Воскресение мертвых: что значит и зачем нужно в православии, мнение пророков и святых

Воскресение мертвых: что значит и зачем нужно в православии, мнение пророков и святых

…Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах,
услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни,
а делавшие зло — в воскресение осуждения.
Ин. 5, 28–29

Когда история человечества подойдет к своему завершению, когда после многих бед и скорбей Господь наш Иисус Христос вновь придет на землю со славою судить живых и мертвых, тогда воскреснут все, когда-либо жившие на земле, восстанут из могил и праведники, и грешники, христиане и язычники, почившие тысячелетия назад и умершие перед самым вторым Пришествием Христовым. Ни одного мертвеца не останется во гробе — все воскреснут на грядущий Страшный Суд. Очень трудно, да и, пожалуй, невозможно представить себе эти события, но, опираясь на догматическое учение Православной Церкви, мы все же попытаемся найти ответы на некоторые вопросы, касающиеся всеобщего воскресения мертвых. В этом нам поможет преподаватель Саратовской православной духовной семинарии протоиерей Михаил Воробьев.

— Отец Михаил, откуда нам известно о грядущем воскресении мертвых?

— Прежде всего, конечно, из Священного Писания. И в Ветхом, и в Новом Заветах немало мест, где говорится о всеобщем грядущем воскресении. Например, пророк Иезекииль созерцал воскресение умерших, когда сухие кости, которыми было усеяно поле, начали сближаться друг с другом, обрастать жилами и плотью и, наконец, ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище (Иез. 37, 10). В Новом Завете Сам Господь наш Иисус Христос неоднократно говорит о грядущем воскресении: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 54). Кроме того, в Евангелии от Матфея говорится о том, что в момент смерти Христа …гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим (Мф. 27, 52–53). Ну и, конечно, 25-я глава Евангелия от Матфея, где совершенно ясно и недвусмысленно говорится о всеобщем воскресении и последующем Страшном Суде: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы (Мф. 25, 31–32).

— Да, но в этих местах Священного Писания говорится о воскресении лишь некоторых. Так, может быть, воскреснут не все, а лишь праведники или святые?

— Нет, воскреснет каждый человек, который когда-либо жил на земле. …Все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения (Ин. 5, 28–29). Здесь сказано «все». Апостол Павел пишет: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор. 15, 22). Однажды созданная Богом сущность не может исчезнуть, а каждый человек, каждая личность — это своя особая сущность.

— Получается, что воскреснут и Серафим Саровский, и Пушкин, и даже наши родные и друзья?

— Не только друзья, но и враги… И такие исторические персонажи, как Гитлер со Сталиным… Воскреснут даже самоубийцы, поэтому самоубийство совершенно бессмысленно. Вообще, воскресение будет происходить вне зависимости от свободной воли человека. Изменится реальность, настанет иное бытие, и воскресение из мертвых будет следствием изменения реальности. Например, был лед, но с повышением температуры лед превращается в воду. Были мертвые, но изменится реальность — и мертвые оживут. Поэтому личные качества человека при всеобщем воскресении не играют никакой роли, они будут рассматриваться на следующем за воскресением Страшном Суде.

— А какие у людей будут тела?

— Ну, знаете… Боюсь, что на вопрос в такой постановке вам не ответит никто…

Безусловным является только то, что грядущее всеобщее воскресение будет воскресением человека в единстве духа, души и тела. Православная Церковь исповедует не бессмертие души, как многие древние религии, а именно телесное воскресение. Только вот тело будет иным, преображенным, свободным от несовершенств, болезней, уродств, которые являются следствиями греха. Об этом грядущем преображении убедительно говорит апостол Павел: не все мы умрем, но все изменимся (1 Кор. 15, 51). При этом апостол Павел указывает существенный признак нового преображенного, обоженного, если хотите, тела. Этот признак — нетленность. В Первом послании к Коринфянам об этом говорится ясно и недвусмысленно: Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет… Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного… Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор. 15, 35–49, 53).

Читайте также:
Посты в среду и пятницу: почему нужно поститься в эти дни, что можно и нельзя есть, как правильно соблюдать пост

Преображение человеческого мира в пакибытии является следствием преображения всего мира, всей твари. Поскольку мир будет иной, то и тело у человека будет другим. Мир станет совершеннее, и телесно-душевно-духовное состояние человека тоже станет совершеннее. А то, что преображение всей твари есть ее обожение, тоже очень ясно раскрывается у апостола Павла, который говорит, что в преображенном мире будет Бог все во всем (1 Кор. 15, 28). Особо отметим, что апостол Петр, которого трудно назвать полным единомышленником апостола Павла, говорит о состоянии удостоенного Небесного Царства человека тоже как об об€ожении: …Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества… ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (2 Петр. 1, 4, 11).

— А в каком возрасте будут воскресать люди — в котором умерли, или же все воскреснут молодыми?

— В любом возрасте личность человека обогащается соответствующим опытом. Даже глубокая старость со всеми немощами, со всем Альцгеймером — тоже создает определенный опыт (хотя бы опыт умирания!), который, с точки зрения личности, имеет свою ценность. Старику дорого и детство, и юность, и зрелость, и даже старость…

Мне кажется, что в вечности человеческая личность существует в интегрированном состоянии. Не то чтобы мы все там оказались глубокими стариками, но без «сварливого старческого задора», помнящими и ценящими свою молодость. Нет, это некое особое состояние пребывания и в детстве, и в зрелости, и в старости. Трудно представить, как это будет, но мы точно знаем: что невозможно во времени, возможно в вечности!

— Почему в Символе веры мы говорим, что чаем воскресения мертвых? В чем для христианина важность грядущего воскресения?

— Церковнославянское слово «чаять» означает ожидать с верой, ожидать с усилием. «Чаю воскресения мертвых» — значит, не просто пассивно жду, а серьезно готовлюсь к этому событию, прилагаю усилия к изменению самого себя. Ведь мы чаем не только воскресения мертвых, но и грядущей за этим жизни будущего века, тем самым, исповедуя свою веру в то, что наша земная жизнь — это, помимо всего прочего, еще и приготовление к вечной жизни, к полноте бытия с Богом и в Боге.

Беседовал Денис Каменщиков
Газета «Православие и современность» № 9 (413) 2010 г.

Воскресение мертвых в православии

Воскресение в христианской традиции есть возвращение умерших к жизни в их восстановленных телесных оболочках, это событие должно произойти в конце времен, в день, когда свершится второе пришествие Мессии. Подобная развязка все сущего стала доступна после крестного подвига Сына Божьего, его кончины на Голгофе и воскресения. Через Смерть Христа Всевышний Творец преобразил людское естество и открыл путь физического и духовного восстановления всему человечеству.

Что такое воскресение мертвых

Искупление, совершенное Богочеловеком, не отменяет личной свободы. Каждый из нас вправе добровольно принять жертву Господа или же категорично отвергнуть её, следовать путем веры, исповеди, покаяния, духовного очищения, или же продолжать поддаваться страстям, отстраняясь от Небесного Отца и вступая в откровенную с Ним вражду.

Если человек принимает великий подвиг Христа, он добровольно призывается к частичному повторению жития Сына Божьего, то есть христианин стремится разделить кончину вместе с Мессией, распять собственную греховность на кресте, преобразить свое естество через наставление Евангелия.

Читайте о Христе:

Таким образом, для православного верующего духовное восстание в конце времен становится «воскресением жизни». Очищенные смирением люди не привлекаются к Страшному Суду, так как уже перешли от смерти к истинной жизни, то есть Богу. Души и тела отступников от веры также восстанавливаются, но призываются они к осуждению самим Творцом Вселенной.

  • Когда настанет время второго пришествия, чистая человеческая природа восстановится в своей безупречной полноте. Однако это не коснется грешников, потому что они самолично отвернулись от воли к добродетели. Отступники испытают явные страдания, которые будут применены ради их вразумления, в святых же людях Бог будет пребывать милостиво и гармонично.
  • Восстановленные тела станут нетленными и бессмертными, они не будут нуждаться в материальной пище и воде. Апостол Павел говорит: «Людская телесная оболочка из немощной и уничиженной преобразуется в сообразную с божественной, потому что так желает Господь, и Он может это осуществить». Наше обычное тело называется земным, оно есть только плоть, но преображенное оно — уже вечная чистота.
  • Смиренные, святые и праведные будут светить ярче солнца. Это сияние подобно тому, что апостолы видели на Фаворской горе, где Христос в собственном преображении с помощью молитвы к Отцу прибавил к естеству человеческому природу божественного. Так и святые воссияют внутренней славой и восстанут духовно, получая благодать от Бога, который распространит собственное могущество на всех живых существ. Только праведные христиане обретут подобную награду, ибо знают Бога и идут к Нему с чистой совестью, отступники же осуждаются и продолжают страдать.
  • Тела грешников не примут божественной славы по своей воле, эти оболочки будут продолжать служить вместилищем для плотских наваждений. Отступников не перестанут тревожить демоны эгоизма, они примут формы, соответствующие желаниям и помыслам.
Читайте также:
Крещение ребенка в пост: можно или нет, особенности и тонкости обряда

Важно! Воскресение произойдет одновременно, оно будет всеобщим. Тела свои праведные и грешные люди получат подобно таким, какие имели во время своего существования на земле, но качество их будет разное — все будут иметь оболочки нетленные и бессмертные.

Высказывания о вопросе

Ортодоксальная Церковь по-богословски обосновывает необходимость восстания тел во время второго пришествия. По её мнению, тело невозможно отделить от полноценного «абсолютного» человека, поэтому совершенно справедливо, что блаженство святых и мучения грешников ощущаются не только душами, но и телесными оболочками.

Как первое (душа), так и второе (тело) одинаково участвовали в делании греха (или правды), оттого и наказание (награда) достается обеим категориям человеческого существа.

Учение протестантизма о воскресении существенно не разнится с мнением ортодоксальной конфессии. Однако некоторые ответвления протестантизма, например, Свидетели Иеговы верят, что до духовного восстановления умершие будут пребывать в состоянии комы, полного бездействия, сна, ожидая пробуждения Господом и следующего за этим вечного бытия.

Для ислама этот вопрос также чрезвычайно важен и является одним из ключевых во всем учении. Адепты религии утверждают, что восстановление коснется как души, так и телесной оболочки.

Мнение пророков

Древнейшие упоминания о вере в воскресение можно найти в сказании об Аврааме и Исааке. Отец, не колеблясь ни минуты, повел своего сына на жертвенный алтарь по приказу Господа, так как боялся Бога, знал Его наставления и верил в восстановление тел. Когда Авраам уже собирался убить Исаака, а потом сжечь, Ангел Небесный остановил его и оповестил, что тот доказал свое смирение перед волей Всевышнего. В награду за искреннее верование Господь пообещал Аврааму великое потомство.

  • О воскресении из мертвых также знал Иов, который был лишен богатства, семьи и здоровья. Будучи наедине со своими суровыми страданиями, он молился Господу и утешался словами о том, что в конце времен это плотское тело преобразится в вечное и одухотворенное.
  • Пророк Исайя говорил: «Господь, оживут мертвецы, верные Твоей воле, восстановятся их разрушенные тела. Они воспрянут и восторжествуют, ранее поверженные в прахе. Земля отдаст мертвецов после того, как ощутит на себе оживляющую росу Твою».

Цель первого пришествия Христа состояла в том, чтобы указать человечеству на вечную жизнь. Бог настолько любит свое творение, что не пожалел отдать Своего Сына для того, чтобы всякий узнал о вечности и не погиб в грехе.

Важно! Истина воскресения для апостолов никогда не ставилась под сомнения, они доказывали её посредством тесной связи с восстанием из гроба самого Спасителя. Сын Божий, по словам его учеников, стал первенцем воскресения. Они добавляли: «Все умирают через Адама (грехопадение), оживают во Христе (вера в Бога)».

Мнения святителей

Преподобный Иоанн отмечал: «Существа восстанут во плоти, с костями, с мышцами, волосами и пребудут такими всегда, только озаряться они будут ярким светом, которого раньше не было. Воскресшие праведники совершенно освободятся от изнеможений, всяческих болезней, материальных потребностей. В подобных телах станет преобладать духовность, небесное блаженство, жизнь в этих оболочках будет похожа на бытие бесплотных ангелов.

Святитель И. Златоуст отмечает, что смерть должно рассматривать с двоякой позиции, поэтому и восстание из мертвых становится двояким. Изначально человек воскресает от греховности, ибо восстанавливается вместе с Господом посредством Крещения. Соединяясь с Богом, мы приходим в истинную жизнь. Второе же воскресение есть возвращение нам физического тела.

Преподобный Симеон делает познавательное сравнение, он говорит: «Как тело без души нельзя назвать живым, так и душа до того времени будет мертвой, пока не войдет в неизреченное единение с бесконечно могущественным, милосердным и блаженным Единым Господом, которого только и можно назвать Истиной, Жизнью, Всем Сущим.

Мнение И. Дамаскина

Великий христианский богослов не сомневается в наступлении дня, когда мертвые восстанут из своих могил. Он называет воскресение вторичным восстановление падшего. Однако душа никогда не умирает, смерть — только разделение её с телесной оболочкой. Бог имеет силу как оживить изначальное семя при зачатии, так и восстановить уже сформировавшуюся оболочку, разложившуюся во прах.

И. Дамаскин утверждает: если отрицать воскресение, приходится отказываться и от Бога, и от Его Промысла, но ссылаться на случайность и беспорядок. Господь наглядно продемонстрировал могущество: изначально он воскресил Лазаря, тело которого пролежало четыре дня и начало тлеть. Всевышний восстановил телесную оболочку праведника вместе с душой. Так Бог доказал, что воскресение возможно.

Интересно! Преподобный настаивает, что восстание Христа является воссоединением души и телесной оболочки, которые неразлучны.

Спаситель просил апостолов, думающих, что они лицезреют духа, дотронуться до Его. Об этом говорится в Священном Писании, поэтому идея воскрешения мертвецов считается достоверной.

Во время второго пришествия случится восстановление, оживление умерших. Господь дарует всем существам тела и души, праведников Он восстановить ради жизни истинной, а грешников — для осуждения и страдания. Цель восстания из мертвых — демонстрация истинного пути к Царствию Божьему. В Священных Писаниях этот факт не подвергается сомнению и рассматривается как необходимый.

О воскресении из мертвых

Из непридуманного

Знатоки церковной истории немедленно ринутся в атаку. Они напомнят о телесном вознесении Матери Божией, о воскресении Иоанна Богослова. Они вспомнят и о воскресении дочери святого Спиридона Тримифунтского и о семи спящих отроках Эфесских. Но совопросникам века сего этого мало. Они скажут: «Это было давным-давно, если было. А почему сейчас не воскресают люди?»

Воскресают. Чудо воскресения не уходит из жизни Церкви. В связи с этим хотелось бы поделиться с читателями двумя известными мне случаями.

О первом рассказала мне моя мама, Галина Георгиевна Василик, заслуженный врач, ветеран труда. В детстве, в далекие сороковые годы, она слышала этот рассказ от своей соседки по коммунальной квартире Нины Ивановны Гнездиловой. В свою очередь Нине Ивановне его поведала ее тетушка Анна.

Дело было еще до революции. У тетушки Анны был дед, звали его, кажется, Николай. Жил он в деревне, был добрым работником, домовитым хозяином, человеком благочестивым. Пришло время отправляться деду Николаю путем всея земли — по болезни и старости. Он поболел немного и скончался. Его омыли, переодели, сняли с чердака гроб, лично им сделанный и положили покойника во гробу в чулан. Закрывать гроб не стали.

Вдруг родственники слышат голос из чулана: «Выпустите меня. Я живой». Заходят они в чулан, а дед в гробу сидит. Обомлела родня от ужаса и удивления, а дед и говорит им: «Живее зовите батюшку. Есть у меня один грех неисповеданный. Для исповеди меня с того света и отпустили». Позвали местного священника, а он был человек скептический и несколько вольнодумный. Время было такое — первая русская революция 1905 года, когда даже зажиточные хозяева временами на чердаках «Искру» прятали, а семинаристы в своих ректоров стреляли.

Итак, приходит священник, а дед Николай ему и говорит: «Батюшка, исповедай меня. Я на том свете был. Мне там об одном забытом грехе напомнили». А священник ему: «Брось сказки рассказывать». А тот ему: «Поверь мне. Я там взаправду был». А священник ему и говорит: «Да брось ты, сочиняешь». А дед Николай ему в ответ: «Хочешь, докажу? Давай я тебе все твои тайные молитвы перескажу, которые ты в алтаре втайне от нас читаешь». И начал ему по порядку излагать все, начиная от молитв проскомидии: «Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею кровию». Батюшка обомлел. Дед Николай был неграмотным. В алтарь допущен не был. Молитвы священник всегда читал про себя так, что даже пономарь ничего не знал и не слышал. А если бы дед и знал грамоту, то никто бы ему служебник не продал. Неоткуда ему было это все знать.

Батюшкин скептицизм рухнул в одночасье. Он внимательно исповедал деда Николая, отпустил ему все грехи, а тот после этого почти сразу преставился. С чистою душою к Богу пошел.

И второй случай, еще более удивительный. Я слышал о нем в 1987 году от иеромонаха Феофилакта, в миру Константина Ивановича Белянина, насельника Псково-Печерского монастыря в 1986–1991 гг. Он рано потерял сына, которого звали Константин. Константин был человеком чистым, верующим. По сыну о. Феофилакт тосковал. И вот произошло чудо. В Псково-Печерском монастыре ему явился. воскресший сын. Причем не призрак, а во плоти. О. Феофилакт показывал мне фотографию, на которой был запечатлен Константин Константинович недалеко от иконы Божией Матери во время крестного хода 28 августа 1986 года. Более того, его воскресший сын участвовал в трапезе. С отцом он беседовал и говорил с ним о том, как важно хранить заповеди Христовы для того, чтобы войти в Царствие Божие.

В Псково-Печерском монастыре могут остаться письменные свидетельства об этом чуде.

Но остается вопрос: а почему тогда все не воскресают немедленно по смерти? Ответ прост: требование этого всеобщего чуда означало бы немедленное общее воскресение из мертвых и Страшный Суд. А готовы ли мы к нему? Все человечество вообще и каждый из нас конкретно? Еще не кончилась мировая история, не достроена великая башня Церкви (или колокольня, если хотите). Еще открыты для многих и многих врата покаяния. Парадоксально, но Господь попускает пока всем умирать телесно для того, чтобы многие и многие ожили духовно. Всеобщее воскресение наступит лишь тогда, когда определятся все, когда не останется ни одного нечестивца среди праведников, ни одного праведника среди нечестивцев. А пока отдельные воскресения усопших подобны Преображению Христа на горе Фавор: они лишь знаки и предвестия будущей славы Царствия Божия. Будем же к ним внимательны, братия и сестры, чтобы войти в эту славу.

Воскресение Христово — событие и значение

Православное понимания воскресения из мертвых

Православная Церковь верит в воскресение мертвых. А Воскресение Христово — самый великий христианский праздник и основа христианской веры. Однако у некоторых эта вера вызывает недоумение. Как это вообще возможно, воскресение мертвых?

«Бог сотворил мир из ничего, создал все законы мироздания и привел их в действие, что есть для Него невозможного? Воскресение мертвых? Да ведь когда-то не было вообще никого — разве труднее воскресить, чем дать жизнь? И если я верю в чудо бытия человека как такового, в чудо сотворения мира, то и природа всех остальных чудес не является чем-то от этого принципиально отличной. В возможностях же Бога я совершенно уверен, поскольку Он есть Бог, творящий чудеса» (игумен Нектарий Морозов).

Догмат о всеобщем воскресении мертвых тесно связана с верой в Воскресение Христа. Согласно Православному Учению, при кончине видимого нами мира всех живших когда-либо людей ожидает воскресение. Бог восстановит нашу плоть из праха, после чего люди получат преображенные, одухотворенные и бессмертные тела.

Ещё в ветхозаветные времена существовала вера в Воскресение мертвых. Ведь Бог — это единственный Владыка жизни и смерти. Он

«умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит» (Первая Книга Царств, 2:6).

Ветхозаветный Иов говорил:

«Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога» ( Книга Иова, 19:25-26).

А пророчество Исаии гласит:

«Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела» (Книга пророка Исаии, 26:19).

Воскресение Христа стало исполнением этой веры и надежд. И одновременно Пасхальное Чудо дает веру и надежду нам, людям Нового Завета.

«Как вначале из персти произошел человек силою и искусством всепремудрого и всесильного Господа, так и при конце настоящего века из пепла последует воскресение истлевшего тела, и восстанет человек оживотворенный и одушевленный, свергнувший с себя предшествовавшее тление и облеченный в Божественное нетление» (преподобный Нил Синайский, 5 век).

Воскресение Христово — победа над смертью

Но почему Православие утверждает именно Воскресение, а не воскрешение Христа? Воскресение Иисуса Христа — таинственное сверхъестественное событие возвращения Спасителя к жизни после Его распятия на Кресте, смерти и погребения. Совершено оно было Самим Богочеловеком, Сыном Божиим по Его воле и Его властью. О Своей власти над жизнью и смертью Спаситель говорил ещё при земной жизни (Евангелие от Иоанна, 11:25).

Во время проповеди Им воскрешались умершие. Например, дочь Иаира (Евангелие от Матфея, 9:18-19, 23-25), сын вдовы из города Наин (Евангелие от Луки, 7:11-15), друг Лазарь из селения Вифания (Евангелие от Иоанна, 11:1). Однако эти люди все равно оставались со временем подвластными смерти. Воскресение же Христа было совершенно другим. Иисуса воскресил не Кто-то извне, а Он сам Себя, своим могуществом.

«Смерть и воскресение Христа явилась победой над смертью в том смысле, что Он стал первым человеком, живущим вечно, Который уже никогда не умрет. Чтобы преодолеть власть смерти над греховным человеческим естеством, нужно, чтобы была явлена такая человеческая природа, которая была неподвластна действию смерти, будучи абсолютно безгрешной.

Христос в Себе явил такое чистое, безгрешное человеческое естество и ввел его в соприкосновение со смертью. Оказалось, что смерть над ним не властна: она не смогла им овладеть и сама была умерщвлена. Таким образом, она принципиально побеждена и уже не властвует над людьми безраздельно. Как сказано в тропаре Пасхи:

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим в гробех живот даровав» (доктор богословия Антон Сергеевич Небольсин).

Как воскрес Иисус Христос?

Иисуса Христа распяли на кресте в пятницу, накануне праздника еврейской Пасхи (воспоминание исхода израильского народа из Египта). До захода солнца Иосиф Аримафейский и Никодим сняли тело Спасителя с креста для погребения. По еврейской традиции тело Иисуса помазали благовонными маслами и обернули специальным полотном — плащаницей. Затем Его положили в погребальной пещере неподалеку от Голгофы, места распятия.

На следующий день к этой гробнице для охраны были приставлены воины. Первосвященники запечатали камень, закрывавший вход в гробницу. Это делалось из предосторожности, чтобы, похитив тело Христа, апостолы не смогли бы объявить о Его воскресении. Однако своими предосторожностями первосвященники невольно подготовили доказательства Чуда, произошедшего на третий день. Ранним утром, ещё до восхода солнца, произошло Воскресение Иисуса.

«Тайна воскресения, как и тайна воплощения, – непостижимы. Своим слабым человеческим умом мы понимаем это событие так, что в момент воскресения душа Богочеловека вернулась в Его тело, отчего тело ожило и преобразилось, став нетленным и одухотворенным» (епископ Александр Милеант, 1938-2005).

После Своего воскресения Господь покинул гробницу, не повредив первосвященнической печати. Охранявшие пещеру воины ничего не видели. Однако, когда сошедший с неба Ангел отвалил камень от гроба, стража в панике разбежалась.

Воскресение Христово: первые свидетели

Практически очевидцами произошедшего чуда Воскресения Спасителя стали жены-мироносицы, пришедшие на рассвете ко гробу. Они хотели завершить погребальное помазание тела умершего Христа, незавершенное в день Его смерти. Эти женщины поверили проповеди Иисуса и следовали за Ним при Его земной жизни.

Так и после Крестной смерти Спасителя они, неся ко гробу благовонные масла — миро, стремились послужить Ему. Поэтому их называют мироносицами. Не зная о стерегущих воинах и о печати, женщины дорогой обсуждали, кто поможет им открыть вход в пещеру. Мария Магдалина шла быстрее всех и первой пришла ко гробу (Евангелие от Иоанна, 20:1). Еще издалека она увидела отваленный от входа камень. Женщина поспешила сообщить об этом апостолам Петру и Иоанну Богослову.

Не успели Петр и Иоанн прийти ко гробу, как к пещере подошли другие жены-мироносицы. Получив от ангела известие о Воскресении Спасителя (Евангелие от Марка, 16:6-7), женщины поспешно направились к ученикам Христа.

После ко гробу пришли апостолы Иоанн Богослов с Петром и увидели, что тела Иисуса там нет. Лежали лишь погребальные пелены, в которые было обвернуто тело Спасителя. Когда апостолы удалились, в гроб вошла Мария Магдалина. Ей первой явился воскресший Господь (Евангелие от Иоанна, 20:11-17). Получив от Христа повеление возвестить о свершившемся чуде прочим ученикам, Мария Магдалина поспешила в Иерусалим. Апостол Матфей сообщил о явлении Христа женам-мироносицам по дороге в город (Евангелие от Матфея, 28:8-10).

В этот же первый день Воскресшего Господа видели сначала апостолы из 70-ти Лука и Клеопа. Затем Христос явился 10-ти апостолам. Иуда Искариот, предавший Учителя, утратил своё апостольство. А апостола Фомы в тот вечер не было вместе с остальными учениками.

Воскресение Христово: свидетельства

О Воскресении Христа свидетельствовали не только Его ученики. Этот исторический факт подтверждали и биограф правителя Иудеи Грек Гермидий, и врач Пилата сириец Эйшу. Об этих свидетелях упоминается в докладе академика Александра Ивановича Белецкого (1884-1961). Однако до сих пор вопрос о подлинности данных сведений остается открытым.

«Воскресение Христа подтверждено историческими данными с такой несомненностью, как существование Ивана Грозного и Петра Великого… Если отрицать Воскресение Христа, то нужно отрицать (причем с гораздо большим основанием) существование Пилата, Юлия Цезаря, Нерона» (историк античности Владислав Петрович Бузелкул, 1858-1931).

Свидетельствами реальности Воскресения были несломанная печать, опустевшая гробница, отваленный без человеческой помощи камень, погребальные пелены. До наших дней сохранилась плащаница, в которую было обернуто тело Иисуса. По месту своего хранения (Турин в Италии) плащаница называется Туринской.

Воскресение Христово: зачем воскрес Спаситель?

В Священном Писании подчеркивается, что Воскресение Господа ознаменовало победу над смертью. Это событие свидетельствовало о Божественном Его всемогуществе. Крестная смерть Спасителя была искупительной Жертвой за все человеческие грехи (Евангелие от Марка, 10:45). Воскресение же из мертвых является победой над смертью, дарованием вечной жизни.

«Благодаря Воскресшему Христу ад побежден и люди будут вкушать неисчислимые блага. Согласно апостолу Павлу, в Царстве Божием исполнятся древние пророчества (Ос. 13, 14; Ис. 25, 8) и смертное облечется в бессмертное (1Кор. 15, 54). Христос сошел во ад и освободил души праведников. Теперь души верующих во Христа и хранящих заповеди Его после смерти отходят в преисполненные света обители и получают частичное воздаяние, ожидая, когда они примут совершенство блаженства после общего воскресения мертвых. Эта «иное житие» будет не только блаженным, но и вечным, т.е. бесконечным и великим, даром Божиим людям» (преподобный Никодим Святогорец, 1749-1809).

Значение Воскресения Христова для человечества

Своим Воскресение из мертвых Иисус Христос показал всему человечеству, что Он Истинный Бог. Он пришел на землю, проповедовал, исцелял больных, воскрешал умерших, изгонял бесов, укрощал силы природы. Он добровольно принял страдания для искупления от грехов всех людей. На третий день собственной силой Иисус Христос воскрес (Евангелие от Иоанна, 2:19; 10:18). Это означало, что Он не обычный человек, а Бог. Только Богу свойственно столь очевидное всемогущество. Следовательно, если Он — Бог, то в Его власти воскресить каждого.

«Если Господь, добровольно вкусивший смерть, Сам – Своей силой воскрес из мертвых, то ясно, что Он не человек, а Бог, так как только Бог один может обладать таким могуществом и никто дру­гой, кроме Него; а если так, то ясно также, что учение Господне истинно, что сам Воскресший тем более может воскресить и нас и т. д. Коротко сказать: отныне ясно, что воскресение Христово – наиболее центральный пункт в истории христианства… Да, велико, безмерно огромно для нашей нравственной жизни значение Христова воскресения, так как только последнее и определяет собой ее истинное содержание и вливает в нее истинный, един­ственно устойчивый смысл!» (русский богослов Михаил Михайлович Тареев, 1867-1934).

Молитвы праздника Воскресения Христова

Стихира

Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.

Тропарь

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.

Кондак

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся! И Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Воскресная песнь

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному, Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

8 вопросов про воскресение мертвых

Приблизительное время чтения: 5 мин.

Церковь верит в воскресение мертвых. Но у многих эта вера вызывает недоумение. Мы постараемся ответить на некоторые вопросы.

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы”.

Смотрите очередной прямой эфир на странице «Фомы» в Facebook по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы.

Не является ли ожидание воскресения мертвых просто принятием желаемого за действительное?

С тех пор, как люди осознали свою смертность, они испытывают по этому поводу стресс, пытаются как-то с ним справиться, и вера в воскресение тут просто напрашивается.

Это соображение не может служить аргументом против воскресения по ряду причин. Во-первых, в общем случае довод «вы хотите, чтобы это было не так, следовательно, это не может быть так» логически невалиден. Одно никак не следует из другого. Если, например, ученый страстно хочет, чтобы его теория была верна, это никак не доказывает ее ложности. Более того, если атеист страстно желает, чтобы Бога не было — а многие атеисты (например, хорошо известный нам Ричард Докинз) относятся к этому вопросу крайне эмоционально — это еще, само по себе, не доказывает, что Бог есть.

Во-вторых, те же атеисты, или адепты других мировоззрений, не предполагающих личного бессмертия, например, буддисты или конфуцианцы, могут жить вполне нормальной жизнью и вполне справляться со стрессом своей смертности и без веры в воскресение мертвых. Целые культуры не имели такой веры — и вполне функционировали.

Каким образом все воскресшие миллиарды людей смогут поместиться на Земле?

Мы не знаем технических подробностей (и, вероятно, сейчас мы были бы не в состоянии их понять), но знаем, что само пространство и время являются Божиими творениями, и поэтому у Бога не может возникнуть затруднений с пространством.

Кроме того, у нас нет оснований полагать, что место жительства воскрешенного человечества ограничится Землей. И после воскресения мертвых Бог преобразит весь материальный мир, всю вселенную. «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят», — пишет апостол Петр в своем Втором послании (2 Пет 3:20). А апостол Иоанн Богослов в своем Откровении пишет: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откр 21:1).

Таким образом, воскрешенные миллиарды людей будут жить в преображенном мире, свойства которого нам сейчас в земной жизни непредставимы.

Когда человек умирает, его тело разлагается, и его атомы включаются в водоворот воды — и других веществ — в природе, в том числе, становятся частями тел других людей.

При общем воскресении кому достанутся атомы, побывавшие в разных телах?

Воскресение совершенно не требует, чтобы воскресшее тело состояло из «тех же атомов». Когда мне было десять лет, мое тело совершенно точно не состояло из тех же атомов, что и сейчас: клетки тела постоянно обновляются, мы набираем вес и теряем его, отращиваем волосы и стрижем их, отмершие клетки покидают организм и их место занимают новые.

Наше тело постоянно меняется, воспринимает какие-то атомы из внешней среды, а какие-то сбрасывает вон. Да и не очень понятно, как мы могли бы говорить о «тех же» или «других» атомах — чем один атом, скажем, углерода отличается от другого?

Поэтому воскресшее тело, для того чтобы сохранять преемство с телом умершим, и не должно состоять «из тех же» атомов. Ему достаточно быть телом, связанным с той же самой душой.

Умершие во младенчестве будут воскрешены в младенческих телах?

Мы этого не знаем, Писание не говорит об этом прямо. Но мы можем обосновано предположить, что, поскольку воскресшие тела не стареют, они не проходят обычного в этом мире развития от младенчества к старости, но пребывают все время в одном состоянии. Так что, скорее всего, тела не будут младенческими.

Что будет с человеком, страдающим расщеплением личности, — каждая личность получит свое тело?

Расщепление личности — это, насколько мы можем судить, не признак существования в одном теле нескольких душ, а просто один из симптомов тяжелого душевного расстройства. В воскресении мертвых все эти болезни будут преодолены.

Если тело человека было искалечено в земной жизни, воскреснет ли он искалеченным?

Нет, воскресшее тело будет совершенным и «нетленным», то есть не подверженным какому бы то ни было разрушению. Однако, подобно тому, как воскресшее тело Христа носит на себе следы Распятия, воскресшие тела мучеников могут нести на себе следы ран, которые они потерпели за Христа, как знак славы и отличия.

Если мы не будем есть и пить в жизни будущего века, то зачем нам тогда будут нужны зубы?

Писание часто сравнивает жизнь будущего века с пиром, и у нас нет оснований отрицать, что мы будем употреблять пищу. Даже в нашем мире еда — это нечто гораздо большее, чем просто средство поддержки наших распадающихся тел. Через еду мы познаем мир, радуемся благам, которые сотворил Бог, общаемся друг с другом, проявляем взаимную любовь, например, когда готовим угощение. Возможно, доброе дружеское застолье сохранится на той стороне вечности — в каком-то новом, прославленном и преображенном виде. Но, конечно, точно этого знать мы не можем.

Если там не будет брака и чадородия, останутся ли тела мужскими и женскими?

Насколько мы можем предположить из слов Господа, в «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф 22:30), брачная жизнь сменится чем-то более прекрасным, огромным и важным — по отношению к чему брак был как семя по отношению к цветку. Но воскресшие останутся мужчинами и женщинами, потому что это было и останется важной частью их идентичности. Как именно это будет, мы пока не знаем.

Телесное воскресение: как это будет?

Мы, христиане, верим в телесное воскресение. То есть не просто в какую-то «посмертную жизнь», а именно в то, что однажды душа вновь соединится с телом. Но как это будет? Ведь люди уходят совершенно разными — и немощными стариками, и телесно не сформированными младенцами… В каком теле воскреснут они?

Размышляет ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус.

То, что Церковь говорит про воскресение – это догмат, а не просто богословское мнение, который содержится в Символе веры: «Чаю воскресения мертвых».

Более того, это очень важная часть нашего вероучения, смысл которого заключается в том, что мы все обязательно будем жить и после смерти. Причем жизнь наша — в духовно-телесном образе, и эта духовно-телесная природа дана нам Богом как подлинный образ человека, а не как образ, который должен распасться. Наоборот, он должен созидаться.

И воскресение должно вернуть человеку его подлинный образ, тот, который был изначально задуман Господом.

Уже в Евангелии даны некоторые образы телесного воскресения в виде притч. И оттуда можно заключить, что мы воскреснем в цельном, совершенном виде. Очень важно, что внешний образ наш будет телесным, и телесность окажется индивидуальной для каждого. То есть не просто какое-то тело или «среднестатистическое» тело, абстрактное, а с узнаваемыми чертами, присущими каждому человеку.

Священномученник Мефодий Патарский в своей работе о воскресении пишет, что мы не только сохраним свой образ, но и способны будем друг друга узнавать.

Это означает, что мы сохраним черты нашей телесности. В том числе так называемые гендерные: мужчины будут с бородами, а женщины — с длинными волосами. Сохранятся и половые различия. Ведь и воскресший Христос есть Богомуж, как называл Его преподобный Анастасий, игумен Синайский.

Воскресшие тела будут мужчинами и женщинами. Другое дело, что Христос в Евангелии однозначно говорит: «Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах» (Мк.12,25); «… а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят» (Лк.20,35)

Значит, воскресшее человечество уже не будет иметь той части личной жизни, которая сегодня является для людей очень важной, то есть супружеской.

Несомненно, что телесность сохранит черты нашей жизни. Но как – этого мы не знаем. Но наша телесность будет представлять собою и некий портрет нашей духовной и личной жизни, принятых решений, нашей нравственности. Это может быть выражение лица, выражение тела. Но как это будет – тайна. Она приоткрывается духовной иконописью. Есть иконы, которые выражают некоторую духовную сущность святых в их уже посмертном образе. У преподобных, например, выделяются глубокие морщины от слез. Чей-то образ исполнен милосердия и любви.

Важно подчеркнуть, что вера в догмат о воскресении из мертвых трудна была всегда. Во все века встречались христиане, которые готовы были поверить в Нагорную проповедь, то есть в нравственную суть миссии Христа, но не готовы – в телесное воскресение.

Характерные страницы о трудностях этой веры есть в романе Достоевского «Идиот», где умирающий от туберкулеза Илларион спрашивал каждого приходящего: «Верите ли вы в Кану Галилейскую?» То есть для него сложным был именно момент чуда.

Чудеса сложны были для веры, в том числе – чудо воскресения.

Да, люди умирают в разном возрасте. Кто-то в девяносто лет, а кто-то – через несколько недель после зачатия. Но мы все воскреснем в совершенном образе. Что это за совершенный образ – точного учения не существует.

Однажды у меня почти случайно в Кремле состоялась беседа с владыкой Василием (Родзянко). После службы он нашел время откликнуться на мой вопрос, который касался крещения тяжелых инвалидов. Я тогда служил в психоневрологическом интернате, и передо мной тоже стоял вопрос: а что будет с этими детьми в дальнейшем? Я их крестил, миропомазывал, прекрасно понимая, что многие из них не доживут до взрослого возраста и никогда не смогут ни ходить сами, ни даже держать чашку.

Владыка мне сказал, что мы ни в коем случае не должны сомневаться в том, что Господь восстановит телесность каждого, кто при жизни был частично ее лишен, в полном, совершенном образе.

То есть и младенцы, даже еще не родившиеся, будут в совершенном образе, и инвалиды. Телесность будет полной, совершенной в смысле полноты замысла Божьего. При этом они будут сохранять и черты своей индивидуальности. Как это будет – мы не знаем.

Воскресение – не естественный процесс, не воссоздание того же генотипа, а чудо, новое творение. Но творение того, что было. По этому поводу вспоминается история с Ньютоном, которого на заседании Королевского общества просили ответить на вопрос про воскресение телесное: «Кто же может собрать рассеявшиеся в прахе тела умерших, чтобы образовать новые тела для бессмертных душ?» Ньютон попросил ученика принести горсть железных опилок, обычную грунтовую пыль и смешал их: «Кто выберет эти железные опилки из этой смеси?» Потом он взял большой магнит и стал водить им над смесью. В ней возникло движение, и послышался шелест. Пылинки железа устремились к магниту. Ньютон серьезно посмотрел на присутствующих и сказал: «Тот, Кто дал такую силу бездушному металлу, неужели не сможет совершить большего? Когда наступит время воскресения, Бог соберет наши пылинки и воскресит наши тела».

Воскресение мертвых в православии: читаем по пунктам

…Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах,
услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни,
а делавшие зло — в воскресение осуждения.
Ин. 5, 28–29

Этимология

Слово «воскресение» вошло в русский язык через христианскую традицию и является калькой греч. ανάστασης, что буквально переводится как «восстановление» или «восстание».

Что такое воскресение мертвых

Искупление, совершенное Богочеловеком, не отменяет личной свободы. Каждый из нас вправе добровольно принять жертву Господа или же категорично отвергнуть её, следовать путем веры, исповеди, покаяния, духовного очищения, или же продолжать поддаваться страстям, отстраняясь от Небесного Отца и вступая в откровенную с Ним вражду.

Икона «Воскресение Христово»

Если человек принимает великий подвиг Христа, он добровольно призывается к частичному повторению жития Сына Божьего, то есть христианин стремится разделить кончину вместе с Мессией, распять собственную греховность на кресте, преобразить свое естество через наставление Евангелия.

Таким образом, для православного верующего духовное восстание в конце времен становится «воскресением жизни». Очищенные смирением люди не привлекаются к Страшному Суду, так как уже перешли от смерти к истинной жизни, то есть Богу. Души и тела отступников от веры также восстанавливаются, но призываются они к осуждению самим Творцом Вселенной.

  • Когда настанет время второго пришествия, чистая человеческая природа восстановится в своей безупречной полноте. Однако это не коснется грешников, потому что они самолично отвернулись от воли к добродетели. Отступники испытают явные страдания, которые будут применены ради их вразумления, в святых же людях Бог будет пребывать милостиво и гармонично.
  • Восстановленные тела станут нетленными и бессмертными, они не будут нуждаться в материальной пище и воде. Апостол Павел говорит: «Людская телесная оболочка из немощной и уничиженной преобразуется в сообразную с божественной, потому что так желает Господь, и Он может это осуществить». Наше обычное тело называется земным, оно есть только плоть, но преображенное оно — уже вечная чистота.
  • Смиренные, святые и праведные будут светить ярче солнца. Это сияние подобно тому, что апостолы видели на Фаворской горе, где Христос в собственном преображении с помощью молитвы к Отцу прибавил к естеству человеческому природу божественного. Так и святые воссияют внутренней славой и восстанут духовно, получая благодать от Бога, который распространит собственное могущество на всех живых существ. Только праведные христиане обретут подобную награду, ибо знают Бога и идут к Нему с чистой совестью, отступники же осуждаются и продолжают страдать.
  • Тела грешников не примут божественной славы по своей воле, эти оболочки будут продолжать служить вместилищем для плотских наваждений. Отступников не перестанут тревожить демоны эгоизма, они примут формы, соответствующие желаниям и помыслам.

Важно! Воскресение произойдет одновременно, оно будет всеобщим. Тела свои праведные и грешные люди получат подобно таким, какие имели во время своего существования на земле, но качество их будет разное — все будут иметь оболочки нетленные и бессмертные.

Воскресение в Христианстве

Всеобщее воскресение из мёртвых — христианский догмат о том, что во Второе пришествие Иисуса Христа все усопшие люди воскреснут телесно, чтобы предстать на Страшный суд перед Ним.

Воскресение из мёртвых в Библии

В исторических церквях

В исторических церквях вера во всеобщее воскресение мёртвых (11-й член Никео-Цареградского Символа веры: греч. Προσδοκῶ ἀνάστασιν νεκρῶν) соединяется с ожидаемым вторым пришествием Иисуса Христа для совершения суда над всеми людьми, живущими и когда-либо жившими.

Необходимость восстановления тел богословски обосновывается следующим :

Хотя будут воскрешены те же самые тела, но они будут обновлёнными — «духовными» (1Кор. 15:44). Духовность тел в воскресении мёртвых не означает их нематериальности и не соответствию природе человека. Это будут реальные тела, как это есть и ныне у Иисуса Христа, который есть первенец из мёртвых (Кол. 1:18), но они будут «обо́жены» в причастности Христу, и станут соответствовать изменённым свойствам всего мира после окончания его истории. Через причастность Богочеловеку Христу, в силу не имеющего никаких потребностей божеству его, воскресшие люди не будут иметь плотских потребностей (таких как продолжение рода и питание), но будут иметь потребности новые — «духовные» («пить… новое вино в Царстве Отца» (Мф. 26:29), и проч.) Каковы будут эти потребности в действительности — мы, в настоящем своём состоянии, в точности уразуметь не можем (1Кор. 2:9).

В остальных христианских сообществах

Учение большинства протестантских деноминаций о воскресении мёртвых существенно не отличается от учения т. н. «исторических церквей». Исключение составляют только адвентисты седьмого дня и Свидетели Иеговы, которые верят в то, что до воскресения человек будет находиться в бессознательном состоянии, в полном неведении и бездействии (Еккл. 9:4-6), состоянии подобном сну, в ожидании воскрешения (пробуждения) Богом и последующей вечной жизни на преображенной земле.

Свидетели Иеговы также верят в то что в отношении особой небольшой группы «помазанников» (т. н. «другие овцы» Иоанна. 10:16 или «малое стадо» Луки. 12:32) в отличие от большинства верующих (т. н. «великое множество», Откровение. 7:9) применима иная форма посмертного вечного существования — т. н. «духовное воскресение». Это понятие заключает в себе бестелесное существование особого класса людей (начиная с учеников Иисуса), удостоившихся соцарствовать на небесах с Христом. Общее количество «помазанников» составляет 144 000 человек (Откровение. 7:4, Откровение. 14:1).

Исламский взгляд на воскресение

В исламской эсхатологии воскрешение после смерти в конце времён называется ба’с бад аль-маут. Вера в воскресение является частью исламского представления о Конце Света (ахират) и одним из основополагающих принципов исламской веры (акида). Согласно вероучению ортодоксального ислама воскреснут как души, так и тела. Об этом говорится в 6 и 7 аятах суры Аль-Хаджж: «Это происходит потому, что Аллах является Истиной, оживляет мёртвых и способен на всякую вещь, потому что Час, в котором нет сомнения, непременно наступит, и потому что Аллах воскресит тех, кто в могилах». Мусульмане придают важнейшее значение этому событию.

Слово «ба’с» в значении «воскресения» упоминается в 15 аятах Корана. В сунне пророка Мухаммада разъясняются подробности этого события. Согласно учению ортодоксального ислама состояние после смерти является такой же разновидностью бытия, как и жизнь, но не является небытием.

Согласно исламскому вероучению после смерти души умерших попадают в барзах. Души, покинувшие тела, испытывают в барзахе блаженство либо страдания и пребывают там до дня Суда (киямат). После того, как все люди и ангелы умрут, ангел Исрафил звуками трубы возвестит о воскрешении мёртвых для Страшного Суда (киямат).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: