Усыновление и православие: отношение церкви и мнение священников, мифы и реальность, молитвы на усыновление

Церковь и православные священники об усыновлении и опеке детей

Верующие люди знают, что бесплодие — это наказание, в древности это был позор для женщины. Получается, что семейная пара должна в покорности нести свой крест за грехи предков. Как тогда относиться к приемным детям? Это бунт против Бога или милосердие? Совместимы ли понятия усыновление и православие с точки зрения Церкви?

Церковь: за или против усыновления

Власти на официальном уровне давно легализовали практику усыновления детей-сирот или тех, кого бросили родители. Церковь относится к усыновлению, как к акту милосердия, а это — богоугодное дело. У христиан усыновление и православие являются понятиями, которые не противоречат один другому.

По законам Церкви дитя, оставшееся без родителей, независимо от причин, может быть усыновлено семейной парой или отдельным человеком, мужчиной или женщиной. Христианство практикует основой усыновления считать равные права как родных, так и приемных детей. Для новой семьи они уже не воспитанники, коими являлись в детском доме, а родные люди.

О воспитании детей:

Если приемыш не был крещен до усыновления, то Церковь рекомендует окрестить его сразу после оформления бумаг. Смыслом усыновить приемного маленького человека в христианстве является желание родителей окружить приемное чадо родительским теплом, стать полностью родной семьей, а не заменой прошлой жизни. В христианской семье кровное родство для приемных малышей теряет свою важность.

Легко любить родного малыша, а отдать свое сердце — дело, угодное Богу. Господь выступает за полноту семьи, усыновление подарит одиноким родителям особое счастье.

Сам Патриарх призвал людей, имеющих возможность помочь сиротам и обездоленным, взять на воспитание брошенных судьбой детей.

Патриарх подчеркнул, что для России огромным позором и грехом являются:

  • 4 миллиона женщин, ежегодно убиваюших своих детей еще в чреве;
  • 1 миллион сирот.

Такого беспредела греха, за который придется расплачиваться всей нации, не было даже после войны. Люди стали жить лучше, но мир не наполнился милосердием и добротой.

Патриарх подчеркнул, что брошенные дети являются плотью от плоти всего русского народа, и забота о них — под защитой Всевышнего.

Возможно, что сироты несут крест за проклятие своего рода, но эту ношу могут с ними разделить приемные родители, как Симон нес крест Христа. (Луки 23:26)

Сиротство — крест для детей и приемных родителей, но это ноша для Иисуса, за Иисуса, который говорил, что посещая больных в больницах, осужденных в тюрьмах, этим служим Ему (Матв.25:35)

Многие подростки детских домов, которым не было даровано счастье жить в приемных семьях, после выпуска попадают в преступный мир. Церковь предупреждает, что за равнодушное отношение к брошенным детям будет отвечать вся нация, которая на себе почувствует печальные последствия своего эгоизма через 25-30 лет.

Совет! Церковь советует начать доброе дело с консультации духовного наставника и благословения священника.

Как выбрать ребенка для усыновления

Будущие родители обращают внимание при выборе будущего приемного сына или дочери в первую очередь на пол, затем на внешность, а потом уже могут поинтересоваться здоровьем, но мало кого заботит наследственность.

Ошибаются те папы и мамы, которые надеются, что, взявши малютку прямо с роддома, они воспитают его по своим жизненным принципам.

Психологи, богословы, педагоги, занимавшиеся вопросом наследственности, пришли к выводу, что на многих воспитанниках детских домов лежит первородных грех, который передается из поколения в поколение.

Сироты из детских домов отличаются от обычных детей. Здесь недостаточно проявить любовь и ласку, в некоторых случаях приемным родителям придется встретиться с множеством проблем:

  • искаженная психофизическая природа;
  • несформированная внутренняя структура личности;
  • нарушение норм поведения.

Обычную болезнь можно вылечить, но при повреждении духовной и душевной природы очень часто взрослые люди возвращают подопечного обратно. При этом сердечная рана наносится сироте, несостоявшимся родителям, духовному наставнику, друзьям, знакомым, учителям.

Спешите медленно. Этим детям мало дать только любовь, питание и обеспечение, их надо понять, «влезть в детскую шкуру», завоевать человеческое доверие, которое не купишь за деньги, приручить и приучить постепенно к порядку жизни, царящему в приемной семье.

Многие духовные наставники советуют не спешить с усыновлением, а временно оформить опеку над подопечным, поместив его в государственное учреждение, будь то училище или интернат, где действует строгий распорядок. Самонадеянность на свою любовь и желание поскорее обрести радость материнства или отцовства часто приводит к развалу семьи, не перенесшей тяжести воспитания трудного подростка.

Любящие наставники, опытные педагоги за короткое время смогут подготовить маленького человека к жизни в нормальной семье. Нельзя впадать в заблуждение, что приемный малыш вырастет и отблагодарит своих воспитателей.

Выросшие в антисоциальной среде, дети будут скучать по своим родственникам. Они обязательно найдут что-то положительное в своей прежней жизни и отрицательное в настоящей семье. К этому надо быть готовыми.

Советы от священника

Исходя из приобретенного опыта, христианский психолог, священник советует:

  • не брать в семью, где уже есть дети, приемыша возрастом старше родных отпрысков, чтобы воспитанное в другой среде чадо не подавляло всех остальных;
  • несколько детей усыновлять сложнее, опыт показывает, что двое — уже система, инородная вашей семье, поэтому соединение будет проходить труднее;
  • рекомендуется усыновлять детей с других регионов, чтобы родственники не жили с усыновителями в одном населенном пункте;
  • маленького человека переделать трудно, и, безусловно, здесь гнев и злость — плохие помощники, напряженная эмоциональная атмосфера не способствует взаимопониманию, поэтому надо молиться Архангелу Гавриилу, чтобы помог принять правильное решение;
  • слушайте свое сердце, какой человечек затронет сердце, тот и ваш.

О, святый великий архангеле Гаврииле, Божию Престолу предстояй и озарением от Божественного света осиянный, ведением же непостижимых тайн о превечней премудрости Его просвещенный! Всеусердно молю тя, настави мя к покаянию от злых дел и ко утверждению в вере моей, укрепи и огради душу мою от искушений прельстительных, и умоли Создателя нашего о отпущении грехов моих. О, святый великий Гаврииле архангеле! Не презри мене грешнаго, молящегося тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но присно помощник мне явися, да непрестанно славлю Отца и Сына и Святого Духа державу и твое предстательство во веки веков. Аминь.

Школы для приемных родителей

Семейная пара, которой Бог не дал кровное дитя, ничего не знает о психологии, физическом и моральном развитии маленького человека. Усыновители даже не подозревают какие проблемы адаптации малышей, а особенно подростков в приемных семьях, могут встретиться им на этом нелегком пути.

Читайте также:
Крестный ход: что такое и в чем смысл, маршрут, виды

Очень часто, когда розовый дым ожиданий счастливого отцовства развеется, приемышей возвращают обратно. Чтобы этого не случилось, церковь и опекунские отделы советуют усыновителям пройти обучение в школах, центрах, на тренингах будущих родителей.

Во время обучения слушатели смогут:

  • оценить, насколько они психологически готовы к такому шагу;
  • определиться в чувствах;
  • подготовиться морально и практически;
  • получить знания для формирования полноценной семьи.

Специализированные школы открыты как для уже имеющих приемных детей родителей, так и потенциальных усыновителей. На занятиях можно получить ответы на вопросы и получить консультации у опытных юристов, педагогов, психологов и врачей.

Важно! Главная задача школ для усыновителей — научить любить любовью Иисуса Христа, Источника Живой Жизни.

Подлинную любовь можно приобрести через познание Библии и Святых Писаний, постоянную молитву и Таинства Церкви.

Приемный ребенок: выбор сердца и разума

Беседа с епископом Смоленским и Вяземским Пантелеимоном

Первая православная школа приемных родителей при Марфо-Мариинской обители за 11 месяцев своего существования уже подготовила 30 семей-выпускников. Десять из них взяли на воспитание детей. Помимо стандартной программы, разработанной городским Департаментом семейной и молодежной политики, в школе будущие приемные родители могут пройти катехизацию, пообщаться со священником, а также встретиться с теми семьями, которые уже воспитывают приемных детей. По окончании обучения выдается документ государственного образца – с сентября такое свидетельство о прохождении спецкурсов стало обязательным для потенциальных усыновителей.

О том, чему следует научиться будущим приемным родителям и как им справляться с духовными трудностями, порталу «Православие.ру» рассказывает организатор и духовник школы, председатель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон.

– Какие главные знания должны получить потенциальные усыновители? И действительно ли теоретическая подготовка к родительству реально помогает на практике?

– Конечно, нужно познакомить усыновителей с особенностями детей, которые оказались по каким-то причинам вне семьи. Эти особенности, как правило, общие для всех таких детей: сложная психика, отсутствие телесного здоровья, часто отставание в развитии. Обычные критерии педагогики к этим детям не применимы. Поскольку все время меняются взрослые, которые живут и занимаются с ребятами в детском доме, у ребенка к ним не возникает устойчивой привязанности, и часто он не умеет любить. Травмированные дети легко переключаются с одного на другое, у них нет какой-то стабильности в жизни… В общем, приемный ребенок – не чистый лист, в его душе уже написаны жизнью разные каракули и даже скверные слова.

Кроме психологии, усыновители должны детально выяснить и юридическую сторону вопроса, чтобы знать и свои права, и права кровных родителей.

Но помимо специальных знаний, главное, чему должны учиться будущие родители, – это умение самим любить таких детей. А для этого нужно постоянное обращение к Источнику любви – к Богу. Через молитву, церковные таинства, чтение Священного Писания и соблюдение заповедей Господь дает нам чувство подлинной любви. У человека должно быть понимание, что воспитание ребенка – это подвиг, силы на который дает только Господь. «Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф. 18: 5).

Родители, исполняя слова Христа, должны просить помощи у Того, Кто заповедовал относиться с состраданием и сочувствием к чужому горю, тем более что тут мы имеем дело с детской бедой.

– Какие мотивы чаще всего заставляют задуматься об усыновлении? Как понять, готов ли человек взять на воспитание премного ребенка?

Должны быть нормальные отношения внутри семьи – осознанное стремление иметь детей у всех ее членов. Обязательно согласие мужа, а также кровных детей, если они есть. Одиноких женщин, которые хотят ребенка, мы не рассматриваем в качестве кандидатов в приемные родители. Но, конечно, каждый случай индивидуален, поэтому только духовник конкретной семьи может дать такой совет: брать ребенка или семья еще не готова к этому.

Курсы приемных родителей как раз и нужны, чтобы не скрывать всех трудностей, а честно о них рассказать – а решение остается за семьей. Нужно осознавать, что если в семье есть непонимание, ревность, то все эти проблемы многократно возрастут, если еще появится ребенок из детского дома, который к тому же сразу перетянет все внимание на себя, ведь он не умеет делиться своей любовью и не умеет жить в семье.

Иногда приходится снимать «розовые очки» с родителей, думающих, что ребенок, которого они усыновят, будет теперь до конца жизни благодарен им. Обдуманным решение об усыновлении становится тогда, когда человек понимает, что он идет на подвиг ради ребенка.

Чаще всего трудности не пугают тех, у кого долгое время не получается родить собственных детей. Стремление быть родителем заложено природой в каждом. Несмотря на то, что в наше время люди часто до достижения зрелого и очень зрелого возраста даже и не думают о семье и детях, в результате все равно большинство приходит к такому решению. Но есть и другие случаи, когда люди, уже воспитывающие нескольких детей, понимают, как важно для ребенка жить в семье, и решают взять к себе еще одного – приемного. Бывает, что просто до глубины души трогает чужое горе.

– Когда рождается свой, кровный ребенок, мы, к счастью, не можем выбирать, какой у него будет цвет глаз, характер, болезни и т.д., – родителям приходится любить его таким, какой он есть. А вот как выбрать ребенка в детском доме? И допустим ли сам выбор?

– Я думаю, что выбирать приемного ребенка допустимо: нужно увидеть и понять, полюбишь ли ты его, расположится ли твое сердце к нему. Конечно, этот выбор сердца нужно проверить разумом. Трезво оценить, по силам ли твоей семье взять ребенка, если он тяжело болен, например, или уже достаточно взрослый и успел приобрести какие-то очень плохие привычки – изменить кардинальным образом вы ведь его не сможете. Но голос сердца все равно стоит слушать – ведь и Сам Господь может указать, что это именно тот самый твой ребенок. Да еще и самому ребенку вы должны понравиться.

На практике же бывает так, что не вы выбираете из большого количества детей, а вам самим консультанты советуют – не детей подбирают к родителям, а родителей подбирают к детям. Стоит прислушаться и к этим рекомендациям.

Читайте также:
Потеря близкого человека: советы священников и церкви как пережить и смириться

– Многие родители жалуются, что и своих-то, кровных детей, даже в раннем возрасте, не удается привести в Церковь. А как быть с детьми из детского дома? Способны ли они, по вашему опыту, жить в воцерковленной семье?

– Зная опыт православных детских домов, могу сказать, что очень большой процент их выпускников затем не уходят из Церкви. Есть случаи, что некоторые выпускницы становятся женами священников.

Не имея в себе страха Божия, нельзя научить ему и своего ребенка. И наоборот, если таинства имеют большое значение для родителя, этот пример передается детям. Самое главное – нам самим постоянно быть со Христом, быть в поисках главного дара, главной цели – стяжания Духа Святого.

И хотя себя мы можем и должны заставлять любить, выполнять заповеди, да и просто рано утром в выходной день встать и пойти в церковь, то ребенка, конечно, силой не заставишь. Тут творческий подход нужен, ведь семейных традиций благочестивой жизни не сохранилось. Каждой семье нужно найти свой путь. Поэтому еще важно общаться с другими семьями, делиться опытом.

– Есть ли продолжение у школы приемных родителей – клуб для уже усыновивших?

То, что сегодня воспринимается многими как некая экзотика: многодетность, усыновление и так далее, – на самом деле естественно и нормально, а ведь этому можно научиться, только имея перед глазами живой пример.

Более того, со временем мы должны прийти к тому, чтобы такие семейные клубы объединились в родительскую ассоциацию и становились реальной общественной силой – могли бы выражать свое мнение по поводу разных опасных тенденций. В конце концов в связи с тем, что меняется законодательство в области социальной защиты детей, эта ассоциация могла бы участвовать в решении вопросов, забирать ли конкретного ребенка из конкретной семьи или нет.

Все-таки, несмотря на все различия и проблемы, с которыми сталкиваются приемные родители, жизнь всех семей развивается по неким общим правилам: есть посты, праздники, общие дела. Родители должны заботиться о воцерковлении ребенка с самого раннего детства, а при том, что многие наши взрослые еще сами мало знают о церковной жизни, им приходится преодолевать много трудностей на этом пути. В этом семьи должны поддерживать друг друга, помогать.

Кстати, поэтому, я считаю, очень желательно, чтобы и в школе приемных родителей занятия вели люди из многодетных семей: родители или их ставшие взрослыми дети. Мы их ищем и приглашаем поделиться опытом – особенно интересно было бы побывать у них дома, послушать какие-то истории из жизни, узнать, как они разрешают разные сложные ситуации. Ведь часто бывает, что даже специалисты-психологи из-за отсутствия собственного опыта семейной жизни не могут до конца понять проблемы подопечных. А после посещения многодетной семьи, в которой есть атмосфера любви, становится понятно, на что нужно равняться и к чему стремиться.

– Преподают ли в православной школе приемных родителей люди с таким опытом?

Но главное, что хотелось бы, – это чтобы те, кто приходят в школу приемных родителей, твердо поняли: без Бога мы не можем ничего, и чтобы они чаще обращались к Нему. Воспитание чужих детей, без преувеличения, подвиг, но важно помнить, что в лице усыновленного ребенка вы можете послужить Христу – Сыну Божиему, Который отдал за нас Свою жизнь и усыновил всех нас Богу. Это тот путь, где будет совсем непросто, но здесь вам будет помогать Сам Господь. «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, – говорит Христос, – ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11: 29–30).

Справка

Православная школа приемных родителей – одно из направлений работы Центра семейного устройства – проекта православной службы помощи «Милосердие».

Длительность курса – два месяца. Обучение проходит по программе, разработанной Департаментом семейной и молодежной политики города Москвы, с добавлением дополнительных занятий. К стандарту добавляются беседы со священником, общение с родителями, имеющими опыт воспитания приемных детей, и со специалистами по возрастной педагогике. Занятия ведут священники, психологи, юристы, педагоги и другие специалисты. По окончании обучения в школе будущим приемным родителям выдается документ государственного образца.

Выпускники школы, которые взяли на воспитание ребенка из детского дома, в любое время могут обратиться за консультациями в школу, а также посещать встречи Клуба православных родителей. Встречи клуба проходят ежемесячно, на них родители могут поделиться опытом и задать интересующие их вопросы. На встречи приглашают не только тех родителей, которые прошли обучение в школе, но и всех желающих.

Записаться на курсы в православную школу приемных родителей можно по телефону справочной службы «Милосердие»: (495) 972-97-02. Также по этому телефону можно присоединиться к Друзьям милосердия – всем тем, кто не остается равнодушным, когда ближнему нужна помощь.

МИФЫ ОБ УСЫНОВЛЕНИИ

Чего не надо бояться приемным родителям

Приблизительное время чтения: 10 мин.

“Господи, да зачем вам это надо. Неужели вы не боитесь – ведь неизвестно, кто его родил, а может, у него родители – наркоманы или алкоголики?! Он ведь тоже таким вырастет. Все детдомовские – больные, здоровых бы не бросили. Оно вам надо – такой крест на себя взваливать? Да подождите усыновлять, сами еще родите… Зачем вам чужой ребенок?..”

Замужем, имеет двоих взрослых сыновей, двоих внуков, воспитывает приемную дочь Алину.

Трудности усыновителям только на пользу

– Галина Сергеевна, чего, как правило, опасаются приходящие к Вам будущие усыновители?

– Ой, чего-чего, а страхов у наших граждан хватает! Тем более что на тему усыновления существует очень много мифов. Для не от них, а ведь это происходит довольно часто. Какие только трагедии потом не случаются! Особенно если ребенок узнает об этом в подростковом возрасте, скажем, лет в 14-16. В лучшем случае он может просто уйти из семьи, а в худшем… А как страдают сами приемные родители! Ведь они всю жизнь несут груз этой “страшной тайны”. Люди переезжают в другой город, меняют фамилию, имя, отчество – и свои, и ребенка, но ребенок все равно узнает об этом, причем в самом неподходящем возрасте. Либо найдутся “доброжелатели”, которые сообщат ему, что он неродной, либо сами родители проговорятся. Случаи разные бывают. Вот один из нашей практики. Мальчишка в 14 лет узнал о том, что он приемный. Произошло это случайно, причем, по вине самих родителей. Парень что-то набедокурил, лег спать, родители стали выяснять отношения по этому поводу, и он услышал, как отец сказал матери: “Я тебе говорил, не надо было его из детдома брать – вот что из него выросло!”. Парень утром встал, собрал вещички и ушел из дома. Отец его потом два года (!) искал, и надо было видеть, из какой клоаки он его вытащил. А потом прощения просил… Да и вообще, о какой тайне может идти речь, если о факте усыновления знают: орган опеки, суд, ЗАГС, ЖЭК, врачи в поликлинике. Получается, что это тайна только для ребенка. Я считаю, что ему обязательно нужно рассказать реальную историю его появления в семье. Только нужно знать, когда и как это сделать – чтобы не нанести травму. Мы в Школе об этом много говорим.

Читайте также:
Архангел Уриил: кто это, в чем помогает и за что отвечает, как ему молиться

– Есть ли “очередь” за детьми? И не пугает ли будущих усыновителей необходимость потратить уйму времени, пока удастся найти такого ребенка, какого они хотят?

– Очереди за детьми ни в одном детском учреждении не существует, особенно если усыновители хотят взять мальчика старше трех лет. Вот если они мечтают о девочке, да еще, чтобы ей годика не было, тогда придется подождать. Происходит это оттого, что инициаторами усыновления изначально зачастую являются женщины, мужчины гораздо реже – процентов 20-30 обращений. Ну а женщинам, естественно, хочется дочку, с которой, когда она подрастет, можно будет поделиться своими проблемами и чисто женскими переживаниями, и которая будет ближе к родителям, когда они состарятся. Мальчик вырастает и уходит из семьи, а дочка есть дочка. Поэтому девочки у нас “дефицит”. Да еще все хотят маленьких – чтобы самим воспитывать их с самого начала. С детьми старшего возраста уже приходится что-то корректировать, перестраиваться. А что касается поиска ребенка… Знаете, у всех это происходит по-разному. Кто-то находит своего ребенка сразу, при первом же визите в детский дом, а у кого-то на поиски родного человечка уходят недели и месяцы. Здесь нет ни гарантий, ни статистики, и это ни от кого не зависит. Но очень много случаев, когда люди изначально хотят усыновить, скажем, девочку от годика до трех лет, а попав в детдом, случайно видят мальчика лет десяти, и… напрочь забывают о девочке – этот мальчишка очень скоро становится их сыном. Как это объяснить. Наверное, судьбы наши определяются Кем-то свыше…

К вере нужно приохотить, а не приневолить

– Кстати, о Том, Кто свыше… Ваша Школа – светская, и преподаватели, насколько я понимаю, люди невоцерковленные. Обращаются ли к вам православные усыновители, и как Вы относитесь к вопросу усыновления детей семьями, где мама и папа регулярно ходят в храм?

– Обращаются, конечно. Но знаете, мне бы даже хотелось, раз уж Вы пришли из православного журнала, немного развить и заострить эту тему… Дело в том, что я глубоко убеждена: к вере ребенка нужно приохотить, а не приневолить. Любое насилие порождает либо неприязнь и отторжение, либо ломает человека и делает его слабовольным, зависимым, неспокойным. Сомневаюсь, что Церковь хочет ребенка “сломать”, а вот некоторые из православных усыновителей приходят, кажется, с целью не полюбить, принять, воспитать ребенка, а любой ценой его воцерковить. Понимаете, любой ценой!

– Но священники постоянно говорят о том, что ребенка не надо неволить, заставлять его против воли выстаивать долгие службы, соблюдать посты.

– Вот именно! Маленький человек сам должен к этому прийти. Иначе только хуже будет.

– У Вас был только отрицательный опыт, связанный с православными усыновителями?

– Был очень грустный случай… Женщина – абсолютно нормальная, здоровая, адекватная с виду – усыновила девочку четырех лет. Я знала, что она верующая, ходит в храм, причащается. Она была мне очень симпатична. Я сама помогла ей найти приемную дочку. Но, к большому сожалению, я в этом человеке ошиблась … Девочку она вскоре вернула обратно в детский дом – просто подкинула, не оставив ребенку даже его игрушек и личных вещей. А когда я узнала подробности этой истории, я была просто шокирована. Оказалось, что удочерив девочку, приемная мать сразу стала принуждать ее молиться, выполнять послушания, каждый день водила в храм и заставляла выстаивать долгие службы, не разрешая присесть даже на минутку. Конечно, ребенок испугался. Девочка сопротивлялась натиску приемной матери как могла: плакала, убегала, и, в конце концов, та ее вернула.

– И что теперь? Вы избегаете православных усыновителей?

– Нет! Но этот случай, этот опыт надо учесть. Конечно, из этого вовсе не следует, что православные усыновители – религиозные фанатики, и им нельзя доверять детей. Совсем нет. Вот, как раз сейчас я общаюсь с верующей женщиной, православной, которая собирает документы на усыновление девятилетнего мальчика. Пока идет процесс сбора документов, будущая мама берет его на выходные в гости, в свою семью. Они вместе ходят в храм, и, что интересно, ребенок делает это с удовольствием. Он стоит всю службу совершенно спокойно, причащается и даже исповедуется – сам, не по увещеванию взрослых, не потому, что так надо или из страха перед наказанием, а просто, видимо, душа его созрела для веры, есть у него потребность в этом. Вот что значит, когда человек не проявляя насилия над ребенком, просто рассказывает и показывает ему то, что он сам любит и чем живет. Ребенок видит картинку, примеряет ее на себя и делает свой выбор.

Усыновлению нужно учиться

– А на какие вопросы должен сам себе ответить усыновитель, чтобы окончательно убедиться в том, что он действительно готов к этому шагу? Существует ли какой-нибудь “тест на усыновление”?

– Теста как такового нет, но вопросы эти сформулированы давно, и на наших занятиях мы подробно говорим на эту тему. Это очень важно, чтобы с потенциальным усыновителем поработали профессионалы – не тогда, когда он уже взял ребенка, а когда еще только задумался, брать или не брать. Потому что часто, увидев симпатичную мордашку по телевизору или в интернете, люди кидаются собирать документы на усыновление в эмоциональном порыве. Этого делать ни в коем случае нельзя. В этом году мы столкнулись с тремя случаями отказов: через 6 месяцев, через 8 месяцев и через год после усыновления детей вернули в детский дом. Это колоссальный удар по психике и ребенка, и усыновителей. Почему это происходит? Да потому, что мордашка оказалось не такой! Ребенок просто-напросто не оправдал ожиданий родителей, потому что люди были не готовы к усыновлению.

Читайте также:
Православие и феминизм: взгляд церкви и отношение священников, социальные опасности

Люди не понимают, что ребенок из детского учреждения – это ребенок с особыми поведением. Они вообще ничего не знают о детях-сиротах. А ведь каждый приемный ребенок проходит несколько стадий психологической адаптации к новой семье, к новой жизни. И это происходит с детьми любого возраста. Но потенциальные усыновители зачастую даже не знают о проблемах адаптации, и когда ребенок начинает капризничать, хулиганить, нецензурно выражаться (и такое бывает), они не понимают, что это вовсе не означает, что он плохой – он просто привыкает к новой жизни. А усыновители не ожидают подобных “сюрпризов”, вот и приходят через две недели после усыновления со словами: “Заберите его назад”. Но когда люди знают, что их ждет, понимают, что это временно, и стараются справиться с этими трудностями – самостоятельно или с помощью специалистов – тогда у них получается нормальная, здоровая семья.

Поэтому я глубоко убеждена: необходимо повсеместно открывать школы приемных родителей, центры усыновления, курсы и тренинги для усыновителей. Причем специалисты должны оказывать поддержку усыновителям не только тогда, когда они еще готовятся взять ребенка, но и после того, как в их семье уже появился приемный ребенок. Именно в этот период у многих усыновителей возникают проблемы, вопросы, новые страхи, и не всегда в ситуации можно разобраться самостоятельно – часто необходима помощь специалиста, будь то вопросы, связанные со здоровьем ребенка, юридические нюансы или необходимая консультация психолога. Многих проблем и трагедий удастся избежать, просто правильно подготовив усыновителей к появлению в их семье ребенка, уж поверьте моему опыту! И справиться со страхами будет проще, когда придет четкое понимание того, чего можно, а чего просто не стоит бояться.

Подробную информацию о Школе приемных родителей можно найти на сайте проекта “К новой семье”

Школа приемных родителей была организована в Москве, в 2002 году некоммерческой организацией “Приют Детства”. Сейчас она является одним из главных направлений проекта “К новой семье”. Эта школа открыта для всех, независимо от вероисповедания и политических взглядов. Ее задача – помочь слушателю разобраться в своих чувствах и намерениях, оценить свою психологическую готовность к этому шагу, подготовиться к нему морально и практически, дать системные знания, необходимые для успешного создания новой семьи. Здесь проходят обучение как потенциальные усыновители, так и уже состоявшиеся. Слушатели школы могут получить полноценную подготовку и поддержку на любом этапе усыновления. Занятия в школе ведут специалисты-практики: юрист (специалист по семейному праву), социальные работники, врачи (педиатр, психиатр-психотерапевт, невропатолог-генетик), педагог, детский психолог, семейные психологи.

Опытные практики-юристы расскажут будущим родителям о том, какие существуют нормы и правила усыновления, что включает в себя необходимый пакет документов на усыновление и как его подготовить, что такое судебный процесс установления усыновления. На занятиях по медицине приемные родители узнают о том, что такое возрастная физиология ребенка, каковы особенности здоровья приемных детей, как провести независимую экспертизу здоровья. Опытный психолог даст профессиональные рекомендации – как подготовить семью к появлению ребенка, пояснит, что такое адаптация ребёнка в семье и в обществе, расскажет, какие существуют приемы воспитания приемных детей, что такое возрастная психология ребенка и проч.

Также любой слушатель школы всегда может получить персональную консультацию у психолога, психотерапевта, педагога и юриста.

А встречи с опытными приемными родителями помогут будущим усыновителям разобраться в тех непростых ситуациях, которые возникают как в процессе усыновления, так и уже в состоявшейся новой семье.

Занятия проводятся в форме лекций, семинаров и тренингов. Обучение бесплатное. Слушатели оплачивают только необходимые для обучения методические пособия.

Занятия в Школе приемных родителей проводятся по адресу: г. Москва, ул. Академика Варги, дом 5, офис 10. НОБФ “Приют Детства”.

Усыновление в радость

Сироту пристроить, что храм построить, – говорит народ. Первый случай опеки над ребенком, упоминавшийся в летописи, относится к 879 году. Воспитанников брали под своё крыло крестьянские, купеческие, дворянские семьи. И в наши дни многие сограждане готовы приютить ребёнка, оставшегося без родителей.

Но время наложило свой отпечаток на нравы детей и взрослых. Современный сирота мало походит на благочестивого малютку дореволюционной поры. Да и усыновители не всегда безупречны. Поэтому Русская Православная Церковь практикует взвешенный подход к этой проблеме.

Бог позволяет выбирать

Не раз на форумах усыновителей я встречала мнение, что нельзя выбирать детей, как товар – по определённым параметрам, цвету волос и глаз, национальности, характеру и талантам. Многие эмоционально заявляли, что надо действовать по велению сердца, следуя порыву. Увидел ребёнка и вдруг понял: это мой! И потом пусть не остановят тебя никакие препятствия. Но кто знает, вдруг эта встреча не от Бога, а от его извечного оппонента? Знаю такую историю.

В соседнем селе жили священник со своей матушкой. Обоим за тридцать. Симпатичные, образованные, бездетные. Отсутствие детей, видимо, тяготило матушку, и она взяла под свою опеку девочку из неблагополучной семьи. Мать и отец этого подростка, переселенцы из Средней Азии, постоянно уезжали в другие регионы, но вряд ли на заработки – скорее, на поиски лёгких денег. Девочка лет тринадцати оставалась одна, сиротой при живых родителях. Матушка взялась наряжать её, кормить, привечать у себя.

Надо отметить, что многие провинциальные девочки к такому возрасту и самогон успевают попробовать и с мальчиками на сеннике побывать. «Сиротка» выглядела вполне зрелой девицей с пышными формами, пухлыми вишнёвыми губами и блудливым взглядом. Но матушка видела в ней покинутого ребёнка. Девочка освоилась в семье опекунов и стала строить глазки батюшке. Вряд ли он вообще обратил внимание на её происки, да и матушка долго не замечала неуклюжее кокетство сельской Лолиты. Но та болтала с подружками о своём увлечении, по селу поползли сплетни и чета была вынуждена отвадить девочку от дома. Впрочем, к тому времени её родители вернулись из очередного вояжа.

Кстати, многие в этом краю знали: батюшку и матушку благословил жить как брата и сестру – без супружеских отношений, некий старец. Озабоченная «сиротка» в контексте ситуации явилась дьявольским искушением, а не божьим даром.

Читайте также:
Панихида по умершим: что это такое, как правильно заказать и написать записку, что нести в церковь

В 2016 году в российских приемных семьях воспитывалось более 148 тысяч детей. Но по статистике, более 5000 воспитанников ежегодно возвращаются под надзор государства.

Тому есть причины. Многие приютские дети имеют опыт бродяжничества, наркомании, проституции. Они неспособны к привязанности, поскольку выросли, окружённые чужими людьми. Кстати, привязанность к матери формируется до шести лет.

Есть и другой аспект – детдома крупных городов, где сироты, в отличие от провинции, снабжаются лучше, учат воспитанников потребительскому отношению к жизни. Их кормят, одевают, за ними убирают комнаты, к ним приходят спонсоры с подарками. В личных делах многих детей старше десяти лет лежит их отказ от усыновления во все города, кроме Москвы. Насмотревшись телевизора, они ждут богатых опекунов!

Какое разочарование ждёт родителей, узнавших, что их новое чадо ворует в школе, настраивает против них кровного ребёнка, доводит бабушку до сердечного приступа.

В итоге усыновители и усыновленные расстаются в обиде друг на друга, а в интернете появляются откровения на тему: «Приёмный ребёнок разрушил мою семью».

Чтобы такого не случилось, священники советуют подходить к усыновлению без экзальтации, здраво оценивая свои возможности и характер ребёнка. Бог дал человеку возможность выбирать и различать для того, чтобы мы имели возможность обрести лучшее и не в ущерб своей душе.

Священники – за и против

Святейший Патриарх Кирилл в одной из проповедей отмечает:

Важно, чтобы наш народ с радостью, с особым чувством благодарности Богу принимал в свои семьи сирот, давая им не только кров и воспитание, но и отдавая им свою любовь”.

Но единой точки зрения на усыновление у церкви нет – каждый священник имеет своё мнение, и каждый случай рассматривается особо.

На форумах, посвящённых семье, встречается немало жалоб на случаи, когда духовник отказался благословить на усыновление. Этому найдётся немало объяснений. Кому как ни батюшке, которому исповедуются усыновители, известны их достоинства и недостатки. Возможно, духовник усмотрел эгоистичные мотивы для усыновления. В частности, гордыню – стремление продемонстрировать окружающим свой гуманизм. Или попытку с помощью ребёнка сохранить семейный очаг, что редко удаётся. Священник знает, насколько адекватны и добры его прихожане, или, напротив, агрессивны и непоследовательны.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин смотрел на усыновление как на проблему религиозно-философскую и в своих письмах к усыновителям рассуждал так:

“Спорить с Богом – дело опасное. В моей практике духовнической есть много примеров, когда дети, появившиеся в семьях вопреки воле Божией, становились для родителей бичом на всю оставшуюся жизнь, даже и до смерти преждевременной. Поэтому я бы не советовал вам брать ребенка из детского дома. Вы смогли бы это сделать только в том случае, если знаете семью, из которой берете ребенка». «Вот вы справедливо жалуетесь на себя, видя в родном чаде свои грехи, и промахи, и собственное неумение любить собственного сына. А что о чужом скажем? О чужом, который принесет в вашу семью грехи, и какие грехи? – своих родителей и своего рода».

О грехах рода упоминают и некоторые другие пастыри. Можно было бы счесть это мистикой, но если понимать под грехами рода дурные склонности родителей, которые унаследовал ребёнок, то всё верно и с научной точки зрения.

Но в целом большинство священников относится к усыновлению положительно и показывают пример обществу, создавая семейные приюты – у себя дома или при храме.

Священник из Пермского края Борис Кицко за 16 лет дал кров 160 воспитанникам в приюте при Лазаревском монастыре. Первыми нянечками стали бабушки-прихожанки, потом приехали монахини.

Священник из Забайкалья Александр Тылькевич усыновил 10 детей.

Священник Николай Стремской усыновил 70 детей, сейчас некоторые уже выросли и создали свои семьи, учатся, работают.

В России много таких примеров.

Основы православной педагогики

Опыт православных семейных приютов показывает, что их педагогический подход отличают общие особенности:

  • Забота, но не потакающая прихотям, а воспитывающая ответственность домочадцев друг за друга. Обычно старшие дети опекают младших. Все учатся уступать и делиться, помогать.
  • Труд, обычно на семейной ферме и приусадебном участке. Натуральные продукты пополняют семейный рацион.
  • Религиозность, не изнуряющая фанатизмом, а естественная, напоминающая атмосферу в крепких дореволюционных семьях.
  • Досуг, связанный с религией. Православные праздники, которые отмечают все вместе. Паломнические поездки.
  • Отсутствие телевизора или контроль за информацией, которая поступает детям – прежде всего это касается фильмов.
  • Режим, который упорядочивает детскую жизнь и учит дисциплине. Это особенно важно для трудных подростков.

Православный психолог Людмила Ермакова отмечает как важно регламентировать жизнь приютского ребёнка и приучить его к порядку. В казённом учреждении он может вместо уроков смотреть телевизор или рубиться в компьютерные игры – воспитатели рады, что хотя бы не хулиганит. Но после выпуска из интерната разболтанный и неорганизованный молодой человек не сможет никуда поступить, организовать свой быт, недаром многие сразу скатываются на дно.

Священник Александр Зелененко пишет:

“Православная педагогика сильна именно тем, что имеет простирающуюся в вечность цель – спасение; строит свое здание на незыблемом основании – “Камне-Христе”, в лице которого имеет непреложный духовно-нравственный идеал и несомненную истину, ориентируется на неизменный авторитет Священного Писания и учения Церкви”.

Светские родители могут иметь самые причудливое понятие о морали, вплоть до симпатии к сексменьшинствам, но верующие знают Десять заповедей, на которых держится мировая цивилизация. Это привносит в жизнь закон и порядок.

Православная педагогика, в отличие от светской, не идеализирует ребенка. Она считает, что психология любого человека повреждена первородным грехом, поэтому детская душа нуждается в исцелении. И если мы вспомним примеры детской жестокости, то согласимся с этой версией. Поэтому у православия свой подход к свободе – она не вне Бога, а в Боге и с Богом.

Суть такого воспитания – спасение, и в этом мире, и в будущем.

Православный форум Доброе слово

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29)
FAQ Поиск Пользователи Регистрация Вход
Страница 1 из 2 [ Сообщений: 32 ] На страницу 1 , 2 След.
Усыновление

Лично я к этому отношусь очень положительно и сожалею, что наше общество такое инертное и эгоистичное, что не желает принимать детей. В Америке, которую все ругают, это в порядке вещей. Люди не испытывают никаких психологических проблем при принятии решения подобного рода. И усыновляют не только из своей страны, но и из других, из России в частности. Их не пугает долгое путешествие в детские дома Сибири или севера России только для того, чтобы познакомиться с ребенком. Они согласны на то, что придется приехать дважды: сначала только для знакомства, потом для того, чтобы забрать его. Я встретила несколько таких пар, все они вызывают большое уважение. Кстати, они принимают детей не только своей рассы.

Читайте также:
Православные и церкви других религий: можно ли заходить или нет, особенности и правила поведения

Приведу несколько примеров. Одна молодая пара уже знала, что они бесплодны и еще до брака согласились усыновлять. После свадьбы они обратились в соответствующую организацию и стали искать. Вдруг им позвонили из Красного Креста из Индии и спросили, не хотят ли они индийскую девочку. – Почему бы и нет, сказала пара. – А не хотите ли двух? – И двух возьмем! Поехали в Индию, взяли девочек от 2 до 4 лет. Через некоторое время им снова звонят: у нас еще есть 2 девочки постарше. Пара удочерила и этих. А потом им позвонили из другого места: у нас есть девочка эскимоска, младенец, только что родилась. Так бездетные стали счастливыми родителями сразу 5 девочек разных национальностей, отличных от родителей.

Другая история:
Преуспевающая бизнес-леди очень хотела детей. А муж был против усыновления. Но леди настаивала и собрала все необходимые документы. Когда муж понял, что она серьезно, он с ней развелся. Это ее не остановило. Она поехала в Томск познакомиться с детьми. Это брат 7 лет и сестра 3 лет. То есть дети уже говорят по-русски. Леди усыновила обоих и наняла им учителя русского языка. В своем городке она организовала клуб одиноких родителей, где можно общаться и получать помощь друг от друга. В этом клубе она познакомилась со вдовцом с тремя детьми-подростками. Долго или коротко, они сошлись, женились и теперь у них 5 детей на двоих.

Последняя история:
Пара приняла решения усыновить младенца, чтобы воспитать его с самого начала. Для этого они поехали за первым ребенком в Псков, за вторым в Калугу. Теперь у них дочь и сын. И воспринимают они их именно так. И никто им не посмеет сказать, что они неродные. Это не является секретом и не является предметом беспокойства родитилей, что дети об этом узнают. Когда узнают, отнесутся к этому спокойно. Потому что родители их любят. Несмотря на то, что пара усыновила младенцев в возрасте около года, отец пошел на курсы русского языка и учит азы, тк планирует отдать детей в русскую школу Пока детям 4 и 3 года, и они знают нессколько слов по-русски.

Зайдите на конференцию. Там есть вся информация по усыновлению.

А вот у меня как раз было со стороны родных (мы примем только своего (то бишь моего. ), генетика – страшная сила, ее никаким воспитанием не исправишь, будешь нести отвественность за ребенка каких-то алкоголиков и т.д.). Так что усыновить никого у меня не получится, к сожалению.

Вот статья ( вернее часть статьи) священника Михаила Шполянского” Поприще дарованное Богом”
“Приемные дети
Вкратце, остановимся еще на одном весьма узком по своей применимости вопросе — приемных детях. Но некоторый опыт нашей семьи призывает к тому, чтобы им поделиться.

С одной стороны, взять на воспитание сироту — подлинно христианский подвиг, мы верим, душеспасительный: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях. » (Иак.1, 27.)

С другой стороны, подвиг во Христе необходимо должен быть посильным, ибо подвиг не по разуму приводит сначала к гордыне, а затем к тяжелейшим падениям и отречениям.

Как найти правильное решение в подобных ситуациях? Естественно, это вопрос более чем сложный. По своей значимости принятие решения о призрении сирот в своей семье сопоставимо с немногими основополагающими решениями в жизни человека, как-то: брак, монашество, священство. Назад дороги нет, а если и есть — то дорога эта не что иное, как духовная, нравственная и житейская катастрофа. Единственный способ избежать этого — предпринять все возможное, дабы согласовать свои благие пожелания с волей Божией. В этой связи напомним общую рекомендацию — ведь по сути дела осознанный христианский выбор требуется от нас во всех жизненных обстоятельствах — прочитайте книгу святителя Иоанна Тобольского (Максимовича) «Илиотропион, или сообразование человеческой воли с Божественною волею»18.

Что может помочь нам принять решение? Начнем с очевидного. Естественно, что сирот на воспитание не следует брать в семьи, не имеющие опыта воспитания собственных детей; неблагополучны также в этом смысле и неполные семьи. Очень осторожно следует быть в том случае, когда семья так или иначе потеряла ребенка и хочет (осознанно или нет) новым чадом «заменить» потерю — но каждый ребенок неповторим, и постоянное сравнение (всегда не в пользу приемного ребенка) может привести к катастрофе. Далее. Должно внимательно следить за обстоятельствами жизни: в числе прочего благоприятным признаком являются случаи прихода сирот в семью за помощью. И еще раз повторим — этот подвиг (как и любой о Господе) ни в коем случае не должен быть «самоизмышленным». И потому жизненно важны благословение, усиленная молитва, непоспешность в принятии решений. Господь умудрит.

Есть два способа принятия сироты на воспитание: усыновление или удочерение (при этом ребенок может знать о своем происхождении, а может и не знать), и официальное оформление опекунства на ребенка (в развитии своем — создание фостерной семьи19 или детского дома семейного типа). Каждый из этих путей имеет свои достоинства, но ориентироваться (в случае принятия решения и благословения на то) следует не на абстрактные пожелания или представления, но на конкретные условия и обстоятельства.

Как уже сказано, оптимальной является ситуация, при которой принятие детей на воспитание в семью (и тем более — организация семейного детского дома) начинается с самостоятельного прихода сирот. В этом есть удостоверение Божиего промысла, а также освобождение приемных родителей от бремени выбора. Сама по себе необходимость выбора — ситуация почти катастрофическая. Самовластный выбор нескольких детей из многих кандидатов — действие страшное и почти безнравственное. В нашем случае Господь устроил так, что все пришедшие к нам дети приведены были Божиим промыслом и, слава Богу, мы ни разу не стояли перед необходимостью выбирать из нескольких детей кого-то одного. При этом промысл Божий проявлялся в самой разнообразной форме: как бы случайной встречи, просьбы знакомых, рекомендации представителей органов опеки и др. Однако ни в коей мере не следует считать любую встречу с сиротой или просьбу о принятии в семью автоматически проявлением воли Божией. Важнейшим условием расширения семьи является ее готовность к этому, как практическая, так и душевная. Более того, как нам кажется, первичным должно быть состояние созревания соответствующего решения в семье, и затем — молитвенное обращение ко Господу с просьбой явления Его благой воли. И, конечно же, как и в любом деле о Господе, не следует ни в чем проявлять спешки.

Читайте также:
Мощи Андрея Первозванного: где находятся и как добраться, история, о чем просить и чем помогают

При этом все вышесказанное ни в коей мере не отменяет необходимости родителей-воспитателей рассудительно подходить к вопросу вхождения детей в семью. Наш опыт (опыт детского дома семейного типа) подсказывает, что наиболее благоприятно брать детей маленьких, в возрасте не более 5 лет, по возможности парами одного пола и близкого возраста. В большую20 семью, как правило, следует с осторожностью брать детей с тяжелыми хроническими заболеваниями, в т.ч. психическими — для их лечения требуются специализированные учреждения21.

И вновь повторим — молитва должна быть основой всех принимаемых семьей решений. Движущая сила — любовь; не горячечный энтузиазм, но выстраданное и осознанное желание послужить Господу и близким?

Какова специфика воспитания приемных детей (сказанное далее относится к тем детям, которые прибыли в семью в сознательном возрасте и помнят свое прошлое)? Одним из самых распространенных заблуждений в отношении детей-сирот является мнение, что они чрезвычайно страдают от своей сиротской, часто бродяжнической жизни. Исходя из этого предположения, взрослые ожидают определенного отношения воспитанников к своему новому положению, ожидают благодарности. Но, даже не говоря о том, что таковое отношение чуждо христианскому духу, эти ожидания оправдаться не могут. Дети старше лет шести-восьми, как правило, осознают свое прошлое как некую вольницу, в которой хотя временами и было плохо (а ведь плохое быстро забывается!), но была свобода, были многочисленные приключения, «крутые» развлечения и своеобразные удовольствия. Воровство, попрошайничество, бродяжничество не воспринимается ими в перспективе прошлого как нечто унизительное и неприятное. То же самое, в несколько иной форме, относится и к детям «интернатского» воспитания. Учитывая это, воспитателям не следует рассчитывать на особое «рвение» детей в устроении новой жизни; ни в коем случае не стоит из педагогических соображений пугать их возможностью отправки обратно в интернат (можно нарваться на спокойное: «Ну и хорошо, там мне лучше»). Более того, нужно суметь завоевать доверие и в конечном итоге любовь детей, их согласие считать вас папой и мамой — это при том, что они нередко помнят своих родителей, и память эта часто не имеет негативного содержания.

Сказанное здесь, естественно, относится к детям подросткового возраста. Однако с малышами ситуация вполне аналогичная. Обычно они быстро отстраняются от своей прошлой жизни, разумом ее забывают. Приемные родители очень быстро становятся для них папой и мамой. Однако рассчитывать на педагогический эффект подхода: «Вы должны ценить то, что Бог вам послал новую семью» — также не приходится. Новую семью они воспринимают как явление само собой разумеющееся (и это ощущение нужно только укреплять!). И они такие, какие они есть, — какими сформировали их гены родителей, условия предыдущей жизни, но и — не забудем этого! — промысл Божий.

Немаловажным является вопрос отношения с родственниками ребенка. Этот вопрос должен решаться индивидуально в каждом конкретном случае. Наше же понимание ситуации таково: у ребенка должна быть одна семья, у него есть папа и мама, есть братья и сестры, родственники, и никаких «дополнительных» родственников ему не нужно. Не говоря уже о том, что интерес кровных родственников к попавшему на воспитание в благополучную семью ребенку часто носит корыстный характер, можно утверждать, что любые контакты с людьми из прошлой жизни ведут к раздвоению сознания воспитанника и мешают его полноценному вхождению в новую семью. Исходя из этого, мы решительно пользуемся законодательным правом пресекать неполезные для ребенка отношения с окружающими.

В духовной и нравственной сфере специфической проблемой приемной семьи является некоторая двойственность ее внутреннего устроения. С одной стороны, безусловным является равное положение в семье детей «своерожденных» и приемных. Родителям-воспитателям должно всеми силами стремиться являть всем детям полноту любви о Господе, а в случае появления неких эмоциональных пристрастий (что в естественном порядке особенно свойственно женщинам) в них каяться и с ними решительно бороться. С другой стороны, очевидно, что воспитатели не могут нести одинаковой ответственности пред Господом за внутренний мир и судьбы приемных детей в той же мере, как и за рожденных в лоне своей семьи. «Своерожденные» дети дарованы нам Господом, приемные — посланы: это разница сущностная. Есть разница и практическая: пришедшие к нам дети приносят слишком много своего, вложенного в них вне воли и ответственности приемных родителей. Если не осознавать этого, то от неспособности желаемым образом сформировать души своих подопечных недолго впасть и в уныние; следствием может быть отпадение от избранного поприща. Выход из этого мнимого противоречия достаточно очевиден. Ко всем детям, действительно, следует относиться с равной любовью. А вот плоды своей воспитательской деятельности должно оценивать по-разному. В отношении детей «своерожденных» — нести всю полноту ответственности пред Господом за их души. В отношении детей приемных — нести всю полноту ответственности за свой труд воспитателя, но плоды этого труда принимать смиренно: как Божие попущение, если они неблагополучны, и как дар Божий, если они радостны.”

Тема: Об усыновлении

Опции темы
  • Версия для печати

Об усыновлении

Я решилась на усыновление. Если кто читал мою историю тот знает, что у меня умер ребёнок, второго я убила из трусости. В июне у меня случился выкидыш, вот так на фоне полного здоровья.Я смирилась. Одно радует Господь сам забрал то, что дал, на мне греха нет.. Я всё думала, думала, молилась и вдруг пришло это в сердце. усыновить. Обогреть, полюбить. Мы незнаем, что ждет от нас Бог, точно что человеколюбия, смирения и чистоты. Но мне кажется. Что мой пример настолько яркий, Господь привел меня к покаянию, но для себя я решила, что он дает мне испытания для того чтобы укрепить веру.
Пошла к батюшке на исповедь и спросила про усыновление. Он мне не дал благословения, сказал что у меня ещё будут дети. Сказал подождать..Вот как вы думаете, батюшка просто дал мне время чтоб я эту идею пережила или я просто в его глазах истеричка которая свою линию гнет? Я не жду что все кинуться мне петь дифирамбы о том, что я такая смелая и хорошая решилась на усыновление.. Я эту мысль выстрадала, вымолила. Я действительно готова. Но без благословения батюшки не то, чтобы не могу, боюсь что ли начинать. Хотя в опеку уже сходила. Выслушала много интересного о себе, поняла что в нашей стране усыновить и не сойти с ума трудно.. Но готова к трудностям и неприятным процедурам. Почему батюшка не благословляет? Я молчу пока что уже была в опеке.И не начинаю разговор об усыновлении и он не начинает. А между тем я задаю себе вопрос из каких побуждений не благословляет? Я недостаточно хорошая мать или христианка?Спросила напрямую почему? ответ был у тебя будут свои дети. Помогите, может советом хотя бы.

Я думаю, что батюшка этот человек с опытом, видел Ваше психологическое состояние и сделал выводы из беседы.
Усыновление это очень хорошее дело, богоугодное, но очень ответственное. Это не щенка домой принести.
Батюшка Вам сказал прямым текстом, что Вы еще молоды, у Вас самой могут быть еще свои дети. Перед усыновлением надо 100 раз подумать и взвесить, что будет если у Вас родятся свои дети, то не будет ли усыновленный для Вас обузой, не вернете ли Вы его в детдом и если нет, будет ли он у Вас по прежнему нежно любимым ребенком, не пренебрегаемым, который не в тягость. Если нет, и Вы понимаете всю ответственность, то расскажите снова это батюшке при последующей беседе. Если он и дальше не будет благословлять, распросите его о причинах и постарайтесь их понять и проверить себя.

Читайте также:
Воскрешение Иисуса Христа: история, факты и суть, свидетельства и объяснения, день и год
С любовью во Х ристе, И горь Л ихнякевич
Контакты: [Fb] | [Tw] | [Vk]

Мне кажется, нужно спросить саму себя: “а смогу ли я полюбить чужого ребёнка, как своего?” Посмотреть на детей, которые бывают рядом с вами: шумных, беспокойных, капризных – сможете ли вы быть терпеливыми к их проказам? Если вдруг Бог таки даст вам своего ребёнка, не затмит ли любовь к нему приёмного малыша (потому что нельзя выделять любимчика – это губительно для всех)? Загляните в своё сердце. Посмотрите, оцените свои силы, силу своей любви. Если их достаточно и вы сможете отдать их во всей полноте приёмному малышу, то и он вам подарит свою любовь и нежность; и вы и он обретёте чувство единения и настоящего родства. Если нет, и соседский карапуз раздражает вас своим нытьём, лучше откажитесь от этого шага, потому что приёмный может оказаться таким же и вы рано или поздно заявите “и зачем я тебя взяла!” А для ребёнка нет нечего хуже услышать такие слова, потому что в такой момент он понимает – он никому не нужен, он один и у него никого нет.

Будьте как дети!

“Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное” (Матф.18:3)

“Неоспоримые свидетельства.” Джош МакДауэлл в виде HTML.

“.. Чистая атмосфера общества, увы, не может быть создана юридическими законами. ” © А.И. Солженицын

Дело в том, что я носитель мутации в гене. С моим мужем мы можем иметь здоровых детей лишь в 75 процентов. Но мы три раза попали в 25 процентов. В горькие 25. И решили больше моим здоровьем не рисковать. У меня два кесаревых сечения и ни одного ребенка. Мы больше не будем больше пытаться заводить своих детей. А начет батюшки что могу сказать. на исповеди сами понимаете много не спросишь ,а он меня дальше не слушает..Я прошу послушать про наше носительство.. про то, что с другим мужчиной у меня тоже может не получиться здоровых детей. Но он не слушает говорит, что будут дети все. Мне 30 лет, я сейчас живу только мыслями о ребенке. Ради чего жить? Насчет решения я его выстраала и обдумала конечно раз сто. Я хочу быть матерью пусть приемного. малыша, во мне столько тепла и любви. материнский инстинкт проснулася, а излить его не на кого. Я ходила помогать в детский дом-чувства такие что хочу усыновить всех. Но у нас странные законы, в опеке на меня посмотрели, как на умалишенную, батюшка не благословляет. Я удивляюсь, кому тогда дают этих детей? Кому? Послушать опекских теток, так чтобы стать усыновителем надо получать 20тысяч в месяц иметь свое жилье и всё такое. У нас всё есть и всё равно смотрят косо. У меня особое обстоятельство, я хочу быть матерью, то ведь не самое преступное желание на свете.Я знаю много семей которые взяли детей, чтобы получить материнский капитал, чтоб погасить ипотеку.. И все нормально, благословения никакого не спрашивали..А я хочу всё по божьему закону. Даже незнаю что думать куда идти со своей бедой. Чувство, что батюшка отмахивается от меня.Я незнаю как кто пришел к решению усыновить, но я через горе и покаяние. Я не рассматриваю это свое желание, как богоугодное дело, не жду признания, я просто хочу быть матерью, я хочу дать своему ребенку все, что могу. Вот и всё.

Игорь знаете, многие люди чтоб сравнение было ярче говорят эту расхожую фразу -” это не щенка домой принести”, “это не котенка с улицы подобрать”. Я слышала это уже от многих. Но знаете я воспитана так, что и щенок и котенок для меня это живые существа и если я когда то решалась брать животное домой, то не смотря на их шалости в виде неприятия туалета или обдирания обоев, животные у меня жили до старости и уходили от нее же. Сравнение с котенком или щенком не очень удачное. Я думаю женщины, которые матери меня поймут. Когда становишься матерью для тебя нет разницы свой ребенок или чужой, они все дети. Когда я ходила беременная Арсением то при плаче ребенка просто на улице у меня прибывало молоко.А те женщины, которые различают и раздляют детей на своих и чужих они странные. Возожно я бы думала так еслиб не была уже матерью.

5 главных мифов об усыновлении

Читайте также

Про гены и не только

Прямой эфир: «Здоровых детей нет?»

А оно мне надо?

Почему приемные, если можем иметь кровных?

Усыновление

Год с момента знакомства

Выйти за границу

«Без совета адвоката фонда «Измени одну жизнь» я бы наломала дров»

Евгения Кулинич: «Я устроилась в опеку, как только мы взяли приемного ребенка»

Ирина Коршунова: «Стать мамой погодков в 48 лет можно только в коме или мечтая о детях на протяжении 20 лет»

Перед вами пять наиболее популярных заблуждений о приемных детях с комментариями известных специалистов по семейному устройству детей-сирот.

Читайте также:
Восьмиконечная звезда: значение символа в православии, история возникновения, особенности

Задумываясь о том, чтобы взять ребенка в семью, приемные родители неизбежно сталкиваются с целым комплексом стереотипов. Большинство мифов о приемных детях уходят корнями в советское прошлое, когда детские учреждения чаще всего были скрыты от обывателей высокими заборами и еще более высокими стенами отчуждения.

Миф первый

Пожалуй, это самый распространенный стереотип о детях-сиротах. «Все детдомовцы — дети наркоманов и алкоголиков, рано или поздно это проявится»; «Учатся плохо, а в кого им Ломоносовыми расти? Яблоко от яблони…» — услышать подобное можно нередко.

Между тем на формирование личности влияют как гены, так и социальное окружение ребенка. «Да, есть особенности, которые действительно во многом определяются генами, например, темперамент или математические способности, — объясняет известный психолог, специалист по семейному устройству детей-сирот Людмила Петрановская. — Но при этом не генами определяются такие качества человека, как честность, доброта, способность любить, быть счастливым. Здесь все зависит от любящей семьи и от выбора самого человека».

По мнению многодетной приемной мамы Натальи Городиской, если знать историю биологических родственников, то можно проследить, как наследуются способности к чему-либо.

«Наша приемная дочь Настя хорошо учится в школе. Знаю историю ее семьи – они все неплохо учились, ее кровный брат, которого воспитывает дед, тоже отличник. Может, свою обучаемость она унаследовала от биологических родителей, а может, учеба дается ей легко, потому что я с ней много занималась».

«Если говорить об интеллекте в узком смысле слова (как его понимают в школе), то он действительно довольно сильно предопределен генетикой, — объясняет психолог Людмила Петрановская. — При этом ребенок, который плохо учится в школе, может прекрасно рисовать, петь, заниматься спортом. Если будущие приемные родители зациклены на школьных успехах, то им нужно относиться к идее приемного родительства с осторожностью, поскольку их может постичь разочарование».

Насколько формирование личности человека предопределено генетикой, а насколько — средой? «По моему мнению, социальное окружение играет большую роль, чем генетика, — уверена Наталья Городиская. — Забирая ребенка в семью, мы меняем социальное окружение — и малыш, как правило, растет не таким, как его кровные родители. Нет таких генов, как ген воровства или ген проституции».

«Приемный ребенок — это не только гены, это еще и его опыт до прихода в семью, нередко травматичный опыт, — говорит Людмила Петрановская. — Он тоже в большой степени определяет, как будет складываться жизнь малыша в дальнейшем».

Говоря о непредсказуемой наследственности ребенка, будущие приемные родители иногда забывают, что родной сын или дочь тоже могут оказаться непохожим на маму и папу.

«Мы и у своих детей не знаем, как сработает природа, насколько причудливым окажется сочетание генов, — объясняет Людмила Петрановская. — Если приемная семья будет жить в страхе перед генами, в любом проявлении ребенка высматривая зачатки «аморального образа жизни» или «криминальные задатки», то может возникнуть ситуация самосбывающегося пророчества».

Миф второй

«Здоровых там нет»; «В основном в детдомах находятся дети с тяжелыми диагнозами», — таково обывательское мнение. На самом деле, все не столь однозначно.

«В детских учреждениях действительно много нездоровых детей, — делится наблюдениями Людмила Петрановская. — Редкий детдомовский ребенок может похвастаться записью «практически здоров» в медкарте. Практически все имеют социально-педагогическую запущенность, нарушения развития речи, многие — задержку психического развития.

Но надо помнить, что все детдомовские дети находятся в психотравмирующей ситуации, в ситуации постоянного стресса, что крайне отрицательно сказывается на здоровье. Они пережили опыт эмоциональной депривации, то есть одиночества, пренебрежения и жестокого обращения со стороны собственных родителей, опыт потери своей семьи, состояние полной неопределенности в жизни».

Схожей позиции придерживается и Елена Альшанская, президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»: «Симптоматика последствий депривации, госпитализма зачастую очень напоминает проявления некоторых заболеваний. Это задержка психоэмоционального, речевого, физического развития ребенка. Врач видит симптомы, но не всегда понимает причины. Нередко в этом кроются истоки гипердиагностики — доктора видят признаки каких-либо заболеваний, тогда как малыш просто начинает деградировать в отсутствие индивидуальной заботы и ухода, находясь в состоянии стресса и потери».

Отсутствие у ребенка значимого взрослого и, как следствие, чувство постоянной тотальной незащищенности перед миром нередко приводит к серьезному урону здоровью. Известный научный факт: у детей, переживающих депривацию, несмотря на хорошее питание, часто развивается анемия, рахит и другие заболевания, поскольку питательные вещества не усваиваются.

«Брошенный ребенок может отставать в развитии не потому, что его мама была алкоголичкой, а потому, что он в глубоком стрессе, — говорит Елена Альшанская. — Мы часто видим ситуации, что ребенок попадает в семью и все нормализуется».

Отдельный вопрос — гипердиагностика. Сироты проходят бесконечное количество обследований: регулярные диспансеризации, консультации врачей при переводе в другое детское учреждение, обследования при усыновлении… Неудивительно, что при столь пристальном наблюдении у каждого находятся какие-то неполадки со здоровьем.

По наблюдениям многодетной приемной мамы Натальи Городиской, значительное количество диагнозов может быть снято после успешного устройства ребенка в семью. «Мы усыновили двухлетнего мальчика-инвалида с диагнозом «гидроцефалия», а через полгода инвалидность сняли, все компенсировалось, — рассказывает Наталья. — Причем диагноз был не придуманный — я своими глазами эту видела большую голову, сильное отставание в развитии, когда малышу был годик. Когда мы принимали решение, то прислушались к мнению врачей: они давали отличные прогнозы. Через полгода после того, как мы его забрали, на обследовании у невролога нам сказали, что с мальчиком все в порядке. Сейчас Мите четыре года, физически он развит лучше многих сверстников: ходит на футбол, спит в обнимку с мячом».

И все же специалисты предостерегают будущих приемных родителей от чрезмерного оптимизма в отношении здоровья приемных детей. «Да, есть вопрос гипердиагностики и вопрос, в какой степени диагнозы обусловлены депривацией, — говорит Людмила Петрановская. — Но это вовсе не значит, что от любви «все само собой рассосется».

«В отношении к здоровью приемных детей я наблюдаю две крайности, — делится Наталья Городиская. — Одни родители очень боятся диагнозов, другие, наоборот, уверены, что смогут все вылечить любовью. И то, и другое не совсем верно. Надо советоваться с хорошими врачами, чтобы отчетливо понимать перспективы ребенка. И рассчитывать свои силы».

Читайте также:
Архангел Уриил: кто это, в чем помогает и за что отвечает, как ему молиться

Миф третий

«Пожалуй, самый опасный миф, что сироты — это милые, абсолютно прекрасные, но брошенные и одинокие существа, которые очень хотят к новой маме и всю жизнь будут ей благодарны, — считает Елена Альшанская. — Об этом нам говорят в СМИ, в кино, в социальной рекламе и т. д. Складывается картинка, что после устройства в семью непременно наступает хеппи-энд, как говорится в сказках, жили они долго и счастливо. Однако это далеко не всегда соответствует реальности».

По мнению Елены Альшанской, думать, что ребенок — это человек без прошлого, — заблуждение. «Таким образом мы теряем понимание, в какой ситуации он был до того, как попал в семью, — говорит Елена. — У ребенка, наверняка, есть родители (в нашей стране большинство детей в детских учреждениях остаются социальными сиротами, то есть у них есть родители или родственники), есть бабушки и дедушки, возможно, братья и сестры.

Есть опыт, который ребенок приобрел до встречи с приемными родителями, иногда это опыт насилия или неблагополучия в родной семье, а иногда наоборот: в семье ребенку было хорошо и он переживает опыт острой потери, это опыт выживания в детском доме. Нельзя все это просто забыть и в один момент начать жизнь с чистого листа. Именно поэтому так важно понимать, из какой ситуации к вам попал ребенок. Бывает, что мама умерла, а пожилая бабушка не справилась с заботами о малыше. А бывает, что в кровной семье ребенок подвергался физическому насилию. Все это совершенно разные истории, и ребенку нужна помощь, адекватная его жизненной ситуации».

Иллюзорное отношение к семейному устройству иногда приводит к тому, что некоторые приемные родители не справляются со своей ролью.

«При принятии решения надо постараться получить максимум информации от органов опеки, — рекомендует Елена Альшанская. — А впоследствии стараться быть деликатными и внимательно слушать ребенка, что он рассказывает о прошлой жизни. Ведь ресурсы можно черпать и в хорошем отношении к кровным родственникам».

Миф четвертый

«Сердце подскажет, «наш» ли это ребенок»; «Думаю, увижу «своего» — и сердце екнет», — такими мыслями делятся будущие приемные родители, обсуждая нюансы подбора ребенка. Но стоит ли ждать пресловутого сигнала от сердца и других органов?

«Не нужно полагаться на любовь с первого взгляда, лучше максимально подробно узнавать у работников опеки всю информацию о будущем подопечном, — уверена Людмила Петрановская. — При этом ребенок должен быть вам физически приятен, не вызывать отторжения, его должно быть приятно обнимать.

Помните, что потом вы будете проводить вместе 24 часа в сутки, а когда ребенок нравится, это дает силы и огромные ресурсы. Что же касается ситуации «сердце екнуло» (теплые чувства возникают к ребенку с первого знакомства), то это редкий случай. Это как любовь с первого взгляда — да, иногда случается, но совершенно не гарантирует счастливого брака».

Эксперты предупреждают, что привязанность к приемному ребенку не появляется сразу, по волшебству, каким бы родным он ни показался при знакомстве в детском учреждении.

«Некоторые думают: вот я возьму ребенка и сразу его полюблю. Нет, скорее всего, не сразу, — говорит Наталья Городиская. — Нельзя забывать, что он глубоко травмирован своим предыдущим жизненным опытом. Даже грудные дети испытывают на себе последствия депривации, а дети постарше очень часто страдают расстройством привязанности. Все дети из системы травмированы.

Для налаживания хороших взаимоотношений с ребенком нужно пройти сложный период адаптации. Первый год вместе, наверняка, будет непростым. Хотя бывает всякое. Например, с одним из моих приемных детей, Митей, у нас сразу наступила любовь — как только он в первый же вечер уснул у меня на животе. Но он был совершенно сохранным в плане формирования привязанности, видимо, его любили в доме ребенка, так как он очень симпатичный внешне, контактный малыш».

Миф пятый

Вопреки расхожему мнению, подготовка документов для приема ребенка в семью — процесс относительно простой и недолгий.

«Процедура оформления опеки (да и усыновления) в России одна из самых простых, — отмечает Людмила Петрановская. — Полтора-два месяца занимает школа приемных родителей, параллельно можно готовить другие документы. Оформление бумаг возможно даже за два месяца, если оформляется опека над конкретным ребенком и для родителей это вопрос срочный. Обычный срок 3—4 месяца. Ни в одной европейской стране столь быстрое оформление невозможно, нам в этом смысле грех жаловаться. На мой взгляд, поскольку детей у нас в детских учреждениях много, то столь короткие сроки — это разумно».

«Многие мои знакомые оформили документы за 2—3 месяца, — говорит Елена Альшанская. — Это очень короткий срок по сравнению с реальной беременностью, например. Я считаю, что необходимо время для «вынашивания» идеи о приеме ребенка в семью. В Европе и США подготовка к усыновлению длится гораздо дольше, там в течение года семью наблюдает соцработник, предъявляются высокие требования и к доходам».

«Если уже на этапе сбора документов родителей пугает стояние в очередях, трудно найти время для прохождения Школы приемных родителей, то стоит еще раз задуматься, правильное ли решение вы приняли, — рекомендует Наталья Городиская. — Ребенку ведь тоже потребуется ваше время, иногда нужны разные справки, так что в очередях точно придется постоять. Надо набраться терпения».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: