Церковные соборы: что такое, история и решения, соборы русской церкви

Кратко о церковных Соборах

Обычай созывать Соборы для обсуждения важных церковных вопросов идет с первых веков христианства. Первый из известных Соборов был созван в 49 году (по другим данным — в 51-м) в Иерусалиме и получил название Апостольского (см.: Деян 15, 1–35). На Соборе обсуждался вопрос соблюдения христианами из язычников требований Моисеева закона. Известно также, что апостолы собирались для принятия общих решений и ранее: например, когда вместо отпадшего Иуды Искариота был избран апостол Матфий или когда были избраны семь диаконов.

Соборы были как Поместные (с участием епископов, других священнослужителей и иногда мирян Поместной Церкви), так и Вселенские.

Соборы Вселенские созывались по особо важным церковным вопросам, имеющим значение для всей Церкви. На них присутствовали по возможности представители всех Поместных Церквей, пастыри и учители со всей Вселенной. Вселенские Соборы являются высшей церковной властью, они совершаются под водительством Святого Духа, действующего в Церкви.

Православная Церковь признает семь Вселенских Соборов: I Никейский; I Константинопольский; Ефесский; Халкидонский; II Константинопольский; III Константинопольский; II Никейский.

I Вселенский Собор

Он проходил в июне 325 года в городе Никее в правление императора Константина Великого. Собор был направлен против лжеучения александрийского пресвитера Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Святой Троицы, Сына Божия, от Бога Отца и учил, что Сын Божий есть только высшее Творение. Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил догмат о Божестве Иисуса Христа: Сын Божий есть Истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, единосущен с Богом Отцом.

На Соборе были составлены первые семь членов Символа веры.

На I Вселенском Соборе было также постановлено праздновать Пасху в первое воскресенье после наступления полнолуния, которое приходится на период после весеннего равноденствия.

Отцы I Вселенского Собора (20-е правило) отменили земные поклоны в воскресные дни, так как праздник воскресенья является прообразом нашего пребывания в Царстве Небесном.

Были приняты и другие важные церковные правила.

II Вселенский Собор

Он проходил в 381 году в Константинополе. Участники его съехались, чтобы осудить ересь Македония, бывшего арианского епископа. Он отвергал Божество Духа Святого; учил, что Дух Святой не есть Бог, называл Его сотворенною силою и притом служебною Богу Отцу и Богу Сыну. Собор осудил пагубное лжеучение Македония и утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном.

Никейский Символ веры был дополнен пятью членами. Работа над Символом веры была завершена, и он получил название Никео-Цареградского (Царьградом по-славянски назывался Константинополь).

III Вселенский Собор

Собор был созван в городе Ефесе в 431 году и направлен против лжеучения Константинопольского архиепископа Нестория, который утверждал, будто Пресвятая Дева Мария родила человека Христа, с Которым Бог потом соединился и обитал в Нем, как в храме. Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву не Богородицей, а Христородицей. Собор осудил ересь Нестория и постановил признавать, что во Иисусе Христе со времени воплощения соединились два естества: Божественное и человеческое. Также было определено исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию — Богородицей.

Собор утвердил Никео-Цареградский Символ веры и запретил вносить в него изменения.

О том, насколько злочестива ересь Нестория, свидетельствует рассказ в «Луге духовном» Иоанна Мосха:

«Пришли мы к авве Кириаку, пресвитеру лавры Каламонской, что около священного Иордана. Он рассказывал нам: “Однажды я видел во сне величественную Жену, облаченную в порфиру, и вместе с Ней двух мужей, сиявших святостью и достоинством. Все стояли вне моей кельи. Я понял, что это — Владычица наша Богородица, а два мужа — святой Иоанн Богослов и святой Иоанн Креститель. Выйдя из кельи, я просил войти и сотворить молитву в моей келье. Но Она не соизволила. Я не переставал умолять, говоря: «да не буду я отвержен, унижен и посрамлен» и многое другое. Видя неотступность моей просьбы, Она сурово ответила мне: «У тебя в келье Мой враг. Как же ты желаешь, чтобы Я вошла?» Сказав это, удалилась. Я пробудился и начал глубоко скорбеть, вообразив, не согрешил ли я против Нее хотя бы помыслом, так как кроме меня никого в келье не было. После долгого испытания себя я не нашел в себе никакого прегрешения против Нее. Погруженный в печаль, я встал и взял книгу, чтобы чтением рассеять свою скорбь. У меня была в руках книга блаженного Исихия, пресвитера иерусалимского. Развернув книгу, я нашел в самом конце ее две проповеди нечестивого Нестория и тотчас сообразил, что он-то и есть враг Пресвятой Богородицы. Немедленно встав, я вышел и возвратил книгу тому, кто мне ее дал.

— Возьми, брат, обратно свою книгу. Она принесла не столько пользы, сколько вреда.

Он пожелал знать, в чем состоял вред. Я рассказал ему о своем сновидении. Исполнившись ревности, он немедленно вырезал из книги два слова Нестория и предал пламени.

— Да не останется и в моей келье, — сказал он, — враг Владычицы нашей Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии!”»

Читайте также:
10 заповедей Господа Бога: основные заповеди в христианстве, их смысл и толкование

IV Вселенский Собор

Он проходил в 451 году в городе Халкидоне. Собор был направлен против лжеучения архимандрита одного из константинопольских монастырей, Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Евтихий учил, что в Господе Иисусе Христе человеческое естество совершенно поглощено Божеством, и признавал во Христе только естество Божественное. Ересь эта получила название монофизитства (греч. моно — один, единственный; физис — природа). Собор осудил эту ересь и определил учение Церкви: Господь Иисус Христос есть Истинный Бог и истинный человек, во всем подобный нам, кроме греха. При воплощении Христа Божество и человечество соединились в Нем как едином Лице, неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно.

V Вселенский Собор

В 553 году в Константинополе был созван V Вселенский Собор. На Соборе обсуждались сочинения трех епископов, скончавшихся в V веке: Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского. Первый был одним из учителей Нестория. Феодорит резко выступал против учения святителя Кирилла Александрийского. Под именем же Ивы было в обращении послание к Марию Персу, в котором содержались непочтительные отзывы о решении III Вселенского Собора против Нестория. Все три сочинения этих епископов были осуждены на Соборе. Поскольку Феодорит и Ива отказались от своих ложных мнений и скончались в мире с Церковью, то сами они не подверглись осуждению. Феодор Мопсуетский не раскаялся и был осужден. Собор также подтвердил осуждение ереси Нестория и Евтихия.

VI Вселенский Собор

Собор был созван в 680 году в Константинополе. Он осудил лжеучение еретиков-монофелитов, которые, несмотря на то что признавали во Христе два естества — Божеское и человеческое, учили, что у Спасителя только одна — Божественная — воля. Борьбу с этой распространенной ересью мужественно вели патриарх Иерусалимский Софроний и константинопольский монах Максим Исповедник.

Собор осудил монофелитскую ересь и определил признавать в Иисусе Христе два естества — Божеское и человеческое — и две воли. Человеческая воля во Христе не противна, а покорна Божественной воле. Наиболее ясно это выражено в евангельском рассказе о гефсиманской молитве Спасителя [1] .

Спустя одиннадцать лет соборные заседания продолжились на Соборе, который получил именование Пято-шестой, так как дополнил деяния V и VI Вселенских Соборов. На нем решались в основном вопросы церковной дисциплины и благочестия. Были утверждены правила, согласно которым должна управляться Церковь: восемьдесят пять правил святых апостолов, правила шести Вселенских и семи Поместных Соборов, а также правила тринадцати отцов Церкви. Эти правила впоследствии были дополнены правилами VII Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов и составили так называемый Номоканон — книгу церковных канонических правил (по-русски — «Кормчая книга»).

Этот собор также получил название Трулльского: он проходил в царских палатах, именуемых Трулльскими.

VII Вселенский Собор

Он проходил в 787 году в городе Никее. Еще за шестьдесят лет до Собора возникла иконоборческая ересь при императоре Льве Исавре, который, желая облегчить магометанам переход в христианство, решил отменить почитание святых икон. Ересь продолжалась и при последующих императорах: его сыне Константине Копрониме и внуке Льве Хазаре. VII Вселенский Собор был созван для осуждения ереси иконоборчества. Собор определил почитать святые иконы вместе с изображением Креста Господня.

Но и после VII Вселенского Собора ересь иконоборчества не была окончательно уничтожена. При трех последующих императорах были новые гонения на иконы, и они продолжались еще двадцать пять лет. Только в 842 году, при императрице Феодоре, состоялся Поместный Константинопольский Собор, который окончательно восстановил и утвердил иконопочитание [2] . На Соборе был установлен праздник Торжества Православия, который мы с тех пор отмечаем в первое воскресенье Великого поста.

ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ

Церковные соборы (синоды, σύνοδοι, concilia) — собрания представителей Церкви, на которых обсуждаются вопросы и выносятся решения доктринального (догматического), церковно-политического и судебно-дисциплинарного характера. Самое слово — συνόδός, по-русски — собор, по-латыни concilium, отсюда concile, Соncilien и проч., означает путь, по которому вместе приходят к одной цели.

В самом начале истории Церкви термин Σύνοδος употреблялся применительно ко всякому церковному собранию. Однако, в течение III века термин стали употреблять по отношению к собраниям епископов (хотя присутствовать могли не только епископы) для управления Церковью. Самый первый собор – апостольский собор, состоявшийся в Иерусалиме около 50 г. н.э. (Деян. гл. XV). Самые первые из известных местных соборов проводились во II веке, а к IV веку собрание епископов провинции стало привычным способом церковного управления.

Различают два вида соборов: вселенские и поместные. Вселенские соборы занимались решением вопросов вероучительных и дисциплинарных вопросов, касающихся всей Церкви, на этих соборах обычно присутствовали представители всех поместных Церквей. На поместных соборах решаются вопросы местного значения, поэтому состав участников определяется территорией, на которую простирается юрисдикция собора.

Разные христианские конфессии признают неодинаковое число соборов с значением вселенских, и не все соборы, признаваемые такими в одной из них, принимаются с тем же значением в прочих.

Поместными (τοπικαί σύνοδοι), или частными (S. particulares), соборами называются собрания епископов какой-либо одной местной, самостоятельной (автокефальной) церкви или какой-либо определенной ее области (страны, государства, местности, провинции), составляющиеся для разрешения вопросов и дел, возникающих в ее пределах касательно вероучения, строя, управления и дисциплины.

Читайте также:
Цветы Матроны Московской: что делать и как использовать, какие нести цветы и какое количество

Деление вселенской христианской церкви на поместные, а равно каждой поместной церкви на области (епархии), совершалось в истории по условиям времени, места и обстоятельств и разнообразилось в различных странах мира; вместе с тем разнообразились и формы устройства и управления отдельных церквей и их учреждений. Соборы или синоды, как церковные учреждения, удерживались в строе поместных церквей, но не в одинаковом виде, подвергаясь в разных странах и церквах и в разные времена в своих частных названиях, в организации, в значении и объеме ведения разнообразным видоизменениям, но с сохранением начала коллегиальности. Посему во вселенской Церкви, как и в каждой поместной церкви, соборы имеют свою историю, исходным началом которой служит законодательство вселенской церкви первых девяти веков христианства (т.н. эпохи Вселенских соборов).

Соборы называются

  • по городам, в которых они происходили (антиохийский, сардикийский, арелатский, московский, базельский и т. п.),
  • по географическому положению церквей, представители которых в них участвовали (соборы восточной церкви, западной церкви),
  • по названиям церквей, в строй которых они входили (соборы константинопольской церкви, антиохийской, римской, карфагенской и т. п.),
  • по именам стран, где собирались (испанские, малоазийские),
  • по народностям (соборы русской, сербской, румынской церквей),
  • по вероисповеданиям (соборы православной, римско-католической, армяно-грегорианской, лютеранской церквей),
  • по титулам председателей или церковных учреждений (митрополичьи, патриаршие, областные, монастырские, епархиальные),
  • по составу членов (архиерейские, народно-церковные, смешанные),
  • по их числу (великие, малые, большие, меньшие),
  • по продолжительности (временные, постоянные).

В древней России были временные соборы, называвшиеся по городам, где собирались (киевские, московские); в XVII в. при патриархах различались соборы великие и “из прилучившихся” архиереев в Москве; при Петре вместо временных соборов учрежден был при местоблюстителе “освященный собор” постоянный, а в 1721 г. — св. прав. синод, которому были переданы полномочия патриарха. Созвание временных соборов с 1721 г. прекратилось; сохранилось лишь за административным учреждением лавр название “духовного собора”. Практика созыва церковных соборов в Русской Церкви возобновилась только в 1917 году, когда был созван Поместный собор, восстановивший патриаршество.

Как уже было сказано, постановления поместных соборов имеют обязательное значение лишь в той области, из представителей которой состояли ее члены. Правила некоторых поместных соборов древней церкви, выразившие общецерковное правосознание, были, однако, приняты православной, римско-католической и армянской церквами в состав общецерковного законодательства и потому признаются и в настоящее время источником права.

Во всех Православных Поместных Церквах таким авторитетом пользуются правила Поместных Соборов:

  1. анкирского (314),
  2. неокесарийского (315),
  3. гангрского (ок. 340-376),
  4. антиохийского (341),
  5. лаодикийского (364),
  6. сардикийского (347),
  7. карфагенского (318),
  8. константинопольских 394, 864 и 879 гг.

В римско-католической церкви таким же авторитетом пользуются первые семь из перечисленных соборов и еще ельвирский собор (в Испании, ок. 300 г.). Историческое значение местных соборов в развитии церковного права оценивается по степени их влияния на церковную жизнь.

Вселенские соборы: зачем Церковь их собирала и какие решения принимались на каждом из них?

К дню святых отцов VII Вселенского собора

Приблизительное время чтения: 3 мин.

С апостольских времен Церковь решает все насущные вопросы на собраниях глав общин — соборах. Для решения проблем, имеющих общецерковное значение, византийские императоры созывали Вселенские Соборы, на которые приглашали всех епископов всех поместных церквей.

Вселенские соборы формулировали непреложные истины Православия — догматы, правила церковного управления, общецерковной и частной христианской жизни — каноны.

Догматические и канонические решения Вселенских соборов обязательны для всей Церкви. Православная Церковь признает семь Вселенских соборов.

Первый Вселенский собор

Прошел в Никее в 325 году. Был созван против ереси Ария, считавшего Христа высшим творением Божиим.

Важнейшие решения собора:

  • осуждено арианство;
  • утвержден догмат о единосущии Сына Отцу и Его предвечном рождении;
  • составлен Никейский Символ веры;
  • установлено время празднования Пасхи.

Второй Вселенский собор

Прошел в Константинополе в 381 году. Был созван против ереси Македония, считавшего Святого Духа творением Божиим.

Важнейшие решения собора:

  • осуждена ересь Македония;
  • утвержден догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном;
  • Символ веры был дополнен 5 пунктами. С этого момента он оставался неизменным.

Третий Вселенский собор

Прошел в Эфесе в 431 году. Был созван против ереси Нестория, учившего, что Христос изначально был человеком, и только потом в Него вселился Бог.

Важнейшие решения собора:

  • осуждена ересь несториан;
  • утвержден догмат о соединении во Христе Божественной и человеческой природы.

Четвертый Вселенский собор

Прошел в Халкидоне в 451 году. Был созван против ереси монофизитов, отвергавших человеческую природу во Христе.

Важнейшие решения собора:

  • осуждена ересь монофизитов;
  • утвержден догмат о том, что при воплощении Божество и человечество соединились во Христе как едином Лице неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно.

Пятый Вселенский собор

Прошел в Константинополе в 553 году. Был созван из-за споров несториан и монофизитов.

Важнейшие решения собора:

  • подтверждены решения III и IV Вселенских Соборов.

Шестой Вселенский собор

Прошел в Константинополе в 680 году. Был созван против учения монофелитов об одной — Божественной — воле во Христе.

Важнейшие решения собора:

  • утверждено учение о двух волях во Христе по двум природам — Божественной и покорной ей — человеческой.

Седьмой Вселенский собор

Прошел в Никее в 787 году. Был созван против иконоборческой ереси.

Читайте также:
Православие и феминизм: взгляд церкви и отношение священников, социальные опасности

Важнейшие решения собора:

  • осуждена ересь иконоборчества;
  • утвержден догмат об иконопочитании.

Вы можете посмотреть этот текст в виде инфографики и распечатать его в формате А4.

Читайте также:
Сергей Худиев. Собор, Ересь, Символ Веры — что это такое?

На заставке: Первый Вселенский собор. Император Константин, Александр патр. Александрийский, Сильвестр папа Римский, Митрофан патр. Константинопольский, Евстафий патр. Антиохийский; Балканы. Сербия. Дечаны; XIV в. Источник: http://www.ruicon.ru

”В самом прямом смысле. Например, 50-е Правило VI собора, по толкованию, “запрещает всякое играние”, а мы и сами играем, и детям разрешаем играть” Ну так не играй и запрещай своим детям играть или ты ожидаешь что бы это было принято на гос уровне? Тогда очнись,мы живем в стране где число атеистов или мусульман каждым разом превосходят числу православных,а значит скоро мы должны либо вернуть ссср либо же запретит свинину ,а не игры. Рцп в современной политической системе не играет никакой роли.

Почему Православная Церковь не соблюдает Правила Вселенских Соборов сейчас?
Прежде всего, 50-е и 51-е Правила VI Вселенского Собора – как быть с ними?

Что Вы имеете ввиду, говоря что эти правила не соблюдает Церковь? Учитывая, что обращены они к действиям отдельных её членов.

В самом прямом смысле. Например, 50-е Правило VI собора, по толкованию, “запрещает всякое играние”, а мы и сами играем, и детям разрешаем играть. 51-е правило начинается: “Сей Собор совершенно запрещает быти смехотворцам”, а мы и сами смехотворим (особенно священники), и детям разрешает смеяться. Правила Семи Вселенских Соборов обращены не к частным лицам, а ко ВСЕМ христианам, о чем говорится в 1-м и 2-м Правиле того же VI собора, с анафемой несогласным. Так почему же мы не исполняем этих Правил? ЖДУ ОТВЕТА РЕДАКЦИИ.

50-е правило VI Собора повторяет предписания 42-го и 43-го Апостольских правил, воспрещающих мирянам и священнослужителям предаваться азартным играм, а не играм вообще. А в 51-м правиле “смехотворцами” называются те, кого сейчас мы называем комиками, т.е. те, кто своей профессией имеет смешить людей. То есть тут речь идет не о запрете веселиться, а говорится о недопустимости посещения цирка и театра, но тут опять же надо понимать, что цирк и театр в VII веке и сейчас различаются принципиально.

Правила обращены ко всем, но ответственность за их соблюдение лежит на каждом индивидуально. Это относится к любым видам правил, не только к церковным. Так что спрашивать почему кто-то не соблюдает правила логично у того, кто их не соблюдает, а не у абстрактных людей в интернете.

Хроника русских соборов

Когда Русская Церковь стала собирать соборы, какие проблемы решали, в каких отношениях с властью находились? Об истории соборного движения в России рассказывает кандидат исторических наук Федор ГАЙДА.

На илл.: С. Иванов. “Земский собор”

Под крылом Византии

Русская Церковь до середины XV века была составной частью Константинопольского Патриархата, а потому русские митрополиты принимали участие в его соборах. История византийских церковных соборов отнюдь не исчерпывается знаменитыми семью Вселенскими соборами. И послеVIII века на соборах решались вопросы догматики и церковного права. Вскоре после первого Крещения Руси при патриархе Фотии состоялся Собор (879-880), на котором было осуждено Филиокве — латинская вставка в Символ веры, согласно которой Святой дух исходит не только от Отца (как в первоначальном тексте символа), но и от Сына. В Византии он всегда почитался как Восьмой Вселенский собор. В XI-XIII веках на константинопольских соборах разрабатывались вопросы православной литургики. Соборы 1341-1351 годов ознаменовались победой исихастского учения (богословием и аскетикой, направленными на богопознание и обожение), с которым было связано и духовное возрождение Руси в XIV веке.

На Руси соборы также созывались — для решения местных судебных и дисциплинарных вопросов. В ряде случаев, когда вопрос не мог быть решен в Константинополе, на соборе местных епископов избирали митрополита Киевского. Так, на первом соборе Русской Церкви, о котором остались свидетельства, в 1051 году на всероссийскую кафедру был избран митрополит Иларион — автор знаменитого «Слова о законе и благодати». В 1147 году также на соборе был избран митрополит Климент Смолятич, отличавшийся своей образованностью. В 1273 или 1274 году по инициативе Киевского митрополита Кирилла III состоялся собор русских епископов, на котором после Батыева погрома было решено усилить церковную дисциплину и искоренять языческие обычаи.

Русская симфония

Принятие Константинополем унии с папским Римом привело к провозглашению автокефалии Русской Церкви. В 1448 году на соборе в Москве митрополитом был избран рязанский епископ Иона. С этого времени московские митрополиты избирались собором Русской Церкви, который собирался по инициативе великого князя или царя, он же утверждал соборное решение. Подобная традиция существовала в Византии со времен императора Константина Великого. Однако большое влияние государственной власти на решения соборов еще не означало, что оно всегда было решающим. В 1490 году церковные иерархи добились проведения собора, на котором были осуждены еретики-«жидовствующие», отрицавшие божественность Иисуса Христа и святость икон, однако укрепившиеся при дворе и имевшие косвенную поддержку со стороны великого князя Ивана III. Государь всея Руси не пошел против новгородского архиепископа Геннадия и игумена Иосифа Волоцкого. На соборе 1503 года великий князь попробовал поставить вопрос о секуляризации церковных земель и опять вынужден был уступить соборному мнению Церкви.

Читайте также:
Катехизис: определение и значение в православии, отличие православного и католического, книги

Большое значение для всей русской истории имел собор 1551 года, прозванный Стоглавым за принятый им сборник решений из 100 глав. Подлинным инициатором собора был митрополит Московский Макарий (1542-1563). Именно он венчал на царство первого русского царя — Ивана IV. По примеру церковных соборов в 1549 году был созван «Собор примирения» — первый Земский собор, орган государственного управления, призванный исправить нестроения Русского государства. В земских соборах, принимавших общегосударственные решения, наряду с представителями разных групп населения принимало участие и духовенство. Реформы Избранной рады, проводившиеся в начале царствования Ивана Грозного, были благословлены митрополитом Макарием. Именно при нем еще на соборах 1547 и 1549 годов был утвержден общерусский собор святых, канонизированы Александр Невский, митрополит Иона, Пафнутий Боровский, Александр Свирский, Зосима и Савватий Соловецкие, Петр и Феврония Муромские. На Стоглаве было также унифицировано церковное право, духовные лица выводились из ведения светского суда. Определялись каноны церковной архитектуры и иконописи. Осуждались пьянство, азартные игры, скоморошество. Рост церковного землевладения был поставлен под государственный контроль: земля была основным источником дохода служилых людей, сокращение земельного фонда подрывало боеспособность войска. Решение принималось в государственных интересах — и Церковь была с этим согласна. Впоследствии соборы 1573, 1580 и 1584 годов продолжили эту политику.

После смерти митрополита Макария наступило время опричнины. Насилие коснулось и Церкви, внук Ивана III не остановился и перед этим. В 1568 году собор по указке царя незаконно свел с всероссийской кафедры святителя митрополита Филиппа, гласно осуждавшего опричный террор (однако уже в конце XVI века началось почитание святителя, увенчавшееся официальным прославлением в 1652 году, что фактически отменяло решение собора 1568 года). В 1572 году собор разрешил царю вступить в четвертый брак (последующие четыре брака уже остались без венчания — тут даже грозный царь не мог бы добиться благословения).

После смерти Ивана Грозного и государство, и Церковь нуждались во взаимной поддержке. В 1589 году «Собор Российского и Греческого царства» в составе русских архиереев с участием Константинопольского патриарха Иеремии II (статус русского предстоятеля мог быть изменен только с согласия Вселенского Православия) учредил в России патриаршество и возвел на престол митрополита Московского Иова. В речи патриарха Иеремии, благословлявшего создание новой патриаршей кафедры, на московском соборе говорилось о «великом Российском царстве, Третьем Риме». Константинопольские соборы 1590 и 1593 годов утвердили это решение. Патриархи Московские и всея Руси Иов и Гермоген стали настоящим оплотом государственности в период Смуты, особенно междуцарствий 1598-го и 1610-1613 годов, когда созыв соборов в силу обстоятельств был невозможен.

В XVII веке церковные соборы созывались наиболее часто — в это время их было собрано более трех десятков. Активную роль духовенство играло и на земских соборах. Основным вопросом были церковные реформы, которые были призваны поднять нравственность и благочестие народа, предотвратить духовное оскудение. Соборы стали важнейшим инструментом реформ патриарха Никона (1652-1666). Однако и судебное дело самого Патриарха и Великого государя Никона (официальный титул Никона – прим.ред. ) рассматривалось соборно. В Большом Московском соборе 1666-1667 годов наряду с 17 русскими архиереями принимали участие патриархи Александрии и Антиохии, представители Константинопольского и Иерусалимского патриархатов, всего 12 восточных иерархов, а также архимандриты, игумены, священники и иноки. Никон был сведен с патриаршества за вмешательство в государственные дела и самочинное оставление кафедрального града, после чего собор выдвинул трех кандидатов на патриарший престол, оставив окончательный выбор за царем. Большой Московский собор подтвердил теорию симфонии духовной и светской властей, в соответствии с которой они соединяли свои усилия, но не вмешивались в сферу ведения друг друга. Собор подтвердил правоту никоновских реформ, осудил «старые обряды», ввел регулярные епархиальные соборы духовенства, а также запретил поставлять в священники неграмотных.

Подмена

После 1698 года церковные соборы в России собираться перестали: это было связано и со стремлением царя Петра Алексеевича укрепить свою единоличную власть, и с проводимым им курсом культурной вестернизации, которая часто встречала недовольство духовенства. 25 января 1721 года был издан Манифест об учреждении Святейшего Правительствующего Синода (с греческого — «собор»), возглавляемого обер-прокурором, куда вошли архиереи, настоятели монастырей и представители белого духовенства (первоначально определялось, что их число должно соответствовать 12). В Манифесте говорилось, что Синод «есть Духовное Соборное Правительство, которое по следующем зде Регламенте имеет всякие Духовные дела во Всероссийской церкви управлять. ». Синод был признан восточными патриархами в качестве равного. Таким образом, Синод имел патриарший статус и потому именовался Святейшим, одновременно заменяя собой церковный собор. В 1722 году в Синоде была введена должность обер-прокурора — «ока государева и стряпчего о делах государственных в Синоде». Обер-прокурор, будучи светским чиновником, заведуя канцелярией Синода и следя за его регламентом, не входил в его состав. Однако значение обер-прокурора постепенно росло и особенно усилилось в XIX веке, по мере превращения Русской Церкви в «ведомство православного исповедания», когда обер-прокурор фактически стал главой Синода.

Читайте также:
Лампада: определение и значение, виды, как сделать и как зажечь

Собор 1917-1918 годов — образец русской соборности

Уже в это время раздавались голоса о необходимости возобновления живой соборной практики Церкви. В начале ХХ века в обстоятельствах растущего антиклерикализма и провозглашенной в 1905 году веротерпимости вопрос о созыве Поместного собора стал наиболее актуален. «Господствующая Церковь» в новой ситуации оказалась единственной подчиненной государству конфессией. В 1906 году открылось Предсоборное присутствие, которое состояло из архиереев, священников и профессоров духовных академий и должно было в течение нескольких месяцев подготовить материалы для предстоящего собора. Присутствие высказалось за регулярный созыв соборов и избрание ими членов Синода. Однако собор из-за опасения политической критики в отношении власти так и не был созван. В 1912 году вместо него было создано Предсоборное совещание, просуществовавшее вплоть до революции.

Лишь после Февральской революции 1917 года появилась реальная возможность созыва Поместного собора. Он открылся на праздник Успения Пресвятой Богородицы (15 августа старого стиля) в Успенском соборе Кремля. Отличием этого собора стало то, что в его работе принимали активное участие миряне, составлявшие более половины его членов. Собор восстановил Патриаршество и избрал по жребию на патриарший престол своего председателя — митрополита Московского Тихона. Были приняты определения о полномочиях и порядке формирования высших церковных органов, епархиальном управлении, приходах, монастырях и монашествующих. Была определена необходимость установления нового правового статуса Церкви в государстве: она призывала признать за собой свободу во внутреннем устроении и вместе с тем первенствующее положение среди других конфессий; глава государства должен был быть православным. Было постановлено привлечь к участию в церковном служении женщин в качестве старост, миссионеров, псаломщиков. Собор 1917-1918 годов укрепил Церковь в начале эпохи гонений и стал настоящим образцом соборного устроения Церкви. Следующий собор постановили созвать в 1921 году, однако при советской власти это оказалось невозможным.

Заседание Поместного собора 917-1918 годов, на котором после более чем двухсотлетнего перерыва в Русской Церкви был избран патриарх. Им стал митрополит Московский Тихон (Беллавин) — на фото в центре

Разбойничьи соборы были и в России

Наоборот, при активной поддержке большевиков свои «поместные соборы» в 1923 и 1925 годах провели раскольники-обновленцы, попытавшиеся поставить Церковь под свой контроль. Не получив поддержки церковного народа и большей части епископата, обновленцы в конечном счете лишились и помощи властей. Попытка сфабриковать «советскую ересь» бесславно провалилась.

Лишь в сентябре 1943 года, в разгар Великой Отечественной войны, когда идеология режима резко эволюционировала в патриотическом направлении, впервые после 1918 года появилась возможность созвать собор, на котором присутствовало 19 архиереев (некоторые из них незадолго до того вышли из лагерей). Был восстановлен Священный синод и на безальтернативной основе патриархом избран (после перерыва в18 лет) митрополит Московский Сергий (Страгородский). В дальнейшем альтернативное избрание было введено только на соборе 1990 года, а кандидатуры патриархов, как и все принимаемые на соборах решения, согласовывались с советским руководством. Однако испытав на прочность веру Церкви в годы кровавых гонений, коммунистическое государство уже никогда не пыталось сломить ее стержень — вероучение.

Под контролем советов

В январе — феврале 1945 года после смерти патриарха Сергия был созван Поместный собор. На нем присутствовали священники и миряне, но правом голоса были наделены только епископы. На собор также прибыли делегации многих поместных православных церквей. Патриархом был избран митрополит Ленинградский Алексий (Симанский).

Архиерейский собор 1961 года состоялся в условиях хрущевских гонений, когда Церковь под давлением власти вынуждена была принять решение об отстранении священников от административно-хозяйственных обязанностей в приходе и возложении их на особый приходской «исполнительный орган» (власть таким образом рассчитывала на ослабление влияния духовенства; решение это было отменено собором 1988 года). Собор также вынес решение о вхождении Русской Церкви во «Всемирный совет церквей», что объяснялось задачей проповеди Православия в протестантском мире. Власть рассматривала Церковь как один из возможных рычагов своей «миролюбивой» внешней политики, но не учла противоположного эффекта: усиливалось международное положение самой Церкви, что нередко позволяло отстаивать свою правду перед атеистическим государством.

Поместный собор 1971 года избрал патриархом митрополита Крутицкого Пимена (Извекова). Этот собор также отменил клятвы Большого Московского собора 1666-1667 годов на «старые обряды», признавая возможность их использования (но со старообрядцев не снималось осуждение за участие в расколе).

Опять свобода

Поместный собор 1988 года, приуроченный к 1000-летию Крещения Руси, ознаменовал собой духовное возрождение страны, где Церковь перестала быть гонимой, а атеистический контроль резко ослаб. Собор канонизировал многих святых: Дмитрия Донского, Андрея Рублева, Максима Грека, митрополита Макария Московского, Ксению Петербургскую, Амвросия Оптинского, Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова.

Архиерейский собор 1989 года прославил в лике святых патриарха Тихона. Созванный по кончине патриарха Пимена, в 1990 году, Поместный собор впервые с 1918 года получил возможность выносить свободное от государственного вмешательства решение о новом предстоятеле Русской Церкви. Тайным голосованием собор избирал патриарха из трех кандидатов, выдвинутых предварительно Архиерейским собором: митрополитов Ленинградского Алексия (Ридигера), Киевского Филарета (Денисенко) и Ростовского Владимира (Сабодана). Тогдашняя власть предпочитала видеть на патриаршем престоле наиболее лояльную фигуру митрополита Филарета, но настаивать не стала. Еще одним знамением завершения коммунистической эры стала состоявшаяся на соборе канонизация праведного Иоанна Кронштадтского.

Читайте также:
Востряковское кладбище: адрес и часы работы, как доехать и добраться, списки захоронений и святые

При патриархе Алексии II (1990-2008) архиерейские соборы собирались в 1990, 1992, 1994, 1997, 2000, 2004 и 2008 годах. В 1990-е годы основной была проблема украинского церковного раскола, возглавленного так и не ставшим патриархом на Москве Филаретом. Собор 2000 года канонизировал 1071 святого в сонме новомучеников и исповедников Российских, в том числе императора Николая II и его семью. Были приняты Основы социальной концепции Русской Церкви, в которых четко определены принципы церковно-государственных отношений и, в частности, долг христианина мирно противостоять любой богоборческой политике.
27 января 2009 года на Поместным соборе Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

Код для размещения ссылки на данный материал:

Соборы церковные

Церковь является не только Телом Христовым, но и важнейшим социальным институтом, в котором есть собственная иерархия. Конечно, такой большой механизм не может существовать без определенных правил. Правила православной Церкви называются канонами, Уставом. Они не могут возникнуть на пустом месте и должны быть одобрены всей полнотой Церкви.

Для решения важнейших вопросов церковного устройства созываются специальные «комиссии» — церковные соборы. Они могут быть как поместные (в рамках православной церкви одного уровня), так и всеобщие (в рамках всемирного общепринятого православия).

Вселенские соборы

Практика созыва членов Церкви для решения важных религиозных вопросов уходит к самым первым годам существования христианства. Так, около 50-го года после Рождества Христова был созван так называемый Апостольский собор, о чем упоминается в книге Деяний апостолов. На этом соборе поднимался вопрос, как язычники и новокрещенные христиане должны исполнять законы пророка Моисея.

Именно Вселенские соборы собирались нечасто и только тогда, когда необходимо было решить принципиальные и основополагающие вопросы о христианской вере. На таких собраниях присутствуют представители всех Поместных православных Церквей, а принятые там решения касаются всей Православной Церкви без исключений. До наших дней за всю историю христианства было созвано семь Вселенских соборов.

Первый Вселенский собор

Он носит название Никейского, по одноименному городу, в котором был проведен в 325 году. Причиной, по которой он был созван, было очень распространенное в то время еретическое учение некоего Ария, который изначально был очень ревностным и горячем проповедником христианства, но со временем впал в искушения и прелесть. Арий утверждал, что Иисус Христос не является Богом, но только лишь высшим творением Господа.

Вся полнота Православной Церкви резко осудила подобные мнения и постановлением Вселенского Собора раз и навеки утвердила, что Иисус Христос является Богом, единосущным Богу Отцу и таким же вечным, как Бог Отец. Христос был рожден от Бога Отца, но не сотворен Им, поскольку Сам же является таким же Богом.

О святителях, участвовавших на соборах:

Кроме отвержения ереси Ария, на Первом Вселенском Соборе были решены еще такие важные церковные вопросы:

  • был определен порядок празднования христианской Пасхи, которым наша Церковь пользуется по сей день;
  • были отменены земные поклоны в воскресенья, поскольку этот день недели считается праздничным и показывает нам прообраз грядущего Царствия Божиего;
  • Была составлена и утверждена основная часть «Символа веры» — одной из важных православных молитв, которая поется на каждой Литургии.

Второй Вселенский Собор

Он был созван в скором времени после Первого, в 381 году. Проходил он в Константинополе. Его целью было осуждение ереси епископа Македония, который не признавал Божественной природы Бога Святого Духа, считал его сотворенным и вспомогательным по отношению к Богу Отцу и Богу Сыну.

Важно! Все члены Второго Вселенского Собора единогласно не приняли подобное ложное учение и окончательно утвердили равенство и одинаковую сущность трех ликов одного Господа: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго.

Кроме того, был дописан и утвержден «Символ веры», в котором перечислялись все основные догматы христианского вероучения. Именно в этом виде «Символ веры» звучит и сегодня в наших храмах, и носит название Никео-Царьградского, по названиям городов, где он утверждался (Константинополь на старославянском звучит именно как Царьград).

Третий Вселенский Собор

Он проходил в городе Ефесе, в 431 году после Рождества Христова. И снова причиной его созыва стала ересь. Христианство активно развивалось, распространялось среди бывших язычников и представителей других религий, поэтому частыми были попытки его исказить. На этот раз архиепископ Несторий Константинопольский попытался внедрить учение о том, что Пресвятая Богородица изначально родила не Бога, а простого человека, в которого после вселился Господь и находился в нем, как в сосуде. Саму же Богородицу он называл Христородицей.

Мнением Собора было навсегда засвидетельствовано полагать, что с самого момента своего воплощения Христос навечно соединил в себе природу Божественную и природу человеческую. Христос в полной мере был и есть Богом, и в полной же мере Он был и Человеком. Также на этом Соборе было утверждено почитание Девы Марии именно как Пресвятой Богородицы.

Важно! Именно Третий Вселенский Собор положил конец работе над «Символом веры», утвердил его окончательный вариант и строго запретил как-либо его видоизменять.

Четвертый Вселенский Собор

Город Халкидон в 451 году вошел в историю, как место проведения Четвертого Вселенского Собора. На нем осудили такое движение, как монофизитство. Архимандрит Евтихий и его последователи стали утверждать, что человеческая природа Христа была полностью вытеснена Божественной, поэтому он не был человеком в полном смысле этого слова.

Читайте также:
Гонения на православную церковь: времена и причины, история православия в 20 веке, мифы

Вселенский собор опроверг это заблуждение, и озвучил мнение Церкви, что Иисус Христос есть в полноте Бог и в полноте же человек, во всем подобный нам, за исключением греховности. Во время воплощения Христа Божественная природа не вытесняла человеческую, но воедино слилась с ней.

Пятый Вселенский Собор

Он был созван в 553 году. На этот раз в Константинополе рассматривались творения трех христианских подвижников, которые ушли в ересь и позволяли непочтительные выражения о решении Третьего Вселенского Собора по вопросу Нестория. Поскольку двое из писавших подобное раскаялись и умерли в примирении с Церковью, они не были осуждены. Третий же автор, Феодор Мопсуетский, не признал своей ошибки и попал под осуждение. Также на этом Соборе еще раз подчеркнули опасность ухода в ереси и отпадения от единого учения Церкви.

Шестой Вселенский Собор

Еще одна ересь относительно природы Иисуса Христа — монофелитство — была осуждена в 680 году. Монофелиты признали двойственную природу Спасителя, однако, полагали, что воля у Христа была только лишь исключительно Божественная. Много сил на борьбу с этим лжеучением положили святой Максим Исповедник и Патриарх Софроний.

Собором было постановлено признавать, что как у Христа было две природы, также он имел и две воли. Человеческая воля не искоренялась и не искажалась Божественной, но только подчинялась ей. Наглядно в Евангелии это видно во время Христового моления о Чаше в Гефсиманском саду. В эту страшную ночь перед казнью Христос боялся, как все обычные люди. Он просил Господа, что, если это возможно, пусть минует его чаша страданий. Но при этом добавлял, что пусть будет по Воле Отца.

Важно! Если бы Христос был полностью лишен человеческой воли, он бы не мог испытывать и простые человеческие чувства. А Христос в своей земной жизни не вмещал только человеческие грехи.

Седьмой Вселенский Собор

Он тоже состоялся в городе Никее, в 787 году. Необходимость этого собора была продиктована широким распространением учения, которое порицало почитание икон. Иконоборчество было осуждено Седьмым Собором, постановлено почитать святые иконы и Животворящий Крест Господень. Тем не менее полностью преодолеть эту ересь не удалось, ее отголоски еще длительное время смущали новоначальных христиан.

Архиерейские соборы

Еще одним видом Поместного Собора, на котором рассматриваются вопросы деятельности Церкви на местах, может быть Архиерейский Собор. Принимать участие в нем могут только высшие иерархи Церкви.

Деятельность и полномочия Архиерейского Собора прописаны в Уставе Русской православной церкви от 2000 года. Так, согласно этого документа, Архиерейский Собор характеризуется как:

  • высший орган церковной власти;
  • собирается как минимум один раз в 4 года и проходит под предводительством Святейшего Патриарха;
  • выполняет функции церковного суда и рассматривает внутренние противоречия, возникающие в Церкви.

Существование Церкви заложено самим Господом Иисусом Христом, поэтому каждый православный христианин должен помнить о необходимости посещения храма Божиего. Храм — это огромный живой организм, деятельность которого регулируется большим количеством рукоположенных священнослужителей, ведомых Святым Духом. Решения, принимаемые на Соборах, не должны подвергаться критике, но со смирением выполняться всеми православными христианами.

Поместные Соборы

Это следующие по величине Соборы, после Вселенских. Они созываются в рамках не всей Православной Церкви, а ее отдельных составных частей — автокефалий, патриархатов. В конкретной поместной церкви основные вопросы управления, устройства, богослужения и прочие решаются на Поместных Соборах.

В поле зрения Поместных Соборов входят все проблемы организации жизни Церкви на местах, но они должны решаться строго в рамках общепринятых канонов православия.

В нашей Церкви до провозглашения ее автокефалии в 1448 году вся ответственность за принятие церковных решений лежала на архиереях. Когда был провозглашен отдельный Московский патриархат, стали созываться так называемые Освященные соборы, которые по своей сути были поместными и касались деятельности Церкви в новосозданном патриархате. Наиболее известными из этих соборов были:

  • собор 1504 года, где была предана порицанию так называемая ересь жидовствующих;
  • макарьевские соборы, которые созывались в 1547-49 годах;
  • Стоглавый собор, вошедший в историю в 1551 году и некоторые другие.

XVII век для нашей церкви стал переломным, и ознаменовался большим количеством Поместных Соборов. На них рассматривали дело партиарха Никона, раскол со страрообрядцами. Именно на этих Соборах был окончательно принят новый обряд богослужения, который стал обязательным для всех храмов Московского патриархата.

Синодальный период, когда отсутствовал институт патриархии в Церкви, длился до начала ХХ века. В это время Поместные Соборы не созывались, а Церковь управлялась специальным органом — Святейшим Правительствующим Синодом.

Одним из наиболее исторически значимых Поместных Соборов начал свою деятельность в 1917 году, сразу после революции. Важнейшим результатом его созыва было восстановление патриаршества в Русской православной церкви.

Важно! Первым предстоятелем Церкви после нескольких веков отсутствия патриархии, как таковой, стал митрополит Московский и Коломенский Тихон. Он не только стал одним из выдающихся патриархов за всю историю Русской Церкви, но и сподобился канонизации в лике святых.

Следующие Поместные Соборы созывались в РПЦ уже в военное и послевоенное время. На этих соборах решался вопрос назначения новых патриархов, деятельности церкви в тяжелый период разрухи и гонений.

Читайте также:
Детям о монашестве: детские лекции и рассказы о монахах и монашеской жизни

Церковные соборы

Сино́д или собо́р (от греч. Σύνοδος — «собрание», «собор»; лат. concilium — совет, консилиум) — собрание представителей христианской церкви для разрешения вопросов и дел вероучения, религиозной нравственной жизни, устройства, управления и дисциплины вероисповедания христианского общества. Различают:

  • Вселенские соборы — собрания представителей всех поместных самостоятельных церквей; верховный авторитет по вопросам вероучения и церковного устройства.
  • Поместные соборы — (иногда называемые «частными») собрания епископов и других иерархов местной церкви или определенной ее области.

Первоначально синоды были встречами епископов, и понятие всё ещё используется в этом смысле в католицизме и православии. В английском языке словосочетания англ. general synod или англ. general council могут обозначать вселенский собор (греч. Οικουμενική Σύνοδος ), хотя первый термин применительно к Церкви Англии означает общее собрание духовенства и мирян, являющееся с 1970 года законодательным органом Церкви вместо британского парламента.

Термин «синод» в русском языке обычно относится к постоянному собранию старших (иногда всех) епископов, управляющих той или иной поместной православной Церковью.

Содержание

Использование термина в различных конфессиях

Православие

На православном Востоке (за исключением Русской Церкви) к XV веку завершилось формирование при предстоятелях поместных Церквей института постоянно действующего собора епископов, именуемого в Константинополе Σύνοδος ενδημούσα («постоянно проживающий собор») или «малыми синодами» в иных Церквах. Их постановлениями, под председательством Патриархов, принимались решения по наиболее важным вопросам.

В Русской Церкви первым постоянно действующим синодом был Святейший Правительствующий Синод, учреждённый Петром I как государственный орган церковного управления. В конце 1917 года Всероссийский Поместный Собор учредил Священный Синод, который продолжает оставаться высшим органом управления в РПЦ в межсоборный период (с 2000 года в период между Архиерейскими Соборами).

Римская Церковь

В Римско-Католической Церкви Синод епископов как совещательный орган при Римском папе был создан Павлом VI в соответствии с декретом Второго Ватиканского собора Christus Dominus.

Собирается раз в три года; его решения вступают в силу по утверждении их Папой, который служит его председателем, определяет повестку дня, созывает и распускает его.

Кроме того, существуют «епархиальные синоды», являющиеся нерегулярными съездами духовенства и мирян той или иной епархии.

Англиканская церковь

В Англиканском сообществе «Общие Синоды» (англ. General Synods ) избираются как духовенством, так и мирянами. В большинстве национальных англиканских церквей есть географическая иерархия синодов, с «Общим Синодом» наверху; епископы, духовенство и миряне общаются как палаты в пределах синода.

Лютеранская церковь

В Лютеранской традиции синод может быть или местной административной областью, наподобие епархии типа Синода Миннеаполисской Области Евангелистской Лютеранской Церкви в Америке, или обозначать всё церковное тело, типа Лютеранской Церкви — Синода Миссури. Иногда слово также используется для обозначения встречи священников епархии. В таком случае оно не несет никакого административного значения.

Пресвитерианская церковь

В некоторых Пресвитерианских церквях синод — уровень администрации между Генеральной Ассамблеей и местной пресвитерией. Это применяется в Пресвитерианской Церкви в Канаде, Объединённой Церкви в Австралии и Пресвитерианской Церкви США. Все они в своём устройстве находились под влиянием Церкви Шотландии, которая однако расторгнула свои синоды в 1980-ых.

Реформатская церковь

В Реформатских церквях Швейцарии и Южной германии, где Реформатские церкви организованы как местные независимые церкви (например Евангелистская Реформатская Церковь Цюриха, Реформатская Церковь Берна), синод соответствует Генеральной Ассамблее Пресвитерианских церквей. В голландских Реформатских церквях (и их североамериканских копиях), «синод» — конфессиональная встреча представителей от каждого местного отделения.

Некоторые известные синоды

  • Веронский собор, 1184; en:Synod of Verona
  • Тулузский собор, 1229; en:Synod of Toulouse
  • Дортский синод1618—1619 (Кальвинизм); en:Synod of Dordrecht
  • en:General Synod (Англиканская церковь)
  • Священный синод (Русская Православная церковь)

См. также

  • Вселенские соборы
  • Священный синод

Ссылки

  • Папа Бенедикт ведёт первый синод (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Церковные имена
  • Церковные награды

Полезное

Смотреть что такое “Церковные соборы” в других словарях:

ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ — ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ, съезды высшего духовенства христианской церкви для решения вопросов вероучения, церковного управления, дисциплины. Разделяются на вселенские (съезды представителей всех самостоятельных местных церквей) и поместные (съезды… … Русская история

ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ — съезды (с сер. 3 в.) высшего духовенства христианской церкви для решения вопросов вероучения, церковного управления, дисциплины. Разделяются на вселенские и поместные … Большой Энциклопедический словарь

ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ — обладающие догматическими и каноническими полномочиями собрания епископов, созываемые для обсуждения важнейших вопросов церковной жизни и вероучения и принятия соответствующих решений. В Римско католической церкви вселенскими называются соборы,… … Энциклопедия Кольера

церковные соборы — съезды высшего духовенства христианской церкви для решения вопросов вероучения, церковного управления, дисциплины. Разделяются на вселенские (съезды представителей всех самостоятельных местных церквей) и поместные (съезды представителей высшего… … Энциклопедический словарь

ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ — съезды высш. духовенства христ. церкви для решения вопросов вероучения, управления, дисциплины, для избрания высш. иерархов, для их смещения или суда над ними (особенно для осуждения ересей). Первые Ц. с. (собрания епископов одной митрополии)… … Советская историческая энциклопедия

Церковные соборы — съезды высшего духовенства христианской церкви для решения вопросов вероучения, управления, дисциплины, для избрания высших иерархов, их смещения или суда над ними (особенно для осуждения ересей). Первые Ц. с. (собрания епископов… … Большая советская энциклопедия

Читайте также:
Отчитка отца Германа: отзывы, как попасть и приехать, от чего помогает

Церковные соборы — съезды высш. духовенства христ. церкви для решения вопросов вероучения, управления, дисциплины, для избрания высш. иерархов, для их смещения или суда над ними (особенно для осуждения ересей). Первые Ц. с. (собрания епископов одной… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Церковные соборы — см. Соборы … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ — съезды высшего духовенства христианской церкви; вселенские (съезды представителей самостоятельных церквей) и поместные (съезды представителей самостоятельной местной церкви); в России постоянно созывались в XV–XVII вв. Поместные соборы – с 1917 г … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ — съезды пастырей и учителей Церкви со всех концов христианского мира для разрешения догматических и канонических вопросов веры и для иных церковных дел. Их постановления имели для всех христиан непререкаемую обязательность. До разделения Церквей… … Казачий словарь-справочник

Соборы церковные — объясняем развернуто

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Подкатегории

В этой категории отображается 3 подкатегории из имеющихся 3.

Использование термина в различных конфессиях

Православие

На православном Востоке (за исключением Русской Церкви) к XV веку завершилось формирование при предстоятелях поместных Церквей института постоянно действующего собора епископов, именуемого в Константинополе Σύνοδος ενδημούσα («постоянно проживающий собор») или «малыми синодами» в иных Церквах. Их постановлениями, под председательством Патриархов, принимались решения по наиболее важным вопросам.

В Русской Церкви первым постоянно действующим синодом был Святейший Правительствующий Синод, учреждённый Петром I как государственный орган церковного управления. В конце 1917 года Всероссийский Поместный Собор учредил Священный Синод, который продолжает оставаться высшим органом управления в Русской Православной Церкви в межсоборный период (с 2000 года в период между Архиерейскими Соборами).

Римско-католическая церковь

В Римско-католической церкви Синод епископов как совещательный орган при Римском папе был создан Павлом VI в соответствии с декретом Второго Ватиканского собора Christus Dominus.

Собирается раз в три года; его решения вступают в силу по утверждении их Папой, который служит его председателем, определяет повестку дня, созывает и распускает его.

Кроме того, существуют «епархиальные синоды», являющиеся нерегулярными съездами духовенства и мирян той или иной епархии.

Англиканская церковь

В Англиканском сообществе «Общие Синоды» (англ. General Synods) избираются как духовенством, так и мирянами. В большинстве национальных англиканских церквей есть географическая иерархия синодов, с «Общим Синодом» наверху; епископы, духовенство и миряне общаются как палаты в пределах синода.

Лютеранская церковь

В Лютеранской традиции синод может быть или местной административной областью, наподобие епархии типа Синода Миннеаполисской Области Евангелистской Лютеранской Церкви в Америке, или обозначать всё церковное тело, типа Лютеранской Церкви — Синода Миссури. Иногда слово также используется для обозначения встречи священников епархии. В таком случае оно не несет никакого административного значения.

Пресвитерианская церковь

Заседание 176-го синода Реформированной Пресвитерианской церкви Северной Америки (en), одной из многочисленных пресвитерианских деноминаций (2007 г.)

В некоторых Пресвитерианских церквях синод — уровень администрации между Генеральной Ассамблеей и местной пресвитерией. Это относится к Пресвитерианской Церкви в Канаде, Объединённой Церкви в Австралии и Пресвитерианской Церкви США. Все они в своём устройстве находились под влиянием Церкви Шотландии, которая, однако, упразднила свои синоды в 1980-х.

Реформатская церковь

В Реформатских церквях Швейцарии и Южной Германии, где Реформатские церкви организованы как местные независимые церкви (например Евангелистская Реформатская Церковь Цюриха, Реформатская Церковь Берна), синод соответствует Генеральной Ассамблее Пресвитерианских церквей. В голландских Реформатских церквях (и их североамериканских копиях), «синод» — конфессиональная встреча представителей от каждого местного отделения.

Страницы в категории «Церковные соборы»

Показано 12 страниц из 12, находящихся в данной категории.

Архиерейские соборы

Еще одним видом Поместного Собора, на котором рассматриваются вопросы деятельности Церкви на местах, может быть Архиерейский Собор. Принимать участие в нем могут только высшие иерархи Церкви.

Архиерейский Собор Русской православной церкви, 2017 год

Деятельность и полномочия Архиерейского Собора прописаны в Уставе Русской православной церкви от 2000 года. Так, согласно этого документа, Архиерейский Собор характеризуется как:

  • высший орган церковной власти;
  • собирается как минимум один раз в 4 года и проходит под предводительством Святейшего Патриарха;
  • выполняет функции церковного суда и рассматривает внутренние противоречия, возникающие в Церкви.

Существование Церкви заложено самим Господом Иисусом Христом, поэтому каждый православный христианин должен помнить о необходимости посещения храма Божиего. Храм — это огромный живой организм, деятельность которого регулируется большим количеством рукоположенных священнослужителей, ведомых Святым Духом. Решения, принимаемые на Соборах, не должны подвергаться критике, но со смирением выполняться всеми православными христианами.

Что такое Вселенский Собор

Уровень Вселенского собора подразумевает участие в нем уже всех высоких Поместных представителей. Ими могут быть лица епископского ранга, священнического чина и т.д.

Собрания вселенского статуса собирались исключительно для обсуждения вопросов, относящихся к категориям:

  • Богопочитания
  • Богопознания

икона ‘Св.Отцы Семи Вселенских соборов’

В христианской истории к таким соборам принято относит 7 собраний первого тысячелетия (от 325 года до 787 года).

Принцип работы этих собраний – христианская соборность. Их постановления, решения определялись не демократическими правилами большинства, а:

  • принципом согласия с Преданием и Писанием,
  • промыслом Божьим
  • содействием Св.Духа
Читайте также:
Святые места Москвы и Подмосковья: популярные источники и священные места, описания и истории, рекомендации

Собор Вселенский признается высшим властным органом, а его догматические постулаты имеют характер непогрешимой истины. Это становится возможным именно ввиду указанных выше принципов, а также того, что:

  • представители данных собраний являют собой всю полноту Церкви – то есть представленность всех общин
  • епископы здесь – это наследники и преемники Апостольского Собора

Интересно, что прямых и непосредственных условий, регламента (канонического или догматического) по определениям полномочий и состава представительства на Вселенском Соборе — нет. Равно как отсутствует строгая норма и по условиям его обязательного созыва. В Православии считается, что работа данного властного органа всей Церкви не может быть регламентирована людьми, поскольку напрямую относится к ведению Св.Духа.

Меж тем, исторические события созывов этих соборов демонстрируют следующее:

  • Все они были собраны по воле императоров
  • Поместное представительство на них было разным, в большинстве своем – это был римский епископат

Однако значение данных вселенских собраний Церкви — велико. В их догматических определениях было раскрыто целостное учение.

Последний Седьмой Собор констатировал победу Церкви над еретиками и иконоборцами, в честь чего было провозглашено Торжество Православия, определенное как общецерковный праздник.

Однако в современном христианстве, например в римо-католической его части, в число Вселенских Соборов, помимо названных семи, включают еще 13 собраний, которые происходили после разделения Церкви в ее Западном крыле. В то время как у протестантских общин присутствует практика полного непризнания Вселенских Соборов вообще.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Поместные Соборы

Это следующие по величине Соборы, после Вселенских. Они созываются в рамках не всей Православной Церкви, а ее отдельных составных частей — автокефалий, патриархатов. В конкретной поместной церкви основные вопросы управления, устройства, богослужения и прочие решаются на Поместных Соборах.

В поле зрения Поместных Соборов входят все проблемы организации жизни Церкви на местах, но они должны решаться строго в рамках общепринятых канонов православия.

Поместный Собор Русской православной церкви, 2009 год

В нашей Церкви до провозглашения ее автокефалии в 1448 году вся ответственность за принятие церковных решений лежала на архиереях. Когда был провозглашен отдельный Московский патриархат, стали созываться так называемые Освященные соборы, которые по своей сути были поместными и касались деятельности Церкви в новосозданном патриархате. Наиболее известными из этих соборов были:

  • собор 1504 года, где была предана порицанию так называемая ересь жидовствующих;
  • макарьевские соборы, которые созывались в 1547-49 годах;
  • Стоглавый собор, вошедший в историю в 1551 году и некоторые другие.

XVII век для нашей церкви стал переломным, и ознаменовался большим количеством Поместных Соборов. На них рассматривали дело партиарха Никона, раскол со страрообрядцами. Именно на этих Соборах был окончательно принят новый обряд богослужения, который стал обязательным для всех храмов Московского патриархата.

Синодальный период, когда отсутствовал институт патриархии в Церкви, длился до начала ХХ века. В это время Поместные Соборы не созывались, а Церковь управлялась специальным органом — Святейшим Правительствующим Синодом.

Одним из наиболее исторически значимых Поместных Соборов начал свою деятельность в 1917 году, сразу после революции. Важнейшим результатом его созыва было восстановление патриаршества в Русской православной церкви.

Важно! Первым предстоятелем Церкви после нескольких веков отсутствия патриархии, как таковой, стал Митрополит Московский и Коломенский Тихон. Он не только стал одним из выдающихся патриархов за всю историю Русской Церкви, но и сподобился канонизации в лике святых.

Следующие Поместные Соборы созывались в РПЦ уже в военное и послевоенное время. На этих соборах решался вопрос назначения новых патриархов, деятельности церкви в тяжелый период разрухи и гонений.

Протоиерей Николай Озолин о церковных соборах

Что такое Поместный Собор в Церкви

Это также официальное собрание, но уже архипастырей (допустимо, опять же, участие клира, мирских представителей и монашествующих) для решения задач:

  • Толкования вероучения
  • Канонического, пастырского, богослужебного плана
  • Канонизаций
  • Избрания Патриарха
  • Определения отношений с государством

Данное соборное объединение имеет прямое отношение к управлению и власти в Церкви и связывается с:

  • Архиерейскими Соборами
  • Синодом

По своей периодичности такие собрания не имеют строгой регламентации, к ним прибегают в ситуациях принятия соответствующего решения:

  • собрания архиереев
  • Патриарха
  • Синода

Работа Поместного соборного органа также базируется и определяется, например, в РПЦ – Уставом от 2000 г.

икона ‘Сбор новомучеников Поместного собора 1918’

Интересно, что при синодальном управлении в нашей стране (это периоды от Петра I до Февраля 1917) Поместных собраний церковных иерархов не проводилось. Разрешение на первый такой созыв после трехсотлетнего перерыва дало Временное правительство – и собор продолжался почти год.

Следующими датами Поместных встреч стали года- 1945/.

Примечательно, что именно Поместный Собор как собрание, обладающее верховной компетенцией управления, располагает возможностями высших решений в планах власти:

  • Законодательном
  • Судебном

Данный орган — единственный, на чьих собраниях могут быть рассмотрены отступления (нарушения) догматического или канонического порядка в работе самого Патриарха.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: