по реставрации чудотворного Креста сотрудники Русского музея Санкт-Петербурга проводили в церкви, не вынося его за ее пределы.

    Люди из разных мест приезжают в Годеново. В церковный праздник — День Явления Животворящего Креста Господня, отмечаемый 11 июня, до 10 тысяч человек посещают храм. По просьбе священнослужителей сделано 12 копий Креста для их храмов. Копия святыни находилась полгода на Международной космической станции.

    Летопись чудес Животворящего Креста постоянно пополняется новыми историями, с которыми можно ознакомиться на сайте храма https://www.godenovo.ru/.

    В каждой религии есть свои святые места и свои святыни. Этот материал посвящен православным. Верить или не верить в чудодейственную силу – выбор каждого.

    10 святых мест России, где происходят настоящие чудеса по исцелению души и тела

    Автор журнала Colady

    Время на чтение: 5 минут

    Святые места, по моему глубокому убеждению, обладают потрясающей энергетикой и способны напитать человека, поддержать и придать сил как духовных, так и физических.

    Однажды я побывала на экскурсии в действующем женском монастыре. Честно говоря, ни на что особо не рассчитывала. Вернулась из поездки с непередаваемым ощущением очищения.

    А у моей подруги с мужем долго не получался малыш. Они ездили к Матроне, в Храм Христа спасителя были, в Дивеево ездили. Спустя какое-то время они родили свою малышку. Они думают, что святые им помогли. И таких чудесных историй очень и очень много.

    Иногда так бывает, что человек опускает руки. Врачи расписываются в своей беспомощности и сообщают, что поможет только чудо. Жизненные силы на исходе, но в сердце теплится маленькая надежда на Божью благодать. Вот тогда человек отправляется в святое место – туда, где есть место надежде, где каждое слово ложится бальзамом на душу.

    Кто-то считает это самовнушением, а кто-то действительно верит в чудодейственную силу святых мест. Редакция журнала Colady решила мысленно заглянуть в самые святые места России, способные помогать, успокаивать и лечить от нервного недуга или болезни.

    Чудотворный источник села Алешня

    В Брянской области есть село под названием Алешня. В этой местности есть чудотворный источник, который собирает вокруг себя толпы туристов. Каждый человек хочет попробовать целебную воду. Говорят, что воды в этой местности способны решить проблемы с такими недугами:

    • Опорно-двигательной системы.
    • Сердечно – сосудистыми заболеваниями.
    • Ранами, полученными во время аварий или же путешествий.

    Этот источник называют Громовым колодезем. Своё название он получил из легенды: в старину на этом месте часто останавливались странники, так как здесь росло дивной красоты дерево. Но однажды в него попала молния, после чего открылся чудодейственный источник. Недавно этот колодец освятили, и он находится под присмотром церкви.

    Дивеевский монастырь и «деевские воды»

    Именно здесь жил известный Серафим Саровский, а в одной из церквей села покоится его прах.

    Батюшка Серафим стал земным ангелом-хранителем дивеевского женского монастыря. И говорил так: «В обитель-то мою до тысячи человек соберётся и все …все спасутся, я упросил, убогий, Матерь Божию …и, кроме трёх, всех обещала Милосердая Владычица спасти».

    Здесь же находится ещё один источник, который известен своими чудодейственными силами называется «Деевские воды». Находится он в селе Дивеево.

    Эти воды известны тем, что из некоторых источников можно только пить, а некоторые оборудованы под купальни. Здесь излечиваются люди с разными заболеваниями и получают как физическое, так и психическое здоровье.

    Соловки

    Соловецкий архипелаг – так называют это место, находящееся в Архангельской области. Там есть Святое озеро и гора Голгофа – это самая высокая гора всех Соловков. Люди приезжают сюда больше для того, чтобы отдохнуть душой. На территории острова имеется множество старинных построек и просто красивых природных мест.

    Здесь открывается прекрасный вид, который может исцелить человека от любых душевных терзаний, дурных напастей. Это мистическое и одновременно загадочное место, которое обладает особой энергетикой: здесь можно увидеть такие загадочные древние сооружения, как дольмены, курганы и лабиринты из камней.

    Кижский погост или же просто Кижи – это один из многочисленного ряда островов в Онежском озере. Кижи – это синоним невероятной красоты, силы духа, а также культурной достопримечательности, зарегистрированной в базе ЮНЕСКО.

    Здесь находится огромное количество храмов с уникальной архитектурой и чудодейственными силами. Туристы приезжают попросить здоровья и семейного благополучия. А ещё здесь можно встретить целителей, ясновидящих и других интересных людей.

    Оптина пустынь

    Это один из самых старых и известных монастырей всей России. Людей лечит и само место, и молитвы, которые там звучат. Туристы покидают это место с чувством лёгкости, эмоции захватывают их полностью.

    Сюда может приехать человек с надеждой на последний шанс. После посещения Оптиной пустыни одна знакомая женщина, которая никак не могла забеременеть, смогла это сделать, при этом родить здоровую тройню.

    Псково – Печерский монастырь

    Это ещё одно место силы, находящееся в городе Печоры. Это мужской монастырь, который прославился своими архитектурными шедеврами и рассказами приезжающих об их лечении. Кто-то приезжал с простой зубной болью, а кто-то с жуткими головными болями.

    Исцеление происходит в обители у батюшки Сименона. Он прочитает молитву, выслушает. После его посещения всем становится легче на душе и в теле.

    Свято – Троицка Сергиева Лавра

    Это один из самых крупных и знаменитых мужских монастырей, в котором происходят многочисленные чудеса исцеления. Так крестьянка Фомичева смогла исцелиться: после свадьбы у неё будто отнялись ноги. Она на четвереньках приползла к монастырю, после чего смогла встать.

    Это один из 1000 примеров, который доказывает чудодейственную силу монастыря. Этот святое место излечивает от многих болезней.

    Нилова пустынь

    Нило – Столобенская пустынь – православный храм мужского типа в Тверской области на озере Селигер. Многие туристы приезжают сюда, чтобы вылечиться. Всё дело в том, что в нём установлены специальные родановые ванны. Они способны вылечить сложные заболевания, такие как воспалительный артрит или даже перелом.

    Плещеево озеро

    Существует поверье, что это озеро обладает чудодейственными силами. Тот, кто искупается в водах этого озера, получит силы на дальнейшие достижения и в целом научится жить по-новому. Это озеро образовалось более 40 тысяч лет назад, когда отступили континентальные ледники.

    Синь – камень

    Этот камень располагается прямо на Плещеевом озере. В нём, по преданию, живёт дух, который дарит силы и здоровье. Каждый турист хочет отколоть от этого известного валуна кусочек, чтобы перенять его энергию. Однако за этим строго следят и разрешают только посидеть рядом с камнем, выразить ему все свои боли. Верят, что камень возьмёт все печали на себя.

    Россия – безграничная страна. У нас много святых мест, пропитанных чудодейственной силой. Главное – верить в силу природы, молитву и Божью помощь. А также благодарить за то, что имеете, и за то, что хотите иметь, как будто это у вас уже есть!


    Что подарить подруге?
    Подарочный сертификат! Его можно подарить любимому человеку или использовать самому.
    А еще мы каждый месяц разыгрываем сертификат на 3000 руб. среди новых подписчиков на Email. Подпишись!
    Выбрать сертификат в магазине

    Экклезиаст: что такое, толкование и цитаты, смысл

    Поясните, пожалуйста, смысл книги Екклесиаста. В чем ее мораль?

    Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

    Греческое название книги Екклесиаст является точным переводом еврейского названия Кохелет (от кохал — собрание) — говорящий в собрании, т.е. проповедник. Древние христианские экзегеты (Ориген, св. Василий Великий, св. Григорий Нисский, блаж. Иероним и др.) признавали книгу прощальною и покаянною речью царя Соломона, подобно прощальным речам пророка Моисея (Вт. 28 — 32 гл.), Иисуса Навина (Нав. 24 гл.) и пророка Самуила (1Цар. 12 гл.). Духовный смысл книги определяют слова, поставленные в самом начале книги: Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета! (Еккл.1:2). Слово суета в небольшой священной книге встречается 39 раз. В еврейском тексте стоит хэвэл. Первоначальное значение этого слова — дыхание, дуновение, т.е. то, что быстро исчезает, испаряется. Отсюда переносный смысл: пустое, безрезультатное занятие. У пророка Исаии словом хэвэл названо дело, которое не приносит пользы, напрасное, тщетное (30:7). В еврейской грамматике словосочетание хэвэл хавалим (суета сует) называется status constructus, т.е. сопряженное отношение. Применяется оно для выражения предельной степени чего-либо. Например, в положительном значении: небеса небес (Втор.10:14; Пс.67:34) , Царь царей (Ездр.7:12; Дан.2:37). В Екклесиасте сопряженное отношение выражает крайнюю суету, бессмыслицу: Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? (1:3). Суета все, потому что нет пользы. Это понятие польза является как бы искомым, достижение чего сделало бы жизнь человека несуетной, имеющей смысл. Священный писатель употребляет существительное итрон. Оно в Библии, кроме книги Екклесиаста, больше не встречается. Все испытал в жизни кохелет, но все пережитое и увиденное не есть итрон, все — хэвэл хавалим (суета сует). Недостижимость прочного человеческого счастья выражается в постоянной смене человеческих поколений: Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки (1:4). Печаль на душу наводит и однообразная повторяемость явлений природы: Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь. Все вещи — в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием (1:5-7). Но и занятия человеческие не утешают проповедника. К излюбленному выражению хэвэл он прибавляет реут руахтомление духа) (1:14). Екклесиаст предал сердце, чтобы познать мудрость, но это занятие обнаружило ничтожество всего земного. Убедившись, что познание лишь умножает скорбь, он решил испытать сердце весельем, но и это — суета сует и томление духа. У А.Пушкина есть очень сильное и точное поэтическое выражение: безумных лет угасшее веселье (Элегия). Безумными годы названы потому, что участники веселья придаются удовольствиям, как чему-то нескончаемому. Эпитет безумный поэт использует и в другом стихотворении, применяя его к тем, кто не думает о неизбежном конце земного бытия:

    Брожу ли я вдоль улиц шумных,
    Вхожу ль во многолюдный храм,
    Сижу ль меж юношей безумных,
    Я придаюсь моим мечтам.
    Я говорю: промчатся годы,
    И сколько здесь ни видно нас,
    Мы все взойдем под вечны своды –
    И чей-нибудь уж близок час.

    Трудно сомневаться, что стихотворение навеяно чтением Екклесиаста, если обратиться к началу первоначальной редакции стихотворения:

    Кружусь ли я в толпе мятежной,
    Вкушаю ль сладостный покой,
    Но мысль о смерти неизбежной
    Всегда близка, всегда со мной.

    В последних стихах 2-й главы проповедник приходит к важной мысли, что даже земные блага зависят не от человека. Продолжая мысль о Промысле Божием, священный писатель говорит о том, что жажда высшего блага (стремление к счастью) вложена в человека Самим Богом: Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца (Еккл.3:11). В еврейском тексте употреблено слово олам. В Септуагинте оно переведено словом вечность. В рассматриваемом стихе это понятие означает одарить человека богоподобными свойствами — наложить на человеческую природу отпечаток вечности. Все земное суета сует, только в Боге смысл и предел человеческого бытия: возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его (Еккл.12:7). От ограниченности человека и суетности его земной жизни Екклесиаст приходит к своей главной мысли: Познал я, что все, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, — и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его (Еккл.3:14). Проповедник поднимается до богословско-библейского учения о предстоящем для всех Божиим Суде: И сказал я в сердце своем: “праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и [суд] над всяким делом там” (Еккл.3:17). В последних стихах книги содержится её основной духовный смысл: Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека (Еккл.12:13-14).

    Толкование на книгу Экклезиаст

    Содержание

    От издателей

    Перед вами – книга о смысле жизни. Точнее – о её бессмыслице. «Суета сует», «всему своё время», «время разбрасывать камни, и время собирать камни», «во многой мудрости много печали» – эти и многие изречения и фразы человек произносит не думая, а то и не зная, что всё это из ветхозаветной книги Экклезиаста 1 . Написанная царём Соломоном четыре тысячелетия назад, эта книга в литературе, философии, быту до сих пор одна из самых цитируемых.

    Соломон был царём над Израилем. Он был велик и славен, богат и исполнен мудрости. Испытав всё, что может дать эта жизнь, он не избежал и греха. Своей могучей натурой, пройдя через всё, постиг Соломон суету и тщетность земных благ, сокровищ ума, души и плоти. А где же то, что не суета, и есть ли оно? Древнее предание говорит, что Соломон оставил в конце своей жизни все свои богатства, царский трон и, став нищим, с посохом в руках отправился странствовать в поисках смысла жизни. Тогда и появилась книга Экклезиаст.

    Вы держите в руках современное толкование на книгу Экклезиаст пера священника из Енисейска Геннадия Фаста, знакомого читателям по таким серьёзным трудам, как «Толкование на книгу Песнь Песней Соломона», «Толкование на Апокалипсис», «Этюды по Ветхому Завету». Научный обзор протоиерея Александра Классена подробно анализирует применённые автором методы толкования. Книга содержит как собственные размышления автора над Экклезиастом, так и энциклопедически подробное раскрытие понимания книги святыми отцами Церкви на протяжении всех двадцати веков христианства, приводятся также комментарии и древнего иудейского предания.

    Толкование дано на основании оригинального древнееврейского текста и различных его переводов. При этом использован художественный приём подачи материала – оно ведётся от лица бывшего царя, а ныне странствующего нищего философа. Используются в книге и образы русской художественной литературы. Такая форма изложения сочетается с основательным библиологическим, патрологическим и даже филологическим её анализом. Поэтому толкование протоиерея Геннадия Фаста интересно и доступно не только специалистам, изучающим Писание в богословских учебных заведениях, не только церковному читателю, но и всякому светскому, в том числе не имеющему специальной научной подготовки.

    О этот мир, печальный мир и бренный!

    И всё, что видишь в нём и слышишь, – суета.

    Что эта жизнь? –

    Дымок в небесной бездне,

    Готовый каждый миг исчезнуть без следа…

    Так писал японский поэт древности. Так пусть же приостановится хотя бы немного наш бег за ничем, пусть сократится наша дорога в никуда и услышит сердце Того, Кто есть Путь, Истина и Жизнь.

    Пусть благословит Христос всякого читателя этой книги и поможет осознать и разобраться в том, что есть что в этой жизни.

    От автора

    По разливу воды с посохом в руке шёл странник. Было видно, что он безуспешно что-то искал. Видели его странствующим и по запылённым дорогам в знойные летние дни. Он часто садился, размышлял, куда-то глубоко уходя в себя. Бывало, он внимательно всматривался в окружающий мир, но ничто не могло увлечь и занять его.

    …Мысли странника уносились в прошлое. Вот придворные докладывают царю о прибытии гружённых караванов дальних заморских владык. Множество подарков и сокровищ будет завтра вручено гостями знаменитому царю. Велико было его царство, привольно раскинувшееся от египетской реки до великого Евфрата. Цари иных земель приходили к нему на поклон, и казалось, что царствует он над всем миром. Но всё это он потерял. И никто теперь не подойдёт к нему, почтительно кланяясь. В руках ничего, кроме страннического посоха. Он восседал на золотом троне, к которому вели шесть ступеней, украшенных львами. В руках царский жезл. Он – владыка в избранном Богом Израиле. А теперь в руках ничего, кроме посоха, старой иссохшей палки.

    Его дворец был в Иерусалиме. Как величествен был дом из дерев ливанских, как прекрасен святой храм! Дворец и храм, храм и дворец. Они как бы переглядывались друг с другом с Сионской горы и горы Храмовой, играя в солнечных лучах. А теперь у него не было и лачуги, не мог он найти и Бога. Где-то далеко Иерусалим, а перед глазами только грязь и пыль земли, а в руке только посох.

    Уже никто не искал услышать мудрость его. Не услаждали его чужеземные женщины, не пели птицы, не радовали глаз павлины, гуляющие в садах, орошаемых чистой водой. Некогда мудрейший царь, всех превосшедший славой и богатством, – теперь нищий странник, ищущий, что же после всего останется человеку. Так во многих поколениях старцы передавали юным о царе израильском Соломоне, а те потом – своим потомкам. И была Соломоновым утратам причина. Он согрешил, полюбив многих чужестранных женщин, склонивших сердце его к иным богам. Асмодей, царь дьяволов, забросил Соломона далеко от святого Иерусалима. И пошёл Соломон у чужих пророков просить подаяния. Владелец несметных сокровищ стал нищим обладателем страннического посоха.

    История иногда повторяется. В далёкой Сибири, сначала в небольших селениях в Белом Яре, Зерцалах близ Ачинска, а потом и в губернском городе Томске появился странник, ссыльнопоселенец Фёдор Кузьмич. Вёл он жизнь праведную, был странником, а для знавших его ближе был странен. Нищ и прост, но по всему чувствовалось в нём и высокое происхождение, и многие знания. Кто он? Откуда? Перешёптывались между собой люди, что в столице похоронили-то не настоящего наполеонова победителя, царя Александра Благословенного, что настоящий ходит где-то по сибирской земле и ищет, что же осталось после всего…

    Царь, оставивший корону, власть и славу, променявший монарший жезл на посох странника, скорбный философ ходит по земле, ищет на ней то, что никогда не пройдёт, не обессмыслится временем…

    Вот и мы отправимся за этим странником, постараемся не вспугнуть его, а услышать его странные речи – о чём они.

    Книга Екклесиаста

    Священное Писание, состоящее из Ветхого и Нового Заветов, хранит в себе множество интересных и необычных книг. И, несмотря на то, что православные христиане живут по Новому Завету, понимание Ветхого Завета очень важно для полного понимания христианской веры. И сегодня рассмотрим одну из наиболее сложных и интересных книг Ветхого Завета — Екклесиаст. О чем она говорит?

    О чем книга

    Наверняка каждый из нас в житейском обиходе слышал фразы «суета сует», «нет ничего нового под солнцем», «вернуться на круги своя», но мало кто знает, что каждая эта фраза — прямая цитата из Екклезиаста. Парадоксально, но эту книгу постоянно цитируют даже заядлые атеисты, отвергающие существование Бога в принципе.

    Екклезиаст входит в одну из канонических частей Ветхого Завета, к тому же он так же включен в книгу Таноха, почитаемую в иудаизме. Актуальность Екклезиаста по сей день объясняется тем, что его автор говорит о неких общечеловеческих ценностях, которые нужны и важны в любые времена. Главный мотив книги — осознание суеты всего происходящего в материальном мире.

    Другие книги Священного Писания:

    Многие библеисты указывают на особенное положение Еклкесиаста среди других библейский книг. Образ мышления автора сильно отличается от стиля написания других частей Священного Писания. Автор развенчивает иллюзию поиска смысла существования в земной жизни, полностью перенося этот акцент на духовную составляющую.

    Если еще в той же Книге Иова мы видим, что земное благополучие как-то связывается с благословением Божиим, то Екклезиаст нам показывает полную тщету всего земного и материального. Это очень необычная проповедь, и первое, что бросается в глаза при поверхностном чтении — это ее пессимистический настрой.

    В переводе с греческого языка слово «экклесиастис» означает того, кто проповедует на собрании. Считается, что написана данная книга от имени великого царя Соломона, хотя по сей день на эту тему ведутся дискуссии.

    Да, конечно же, печальный настрой в этой книге явно присутствует. Тем не менее, нельзя сказать, что все в ней плохо и беспросветно. Грусть в Екклизиасте очень мало сравнима с той грустью, которую мы испытываем в обычной повседневной жизни, когда, например, не можем получить чего-то желаемого. Пессимизм в этой книге, скорее, сравним с аскетической печалью по Богу, о которой пишут многие святые.

    Пояснение к тексту

    Практически первое, с чем сталкивается читатель Екклезиаста — это печаль автора о человеческих грехах. Автор говорит о том, что Бог изначально создал человека «правым» ( в смысле — правильным, праведным), но люди по своей свободной воле выбирают путь греховной жизни (Еккл. 7:29).

    Грех, который изначально был не свойственен человеческой природе, настолько тесно вплетается в жизнь человека, что вот уже нельзя найти никого, кто мог бы жить и не совершать хотя бы каких-нибудь грехов (Еккл. 7:20).

    Несмотря на то, что расплата за совершенный грех всегда произойдет, она часто приходит не сразу. И человек, вместо того, чтобы использовать это время для покаяния и исправления своей жизни, начинает грешить еще больше. Тем не менее, если в душе поселяется страх Божий, все можно исправить (Еккл. 7:18).

    В 10 главе Екклезиаста мы встречаемся с еще одной фразой, которая стала крылатой — не рой яму другому, ибо сам в нее попадешь. (Еккл. 10:8). Верующий человек всегда будет стараться делать добро всем и каждому, не впадая в особые раздумья, кто этого больше достоин.

    Надо стараться спешить делать хорошие дела, пока у нас есть время — наша жизнь. За порогом смерти мы уже не сможем ни на что повлиять (Еккл. 9:10). Если мы будем помнить о том, что к каждому из нас в свое время придет смерть — это будет сподвигать нас к добродетели.

    Важно! Мы видим, что Екклезиаст проповедует нам о важнейших качествах, способствующих спасению: покаянии, памяти смертной и добродетели.

    О покаянии

    Как известно, без покаяния невозможно спасение человека. Что древняя книга говорит нам о нем? В Екклезиасте, на первый взгляд, может показаться, что покаяние тут угрюмое, трагическое.

    «Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше» (Еккл. 7:3)

    Если не вв суть, то кажется, что автор призывает всех нас надеть трагические маски и ходить унывать. На самом деле, речь идет о другом. У Екклезиаста это сетование, трагизм и печаль приводят вовсе не к унынию, а к мудрости. Именно мудрости просил Соломон у Господа, а когда получил ее — к ней добавились и многие другие блага.

    Божественная мудрость всегда смиренна. Екклезиаст понимает, что даже высокое социальное положение не может дать того, что наполнит и утолит жажду души. Но смирять себя очень непросто, для этого приходится постоянно напоминать себе, что мы все смертны и конец, в итоге, у всех един.

    Постоянно задаваясь вопросом, что же есть хорошо для человека, Екклизиаст показывает, что мудрость не является чем-то постоянным. Ее нельзя один раз снискать и навсегда оставить при себе. Мудрость — это Божий дар, который человек может постигнуть единственным верным путем. И путь этот — покаяние и смирение себя.

    Важно! Собственно говоря, вся суть книги и заключается в поиске мудрости, как важнейшего духовного дарования от Бога.

    Екклизиаста часто обвиняют в излишнем пессимизме, угрюмости, мрачности. На самом деле, эти характеристики означают совершенно иное — это аскетический путь смирения. В конце книги автор призывает нас бояться Бога и соблюдать Его заповеди, поскольку все наши дела будут оценены и мы понесем за них ответственность.

    Это означает, что упражнение в поиске смиренномудрия обязательно даст свой результат. И после мирской житейской печали обязательно появится Божественная радость.

    Сокрушение сердца и искреннее покаяние приведут к прощению и отпущению прегрешений. Тот, кто сможет снискать истинное смирение, будет возвеличен Господом до таких высот, до который ни один мирской царский сан не может дотянутся.

    О важности смирения говорят все святые отцы нашей Церкви. Именно оно лежит в основе нашего спасения. Можно очень много трудится, но без смирения эти труды не принесут пользы человеку. Господь дарует свою благодать не столько за понесенный труд, сколько за осознание собственной немощи. Когда человек начинает понимать, что сам по себе он ни на что не способен — тогда и рождается в его душе смирение.

    Екклизиаст проходит очень сложный путь. Повествование живое, как течение, оно показывает нам все сомнения автора, сложности и тревоги на выбранном пути. Но эти трудности необходимо преодолеть, чтобы найти истинный смысл бытия, избавиться от ненужной суеты, обрести смирение. А именно через смирение Екклезиаст и приближается к мудрости, которая, наконец, дает ему ответы на все вопросы.

    Читайте также:
    Экуменизм и православная церковь: что это такое и что значит, отношение и мнение священников, грех или нет
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: