Великорецкий крестный ход: история и дата, маршрут и карта, описание и чудеса

Великорецкий крестный ход

Крестный ход — это не просто многолюдное торжественное шествие верующих людей к какому-либо месту, которое имеет религиозную важность. Это выражение единой веры народа и усиленное обращение к Господу о даровании благословения стране, церкви и самому народу. Самый большой и тяжелый крестный ход в России — Великорецкий, который ежегодно проводится в начале июня. Он является одним из древнейших на Вятской земле и самым многолюдным в России.

История крестного хода

Однажды, в 1383 году, на берегу реки Великой одному крестьянину по фамилии Агалаков явился воочию Николая Чудотворец и передал ему свой образ. Икона хранилась у крестьянина и к ней приходили молиться его односельчане, а вскоре они стали свидетельствовать о чудесах, которые происходили по молитвам к иконе.

Читайте о святом:

Вести о прекрасном образе распространялись быстро и вскоре со всей области стали стекаться паломники, чтобы поклониться и помолиться чудесному образу. Местные крестьяне на собственные средства построили небольшую часовню на том месте, где явилась икона, а позже возвели и храм.

Начало крестного хода

В XIV веке Вятская земля была населена преимущественно язычниками, которые поклонялись силам природы. Русские люди только начали обосновываться тут и это привело к переживаниям за святой образ — язычники пренебрежительно относились к святыням русских и нередко случались конфликты на этой почве с последующим уничижением икон. Эти опасения в 1392 году стали причиной переноса образа с деревни в Хлынов (в настоящее время город Киров).

Но городские жители пообещали крестьянам, что каждый год будут приносить образ обратно. Это и стало началом Великорецкого крестного хода.

Чудеса и знамения продолжали сопровождать образ святителя Николая, и слава о нем распространялась по всей Российской империи. В XVI веке о ней услышал Иван IV, по его прошению икона была транспортирована в Москву. По дороге Хлынов-Москва иконе кланялись и молились многие, а позже свидетельствовали об исцелении. Один из приделов московского храма Василия Блаженного был освящен чудотворным образом. За все время пребывания в столице, с иконы были написаны несколько списков.

С XVI века в России начали почитать чудотворный образ Великорецкого святителя Николая и продолжают до сих пор. Позже, уже в XVII веке образ вновь побывал в столице.

Богоборческое время и возобновление крестного хода

В XVI-ХХ веках образ Великорецкий хранился в Вятке и именно отсюда начинался каждый год крестный ход, но с приходом советской власти собор был уничтожен, а образ утерян. Во время СССР паломничество было запрещено (с 1930 по 1990 год) властью, а в 1959 год запрет наложила богоборческая власть. Однако неофициально люди продолжали совершать этот путь от собора к реке Великой, без иконы и без официального сопровождения православных служителей. Жажда совершить это путешествие и таким образом принять участие в движении церкви двигала людей на этот путь.

Возобновили путешествие в 1989 году благодаря усилиям архиепископа Хрисанфа.

Важно! В 2000 году согласно указу патриарха крестный ход стал Всероссийским.

Описание

Великорецкий крестный ход проводится более 600 лет. Одно время его даже совершали по рекам Вятка и Великая, по которым двигались лодки и плоты. Но позже, ввиду постоянного роста желающих принять участие в движении, вновь стали двигаться по суше.

Это событие масштабное, но четкое и проходит согласно составленному и заранее утвержденному расписанию. Это необходимо для контроля и размеренного проведения мероприятия, чтобы избежать непредвиденных обстоятельств и хаоса.

  • Воскресный день 3 июня начинается с утренней литургии (7 утра) в кафедральном соборе Кирова, которую проводит митрополит Марк. Продолжаются службы перед Свято-Успенским монастырем в 9 утра и уже через час люди выдвигаются к Троицкой церкви. Там к ходу присоединяются все желающие и движение выходит из города. День завершается в селе Бобино, где совершают молебен и остаются на ночевку.
  • В понедельник 4 июня подъем ранний — паломники встают в 3 утра и выходят из Бобино и уже в 10 утра совершают молебен в селе Загарье. Движение возобновляется только в 12 часов дня и длится до 8 вечера, когда все доходят до поселка Монастырское и там, после проведения молебна, ночуют.
  • Вторник 5 июня начинается так же рано — в 3 утра паломники уже выходят из поселка и через 6 часов они прибывают в село Горохово, где становятся участниками торжественной службы. После короткого перерыва в полдень люди покидают село. В это же время из Кирова от Свято-Серафимовского собора начинают отправляться автобусы с желающими принять участие в службе на реке Великой. В 6 вечера на Великорецком Подворье встречаются и пешие паломники и те, которые прибыли на транспорте. Уже в 6.30 вечера начинаются три ночные службы: на реке и в храмах Преображенском и Никольском. Все бдения предполагают таинство исповеди.
  • С 1 часа ночи в среду начинаются служения. Вначале литургия в Преображенском храме, через два часа в Никольском храме и в 6 утра она начинается на берегу. Из Кирова также отправляются автобусы на Великорецкое. Желающие посетить святой источник возле Великорецкого делают это в обед, тогда же происходит и освящение воды на реке. Образ святителя Николая переносят в Никольский храм в 2 часа дня и до 6 проводят там молебны. Вечером автобусы отвозят желающих в город.
  • В четверг 7 июня паломники покидают Великорецкое в 2 часа ночи и до 14.00 идут. Перерыв и отдых вместе с проведением молебна осуществляют в поселке Медяны. С 17.00 до 19.00 люди идут до села Мурыгино, где и ночуют.
  • Пятница 8 июня — это заключительный день крестного хода. Люди выходят из Медян в 3 утра и через участвуют в молебне в соседнем Гирсово. В 16.30 паломники достигают Свято-Успенский кафедральный собор и слушают заключительный молебен. В 18.00 крестный ход заканчивается.
Читайте также:
Православие и порча: отношение церкви и мнение священников, ответы на частые и популярные вопросы, молитвы и защита от сглаза

Внимание! Если паломники по состоянию здоровья не могут пройти весь маршрут, они могут воспользоваться услугами автобусов, которые отвозят и привозят православных христиан на место проведения Божественных литургий.

На каждом привале паломники могут получить порцию горячей воды и еды, а также возможность отдохнуть и собраться с силами.

Маршрут и даты проведения

Великорецкий крестный ход совершается ежегодно с 3 по 8 июня.

Люди пребывают в движении шесть дней. Движение начинается с кафедрального собора в городе Кирове и проходит через поселки до села Великорецкое. Там ход заканчивается проведением торжественного молебна вначале на берегу реки Великая, а затем в местном храме. Обратный путь паломников пролегает через село Медяны и Мурыгино в Киров, куда они и приходят 8 июня.

В общей сложности паломники проходят от 150 до 180 км по плохим полевым дорогам. В 2018 году дороги фактически не было из-за долгих дождей так, что людям пришлось идти по грязи и бездорожью, что сделало сложным и без того непростой путь.

Участвует обычно около 50 000 человек, а в 2018 году их было почти 80 000, несмотря на сложный маршрут и трудности в дороге. Движение традиционно сопровождается сотрудниками служб безопасности и порядка, также работают и врачи-добровольцы. Регулярно пребывают с людьми и члены поисково-спасательных отрядов.

Важно! Великорецкий крестный ход — это одно из величайших проявлений единства веры русского народа.

Люди не только готовы терпеть тяготы и лишения в пути, но и всячески помогать друг другу и служить. Это движение укрепляет не только христианина в его вере и убеждениях, но и скрепляет воедино людей в теле Христовом — Церкви.

Великорецкий крестный ход: история, дата, протяженность маршрута, отзывы паломников

Ежегодно в начале июня десятки тысяч наших соотечественников оставляют свои привычные занятия и со всех концов страны устремляются в город Киров, чтобы стать участниками Всероссийского крестного хода, вместе с которым им предстоит пройти 150 километров пути. Это древняя традиция несёт в себе духовную красоту минувших веков, неразрывно связывая их с сегодняшней жизнью.

Дивный свет в лесной чаще

История Великорецкого крестного хода берёт своё начало в XV веке, а связана она с одним весьма необычайным событием. Как повествует церковное предание, бытующее на Вятской земле уже более шести веков, благочестивый крестьянин из деревни Крутицы Семён Агалаков, проходя однажды лесистым берегом реки Великой, был поражён открывшимся перед ним зрелищем: чуть в стороне из чащи деревьев исходил таинственный свет, как будто там горела сотня свечей. Оробев при виде такого чуда, крестьянин осенил себя крестным знамением и поспешил дальше.

Читайте также:
Крашенные яйца на Пасху: история и традиции, значение и обычаи в православии

На обратном пути он вновь был остановлен светозарными лучами, исходившими из лесного мрака. На этот раз Семён пересилил страх и, творя молитву, углубился в чащобу. Каково же было его изумление, когда, раздвинув ветви деревьев, он увидел бьющий из земли родник, а возле него – источник дивного света которым оказался, образ святителя Николая Чудотворца.

Перенесение чудотворной иконы в город Хлынов

С великим благоговением поднял с земли Семён Агалаков свою находку и, принеся в деревню, передал настоятелю местной церкви. Далее предание сообщает, что вскоре после обретения иконы Господь стал через неё являть людям дивные чудеса исцелений, молва о которых быстро разнеслась по округе.

Произошло это событие в 1383 году, а спустя несколько лет решением епархиального руководства чудотворный образ был перенесён в город Хлынов, являвшийся в те времена столицей Вятского края. Причиной тому послужило принявшее широкий размах почитание новообретённого образа и невозможность разместить в деревне всё возрастающее количество паломников. Однако жители Хлынова дали обещание ежегодно возвращать бесценную реликвию к месту её обретения. Так и родилась в народе традиция раз в год совершать Великорецкий крестный ход.

Водный и сухопутный маршрут крестного хода

Спустя почти три столетия преосвященный архиепископ Вятский и Великопермский Александр (Ильин) издал указ о праздновании дня Великорецкой иконы (так её стали величать, поскольку обретена она была на берегу реки Великой) 24 мая (6 июня). Первоначально маршрут Великорецкого крестного хода был водным и пролегал по двум рекам ─ Вятке и Великой.

Все принимавшие в нём участие совершали этот длительный путь на лодках и плотах, но позднее, уже в 1778 году, епископом Вятским Лаврентием (Барановичем) было дано указание разработать сухопутный маршрут, который используется и поныне. Сегодня, как и в прежние времена, движутся нескончаемые процессии паломников из города, именовавшегося когда-то Хлыновым, в 1780 году переименованного в Вятку, а с 1934 года и поныне носящего имя Киров.

Традиция, пережившая революцию

В течение веков на всём протяжении своего 150-километрового пути от Вятки до села Великорецкого и обратно паломники совершали молебны в приходских храмах древних сёл: Макарье, Загарье, Бобино, Горохово, Монастырское, Филейское и Медяны. Едва появлялись вдали хоругви, за которыми тянулся нескончаемый поток Великорецкого крестного хода, как оглашал округу перезвон колоколов деревенских церквей.

В первые послереволюционные годы традиция, сложившаяся на протяжении минувших веков, неуклонно соблюдалась, несмотря на все противодействия новой власти. Как в прежние времена, тысячи паломников Великорецкого крестного хода собирались в установленный день на Соборной площади города Вятки и оттуда начинали свой пятидневный путь.

Утрата бесценного образа

Однако в 1935 году, во время очередной антирелигиозной кампании, городской кафедральный собор, в котором хранилась икона, почитаемая с конца XIV века, снесли, а всё находившееся в нём церковное имущество конфисковали, или, попросту сказать, разграбили сами же представители новой власти.

Тогда же бесследно исчез и чудотворный образ святителя Николая, что стало причиной прекращения массовых Великорецких крестных ходов, но не помешало отдельным верующим, а также небольшим их группам совершать ежегодные паломничества на берег реки Великой, где за пять с лишним веков до этого была обретена пропавшая святыня.

Запрет на проведение крестных ходов

Продолжались они и в тяжелейший период сталинских репрессий, развёрнутых в отношении служителей церкви, и в годы Великой Отечественной войны. Наибольшее же противодействие одиночному паломничеству, пришедшему на смену Великорецким крестным ходам, было оказано правительством уже в хрущёвские времена, когда в 1959 году вышло официальное постановление о их запрещении.

Читайте также:
Записки Ксении Петербургской: как правильно писать

С тех пор каждый год в преддверии дня празднования Великорецкой иконы на всех подступах к месту её обретения расставлялись наряды милиции, в обязанность которых входило не только останавливать паломников, но и, посадив в автобусы, отвозить как можно дальше от цели их пути. Однако даже и эти меры не могли заставить благочестивых людей нарушить сложившуюся веками традицию.

Возрождение древнего обычая

С наступлением перестройки и изменения политики государства в отношении церкви нелепое постановление 1959 года было отменено, однако в течение последующих четырёх лет маршрут Великорецкого крестного хода был значительно сокращён и, начинаясь от села Чудинова, составлял всего 10 км. Лишь с 1993 года его участники получили возможность проделать в течение пяти дней все 150 километров, отделяющие город Киров от места обретения иконы на реке Великой.

Между тем в полной мере возродить традицию минувших веков тогда не удалось, поскольку все храмы, возле которых паломники некогда останавливались и совершали молебны, были разрушены или находились в запустении. Впереди предстоял ещё длительный период их возрождения. Именно тогда и вошло в обыкновение совершать литургии прямо в поле или на берегу реки, используя для этого походные церкви. Подобная форма богослужения широко практикуется и поныне.

Рождение новых традиций

Любопытно отметить, что в постперестроечные времена сложился целый ряд новых традиций Великорецкого крестного хода (Киров ─ село Великорецкое на берегу реки Великой). Одна из них состоит в том, что многие паломники, придя на место, окунаются в воды лесного источника, возле которого Семёном Агалаковым была обретена чудотворная икона.

Кроме того, в сёлах Мурыгино и Медяны, расположенных на пути следования процессии, вошло в обычай встречать крестный ход всем миром от мала до велика. При этом пожилые люди встают на колени и, крестясь, кладут поклоны образу Николая Чудотворца, тогда как молодёжь, взявшись за руки и выстроившись цепочкой, проходит под иконой, получая благословение Мирликийского святого.

Устав всероссийского крестного хода

К 2000 году число желающих принять участие в Великорецком крестном ходе возросло настолько, что ему был придан всероссийский статус, а в 2008 году их число достигло 30 тыс. человек, превысив тем самым максимальный показатель, зафиксированный в дореволюционный период и составлявший 27 тыс. паломников. Это послужило основанием для разработки и утверждения особого Устава крестного хода, регламентирующего все аспекты его организации и проведения.

В последующие годы, на основании этого документа, а также по благословению святейшего патриарха Кирилла, Великорецкий крестный ход совершается регулярно с 3 по 8 июня. Начинается он в Кирове и после пяти дней напряжённого пути, прибывает в село Великорецкое, расположенное на берегу реки Великой, где совершаются главные торжества.

Старообрядческий крестный ход

С 2002 года этот же путь, хотя и несколько изменив маршрут следования, стали проделывать и старообрядцы ─ представители ряда религиозных течений внутри православной церкви, отвергших предпринятую в XVII веке реформу патриарха Никона. Своё шествие они приурочивают к празднованию Рождества Николая Чудотворца и проводят его ежегодно в течение четырёх дней с 9 по 13 августа. Из этого можно заключить, сколько километров Великорецким крестным ходом преодолевают старообрядцы. Поскольку в день они могут пройти не более 30 километров, то, по всей видимости, их маршрут не превышает 120 километров.

В августе 2005 года во время очередного шествия от сердечного приступа скончался митрополит Московский и Всея Руси Андриан, занимавший пост предстоятеля Русской православной старообрядческой церкви. Именно он являлся инициатором возрождения среди старообрядцев Великорецких крестных ходов.

Отзывы участников

Заслуживают внимания и высказывания тех, кто счёл нужным на страницах интернет-сайтов поделиться своими впечатлениями об участии в пятидневном шествии к берегам реки Великой. Многие, в словах которых чувствуется необычайный эмоциональный подъём, вызванный пережитыми событиями, пишут о том, какое на них произвела неизгладимое впечатление вера тысяч людей, движимых общим религиозным порывом.

Читайте также:
Православие и праздник 8 Марта: отношение церкви и мнение священников, можно ли праздновать или нет

Всех поражает необычайное духовное единство самых разных людей, принимавших участие в крестном ходе. Ведь среди них, по словам участников хода, есть молодые и старые, здоровые и больные, те, чей вид свидетельствует о принадлежности к обеспеченной категории граждан, и те, кто явно оказался за бортом жизни.

Ежегодно в середине июня в Сети и на страницах печатных православных изданий появляется множество отзывов паломников. Каждый из них делится своими впечатлениями и по-своему описывает пережитые им волнения. Но во всех сообщениях, как правило, красной нитью проходит общая мысль о том, что Великорецкий крестный ход – это «одно из чудес земли Русской». И ощутить это в полной мере можно лишь прошагав своими ногами 150-километровый путь, ведущий к роднику истинной православной веры.

Великорецкий крестный ход: дорога испытания, дорога веры

На Великорецкий крестный ход съезжаются паломники со всех концов России. Первое документальное упоминание об этом паломничестве относится к 1546 году.

История паломничества связана с историей чудотворного образа святителя Николая Мирликийского.

По преданию, сияющая икона была обретена в 1383 году крестьянином Семеном Агалаковым на берегу небольшой реки, позже названной Великой, рядом с деревней Крутицы. Икона исцелила одного из жителей деревни, который не мог ходить. К образу началось паломничество. Икона прославилась многими чудесами. На месте ее обретения построили деревянную часовню. Позже образ перенесли в Хлынов, столицу Вятского края, и разместили в храме Прокопия Устюжского.

В главном источнике по этой традиции — «Повести о Великорецкой иконе святителя Николая» — рассказывается, что великорецкий священник, опасаясь вражеского набега, хотел сам перенести чудотворный образ под защиту крепких крепостных стен Хлынова, но не смог сдвинуть икону с места: не ему одному этот образ был послан Богом, а всем людям.

Священник не сразу понял знак Божий. Сперва он отправился в Хлынов и вернулся вместе с несколькими знакомыми клириками. Но и им не удалось сдвинуть чудотворный образ: Господь тем самым вновь показал, что судьбу иконы должны решать не только священники, но и все местные жители. И лишь когда вятчане пообещали ежегодно доставлять чудотворный образ к к месту его первоначального пребывания, великорецкие жители с этим согласились и отпустили свою драгоценную святыню в Хлынов.

С тех пор Великорецкий крестный ход проходил ежегодно. Вскоре в честь иконы в Хлынове возвели Никольский собор, ставший впоследствии главным храмом города. Надо сказать, что организованной колонной верующие стали ходить лишь начиная с 1989 года, а в прежнее время единого маршрута не было, разные группы паломников ходили своими путями.

Современный крестный ход проходит со списком (копией) обретенной иконы Николая Чудотворца, также прославленной чудотворениями. Начинается он 3 июня в Кирове и в течение трех дней движется около 100 километров к реке Великой, к месту обретения иконы Николая Чудотворца. Проходит через поселок Макарье, села Бобино, Монастырское, Горохово. В конечном пункте, селе Великорецком проводятся молебны — в храмах и на берегу реки Великой. 8 июня паломники возвращаются обратно.

До 1786 года крестный ход совершался по воде — по рекам Вятке и Великой на лодках и плотах. Жители Вятки провожали чудотворный образ до реки Вятки, служившей естественной границей города, там с ним прощались. С иконой оставались только священники и «избранные горожане», помогавшие священнослужителям доставить икону в село Великорецкое. До последней четверти XVIII века — по реке, затем по суше, через села Бобинского и Великорецкого станов. Сначала — туда, потом — обратно.

Спустя несколько дней, когда икона возвращалась с реки Великой, жители Вятки снова встречали ее, как самого святителя Николая, у села Филейского. Обойдя крестным ходом город, они торжественно вносили чудотворный образ в кремль и ставили в кафедральном соборе, где она находилась до следующего паломничества.

Уже в глубокой древности слава о Великорецкой иконе дошла до Москвы. Дважды вятчане приносили на поклонение этот образ — в 1555 и в 1614 годах. В память о первом посещении столицы один из приделов московского собора Покрова-на-Рву (храм Василия Блаженного) был освещен в честь Великорецкого образа.

Читайте также:
Пост перед причастием: правила и особенности питания, что можно и нельзя есть, как правильно соблюдать пост, смысл и традиции

В советское время традиция Великорецкого паломничества сохранялась до 1935 года, пока не был взорван кафедральный собор в Вятке, где хранилась икона святителя Николая. Икона была утрачена и крестные ходы прекратились. Официально проведение хода запретили, но небольшие группы верующих продолжали совершать паломничество на берег реки Великой к месту обретения чудотворной иконы. В 1959 году попытались запретить и это — вышел официальный запрет на частное паломничество. Большинство людей это отпугнуло, вместо тысяч стали приходить лишь несколько десятков человек, но все-таки можно сказать, что походы к Великой продолжались.

Лишь с 1989 года запрет на паломничество отменили. Но полностью возобновить крестный ход разрешили не сразу. С 1989 по 1991 годы к месту обретения иконы можно было ходить только от села Чудиново, которое находится в десяти километрах от Великорецкого. С 1992 года крестный ход вновь стал совершаться в полном объеме.

В 2000 году праздновалось 600-летие Великорецкого крестного хода, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II придал ему статус всероссийского.

Великорецкий чудотворный образ Святителя Николая остается самой почитаемой иконой Николая Чудотворца в России.

Великорецкий крестный ход


Великорецкая икона Николая Чудотворца (икона из Свято-Серафимовского собора, XVI век) 1383 год.
(Вопросы истории и иконографии рассмотрены в статье свящ. А. Дудина [источник www.pandia.ru])
(“Повести о Великорецкой иконе Святителя Николая” изд. 1905 г. см. на сайте библиотеки им. А. И. Герцена [источник “Вятская Электронная Библиотека”])

Карта Великорецкого Крестного хода

Изменяя значения атрибутов width (ширина) и heigth (высота), можно получить нужные размеры карты

Великорецкий крестный ход — это одна из особенных жемчужин Вятской земли. Ежегодно многие православные христиане со всех концов России и зарубежья приезжают к нам, чтобы поклониться Николе Великорецкому.

. К месту обретения иконы, как и много лет назад, идут люди по полям и оврагам. Открываются их взгляду то леса, то речки, то небеса. незнает наш глаз только, что были где-то здесь ранее деревушки и жизнь лилась рекою. Предлагаю вам в данной теме отыскать эти деревни. По мере пополнения данных буду вносить их в общий список.

Современный путь хода пролегает по следующим населенным пунктам (сгруппировано по дням хода, курсивом отмечены нежилые НП, указаны также близкорасположенные к дороге населенные пункты, в кавычки помещены названия церквей, в квадратные скобки – дополнительные сведения и расстояние центра НП от пути следования крестного хода по прямой):

г. Киров (г. Вятка), “Серафимовский собор” [ссылка №1 (Широта: 58.5965 Долгота: 49.6873)]
г. Киров (г. Вятка), “Спасский собор” [ссылка №1, ссылка №2 (Широта: 58.6028 Долгота: 49.6843)]
или
г. Киров (г. Вятка), “Успенский Трифонов монастырь” [(Широта: 58.6008 Долгота: 49.6893)]

пгт. Мурыгино
пгт. Дачный [200 м]
пгт. Гирсово
п. Коминтерновский (д. Гнусино [750 м])
Новый мост через р. Вятку [(Широта: 58.6594 Долгота: 49.6320)]
г. Киров (г. Вятка), сл. Филейка [170 м]
г. Киров (г. Вятка), сл. Куртеевы [210 м]
г. Киров (г. Вятка), сл. Зоновы [260 м]
г. Киров (г. Вятка), сл. Просвири [210 м]
г. Киров (г. Вятка), сл. Малые Ряби [430 м]
г. Киров (г. Вятка), пос. Аэропорт [540 м]
г. Киров (г. Вятка), сл. Широковская [200 м]
г. Киров (г. Вятка), сл. Епишино [380 м]
г. Киров (г. Вятка), д. Тюлени 2-е
г. Киров (г. Вятка), сл. Орловы [430 м]
г. Киров (г. Вятка), “Церковь Новмученников и исповедников российских” [(Широта: 58.6338 Долгота: 49.6091)]
г. Киров (г. Вятка), д. Пушкари [290 м]
г. Киров (г. Вятка), д. Чукавино [460 м]
г. Киров (г. Вятка), пос. ТЭЦ-4 [650 м]
г. Киров (г. Вятка), д. Пахомье [420 м]
г. Киров (г. Вятка), “Церковь, Веры, Надежды, Любови и матери их Софии” [(Широта: 58.6071 Долгота: 49.6122)]
г. Киров (г. Вятка), д. Мал. Кочуровы [280 м]
г. Киров (г. Вятка), хутор Елец [200 м]
г. Киров (г. Вятка), д. Павловская [300 м]

Читайте также:
Патриархальная семья в православии: определение и значение, взгляды и характеристики, типы и особенности, признаки

г. Киров (г. Вятка), “Серафимовский собор” [(Широта: 58.5965 Долгота: 49.6873)]
или
г. Киров (г. Вятка), “Успенский Трифонов монастырь” [(Широта: 58.6008 Долгота: 49.6893)]

Комментарии

Дима, давно хотел сказать, что ты молодец, взялся за это.

Когда закончишь все деревни, а мы добавим сервис карт в блоги, то сделаем интерактивную карту с ссылками на деревни на Родной Вятке. Будет здорово и полезно!

Да, Дима, молодец, присоединяюсь к словам Вани.

Спасибо. Без вас тут ничего не было бы. Так что сами виноваты.

Дима, добавь координаты для соборов и других точек (например, мост), у которых нет своих страниц. Будем делать карту)

Создал и добавил карту ВКХ. Еще раз спасибо, ru-danko! Давнишняя мечта осуществилась. По мере сил буду ее пополнять.

Интересно определить расположение часовень, лежавших на пути ВКХ.
К Свято-Троицкой церкви с.Медяны было приписано три часовни:
1) Часовня при источнике. Время ее построения неизвестно. Имела в длину и ширину по 5 саженей, в высоту 4 сажени. Предназначалась для освящения воды во время крестного хода в праздники Богоявления и Преполовения Пятидесятницы. Во второй половине XIX века приходит в ветхость.

В другом источнике также есть сведения по данной часовне [Под православным крестом: краеведческий альбом / Медянская сельская библиотека-филиал. – Медяны: МКУ «Юрьянская ЦБС», 2012. – 21 с.]. При селе на источнике в длину 11 аршин, в ширину 11 аршин и в высоту 12 аршин. Устроена в давние времена для освещения воды в праздники – Богоявления Господня, происхождение Честного древа Животворецкого креста Господня и в день Воздвижения его. Часовня кругообразная. Построена в 1883 году. Иконы – Спасителя, Убрус Богоматери, Николая Чудотворца и вмч. Парасковы.

2) Часовня близ Медянской фабрики в 6 верстах от села. Эту часовню отличали внушительные размеры: в ширину 8 саженей, в длину 7 саженей и в высоту 4 сажени. Время построения ее считалось весьма давним. Часовня предназначалась для остановки и отдыха приносимой из г. Вятки в с. Великорецкое чудотворной иконы святителя Николая Чудотворца. Особых празднований в ней не совершалось, кроме молебствий от усердных богомольцев, сопровождающих икону в пути. Часовня была известна в народе под названием Медянского Кушта.

Церковь Крестоводвиженская (Медяно – Фабричная) была преобразована из принадлежащей селу Медяны часовни [Под православным крестом: краеведческий альбом / Медянская сельская библиотека-филиал. – Медяны: МКУ «Юрьянская ЦБС», 2012. – 21 с.]. Часовня с незапамятных времен пользовалась в народе (богомольцев, идущих в село Великорецкое) – местом явления иконы св. Николая. В 1869 году по случаю крайней ветхости от времени часовня, усердием владельцев фабрики, была перестроена наподобие церкви с алтарем и иконостасом.
И в том же источнике сказано, о месте расположения и названиях: на берегу Вятки Мурыгинская – Фабричная.

3) Деревянная часовня в 10 верстах от села в лесу на пути в с.Великорецкое. Считалась построенной очень давно с той же целью, что и предыдущая часовня
[сайт Кирово-Чепецкого благочиния].
Видимо об этой же часовне идет речь в другом источнике [Под православным крестом: краеведческий альбом / Медянская сельская библиотека-филиал. – Медяны: МКУ «Юрьянская ЦБС», 2012. – 21 с.]. На расстоянии от села Медяны по тракту к селу Великорецкое в 10 верстах в бору Семеновском. Для освещения воды в день богоявления. Размеры 4*6*8 аршин.
Данная часовня располагалась, как предполагает иерей Андрей (Дудин), близ д. Ременщина в Ременском бору (сейчас Медянский бор) [youtu.be].

4) Кроме того, при Медянской церкви существовала каменная часовня, 1898 года постройки. Она имела размеры 5*5*8 сажен. В часовне был поставлен старый иконостас. Она служила усыпальничей Федора Гавриловича Бакина [Под православным крестом: краеведческий альбом / Медянская сельская библиотека-филиал. – Медяны: МКУ «Юрьянская ЦБС», 2012. – 21 с.].

Читайте также:
Православие и протестантизм: отношение православной церкви, сравнение религий, главные отличия и сходства

Архангел Селафиил

В переводе с греческого языка слово «ангел» означает вестник. Господь часто посылает их, чтобы открыть людям свою волю или чем-то помочь. Ангелы — духи бестелесные и бессмертные. Бог наделил их свободной волей, совершенным умом, силой и многими чудесными способностями.

Кто такой архангел Селафиил

Старшие из ангелов называются архангелами. Всего их у Бога на службе семь. Пятый по счету — архангел Селафиил, что означает «ангел молитвы». Каждому небесному военачальнику выпадает свой день недели, когда ему особенно нужно молиться. Архангелу Селафиилу, соответственно, в пятницу.

О существовании сего небесного духа христиане знают по упоминанию его имени и свидетельства о нем в Книге Ездры (неканонической). Авраам послал Агарь вместе с сыном в Египет, на их родину. По пути скитальцы заблудились в безводной, жаркой пустыне.

Отчаявшись, Агарь оставила ребенка и ушла прочь, чтобы не видеть его мучительной смерти от жажды. Ей явился воочию сам архангел Селафиил и возвестил, чтобы она вернулась к отроку и открыл ее взору источник живой воды.

Важно! Небесный служитель донес горячую молитву отрока и его матери до Бога, научил их держаться за Его помощь, духовно прозреть.

Второе свидетельство о существовании Архангела Селафиила можно встретить в трудах Амадея Португальского, жившего в 15 веке. Дмитрий Ростовский распространил знания об архангеле, почерпнутые из трудов монаха, и отразил их в «Житиях святых». Так на православной Руси укоренилась традиция почитания архангелов, в том числе и Селафиила.

Иконы Архангела Селафиила и другие изображения

Ангелы — это бесплотные духи и для людей они невидимы. Тем не менее, они изображаются на иконах. Но как же можно изобразить тех, кто невидим? Дело в том, что ангелы являлись святым людям и на иконах их пишут такими, какими они предстали перед ними.

Ангелы, в том числе и архангел Селафиил, на иконах изображаются обычно в виде прекрасных юношей, в полный рост, с крыльями за спиной. Облик прекрасного юноши — это символ совершенства и духовной красоты. Крылья за спиной означают быстроту исполнения воли Божьей.

Одеты ангелы в длинную мантию, которая называется далматика. Поверх нее — гиматий, плащ, закрепленный красиво украшенной пряжкой. Важная деталь в иконографии ангелов — развевающиеся ленты в волосах, называются слухи. Это символ особого слышания Бога и послушания Его воле.

Вокруг головы ангелов изображен нимб, — символ святости. В руке архангела Салафиила на некоторых иконах видно какой-то необычный круг. Это зерцало, то есть зеркало, знак служения Господу. В нем обычно изображается сокращенное имя Иисуса Христа, крест или маленький образ Спасителя.

Ангелы изображаются легкими, невесомыми, они словно парят, не касаясь ногами земли. Ведь они бестелесны, а видимыми становятся только тогда, когда являются людям. Одежды ангелов могут быть разного цвета:

  • красный — знак небесного огня;
  • синий — знак Божественной тайны;
  • голубой — знак небесной чистоты.

Архангел Селафиил чаще всего изображается со слегка склоненной головой, направленным вниз взором и скрещенными руками на груди. Вся его поза выражает молитвенное благоговение.

К сожалению, в храмах изображение архангела Селафиила сегодня найти практически невозможно. А когда-то, еще в царствование династии Романовых, изображение сего служителя небесного украшало здание Священного Синода.

В чем помогает Салафиил

Архангел Селафиил возглавляет группу молитвенных ангелов, главная задача которых пребывать рядом с молящимися людьми, внимать их прошениям Богу и достойные молитвы относить прямо к престолу Божию. Он заботится о духовных нуждах христиан, — наставляет их в правильном отношении к вере, учит богообщению, помогает содержать помыслы и сердце в чистоте.

Архангелу Селафиилу нужно молиться о помощи в молитве, даровании покаянного расположения духа и благоговения перед Богом. К нему можно обращаться за помощью в обращении неверующих близких людей к вере, а также:

  • об избавлении от вражеских нападений, как со стороны злых людей, так и нечистых духов;
  • о защите себя и родных от болезней, духовных и физических;
  • сохранении от внезапной смерти;
  • укреплении в вере;
  • возбуждении интереса к молитве.
Читайте также:
Православие и бесплодие: причины духовные и физические, как преодолеть верующим, отношение церкви и мнение священников

Архангел Селафиил в христианстве считается молитвенником перед Всевышним о всем человечестве, его спасении, а также покровителем молитвы. Обращаться к нему нужно по любым молитвенным нуждам, когда трудно встать на вечернее или утреннее правило, нет молитвенного расположения духа, чувствуется холодность сердечная и угасание веры.

Молиться небесному архангелу Селафиилу можно такими словами:

Святый Архангеле Селафииле, возбуди меня в дни и ночи, на славословие Божественное. И моли Бога о мне грешном. Аминь.

О, великий Архангеле Божий Селафииле, дающий молитву молящемуся! Научи мя молиться молитвою пламенной, смиренной, сокрушенной, сердечной, сосредоточенной и умиленной.

Икону архангела Селафиила дарят обычно людям, которые только вступили на духовную стезю и нуждаются в молитвенной поддержке, наставлении. Призывая небесного служителя себе на помощь, новоначальные христиане сохранят свою веру и не уклонятся с истинного пути.

Архангел Селафиил и его помощь

Архангел Селафиил (Салафиил) — ангел, постоянно молящийся за верующих людей и побуждающий их к молитве, божий молитвенник. Он принадлежит к семи Небесным Силам, предстоящим Богу, т.е. Архангелам. Также в ангельской иерархии он является вождем лика ангелов молитвенных.

  1. Кто такой архангел Селафиил
  2. Иконы Архангела Селафиила и другие изображения
  3. В чем помогает Салафиил
  4. Акафист Архангелу Селафиилу
  5. Текст акафиста Архангелу Селафиилу и всему ангельскому войску
  6. Молитва Архангелу Селафиилу о защите, покровительстве и исцелении

Кто такой архангел Селафиил

Имя Архангела молитвенных бдений Селафиил (иначе произносится Салафиил) означает в переводе с арамейского «молитва к Господу». В Священном Писании имя Селафиила практически не встречается нигде, кроме Третьей неканонической книги Ездры.

Есть упоминание в книге Бытия о том, что Салафиил явил свой лик рабыне Агари. Изгнанная из дома, она узрела молитвенного Ангела в тот момент, когда она бедствовала с сыном в пустыне, в слезах и скорби. Архангел Салафиил возвестил ей «…слышал Господь страдание твое…».

Почитание Салафиила и прочих Высших Небесных Сущностей, видимых и невидимых, распространилось в православном мире благодаря откровениям блаженного Амадея (Жуана) Португальского, жившего в XV веке монаха. Его откровения об Архангелах были привнесены в православные Жития Святых митрополитом Дмитрием Ростовским на рубеже XVII и XVIII веков. У католиков почитание Архангелов широко не распространилось, а затем и вовсе прекратилось.

Иконы Архангела Селафиила и другие изображения

Салафиил бывает всегда изображен на иконах в благообразной молитвенной позе, со взором и лицом, опущенными вниз. При этом руки Архангела сложены крестообразно на груди. Образ Архангела Селафиила внушает верующим мысли о нужности ежедневных молитв и постоянных размышлений о Боге.

День Архангела Салафиила — 21 ноября: день, посвященный всему Небесному Воинству бесплотных сущностей и его главе, Архистратигу Михаилу. Благоприятный день для чтения акафиста — пятница.

В чем помогает Салафиил

  • Селафиилу молятся для укрепления в вере, для духовного развития и физического благополучия.
  • Он является неким проводником молитв к божьему престолу: первым выслушивает их.
  • Именно этот Архангел укрепляет людей в вере и внушает важность молитв.

Его образы принято дарить детям, а также людям, которым необходимо укрепиться в вере. Также иконы Арх. Салафиила выполняют функцию оберега: ведь ему можно возносить молитвы о спасении тела.

Акафист Архангелу Селафиилу

Во время чтения акафиста Архангелу Селафиилу, попросите его наставить вас в правильном чтении молитв. Можно просить вразумить близких людей и родных на пути веры.

Как придет ответ на ваш вопрос или моление, заранее сказать нельзя. Может быть, вы получите ожидаемое наставление от своего духовника, или увидите вещий сон. Главное — не забывайте благодарить небесного защитника.

Текст акафиста Архангелу Селафиилу и всему ангельскому войску

Небесных воинств Архистратизи,/ молим вас присно мы недостойнии,/ да вашими молитвами оградите нас/ кровом крил невещественныя вашея славы,/ сохраняющие ны припадающие прилежно и вопиющия:/ от бед избавите ны,// яко чиноначальницы вышних Сил.

Читайте также:
Посты в среду и пятницу: почему нужно поститься в эти дни, что можно и нельзя есть, как правильно соблюдать пост

Архистратизи Божии,/ служителие Божественныя славы,/ Ангелов начальницы, и человеков наставницы,/ полезное нам просите, и велию милость,// яко Безплотных Архистратизи. Величание Небесным Чинам Бесплотным Величаем вас,/ Архангели и Ангели/ и вся воинства,/ Херувими и Серафими,// славящия Господа.

Молитва Архангелу Селафиилу о защите, покровительстве и исцелении

»зменить шрифт
О, великий архистратиже Божий Селафииле! Ты молиши Бога за людей верующих, умоли Его благоутробие за меня, грешного (-ую), да избавит меня Господь от всех бед и болезней и от напрасныя смерти и да сподобит меня Господь Царствия Небеснаго со всеми святыми во веки веков. Аминь.

С радостью предлагаем Вам послушать видео-исполнение молитвы архангелу Селафиилу:

Архангел Селафиил: в чем помогают молитвы и иконы

Среди собратьев архангелов Селафиил не имеет такой известности, как Гавриил и Михаил. Однако в православии он в особом почете, поскольку считается покровителем молитвы. Его задача как архангела состоит в том, чтобы доносить до Господа людские молитвы.

Архангел Селафиил — за что отвечает покровитель молитвы

Архангел Селафиил (встречается также написание Салафиил) принадлежит к числу высших ангелов, которые непосредственно общаются со Всевышним. В православной традиции Селафиила называют молитвенник Божий. Иными словами, он молится Богу за человечество, за спасение душ людских, а также просит Бога уберечь людей от болезней и влияния темных сил.

Будучи покровителем молитвы, Селафиил внимательно прислушивается к молитвам живущих на Земле людей, чтобы затем передать их обращения Господу. Он определяет степень искренности молитвы и решает, насколько человек нуждается в поддержке. Он может избавить молящегося от страданий, вознаградить его либо испытать насколько крепка его вера.

В сущности, именно Селафиил побуждает человека обратиться к молитве. Он внушает людям мысли о Божественной милости и спасительной силе молитвы. Его также можно назвать учителем молитвы, поскольку он подсказывает душе, какую молитвы выбрать и каким тоном ее читать. Он дает понять молящемуся человеку, что он был услышан.

Дни памяти

Отдельного дня почитания Селафиила в церковном календаре не выделено. Существует единый день 21 ноября (8 ноября по старому стилю), когда почитают всех архангелов. Праздник называется Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Из дней недели можно выделить пятницу. В православии считается, что молитва, обращенная к Селафиилу в этот день, обязательно принесет плоды.

Житие

Само имя Селафиил в переводе с древнееврейского языка означает «молитва к Богу». В тексте Ветхого и Нового Завета архангел не упоминается. Об этом ангеле рассказывает Третья книга Ездры, которая не вошла в каноническую редакцию Библии. Пророк Ездра называет его «вождь народа». В Книге Бытия есть эпизод, где описывается скорбная молитва Агари в пустыне после того, как ее изгнал Авраам. Именно тогда Селафиил является перед взором этой женщины и сообщает, что Господь услышал ее страдание. Ангел привел ее с сыном к колодцу и напоил живой водой.

Изначально культ Селафиила возник в католицизме в XV веке. Толчком стали откровения монаха Амадея Португальского. В России архангела стали почитать в XVII веке благодаря проповеднику Димитрию Ростовскому и его труду «Жития святых». Однако у католиков интерес к Селафиилу угас.

В XIX веке Селафиила в своей проповеди отметил архиепископ Иннокентий Херсонский. Священнослужитель назвал Селафиила вождем молитвенных ангелов, которые своим чистым дыханием согревают холодные сердца к молитве, а также вразумляют верующих, как молиться, чтобы слова дошли до Божьего престола.

С какими вопросами можно обращаться к Селафиилу

Селафиила называют духовным наставником. Любой человек, вставший на путь служению Богу, может рассчитывать на помощь архангела. Божий помощник готов передать верующему знание, как обрести благодать и открыть частичку Бога в своей душе. Полученная от архангела информация помогает избежать ошибок и способствует духовному развитию.

Люди часто испытывают сложности с чтением молитв, затрудняются, какую молитву выбрать, в какое время и как ее читать, чтобы слова достигли небесных сфер. Множество вопросов отпадет, если обратиться к архангелу Селафиилу. Нужные ответы непременно придут, причем самым неожиданным образом. Либо у вас будет озарение, либо кто-то даст вам нужную книгу, либо вы «случайно» наткнетесь на полезную информацию в интернете.

Читайте также:
Записки Ксении Петербургской: как правильно писать

Неоценимой будет помощь Селафиила, если вас беспокоит судьба друзей или родственников. Обратитесь с молитвой к архангелу, попросите его помочь близким вам людям, указать им путь к свету. Не требуется особых текстов, излагайте просьбу своими словами, главное, чтобы ваша молитва исходила из глубин сердца и была наполнена любовью к дорогим людям. И лучше, если ваши молитвы о ближних будут приурочены к пятнице. Пройдет какое-то время, и вы увидите результат – люди начнут меняться, у них появится интерес к духовным знаниям.

Молитва архангелу Селафиилу

Основная молитва к архангелу Селафиилу имеет цель получить совет о том, как обращаться к Господу с просьбой или словами благодарности. Молитва этому высшему ангелу будет полезна для лучшего понимания священных текстов и духовной литературы. Перед тем как отправиться в храм, также повторяйте следующую молитву:

Святый Архангеле Божий Селафииле, даяй молитву молящемуся, научи меня молиться молитвой смиренной, сокрушенной, сосредоточенной и умиленной. О, великий Архангеле Божий Селафииле, ты молиши Бога за людей верующих, умоли Его Благоутробие за меня, грешного, да избавит меня Господь от всех бед и скорбей, и болезней, и от напрасныя смерти, и от муки вечныя, и сподобит меня Господь Царствия Небесного со всеми Святыми во веки. Аминь.

Краткий вариант молитвы:

Святый Архангеле Салафииле, возбуди меня в дни и ночи, на славословие Божественное. И моли Бога о мне грешном. Аминь.

Полезно обратиться к архангелу, если вы почувствовали, что вера и интерес к Богу начали слабеть. В этом случае Селафиил придет на помощь, чтобы укрепить ваш дух и развеять сомнения. Вы также можете доверить свою судьбу архангелу в любой сложной ситуации, ведь Селафиил принадлежит к высшей небесной иерархии и обладает достаточным могуществом, чтобы решить многие земные проблемы. Во всяком случае, он придаст вашим молитвам дополнительную силу.

Икона Архангела Селафиила

Об изображении архангела Селафиила на иконах хорошо сказал Иннокентий Херсонский в своей проповеди. По его словам, это ангел, стоящий в молитвенном положении, чьи глаза смиренно опущены, а руки в благоговении прижаты к груди.

Таким образом, на иконах обычно изображали Селафиила, который обращается с молитвой к Господу, то есть икона показывает статус архангела и его основную задачу. Иногда в руке Селафиил держит четки.

Верующие, желающие научиться правильному способу молитвы, должны присмотреться к этим иконам. Они указывают, как надо держать себя во время молитвы. Образ архангела на иконах можно использовать как образец для молитвенной практики.

Икону с изображением архангела можно подарить ребенку либо человеку, лишь недавно вставшего на стезю поклонения Всевышнему. Такой образ поможет укрепиться в вере, научит верному способу молитвы, поддержит в минуту сомнений.

Заключение

Любой искренне верующий человек найдет поддержку в лице архангела Селафиила в своих духовных исканиях, особенно если речь идет о молитвах и прямом обращении к Создателю. Архангел станет вашим проводником на духовном пути и поможет установить контакт с божественным миром.

Нужные слова и ваша вера – ключ к успеху в совершенном ритуале. Информацию я вам предоставлю, но ее реализация напрямую зависит от вас. Но не стоит переживать, немного практики и у вас все получится!

  • Ангельские чины и особенности небесной иерархии
  • Херувимы: значение ангелов в иудаизме и христианстве
  • Ангел смерти — способы вызова, защита и легенды
  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: