Целомудрие в православии: определение и значение, как достичь и сохранить, мнение святых отцов и священников

Что такое целомудрие и что оно значит в православии

Целомудрие можно было бы занести в Красную книгу добродетели, если бы таковая существовала.

В современном обществе такие понятия, как благородство, невинность, целомудрие воспринимают, скорее, как пережитки прошлого, и только христианство поддерживает ценность чистоты души и целостность разума, которые не запачкались страстями.

Целомудрие в современном обществе

Целомудрие является всеобъемлющим словом, в состав которого входит:

  • духовная и телесная чистота;
  • непорочность;
  • совокупность идеи и поступков, связанных словом «честь».

Русский язык, богатый синонимами, называет безукоризненных, безупречных, здравомыслящих людей целомудренными, если им присуща честность, непорочность и скромность. В это понятие входит и девственность, которую сравнивают с девичьим цветом, неиспорченностью.

В толковом словаре под редакцией Ушакова целомудренность приравнивается к добродетели и строгости в отношении нравов, это нравственная чистота.

На заметку! Более точное и приемлемое понятие в современном обществе дается в словаре Даля, где целомудренным назван человек, как мужчина, так и женщина, который сохранил девственность до вступления в брачные отношения и сумел жить чистой, непорочной семейной жизнью.

В здоровом обществе, где ценится понятие чистоты, достоинства и чести, целомудрие является положительной характеристикой человека, умеющего поставить в жизни рамки, самозапрещающие вхождение в нее всего, что может ослабить противостояние злу.

Что такое целомудрие в православии

В массовом сознании целомудренность связывают с отказом от сексуальных отношений вообще, это уход в монашество, или же хранением чистоты как до брака, так и во время него. В дохристианском периоде людей, согрешивших в блуде, привязывали за руки и ноги к земле и забрасывали камнями. Вспомним блудницу, которую привели к Иисусу для суда. Священники требовали казни, и только мудрое и милостивое повеление Христа спасло женщину от смерти.

Многие родители и их дети заблудились, что означает, приняли блуд, как норму, в этом вопросе. Почему-то некоторые мамы позволяют сыновьям физически развлекаться на стороне, но в невестки они хотят принять только девственницу.

Царство Небесное не приложится к тем, кто ограничивает себя только в еде, соблюдая посты, но не ведет целомудренной жизни, в основе которой находится стыд впасть в разврат.

Только укоренившееся понятие целомудренной жизни может защитить и укрепить душу христианина. Для воцерковленного христианина важно понимать, что «хочу» и «можно» не всегда применимы к целомудренным людям. Нельзя желать тела другого человека, перед которым у тебя нет никакой ответственности, отсутствует уважение, двигаясь одними инстинктами, тогда человек сравним со скотиной.

Нельзя только иметь человека, его надо любить! Блуд стирает все грани приличия, в мире признается право на демонстрацию чувств геями и лесбиянками, за этот грех были сожжены Богом города Содом и Гоморра.

Истинную любовь, которая всему верит и все покрывает (Кор.13) заменили похотливыми желаниями, убрав из жизни понятие целомудренности и невинности.

Учение Христово явило миру истинность девства на примере Пречистой Девы Марии, поведении святых. Жизнь по заповедям Божьим и исполнение указаний Христа становится целомудренной, защищенной от греховных мыслей и дел.

Важно! Каждый христианин может покаяться в блуде и прилепиться к девственной жизни истинного христианина.

Святые отцы о целомудрии

Многие люди слово «целомудрие» воспринимают, как понятие невинности. Однако, это слово описывает не просто физиологическое состояние человека, девственного, верного в супружестве, оно намного шире. Понять целомудренность без знания религиозных основ практически невозможно, только Библия дает четкое понимание греха и праведности, которое можно приобрести в послушании.

У католиков это понятие выражается в безбрачии священников — целибате.

Монахиня Нина, в мире известная как Крыгина, определила целомудрие, как целостное отношение к жизни, приправленное мудростью.

По словам Иоанна Лествичника, это слово объединило все добродетели.

В записях Святителя Игнатия Брянчанинова целомудренность является уклонением от всяких греховных помыслов и дел, куда входят сладострастные беседы, произношение скверных выражений.

В понятие добродетели входит хранение своих чувств, куда входит зрение, слух и осязание, в чистоте и скромности.

Чтобы стать целомудренным, человеку необходимо научиться:

  • молчанию и безмолвию;
  • пребыванию в размышлениях о рае и аде;
  • отказу от блудных фантазий;
  • служить бедным и сиротам.

В записках Святого Амвросия Медиоланского приводится три формы этой добродетели — целомудренности: вдовства, мужа и жены, девственности.

Святой Амвросий пишет, что это добродетель не для восхваления, а как дар богатства христианской дисциплины.

Высказывание священника РПЦ, архимандрита Иоанна Крестьянкина, покинувшего этот мир в 2006 году звучит гимном чистоте, он называет эту добродетель красотой души, наполненной правдой, духовным здоровьем, что выражается в благоразумии и мужестве противостоять злу мира.

Ныне правящий русский священнослужитель Павел Гумеров в проповедях призывает прихожан хранить в чистоте не только глаза, но и разум, ибо греховные помыслы и мысли покрывают грязью, как душу, так и сердце.

Помимо служителей о чистоте нравов писали и великие писатели, публицисты и драматурги. Представитель французской философии Альбер Камю, утверждал, что в разнузданности человек теряет смысл бытия, и только целомудрие способно вернуть человечеству смысл жизни.

Прекрасно выражение французского драматурга XVIII века Пьера Огюста Карон де Бомарше о том, Божьи Небеса всегда покровительствуют невинным, чистым душой людям.

Как взрастить целомудрие

По словам Иоанна Кассиана, без жизненной позиции, основанной на смирении, находящемся в сердце, нельзя облачиться в целомудренность. Мы можем заставить себя усилием воли соблюдать посты, голодать, постоянно трудиться и пребывать в молитвах, но никогда нельзя приобрести чистоту, ибо она дается только Творцом по Его великой милости.

Только Спаситель может освободить от страстей, видя постоянное пребывание в подвиге веры и смирения. Для приобретения этой добродетели христиане должны жаждать чистоты, как жадный человек преодолевает все ради богатства, а влюбленный, который готов побороть все препятствия на пути к любимой. Также необходимо бороться и со страстями.

Только ненасытное желание стать непорочными в глазах Творца и Спасителя, готовность пожертвовать пищей, питьем и даже сном, отказаться от коварных обольщающих мыслей, может наполнить христианина целомудрием.

Этот подвиг можно совершить только по благодати милости Всевышнего Бога. Чтобы достичь целомудрия, нужна не строгость по отношению к себе, а любовь к Богу и способность наслаждаться собственной искренней чистотой.

Что ожидает блудников и что не так в добрачных связях? — священник объясняет это непонятное слово «целомудрие»

Приблизительное время чтения: 9 мин.

В Церкви есть понятия, смысл которых зачастую не до конца известен даже воцерковленным людям. Одно из них — целомудрие. Помочь разобраться в том, что такое целомудрие, зачем оно нужно и как это — жить целомудренно, «Фома» попросил протоиерея Федора Бородина, настоятеля московского храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке.

Целомудрие — это про сексуальную жизнь?

Целомудрие — это о здоровом духовном, душевном и телесном состоянии, о целостной личности, умеющей жить с Богом, умеющей любить. Да, в обыденном сознании это слово чаще ассоциируется только с вопросами физической близости, но на деле это значительно более широкое церковное понятие.

Церковь признает, что состояние, в котором мы родились и живем, — это состояние греха, глубочайшего искажения, унаследованное от падшего Адама. Избавиться от него мы можем лишь через стремление приблизиться к Богу — к тому идеалу, который предлагает нам христианство. Так, апостол Павел говорит: Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Флп 2:5). Он имеет в виду, что человек должен быть похож на Иисуса Христа — вмещать в себе отражение всех Его качеств. Такие добродетели Церковь и определила словом целомудрие.

При этом нам нужно помнить, что союз всех добродетелей — любовь. То есть целомудрие — это в конечном счете умение любить.

Что же лежит в основе этого умения?

Первое — это душевная и телесная чистота.

Второе — целостность. Грехопадение все перевернуло в человеке: он перестал понимать Бога, а его душевная составляющая разлетелась в клочья.

Если до познания греха в нем господствовал дух, то после — плоть. Чувство гнева до грехопадения было благим чувством — своеобразным иммунитетом против греха, а после — обратилось на ближнего.

Разрушение этой естественной для человека иерархии привело к тому, что его чувства, воля и разум оказались разобщены. Самые пронзительные, самые горькие слова об этом в послании апостола Павла к римлянам: Добро, которого хочу, не делаю, а зло, которого не хочу, делаю (Рим 7:19).

Достижение же целостности — в умении плотское подчинить духовному. Быть целомудренным в этом смысле — значит снова собрать себя воедино, воспитать волю — иметь силы на борьбу со грехом.

Как в повседневной жизни проявляется нарушение этой целостности?

Каждый из нас, к примеру, сталкивается с тем, что не находит времени и сил для молитвы, а главное, духовно не участвует в ней. Человеческое сознание стало клиповым, то есть не способным воспринимать длинные тексты. Мы постоянно отвлекаемся на звонки, сообщения, уведомления и не можем сосредоточиться, довести хотя бы одно дело до конца.

Живя в таком состоянии, современный человек очень слаб в собирании своего сознания. Сколько он сможет удержать внимание на словах молитвы? Если сможет минуту — уже подвиг. Повторю, целомудрие — это о концентрации на том, что действительно важно. О собирании себя вокруг стержня.

Но ведь слово «целомудрие» чаще звучит в разговорах не о молитве, а о межполовых отношениях. Почему?

Потому что в них наше неумение управлять своими чувствами, волей и разумом сказывается в повседневной жизни болезненнее всего.

В чем именно проявляется эта болезненность?

Целомудрию Церковь противопоставляет распущенность и разврат. «Распутный», «блудящий» означает, что человек заблудился, свернул с пути. Эти выражения, через которые мы говорим о телесной нечистоте, о том, что человек потерял путь к Богу — пренебрег имеющимися способами борьбы с грехом. Это не может не сказаться на внутреннем, душевном состоянии человека.

Во-первых, распутный человек никогда не станет состоявшейся сильной личностью. Будучи разрушен своими собственными ошибками, не умея пользоваться волей, разумом и мудростью, не соединив в себе эти разлетевшиеся куски Адама и даже не стремясь к этому, находясь в ситуации, когда тело не слушается духа, он не может обрести того, что мы называем внутренним стержнем.

Во-вторых, мой небольшой опыт наблюдения за жизнью многих знакомых мне — в том числе еще со школы — людей показывает, что большинство из тех, кто рано начал вести распущенный образ жизни, не познал счастья в браке.

Из-за постоянного переключения с одного, как сейчас говорят, партнера на другого целостность человека разрушается, и он уже не в состоянии полюбить всем сердцем. Он все время сравнивает свои нынешние отношения с предыдущими и не может отдать всего себя одной любви, ведь часть его естества осталась в прошлых связях.

Мы знаем слова апостола Павла: совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею (1 Кор 6:16). То есть эта связь, как рубец, остается с ним навсегда. Поступая подобным образом, ведя распутный образ жизни, вы дробите свое познание Бога, мира и любимого человека на бесконечные фрагменты.

В-третьих, нецеломудренный человек, сам не являясь человеком целым, и своего супруга не воспринимает как целостную личность, любит не всего человека, а лишь его телесную составляющую, душевную частично, про духовную и речи нет. Он умеет только владеть и пользоваться, даже если обставляет это очень красиво и романтично.

В-четвертых, такой человек, естественно, не способен к любви как служению, ведь он нацелен исключительно на получение, обладание и присвоение себе. Это любовь конечная: как только иссякает то, что человек привык получать — супруг состарился, заболел, обнаружились его незаметные раньше недостатки, — иссякает и его любовь, и он ищет замену.

Потому и предполагается, что христианская семья может быть создана только с одним человеком. Христианин хранит себя в телесной чистоте до брака для будущего супруга. Церковь считает: все, что нужно познать мужчине в женщине, есть в его жене. И все, что нужно познать женщине в мужчине, есть в ее муже.

Нарушая свое целомудрие, человек разрушает целостность своей души, которая должна быть подарена, посвящена супругу. Для христианина естественно не вступать в добрачные связи — для него это потеря. Потеря возможности той любви, до которой он хочет дотянуться.

А до любви как до служения можно дорасти только в браке, когда человек на протяжении всей своей совместной жизни с любимым возрастает до полного раскрытия личности своего супруга. Причем он любит и тогда, когда в полной мере получает ответную любовь, и когда получать ее перестает — это не является препятствием для любви.

Как священник, я постоянно вижу, как нецеломудренный человек, став христианином и решив изменить свою жизнь, часто претерпевает горькие неудачи в попытках построить семью по церковному образцу — ему мешает его прошлый жизненный опыт. Целомудренному до брака человеку гораздо легче стать счастливым в семейной жизни, потому что вся та часть его души, которая создана Богом для сочетания с супругом, отдана единственному человеку.

Но почему целомудрие ставится в зависимость от формальной регистрации брака?

Любовь в высоком смысле становится возможной тогда, когда человек берет на себя полную ответственность за своего супруга. Самые светлые переживания — увлеченность, влюбленность, плененность — перерастают в настоящую любовь только тогда, когда человек говорит: «Все твое теперь мое — твои молодость и красота, старость и болезни, все твои родственники и все тяжести твоего характера, все сложности твоей судьбы и все возможные сложности в будущем — это все теперь будет моим так же, как и твоим».

Только после этого человек может принять дар любви от Бога — настоящей, глубокой. Ключ к этой христианской любви — именно в ответственности. Поэтому-то Церковь и не венчает незарегистрированные браки: роспись в загсе сейчас является свидетельством принятия на себя этой ответственности.

А пока человек не возьмет ответственность за своего возлюбленного так же, как за себя, пока есть какое-то лукавство — он не готов принять дар христианской супружеской любви, стать целостным человеком.

Но существует же развод и повторный брак — как к этому относится Церковь?

Несмотря на то, что для христианина брак может быть только один, сегодня Церковь в некоторых случаях делает снисхождение человеческой немощи, разрешая повторное венчание. Однако если вы посмотрите последование о второбрачных — чин повторного венчания, — то это не светлый и радостный чин, это чин покаяния. Иногда священнику его даже как-то неловко служить: с одной стороны, белое платье, свечи, гости, а с другой — молитва покаяния, скорбь.

Это касается и овдовевшего человека, который хочет повторно создать семью: Церковь благословляет такой брак, но по снисхождению — ведь ушедший супруг ждет тебя там! Благословляя повторный брак овдовевшего христианина, Церковь раньше на год отлучала его от Причастия. Да, на время вы разлучены, но если человек дорос и постиг, что такое настоящая любовь, то для него время ожидания вечности будет пусть и горьким, но не бесконечным.

Пожалуй, все правила, которым, по мнению Церкви, должен следовать каждый христианин, применяются по всей строгости только к семьям священнослужителей: священник не может разводиться, а овдовев — повторно жениться.

И это не потому, что к священнослужителям применяются какие-то особые правила, просто к их семье Церковь применяет свои ожидания от брака полностью. Именно поэтому недавняя инициатива Вселенского патриархата разрешить повторно вступать в брак священникам так отвергается нами.

Выходит, сохранять целомудрие верующие могут либо в браке, либо в монастыре. А как же быть людям-одиночкам?

Ошибочно полагать, что целомудрие достижимо только в браке или в монашестве. Есть много целомудренных людей, живущих вне брака или монастыря: это люди, которые так возлюбили Бога, что не используют свое законное право на супружескую жизнь, а все свое время и силы тратят на служение Богу и ближним. И есть люди, которым Бог Своим Промыслом не дал семьи, и они приняли это.

Но чтобы достичь целомудрия в миру вне брака, нужно стяжать еще одну добродетель — смиренномудрие, то есть умение со смирением принять волю Божию о своем пути и предназначении.

Как смирение сочетается с обретением внутреннего стержня? Разве этот стрежень не предполагает самоуверенности?

В Евангелие от Марка сказано: возлюби Господа Бога всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею (Мк 12:30). Ключевое в контексте нашей темы здесь «крепостию» — то есть аскезой, волей, хоть и малым, но подвижничеством. В житии преподобного Антония Великого был эпизод: одного мученика заставляли сочетаться с блудницей — он откусил свой язык и плюнул ей в лицо. На этом примере можно представить, что значит любить Бога «крепостию».

Крепость — противостояние греху и тот самый внутренний стержень, на который человек опирается, который помогает человеку жить по Божьим заповедям. Такой стержень не имеет отношения к самоуверенности, потому что внутренняя крепость идет в первую очередь от смирения — одной из главных добродетелей.

Но достижима ли эта целостность в условиях современного мира, установки на многозадачность, когда времени на собирание себя у многих просто нет?

Митрополит Питирим (Нечаев) говорил: «Добродетель целомудрия, которая очень ценится в Церкви, — это не столько сохранение девичьей чистоты или юношеской свежести, это именно целеустремленность, целенаправленность, цельность личности. Целомудренный человек не разменивает себя на мишуру. Какие средства для духовного восхождения? Средств много, но смысл один — преодоление “плюрализма”. Жизнь наша многообразна: делаешь одно, думаешь другое, отвечаешь третье. Быть совершенным во всех сферах деятельности — удел единиц. Поэтому человек, который концентрирует свои силы в одном направлении, достигает большего. Очень важна цельность, сосредоточенность внутренних усилий».

Да, сегодня жизнь людей часто заточена на многозадачность в условиях дефицита времени, и при этом мы не всегда выбираем, чем нам заниматься. Другой вопрос — может ли человек осветить этот список дел молитвой, служением Богу и ближнему? Если в жизни Бог будет на первом месте, а все остальное — на своем, не будет и внутренней раздробленности.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Что значит целомудрие?

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Современное общество к невинности и нравственности относится как пережиткам прошлого. Только христианство дает правильную оценку. Целомудрие — что это означает? Духовная и физическая чистота, непорочность, мысли и поступки, связанные со словом честь — это и есть истинное значение целомудрия.

Что такое целомудрие в девушке

Это понятие включает нравственную чистоту. Девушки с ранних лет хотят повзрослеть, и для этого не гнушается любыми способами. Они редко думают о последствиях своего поведение. Встречи с мужчинами, употребление алкоголя, сигареты, обладание современными гаджетами – это не относится к целомудренности.

Характерные черты для целомудрия:

  • кротость и скромность, которая не позволяет хвалить себя перед преподавателями, а лучшее доказательство – это изучение предмета и способность правильно понимать материал;
  • серьезное отношение к словам и данным обещаниям;
  • отсутствие пагубных страстей.

Нравственная женщина осознает, что сигарета во рту и бокал спиртного смотрятся дешево. Такое поведение провоцирует презрение и заинтересует мужчину для одноразового секса.

Целомудрие – это духовная чистота. Такие девушки не гонятся за славой и материальными благами. Они живут интересами семьи. Для них характерны добрые дела, помощь животным, больным и детям.

С точки зрения православной веры, значение слова целомудрия в церкви – девушка проявляет строгость в отношении посторонних мужчин, не нарушает пост, причащается и исповедуется. Кроме этого прививать девушке чувство личного достоинства, уважение к старшим и понимание нравственности должна семья.

Святые отцы о целомудрии

Монахиня Нина дала определение нравственности, как мудрого отношения к жизни.

По мнение Иоанна Лествичника, это объединение всех положительных достоинств.

Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что высокая нравственность является избавлением от всех грешных мыслей, скверных слов.

Как результат, вот что такое целомудрие:

  • учиться молчанию и посвящать мысли раздумьям о рае и аде;
  • отказаться от блудных мыслей;
  • помогать больным и сиротам.

Святой Амвросий Медиоланский приводит три вида нравственности: вдова, супруги, девственность. Он говорит, что это правило христианской дисциплины.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин назвал целомудрие красотой души, наполненное духовной силой, здравым смыслом и отвагой сопротивления злу.

Кроме святых отцов о нравственности говорили известные писатели. Философ Альбер Камю, утверждал, что в распущенности теряется смысл бытия, только нравственность его возвращает.

Пьер Огюста Карон де Бомарше прекрасно сказал что, чистые душой люди под покровительством Святых Небес.

Мужское целомудрие

Сила целомудрия для мужчин помогает не оказаться в ловушке, которая может его погубить. Человек, украшающий себя добродетелью, обеспечивает защиту, которая поможет выдержать любые искушения.

Те, кто легко окунается вволю сексуальных страстей, теряет быстро мужскую активность. Это ведет к алкоголизму и другим серьезным отклонениям в физическом смысле. Мужчине обладает даром оплодотворения, и осквернение этого источника в православной вере считается грехом.

Отношения будущих супругов

И вот что говорит православие о целомудрии до брака: во-первых, не коснутся нравственных людей негативные последствия ранних половых связей, во-вторых, целомудрие до брака обладает массой преимуществ. Будет много времени для собственного духовного развития.

Молодость – это время сильных эмоциональных нагрузок, которые необходимо пережить. Когда человек научится справляться с собой и контролировать свои чувства до брака, можно говорить о доверии и не нарушении верности друг другу.

Целомудрие: внутреннее единство

Что такое целомудрие? Как нравственная чистота спасла преподобного Николая от гибели? Каково значение выражения «береги честь смолоду»? О целомудрии в Православии поговорим в сегодняшнем тексте.

Цельность ума

Целомудрие в общепринятом понимании неизбежно ассоциируется обществом с понятием девственности. В действительности, данная добродетель имеет более широкий смысл.

Преподобный Петр Дамаскин в своих трудах говорит о целомудрии как о «здравом образе мыслей».

Носитель добродетели по святому отцу расположен к духовному совершенствованию при отказе от греха. И, наконец, святой старец толкует целомудрие как соединение и направление всех стремлений человека к Богу.

После грехопадения гармония внутри Адама и Евы распалась. Теперь воля, разум, желания и чувства людей взамен единства вступали в уме и сердце человека в противоречие и конфронтацию. Природная тяга к Богу сменилась склонностью к злу. Человек стал похож на разбитое зеркало: вроде, что-то там отражается, а целостного образа нет, поскольку ровная поверхность стекла покрыта трещинами и даже дырами от выпавших осколков.

Богоподобие людей закончилось и стало целью жизни тех, кто решал восстановить утраченную связь с Творцом. Целомудрие было уделом святых, подчинявших себя целиком и полностью делу спасения души.

Кстати, слово «спасение» с греческого на русский дословно переводится как «приведение себя в целостность». Восстановление первозданной внутренней гармонии и воссоединение с Богом, в таком случае, и есть целомудрие.

Береги честь с молоду

К целомудрию призван каждый христианин, вне зависимости от статуса монаха или семьянина.

Нравственная чистота предполагает постоянную работу над помыслами, отказ от греха и подчинение всех сил жизни спасению души.

В этом контексте девственность выступает как логичное дополнение к определению всей добродетели. Ведь хранение чистоты до брака, в браке (как отказ от вступления в связь с кем-то кроме второй половинки) или же в ситуации вынужденного или добровольного одиночества также подчиняется важному принципу праведности, то есть исполнению Божественных предписаний.

Христианин, если он, конечно, не враг себе, может позволить себе «делить ложе» только с законным супругом в семье.

А грех блуда, главный антагонист целомудрия, усугубляет дисгармонию внутри человека. Недаром во многих традиционных культурах добрачные связи не приветствовались. Строгость законов былых времен и даже жестокое наказание и нарушения намекают на искреннее желание предков огородить от духовной заразы свои общества.

«Береги честь смолоду» – известное русское крылатое выражение. О чем оно? Честью считалась способность человека держать себя в руках, то есть, хранить душу от зла.

О целомудрии из древности до нас дошли многочисленные истории о христианах, которые хранили себя от духовного и телесного разрешения даже под угрозой жизни.

3 урока целомудрия от святых христиан

1. Супруга князя Дмитрия Донского, блаженная Евдокия (в крещении –Ефросиния), после смерти осталась вдовой и полностью посвятила себя строительству храмам и духовному совершенствованию.

Женщина была красива собой и, конечно же, стала жертвой злых языков. Клеветники были уверены, что обладавшая властью и финансовыми возможностями княгиня вполне могла позволить себе роскошную жизнь и любовников.

Слухи расползались, и однажды сын святой Евдокии сильно смутился, случайно услышав разговор о матери. Княгиня же, решив доказать свою праведность, собрала всех детей и открыла им страшную тайну: от строгого воздержания тело блаженной почернело, а кожа приросла к костям.

Жуткое откровение уверило детей, что их мать действительно, несмотря на положение в обществе и материальные возможности, ведет крайне аскетичный образ жизни.

2. За воздержание от блуда и верность Богу праведному Николаю Господь сохранил жизнь.

Греки воевали с турками и их войско готовилось к сражению. На ночлег святой Николай со своим отрядом остановился в одной из придорожных таверн. Ночью красивого и сильного воина попыталась соблазнить жена трактирщика. Но мужчина остановил блудницу. После Николаю приснился сон, будто Бог показывает ему усыпанное телами воинов поле с одним лишь свободным местом.

«Это твое» – сказал во сне святому Голос. Но за сохранение чистоты Бог сохранил Николаю жизнь, и в сражении, в котором погибло большинство греческих солдат, благочестивый воин остался жив.

Вернувшись на Родину, святой ушел в монастырь и в благодарность посвятил себя Господу.

3. Молодой житель Трансильвании Моисей Угрин попал в плен и был продан в Польшу богатой вдове. Женщина соблазняла святого, используя свое положение и обещая даже славу и богатство. Но Моисей, несмотря на безвыходность положения, отказывался от близости с вдовой:

«Я не хочу ни власти, ни богатства, для меня лучше… – чистота душевная, а также и телесная».

За свой отказ святой очень сильно пострадал. Моисея по приказу полячки нещадно и изощренно мучили за отказ вступить с хозяйкой в блудную связь.

Вскоре в Польше началось народное восстание, и вдову убили вместе с рядом бояр. А Моисей Угрин получил свободу и отправился в Киево-Печерскую Лавру, где и стал жить мирной монашеской жизнью вплоть до своей смерти.

Во всяком благочестии и чистоте

Описанные выше примеры подвигов христиан в деле сохранения себя от похоти есть не вырванные из их общего духовного контекста поступки, но закономерные реакции в деле соблюдения внутренней чистоты. Устремленный к Богу человек всегда будет стремиться хранить в себе образ Господа, прикладывая усилия для восхождения к Его подобию.

Для подчинения разума, воли, чувств и желаний духовному единству человеку требуются неимоверные усилия. Но они, во-первых, всегда имеют поддержку от Бога. Во-вторых, позитивно сказываются на всех сферах жизни.

Целомудрие в человеке отсекает ложные цели и позволяет сфокусироваться на действительно важных. Добродетель единства ума способна высвободить дополнительные ресурсы и создать в душе гармонию. Как стяжать целомудрие? Принять решение, что главное в жизни – Бог, а ее цель – обретение единства с Ним.

Целомудрие. Зачем женщины обещают это Богу

«…Воздержание и целомудрие состоит не в одной только непорочности тела, но и в скромности и благоприличии самого одеяния…» — священномученик Киприан Карфагенский.

В наше время такие понятия как невинность и целомудрие воспринимают больше как пережитки прошлого. И только православное христианство поддерживает ценность чистоты души и целостность разума, которые не были запачканы страстями.

Что же такое целомудрие? Каково значение слова? В православии целомудрии — это добродетель, непорочность, телесная и нравственная чистота.

В православии целомудрии — это добродетель, непорочность, телесная и нравственная чистота

Целомудренная девушка — включает в себя такие понятия, как честность, непорочность и скромность

Целомудренная девушка включает в себя такие понятия, как честность, непорочность и скромность. В словаре Даля, целомудренный человек — это мужчина и женщина, которые сохранили свою девственность до вступления в брачные отношения, и смогли жить чистой непорочной жизнью.

В нашем же массовом сознании, целомудренность — это воздержание от сексуальных отношений. А также это может быть уход в монашество, или же хранения себя до брака и во время него. Еще ранее женщины, которые согрешили в блуде, принимали страшную казнь. Их привязывали за руки и за ноги к земле и забрасывали камнями.

Здесь вспоминается одна притча о том, как одну из блудниц привели к Иисусу Христу для суда. Священники стали требовать казни этой женщины и только мудрое и милостивое повеление Христа спасло женщину от смерти.

Существует одна притча о том, как одну из блудниц привели к Иисусу Христу для суда. Священники стали требовать казни этой женщины, а Иисус сказал — кто без греха, первый брось в нее камень. Таких не нашлось

Быть целомудренным — можно, только если выполнять Божии заповеди и повеления

В настоящее же время мужское и женское целомудрие не так сильно оговаривается, как раньше. Многие венчаются уже после жизни в гражданском браке.

Именно поэтому понятие целомудрия не так сильно значит, как раньше. На самом деле в этом довольно много причин. Есть некоторые мамы, которые не объясняли своим сыновьям, еще в детстве, что нельзя развлекаться на стороне. Но в невестки они хотят принести только девственницу. Но возникает вопрос, а где же ей взяться, если изначально в мужчинах не закладывается правильное отношение к дальнейшей жизни.

Стоит отметить, что к Царствию Небесному, не придет тот, кто ограничивает себя в еде, соблюдает посты, но при этом не ведет целомудренной жизни. Только целомудренный человек может защитить и укрепить свою душу. Также важно понимать, что не все приемлемо целомудренным людям. Нельзя, например, желать тело другого человека, перед которым нет какой-либо ответственности.

Еще в Ветхом завете мы видим, как за грех блуда были сожжены Господом города — Содом и Гоморра.

За грехи блуда Господь уничтожил два города — Содом и Гоморру. Об этом говорится на страницах Ветхого Завета

Также в настоящее время блуд стирает все грани приличия.

В настоящее время можно заметить огромные демонстрации чувств однополых людей.

Учение Господа основывается на примере жизни Пречистой Девы Марии, а также поведении многих святых. Жизнь по заповедям Господним, а также исполнять Его указания, только так можно стать целомудренным и защищенным от всех греховных мыслей и дел. Только так женщина может быть чистая до брака.

Святая Библия дает нам четкое понимание греха и праведности

Каждый христианин может покаяться в своем грехе блуда, и прилепиться к девственной жизни истинного христианина.

Многие люди считают, что слово «целомудрие» — воспринимается как понятие невинности. Но это слово описывает не просто физиологическое состояние человека, оно намного шире. Понять значение слова целомудренность без знания религиозных основ — просто невозможно. Именно Библия дает нам четкое понимание греха и праведности.

Известная монахиня Нина определила слово целомудрие, как некое целостное отношение к жизни, которое приправлено мудростью.

Известная монахиня Нина определила слово целомудрие, как некое целостное отношение к жизни, которое приправлено мудростью

О целомудрии говорили многие святые отцы

Посмотрим, что говорили святые отцы о целомудрии.

Священномученик Киприан Карфагенский говорил, что непорочность тела человека состоит не только в воздержании и целомудрии, а также в скромности и благоприличии: «…Воздержание и целомудрие состоит не в одной только непорочности тела, но и в скромности и благоприличии самого одеяния…».

Священномученик Киприан Карфагенский говорил, что непорочность тела человека состоит не только в воздержании и целомудрии, а также в скромности и благоприличии

Святой Василий Великий говорил, что целомудрие — это истинная сила, соединенная с сознанием:

«…Целомудренным же называем не того, в ком невоздержные пожелания ослабели от старости, или от болезни, или от другого какого-либо случая. Ибо в таком человеке хотя грех еще и живет, но деятельности его препятствует немощь членов. А целомудрие есть истинная, с сознанием соединенная сила, глубоко отпечатлевшаяся в душе и уничтожающая оставшиеся следы срамных движений…».

Святой Григорий Богослов:

«…Друзья мои, и вы, родители, и вы, безбрачные юноши и девы, долго ли вам, уподобляясь презренной черепахе, или осьминогому раку, который ходит не прямо, или длинной змее, которая пресмыкается на чреве, долго ли вам влачить жизнь, обремененную ужасною тяготою плоти? Послушаем, наконец, Христовых советов, отринув красоту, славу, богатство, род, счастие и все обольстительные порождения гибельного греха, воздвигнемся отселе, взойдем в легкую жизнь, очистимся, будем единодушны с Небесными чистыми Силами, чтобы, вступив в сонм предстоящих Великому Богу, с веселием воспеть празднетвенную песнь Царю…».

Святой Иоанн Златоуст считает:

«…Чистота целомудрия, укрепив праотцев наших, сделала их непоколебимыми столпами вселенной, с одной стороны, возносящими молитвы на небо, с другой — на земле врачующими души людей…Иисус Навин, имея целомудрие своим неразлучным спутником, повелевал и небесным светилам: он ведь остановил течение солнца, удержал луну на месте и растянул длину дня…».

Преподобный Авва Херемон утверждал:

«…совершенство целомудрия от многотрудных начал воздержания отличается постоянным спокойствием. Ибо совершенство истинного целомудрия составляет то, что оно не только подавляет возбуждение плотской похоти, но и со всем ужасом отвращается, постоянно сохраняет ненарушимую свою чистоту и не может быть ничем иным, как святостию. А это будет тогда, когда плоть, уже перестав вожделевать против духа, будет согласоваться с его желаниями и добродетелию, начнут соединяться между собою твердым миром…».

Святой Амвросий говорил о трех формах целомудрия

Святой Амвросий говорил, о трех формах целомудрия. Три формы целомудрия:

  • целомудрие вдовство;
  • целомудрие мужа и жены;
  • Целомудрие девственности.

Также святой Амвросий, говорит о том, что это добродетель не для того, чтобы ее восхвалять, это дар и богатство христианской дисциплины.

Святой Амвросий говорил, о трех формах целомудрия: вдовства, мужа и жены, девственности

Чтобы быть целомудренным — человек должен научиться молчанию

Как же научиться человеку, быть целомудренным? Сначала человек должен научиться молчанию и пребывать в размышлении об аде и рае. Также Святой Иоанн Кассиан говорит, что необходимо в сердце своем иметь смирение, только так можно получить целомудрие.

Святой Иоанн Кассиан говорит, что необходимо в сердце своем иметь смирение, только так можно получить целомудрие

Каждый человек может заставить себя трудиться, молиться, соблюдать посты, но никогда он не сможет приобрести частоту только потому, что она дается только Господом по Его великой милости.

Для того чтобы приобрести эту добродетель — целомудрие, каждый православный христиан должен жаждать душевной чистоты. А как мы знаем, жадный человек преодолевает все ради богатства.

Только самое ненасытное желание стать непорочным в глазах Господа и готовность пожертвовать собой, может наполнить душу христианина целомудрием.

Обет целомудрия — дается Богу и считается невозвратным

Очень часто можно услышать, как девушка дала обет целомудрия. Что это значит? Обет целомудрия — дается Господу и считается невозвратным. Это говорит о том, что человек, которые дает подобные обеты, не может вступить в брак и иметь детей, а также заниматься сексуальными отношениями с мужчиной. Обычно женщины делают это для того, чтобы полностью посвятить свою жизнь Богу. Многие уходят в монастырь, чтобы легче было справиться с тяготами искушений.

Обет целомудрия — дается Господу и считается невозвратным. Обычно женщины делают это для того, чтобы полностью посвятить свою жизнь Богу

Обет целомудрия может дать как мужчина, так и женщина. Также нужно знать, что если человек дает такой обед, то он должен выполнить те слова, которые он обещает. Человек, который выбрал такой путь, столкнется с множеством соблазнов и больших сложностей в исполнении собственных желаний.

Святые «О целомудрии»

Будем подвизаться ради чистоты даже до смерти и храниться от всякой нечистоты, которая несвойственна естеству, по словам первого между пророками – Моисея. В особенности будем остерегаться разврата. Ангелы пали и низвергнуты из своего состояния славы и чести, позволив очам непозволительное воззрение. Нет ничего хуже, как смотреть с вожделением на женщину. Многие погибли из-за женщин. Всему же этому поводом было нечистое вожделение. Не будьте рабами ни скверных, нижеестественных страстей, ни срамных похотений, столь мерзких пред Богом. Имя Божие напишите в сердцах ваших; непрестанно да раздается внутри вас голос: вы – Церковь Бога живого и место Святого Духа. Человек, обольщенный нечистым вожделением, пред Богом подобен бессловесным животным, лишенным всякого разума.

. Где обитает целомудрие, там никогда не должен возникать худой помысл в сердце человека праведного.

Чист тот, кто любовь отражает любовию и телесный огонь угасил огнем невещественным.

Перед Богом тело целомудренное драгоценнее чистой жертвы.

Исаак Сирин Ниневийский

. Целомудрие состоит не в том только, чтобы воздерживаться от блуда и от плотских удовольствий, но чтобы свободным быть и от прочих страстей.

Возлюби целомудрие до крайней степени, чтобы вселился в тебя Дух Божий.

Повергни перед Господом немощь естества твоего, сознай бессилие твое во всех отношениях, и примешь дарование целомудрия неприметным образом.

Целомудрен не тот, кто в труде, во время борьбы и подвига, говорит о себе, что прекращаются тогда в нем срамные помыслы, но кто истинностию сердца своего уцеломудривает созерцание ума своего, так что не внимает он бесстыдно непотребным помыслам.

Исаак Сирин Ниневийский

Кто целомудрием и воздержанием обуздывает сластолюбие, для многих кажущееся неодолимым, тот, имея душу, свободную от всякой гнусной страсти, вправе восхищаться многими и славными победами.

Некоторые говорят, что по вкушении плотского греха невозможно называться чистым; а я опровергая их мнение, говорю, что хотящему возможно и удобно привить дикую маслину к доброй. И если бы ключи Царства Небесного были вверены девственнику по телу, то мнение такое, может быть, имело бы основательность. Но пусть все, думающие таким образом, будут посрамлены, потому что и тот, кто имел тещу, был чист и носил ключи Царствия.

Отсеки телесные страсти, отсеки и душевные; ибо чем душа честнее тела, тем честнее очищать душу, нежели тело. Если и очищение тела есть одно из похвальных дел, то смотри, сколь важнее и выше очищение души.

У кого недостает целомудрия, тот развратен; а кто им избыточествует, тот сожжен совестию, как определяет Апостол (1 Тим. 4:2). Один неудержимо утопает в удовольствиях, другой и браком гнушается наравне с прелюбодейством; поведение же, усматриваемое посредине между сими, есть целомудрие.

Боголюбивые души, когда слышат пение мирских или духовных песен, исполняются чистейшего утешения, любви Божественной и слез; между тем как в сластолюбивых возбуждаются совсем противные чувства.

Как целомудренная женщина, нося на лице знамения непорочности, умаляет надежды смотрящих на псе похотливо, так и целомудренная душа, нося на чувствах признаки добродетелей, пресекает чаяния намеревающихся растлить ее красоту. Ибо кто осмелится приступить, видя такое око, в котором срастворены кротость и благородство? Кто не почтет недоступною для себя и беседу с таким языком, который стал храмом степенности? Кто, примечая, что и другие чувства соделались орудиями добродетели, не убоится подать худой совет?

Целомудрие есть чистота души и тела.

. Возлюби же худость риз и брашен, и священное бдение — матерь целомудрия.

Никто из обучившихся хранению чистоты да не вменяет себе приобретение ее; ибо невозможное дело, чтобы кто-нибудь победил свою природу; и где природа побеждена, там познается пришествие Того, Кто выше естества; ибо, без всякого прекословия, меньшее упраздняется большим.

Без целомудрия невозможно сделаться своим Богу.

Воздержание и целомудрие состоит не в одной только непорочности тела, но и в скромности и благоприличии самого одеяния.

Целомудрие есть воздержание и победа над искушающими нас удовольствиями.

Возлюби целомудрие, чтобы не постыдиться во время молитвы своей перед Богом.

Исаак Сирин Ниневийский

Упитанная многоядением и многоспанием плоть — великая преграда целомудрию. Истинное же целомудрие и в сонных мечтаниях пребывает неподвижным. Ибо если ум во сне услаждается ими, то это служит признаком, что он носит во глубине болезнь этой страсти. Если же благодатью Божией сподобится он во сне беседовать с Богом, то явно, что он пребывает для этой страсти неприкосновенным; почему и во всякое время бывает души и тела бодрым стражем, держа их в мирном между собою устроении, и как пес некий, бодрствуя над ними по причине злокозненных волков, и через то избегая хищничества.

Если любишь целомудрие, отгоняй срамные помыслы упражнением в чтении и продолжительною молитвою.

Исаак Сирин Ниневийский

Целомудрие и беседа с женщиною — то же, что львица с овцою в одном доме.

Исаак Сирин Ниневийский

Целомудренным по праву называется не тот, кто по нужде целомудрен, но кто, имея возможность наслаждаться удовольствиями, любит произвольное целомудрие. Одни потому самому, что не могут сделать, что было бы для них желательно, имеют часто на себе вид скромности, но, получив возможность, изобличаются. Люди же доблестные тогда особенно и оказывают терпеливость и держатся правды, когда данное человеку полномочие порождает неправду.

Представь Господу немощь своего естества, сознавая во всем свое бессилие, и неощутительным образом получишь дарование целомудрия.

В Задонске подвизался известный в свое время подвижник Георгий. Рано постиг он всю суету мирской жизни и ушел в монастырь, но и этим не удовольствовался, а избрал себе совершенное уединение – затвор. Здесь, в посте, молитве, богомыслии проводил он время, но искушения не оставляли его.
Когда он был еще в миру, то любил чистой любовью одну девушку, и образ ее часто вставал перед ним, смущая его душевный покой. Однажды, чувствуя свое бессилие в борьбе, он воскликнул: «Господи! Если это мой крест, то дай силы понести его, а если нет, то изгладь из моей памяти само воспоминание о ней».
Господь услышал его, и вот той же ночью он видит во сне девушку необычайной красоты, облаченную в золотые одежды, в ее взоре светилось столько неземного величия и ангельской чистоты, что Георгий не мог оторвать от нее глаз и с благоговением спросил:
– Кто ты? Как твое имя?
– Мое имя – Целомудрие, – ответила девица, и видение кончилось.
Придя в себя, подвижник возблагодарил Господа за вразумление. Образ, виденный им во сне, так запечатлелся в уме его, что совершенно изгнал все другие образы.
И я прошу вас – изгоните все образы из головы и сердца вашего, чтобы там был только один образ Христа.

Варсонофий Оптинский (Плиханков)

Целомудрие же и чистота — это не внешняя только жизнь, но — «сокровенный сердца человек» (1 Пет. 3:4), когда хранит себя чистым от скверных помыслов.

Змий сладострастия многообразен: не вкусившим сладости греха он внушает, чтобы только однажды вкусили ее и перестали, а вкусивших коварный побуждает воспоминанием опять к совершению греха. Многие из первых, потому что не знают этого зла, бывают свободны и от борьбы, а из последних многие, как познавшие опытом эту мерзость, терпят притеснения и брани. Впрочем, часто случается и совсем противоположное этому.

Велик, кто пребывает бесстрастным при осязании; больший, кто не уязвляется видением и помышлением о красотах небесных угашает огонь, который возгорается при виде земных красот. Отгоняющий сладострастного пса молитвою подобен борющемуся со львом, а кто противоречием низлагает его, подобен уже прогоняющему врага своего; тот же, который и прилог вовсе уничтожает, хотя и пребывает в теле, но уже воскрес из гроба. Если признак истинной чистоты состоит в том, чтобы и в сонных мечтаниях пребывать без движения, то, конечно, предел блуда означает то, чтобы и наяву от одних помыслов терпеть истечения.

Лисица притворяется спящею, а бес целомудренным; та хочет обмануть птицу, а этот — погубить душу.

Целомудр тот, кто и в самом сне не ощущает никакого движения или изменения в том устроении, в котором он пребывает.

Сколь велика небесная награда целомудрию, тем большим оно подвергается наветам врагов. И потому мы должны ревностнее подвизаться не только в воздержании тела, но и в сокрушении сердца с частыми молитвенными воздыханиями, чтобы печь плоти нашей, которую вавилонский царь постоянно разжигает возбуждением плотской похоти, угасить росою Святого Духа, нисходящею в наши сердца.

Иоанн Кассиан Римлянин

Кто хочет с объедением и насыщением победить беса блуда, тот подобен угашающему пожар маслом.

Усердно молись Господу, чтобы даровал тебе дух совершенного целомудрия. Чтобы и в ночных мечтаниях убегать тебе козней лукавого.

. Если мы изберем целомудрие, то не станем обращать внимания на то, что эта добродетель соединена с трудом, или что девство требует великого подвига, но помыслим об ожидающем нас наследии; рассуждая всегда об этом, будем обуздывать порывы злых пожеланий, побеждать влечения плоти и облегчать тяжесть трудов надеждою воздаяния.

В сладострастных людях бывает чувство чрезвычайного некоего влечения и любви к телам, и столь бесстыдный и бесчеловечный дух, в самом чувстве сердца явственно гнездящийся, что боримый сим духом во время брани ощущает телесное разжжение подобное огню от распаленной печи; он не боится Бога, вменяет ни во что воспоминание о муке, молитвы гнушается, почти как бы совершает грех на самом деле и смотрит на мертвые тела как на бездушные намни. Страждущий сие делается как бы безумным и исступленным, будучи упоен всегдашним страстным желанием словесных и бессловесных существ, так что если бы не прекращались дни сей мучительной брани, то не могла бы спастись никакая душа, одетая в сие брение, растворенное кровию и мокротами. Да и может ли быть иначе? Ибо все существующее по природе своей ненасытно желает сродного себе: кровь — крови, червь — червя и брение — брения; а потому и плоть сия желает плоти, хотя понудители естества и желатели Царства Небесного и покушаются прельщать сию прелестницу различными ухищрениями. Блаженны не испытавшие вышеописанной брани. Итак, будем молиться, да избавит Он нас навсегда от такого искушения. Поползнувшиеся и падшие в сей ров далече отстоят от восходящих и нисходящих по оной лествице Ангелов, и к такому восхождению, после падения, потребны для них многие поты со строжайшим пощением.

Целомудрие в старости — уже не целомудрие, а невозможность предаваться невоздержанию.

Тщащийся о целомудрии и вожделевающий блаженной чистоты, которую не погрешил бы кто, назвав бесстрастием, да бьет нещадно и порабощает плоть, со смиренномудрым помыслом Божественную призывая благодать, — и получит желаемое. Откармливающий же тело, без воздержания в ястии и питии, измучен будет духом блуда. Ибо когда вода в большом количестве угашает пламень, так голод и жажда, или вообще всякое воздержание со смирением душевным, уничтожают разжжение плоти и срамные мечтания.

Не стыдно ли, не крайне ли бессовестно говорить: если не дашь мне награды, то я и не буду целомудренным? Могу сказать на это вот что: хотя бы ты и сохранил целомудрие, ты никогда не будешь целомудренным, если делаешь это из-за награды; ты ведь нисколько не ценишь добродетели, если не любишь ее за нее саму.

Истинно целомудрен, кто не целое только тело хранит от блуда, но и каждый член телесный; когда, например, глаз и язык соблюдает целомудрие, каждый в собственной его деятельности, и во внутреннем человеке душевные помышления не входят в сочетание с порочными мыслями.

Чистота нас усвояет Богу и, сколько возможно, делает Ему подобными.

Общая всем матерь природа! Возвещу не свои, но твои чудеса, какие ты расточила на суше и в морях. Слышу, что пернатая горлица по смерти своего милого горлика из целомудренной любви к разделявшему ее ложе не принимает к себе в гнездо другого супруга. Мудрая птица! Но для человека сколько еще лучше чистая жизнь! Болтлива сероперая ворона, но и она живет верною юношеской любви и, когда потеряет милого супруга, ненавидит всякого мужа. И у морских рыб есть свой закон: немногие не знают никаких уставов касательно брака, многие же заботятся о целомудрии и брачного ложа, и своей супруги. И здесь имеют силу права. Иные не домогаются иметь более одного плода. Иные же предаются наслаждениям любви только в весеннее время. Сама природа положила меру вожделениям. А время нежной любви определено для всех живых тварей, и воздушных, и водяных, и тех, которые ходят по суше. Далее срока не питают они в себе вожделений; в самом безумии страсти связаны благовременностию, когда возбуждает их к тому весна. И одни сбегаются кучами для исполнения супружеских дел; у других же соблюдается постоянная привязанность к милым супругам и хранится закон любви; а некоторым достаточно один раз в жизни рождать детей, как свидетельствуют о том те, которые описали рождения животных и все, что до них касается.
А если и у неразумных есть некоторая заботливость о целомудрии, то неужели ты, Божие создание, не свяжешь всех законов плоти, если захочешь? Человек так же уступчив разуму, как и медь огню. Если разум не царь плоти, тогда как образ Божий обожил меня; то в чем преимущество наше, если и мы уступаем таким же движениям? Хотя природа неудержима в большем числе людей, однако же знаем и то, что заповедь часто превозмогает и общую природу. И у меня есть подобное тело; но меня связал воздвигший меня крест, к которому пригвоздил я тяжелую плоть. Ибо желаю со Христом умереть, чтобы с Ним и восстать, имея все Христово: и ум, и тело, и гвозди, и воскресение.

Господь как нетленный и бестелесный радуется о чистоте и нетлении нашего тела; бесы же, по утверждению некоторых, ни о чем другом столько не веселятся, как о злосмрадии блуда, и никакой страсти не любят так, как оскверняющую тело.

Кто телесными трудами и потами ведет брань с этим соперником, тот подобен связавшему врага своего слабыми веревками; кто воюет против него воздержанием и бдением, тот подобен обложившему врага своего железными оковами; а кто вооружается смиренномудрием, безгневием и жаждою, тот подобен убившему своего супостата и скрывшему его в песке. Под именем песка разумей смирение, потому что оно не произращает поля для страстей, но есть земля и пепел.

Святым почитаю делом веровать Божественным словам, рачительно им следовать и невинного даже желания отличиться не предпочитать несомненности Владычнего слова. Если же кто будет твердо стоять за такое свое целомудрие, что, и часто смотря на женщин, не терпит он вреда, то пусть познает немощь естества человеческого и несомненность Божественных слов. Потому, чтобы не показаться скучным, оставляю в стороне уловленных этим зрением, потому что и Священные Писания, и плачевные события у язычников, и совершающееся ежедневно — все исполнено этих примеров. Попытаюсь же представить на среду тех, которые употребляли некоторую предосторожность и препобедили страсть, потому что без труда невозможно преуспеть в целомудрии. Да и если укажу на тех, которые и вне веры, при некоторой предусмотрительности и осторожности, преуспевали в этом самом, и не ввергали себя в огонь, то, может быть, отринут их как не сделавших ничего великого. Но если призову в свидетели и богомудрого Павла, который говорит: усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1Кор. 9:27), то преградится им всякая возможность к оправданию; тогда устыдятся, может быть, и озаботятся подумать о собственной своей безопасности. И хотя надлежало бы удовольствоваться апостольским свидетельством, однако же, поскольку и преуспевание внешних поощряет к целомудрию, и их не оставлю без упоминания. Так читал я и знаю, что один царь, увидев эфесскую жрицу, показавшуюся ему чрезмерно прекрасною, немедленно удалился из Эфеса, боясь, чтобы против воли не быть вынужденным сделать что-либо нечестивое. И перс Кир не осмелился видеть Панфию, о которой свидетельствовали, что имеет дивную и невыразимую красоту. Потому, если и самые дела и внешние писатели свидетельствуют о спасительном слове, что оно право и несомненно, потому что частое воззрение служит путем, ведущим к делу, а если и не переходит в дело, то оскверняет помысел, и плененного делает прелюбодеем, кто будет столько смел, чтобы, часто услаждаясь чужими красотами, сказать ему о себе: вовсе не терплю от этого вреда? А если это трудно, то всего более надлежит избегать частых бесед с женщинами и, если они необходимы, на очи себе налагать узду.

. Целомудренным же называем не того, в ком невоздержные пожелания ослабели от старости, или от болезни, или от другого какого-либо случая. Ибо в таком человеке хотя грех еще и живет, но деятельности его препятствует немощь членов. А целомудрие есть истинная, с сознанием соединенная сила, глубоко отпечатлевшаяся в душе и уничтожающая оставшиеся следы срамных движений.

. Кто камнем целомудрия мечет в невоздержный помысел, в удовольствиях собирающий дрова в пищу огню, тот и помысел поббеждает этим метанием, и оружие всегда носит в руке.

Будем испытывать, исследовать и наблюдать: какая сладость происходит в нас при псалмопении от беса блуда и какая – от слов Духа и заключающейся в них благодати и силы.

. Думаю, что всеокаянные убийцы по двум причинам обыкновенно низвергают нас, бедных, в противоестественные падения, потому что мы везде имеем удобность для таких согрешений и потому что они подвергают нас большей муке. Узнал сказанное тот, кто прежде повелевал дикими ослами, а потом сам был поруган и порабощен адскими ослами; и питавшийся некогда хлебом небесным после лишился сего блага; всего же удивительнее то, что и после его покаяния, наставник наш Антоний, с горькою скорбию, сказал: «Великий столп пал!» Но образ падения скрыл премудрый муж, ибо знал, что бывает телесный блуд и без участия иного тела. Есть в нас некая смерть и погибель падения, которую мы всегда с собою и в себе носим, а наиболее — в юности. Но погибель его я не дерзнул предать писанию, потому что руку мою удержал сказавший: ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.(Еф. 5, 12), и писати, и слышати.

Высказывания Святых Отцов — почему они так важны в Православии

Узнайте все самое интересное и важное о высказываниях Святых Отцов, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Кто такие “Святые Отцы”

В Православии Святыми Отцами называют людей, которые посвятили жизнь церковной деятельности и через которых Святой Дух открывал божественные истины. История жизни Святых Отцов и их богословского творчества изучается наукой патрологией. А их вероучительные труды и воззрения относятся к богословской дисциплине патристике. Высказывания Святых Отцов носят характер правил. Их авторитет считается незыблемым и их мнение стало ориентиром для Церкви. Святость жизни их и верность церковному учению не вызывает сомнения.

Они сформировали основные вероучительные положения и богословские тексты христианства, утвердили список священных книг, входящих в Библию. Также Отцы истолковали Священное Писание, не допустив распространение многих еретических учений.

Русская Православная Церковь условно выделяет святоотеческий временной период, который длился от первых веков от Рождества Христова и закончился около 780 года. В это время почил Иоанн Дамаскин – последний из особо почитаемых Святых Отцов. Также к Святым Отцам причисляются некоторые христианские подвижники, жившие в средние века. Такие, например, как Симеон Новый Богослов (949 – 1022) и Григорий Палама (1296 – 1359).

Кого считать Святыми Отцами, а кого нет?

В первые века христианства не было четких критериев, кто из христианских писателей и богословов является или не является Святыми Отцами. Поэтому верующие люди, опираясь на святость жизни и мудрость учителей Церкви, относили их труды к вероучительным догматам. И лишь в 434 году пресвитером Викентием Леринским было сформулировано определение, который называл Святыми Отцами

“только тех отцов, которые живя, уча и пребывая в вере и в кафолическом общении свято, мудро, постоянно, сподобились или с верою почить о Христе, или блаженно умереть за Христа”.

К наиболее известным и почитаемым Святым Отцам можно отнести Вселенских святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова.

Иоанн Златоуст (347 – 407)

Происхождение, детство, образование

Происходил из знатного рода, проживающего в Антиохии (территория древней Сирии). Его отец Секунд был военачальником и умер, когда Иоанну не исполнилось 3-х лет. Его воспитала мать Анфуса, дав исключительное по тем временам образование. Учителя признавали в нем особую одаренность и умудренность, не свойственную юношам его возраста.

Христианский путь

По окончанию светского образования, Иоанн увлекся глубоким изучением христианского вероучения. В 20 лет был крещен епископом Антиохийским Мелетием. К этому времени, несмотря на ожидаемую блистательную карьеру, Иоанн окончательно принял решение посвятить свою жизнь Богу. После смерти матери, когда будущему святителю было около 30 лет, он удалился в пустынную монашескую обитель, где провел 4 года в посте и молитве. А затем удалился в уединенные места и еще несколько лет прожил отшельником.

В 381 году был рукоположен в дьякона, а спустя 5 лет в священника. Тогда он и проявил себя как непревзойденный проповедник, ревностный служитель Церкви Христовой, любящий свою паству.

В 397 году был избран архиепископом Константинопольским. Иоанн Златоуст открыто обличал знать в развращенности, лишал сана священников, запятнавших свою репутацию, обличал нерадивых монахов. Сам вел скромный образ жизни, а все сэкономленные деньги раздавал нуждающимся. Но святителя всегда преследовали завистники и предатели. Многим не нравились его прямые, обличительные речи.

Святитель был лишен сана и взят под стражу в 404 году во время пасхального богослужения. В 407 году он умер в ссылке.

Богословские труды

Иоанном Златоустом было составлено огромное количество нравоучительных трудов. Особое место среди них занимает чин Божественной Литургии, которая служится и по настоящее время в Православной Церкви, не претерпев значительных изменений. Святителем были записаны многие молитвы, они входят в состав утреннего и вечернего молитвенного правила и многие другие молитвословия. Иоанн Златоуст истолковал книги Ветхого и Нового Завета. Его вклад в святоотеческое Предание Церкви сложно переоценить. В наши дни среди духовной литературы широкое распространение имеет собрание сочинений Иоанна Златоуста, состоящее из 24 томов.

Василий Великий (330 – 379)

Происхождение. Детство. Образование

Святитель Василий Великий родился в Каппадокии (современная Турция) в знатной и благочестивой семье. Его бабушка Макрина и дед были очень верующими людьми. Они пережили времена гонений на христиан, но не утратили искренней и горячей веры в Иисуса Христа. Отец Василий Старший был известным адвокатом и учителем риторики Мать Емелия была дочерью христианского мученика. В семье родилось пять дочерей и четверо сыновей: Василий, Навкратий, Григорий и Пётр. Навкратий умер в молодости, Григорий вел благочестивую жизнь и стал святителем Нисским, а Пётр – епископом Севастийским. Мать Емелия, по смерти любимого мужа, посвятила жизнь монашескому подвигу. Её дочь, Макрина Младшая, сестра Василия Великого, тоже избрала монашеский путь. Василий получил лучшее светское образование, окончил которое в Афинах. Там же он познакомился и с Григорием Богословом. Их дружба длилась всю жизнь.

Христианский путь

Василий Великий избрал для себя аскетичный образ жизни и много времени провел в путешествиях по Египту, Сирии, Палестине. В этих местах он искал духовного руководства. По возвращению в Кесарию Василий Великий поселился на берегу реки Ирис, куда прибыл и Григорий Богослов. В строгом воздержании и молитве они проводили многие дни изучая Священное Писание. Но в связи с распространением ереси арианства Церковь призвала обоих великих Отцов на борьбу с ними.

Так в 362 году Василий Великий стал дьяконом, а спустя 2 года был рукоположен в сан пресвитера. В сложные годы борьбы с арианской ересью к Василию перешла Кесарийская кафедра. Он поражал всех исключительным знанием христианского вероучения, острым умом, глубокой умудренностью и святостью жизни. Все свои богатства он раздавал бедным. Ничто не сломило в нем огонь веры, но тяжелые испытания подорвали слабое физическое здоровье. 1 января 379 года Василий Великий умер.

Богословские труды

Василием Великим был составлен Литургический чин и коленопреклоненные молитвы, читаемые на Троицу. Среди его произведений выделяются сочинения аскетического и духовно-нравственного, полемического и догматического характера. Значительную часть творческих трудов составляют беседы и письма.

Григорий Богослов (325 – 389)

Происхождение. Детство. Образование

Родился в 325 году в Каппадокии. Вся его семья была глубоко верующей и впоследствии канонизирована. Он получил превосходное образование в лучших школах того времени, был очень умен и начитан. Во время обучения познакомился с Василием Великим и глубоко привязался к нему.

Христианский путь

В 358 году Григорий принял Крещение и вел подвижническую жизнь. В 361 году был рукоположен в священнический сан. А в 372 году Василий Великий поставил Григория епископом в Сасим. Григорий Богослов смиренно принял пастырское служение и прекрасно с ним справлялся, а также боролся с ересью арианства. Но душа его жаждала уединенного образа жизни в безмолвии, молитве и посте. Отказавшись от правления всей Константинопольской Церковью, Григорий вернулся на свою родину. Там святитель окончил свой жизненный путь.

Богословские труды

Святитель Григорий Богослов признается самым безупречным богословом среди Святых Отцов. Он оставил после себя множество писем, стихотворений и богословских трудом. Им был составлен Литургический чин. Литургию Григория Богослова также называют Литургией Преждеосвященных Даров, которая служится в дни Великого поста.

Преподобный Иоанн Лествичник (VI–VII вв)

Предположительно родился в Константинополе и получил хорошее образование. В 16 лет он поселился на Синайской горе, где пробыл в послушании у старца 19 лет. В 20-летнем возрасте принял монашеский постриг. После кончины старца Мартирия Иоанн Лествичник вел отшельнический образ жизни. Спустя 40 лет он стал игуменом Синайской обители. “Лествичником” Иоанна назвали по его главному духовному труду – Лествице. Книга представляет собой сборник наставлений нравственного совершенствования.

Высказывания Святых Отцов ориентированы в основном на монахов. Многие аспекты из наставлений не всегда подходят для мирян, живущих в современном мире.

Значение святоотеческого богословия в Православии

“Усвой себе мысли и дух святых Отцов чтением их писаний. Святые Отцы достигли цели: спасения. И ты достигнешь этой цели по естественному ходу вещей. Как единомысленный и единодушный святым Отцам, ты спасешься. Писания святых Отцов все составлены по внушению или под влиянием Святого Духа. Чудное в них согласие, чудное помазание! Руководствующийся ими имеет, без всякого сомнения, руководителем Святого Духа” (святитель Игнатий Брянчанинов).

Авторитет Святых Отцов в догматике непререкаем. Самовольное толкование Священного Писания недопустимо, это может привести к искажению вероучения церкви, соответственно к ереси. Примером тому может служить Протестантизм, разные течения которого не признают Святых Отцов и Священного Церковного Предания. И Библия толкуется ими только на основании своих умозаключений, зачастую ошибочных. Именно поэтому нет единой Протестантской Церкви. Протестанты разделены и продолжают делиться на множество общин, которые значительно отличаются друг от друга в вероучительных аспектах.

“Ничто так не оскорбляет Бога, как разделения в Церкви. Хотя бы мы совершили тысячу добрых дел, подвергнемся осуждению не меньше тех, которые терзали тело Его, если будем расторгать целость Церкви. Первое совершено было для пользы всего мира, хотя и не с тем намерением; а последнее не доставляет никому никакой пользы, напротив, составляет великий вред” (Святитель Иоанн Златоуст).

Поэтому так важно следовать Священному Преданию, которое выражают высказывания Святых Отцов и было составлено под действием Святого Духа .

Отцы правы всегда?

Стоит помнить: Святые Отцы, хоть и были наделены незаурядным умом и вели подвижническую жизнь, всего лишь люди и в некоторых вопросах могли ошибаться. Это не касается основ христианского вероучения, а относится к духовной жизни человека. В этих вопросах, человек, имея свободную волю и разум, не должен слепо полагаться на мнения Святых Отцов. Необходимо уметь анализировать и прислушиваться к своей душе, при этом опираясь на тексты Священного Писания и Предания и мнения разных святых отцов.

“И вот теперь напомним, что догматическая область – это то, о чем можно говорить: «Отцы сказали». А вот область повседневной морали, поведения, отношения к разным видам греха, к «этосу», короче, отцы не могли определить навеки. Совсем не одно и то же жить в христианской или мусульманской стране. Совсем не одно и то же – быть в храме раз в три месяца при том, что храм – через квартал, и быть в храме так же часто (редко) при том, что он – за 500 километров. Приноровиться к жизни, понять ее нюансы, отслоить второстепенное от главного – это вечные вопросы человека. И никто, живший в V веке, не может описать в деталях мой модус поведения в XXI веке, как бы свят он ни был” (протоиерей Андрей Ткачев).

Высказывания Святых Отцов

Некоторые высказывания Святых Отцов о Церкви.

Святитель Иоанн Златоуст.

“Церковь есть духовная лечебница, и приходящие сюда должны получать соответствующие врачевства, прилагать их к своим ранам и с этим уходить отсюда”.

“Церковь устроена не для того, чтобы собирающиеся в ней разделялись, но чтобы разделенные соединялись, как показывает и самое слово собрание”.

Святитель Василий Великий.

«В Церкви содержит и сочетает каждый член в единомыслии с другим единая и истинно единственная Глава, которая есть Христос”.

Святитель Григорий Богослов.

“Не было бы, братия, ничего несправедливее нашей веры, если бы она была уделом одних мудрых и избыточествующих в слове и в умственных доводах, а простому народу надлежало бы… оставаться без приобретения веры…”.

Читайте также:
Евангелие от Матфея: толкование, язык, история и особенности
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: