Церковный устав: текст действующий, состав и значение, история и современное положение

Устав РПЦ, принятый Архиерейским Собором 16 августа 2000 г.

Основные положения устава

Из последних принятых уставов Русская православная церковь руководствуется документом, принятым на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году. Редакция последнего устава претерпевала некоторые изменения и в последующие годы. Так, правки вносились в 2008, 2011, 2013, 2021, 2021 годах.


Церковный устав — правила, которые регулируют деятельность церкви

Положения устава регламентируют разные стороны деятельности Церкви:

  • Как Автокефальная Поместная Церковь, Православная Русская Церковь поддерживает связь с другими Поместными Церквами той же конфессии и находится с ними в вероучительном единстве.
  • Также устав определяет процедуру созыва Архиерейского и Поместного соборов, их полномочия и обязанности.
  • Деятельность Патриарха — это предмет обсуждения в отдельной главе устава.
  • Кроме того, документ включает информацию о деятельности Священного синода, синодальных учреждений и Московской патриархии, регламентирует работу церковного суда.
  • Данное постановление утверждает порядок формирования и последующей деятельности новых самоуправляемых церквей, находящихся в ведении Московского Патриархата.
  • В уставе перечисляются все существующие на данный момент церкви.
  • Развернуто рассматриваются вопросы деятельности Экзархатов, Митрополичих округов, подчиняющихся Московскому Патриархату.
  • В рамках устава закреплены положения, определяющие правила ведения деятельности епархиями, благочиниями, организациями РПЦ за границей.
  • Устав выполняет регулирующую роль в вопросах создания и функционирования монастырей, просветительских учреждений церкви и прочих моментах, касающихся всех аспектов жизнедеятельности подобных организаций.

Важно! В 2013 году, на основании внесенных Межсоборным присутствием предложений, Освященный Архиерейский Собор принял новую редакцию Устава РПЦ. Были внесены изменения относительно существующих полномочий Поместного и Архиерейского Соборов, правил избрания Патриарха и состава Поместного собора.
Читайте о деятельности Церкви:

  • Зачем православным так много храмов
  • Платит ли Церковь налоги
  • Зачем и на что Церковь собирает деньги

Разные области деятельности прихода

По приходскому уставу РПЦ, настоятель обязан руководить причтом в исполнении им богослужебных и пастырских обязанностей. Кроме того, он наблюдает за «состоянием храма, его убранством и наличием всего необходимого для совершения богослужений в соответствии с требованием богослужебного Устава и указаниями Священноначалия» (Устав РПЦ 1.Настоятель). Забота о пении на клиросе входит в обязанности настоятеля. Священник обязан организовать на приходе катехизаторскую, благотворительную, церковно-общественную, образовательную и просветительскую деятельность. Исходя из этого, священник ответствен за организацию воскресной школы на приходе. Настоятель не только выполняет роль представителя епархиального архиерея и следит за точным выполнением его указаний, но и представляет интересы прихода в органах государственной власти и местного самоуправления. Он осуществляет официальную церковную переписку, ведёт богослужебный журнал, хранит приходской архив и выдаёт свидетельства о крещении и браке.

В приходском уставе РПЦЗ, забота о благолепии храма перенесена в обязанности Церковно-Приходского Совета. Совет же ведёт приходские книги и списки исповедников, заботится об образовании церковного хора, о просветительской и благотворительной деятельности прихода, сносится с гражданскими властями по делам прихода. Настоятелю же оставлена небольшая сфера деятельности. Он совершает богослужения и требы, произносит проповеди, преподаёт в воскресной школе, с помощью Церковного старосты наблюдает за благолепием храма.

Приходское Собрание является высшим органом приходской власти. Оно созывается настоятелем раз в год. По обоим уставам, в экстренных случаях оно может созываться чаще раза в год. Председателем его является священник, или уполномоченное им лицо. Членами приходского собрания являются настоятель и члены прихода, причём в РПЦЗ возраст членов прихода определён в 21 год, в то время, как в РПЦ – это 18 лет. Хотя это, видимо, связано с разными условиями приходов в отечестве и за рубежом, обусловленными соответствующими законами о совершеннолетии в России и вне её.

Также, следует обратить внимание на разницу в указании количества прихожан для кворума: по уставу РПЦ – это половина членов прихода, а РПЦЗ – две трети. Видимо, связано с большим расслоением приходов заграницей, что требует присутствия на собрании большего числа членов для признания его авторитетности. Кроме того, это может быть следствием большей подвижности состава приходов в России в отличие от приходов заграницей.

По уставу РПЦ, в обязанности Приходского собрания входит:

  1. сохранение внутреннего единства прихода и содействие его духовно-нравственному возрастанию;
  2. принятие гражданского устава прихода, изменений и дополнений к нему, которые утверждаются епархиальным архиереем и вступают в силу с момента государственной регистрации;
  3. принятие и исключение членов Приходского Собрания;
  4. представление на утверждение епархиального архиерея кандидатуры церковного старосты;
  5. избрание Приходского Совета и Ревизионной комиссии;
  6. планирование финансово-хозяйственной деятельности прихода и т.д. В уставе РПЦЗ, кроме обычных обязанностей Приходского Собрания, указано ещё и на установление размеров членских взносов и избрание попечителей; а в уставе РПЦ эти пункты отсутствуют, но есть другие: забота о наличии всего необходимого для канонического совершения богослужения и о состоянии церковного пения.

Оба устава согласны в том, что Приходские Собрания могут созываться Настоятелем и по распоряжению епархиального архиерея. Ещё на его созыв уполномочены благочинный и особый представитель архиерея – это по уставу РПЦ, а по уставу РПЦЗ оно может созываться Церковно-Приходским Советом, по требованию Ревизионной Комиссии и по письменному требованию не менее одной трети членов прихода, поданному Церковно-Приходскому Совету.

В отличие от приходского устава РПЦЗ, где постановления Приходского Собрания подписывает, фактически, только Секретарь, по приходскому уставу РПЦ, постановления Приходского собрания подписывают: председатель, секретарь и пять избранных членов Приходского Собрания.

В приходском уставе РПЦ нет понятия «Чрезвычайное Приходское Собрание», хотя, по сути дела, есть упоминание о созыве собраний благочинным и представителем архиерея: видимо, такие собрания и назывались бы «чрезвычайными».

Читайте также:
Даниловское кладбище: адрес и часы работы, как доехать и добраться, списки захоронений и святые

Приходской Совет является исполнительным органом приходской власти, своего рода правительством прихода, а в масштабах епархии – органом муниципальной власти. Состав Совета различается, и довольно значительно, по рассматриваемым уставам. По уставу РПЦ, в него входят: председатель – церковный староста, его помощник и казначей. То есть, священник, как лицо, зависящее от епархиального архиерея в плане места служения, заранее не включается в Совет, иначе перевод священника в другое место служения вызывал бы необходимость в очень частом созыве Приходских Собраний. Состав Совета «избирается из членов Приходского собрания сроком на три года без ограничения числа переизбраний» (Устав РПЦ 5. Приходской Совет). Указывает на большее постоянство состава ядра прихода при текучести состава основной массы прихожан. По приходскому же уставу РПЦЗ, состав Совета значительно больше: Настоятель, он же председатель Совета; Церковный Староста; Старшая Сестра; Казначей; Секретарь; певчие. В плане же состава Совета, в приходском уставе РПЦЗ указано – от двух до пяти человек. Фактически, по уставу РПЦ – минимальное число членов Совета – тоже два человека. При необходимости, архиерей или Собрание исключают членов Совета из его состава, при наличии достаточных на то оснований. Насчёт заботы о церковном имуществе, Совет выполняет функции Собрания в период между Созывами такового. Все исходящие от прихода документы подписывают настоятель и староста, или, если настоятель – председатель Совета, настоятель и казначей. Относительно сходны обязанности казначея по обоим уставам.

По уставу РПЦ, из трёх членов Ревизионной комиссии, одним должен быть председатель Собрания, в то время, как по уставу РПЦЗ, всё троё могут быть любыми членами Собрания. В первом уставе, они избираются сроком на три года, а во втором – на один год. По обоим уставам, члены Совета не могут состоять в Комиссии, а в первом ещё указано, что они не могут состоять между собой в близком родстве. Своеобразная попытка избавиться от кланового разделения в церковных органах, когда члены одной семьи или близкие родственники контролируют и управляют жизнью прихода. Ведёт к распространению покрывательства и неэффективному управлению церковными приходскими финансами

История принятия устава

В период непосредственного подчинения Константинопольскому Патриархату, до обретения автокефалии, Русская православная церковь руководствовалась в своей деятельности грамотами Вселенских Патриархов и посланиями князей с митрополитами. Однако русская церковь имела и собственные органы правотворческого характера, а именно, Соборы. Ввиду того что территория Руси географически находилась далеко от Константинополя, то большая часть уставных документов РПЦ того времени издавалась княжеской властью.

В годы порабощения Золотой Ордой жизнь церкви регламентировалась указами хана. Интересно то, что полномочия священнослужителей только расширялись — церковников избавляли от податей и вверяли им вести судебные дела в отношении мирян.

С той поры, когда Русская православная церковь обрела автокефалию, ее правовыми ориентирами оставались по-прежнему решения Вселенских соборов, княжеские грамоты, Номоканон, уставы Владимира и Ярослава Мудрого. В роли законодательного органа выступал Поместный собор.

Важно! Историческое значение имел Собор, созванный в 1551 году при царе Иване Грозном. В результате заседания священнослужителей был принят «Стоглав», который привел в систему все имеющиеся нормы церковного права.

В 1667 году состоялся Большой Поместетный собор. В это время правил царь Алексей Михайлович. В рамках этого собрания отменили многие постановления предыдущего собора. Произошел знаменитый Никоновский раскол. Взаимоотношения государственной и церковной власти истолковывались следующим образом: царь ведает делами государственными, а патриарх — церковными. Принятые постановления вошли в собрание законов Российской империи, как действующие законы в составе «Духовного регламента». Появление этого документа ознаменовало начало Синодального периода.


Собор установил положения об отличиях в церковных званиях

До наших дней дошли не только соборные постановления, но грамоты от архиереев, послания и поучения архипастырей. Частично эти документы были включены в «Полное собрание законов Российской Империи» 1830 года и не утрачивали свою силу вплоть до XIX века.

В начале XVIII столетия патриарший строй РПЦ сменился новым, синодальным. Император Петр І воспретил избирать нового патриарха после кончины Адриана. Вместо этого учредили Духовную Коллегию с императором во главе, а позже ее переименовали в Святейший Синод. Основой синодального церковного строя той эпохи стал «Духовный регламент», принятый и утвержденный царем в 1720 году. Этот правовой документ обосновывал преимущества новой формы церковного управления и описывал круг задач, который надлежит решать Синоду.

Впоследствии стала очевидна несостоятельность и неканоничность коллегиального устройства. Народные массы публично обсуждали этот вопрос и надеялись на созыв нового Поместного собора, который бы вернул патриаршество. Но по воле царя этот процесс затягивался и откладывался. В итоге Собор состоялся только после отречения монарха от престола, в преддверии самых сложных времен для православия.

В 1917-18 г. Были приняты новые постановления, вернувшие прежнюю форму правления во главе с Патриархом Всея Руси. В дальнейшем решениями еще двух Соборов менялся Устав, расширялись и сужались полномочия отдельных управляющих органов церковной власти. В 1988 году назрела необходимость нового пересмотра имеющегося регламента. Поместный собор, проведенный в тысячелетний юбилей крещения Руси, принял Устав Русской православной церкви, подробно излагающий порядок правления в епархиях и приходах, регламентирующий все стороны церковной жизни. Этот документ стал основой на последующие 12 лет.

Похожие документы

  • Образец. Примерный устав союза
  • Образец. Примерный устав фонда
  • Образец. Примерный учредительный договор о создании коммандитного товарищества
  • Образец. Примерный учредительный договор о создании полного (коммандитного) товарищества
  • Образец. Примерный учредительный договор о создании полного товарищества
  • Образец. Примерный учредительный договор союза
  • Образец. Протокол n1 собрания участников общества с ограниченной ответственностью
  • Образец. Протокол № 1 собрания акционеров закрытого акционерного общества
  • Образец. Протокол № 1 собрания акционеров закрытого акционерного общества
  • Образец. Протокол № 1 собрания акционеров открытого акционерного общества «название общества»
  • Образец. Протокол заседания комиссии по ликвидации акционерного общества
  • Образец. Протокол об утверждении акта ликвидационной комиссии
  • Образец. Протокол общего собрания акционерного общества о ликвидации общества и создании ликвидационной комиссии
  • Образец. Протокол общего собрания общества с ограниченной ответственностью о ликвидации ооо
  • Образец. Протокол собрания общества с ограниченной ответственностью о ликвидации и создании ликвидационной комиссии
  • Образец. Протокол собрания учредителей некоммерческого гумманитарного фонда
  • Образец. Протокол собрания учредителей некоммерческого гумманитарного фонда
  • Образец. Протокол учредительного собрания некоммерческой общественной организации
  • Образец. Распоряжения о создании государственного предприятия
  • Образец. Решение № 1 закрытого акционерного общества
Читайте также:
Евангелие от Матфея: толкование, язык, история и особенности

Церковный устав князя Владимира

Составление устава, автором которого являлся князь Владимир, приходится на X — начало XII века. Это постановление внесло принципиальное разграничение в подведомственность дел, которыми должны были заниматься светские и церковные суды. Кроме того, уставом была закреплена повинность уплаты в пользу церкви десятой части от княжеских доходов.


Святой равноапостольный князь Владимир

Современные исследователи усомнились в подлинности авторства князя Владимира Святославича и высказали предположение, что устав не мог быть написан им из-за хронологических несовпадений. Однако позже ученый С. В. Юшков высказал мнение, которое стало общепризнанным в научном мире. По его словам, письменное изложение положений устава могло принадлежать другой руке. Но сформулировал их князь Владимир.

Такая особенность характерна для многих памятников древности, когда изреченные законодательным авторитетом мысли документировались письменно спустя некоторое время.

Важно! После того как Киевская Русь приняла крещение, устав князя Владимира стал первым нормативным актом, четко установившим границы власти и полномочий Русской православной церкви. В нем же были закреплены положения, согласно которым церковь получала ежемесячное содержание от княжеской казны.

Оставить комментарий к документу

Считаете документ неправильным? Оставьте комментарий, и мы исправим недостатки. Без комментария оценка не будет учтена!
Спасибо, ваша оценка учтена. От вашей активности качество документов будет расти.

, связанные с ним.

Если вы хотите оставить комментарий с оценкой

, то вам необходимо оценить документ вверху страницы

Источники образования денежных средств и иного имущества организации

5.1 Средства Церкви формируются за счет: 5.1.1 добровольных пожертвований и обязательных отчислений религиозных объединений, входящих в Церковь; 5.1.2 добровольных пожертвований коммерческих и некоммерческих организаций, учреждений, религиозных объединений и других организаций, в т.ч. иностранных; 5.1.3 добровольных пожертвований, даров и завещаний физических лиц, в т.ч. иностранных граждан; 5.1.4 имущества, переданного в собственность Церкви коммерческими и некоммерческими организациями, государственными, муниципальными органами, органами местного самоуправления, физическими лицами и другими лицами; 5.1.5 доходов от издательской и предпринимательской деятельности Церкви; 5.1.6 целевого финансирования государственными, муниципальными органами, органами местного самоуправления и другими организациями; 5.1.7 других источников, не запрещенных действующим законодательством. 5.2 Средства Церкви расходуются на реализацию уставных целей, оплату труда сотрудников, уплату налогов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды, возмещение материальных затрат, связанных с осуществлением уставной деятельности, приобретение необходимого имущества, благотворительные и другие, не противоречащие настоящему Уставу, цели. 5.3 За жертвователями, дарителями и завещателями сохраняется право целевого назначения взносов. 5.4 В собственности Церкви могут находиться здания, земельные участки, строения, предметы религиозного назначения, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, организации, денежные средства (в т.ч. иностранной валюте) и иное имущество, необходимое для осуществления уставной деятельности, в т.ч. отнесенное к памятникам истории и культуры. 5.5 В случаях и в порядке, установленных действующим законодательством, Церковь может получать, приобретать в собственность или во владение земельные участки. 5.6 Церковь может иметь собственность на территории иностранных государств. 5.7 Для реализации уставной деятельности Церковь может использовать земельные участки, здания и другое движимое и недвижимое имущество, предоставляемое ему на договорной основе государственными, муниципальными органами, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, а также физическими лицами. 5.8 Доходы Церкви расходуются только на достижение целей, определенных настоящим Уставом.

Комментарий к оценке

Спасибо, ваша оценка учтена. Также вы можете оставить комментарий к своей оценке.

Образец документа полезен?

Если документ «Образец. Примерный устав религиозного объединения» оказался для вас полезным, просим вас оставить отзыв о нём.
Запомните всего 2 слова:

Договор-Юрист

И добавьте Договор-Юрист.Ру в закладки (Ctrl+D).

Церковный устав принятый во время
правления Ярослава Мудрого

Сохранился в двух основных редакциях: западнорусской и восточнорусской, из которых последнюю разные списки представляют в разном объёме. Один из основных письменных источников русского права.

Происхождение Устава

В начале Устава князя Ярослава о церковных судах говорится:

«Се яз князь вели́кий Яросла́в сын Володи́мерь, по да́нию отца́ своего́ съгада́л есмь с митрополи́том с Ларио́ном, сложи́л есмь гре́ческий номокану́н; а́же не подоба́еть сих тяжь суди́ти кня́зю, ни боля́ром — дал есмь митрополи́ту и епи́скопом» [2] Бенешевич В. Н. Сборник памятников по истории церковного
права, преимущественно русской церкви до эпохи Петра
Великого. — Пг., 1915. — С. 78. .

Профессор А. С. Павлов считает, что «Устав Ярослава» образовался путём частной кодификации норм церковного права, вызванных жизненной необходимостью перенести в сферу церковного суда ту же самую систему вир и продаж, которая принята в «Русской правде» и относит составление текста Устава к XII веку [3] Павлов А. С. «Курс церковного права (1900—1902 гг)».
СПб., 2002 .

Читайте также:
Православное коливо (кутья): что это, значение в православии, традиции приготовления и современные рецепты

Другой точки зрения придерживается историк Я. Н. Щапов. Он считает что текст «Устава» относится к XI веку и что упоминание в нём о составлении его князем Ярославом по согласованию с митрополитом Иларионом вполне достоверно. По его мнению, пространная редакция «Устава» князя Ярослава появилась раньше краткой, на рубеже XII—XIII веков, а краткая восходит к середине XIV века, хотя она точнее воспроизводит его первоначальный текст [4] Цыпин Владислав, протоиерей. «Церковное право» (гл.
14) .

Краткое описание

«Устав» разделяется на три части:

  • Вступление — в нём говорится, что князь Ярослав Владимирович, по совету с митрополитом Илларионом, рассмотрел устав своего отца сравнительно с Номоканоном и подтвердил его. Но из текста «Устава» видно, что Ярослав не ограничился подтверждением «Устава князя Владимира»: он дополнил судную часть устава новыми постановлениями, расширившими область церковной подсудности.
  • Установительная часть — содержит следующие рубрики: «О преступлениях и проступках, подлежащих церковному суду»; «О делах брачных» и «Общее постановление о церковной подсудности по лицам, подлежавшим ей».
  • Общее заключение и заклятие — содержит указание о том, что все тяжбы и всякие дела, касающиеся церковных людей, подлежат исключительно суду епархиального архиерея. Заклятие определяет нравственную ответственность князю-потомку, который захотел бы нарушить устав предка, и юридическую ответственность нарушителю — чиновнику: «суд и казнь по закону», то есть по Номоканону.

О преступлениях и проступках, подлежащих церковному суду

Правонарушения устав разделяет на церковно-гражданские и исключительно церковные. Первые подлежали совместному суду княжеской и церковной властей, а вторые относились к исключительной компетенции церковного суда.

Прелюбодеяние

Из преступлений этого рода только немногие признаются «Уставом» церковно-гражданскими. К ним относятся:

  1. Изнасилование и похищение девицы (последнее с целью изнасилования). Пеня и частное вознаграждение здесь соизмеряется с происхождением потерпевшей. Сообразно этому пеня определяется от 5 гривен золота до 1 гривны серебра. Частное вознаграждение почти во всех случаях равно пене, однако к какому бы сословию ни принадлежала потерпевшая, плата ей, то есть вознаграждение «за сором» не менее 5 гривен серебра.
  2. Толока. Это особого рода позор, наносимый девушке — изнасилование при участии других лиц. За такой позор виновный подлежит наказанию со стороны духовной и светской власти; пеня за такое деяние — епархиальному архиерею — 3 гривны серебра, той же величины определено и вознаграждение потерпевшей «за сором» .
  3. Прелюбодеяние мужа от жены подлежит также двойному, церковно-гражданскому наказанию, причём пеня, идущая духовной власти, не определена: вероятно, она зависела от усмотрения судьи.
  4. Прелюбодеяние с сестрой: наказание светской власти — смертная казнь, пеня духовной власти 100 гривен; тоже и за прелюбодеяние со снохою (свёкром).

Остальные виды прелюбодеяний подлежат духовному суду без участия светского. Из этих преступлений сами тяжкими считались: прелюбодеяние с инокиней и прелюбодеяние двух братьев с одной женщиной — за оба эти преступления полагается 100-гривеная пеня, а виновная (в последнем случае) присуждалась в монастырь на покаяние .

Присуждение в монастырь женщины, виновной в прелюбодеянии, встречается и в других случаях, например, в случае несохранения девственности. Женщина, виновная в этом, поступала в монастырь, откуда её должны были выкупать родственники . Сумма этого выкупа не определена и зависела, вероятно, от усмотрения судьи (архиерея).

Некоторые виды прелюбодеяний подлежали совместной, духовно-гражданской ответственности — это относилось только к тем случаям, когда виновными были миряне. Священно- и церковнослужители, виновные в прелюбодеянии, подлежали исключительно суду епархиального архиерея и наказывались по его усмотрению, в каком бы виде прелюбодеяния они бы не были виновны.

Личная обида

Личная обида в «Уставе» подразделяется на два вида: оскорбление действием и оскорблением словом.

Оскорбление действием
Обиды действием, перечисленные в «Уставе» можно разделить на: побои, драки, пострижение кому-либо головы и бороды с целью нанести оскорбление.

За тяжкие побои, нанесенные женщине чужим мужчиной, взыскивалась пеня и вознаграждение потерпевшей (и то и другое одинаковой суммы) — сообразно происхождению последней. Наказание за легкие побои, нанесенные женщине чужим мужчиной, отличается от предшествующего лишь тем, что духовной власти здесь определена однообразная пеня — 6 гривен кун. Что касается побоев, нанесенных женщине свёкром или деверем, то такие побои вменяются оскорбителю лишь в том случае, если они нанесены без вины потерпевшей. Кроме того, в этом случае не производится разделение на тяжкие и легкие: наказание всегда применялось как за легкие. В этом наказании не принимает участия светская власть, как и в случае побоев, нанесенных чужим мужчиной.

За побои родителей полагалась смертная казнь, а пеня (из имущества виноватого) определялась, как видно из текста «Устава», по усмотрению судьи (архиерея).

Относительно драки «Устав» особенно выделяет драку или побоище, совершенное по сговору или на свадьбе. За такое преступление, полагался совместный суд светской и духовной властей, а пеня делилась пополам.

Пострижение головы или бороды считалось столь же важною обидою, как и вырывание бороды или усов. За это определялась пеня (равная для духовной и светской властей) — 12 гривен кун.

Оскорбление словом
«Устав» предусматривает только одно преступление такого рода: название чужой жены распутной. За это предусматривалась огромная пеня — от 5 гривен золота до 1 гривны серебра. Светская власть участвует в наказании за это лишь в том случае, если оскорбленной является женщина из высшего сословия.

Читайте также:
Православие и феминизм: взгляд церкви и отношение священников, социальные опасности
Имущественная обида

Кража
Духовному суду подсудны лишь кражи хозяйственных ценностей важных в земледельческом и крестьянском быту, а именно: кража хлеба, конопли, льна, полотен в кусках. Пеня за все перечисленные виды кражи разделяется поровну между представителями духовной и светской власти. Причём, в «Уставе» добавлено, что ответственность за эти кражи несет вор не только мужского, но и женского пола . Кроме этого, духовному суду, подлежит кража, совершенная в семье — женою у мужа. Виновная в этом преступлении, по судебному решению, кроме 3-гривенной пени духовному судье, то есть епархиальному архиерею, подлежала ещё наказанию от мужа. Это наказание в данном случае заменяет светскую кару. Постановление о краже женою у мужа внесено в Устав не только потому, что подобные случаи вызывали необходимость особого закона, но и потому, что раньше такой проступок жены вел к разводу. Устав Ярослава отменил этот обычай — «про то её не разлучити».

Поджог
Данное имущественное преступление относится по Уставу к церковно-гражданской юрисдикции. За него определяется пеня — 100 гривен кун и княжеская казнь по Номоканону .

Преступления и проступки духовные
Подлежат исключительно духовному суду. К ним относятся: недостойное поведение священнослужителей и иноков, выход из иночества, употребление запрещенной пищи, общение с неверными и совершение службы священником в чужом приходе без крайней необходимости. За все эти проступки полагалась пеня. Наложение духовной кары (епитимии) предоставлялось усмотрению епархиального архиерея.

Дела брачные

Сюда относятся статьи о незаконных браках, об отказе от вступления в брак после сговора и о разводе.

Незаконные браки. В Уставе Ярослава различается несколько видов преступлений против законности брака. Выделяется:

  1. двоебрачие. Если виновным в этом преступлении является муж, то он подлежит наказанию, назначенному епископом, а вторая жена заключается в монастырь. Заключению в монастырь подвергается и жена, вышедшая замуж при живом муже, причём второй муж платил пеню в пользу духовного судьи, по усмотрению последнего.
  2. кровосмешение, за которое полагались епитимья и пеня, а брак подлежал расторжению.
  3. браки без согласия родителей. Такие браки не расторгались, но муж платил родителям вознаграждение, а архиерею — пеню, исходя из положения жены.
  4. принудительные браки, за которые родители отвечают только в том случае, если принуждённые сделают что-либо над собой.

Отказ от вступления в брак после сговора. В случае отказа от брака после того как «про девку сыр краявши» виновная сторона подлежала пене в 5 гривен, светской каре и уплате издержек.

Развод. Законных поводов к разводу Устав Ярослава насчитывает пять:

  1. если жена, узнав о заговоре против князя, скроет это от мужа;
  2. доказанное прелюбодеяние жены;
  3. если жена, узнав о заговоре против мужа, не предупредит его об этом;
  4. разгульная жизнь жены, даже несмотря на вразумления со стороны мужа;
  5. если жена будет подстрекать мужа на кражу или сама украдёт и передаст другим, или же, услышав о чьём-либо желании обокрасть церковь, не объявит об этом мужу .

Развод считался незаконным, если совершён без согласия или вины жены, за что на виновного накладывается пеня, исходя из его общественного положения . Но и самовольный развод, совершенный по согласию супругов, считался незаконным; в этом случае муж платил 12 гривен пени, а если брак был заключён без совершения таинства брака (брак языческий), то 6 гривен. Светская власть в наказании не участвует.

Значение Устава Ярослава

Основное значение Устава состоит в разграничении церковной и светской судебной юрисдикции, а также выделение в составе церковного суда дел, решаемых совместно представителями обеих властей. По мнению В. О. Ключевского церковный суд, описанный в Уставе углубил понятие о преступлении и расширил понятие о вменяемости. Также законодатель, руководимый христианскими ценностями, поставив перед судом цель исправления преступника — он не ограничивается только пресечением правонарушения, но пытается предупредить его, действуя на волю правонарушителя. Устав, удерживая денежные взыскания, назначает за некоторые деяния ещё нравственно-исправительные наказания: епитимию и арест при церковном доме, соединявшийся, вероятно, с принудительной работой на церковь.

Могила Матроны Московской на Даниловском кладбище

Святая Матрона была прославлена Русской Церковью еще в 1998 г. Её мощи обретены и перенесены в Покровский монастырь, где почивают в специально устроенной раке. Однако могила Матроны и сейчас пользуется большим почитанием верующих, которые приходят сюда ежедневно, чтобы помолиться святой.

Даниловское кладбище и могила блаженной Матроны

Это кладбище возникло в Москве в 1771 г. и первоначально называлось «чумным». Название неслучайно, так как именно этот год стал временем крупнейшей в Москве и других городах России эпидемии чумы.

Сенат распорядился хоронить чумных умерших за пределами города, так возникло кладбище в Даниловской слободе. Уже в XIX веке здесь был построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Позднее на кладбище хоронили представителей купеческих семей (самое известное захоронение семьи Третьяковых) и духовенства. Возможно, этим обусловлен выбор самой Матроны места своего последнего упокоения.

Здесь похоронено немало известных людей среди них философ Сергей Аверинцев, искусствовед Сергей Дурылин, футболист Валерий Воронин. На Даниловском кладбище есть довольная большая часть, отведенная под захоронения мусульман, среди них наиболее известная могила танцора Махмуда Эсамбаева.

Блаженная Матрона наиболее почитаема в настоящее время среди русских людей святых. Причина такого отношения к ней очень проста — по молитвам к ней, которые слышит Бог, совершается множество чудес. Матрона завещала похоронить себя на Даниловском кладбище.

Читайте о святой:

Завещание Матроны было исполнено, и появилась могила Матроны на Даниловском кладбище.

Читайте также:
Православные сувениры и товары из Иерусалима: что можно купить и привезти

Святая указала именно здесь свое место погребения еще и потому, что в это время храм Сошествия Св. Духа был одним из немногих действующих в Москве. Потревожена Могила Матроны Московской в 1998 году, когда были обретены св. мощи, которые перенесли в Покровский женский монастырь г. Москвы. Но и после обретения место погребения осталось, и оно пользуется всеобщим почитанием и сегодня.

Прежде чем посетить могилу Матроны, надо знать, в какое время Даниловское кладбище открыто для посещений.

  1. Зимой кладбище открывается в 9.00, а закрывается в 17.00.
  2. Летом работает также с 9.00 утра, но до 19.00 вечера.

Захоронения на Даниловском кладбище производятся круглый год с 9.00 до 17. 00.

О чем просят Матрону на могилке

Паломники приходят к месту, где была похоронена святая, молятся, берут с могилки песочек. Замечено, что матушка часто помогает в следующих случаях:

  • исцеление болезней, причем совершенно разных;
  • дарование супруга (супруги) и создание крепкой семьи;
  • во время путешествий;
  • защита от врагов;
  • в том, чтобы учеба складывалась удачно;
  • в материальном обеспечении и благополучии.

То есть просят о том, что обычно в повседневной жизни беспокоит человека и Матрона помогает своими молитвами в этом.

Читайте о молитве ко святой Матроне:

Как найти могилку Матроны

Добраться до могилы матушки несложно. На самом кладбище, где находится могила Матроны, есть указатели, а над самим местом захоронения возвышается часовня. Кроме того, здесь всегда в любое время года и в любой день довольно много паломников.

Кладбище находится по адресу 4-й Рощинский проезд, д. 30. До него можно добраться несколькими способами:

  • на метро доехать до станции «Тульская» и отсюда пешком, пройдя под эстакадой выйти на Духовский переулок, по которому минут 15 ходьбы до кладбища или воспользоваться транспортом, следующим от станции метро: трамваи № 38 и 38к, автобусы 244м, 249м, выходить надо на остановке «Даниловское кладбище»;
  • также можно добраться от станции метро «Шаболовская», далее пересесть на трамвай № 26 или маршрутное такси № 26 и выйти на остановке «Духовский переулок»;
  • для тех, кто добирается на собственном транспорте и следует по 3-му транспортному кольцу необходимо съезжать с эстакады и направляться к улице Малой Тульской, достигнув ее свернуть в Духовский переулок;
  • тем, кто едет из центра столицы, надо доехать до 3-го транспортного кольца, миновать Даниловский рынок и перед самой эстакадой свернуть вправо, достигнув Духовского переулка, а отсюда уже совсем недалеко до кладбища.

Покровский монастырь

Конечно, отправляясь к могиле Матроны Московской в Москве, хорошо бы проделать хотя бы часть пути пешком и такая возможность открывается, когда от метро необходимо достигнуть кладбища.

Как уже было сказано сами св. мощи находятся в Покровском монастыре. Здесь паломники каждый день стоят в нескончаемой очереди к Матроне, иногда по нескольку часов.

Находится этот монастырь на ул. Таганской, д. 58.

Добраться сюда можно следующим образом:

  • доехать до станции метро «Марксистская»;
  • найти улицу Таганская и пешком дойти до монастыря;
  • или сесть на любой общественный транспорт, следующий до остановки Большая Андроньевская;
  • также от станции метро «Крестьянская застава» или «Пролетарская» дойти пешком до Абельмановской заставы, а это всего 10 минут.

На сегодняшний день блаженная Матрона Московская наиболее почитаемая святая, к которой обращаются миллионы верующих людей ежедневно.

На заметку! Свидетельства о её молитвенном заступничестве фиксируются постоянно и поток паломников к её могилке не иссякает.

Могила Матроны Московской на Даниловском кладбище

Могила Матроны Московской на Даниловском кладбище

Матронушка, как называют святую в народе, считается помощницей в людских делах. Несмотря на то, что мощи ее перезахоронены, могила Матроны на Даниловском кладбище является местом паломничества. Часовня на том месте, где святая была похоронена в 1952 году, до сих пор имеет славу места, где каждый получает духовную помощь. Могила Матроны на Даниловском кладбище ежедневно посещается сотнями людей, которые обращаются к ней с верой в чудо.

Могила Матроны Московской пользуется большой популярностью, потому что на ней ощущается небывалое, даже по сравнению с Покровским монастырем, где теперь покоятся ее мощи, блаженство. Ощущение духовного подъема, просветления, очищения описывают те, кому удалось побывать на могиле Матроны Московской в Москве. Непроизвольно могут литься слезы.

Люди отмечают невероятное количество голубей и кошек вблизи святого места. Птиц подкармливать запрещено, а собакам и котам стоит принести угощение. Именно вещий сон, где матери Матронушки явился слепой ангел, позволил ей появиться на свет и не быть отданной в приют. Родители были уже немолодыми и нездоровыми, потеряли нескольких детей, поэтому мать опасалась за судьбу будущего ребенка. Так незрячая, а потом и неходячая девочка смогла быть рядом с близкими, а с 8 лет принимать паломников — исцелять и предсказывать будущее. Из обузы она стала опорой семьи.

Как посетить могилу Матроны Московской

Могила Матроны Московской — на Даниловском кладбище. Матрона Московская могила часы работы — с мая по сентябрь с 9:00-19:00, а в зимнее время с 9:00 до 17:00. Но люди идут сюда в любое время, с раннего утра и после официального закрытия кладбища, и всегда доброжелательно встречаются смотрительницей. На неделе и в плохую погоду паломников бывает немного, а в выходные и церковные праздники выстраивается многочасовая очередь.

В этом месте 2 мая 1952 года состоялись похороны Матроны Никоновой. Она сама выбрала место возле одной из немногих открытых в то время церквей. Могила Матроны Московской на Даниловском — место паломничества для ищущих чуда. Бесплодие, женские болезни, алкоголизм — только часть проблем, с которыми приезжают к ней паломники.

Читайте также:
Православие и буддизм: отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви

Место, где находится могила Матроны Московской, находят по указателю (от ворот на кладбище пройти 70 метров) и на вид — над крестами возвышается небольшой склеп. В нем — лик святой с частицей мощей. Сами останки эксгумированы в 1998 году и помещены в гробницу (раку) Покровского женского монастыря на Таганке. Но ощущение блаженства и духовного подъема, по отзывам, сильнее ощущается в месте изначального упокоения блаженной.

Важно не только знать, где могила Матроны Московской в Москве, адрес, но и то, как подготовиться к поездке. Одеться лучше скромно, женщины покрывают голову платком. До 2011 года здесь получали горсть песка, который носили на груди и приписывали ему чудодейственные свойства. Верующие привозят с собой крестик или икону, которую на месте освящает смотрительница. Люди приносят цветы, кусковой сахар и свечи, молятся. С разрешения забирают огарки и сухие бутоны. Освященные цветы можно заваривать в чай при болезни или держать рядом. Главное — дать им высохнуть естественным путем, потому что выкидывать сгнившие от неправильного хранения бутоны нельзя. Со стеблями принимают ванну. Считается, что особенно приятно блаженной получать четное число цветов белой окраски, как для живого человека. Букеты обычно делают из роз и хризантем.

За помощью обращаются не только воцерковленные люди, но и некрещеные, иноверцы. Святая просила приходить к ней за помощью, как к живой, обращаться с любыми беспокоящими проблемами. Часто женщины просят у нее счастливой семейной жизни, излечения от болезней и здоровья детям, обретают желаемое.

Могила Матроны Московской: как добраться

Адрес могилы Матроны Московской: Южный административный округ, Даниловское кладбище, 4-й Рощинский проезд, владение 30. Проезд на общественном транспорте или автомобиле. Территориально могила матроны Московской — метро «Тульская». Добираться до места через эстакаду Третьего транспортного кольца. Перейти через подземный переход до указателя «Духовской переулок», пройти его до конца. Кладбище, где могила Матроны Московской, огорожено желтым забором. Справа от входа — пункт охраны. Если вы заблудитесь, уточните здесь, могила Матроны Московской, где находится.

Место паломничества найти несложно: пройти главную аллею, свернуть направо, через 10 метров найти указатель вправо и подняться вверх на несколько метров.

Девять минут идет до Даниловского кладбища (могила Матроны Московской в Москве, адрес) автобус №26 от метро «Шаболовская» в сторону метро «Университет».

До места, где могила Матроны Московской в Москве, также добираются на автомобиле. С третьего транспортного кольца выбирают съезд на Малую Тульскую улицу, поворот налево, в Духовской переулок к некрополю.

Если вы хотите похоронить близкого на одном из старейших столичных кладбищ — Даниловском — вблизи святого места, или другом удобном для вас — обращайтесь в компанию «МосГупРитуал». Круглосуточный бесплатный телефон для связи: 8 (499) 410-00-00 .

Могила святой Матроны Московской на Даниловском кладбище в Москве

Священные образы Матроны хранятся во многих храмах России. Не менее важна для христианских паломников могила преподобной угодницы, которая находится на Даниловском кладбище.

Обретение мощей святой Матроны

Матрона Московская покинула бренный мир 2 мая 1952 года, к тому же она, как и многие святители, предсказала собственную кончину за 3 дня и не переставала принимать людей, нуждающихся в божественной помощи. Её погребение произошло на Даниловском кладбище, потому что старица сама пожелала здесь быть после смерти и слышать звуки церковного служения.

Святая предсказывала, что после её кончины на могилу будет приходить малое число людей, а позже — только близкие. Она говорила: «Когда родные тоже отойдут к Богу, вовсе запустеет место погребения, однако, память обо мне воскреснет, и народ пойдет сюда толпами, чтобы лечить болезни. Я же всех услышу и приму, буду молить Господа о спасении наших братьев и сестер».

Предсказание блаженной угодницы свершилось, и на место погребения стали приходить христианские паломники для разрешения проблем греховного бытия. Вскоре Российская Православная Церковь решила эксгумировать святые останки. 8 марта 1998 года мощи Матроны перенесли в Даниловскую обитель, где провели необходимую литургию и панихиду. На следующий день священные останки торжественно доставили в церковь на территории Покровского монастыря. Святыню поместили в специальную раку, которая отныне стала объектом молитв православных верующих.

На заметку! На могиле установлена часовня, освященная в честь блаженной Матроны Московской. Это место обладает той же чудодейственной силой, что и останки, а также иконы с её изображением.

О чем просят матушку Матрону

Тысячи людей приходят на могилу блаженной угодницы, чтобы просить божественной помощи.

  • Чаще всего приходящие просят об исцелении от душевных или физических недугов.
  • Многие женщины желают, чтобы Матрона своими молитвами помогла в долгожданной беременности или знакомстве с верным мужем.
  • Некоторые просят святую о сохранении брака и материальном благополучии.
  • Паломники не забывают читать молебны о своих братьях и сестрах, которые страдают от гнева стихий (пожаров, наводнений). Старица и природу способна усмирять через божественное вмешательство
  • Матрона помогает преуспевать в работе, учебе, укрепляет веру в Господа и благословляет верующего на путь истинный.

Те приходящие, кто с чистым сердцем и без темных помыслов просят о чем-либо, несомненно, получают это.

Совет! Послание должно строиться на искренности и открытой добродетели. В среде паломников распространена традиция прихода к могиле блаженной старицы с цветами, которые она чрезвычайно любила. Многие рекомендует перед посещением этого святого места сделать благое дело: помочь нуждающимся, накормить бездомных, совершить пожертвование.

Добраться до Даниловского кладбища, работающего каждый день с восьми утра до пяти вечера, можно на метро или на общественном транспорте. В первом случае выходить следует на станции «Тульская», а далее идти пешком примерно 15 минут. Если добираться на автобусе или троллейбусе, нужно выходить на остановке, которая называется «Духовской переулок».

Место погребения блаженной старицы найти не составит труда, так как на территории расставлены специальные указатели.

Краткая история Даниловского кладбища

Его постройка началась в 1771 г. для погребения тех, кто умер от заразной чумы. Для подобных кладбищ отводилась местность за окраинами города. В это время в Москве свирепствовала страшная инфекция, уносящая тысячи жизней, а вместе с ней на улицах орудовали шайки мародеров. Городское управление с трудом удерживало порядок. На помощь пришло личное распоряжение Екатерины II, в котором приказывалось собрать армию для усмирения преступности и провести необходимые санитарные мероприятия, к каким относились и постройки кладбищ.

В середине лета 1771 г. на Даниловском кладбище похоронили 15% от всех погибших. Для охраны поставили смотрителей, а могильщики трудились днем и ночью, чтобы успевать хоронить всё пребывающие телеги с трупами. На братских могилах образовывали насыпи, а гробы засмаливали, чтобы предотвращать появление запаха. В целях безопасности отпевание происходило прямо на кладбищах, в специально построенной церквушке.

До революционных действий здесь хоронили знатных мещан, ремесленников и родственников священнослужителей. В советский период на Даниловском кладбище нашли покой выдающиеся люди искусства, спортсмены, политики, ученые. В 1998 г. отсюда началась процессия перенесения святых останков блаженной Матроны Московской.

На заметку! В начале XIX века вместо деревянной церкви на территории кладбища соорудили каменный храм. Архитектором являлся Ф. Шестаков, а финансированием занимался московский купец С. Лепёшкин. Церковное строение было сооружено в стиле ампир и обладало двумя приделами. В начале XX века храм перестроили по чертежам Н. Стручкова.

Нрав святой старицы

Блаженная старица от рождения была слепа, а к 19 годам потеряла способность ходить. Однако она никогда не жаловалась на судьбу и всем сердцем желала избавить людей от страданий. При жизни преподобная угодница совершила множество чудес, постоянно обращаясь к Всевышнему с молитвами.

Интересно о святой:

Матрона Московская была искренним и открытым человеком, дарящим спокойствие каждому, кто обращался к ней. Она по-матерински обнимала страждущих, ласкала и одаривала теплыми речами. Находясь рядом с Матроной, верующие воочию ощущали присутствие Святого Духа.

Внимание! Перед кончиной Матрона завещала являться на место захоронения, прикасаться к останкам и иконам. Преподобная старица обещала молиться перед Господом за несчастных людей.

Сегодня сбываются её пожелания, совершается колоссальное количество чудес на её могиле, а также у священной раки в Покровской обители. Место захоронения обладает той же чудодейственной силой, которая заключена в мощах преподобной старицы и иконах с её ликом.

Где находится могила Матроны Московской — о чём просят о помощи на ней

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Матушка Матрона – одна из самых почитаемых святых в мировом православии, ведь именно с её именем уже многие годы связывают самые большие чудеса исцеления физического и душевного, именно к ней приходят за помощью и советом, только она даёт силы жить, любить и верить. Множество образов блаженной находятся в самых различных храмах, и к ним ежедневно приходят верные паломники и почитатели. Но не менее важное значение имеет могила Матроны Московской на Даниловском кладбище.

Обретение мощей блаженной старицы Матроны

Святая Матрона Московская предсказала свою смерть за три дня, продолжая принимать людей в свои последние дни.

Блаженная Матрона предсказывала:

«После моей смерти на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие, а когда и они умрут, запустеет моя могилка, разве изредка кто придет. Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу».

Предсказание блаженной угодницы свершилось, и на место погребения стали приходить христианские паломники для разрешения проблем греховного бытия. Вскоре Российская Православная Церковь решила эксгумировать святые останки. 8 марта 1998 года мощи Матроны перенесли в Даниловскую обитель, где провели необходимую литургию и панихиду. На следующий день священные останки торжественно доставили в церковь на территории Покровского монастыря. Святыню поместили в специальную раку, которая отныне стала объектом молитв православных верующих.


Изнесение мощей блаженной старицы Матроны. Полночь 8 марта 1998 года

На могиле установлена часовня, освященная в честь блаженной Матроны Московской. Это место обладает той же чудодейственной силой, что и останки, а также иконы с её изображением.


Часовня на бывшей могиле Матроны Московской

Православные верующие приезжают сюда и сегодня, чтобы помолиться блаженной старице и попросить у нее помощи. Там всегда горят церковные свечи, читаются искренние молитвы и всё вокруг утопает в цветах, которые так любила Матрона.

Каждый современный христианин считает своим непоколебимым долгом посетить это место. Оно поистине свято и чудотворно, ведь там каждую минуту происходят чудеса:

  • находят исцеление бесноватые;
  • прозревают слепые;
  • молодые пары получают возможность иметь детей, о которых так мечтают;
  • отчаявшиеся обретают новые силы и веру в себя.

О чем просят матушку Матрону

Тысячи людей приходят на могилу блаженной угодницы, чтобы просить божественной помощи.

  • Чаще всего приходящие просят об исцелении от душевных или физических недугов.
  • Многие женщины желают, чтобы Матрона своими молитвами помогла в долгожданной беременности или знакомстве с верным мужем.
  • Некоторые просят святую о сохранении брака и материальном благополучии.
  • Паломники не забывают читать молебны о своих братьях и сестрах, которые страдают от гнева стихий (пожаров, наводнений). Старица и природу способна усмирять через божественное вмешательство
  • Матрона помогает преуспевать в работе, учебе, укрепляет веру в Господа и благословляет верующего на путь истинный.


Святая блаженная Матрона Московская

Те приходящие, кто с чистым сердцем и без темных помыслов просят о чем-либо, несомненно, получают это.

Совет! Послание должно строиться на искренности и открытой добродетели. В среде паломников распространена традиция прихода к могиле блаженной старицы с цветами, которые она чрезвычайно любила. Многие рекомендует перед посещением этого святого места сделать благое дело: помочь нуждающимся, накормить бездомных, совершить пожертвование.

  • Молитвы ко святой Матроне
  • Акафист блаженной старице

Добраться до Даниловского кладбища, работающего каждый день с восьми утра до пяти вечера, можно на метро или на общественном транспорте. В первом случае выходить следует на станции «Тульская», а далее идти пешком примерно 15 минут. Если добираться на автобусе или троллейбусе, нужно выходить на остановке, которая называется «Духовской переулок».

Место погребения блаженной старицы найти не составит труда, так как на территории расставлены специальные указатели.

Как добраться до Даниловского кладбища

Доехать к могилке Матронушки можно несколькими способами:

  1. На метро до станции Тульская, далее пешком 15 минут. Первый вагон из центра, после турникетов налево, выходим наверх, огибаем выход направо и на 180°, идем в сторону эстакады 3-го транспортного кольца). Спускаемся в переход, в переходе на первой развилке повернуть направо, идти до конца, подняться наверх по левой лестнице. Далее прямо по тротуару вдоль 3-го транспортного кольца до перекрестка. Перейти дорогу. Слева – угол Духовского переулка, там стоит небольшое отдельно стоящее здание и имеется указатель «Духовской переулок». Идем метров 300 по этому переулку, вход на кладбище виден издалека (желтый забор). Проходим через ворота, справа здание и образцы надгробных камней, спереди церковь (здание желтого цвета). Проходим здание, направо аллея. Проходим вперед метров 10, видим указатель к Матроне, направо. Поворачиваем и через пять метров поднимаемся к могиле Матроны Московской. Ошибиться и не увидеть могилу невозможно, она возвышается над другими могилами.
  2. На трамвае от метро м. «Шаболовская». От метро на трамвае №26 до остановки «Даниловское кладбище». Как найти могилку Матроны на Даниловском кладбище смотрите в пункте 1.
  3. На автомобиле. При движении по третьему транспортному кольцу: Съезд с эстакады третьего транспортного кольца на Малую Тульскую улицу. Далее повернуть налево, по Духовскому переулку проехать до ворот Даниловского кладбища. Как найти могилку Матроны на Даниловском кладбище смотрите в пункте 1. При движении из центра: Ехать по улице Люсиновская, мимо Даниловского рынка, до эстакады 3-го транспортного кольца. Перед эстакадой повернуть направо, доехать до перекрестка. По Духовскому переулку проехать до ворот Даниловского кладбища. Как найти могилку Матроны на Даниловском кладбище смотрите в пункте 1. При движении в центр: По Каширскому или Варшавскому шоссе проехать до пересечения с ул. Серпуховской вал, развернуться в сторону области. Перед эстакадой 3-го транспортного кольца повернуть направо, доехать до перекрестка. По Духовскому переулку проехать до ворот Даниловского кладбища. Как найти могилку Матронушки на Даниловском кладбище смотрите в пункте 1.

История

В конце восемнадцатого века страшная чума пришла в столицу. Инфекция появилась в госпитале Лифортово. От этой болезни стали погибать до тысячи человек ежедневно. Люди были в панике, власти не знали что делать. Императрица Екатерина вторая посылает в Москву графа Орлова с безграничными полномочиями. Ему должны были подчиняться беспрекословно департаменты.

Граф особым распоряжением указал открыть несколько мест захоронения вдали от столицы. Одним из них стала территория бывшего Даниловского монастыря, поэтому название Даниловское. На нем предавали погребению именитых купцов, мещан, ремесленников и других знаменитых людей. Нашли последнее пристанище здесь купеческая семья Третьяковых, основателей Третьяковской галереи, блаженная Матрона и митрополит Пиритима.

В конце девяностых останки Святой Матроны были перемещены в Покровский храм, но люди приходят к могилке в настоящее время и приносят ее любимые цветы хризантемы. Также был построен небольшой деревянный храм для нужд населения. Со временем это строение через пятьдесят лет пришло в негодность и на денежные средства купцов Солодовникова, Голофтеева, Зубова и Лепешкина была возведена новая церковь из камня.

Лучшая статья для Вас, переходите: Храм Спаса Всемилостивого в Митино, расписание богослужений

Архитектором был знаменитый в свое время Шестаков приверженец русского классицизма, он имел легкую руку, все его строения сохранились до настоящего времени.

В начале двадцатого века церковь преобразилась. В ней сделали напольное покрытие из разноцветных плит, а у алтаря паркетный пол. Храм имеет счастливый удел, он не был закрыт в период давления на верующих прошлого столетия. Но после революции семнадцатого года в нем реквизировали золотые и серебряные церковные украшения.

График работы

Данное место открыто для паломников и всех желающих с 09:00 до 17:00 каждый день, чтобы каждый, кто нуждается в помощи, мог получить её незамедлительно.

Могила Матроны – это не просто великое чудодейственное место, но и тот оплот, который даёт каждому православному человеку надежду, дарит силы, вселяет веру, воодушевляет на новые дела во имя Господа. Помните, что не зависимо от того, будет у Вас возможность посетить могилку святой и приклониться к мощам или нет, но произнести молитву Вы сможете всегда, даже дома перед образом святой. Как говорят, что они нас всегда слышат. Самое главное – это наша вера в то, о чем мы просим и в конечный положительный результат.
18 сентября Могила Матроны
Некрасова Татьяна

Кто такая Матрона Московская?

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

Матрона Дмитриевна Никонова появилась на свет по некоторым источникам в 1881, а по другим в 1885 году. Место её рождения – деревня Себино, относимая к Епифанскому уезду (Тульская губерния, Московская область).

Малышка с рождения была слепой, а так как по счёту она приходилась четвёртым ребёнком в многодетной семье, то родители поначалу хотели сдать её в приют. Однако, матери Матроны пригрезился вещий сон, словно белая птица, имеющая лицо человека, но глаза которой закрыты, садится на её правую руку. После чего девочку решили оставить в семье.

С детского возраста Матрона отличалась нелюдимостью. Она не находила общего языка с ровесниками, ведь те издевались над её физическими недостатками: короткими ногами и руками. При этом девочка всегда тянулась к Богу, ходила на службу в церковь и проводила многие часы в молитвах. Священнослужитель, который крестил её, поведал родителям, что у них растёт святой ребёнок.

В восьмилетнем возрасте у Матроны открываются способности предсказывать будущее и дар исцеления. Тогда к ней начинают приходить толпы людей, которых она предостерегает от возможных опасностей. Привозили к ней тяжелобольных и она помогала им избавляться от недугов. Когда девушке исполнилось 17 лет, у неё отказывают нижние конечности, но она знала про то, что так случится заблаговременно и никогда не жаловалась на свою непростую судьбу. Всё также проводила дни и ночи в усердных молитвах Господу и продолжала помогать другим.

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи. Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)

Делала Матрона Московская и различные пророчества насчёт известных мировых событий. Например, она предвидела Великую Отечественную войну, но была уверена в победе русского народа. Обращались к святой женщине и представители руководства страны – так, известно, что на приём к Матроне приходил сам Иосиф Виссарионович Сталин. О данном событии можно прочесть в книге, написанной Зинаидой Ждановой «Сказание о житие блаженной старицы Матроны».

На протяжении всей своей жизни блаженная старица принимала тех, кто приходил к ней, чтобы поведать о своих физических или душевных бедах. Она даровала страждущим утешение, давала полезные советы, молилась о них и помогала избавляться от болезней. И работала всегда абсолютно бескорыстно.

При этом Матрона не считала саму себя чудотворной – она верила, что это Господь Бог через неё воплощает свою волю. И не стремилась лечить людей, чтобы получить какую-то корысть, а всегда помогала от души. Из-за чего она пользовалась немилостью у других так называемых «целителей», гадалок, колдунов и оккультистов. К тому же женщина закликала людей не обращаться к такой категории «специалистов», говоря следующее:

«Они смогут помочь, но только на время, а цена за то будет непомерной – душа бессмертная, Господом сотворённая».

И только за несколько дней до своей смерти Матрона ограничила приём людей. Но к ней всё равно продолжали идти и многим она не отказывала.

Могила святой Матроны Московской в Москве

Кажется, самой посещаемой не только на Даниловском кладбище, а во всей Москве в последние годы XX века стала скромная могилка Матрены Дмитриевны Никоновой (1885–1952) — Блаженной старицы Матроны, названной в свое время Иоанном Кронштадтским «восьмым столпом России» и причисленной недавно к лику святых. Всякий день, и особенно по праздникам, у могилы собирались десятки, сотни паломников, чтобы попечаловаться матушке, попросить ее заступничества и взять с могилки горсть песка, имеющего, по свидетельству многих, чудодейственные свойства.

  • Обретение мощей блаженной старицы Матроны
  • Как добраться до Даниловского кладбища
  • Адрес, где похоронена Матрона Московская
  • График работы

Обретение мощей блаженной старицы Матроны

Святая Матрона Московская предсказала свою смерть за три дня, продолжая принимать людей в свои последние дни.

Блаженная Матрона предсказывала:

«После моей смерти на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие, а когда и они умрут, запустеет моя могилка, разве изредка кто придет. Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу».

Предсказание блаженной угодницы свершилось, и на место погребения стали приходить христианские паломники для разрешения проблем греховного бытия. Вскоре Российская Православная Церковь решила эксгумировать святые останки. 8 марта 1998 года мощи Матроны перенесли в Даниловскую обитель, где провели необходимую литургию и панихиду. На следующий день священные останки торжественно доставили в церковь на территории Покровского монастыря. Святыню поместили в специальную раку, которая отныне стала объектом молитв православных верующих.

Изнесение мощей блаженной старицы Матроны. Полночь 8 марта 1998 года

На могиле установлена часовня, освященная в честь блаженной Матроны Московской. Это место обладает той же чудодейственной силой, что и останки, а также иконы с её изображением.

Часовня на бывшей могиле Матроны Московской

Православные верующие приезжают сюда и сегодня, чтобы помолиться блаженной старице и попросить у нее помощи. Там всегда горят церковные свечи, читаются искренние молитвы и всё вокруг утопает в цветах, которые так любила Матрона.

Каждый современный христианин считает своим непоколебимым долгом посетить это место. Оно поистине свято и чудотворно, ведь там каждую минуту происходят чудеса:

  • находят исцеление бесноватые;
  • прозревают слепые;
  • молодые пары получают возможность иметь детей, о которых так мечтают;
  • отчаявшиеся обретают новые силы и веру в себя.

Как добраться до Даниловского кладбища

Доехать к могилке Матронушки можно несколькими способами:

  1. На метро до станции Тульская, далее пешком 15 минут. Первый вагон из центра, после турникетов налево, выходим наверх, огибаем выход направо и на 180°, идем в сторону эстакады 3-го транспортного кольца). Спускаемся в переход, в переходе на первой развилке повернуть направо, идти до конца, подняться наверх по левой лестнице. Далее прямо по тротуару вдоль 3-го транспортного кольца до перекрестка. Перейти дорогу. Слева – угол Духовского переулка, там стоит небольшое отдельно стоящее здание и имеется указатель «Духовской переулок». Идем метров 300 по этому переулку, вход на кладбище виден издалека (желтый забор). Проходим через ворота, справа здание и образцы надгробных камней, спереди церковь (здание желтого цвета). Проходим здание, направо аллея. Проходим вперед метров 10, видим указатель к Матроне, направо. Поворачиваем и через пять метров поднимаемся к могиле Матроны Московской. Ошибиться и не увидеть могилу невозможно, она возвышается над другими могилами.
  2. На трамвае от метро м. «Шаболовская». От метро на трамвае №26 до остановки «Даниловское кладбище». Как найти могилку Матроны на Даниловском кладбище смотрите в пункте 1.
  3. На автомобиле. При движении по третьему транспортному кольцу: Съезд с эстакады третьего транспортного кольца на Малую Тульскую улицу. Далее повернуть налево, по Духовскому переулку проехать до ворот Даниловского кладбища. Как найти могилку Матроны на Даниловском кладбище смотрите в пункте 1. При движении из центра: Ехать по улице Люсиновская, мимо Даниловского рынка, до эстакады 3-го транспортного кольца. Перед эстакадой повернуть направо, доехать до перекрестка. По Духовскому переулку проехать до ворот Даниловского кладбища. Как найти могилку Матроны на Даниловском кладбище смотрите в пункте 1. При движении в центр: По Каширскому или Варшавскому шоссе проехать до пересечения с ул. Серпуховской вал, развернуться в сторону области. Перед эстакадой 3-го транспортного кольца повернуть направо, доехать до перекрестка. По Духовскому переулку проехать до ворот Даниловского кладбища. Как найти могилку Матронушки на Даниловском кладбище смотрите в пункте 1.

Адрес, где похоронена Матрона Московская

Даниловское кладбище
Город: Москва Адрес:
4-й Рощинский пр. 30
Индекс: 115191
Режим работы:
Ежедневно 09:00 — 17:00
Телефон:
+7 (495) 952 — 29 — 63
E-mail: не указан

График работы

Данное место открыто для паломников и всех желающих с 09:00 до 17:00 каждый день, чтобы каждый, кто нуждается в помощи, мог получить её незамедлительно.

Могила Матроны – это не просто великое чудодейственное место, но и тот оплот, который даёт каждому православному человеку надежду, дарит силы, вселяет веру, воодушевляет на новые дела во имя Господа. Помните, что не зависимо от того, будет у Вас возможность посетить могилку святой и приклониться к мощам или нет, но произнести молитву Вы сможете всегда, даже дома перед образом святой. Как говорят, что они нас всегда слышат. Самое главное – это наша вера в то, о чем мы просим и в конечный положительный результат.

Уважаемые посетители нашего сайта!

Наш сайт, посвященный святой блаженной Матроне Московской, существует на ваши пожертвования, в которых мы нуждаемся. Мы будем рады даже скромным пожертвованиям, но сделанным от всего сердца во славу Господа нашего Спасителя, Пресвятой Богородицы и святой Матронушки.

Сердечно благодарим всех, кто откликается и помогает! Помните, что «рука дающего не оскудеет». Храни Вас Господь!

Примечание: Укажите сумму пожертвования. Выберите способ оплаты. С помощью данной формы Вы можете безопасно перевести деньги с банковской карты, электронных денег или с баланса мобильного телефона.

Мы предлагаем вам пройти тест по Библии. Тест состоит из 15 вопросов. Данный онлайн тест по Библии подойдет как для взрослых, так и для детей. Это простой тест на знание Библии. Вы сможете проверить свои знания просто и быстро!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: