Таинство Крещения ребенка и взрослого: правила и порядок обряда, что нужно знать родителям и крестным

Крещение ребенка: правила, советы и практические вопросы

Как крестить ребенка? Какие существуют правила обряда крещения? Сколько это стоит? На эти и другие вопросы Вам ответит редакция портала «Православие и мир».

Крещение ребенка

Если жизнь ребенка в опасности

Крестить ли зимой

Сколько платить? И зачем платить?

Обязательно ли называть по святцам

Где крестить?

Фотографирование на крещение

Если Вы решите нанять на крестины фотографа, обязательно узнайте заранее разрешат ли ему снимать, использовать вспышку. Некоторые батюшки очень негативно относятся к съемкам Таинств и вас может ждать неприятный сюрприз.
Как правило, нигде фото и видео-съемку не запрещают. Фотографии с крещения — большая радость на долгие годы для всей семьи, так что если в храме снимать нельзя, то надо поискать храм, где снимать можно (но даже в старообрядческих храмах разрешают снимать на крестинах)
В некоторых случаях ребенка можно крестить и дома. Главное договориться об этом с батюшкой.

Крестные

Кто может и не может быть крестным — это самый частый вопрос. Можно ли беременной/незамужней/неверующей/бездетной крестить девочку и т.д. — количество вариаций бесконечно.

Ответ простой: крестный должны быть человеком

— православным и церковным (ОН отвечает за воспитание ребенка в вере);

— не родителем ребенка (крестные должны в случае чего родителей заменить);

— нельзя быть мужу и жене крестными одного малыша (или тем, кто собирается пожениться);

— крестным не может быть монашествующий.

Вопреки распространенному мнению, совсем не обязательно, чтоб крестных было двое. Достаточно и одного: женщины — для девочек и мужчины — для мальчиков. Подробнее про крестных, их права-обязанности итд можно прочитать тут.

Беседа перед крещением

Теперь — это обязательно. Для чего? Чтобы крестить тех, кто верит во Христа , а не тех, кто приходит, чтобы «ребеночек_болеет_надо_бы_покрестить_а_то_сглазят_а_мы_же_русские_и_православные».

На беседу прийти надо, это не экзамен. обычно священник рассказывает о Христе, Евангелии, напоминает, что Евангелие надо прочитать самостоятельно Выглядит это как-то вот так.

Зачастую необходимость беседы вызывает негодование у родственников и многие пытаются их «обойти». Кто-то, жалуясь на недостаток времени, а то и просто желания, ищет священников, которые могут пренебречь этим правилом. Но в первую очередь эта информация нужна самим крестным, ведь предлагая им стать крестными своего ребенка вы налагаете на них большую ответственность и неплохо бы было им об этом узнать. Если крестные не хотят тратить на это время, то это повод для вас задуматься, а нужны ли ребенку восприемники, которое не могут пожертвовать ради него всего парой своих вечеров.

Если крестные живут в другом городе и могут приехать только в день таинства, то беседы они могут пройти в любом храме, в котором удобно. По окончании им дадут справку с которой они смогут участвовать в таинстве где угодно.

Очень хорошо крестным, если они еще не знают, выучить Символ Веры — эта молитва трижды читается во время крещения и, вполне вероятно, что и крестных попросят ее прочитать.

Что купить?

Для крещения ребенку нужна новая крестильная рубашка, крестик и полотенце. Все это можно купить в любой церковной лавке и, как правило, это задача крестных. Крестильная рубашечка потом хранится вместе с другими памятными вещами малыша. В зарубежных магазинах есть целая линия потрясающе красивой одежды для крещения, можно использовать и какой-то красивый комплект на выписку.

Имя при крещении

Узнайте заранее каким именем будут крестить ребенка. Если имени ребенка нет в святцах, заранее подберите близкое по звучанию (Алина — Елена, Жанна — Анна, Алиса — Александра) и скажите об этом священнику. А то иногда имена даются странно. Одну мою знакомую Жанну крестили Евгенией . Кстати, иногда в святцах есть и неожиданные имена, скажем. Эдвард — есть такой православный британский святой (правда потом все сотрудницы храма не будут верить, что есть такое православное имя). В церковных записках и при совершении других Таинств нужно будет использовать имя, данное при крещении. Исходя из него же будет определятся, когда у ребенка день Ангела и кто у него небесный покровитель.

Мы приехали в храм, что дальше?

В церковной лавке Вас попросят оплатить пожертвование за крещение. Перед таинством ребеночка лучше покормить, чтоб ему было комфортнее и спокойнее.

Кормить в храме МОЖНО, хорошо для этого быть в кормительной одежде или иметь с собой фартук. Если нужно уединение — можно попросить кого-то из сотрудниц храма подыскать укромное место.
Единственное — если малыш кормится долго, лучше иметь с собой бутылочку-поильник-шприц с едой, чтобы не получилось так, что малыш проголодался в середине службы и надо или ждать полчаса, пока он поест или он будет плакать от голода.

Во время таинства ребенка держат на руках крестные, родители могут только наблюдать. Продолжительность Крещения обычно около часа.

Полезно заранее ознакомиться с тем, что будет происходить на службе, чтобы понимать смысл происходящего. Вот схема богослужения святого Крещения.

А вот мам на крещение пускают не везде — лучше тогда этот вопрос заранее уточнить.

Холодная вода?

В купели вода ТЕПЛАЯ. Сначала туда обычно заливается горячая вода, перед Таинством ее разбавляют холодной. Но вода в купели теплая :)

О том, чтобы вода была теплая, позаботятся служащие храма, которые ее набирают — они не меньше вашего не хотят, чтоб ребеночек замерз. После окунания ребенка не сразу удастся одеть, и тут опять стоит упомянуть, о том , что совсем маленьких крестить хорошо в отдельных помещениях а не в самом храме, где прохладно даже летом. В любом случае — не переживайте, все происходит быстро и замерзнуть ребенок не успеет.

Читайте также:
Рай в православии: что такое, описание рая в Библии, как туда попасть и что нужно делать

Должен ли ребенок носить крестик постоянно?

Часто родителей волнует вопрос безопасности ношения ребенком крестика. Кто-то боится что ребенок может пострадать от верёвки или ленточки, на которой крестик висит. Многие волнуются, что ребенок крестик может потерять или его могут украсть, например, в саду. Как правило крестик носят на недлинной тесемочке, которая нигде не может запутаться. А для детского сада можно заготовить специальной недорогой крестик.

А говорят, что….

Крещение, как и многое другое в нашей жизни окружено множеством глупых суеверий и предрассудков. Старшие родственники могут добавить забот и волнений рассказами о плохих приметах и запретах. Любые сомнительные вопросы лучше прояснять со священником, не доверяя, пусть даже очень опытным, бабушкам.

Можно ли отмечать крещение?

Вполне логично, что родственникам, которые соберутся на Крещение, захочется продолжить праздник дома или в ресторане. Главное, чтоб во время праздника не забыли повод из-за которого все собрались.

Как проходит Крещение ребенка в православной церкви

В храмах с крещальней (баптистерием) крещение проводится именно в этом специальном помещении со святой купелью, которое представляет собой отдельное здание или пристройку к церкви. В большинстве же случаев крещение ребенка проходит непосредственно в храме путем троекратного погружения в чашу или обливанием святой водой через голову. С точки зрения фотосъемки лучше выбирать церковь, где крестят в основном храме и выбирать будний день, чтобы было меньше людей.

Подготовка к таинству – что нужно знать

Дату для крещения можно выбирать любую, так как таинство разрешено проводить на Великие Божественные праздники, и в периоды постов. Учесть только стоит следующее:

Крестным родителям перед крещением обязательно нужно пройти огласительные беседы, исповедаться и причаститься. За три дня до таинства необходимо соблюдать пост: не употреблять пищу животного происхождения, не сквернословить, не вступать в интимную близость.

Подготовка к крещению девочки

Главным восприемником для девочки является крестная мама. Она принимает малышку от купели и держит ее на руках до окончания обряда. В ее обязанность входит приготовить новое белое полотно ( крыжму ) , чтобы вытереть ребенка после окунания. Летом это может быть пеленка, зимой – махровое полотенце или теплая фланелевая простынка. Для новорожденных лучше выбрать модели с уголком-капюшоном, чтобы более плотно прикрыть мокрую головку и промокнуть влажные волосики.

Крестной маме также необходимо купить белую крестильную рубашку и головной убор , которые надевают срезу после купели, как символ чистоты и безгреховности души. Для девочки можно выбрать платье . Крой одежды должен быть выполнен так, чтобы обеспечивать доступ к груди, рукам и ногам для миропомазания.

Нательный крестик полагается купить крестному отцу. Изделие может быть из серебра , золота или менее драгоценных металлов и даже деревянным. К крестику необходимо подобрать веревочку или цепочку. Для новорожденных шнурок с застежкой предпочтительнее, поскольку более приятен к телу.

Подготовка к крещению мальчика

Подготовка к крещению мальчика проходит аналогичным образом. Крестильное полотенце и рубашку приобретает крестная мама, крестик необходимо купить крестному отцу.

После окунания в купель мальчика принимает в крыжму крестный, как главный восприемник. После облачения в крестильную одежду держит ребенка на руках также крестный отец.

Кроме того, крестному отцу нужно быть готовым оплатить обряд крещения.

Как проходит крещение ребенка в церкви – основные этапы обряда

Таинству крещения предшествует чин наречения именем.

  • Если имя крещаемого значится в Святцах, то батюшка выбирает небесного покровителя из списка святых с таким же именем.
  • Если имя, которым назван ребенок, нет в православном календаре, то подбирают созвучное ему, например, Егор – Георгий, Марьяна – Мариамна.
  • Когда похожего имени нет, то нарекают именем святого, которого почитают в день рождения малыша.

Оглашение

Перед таинством ребенка полностью раздевают и держат в одних пеленках. Если в храме прохладно, то разрешается некоторую одежду оставить, оголив грудку, ручки и ножки.

Само таинство крещения начинается чином оглашения. Священник возлагает руку на крещаемого и произносит слова молитвы, в которой просит Бога разрешить крещаемому приступить к Его имени Господнему и заручится Его защитой.

Отречение от дьявола и сочетание с Христом

По церковной традиции вместо младенца восприемники отрекаются от диавола и сочетаются с Христом.

Вначале священник просит крестных родителей с крещаемым повернуться на запад, став спиной к алтарю (символически эта сторона считается обителью сатаны) и произнести слова отречения от дьявола и его злых деяний, затем дунуть и плюнуть в знак презрения нечистого. После батюшка говорит повернуться к востоку, к стороне Господа, и дать согласие на сочетание с Христом. Данный этап завершается прочтением молитвы «Символ веры» , которую крестным необходимо знать наизусть и понимать ее смысл.

Само Крещение

Далее батюшка проводит освящение елея и воды в купели. Перед погружением младенца в купель елеем помазывает грудь, ушки, руки, ноги, чтобы укрепить ребенка на борьбу с дьяволом, которую православному христианину придется вести на протяжении всей жизни.

Наступает кульминация таинства:

Миропомазание

Сразу после крещения следует таинство Миропомазания, наделяющее новокрещенного благодатной силой Святого Духа:

  • Кистью, смоченной священным благоуханным маслом, батюшка наносит крестики на лицо и другие части тела с произнесением слов «Печать дара Духа Святого. Аминь».
  • Затем священник с восприемниками и новокрещенным три раза обходят купель, после чего батюшка омывает и обтирает миро с тела ребенка, проговаривая: «Ты крестился, просветился, миропомазался, освятился, омылся, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».
  • Завершается обряд крещения крестовидным пострижением волос с головы ребенка в знак служения Богу со словами: «Постригается раб Божий (раба Божия) (Имя), во имя Отца и Сына и Святого Духа». Священник состригает небольшие локоны волос с четырех сторон головы, скатывает их в шарик с воском, который после опускает в купель.
Читайте также:
Женское священство: возможно или нет, мнение священников, проблемы и споры, особенности

В заключение читается молитва о восприемнике и новокрещенном, упоминая имя небесного покровителя ребенка, сугубая ектения и отпуст.

Воцерковление

Над крещеным ребенком после 40-го дня от рождения проводится чин воцерковления. Батюшка трижды приподнимает младенца и изображает им крестное знамение в притворе храма, посреди храма и у Царских Врат со словами: «Воцерковляется раб Божий (раба Божья) во имя Отца и Сына, и Святого Духа».

Далее чинопоследование для девочек и мальчиков разнится:

Причастие

Иногда причастие проходит сразу после крещения, но чаще всего священник приглашает родителей прийти с ребенком в другой день, например, через неделю. В назначенный день маме с малышом разрешается подойти ближе к окончанию утренней службы, после которой следует Причащение, где младенца причащают вином (Кровью Христа).

Сколько длится обряд крещения

Длительность обряда зависит от количества крещающихся. Индивидуальное таинство занимает около 40 минут, групповое – до 1 часа.

Особенности крещения детей разного возраста

Крещение ребенка возрастом от 7 до 14 лет (отрока) проводится схожим образом, как и у взрослых. Ему также нужно пройти огласительные беседы, выучить молитвы, выполнить подготовку к обряду: посетить службу в храме, выдержать трехдневный пост (при отсутствии медицинских противопоказаний).

Согласие на проведение таинства должен дать и сам ребенок, и его родители. Самостоятельно решить принять крещение могут дети старше 14 лет. Согласие родителей для этого не потребуется.

По церковным канонам, детям до 12 лет, чтобы принять крещение, нужны восприемники. В случае с младенцами крестные произносят обеты вместо крестников, в случае со старшими детьми – поручаются за их слова перед Господом.

Сам обряд крещения отроков в одних храмах может проводиться путем полного погружения, в других – через обливание через голову (когда размер чаши недостаточный). В случае окунания в купель ребенку разрешено погружать в нательном белье. Девочке-подростку рекомендуется надеть маечку. После ребенка обтирают и переодевают в крестильную одежду, в которой он пребывает до окончания обряда.

Набор крестильных принадлежностей для подростка включает:

  • полотенце (крыжму);
  • рубашку или сорочку;
  • косынку (для девочки);
  • нательный крест;
  • тапочки.

Видео: как проходит таинство крещения ребенка

Запечатлеть светлое таинство на видео в некоторых храмах можно только с благословения батюшки, поэтому согласовать данный вопрос необходимо заранее.

Что нужно для крещения

Приблизительное время чтения: 10 мин.

Таинство крещения — начало жизни христианина. Подготовка к этому событию должна быть максимально серьезной и осмысленной, как со стороны того, кто принимает крещение, так и со стороны его крестных и близких людей. Мы собрали самые главные вопросы читателей о таинстве вхождения человека в христианскую традицию и задали их протоиерею Алексию Митюшину, настоятелю храма Живоначальной Троицы в Кожухово.

Что нужно знать крестному отцу и крестной матери?

В первую очередь крестному отцу и крестной матери нужно знать веру Христову и, более того, жить этой верой. Потому что наша вера не столько в наших словах, сколько в наших делах, в самой нашей жизни. Если крестные не живут верой, каким образом они смогут открыть веру своему крестнику? В современной церковной практике в большинстве случаев крестные имеют возможность только молиться за своих крестников, а воспитывают их родители. Поэтому родителями, как и крестным, необходимо быть христианами в полном смысле этого слова. Перед тем, как крестить своих детей, нужно определиться — действительно ли мы христиане или мы сами по себе, у нас своя «вера», свои воззрения на веру. Если у человека остаются какие-то сомнения и стереотипы насчет веры и Церкви, лучше взять паузу, разобраться в самих себе. Иначе можно обмануть своих детей, своих крестников — крестить их, а веры не дать. Это будет профанацией таинства.

Что нужно для Крещения?

Что нужно для крещения девочки/мальчика?

Для крещения девочки или мальчика нужна новая белая рубашка, для младенцев — распашонка, которая либо специально шьется для этого события, либо приобретается в храме. Также необходимо взять нательный крестник, пару полотенец. Необходимо определиться, в честь какого святого будет наречен ребенок после крещения.

Что нужно для крещения взрослого?

Взрослому человеку для крещения необходима неспешная серьезная подготовка. Тем, кто желает принять крещение, следует посетить огласительные беседы, поговорить со священником. Он назначит день, в который нужно будет прийти на исповедь, а также скажет, как готовиться к крещению, что читать — конечно, обязательно Евангелие. Также человеку, решившему принять крещение, желательно начать посещать богослужения, потому что крещеный человек становится частью православной церкви Христовой и частицей прихода, который он выбирает, в котором будет духовно жить.

Наблюдая за человеком до крещения, можно сделать вывод, будет ли он после крещения действительно жить христианской жизнью. К сожалению, печальные подозрения зачастую оправдываются — после крещения дух радости у человека очень быстро исчезает, захватывают повседневные заботы, работа, нет ни возможности, ни желания прийти в храм.

Перед крещением взрослому человеку нужно очень хорошо подготовиться и ответить самому себе на все вопросы, которые его смущают. Подставит ли он левую щеку, когда бьют по правой? Почему священники ездят на дорогих машинах? Почему батюшки толстые? Почему в храме люди злые? И на все остальные «почему». Если на эти вопросы человек не найдет ответ до крещения с помощью храмовых катехизаторов, священников или других прихожан, впоследствии может произойти внутренняя обструкция. Следует ответить самому себе на все неудобные, вызывающие сомнения вопросы.

В нашем мире, когда мы открываем интернет, смотрим телевизор или слушаем радио, мы может столкнуться со множеством грязи, которая порой исходит даже от православных священников и очень авторитетных людей. Такие люди действительно уводят народ от Христа. Здесь важно с трезвым пониманием входить в Церковь Христову и помнить, что только Христос является тем спасительным кораблем, что приведет нас к вечному Царствию.

Читайте также:
Смоленское кладбище: адрес и часы работы, как доехать и кто похоронен, святые

Что нужно делать крестному/крестной перед крещением?

Крестному и крестной нужно обязательно посетить огласительные беседы в храме, прийти на исповедь и на причастие перед крещением своего крестника. Также это нужно сделать и родителям ребенка, которого собираются крестить.

Нужны ли крестные?

Нужны ли крестные ребенку/взрослому человеку?

Конечно, крестные нужны человеку, это древняя традиция христианской церкви. Крестные являются перед Церковью свидетелями того, что человек действительно будет воспитан в христианской вере и будет не просто внешне называться христианином, но и жить по вере. Крестные — это духовные отец и мать и для ребенка, и для взрослого человека. В первые века христианства крестные выступали поручителями того человека, которого приводили в Церковь. Они же были наставниками своему крестнику. Поэтому и сейчас выбирать крестного нужно очень внимательно.

Какие молитвы нужно знать для крещения?

Три основные молитвы, которые необходимо наизусть знать человеку, принимающему крещение — это «Отче наш», «Богородица, Дева, радуйся» и «Символ веры». Помимо этого, человеку перед крещением нужно читать и вечерние молитвы, и утренние. Можно читать и каноны, которые потом человек будет читать ко причастию (канон Спасителю, Пресвятой Богородице, ангелу-хранителю).

Например, император Константин, сделал христианство господствующей религией Римской империи, крестился уже во взрослом возрасте. Однако до этого он жил полноценной церковной жизнью: и молился, и в церковь ходил. Так и каждый человек перед крещением должен проникнуть в глубины православной веры, стараться самостоятельно читать дома молитвослов.

Отче наш (О молитве «Отче наш»)

Отче наш, Иже еси́ на небесе́х! Да святи́тся имя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое, да будет воля Твоя, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги наша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м нашим; и не введи́ нас во искушение, но изба́ви нас от лука́ваго.

Богородице, Дева, радуйся

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших.

Символ веры (О Символе веры)

Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша. Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна. И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. И возше́дшаго на небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.

Зачем нужно крещение?

В Евангелие от Иоанна мы читаем разговор Господа с Его тайным учеником, праведным Никодимом, где Христос говорит: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Соответственно нам, уверовавшим в Спасителя, необходимо принять крещение, чтобы вечно быть со Христом, чтобы быть не просто рабами, а чадами Божьими. Для этого мы и принимаем крещение, чтобы отрешиться от всего греховного и войти в святую жизнь.

Что нужно для крещения взрослого?

Взрослому человеку для крещения необходима неспешная серьезная подготовка. Тем, кто желает принять крещение, следует посетить огласительные беседы, поговорить со священником. Он назначит день, в который нужно будет прийти на исповедь, а также скажет, как готовиться к крещению, что читать — конечно, обязательно Евангелие. Также человеку, решившему принять крещение, желательно начать посещать богослужения, потому что крещеный человек становится частью православной церкви Христовой и частицей прихода, который он выбирает, в котором будет духовно жить.

Наблюдая за человеком до крещения, можно сделать вывод, будет ли он после крещения действительно жить христианской жизнью. К сожалению, печальные подозрения зачастую оправдываются — после крещения дух радости у человека очень быстро исчезает, захватывают повседневные заботы, работа, нет ни возможности, ни желания прийти в храм.

Перед крещением взрослому человеку нужно очень хорошо подготовиться и ответить самому себе на все вопросы, которые его смущают. Подставит ли он левую щеку, когда бьют по правой? Почему священники ездят на дорогих машинах? Почему батюшки толстые? Почему в храме люди злые? И на все остальные «почему». Если на эти вопросы человек не найдет ответ до крещения с помощью храмовых катехизаторов, священников или других прихожан, впоследствии может произойти внутренняя обструкция. Следует ответить самому себе на все неудобные, вызывающие сомнения вопросы.

В нашем мире, когда мы открываем интернет, смотрим телевизор или слушаем радио, мы может столкнуться со множеством грязи, которая порой исходит даже от православных священников и очень авторитетных людей. Такие люди действительно уводят народ от Христа. Здесь важно с трезвым пониманием входить в Церковь Христову и помнить, что только Христос является тем спасительным кораблем, что приведет нас к вечному Царствию.

Читайте также:
Православие и праздник 8 Марта: отношение церкви и мнение священников, можно ли праздновать или нет

Какой крестик нужен для крещения?

Конечно, лучше золотой крестик. Каждому ребенку да и взрослому будет приятно иметь такой крест. А если серьезно — любой крест подходит для крещения. Главное, чтобы он был прочным и не сломался. Относительно размера, узора, драгоценного металла и материала — нет никакой разницы. Важно, чтобы у человека перед крещением было благоговение. Крест приобретается на усмотрение родителей и крестных.

Какая одежда нужна для крещения?

Крестильные наборы и для взрослых, и для детей продаются в церковных лавках. Для младенца можно взять просто распашонку, которая может использоваться в качестве крестильной одежды. А взрослому человеку можно купить крестильную рубашку, как женскую, так и мужскую. Вся крестильная одежда белого цвета, потому что он символизирует чистоту души и свет Царства Христова. Символизирует также Фаворский свет, на котором Христос преобразился.

Что нужно купить перед крещением?

Перед крещением нужно купить крестильный набор одежды, нательный крест. В храме можно приобрести свечи для всех, кто будет участвовать в таинстве: для родителей, крестных, друзей, всех пришедших. Эти свечи будут зажигаться во время крещения. Еще нужно приобрести или взять с собой махровые полотенца. Взять с собой икону того святого, в честь которого назван или будет назван человек при крещении. Такую икону обычно дарят человеку его крестные.

Что нужно взять с собой на крещение?

Кроме того, что перечислено выше, как взрослому, так и ребенку необходимо взять с собой свидетельство о рождении.

Нужны ли полотенца на крещении?

Да, полотенца на крещении нужны. Желательно взять пару махровых, хорошо впитывающих полотенец.

Нужно ли исповедоваться и причащаться перед крещением?

Человеку, который принимает крещение, нужно только исповедоваться. А вот родителями и крестным ребенка, которого крестят, нужно и исповедоваться, и причаститься. Особенно это важно тем, кто давно не причащался, потому что именно таинство евхаристии и таинство покаяния соединяет нас со Христом и Его Церковью.

Нужно ли причастие после крещения?

После крещения обязательно необходимо причаститься взрослому человеку, а родителями крещеного ребенка впервые принести его к чаше причастия. И после этого стараться регулярно причащаться. Лучше всего каждую неделю, каждый воскресный день.

Нужно ли поститься перед крещением?

Конечно, желательно поститься перед крещением. У всех людей разное физическое здоровье, поэтому этот вопрос лучше задать священнику, который будет вас крестить. Он же может стать вашим духовным отцом. Поэтому выбирая батюшку, который будет вас крестить, будьте внимательны, найдите себе духовного отца до крещения.

Что нужно делать после крещения?

После крещения каждому человеку нужно быть и оставаться христианином. Преумножать свои добрые дела. Возрастать и укрепляться в вере. И примером своей жизни приводить других людей к Богу, проповедовать Христову веру.

Если говорить о практических действиях, то сразу после крещения человеку нужно причаститься. После регулярно причащаться и исповедоваться, найти себе духовного отца, читать Священное Писание и духовные книги, совершать паломничества к святым местам.

На заставке фрагмент фото ShanePix

Что нужно знать о Таинстве Крещения ребенка: правила и полезные советы

Смысл священнодействия

Торжественный церковный обряд был установлен Иисусом Христом, который явился к Иоанну Предтече с просьбой окрестить Его водами Иордана. По традиции новообращаемого три раза окунают с головой в освященную чашу, призывая Триединого Бога. Смысл таинства – очищение от первородных грехов и перерождение души для дальнейшей жизни с Господом. На человека, прошедшего ритуал, снисходит Божественная благодать, тем самым давая ему пропуск к Царству Небесному.

По традиции новообращаемого три раза окунают с головой в освященную чашу

Только крещеный имеет право брать участие в других церковных священнодействиях. Присоединившись к Церкви и став частью православной веры, он обретает истинный путь, ведущий к нравственной жизни по законам Божьим. Именно поэтому лучше всего крестить ребенка сразу после рождения, чтобы положить начало его духовному развитию.

Подготовка к таинству

Крещение – важный ритуал в жизни ребенка и его родителей, поэтому подходят к нему очень ответственно. Перед обрядом крестным нужно пройти оглашение, исповедь, а затем причастие. Также за три дня до требы принято соблюдать строгий пост, не ругаться, не предаваться плотским утехам.

Подготовка к крещению девочки

Главный духовный родитель для малышки – это крестная мать. Именно она держит на руках кроху после омовения и до конца ритуала. Восприемница должна принести новую крыжму, в которую закутывают мокрого ребенка. Лучше взять уже готовый «уголок» с капюшоном, чтобы прикрыть влажную детскую головку. Также родительнице необходимо купить белое простое платье-рубашку с чепчиком, которую одевают на крестницу, как только ее вынут из купели. При этом покрой выбирают такой, чтобы он не препятствовал миропомазанию. Белоснежное полотно символизирует чистую, избавленную от грехов душу.

Крестик обычно покупает крестный отец. Материал значения не имеет, а вот в качестве цепочки лучше взять веревку или тканевой шнурок, так как он не будет раздражать нежное младенческое тело.

Подготовка к крещению мальчика

Подготовительные процедуры перед таинством мальчика ничем не отличаются от девочки. Крыжму и белую рубаху покупает крестная мать, а нательный крестик приносит крестный отец. Он же принимает ребенка после купели, удерживая его на руках до окончания священнодействия. Также восприемник обязан оплатить требу.

Собеседование перед крещением

Огласительные беседы помогают крестным родителям осознать глубинный смысл таинства. В некоторых храмах собеседование проходит по определенным дням, однако есть такие церкви, где встречи назначаются индивидуально. Иногда после прохождения курса слушающим выдаются сертификаты, которым предшествует экзамен. При этом длительность лекций составляет от пары дней до недели.

Оглашение можно проходить в любом храме вне зависимости от места будущих крестин.

Причастие и пост перед таинством

Накануне священнодействия родители малыша и крестные должны пройти обряд исповеди с последующим причастием. За три дня до этого необходимо держать строгий пост: отказаться от пищи животного происхождения, увеселительных мероприятий, интимной близости, а также не сквернословить. Утром перед крещением запрещается есть, чтобы по окончании ритуала восприемники смогли пройти Евхаристию вместе с новообращенным.

Читайте также:
Канинозация Николая: почему и когда канонизировали царскую семью, история, основания

Видео «Все о Таинстве Крещения»

В этом видеосюжете рассказывается о правилах священнодействия.

Крестные родители

Согласно церковным правилам, быть восприемниками запрещается:

  • психически нестабильным людям;
  • алко- или наркозависимым;
  • атеистам;
  • приверженцам другой веры;
  • послушникам;
  • тем, кто состоит в официальном или гражданском браке;
  • девочкам до 13 лет, мальчикам до 15 лет;
  • родителям ребенка;
  • родным братьям и сестрам.

Правила для крестной

Восприемница должна купить малышу новую крыжму и белую рубаху, а церковнослужителю, ведущему обряд – подарить шелковый платок. Не желательно, чтобы крестная мать во время ритуала была беременной. Если так случилось, ей необходимо пройти накануне таинство исповеди, чтобы очистить свою душу от грехов.

Правила для крестного

Восприемник покупает нательный крест, который после крещения надевают на младенца. Также он дарит символический подарок в виде серебряной ложки или столового набора. Обязанности крестного отца включают оплату расходов на требу и поддержание финансового благосостояния крестника до наступления его совершеннолетия.

Этапы обряда в церкви

Перед омовением святой водой младенца нарекают православным именем, согласно Святцам. Если список не содержит нужного прозвания, подбирают близкое по звучанию имя или крестят во славу святого, почитаемого в этот день.

Огласительная беседа

Начинается обряд с чина оглашения. Священнослужитель снимает с ребенка одежду, оставляя только пеленку, чтобы был свободный доступ к груди, ручкам и ножкам крохи. Церковник кладет руку на детскую головку, а затем читает молитву, прося у Господа дозволения присоединиться малышу к Божьему Имени, а также обрести Его защиту.

Отречение от дьявола и сочетание с Христом

Так как новорожденный еще не умеет говорить, эту процедуру проводят за него крестные родители. Взяв младенца на руки, они поворачиваются лицом на запад и вслух отрекаются от сатаны. Затем восприемники плюют в сторону дьявольской обители, показывая нечистой силе свое презрение. Далее священник просит развернуться к востоку, чтобы добровольно согласиться на сочетание со Спасителем. По окончании этой части ритуала произносится молитва «Символ веры», которая читается наизусть.

Само крещение

Третий этап церемонии начинается с освящения купели и елейного масла, которым перед окунанием обмазывают грудь, руки, ноги и уши ребенка. Такой обряд защищает малыша от сатаны, укрепляя его душу для дальнейшей борьбы с дьявольскими силами. Затем церковник три раза опускает кроху с головой в воду, взывая при этом к Святой Троице. Так он очищает младенца от первородного греха, возрождая его к новой жизни по Божьим Законам.

Очищение младенца от первородного греха

Заканчивается таинство крещения накладыванием на грудь ребенка нательного креста.

Миропомазание

Суть этого священнодействия заключается в наделении малыша Божьей благодатью. После омовения церковник рисует елеем на теле крохи крестики, символизирующие печати Святого Духа. Далее крестные родители вместе с новообращенным трижды обходят чан со святой водой. Закончив последний круг, батюшка вытирает елейное масло, состригает несколько локонов с головы младенца, соединяет их с воском и кладет в купель. Затем произносится молитва, усиленная эктения, а по окончании таинства – благословение на выход из храма.

После омовения церковник рисует елеем на теле крохи крестики

Воцерковление

После крещения ребенка священнослужитель поднимает его и, держа на руках, делает крестное знамение:

  • у входа в церковь;
  • внутри храма;
  • перед главными вратами иконостаса.

Если чин проводят для мальчиков, то новообращенного вносят к алтарю с северной стороны. Далее вокруг престола совершают круг, а затем прикладывают ребенка к иконе Иисуса Христа. Девочек же подносят к иконостасу, где прилагают к образу Пресвятой Божьей Матери.

После крещения происходит воцерковление ребенка

Причастие

Время Евхаристии для крещеного младенца устанавливает батюшка. Зачастую таинство проходит в день обращения к Господу, однако церковник может назначить и другую дату. Родительница с крохой приходит под конец утреннего богослужения, когда совершается причастие. Тогда же малыша причащают из Чаши Священных Даров, дав ему немного вина.

Распространенные вопросы

Таинство крещения – сложное священнодействие, а потому знать все его нюансы практически невозможно. Ниже мы обсудим, с какими вопросами чаще всего сталкиваются родители перед началом ритуала.

В каком возрасте нужно крестить ребенка

Церковь рекомендует обращать ребенка к Богу на 40-й день после появления на свет. Православие объясняет это так:

  • после родов должно пройти не менее 40 дней, чтобы женщина полностью очистилась перед великим таинством;
  • чем младше ребенок, тем легче он переносит процедуру омовения;
  • новорожденные не так остро реагируют, когда их берут на руки чужие люди.

В какие дни можно крестить младенца

Обряд крещения можно проводить в любой день (праздничный, выходной или будний). Лучше, если треба будет совершаться среди недели, когда нет длительных богослужений, на которых присутствует много людей. Как правило, родители предпочитают лично договариваться со священнослужителем, чтобы провести индивидуальную церемонию.

Если таинство выпадает на пост, праздничная трапеза, соответственно, должна быть постной.

Сколько длится крещение

Если в обряде участвует только один младенец, продолжительность ритуала редко превышает 30-40 минут. А вот групповые требы могут продолжаться около часа.

Сколько стоит крещение ребенка в церкви

Единого ценника на требу нет, так как она должна совершаться бесплатно. Однако сегодня храмы нередко устанавливают определенную сумму, которую нужно внести перед началом обряда. Такая вынужденная мера связана с нерегулярными пожертвованиями, за счет которых живет церковь. При этом если родители не способны заплатить за церемонию, батюшка не имеет права отказать им в таинстве.

Читайте также:
Святые женщины в православии: имена великих женщин Руси, их жизнь и история, чудеса

Можно ли крестить в критические дни

Женщины во время менструаций к церковным священнодействиям не допускаются. Именно поэтому день для ритуала нужно выбирать так, чтобы он не совпадал с ежемесячными женскими очищениями. Если так произошло, то крестная мать обязана уведомить церковника. Она сможет присутствовать на обряде, однако принимать младенца на руки и прикладываться к святым образам ей будет запрещено.

Крестины – важный день для всех, кто участвует в этом священном таинстве. Подходить к нему нужно осознанно, ведь совершая церковный обряд, происходит обращение ребенка к Богу и христианской вере. Так, паства Господня пополняется еще одним чадом Божьим.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Что такое ересь и что она значит в православии

В традиционном смысле понятие «ересь» означает любое утверждение, которое противоречить вероучениям христианской Церкви. Конкретно в православии — это есть намеренное искажение догматов, заблуждение относительно них и упорное сопротивление Истине, изложенной в Священных Писаниях.

Отношение святых отцов к ереси

Святые отцы относят еретиков к людям, нарочно отчуждающимся от религии и самой веры. От истинных христиан их отличает мировоззрение, несогласованное с ортодоксальным мнением Церкви. В собственной глубине ересь — это скрытое отвержение учения Христа, откровенное богохульство.

На заметку! Родоначальником ереси древние христианские писатели считают библейского персонажа Симона Волхва. Первое упоминание об этом человеке можно найти в «Деяниях Апостолов». В книге указывается, что Симон считал себя грандиозным существом, творящим чудеса, и «Истинным Мессией».

Когда Петр и Иоанн прибыли в Иерусалим, Волхв, увидев их божественную власть низведения на человека Святого Духа, решил купить этот дар. Апостолы отвергли Симон и обличили его, поэтому продажа и покупка священных таинств стала называться «симонией». С древнегреческого это слово переводится как «выбор» или «направление». Под ересью понимали религиозное течение или философскую школу. Например, в Библии таковыми назывались фарисеи и саддукеи.

Апостол Петр в своих посланиях предсказывал появление противоположного христианскому учению движения. Он говорил, что лжепророки были раньше, а в будущем придут лжеучители, несущие разлагающие и богохульные знания. Петр предрекал еретикам, как отошедшим от Истины и Бога, скорую гибель и ставил их в один ряд с идолопоклонниками и колдунами.

  • Определенный смысловой оттенок понятие приобретает в посланиях новозаветных апостолов. Здесь ересь считается полным противопоставление истинному (ортодоксальному) вероучению и постепенно превращается в жестокое отрицание Откровения, преподаваемое Богом. В Новом Завете понятие уже больше, чем просто направление мысли, оно нарочито стремиться исказить фундаментальные основы христианского учения.
  • С точки зрения науки аскетики — раздела богословия, изучающего возрождение в ходе подвижничества, — ересь является крайним заблуждением, которое не снижается от доказательств ортодоксального учения и становится устойчивым. В термине соединяются многочисленные порочные состояния ума (гордыня, своенравие, обольщение).
  • Святой Василий Великий точно определял суть всех еретических учений. Он считал, что подобные направления отчуждаются от православия, искажают догматы, изложенные в Священных Писаниях. Преподобный говорил о большом различии в самом способе верования во Всевышнего Творца.
  • Епископ Никодим отмечает: чтобы получить клеймо еретика, достаточно усомниться хотя бы в одном догмате христианской Церкви, не затронув при этом оснований православной традиции.
  • Святитель И. Брянчанинов считает, что еретическое учение тайно отвергает само христианство. Оно возникло уже после того, как идолопоклонство совершенно потеряло силу над умами людей. С тех пор дьявол приложил все усилия, чтобы люди не смогли полностью отдаться спасительному знанию. Он выдумал ересь, посредством которой позволил своим последователям иметь наружность христиан, но в душе богохульствовать.

На заметку! Ереси разделяют на триадологические и христологические. К первым относят монархианство и арианство, учения, подвергшиеся осуждению на первых Вселенских соборах. Сюда же относят саввеллиан, фотиниан, духоборцев, аномеев и т.д. В разряд христологических ересей ставят: несторианство, монофелиство и иконоборчество.

Во времена Реформации приходит европейский рационализм, а после вариации манихейства и несторианства.

Сущность и становление ереси

Раннехристианская Церковь внимательно следила за тем, чтобы учение оставалось в изначальной чистоте, решительно отвергая разнообразные искажения ортодоксального знания. Поэтому появился термин «православие», что означает «правильное знание или учение. Со II столетия это понятие вбирает в себя силу и веру всей Церкви, а термин «гетеродоксия» с этого времени используется для обозначения чего-то отличного от слов Истины.

Е. Смирнов отмечает, что в искажающих божественное учение Христа еретических воззрениях есть систематизированная последовательность, переходящая от общей концепции к частной. Это произошло оттого, что христианство принимали язычники и иудеи, неготовые полноценно отказаться от идолопоклонства и иудейства. Соответственно этому, появлялось смешение ортодоксального знания и тех идей, которые находились в умах новоприбывших.

Отсюда происходят все заблуждения относительно церковного вероучения.

  • Еретики-иудеи (евиониты) стремились слить собственное знание с христианством, а вскоре и совсем подчинить его. Язычники (гностики и манихеи) хотели создать симбиоз ортодоксального учения, восточных религий и философской системы Греции.
  • После того как Церковь смогла отвергнуть первый поток лжеучений, на смену пришли другие ереси, которые набрали силу на почве самого христианства. Предметом этого нарочитого искажения послужил догмат о Святой Троице, так появились антитринитарии.
  • Далее ереси углубляются во всё более частные вопросы, например, Второе Лицо Единого Бога. Эта ересь была названа арианством и появилась в начале IV столетия.

На заметку! Так как литература лжеучения уничтожалась служителями Церкви, сведения можно найти в трудах тех, кто их обличал.

К ярым борцам против искажения истинного вероучения относят: Оригена, святого Киприана Карфагенского, Климента Александрийского, Блаженного Августина, святителя Феодорита и многих других. Церковь также отрицает иные формы отступничества, она противостоит расколу и парасинагоге (самоличному сборищу священнослужителей).

Читайте также:
Правила поведения в храме для ребенка: основные советы и особенности поведения в церкви и на богослужении

Анафема еретикам

Нарушение Христовых заповедей связывают с самоличным стремлением человека и пагубной зараженностью ядовитой скверной греховности. Бог создал Церковь для того, чтобы привлекать падшие души к делам добрым. Религиозное мировоззрение позволяет христианину отпадать от порока, возрастая духовно и уподобляясь Тому, кто лично показал пример истинного бытия. Тогда становится понятно, что нарушители Небесного Законодательства необходимы и не являются исключением.

Ересь — преступление неуголовное

Апостольские правила за ересь наказывали отлучением. Законы Византийской империи — смертью. Католическая Церковь еще в XVIII веке еретиков сжигала. В Православной Церкви не было инквизиции, но случаи казни еретиков встречались. Если еретик возмущает народ — каковы действия Русской Церкви сегодня?

Судебная симфония

До 1448 года Русская Церковь входила в состав Константинопольского Патриархата и жила по византийским законам. Эти законы были объединены в Номоканон, который появился на славянском языке под именем Кормчей книги. Поскольку Церковь и государственная власть Византии (как и Руси) не были разделены, Номоканон включал в себя как постановления церковных соборов, так и указы императоров. Греческий патриарх ставил митрополита в Киев, а тот посвящал епископов в разные княжества, границы которых первоначально совпадали с границами епархий. Это приводило к тому, что нередко чисто церковные вопросы переплетались или даже подменялись вопросами церковной и княжеской политики или просто борьбой за власть, как, например, в деятельности ростовского епископа Феодора в XII веке, одного из первых, осужденных на Руси за ересь. Ставленник владимирского князя Андрея Боголюбского, священник Феодор добился посвящения в епископский сан в Константинополе, минуя киевского митрополита (князь Андрей хотел видеть Феодора независимым от греков владимирским митрополитом всея Руси). Феодор (которого стали звать Федорец — белый клобучок) обосновался в Ростове и не захотел ехать в Киев за митрополичьим благословением, к чему призывал его прежний покровитель, Андрей Боголюбский. Киевский митрополит Константин (по происхождению грек) распорядился никому в Церкви не признавать Феодора. Возмущенный Феодор, по свидетельству летописцев, впал в неистовство, захватывая всех, кто отказался его признавать, и люто их мучая. Вскоре он был схвачен князем Андреем Боголюбским и отправлен в Киев. Отказавшись каяться, изрекая хулы на всякую святыню, Феодор, по повелению киевского митрополита, был казнен «как злодей и еретик». Вряд ли несостоявшийся епископ был вправду еретиком, скорее речь шла о крайней степени душевного помрачения вследствие гордыни. Однако ее следствием явилось и уголовное преступление — истязание ни в чем не повинных людей. Кроме того, он богохульствовал, а за это по греческим законам полагалась смерть. Для Руси это было необычно: смерти предавали обычно возмущавших народ язычников, но не христиан, причем их судила не Церковь, а сам князь или воевода и даже народ самосудом (см. «Повести временных лет»). Вместе с тем полномочия церковного и светского (княжеского) судов не были на Руси четко разделены. Церковь принимала участие в рассмотрении множества дел, в том числе семейных и даже чисто уголовных. Ведению исключительно церковного суда подлежали волхвование, чародейство, кощунство, еретичество, совершение христианами языческих обрядов. Наказания полагались следующие: отлучение от причастия разной продолжительности и штрафы. Если, например, муж не мог отвадить жену от чародейства, то был обязан платить за нее постоянный штраф епископу, жена же отлучалась от Церкви.

Прп. Иосиф Волоцкий против прп. Нила Сорского

Одной из самых крупных ересей на Руси стала так называемая новгородско-московская ересь (XV век), более известная под названием «ересь жидовствующих». Еретики учили, что обетованный Мессия еще не пришел, Иисус — не Христос, поэтому следует соблюдать закон Моисея и ждать «истинного» Мессию (по христианскому разумению — Антихриста). Жидовствующие отрицали христианскую церковность, тайно праздновали иудейскую Пасху и занимались астрологией. Поразительно, что ядро новой секты составили священники. Очевидно, слепо доверяя в христианстве исключительно обрядам, священники, как постоянные их исполнители, в какой-то момент оказались в них разочарованными. Повторяя магические, по их представлению, молитвенные формулы, используемые ими, скорее всего, для достижения житейского благополучия, они обнаружили их недейственность. Однако вместо обращения к заботе о преображении души, новогородские клирики прислушались к совету иудеев, прибывших в Новгород в свите новгородского князя Михаила Олельковича. Иудеи объявили батюшкам, что они не те обряды исполняют — все «истинное» записано в Пятикнижии Моисеевом. Так новые «спасительные» обряды заставили предать Христа.

По настоянию новгородского архиепископа Геннадия, в 1490 году в Москве состоялся церковный собор. Девять лиц духовного звания были преданы анафеме. Часть из них отправлена в заточение по монастырям, другая отослана в Новгород. Их одели в вывернутые платья, в берестяные шлемы с мочальными кистями, с венцами из соломы и надписью: «Се есть сатанино воинство». Посадили задом наперед на лошадей и возили по улицам. Потом шлемы были сожжены прямо на головах у еретиков. Ссылаясь на положительный, по его мнению, опыт инквизиции, владыка Геннадий хотел добиться для осужденных смертной казни, но собор этому воспрепятствовал, во многом потому, что среди еретиков были высокопоставленные церковные лица, в том числе настоятели кремлевских соборов, и родственники царя. Окончательно разоблачена ересь была только, когда за дело взялся знаменитый игумен Волоцкого монастыря Иосиф. В 1504 году он потребовал у Ивана III физического истребления еретиков — даже при условии покаяния. Это противоречило Апостольским правилам (согласно 52-му правилу, «аще кто, епископ, или пресвитер, обращающагося от греха не приемлет, но отвергает: да будет извержен из священного чина. Опечаливает бо Христа рекшаго: радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся»), но, по мнению Иосифа Волоцкого, покаяние жидовствующих было притворное, а вина тяжелее, чем ересь: это полное отступление от христианства. А по византийским канонам (гл. 31-33 Градского закона, входившего в Кормчую книгу), за совращение в иное вероисповедание и сам переход из Православия в другую религию полагалась смерть. Противниками этого мнения выступили заволжские старцы, последователи прп. Нила Сорского. Они решительно отрицали смертную казнь за ересь, доказывая, что кающихся еретиков надо принимать в церковное общение (жидовствующие тогда уже каялись). Различия между двумя подвижниками коренились в их отношении к государству. Прп. Иосиф видел в государстве охранительную силу, которая может использовать мирские средства для защиты церковных интересов. Прп. Нил в корне это отрицал. Вдохновляемый евангельским идеалом разрыва с миром, лежащим во зле (1 Ин. 5: 19), он не имел никаких иллюзий относительно христианской государственности. Путешествуя на Афон, тогда еще инок Нил должен был видеть развалины взятого турками Константинополя и укрепляться в сознании того, насколько тленна слава мира сего.

Читайте также:
Православный патриарх - кто такой, роль в России, имена Руси и РПЦ, особенности служения и сана

Однако мнение волоцкого игумена восторжествовало: собор 1504 года главных вдохновителей ереси осудил на смерть через сожжение. Впоследствии византийские законы о казни за переход в иное исповедание вошли в Соборное уложение Алексея Михайловича (1649), куда был также включен закон, предусматривавший смертную казнь за хулу на Церковь и ее догматы. Именно на его основании были казнены многие старообрядцы (способ перстосложения, ставший одним из внешних поводов для раскола, был возведен на Руси в ранг церковного догмата).

От смертной казни к литературной полемике

В 1589 году на Руси было установлено патриаршество. Но Православная Церковь Западной Руси оставалась подчиненной Константинополю. В политическом отношении ей приходилось подчиняться великому князю Литовскому, с 1569 года — польскому королю. Именно в XVI веке огромный размах там получило еретическое движение, инициированное европейской Реформацией. Наряду с распространением идей Лютера и Кальвина появлялись и новые исповедания. В 1592 году только в Вильно насчитывалось 72 протестантские секты. Дело доходило до возрождения арианства и отрицания учения о Святой Троице (социниане и антитринитарии), Использовать в Западной Руси репрессии против отколовшихся от Церкви сообществ было невозможно — русские не являлись титульной нацией. Дело осложнилось и тем, что борьбу с ересями и протестантизмом развернула в своих интересах Католическая Церковь. Орден иезуитов стал обращать отпавших от Православия русских из протестантизма в католичество. В сложившейся обстановке карательные меры «за вольнодумство» оказались неприложимы. Тогда православные избрали иной способ самозащиты — литературную полемику, подъем православного образования, взаимопомощь. Для защиты веры были организованы православные братства, при которых устраивались школы, типографии, больницы. Так, благодаря наступлению протестантов и иезуитов-католиков произошло возрождение Православной Церкви в Западной Руси, сыгравшее большую роль в истории России.

В настоящее время Русская Церковь лишена государственной опеки и может решать свои внутренние вопросы свободно. Это касается и отношения к еретикам. К ним приложимы меры прежде всего нравственного воздействия: увещевания со стороны епископа. В случае, когда заблуждающийся настаивает на своем, к нему применяют отлучение той или иной продолжительности, для священнослужителя — временный запрет в служении или извержение из сана. Если же и тогда человек не кается, его могут предать уже великому (совершенному) отлучению, то есть анафеме, применяемой к нераскаянным грешникам, но понимаемой все же в качестве меры воспитательной, которая оставляет анафематствуемому возможность покаяния.

Ересь

Е́ресь (от греч. αἵρεσις — направ­ле­ние, выбор) — 1) утвер­жде­ние, кон­цеп­ция или учение, про­ти­во­ре­ча­щее веро­уче­нию Церкви; 2) заблуж­де­ние отно­си­тельно Пра­во­слав­ных дог­ма­тов, под­дер­жи­ва­е­мое созна­тель­ным, упор­ным про­тив­ле­нием Истине.
Про­стран­ный хри­сти­ан­ский кате­хи­зис так опре­де­ляет поня­тие ересь: «Ересь, когда люди к учению веры при­ме­ши­вают мнения, про­тив­ные Боже­ствен­ной истине».

Почему регу­лярно нару­ша­ю­щий нрав­ствен­ные нормы не под­ле­жит непре­мен­ной ана­феме, а упор­ству­ю­щий в нару­ше­нии дог­ма­тов ана­фе­мат­ству­ется?

Нару­ше­ние запо­ве­дей Хри­сто­вых бывает свя­зано как с про­из­воль­ным жела­нием чело­века, так и с его зара­жен­но­стью сквер­ной греха.

Цер­ковь Божия для того и создана на земле, чтобы при­вле­кать в неё греш­ни­ков с тем, чтобы они, при содей­ствии бла­го­дати, осво­бож­да­лись от греха и воз­рас­тая воз­рас­том духов­ным, упо­доб­ля­лись Созда­телю ( Мк.2:17 ).

Стало быть, при­сут­ствие нару­ши­те­лей запо­ве­дей в земной Церкви — не исклю­че­ние, а бого­уста­нов­лен­ная норма. Если бы гре­хов­ность, как тако­вая, слу­жила осно­ва­нием немед­лен­ного отлу­че­ния чело­века от Церкви, земная Цер­ковь тут же опу­стела бы ( 1Ин.1:8 ), а на земле при­умно­жи­лось бы зло. Это было бы угодно не Богу, но диа­волу.

Несмотря на то, что земная Цер­ковь создана для греш­ни­ков ( Мк.2:17 ), это не значит, что греш­ник и вовсе не может быть отлу­чен от цер­ков­ного обще­ния. В зави­си­мо­сти от тяже­сти совер­шен­ных им пре­ступ­ле­ний он может быть отлу­чен от пол­но­прав­ного обще­ния с бра­ти­ями и сест­рами во Христе в той или иной мере (напри­мер, он может под­пасть под запрет на уча­стие в Таин­стве Евха­ри­стии сроком на несколько дней или недель).

Подоб­ные меры не отде­ляют греш­ника от Все­лен­ской Церкви, но напро­тив, бывают направ­лены на его исправ­ле­ние и даль­ней­шее еди­не­ние с Цер­ко­вью и её Главой, Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом.

Другое дело, если речь идёт не просто о нару­ши­те­лях нрав­ствен­ных запо­ве­дей, а о ере­ти­ках. Конечно, как и всякий грех вообще, грех укло­не­ния в ересь омы­ва­ется пока­я­нием. В этом отно­ше­нии он не сильно отли­ча­ется от прочих грехов. Зато в другом отно­ше­нии он имеет прин­ци­пи­аль­ное отли­чие.

Тот, кто впал в ересь, не желает при­слу­шаться к голосу Церкви и отка­заться от заблуж­де­ния, выра­жает тем самым, что испо­ве­дует какую-то особую веру, отлич­ную от той веры, какую должны испо­ве­до­вать члены Все­лен­ской Церкви и како­вая служит зало­гом их духов­ного един­ства.

Читайте также:
Церковные имена при крещении: особенности выбора имени, список православных имен для мальчиков и девочек

Полу­ча­ется, что ана­фе­мат­ствуя такого пре­ступ­ника, Цер­ковь, по сути, всего лишь кон­ста­ти­рует, что своим неже­ла­нием испо­ве­до­вать общую всем пра­во­слав­ным веру, он сам себя отлу­чает (отлу­чил).

Можно ска­зать, что ере­тики явля­ются своего рода идо­ло­по­клон­ни­ками, ведь они верят в какого-то осо­бого, создан­ного в их созна­нии Бога, или в какую-то особую, создан­ную в их вооб­ра­же­нии истину, но не в Того Бога (не в Ту Истину), в Кото­рого верит Все­лен­ская Цер­ковь.

Зна­че­ние тер­мина

Ересь — наме­рен­ное иска­же­ние пра­во­слав­ной дог­ма­тики.

В древ­не­гре­че­ском языке слово ересь (др.-греч. αἵρεσις) озна­чало «выбор», «тече­ние» или «направ­ле­ние». Поня­тием «ересь» в иудео-элли­ни­сти­че­ской куль­туре обо­зна­ча­лись рели­ги­оз­ные или фило­соф­ские направ­ле­ния, тече­ния и школы. Так, напри­мер, рели­ги­озно-поли­ти­че­ские партии фари­сеев и сад­ду­кеев названы в Дея­ниях ере­сями ( Деян.5:17, 15:5, 26:5 ).

В Ново­за­вет­ных апо­столь­ских посла­ниях поня­тие «ересь» при­об­ре­тает иной смыс­ло­вой отте­нок. Оно начи­нает про­ти­во­по­став­ляться пра­виль­ному веро­уче­нию, пре­вра­ща­ется в отри­ца­ние истины Боже­ствен­ного Откро­ве­ния. Это уже не просто направ­ле­ние или тече­ние мысли, но осо­знан­ное стрем­ле­ние иска­зить основы хри­сти­ан­ского веро­уче­ния, а, значит, и лишить чело­века воз­мож­но­сти спа­се­ния в веч­но­сти.

Суть ере­ти­че­ских учений пре­красно выра­зил св. Васи­лий Вели­кий. Вслед за всеми свя­тыми отцами, он пола­гал, что к ере­ти­кам должны быть отне­сены отчуж­ден­ные от Пра­во­сла­вия в самой вере, иска­жа­ю­щие один или несколько дог­ма­тов, изло­жен­ных в Сим­воле Веры или любое освя­щен­ное изна­чаль­ным и дол­го­вре­мен­ным упо­треб­ле­нием в Церкви свя­щен­ное пре­да­ние и уста­нов­ле­ние. «Ере­ти­ками назвали они совер­шенно отторг­шихся, и в самой вере отчуждив­шихся, – гово­рит св. Васи­лий о мнении свв. Отцов. – Ибо здесь есть явная раз­ность в самой вере в Бога».

Следуя тол­ко­ва­нию пози­ции св. Васи­лия Вели­кого, дан­ному выда­ю­щимся пра­во­слав­ным ком­мен­та­то­ром кано­ни­че­ского права Иоан­ном Зонара, «ере­тики суть все, мыс­ля­щие несо­гласно с пра­во­слав­ною верою, хотя бы давно, хотя бы недавно они были отлу­чены от Церкви, хотя бы древ­них, хотя бы новых ересей они дер­жа­лись».

Знаток цер­ков­ного права епи­скоп Дал­ма­тин­ско-Ист­рин­скому Нико­дим (Милаш) писал, что, ересь как «учение, про­тив­ное пра­во­слав­ной вере, не должно, впро­чем, касаться непре­менно осно­ва­ний пра­во­слав­ного веро­уче­ния, чтобы данное лице счи­тать ере­ти­ком, – доста­точно, чтобы оно погре­шало хотя бы и в одном дог­мате, и в силу этого оно уже еретик».

Сущ­ность ереси глу­боко рас­крыта св. Игна­тием Брян­ча­ни­но­вым: «Ересь есть при­кро­вен­ное отвер­же­ние хри­сти­ан­ства. Когда люди начали остав­лять идо­ло­по­клон­ство, по его оче­вид­ной неле­по­сти, и при­хо­дить к позна­нию и испо­ве­да­нию Иску­пи­теля; когда все усилия диа­вола под­дер­жать между чело­ве­ками идо­ло­по­клон­ство оста­лись тщет­ными; тогда он изоб­рел ереси, и посред­ством ереси, сохра­няя для дер­жа­щихся ее чело­ве­ков имя и неко­то­рую наруж­ность хри­стиан, не только отнял у них хри­сти­ан­ство, но и заме­нил его бого­хуль­ством».

Как спра­вед­ливо отме­чает сек­то­вед А. Л. Двор­кин, «слово еретик… озна­чает чело­века, дела­ю­щего про­из­воль­ный выбор под руко­вод­ством соб­ствен­ных идей и жела­ний. Термин этот по про­ис­хож­де­нию хри­сти­ан­ский, и, сле­до­ва­тельно, для того чтобы стать ере­ти­ком в свя­то­оте­че­ском смысле этого слова, чело­век изна­чально должен был пре­бы­вать в истине».

В аске­ти­че­ском плане ересь явля­ется край­ней сте­пе­нью пре­лест­ного мнения, кото­рая может пери­о­ди­че­ски воз­об­нов­ляться как типо­ло­ги­че­ски устой­чи­вое пле­не­ние ума. В ереси соеди­ня­ются воедино многие страст­ные состо­я­ния: мнение, само­обо­льще­ние, гор­дыня, свое­во­лие и т. д.

Глав­ная опас­ность ереси

Гово­рили об авве Ага­фоне:
«Пришли к нему некие, услы­шав, что он имеет вели­кую рас­су­ди­тель­ность. Желая испы­тать его, не рас­сер­дится ли он, спра­ши­вают его:
«Ты — Агафон? Мы слы­шали о тебе, что ты блуд­ник и гордец». «Да, это правда», — отве­чал он.
Они опять спра­ши­вают его: «Ты, Агафон, кле­вет­ник и пустослов?»«Я», — отве­чал он.
И еще гово­рят ему:«Ты, Агафон, еретик?» «Нет, я не еретик», — отве­чал он.
Затем спро­сили его: «Скажи нам, почему ты на все, что ни гово­рили тебе, согла­шался, а послед­него слова не пере­нес?»
Он отве­чал им:«Первые пороки я при­знаю за собой, ибо это при­зна­ние полезно моей душе, а при­зна­ние себя ере­ти­ком значит отлу­че­ние от Бога, а я не хочу быть отлу­чен­ным от моего Бога».
Выслу­шав это, они поди­ви­лись его рас­су­ди­тель­но­сти и отошли, полу­чив нази­да­ние».

(Древ­ний пате­рик. 1914. С. 27. № 4.)

Ереси в исто­рии

Воз­ник­но­ве­ние ересей пред­ска­зы­вал апо­стол Петр: «Были и лже­про­роки в народе, как и у вас будут лже­учи­тели, кото­рые введут пагуб­ные ереси и, отвер­га­ясь иску­пив­шего их Гос­пода, навле­кут сами на себя скорую поги­бель» ( 2Пет.2:1 ). Апо­стол Павел поме­щает ересь в один разряд с грехом вол­шеб­ства и идо­ло­слу­же­ния ( Гал.5:20 ).

Ран­не­хри­сти­ан­ская Цер­ковь строго сле­дила за чисто­той своего веро­уче­ния, реши­тельно про­ти­во­по­став­ляя себя всем иска­же­ниям хри­сти­ан­ства. Именно поэтому за ней закре­пился термин Пра­во­сла­вие (греч. Όρθοδοξία – пра­во­сла­вие, пра­во­ве­рие, пра­виль­ное знание, суж­де­ние).

Рас­про­стра­ня­ю­щийся со II века термин Пра­во­сла­вие озна­чает веру всей Церкви в отли­чие от разных учений ере­ти­че­ских сооб­ществ, для обо­зна­че­ния кото­рых исполь­зо­ва­лось слово гете­ро­док­сия (έτεροδοξία – другое, отлич­ное от пра­виль­ного учение, знание).

Пер­во­на­чально ере­ти­ками назы­вали гно­сти­ков, хотя счи­тать гно­сти­цизм хри­сти­ан­ским уче­нием вряд ли пра­во­мерно. Родо­на­чаль­ни­ком ересей счи­та­ется Симон Волхв ( Деян.8:9 ). К пер­вому пери­оду отно­сятся такие ереси, как еви­о­нит­ство, керин­фи­ан­ство, елке­за­ит­ство, доке­тизм, мани­хей­ство, мон­та­низм, хили­азм.

Три­а­до­ло­ги­че­ские ереси: монар­хи­ан­ство и ари­ан­ство, осуж­ден­ные на I и II Все­лен­ском собо­рах. В списке ересей, осуж­ден­ных на II Все­лен­ском Соборе, зна­чатся также: евно­ми­ане, аномеи, евдок­си­ане, полу­а­ри­ане, или духо­борцы (маке­до­ни­ане), савел­ли­ане, фоти­ни­ане, апо­ли­на­ри­ане.

Хри­сто­ло­ги­че­ские ереси: несто­ри­ан­ство (евти­хи­ан­ство), моно­фи­зит­ство, моно­фе­лит­ство, осуж­ден­ные на после­ду­ю­щих собо­рах, а также ико­но­бор­че­ство, осуж­ден­ное на VII Вс. Соборе, прак­ти­че­ски были повто­ре­нием и раз­ви­тием древ­них. В период Рефор­ма­ции воз­рож­да­ется раци­о­на­лизм антит­ри­ни­та­риев (Сервет, соци­ни­ане и др., в России – Фео­до­сий Косой). Адопци­ане были моди­фи­ка­цией несто­риан, а пав­ли­ки­ане и бого­милы – вари­а­цией мани­хей­ства. В сред­ние века на Западе как отго­лоски мани­хей­ства появи­лись аль­би­гойцы, катары, пата­рены. В XII в. воз­никли валь­денсы – смесь пие­тизма и раци­о­на­лизма.

Читайте также:
Православие и праздник 8 Марта: отношение церкви и мнение священников, можно ли праздновать или нет

После­до­ва­тель­ность воз­ник­но­ве­ния ересей

«В появ­ле­нии ере­ти­ков, иска­жав­ших боже­ствен­ное неиз­ме­ня­е­мое учение Хри­сти­ан­ской Церкви», – пишет Е. Смир­нов, – «есть неко­то­рая после­до­ва­тель­ность и система, именно – пере­ход от общего к част­ному. Сле­до­вало ожи­дать, что на первых порах, вслед­ствие вступ­ле­ния в Цер­ковь иудеев и языч­ни­ков, не хотев­ших вполне отка­заться от иудей­ства и язы­че­ства и потому сме­ши­вав­ших хри­сти­ан­ское учение с воз­зре­ни­ями иудей­скими, появятся ере­ти­че­ские заблуж­де­ния отно­си­тельно всей системы хри­сти­ан­ского веро­уче­ния, а не отдель­ного какого-либо пункта.

Так дей­стви­тельно и было: с одной сто­роны яви­лись ере­тики иудей­ству­ю­щие, назы­ва­е­мые также еви­о­ни­тами, кото­рые стре­ми­лись слить хри­сти­ан­ство с иудей­ством, даже с под­чи­не­нием пер­вого послед­нему, а с другой – язы­че­ству­ю­щие, или, как они назы­ва­лись во 2 веке, гно­стики, а потом мани­хеи, стре­мив­ши­еся из хри­сти­ан­ского веро­уче­ния в соеди­не­нии его с восточ­ным рели­ги­оз­ным миро­со­зер­ца­нием или гре­че­ской фило­со­фией обра­зо­вать сме­шан­ную рели­ги­оз­ную систему.

Когда лже­уче­ния этих ере­ти­ков были отверг­нуты Цер­ко­вью и уже стали отжи­вать, на смену им появи­лись дру­гого рода ереси, воз­рос­шие уже на хри­сти­ан­ской почве. Пред­ме­том их служит глав­ный догмат хри­сти­ан­ства о тро­ич­но­сти Лиц в Боже­стве. Это – ереси антит­ри­ни­та­риев.

В после­ду­ю­щее за тем время раз­ви­ва­ется ересь по вопросу еще более част­ному: о Боже­ствен­но­сти Вто­рого Лица Святой Троицы. Эта ересь, извест­ная под именем ари­ан­ства, открыто появи­лась уже в начале 4 века.

В век апо­столь­ский мы видим ере­ти­ков иудей­ству­ю­щих и язы­че­ству­ю­щих. Послед­ние поло­жили начало тому гно­сти­цизму, кото­рый раз­вился осо­бенно сильно во 2 в. после времен апо­столь­ских».

Обли­чи­тели ересей

Иные кате­го­рии отступ­ни­че­ства

Помимо ереси, Цер­ко­вью выде­лены и иные кате­го­рии отступ­ни­че­ства: раскол и само­чин­ное сбо­рище (пара­си­на­гога).

Об отли­чии ошибки от ереси ^

свя­щен­ник Михаил Легеев:

По сте­пени ясно­сти и точ­но­сти осмыс­ле­ния чело­ве­ком учения Церкви можно выде­лить пять стадий. Первая — дог­маты, заклю­чен­ные в слова. Здесь все кри­стально чисто, лишнее отсе­чено, все нужное ска­зано.

Вторая — акцент. Акцент выде­ляет лишь какую-то грань пол­ноты кар­тины. Святой Афа­на­сий Вели­кий за «еди­но­су­щие» всю жизнь поло­жил. Но «еди­но­су­щие» — это еще не пол­нота дог­мата. Бого­сло­вие святых отцов по боль­шей части — бого­сло­вие акцен­тов. Один мог выде­лять один акцент, а другой — другой.

Третья стадия — неточ­ность. Неточ­ность свя­зана с неко­то­рым недо­по­ни­ма­нием. Напри­мер, свя­ти­тель Кирилл Алек­сан­дрий­ский слово «ипо­стась» упо­треб­лял в зна­че­нии «сущ­ность». Он не имел в виду тот смысл, кото­рый потом вкла­ды­вали в его слова моно­фи­зиты, но не мог еще свою мысль облечь в пра­виль­ные слова. Поэтому для нас это неточ­ность.

Чет­вер­тая стадия — ошибка. Ошибка есть ошибка. Свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский (бого­слов IV в. — Прим. ред.) испо­ве­до­вал апо­ка­та­с­та­сис, то есть учение о все­об­щем избав­ле­нии от веч­ного посмерт­ного воз­да­я­ния. Но если бы Цер­ковь ука­зала ему на ошибку, он бы не стал упор­ство­вать.

Пятая стадия — ересь. Святые отцы могли оши­баться, а вот упор­ство­вать в этом — нет. Святой Викен­тий Лерин­ский (галль­ский бого­слов V в.) пишет: «Винов­ники того мнения при­зна­ются пра­во­слав­ными, а после­до­ва­тели — ере­ти­ками, учи­теля раз­ре­ша­ются, а уче­ники осуж­да­ются, писа­тели сочи­не­ний будут сынами цар­ствия, а защит­ники оных под­верг­нутся геенне». Где-то между чет­вер­той и пятой ста­ди­ями, между ошиб­кой и ересью, и про­ле­гает гра­ница, отде­ля­ю­щая еще цер­ков­ное бытие от уже вне­цер­ков­ного. Опять же, важен сам вектор дви­же­ния. Если он направ­лен к Церкви и Богу — это путь к истине, если в обрат­ную сто­рону — к ереси. Ере­ти­ком не ста­но­вятся в одно­ча­сье, это резуль­тат дли­тель­ного про­цесса, того самого непра­виль­ного дви­же­ния.

Из интер­вью в жур­нале «Вода Живая» №10 2015

Гово­рить о некоем «абсо­лютно чистом Пра­во­сла­вии» в опре­де­лен­ном отно­ше­нии некор­ректно. Но хотя в при­роде и не суще­ствует дистил­ли­ро­ван­ной воды, но тем не менее вода из чистого источ­ника суще­ствен­ным обра­зом отли­ча­ется от воды из помой­ной лужи. Цер­ковь есть Тело Хри­стово, а потому и вообще Пра­во­сла­вие, и в част­но­сти пра­во­слав­ное бого­сло­вие явля­ется живым орга­низ­мом. Бывает, что живой орга­низм болеет и погло­щает в себя чуже­род­ные эле­менты, но он должен либо пере­ра­бо­тать их, либо отторг­нуть, ибо иначе погиб­нет. А поскольку Цер­ковь пре­бу­дет вечно и врата адовы не одо­леют ее ( Мф. 16, 18 ), то пра­во­слав­ное миро­со­зер­ца­ние или пере­ра­ба­ты­вает отдель­ные чуждые ему эле­менты (но только до опре­де­лен­ной сте­пени, как было, напри­мер, с неко­то­рыми частями антич­ного миро­воз­зре­ния, усво­ен­ными хри­сти­ан­ской куль­ту­рой), или отвер­гает и их?, как пагуб­ные для его духов­ного здо­ро­вья, – это и слу­ча­ется обычно с ере­сями. Так как бого­сло­вие живое, то Пра­во­сла­вие непре­станно пере­ли­ва­ется мно­же­ством радост­ных красок и оттен­ков, вос­хи­щая своей новиз­ной. Свет имеет извест­ный цве­то­вой спектр, но тьма им не обла­дает (ср. Ин. 1, 5 ). И хотя порой кажется, что свет и тьма иногда сме­ши­ва­ются, как, напри­мер, при вечер­них сумер­ках, но это лишь иллю­зия, поскольку они лишь сопо­ла­га­ются. Ибо что общего у света с тьмою? Какое согла­сие между Хри­стом и Вели­а­ром? ( 2Кор. 6, 14–15 ). Пра­во­сла­вие, при всем бога­том раз­но­об­ра­зии цве­то­вых оттен­ков, есть и всегда оста­нется Пра­во­сла­вием, а ересь – ересью.
Про­фес­сор А.И. Сидо­ров (Свя­то­оте­че­ское насле­дие и цер­ков­ные древ­но­сти).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: