Церковная реформа Никона: история и дата, суть и причина, положения, противники

Церковная реформа патриарха Никона

22 февраля 1653 года началось судьбоносное преобразование патриархом Никоном церковной жизни русского православия. Опиравшаяся на новогреческие каноны, его реформа привела к расколу Русской православной церкви.

Причины и содержание реформ

Еще в конце 1640-х годов в Москве появился «кружок ревнителей древнего благочестия», куда входили видные деятели того времени. Среди них были будущий патриарх Никон и впоследствии его будущий основной противник в стане старообрядцев протопоп Аввакум, протопоп Иван Неронов, духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев и другие. Сам государь поддерживал кружок, темой обсуждений которого стала созревшая к тому времени проблема исправления скопившихся в церковных книгах разночтений и ошибок при переписке. Однако «ревнители» расходились по поводу того, что взять за образец для подобного исправления. Аввакум и Иван Неронов выступали за то, что им должны стать древнерусские церковные тексты, Никон и Вонифатьев склонялись к новогреческим уставам.

И. Машков. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон

Вторая точка зрения победила: в те же 40-е годы XVII века началась так называемая «книжная справа» – редактирование текстов богослужебных книг. Одним из известных справщиков стал киевский монах и знаток греческого языка Епифаний Славинецкий.

Причины победы сторонников Никона крылись в политике. Самой существенной из них можно назвать вхождение в эпоху правления Алексея Михайловича малороссийских земель в состав Русского государства. Состоявшие ранее в пределах Речи Посполитой, воссоединенные с Россией территории, включая Киев, подчинялись юрисдикции Константинопольского престола, и, соответственно, новогреческим церковным канонам. В подобной ситуации было чрезвычайно важно укрепить духовные связи с новыми землями.

Кроме того, в XVII веке происходило расширение русских контактов с греческим Востоком, росли грекофильские настроения, которые разделял и сам Алексей Михайлович. Все это было естественно для страны, считавшей себя духовной наследницей Византии. Приведение к единству обрядовой стороны русской и греческой церковной жизни способствовало сплочению греческого Востока и России перед лицом возможных врагов (хотя существовал и реальный конкретный враг в лице турок-османов). Более того, взгляд на Россию как на хранительницу истинного православия, оформленный в концепции «Москва – Третий Рим» еще в начале XVI века и разделяемый Алексеем Михайловичем, подталкивал его к размышлениям о защите интересов всех страдавших под турецким игом христиан, а не только греков. В таком случае общность церковных обрядов с ними упрощала подобную задачу.

А. Кившенко. Церковный cобор. 1654 год. Начало раскола

Преобразование по греческим образцам также могло способствовать проведению в жизнь концепции «Москва – Новый Иерусалим», которой придерживался сам реформатор Никон. Если идея о Москве как Третьем Риме отдавала главенствующую роль светской, царской власти, то концепция Никона имела яркое теократическое звучание, оставляя власть мирскую на вторых ролях, она была пронизана идеей Вселенской церкви во главе с русским патриархом. Здесь звучали властные амбиции самого иерарха.

Начало преобразований

В 1652 году Никон вступил на патриаршество. Обладая новым статусом, он начал широкомасштабную работу по более обширному, чем прежде, исправлению текстов церковных книг, а также по введению изменений и в русский церковный обряд.

П. Мясоедов. Сожжение протопопа Аввакума

«Книжная справа» заключалась не только в редактировании богослужебных книг (изменениям подверглись как их содержание, так и названия, например, Часовник стал Часословом, Потребник – Требником, Устав – Октоихом и т.д.), но и книг Священного Писания. Кроме того, был исправлен сам Символ веры.

С обрядовой стороны изменения были следующие: вместо двуперстного вводилось трехперстное крестное знамение; крестные ходы стали совершаться не по солнцу, а против него; во время службы возглашалась троекратная, а не двукратная «аллилуйя»; изменилось число просфор и печати на них, а также уменьшилось число поклонов.

Суд над патриархом Никоном

Раскол

Помимо сторонников никоновского преобразования, представлявших официальный взгляд государства и церкви, активизировались и его противники. Многими верующими (как священнослужителями, так и простыми людьми) вводимые изменения, которые были призваны исправить скопившиеся ошибки и разногласия, рассматривались как серьезные посягательства на чистоту православной веры. Фактически раскол начался с самих реформ Никона, официально же его можно начать отсчитывать с 1667 года, когда на соборе было принято решение об отлучении сторонников старой веры – старообрядцев – от церкви. Социальная база староверов была довольно широка, это представители духовенства, боярства, посада и крестьянства, стрельцов и казачества.

Первым и крупнейшим идеологом раскола стал протопоп Аввакум, неоднократно подвергавшийся ссылкам. Последней из их числа была ссылка в 1666 году в Пустозерск, который стал идейным центром старообрядцев. Аввакум и несколько его сподвижников были казнены в 1686 году, эстафету лидеров движения приняли другие расколоучители, среди которых Иван Неронов, Спиридон Потемкин, Никита Пустосвят, широко известная по знаменитой картине В.И. Сурикова боярыня Федосья Морозова. Самым крупным протестом против реформ Никона стало восстание Соловецкого монастыря, длившееся с 1668 года по 1676 год, когда оно было подавлено вооруженной силой.

В. И. Суриков. Боярыня Морозова

Идеология староверов, выработанная Аввакумом и другими лидерами движения, опиралась на учение о Москве как Третьем Риме и «Повесть о Белом Клобуке» и возвещала уничтожение Никоном истинного православия. Многие старообрядцы видели в нем пришедшего на землю Антихриста, другие же считали, что патриарх открыл тому двери, что неизбежно вело к падению Третьего Рима и скорому концу света. Мир был оставлен Богом, и виной всему – посягательство не только на содержание, но и на форму обрядов, которые должны оставаться незыблемыми. Столь суровые и непримиримые с официальной церковью взгляды привели староверов к гонениям со стороны обновленной церкви и государства, к замкнутому и оторванному от остальной жизни страны существованию.

Читайте также:
Можно ли православным купаться в Мертвом море: разрешено или нет, ответы и советы священников

Старообрядчество, разделившееся в конце XVII века на две главные свои ветви – поповство и беспоповство – впоследствии неоднократно делилось на различные толки и согласия. Многие из них существуют и в наше время как внутри страны, так и за ее пределами.

В. Перов. Никита Пустосвят. Спор о вере. 1880-1881

Раскол Русской православной церкви в то время стал драматичной, во многом трагической страницей в истории российского общества, а сложившиеся тогда линии разделения заметны и в наши дни.

Церковная реформа

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 149.

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 149.

Среди событий 17 века особенно важным является церковная реформа патриарха Никона и раскол в Русской православной церкви. Ее проведение относится к царствованию второго царя из династии Романовых – Алексея Михайловича.

Предыстория и начало реформы

Один из ключевых вопросов реформы – о порядках в богослужении, стал актуальным еще в середине XVI века под влиянием новогреческих богослужебных традиций.

Рис. 1. Царь Алексей Романов.

К середине XVII века молодой царь Алексей Михайлович попал под модное в духовной среде грекофильство. Об этом говорит переписка московского патриархата, который существовал с 1589 года, с восточными патриархами на территории Османской империи.

Планировалось привести русскую богослужебную практику в соответствие с греческой. В 1653 году Москву посетил Вселенский Патриарх, то есть Константинопольский патриарх, Афанасий III Пателларий.

Это событие совпало с присоединением Левобережной Украины, которая находилась в церковной юрисдикции Константинопольского патриарха. Церковные обряды там были ближе к новогреческим, чем к московским. Следовательно, это также стоит отнести к причинам церковной реформы. Также с конца 1640-ых годов при помощи переводчиков из Киева и Греции шла работа по редактированию текстов богослужебных книг – “Книжная справа”.

Пост Московского патриарха с 1652 года занимал патриарх Никон. С 1653 года он внес следующие изменения в богослужебные традиции:

  • Книжная справа, правка богослужебных книг.
  • Замена двуперстного крестного знамения на трехперстное.
  • Крестный ход против солнца. Ранее было наоборот – посолонь.
  • Во время богослужения “Аллилуйя” произносили трижды, а не дважды.
  • Изменение печати на литургическом хлебе – просфоре.

Ориентация патриарха Никона на греческие стандарты породила неожиданные заимствования в одежде священников. Духовенство стало копировать одежду греческих духовных лиц не периода Византии, а турецкий стиль одежды греческого духовенства, например, головной убор камилавка, который восходит к османской феске.

Ход реформы

В 1656 году в Москве был создан собор русских епископов. На нем было принято решение об отлучении от церкви тех, кто крестился двумя перстами. Чуть раньше, в феврале 1656 года Москву посетил Антиохийский патриарх Макарий. В ходе его визита в Успенском соборе Московского Кремля отлучили от церкви сторонников двуперстного крещения.

Датой церковного раскола логично считать 1666-1667 годы. В апреле 1666 года в Москве прошел Большой церковный собор. Противников обновленного православия тогда называла раскольниками. В мае перед этим собором выступил противник реформы – протопоп Аввакум. Вскоре его отправили в ссылку в Пустоозерский острог на реке Печора. К началу 1667 года сторонников старых обрядов объявили раскольниками и еретиками. Это привел к оттоку населения на окраины государства и даже за его пределы.

Одним из последствий церковного раскола стали вооруженные конфликты с раскольниками. Например, Соловецкий монастырь сопротивлялся с 1668 по 1676 год. В 1687 году царские войска произвели штурм Палеостровского мужского монастыря на Онежском озере.

Что мы узнали?

Для понимания церковной истории России следует знать когда была проведена церковная реформа патриарха Никона и в чем заключалась реформаторская деятельность середины XVII века, есть какие реформы провел царь Алексей Михайлович, отец Петра I. Кратко суть реформы и ее последствия проходят в школьном курсе истории 7 класса.

Церковная реформа патриарха Никона: причины, начало, суть

Большое влияние на духовность русского народа и российской истории оказала церковная реформа патриарха Никона. По сегодняшний день этот вопрос открыт. Историческая литература не полностью раскрыла причины раскола и присутствие старообрядчества в православной церкви на Руси.

Церковные реформы нашли не только сторонников, но и противников. Каждый из них приводит обоснованные доводы своей правоты и имеет свою интерпретацию событий. Странники придерживаются мнения, что реформа привела к исчезновению церковных различий между русской и византийской православными церквями, была устранена путаница в обрядах и книгах. Они так же утверждают о неизбежности реформы, которую провел любой патриарх того времени. Противники считают, что православия на Руси пошло собственным путем развития, и сомневаются в правдивости церковных книг и обрядов православной церкви в Византии, которые были образцом для Никона. Они считают, что греческой церкви стоило быть преемницей русской. Никон для многих стал разрушителем русского православия, которая была в то время на стадии подъема.

Конечно защитников Никона больше, включая современную православную церковь. Большинство исторических книг написано именно ими. Что бы прояснить ситуацию, следует выяснить причины церковной реформы патриарха Никона, познакомиться с личностью реформатора, узнать обстоятельства раскола русской православной церкви.

Причины церковной реформы патриарха Никона

В конце XVII века в мире утвердилось мнение, что только Русская Православная церковь оказалась духовной наследницей православия. До XV век Русь была преемницей Византии. Но позже на нее стали часто нападать турки, а экономика страны ухудшалась. Греческий император обратился к Папе Римскому за содействие в объединении двух церквей со значительными уступками Папе Римскому. В 1439 году состоялось подписание Флорентийской унии, в котором участвовал Московский митрополит Исидор. В Москве сочли это за измену православной церкви. Образование Османской империи на месте Византийского государство было расценено как кара божья за измену.

Читайте также:
Колокольный звон: виды и значение, сила и особенность звона колокола, польза и целительные силы

В России происходило укрепление самодержавия, монархия стремилась к подчинению себе церковной власти. Издавна церковь имела большое влияние на жизнь людей: она помогла избавиться от монголо-татарского ига, объединила русские земли в единое государство, была ведущей в борьбе со Смутой, утвердила Романовых на престол. Однако русское православие всегда было подчинено государственной власти в отличие от римско-католической. Русь была крещена князем, а не духовным лицом. Так приоритет властей был предусмотрен с самого начала.

Православные соборы оставляли имеющие земли, но в будущем могли присоединять другие только с одобрения царя. В 1580 году ввели запрет на приобретение любым способом церковью земель.

Русская церковь развилась до патриаршества, которое способствовало дальнейшему расцвету. Москву стали называть Третьим Римом.

К середине XVII века изменения в обществе и государстве требовали укрепления церковной власти, объединению с другими православными церквями балканских народов и Украины и масштабного реформирования.

Поводом реформирования стали церковные книги для богослужения. На лицо были видны различия в практических вопросах между русской и византийской церквями. С XV века велись споры о «посолонном хождении» и «аллилуйе». В XVI веке обсуждались значительные расхождения в переведенных церковных книгах: мало кто из переводчиков хорошо владел обоими языками, монахи-переписчики были малограмотными и во время переписывания книг допускали много ошибок.

В 1645 году в Восточные земли был отправлен Арсений Суханов для переписи чинов греческой церкви и осмотре святых мест.

Смута стала угрозой для самодержавия. Стал вопрос в объединении Украины и России. Но различия в религии были препятствием для этого. Отношения между церковной и царской властью начали накаляться и требовали значительных реформ в религиозной области. Нужно было наладить отношения с церковной властью. Царь Алексей Михайлович нуждался в стороннике реформирования русской церкви, который сможет возглавить их. Приближения русской церкви к византийской было под силу только самостоятельной и сильной патриаршей власти, обладающей политическим авторитетом и способной организовать централизованное управление церковью.

Начало церковной реформы патриарха Никона

Реформа по изменениям церковных обрядов и книг готовилась, но обсуждалась она не у патриарха, а в окружении царя. Противником церковной реформы был протопоп Аввакум Петров, а сторонником – архимандрит Никон, будущий реформатор. Так же в обсуждении участвовали протопоп Кремля Стефан Вонифатьев, царь Алексей, постельничий Ф.М. Ртищев с сестрой, дьякон Фелор Иванов, священники Даниил Лазарь, Иван Неронов, Логгин и др.

Присутствующие стремились к исключению чиновных нарушений, многогласия, разночтений; повышению учительских элементов (проповеди, поучений обучающая религиозная литература), нравственного уровня духовных лиц. Многие верили, что постепенно корыстные пастыри будут сменены исправленным духовенством. Все это должно происходить при уверенной поддержке царя.

В 1648 году Никона назначили Псковским и Новгородским митрополитом, многих приверженцев благочестия были переведены в крупные города и назначены на посты протопопов. Однако они не нашли своих последователей в приходском духовенстве. Принудительные меры для повышения благочестия прихожан и священников привели к возмущению среди населения.

В период с 1645 по 1652 год Печатный двор Москвы издал множество церковной литературы, в том числе книги для чтения на религиозные темы.

Провинциальные ревнители благочестия считали, что отличия между русской и византийской церковью появились вследствие потери греками истинной веры из-за присутствия в Византии туркав и сближению с римской церковью. Аналогичная ситуация была и с украинской церковью после реформ Петра Могилы.

Приближенные царя имели противоположное мнение. По политическим соображениям они придерживались отказа от оценки греческой церкви, которая отошла от истинной веры. Эта группа призывала устранить различия в системе богословия и церковных обрядах, взяв за образец греческую церковь. Этого мнения придерживалось меньшинство светской власти и духовенства, но которое оказывала большое влияние на жизнь народа. Не дождавшись унификации, царь со столичными ревнителями благочестия начали самостоятельно закладывать фундамент для будущей реформы. Начало реформы Никона началась с приезда киевских ученых-монахов с отличным знанием греческого языка для введения исправления церковных книг.

Недовольный патриарх Иосиф на церковном собрании решил положить конец вмешательству. Он отверг «единогласия», объяснив тем, что прихожане не могут выстоять столь продолжительную службу и получить «духовную пищу». Царь Алексей остался недоволен решением собора, однако отменить его не мог. Он передал решение вопроса константинопольскому патриарху. Через 2 года был собран новый собор, который отменил решение предыдущего. Патриарх оказался недоволен вмешательством царской власти в церковные дела. Царь нуждался в опоре для разделения власти.

Никон происходил из крестьянской семьи. Природа наделила его хорошей памятью и умом, а сельский священник обучил грамоте. В
20 лет он уже был священником. Своей монолитностью и уверенностью Никон понравился царю. Молодой царь чувствовал себя уверенным рядом с ним. Сам же Никон открыто эксплуатировал мнительного царя.

Новый архимандрит Никон стал активно участвовать в церковных делах. В 1648 году он становиться митрополитом в Новгороде и проявляет свое владычество и энергию. Позже царь помог стать Никону патриархом. Тут проявились его нетерпимость, жесткость и резкость. Непомерное честолюбие развилась со стремительной церковной карьерой.

В далеких планах нового патриарха было избавление церковной власти от царской. Он стремился к равноправному управлению Россией вместе с царем. Реализация планов началась в 1652 году. Он потребовал переноса мощей Филиппа в Москву и «молебную» царскую грамоту для Алексея. Теперь царь замаливал грехи своего предка Ивана Грозного. Никон значительно поднял авторитет патриарха России.

Светская власть соглашалась с Никоном, что бы провести церковные реформы и решить острые внешнеполитические вопросы. Царь перестал вмешиваться в дела патриарха, допустил его к решению важных внешних и внутренних политических вопросов. Образовался тесный союз царя и церкви.

Читайте также:
Раб Божий в православии: кто это и почему прихожан так называют, значение и объяснение церкви

Никон устранил прежние вмешательства в дела церкви своих коллег и даже перестал с ними общаться. Энергичность и решительность Никона определили характер будущей церковной реформы.

Суть церковных реформ патриарха Никона

В первую очередь Никон занялся исправление книг. После своего избрания он организовал систематичное исправление не только ошибок, но и обрядов. Основывался он на древних греческих списках и консультаций с Востоком. Изменение обрядов многие восприняли как непростительное посягательство на веру.

В церковных книгах было множество опечаток и описок, небольших разногласий в одинаковых молитвах.

Основные отличие русской церкви то греческой были:

• осуществление проскомидии на 5 просфорах вместо 7;

• сугубая аллилуйя заменила трегубую;

• хождение было по солнцу, а не против него;

• не было отпуска из царских врат;

• для крещения использовали два перста, а не три.

Не везде реформы принимались народом, но возглавить протест пока никто не решался.

Церковная реформа патриарха Никона была необходима. Но ее стоило проводить постепенно, что бы народ смог принять и привыкнуть ко всем изменениям.

Как освятить икону в церкви или дома?

В христианской традиции принято освящать предметы, дома, машины и прочее святой водой с чтением специальных, по каждому поводу, определенных молитв. В том числе это касается и икон, хотя в данном случае традиция более позднего происхождения.

История освящения икон

Действительно, на Руси долгое время не было такого обычая, ведь сами по себе образы Христа Спасителя, Божией Матери и святых уже освящали икону. Помимо этого, как правило, иконы писали при монастырях, а там каждый элемент образа: доска, краски, грунтовка, предварительно освящались, а зачастую и изготовлялись с добавлением святой воды.

В Западной Церкви практика освящения икон появилась гораздо раньше и была связана со следующими факторами:

  • иконописным ремеслом в основном занимались миряне, для которых это был источник дохода;
  • со временем иконописные образы все больше стали отходить от канонических норм написания икон.

В обоих случаях нужно было благословение Церкви в виде освящения, которое подтверждало, что действительно образ написан правильно и его можно использовать для молитвенной практики.

В России процессы обмирщения церковной повседневности начались со второй половины XVII века. Иконы писали уже не только монахи и продавали их нередко в обычных ремесленных лавках. Тогда и появилась необходимость в освящении.

Читайте об иконах:

В каких случаях нужно освящать иконы

Святая вода, которая используется при освящении, имеет особые свойства, так как в момент совершения водосвятного молебна её касается благодать Святого Духа. По сути, такая вода — своеобразный проводник, который эту благодать Божию подводит к освящаемому предмету и, таким образом, очищает его от всякой скверны и сообщает святость.

Икона, приобретенная в храме, не требует освящения, так как она уже освящена, но есть моменты, когда надо освящать иконы:

  • образ написан специально на заказ художником-иконописцем;
  • досталась в наследство от родственников, даже если это старая икона, нет уверенности, что она освящена;
  • после реставрации;
  • если была осквернена.

Последний вариант относится к тем случаям, когда в период гонений иконы использовались неподобающим образом, например, в качестве двери в хлев или как крышка погреба. Освящают и вышитые иконы, т. е. независимо от материала, ведь образ может быть металлический, пластиковый, бумажный, картонный и прочее.

Важно! Икона — это величайшая святыня, независимо от того, освящена она или нет. В любом случае к ней надо относиться подобающим образом. И даже когда образ по каким-то причинам испорчен, нельзя его просто выбросить, а нужно сжечь.

Порядок освящения икон

Можно и самому освятить икону при наличии святой воды, но только тогда, когда нет никакой возможности попасть в церковь или пригласить священника. Всегда можно изыскать время, чтобы сделать все правильно и здесь есть два варианта:

  • прийти в храм и попросить человека, который принимает заказы на требы, чтобы он предупредил заранее служащего священника о намерении освятить икону, или же лично договориться об этом с батюшкой;
  • если священник приглашен в дом с целью совершения какой-либо требы, то можно воспользоваться его приходом и попросить освятить иконы в доме.

Освящение икон не является какой-то отдельной требой, поэтому вопрос о том, сколько стоит освящение иконы в Церкви, должен остаться на сознательности самого заказывающего освящение. И здесь надо помнить, что священник живет только за счет тех доходов, которые поступают от совершения им различных треб.

Само освящение, если это происходит в храме, состоит из того, что священник читает короткую молитву и окропляет образ святой водой.

На заметку! Совершать обряд можно в любое время как утром, так и вечером, но только после того, как завершатся службы или в промежутке между ними.

Глава 41. Чи́н благослове́ния и освяще́ния ико́ны Христо́вы, пра́здников Госпо́дских, еди́ныя, или́ мно́гих

Освящение икон

Полезно? Поделись ссылкой!

Освящение икон — это особый обряд благословения символических изображений сложившийся в исторических христианских церквях. Он проводится в церквях и служит для наделения образа благодатью Святого Духа.

Освящение иконы Богородицы

Изображение с сайта методической поддержки начального богословского образования «Воскресная школа»

Для чего освящают иконы

Конечно нет ничего страшного в том, чтобы молиться перед образом неосвящённым. По словам святого Иаонна Кронштадскому образы Креста Господня, Спасителя, Божьей Матери, ангелов и святых святы уже сами по себе в виду интенции человеческой при их изготовлении и пользовании. С другой стороны освящением иконы Церковью признаётся каноничность изображённого образа, осуществляется ритуальное очищение дела рук человеческих и посвящение его Господу.

Не стоит забывать также о том, что освящённая вода, которой окропляют икону при освящении — есть один из даров Божьих, которым мы с благодарностью Господу можем пользоваться, а потому пренебрегать им весьма не полезно. По этой причине, кстати, освящаются не только иконы, но также жильё, еда и другие вещи: тем самым к благодати приобщаются все аспекты жизни человека.

Читайте также:
Святые покровители: как узнать своего небесного покровителя

В каких случаях нужно освящать иконы

Освящать следует все иконы, которые приобретались вне церковных либо монастырских магазинов. Найденные, доставшиеся по наследству, подаренные — все они требует освящения, так как далеко не всегда ясно: были они освящены ранее или нет.

Обязательно освящают иконы, подвергшиеся реставрации или обработке, а также претерпевшие поругание, даже если они уже были освящены. И конечно подвергаются обряду иконы собственноручно написанные вами либо вашими знакомыми.

Порядок освящения икон

В ряде источников вы можете прочитать о том, что для освящения иконы вовсе не обязательно нести её в храм. Достаточным будет трижды повторить над образом молитву «Благодатию Пресвятаго Духа и окроплением воды сея священныя освящается и благословляется образ сей: во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь» и обряд можно считать совершённым. Иногда подобное советует даже священники, хотя большинство из них всё же относятся к данной практике неодобрительно и освящёнными подобные иконы не считают.

В современной практике Русской православной церкви освящёнными признаются лишь иконы над которыми провели особое чинопоследование с чтением определённых молитв и троекратным окроплением святой водой. Чинопоследований таких на сегодняшний день существует пять:

для освящения различных икон предложенных вместе;

для освящения икон Иисуса Христа и господских праздников;

для освящения икон Богородицы и богородичных праздников;

для освящения икон Святой Троицы и праздников с ней связанных: Богоявления (Крещения) Господня, Сошествия Святого Духа, Преображения Господня;

для освящения икон святого, нескольких святых или их соборов.

Процедура освящения икон может проходить в любое время суток, но чаще совершается во время водосвятного молебна или сразу после него, т.е. до полудня. Что касается выбора дня недели, то в крупные храмы иконы можно приносить каждый день: они работают ежедневно. Храмы же небольшие, как правило, открывают свои двери только в выходные и праздничные дни: стоит ориентироваться на этот режим их работы.

Если же так случилось, что вы принесли в храм икону уже после завершения водосвятного молебна, то стоит уточнить у старосты или продавца церковной лавки, как поступить в данной ситуации. Они либо передадут принесённые иконы священнику для освящения, либо предложат заказать водосвятный молебен.

Длится чин освящения недолго: всего 10-15 минут. Но важность его чрезвычайно велика, ведь только после его совершения икона признаётся канонами церкви.

История освящения икон

Освящать символические предметы люди стали очень давно, ещё из Ветхого Завета известно об освящения скинии завета и храма Соломона. Иконы же стали освящать много позже: считалось, что соответствия иконописному канону и надписания на иконе имени изображённого, достаточно, чтобы признать образ святым.

Не известно когда и где зародилась традиция освящения икон, но скорее всего произошло это в начале XVII века где-то на Западе и связано было с проникновением в иконопись заимствований из светских изобразительных произведений. Появившийся чин освящения икон служил свидетельством Церкви о подлинности иконы, что изображен именно тот, кто надписан.

После произошедшего в 1650-х — 1660-х раскола иконы стали освящать и на Руси. Впервые чин зафиксирован в Требнике Петра Могилы от 1646 года. Он является переработанным переводом чина освящения икон из латинского, католического богослужебного сборника «Rituale Romanum» 1614 года.

Сайт нуждается в вашей помощи!

С каждым днём на сайт molitvoslov.today заходит всё больше и больше людей. Он для этого и создавался: в конечном итоге стать самым популярным и полным в рунете собранием молитв, акафистов, канонов и изображений икон. Но для развития ресурса нужны средства: ежегодное продление домена, оплата хостинга и услуг авторов статей. Обвешивать же сайт рекламой, как новогоднюю ёлку, совсем не хочется. Поэтому маленькая просьба ко всем кто долистал страницу до этого места и кому понравился molitvoslov.today: буду благодарен любой финансовой помощи на его развитие. Мир Вам!

икона, вышитая бисером.

Здравствуйте, уважаемая Татьяна! Да, действительно, подарок странный. Своей кропотливой работой он мне напоминает портрет Ленина, который я видела в Москве, в музее. Там было много портретов сделанных из круп, зёрен и даже из семян мака! С одной стороны, дочь вашей подруги настоящая рукодельница и, возможно, для неё эта икона просто произведение искусства. И узнать об этом вы можете только у неё. То, что они обе заболели не обязательно какой-то рок. В Библии говорится, что все мы люди несовершенные и иногда болеем (Римлянам 5:12;8:22). А поскольку вы чувствуете дискомфорт и этот подарок не приносит вам радости, то скорее всего у вас есть любовь к Богу и искреннее желание быть преданной Ему и не обижать Бога, даже в мелочах.

Бог, как Создатель всего, и в том числе людей, дал нам своё мудрое руководство, Библию. Давайте, на основании Слова Бога, рассмотрим точку зрения Бога, по этому поводу.

Икона — это видимый образ, зрительное воспроизведение кого-нибудь или чего-нибудь. Изображение, которое является предметом религиозного поклонения, также называемое идолом. Использование изображений распространено во многих нехристианских религиях. Что касается иконопочитания, то в энциклопедическом словаре «Христианство» говорится:«Чествование икон и поклонение им… относится не к веществу иконы, не к дереву и краскам, а к тому, кто изображён на иконе» (М.1993.Т.1.С.598). Это не библейское учение.

А что говорится в Слове Бога об изготовлении изображений для поклонения? В библейской книге Исход, глава 20, стихи 4,5 говорится:«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель.» Заметьте, что запрещалось не только поклоняться изображениям, но даже их делать. Это повеление было дано израильскому народу во дни Моисея. А относится ли это повеление к нам, живущим в 21 веке? Обратите внимание на слова Иисуса Христа, записанные в Евангелии от Иоанна 4:23,24 :«Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе, Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.» Как видно их этих стихов, люди, которые стремятся приблизиться к Богу, используя изображения, не поклоняются ему «в духе», потому что их поклонение зависит от того, что видимо. Апостол Павел объяснил эту мысль так:» Мы ходим верою, а не видением (» а не тем, что мы видим», Смысловой перевод).» Далее он подтвердил точку зрения Бога на иконы и другие изображения:» Мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого» (Деяния 17:29).

Читайте также:
Православие и красная нить из Израиля: отношение церкви и мнение священников, можно ли носить или нет

Если верующие люди поклоняются тому, кто представлен на изображении, а не самому изображению, тогда почему одни изображения почитаются больше других? Ясный и точный ответ на этот вопрос очень важен для каждого искренне верующего человека. Отношение верующих к изображениям играет решающую роль. Потому что обычное изображение, если придавать ему слишком большое значение, можно превратить в идола.

Всвязи с этим, подумайте, как вы относитесь к этому подарку, как к иконе, предмету поклонения, или как к произведению искусства, очень красивой картине, сделанной руками умелого человека. Искренний ответ на этот вопрос важен лично для ВАС!

В Псалмах, глава 113, стихи с 12-16, есть очень важное для всех нас предостережение:» Их идолы — серебро и золото, дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют; есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса гортанью своею. Подобны им да будут делающие их и все надеющиеся на них.»

Я не имею права подсказывать вам, принять эту икону или нет. Это ваш выбор. Слово Бога, Библия дана нам для назидания, её советы всегда полезны и мудры. Мудрый царь Соломон написал:«Послушает мудрый и лучше усвоит наставления, и понимающий найдёт умелое руководство» (Притчи 1:5).

С уважением к вам, Любовь Алексеевна.

LiveInternetLiveInternet

Можно ли вышивать иконы бисером без благословения- ответ на этот вопрос от рукодельниц дают священники, почитайте об этом в нашей статье. Можно ли вышивать иконы бисером без благословения. Прежде, чем приняться вышивать лики святые, вам следует знать, можно ли вышивать иконы бисером без благословения. Об этом и о всех остальных правилах вышивки икон и пойдет речь в настоящей статье. Прежде всего, для вышивки икон следует попросить на то разрешение у батюшки в местной церкви. Без благословения заниматься этим делом недопустимо . Это считается грехом в таком случае и может принести страдания, как душе вашей, так и телу. Были случаи, когда девицы без разрешения батюшки занимались вышивкой икон, а потом у них рождались мертвые дети и уходили мужья. Также следует молитву почитать перед тем, как соберетесь вышивать ту или иную икону. Молитва в нашей статье представлена на картинке. Требуется соблюдать и пост во время вышивки. Поэтому, если вы не знаете, можно ли вышивать иконы в пост, то на этот вопрос священники отвечают положительно. Во время беременности также можно вышивать иконы, и это будет даже полезно. Вышивка вообще успокаивает, а вышивка иконы успокаивает вдвойне, что будет очень полезно для будущей мамы. А вот во время месячных прикасаться к творению икон бисером не стоит. Во время критических дней лучше вообще не заниматься никакой работой, не посещать церковь и кладбище. Девушка с месячными в православии считается нечистой, и будет грехом и неуважением по отношению к святым заниматься в эти дни таким рукоделием, как вышиванием бисером иконы. Не разрешается также вышиванием заниматься в церковные праздники и в воскресенье. В эти дни следует много молиться и посещать храм, а работать в эти дни не рекомендует церковь. После употребления спиртных напитков тоже нельзя к рукоделию святому прикасаться. После ссоры с родными садиться за вышивку ни в коем случае нельзя. Вы должны за дело это браться только в хорошем настроении. На заказ иконы вышивать можно, но следует вложить в них всю душу и доброту вашу. Видеть корыстный умысел в вышивке своей — грешное занятие. За это Бог жестоко накажет. Плату за свое творение можно брать символическую или же, если дают много, направить средства на благое дело. Икону, вышитую бисером, следует освятить в церкви, тогда ее можно будет поставить на полочку дома и перед ней молиться. Если говорить о запретных цветах, то в первую очередь, нужно отметить черный цвет. Это цвет нечисти и ему не место на иконе. Нельзя использовать и коричневый цвет, это могильный оттенок. Серый цвет также неуместен, потому что в нем смешалось добро и зло . Он символизирует пустоту и неясность. В иконописи с помощью вышивки следует использовать синий и все его оттенки. Багряный и красный символизирует любовь и тоже используется в вышивке икон. Золотой и желтый — символ тепла и доброты. Он на каждой иконе присутствует. Белый цвет символизирует чистоту и непорочность, поэтому также используется в сотворении икон. О зеленом также не стоит забывать, так как он символизирует вечную молодость и жизнь. Пусть Господь остается с вами в сотворении икон своими руками и теперь вопроса: можно ли вышивать иконы бисером без благословения батюшки, у вас не возникнет, потому что это разрешение нужно взять в первую очередь. Набор для вышивания икон

Читайте также:
Свинина у православных: можно ли есть или нет, отношение в Библии и мнение церкви, ответы священника

Как можно освятить икону и церкви и допустимо ли это в домашних условиях

Многим верующим интересно знать, как правильно освятить купленную икону. Ведь иногда встречаются советы, что обряд освящения можно совершить самому. Оказывается, освящать иконы могут только священнослужители. В каждой церкви совершается чин освящения святейшего образа. К обряду допускаются только картины, написанные с соблюдением иконографического стиля и канонических правил.

Почему сейчас нужно освящать иконы

Необходимо помнить, что любая икона — это духовный облик личности, которая считается святой в христианской религии. Святейший образ создан для молитвы, то есть для общения верующего со Спасителем. В момент моления на иконографическое изображение снисходит Дух Святой. Перед святым ликом верующий человек раскаивается за прегрешения и просит у Бога милости.

Святейший образ, купленный в церковной лавке, как правило, соответствует всем каноническим правилам написания иконографических культовых предметов и уже освящен. Если изображение со Спасителем, Богородицей или святыми приобретено в антикварном или обычном магазине, на рынке, сделано самостоятельно, то желательно его отнести на экспертизу в церковь и освятить.

Дело в том, что не все картины, на которых изображен Иисус, Пренепорочная Дева Мария или мученики являются иконами. Иногда подобные рисунки относятся к разряду произведений искусств на религиозную тематику. При написании икон придерживаются ряда правил, соответствующих традициям иконописи, родоначальниками которых были такие иконописцы, как Андрей Рублев, Даниил Черный и другие. В древности художник рисовал святой образ, а архиерей делал на нем надпись. Священнослужитель писал на иконе имя святого, которого изобразил иконописец. Надпись архиерея подтверждала, что образ создан канонически верно и перед ним можно молиться.

В наши дни разрешается купленные в магазине или созданные собственноручно иконы освящать в церкви. В обряде освящения участвуют священнослужители. Перед святейшим образом читаются специальные молитвы, его окропляют святой водой и кадят дымом от ладана. Если освящается именная или семейная икона, то в обряде в храме должен присутствовать ее владелец.

Любой святой образ освящают только один раз. Повторного освящения, по церковным уставам, требуют лишь старинные или найденные святейшие иконографические изображения. Второй раз освящают икону, которая потерпела поругание или была выброшена в мусор.

Как освещают икону в храме

Как происходит чин благословения и освящения в церкви:

  1. Священник начинает со слов: «Благословен Бог наш всегда…». Затем чтец произносит: «Аминь…». Читаются: «Царю Небесный. Трисвятое. Пресвятая Троица. Отче наш».
  2. После молитв произносятся слова Псалма 88: «Милости твои, Господи, вовек воспою…».
  3. Дьякон говорит: «Господу помолимся». Хор отвечает: «Господи, помилуй».
  4. Священник произносит слова молитвы: «Господи Вседержитель, Боже отцов наших, во Святой Троице прославляемый…».
  5. Хор поет: «Аминь». Священник говорит: «Мир всем».
  6. Священнослужитель преклоняет голову и тайно читает молитву: «Безначальный, невидимый и непостижимый Господи!…» Потом провозглашает: «Ибо ты благословляешь и освящаешь все…». Хор поет: «Аминь».
  7. Священнослужитель трижды окропляет святой водой иконы и произносит: «Освящаются эти иконы благодатью Пресвятого Духа…»
  8. После окропления священник кадит иконы, поклоняется перед ними, целует их.
  9. Хор поет праздничные тропари.
  10. В конце произносится отпуст.

Важно! Купив иконографическое изображение не в церковной лавке, нужно прийти с ним в церковь и договориться со священнослужителем об освящении. Если картина написана по каноническим правилам, в храме скажут, когда принести ее для окропления святой водой.

Можно ли освятить в домашних условиях

Согласно церковным правилам, чин благословения и освящения святейшего образа может выполнять только священнослужитель. Разрешается пригласить батюшку домой и попросить его освятить новую икону. Порядок освящения будет такой же, как и в храме.

Если человек не является служителем церкви, то он не может самостоятельно освящать какие-либо вещи, в том числе и картины на религиозную тематику. Если икона не освящена в церкви, перед ней разрешается молиться. Однако лучше вначале освятить образ в храме, а потом читать перед ним молитвы.

Верующие должны помнить, что Спасителем дарован дар церковного освящения. Это особая благодать и милость Божья. Разумеется, картины, на которых изображены Господь, Богородица и мученики, уже святы сами по себе. Однако нельзя пренебрегать Божьим даром, предложенным самим Спасителем.

Образ, полученный в церкви, освящать не нужно

Есть негласный закон, что церкви и монастыри должны распространять только освященные иконы. Такая традиция зародилась в древности и соблюдается до сих пор. Если святейший образ куплен в храме или церковной лавке, его повторно освящать не нужно. Некоторые церкви продают освященные изображения святых через интернет. Второй раз приобретенные в виртуальном магазине церковные образа не освящают.

Купленную освященную картину можно принести домой и повесить на стенку или поставить на полку. Святейший образ может находиться в любой комнате: спальне, гостиной, прихожей, на кухне. Изображение святого рекомендуется разместить на восточной стене. Молиться принято лицом на Восток. Поблизости святейшего образа не должно быть картин непристойного содержания. Желательно не размещать изображения святых в проходных комнатах.

Читайте также:
Хлеб Матроны Московской: православный или нет, что делать, мнение священников

Молиться принято в тишине и одиночестве. Можно поставить образ на полке в кабинете или повесить в спальне. Во время общения с Высшими силами человека ничего не должно отвлекать. Перед молитвой можно зажечь свечку. Это символ духовной связи молящегося человека со Спасителем. По окончании моления ее нужно потушить. Тексты всех молитв есть в молитвословах.

Икону, вышитую бисером, тоже освящают в церкви

В наши дни святейшие образа создаются разными стилями, в том числе и вышивкой. К освящению допускаются только те иконы, которые созданы с соблюдением иконографического стиля и соответствуют строгим каноническим требованиям. Прежде чем освящать образ, священнослужитель проверит его. Все священники хорошо разбираются в подобных вопросах. В духовных учебных заведениях существуют специальные дисциплины по изучению образов (иконология, иконоведение, богословие иконы).

Если мастер вышил икону бисером и в процессе работы придерживался всех канонических правил, предъявляемых к атрибутам культа, то ее могут допустить к освящению. Верующему назначат дату, в которую будет проходить церковный чин. Обычно в церкви освящают сразу несколько иконографических изображений.

Текст молитвы на освящение иконы

Освящать святейшие картины рекомендуется в церкви. Чин освящения должен совершать священнослужитель. Дома можно произнести такую короткую молитву:

«Благодатью Святого Духа и окроплением святой водой освящается и благословляется этот образ. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Эту фразу произносят трижды перед новым изображением святого. Окроплять рисунок нужно святой (крещенской) водой. Любая картина, на которой изображен Бог или мученики, считается святой, и к ней нужно относиться с уважением. Настоящую святость образ приобретает после церковного освящения.

Чин благословения и освящения икон

Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный: Трисвятое. Пресвятая Троице: Отче наш: Священник: Яко Твое есть Царство: Чтец: Аминь. Господи, помилуй, 12. Приидите, поклонимся: трижды.

Псалом 88

Милости Твоя, Господи, во век воспою, в род и род возвещу истину Твою усты моими. Зане рекл еси: в век милость созиждется, на Небесех уготовится истина Твоя. Завещах завет избранным моим, кляхся Давиду рабу Моему: до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой. Исповедят Небеса чудеса Твоя, Господи, ибо истину Твою в церкви святых. Яко кто во облацех уравнится Господеви? Уподобится Господеви в сынех Божиих? Бог прославляемь в совете святых, Велий и Страшен есть над всеми окрестными Его. Господи Боже сил, кто подобен Тебе? Силен еси, Господи, и истина Твоя окрест Тебе. Ты владычествуеши державою морскою: возмущение же волн eго Ты укрочаеши. Ты смирил еси яко язвена гордаго, мышцею силы Твоея расточил еси враги Твоя. Твоя суть небеса, и Твоя есть земля, вселенную и исполнение ея Ты основал еси. Север и море Ты создал еси, Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася. Твоя мышца с силою: да укрепится рука Твоя, и вознесется десница Твоя. Правда и судьба уготование Престола Твоего: милость и истина предъидете пред лицем Твоим. Блажени людие ведущии воскликновение: Господи, во свете лица Твоего пойдут, и о имени Твоем возрадуются весь день, и правдою Твоею вознесутся. Яко похвала силы их Ты еси, и во благоволении Твоем вознесется рог наш.

Таже диакон: Господу помолимся.

Лик: Господи, помилуй.

Священник читает молитву

Господи Вседержителю Боже отец наших, в Троице Святей славимый и покланяемый, Егоже ни ум постигнути может, ни слово сказати возмогает, Егоже никтоже от человек нигдеже виде, точию якоже от святых писаний научихомся, сице веруем и сице Тебе, Бога Отца безначальнаго, и Сына Твоего Единосущнаго, и Духа Твоего Сопрестольнаго быти исповедуем. Иже в Ветсем Завете, в явлении Твоем патриарху Аврааму во образе Триех Ангел, на последок же дней по воплощении Единороднаго Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа от Приснодевы Марии, в крещении от Иоанна на Иордане, в пресветлом преображении на Фаворе, и в преславном вознесении на Елеоне, явивыйся, образ Пресвятыя Троицы нам показал еси; еще же и нерукотворенный образ Господа нашего Иисуса Христа чудодейственне Им на убрусе изображенный, и Едесскому князю Авгарю посланный, и тем того и ины многи болящия разными недуги исцеливый, нас же чтити сей научивый; такожде и образы и подобия святых Твоих угодников не отметаяй, но приемляй. Сам и ныне призри на иконы сия, яже раби Твои в честь и славу Тебе, единаго в Троице святей славимаго Бога, и Единороднаго Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Пречистыя и Преблагословенныя Матере Его, владычицы нашея Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, и в память святых Твоих [имярек] сооружиша, благослови я и освяти, и подаждь им силу целебну, всех козней диавольских прогонительну, и во еже всем прилежно пред ними молящимся услышанным быти, и милость Твоего человеколюбия привлещи, и благодать получити сотвори. Ты бо еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Лик: И духови твоему.

Диакон: Главы ваша Господеви приклоните.

Лик: Тебе, Господи.

Священник, преклонив голову, тайно читает молитву

Безначальне, невидиме и непостижиме Господи, иже древле в Ветсем Завете подобия Херувимов от древа и злата и швеннаго дела, в скинии свидения и в храме Соломонове сотворити повелевый, и ныне образы не точию в воспоминание Твоих спасительных благодеяний и Божественных явлений роду человеческому, в честь же и славу Твоего пресвятаго имене творимыя, приемляй, но и в память и подражание святых Твоих угодников устрояемыя не отметаяй, услыши смиренную молитву нашу; благослови иконы сия и освяти, и подаждь им благодать и силу бесы отгоняти, и вся недуги исцеляти.

Читайте также:
Можно ли венчаться беременной: грех или нет, мнение священника

И возглашает: Яко Ты еси благословляяй и освящаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.

И абие кропит иерей предложенныя иконы по трижды, глаголя:

Освящаются иконы сия благодатию Пресвятаго Духа, окроплением воды сея священныя, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь. Трижды.

И покропив, иерей кадит я, и покланяется пред ними, и лобызает я. Лик же поет тропари праздничныя, и посем отпуст.

Как освятить икону в церкви или дома?

Освящение икон — это особый обряд благословения символических изображений сложившийся в исторических христианских церквях. Он проводится в церквях и служит для наделения образа благодатью Святого Духа.

Освящение иконы Богородицы

История освящения икон

Действительно, на Руси долгое время не было такого обычая, ведь сами по себе образы Христа Спасителя, Божией Матери и святых уже освящали икону. Помимо этого, как правило, иконы писали при монастырях, а там каждый элемент образа: доска, краски, грунтовка, предварительно освящались, а зачастую и изготовлялись с добавлением святой воды.

Освящение иконы предполагает совершение церковного обряда

В Западной Церкви практика освящения икон появилась гораздо раньше и была связана со следующими факторами:

  • иконописным ремеслом в основном занимались миряне, для которых это был источник дохода;
  • со временем иконописные образы все больше стали отходить от канонических норм написания икон.

В обоих случаях нужно было благословение Церкви в виде освящения, которое подтверждало, что действительно образ написан правильно и его можно использовать для молитвенной практики.

В России процессы обмирщения церковной повседневности начались со второй половины XVII века. Иконы писали уже не только монахи и продавали их нередко в обычных ремесленных лавках. Тогда и появилась необходимость в освящении.

Для чего освящают иконы

Конечно нет ничего страшного в том, чтобы молиться перед образом неосвящённым. По словам святого Иаонна Кронштадскому образы Креста Господня, Спасителя, Божьей Матери, ангелов и святых святы уже сами по себе в виду интенции человеческой при их изготовлении и пользовании. С другой стороны освящением иконы Церковью признаётся каноничность изображённого образа, осуществляется ритуальное очищение дела рук человеческих и посвящение его Господу.

Не стоит забывать также о том, что освящённая вода, которой окропляют икону при освящении — есть один из даров Божьих, которым мы с благодарностью Господу можем пользоваться, а потому пренебрегать им весьма не полезно. По этой причине, кстати, освящаются не только иконы, но также жильё, еда и другие вещи: тем самым к благодати приобщаются все аспекты жизни человека.

В каких случаях нужно освящать иконы

Святая вода, которая используется при освящении, имеет особые свойства, так как в момент совершения водосвятного молебна её касается благодать Святого Духа. По сути, такая вода — своеобразный проводник, который эту благодать Божию подводит к освящаемому предмету и, таким образом, очищает его от всякой скверны и сообщает святость.

Икона, приобретенная в храме, не требует освящения, так как она уже освящена, но есть моменты, когда надо освящать иконы:

  • образ написан специально на заказ художником-иконописцем;
  • досталась в наследство от родственников, даже если это старая икона, нет уверенности, что она освящена;
  • после реставрации;
  • если была осквернена.

Освящение позволяет благословить библейские образы, изображенные на полотне

Последний вариант относится к тем случаям, когда в период гонений иконы использовались неподобающим образом, например, в качестве двери в хлев или как крышка погреба. Освящают и вышитые иконы, т. е. независимо от материала, ведь образ может быть металлический, пластиковый, бумажный, картонный и прочее.

Важно! Икона — это величайшая святыня, независимо от того, освящена она или нет. В любом случае к ней надо относиться подобающим образом. И даже когда образ по каким-то причинам испорчен, нельзя его просто выбросить, а нужно сжечь.

В каких случаях нужно освящать иконы

Освящать следует все иконы, которые приобретались вне церковных либо монастырских магазинов. Найденные, доставшиеся по наследству, подаренные — все они требует освящения, так как далеко не всегда ясно: были они освящены ранее или нет.

Обязательно освящают иконы, подвергшиеся реставрации или обработке, а также претерпевшие поругание, даже если они уже были освящены. И конечно подвергаются обряду иконы собственноручно написанные вами либо вашими знакомыми.

Порядок освящения икон

Можно и самому освятить икону при наличии святой воды, но только тогда, когда нет никакой возможности попасть в церковь или пригласить священника. Всегда можно изыскать время, чтобы сделать все правильно и здесь есть два варианта:

  • прийти в храм и попросить человека, который принимает заказы на требы, чтобы он предупредил заранее служащего священника о намерении освятить икону, или же лично договориться об этом с батюшкой;
  • если священник приглашен в дом с целью совершения какой-либо требы, то можно воспользоваться его приходом и попросить освятить иконы в доме.

Освященные иконы становятся полностью признанными канонами церкви

Освящение икон не является какой-то отдельной требой, поэтому вопрос о том, сколько стоит освящение иконы в Церкви, должен остаться на сознательности самого заказывающего освящение. И здесь надо помнить, что священник живет только за счет тех доходов, которые поступают от совершения им различных треб.

Само освящение, если это происходит в храме, состоит из того, что священник читает короткую молитву и окропляет образ святой водой.

Читайте также:
Восьмиконечная звезда: значение символа в православии, история возникновения, особенности

На заметку! Совершать обряд можно в любое время как утром, так и вечером, но только после того, как завершатся службы или в промежутке между ними.

Надо ли освящать иконы, купленные в лавке? Ответ священника

Порядок освящения икон

В ряде источников вы можете прочитать о том, что для освящения иконы вовсе не обязательно нести её в храм. Достаточным будет трижды повторить над образом молитву «Благодатию Пресвятаго Духа и окроплением воды сея священныя освящается и благословляется образ сей: во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь» и обряд можно считать совершённым. Иногда подобное советует даже священники, хотя большинство из них всё же относятся к данной практике неодобрительно и освящёнными подобные иконы не считают.

В современной практике Русской православной церкви освящёнными признаются лишь иконы над которыми провели особое чинопоследование с чтением определённых молитв и троекратным окроплением святой водой. Чинопоследований таких на сегодняшний день существует пять:

для освящения различных икон предложенных вместе;

для освящения икон Иисуса Христа и господских праздников;

для освящения икон Богородицы и богородичных праздников;

для освящения икон Святой Троицы и праздников с ней связанных: Богоявления (Крещения) Господня, Сошествия Святого Духа, Преображения Господня;

для освящения икон святого, нескольких святых или их соборов.

Процедура освящения икон может проходить в любое время суток, но чаще совершается во время водосвятного молебна или сразу после него, т.е. до полудня. Что касается выбора дня недели, то в крупные храмы иконы можно приносить каждый день: они работают ежедневно. Храмы же небольшие, как правило, открывают свои двери только в выходные и праздничные дни: стоит ориентироваться на этот режим их работы.

Если же так случилось, что вы принесли в храм икону уже после завершения водосвятного молебна, то стоит уточнить у старосты или продавца церковной лавки, как поступить в данной ситуации. Они либо передадут принесённые иконы священнику для освящения, либо предложат заказать водосвятный молебен.

Длится чин освящения недолго: всего 10-15 минут. Но важность его чрезвычайно велика, ведь только после его совершения икона признаётся канонами церкви.

Икону следует также освящать, если образ осквернён или если его происхождение не ясно

Но не только самодельные и производственные иконы священники рекомендуют освещать, бывают разные обстоятельства:

  • икону осквернили;
  • икону реставрировали;
  • икону подарили, и мы понятия не знаем, была ли она освящена раньше;
  • икону нашли.

В каждом из этих случаев мы имеем дело как бы с уже новой иконой, в которую через обряд должна войти благодать Святого Духа.

Антикварная икона Казанской Божией Матери. Узнать, была ли такая икона освящена, обычно невозможно. Священники рекомендуют их освящать

История освящения икон

Освящать символические предметы люди стали очень давно, ещё из Ветхого Завета известно об освящения скинии завета и храма Соломона. Иконы же стали освящать много позже: считалось, что соответствия иконописному канону и надписания на иконе имени изображённого, достаточно, чтобы признать образ святым.

Не известно когда и где зародилась традиция освящения икон, но скорее всего произошло это в начале XVII века где-то на Западе и связано было с проникновением в иконопись заимствований из светских изобразительных произведений. Появившийся чин освящения икон служил свидетельством Церкви о подлинности иконы, что изображен именно тот, кто надписан.

После произошедшего в 1650-х — 1660-х раскола иконы стали освящать и на Руси. Впервые чин зафиксирован в Требнике Петра Могилы от 1646 года. Он является переработанным переводом чина освящения икон из латинского, католического богослужебного сборника «Rituale Romanum» 1614 года.

Чтобы освятить икону, нужно обратиться к работнику церкви или священнику

Бережное отношение к канону способствует тому, что далеко не каждое изображение святого можно освятить. Святой Дух, как принято считать, пожелает войти исключительно в те образы, которые написаны по всем устоявшимся правилам.

Решение о том, можно ли освятить икону в церкви, принимает священник. Всем желающим воспользоваться такой услугой, стоит придерживаться следующего порядка действий:

  1. В церкви обратиться к тому, кто принимает заказы на требы. Обычно этот человек работает у входа. С ним мы договариваемся о том, когда будет удобно пообщаться со священником.
  2. Если выпала возможность лично встретить священника, то первым пунктом можно пренебречь.
  3. Дальше уже обо всём договариваетесь в индивидуальном порядке. Нет каких-то правил, чего и как делать.
  4. Что касается оплаты, то церковь не должна устанавливать тарифы на свои услуги. Вознаграждение — это действие добровольное, а его размер определяет сам человек. К сожалению, встречаются и другие прецеденты. Но это уже вопрос о порядочности отдельных священнослужителей.

Сайт нуждается в вашей помощи!

С каждым днём на сайт molitvoslov.today заходит всё больше и больше людей. Он для этого и создавался: в конечном итоге стать самым популярным и полным в рунете собранием молитв, акафистов, канонов и изображений икон. Но для развития ресурса нужны средства: ежегодное продление домена, оплата хостинга и услуг авторов статей. Обвешивать же сайт рекламой, как новогоднюю ёлку, совсем не хочется. Поэтому маленькая просьба ко всем кто долистал страницу до этого места и кому понравился molitvoslov.today: буду благодарен любой финансовой помощи на его развитие. Мир Вам!

Для освящения батюшка читает молитву и кропит икону святой водой

Иконы освящают святой водой — не окунают, конечно же, а кропят. Также кадят ладаном. При этом батюшка читает молитву.

Какую именно? Это сильно зависит от того, что за святой образ перед ним. По обстоятельствам, могут быть выбраны самые разные чины. В том числе есть чин освящения разных икон.

Читайте также:
Должен ли христианин подавлять свои эмоции: мнение священников и советы психолога

Независимо от избранной молитвы, икона будет освещена.

Некоторые иконы не освящают из-за их содержания. Например, «Блаженная Матрона благословляет Иосифа Сталина», некогда выставленная в храме святой равноапостольной княгини Ольги в Стрельне, демонстрирует не приемлемый для христиан сюжет. После шквала критики на этот образ вряд ли хоть один священник возьмётся освятить икону на ту же тему. Фото: cs.pikabu.ru

Иконы, купленные при церкви, уже освящены

Иконы, которые продают при церкви, освещать не требуется. Подразумевается, что любые церковные товары уже заблаговременно освящены перед тем, как их выставили на продажу.

Если же какая-то церковь к общей стоимости предлагает за дополнительную плату «услугу» освящения, то есть смысл обратиться с жалобой в епархию, потому что это уже спекуляция, которая порочит образ Русской православной церкви.

Икону можно освятить в домашних условиях

Бывает, что нужно освятить икону дома. Она может быть дорогой антикварной вещью, которую опасно носить по улицам, а может, возникли какие-то другие обстоятельства. Мало ли что.

Для Русской православной церкви это не препятствие. Распространена практика, когда священника приглашают в дом, чтобы он освятил тот или иной образ.

Процедура ничем не отличается от обычного церковного освящения.

Самостоятельно освятить икону способен только священник

В интернете полно инструкций о том, как освящать икону в домашних условиях. «Заготовьте святую воду», «возьмите крестик», «прочтите молитву».

Для Русской православной церкви это нонсенс. Освящать иконы способен только официальный представитель Церкви Христовой — священник. У него есть на то духовные полномочия.

Мирянину же следует интересоваться, как освятить икону в церкви или дома с помощью священника.

Всё остальное — чуждая православному христианству практика.

Икона вышитая самостоятельно в раме Фото: tonus-stroy.net.ru

Подобные наборы для вышивки очень популярны среди верующих. Но шанс, что готовое изделие освятит священник, не велик. В настоящую икону вкладывают душу, а такие изображения часто требуют только усидчивости и ничего больше.

Даже если икона не освящена, она заслуживает почтения

А если икона не освящена, что же это — безделица? Конечно, нет. Хотя Церковь указывает на важность освящения, даже без него икона остаётся благодатным образом, который для верующих является объектом почитания.

В истории Русской православной церкви известны случаи, когда неосвящённые иконы даже мироточили. Так что важно не то, через какие обряды мы провели образ, а то, как мы к нему относимся.

Но в то же время не стоит забывать, что почитаем мы не икону, а святого человека, который на ней изображён. А молимся мы не ему, а Богу, просто при этом просим святого присоединиться к нашей молитве.

Икону из бисера или вышитую тоже можно освятить в церкви, если образ каноничен и сделан с душой

Как освятить икону из бисера? В церкви. Как же ещё? Не важно, каким инструментом или на чём создан образ. Важно, сколько в нём души и как он соответствует церковным канонам. Но важный вопрос — не «можно ли освятить икону из бисера?», а «нужно ли?».

В самом деле, у человека есть увлечение рукоделием. Это прекрасно. Он сделал изделие на религиозную тематику. Тоже хорошо. Но почему обязательно нужно освящение?

Рукодельную икону не обязательно освящать, она может служить просто украшением.

Икона из бисера вполне может стать объектом интерьера, который будет напоминать об образе жизни благочестивого христианина. Почему нет?

То же касается и вопроса о том, как освятить вышитую икону в церкви. Святой образ из любого материала можно освятить. Но не всякий образ для этого подходит. Красиво — да, соответствует ли канонам — вопрос.

Протоиерей Александр (Салтыков) так комментирует эту ситуацию:

«Чтобы понимать, какие изображения можно освящать, как иконы, а какие нельзя — священнику надо учиться. Надо учиться православной догматике и православному благочестию.

Тогда ему будет ясно, что, например, интерпретации Святого семейства, изображающие объятия праведного Иосифа и Девы Марии — не только недопустимы, но и имеют еще кощунственный элемент. Надо учиться, тогда будут понятны границы допустимого.

Вообще, творчество — это хорошая вещь, но всё должно иметь своё место и своё пространство. Если человек, преподносящий картину, как икону, обижается, то его нужно учить православной вере. Нужно объяснить, на том же примере, что Иосиф — это не муж Девы Марии, он не ее светский поклонник, это кощунственно.

Если они огорчаются, значит мы плохо им объясняем, плохо за них молимся. Если отвечать кратко, то, конечно, освящать самодельные иконы, в том числе и вышитые и из бисера, можно, но здесь главный критерий для священника — благочестие, каноны и церковная культура. Чтобы все это понимать нужно учиться, учиться и еще раз учиться».

Так что стоит быть готовыми к тому, что священник откажет в освящении того или иного образа. Это не приговор. У нас вокруг достаточно икон для молитв. А ценность изделия от освящения никак не зависит.

Протоиерей Владимир (Головин) на видео говорит, что вопрос о том, освящать вышитую икону или нет, нужно решать в индивидуальном порядке.

Икону человек должен делать с душой. Если это видно, то образ стоит освящать, в противном случае будет только картинка:

Можно ли самостоятельно вышивать иконы? (прот. Владимир Головин, г. Болгар)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: