Святые женщины в православии: имена великих женщин Руси, их жизнь и история, чудеса

Святые равноапостольные русские женщины в православии

Творец по великой Своей любви создал женщину, сделав ее помощницей мужчине. Во все времена женщины играли важную роль в жизни мира.

Женщины в христианстве

Библейские героини почитаемы из века в век, и их знают все христиане.

Сарра стала прародительницей великого еврейского народа, Руфь была прабабкой царя Давида, Эсфирь спасла свой народ от уничтожения. Пресвятая Дева Мария по воле Божьей родила Миссию, Мария Магдалина была с Иисусом все время Его служения и продолжала дело Учителя на протяжении всей своей жизни.

Русские женщины также оставили в истории христианства память о подвиге веры и преданности Иисусу Христу, Богу Отцу и Святому Духу.

Святые русские женщины являются примером христианской веры, своими молитвами и послушанием Богу они прошли через великие испытания, за что причислены к лику святых.

Великая Ефросинья

На заре христианства в XII веке в Полоцке в семье князя Всеслава Брячиславича родилась девочка Предслава, в венах которой текла кровь великой Рогнеды, одной из жен Владимира Великого. Родители видели в красавице-дочери осуществление своих надежд, мечтая породниться со знаменитым родом, выдав дочь замуж за князя или царя небольшой державы.

Предслава могла стать даже королевой или великой княжной, но девочка с детства познала силу Святого Духа, постоянно пребывала в молитвах, и накануне своей свадьбы в 12 лет тайно постриглась в монахини. В то время сила Церкви была выше светских законов, постриг не имел обратной силы.

Стальная вера Ефросиньи, имя, данное Предславе при крещении, привела в монашество не только ее младшую сестру, но и племянниц. Набожная Ефросинья обладала даром видеть в людях Божью искру, поэтому выбирала себе в сподвижники тех, на кого указывал Бог.

До 12 лет княжна была обучена грамоте, знала языки, поэтому приняла решение переписывать христианские книги, что издавна было чисто мужским делом. Ранее перепись книг требовала определенных навыков и силы, во время работы писцы практически стояли на коленях все время. Епископ Илия внял просьбам девушки, направив ее в Софийский собор, основанный дедом Предславы Всеславом.

В 20 лет Ефросинью посетил Ангел, передавший повеление Божие о строительстве нового монастыря. С посохом и хлебом, в сопровождении няни и 4-х сестер, Ефросинья отправилась в указанное Всевышним место, и основала там Спасо-Ефросиньевский монастырь.

Для сведения! Оставаясь представительницей правящей династии, монахиня влияла на ход политической силы. Не всякому мужчине Творец доверил основание мужского, женского монастыря и двух церквей.

По воле монахини был приобретен Крест Ефросиньи, великая святыня, которую через 700 лет Иван Грозный вернул в Полоцк.

В 1840 году Крест Ефросиньи Полоцкой архиепископом Василием был перевезен в Москву, затем и в Петербург, к нему прикладывал сам царь Николай I.

Почувствовав, что силы ее покидают, настоятельница монастыря Ефросинья в возрасте 70 лет отправилась в Иерусалим, где и отошла в Небеса. Только в конце 16 века нетленные мощи монахини перенесли в Киево-Печерскую Лавру, а затем в 1910 году их доставили в Полоцк.

Вторая мировая война, пик атеизма в Союзе «способствовали» утере Креста Ефросиньи, а святые мощи ныне хранятся в Свято — Преображенской церкви Полоцка. Чудеса исцелений и ответов на молитвы, направленные к святой монахине, основательнице монастырей, описаны монахами и хранятся при церкви в нескольких томах.

Еще о женщинах, прославленных в лике святых:

Равноапостольная княгиня Ольга

О существовании княгини Ольги слышали все, но мало кто из современных христиан знает, в чем был ее подвиг. Чем заслужила княгиня честь стать первой и единственной русской женщиной, которую причислили к равноапостольным святым?

Через любовь к мужу, сыну, Ольга познала любовь к Богу. Еще до крещения Руси княгиня приняла христианство основой своей жизни. Из непроверенных источников Ольга была дочерью вещего Олега, от которого получила дар видеть вещие сны, и звалась тогда Прекрасной. По преданию, Ольгой ее назвал Игорь, по другой версии Ольга — производная от Олега.

Игорь — сын Рюрика, после смерти отца воспитывался вещим Олегом, по достижении положенного возраста, Игорь и Ольга были обвенчаны. Княгиня не скрывала своей любви к мужу, который основное время проводил в походах.

Игорь погиб от рук древлян, за что Ольга жестоко отомстила. Став правительницей, она несколько раз уничтожала всех вождей этого народа, заживо спалив их в бане, закопав живьем и порубав мечами, пока не увидела древлянского князя Мала мертвым.

В 955 году во время путешествия в Константинополь княгиня принимает крещение и нарекается Еленой. Все старания привить христианство сыну Святославу остаются тщетными, свою веру Святая Ольга посеяла во внуке Ярополке.

В 960 году Ольга становится признанной Константинополем правительницей Руси, которая по-прежнему живет по языческим законам.

Важно! Еще до крещения Руси Владимиром Великим равноапостольная Ольга способствовала открытию христианских храмов. Во время ее правления были запрещены гонения на христиан.

Святая Ольга умерла в 969 году, была похоронена по законам христианства. В 1006 году ее внук, Владимир Великий, перенес нетленные мощи своей бабки в киевский храм Святой Богородицы, однако в XVII веке они были утеряны.

О равноапостольной княгине:

За чудеса, совершаемые у ее гроба, в 1547 году Церковь причислила некогда грозную правительницу Руси, верную поклонницу Иисуса Христа к лику святых, назвав княгиню равноапостольной.

Особо почитаемая святая России — Матронушка

Божья целительница XX столетия, слепая Матрона с детства была отмечена Богом.

Девочка родилась в 1881 году без глазных яблок, родители думали оставить крошку в приюте, однако матери Матроны приснился сон, после которого малышка росла в родной семье.

Воспитываясь в православной семье, Матрона в возрасте 8-ми лет открыла в себе дар силу исцеления через великую веру в благодать Иисуса Христа. Слепота не мешала девочке дружить с дочерью помещика. Лидия также была глубоко верующей девушкой, она постоянно брала Матронушку с собой в паломнические поездки.

Во время пребывания в Кронштадтском храме сам Иоанн Кронштадтский назвал Матрону восьмым столпом России. С 18 лет, после того как у нее отнялись ноги, слепая девушка России принимала людей дома. В 1925 Матрона поселилась в Москве. К ней ехали люди со всей России, как до войны, так и после нее. Сам Сталин, знавший о даре видеть будущее, обратился к предсказательнице за помощью.

С 1950 года целительница жила в Подмосковье, пользуясь особым уважением среди монахов Троице-Сергиевой Лавры. Матрона принимала в день более 30 паломников, ежедневно принимая причастие и молясь по ночам.

Читайте также:
Мироточение икон: чудо или обман, что такое и что значит, почему плачут иконы и что говорят об этом священники

Умерла Матронушка в 1952 году, а в 1999 году была канонизирована, как святая. Примечательно, что похороны целительницы от Бога, на которые съехались тысячи людей, происходили в день Жен-Мироносиц.

Для сведения! Ныне мощи святой Матроны хранятся в Покровском монастыре и открыты для доступа паломникам.

Святая юродивая Ксения

Оксаны, Ксении отмечают день своей покровительницы святой Ксении 6 февраля.

Ксения Петербургская родилась в конце XVIII столетия и была дворянского рода. До 26 лет пребывала в замужестве, а после смерти мужа перестала отзываться на свое имя, а только на имя супруга.

Сознательно выбрала молодая вдова путь юродства, чтобы иметь возможность реализовать свой дар предсказания. Юродивые на Руси издавна пользовались особым вниманием, считалось, что через них говорит Сам Всевышний.

Молодая женщина распродала все свое имущество, вырученные деньги раздала бедным и жила на то, что ей подавали люди. Жители Петербурга с уважением относились к предсказаниям Ксении. Накормить, приютить, одеть юродивую считалось особым подарком судьбы, ибо сделавшим это для Ксении Бог воздавать сторицей.

К ней шли за советом и исцелением богатые и бедные, простолюдины и знатные люди. Целительная молитва Ксении обладала силой излечивать даже от эпилепсии.

Неизвестно точное время смерти юродивой Ксении, могила ее находится на Смоленском кладбище.

Многие верующие и поныне считают святую Ксению, которая была канонизирована в 1988 году, своим домашним доктором, ибо молитва к Ксении работает без выходных круглосуточно.

По молитвам Ксении Петербургской:

  • матери не раз спасали сыновей в армии;
  • налаживались отношения между супругами;
  • дарилось счастье материнства.

Невозможно перечислить все чудеса, дарованные как при жизни, так и после смерти святой Ксенией Петербургской.

При тщательном исследовании можно найти еще не одно имя святых. Русские женщины славятся своим терпением, смирением и любовью к Богу и многие из них канонизированы православной церковь.

Святые жены Руси

С приветственным словом к участникам конференции обратился председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин: «Сегодня православные женщины несут многие служения в Церкви и обществе, — это социальное служение, культурная деятельность, поддержка монастырей и приходов, и самое главное — семья, поддержание вечных ценностей, без которых семья не может жить». Он подчеркнул, что «есть еще одно служение, которое еще по советской привычке стоит на последнем месте — это служение передачи мыслей и опыта, служение обмена идей».

«Информационное пространство, в котором мы живем, бросает нам серьезный вызов, в котором вещи более чем второстепенные становятся главными. Иногда вещи совершенно разрушительные являются в этом пространстве чуть ли не смыслом человеческой жизни и чем-то достойным и почетным. В этих условиях очень важно доносить наш опыт и наши идеи через все средства информационной деятельности нашим современникам и современницам. Именно поэтому нужно как можно активнее присутствовать в публичном пространстве, в Интернете, СМИ, предлагать свои материалы, свои мысли, рассказывать о том, что делается, рассказывать об опыте Успеха (с большой буквы), связанного с доброделом, связанного с нашей христианской жизнью». Отец Всеволод призвал к еще большей активности в этом делании, потому что «активность сегодня требуется гораздо более серьезная, чем то, с чем сегодня мы сталкиваемся».

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса, член Союза писателей России выступил с докладом «У нас есть примеры для подражания». Вначале он сказал о такой удивительной добродетели, как целомудрие: «Это и цельность, и мудрость, и вера, и верность, и любовь, и мужество».

«Самый надежный способ не встретить любовь — это быть доступной. Вовсе не внешняя привлекательность и красота драгоценны в девушке, а ее целомудрие. Девушка должна быть неприступной. Вот тогда в мужчине проявятся его лучшие нравственные качества: мужество, твердость, упорство, доброта и нежность. Он станет доблестным рыцарем, защитником женской чистоты и целомудрия. И он должен завоевать доверие и любовь, проявив качества не сластолюбца, а настоящего мужчины. Тогда он сможет защитить не только свой дом и свою семью, но и свою Родину именно потому, что ему есть кого любить и что защищать».

Как пример горячей любви и верности отец Александр рассказал историю его дядюшки и его супруги. История их знакомства была романтичной: они оба были студентами Московской Консерватории, были вместе на концерте и полюбили друг друга с первого взгляда. Это было в 1938 году, у них родилась дочка, а в 1941 году началась война. В 1942 году дядюшка был отправлен на фронт, он сам решил это, хотя и мог добиться отсрочки или освобождения от призыва на фронт. Виделись они после этого только один раз, когда молодая жена каким-то невероятным способом смогла попасть к мужу на передовую, когда фронт проходил недалеко от Москвы. Это была очень короткая встреча. А через некоторое время с фронта пришла похоронка. Несмотря на то, что тетушка была молода, очень красива и талантлива, она больше не вышла замуж, растила дочку одна и осталась верна своей любви, верна своему мужу и после его смерти.

Сохранились письма дядюшки с фронта своей жене, которые свидетельствуют об удивительной красоте и глубине их чувств: «Слов нет, очень тяжело друг без друга, но ведь пока мы живы — это наше, нашу любовь ничто не может отнять от нас, а лишь изменить ее форму. Пока мы живы, мы можем и должны уже сейчас перекинуть мостик (пускай мысленно, пускай без всяких реальных оснований) от нынешнего безвременья к лучшему будущему… Пускай не будет моих писем, пускай меня самого не будет — я всегда с тобой, ибо если есть какая-то неумирающая частица, то тем более она есть в любви, которая есть та же жизнь, но только в ее лучшем и чистом виде». Было ему всего лишь 24 года.

Галина Николаевна Мелихова, заведующая учебно-методическим кабинетом Николо-Угрешской православной духовной семинарии в докладе «Святые благоверные жены Православия» показала слайд-фильм о Великих княгинях. Свою работу она пояснила так: «В результате исследования я нашла 45 прославленных благоверных жен, из них 26 принадлежат российскому миру. В четырнадцати жизнеописаниях русских княгинь есть известия о принятии ими монашества, постриг в конце жизни стал нормой для княжеских семей. Девять благоверных жен относятся к мученицам или страстотерпицам, принявших смерть от вражеского нашествия, бывшего мужа, соблазнителя, представителей власти». Закончилось выступление словами: «По сути роль жен-княгинь была такой же, как и роль женщин во всем народе».

Читайте также:
Заговение: что такое и что значит в православии, правила и особенности традиции

Очень интересное выступление было у инокини Ольги (Гобзевой), Председателя Координационного совета женских благотворительных организаций при Отделе по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата и председателя совета Православного Марфо—Мариинского сестричества. Его тема — «Святая равноапостольная княгиня Ольга и святая преподобномученица Елизавета Федоровна».

Несмотря на то, что этих женщин разделяют десять веков, у них много общего: они обе высокого рода — обе княгини, царственных родов; обе приняли Православие, сделав непростой, но осознанный и глубинный выбор; обе овдовели. Обе святые отличались необыкновенной красотой и настоящим целомудрием.

Инокиня Ольга призвала слушателей стараться перенимать у святых то, что мы все можем воплотить в нашей жизни, например, то, как княгиня Ольга относилась к своему сыну — с терпением, кротостью, любовью. «Разве мы всегда так относимся к своим детям, когда они ведут себя не так, как мы хотим?» — обратилась монахиня к присутствующим. «Обычно мы такого не обнаруживаем», — призналась она.

Подвиги земной жизни Евдокии Московской — материнство, гражданское служение и монашество — стали темой выступления журналиста Любови Акелиной, председателя правления Благотворительного фонда святой Евфросинии (Евдокии) Московской. Святая считается покровительницей жен, матерей, семей. Закончено выступление было словами автора «Слова о житии…» князя Димитрия Донского, который писал о совместной жизни великокняжеской четы Димитрия Донского и Евфросинии (Евдокии) Московской: «Еще и мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к небу».

Светлана Александровна Анисимова, член Бюро Президиума Всемирного русского народного собора в своем докладе рассказала о реформах святой равноапостольной княгини Ольги, которые стали основой русской государственности. Нина Максимовна Пугачева, руководитель Пензенского отделения Союза православных женщин, подготовила выступление на тему «Подвижница благочестия земли Пензенской — Мария Михайловна Киселева».

Ольга Владимировна Гаврилова, председатель Общества во имя святой равноапостольной княгини Ольги сделала доклад о Великой княжне Ольге Романовой «Святая царевна Ольга и традиции воспитания в семье царя-страстотерпца».

Нина Борисовна Жукова, сопредседатель Правления Союза православных женщин, в завершение конференции в выступлении «Проекты Международной общественной организации Союз православных женщин» рассказала про идеи по возрождению памяти святых жен Руси.

Святые равноапостольные русские женщины в православии

Матрона Московская:

Матрона появилась на свет в Тульской губернии в семье крестьян. С самого рождения девочка была слепой, родители думали отказаться от нее. Но матери во сне привиделась незрячая птица необычайной красоты. Этот сон расценили как вещий, и ребенка оставили.

С 8 лет Матрона была неистово верующей, обладала даром исцеления и предсказывала будущее. В 18 лет у девушки отказали ноги. В Москву Матрона перебралась в 1925 году. Матрона посвятила большую часть своей жизни помощи всем страждущим. Днём она принимала людей, давала им советы, исцеляла, а ночью упорно молилась.

Умерла блаженная Матрона в 1952 году. Канонизировали ее в 1999 году в качестве местночтимой святой Московской епархии.

В наше время Святой Матронушке молятся о любых бедах и несчастьях, как и завещала она еще при жизни. Люди регулярно посещают монастырь, где расположены мощи святой. Ранее к могиле Матроны выстраивались очереди паломников.

Резную деревянную икону этой святой можно приобрести здесь.

Равноапостольная княгиня Ольга

О существовании княгини Ольги слышали все, но мало кто из современных христиан знает, в чем был ее подвиг. Чем заслужила княгиня честь стать первой и единственной русской женщиной, которую причислили к равноапостольным святым?

Святая равноапостольная княгиня Ольга

Через любовь к мужу, сыну, Ольга познала любовь к Богу. Еще до крещения Руси княгиня приняла христианство основой своей жизни. Из непроверенных источников Ольга была дочерью вещего Олега, от которого получила дар видеть вещие сны, и звалась тогда Прекрасной. По преданию, Ольгой ее назвал Игорь, по другой версии Ольга — производная от Олега.

Игорь — сын Рюрика, после смерти отца воспитывался вещим Олегом, по достижении положенного возраста, Игорь и Ольга были обвенчаны. Княгиня не скрывала своей любви к мужу, который основное время проводил в походах.

Игорь погиб от рук древлян, за что Ольга жестоко отомстила. Став правительницей, она несколько раз уничтожала всех вождей этого народа, заживо спалив их в бане, закопав живьем и порубав мечами, пока не увидела древлянского князя Мала мертвым.

В 955 году во время путешествия в Константинополь княгиня принимает крещение и нарекается Еленой. Все старания привить христианство сыну Святославу остаются тщетными, свою веру Святая Ольга посеяла во внуке Ярополке.

В 960 году Ольга становится признанной Константинополем правительницей Руси, которая по-прежнему живет по языческим законам.

Важно! Еще до крещения Руси Владимиром Великим равноапостольная Ольга способствовала открытию христианских храмов. Во время ее правления были запрещены гонения на христиан.

Святая Ольга умерла в 969 году, была похоронена по законам христианства. В 1006 году ее внук, Владимир Великий, перенес нетленные мощи своей бабки в киевский храм Святой Богородицы, однако в XVII веке они были утеряны.

О равноапостольной княгине:

  • Икона святой княгини Ольги
  • Акафист святой великой княгине Ольге
  • Мощи святой равноапостольной княгини Ольги

За чудеса, совершаемые у ее гроба, в 1547 году Церковь причислила некогда грозную правительницу Руси, верную поклонницу Иисуса Христа к лику святых, назвав княгиню равноапостольной.

Уроки жизни святой равноапостольной княгини Ольги

Евдокия Дмитриевна:

Евдокия была рождена в семье князя Суздальского в 1353 году. Замуж девушка вышла в возрасте 15 лет. Ее супругом был известный князь Дмитрий Донской. Длилась счастливая семейная жизнь 22 года. После смерти мужа Евдокия держала в своих руках бразды правления. Она организовала строительство многих храмов и обителей.

В 1407 году Евдокия ушла в Вознесенский монастырь, прожила совсем немного и покинула жизнь в этом же году. В 1988 году Евдокия и ее муж были признаны святыми.

Иулиания Лазаревская:

Иулиания появилась на свет в 1530 году в дворянской семье. Она сочеталась браком в 16 лет с Осорьиным Юрием, который владел селом Лазаревское. После заключения брака родилось 13 детей. Когда на службе у царя погибло два ее сына, Иулиания молила мужа, чтобы он разрешил ей уйти в монастырь. Муж пошел на встречу, но попросил сначала вырастить и воспитать остальных детей. Когда случился сильный голод, Иулиания распродала все свое добро, чтобы купить хлеба для бедных.

Читайте также:
Православие и феминизм: взгляд церкви и отношение священников, социальные опасности

Умерла она в 1604 году. Присвоили статус святой Иулиании Лазаревской в 1614 году после обретения ее мощей.

Такую икону мы можем изготовить по вашему заказу.

Православная Жизнь

Каждый православный христианин, наверно, хоть раз в жизни слышал имя киевской затворницы Досифеи, подвизавшейся много лет под мужским именем в Китаевской пустыне. Ее память Церковь чтит 8 октября. В этот же день совершается поминовение еще одной святой – Евфросинии Александрийской (V век), которая тоже спасалась в уединении подобным образом. В первые восемь веков христианства таких женщин было немало. Почему же они выбирали для себя такой необычный способ подвижничества?

Подобные случаи изменения своего внешнего облика и женского имени на мужское появились среди подвижниц благочестия вскоре после начала распространения христианства. Очевидно, что это было обусловлено определенными жизненными обстоятельствами. Большинство святых женщин, подвизавшихся под видом мужчин, желали посвятить себя всецело служению истинному Богу, но, не найдя понимания и поддержки у близких, были вынуждены убегать из дома и скрываться от преследований родных, которые почти всегда предпринимали попытки к розыску беглянок и возвращению их обратно. Если учесть, что среди таких беглянок находились девицы и даже замужние женщины очень знатного происхождения, которым скрыться было сложно, то проживание под мужским именем и в мужской обители становилось единственной возможностью навсегда порвать связь со своим прошлым. Например, преподобномученица Евгения Римская, пострадавшая в 262 году и принявшая смерть чрез усечение мечом, была дочерью наместника Египта, а святая Аполлинария (пред. в 470 г.) – дочерью Анфемия, правителя Греческой империи в период малолетства Феодосия Младшего.

Прп. матерь Анастасия, которая прожила в затворе 28 лет во времена императора Юстиниана Великого, имела титул вдовствующей первой патрицианки при дворе в Константинополе. Эта благородная женщина сначала спасалась в женском монастыре, но после того как ее упорно начали разыскивать царские посланники, удалилась в скит и обитала в пещере под мужским именем Анастасия евнуха.

Преподобномученицы Архелая, Фекла и Сосанна, приговоренные к смерти во времена гонения Диоклетиана в 293 году, тоже некоторое время подвизались под видом мужчин в глухом месте. Связано это было с тем, что молодым девам посланники гонителя угрожали поруганием. Однако существовали и другие причины, побуждавшие некоторых из праведниц принимать на себя облик представителей противоположного пола.

В житии прп. Марии Вифинской, именовавшейся Марином, и отца ее Евгения (VI век) сказано, что после того как Евгений овдовел, он решил уйти в монастырь. Но дочь не захотела расстаться с отцом, а из любви к родителю пожелала разделить с ним трудный иноческий подвиг. Святая, понимая, какие дополнительные искушения ожидают ее среди мужского окружения, все же приняла на себя вид юноши и вступила вместе с отцом в обитель, находившуюся недалеко от Александрии. Там она проживала под именем инока Марина, преуспевая в добродетелях и ухаживая за отцом, который вскоре почил. Самым большим искушением для прп. Марии оказалось выдвинутое против нее обвинение в растлении дочери одного христианина, которая якобы вследствие этого забеременела. Смиренная Мария (Марин) не стала ничего отрицать, взяв на себя чужую вину, чтобы спасти честь девицы и ее ребенка, за что много впоследствии пострадала. Ее невиновность и правда обнаружились только по преставлении, когда перед погребением при переодевании все увидели, что брат Марин женского пола.

Святая Феодора Александрийская Младшая (V век) ушла из семьи после измены супругу, посчитав себя более недостойной быть женой благородного мужчины. Она решила поселиться в монастыре, чтобы до конца дней оплакивать свой грех. Понимая, что супруг может ее искать, выбрала мужскую обитель, остригла волосы, изменила внешний образ и, назвавшись Феодором, начала подвизаться. Ее самоотверженность, ночные бдения, терпение и смирение удивляли даже опытных монахов. О том, что в обители среди иноков спасалась женщина, Господь открыл игумену в видении накануне ее смерти. Весть о святой подвижнице дошла и до бывшего мужа преподобной, который впоследствии тоже принял постриг в этой же обители.

Несомненно, что такой способ подвижничества налагал дополнительные трудности на человека. Он требовал определенной перестройки сознания от тех, кто становился на такой путь. Необходимо было находиться в состоянии беспрерывного трезвения, преодолевая не только естественное телесное влечение, но и постоянно следить за желаниями и помыслами. Со временем от усиленных аскетических трудов внешний вид таких женщин менялся настолько, что часто даже родные их не узнавали. В житии упоминаемой Феодоры Александрийской рассказывается, что однажды ее послали в городской монастырь за маслом. Там она встретила своего супруга. Опасаясь быть узнанной, Феодора все же поприветствовала его. Но опасения ее были напрасны – муж, который упорно ее повсюду разыскивал, не догадался, что пред ним его жена. Подобный случай упоминается и в житии прп. Евфросинии Александрийской. Эта Божья угодница, не желая выходить замуж, приняла дома тайно от одного старца иноческий постриг, а затем отправилась спасаться в мужской монастырь под именем евнуха Измарагда, где подвизалась в уединенной келье, проводя время в строжайшем посте, молитве и бдении. Святая жизнь Евфросинии приводила в изумление всю братию монастыря. Однажды ее отчаявшийся и опечаленный отец Пафнутий, который везде разыскивал свою пропавшую дочь, обратился к игумену этой обители с просьбой о молитвах и утешением. Игумен отослал скорбящего родителя к иноку Измарагду на беседу. Пафнутий не смог признать в отшельнике Измарагде свое родное дитя, так сильно она изменилась – от постоянного воздержания и всенощных молитв цвет лица ее, как сказано в житии, увял, тело исхудало. Преподобная Евфросиния сама открылась своему отцу.

Однако известны случаи и другого порядка. Так, прп. Досифея (Тяпкина) Китаевская, одна из последних известных затворниц, прославленная в лике святых Православной Церковью в 1993 году, невзирая на произошедшие с ее обликом изменения, все же была узнана своей родной сестрой уже после смерти по портрету. Святая Досифея (в миру – Дарья) родилась в 1721 году в семье знатных рязанских дворян. Она получила хорошее образование. Любовь к подвижнической жизни ей привила родная бабушка Порфирия – монахиня Вознесенского монастыря. В пятнадцатилетнем возрасте Дарья, переодевшись в мужскую одежду, ушла из дома. Сначала была послушником в Троице-Сергиевом мужском монастыре, затем добралась до Киева и стала жить отшельницей в пещере близ Китаевской пустыни, проводя дни и ночи в непрестанной молитве и подвиге, питаясь только одним хлебом и водой. Она обладала даром пророчества и прозорливости. Именно Досифея предсказала уготованную Богом судьбу будущему святому – преподобному Серафиму Саровскому и благословила его на подвиг. Еще при жизни она приобрела известность. В 1776 году отошла ко Господу. Ее нашли упокоенной на коленях перед иконой. В руках была записка: «Тело мое приготовлено к напутствованию вечной жизни; молю вас, братия, не касаясь, предать его обычному погребению». Таким образом святая унесла в могилу свою тайну. Мощи преподобной Досифеи пребывают под спудом с северной стороны Свято-Троицкой церкви Китаевского монастыря. Жизнь этой подвижницы до сих пор остается загадкой.

Читайте также:
Могила Матроны Московской: где находится и как добраться, часы работы, история

Все святые женщины, совершавшие дело своего спасения в облике мужчин, были прославлены Церковью в лике преподобных. Потому что они, восприняв буквально слова апостола Павла о том, что во Христе нет «уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно…» (Гал. 3:28) – презрели свое слабое естество и, беря на себя такие подвиги, которые по силам было совершать только мужчинам, уже при жизни уподоблялись бесполым Ангелам и достигали богоподобия.

Валентина Новикова. Информационно-просветительский

Варвара Скворчихинская:

Варвара пришла в этот мир в 1890 году. Ее отец — священник. Возможно именно поэтому с малых лет девочка была истинно верующей. Она окончила обучение в Епархиальном женском училище в 1909 году. После этого Варвара стала работать учительницей в школах Скворчихи. Когда в учебных заведениях запретили говорить о Боге, девушка перестала преподавать и выбрала затворничество. В церковь она не ходила, но все традиции блаженная соблюдала, в затворе ее регулярно посещали священники.

В 1966 году Варвара Скворчихинская скончалась. Отнесена к числу святых была в 2001 году.

Ксения Петербуржская:

Ксения явилась на свет в 18 веке. Когда девушка достигла совершеннолетия, она заключила брак с Андреем Федоровичем Петровым. Проживала семейная чета в Санкт-Петербурге. Муж Ксении неожиданно скончался, когда ей было всего 26 лет. Юная вдова свою оставшуюся жизнь посвятила помощи нуждающимся, намеренно избрав юродство. Свой дом она подарила знакомой, всё имущество отдала бедным.

Когда скончалась блаженная Ксения, точно неизвестно. Канонизировали Ксению Петербужскую в 1988 году.

На фото слева: икона Святой Ксении, выполненная резчиками компании 3Dekor.

Евфросиния Полоцкая:

Евфросиния появилась на свет в семье витебского князя. В 12 лет девочка отвергла брак, навязываемый ее знатными родителями, и ушла в монастырь. Поселилась она в Полоцком Софийском соборе, в келье. Евфросиния Полоцкая усердно переписывала книги, была ярым политическим и церковным деятелем, построила на свои средства две церкви и помогала многим храмам.

В 1167 году Евфросиния принимала участие в паломничестве в Иеурасил, где она заболела и скончалась. Почитаемой Евфросиния Полоцкая стала сразу же после смерти, но канонизировали ее только в 1893 году.

Богородица

Традиционно Пресвятая Дева не входит в число жен-мироносиц, но некоторые толкователи считают, что «Мария Иаковлева» (Мк. 16: 1) и «другая Мария» (Мф. 28: 1) — это и есть Мать Христа. Дело в том, что Она после смерти своего мужа Иосифа взяла на попечение его младших детей от первого брака, и вполне законно считалась матерью Иакова. Но даже если Богородица и не была среди мироносиц, Она все равно считается первой, кто получил весть о Воскресении Сына — согласно преданиям, ангел явился Ей лично и рассказал самую главную новость на свете.

Пречистая некоторое время жила в Иерусалиме в доме апостола Иоанна Богослова, которому Господь еще на Голгофе доверил заботу о Своей уже немолодой Матери. После ухода апостолов на проповедь, Ей тоже достался жребий миссионерства. Изначально это были земли современной Грузии, но туда попасть Святая Дева так и не смогла. Местом Ее апостольства стал Афон, куда Она попала после шторма, по пути в гости к епископу Лазарю, который жил на Кипре. Некоторое время Богородица жила в Эфесе. Умерла в Иерусалиме, похоронена там же — в Гефсиманском саду. Однако тела в Ее гробнице нет — предание гласит, что Сын на третий день после кончины вознес Ее в небесную славу вместе с телом.

Где купить иконы святых жен?

Конечно, здесь перечислены далеко не все знаменитые святые. В православии их очень много.

Компания 3Dekor изготавливает иконы из дерева с образами самых разных святых жен и мужей. Резные изделия удивляют своим исполнением, высокой точностью исполнения, высочайшим сходством и мастерством. Они являются долговечными и надежными. Станут отличным подарком православной женщине. Изготавливаются как маленькими, так и в больших размерах.

Посмотреть ассортимент можно в нашем интернет-магазине. Также доступно изготовление на заказ.

Женщины в христианстве

Библейские героини почитаемы из века в век, и их знают все христиане.

Сарра стала прародительницей великого еврейского народа, Руфь была прабабкой царя Давида, Эсфирь спасла свой народ от уничтожения. Пресвятая Дева Мария по воле Божьей родила Миссию, Мария Магдалина была с Иисусом все время Его служения и продолжала дело Учителя на протяжении всей своей жизни.

Русские женщины также оставили в истории христианства память о подвиге веры и преданности Иисусу Христу, Богу Отцу и Святому Духу.

Святые русские женщины являются примером христианской веры, своими молитвами и послушанием Богу они прошли через великие испытания, за что причислены к лику святых.

И мудрая правительница, и добрая мать, и благочестивая христианка…

Похвала святой Елене, королеве Сербской

Преподобная Елена, королева Сербская Елена. Это имя носит так много наших подруг и родственниц! Среди моих знакомых их столько, что если подавать записку о здравии, можно исписать несколько листков, постоянно повторяя одно и то же имя.

А вот святых христианок с именем Елена, которые, как говорится, на слуху, не так уж и много. Более всех известна православным, конечно же, мать Константина, равноапостольная Царица. К слову, большинство святых Елен тоже знатного происхождения – королевы, княгини и тому подобное. Интересная деталь… Но больше внимания хочется обратить на значение этого имени – «факел, свет». Все Елены, прославленные как святые, действительно пламенели верой и стремились нести людям свет, просвещать.

12 ноября – день памяти святой Елены, которая известна гораздо меньше, чем та, что когда-то отыскала среди оскверненных святынь Иерусалима Крест Христов. Эту святую, тоже Царицу, лучше всего знают в Сербии, потому как она – королева Сербская.

Читайте также:
Православие и гадание: отношение церкви и мнение священников к гаданиям на таро и на Святки, тонкости и нюансы

Прошло уже более 700 лет со дня обретения ее мощей и прославления в сонме святых и, видимо, за давностью лет возникли неточности и разночтения в описании образа Сербской королевы, ее трудов и обстоятельств жизни. В одних источниках она именуется преподобной, в других – праведной, а в иных просто святой. Где-то пишут, что в конце жизни она приняла постриг с именем Елисавета, а в других текстах – что с именем Елена. Но не эти детали жития Елены Сербской удивили крайне. Чем удивили? Какой-то несвойственной для строгого слога житий святых лиричностью, что ли, трогательностью. Ими, пожалуй, и поделюсь, не стремясь точно и подробно пересказать все житие.

Сербы до сих пор помнят и даже каждый год в мае устраивают красивый праздник в память о том, как король сербский Урош I всю долину реки Ибар, от Кральева до Рашки (а это около 270 километров), украсил цветами душистой сирени. Он повелел посадить ее здесь потому, что именно этим путем в Сербию должна была прибыть будущая королева. Не представляю, сохранилось ли хоть что-то из посаженного королем в те стародавние времена, но легенда гласит, что он желал, дабы Долина сирени стала для его французской невесты напоминанием о родном Провансе. Прошли века, а люди до сих пор вспоминают эти благоухающие сады вдоль живописной реки Ибар, как прекрасный дар любви и нежности.

Король желал, дабы Долина сирени стала для его французской невесты напоминанием о родном Провансе

У нас нет точных сведений о происхождении святой королевы Елены. Архиепископ Данило II, составивший самое подробное описание ее жизни, пишет, что «благочестивая и христолюбивая блаженная Елена была франкского рода, дочь славных родителей, пребывавших в богатстве и славе». Хотя имеются более конкретные указания, что она была принцессой, родственницей неаполитанского короля Карла I Анжуйского.

Хотя Елена Анжуйская и приняла Православие, но воспитана была в католичестве, и, будучи уже супругой короля Стефана Уроша I Неманича, правившего с 1243 по 1276 годы, немало милостей оказывала католическим монастырям, храмам и священнослужителям Сербии.

Монастырь Градац

Однако здесь вспоминается пример духовного пути Великой княгини Елисаветы Феодоровны, немецкой принцессы, которая, будучи лютеранкой, вышла замуж за русского князя, и со временем оценила красоту Православия и тоже стала святой.

Елена – одна из самых ярких королев балканского Средневековья – видимо, также блистала в далеком XIII веке и многочисленными талантами, и умом, и утонченной красотой, но еще – благочестием и щедростью к нуждающимся. Эта королева была не только одной из самых известных благотворительниц и просветительниц того времени, но и матерью пятерых детей, двое из которых – сербские правители Стефан Драгутин и Стефан Урош II Милутин – прославлены Православной Церковью в лике святых. Какой дивный букет добродетелей смогла сочетать эта женщина – и мудрой правительницы, и доброй матери, и благочестивой христианки, для всего нашедшей время и возможности.

Земная жизнь уже не королевы, а монахини завершилась 8 февраля 1314 г

Архиепископ Даниил II, прекрасно знавший святую при жизни, пишет о ней, что она была жена «незамутненной души и кроткого сердца», которая «всегда Богу молитвы приносила». Жертвы на строительство храмов и монастырей; приюты для сирот; школы для девочек из бедных семей, где они обучались рукоделию и получали хорошее приданое; сбор и переписывание книг; подаяния нищим; примирение враждующих; богатые дары монастырям Святой Земли, Афона, Синая – наверное, это далеко не полное описание ежедневных забот и занятий благочестивой королевы.

Но хочется сделать еще несколько акцентов в истории святой Елены. Незадолго до кончины она принимает постриг, в некоторых источниках говорится, что это была великая схима. Земная жизнь уже не королевы, а монахини завершилась 8 февраля 1314 г. Чин отпевания и погребения торжественно совершен в монастыре Градац, что расположен в древней Рашской области, на берегу реки Брвеница. Эта обитель – «задужбина» (пожертвование «за душу») Елены Анжуйской. И, как утверждают некоторые авторы, она стала первой женщиной средневековой Сербии, построившей себе «задужбину».

Спустя 3 года – в 1317-м году – Елена явилась во сне монаху монастыря Градац (тогда это был мужской монастырь, а в настоящее время – женский). Святая велела взять ее тело из земли и положить в храме. Что и было благоговейно исполнено 12 ноября того же года в присутствии епископа Рашского Павла. Когда монахи открыли гробницу, то увидали мощи святой Елены «яко в росе лежащи, цело и нерастлимо». Как в росе… От этих слов сразу возникает образ свежести, чистоты и какой-то трепетности, а не тления.

Тело святой королевы пребывало на одном и том же месте вплоть до начала XVII века, до вторжения на земли Сербии турок. Дальнейшая судьба святыни не известна. Однако сами сербы утверждают, что мощи святой до сих пор, вот уже семь веков, сокрыты все там же – под храмом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в монастыре, построенном самой Еленой во славу Божию и во спасение своей души.

Святые женщины в истории России

Тема исторической судьбы Родины не может не волновать сознательного гражданина любой развитой страны. Тем более справедливо это для современной России, вступившей в знаменательное для себя время, в обстановке острых внутренних и международных дискуссий, напряженного поиска своего «Я», своего исторического пути и, как сказал Баратынский, «лица необщего выраженья». При всей широте палитры религиозных взглядов россиян, их принадлежности или непринадлежности к какой-либо оформленной церкви, при рассмотрении этой тематики нельзя обойти вопрос о роли христианства православной конфессии в тысячелетней истории России.

В обобщенном мысленном облике исторической России-Руси существеннейшую, едва ли не доминирующую роль играют женские черты ( от -«твои прекрасные черты» — А.Блок, через «России неповторимые черты» — Б. Пастернак до многократного употребления тех же, ставших расхожей цитатой слов «твои прекрасные черты» современным автором портала «Стихи.ру»).

Святые покровительницы России

Как в среде православных распространено убеждение, что Пресвятая Богородица особо опекает Россию, так и среди почти 300 официально канонизированных РПЦ святых немало женщин. Вообще первым историческим деятелем Руси, принявшим христианство (еще до официального «крещения Руси», в 955 году в Константинополе) стала легендарная княгиня Ольга. Ею и открывается наш перечень святых покровительниц России. Эти женщины жили в разные эпохи – от 10 до 20 века н.э, их жизненные дороги очень различны и в разной степени известны нам. Разнообразны и источники этих сведений – от прошедших через века народных сказаний и уцелевших от пожаров, наводнений и вражеских набегов, полностью или малой частью, летописей и старинных повестей до архивных документов 20 века.

Читайте также:
Панихида по умершим: что это такое, как правильно заказать и написать записку, что нести в церковь

Основное, что объединяет этих почти во всем очень разных женщин:

  • их жизнь в разной степени подробно, но достоверно известна по каким-либо сохранившимся источникам;
  • их оценка в большинстве документов и народном мнении – от положительной до самой восторженно-благодарной;
  • их канонизация официально подтверждена общероссийской или региональной канцелярией РПЦ
  • В нижеследующем списке, упорядоченном по дата жизни («жития»), приводятся самые краткие сведения об этих святых деятельницах русской истории, по возможности с указанием на источник и «чин» канонизации в церковной терминологии.
  1. Княгиня Ольга (в крещении Елена) – единственная женщина в списке наиболее почитаемых –равноапостольных– российских святых. Жена князя Игоря, убитого древлянами в 945 г. за чрезмерные поборы в виде дани. В этот период Ольга и Игорь-язычники. Жестоко отомстив убийцам мужа, Ольга вступает в правление княжеством. Этот начальный период её жизни известен по трудам самого известного древнерусского летописца Нестора, чье имя стало нарицательным. Дальнейшее правление Ольги отмечено крупными строительными и административными мероприятиями (система погостов, начало упорядочивания сухопутных и речных путей и к4аменного строительства, фиксированный размер «полюдья»). В 955 году крещена в Константинополе под именем Елена, но её сын Святослав предпочел веру языческих предков, признана святой уже при своем внуке –Ярополке, а в 1547 г причислена к равноапостольным святым.
  1. Евфросиния Полоцкая (имя при рождении Предслава). Дочь витебского князя, она с детства явно тяготилась придворной жизнью. В 12 лет (1116 г.), отвергнув предложения о династическом браке, была тайно пострижена в Полоцком монастыре. Известна трудами в мужской обычно области – переписывании рукописных книг – и приобретением для Полоцкого собора почитаемой иконы Эфесской Богородицы. Принимала деятельное участие в организации церковного строительства и борьбе Полоцкого княжества за независимость. Умерла в 1167году, в пути, совершая паломничество в Иерусалим. Канонизирована в конце 19 века (1893 г.), причем без рассказов о посмертных чудесах.
  2. Феврония – полулегендарный персонаж, героиня типичного народного сказания о любви и исцелении воина, нарушившего обещание жениться на спасшей его девушке. О насланном свыше наказании за это, раскаянии и воссоединении любящей пары. О смуте в не признавшем простую девушку княгиней народе, изгнании, многолетних скитаниях любящей пары и, наконец, их возвращении в осознавший свою неправоту город. Затем они долго правили вместе, в старости постриглись в разные монастыри, а посмертно чудесно воссоединились в одном гробу. Известно, что реальное погребение супругов произошло в 1228 году. По указанию митрополита эта легенда была переработана в литературное произведение («Повесть о Петре и Февронии Муромских») к церковному собору 1547 г., где её герои и были канонизированы.
  3. Анна Кашинская, в постриге Софья. В её жизни (конец 13- 14 век) и посмертной судьбе ее останков ярко отразились тяжелые перипетии политической и религиозной борьбы этого времени. Была женой убитого в Орде князя Михаила Тверского, матерью его убитых там же через годы сыновей, бабушкой убитого внука. В документах за 1358 год упомянута как настоятельница Тверского женского монастыря, принявшая предсмертную схиму. Была канонизирована в 1665 году, деканонизирована в период борьбы с двуперстием (1677 г.) и возвращена в канон уже в 20 веке (1909 г.

Формат публикации позволяет лишь в кратком перечислении упомянуть такие известные в русской истории имена женщин, канонизированных в качестве святых, которым при сплошной нумерации описываемого перечня были бы сопоставлены разделы от 5 до 10.

  • Евдокия Дмитриевна (канонизированная как Евдокия Московская) – жена Дмитрия Донского, после его смерти – воспитательница его сыновей и блюстительница трона, прославленная также как инициатор широкого церковно-монастырского строительства.
  • Иулиания Лазаревская (эпоха Бориса Годунова).
  • Фрейлина двора Екатерины Второй Евдокия Вяземская, инсценировавшая свою смерть и после 10-летних скитаний поселившаяся в Серпуховском монастыре, где звалась «дурой Евфросинией», нося вериги и круглогодично обходясь без обуви. однако не ужилась и там! Завершающее десятилетие столь бурного жизненного пути провела в доме помещицы села Колюпаново. Еще современники отмечали ее умение предрекать будущее и целительский дар, но только в конце 20 века эта бывшая фрейлина была внесена в список (канон) тульских святых под именем Евфросинии Колюпановской.
  • Ксения Петербургская и Матрона Московская. Жизненные пути этих женщин роднят многие черты: незнатное происхождение; сравнительно невысокий официальный ранг как недавно канонизированных местных святых и значительно превышающая его народная популярность как подательниц помощи в болезни и несчастии; слабое здоровье и склонность к самоунижению и юродству. Ксения Петербургская (по мужу Петрова) родилась в первой половине 18 столетия, жила с мужем-придворным певчим в Петербурге. После смерти мужа впала в юродство — стала откликаться на его имя. Она раздала имущество беднякам и подарила дом знакомой, оговорив в качестве условия обязанность той пускать нуждающихся на ночлег. Дата смерти Ксении не зафиксирована в документах, канонизирована РПЦ как юродивая в 1988 году. Матрона Московская (Матрена)– едва ли не самая почитаемая в Москве святая. Матрена родилась слепой и физически слабой, так что мать даже хотела от неё отказаться. Но переменила это намерение, увидев во сне, сочтенным ею вещим, свою дочь в образе слепой голубки. И полученное пророчество подтвердилось: уже в 8 лет глубоко верующая девочка проявила свой дар предсказательницы и целительницы. В дальнейшей жизни эти её способности и желание помогать людям только укреплялись, а физическое здоровье таяло. К 18 годам у нее отнялись ноги. Большую часть жизни Матрона прожила у приютивших ее односельчан, скончалась в 1952 году, а в 1999 году была канонизирована как местночтимая святая.
  • И завершим этот поневоле краткий формат именем члена злодейски убитой последней императорской семьи России – княгини Елизаветы Федоровны Романовой. Старшая сестра жены Николая Первого Александры Федоровны; жена, а затем вдова убитого террористом-эсером его брата Сергея Александровича, она всегда уделяла силы благотворительности в области медицины и помощи раненым воинам, а во вдовстве целиком отдалась работе в основанной ею же Марфо-Мариинской обители. Вместе со многими своими родственниками Романовыми и их ближними она окончила жизнь в 1918 году на дне заброшенной угольной разработки в районе южноуральского городка Алапаевска, а в 1992 г., после краха Советской Власти, была причислена к лику святых Собора Новомучеников России.
Читайте также:
Грех чревоугодия в православии: что значит, опасность и причины греха, последствия и наказания, искупление и победа над грехом

Святые женщины в православии

Православная вера была верной спутницей славянских жен многие века. Но их кротость, преданность и мудрость в отношении своих мужей, детей и народа были продиктованы не только их личностными качествами, а прежде всего глубокой верой в нашего Творца. Именно благодаря вере обеспечивалось благополучие жителей, возводились церкви и монастыри, отвоевывались земли. За свои заслуги перед людьми и Господом нашим, многие из выдающихся женщин были причислены к лику святых.

Их путь не был выслан розами. Но они многого и не просили, откликались на любой зов о помощи, тяжко трудились, поддерживали всех страждущих и молились. Глубокая вера в Господа нашего была их основным спутником. Отстаивая свою веру, они страдали, их мучили, морили голодом и обрекали на многие другие страдания. Но молитва, а также глас Божий поддерживали их в самые тяжелые моменты и придавали сил.

Творец наш щедро наградил их, они могли видеть будущее, ощущать боль других и лечить. Многие из них обладали твердым характером и могли вести за собой целые народы. Их глас был слышен далеко, потому что во имя Господа они творили благие дела. Именно поэтому народ их помнит до сих пор, несмотря на то, что с даты смерти некоторых прошли многие века.

  1. Княгиня Ольга
  2. Святая Феврония
  3. Святая Иулиания Лазаревская
  4. Ксения Петербургская
  5. Матрона Московская

Княгиня Ольга

Жизнь женщин в 10 веке на Руси не была легкой. Они не имели своего мнения и подчинялись мужчинам, по большей части торговцам и воинам. Не было еще великой державы, отдельные волости были разъединены и объединяли их только торговые интересы, общий язык и обычаи варягов.

Но Ольга была красива и умна, а также наделена многими талантами, такими как мудрость, терпение, милосердие, целомудренность и дипломатичность. Господь щедро ее наградил, ведь ей была отведена весьма важная роль – стать прародительницей христианства на Руси. И ее крестный ход начался.

В 903 году она стала женой князя Игоря. Благодаря своему уму, а также терпению и красоте вскоре она стала не только любимой женой, но и советчицей князя, заняв 2-е место в политической иерархии. Во время долгих военных походов князя Ольга единолично правила страной и весьма успешно, народ ее любил.

Спустя 20 лет Игорь погиб в очередной стычке с древлянами, утешение Ольга нашла в христианской вере. Вскоре после гибели любимого мужа она приняла крещение в Византии и стала любимой сестрой Василевса. Ее вера была столь глубока, что она понесла ее по всей Руси, посещая все крупные города и веси.

Но Ольга понимала, что русичи в одночасье не перейдут в христианскую веру, поэтому она не только рассказывала о Боге, но и перераспределяла дань, равномерно распределяя полученные средства между страждущими. Ее милосердию не было границ, она оказывала помощь всем, кто в этом нуждался, причем подобное отношение к людям она сохранила до конца жизни.

По ее велению на Руси стали возводиться монастыри и храмы, что вело к распространению христианского учения. Ее сын Святослав не понимал стремлений матери, поэтому отказался сменить веру, но святое дело Ольги окончил ее внук Владимир, который можно сказать продолжил начатую Ольгой миссию уже после смерти в 969 году.

Через 25 лет ее внук Владимир извлек мощи Ольги, которые остались нетленными и торжественно поместил в Десятинной церкви. Поток страждущих к ее мощам был нескончаем, многие получили исцеление. В 1547 году Ольга была канонизирована православной церковью, более того стала первой женщиной, признанной равноапостольской святой. Ведь ей удалось практически невозможное, создать великую и сильную державу, объединив разрозненных варягов и отвернуть свой народ от язычества, подарив им веру в Христианство.

Святая Феврония

Женитьба на простой девушке из народа в 13 веке для правителя не считалась честью. Но Петр – князь Муромский сдержал свое слово. Феврония исцелила его от проказы, и он женился на ней. Бояре не приняли Февронию, считая ее происхождение оскорблением. Но Петр полюбил девушку за ее скромность и благочестие, а также мудрость, поэтому отправился в изгнание вместе с ней. Любимая жена была для него дороже Муромского престола.

После их отъезда город погрузился в смуту, бояре боролись за власть, повышались налоги, царило беззаконие. Гнев Божий настиг Муром, и бояре взмолились о помощи, они направили к супругам послов с просьбой вернуться. Петр и Феврония вновь воцарились на троне Муромском и их правление, проходившее под знамением милосердия, доброты и любви к ближним стало притчей во языцех, дошедшей и до наших дней.

Перешли в мир иной Петр и Феврония в один день спустя четверть века. За благие дела они были причислены православной церковью к лику святых. А благодаря их верности и терпению, а также великой любви друг к другу они стали прообразом христианского супружества и покровителями брачующихся.

Святая Иулиания Лазаревская

Видеть в людях доброту и Божью искру, несмотря на все их недостатки, может не каждый, но Иулиания обладала именно этим даром. Она рано потеряла родителей и воспитывалась тётей. Братья и сестры обижали ее и насмехались, но она с покорностью и кротостью сносила все их нападки. Все свои дни она проводила в молитвах и тяжком труде. Она шила одежду для бедных, вдов и сирот, была весьма почитаема простым людом к удивлению ее родственников.

В 16 лет ее выдали замуж. Ее муж Георгий был хорошим и праведным человеком, он уважал свою жену. Но он был вельможей и подолгу отсутствовал, выполнял свои обязанности, в то время как его верная жена оставалась дома в их родовом поместье в селе Лазареве. Изменение семейного статуса не изменило ни взглядов, ни привычек юной девушки.

Она по-прежнему отдавала всю себя заботам о ближних, много шила, молилась и занималась благотворительностью, но тайком от своих свекров. Она раздавала хлеб и небольшие суммы денег, которые удавалось сэкономить или выручить от продажи своего рукоделия. Посещала больных, лечила их и омывала, провожая в последний путь. Себе же она отказывала даже в малости, нося сапоги на босу ногу даже в лютые морозы.

Когда в село пришел голод, она посетовала свекрови на возросший аппетит. Ей стали выделять еду не только на день, но и ночь. Но еда предназначалась не ей, каждый кусочек хлеба Иулиания передавала страждущим. Однако ее добросердечность заключалась не только в помощи ближним своим. Иулиания всеми силами старалась сохранить мир в семье, при любой ссоре всегда брала вину на себя, считая себя великой грешницей.

Читайте также:
Молитвенное правило: как нужно молиться утром и перед сном, утренние и вечерние молитвы

Вскоре пришел на Русь вселенский голод. Иулиания раздавала съестное, пока оно не окончилось, а потом стала печь хлеб из лебеды и коры. Сии дары милости, по мнению страждущих, были самыми вкусными и сладкими, поток их не иссякал. За два года тяжких трудов Иулиания ни разу не пожаловалась на усталость, она всегда была рада оказать помощь любому, кто к ней обратиться.

В 1603 году на закате своих дней Иулиания отошла в мир иной. Когда ее душа поднималась на небеса, вокруг ее головы образовалось свечение. Ее сын похоронил мать возле ранее умершего отца и возвел над ними церковь. Спустя 10 лет умер сын блаженной и родственники, готовя место для его погребения, нашли гроб Иулиании. Место отдохновения праведницы было нетронутым, а гроб полон благоухающего миро, коим исцелилось впоследствии множество людей.

Ксения Петербургская

О первых годах жизни Ксении мало что известно, но это не так важно, ведь помнят ее за добрые дела и милосердие. В 26 лет Ксения осталась вдовой. Ее муж – певчий придворного хора умер внезапно, не успев принять христианского покаяния. И эту миссию возложила на себя его жена, став юродивой. Она раздала все свое имущество, переоделась в одежду мужа и стала откликаться только на его имя – Андрей Федорович.

Поначалу ее бродяжничество, внешний вид и странное поведение вызывали лишь насмешки, которые Ксения сносила с кротостью и покорностью. Но вскоре мнение горожан изменилось, люди поняли, что она не обычная бродяжка. Милостыню она брала не у всех, да и полученные деньги она себе не оставляла, а сразу же передавала нуждающимся.

Днем она бродила по Петербургу, а ночью выходила в поле и молилась за всех горожан, отдавая поклоны во все стороны света. Постепенно петербуржцы стали замечать, что в ее словах есть скрытый смысл, а ее прикосновение не только приносит удачу торговцам, но и исцеляет простой люд. Где бы она не появлялась, горожане наперебой предлагали ей свои товары и вели для благословения детей.

45 лет длилось покаяние Ксении Петербургской, и за этот срок она сделала много добрых дел, за прозорливость, милосердие и самоотверженность жители Санкт-Петербурга почитали ее уже при жизни. После кончины Ксении ее погребли возле церкви, которую она помогала строить. Но ее могила не осталась забыта, уже более века люди приходят в часовню, которая возведена на ее останках для молитвы и решения насущных проблем, и она слышит каждого.

Матрона Московская

Матронушка появилась на свет в 1881 году в семье крестьян в Тульской губернии. Она была 4-м ребенком, и ее рождение не было радостью для бедной семьи с тремя детьми. Еще до рождения Матроны, ее матушка хотела передать ребенка в приют, но ей приснился вещий сон, где белая голубка с человеческим лицом, но закрытыми глазами села ей на правую руку.

И дитя осталось в семье, несмотря на то, что родилось слепым. Бог избрал Матронушку еще до ее рождения и уготовил тяжелую судьбу, полную лишений, но свой крест она несла со смирением и покорностью. Уже во время крещения священник заменил свечение вокруг ее тельца и предсказал, что сия девочка будет святой.

Из-за слепоты Матрона не могла играть с детьми, да они ее и не звали, а по большей части издевались. Но она не обижалась, ее любимым местом была церковь, где она буквально жила, зная все молитвы и песнопения. Матрона была мудра и прозорлива с раннего детства. Уже к 8 годам она чувствовала приближение опасности и могла не только читать мысли других, но и видеть их прегрешения.

Молясь за людей, Матрона их исцеляла. Столько редкий дар не мог остаться незамеченным и к избе семьи потянулись страждущие. Для каждого у Матронушки находилось доброе слово и мудрый совет, а также Божье слово, коим она поднимала на ноги даже лежачих больных. Но чтобы не делала Матронушка, молитва была ее основным спутником, а также Божья благодать.

В юности Матронушка много путешествовала. Дочь местного помещика была очень благочестива и часто отправлялась в паломничество, приглашая Матрону с собой. Но юность оканчивалась, и впереди юную Матрону ожидало большое несчастье, о котором она знала. Она сама говорила, что к ней подойдет женщина и после ее прикосновения ноги отнимутся. Так и произошло, но Матрона, будучи 17 летней девушкой не отвернулась от беды, а приняла ее стойко, ведь это Воля Божья.

Вскоре родители Матроны умерли, а ее братья и сестры не пожелали ухаживать за калекой. Ее выгнали. Добрые люди помогли ей добраться до Москвы, где она и скиталась по разным углам. Но где бы она не поселилась, о ее прибытии тут же узнавал простой люд и буквально толпами тянулся за помощью. А ведь время было тяжелое, революция, репрессии в отношении Божьих людей и сплошное безбожие.

Матрона практически не спала, прикорнет на маленьком сундучке в уголочке ненадолго, а потом просыпается и истово молится за грехи всего человечества, затем принимает больных и опять молится. Так прошла вся ее жизнь в молитвах и заботе о больных и страждущих. Она принимала по 40 человек в день и видела их буквально насквозь, лукавых выгоняла, а несчастных привечала и поила святой водой.

Но она не только исцеляла и зрила будущее, но и давала дельные советы, будучи не зрячей и не грамотной, Матрона могла рассказать обо всем на свете и как солнышко выглядит и какие улицы и дома. Бог наградил ее внутренним зрением, возможности которого безграничны, как и у мысли.

Но Матрона не только помогала людям, прежде всего она несла слово Божье и боролась за каждую душу. Матронушка учила молитвам, говорила о том, что нужно посещать церковь и верить в Бога и его милость. В мае 1952 года Матрона умерла и была похоронена на Даниловском кладбище возле Московского храма. Ее могила стала местом поклонения. Она еще при жизни говорила: Приходите, я всех услышу. Всем помогу. И она слышит.

Святые женщины в православии

Православная вера на протяжении многих веков была верным спутником славянских жен. Но их кротость, преданность и мудрость по отношению к своим мужьям, детям и людям были продиктованы не только их личными качествами, но, прежде всего, их глубокой верой в нашего Создателя. Именно благодаря вере обеспечивалось благополучие жителей, возводились церкви и монастыри, завоевывались земли. За свои заслуги перед народом и нашим Господом многие выдающиеся женщины были причислены к лику святых.

Читайте также:
Нимб у святых на иконах: значение в православии, история и версии появления, виды и отличия

Их путь не послали розы. Но они не просили многого, они отвечали на любой призыв о помощи, они много работали, они перенесли все страдания и они молились. Их главным спутником была глубокая вера в нашего Господа. Защищая свою веру, они страдали, мучили, морили голодом и осуждали многие другие страдания. Но молитва, как и голос Бога, поддерживала их в самые трудные моменты и придала им силы.

Наш Создатель щедро вознаградил их, они смогли увидеть будущее, почувствовать чужую боль и исцелить. Многие из них обладали сильным характером и могли руководить целыми народами. Их голос был слышен издалека, потому что во имя Господа они поступали хорошо. Именно поэтому люди до сих пор их помнят, несмотря на то, что со дня смерти некоторых прошло много веков.

  1. Княгиня Ольга
  2. Святая Феврония
  3. Святая Иулиания Лазаревская
  4. Ксения Петербургская
  5. Матрона Московская

Княгиня Ольга

Жизнь женщин в 10 веке на Руси была непростой. У них не было своего мнения и они подчинялись людям, в основном торговцам и воинам. Еще не было великой державы, отдельные стаи разделялись и объединялись только коммерческими интересами, общим языком и обычаями варягов.

Но Ольга была красивой и умной, а также обладала многими талантами, такими как мудрость, терпение, милосердие, целомудрие и дипломатия. Господь щедро наградил ее, ведь ей была отведена очень важная роль: стать родоначальницей христианства на Руси. И его шествие началось.

В 903 году она стала женой князя Игоря. Благодаря своему уму, а также терпению и красоте она вскоре стала не только любимой женой, но и советницей князя, заняв 2-е место в политической иерархии. Во время долгих военных походов князя Ольги одна она правила страной и очень успешно ее любили.

спустя 20 лет Игорь погиб в очередной стычке с древлянами, Ольга нашла утешение в христианской вере. Вскоре после смерти любимого мужа она крестилась в Византии и стала любимой сестрой Василео. Ее вера была настолько глубока, что она объехала всю Россию, посетив все крупные города и села.

Но Ольга понимала, что русские не перейдут в христианскую веру в одночасье, поэтому не только говорила о Боге, но и перераспределяла дань, равномерно распределяя полученные средства между страждущими. Его милосердию не было предела, он оказывал помощь всем, кто в ней нуждался, и он сохранял подобное отношение к людям до конца своей жизни.

По его велению в России стали возводиться монастыри и храмы, что привело к распространению христианского учения. Ее сын Святослав не понимал стремлений матери, поэтому отказался сменить веру, но святое дело Ольги завершил ее племянник Владимир, который, можно сказать, продолжил миссию, начатую Ольгой после ее смерти в 969 году.

Через 25 лет его племянник Владимир восстановил мощи Ольги, которые остались нетленными и торжественно помещены в Храм Десятины. Поток пострадавших за его мощи был бесконечен, многие исцелились. В 1547 году Ольга была канонизирована Православной Церковью, более того, она стала первой женщиной, признанной равной апостольской святой. Ведь удалось практически невозможно создать великую и сильную державу, объединив разрозненных варягов и дистанцируя их народ от язычества, дав им веру в христианство.

Святая Феврония

Брак с обычной девушкой в ​​народе в 13 веке не считался честью для правителя. Но Муромский князь Петр свое слово сдержал. Феврония вылечила его от проказы, и он женился на ней. Бояре не приняли Февронию, посчитав ее происхождение оскорблением. Но Пьетро влюбился в девушку за ее скромность и набожность, а также за ее мудрость, поэтому он отправился с ней в изгнание. Любимая жена была ему дороже муромского престола.

Рекомендуемая литература: Икона Петра и Февронии

После их отъезда город погрузился в смятение, бояре боролись за власть, налоги увеличились, воцарился беспредел. Божий гнев охватил Мура и бояре помолились о помощи, они отправили к молодоженам послов с просьбой вернуться. Петр и Феврония снова воцарились на престоле Мурома, и их правление, прошедшее под знаком милосердия, доброты и любви к ближнему, стало наречием города, сохранившимся до наших дней.

Петр и Феврония ушли в другой мир через четверть века. За добрые дела они были канонизированы Православной Церковью. И благодаря своей верности и терпению, а также большой взаимной любви они стали прообразом христианского брака и покровителями супругов.

Святая Иулиания Лазаревская

Не все видят в людях доброту и искру Божью, несмотря на все их недостатки, но Юлиана обладала именно этим даром. Вскоре она потеряла родителей, и ее воспитывала тетя. Ее братья и сестры оскорбляли и насмехались над ней, но она терпела все их нападки со смирением и кротостью. Он проводил все свои дни в молитвах и тяжелом труде. Она шила одежду для бедных, вдов и сирот, к удивлению родных, пользовалась большим почитанием в простонародье.

В 16 лет вышла замуж. Ее муж Георгий был порядочным и порядочным человеком, уважал жену. Но он был дворянином и долгое время отсутствовал, выполняя свои обязанности, а его верная жена оставалась дома в родовом имении в селе Лазарево. Изменение семейного положения не изменило ни взглядов, ни привычек молодой женщины.

Она по-прежнему полностью посвятила себя заботе о соседях, много шила, молилась и занималась благотворительностью, но тайно от свекра. Он раздавал хлеб и небольшие суммы денег, которые мог сэкономить или заработать на продаже своих артефактов. Он навещал больных, лечил и умывал их, приветствуя их в последний путь. Также она немного отказывала себе, даже в лютые морозы носила босоножки.

Когда в деревне случился голод, она пожаловалась свекрови на повышенный аппетит. Ей стали кормить не только на день, но и на ночь. Но еда была не для нее, Юлиана передавала страждущим каждый кусок хлеба. Однако его доброта заключалась не только в помощи соседям. Юлиана всячески старалась сохранить мир в семье, в каждой ссоре всегда брала на себя вину, считая себя большой грешницей.

Вскоре в России наступил всеобщий голод. Джулиана раздавала еду, пока она не была готова, затем приготовила киноа и коровой хлеб. Эти дары милосердия, по мнению страждущих, были самыми вкусными и сладкими, поток их не иссякал. За два года упорного труда Юлиана ни разу не жаловалась на усталость, всегда была рада помочь любому, кто к ней пришел.

Читайте также:
Толковая Библия Лопухина: авторство и описание, содержание

В 1603 году, в конце своих дней, Джулиана уехала в другой мир. Когда его душа вознеслась на небеса, вокруг его головы образовалось сияние. Его сын похоронил мать рядом с ранее умершим отцом и построил над ними церковь. Спустя десять лет сын блаженной скончался, и родственники, готовившие место для ее захоронения, нашли гроб Джулианы. Место упокоения праведницы осталось нетронутым, а гробница была наполнена благоухающей мазью, которой впоследствии были исцелены многие люди.

Ксения Петербургская

О молодости Ксении известно немного, но это не так важно, потому что ее помнят за добрые дела и милосердие. В 26 лет Ксения овдовела. Ее муж, певчий, внезапно скончался, не успев принять христианское покаяние. И эту миссию взяла на себя его жена, став безумным святым. Она раздала все свое имущество, переоделась в одежду мужа и стала откликаться только на его имя — Андрей Федорович.

Поначалу ее странствия, ее внешний вид и странное поведение вызывали только насмешки, которые Ксения переносила с кротостью и смирением. Но вскоре мнение горожан изменилось, люди поняли, что она не нормальная странница. Она не от всех принимала милостыню и полученные деньги не оставляла себе, а сразу передавала нуждающимся.

Рекомендуемая литература: Молитвы Ксении Петербургской

Днем он бродил по Петербургу, а ночью выходил в поля и молился за всех горожан, кланяясь всем концам света. Постепенно петербуржцы стали замечать, что в его словах есть скрытый смысл, а его прикосновение не только приносит удачу купцам, но и лечит простых людей. Где бы она ни появлялась, горожане соревновались, предлагая ей свои товары, и приводили ее, чтобы благословить детей.

покаяние Ксении Петербургской длилось 45 лет, и за это время она совершила много добрых дел, за ее проницательность, милосердие и самоотверженность петербуржцы чествовали ее всю жизнь. После смерти Ксении ее похоронили возле церкви, которую она помогла построить. Но ее могила не забыта, вот уже более века люди приходят в часовню, воздвигнутую на ее останках, чтобы молиться и решать насущные проблемы, и она всех слушает.

Матрона Московская

Матронушка родилась в 1881 году в крестьянской семье в Тульской губернии. Она была четвертой дочерью, и ее рождение не было радостью для бедной семьи с тремя детьми. Еще до рождения Матрены мать хотела передать ребенка в детский дом, но ей приснился вещий сон, в котором белый голубь с человеческим лицом, но с закрытыми глазами сидел на ее правой руке.

И ребенок остался в семье, несмотря на то, что родился слепым. Бог избрал Матронушку еще до ее рождения и уготовил нелегкую, полную трудностей судьбу, но нес свой крест со смирением и послушанием. Уже во время крещения священник заменил свечение вокруг ее теленка и предсказал, что эта девушка будет святой.

Из-за своей слепоты Матрона не могла играть с детьми, и они не звали ее, но по большей части смеялись над ней. Но он не обиделся, его любимым местом была церковь, где он буквально жил, зная все молитвы и песни. Матрона с раннего детства была мудрой и проницательной. Уже в 8 лет он чувствовал приближение опасности и мог не только читать мысли других, но и видеть их грехи.

Молясь за людей, Матрона исцеляла их. Такой редкий подарок не мог остаться незамеченным, и пострадавшие обратились к семейной избе. У Матронушки было доброе слово и мудрые советы для всех, а также слово Божие, которым она поднимала на ноги даже прикованных к постели больных. Но что бы ни делала Матронушка, ее главным спутником была молитва, как и благодать Божия.

В молодости Матронушка много путешествовала. Дочь местного помещика была очень набожна и часто совершала паломничество, приглашая с собой Матрону. Но юность ее подходила к концу, и перед молодой Матроной ее ждало большое несчастье, о котором она знала. Сама она сказала, что к ней придет женщина и после ее прикосновения у нее заберут ноги. Так и случилось, но Матрона, будучи 17-летней девушкой, не отворачивалась от беды, а твердо ее приняла, потому что это Воля Бога.

Вскоре родители Матроны умерли, а братья и сестры не захотели ухаживать за калекой. Ее выгнали. Добрые люди помогли ей добраться до Москвы, где она скиталась по разным уголкам. Но где бы он ни поселился, обычные люди сразу узнали его приезд и буквально толпами обратились за помощью. Но погода была тяжелая, революция, репрессии против Божьего народа и чистое нечестие.

Матрона практически не спала, немного дремала на сундучке в углу, потом проснулась и искренне помолилась за грехи всего человечества, потом приняла больных и снова помолилась. Таким образом, вся его жизнь была проведена в молитвах и заботе о больных и страдающих. Он принимал по 40 человек в день и буквально видел их всю дорогу, изгонял нечестивых, приветствовал несчастных и давал им святую воду.

Рекомендуемая литература: Молитвы Матронушке Московской

Но она не только исцеляла и видела будущее, но и дала дельный совет, будучи слепой и неграмотной, Матрона могла рассказать все на свете и как выглядит солнце, какие улицы и дома. Бог наградил ее внутренним видением, возможности которого безграничны, как и мысль.

Но Матрона не только помогала людям, она особенно несла слово Божие и боролась за каждую душу. Матронушка учила молитвам, говорила о необходимости ходить в храм и верить в Бога и Его милость. В мае 1952 года Матрона скончалась и была похоронена на Даниловском кладбище возле Московской церкви. Его могила стала местом поклонения. При жизни он сказал: приходите, я всех послушаю. Я всем помогу. И она чувствует.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: