Воскресные школы при церкви: что это, роль и значение, зачем и как учатся, пример уроков и программ

Консультация для родителей и педагогов «Зачем ребёнку 5–6 летнего возраста воскресная школа?»

Оксана Халеева
Консультация для родителей и педагогов «Зачем ребёнку 5–6 летнего возраста воскресная школа?»

Зачем нужна воскресная школа? Такой вопрос возникает в каждой семье с момента регулярного посещения занятий в Воскресной школе при Храме. И действительно, нельзя не согласиться с доводами родителей, задающими себе такой вопрос. Скажем, школа музыкальная – даёт образование музыкальное, занятия спортом – физически развивает ребёнка. Что же на самом деле даёт ребёнку Воскресная школа? Принцип жизни Воскресной школы – радость. Радость от встречи с храмом, с Богом, с друзьями… И этому тоже нужно учиться. С самых малых лет. Ведь как часто в нашем современном мире мы видим неумение подрастающего поколения радоваться самым простым вещам – весеннему солнышку, улыбке мамы, доброму слову. Поэтому, дорогие родители и педагоги, Воскресная школа – это в первую очередь, школа радости, идеальный помощник духовного воспитания подрастающего поколения.

Основная задача, которую ставит перед собой учитель Воскресной школы – формирование в ребёнке рассуждения добра и зла, а также умения противостоять злу. Ведь мы с вами хорошо знаем, как необходимы эти знания и умения в нашей жизни. То зерно веры в Бога, которое мы вместе с вами обоюдно посеем, обязательно даст свои всходы в более сознательном возрасте. Даже, если различные жизненные коллизии будут сбивать ваше чадо с правильного пути, в памяти всегда будут возникать образы из детства. Подтверждением этому могут служить воспоминания наших современников и такое известное литературное произведение, как «Лето Господне» Ивана Шмелёва.

Воскресная школа – это (наверное оставшееся единственным) место в сегодняшней жизни, где взрослые стараются передать детям драгоценное достояние веры. Ведь если мы посмотрим историю, в былые времена веру воспитывали всем обществом, всей деревней, всем укладом жизни и быта. Сейчас задача лежит на обоюдном подходе родителей и воскресных школ. Что бы это ни было – хоровое пение, или славянский язык, или рукоделие, или основы православной культуры,учитель имеет пред собой одну цель: научить вере, потом всему остальному. Как знать – не упадёт ли именно сегодня на сердце маленького человека искра горячей веры, которая в своё время разгорится всё поглощающим пламенем. И разве может быть что-нибудь для человека драгоценнее, чем вера? Ведь главное правило преподавателя Воскресной школы – верить в то, что говоришь, а также исполнять то, чему учишь.

То, насколько Воскресная школа оправдывает ваши ожидания, вы всегда увидите в детях по их любви к занятиям, по их готовности слушать о Боге. О вере, по их радости от встречи с храмом, по их готовности встать рано утром, чтобы весело вприпрыжку бежать на занятия в СВОЮ ВОСКРЕСНУЮ ШКОЛУ.

Дети должны посещать воскресную школу в первую очередь для того, чтобы воцерковиться. Когда ребёнок приходит в церковь, он многого не понимает. И даже самые простые вещи, понятные верующему человеку, будут вызывать у ребёнка пяти – шестилетнего возраста удивление. Не ознакомленный с азами религии ребёнок мало что поймёт в богослужении, и оно принесёт для него совсем небольшую пользу. А для человека, ничего не понимающего в этом процессе, посещение церкви – это простая формальность, не связанная с духовным миром. Дети, не получившие специального, церковного, пусть и не образования, но хотя бы ведения в него, с трудом понимают духовный смысл молитв, церковных таинств, Божественной литургии. Они не понимают необходимости духовного общения с Христом, не желают воспринимать его как нравственный идеал. Церковная жизнь оказывается отделённой от их повседневности даже в том случае, если они еженедельно посещают церковь. Возможно, такие дети будут отлично понимать необходимость соблюдать социальные нормы, помогать беспомощным, подавать милостыню. Но даже при самом большом их желании быть истинными христианами им будет очень сложно, научиться молиться Богу по – настоящему. Этому их должны научить взрослые. Мало того, дети должны почувствовать интерес к религии, желание следовать заповедям и ходить в церковь самостоятельно, а не по принуждению взрослых. Душа ребёнка сама должна тянуться к церкви, к божественной любви, и тогда он сможет самостоятельно принимать верные решения.

В Воскресную школу принимают детей в возрасте от пяти лет. Однако посещать её могут и отроки, и совсем малые дети. Для детей разного возраста проходят разные занятия, включающие в себя и досуг, и, безусловно, учёбу. Дети могут здесь общаться, выражать себя в творчестве, и даже заниматься в кружках по интересам.

Так зачем же несколько десятков девчонок и мальчишек разного возраста добровольно отказываются от единственного выходного в пользу богослужения, уроков, репетиций, занятий в кружках. Просто взамен они получают несравненно больше, чем удовольствие провести весь день за компьютером или телевизором. Они приобретают большую семью.

Село Большое Окулово спектакль «Рождественская звёздочка» (руководитель Парфёнова Вера Борисовна).

Село Тёплово постановка «Дорога к храму».

Песня «Молюсь и каюсь»

Награждение руководителей воскресных школ.

Нужно ли отправлять в Воскресную школу ребят в нынешнее время, когда многие люди относятся к религии и Богу без подобающего почтения и уважения? Безусловно, это необходимо. Школа научит ребёнка правильно понимать церковь и воплощать её заветы в свою жизнь. Это поможет сформировать ему крепкий внутренний стержень, и прожить свою жизнь достойно. Отроки, посещающие Воскресную школу, могут противопоставить своим метающимся страстям слово Божие, и избежать греховных соблазнов.

Идите в храм! Идите за Любовью,

Не ждите дня, когда наступит край.

Не верьте лжи, не верьте пустословью,

Не верьте сказкам про безбожный рай.

Идите в храм не к праведным старушкам,

Они в любви не смыслят ничего.

Идите к богу. Он врачует души.

За нас распяли именно его.

Идите в храм! Пусть злится встречный ветер.

Болит спина и в башмаках вода.

Идите в храм! Ведь больше всех на свете

Бог любит Вас! Надолго. Навсегда.

Читайте также:
В чем разница Евангелия и Библии: основные отличия и особенности

Какой пример вы подаёте ребёнку. Консультация для родителей Есть такая пословица: «Яблоко от яблони недалеко падает»! Как бы мы не говорили, что ребёнок – это самостоятельная личность, наши дети перенимают.

Консультация для педагогов «Что такое «лэпбук»? Зачем он нужен и с чего начать?» Консультация для педагогов Что такое «лэпбук», зачем он нужен и с чего начать?В связи с внедрением ФГОС ДО современные педагоги ищут новые.

Консультация для родителей «Аппликация помогает ребёнку развиваться» “Аппликация помогает ребёнку развиваться”[/b] Каким бы не рос ваш малыш — спокойным тихоней или шустрым непоседой — существует вид деятельности,.

Консультация для родителей «Что дает ребёнку лепка?» Многие родители даже не подозревают, что лепка имеет огромное значение в развитии малыша. Он учится владеть своими руками, самостоятельно.

Консультация для родителей «Как помочь леворукому ребёнку?» Родителей всегда волнует проблема адаптации ребенка в жизни. Конечно же любое отклонение от общепринятых норм вызывает у них опасения. Иногда.

Консультация для родителей «Как привить ребёнку дисциплину» 1. Когда вы отдаете распоряжения, можете формулировать их следующим образом: «Мне нужна твоя помощь. Пожалуйста, убери свою обувь от двери».

Консультация для родителей «Что нельзя говорить ребёнку» Иногда мы автоматически что-то говорим детям, совершенно не задумываясь над часто употребляемыми в семье фразами. Эти фразы передаются из.

Консультация «Кто такой Дед Мороз. Зачем ребёнку верить в Деда Мороза??» ЗАЧЕМ РЕБЁНКУ ВЕРИТЬ В ДЕДА МОРОЗА? Все меньше и меньше остается времени до самого волшебного праздника – Нового года. Его с нетерпением.

Консультация для родителей «Помоги своему ребёнку» Что вы можете сделать для ребенка как родитель: Будьте всегда на стороне детей. Слушайте и не перебивайте. Минимизируйте стрессовые ситуации.

Консультация для родителей «Необходимые ребёнку витамины и минералы» Необходимые ребёнку витамины и минералы. Витамины для повышения иммунитета Чтобы обеспечить крепкий иммунитет, необходимо выбирать комплексные.

Размышления о современном православном обучении и воспитании в воскресных школах

Подготавливая методический материал для педагогов воскресных учебно-воспитательных групп в помощь к прохождению аттестации, я, как помощник благочинного по религиозному образованию и катехизации пересмотрела достаточно много различного материала, некоторый заставил задуматься и поразмышлять. Ведь действительно, за последнее десятилетие, заметно активизировалось возрождение воскресных школ, в той или иной форме они появились в большинстве приходов Русской Православной Церкви, внося значительный вклад в дело воцерковления и религиозного образования детей, причем не только из церковных семей, но и тех, у кого родители далеки от Церкви. Читая материалы, размышляя о деятельности воскресных школ вообще, и в частности нашей ВУВГ «Девора» Свято-Троицкого храма г.Балаково, выяснила, что в работе многих воскресных школ существует немало проблем (в том числе и у нас), как организационного, так и методического характера.

Мне кажется, что результатом недостаточно эффективной работы воскресных школ часто становится формальное образование и поверхностное воцерковление их воспитанников и, как следствие, последующий уход из Церкви многих из них в подростковом и взрослом возрасте и это не только мое мнение, об этом говорят многие директора и педагоги ВШ.

Наверное, поэтому в настоящее время актуальной задачей считается усовершенствование методических подходов к образовательной деятельности воскресных школ и их организационной структуры.

Мне захотелось поделиться интересным, на мой взгляд, материалом из интернета – бюллетеня и интервью протоиерея Константина Островского, благочинного Красногорского округа Московской епархии, настоятеля Успенского храма г. Красногорска, в котором рассматриваются проблемы приходского религиозного образования и рассказывается о полезном опыте работы воскресной школы.

Н.Л. Бударина, помощник благочинного по РОиК Балаковского округа

Православное обучение и воспитание детей
в условиях современной приходской жизни
(из интервью протоиерея Константина Островского)

Мы попросили поделиться своим опытом решения методических и организационных проблем, стоящих перед современными воскресными школами, О. Константин, каково место воскресной школы в жизни Церкви?

Место воскресных школ в церковной жизни и их внутреннее устройство должны определяться той главной задачей, которая перед ними ставится. Это воцерковление и церковное воспитание детей.

Разумеется, существующие воскресные школы часто решают и другие воспитательные и образовательные задачи, так что ученики этих школ, воцерковляясь, приобретают ещё и полезные знания, и навыки, чему можно только радоваться. Но без воцерковления даже знание назубок Священной истории и литургики может быть бесполезным для спасения души и даже вредным. Поэтому задача воцерковления и церковного воспитания должна рассматриваться как главная, а все остальные — только в соотнесении с ней.

Какими, на Ваш взгляд, должны быть программы обучения в воскресной школе?

На первый взгляд представляется несомненным, что вероучительные предметы, такие как православный катехизис, Священная история, литургика и другие, должны быть основой воскресной школы. Если наши дети будут знать заповеди Божии, хорошо ориентироваться в Библии, понимать смысл литургии и других богослужений и таинств, это сделает их церковными людьми. Но сделает ли?

Во-первых, наличие знаний по Закону Божию у нецерковного человека может быть неполезно ему. Ведь, как любому из людей неприятно, если кто-то, не любя его, что-то разузнаёт о нем, так и Богу неугодно, чтобы кто-то разузнавал о Нём с холодным сердцем. Основные истины веры обязательно должны быть проповеданы детям, но это не то же самое, что обучение Закону Божию. Богословие должно постигаться, в первую очередь, не умом (хотя и это желательно по возможности), а сердцем. Но сердечное познание Бога, духовный опыт обретается не столько на уроках, сколько — при содействии благодати Божией — вообще в жизни: в семье, в храмовой общине, в богослужении, в личной молитве, в общении с духовником, ну и на уроках тоже.

Во-вторых, обучение, как правило, невозможно без некоторого принуждения, но, когда речь идёт о взрослых церковных людях (например, студентах семинарии), то можно сказать: «Не хочешь учиться — уходи». В воскресной же школе такой подход недопустим. Принуждение при преподавании вероучительных дисциплин может отвратить от Церкви многих учеников.

Наконец, опыт воскресной школы, которой я руковожу, показывает, что воцерковлённым юношам и девушкам нетрудно самостоятельно подготовиться к экзамену по Закону Божию, даже если в воскресной школе эта дисциплина преподавалась слабо (по причине отсутствия хороших законоучителей). С 1994 по 1999 год 13 выпускников нашей воскресной школы поступили в различные вузы Московской Патриархии.
В свете выше сказанного представляется даже опасным требовать, чтобы вероучительные предметы обязательно преподавались в каждой воскресной школе. Желательно, но не обязательно. И, во всяком случае, необязательно, чтобы они были ее стержнем.

Читайте также:
Гора Синай: где находится и как доехать, святыни, история и описание

Что же должно быть стержнем воскресной школы?

Что Бог пошлёт. Ответ может показаться несерьёзным, но давайте вспомним, что главной задачей воскресной школы является воцерковление детей. То есть мы хотим, чтобы дети через неё вживались в церковную общину. Для этого сама воскресная школа должна быть органичной частью приходской общины, а ведущие преподаватели школы — ее активными членами.

Но ведь общину не собирают искусственно, это невозможно. Можно и даже бывает нужно пригласить специалиста, например, преподавателя Закона Божия. Он может оказаться прекрасным благочестивым человеком, преподавателем высокого класса, у него могут возникнуть хорошие отношения с настоятелем, сотрудниками прихода и прихожанами — и всего этого, однако, недостаточно, чтобы человек стал членом общины. Тут есть какая-то тайна. Во всяком случае, ясно, что стержнем воскресной школы может быть только такая деятельность, которой могут заниматься люди, уже входящие в общину.

Конечно, при большой организаторской сноровке можно «сколотить» православно ориентированное учебное заведение с преподаванием Закона Божия и любых других предметов. Но если оно не будет живой частью церковной общины, дети не будут через него воцерковляться. Хорошей воскресной школе естественно начинаться с одного педагога — настоятеля, а потом подключаются к работе его духовные чада (по мере появления) и люди, которых приглашают специально для работы в воскресной школе.

Какие всё же наиболее предпочтительные стержневые занятия можно выделить?

Во-первых, детский хор. Образно говоря, его КПД значительно выше, чем у прочих занятий. Чтобы создать небольшой детский хор, достаточно одной комнаты для репетиций и одного православного, любящего детей профессионала-хоровика. Конечно, хор, собранный из музыкально необразованных ребят, скорее всего не сможет выступать на престижных концертах. Но через хор дети естественно привлекаются к литургии; хор сам является объединяющим делом, требует сравнительно мало средств и обеспечивает подготовку и проведение праздников. Если детский хор поёт за литургией, естественно, чтобы дети причащались. Конечно, нельзя причащать детей против их воли или ругать за нежелание причаститься.

Во-вторых, скажем об участии воспитанников воскресной школы в богослужении. Старшие мальчики могут прислуживать в алтаре. Конечно, не все. Не все хотят, не все к этому способны, не во всяком храме алтарь может вместить всех желающих. В нашем храме от алтарников независимо от возраста требуется благоговейное поведение во время службы, строгое послушание старшим, участие в уборке алтаря.

Есть воскресные школы, стержнем которых является сбор материалов о новомучениках, социальное служение, паломничества по святым местам, обучение иконописи, разным ремёслам. Таким стержнем может быть, конечно, и преподавание Закона Божия, если получается.

Продолжая тему об участии воспитанников в богослужении, хотелось бы спросить, каков, по Вашему мнению, педагогический потенциал церковных обрядов?

Все мы знаем, конечно, что обряды не спасают сами собой. Важно, что внутри человека, а внешнее благочестие ценно лишь постольку, поскольку оно есть проявление благочестия внутреннего. С другой стороны, также известно, что внешнее влияет на внутреннее. Когда человек в простоте, не гордясь, что он этим якобы угождает Богу, целует икону или зажигает свечу, или кланяется, то душа его подстраивается под действия тела, и тогда телесные действия обретают духовное значение, помогают человеку настроиться на молитву.

Но в добавление к этому церковные обряды имеют ещё и обучающий потенциал. Например, кланяясь перед иконой и прикладываясь к ней, человек узнаёт, что икона есть предмет поклонения, учится почитать того, кто изображён на ней. Когда ребёнок целует благословляющую руку священника, он узнает без объяснений, что батюшка — значительное лицо. Приобщая детей к церковным обрядам, можно ненавязчиво, но эффективно способствовать укоренению в их сердцах и умах многих христианских истин.

Здесь же заметим, что систематическое чтение детям Священного Писания (не «Детской Библии»!) и житий святых (не сказок на житийные темы!) оказывает на детей очень глубокое воздействие. Слово Божие ложится в сердце человека как семя, и, если не будет отвергнуто злым сердцем (не так даже важна реакция ума), то прорастёт и принесёт плоды. Внешне это может показаться незаметным, но значение для духовной жизни человека будет иметь гораздо большее, чем любые истины, воспринятые только умом.

Часто приходится слышать, что одной из основных проблем воскресных школ является нецерковное поведение их воспитанников. В чем, на Ваш взгляд, здесь проблема и каковы пути ее решения?

Думаю, что причина подобных явлений, общих для многих церковных школ, не обязательно в плохой работе педагогов и плохом домашнем воспитании. Хотя, разумеется, недостатки есть, но, даже если бы мы были святы и гениальны, трудности с нравственностью подростков в церковной школе не исчезли бы. Почему?

Во-первых, современные дети большую часть времени проводят в нецерковной среде. Надо учитывать, что воздействие окружающего развращённого мира глубоко и оно в значительной мере обуславливает и мировоззрение, и вкусы не только недавно пришедших в школу детей, но и тех, кто провёл с нами несколько лет, и даже детей из церковных семей.

Во-вторых, (и это главное), кроме соблазняющего мира и действующих в нём злых духов, есть ещё таинственный промысл Божий о человеке (в том числе, и о каждом из наших учеников), не всегда совпадающий с нашими добрыми, на первый взгляд, планами.

И, в-третьих, есть свобода человека. Он или свободно принимает благую волю Божию о себе, или своевольно отвергает её и живёт так, как ему попущено.

Поэтому, не снимая с себя ответственности за духовные судьбы детей в наших церковных школах, мы всё же должны смириться с тем, что большинство подростков в переходном возрасте будет огорчать церковных воспитателей своим поведением. И должен ставиться вопрос не как совершенно избежать этого, а как нам себя вести с нашими воспитанниками, такими, какие они есть. Терпеть плохое поведение подростков — это наш родительский крест. И родителей по плоти, и родителей по школе.

Читайте также:
Причастие в церкви: что это такое, что делать и как правильно подготовиться, особенности и порядок обряда

В церковной школе, к которой дети не привязаны ничем внешним (например, возможностью бесплатного получения хорошего образования по какому-нибудь предмету), обязательно будет большой отсев учеников. А церковная школа, в которой нет большого отсева, столкнётся с проблемой нецерковного поведения церковных детей. Можно было бы просто отчислить всех, кто поступает недостойно высокого звания ученика церковной школы. Но это значило бы лишить детей духовной поддержки как раз в тот самый период, когда они в этом больше всего нуждаются.

Подростки не так плохи, как может показаться, когда сталкиваешься с их иногда весьма неприглядными поступками. Не всё, но многое в их поведении определяется не их произволением, а возрастом, который, как известно, проходит, и мирскими соблазнами. Поэтому правды о духовной жизни мы от ребят не скрываем, считая снижение нравственных требований опасным обманом, и зло называем злом, но и из воскресной школы их не выгоняем до последней возможности.

Если мы хотим помочь детям перерасти их вредные в духовном отношении увлечения, мы должны стараться, оставаясь самими собой, войти с ними в такой контакт, чтобы они не скрывали от нас своих взглядов, своих переживаний. Если мы будем держать в общении с детьми только высокий аскетический тон, то большинство даже верующих детей окажется вне нашего влияния.

Но стоит ли священнику идти на дискотеку, чтобы и там быть с детьми (такие опыты известны)? Думаю, что нет, иначе снисхождение к их немощи дети будут воспринимать как благословение, а это очень разные вещи. Можно знать о непохвальном поведении кого-нибудь из ребят и до времени не заострять на этом внимания, но, когда будет удобно и полезно, выказать свое действительное отношение. Если же священник сам будет участвовать в обычном времяпрепровождении современных детей (пусть даже с благой целью), то как он сможет направить их к высшему?

Как себя вести в конкретных ситуациях? Когда нужно «закручивать гайки», а когда сделать послабление? Когда жёстко поставить перед мальчиком или девочкой, а может быть, и перед целым классом, вопрос: «Или ты меняешь свое поведение, или уходишь», а когда сделать вид, что не заметил даже очень серьёзного проступка? Да поможет нам Бог в решении этих проблем.

Педагог может быть в лучшем случае живым и согласным с волей Господа, Его орудием, даже соработником, но методики спасения нет и быть не может. Есть методы обучения, методы нравственного воспитания, но нет методов спасения. Из этого, конечно, не следует, что не нужно работать с детьми, а следует, что полагаться нужно только на Бога, нужно молиться за детей Богу. Сама работа с детьми в воскресной школе должна быть внешним проявлением сердечной молитвы за них. Именно сердечной. Тут мало устной и мало умной молитвы. Должно быть сердечное, обращённое к Богу желание, чтобы подросток встал на истинный путь Христов, ведущий в жизнь вечную. Насколько сильно в нас это желание и обращено ли оно к Богу? Этот вопрос стоит перед каждым приходским священником и перед каждым церковным педагогом. Наши дети в трудном и опасном положении. При этом они душевно слабы, а духовно не вполне определились. Их нужно буквально вымаливать.

Воскресные школы при церкви: что это, роль и значение, зачем и как учатся, пример уроков и программ

  • Публикации
  • Люди
  • Храмы
  • Сообщества
  • Мероприятия
  • Наши проекты
  • Елицы.Записки
  • Вопросы юристу
  • Вопросы батюшке
  • Вопросы психологу
  • Православные святыни
  • Молитва по соглашению
  • Доброе утро
  • с о.Андреем Ткачевым
  • Добрый вечер
  • Словесная акварель
  • Крылатые притчи
  • Советы психолога
  • На трезвую голову
  • ПроСтранствия
  • Духовная музыка
  • Молебен о благотворителях
  • Ориентация
  • Видео

Чудотворный Пояс Пресвятой Богородицы в Зачатьевском монастыре Москвы Подать записку на Молебен перед святым чудотворным Поясом Богородицы за себя, родных и близких. Отправить записки

Зачем ребенку воскресная школа?

Дети должны посещать воскресную школу в первую очередь для того, чтобы воцерковиться. Когда ребенок приходит в церковь, он многого не понимает, и даже самые простые вещи, понятные верующему человеку, будут вызывать у ребенка пяти – шестилетнего возраста удивление.
Не ознакомленный с азами религии ребенок мало что поймет в богослужении, и оно принесет для него совсем небольшую пользу. А для человека, ничего не понимающего в этом процессе, посещение церкви – это простая формальность, не связанная с миром духовного.
Воскресная школа призвана подготовить ребенка к посещению церкви, к осознанному ее посещению. Благодаря обучению в такой школе ребенок постепенно и в доступной для него форме получает информацию религиозного характера, и со временем начинает понимать, что и для чего делается, и почему все это необходимо. Но важно отнюдь не это. Про все внешние проявления службы и атрибутику узнать не сложно, об этом могут рассказать другие верующие, про это можно прочитать. Важно другое – воспитание ребенка в церковной среде, обращая его внимание не на внешние проявления церковной службы, а на внутренние переживания, приобщение его к церкви и к религиозному обществу.
В воскресной школе ребенок может общаться с другими детьми верующих, находиться в хорошей для него среде. Он может проводить свой досуг с благовоспитанными сверстниками, и получать много нового и полезного также и в общении с ними.
Дети, не получившие специального, церковного, пусть и не образования, но хотя бы введения в него, с трудом понимают духовный смысл молитв, церковных таинств, Божественной литургии. Они не понимают необходимости духовного общения с Христом, не желают воспринимать его как нравственный идеал. И потому приобщение к религии не может сделать их лучше. Церковная жизнь оказывается отделенной от их повседневности даже в том случае, если они еженедельно посещают церковь. Возможно, такие дети будут отлично понимать необходимость соблюдать социальные нормы, помогать беспомощным, подавать милостыню. Но даже при самом большом их желании быть истинными христианами им будет очень сложно научиться молиться Богу по-настоящему, общаться с Богом, потому как они просто не будут знать, как это правильно делать. Этому их должны научить взрослые. Мало того, дети должны почувствовать интерес к религии, желание следовать заповедям и ходить в церковь самостоятельно, а не по принуждению взрослых. Душа ребенка сама должна тянуться к церкви, к божественной любви, и тогда он сможет самостоятельно принимать верные решения.

Читайте также:
Антихрист: кто это такой и его значение в православии, его происхождение и упоминания в Священном Писании

В воскресную школу принимают детей в возрасте от пяти лет. Однако посещать ее могут и отроки, и совсем малые дети. Маленькие дети оказываются в воскресной школе обычно вместе со старшими братьями или сестрами, и это очень полезно для них. Для детей разного возраста проходят разные занятия, включающие в себя и досуг, и, безусловно, учебу. Дети могут здесь общаться, выражать себя в творчестве, и даже заниматься в кружках по интересам. Крупная воскресная школа может занять детей совместными занятиями в музыкальных и хоровых кружках, рисованием и театральным кружком, спортом, и многим другим. В таких школах дети могут ходить в паломничества и походы во время каникул, собираться в лагери. По сути, она становится детской общиной, пространством для общения с другими православными детьми и взрослыми, что помогает ребенку не потерять интерес к религии в будущем. Ведь, к сожалению, в отрочестве многие ребята отказываются от дальнейшего посещения воскресной школы и церкви, и уходят с истинного пути, ведомые собственными внутренними проблемами.
Необязательно отправлять своих детей именно в крупную школу, если с поступлением в такое заведение связаны серьезные сложности. Пользу ребенку и отроку может принести и небольшая школа, не предлагающая большого разнообразия занятий. Самое важное – чтобы ребята, поступающие в такую школу, происходили из богобоязненных православных семей, где родители также чтут Закон Божий. Если ребенок будет посещать воскресную школу, но при этом видеть неправедную жизнь своих родителей, это только добавит ему бед в настоящем и грядущем. Он будет долго метаться в поисках истинного пути.
Нужно ли отправлять в воскресную школу ребят в нынешнее время, когда многие люди относятся к религии и Богу без подобающего почтения и уважения? – Безусловно, это необходимо. Школа научит ребенка правильно понимать Церковь, и воплощать ее заветы в свою жизнь. Это поможет сформировать ему крепкий внутренний стержень, и прожить свою жизнь достойно. Отроки, посещающие воскресную школу, могут противопоставить своим метающимся страстям Слово Божие, и избежать греховных соблазнов.
Говоря о примерах, стоит вспомнить несколько случаев, когда воскресная школа помогла отроку отказаться от соблазнов этого мира, и совершить правильные, богоугодные поступки. Родители одного ребенка обратились к возможностям воскресной школы, когда отрок начал очень часто употреблять алкогольные напитки. Бороться с этим злом силами семьи оказалось невозможным, и родители обратились к духовным наставникам, вверив им своего сына. Сначала ребенок неохотно посещал школу, однако уже вскоре его поведение в значительной силе изменилось, и он отказался от диавольской привычки. Юноша смог сменить круг общения, стал больше времени проводить среди духовных единомышленников, и даже помог познать Слово Божие своим родителям, рассказывая им о своих занятиях в воскресной школе. И таких примеров множество. Дети могут сформировать в таком окружении правильное, богоугодное поведение, а отроки – отказаться от того зла, что предлагает им окружающий мир, и справиться со своими страстями.

Обожение

Да будут все едино,
как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе,
так и они да будут в Нас едино…
( Ин.17:21 )

Обо́жение – осу­ществ­ля­е­мый в лоне Церкви про­цесс упо­доб­ле­ния веру­ю­щего Богу и еди­не­ния с Богом.

По учению Отцов Восточ­ной Церкви, обо­же­ние (гр. – theosis) есть цель чело­ве­че­ской жизни. Обо­же­ние нераз­рывно свя­зано с чело­ве­че­ским спа­се­нием. Само спа­се­ние, по слову св. Дио­ни­сия Аре­о­па­гита, дости­жимо только через обо­же­ние.

Воз­мож­ность обо­же­ния рас­кры­ва­ется Бого­во­пло­ще­нием. Об этом еди­но­гласно сви­де­тель­ствуют Отцы. «Сын Божий стал сыном чело­ве­че­ским для того, чтобы чело­век сде­лался сыном Божиим», – гово­рит св. Ириней Лион­ский. «Он воче­ло­ве­чился, чтобы мы обо­жи­лись» (св. Афа­на­сий Вели­кий). «Твер­дое и верное осно­ва­ние надежды на обо­же­ние для есте­ства чело­ве­че­ского есть воче­ло­ве­че­ние Бога», – учит св. Максим Испо­вед­ник. Согласно общей фор­муле Отцов, Бог стал чело­ве­ком, чтобы чело­век через него стал богом, Бого­во­пло­ще­ние Сына Божия Иисуса Христа делает чело­века богом в такой мере, в какой Сам Бог сде­лался чело­ве­ком.

Обо­же­ние недо­сти­жимо чело­ве­че­скими уси­ли­ями. Как совер­шен­ный дар, исхо­дя­щий от Отца светов ( Иак.1:17 ), оно уста­нов­лено Богом, «жела­ю­щим спа­се­ния и алчу­щим обо­же­ния людей» (св. Максим Испо­вед­ник). Дар обо­же­ния – дар нетвар­ной боже­ствен­ной бла­го­дати. «Не может быть твар­ным этот дар, – учит св. Марк Эфес­ский. – Если бы обо­же­ние было посе­вом есте­ствен­ного семени, то нам не нужно было бы ни воз­рож­де­ние (во св. Кре­ще­нии), ни иных таинств, в кото­рых дей­ствует Боже­ствен­ная бла­го­дать».

Обо­же­ние совер­ша­ется во Христе бла­го­да­тью Свя­того Духа. Воче­ло­ве­чив­шийся Гос­подь в бла­го­дат­ных таин­ствах и дарах соеди­ня­ется и сово­пло­ща­ется с вер­ными Ему душами, вносит «душу в душу, ипо­стась в ипо­стась» (св. Мака­рий Вели­кий). Через подоб­ное соеди­не­ние чело­век сопри­ча­ща­ется Нетвар­ной Боже­ствен­ной Жизни Свя­того Духа, дела­ется «при­част­ни­ком Боже­ствен­ного есте­ства» ( 2Пет.1:4 ). Обо­жен­ный чело­век во всем упо­доб­ля­ется Христу, ста­но­вится зер­ка­лом Боже­ствен­ного Света. Через при­ча­стие боже­ствен­ной бла­го­дати он испол­няет призыв апо­стола Павла: «В вас должны быть те же чув­ство­ва­ния, что и во Христе Иисусе» ( Флп.2:5 ).

На высших сту­пе­нях духов­ной жизни, непре­менно свя­зан­ных со стя­жа­нием высо­чай­шего сми­ре­ния, обо­жен­ный хри­сти­а­нин полу­чает особую бла­го­дать совер­шен­ства, выра­жа­ю­щу­юся в дарах чудо­тво­ре­ний, исце­ле­ний, про­зор­ли­во­сти. При этом его душа и ум совер­шенно соеди­ня­ются с Богом. К такому чело­веку отно­сятся слова апо­стола Павла «уже не я живу, но живет во мне Хри­стос» ( Гал.2:20 ). Его духов­ное воз­рас­та­ние дости­гает уровня «мужа совер­шен­ного», он при­хо­дит «в меру пол­ного воз­раста Хри­стова» ( Еф.4:13 ). Не познав­ший Бога мир не может судить о таком чело­веке, но он может судить обо всем, поскольку «имеет ум Хри­стов» ( 1Кор.2:14 ).

Читайте также:
Десница Спиридона Тримифунтского: что такое и где находится, как выглядит, история

«Душа при обще­нии со Духом Святым дела­ется с ним единым духом», – гово­рит св. Мака­рий Вели­кий о жизни совер­шен­ных хри­стиан. По словам св. Мак­сима Кап­со­ка­ли­вита, дей­ствие избы­то­че­ству­ю­щей Боже­ствен­ной бла­го­дати ведет к пре­кра­ще­нию обыч­ной дея­тель­но­сти ума. «Чело­ве­че­ский ум, сам по себе, прежде соеди­не­ния с Гос­по­дом, рас­суж­дает сооб­разно своей силе, – сви­де­тель­ствует из опыта святой, – когда же соеди­ня­ется с огнем Боже­ства и Святым Духом, тогда бывает весь обла­даем этим Боже­ствен­ным Светом, соде­лы­ва­ется весь светом, вос­пла­ме­ня­ется в пла­мени Свя­того Духа, испол­ня­ется Боже­ствен­ного разума, и невоз­можно ему в пла­мени Боже­ства, иметь соб­ствен­ных помыш­ле­ний и раз­мыш­лять о чем-либо по своему про­из­волу». Пра­во­слав­ный подвиж­ник два­дца­того сто­ле­тия Старец Иосиф Афон­ский так опи­сы­вает опыт обо­же­ния: «Пла­ме­неет сердце от Боже­ствен­ной Любви и взы­вает: «Держи Иисусе мой, волны Твоей бла­го­дати, ибо я таю как воск». И дей­стви­тельно тает, не вынося. И захва­ты­ва­ется ум в созер­ца­нии. И про­ис­хо­дит срас­тво­ре­ние. И пре­су­ществ­ля­ется чело­век и дела­ется одно с Богом, так что не знает или не отде­ляет самого себя, подобно железу в огне, когда нака­лится и упо­до­бится огню».

Дости­же­ние обо­же­ния невоз­можно вне хри­сти­ан­ского подвига. По слову св. Иустина Попо­вича, сле­до­вав­шего мнению св. Мака­рия Вели­кого, путь к обо­же­нию лежит через пре­тво­ре­ние в жизнь еван­гель­ской эти­че­ской триады – веры, надежды и любви. Этой три­а­дой лич­ность фор­ми­ру­ется по образу Христа, пока не станет «хри­сто­об­раз­ной». Эти­че­ская триада еван­гель­ских запо­ве­дей пред­вос­хи­щает соеди­не­ние с Боже­ствен­ной Три­а­дой – Вечным Тро­и­че­ским Боже­ством. Нис­по­сы­ла­е­мые Пре­свя­той Тро­и­цей бла­го­дат­ные пере­жи­ва­ния ведут подвиж­ника к таин­ствен­ному пере­ходу из эти­че­ской триады в Боже­ствен­ную, вводят в обо­же­ние, «бого­тво­ре­ние» и «отро­и­че­ние» его лич­но­сти. Глав­ной хри­сти­ан­ской доб­ро­де­те­лью в эти­че­ской триаде высту­пает любовь. По слову св. Гри­го­рия Бого­слова, «любовь к Богу есть путь к обо­же­нию». «Только любо­вью вен­ча­ется путь духов­ного совер­шен­ство­ва­ния, веду­щий к обо­же­нию», – учит подвиж­ник нашего вре­мени архи­манд­рит Иоанн (Кре­стьян­кин).

пре­по­доб­ный Иустин Попо­вич:
Ипо­стас­ное соеди­не­ние чело­ве­че­ского есте­ства с Боже­ствен­ным в Образе Иисуса Христа: уве­ряет в том, что есте­ство чело­ве­че­ское при­хо­дит к своей опре­де­лен­ной ипо­стас­но­сти только в Бого­че­ло­веке, в том, что это – послед­няя, заклю­чи­тель­ная стадия чело­ве­че­ской при­роды. С воз­не­сен­ным Хри­стом – воз­не­се­ние чело­века: вечное при­сут­ствие в Святой Троице: еди­не­ние со Святой Тро­и­цей и при­ча­ще­ние Ей, и осмыс­ле­ние чело­ве­че­ского: послед­нее оправ­да­ние чело­века в ипо­стас­ном един­стве с Бого­че­ло­ве­ком. Отсюда вся жиз­нен­ность наша живет на небе­сах, где Хри­стос сидит одес­ную Отца: здесь центр нашей лич­но­сти, здесь центр позна­ва­тель­ный, нрав­ствен­ный и обще­ствен­ный; здесь обо­жен­ность чело­века, его истин­ное – без­греш­ное есте­ство; только здесь чело­век чело­ве­чен, есте­стве­нен, ибо здесь он бого­об­ра­зен, хри­сто­об­ра­зен, здесь он – по образу Святой Троицы; только здесь воз­можна вечная истина – ипо­стас­ное един­ство Бога и чело­века; истина – Образ Хри­стов, вос­крес­ший, воз­не­сен­ный – всегда, вечно Один и Тот же; всегда вечная истина Божи­его и чело­ве­че­ского, еди­ня­щая Бога с чело­ве­ком, ибо Бог отре­шил грех, соде­лав чело­века сре­до­то­чием и исти­ной (кри­те­рием) всего. Бого­че­ло­веч­ность – осно­ва­ние и объем, и рост истин­ного позна­ния; Образ Бого­че­ло­века – неиз­мен­ная истина: Богу Божие, чело­веку чело­ве­че­ское. Весь смысл чело­века: сово­пло­титься Христу и через Него соеди­ниться со Святой Тро­и­цей, стать по Ее образу. Через все сияет и над всем цар­ствует Образ Бого­че­ло­века, кото­рому «дадеся всяка власть на небе и на земле» ( Мф.28:18 ; Рим.1:4 ).
(Афины, 1920 г. – Бел­град, 1935 г.).

В.Н. Лос­ский:
«С точки зрения нашего пад­шего состо­я­ния цель Боже­ствен­ного домо­стро­и­тель­ства назы­ва­ется спа­се­нием, искуп­ле­нием. Это нега­тив­ный аспект конеч­ной цели, рас­смат­ри­ва­е­мой по отно­ше­нию к нашему греху. С точки же зрения конеч­ного при­зва­ния чело­ве­ков она назы­ва­ется обо­же­нием. Это поло­жи­тель­ное опре­де­ле­ние той же тайны, кото­рая должна совер­шаться в каждой чело­ве­че­ской лич­но­сти в Церкви и пол­но­стью рас­крыться в буду­щем веке, когда соеди­нив все во Христе, Бог станет всем во всем».

Обожение человека

Люди издревле ищут смысл жизни и задаются вопросом: в чём смысл жизни. Для верующих людей ответ на этот сложный вопрос был сформулирован ещё в апостольские времена. Смысл жизни человека заключается в стремлении к единению с Господом, которое в православной традиции называется обожение.

Почему возможно обожение человека

Чтобы понять, почему люди могут прийти к единению с Создателем, необходимо вспомнить, что человек изначально создавался по образу и подобию Его. Люди — идеальные творения Бога, которые Он надел свойствами, присущими Его божественной сути. Но, совершив первородный грех, прародители утратили дарованные им божественные черты.

При этом образ Господа, заложенный при создании в человека, сохранился и стремился к единству со своим прообразом. Исказивший первоначальный Божественный Замысел первородный грех препятствовал росту в душе людей любви и смирения, без которых не может осуществиться обожение.

Важно! Чтобы вернуть высшее творение к благодати Божией, необходимо было появление человека, в котором божественное и тварное начало были едины и не слитны одновременно.

Появление Богочеловека — Иисуса Христа сделало возможным обожение всего человечества. Воплощение Сына Господа в тварном теле сделало человеческую сущность частью божественной жизни. Соединение духовного и телесного мира в Христе, с любовью и смирением выполняющего Замысел Божий, показывает пример обретения возможности покаяния, которое приближает христиан в Благодати Царства Небесного.

При этом путь этот должен начинаться с приходом человека в земной, заражённый грехом мир и продолжаться всю жизнь.

Смысл и цель жизни человека

Большинство современных верующих людей считают смыслом жизни христианина спасение от греховных дел и помыслов, ведущих к вечным мукам в адском пламени. Но основоположники православного вероучения говорят, что спасение следует понимать не только как отречение от первородного греха, а как стремление к воплощению первоначального божественного замысла, который заключается в единении творения с Создателем в благодати Царства Небесного.

Читайте также:
Благочестие: понятие и значение, подвижники, практика и дела, книги

В православной традиции путь спасения состоит из нескольких составляющих.

  1. Главным условием обожения является любовь к Господу, которая делает человека частью Тела Господня в земной жизни и божеством в благодатной небесной жизни.
  2. Единение с Богом и уподобление Ему по благодати начинается с совершения добрых деяний в земной жизни. Отцы Церкви говорят, что недостаточно для спасения просто очистить сердце и разум от скверны и предаться духовному совершенствованию. Кроме интеллектуального труда необходимо праведными и добрыми делами приближаться к образу Господа. Мысленное возвышение может привести человека к духовной гибели, тогда как благотворительность приближает христианина к прообразу.
  3. Неотъемлемыми частями пути обожения являются аскеза и молитва. Они открывают разум и сердце человека Божественному Свету, способствующему Его познанию. Апостол Павел в Первом послании коринфянам говорит, что нельзя уподобиться непостижимому образу. Познав через молитвенное созерцание Господа, люди становятся богоподобными предстоятелями.

Читайте о православной вере:

Применительно к настоящему времени, основной целью на пути обожения является очеловечение людей. В одной из своих проповедей святитель Иоанн Златоуст отмечал, что люди утратили не только божественное подобие, но и признаки человеческой природы, так как уподобляется в своей жизни зверям и бесам.

Возвращение к нравственным и моральным устоям, свойственным изначальной сути высшего творения Господа, одна из главных целей жизни современного человечества, без которого невозможно достижение благодати Царства Небесного.

Обожение возможно только в церкви

Христианская традиция называет Церковь Телом Христовым. Православные богословы отмечают, что истинное обожение человек обретает только в лоне истинной Церкви. Все церковные обряды, таинства и традиции направлены на обожение человека.

Путь к единению с Господом начинается во время Таинства Крещения, во время которого происходит духовное возрождение человека вследствие сошествия на телесную оболочку благодати Святого Духа. С этого момента христианин становится частью Тела Христа. Но крещение — начальная точка на пути к спасению. Крещеный человек, не посещающий церковных служб и не приобщившийся к таинству исповеди и причастия, считается духовно мёртвым. При этом он имеет возможность обрести единение с Создателем, покаявшись и посещая церковь.

На заметку! Православные богословы говорят о важности церковных таинств для достижения богоподобия. Во время причастия воцерковленные люди разделяют с Господом Его Плоть и Кровь, через которые Он принимает детей своих, даруя им по благодати богоподобие.

Степени обожения

Важным условием обожения является очищение сердца и души от греховной скверны. Покаяние и освобождение от грехов приближают человека к Господу.

  1. Первой ступенью на пути к обожению является слёзное покаяние в грехах. Слёзы, сопровождающие покаянную молитву, очищают духовную составляющую человеческой природы, открывая ему путь к Господу. Благодать Его опускается на человека в виде божественного света, делающего этот путь ясным, радости и любви, помогающих преодолевать испытания, которые возникают на этой сложной дороге.
  2. Следующей ступенью обожения является божественное просвещение. Оно приносит людям истинный свет понимания природы явлений, вещей и людей. Человек обретает любовь к Всепрощающему Создателю, которая наполняет его спокойствием и смирением.
  3. Умиротворенный человек, смирившийся с Замыслом Бога, легко противостоит неизменным страстям и греховным искушениям. Его сердце и разум освобождаются от гордости, злобы, желаний плоти, то есть происходит полное духовное очищение тварного существа.
  4. Последним этапом на пути единения с Господом является созерцание. На полностью очищенного от всей мирской суеты человека нисходит Дух Божий, несущий благодать Его. Она возвращает высшему божественному творения свойства, вложенные в него изначально. Через неё проявляется божественная сущность в творении, и отражается каждое создание в Теле Его.

Человек, достигший единения с Богом, является носителем божественной энергии, которая проявляется в следующих божественных дарах:

  • прозорливости;
  • исцелении;
  • чудотворении;
  • способности подчинять одушевленный и неодушевленный тварный мир.

Количество людей, которые несут в себе Истинный Свет Господа в каждом поколении очень мало.

Важно! В православной традиции человек, достигший полного обожения, почитается как святой предстоятель, свидетельствующий в защиту своих братьев и сестёр, идущих по пути единения с Создателем.

Обожение затрагивает и духовную, и тварную стороны человеческой природы. В единении с Господом совершенствуются следующие личностные составляющие:

  1. Душа, опекаемая Христом, постепенно очищается от греховной скверны и возвышается над мирской суетой. Затем, обретя непорочную чистоту, она соединяется с первообразом в благодати Небесного Царства.
  2. Ум озаряется Божественным Светом, который приобщает христианина к божественной природе и сущности Иисуса Христа. Таким просветленным умом обладают святые люди, приблизившиеся к Небесному престолу ещё в земной жизни.
  3. Воля, неразрывно связанная с душой, под влиянием божественной благодати, возвышается и освобождается от давления низменных страстей и дьявольских желаний. Человеческая воля соединяется с Божественной волей и воспринимает её как свою.
  4. Сердце — средоточие человеческих добродетелей и храм Господа. Человек в стремлении к обретению божественной благодати очищает своё сердце через молитву и благие деяния.

Обожение затрагивает все стороны человеческой личности, соединяя его Господом, но не лишая индивидуальных качеств.

Священное Писание об обожении

Термин обожение появился в богословских трудах II-III вв. Однако идея благодатного единения с Господом появляется в текстах Нового Завета.

Основой учения об обожении являются слова пророка Давида, звучащие в 6 стихе 81 Псалтыри:
«Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы». Указание на спасение в обожении находится в текстах Иоанна Богослова: «… будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист». (1Ин 3,2) «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин 1 12).

Наибольшее количество оснований на стремление к единению с Богом находится в сочинениях апостола Павла:

«Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества» (2 Петр. 1, 4).

Читайте также:
Как правильно прикладываться к мощам святых: правила и традиции

«Будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1, 16).

«Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями» (Рим, 8 29).

Апостол Павел в своих трудах обосновывает стремление людей к единению с Господом, упоминая о дарах, которые нисходит на верующих христиан (Гал, 5, 22-24).

Обожение человека — истинный путь к исполнению Замысла Божьего, по которому человек создавался богоподобными. Божественные свойства по мере обретения опыта единения с Господом пронизывают телесную оболочку и духовное тело личности, вывод её на уровень неслиянной общности с Всевышним прообразом.

Обожение в Православном понимании

Начиная доклад, следует сразу отметить, что между Православным и баптистским пониманием терминов: «обожение» и «освящение», – есть существенные отличия. Разберем детально Православное понимание обожения-святости.

Святость, одно из фундаментальных понятий христианского учения. Его основной смысл состоит в причастности человека Богу – его обоженности, в его преображении под действием благодати Божией. В преображенном человеке восстанавливается соединение с Богом как “чада Божиего”.

Обожение, – основная для Православного богословия концепция святости, согласно которой человек может проникаться нетварными Божественными энергиями и соединяться с Богом. Это соединение и составляет существо святости, и вследствие этого между двумя этими понятиями, как обожение и святость в нашем докладе можно поставить знак тождества.

Различия между обожением и святостью, – можно описать так: святость — это полнота обожения, а обожение это путь, указанный Богом – к святости (цели любого христианина).

Вот основные пункты Православного понимания обожения:
1) Обожение – категория онтологическая (учение о сущем) и нравственная, а не только нравственная, оно не сводится только к моральным поступкам человека, а совершенно реальное состояние, которое можно увидеть и ощутить в течении жизни человека.

2) Обожение, включено в процесс спасения, и является его неотъемлемой частью.

3) Обожение это результат синергии – совместных действий Бога и человека, а не только тварных энергий человека. При этом, аскетические методы (такие как пост и молитва и т. д.) помогают человеку сконцентрироваться на достижении обожения иначе он будет растрачивать свои силы впустую, а достижение святости подразумевает – полную отдачу себя на это дело. Иными словами, аскетика (аскео – тренируюсь, греч.). — это та лепта, которую человеку по силам внести в это нелегкое дело спасения.

Далее мы попытаемся раскрыть эти понятия более полнее:

1) Обожение – категория онтологическая и нравственная.

Учение об обожении основано на православном учении о нетварной благодати. Примерами нетварной благодати, можно привести Нетварный Божественный свет на горе Фавор и чудесную силу святых, которой они творили чудеса. В своей потенции она свойственна всем крещеным христианам, – они могут почувствовать ее через таинства. Благодать – есть сила нетварная, так как иначе она не была бы Божественной и стала бы простым явлением природы.

Первым примером, который может помочь понять нам процесс обожения, является пример – Боговоплощения Господа нашего Иисуса Христа. Человечество и Божество соединилось в ипостаси Христа, Сына Божия и вследствие этого освящающая и обожающая благодать реально нисходит на нас в силу «взаимопроникновения свойств», исходя из человечества Христа, «источника обожения», а не только из Его Божества. Одним предложением это можно сказать так: «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом (по благодати, т. е. – обожился)». Боговоплощение, – восприятие Христом человеческой природы, и поскольку во Христе человеческая природа была обожена, это открыло путь к Богу и для всего человечества: христиане, следуя Христу, соучаствуют в его Божестве по благодати и становятся святыми. Но то, что происходит с обычным человеком вовремя обожения, это подобие по сравнению с этой величайшей тайной. Боговоплощение, т.е. нераздельное и неслиянное соединение в одном Лице Божественной и человеческой природ открыло человеку путь к Богу, соединение с Богом: благодаря тому, что Христос сделался Человеком, человек может сделаться Богом по благодати, т.е. сделаться причастником Божества.

Эта причастность осуществляется за счет Божественных энергий. “Божественные энергии нисходят до нас”, тогда как Божественная “сущность остается неприступной”; “Бог, невидимый по природе, делается видимым благодаря энергиям”.
В Библии термин «обожение», отсутствует. Однако в ней присутствуют определенные намеки: «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы. (Пс.81:6)»; «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино. (Ин.17:21)». «Обожение» – не статическое понятие, а объективная реальность. Обожение – термин сформировавшийся в Православии, характеризующий конечную цель христианской жизни. Цель, которая открывает возможность пребывания с Богом в вечной жизни. В таинстве крещения благодать получает доступ к человеку… , что мы и видим на примере житиях Святых, тех, которые смогли достичь обожения. Т.е. обожение-святость — это реальное действие и Бога, и человека одновременно, т. к. одному человеку без Бога, такое в принципе невозможно!

Клайв Льюис с позиций близкого к Православию англиканства Высокой церкви в книге «Просто христианство» излагает цель христианской жизни в терминах Обожения: «Заповедь «Будьте совершенны» – это не просто идеалистически высокопарный призыв. Это и не приказ сделать невозможное. Дело в том, что Он собирается преобразовать нас в такие существа, которым по силам этот приказ. Он сказал (в Библии), что мы – «боги», и докажет правоту Своих слов. Если только мы Ему позволим – мы можем помешать Ему, если захотим, — Он превратит самого слабого, самого недостойного из нас в бога или богиню, в ослепительное, светоносное, бессмертное существо, пульсирующее такой энергией, такой радостью, мудростью и любовью, какие мы сейчас не можем вообразить. Он превратит нас в чистое, искрящееся зеркало, способное отразить в совершенном виде (хотя, конечно, в меньшем масштабе) Его безграничную силу, радость и доброту. Это долгий, а то и болезненный процесс. Но именно в том, чтобы пройти его, — наше назначение. Рассчитывать на меньшее нам не приходится. То, что Господь сказал, Он говорил всерьез». Т. е. иными словами, если мы не верим, что Бог может нас обожить, т. е. сделать святыми, то этого и не произойдет с нами, из-за нашего неверия, мы просто помешаем Богу соединить нас с Ним.

Читайте также:
Священное предание: понятие и формы, творения святых отцов, православный взгляд

Чтобы уточнить понятие о обожении, мы должны кратко проанализировать концепцию всего дела Христа, составляющего средоточие всей человеческой истории. Учение о обожении является прямым следствием исторического дела Христа – вне Его Божественная жизнь остается человеку недоступной. Заставив умереть на кресте ветхого Адама и сообщив свою собственную жизнь человеку в Иисусе, Бог восстанавливает Свою законную власть и уничтожает смертоносную узурпацию власти сатаной – Троица вновь становится доступна человеку прямо и непосредственно.

2) Обожение, включено в процесс спасения, и является его неотъемлемой частью.

Крещение и Евхаристия имеют непосредственную связь с обожением, поскольку именно в них является все домостроительство Божие. Крещение, освобождая от первородного тления, становится «воскресением нашей души» и «сообщает нам силу быть сообразным телу славы Христа» (Фил. 3:21). Крещением мы получаем расположение творить добро и заключаем завет с Богом, но только от нас зависит -придать или нет этой благодати реальное значение. «Если призванный повинуется призыву и принимает крещение, чтобы называться христианином, но не ведет себя достойно этого имени и не выполняет данные при крещении обеты, он зван, но не избран.» В этом случае обеты не только совершенно для него бесполезны, но, напротив, осуждают его. «Обновление и воссоздание отличительных черт души осуществляются благодатью в купели возрождения; они возрастают и достигают совершенства посредством праведных дел, согласно с верой». Крещение восстанавливает «подобие» Божие, утраченное из-за греха. Нельзя связывать обожение с собственными заслугами человека и понимание его как «подвига», справедливым вознаграждением которого оказывается благодать. Напротив, Божественная жизнь становится доступной человеку как незаслуженный дар, общий всем крещеным. Пример из 1 Кор: «Получившие больше — превозносились, а стяжавшие меньше — малодушествовали», ап. Павел приписывал им всем равное достоинство, «показывая, что они все суть одно тело, тело Христово, а порознь – члены (1 Кор. 12:27), потому что прияли одного и того же Духа».

Спасающая, освящающая и обожающая благодать связана с крещением и Евхаристией и во всей своей полноте объективно присутствует в Церкви. Христиане, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3:27) по слову ап. Павла хоть и остаются детьми других людей по природе, более естества происходят от Христа, Который настолько победил природу, что воплотился без семени от Духа Свята и Приснодевы Марии, дал власть быть чадами Божиими (Иоан.1:12). Каждый христианин призван к сознательной близости всего своего существа с Богом, добровольно вышедшим из своей неприступности, чтобы стать «во всем, кроме греха, подобным нам» (Евр.4:15). Т.е. обожение это не нравственно-принудительная категория приближения к Богу, что можно выразить юридическим языком: «Бог не может сделать зла, а человек не должен, следуя нравственному закону», а обожение это свободное действие, освященное благодатью Божией. Тогда, это выражение можно видоизменить в правильном русле и сказать, что: «Бог не может сделать зла, а человек став частью Его не захочет, т. е. не сможет делать зла по любви к Нему».

Говоря о значении Евхаристии в обожении человека, следует сказать о «сотелесности» христиан и Христа. Призывая паству к причащению, Ап. Павел напоминает, что они должны «быть с Христом не только одним Духом, но и одним Телом», что они «плоть от Его плоти и кость от Его кости» и что таково «соединение, даруемое посредством этого Хлеба».

Обожение осуществляется с помощью благодати, которая является сверхъестественным явлением. Относительно термина «благодать» (carij) известно, что в греческом языке он имеет разные значения. Даром данная вещь называется благодатью, а иногда и само действие дарения; следовательно, существует «благодать природы», отличная от «Боготворящей благодати».

Следует отличать – тварную и нетварную благодать. Люди, не сами, а благодатью Божией получили то, что получили, ибо лишь Бог не благодатью обладает этим; термин «благодать» здесь значит, что это было им дано. Не все, что дает нам Бог, одинаково. Пророк Иезекииль говорит: «И дам вам сердце ново и дух нов дам вам, и отъиму сердце каменное от плоти вашей и дам вам сердце плотяное (Иез. 36:26) и: вот, Я введу Дух в вас, и оживете (Иез. 37:5). Здесь видна разница даров. Дух новый и новое сердце — это тварное, то, что Апостол называет также «новой тварью» (2 Кор. 5:17; Гал. 6:15), ибо она была воссоздана и обновлена пришествием во плоти Того, Кто изначально ее создал; что же до Духа Божия, даруемого новому сердцу, то это — Святой Дух.».

3) Обожение это результат синергии – совместных действий Бога и человека, а не только тварных энергий человека.

Для обожения необходима – синергия, т. е. соработничество. На всем протяжении пути, ведущего человека от его падшего состояния к соединению с Богом, благодать Божия помогает ему побеждать тление, затем превзойти самого себя и наконец являет ему Бога. Эта «синергия» благодати и человеческих усилий движет внутренние силы души и тела. Ум должен быть преображен благодатью, но не только он получает благодать, но и весь человек целиком, – все его способности и силы души и тела. В душе человека происходит Божественное состояние, при котором он действительно начинает иметь Бога внутри себя; а истинное Божественное состояние — это любовь к Богу, приходящая через святое делание Божественных заповедей.

Это «Божественное состояние», – есть непрестанное продвижение, так как оно предполагает в веке сем соработание, так как человек не может собственными усилиями достичь полного соответствия «новому человеку», возникшему в нас благодатью крещения. Однако «исполнение заповедей» является не столько условием благодати, сколько необходимой и свободной синергией человека и искупительного действия Бога: однажды полученная благодать крещения, чтобы обрести действенность, должна стать живой реальностью, и только добрая воля человека способна сделать ее такой. Учение о «синергизме», сочетает в себе непременную необходимость благодати с полной ответственностью человека за свое спасение. Крещение — это «залог», который мы получаем, чтобы его умножить. Конечная цель, стоящая перед христианином, есть обожение. Существует теснейшая связь благодати со свободным усилием человека приблизиться к Богу, и это усилие никогда не может быть адекватным общей сумме даров Божиих, открывшихся человеку жизнью во Христе. «То, что человек получает, — есть лишь часть того, что дается: тот, кто принимает Божественную энергию, не может вместить ее всю целиком». Из Первого послания к Коринфянам о дарах Духа следует: «Те, кто пророчествует, те, кто исцеляет, те, кто различает, и те кто вообще принял благодать Божественного Духа, каждый обладает большим или меньшим даром в своей области. Поэтому Павел благодарит Бога за то, что он паче всех языки глаголя (1 Кор. 14:18), но обладающий меньшим также обладает даром Божиим. Ревнуйте же, говорит тот же апостол, дарований болших (1 Кор. 12:31): значит, есть и меньшие. Ведь в самом деле. звезда от звезды разнится в славе (1 Кор. 15:41). но ни одна из них от этого не лишается совсем своего света». Разнообразие благодатных даров не нарушает единство спасения, которое заключается существенным образом в восстановлении общения с живым Богом, целиком и полностью присутствующим в каждом даре благодати. Спасительная благодать неделима, она есть Сам Христос, целиком отдающий Себя людям, в этом заключается Единство Бога.

Читайте также:
Барнаульское чудо: история воскрешения Клавдии Устюжаниной

Человек, получивший в крещении «начатки» Царствия Божия, получает не просто внешнее оправдание, а присоединяется к новой реальности, к Божественной и вечной жизни Христа, в этом и заключается причастие к Нетварному. Реальное общение человека с Богом есть, необходимое условие истинного знания. С момента Искупления человек уже не предстоит Богу в одиночестве: Бог сам снизошел на его уровень, дабы сопровождать человека в его восхождении к Создателю. Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии.(Рим. 8:16). а как вы сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва, Отче!”(Гал.4:6).

Учение о обожении не отождествляет «богословие» – «видению» и «созерцанию»: Богословие столь же далеко от видения Бога в свете, столь же отлично от телесного общения с Богом, сколь знание разнится от обладания; говорить что-нибудь о Боге не значит Бога встретить. Итак, истинное знание отличается от любого внешнего усвоения истины; некоторое познание Бога можно достичь через Священное Писание, как можно принять вероучительную истину и исповедовать Православие, но это лишь средства для достижения непосредственного знания, близости с Богом, данной нам в крещении. Собственно говоря, это даже не знание, такое соединение, – превыше всякого знания, хотя метафорически его и называют знанием.

Соединение с Богом предполагает отрешение, но это отрешение не есть самоцель. Но это и не бездействие как может показаться на первый взгляд, – соединившись с Богом, человеческая личность восстанавливается во всех своих потенциях, и становится по-настоящему свободна от страстей.

В заключение следует отметить, что спасение христианина по Православному учению, невозможно без обожения. Процесс обожения начинается не после спасения человека, а он приводит к нему, т. е. Бог спасает нас – не без нас (с согласия нашей на то воли). При Крещении сеется семя спасения, а человек должен помогать его взращивать (как например сын помогал своему отцу хлебопашцу ухаживать за посевами). Не каждый человек может удостоится участи благоразумного разбойника (попасть сразу в рай), а лишь единицы людей, поэтому всем остальным “приходится” проходить свой жизненный путь в этом мире и при этом делать дело Божие, не только чтобы не делать зла, но – по любви к Творцу, в благодарность Ему, трудясь во благо и ради умножения числа спасенных.
Обожение – это некий универсальный механизм данный Богом человеку для соединения с Ним – духовно и телесно, приводящий в своем итоге к спасению. Обожение помогает человеку с падшей природой здесь на земле преобразится для новой жизни с Богом в вечности.
Православное понимание обожения – это не Ветхозаветное понимание отделенности праведных от зла и служения их Богу в изоляции от остальных, это намного более высокое предназначение каждого человека – стать поистине чадом и воином Христовым – соединившись со своим Творцом в соработничестве.

Соработничество заключается, не только в совершении внешних добрых дел, но во внутреннем преображении человека за счет нетварной Божественной энергии, которая была явлена Богом на горе Фавор, т. к. не в одном даже самом сильном человеке не хватит сил совершить внутреннее преображение своими силами. Благодать Божия дается человеку по мере того как он может ее воспринять, иначе он может ее “закопать” – как в притче о талантах, или же бросить ее свиньям в грязь, именно поэтому Бог и дает ее постепенно. Постигать и усваивать обожение человек может через Божественную благодать (нетварную энергию), которая преподается человеку в первую очередь через Церковные таинства и молитву.

Библиография:
Электронный ресурс
1) Мейендорф, Иван Феофилович Жизнь и труды Свт. Григория Паламы

Православное обожение

Святое Православие исповедует спасение в обожении, в стяжании нетварной божественной благодати, в онтологическом причастии божественного естества (2Пет.1.4), в становлении богами по благодати. Вся суть православной антропологии, сотериологии, экклезиологии и евхаристологии сводится в итоге к одному – правильному пониманию обожения. Итак, что же такое обожение?

По святителю Игнатию (Брянчанинову) до грехопадения человеческое естество находилось в естественном состоянии, после грехопадения перешло в состояние нижеестественное, в Царстве славы (на небе в Царстве Небесном) будет находиться в сверхъестественном состоянии. Вот об этом сверхъестественном состоянии и пойдёт речь. Хотя начинается оно – обожение – ещё в Царстве благодати, то есть, здесь на земле – в Воинствующей Церкви Христовой. Святые отцы учат, что Плоть Христа была обожена с самого момента Воплощения. Что это означает? Обожение человеческого естества есть возвышение человеческого естества в своих пределах и совершенствованиях под воздействием божественной благодати и приобретении новых качественных свойств человеческой природы. В силу ипостасного соединения обожение Плоти Христа достигло максимально возможных пределов, в результате чего Плоть Христа приобрела новые качественные свойства. Забегая вперед скажем, что одним из таких свойств является возможность быть преподанным под видом хлеба и вина для причащения верных на божественной литургии. Обожение святых отличается от обожения Христа. Обожение Плоти Христа предельно максимально, не имеющее никакого дальнейшего приращения. Обожение святых – частичное, в меру христианского подвига, и не прекращающее даже в Царстве славы во всё большем и большем познании Бога. Обожение святых осуществляется в соработничестве свободной воли человека с божественной благодатью, в восстановлении падшего образа Божия через христианский подвиг искоренения в душе страстей и грехов через воздержание, посредством поста, молитвы и бдения, послушания и смирения, православного исповедания и стояния в вере, обретения сердечной чистоты и целомудрия. Путь духовного восхождения к обожению святых подробнейшим образом рассмотрен в 30 ступнях «Лествицы» преподобного отца нашего Иоанна Лествичника.

Читайте также:
Крашенные яйца на Пасху: история и традиции, значение и обычаи в православии

Какие же новые качества и характеристики получает восстановленный образ Божий в человеке? Как и Христос, так и святые, стоящие на пути к совершенству, приобретали дар чудотворения, врачевания душевных и телесных недугов, дар пророчества и прозорливости, воскрешения мертвых, могли быть невидимыми телесными очами (например, невидимые старцы Афона) и многое другое. Всё это – характеристики сверхъестественного состояния обожения святых. Христос же, в отличие от святых, есть сам воплощенный Логос! Его предельное состояние обоженной Плоти несравненно превосходит обожение святых. Его Святейшая Плоть в обожении получила свойство некончаемости в причащении и возможности существования во все времена на всех престолах алтарей православных храмов и одновременно в нескольких местах, причем, так, что в каждой частице Святых Даров находится весь Христос целиком! И при этом, Его Плоть по божественном Вознесении никогда не оставляет Небесного престола и седения одесную Бога-Отца. Однако эти новые качественные свойства предельно обоженной человеческой Плоти не есть свойства Божества. Свойства божественного естества не смешивались со свойствами человеческого естества и не передавались человечеству. Иначе тогда Плоть Христа приобрела бы такие божественные свойства, как нетварность, неописуемость и вездесущие, и, таким образом, преложилась (претворилась, превратилась) бы в Божество. Взаимное общение свойств – περιχώρησις – не ведет к их смешению, человеческое естество не смешивается с Божеством, но остается человечеством даже на самых вершинах обожения!

Теперь рассмотрим еретические понимания обожения.

В монофизитстве человеческое естество поглощается Божеством, и ни о каком обожении речи быть не может, так как и обоживать нечего. В разновидности монофизитства – миафизитстве (севирианстве) происходит смешение свойств обоих естеств, что так же приводит к растворению человечества в Божестве, когда на человечество переходят божественные свойства нетварности, неописуемости и вездесущия. В несторианстве “обожение” происходит не с момента Воплощения, а постепенно, что по сути дела отвергает ипостасное соединение, вводя человеческую ипостась. В католичестве обожение невозможно по причине исповедания тварности благодати: непосредственного соединения с Богом не происходит, но лишь посредством твари. В протестантизме спасение одной верой вообще не предполагает никакого обожения.

Наблюдаем на ярком примере евхаристии.

Если на престоле хлеб и вино остались хлебом и вином без пресуществления (изменения сущности), то это – или простые символы Тела и Крови Христа, или словесная метафора. Здесь возможны только два варианта: 1. Обожения никакого не произошло, и Тело Христа только на небе, на земле же остались одни лишь символы и воспоминания. Только тогда придется объяснять метафорически и слова Христа: «И се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь.» (Мф.28.20), а по большому счету и всё домостроительство Божией становится лишь символом и метафорой; или 2. Плоть Христа преложилась в Божество, поглотилась Божеством, соответственно, на земле её так же быть не может, как нет её и на небе. Ни о каком онтологическом соединении с Божеством речи не может идти. Очевидно, что в том и в другом случае отрицается не только обожение, но и его причина – боговоплощение! Как тут не вспомнить здесь апостола Иоанна Богослова: “Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мiре.” (1Ин.4.3). Постепенно подходим к древнему гностицизму, но не задерживаясь на нём, переходим к его главному истоку – платонизму! Платонизм исповедует всё бытие как единую целую, вечно эволюционирующую и инволюционирующую субстанцию, – универсальное «божество-космос-тело». Нет границы между Творцом и тварью, все люди одинаково богочеловеки. Бытие представляется нормальным и не нуждающимся ни в каком совершенствовании. Зло в этом мiре имеет такую же вечную онтологическую основу, как и добро. Спасаться не нужно, так не от чего! Соответственно, не нужен и Спаситель. В таком платоновском мiре нет места ни Богу-Творцу, ни Богочеловеку-Искупителю.

Мы подходим к главному: в мiре существует только две религии: Православие и язычество. Первая спасает – обоживает человека – онтологически соединяет с Богом, вторая низводит во «тьму кромешнюю» вместе с падшими ангелами. Хранительницей Святого Православия является Православная Церковь – Новый Божественный Ковчег, вне которой спасения нет и быть не может.

Михаил Яблоков, подполковник запаса

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: