Церковь и самоубийцы: мнение и отношение, духовные причины, почему не отпевают и не хоронят на кладбище, грех или нет

Отношение и мнение православной церкви о самоубиенных

Лишение себя земной жизни расценивается Церковью как тяжкий грех, который отпустить уже невозможно, ибо прощение достигается только через покаяние. Самоубийство включает в себя сам факт убиения, неверие в Бога, малодушие и отчаяние. Поддавшись этим грехам, человек отказывается пронести свой крест на земле и сомневается в спасительном могуществе провидения.

Православие и самоубийцы

Феномен самоубийства известен с давних времен, о нем упоминалось в разные эпохи и во всех частях света. Святые отцы изначально запрещали молиться за тех, кто отринул священный дар Бога и отдался во власть суицида.

Каждый христианин несет свой индивидуальный крест и получает спасение только через упование на волю Всевышнего Творца. Такая судьба рассматривается истинными верующими не как преднамеренное мучение, а способ, с помощью которого человек совершенствуется. Подобно тому как переплавленный металл становится крепче или алмаз превращается в бриллиант посредством долгого шлифования, наши души преисполняются совершенством и достигают высших небесных сфер, радуясь любви Господа.

Все скорби трансформируются в удовлетворения, если люди начинают отдаваться умом священной религии.

  • Православная Церковь утверждает, что жизненный крест и всяческие искушения никогда не даются сверх индивидуальных сил. Необходимо понять: страдания и печали, угнетающие душу, могут быть побеждены при помощи Бога и собственных усилий. Современный человек часто отягчен разнообразными несчастьями, легко поддается безверию и совершенно игнорирует молитвенные обращения и священные ритуалы Церкви. Некоторые безбожники, уставшие от непреодолимых мук, доходят до черты суицида.
  • Тяжелое положение таких душ усугубляется еще и тем, что за ними идут другие нераскаянные грехи (блуд, гордыня, воровство, ложь). Безбожники совершенно не понимают, что желание убить себя происходит от неправедной жизни. Несчастья легко крепятся к тем, кто забывает о моральных законах и игнорирует могущество Творца.

Важно! Покаяние в грехах помогает избавиться от несчастий и стать ближе к Небесной обители. Обращение к Богу спасает душу, погружение же в грех и соответствующие печали приводит только к смерти.

Читайте о покаянных молитвах:

Мотивация самоубийц

В жизни таких людей сперва появляются проблемы различного рода, которые усугубляются через душевную пустоту, сформированную безбожием. Человек пытается наполнить собственное сознание удовлетворением, но у него ничего не получается. Наконец, он заключает, что жизнь не имеет смысла, не обладает ценностью. Отсюда возникает роковое влечение к самоубийству, наравне с утверждением, что это лучший выход из мирских неприятностей.

Нередко замечают, что люди, подошедшие к черте самоубийства, становятся спокойнее, окружающие видят улучшение в поведении. Для решившего убить себя проблемы кажутся будто исчезнувшими. Самоубийца формирует будущее уже без самого себя, рассматривая действия родных и близких, детей и просто знакомых.

Однако он забывает (или не хочет) рассмотреть свой поступок с критической точки зрения, не принимая в расчёт печальные последствия для тех, кому он дорог.

Игнорирование естественного инстинкта сохранения приходит к самоубийцам поэтапно. Каждый имеет индивидуальный порог страха и самолично выбирает жизненный путь, направляясь по определенному руслу. Суицид становится единственным выходом для тех, кто решил наложить на себя руки. Важно, что человек совершенно не усматривает здесь дурного. К этому приходят через продолжительные стрессы и депрессии, которые не удается побороть.

Противоположные пути

Самоубийцы становятся великими отступниками, противостоя воле Всевышнего. Мы должны жить для спасения души, но не для суицида. Верующий человек понимает своё положение в мире и отдается Господу, который имеет могущество построить для него лучшие условия. Жизнь православных людей становится вечной, потому что они осознали истинность христианского учения.

Вопреки грехам и несчастьям, слуги Господа никогда не сходят с праведного пути, они даже не рассматривают вариант тщедушного и отвратительного суицида, если испытывают страдания.

  • Случается, что человек доходит до крайней черты и совсем не понимает положения вещей, его сознание искажается. Наступает состояние одержимости демоном отчаяния, жертва не способна адекватно оценивать собственные поступки и через некоторое время приходит к мысли о суициде. Неверующие часто впадают в гордыню и считают, что могут справиться с проблемами только собственными усилиями без помощи свыше. Перед самоубийством человек будто закрывается от земной жизни, убегает и думает, что все методы испробованы, а лекарства найти невозможно.
  • Однако существует праведный путь, суть которого демонстрируют истинные христиане. Даже зная о смертельном заболевании, верующий не впадает в отчаяние и доводит земные дела до конца с чистой совестью, без отчуждения и страха. Смиренная смерть (когда человек не перечит провидению) открывает врата вечного бытия в Небесных сферах. Именно такое мировоззрение дает шанс на спасение души.

На заметку! Самоубийцу нельзя обвинить в том, что он совершил гражданское преступление, наложив на себя руки и вызвав огромную печаль в сердцах близких людей. Однако такой человек нарушил Закон Божий, отвернувшись от религиозной благодати.

В настоящее время число суицидов увеличилось за счёт упадка веры и озлобления нравов. Теряется основа для борьбы с искушением и люди принимают позицию нигилизма, считая жизнь бесцельной и пустой. Изменить положение может только добровольное принятие Бога и Его всемогущества.

Заочный ритуал отпевания

Самоубийство рассматривается православной Церковью в качестве тяжелого греха, приносящего гибель души и колоссальные печали родных людей.

Внимание! Самоубийц не отпевают в храмах, не упоминают в Литургиях, не хоронят рядом с церквями. В эту категорию относятся люди, употреблявшие наркотики и алкоголь, а также те, кто настоял на эвтаназии.

Церковь не отпевает их не потому, что не желает, а по той причине, что наложившие на себя руки сами отвернулись от Господа. Личное решение покончить с собой противоречит основной идее творения человека для вечного существования. Господь всегда дает право выбора между добром и злом, молчанием и словом, жизнью и смертью. Поэтому священники не насилуют волю самоубийцы, который лично отказался от смирения, от помощи в лице Церкви.

Читайте также:
Православие и тату: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые и популярные вопросы

Совет! Однако существует заочный ритуал, если удастся доказать психологическую патологию самоубийцы перед его смертью.

Родные самоубийц все-таки идут в храмы и просят священников совершить отпевание. Церковь проявляет милосердие и проводит заочный ритуал, если человек, наложивший на себя руки, был болен психически. Однако, если никто не знал о душевном состоянии самоубийцы в последние минуты жизни, совершается молитвенный чин утешения, что демонстрирует огромную любовь христианства даже к тем, кто потерял веру в божественное провидение.

Самоубийство: отношение Православной Церкви, его духовные причины, участь самоубийц после их страшной смерти

“. ибо проклят пред Богом [всякий]

повешенный [на дереве]”
Втор. 21:23

“. претерпевший же до конца спасется”

Добровольное лишение себя жизни, даже если оно представляет собой бегство от страданий, всегда воспринималось как ТЯГЧАЙШИЙ грех, который Церковь на земле уже не может отпустить, ибо всякий грех отпускается только при покаянии.

Напомню – первый человек, оказавшийся в раю со Христом, был разбойником, раскаявшимся на кресте пред самой смертью: “И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю” (Лк.23:43). Слово Божие говорит: “Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он [Господь Иисус Христос – прим. МС], будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды” (1Ин.1:8-9). Но как может раскаяться при жизни самоубийца?

Грех самоубийства складывается как из самого факта убийства (себя в данном случае), так и грехов неверия и маловерия (в основном губят себя безбожники, язычники и невоцерковленные люди), малодушия, грехов отчаяния и уныния, через которые самоубийца отказывается нести свой жизненный крест, усомнившись в спасительном Промысле Божием о каждом человеке. Усугубляет положение и то, что за самоубийцами могут тянуться и нераскаянные грехи блуда, не почитания родителей, занятия оккультизмом (гаданием, астрологией, магией и т.п.), воровства, лжи и т.п.

“Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” (Мф.16:24). У каждого христианина есть свой крест, через который, мужественно, уповая на Бога, мы получаем спасение. Мы воспринимаем это крест не как преднамеренное мучение “злого и не справедливого” Бога, как орудие нашего совершенства, как огонь, превращающий кусок руды в твердую сталь, как шлифовальный станок, превращающий тусклый бесформенный алмаз в сверкающий бриллиант. Вдумайтесь в слова Священного Писания: “…знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу” (Рим.8:28). Обратите внимание – “ВСЕ СОДЕЙСТВУЕТ КО БЛАГУ”, а “все” – значит и скорби.

По единодушному соборному мнению Православной Церкви жизненный крест, как и различные искушения в течение всей жизни, никогда не даются сверх сил человека. Нужно четко осознавать, что страдание, греховное искушение, которое тебя одолевает в данный момент, ты можешь преодолеть, однако не только своими силами, но с Божией помощью. Именно из-за того, что человек в своем безверии, столкнувшись с проблемами (зачастую они бывают особенно у молодежи надуманными и смехотворными), совершенно не обращается к Богу за помощью через молитвы, покаяние, таинства Евхаристии или Елеосвящения (соборования), и доходит до черты самоубийства.

При ближайшем рассмотрении оказывается, что не Бог, а сам человек своей греховной, безбожной и неправедной жизнью довел себя до ситуации, склоняющей его к самоубийству. “Жало смерти – грех” (1Кор.15:56) – пишет св. апостол Павел. Поэтому именно покаяние в своих грехах спасает и “обновляет” (Евр.6:6) человека, при этом следует заметить “…печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть” (2Кор.7:10). Не в это ли причина возрастания самоубийств в нашем все более удающимся от Бога обществе?

По церковным канонам, самоубийц (к таковым относятся также убитые на дуэли, убитые во время разбоя преступники, люди, настоявшие на своей эвтаназии) и даже подозреваемых в самоубийстве (не принято отпевать утонувших при неизвестных обстоятельствах) нельзя отпевать в храме, поминать в церковной молитве за Литургией и на панихидах. Самоубийц не хоронят на кладбищах около церквей. Есть мнения, что к самоубийцам можно отнести погибших “любителей” экстремальных видов “спорта”, ведь они реально осозновая смертельную опасность таких занятий, ради пустой утехи все равно рисковали жизнью. Фактически самоубийцами являются наркоманы, токсикоманы и алкоголики.

Впрочем, в известном дореволюционном руководстве для священнослужителей С.В. Булгакова со ссылкой на постановление Священного Синода от 10 июля 1881 года указывается, что умершие от запоя (если не доказано, что те пили с целью отравить себя алкоголем), не причисляются к самоубийцам, на основании, что “. ибо смерти от запоя предшествует помрачение рассудка, чего не бывает при употреблении других средств к сознательному самоубийству. “. Хотя, явно практически все пьяницы осознают, что чрезмерное употребление алкоголя смертельно для здоровья. Не все просто и в случаях смерти наркоманов от передозировки, поскольку непосредственно пред принятием наркотика наркоман находится в сознании в отличие от запойного алкоголика, принимающего последние уже смертельные порции спирта явно в невменяемом состоянии.

Исключение делается только для самоубийц, страдающих явной психической патологией, и состоящих на официальном психиатрическом учете. В таких случаях необходимо предоставить правящему архиерею вашей епархии справку из психиатрического учреждения, когда-то курирующего этого несчастного, и написать соответствующее прошение с просьбой благословить церковное поминовение такого человека. Практически всегда такое благословение дается…

Господь говорил: “Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают” (Ин.15:5-6) – в них и великое утешение для верных христиан, и страшное предупреждение для маловеров и отступников.

Читайте также:
Мощи Илии Муромца: где находятся и как добраться, о чем просить и чем помогают

В Откровении звучат страшные слова: “Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне … убийцы… и всякий любящий и делающий неправду” (Откр.22:14-15).

Что же представляет собой ад?

Ад в буквальном переводе с греческого означает “место, лишенное света”. В Священном Писании оно также называется “преисподними местами земли” (Еф. 4:9), просто “преисподней” (Флп. 2:10), “тьмой кромешной” (Мф. 22:13, Мф. 25:30), и, наконец, “темницей духов” (1Пет. 3:19).

Ад изначально был уготован для “диавола и его ангелов” (Мф. 25:34), если рай – это место присутствия Бога и свободного общения преображенного человека с Ним, то ад – это место, где Бога нет, точнее, где нет Его благодати, нет Его Божественного света, ибо “Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы” (1Ин.1:5).

Священное Писание и описывает состояние грешника в аду, как состояние удаления от Бога. Господь говорит грешникам: “…отойдите от Меня, делающие беззаконие” (Мф.7:23). При этом грешники в отличие от праведников, не имеют покоя: “…червь их не умирает, и огнь не угасает” (Мк. 9:44).

И причиной этих мучений является угрызения совести и неудовлетворенная страсть, из-за чего в аду стоит непрерывный “плач и скрежет зубов” (Мф.8:12). При этом, как не трудно догадаться, плач является следствием угрызения совести (“червь”, как ее символ), а скрежет зубов происходит от одоления души страстью (“пламя”, как ее символ).

Нужно осознавать, что причина мучения грешника в аду он сам, а также невозможность получить облегчение от Бога. Степень мучений не сложно представить. Умерший наркоман, не смогший победить в себе страсть к наркотикам, будет испытывать вечную ломку и потребность в наркотиках, пьяница – вечное похмелье и тягу к алкоголю, курильщик – нестерпимое желание табака. Блудника будет одолевать желание удовлетворить свою похоть, чревоугодника – голод и желание изысканных блюд, мяса… В общем все то, что человек не мог с Божьей помощью в себе обуздать при жизни, будет полыхать в нем на чертой жизни мучительным пламенем, ибо где его душа найдет наркотики, вкусной еды или объект удовлетворения похоти?

При этом ад не есть некое специальное наказание, ад – это последняя … милость Бога для грешника. Да, да!

Вот сцена встречи Христа с гадаринским бесноватым, описанная в пятой главе Евангелия от Марка:

“И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую. И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни; увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много”.

Только одно присутствие Господа рядом стало мучением для бесов! А для неправедных людей? Помните: “Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы” (1Ин.1:5)? Господь Иисус Христос вполне ясно объяснил, почему невозможно всеобщее прощение, и в чем состоит суть мучения грешников аду – места, лишенного Божественного света: “Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны” (Ин.3:17-21).

Для озлобленной, богоборческой, не раскаявшейся души грешника нахождение рядом с Богом-Светом становится невыносимой мукой! Мне доводилось видеть страшные документальные кадры высвобождения заложника-подростка, которого изверги-похитители продержали в подвале в кромешной тьме несколько месяцев. Вызволенный, на казалось, долгожданный белый свет, мальчик крепко зажмурился и закрыл глаза руками – свет, приносящий нам столько радости и тепла стал для него не выносим, из-за долго пребывания во тьме. Так и в обсуждаемом случае – Бог, Который “есть любовь” (1Ин.4:8) и “свет” (1Ин.1:5), для человека всю свою жизнь бегающего от Него, погружающегося во тьму греха, становится не выносимым, обжигающим совесть.

Обращаясь к читающим эти строки людям, желающим себе самоубийства, говорю – да, со смертью вы прервете свое нынешнее мучительное состояние в материальном мире, но там за чертой жизни вы окажетесь навечно со своим страхом и ужасом, отчаянием и унынием, дикой болью. Зафиксируйте прямо сейчас свое нынешнее душевное и психическое состояние. Представили, осознали? Так вот все это будет длиться вечно, вечно… вечно… Ибо где может найти самоубийца успокоения во тьме адовой? Такое страшное вечное пикирование в ужасе…

То, чего желают самоубийцы – это прекращение сознания, но именно оно и не прекращается со смертью! Душа, как носительница личности, сознания, вечна.

Впрочем, я прекрасно осознаю, что для кого этих слов не будет достаточно, чтобы одуматься, поскольку, по словам Ф.М. Достоевского “если Бога нет – все можно”. Как рассказал мне один уфимский священник, которому пришлось около двух часов беседовать с женщиной, болеющей раком поджелудочной железы и желающей самоубийства. Увы, к ней было не возможно подступиться, что бы призвать к правильной вере в Бога, принятию Христа и покаянию. Все его доводы наталкивались на немыслимые барьеры из ложных обывательских, оккультно-сектантских суждений по тем или иным вопросам. Невероятно представить, сколько псевдодуховного мусора и мирской скверны и заблуждений мешало этой женщине прийти к Богу. Это справедливо практически для всех людей, склоняющихся к самоубийству – именно духовная помойка и мрак в их душах доводит их до этого безумия. На сотни разумных “да”, самоубийца найдет сотню “нет”.

Читайте также:
Апостолы Иисуса Христа: список, имена и жизнь, судьба и смерть всех учеников

Мы же призвывам вас – скажите Богу – да! Попросите Его о помощи, и получите эту помощь через Таинства Православной Церкви – Крещение, Покаяние и Причастие. Пустите себе в душу Бога, и Он исцелит вас!

Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела Уфимской епархии
Русской Православной Церкви

Уфимские епархиальные ведомости, № 2-3, 2006. –С. 8-9.

Выбери жизнь, вечную жизнь со Христом!

“Ибо так возлюбил Бог мир,

что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин.3:16)

“Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих…” (Втор. 30:19-20)

Символ Веры

Православные новости

В воскресенье 29 мая 2016 года отмечался Иерусалимским Патриархатом праздник недели о Самарянке в в храме святой мученицы Фотинии Самарянки в Наблусе.

Как известно, в этом празднике совершается память о встрече Господа нашего Иисуса Христа в колодце Иакова, выкопанном Патриархом Иаковом между двумя горами Гевал и Гаризин.

  • Главная
  • Христианские храмы и святыни
  • Лечение в Израиле
  • Интересное
    • РПЦЗ
    • Святая Земля
    • Молитвы.Богослужения
    • Жития Святых
  • Православные новости
    • Престольные праздники
  • Молитвослов
  • Библия
  • Обратная связь
  • Продажа икон из Иерусалима
  • Продажа ювелирных изделий
  • Реквизиты
  • Церковные требы
  • Карта Сайта

Почему самоубийц не отпевают и не хоронят на кладбище?

Среди тяжких грехов Церковь всегда отличала самоубийство как грех к смерти (1 Ин. 5:16)

Наверное, в мире нет ни одной религии, которая оправдывала бы суицид. Но православные наиболее рьяно осуждают этот грех. Согласно христианским догматам, самоубийц нельзя отпевать в церкви, хоронить на освященной земле, заказывать за них поминальные молебны в храмах.

Почему это происходит? В православной традиции жизнь является высшей человеческой ценностью, Божьим даром. И распорядиться ею надо соответствующим образом: жить по Божьим заповедям в гармонии с собой и миром, окружать себя добрыми делами и помыслами, не грешить, бороться с соблазнами и искушениями. Наложить на себя руки – все равно, что швырнуть Богу в лицо ненужный подарок, выказав тем самым презрение к существующему порядку, бросить вызов высшим силам. А кому такое понравится? Тем более – Создателю…

Грех самоубийства Русская православная церковь приравнивает к греху убийства. Разница лишь в том, что убийца лишает жизни другого человека, а самоубийца посягает на собственное существование. При этом, суицид является более тяжким грехом, поскольку раскаяться в убийстве еще возможно при жизни, и у человека есть надежда на спасение души. В случае же с самоубийством новопреставленный уходит в мир иной с тяжестью неисповеданного и непрощенного греха.

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка )

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении – только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию – первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

Тяжесть греха следует понимать не в юридическом смысле. Совершенно неверно думать, что Церковь карает самоубийц за нарушение какого-то особо важного правила. Нет, суть запрета на поминовение самоубийц за богослужением в том, что Церковь, как и всегда, не хочет совершать насилия над душой человека.

Казалось бы, в этот период усопшему как никогда нужна посмертная молитвенная помощь. Но ни один священник не согласится отслужить панихиду по великому грешнику. Почему нельзя отпевать самоубийц? Да потому что как ни молись, Царствия Божьего они уже не унаследуют. Эти люди сами себя лишили последней возможности спасения. И если человек намеренно отказался от собственного благополучия, осквернил своим поступком собственную душу и буквально плюнул в лицо Господу, то какой смысл совершать над ним столь священный чин?

Но если родственники самоубийцы скорбят о покойном и жалеют его, у них есть возможность облегчить посмертные страдания загубленной души и молиться за него самим. Несмотря на то что в храме отпевать самоубийц нельзя, почему бы не оказать ему молитвенную поддержку келейно, то есть, в домашних условиях. Эту процедуру уместнее всего обсудить со священником, поскольку существует особые правила молитвы за самоубийц, и родные должны их знать.

Об истоках и причинах, приводящих человека к добровольному уходу из жизни, помощи Церкви этим людям и их близким в скорби и утешении наша беседа с протоиереем Сергием Дерменжи, клириком кафедрального собора в честь Воскресения Христового.

– Феномен самоубийств давно известен обществу. О нем упоминается в разные эпохи и на разных континентах. Какова мотивация людей, решившихся на такой шаг?

– Думаю, что в жизни такого человека сначала появляются нерешенные проблемы, а пустота в душе, которую формирует современность, только усугубляет их. Человек пытается заполнить духовную пустоту – а ведь именно душа вырабатывает наши отношения с окружающим миром – и не может. В конце концов он приходит к выводу, что жизнь бессмысленна, не имеет никакой ценности ни для себя, ни для других, и решает ее закончить, наверное, убеждая себя, что это наилучший выход из создавшейся ситуации и для него, и для окружающих. По крайней мере, в этот момент человеку так кажется.

Читайте также:
Кафизма: правила и способ чтения псалтыря, текст на русском и славянском языке

Часто бывает, что перед принятием такого решения он чаще всего успокаивается. Родственники и знакомые наблюдают улучшения в его поведении. Существовавшие бесконечные проблемы и беспокойства будто исчезают, человек раскладывает все по полочкам – что после его ухода будут делать родственники, дети, знакомые…
К сожалению, будущий самоубийца не думает об ужасных последствиях такого поступка для родственников, не осознает огромной психологической травмы для всех его близких и знакомых.

– Трудно понять решимость к акту суицида. Ведь у человека есть инстинкт самосохранения, он боится иногда простых вещей – темного помещения, высоты, закрытого пространства… И вдруг приходит к выводу подняться на крышу дома, залезть в петлю, наглотаться таблеток, вскрыть вены… Почему это происходит?

– «Отключение» инстинкта самосохранения осуществляется поэтапно. У каждого из нас есть свой порог боли и страха. Маленькие дети, например, боятся того, что не пугает взрослых. Человек сам выбирает свой путь, направляет свою жизнь в определенное русло, рамки, выстраивает ее по своему плану и доводит себя до состояния, как говорят, «залезть в бутылку». Он идет далее, но для решения всех своих проблем находит единственный выход. Самое ужасное то, что в уходе из жизни он не усматривает ничего плохого. Это, на первый взгляд, его воля, его видение, что так будет лучше. Своеобразный способ решения какой-то проблемы. То есть человек, потеряв ценности, веру, поддержку близких, доходит до какой-то черты, которую решается, в конце концов, переступить. Но это не возникает в одночасье. Предшественниками являются стрессы, депрессии, проблемы…

Но в храм приходят люди с просьбой совершить заочное отпевание сродника, наложившего на себя руки. Церковь идет навстречу этой беде, и если человек был психически нездоров, совершает заочное отпевание

– Могут дойти до такого состояния верующие люди?

– Нужно сказать, что подобное состояние – это большое противостояние… Самоубийцы – люди, которые противятся воле Божией. Мы не созданы для того, чтобы лишать себя жизни, мы живем для спасения. Господь любит всех нас, как своих детей, и хочет, чтобы мы жили, а не допускали мысли о самоубийстве. Если человек верующий, он понимает свое жизненное предназначение и доверяет Богу свое бытие. Жизнь набожных людей не имеет границ, т. к. она вечная. Каждый из нас находится в начале пути к этой жизни, борется с грехами, мешающими ему двигаться к Господу. Такой человек не может сойти с нужного маршрута, совершить самоубийство, разве только утратив веру.

– Но если человек доведен до предела своих сил тяжелой болезнью или обстоятельствами жизни, у него нет ни желания, ни возможностей исправить ситуацию или бороться с ней. Такие люди теряют душевное равновесие, их поведение не совсем адекватное, они, можно сказать, психически неуравновешенны, травмированы. Не является ли это состояние оправданием такого поступка? Ведь Церковь отпевает душевнобольных людей, покончивших с собой?

– Есть разные ситуации. Бывает, человек своей греховной жизнью доведен до состояния, когда он не понимает, что происходит, у него меняется восприятие реальности. Это состояние одержимости бесом, жертва не может видеть и адекватно оценивать свои поступки. Но развивается все, конечно же, не сразу – не за три секунды человек совершает суицид. Воля постепенно порабощается греховными страстями, и он принимает решение под действием темных сил.

Есть два пути, о которых нужно сказать.

Это путь человека неверующего, когда говорят, что он может распоряжаться своей жизнью. Например, если речь идет об аборте и от женщины зависит жизнь ребенка. Во время суицида якобы человек имеет право наглотаться таблеток или подписать документ об эвтаназии. Для таких людей словно наступает конец мира, в их понимании, что от жизни взято все, все испробовано, больше ничего нет и т. д.

Но есть и другой путь. Так, многие даже в сложнейших ситуациях уходили из жизни по-христиански. Например, мои знакомые, зная о смертельном, неизлечимом недуге, достойно закончили свою жизнь, решив все проблемы –дела на работе, в семье, дописав незаконченную книгу. Они покинули этот мир в тишине и спокойствии, так как знали, что для христианина конец жизни – это переход в вечность, где не темнота и ужас, а радость соединения с Богом, со своими родственниками и близкими. Конечно, мы понимаем, что по нашей греховности не сможем попасть в те места, где пребывают души наших родственников. Все боятся этого, но есть надежда на милость Божию.

Церковная записка

Церковная записка, подаваемая «о здравии» или «о упокоении», наравне со свечей является наиболее массовым и обычным церковным обращением людей к Господу, Богородице и святым угодникам

– Очень многих потряс такой случай: свела счеты с жизнью многодетная мать. Получается, что не только инстинкт самосохранения не спас ее, но и материнские чувства куда-то исчезли?

– Случай этот довольно сложный, неоднозначный, многие о нем слышали. Учитывая биографию женщины, все факторы, которые предшествовали трагедии, нужно сказать, что в ее жизни были огромные ошибки, направлявшие ее по ложному пути. Поступки многодетной матери противоречили законам страны, законам морали, нравственности, что и привело к такому концу. Она имела множество мужей, некоторые браки не регистрировала или узаконивала ради получения денег от государства, попадала под акты насилия со стороны мужчин, имела финансовые проблемы, в которых была виновата и сама, и ее бывшие мужья.

Читайте также:
Раскол православной церкви: история и понятие, причины и суть, последствия

И, конечно же, нарушала законы духовные. Была совершенно далека и от Церкви, и от заповедей Божиих. Безусловно, она пыталась как-то растить своих детей, жить по закону совести, но множество жизненных ошибок привели к такому печальному результату. Ее душевное, нравственное состояние оставалось незаметным для родственников, или же они ничего аморального не видели в ее жизни. В конце концов, родственники отказывались верить в самоубийство – они утверждали, что это убийство и она не виновата в том, что дошла до такого состояния. Действительно, решившись на это, женщина была совершенно спокойной – договорилась о крещении своих детей, наверное, позаботилась и о том, кто их возьмет на воспитание и т. д. Она обдуманно совершила этот ужасный поступок.

Для этого Церковью составлен молитвенный и назидательно глубокий «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго»

– Поэтому хочется спросить: можно ли как-то заблаговременно предупредить намерение человека совершить подобное? Если вы говорите, что человек, наоборот, успокаивается, то получается, что остановить и помочь таким людям невозможно?

– Думаю, что главная причина тех или иных поступков человека – в наборе его основных жизненных ценностей. Если для него заповеди Божии, страдание родственников, близких, детей, которые будут переживать после его ухода, не важны, то и сама жизнь не представляет для такого человека ценности. С юридической точки зрения, уход из жизни не является преступлением, но это злодеяние со стороны Закона Божьего. Возьмем, к примеру, людей, совершающих преступление. Если бы они знали последствия, скажем, ограбления, сроки пребывания в тюрьме, вряд ли решились на неблаговидный поступок.

Мы же, сделав что-либо, всегда ожидаем сиюминутного результата: украли – повеселились, обманули – получили какую-то выгоду, но о дальнейшей перспективе никогда не думаем.

Люди, совершая суицид, тоже не заботятся ни о жизни вечной, ни о родственниках.

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

– Совсем недавно покончила с собой бабушка, получив квитанцию к счету по оплате газа. Почему в таком почтенном возрасте решаются на это? С другой стороны – выбросились из многоэтажки 12-летние подростки…

– Основы те же. У молодых, может, еще не сформировались жизненные ценности, понятие о смысле жизни. Но, к сожалению, сейчас многие люди даже среднего возраста, с высшим образованием не задумываются о цели своей жизни, «плывут по течению».

Уместно, на мой взгляд, вспомнить слова владыки Никона (Рождественского), записанные в его дневнике еще в начале ХХ века: «Вследствие упадка веры вообще и озлобления, как нравов, так и характеров, умножилось число самоубийств. Убивают себя юноши, убивают себя 90-летние старики. Опустошается душа, расхищаются из сердца последние остатки веры, идеализма, стираются последние следы образа Божия, замирает дух, не остается никакой опоры для борьбы с искушением, и – человек решает: нет смысла больше жить и страдать, и в озлоблении на все, как мятежник, самовольно уходит из жизни. Такова психология большинства случаев самоубийств. В ее основе лежит неверие в Промысел Божий, хула на благость Божию, отчаяние – смертные грехи, смертные потому, что не дают места покаянию, убивают дух, удаляют, гонят от человека спасающую Божию благодать».
Посмотрите даже на тех людей, которые ходят в церковь. Множество прихожан, к глубокому сожалению, не понимают, что происходит на богослужениях, не осознают, зачем нужны Таинства, равнодушны к тому, как нужно правильно поступать в той или иной ситуации. Формальный приход на службу, на праздники, чтобы посвятить что-либо, формальное отношение к Таинствам и к жизни приводят к тому, что человек не задумывается о своей душе, о будущем, о смысле жизни.

В итоге у людей из всего ряда ценностей остаются только сиюминутные эмоции и потребности. Если бы самоубийцы задумывались о последствиях, не говоря уже о родственниках и близких, число бы суицидов уменьшилось.

Церковь, как милосердная Мать, спешит всякому несчастному и его родным и близким протянуть руку любви и молитвенной поддержки

– Почему Церковь не отпевает самоубийц, ведь некоторые люди делают иногда это неосознанно, в помрачении ума?

– Как бы ни возмущало это многих, но Господь не нарушает воли человека, поэтому и Церковь не должна этого делать. Священники не отпевают не потому, что не хотят совершать эти богослужения, а из-за того, что сам человек не возжелал такого. Его личное решение уйти из жизни противоречило идее создания человека Господом для жизни вечной. Бог никогда не насилует волю человека, Он не посылает насильно даже хорошее. Господь дает нам право выбора между добром и злом, между жизнью и смертью. В конце концов, мы осуществляем этот выбор всегда, каждую минуту. Если человек решил покончить жизнь самоубийством, а Церковь его будет отпевать, то мы, получается, насильно тащим жертву в Царство Небесное, даже если она этого не хочет и отреклась от самого большого дара жизни, который Господь даровал ей.

– А в принципе возможно ли отпевание самоубийц?

– Только если есть какие-то доказательства того, что человек совершил самоубийство несознательно, не по своей воле, а в помрачении ума, например, в стадии психического нездоровья. К сожалению, епископ часто не имеет возможности детально разобраться в ситуации, чтобы принять решение об отпевании какого-то конкретного человека или об отказе. Иногда люди находятся, как говорят врачи, в пограничной стадии, т. е. человек еще не состоит на учете в психдиспансере, но уже ведет ненормальную жизнь, его действия неадекватны. И такие пограничные состояния всегда тяжелы для родственников, которые знают, что человек был нездоров, но документов, подтверждающих это, предоставить в милицию, священнослужителям не могут. Провести расследование у Церкви нет возможности, и в таком случае может приниматься решение об отказе отпевания.

Читайте также:
Грех сребролюбия в православии: что значит, опасность и причины греха, последствия и наказания, искупление и победа над грехом

– Как помочь таким людям, как им молиться? Чем утешить родственников или близких, если в храме нельзя ни записку подать, ни свечку поставить? Как жить дальше с такой болью, с такой утратой?

– В Церкви еще в 2011 году был принят «Чин утешения родственников самоубийц». Учитывая то, что человек сам для себя все решил, а для родственников это очень тяжелая травма, Церковь ввела чин такого утешительного молебна, который может послужить священник для родственников в их тяжелом состоянии.
За самоубийц не молится Церковь всей полнотой церковной, но за них, конечно же, нужно возносить молитву дома, например старца Льва Оптинского, в которой есть такие слова: «Взыщи раба такого-то и аще возможно, помилуй». Также можно просить знакомых, священника, знавшего усопшего, молиться о нем дома (и только дома!), не в храме, без привлечения церковной соборной молитвы.

Отношение церкви к суициду

Статьи

    –>
  • Главная
  • Статьи
  • Отношение церкви к суициду

Некоторые православные правила, каноны и традиции со временем изменяются, адаптируясь под современный мир. Но добровольное лишение себя жизни на протяжении многих веков остается тяжким грехом, который церковь не отпускает. При захоронении и поминовении самоубийц придерживаются особых правил.

Кто такие самоубийцы в Православии

Организация похорон самоубийцы обладает отличительными особенностями, так как церковь не может отпевать таких покойников. Но для начала требуется разобраться, кто такие суицидники в православном понимании:

  • – Люди, добровольно лишившие себя жизни, используя любые способы (повешение, отравление, прочее);
  • – Человек, случайно погибший при совершении преступного действия;
  • – Больные, ушедшие из жизни посредством эвтаназии;
  • – Люди, злоупотреблявшие спиртным и наркотиками, что и стало причиной их смерти.

Почему церковь не отпевает самоубийц

Самоубийство – это грех, в котором невозможно раскаяться, чтобы получить прощение Господа и спасти душу. Церковь отворачивается от таких людей, поэтому родственники не могут заказать панихиду и достойно проводить умершего в другой мир.

Позиция в Православии касательно суицида сформировалось уже давно. Жизнь – великий дар Бога, а самоубийство оскорбляет все, чем дорожит церковь. Среди грехов Иуды худшим является добровольное лишение себя жизни, а не предательство Иисуса Христа.

Самоубийство сочетает в себе грех убийства, маловерие, уныние, малодушие. В Православии главное верить в замысел божий, ведь каждый получает ровно столько испытаний, сколько он может выдержать. Спасение дается, когда человек с мужеством и благородством проносит свой крест сквозь отведенное ему Господом время.

Также за самоубийцей тянуться и другие грехи, в которых он не покаялся. Обычно безбожники даже не осознают греховность своих действий. Часто они просто игнорируют факт существования Бога и все моральные законы, прописанные в Священном Писании.

Самоубийц запрещается поминать в храме. За них нельзя заказать панихиду и любую другую молитву. Родственники погибшего могут молиться только дома, но священники предупреждают, что такие действия могут привести к нарушениям психического здоровья. Один человек не способен смягчить боль того, кто отчаялся и принял решение добровольно закончить свои земные мучения.

В современном мире проблема суицида стоит достаточно остро. Статистика такой смертности заставляет переосмыслить старые взгляды. Церковь старается приспосабливаться к новым правилам. Сейчас священнослужители ищут способы, чтобы обойти устаревшие каноны.

Заочное отпевание

Не каждый способен в одиночку справиться с горем, когда приходится хоронить близкого человека, совершившего суицид. Люди стараются найти разные способы, чтобы заручиться поддержкой церкви. Отпевание покойного в храме дает надежду, что с его душой все будет хорошо.

Если усопший был психически болен, то можно заказать заочный ритуал. Для этого требуется предоставить священнослужителю справку, подтверждающую наличие психических отклонений. Если о душевном состоянии погибшего ничего неизвестно, то церковь соглашается провести чин утешения, что демонстрирует желание смягчить боль родственников умершего.

Особенности похорон самоубийц

Могилы людей, которые самостоятельно лишили себя жизни, обычно располагаются на окраине кладбища. Раньше суицидников хоронили в лесу или на пустыре. Нередко в поселках размещалось сразу два кладбища. Но в цивилизованном мире действуют другие правила. Так одним из выходов из сложившейся ситуации является кремация.

На сегодняший день самоубийцу можно захоронить на обычном кладбище. Главное условие – отсутствие поблизости православных храмов. В Библии описаны четкие рекомендации, где хоронить человека, лишившего себя жизни. Его могила размещается на ближайшем холме рядом с кладбищем, так как душа усопшего грешная, и отправляясь в преисподнюю, может захватить с собой невиновного покойника.

Похороны суицидников проводятся с соблюдением строгих правид на третий день после смерти. При этом многие обряды находятся под запретом:

  • – Отпевание покойного;
  • – Заказ сорокоуста и панихиды;
  • – Скорбь по усопшему;
  • – Прощальный поцелуй умершего.

Если родственники решили обойти запреты и обмануть церковь, то это становится их личным грехом. Чтобы заказать отпевание, можно попытаться доказать, что погибший убил себя непреднамеренно или он был невменяемым, когда совершал преступление против божьих законов.

Заключение

В отношении суицида церковь остается непреклонной на протяжении длительного времени. Человек, самостоятельно убивший себя, отвернулся от Господа и больше не может раскаяться, поэтому его отпевание в храме невозможно. Но в этих правилах существуют исключения. Например, непреднамеренная смерть или психические отклонения, спровоцировавшие человека на самоубийство.

Что можно готовить и есть в первую неделю Великого поста

11 марта 2019 года начинается Великий Пост, который длится 7 недель.

Читайте также:
Новомученики и исповедники: святые православной церкви, житие и история, память, списки

Одним из условий воздержания в это время является строгое ограничение в еде животного происхождения.

Пройти этот путь можно при условии знаний правил ограничения в еде. Начать надо с подготовки, узнав, как поститься в первую неделю поста.

Питание первой недели Великого Поста следует расписать по дням, чтобы воздержание в еде не превратилось в обычную голодовку или диету.

В чем смысл Великого Поста

Главное назначение поста — духовное возрастание, во время которого православные люди стараются максимально приблизиться к Творцу, наполниться Его силой любви.

Во время Великого поста, усмиряя и очищая свою плоть, верующие проводят время в воспоминаниях великой жертвы Христа, который отдал Свою земную жизнь, чтобы очистить человечество от грехов и болезней.

Это благословенное время, когда православные могут духовно сосредоточиться на великой миссии Христа, дарованной человечеству благодати спасения через веру в Иисуса.

Спаситель сказал, что верующие в Него есть храм Бога Живого (1 Кор.3:17). Очищение нашего тела — подготовка к празднованию Пасхи, когда совершилось чудо из чудес, Христос воскрес после физической смерти, даровав нам надежду на вечную Жизнь.

Важно. На протяжении всего воздержания в течение 48 дней не рекомендуется употребление в пищу продуктов животного происхождения. Ограничено употребление растительных масел.

В отдельные дни разрешены рыбные и морские продукты:

  • раки;
  • омары;
  • кальмары;
  • креветки;
  • мидии и другие.

Питание первой недели состоит из сухоядения, перечень продуктов максимально ограничен, но при правильно составленном меню можно достойно прожить в воздержании 7 дней.

О других неделях Великого поста:

Первая неделя воздержания — основные правила

Питание первой недели Великого Поста ограничено до минимализма, Выполнение строгих правил первых 7 дней под силу только православным, проходившим этот путь не один раз.

По строгим канонам Церкви, в первую неделю принимать пищу рекомендуется только по вечерам, один раз в день, в выходные дни — дважды. Такой режим воздержания могут выдержать особо стойкие христиане.

Православные, которые решили впервые совершить подвиг воздержания, следует составить меню, чтобы определить для себя, как поститься в первую неделю поста.

Продукты для первого и второго дня Великого Поста подбираются с учетом того, что это время сухоядения — приема пищи без термической обработки.

Для первой недели поста следует заготовить свежие, сушенные и квашеные овощи, фрукты, мед, сухарики, грибы, ягоды.

Понедельник

Принятие пищи в первый день поста ограничено до минимума. Если позволяет сила веры и здоровье, то в течение дня не готовится никакая еда, в этот день установлено сухоядение.

Готовясь к посту, православные заранее сушат сухарики, фрукты, заготовляют соки и настои.

Выдержать строгое воздержание первого дня поможет дробное питание, каждые 3-4 часа, чтобы не возникало чувства голода.

В это благодатное время человек должен концентрироваться на духовной пище, а не на желудке.

  • Начать день можно с сухарика с медом и чашечки морса.
  • На второй завтрак подойдет салат из капусты с морковкой, луком и небольшой бутерброд из хлеба с авокадо, посыпанный семенами кунжута.
  • Перекус перед обедом орешками и несколькими штуками чернослива и кураги придаст силы прожить этот день.
  • В обед голод можно утолить салатом из огурцов и томатов, перемешанным с кусочками авокадо, приправленным соевым соусом и молотым льном.
  • Перед ужином можно скушать банан, который даст ощущение сытости.
  • Завершает дневной рацион прием сока, настоя с несколькими сухариками или хлебом с медом.

Вторник

Второй день великого говенья в первую неделю воздержания перед Пасхой также находится под великим запретом.

Регулярно постящиеся православные продолжают употреблять только по вечерам хлеб, квас или воду.

Для тех, кто не уверен в своих силах, но очень стремится пройти путь очищения, составляется меню на вторник.

Церковь позволяет для начинающих поститься людей заваривать чай, кофе, которым можно начать вторник. К напиткам добавляется кусок хлеба с медом.

  • Орехи с яблоками станут прекрасным вторым завтраком.
  • Орехи, сухофрукты утоляют голод быстро и надолго.
  • В обеденный перерыв можно приготовить питательный салат из репы, яблок, моркови с добавлением клюквы.
  • Небольшой бутерброд с огурцом и помидором, посыпанным кунжутом станет прекрасным перекусом перед ужином.
  • Перемолотые сухофрукты в виде кураги, чернослива, изюма, залитые любым несладким соком, станут чудесной добавкой к вечернему напитку.

Важно! Закончив дневную трапезу, не следует забывать:

  • перед сном поблагодарить Спасителя за дарованную пищу;
  • попросить прощения за грехи явные и неявные, совершенные в течение дня;
  • молить о благословении на сон грядущий.

Среда

Многих верующих волнует вопрос: сколько раз в день можно кушать в первую неделю поста.

Для стойких в вере православных, монахов и священнослужителей первая неделя является одной из «голодных», когда пища принимается один раз вечером в виде хлеба и воды.

Остальным людям не стоит сразу нагружать свой организм такими ограничениями. Предложенное ниже меню поможет прожить среду в поклонении Богу и сухоядении.

  • На завтрак третьего дня первой недели Великого Поста рекомендуем приготовить напиток в виде настоя или морса с хлебцами, приправленными медом.
  • Морковь, потертая и смешанная с изюмом, поможет прожить день до обеда.
  • Квашеная капуста со свежей клюквой, бутерброды из хлеба с шампиньонами позволят насытиться в обед.
  • Горсть орехов, смешанная с кусочками апельсина — сытный полдник во время воздержания от скоромной пищи.
  • Хлебцы, намазанные перемолотым бананом с медом и маком, помогут в воздержании в третий день поста.

Четверг

В рацион первой недели поста для поддержания иммунной системы вводится зелень в виде зеленного лука и свежих трав, которые предварительно можно вырастить на подоконнике или купить в магазине.

Сухоядение продолжается в четвертый день Великого Поста, когда пища не поддается термической обработке:

  • не варится;
  • не жарится;
  • не запекается;
  • не парится.
Читайте также:
Православие и эволюция: отношение церкви и мнение священников, ответы на частые и популярные вопросы

Основными продуктами для питания во время говенья остаются овощи, фрукты и хлебные изделия без добавления масла и яиц.

  • Прочитав утренние молитвы, четвертые сутки воздержания перед Пасхой можно начать с морковного салата, приправленного соком апельсина, с добавлением молотого льна. В качестве напитка можно использовать воду или морс.
  • Несколько грецких орехов, измельченных с медом, можно рекомендовать на второй завтрак.
  • Сочная репа, острая редька, потертая на крупной терке морковь, кусочки кислых яблок с добавлением тыквенных семечек и семян кунжута вполне подойдут на обед, который можно разнообразить кусочком хлеба, посыпанного льном.
  • Несколько штук засахаренных фиников с чашечкой настоя трав помогут не голодать до вечерней трапезы.
  • Растертый до состояния кашицы банан, завернутый в лист лаваша, превращается в пикантные роллы, разрезав которые на кусочки, получаете постный ужин, соответствующий требованиям сухоядения.

Еще о кухне в православии:

Пятница

Пятый день первой недели Великого поста относится к строгому ограничению всех продуктов.

Пятница — день распятия Христа.

В этот день следует прием пищи ограничить до минимума, при остром голоде делать перекусы хлебом с капустным салатом или другими овощами, отказавшись от фруктов и ягод.

Важно! Миряне, имеющие хронические заболевания, дети в возрасте до 12 лет, беременные женщины и люди старческого возраста освобождаются от строгости первой недели.

Этот вопрос следует обговорить со своим духовником.

Суббота

С достоинством пройдя первую неделю поста в строгом воздержании, на утро субботнего дня можно приготовить смузи из ягод, можно замороженных.

  • Для приготовления витаминного коктейля достаточно в блендере смешать 250 г любых ягод и 2 ст.л. воды. Фруктовое смузи даст хороший заряд на весь день.
  • Второй завтрак дополнит витаминный запас утреннего блюда салатом из груши с апельсином, приправленного медом и орешками.
  • Яркий салат из свежей тыквы с ингредиентами станет украшением обеденного стола.

Для приготовления овощного салата следует приготовить измельченные до состояния корейской соломки такие овощи: морковь, репу, тыкву в соотношении по весу 1:3:2.

Для вкуса добавляется соль, черный перец, сок лимона, много зелени. Тщательно вымешав приготовленную смесь, можно приступать к обеду с кусочком хлеба или сухарика.

  • Мороженое из авокадо станет достойной наградой за выдержанную в говенье неделю.

Для приготовления деликатеса на ужин следует приготовить:

  • 70 — 80 мл лимонного сока, лайма;
  • кожуру лайма — 2 ч.л.
  • 250 — 300г толстого, мягкого авокадо порезать на кусочки;
  • чашку 200 мл меда;
  • ванильный сахар.

Все ингредиенты взбить в блендере, выложить в формочки и отправить для замерзания в холодильник.

Через некоторое время, когда масса застынет до состояния мороженого, выложить ее шариками на блюдце и украсить веточкой мяты.

Воскресенье

Сухоядение в этот день заканчивается, но не разрешено вкушать рыбу. Приготовление пищи дозволено приправлять растительным маслом.

На завтрак воскресного дня подается коливо, приготовленное из цельных зерен и приправленное медом.

Обед состоит из первого и второго блюда. Овощной борщ, вареная картошка с грибной подливой покажутся настоящими кулинарными чудами после недели сухоядения.

Вареники с картошкой, заправленные прижаренным луком, завершают принятие пищи первой недели Великого Поста.

Миряне, которые по каким — либо причинам не могут выдержать строгое воздержание в виде сухоядения, могут начать Великий пост с меню второй недели.

Постные рецепты

Рецепты постных блюд с пошаговыми фото

В этой подборке вы найдете множество вкусных и простых постных рецептов с пошаговыми фото их приготовления. Читать далее

Овощное рагу с горохом
  • Общ.актив. время готовки: 1 час 10 минут 25 минут
  • Калорийность (100g): 91 ккал
Ингредиенты:
  • Горох – 150 г
  • Капуста белокочанная – 250 г
  • Картофель – 2 шт.
  • Морковь – 1 шт.
  • Лук репчатый – 1 шт.
  • Чеснок – 2 зуб.

Тыквенный хумус
  • Общ.актив. время готовки: 5 часов 30 минут 20 минут
  • Калорийность (100g): 162 ккал
Ингредиенты:
  • Тыква – 500 г
  • Нут – 200 г
  • Сок лимонный – 2 ст.л.
  • Кунжутная паста – 1 ст.л. (тахини)
  • Чеснок – 2 зуб.
  • Масло оливковое – 3 ст.л.

Клюквенный мусс
  • Общ.актив. время готовки: 40 минут 30 минут
  • Калорийность (100g): 83 ккал
Ингредиенты:
  • Клюква – 1 ст. (200 мл) 150 г
  • Крупа манная – 0.3 ст. (200 мл) 70 г
  • Сахар – 0.5 ст. (200 мл) 120 г
  • Ванильный сахар – по вкусу
  • Вода – 3 ст. (200 мл)

Мусс из облепихи
  • Общ.актив. время готовки: 1 час 35 минут 20 минут
  • Калорийность (100g): 85 ккал
Ингредиенты:
  • Облепиха – 500 г
  • Сахар – 200 г
  • Вода – 800 мл
  • Желатин – 30 г

Томатный соус с баклажанами к пасте
  • Общ.актив. время готовки: 35 минут 20 минут
  • Калорийность (100g): 139 ккал
Ингредиенты:
  • Баклажан – 1 шт.
  • Томаты в собственном соку – 400 г
  • Чеснок – 1 зуб.
  • Базилик – 2 веточка (-и)
  • Петрушка – 4 веточка (-и)
  • Орегано – 1 ч.л.

Баклажаны в медовом соусе
  • Общ.актив. время готовки: 1 час 40 минут 30 минут
  • Калорийность (100g): 91 ккал
Ингредиенты:
  • Баклажан – 600 г
  • Вода – 50 мл
  • Масло растительное – 50 мл
  • Перец красный жгучий – 30 г по желанию
  • Петрушка – 20 г
  • Соль – по вкусу

Томатный джем к мясу
  • Общ.актив. время готовки: 1 час 30 минут 20 минут
  • Калорийность (100g): 90 ккал
Ингредиенты:
  • Помидор – 1 кг
  • Сахар – 250 г
  • Уксус яблочный – 70 мл
  • Соевый соус – 2 ст.л.
  • Имбирь – 25 г свежий корень
  • Перец чили – по вкусу

Болгарский перец по-корейски
  • Общ.актив. время готовки: 4 часа 30 минут 30 минут
  • Калорийность (100g): 69 ккал
Ингредиенты:
  • Перец болгарский – 400 г
  • Лук красный – 2 шт.
  • Морковь – 1 шт.
  • Чеснок – 4 зуб.
  • Масло растительное – 1.5 ст.л.
  • Уксус – 1 ст.л. (яблочный)

Лобио из стручковой фасоли
  • Общ.актив. время готовки: 35 минут 30 минут
  • Калорийность (100g): 47 ккал
Ингредиенты:
  • Фасоль стручковая – 500 г
  • Лук репчатый – 2 шт.
  • Помидор – 4 шт.
  • Вода – 1 л
  • Масло растительное – 3 ст.л.
  • Чеснок – 2 зуб.
Читайте также:
Доказательства веры: как доказать истинность своей веры

Вишневый лимонад с лаймом
  • Общ.актив. время готовки: 1 час 10 минут
  • Калорийность (100g): 40 ккал
Ингредиенты:
  • Вишня – 300 г + дл подачи
  • Лайм – 2 шт.
  • Сахар – 100 г
  • Тимьян – 5 веточка (-и)
  • Вода – 1 л

Баклажаны в томатном соусе на зиму
  • Общ.актив. время готовки: 1 час 35 минут
  • Калорийность (100g): 84 ккал
Ингредиенты:
  • Баклажан – 2 кг
  • Помидор – 1 кг
  • Перец болгарский – 4 шт.
  • Чеснок – 3 шт. (головки)
  • Масло растительное – 220 мл
  • Уксус яблочный – 130 мл

Клубничное варенье с апельсиновым соком и бренди
  • Общ.актив. время готовки: 1 час 15 минут
  • Калорийность (100g): 170 ккал
Ингредиенты:
  • Клубника – 1.1 кг
  • Сахар – 700 г
  • Сок апельсиновый – 150 г
  • Бренди – 50 г

Галета из цельнозерновой муки с клубникой и ревенем
  • Общ.актив. время готовки: 1 час 15 минут
  • Калорийность (100g): 177 ккал
Ингредиенты:
  • Мука цельнозерновая – 150 г
  • Мука пшеничная – 70 г
  • Масло растительное – 70 г
  • Вода – 70 г
  • Сахар – 3 ст.л. с горкой
  • Разрыхлитель теста – 0.5 ч.л.

Вяленая черешня
  • Общ.актив. время готовки: 3 часа 30 минут 30 минут
  • Калорийность (100g): 276 ккал
Ингредиенты:
  • Черешня – 500 г
  • Сахар – 2 ст.л.
  • Уксус – 3 ст.л. бальзамический
  • Тимьян – 6 веточка (-и)

Клубничный гаспачо
  • Общ.актив. время готовки: 3 часа 10 минут
  • Калорийность (100g): 55 ккал
Ингредиенты:
  • Помидор – 3 шт.
  • Клубника – 400 г
  • Огурец – 1 шт.
  • Перец болгарский – 1 шт.
  • Базилик – 2 веточка (-и)
  • Масло оливковое – 3 ст.л.

Варенье из ревеня с апельсином
  • Общ.актив. время готовки: 1 час 20 минут 25 минут
  • Калорийность (100g): 171 ккал
Ингредиенты:
  • Ревень – 250 г
  • Сахар – 250 г
  • Апельсин – 1 шт.

Клубничный компот с тархуном и лимоном
  • Общ.актив. время готовки: 2 часа 10 минут
  • Калорийность (100g): 95 ккал
Ингредиенты:
  • Клубника – 500 г
  • Тархун – 1 шт. ветка
  • Лимон – 1 шт.
  • Сахар – 140 г
  • Вода – 2 л

Битый картофель со сметанным соусом
  • Общ.актив. время готовки: 45 минут 10 минут
  • Калорийность (100g): 107 ккал
Ингредиенты:
  • Картофель – 6 шт.
  • Масло растительное – 3 ст.л.
  • Сметана – 150 г
  • Соевый соус – 1 ст.л.
  • Чеснок – 1 зуб.
  • Укроп – по вкусу

Клубничный сорбет
  • Общ.актив. время готовки: 4 часа 10 минут
  • Калорийность (100g): 62 ккал
Ингредиенты:
  • Клубника – 500 г
  • Сахар – 70 г
  • Лимон – 0.5 шт.
  • Вода – 50 мл
  • Мята – по желанию

Кабачки по-корейски
  • Общ.актив. время готовки: 1 час 30 минут 25 минут
  • Калорийность (100g): 52 ккал
Ингредиенты:
  • Кабачок – 500 г
  • Морковь – 200 г
  • Перец чили – 1 шт. свежий, небольшой
  • Чеснок – 2 зуб.
  • Укроп – 20 г свежий
  • Уксус – 1 ст.л.

Перцы Падрон – испанское блюдо
  • Общ.актив. время готовки: 10 минут 10 минут
  • Калорийность (100g): 74 ккал
Ингредиенты:
  • Перец зеленый – 400 г Падрон
  • Соль – по вкусу морская крупная
  • Масло оливковое – 2 ст.л.

Табуле со спаржей и зелёным горошком
  • Общ.актив. время готовки: 25 минут 25 минут
  • Калорийность (100g): 104 ккал
Ингредиенты:
  • Булгур – 100 г
  • Спаржа – 150 г
  • Горошек зеленый – 100 г
  • Помидор – 1 шт. небольшой
  • Петрушка – 50 г
  • Мята – 2 веточка (-и) только листья

Алоо гоби – индийское блюдо из картофеля и цветной капусты
  • Общ.актив. время готовки: 40 минут 15 минут
  • Калорийность (100g): 50 ккал
Ингредиенты:
  • Капуста цветная – 1 шт.
  • Картофель – 4 шт.
  • Помидор – 1 шт.
  • Лук репчатый – 2 шт.
  • Масло растительное – 1 ст.л.
  • Горчица – 1 ч.л. (семена)

Панна-котта на кокосовом молоке
  • Общ.актив. время готовки: 45 минут 15 минут
  • Калорийность (100g): 91 ккал
Ингредиенты:
  • Молоко кокосовое – 450 г
  • Агар-агар – 20 г
  • Сахар тростниковый – 50 г
  • Клубника – 200 г
Страницы:

В этой подборке вы найдете множество вкусных и простых постных рецептов с пошаговыми фото их приготовления.

Пост – непростое испытание. Изменения в привычном рационе и связанный с этим “стресс” организма дополняются постоянной проблемой “что сегодня приготовить?”.

Даже в пост хочется кушать вкусно и разнообразно. Особенно в пост. :)

Поэтому в этой подборке мы собрали для вас множество проверенных рецептов вкусных постных блюд. Вы найдете здесь пошаговые постные рецепты с фото: супов, вторых блюд и гарниров, салатов и завтраков.

А еще – постные рецепты невероятно вкусной выпечки, чтобы побаловать себя даже во время добровольных ограничений в еде. :)

Отдельная рубрика – праздничные постные рецепты. На случай, если вам нужно и праздник устроить (например, день рождения), и пост соблюсти.

10 лучших постных рецептов первой недели Великого поста

Великий пост – очень долгий. Целых 7 недель. За это время любые овощи и фрукты, даже самые любимые успеют надоесть. Чтобы этого не случилось, надо сделать свой стол как можно более разнообразным, освоить как можно больше рецептов.

Предлагаем вкусную постную десятку оригинальных рецептов.

Гороховый салат

1 стакан гороха

3 соленых огурца

1-2 головки репчатого лука

2 ст. л. растительного масла

Шаг 1. Горох промыть и замочить на ночь. Потом отварить и охладить.

Шаг 2. Соленые огурцы очистить от кожицы и семечек. Нарезать кубиками.

Шаг 3. Мелко нарезать и ошпарить кипятком лук.

Шаг 4. Смешать все компоненты, заправить маслом, посолить и поперчить, посыпать зеленью.

Румынский суп из кукурузы

1 банка кукурузы

1 корень некрупного сельдерея

1 корень петрушки

3 ст. л. оливкового масла

2 зубчика чеснока

Шаг 1. Лук мелко нашинковать и обжарить. Добавить нарезанные кубиками помидоры.

Шаг 2. Морковь и сельдерей натереть на крупной терке, добавить в поджарку.

Шаг 3. Нагреть воду, положить в нее нарезанный кубиками картофель, зерна кукурузы. Поварить 5 минут и добавить поджарку.

Шаг 4. Варить 15-20 минут. Потом добавить нарезанный дольками чеснок, посолить и поперчить. Довести до кипения. Добавить зелень и выключить.

Читайте также:
Потерялся крестик: что значит и что делать, приметы и суеверия, ответы и советы священника

Постный плов

3 ст.л. растительного масла

Соль и перец по вкусу

Шаг 1. Грибы разморозить, промыть.

Шаг 2. Рис промыть, залить 2 стаканами воды. Довести до кипения. Уменьшить огонь.

Шаг 3. Морковь почистить и нарезать тонкой соломкой. Обжарить в масле до мягкого состояния. Выложить к рису, который должен к этому моменту впитать в себя почти всю воду.

Шаг 4. Добавить в сковороду, где жарилась морковь, еще масла, положить нарезанный полукольцами лук. Обжарить до золотистого цвета.

Шаг 5. К луку добавить грибы, посолить, поперчить. Обжаривать 5-10 минут.

Шаг 6. Выложить грибы с луком к рису. Аккуратно вмешать их в рис. Накрыть крышкой, подержать 2 минуты на огне и оставить на 20 минут постоять-отдохнуть.

Запеченный картофель с постной начинкой

4 больших картофелины

200 г брокколи (замороженной)

100 г резаных консервированных шампиньонов

1 ст.л. кукурузной муки

2 зубчика чеснока

2 ст.л. растительного масла

Шаг 1. Картофель тщательно вымыть, разрезать вдоль на половинки, каждую смазать каплей масла и посолить.

Шаг 2. Поставить запекать на противень, смазанный маслом, примерно на 25-30 минут.

Шаг 3. Пока картофель печется, в сковороду, стоящую на большом огне, кинуть брокколи и обжаривать, пока не станет мягкой, выпаривая из нее воду.

Шаг 4. К брокколи добавить грибы и мелко нарубленный чеснок, посолить и поперчить. Обжаривать 5 минут.

Шаг 5. Кукурузную муку обжарить в 2 ст.л. растительного масла. Добавить немного воды, чтобы получился густой соус.

Шаг 6. Картофель вынуть из духовки, выложить на него брокколи с грибами, полить кукурузным соусом, посыпать розмарином. Поставить в духовку на 10 минут.

Чахохбили вегетарианский

5 ст.л. растительного масла

Черный перец и соль

Шаг 1. Баклажаны помыть, почистить, нарезать крупными кубиками и замочить в соленой воде на 30 минут.

Шаг 2. Помидоры нарезать ломтиками, положить в глубокую сковороду, налить немного масла и долить 1/3 стакана воды. Тушить, помешивая, до получения однородной массы.

Шаг 3. В другой сковороде разогреть масло, обжарить лук, добавить нарезанный ломтиками картофель и подготовленные баклажаны. Обжаривать 10 минут. Потом добавить томатную массу.

Шаг 4. Посолить и поперчить, добавить нарубленную петрушку. Потушить еще 10 минут. Снять с огня и добавить нарезанную кинзу.

Ризотто из перловки

1 стакан перловой крупы

4 ст.л. растительного масла

Шаг 1. Перловку промыть, залить горячей водой и довести до кипения. Оставить на маленьком огне на полчаса под закрытой крышкой.

Шаг 2. В сковороде разогреть масло и обжарить лук.

Шаг 3. Корень сельдерея, морковь почистить, нарезать тонкой соломкой и бросить к луку. Обжаривать 5-10 минут. Добавить куркуму.

Шаг 4. Перловку шумовкой вынуть из воды и положить к овощам, обжаривать несколько минут.

Шаг 5. Постепенно, по 2 половника добавить к ризотто бульон. Периодически помешивая. Подождать, пока весь бульон впитается в крупу. Но крупа должна быть чуть-чуть недоваренной, а все ризотто довольно вязким.

Шаг 6. Положить в ризотто чеснок, разрезанный на дольки, посолить и поперчить. Добавить мелко нарезанную зелень. После чего выключить и оставить под крышкой на 20 минут. Потом подавать к столу.

Хлеб из кабачков

2 кабачка цуккини

5 стаканов муки

2 пакетика дрожжей

½ стакана растительного масла

Шаг 1. Кабачки очистить, извлечь семечки и натереть на крупной терке.

Шаг 2. Добавить к ним муку, дрожжи, соль, перец и масло. Долить немного воды, чтобы замесилось крутое тесто. Вымесить тесто, если нужно подсыпать немного муки.

Шаг 3. После этого накрыть тесто полотенцем и поставить подниматься в теплое место.

Шаг 4. После того как тесто поднимется, его надо обмять, еще раз вымесить.

Шаг 5. Разделать на 5-6 караваев, посыпать кунжутом и поставить выпекаться на 200 С.

Шаг 6. Выпекать 30 минут до хрустящей корочки.

Грибные котлеты

4 ст.л. растительного масла

Шаг 1. Грибы отварить.

Шаг 2. Лук обжарить, добавить к нему грибы.

Шаг 3. Пропустить все через мясорубку, добавить муку и немного сухарей. Замесить фарш.

Шаг 4. Посолить, поперчить, добавить зелень.

Шаг 5. Сформировать котлетки, обвалять в сухарях и жарить в большом количестве масла.

Лимонная коврижка

Рецепт от Натальи Лосевой

200-250 г сахара

цедра одного небольшого лимона

Сок половины этого лимона

150 г грецких орехов

5 крупных фиников

2/3 стакана растительного масла

1,5 стакана остывшего черного чая

Ложка жидкой ванили

Для марципановой помадки:

Миндаль (на одну кофемолку)

Столько же сахарной пудры

Вода с лимонным соком

Шаг 1. Муку просеять вместе с разрыхлителем, смешать с куркумой, сахаром и цедрой, сделать в ней лунки.

Шаг 2. В одну лунку вылить масло, в другую – лимонный сок. Сверху – вылить чай. Хорошо размешать.

Шаг 3. Порезать мелко финики и крупно орехи, добавить в тесто

Шаг 4. Выложить тесто в смазанную форму, выпекать около 40 минут при температуре 170-180 градусов

Шаг 5. Миндаль перемолоть в муку, смешать с сахарной пудрой, добавить воду пополам с лимонным соком, пока не получится кремообразная масса.

Шаг 6. Корж немного остудить, обмазать помадкой и присыпать сахарной пудрой.

Фруктовый салат с киселем

1 стакан овсяных хлопьев

1 кусочек ржаного хлеба

2 ст.л. кокосовой стружки

Шаг 1. Хлопья залить водой на ночь. За час до готовки положить в них хлеб, потом хлеб убрать.

Шаг 2. Протереть хлопья через сито, варить на маленьком огне, помешивая. Посолить, добавить немного сахара.

Шаг 3. Фрукты помыть и порезать, разложить их по креманкам в равных долях.

Шаг 4. Залить охлажденным киселем и посыпать кокосовой стружкой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: