Воспитание любви у ребенка к Богу: ответы священников и примеры родителей, советы и рекомендации

Как воспитать и привить ребенку любовь к религии и Богу

Воспитание ребенка — это сложный и требующий полной отдачи процесс. Особенно трудно это сделать православным родителям, ведь надо научить ребенка, кроме основных положений, и воздерживаться от греха. Но гораздо более важный вопрос — это как воспитать ребенку любовь к Богу? Ведь именно любовь к Богу является основанием для праведной и благословенной жизни.

Важность правильного воспитания

Как привить ребенку веру и любовь к Богу, чтобы он всю свою жизнь не отклонялся от правильного пути? Это все вопросы православного воспитания.

Сегодня многие родители сталкиваются с такой проблемой: ребенок вырос, поступает неправильно, разрушает свою жизнь греховными связями, алкоголем и прочими непотребными вещами, не внимает советам и наставлениям. И становиться ясно, что родители где-то упустили какой-то важный момент в процессе воспитания.

О воспитании детей в вере:

В притчах пишется: «Наставь юношу при начале пути: он не уклонится, когда и состариться». Толкуя это место, многие богословы и священники объясняют, что воспитание ребенка начинается с самого первого дня жизни и продолжается лет до 6-8. После этого возраста кардинально изменить вложенное в малыша практически невозможно, но те дети, которым были вложены христианские истины и нормы до похода в школу обычно всю жизнь находятся при церкви.

Важно! Мамы и папы должны понять, что воспитание ребенка — это основа его жизни, что они вложат в детстве, будет управлять всей жизнью.

Конечно, есть исключения из правил — некоторые дети из истинно православных семей вырастают и категорически отказываются от Церкви. Тут следует неустанно молиться Богу за их спасение. Есть и другие примеры, когда малыш из неблагополучной семьи прилепляется к церкви в уже осознанном возрасте и живет жизнью, которая противоположна жизни отца и матери. Но это исключения из правил.

Таким образом, то, что родители вложат в сына или дочь в детстве, определит их поведение и жизненные выборы в будущем. Уже на этапе беременности маме и папе стоит молиться и просить у Господа мудрости для воспитания ребенка.

Как привить ребенку любовь к Богу

Сегодня мир полон соблазна и греха. Везде рекламируют распутный образ жизни, и большинство людей покупаются на эту рекламу и их жизнь наполняет грех.

Верующим зачастую очень сложно пребывать в среде неверующих, ведь оградить себя от тлетворного влияния мира сложно. Но гораздо сложнее уберечь души подрастающего поколения. Это влияние проявляется в первую очередь в психологических расстройствах и болезнях: неврозы, нервные срывы, страхи, нарушение поведения.

Все это появляется из-за трех причин:

  • плохая наследственность;
  • неправильное воспитание;
  • среда пребывания.

Если малыш растет в негативной обстановке, на него постоянно кричат или бьют, родители ведут развращенный образ жизни, он постоянно пребывает в окружении жестоких фильмов, игр или подвергается регулярному насилию в школе — все это становится причиной нарушения в его психологическом (иногда и физическом) здоровье и различными нарушениями в поведении.

Это проявляется так:

  • страхи и панические атаки;
  • гиперактивность;
  • рассеянность;
  • капризность;
  • раздражительность;
  • садизм.

Особенно важно это замечать в подростковом возрасте. Преп. Иоанн Златоуст говорил, что это время сложнейшее, и никто не может предсказать, каким ребенок вырастет после всех проблем пубертатного периода. Поэтому важно еще до него наладить прочную эмоциональную связь с малышом так, чтобы он знал, родители — друзья и к ним всегда можно обратиться за помощью и довериться.

Важно до подросткового периода привить привычку посещать богослужения, молиться самостоятельно и читать Библию. Все это поможет малышу доверять Богу во все время и позволит Богу работать с маленьким сердцем.

Чтобы привить любовь к Господу следует помнить, что малыши копируют поведение отца и матери, поэтому если взрослые не строят свою жизнь по Слову Божьему, то с чего ребенок будет так поступать?

Чтобы воспитать чадо в православной вере необходимо:

  • регулярно посещать богослужения вместе;
  • читать вместе Писание, начать можно с детской Библии;
  • разговаривать и объяснять малышу все особенности православной веры;
  • молиться вместе;
  • приучать к труду;
  • любить;
  • молиться за чадо.

Эти не сложные, но регулярные действия позволят малышу привить любовь к Господу и к церкви.

Но следует избегать в воспитании:

  • крайностей — не заставляйте ребенка идти в храм, когда он болен или читать Библию, когда он этого не хочет;
  • чрезмерной опеки;
  • насилия над желаниями;
  • потакать всем желаниям;
  • кричать;
  • не позволять мыслить самостоятельно;
  • запрещать, не объясняя истинную причину этого.

Следует помнить три истины:

  1. Дети повторяют все за своими родителями, поэтому им необходимо самим вести правильный христианский образ жизни.
  2. Любить детей, потому что только в любви можно правильно воспитать.
  3. Мир в семье — это залог правильного воспитания.

О православном образовании:

Советы священника

Если родители не могут самостоятельно понять, как им правильно общаться и воспитывать своего малыша, всегда можно обратиться за помощью в храм. Священники охотно дают советы в этой области.

  • Игумен Нектарий говорит о том, что ребенок всегда естественным образом повторяет поступки своих родителей. Если родители сами горячо любят Господу, стремятся к Нему, то их отношения с Творцом обязательно перейдет ребенку по наследству. Чадо должно видеть пример перед своими глазами истинной христианской веры, чтобы впитать ее. Немаловажно, чтобы любовь к Творцу сочеталась у отца и матери с любовью к людям. Это поможет малышу вырасти милосердным, сострадающим и открытым к людям.
  • А вот протоиерей Сергий Правдолюбов не понимает такого выражения, как «привить любовь к Богу». Он утверждает, что малыш понимает и принимает намного больше, нежели взрослый. И роль отца с матерью — не мешать познавать Господа, не закрывать Творца и не чинить препятствий. А помочь малышу найти Господа можно только собственными поступками и делами.
  • Если мама и папа сами отвергают Бога, не позволяют менять их сердца, как малыш будет позволять? Только вера и молитва родителей поможет малышу впитать эту атмосферу веры. Старшие в семье должны жить христианской жизнью, быть привязаны к храму. Бесполезно приводить дочь или сына на воскресную школу, а самим идти пить пиво в бар — повзрослевшие дети пойдут в бар скорее, чем в церковь.
  • Протоиерей Максим Козлов также говорит, что самое важное в правильном воспитании — это правильный отцовский пример. Говоря одно, а поступая по-другому, мы взращиваем если не атеиста, то агностика, который будет требовать доказательств. Ведь он уже с детства увидит расхождение слов и поступков и перестанет доверять кому-либо, в том числе и Господу.
  • Если сын будет видеть, что в жизни отца первая заповедь реально существует, и он живет соответственно ей, что она не абстрактна, а реальна, то и в жизни малыша будет то же самое.
  • Протоиерей Олег Стеняев утверждает, что в Библии, понятие «любовь» в первую очередь подразумевает исполнение Божьего Закона, это не абстракция. Любые отношения между людьми должны соответствовать установленным правилам Божьего Слова. Божий Закон регулирует взаимоотношения человека и Бога, человека и человека.
Читайте также:
Чистить зубы перед причастием: можно или нельзя, ответы священников

Лучший способ привить ребенку любовь — это научить Заповедям Божиим. Второзаконие 6:5 говорит: «и люби Господа, Бога, всем сердцем, и всею душею и всеми силами». И именно эту заповедь должны показать мать и отец в действии, чтобы ребенок усвоил и жил соответственно ей.

  • Протоиереи Александр Кузин и Павел Гумеров пришли к единому мнению: привить чаду любовь к Творцу можно только личным примером. Дети всегда подражают старшим, поэтому будет прекрасно, если они начнут вначале подражать в регулярном чтении Писания или хождению в воскресную школу, ведь это подражание со временем перерастет в горячую веру. Никакие курсы Закона Божия не сделают этого. Любовь к Богу придет тогда, когда чадо станет самостоятельно искать Бога, как и родители.

Важно! Все священство уверенно и единогласно приходят к тому, что любовь к Богу, уважение к Церкви и основы христианской веры можно заложить в растущее поколение только собственным примером.

Если отец понимает, что в поведение сына что-то не так, он не слушается, отказывается идти в храм и всячески бойкотирует старших, необходимо задуматься, правильно ли отец сам поступает, что в отцовской жизни вызвало в сыне такие перемены?

Любовь к Творцу и любовь к своему ребенку — вот залог правильного воспитания.

Как воспитать ребенка христианином: советы семи праведников

В детях мы видим свое продолжение и очень хотим, чтобы они во всех смыслах были лучше своих родителей. Нет большей скорби для отцов и матерей, как неблагополучие детей, их дурной нрав, невоспитанность и плохое поведение. Как воспитать ребенка христианином, достойных преемников? Сегодня ответы на эти вопросы дадут святые отцы Православной Церкви.

«Образ обращения и действия воспитателей по отношению к воспитанникам впоследствии будет служить руководством для воспитанников в обращении и в образе действий их относительно человечества» –

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

«Воспитание начинается еще в утробе матери» (Старец Порфирий Кавсокаливит)

Ребенку в утробе передаются все чувства матери. Родителям необходимо следить за состоянием беременной, окружать ее заботой и любовью, чтобы и она передавала свои положительные эмоции и чувства ребенку. Они остаются с ребенком на всю жизнь.

Мама должна заботиться о своей духовной жизни в период беременности с особым усердием. Ей необходимо молиться, читать псалмы, участвовать в Таинствах. Благодатные Дары Святого Духа женщина всецело разделит с находящимся в утробе плодом.

«Не баловать, а воспитывать в строгости» (Святой праведный Иоанн Кронштадтский)

Святой предостерегает родителей от того, чтобы идти на поводу капризов детей. Отец Иоанн предупреждает, что из-за потакания детским «хотелкам», чада забудут цену родительской любви, станут злыми, и вообще растеряют все высокие нравственные качества.

Потворство «сердечной порче», как святой называет детские капризы, приведет к тому, что дети в более сознательном возрасте обвинят самих родителей в недолжном воспитании.

Праведный Иоанн призывает заниматься не только «воспитанием ума» (то есть получением образования), но и сердца. Воспитание «чистого сердца» ребенка возможно родителем, который сам понял, что это такое. Или хотя бы встал на путь очищения себя от страстей.

«Научить различать добро и зло» (Старец Паисий Святогорец)

Понимание, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается в самом раннем возрасте. К сожалению, традиция последних десятилетий привела к деградации института семьи. Детей – личностей, которым нужно оказать помощь в становлении в этом мире, очень долгое время считают недалекими и неспособными к пониманию мира существами. Это не так. Родившийся ребенок впитывает все вокруг себя, как губка. Именно в этом возрасте ему необходимо объяснить, что такое добро.

Старец не советует всю жизнь нянчиться с детьми. Он убежден, что помощь нужна детям до определенного возраста. Позже им требуется учиться быть самостоятельными. Защитником в трудных ситуациях им станет ангел-хранитель.

Чтобы не потерять уважение и расположение детей, старец призывает родителей быть благочестивыми, то есть соблюдать заповеди и работать над собой. То, что находится внутри у человека, является основой его личности. Дети все чувствуют и видят. Скромная и следящая за духовным здоровьем мать будет примером для детей. Ее дурное поведение, по словам старца, опустошает ребенка.

«У отца – строгость, у матери – снисхождение» (Святитель Феофан Затворник)

Воспитание детей есть многогранный процесс. Мать обязательно должна любить своих детей. Если нет любви, нет и достойного воспитания. Мама всегда воспринимается человеком как оплот снисходительной любви и заботы. Отец, наоборот, любит детей в строгости, действуя на их души отрезвляюще.

Святитель Феофан говорит о необходимости любить своих родителей. Это залог того, что и дети будут относиться к вам с любовью и уважением. Ведь они подсознательно копируют именно ваше поведение.

Чтобы избежать отчуждения детей, необходимо уделять им время. Да, жизнь такова, что мы все время вынуждены чем-то заниматься ради выживания и обеспечения семьи. Но детям недостаточно только «материального» внимания. Они нуждаются в общении с родителями.

«Развращение детей происходит от привязанности родителей к житейскому» (Святитель Иоанн Златоуст)

Детей нужно учить доброму отношению к людям и приветливости. Если застанете детей за обсуждением или осуждением другого человека, нужно найти любой способ увести разговор и переключить его на самого ребенка. Так появится привычка следить в первую очередь за собой и работать над собой.

Обеспокоенность родителями только житейской стороной своей жизни убивает всю тягу к духовному в их детях. Мы уже видим, как в наше время данная проблема стала нормой, так как в редких семьях всерьез разговаривают о Боге, вере и нравственном выборе. А вот обсуждение финансовых, хозяйственных и других приземленных вопросов занимает 100% времени в семьях. Иоанн Златоуст называет родителей, воспитывающих детей в таком ключе, «хуже детоубийц».

Читайте также:
Иеромонах: кто такой в православной церкви, значение, задачи, кто может стать и где служит

Нужно следить и за своим внутренним миром, и за словами, и за поведением. Каждое слово родителей отпечатывается в душах детей. Именно так в них закладывается то, что можно назвать «природой» человека. Родители именно своим поведением, наличием у них добродетелей или страстей формируют будущие склонности детей.

Заложенное достойное воспитание сыновей заложит добрую традицию на поколения вперед. По слову Златоуста, это будет длиться до Пришествия Христова, где заложивший основу получит награду от Спасителя.

«Особенно дитя смотрит почти всегда на своих воспитателей и учителей без анализа, с доверчивостью и усваивает себе на всю жизнь их понятия и правила» (Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Святитель Игнатий в своих трудах о воспитании также уделяет огромное значение влиянию на детей жизненного примера родителей и воспитателей. Только личный пример благочестия и любви может служить на благо воспитанника.

По мнению святителя за серьезные проступки обязательно должно следовать наказание. Безнаказанность способна развращать. Но наказание не в гневе, без оскорбительных слов и ругательств: «Час гнева есть час безумия для всякого разгневавшегося, хотя бы разгневавшийся принадлежал к первейшим мудрецам». Родители должны демонстрировать в своих нотациях только любовь: давать «наказ» о том, чтобы плохие поступки больше не повторялись.

Исправление и осознание ребенком своего поведения должно сопровождаться со стороны родителей немедленным прощением и отменой наказания.

«Молитва о детях – залог успеха воспитания» (Амвросий Отптинский)

XIX век не отличался от нашего времени, и в те годы святой жаловался на проблемы с воспитанием детей. Понимая, что кроме родителей сверстники оказывают влияние на чад, необходимо пользоваться первым и самым действенным христианским оружием – молитвой. Только разговор с Богом, просьбы о благополучии и вразумлении детей могут дать плоды.

Святой говорит о, казалось бы, банальной вещи: воспитании детей в Православной вере. То есть родитель должен быть христианином по образу мыслей и поступков. Тогда он сможет передать нравственные основы веры ребенку. Отношение родителя к Богу закладывает отношение к Создателю и детей. Потребительское, нечестное, корыстное отношение к Господу может привести к религиозному безразличию ребенка в будущем со всеми вытекающими последствиями.

Не стоит выяснять отношений при детях. Для этого стоит иметь выдержку и хладнокровие, а все вопросы обсуждать мужу и жене наедине. Это поможет сохранить восприятие детьми семьи как места любви, взаимопонимания и мира. Обсуждения проблемы от них не утаишь, но это будет для них примером, как уважительно относиться к своей половинке в будущем и строить семейную жизнь.

Вот некоторые советы святых отцов Церкви о том, как стоит воспитывать детей. Готовых рецептов не бывает, но все старцы и праведники сходятся в одном: необходимо показывать детям собственный пример нравственной жизни. Дети видят, как родители молятся, слышат содержание их разговоров, чувствуют атмосферу в доме, слушают Священное Писание и другие книги, если они читаются в семье. Иногда можно услышать о случаях, когда дети индифферентны к вере, несмотря на видимое благочестие родителей.

Детская душа очень тонко воспринимает происходящее. Дети отворачиваются от Церкви, как правило, если чувствуют в чем-то фальш. Родители – последний авторитет, на который ребенок будет опираться в принятии решении о своем отношении к вере. Поэтому за внешним благочестием непременно должен стоять живой, свободный и любящий родительский дух. Если родители ищут Христа в нашем непростом и запутанном мире человеческих страстей, можно с уверенностью сказать, что и их дети обретут в сердце Господа. Будем же молиться о том, чтобы Бог даровал нам и нашим детям сердечной чистоты для принятия Духа Святого и радость полноты жизни.

Защитницей детей в христианском мире издревле считалась Пресвятая Богородица. Молитвы родителей о детях к Владычице неоднократно спасали погибающих, помогали найти путь заблудшим, открывали очи неразумным и помогали попавшим в трудное жизненное положение. Даже если жизнь детей кажется счастливой, они крепки в вере и все у них спорится, им всегда необходима молитва родителей. Обращенное к Богу и Его святым прошение отца или матери – это нескончаемое благословение, нужное нашим детям и для этой, и для будущей жизни.

«Воспитание» – Золотые правила воцерковления.

О ТОМ, КАК ПРАВИЛЬНО ВОЦЕРКОВЛЯТЬ И ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ, МЫ БЕСЕДУЕМ С ПРОТОИЕРЕЕМ НИКОЛАЕМ АГАФОНОВЫМ, НАСТОЯТЕЛЕМ САМАРСКОГО ХРАМА В ЧЕСТЬ СВЯТЫХ ЖЕН МИРОНОСИЦ.

Отец Николай, что, по Вашему мнению, помогает родителям вырастить ребенка в духе Православия?

Прежде всего, молитва и пост. Маленькие дети молятся с удовольствием. Для них в этом есть некий элемент игры, но в своих чистых детских душах они интуитивно уже ощущают серьезность происходящего. Здесь важен личный пример родителей. Ребенок замечает, как мы, родители, относимся к молитве, и впоследствии будет этому следовать. Но для ребенка обычное молитвенное правило можно сократить соответственно его возрасту.

Второе важное условие – посещение храма в воскресные и праздничные дни. Если вы видите, что ребенок устал, то предложите ему посидеть во время службы. Например, в нашем храме дети, когда устанут, садятся на ступеньки амвона или солеи. Можно брать с собой маленький раскладной стульчик. На праздничной всенощной ребенка после помазания можно увести домой. Важно, чтобы ребенок причащался – и чем чаще, тем лучше.

Третье условие – это домашнее чтение Псалтири и житий святых. Псалтирь на церковно-славянском языке вырабатывает в ребенке поэтично-религиозный настрой души, который останется в нем на всю жизнь. Жития святых можно читать ребенку перед сном. Каникулы в школе желательно использовать для паломнических поездок по святым местам.

Но выполнение всех этих условий должно быть лишено хоть малейшего ханжеского оттенка. Во всем должна царить любовь.

Есть мамы, которые крайне редко приходят с грудными детками в храм: боятся простуды, инфекций, кто-то не хочет нарушать режим дня… Что Вы думаете по этому поводу?

Не только мамам, но и тем, кто только готовится стать матерью, я советую как можно чаще приходить в храм и причащаться Святых Таин. Грудных младенцев надо по возможности приносить в храм на причастие каждое воскресенье. Стоять всю Литургию с грудным младенцем не нужно, достаточно прийти в храм незадолго перед причастием. Надо верить, что Господь убережет ребенка от инфекции и в толпе прихожан, а иначе чего стоит наша вера?! Нести в храм грудного младенца надо с твердой верой, что именно это ему необходимей всего на свете. Нести с молитвой. По дороге читайте про себя молитвы наизусть, какие знаете. Идите в храм с чувством праздника на душе, и никакая зараза ни к вам, ни к вашему ребенку не пристанет.

Читайте также:
Сон и православие: верить ли снам или нет, отношение, значение и толкование снов, как правильно спать

Бывает так, что ребенок, достигнув семилетнего возраста, перестает причащаться. Потому что нужно исповедоваться, а он боится – и отказывается. Что Вы посоветуете в такой ситуации?

Эту ситуацию очень просто предупредить. Еще до наступления отрочества подводите чадо к священнику, проводящему в храме исповедь, и просите его благословить малыша на причастие. Ребенок, привыкший подходить перед причастием к священнику на благословение, подойдет к нему и на исповедь. Чтобы ребенок не растерялся на первой исповеди, помогите ему накануне осмыслить грехи, в которых он должен покаяться: поленился что-нибудь сделать, капризничал, не желая ложиться спать, обозвал сестренку и так далее. Грехов у ребенка немного, их можно вместе с ним записать на бумажке. А на исповеди опытный священник и сам сможет разговорить отрока и сделать так, чтобы тот в следующий раз не боялся.

Что делать, если, достигнув подросткового возраста, подросток перестает ходить в храм – или ходит «из-под палки»?

Если ребенок воспитывался с ранних младенческих лет в православном благочестии, то ему не страшен подростковый кризис. Моя супруга воспитывалась в традиционной православной семье, и, по ее свидетельству, у нее не было подростковых проблем. Подростковый кризис – всегда симптом нездоровой семейной обстановки (неполная семья, недостаток внимания, скандалы между родителями, несдержанность родителей по отношению к детям и т. д. и т. п.). Но хочу успокоить родителей, у которых ребенок переживает подобный кризис и перестает ходить в храм. Окончательно для Церкви ваше чадо не потеряно. Пройдет какое-то время, и поверьте мне, ваш сын или дочь вернется в храм. Заложенное в раннем детстве никуда не исчезает, оно остается на всю жизнь и рано или поздно проявляется с новой силой. Не давите на ребенка и не скандальте. Лучше усильте свои молитвы за него и верьте всем сердцем, что придет время, и вы услышите: «Прости, мама, я был не прав. А теперь, когда у меня самого дети, я поистине оценил твои молитвы обо мне. Спасибо тебе, мамочка». Вот тогда вы вспомните, что не зря читали «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся. », кормя сына или дочь грудью. Не зря стояли на коленках у детской кроватки и клали поклоны перед иконами с зажженной лампадкой.

А если мама не стояла перед иконами, когда ребенок был маленьким? Ведь сегодня часто можно наблюдать за развитием такой ситуации: родители воцерковились только к моменту, когда их ребенок достиг относительной взрослости и на всё имеет «свою точку зрения», которая не совпадает с родительской. Родители (или мать) ходят в храм, постятся и читают дома молитвенные правила, а он – нет. Хотя бы по той причине, что не приучен к этому с рождения. Что делать?

Случай трудный, но «невозможное человеку, возможно Богу». Каждый случай индивидуален и универсального совета здесь нет. Хотя, все же один универсальный совет, пожалуй, есть: это родительская молитва, которая у Бога не остается без ответа. Не ждите его сразу. Первое, что должен увидеть ребенок в родителях-неофитах, так это то, что они изменились к лучшему. Родители должны искренне попросить у ребенка прощения за то, что воспитывали его без Бога и Церкви. Но теперь, когда он уже сам почти взрослый и может судить о жизни, они не будут его принуждать к вере, а лишь надеяться что он поймет их и будет вместе с ними разделять труды будней и радости православных праздников. В воскресный день родители уже не будут заниматься суетными делами по дому, а пойдут гулять с детьми на природу. Научатся разговаривать со своим ребенком, не унижая его. Да и вообще много всего, о чем должны подумать неофиты – и изменить в своей жизни.

Если религиозное воспитание не привито ребенку с грудного возраста, то не надо ставить перед собой задачу как можно скорее впихнуть в ребенка православный образ жизни. Мудрая народная поговорка гласит: «Воспитывай ребенка, пока он лежит поперек лавки; коли ляжет вдоль, будет поздно». Если вы решились воспитать ребенка в православных традициях, а он уже отрок, не приученный к храму и молитвам, надо быть осторожным и действовать больше собственным примером. Будет хорошо, если вы подружите своего ребенка с уже воцерковленными сверстниками.

Жизнь, наполненная смыслом православного исповедования, должна стать интересней, насыщенней и целеустремленней. Такая жизнь не может не понравиться ребенку, и он, сам не замечая того, будет проникаться светом, исходящим от его родителей. Всё это возможно только при одном условии – родители сами должны гореть светом Христовой Истины.

Как уберечь школьника от пагубного влияния «модных тенденций», сделать его независимым от них?

Так называемый «гипноз ходячих общественных мнений», облекаемый в «модные тенденции», имеет огромное воздействие не только на детей, но и на взрослых. Плыть по течению гораздо легче, чем против. Идти по пути наименьшего сопротивления – удел большинства, толпы. Пагубное влияние, распространяемое через телевидение, поп-культуру, окружающую ребенка среду общения, невозможно полностью физически нейтрализовать из жизни ребенка. Для этого надо уехать на необитаемый остров. Но если у вас нет своего острова, то это пагубное влияние вполне можно ограничить. При этом взрослым надо ограничить в первую очередь себя. Не торчать часами перед телевизором. Самим выбирать для ребенка телепередачи (домашняя цензура), использовать видеоплееры для семейного просмотра добрых мультфильмов или хороших детских художественных фильмов. Всё это полезно, но не так действенно, как если вы в душе ребенка создадите заслон к пагубному влиянию. Прививать ребенку иммунитет к пошлости надо с рождения, развитием у него вкуса к прекрасному: литературе, музыке, живописи. Подвижные игры на воздухе, походы в музеи и парки, чтение хороших добрых книг в семейном кругу – вот что может противостоять пошлому влиянию.

Читайте также:
Заказ псалтиря и поминовений онлайн: можно ли заказать по интернету и где это сделать

Какие книги Вы посоветуете включить в круг детского чтения?

В раннем детстве это сказки – русские и зарубежные. Особое внимание следует уделить сказкам Андерсена. В отрочестве необходимо прочитать приключенческую классику: Стивенсона, Жюля Верна, Майн Рида, Джека Лондона. Эти книги в юношах воспитывают тягу к добру, справедливости, дружбе, благородству, взаимовыручке и другим добрым чувствам. Конечно, в круг чтения обязательно должна входить русская классика – с самого раннего детства и на всю жизнь. Не надо забывать также о том, что есть много хороших книг советского периода. Например, «Два капитана» Вениамина Каверина. Список можно продолжать. Сейчас для молодежи много хороших книг можно найти в церковных лавках. Любая хорошая, добрая книга – это противоядие от тлетворного влияния бездуховной культуры современности.

Батюшка, и всё же… Телевизор, игровые приставки, интернет – что и на каких условиях может быть позволено?

Всё это может быть позволено при условии четкого распорядка дня. Подъем, молитва, зарядка, завтрак, школа, обед, уроки и так далее. В этом распорядке дня с учетом возраста после выполнения домашнего задания полчаса (час) можно выделить на просмотр телевизора. В другой день это время можно уделить компьютеру. На третий день – интернету. Но никак не сидеть перед компьютером или телевизором вместо прогулки, это уже очень плохо. Составление расписания может проходить на семейном совете при участии самого ребенка. В этом случае ему становится понятно, что вы ему не запрещаете любимые «радости», а просто всё приводите в разумное русло. При таком подходе у ребенка вырабатывается самодисциплина, да и вообще серьезное отношение ко времени.

Нужно ли категорически запрещать слушать музыку, пропагандирующую насилие и непристойное поведение? И какую музыку детям слушать можно – и полезно?

Запрещай, не запрещай, всё равно слушать будут. Почти у всех сегодня есть телефоны и наушники, любые группы и исполнители – в свободном доступе. Но, повторяю, если ребенку с младенчества привит вкус к классической музыке, поп-музыка уже не будет его так сильно интересовать. Хорошую музыку ребенок должен начать слушать еще раньше, чем научится ходить и говорить, сейчас для этого есть все условия.

Музыкальное воспитание – это такой аспект, который родителям нельзя оставлять без внимания. Влияние музыки на душу человека очень велико. Приведу такой пример. После концерта классической музыки, прослушанного в консерватории, люди выходят умиротворенные. А после рок-концертов молодежь ломает вагоны и разбивает скамейки. В одном случае воодушевление, в другом агрессия.

Батюшка, а как можно оградить ребенка от «дурного влияния» со стороны сверстников? И как научить ребенка выбирать себе достойных друзей?

Научить невозможно. Приятельские отношения, возникающие у ребенка в школе и во дворе, нормальное явление. Но близких друзей всегда не так много. Один, редко два. Часто сходятся дети с противоположными характерами. Один тихоня, другой неугомонный шалун. Главное, не запрещайте ребенку приводить друга к себе домой. Пусть будут чаще у вас на глазах, тогда сможете увидеть то, от чего следует ребенка вовремя оградить или предупредить.

Что делать, если на ребенка негативно влияют невоцерковленные родственники? Нередко родные бабушки и дедушки говорят внукам вещи, которые можно рассматривать как, мягко говоря, «опасные заблуждения», либо прилюдно жалеют «деточек, которых по церквям затаскали».

С такой бабушкой нужно поговорить по душам. Если умная, поймет. А нет, так можно и жестко заявить свое неприятие ее родственной политики, пригрозить лишить общения с внуком. Ничто не действует на ребенка так негативно, как разногласия в ближайшем его окружении взрослых. Большинство любящих родственников это поймут, а значит – появится надежда на мирное сосуществование. Сохранение мира – важная задача православной семьи.

В связи с этим нельзя не задать такой вопрос: как научить деток в одной семье – братиков и сестренок – дружить и не ссориться, да еще таким образом, чтобы при этом младшие слушались старших?

Ссориться всё равно будут, как ни старайся. Надо научить их мириться после ссор и просить у родителей и друг у друга прощения. Очень важно объяснить – так, чтобы поняли даже малыши, что, не примирившись со своим братиком и не попросив у него прощения, нельзя причащаться. Родители и сами должны подавать детям пример. Рассердились ли сверх меры, прикрикнули в сердцах, сказали грубое слово – попросите у малыша прощения. И он обязательно научится сам просить прощения за свои проступки.

Чтобы младшие слушались старших, надо поддерживать в семье иерархический принцип. Приоритет всегда и во всем – старшим, но и спрос прежде всего с них. Старшие должны чувствовать ответственность за младших и во всем им помогать.

Отец Николай, как нужно воспитывать старших детей, чтобы им можно было доверить заботу о младших?

В большой семье это происходит как-то само собой. Просто почаще поручайте ребенку что-нибудь сделать для младшего. Понянчить его. Погулять с ним во дворе. Покормить его и так далее.

Какие черты характера следует в первую очередь формировать у мальчиков, и какие – у девочек?

У мальчиков – мужество и самостоятельность. У девочек – скромность и рассудительность. У тех и других – доброту и терпение.

Беседовала Дарья Коробейник

Душа ребенка должна научиться воспринимать сквозь весь земной шум и сквозь всю не иссякающую пошлости повседневной жизни священные следы и таинственные уроки Всевышнего; воспринимать их и следовать им; чтобы, внемля им, всю жизнь обновляться духом ума своего (Еф. 4, 23). Духовно живой человек всегда внемлет Духу – и в событиях дня, и в невиданной грозе, и в мучительном недуге, и. в крушении народа. Вняв, отзывается не пассивно-созерцательным пиетизмом, но и сердцем, и волей, и делом. Итак, самое важное в воспитании – это духовно пробудить ребенка и указать ему перед лицом грядущих трудностей, а может быть, уже подстерегающих его опасностей и искушений жизни – источник силы и утешения в его собственной душе.

Читайте также:
Поручи священника: что это такое, история и описание, значение в православии

Иван Александрович Ильин

В нежнейшую эпоху своей жизни ребенок должен привыкнуть к семье – к любви, а не к ненависти и зависти; к спокойному мужеству и самодисциплине, а не к страху, унижению, доносам и предательству. Ибо воистину – мир можно пересоздать, перевоспитать из детской, но в детской же можно его и погубить. Духовная атмосфера здоровой семьи призвана привить ребенку потребность в чистой любви, склонность к мужественной искренности и способность к спокойной и достойной дисциплине.

Иван Александрович Ильин

Есть особое искусство правдивости и искренности, которое нередко требует от человека больших совестных напряжений внутри и большого такта в обхождении с людьми; и, сверх того, всегда – мужества. Это искусство дается нелегко; но в здоровых и счастливых семьях оно процветает всегда.

Как говорить с детьми о Боге: пять ошибок родителей

Как говорить с детьми о Боге: пять ошибок родителей

Дети верующих родителей часто задают своим мамам и папам вопросы о вере. Но далеко не всегда родители правильно на такие вопросы реагируют — причем речь не только о содержании их ответов, но и вообще об отношении к подобным вопросам. Какие ошибки наиболее типичны и как их избежать, рассказывает протоиерей Андрей Близнюк, законоучитель в Свято-Петровской школе (Москва).

Нехватка времени на ответы, недооценка важности вопросов

Это касается не только ответов на вопросы о вере — современным родителям вообще катастрофически не хватает времени на общение с детьми. Есть социологические исследования, согласно которым современный родитель общается с ребенком примерно десять минут в день, причем большая часть этого времени тратится не на разговоры по душам, а на повседневную рутину: «покажи дневник», «почисти зубы», «уроки сделал?».

Поэтому детям приходится искать ответы на свои вопросы у посторонних людей, которые могут не обладать педагогическими навыками, не иметь подлинных знаний и даже не всегда желать нашим детям добра. И не стоит тешить себя иллюзиями, будто достаточно раз в неделю поговорить с ребенком, прочитать ему нотацию и рассказать, что такое хорошо и что такое плохо. Нет, недостаточно! Ребенок нуждается в каждодневном внимании к нему и в каждодневном ответе на его вопросы.

Увы, на практике бывает иначе. Родители говорят: «Потом скажу», «Ты еще мал, не поймешь», «Спроси об этом на исповеди у духовника». И вот приходит ребенок на исповедь, а там стоит 70 исповедников и батюшка перед причастием вышел из алтаря поисповедовать. Естественно, он не ответит — ему некогда.

Вот потому и бывает, что даже в верующих, воцерковленных семьях вырастают дети, которые, уже закончив школу, понятия не имеют о воскресении мертвых и жизни будущего века, а знают только о загробной жизни души. Или, например, ребенок-пятиклассник из очень церковной семьи задает вопрос: «А где находятся кости Иисуса Христа?» Или дети не знают, что вообще значит имя Иисус. Таких примеров я могу привести множество. А причина — родители не беседуют с детьми на духовные темы.

Между тем родителям нужно с самого начала понимать, что детские вопросы — любые, не только о вере! — это очень серьезно, очень важно, отвечать на них совершенно необходимо. Нет времени? Значит, надо что-то изменить в своем жизненном распорядке, выкроить это время.

Более того: к ответам на детские вопросы нужно очень серьезно готовиться. Лучше всего даже делать это заранее — пообщаться с другими родителями, с духовником, почитать православные ресурсы, посвященные этой теме — например, интернет-журнал «Батя», который, кстати, могу рекомендовать одиноким матерям, воспитывающим сыновей. Ведь такой маме трудно бывает отвечать на мужские вопросы, тут уж приходится привлекать взрослых мужчин — будь это духовник, школьный учитель, родственник. Но и самой нужно знать, что отвечать мальчику, чтобы он развивал свою мужественность.

Но может быть и так, что вы услышали от ребенка вопрос, на который затрудняетесь ответить сходу. В таком случае надо честно сказать: «Я сейчас ответить не смогу, но я подумаю, поищу ответ и обязательно тебе скажу». Естественно, обещание свое надо сдержать, причем сделать это как можно быстрее. Если вернуться к разговору через полгода, у ребенка уже отложится в сознании, что он спросил и ему не ответили.

И, конечно, нельзя все детские вопросы о вере спихивать на духовника или на учителя в православной школе. Делая это, вы тем самым демонстрируете ребенку, что духовная сфера вам чужда, что христианское вероучение вы не знаете, что ваша принадлежность к Церкви чисто внешняя, формальная. Постоянно отмахиваться «спроси у духовника» — значит, внушить ребенку уверенность, что вам ответить нечего.

Но бывают, конечно, такие вопросы, когда ребенку можно сказать: спроси об этом еще и у духовника. Мнение духовника — это очень важно, и надо, чтобы в семье знали, что ребенок спросил и что ему ответили. Поэтому я, как духовник, стараюсь делиться с родителями детскими вопросами. Чтобы дети задавали серьезные вопросы, я на своих уроках отвожу специальное время. Включаю музыку и терпеливо жду. Такие вопросы мне позволяют построить интересный урок.

А чтобы их лучше запомнить, я завел в классе ящичек, куда дети кладут записки с вопросами. Они, конечно, и устно спрашивают, но мне важно, чтобы вопросы остались зафиксированными. Я изучаю динамику вопросов за последние годы, обнаруживаю некоторые тенденции, рассказываю об этом родителям наших учеников.

Возмущение неподобающей формой вопроса

Это тоже случается довольно часто: ребенок задает вопрос, облекая его в такие слова, которые родителям кажутся недостаточно благочестивыми или какими-то чересчур наивными, если не сказать идиотскими. Например: «а в раю будет гигантская клубника?», «а можно ли покрестить нашу кошку?», «а у Иисуса Христа была жена?» и так далее. «Да как ты смеешь такое произносить?!», «Да как у тебя язык повернулся такое сказать?!» — негодуют родители. А в результате у ребенка возникает недоверие к ним, он боится их спрашивать, чтобы не нарваться на упреки.

Доверительные отношения с ребенком — это самое главное, что родители должны беречь, взращивать и развивать. Ребенок должен всегда знать, что о чем бы он ни спросил, его не опозорят, а поддержат.

Читайте также:
Почему Бог не дает детей: ответы и советы священников, как просить Господа о ребенке

Отказ отвечать на вопросы, продиктованные праздным любопытством

Иногда родители чувствуют, что ребенок, задавая свой вопрос, не очень-то заинтересован в ответе, спрашивает «просто так» — и поэтому отказываются отвечать. Может быть, отказываются в корректной форме, без упреков, может быть, как-то отшучиваются — но так или иначе не поддерживают разговор.

Между тем это серьезная педагогическая ошибка. Даже если вопрос вызван пустым любопытством — все равно для родителей это сигнал, что ребенок испытывает дефицит общения. Вцепившись в родителей, видя их глаза, он начинает спрашивать просто что в голову придет. Но такие «праздные вопросы» могут быть лишь прелюдией к настоящему разговору.

Такими вопросами ребенок, возможно, проверяет вас: а вы вообще его слышите? И если мы отфутболим его с «пустым» вопросом, он не задаст и тот настоящий, волнующий его вопрос, который по каким-то причинам сразу задать не может: стесняется, боится. Поэтому родители должны отвечать даже и на пустой вопрос, размышляя при этом, а что будет дальше? Куда повернется разговор?

Приведу пример из одной книги.

Ребенок увидел в подъезде кошку, захотел ее погладить, а папа против:

— Не гладь, у нее блохи!

— А откуда у нее блохи? — спрашивает ребенок.

— От другой кошки.

И папа терпеливо объясняет:

— Та кошка заразилась от кошки из другого подъезда, и так до бесконечности!

И тут ребенок говорит:

— Папа, а ведь бесконечными могут быть только цифры!

И папа понимает, что ребенок-то у него философ! Кошка — лишь повод к разговору, ребенку интересна жизнь, ребенок уже знает, что есть бесконечность цифр, но нет бесконечности кошек.

Детские психологи говорят, что самые интересные, самые глубокие вопросы дети задают в возрасте до 13 лет. А после взрослые «отфутболивания» и общественные стереотипы приземляют ребенка, гасят в нем философские интересы. Ребенок становится «как все» — не высовывается, боится насмешек, оберегает границы своего личностного пространства. Вот поэтому маленьким детям нужно отвечать на их даже самые странные вопросы. А вопросы эти, при всей внешней наивности, могут оказаться невероятно глубокими.

Приведу примеры из своей семейной жизни. Когда одной из моих дочерей было пять лет, она осознала, что все люди смертны, что это неизбежно — и заплакала. Я стал ее утешать, рассказал о Царствии Небесном, о Боге и вечной жизни. Она успокоилась немножко, и потом, уже засыпая, сказала: «Папа, я по тебе скучать буду, когда ты умрешь!» Я вновь начал ее утешать, а она вдруг и спрашивает: «Папа, а ты меня узнаешь в раю?»

Этот детский вопрос на самом деле невероятно глубокий и духовный. Ведь тут, в земной жизни, человек зачастую видит лишь внешнее, а то, что хранится внутри, то есть души даже близких людей, для него закрыты, и потому уже там, за пределами земного бытия, он эти души просто не узнает, пройдет мимо, они так и останутся для него неразгаданной тайной. Узнают друг друга лишь те, кто еще при жизни срослись душами, сроднились. Пятилетний ребенок еще не может, конечно, выразить это по-взрослому, но он вполне способен это чувствовать.

Другой пример, с другой дочкой. Ей тогда, кажется, еще четырех лет не было — и перед сном она спрашивает: «Папа, а у меня в животике есть маленький?» Я опешил, отвечаю: «Да что ты, доченька, спи давай!» А она, не удовлетворившись моим ответом, спрашивает: «Ну, может, как зернышко?» Я как-то растерялся: ну не рассказывать же такой малышке о детородной системе! Пробормотал что-то вроде «Ну, потом поговорим…» А она как-то так вздохнула: «Жаль… Я бы Тёмой назвала».

И вот тут понимаешь, что просто не готов к такому разговору, не готов к тому, что ребенок уже в таком возрасте может так глубоко думать и чувствовать, что в нем уже пробуждается материнство, и ему нельзя уже просто сказать «Вырастешь — расскажу», надо заранее готовить ответы.

Одноразовый ответ

Когда ребенок спросил и вы ответили — это еще не значит, что тема закрыта. Ребенок получил ответ от вас — но это только начало разговора. Важно, чтобы на этот же вопрос он получил ответ и от других людей. Если ребенок задал вопрос маме — ей нужно потом обязательно рассказать об этом папе: вот, мол, он это спросил, а я так ему ответила. Очень хорошо, если папа подойдет к ребенку и скажет: «Знаешь, мама рассказала мне, какой вопрос ты ей задал. Это очень хорошо, что ты так глубоко мыслишь! А я со своей стороны мог бы ответить тебе так…»

То есть важно, чтобы у ребенка было объемное восприятие мира, а не плоское, однообразное. Ведь мужчины и женщины немножко по-разному мыслят, и рассказывать будут по-разному, а в результате получится стереоэффект.

Кроме того, даже если кроме вас на этот вопрос ребенку никто отвечать не будет, хорошо бы спустя какое-то время, когда ребенок станет постарше, к этому разговору вернуться, показать ему какие-то другие грани проблемы, которые ранее могли быть ему недоступны.

Это, конечно, в первую очередь касается мировоззренческих или богословских вопросов вроде «откуда в мире столько зла?», «почему в Библии ничего не сказано про динозавров?», «почему Бог не мешает злым людям обижать добрых людей?» и так далее. Такие вопросы никогда нельзя исчерпать полностью, чем старше становится ребенок, тем более глубокий ответ он способен воспринять.

Ну и, конечно, если родители ответили сходу — и чувствуют, что не очень разбираются в этой теме, что их ответ был слишком приблизительным, им нужно глубже в это вникнуть, почитать какую-то литературу, спросить у знающих людей — и как можно скорее поговорить об этом с ребенком вновь, дополнить свой ответ.

Переоценка своих познаний

Бывает, однако же, и так, что родители непоколебимо уверены, что уж они-то все о Православии знают и на любой вопрос могут ответить безошибочно. Отвечают детям сходу — и отвечают неправильно, их ответы не соответствуют церковной традиции. Отвечают, основываясь на каких-то стереотипах, бытующих в околоцерковной среде, на каких-то слухах, бездумно повторяют чьи-то слова.

Читайте также:
Слово "Аллилуйя" в православии: определение и значение, история и происхождение, особенности употребления

Особенно часто это бывает с вопросами церковной жизни, стоящими сейчас особенно остро, будоражащими общественное сознание. Например, что считать ересью? Ересь ли экуменизм? И родители, которые борются с этой ересью на просторах интернета, соответствующе и отвечают своим детям, не доверяясь мнению священников.

Между тем очень важно, чтобы ребенок понимал: у него есть семья, но есть и храм, есть и духовник, есть и приходская община, и не надо замыкаться (в том числе и со своими вопросами) только в границах семьи. Естественно, я имею в виду ситуацию, когда внимательный духовник, здоровая община (а таких все больше).

Если же родители замыкают ребенка на себя, то когда он вырастает, когда ему исполняется 14-15 лет, когда родительский авторитет падает — он остается со своими вопросами один на один. Родителей он уже не спрашивает — не доверяет, а больше рядом никого нет.

Золотые принципы духовного воспитания подростков

Духовное воспитание подростков играет важнейшую роль для родителей, мечтающих передать христианские принципы своим детям. Мы представляем вашему вниманию конспект семинара для родителей подростков, призванного помочь родителям в воспитании их детей. Мы особенно хотим благодарить киевскую церковь за подготовку этих материалов.

Самостоятельность и здоровые границы подростка

За последнее десятилетие в мире увеличилось количество подростков, которые находятся в состоянии депрессии, которые склонны к насилию. Несколько десятилетий назад в социуме не было такого понятия, как «подростковый возраст». От детей ожидалось, что они будут ответственными, будут вести себя хорошо сами и во многих случаях даже будут помогать материально поддерживать свою семью, как делали наши деды и прадеды. Поэтому почти во всех культурах переход от детства к взрослому возрасту происходил в 12-13 лет. Но законы о запрете использования детского труда и об обязательном среднем образовании изменили эту ситуацию. Период детства был продлен в 20 веке до 18 лет.

Взрослые достаточно лениво отреагировали на то, что дети в общем-то по большей мере с 13 до 18 лет предоставлены досугу. Вместо того, чтобы развивать детей и помогать им в этот период становиться взрослыми, дети росли склонными к плохим привычкам и со-зависимости. Как последствие — по сравнению со своими прабабушками и прадедушками — многие сегодняшние подростки являются эмоциональными младенцами — безответственные, эгоистичные, и подверженные риску неокрепшие личности. И таким образом подростковый возраст — это возраст исключительной эмоциональной уязвимости. Перед нами, как перед христианами, стоит задача, которая выходит за рамки обычного воспитания детей, — нам нужно научить их духовным ценностям. В этом пути нам необходимо полагаться на Бога. Отдельной большой темой для разговора является удовлетворение потребности наших детей в духовных ценностях и духовном обществе. В этот раз мы хотим поднять тему удовлетворения потребности детей в границах и самостоятельности, уместной по мере их взросления. Этот материал будет полезен как родителям подростков, так и родителям младших детей.

Факторы риска отсутствия духовного воспитания подростка

  1. Слабая политика наказания и способы наказания. — Иными словами — отсутствие воспитания в подростках здоровых границ. За нарушение которых есть неотвратимые последствия. Это учит их духовному правилу, выраженному в послании к Галатам 6:9 «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет». В связи с этим подростки не только не послушны, им также не хватает ответственности (например в заботе о доме). К тому же в некоторых семьях родители и другие ответственные родственники защищают детей от отчетности и последствий.
  2. Климат морального релятивизма, который рекламируется средствами массовой информации. В этом мире бытует очень неопределенное отношение к сексу. В связи с чем дети вступают в подростковые годы без четкого понимания правильного и неправильного. Большинство школьников также считает, что в определенных обстоятельствах списывание — это нормально, и что вранье — это нормально.
  3. Масса влияния и искушений вне-семейного происхождения — такого раньше просто не было! Сериалы, где подростки нагло ведут себя с родителями, пренебрегая ими. Фильмы, где широко употребляют наркотики.

Недостаточное количества дисциплины, отсутствие твердого понимания, что хорошо и что плохо, и в разы больше искушений — вот реальность жизни сегодняшнего подростка.

Мы, родители, часто отправляем детей в этот период их жизни без достаточной защиты, и они обречены на неуверенность. Эта неуверенность в свою очередь приводит к закономерной реакции — беги или нападай.

Советы родителям о духовном воспитании подростков

Вот что нам нужно понимать, как советует автор книги «Teen-Proofing» Джон Розмонд — опытный семейный консультант из США:

  1. Подростки понимают, что взрослые воспринимают их серьезно, но не понимают, что взрослые воспринимают их СЛИШКОМ серьезно. И ведь так и есть: все, что они делают — для нас «большое дело».
  2. Чем более серьезно мы воспринимаем подростков и их поступки, тем более серьезно они себя воспринимают.
  3. Чем более серьезно они воспринимают себя — тем больше они убеждены, что их отношения с родителями — это война, в которой нужно победить любой ценой.
  4. Чем более серьезно мы воспринимаем подростков — тем больше мы убеждены, что наши с ними отношения — это война, в которой нам нужно победить любой ценой.
  5. Хотя периодических конфликтов между родителями и детьми не избежать, но мы можем избежать войны.
  6. Цена войны между подростками и родителями очень велика, и платят её именно подростки. Почему? Потому что родители для того, чтобы выиграть делают поступки, которые неизбежно ведут их к поражению. Подростки же, чтобы выиграть войну с нами, делают то, что их разрушает.
  7. Мы не можем ожидать, что подросток поймет цену этой войны, но как взрослые люди мы должны эту цену понимать. Следовательно, будут ли отношения подростка и родителя войной или нет — зависит от родителей.

Воспитывая своих детей-подростков, мы — как минимум! — хотим защитить подростка, чтобы он:

  1. НЕ стал скрытным и необщительным
  2. НЕ стал невыносимо непримиримым и непристойным
  3. НЕ связался с плохой компанией
  4. НЕ использован наркотики/алкоголь, занимался сексом или убежал из дома
  5. НЕ думал о самоубийстве и НЕ предпринимал попытки самоубийства.

И конечно же мы хотим всячески способствовать тому, чтобы он построил настоящие отношения с Богом, стал христианином и дошел до небес.

Читайте также:
Шестиконечная звезда в православии: значение, история и особенности

Принципы воспитания подростков

Вы уже уделили время тому, чтобы читать эту статью. Вы сидите здесь и учитесь, хотя могли бы заниматься чем-то другим. И если вы усвоите то, о чем мы с вами будем сегодня говорить, то ваши годы с подростком будут более гладкими, чем они бы были в противном случае. Если вы к тому же ищите специальную литературу о духовном воспитании подростков и читаете ее, а также ищете влияния от других родителей в своей жизни, то вы — ответственный родитель.

Подростки могут совершать плохие поступки (даже те, о которых вы никогда не узнаете) и все равно вырасти и быть в порядке. Делали ли вы в своей жизни что-то плохое в подростковые годы, о чем родители не знали?

Есть большая вероятность, что даже подросток из хорошей семьи, где его учили важным ценностям, периодически сделает что-то из ряда вон. Это рано или поздно скорее всего случится. Так что сам факт того, что подросток делает что-то реально плохое, не значит, что родители не выполняли свою роль или выполняли её плохо.

Большинство из вас выросли и стали ответственными членами общества и христианами. То есть тот факт, что подросток совершил плохой поступок или поступки, не означает, что он вырастет плохим человеком.

Большинство подростков, которые сделали что-то на самом деле плохое, со временем, если не сразу тут же начинают жалеть об этом, даже если их родители не узнают об этом. Так что если у подростка в принципе есть ценности, и он сделает что-то на самом деле плохое, скорее всего, что он будет чувствовать муки совести об этом и извлечет урок, даже если его никогда на этом не поймают. Другими словами — подростку с хорошо развитой совестью на самом деле ничего не сходит с рук.

Конечно, тот факт, что родители нервничают, исполняются страхом, гневом, находятся в смятении — не мешают подросткам поступать плохо. Но чем это опасно? Эта смесь эмоций мешает родителям действовать эффективно тогда, когда им нужно действовать.

Для того, чтобы правильно отреагировать, когда твой подросток делает что-то ужасное, нужно умудряться сохранять хладнокровие. Но это совершенно невозможно, когда вы убеждены в том, что все, что ребенок ваш делает — это отражение вас. Для родителей подростков источником эмоционального выживания должны стать слова Притчей 22:15 — Глупость привязалась к сердцу юноши… И в наши времена пик глупости обычно приходится на подростковые годы. Если до сих пор все было хорошо, то глупость вашего юноши наверняка проявится рано или поздно. Так же как и ваша проявилась в свое время.

Вы не единственная сила, влияющая на жизнь вашего ребенка! Это наверное звучит как очевидная истина, но родители детей очень быстро теряют её из виду и в результате, чувствуют очень много вины. Слишком много вины за действия своих детей. Чтобы защитить себя от этой вины, они предпринимают отчаянные попытки передать вину кому-то другому или чему-то другому — учителю, другу или подружке, бабушке и дедушке, телевизору, генам, аллергии и т.п. И в итоге родители парализованы. Почему? Ошибка в том, что они почему-то не в состоянии приписать ответственность за поступки подростка самому подростку. В итоге дети продолжают вести себя по-прежнему плохо и это усугубляется.

На самом деле поведение подростков является результатом сочетания влияния трех сил: врожденного темперамента, воспитания и окружения подростка.

Врожденный темперамент или личность подростка

Это каждый признает. И родитель не может изменить врожденных свойств личности своего ребенка. Многие из нас пытались — не выходит. Однако родители могут подвергнуть эту личность воспитанию! Конечно они не смогут сделать из застенчивого ребенка — сверх-общительного, или из склонного к задумчивой печали — в того, кто сияет от радости каждую минуту, а того, кто легко расстраивается — в того, кто просто будет принимать как данность удары судьбы и проявлять постоянную упругость. Не поймите неправильно. Застенчивый ребенок может со временем вырасти и стать общительным взрослым, но не из-за усилий его родителей. Фактически в этих случаях, чем меньше усилий со стороны родителей, тем лучше! И более того — такой общительный взрослый признается вам: в глубине души я на самом деле очень застенчивый человек. Другими словами поведение может победить личность, но личность по прежнему там же, где и была!

Воспитание подростка

Это единственная переменная, которую родители могут контролировать сами. Но опять же — в то время, как родители очень влиятельны в младенчестве, раннем детстве и детстве — к подростковым годам ребенка их влияние снижается и снижается значительно. К этому времени доминантой становится третья сила.

Другие источники влияния на подростка

Сюда же — опыт приобретенный вне семьи, другие взрослые и сверстники — особенно сверстники! Дети, как и взрослые хотят одобрения! Когда они маленькие — они хотят одобрения от родителей. Когда они взрослеют, они все больше и больше нуждаются в одобрении от сверстником. Ничего нового.

Врожденные свойства личности и родители полностью контролируют влияние в детстве. В раннем детстве и в детстве — влияние сверстников усиливается, а к тому времени, когда ребенок становится подростком — сверстники рулят! Не то чтобы родители не имеют никакого влияния на подростка, но их влияние слабее, чем влияние группы сверстников, поэтому очень важно, чтобы родители использовали свое влияние прежде, чем ребенок станет подростком.

Вы можете делать правильные вещи, и что-то все равно пойдет не так!

Ребенок поступает плохо не потому, что его родители сделали ошибки. Вы, как родители, можете проложить ребенку верный путь и даже пройти с ним рука об руку в начале этого пути — спасибо Богу за мудрость в том, чтобы не вести их за руку всю их жизнь! Потом — это полностью выбор ребенка. Когда у подростка будет возможность, он сделает свой выбор. Выбор, за который он полностью отвечает. Нам всем известны пример какого-то человека, который вырос в ужасной семье, но стал замечательным взрослым, ответственным членом общества и достойным человеком и христианином. Также нам извествен хоть один, чьи родители воспитывали его, но когда он подрос, он сделал свой выбор и упал в яму, из которой к сожалению не выбрался до сих пор.

Читайте также:
Алексеево-Акатов монастырь: история и адрес, описание, святыни и праздники, храмы

Такая идея, что если вы воспитывали ребенка хорошо, то в подростковые годы у него все пройдет гладенько — это абсурд. Это не только предполагает, что родители всемогущие, но также что ребенок не несет никакой ответственности за содержание отношений между родителем и подростком. Это бред, это все равно, что сказать, что подчиненный не несет ответственности за отношения начальник/подчиненный. Но обе идеи достаточно близки. Ребенок — не кукла в руках родителей, также как и подчиненный в руках начальника. Человеческий ребенок — он самостоятельное существо. Иными словами — он будет жить по своему уму. Так как он человек — он несовершенен, теологически говоря — греховен. Он греховен/не совершенен не из-за своих родителей (хотя они несомненно оказывают влияние и могут сделать все еще хуже), скорее он несовершенен, потому что — человек. По этим причинам ребенок способен даже в ранние годы на то, что не отражает либо мало отражает то, насколько плохо его воспитывали родители. Воспитание — это не высекание скульптуры в камне. Это управление. Менеджмент. Фокус — управлять своим ребенком в направлении функциональных решений, и при этом постоянно осознавать тот факт, что у него есть полная свобода (не право, но именно свобода) отойти от вас по тангенсу — или по незнанию или по своему замыслу.

Так что, хотя мы стараемся быть достаточно хорошими родителями, что-то может пойти не так. Когда мы решаем, что все, что ребенок делает зависит от нас — то мы подставляем себя под а) Синдром Бога Всемогущего, и б) неизменно большое падение. Бог Всемогущий не создал детей, которые были неспособны не-слушаться. Если вы думаете, что вы можете воспитать так хорошо, что это предотвратит ребенка от какого-то безумного поступка, то назревает вопрос: «Вы думаете, что вы — кто?»

Выводы:

Вы — ответственный родитель, если вы совершаете ответственные шаги, ищете нужную информацию и учитесь! Ваш подросток может сделать что-то плохое, и все равно вырасти хорошим и стать христианином в последствии. Вы не единственная сила в жизни подростка! Вы можете поступать правильно, и все равно что-то может пойти не так.

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши “ctrl” + “enter”.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

СЕМЬ ПРАВИЛ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ УЧЕНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

1. Учите детей личным примером. Он во сто крат сильнее назидательных слов и поучений. «Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности (родителей) к житейскому». (Иоанн Златоуст)

2. Не балуйте детей, воспитывайте их в скромной обстановке с твёрдым укладом. «Кто хочет рачительно воспитать детей своих, воспитывает их в великой строгости и трудных занятиях, чтобы, отличившись и в науках, и поведении, могли они со временем получить плоды трудов своих». (Преподобный Нил Синайский)

3. Не стройте воспитание на запретах, давайте детям свободу выбора (например, из двух приемлемых вариантов), учите разбираться в том, что вредно и что полезно для них, через рассуждения с ними: «К чему приведёт твой выбор? Как ты думаешь, будет ли это полезно?»
«Сколько можно, надобно внушать детям, что для них вредно, смотря на других детей, упражняющихся в сих забавах, или будут им завидовать, или осуждать, а себя считать лучшими их. И тут подобает иметь мудрость, но не со своим разумом, а молить Господа, да умудрит вас, как поступать в воспитании детей, и да сохранит их от тлетворного духа вредных обычаев мирских». (Макарий Оптинский)

4. Не потакайте детским капризам, не идите на поводу, но научитесь спокойно находить причину негативного поведения детей: если в ответ на замечание, ребёнок на время уступает, значит ему не хватает Вашего внимания. Если продолжает настаивать на своём, «бросает вызов», а в Вас вскипает возмущение — «борется за власть». Ласково посмотрите в глаза, не ввязывайтесь в ссору, стойте на своём: «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость» (Притчи 15,1). Если в ответ на замечание Вы видите попытку «отомстить», не вымещайте свою обиду в ответ, отделите грех ребёнка от него, вспомните о том, что эта скорбь дана Вам за грехи, начните восстанавливать отношения первыми. «Остерегайте детей своих со всею заботливостию от капризов пред вами, иначе дети скоро забудут цену вашей любви, заразят свое сердце злобою. Каприз — зародыш сердечной порчи, ржа сердца, моль любви, семя злобы, мерзость Господу». (Иоанн Кронштадский)

5. Учите детей жить в присутствии Божием. «При обсуждении детских проступков не ограничивайте ваши замечания словами: «Как это стыдно или неприлично», а говорите чаще: «Как это грешно и страшно, как Господь страдал из-за наших грехов». Сколько сами понимаете силу греха, сколько сами боитесь его — пусть это будет написано на лице вашем». ( Амвросий, архиепископ Харьковский)

6. Учите детей молиться. «Научайте детей не словам только молитвы, а знакомьте их с состоянием и опытом молитвы. Не делайте молитву слишком краткою, не бойтесь за усталость детей, введите их в труд молитвы, объясняя им науку собирания мыслей и бодренного предстояния ума перед Богом. Молитесь сами при них с горячностью и усердием: теплота вашего сердца сообщится и их сердцам, они узнают утешения, находимые в молитве, и она будет для них отрадою и прибежищем во всех испытаниях и скорбях жизни». (Амвросий, архиепископ Харьковский)

7. Учите детей бороться со злыми помыслами. «Раскройте им науку испытания помыслов и внутренней борьбы с мыслями и склонностями греховными». (Амвросий, архиепископ Харьковский)

Читайте также:
Скит: что такое, женские и мужские православные скиты России

С самого младенчества начинается эта борьба за душу. И те родители, которые упустили время – например, крестили ребеночка не сразу или даже и крестили рано, а потом в церковь его не носят, не причащают, не воспитывают по-христиански, потому что сами ничего не знают, – они дают спокойно возрастать в ребенке злу. А когда человеку уже пятнадцать-семнадцать лет, зло, которое в нем было в зачатке, распускается пышным цветом, так что родители, небрегущие о своих детях, потом пожинают то, что они сеют, вернее, то, что посеяно грехом. И они обычно ужасаются: откуда в нем это? он был маленький такой хорошенький. Да, конечно, любое маленькое дерево очень нежное на вид, а когда ему лет триста, то это уже огромный корявый кряж, в нем и дупла, и сухие сучья, и черви, и гниль.

Многие отцы и матери потом ругают детей, проклинают, хулят их: вы такие-сякие, непослушные, – не задумываясь, кто в этом виноват. Конечно, само дитя тоже имеет часть вины на себе, но во многом виновато и его окружение. Тот родитель, который к Господу Иисусу пришел, сказал, что сын его беснуется. Но беснование – это же следствие порабощения грехами. И в наших детях тоже бесы сидят: бес гордости, зависти, непослушания, непочтения, хулы, ругательства и всякие другие. Многих бесов мы передаем детям сами, по наследству и через воспитание, потому что они в нас кипят и, естественно, переходят на наших детей; мы заражаем их этими дурными, греховными болезнями. Что есть в нас, то есть и в детях наших. (Протоиерей Димитрий Смирнов)

Можно ли носить чужой нательный крестик

«Душа по природе — христианка», — когда-то сказал Тертуллиан, на что спустя много веков В.В. Розанов произнес: «Ничего подобного. Душа по природе — язычница». Так и борется в нашем человеке язычник с христианином, и эта борьба рождает порой многочисленные дилеммы. Так, многие задаются вопросом можно ли носить чужой нательный крестик. Не переходит ли вместе с чужим крестом и чужая судьба или чужие грехи?

Можно ли носить чужой нательный крестик

Протоиерей Александр Лебедев считает, что бояться найденного нательного крестика из-за того, что грехи человека, потерявшего символ веры, передадутся другому — бред, который легче выдумать, чем комментировать.

На вопрос: «Можно ли носить крестик другого человека?», — достаточно также спросить самого себя: «Как собственные страсти, которые принадлежат исключительно конкретной личности и дают только ей исключительное право бороться со своими грехами, могут перейти к ни в чем не повинному лицу, у которого, конечно, своих ошибок достаточно».

Кроме того, каждый получает свои жизненные тяготы, которые необходимо нести с терпением и благодарностью, потому что Господь посылает испытания для исцеления души. Каждый просит в молитвах: «Господи, помилуй», что по-гречески звучит как «Кириэ элэйсон». Элэйсон переводится как «масло», а оливковое масло — это первое лекарство человека в мире.

Невозможно, чтобы нательный крестик, который нашли и одели, влиял сам по себе на характер человека, на прибавление грехов или на избавление от оных, а также каким-то магическим образом вычерчивал линию жизненного пути.

Важно. Православие — это, в первую очередь, здравомыслие, и никакие действия, не связанные с личными, осознанными поступками человека, добрыми или злыми, не могут изменить личность или повлиять на жизненные события, происходящие с человеком.

Бояться найденного креста не стоит, так как крест — это святыня, а не языческий амулет. С тех самых пор, как Христа ради нашего спасения распяли, нательный крест оберегает человека от нечистой силы так же, как и крестное знамение. Другой человек, носивший его и потерявший, не в силах изменить его назначение как защитной силы против зла.

Поэтому все приметы, связанные с ним — суеверие.

Какой крест признано считать православным

Для христианина важны основные ключевые аспекты. Крест должен быть:

  • четырех- , шести-, восьми- конечной формы;
  • с надписью «Спаси и сохрани» с двух сторон, а не с декоративными камнями (желательно, как рекомендация от батюшек), детям рекомендуются простые, не инкрустированными драгоценными камнями;
  • приобретен в церкви, тогда он уже освященный, если куплен в ювелирном магазине или найден — его необходимо освятить у любого православного священника;
  • материал изготовления не имеет значения. А также как не важен и размер, за исключением того, что малышам лучше носить маленькие крестики без острых углов.

Совет! Крестик человек получает при Таинстве Крещения, однако случается, что символ веры может потеряться. Не стоит относиться к этому драматично и суеверно ждать какой-то беды, нужно пойти в храм и купить новый.

Что делать с найденным крестом. Ответы священников

Если человек сам нашел православный крест на улице, священники рекомендуют обязательно его освятить, так как неизвестно, был ли он ранее освящен.

Читайте о нательном кресте:

Если все же есть сомнения относительно найденного крестика, священники советуют, в первую очередь, освятить его, а затем:

  • подарить крестнику или бедному христианину, у которого нет материальной возможности купить его;
  • носить самому;
  • пожертвовать в храм.

Таким образом, православие однозначно в вопросе найденного или потерянного креста, как и в вопросе «куда читать Евангелие», «какой рукой ставить свечку в храме».

Протоиерей Александр Лебедев предлагает свести к абсурду суеверия, связанные с найденными крестами. Если грехи могут передаться через вещи, то почему бы тогда и добродетелям не передаваться таким же способом? Тогда стоило бы только приобрести вещь, принадлежащую праведному человеку, как у человека невольно появлялся нимб над головой. Тогда можно было бы специально терять крестики, чтобы собственные грехи можно было скинуть, как ненужный груз, на других.

Важно! Боязнь чужих крестов — совершенно абсурдная вещь, противоречащая здравому смыслу и не имеющая ничего общего с православной верой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: