«Возлюби ближнего своего, как самого себя»: толкование заповеди, смысл и значение

Заповедь «Возлюби ближнего своего»

Под словами «заповеди Божьи» чаще всего принято понимать Моисеевы заповеди. Они, безусловно, очень важны для духовной жизни православного христианина, но мы должны помнить, что в Новом Завете также существуют заповеди, данные нам Самим Господом Иисусом Христом. И сегодня поговорим о необходимости любить своих ближних по слову Господню. Что это значит и можно ли любить всех?

Что говорит Священное Писание

Во время проповедей Христа к нему приходило множество людей с вопросами о сути веры. Некоторые спрашивали, чтобы действительно понять и разобраться, другие пытались отыскать в словах Иисуса несоответствие иудейскому вероучению, чтобы обвинить Его в ереси.

Так, для подобного испытания однажды подошел к Иисусу человек, внимательно изучавший иудейские законы, и спросил Христа, какое самое основное правило веры?

Христос ответил ему, что главное — взрастить в своем сердце полную и нераздельную любовь к Господу Богу. Это основная и самая большая заповедь. Следом за ней Христос заповедал любить своих ближних не меньше, нежели себя. Именно на этих двух столпах, по словам Самого Христа, держится вся вера в Бога.

Что это означает? Это означает, что все пророки, все законы веры в конечном счете приводят нас к одному: к учению о любви. Почему именно это правило так важно и так высоко ценится?

Важно! Если человек сможет стяжать в себе подобную любовь, он сможет выполнять и все остальные заповеди, оставленные нам Господом.

Так, если мы искренне любим своего ближнего, мы не сможем убить его, обворовать, причинить зло, позавидовать. Таким образом, все остальные заповеди представляют собой как бы отдельные частицы первого и самого главного завета Христа — да любите друг друга.

Читайте о любви:

Кто такой ближний? Притча о милосердном самарянине

Но как же понять, кто является моим ближним? Ежедневно нас окружает большое количество людей — и родственники, и друзья, и знакомые, и просто случайные посторонние люди. Кого из них мы должны любить? Ответ снова нам дает Еванеглие в притче о милосердном самарянине (Лк. 10:25-37).

Некий странник шел по дороге, и на него напали разбойники. Они избили его, ограбили, раздели и бросили несчастного умирать на обочине. Мимо проходили люди — и священники, и левиты, и другие путники, но никто не остановился и не помог страждущему.

Но по тому же пути шел один самарянин, он увидел окровавленного человека и сжалился над ним. Он омыл его раны, погрузил на своего осла, отвез в ближайшую гостиницу и, заплатив хозяину, попросил позаботиться о несчастном. Более того, он пообещал на обратном пути возместить все затраты, которые понесет хозяин гостиницы сверх уплаченного.

Кто же оказался ближним раненому человеку? Очевидно, что тот, кто оказал ему милосердие и не бросил умирать на обочине. «Иди и поступай так же» сказал Христос.

Особо примечательно в этой притче то, что самаряне во время земной жизни Христа находились во вражде с иудеями и не могли с ними иметь никакого общения. Иудеи глубоко презирали самарян, считали их хуже язычников, позором было не только общаться с ними, но даже испить воды из одного сосуда.

Тем не менее избитому страннику не помог ни родственный по вере иудейский священник, ни левит. А только самарянин, который знал об отношении к себе иудеев, но отбросил все мысли о вражде перед лицом страждущего человека.

Этой притчей Христос показывает нам всю суть милосердия — его можно и нужно проявлять к любому человеку вне национальности, религии или других различий.

Важно! Именно проявление милости, сострадания, готовность прийти на помощь в трудную минуту и является основой той любви к ближнему, которую заповедал нам Иисус Христос.

О любви к себе

Христос, говоря о ближнем, предлагал нам любить его, как самого себя. Получается, что хорошее отношение к другим людям невозможно, пока мы не научились правильно относиться к себе самому. В современном сознании любовь к себе подразумевает вседозволенность, потакание страстям, максимальный комфорт и удовольствия. О таком ли отношении к себе говорит Христос? Очевидно, что нет.

Христианская любовь к себе предполагает, прежде всего, заботу о спасении своей души. Человек, бережно и внимательно относящийся к себе, врачует свою душу покаянием, борется со страстями, стремиться к Богу. По мере духовного роста ему открывается радость и счастье пребывания с Богом, которая даже близко несравнима с мирскими удовольствиями и благами.

В таком отношении к себе самому нет места потаканию страстям, которые ведут душу к погибели и доставляют мучения уже тут, в земной жизни. Стоит только посмотреть на людей, подверженных какой-либо зависимости — алкогольной, наркотической, игровой — можно ли их назвать счастливыми людьми? Конечно же, нет. Подобным образом нас делают несчастными и все остальные страсти — и гордость, и лень, и чрезмерная тяга к деньгам, и зависть. Просто эти грехи не столь заметны для окружающих, то терзают душу человека не меньше.

А что на практике

Как часто бывает, о духовных вещах проще рассказывать, чем делать. Как в реальной жизни любить ближнего? А если этот ближний — сосед по лестничной клетке, алкоголик и дебошир? Его тоже нужно любить? А бомжа у подъезда, собирающего бутылки и разговаривающего матом — тоже?

Нужно понимать, что любовь — это далеко не всегда то приятное чувство в душе, которое мы испытываем, например, к мужу или детям. В христианском понимании любовь — это всегда жертва, это труд во имя чьего-то блага. Конечно, мы не можем испытывать положительных эмоций по отношению к «антисоциальным элементам общества», как принято их называть. Но мы можем накормить нищего, купить лекарство соседу, принести продукты из магазина для немощной старушки. И это тоже будет проявлением любви.

Святые отцы учат нас, что если мы будем понуждать себя на добрые дела, даже если совсем не хочется, а объект этого доброго дела вызывает только лишь отвращение — со временем в нашем сердце начнет появляться та самая Христова любовь ко всем людям.

Ведь перед лицом Бога мы, внешне успешные и благополучные люди, часто бываем ничем не лучше опустившихся преступников. У них свои грехи, у нас — свои. И чем, к примеру, алкогольная зависимость лучше, чем непомерная гордыня, жадность, тщеславие, которых полно в современном успешном обществе? Но Господь одинаково любит всех и каждого, и каждому человеку желает спасения. И мы не можем и не должны судить, почему сегодня тот или иной человек оказался в сложной ситуации хотя бы потому, что завтра на его месте можем быть мы сами.

Задача православного христианина — быть небезразличным. Безразличие к окружающим, сосредоточенность только на себе, своих желаниях и потребностях — это бич современного общества. Люди настолько поглощены обустройством своего личного комфорта, что предпочитают просто не замечать, игнорировать, намеренно исключать из поля своего внимания всё и всех, кто этому комфорту мешает.

Читайте также:
Интересные и малоизвестные факты про Библию: факты, которые будут полезны верующим и атеистам

Но в кого мы превращаемся с таким мышлением? Да в того самого иудейского священника и левита, которые увидели окровавленного путника на обочине дороги и прошли мимо. Они предпочли собственный комфорт помощи ближнему. Православный христианин призван всегда быть внимательным к тем, кто его окружает. И если любой другой человек требует помощи — ее нужно оказать.

Важно! Помощь ближнему и любовь к нему вовсе не предполагает потакание страстям и слабостям. Покормить нищего можно и нужно, но давать ему деньги, которые он потратит на выпивку, не стоит. Христианское мировоззрение не исключает критического мышления и здравомыслия.

Сейчас много где можно встретить фразу, что любовь — это глагол. Это действительно так, ведь если мы понуждаем себя делать дела любви, мы взращиваем ее в своем сердце. Это всегда сложный путь, требующий мужества, но именно он ведет душу человека ко Христу.

Что означает заповедь Христова «Возлюби ближнего своего, как самого себя»

Что говорит Священное Писание

Никто не может проявить любовь к Богу иначе, чем через любовь к другим людям. Неоднократно во времена земной жизни Иисуса Христа к Нему подходили разные люди и задавали вопросы, чтобы уличить и обвинить. Не с добрыми помыслами обратился к Нему законник, спросив, что ему делать для получения вечной жизни, но чтобы найти повод подловить на слове и обвинить Христа. Ведь у спрашивающего было хорошее знание закона.

Никто не может проявить любовь к Богу иначе, чем через любовь к другим людям

Господь, видя лукавство вопроса, ответил ссылкой на сам закон, в котором сказано о любви к Богу и ближнему. Действительно, как может человек проявить и доказать любовь к Богу? Только через любовь к людям, каждому человеку – любимому творению и образу Божиему. На заповедях любви стоит вся вера. Взращивая любовь к людям, легко исполнить остальные заповеди, ведь искренне любя человека невозможно сделать ему зло, осудить, осмеять, обокрасть, убить. Все остальные заповеди являются своеобразным продолжением заповеди «Да любите друг друга».

Кто такой ближний для человека

В ответ на слова Господа о необходимости любить Бога и ближних, законник, пытаясь оправдаться тем, что не понимает смысла слов заповеди, спросил: «А кто мой ближний?». На это Христос ответил не прямо, но притчею. Каждому православному человеку важно понять смысл этого рассказа, чтобы понимать, кто из нашего многочисленного окружения является ближними.

Был некий путник, который направлялся в Иерихон из Иерусалима. Крупный в те времена город Иерихон находился более чем в 20 км от Иерусалима. Дорога проходила через пустынные места, где обитали дикие звери и встречались разбойники, грабившие путников. Так случилось со странником: разбойники его ранили и бросили умирать. Мимо проходили священник и левит – люди, законом определенные на службу в храме. Логичнее было бы именно служителям Бога исполнить известный им закон и проявить милосердие. Но они пошли своей дорогой, хоть и видели пострадавшего.

Значение фразы «Кто такой ближний?»

Сжалился над пострадавшим лишь самарянин. Самаряне по национальности тоже были евреями, но из-за определенных различий в обрядовом законе иудеи считали, что с ними недопустимо общаться. Самарянин обработал раны путника маслом и вином – анестезирующими и ранозаживляющими средствами тех времен. Он привез его в гостиницу, оплатил все расходы и проявил готовность оплатить возможные дополнительные траты на содержание больного.

По содержанию и заключению притчи видно, что прямого ответа на вопрос законника нет, не называет рассказ конкретного человека, которого нужно любить. Он показывает, как и кто из трех описанных лиц сделался ближним раненому страннику. Так Господь учит законника и каждого из нас, как относится к другим людям, т. е. не делать разницы между близким и дальним. Следует оказывать посильную помощь всем, кто встречается на нашем жизненном пути.

Видео «Толкование заповеди «Возлюби ближнего своего как самого себя» церковнослужителем»

В этом видеоролике представлено трактование фразы протоиереем.

Какой должна быть христианская любовь к себе и ближнему

Законник хотел точнее узнать, кто его ближний, словно боялся, что может полюбить того, кого не нужно было любить. Господь же ответил: сам стань ближним нуждающемуся в тебе и твоей помощи человеку, а не выпытывай, кто он тебе. Не нужно следить за окружающими, следует быть внимательным к самому себе,чтобы не допускать злости или безразличия к людям, а проявлять, как самарянин, милосердие.

Нашими ближними становятся все, кому мы по силам помогаем. Каждый человек на земле в тот или иной момент нуждается в помощи и поддержке. Это значит, что все мы должны стать ближними друг другу.

Любовь к людям должна выражаться в милосердии, помощи, поддержке, в исполнении слов святого Апостола «носите тяготы друг друга». Но нельзя переходить к потаканию страстям другого человека, ведь самое ценное – его душа и ее вечная участь, а не мирские наслаждения. Поэтому вместе с милостью нужно иметь строгость и твердость, чтобы при необходимости со смирением уберечь человека от всякого греха и страсти. Например, нельзя оправдываться любовью и не противиться его уклонению в ересь или раскол, не пытаться его образумить.

Любовь к людям должна выражаться в милосердии, помощи, поддержке

Любовь к себе в форме потакания своим слабостям опасная и душепагубная. Св. Иоанн Златоуст учит: «Самый лучший способ, очищающий душу – постоянно окаивать самого себя». Мы проявим целебную любовь к себе, если будем бороться со страстями и грехами, работать над собой, исполнять заповеди Господа.

Соблюдая заповедь любви к ближним, человек легко сможет следовать всем остальным заповедям. Ведь в его сердце не будет места злости на окружающих его людей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Возлюби ближнего своего как самого себя

«Возлюби ближнего своего как самого себя» — одна из важнейших заповедей Господа Нашего Иисуса Христа. Первая из всех заповедей, можно сказать самая наибольшая заповедь, которую человек должен исполнять.

На первый взгляд, это совсем простейшее правило, не требующее каких-либо усилий. Но к данной заповеди существует огромное количество толкований.

В Святом Евангелии можно найти многократные упоминания Господа о любви к ближним

Прочитав толкование, например от Ф. Ницше или Василия Розанова, верующий человек сам может впасть в великое заблуждение. И сразу же довольно простые на вид вопросы, станут сложные и трудноразрешимые.

Как возлюбить ближнего своего? Какая должна быть любовь к ближнему? Разберем это более подробно. В Святом Евангелии можно найти многократные упоминания Господа:

«много званых, да мало избранных», «враги человеку ─ близкие его»

Или такая запись «Нехорошо отнять хлеб у детей и давать его псам» (а женщине хананеянке, молившей о помощи, Мф., 15-26). Из этого мы можем предположить, что те, кого нужно любить, вовсе не все окружающие нас люди, а некие избранные. При этом нужно возлюбить ближнего как самого себя. А как любить самого себя?

Читайте также:
Православие и гипноз: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Человек, который совсем недавно пришел к православию, скорее усомниться в том, что именно есть христианская любовь к самому себе. Естественно верующий поймет, что это не какие-то роскошные автомобили, дома, или столы набитые экзотическими фруктами. Можно сказать совсем, напротив —

«…из любви к себе следует вырвать себе соблазняющий глаз, оставить, а порой и возненавидеть отца и мать»

Одна из главных и первых заповедей — «Возлюби Бога твоего всем сердцем»

Это же касается и любви к ближнему, если уж она и уподобляется любви к себе. По сути, заповедь включает в себя постулаты из Ветхого завета и книги Иакова:

«хорошо поступаете, любя ближнего, как самого себя»

Также в отношении этого можно использовать современное золотое правило — «поступай с другими так, как хочешь, чтоб они поступали с тобой». В это заповедь можно сказать по важности на втором месте, а первая — возлюби Бога твоего всем сердцем.

Например, если рассмотреть многим известную притчу о пострадавшем от разбойников, то сам Иисус подчеркивает, кто есть ближний христианину. Человека ограбили и избили бандиты. Он лежит на дороге, все проходят мимо него, даже те, кто должен позаботиться о нем из его племени.

Но все проходят, и никому нет дела до этого бедняги. И только один человек останавливается и помогает человеку после налета на него бандитов. Из этой притчи сразу становится ясно, кого в первую очередь имел в виду Иисус под понятием ближнего.

Притча о пострадавшем от разбойников. Сам Иисус подчеркивает, кто есть ближний христианину, когда останавливается только один человек, чтобы помочь ближнему своему

Под словом «ближний» христианину становятся тот, кто, как и он исповедует веру во Христа

Если внимательно читать страницы Святого Евангелия, то под словом «ближний» христианину становятся те, кто, как и он, исповедует истинную веру во Христа и следует всем его заповедям. При этом нужно понимать, что такой ближний не будет ближним, то есть не будет ему родственником.

«Ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь»

Но если не любить родителей, то это уже злословит на учение Христа о том, что православный христиан должен почитать отца и матерь свою. Но нельзя забывать и то, что первая заповедь о любви — Возлюби Господа Бога. Бога нужно любить всею душею и сердцем.

Из этого многие богословы делают вывод, что тот, кто любит Бога — несмотря ни на что, сам должен увидеть в каждом человеке создание Божие, и относится к нему, как один прохожий отнесся к человеку, которого ограбили и избили в притче.

Именно так прохожий сделает ближним своим человека, которого он захотел спасти. Нужно найти в сердце своем отзыв на сострадания к другим, тогда и оно станет ближним.

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга»

Тем самым можно привести пример из нашей современной жизни о том, что любить ближнего нужно не только родственника, но и тех, кого совсем не знаем. Можно представить такую ситуацию, что увидели человека, которому стало плохо с сердцем. Вы проходите мимо. А затем узнаете, что это был ваш родственник, которого вы просто не узнали. Действительно станет стыдно и не по себе. Именно суть такого примера заключается в том, что к другим надо, относится так же, как если бы это были близкие нам люди.

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга»

Слова самого Спасителя. Бог наш есть Господь, который нас все любит, так и мы должны любить Его, и всех Ближних, как он полюбил всех нас. Именно это пример и подает нам Христос.

Радость о чужой радости — и есть верный признак любви к ближнему своему

Как определить любовь к ближнему? Допустим, у вас есть что-то очень вас нужное, но когда вашему ближнему понадобится это, вы с радостью ему это дадите. При этом не будете ожидать чего-то взамен. Это может быть знакомый, или коллега о работе, то есть совсем вам не родственник. Но вы все же дадите ему то, что он просит без каких либо уговоров.

Радость о чужой радости — вот и есть верный признак любви к ближнему своему. Необходимо лишь проследить за собой, за своими делами и мыслями.

Без любви к ближнему своего просто невозможно любить и Бога.

«…Ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?»

А без любви к Господу и нет спасения.

Обратимся к словам святых отцов о том, что они считают, как нужно возлюбить ближнего своего как самого себя. Преподобный Симеон Новый Богослов говорил:

«Человеколюбие есть подобие Богу, так как оно благотворит всем людям, и благочестивым и нечестивым, как и Сам Бог благотворит».

Преподобный Никодим Святогорец считал:

«Любовь к Богу не имеет меры, как любимый Бог — предела и ограничения. Но любовь к ближним имеет предел и ограничение. Если ты не будешь держать ее в подобающих пределах, она может отдалить тебя от любви к Богу, причинить большой вред, даже погубить тебя.

Воистину ты должен любить ближнего, но так, чтобы этим не причинить вреда своей душе. Делай все просто и свято, не имей в виду ничего, кроме угождения Богу. И это охранит тебя в делах любви к ближним от всяких неверных шагов».

Что сделать, чтобы возлюбить ближнего своего как самого себя — писали многие святые отцы

Многие святые отцы писали и о том, что нужно делать человеку, чтобы возлюбить ближнего своего как самого себя.

Святитель Игнатий Брянчанинов считал, чтобы возлюбить ближнего, нужно воздавать ему почтение:

«…Воздавай почтение ближнему, как образу Божию, почтение в душе твоей, невидимое для других, явное лишь для совести твоей. Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия — и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь.

И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию,- что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтобы тебе не иметь недостатков любви…».

Читайте также:
Православие и аборты: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые и популярные вопросы

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил:

«…люби всякого человека, несмотря на его грехопадения. Грехи грехами, а основа-то в человеке одна — образ Божий. Иногда слабости людей очевидны, когда, например, они бывают, злобны, горды, завистливы, жадны. Но помни, что и ты не без зла, а может быть, в тебе его даже больше, чем в других…».

Также он призывал, чтобы иметь любовь к ближнему, нужно как можно больше молиться:

«…Но возложи «на Господа заботы твои»

И от всего сердца молись Ему, чтобы Он Сам просветил ум и сердце человека. Если Он увидит, что твоя молитва проникнута любовью, то непременно исполнит твою просьбу, и ты вскоре увидишь перемену в том, за кого молишься:

«вот — изменение десницы Всевышнего»

Если человек любит ближних своих — должен любить и прощать врагов своих

А как же быть с теми, кого человек считается врагом своим или неприятелем? Как же заповедь — возлюби врага своего? Если человек любит Бога, а тем самым полюбит и ближних своих, то и врага своего он должен любить. Врагов своих надо прощать, и как многие призывают, молится за них.

Простым людям необходимо иметь такую же любовь к своим врагам, какую имели ее многие святые. В житии Святого Андрея, Христа юродивого, говорится о том, что он был постоянно толкаемый и мучаемый прохожими людьми.

Однажды Андрей увидел демонов, которые записывали имена всех его обидчиков. Темные силы хотели судить их в час расплаты. Но в ответ на это Андрей своей молитвой стер все записи у демонов и сказал, что упросил Господа избавить людей от их греха, ибо они не ведают, что творят.

Святой Андрей молился за своих врагов, чтобы Господь простил им их грехи, ибо творили они и ведали

Обычный человек в наше время бы сказал, что как так можно простить своих врагов. Но именно святые не только прощали, но и молились за множество грехов своих обидчиков и мучителей. Именно поэтому нужно так любить ближнего своего, чтобы все ему прощать, как бы больно бы не было.

Любовь к ближним может прийти не сразу. Но порой даже злые, и жестокие люди изменялись лицом своим, в их глазах появлялась любовь и добро. Здесь более важна внутренняя работа над самим собой. Бог, прежде всего, смотрит на сердце человеческое, и главное, чтобы в этом самом сердце где-то не затаилась злоба и ненависть.

Именно тогда, когда человек освободит свою душу от оков страстей и грехов, он освободит свое место в сердце для любви к ближнему. А чистое сердце и относится ко всем чисто. Когда будет преодолено себялюбие, тогда и возможна, любить у другим.

«Возлюби ближнего своего, как самого себя»: толкование заповеди, смысл и значение

– Отец Михаил, даже далекие от веры люди часто употребляют фразу «полюби ближнего, как самого себя» и понимают, что она имеет христианский смысл. А откуда эти слова?

– Заповедь «Возлюби ближнего своего, как самого себя» появляется в законодательстве Моисея. Она не относится к числу тех десяти заповедей, которые были начертаны на каменных скрижалях Самим Господом и определяли основные нравственные обязанности человека по отношению к Богу, обществу и самому себе. В Пятикнижии Моисея эта заповедь – люби ближнего твоего, как самого себя – находится в книге Левит (Лев. 19 , 18), которая в иудейской традиции называется «Книгой Закона священников». К сожалению, мы плохо знаем Ветхий Завет. А ведь Апостол Павел называл ЕГО детоводителем (по-гречески – педагогом) ко Христу (Гал. 3 , 24). Зная и почитая десять главных заповедей, мы мало что можем сказать о других заповедях Закона, которых, как подсчитал средневековый ученый раввин Маймонид, ни много ни мало – 613. Интересующая нас заповедь «Возлюби ближнего своего, как самого себя» в списке Маймонида – 206-я. Так что нет ничего удивительного в том, что ученый книжник, задавая Христу вопрос: ! Учитель ? какая наибольшая заповедь в законе (Мф. 22 , 36), меньше всего ожидал услышать именно ее. Нужно вспомнить, что вопрос этот был провокационным. Вся 22-я глава Евангелия от Матфея – это описание серии провокаций со стороны фарисеев и саддукеев: когда верхушка иудейского общества была уже готова к устранению Иисуса, нужно было найти повод для формального обвинения. Те, кого апостол Павел впоследствии назовет «совопросниками века сего» (см. 1 Кор 1 , 20), задали целый ряд вопросов, последним из которых был вопрос о важнейшей заповеди Моисеева Закона. Смысл этой провокации был в том, чтобы запутать Иисуса в истолкованиях. Ожидалось, что он назовет какую-нибудь заповедь из десяти, начертанных на скрижалях, – но Он назвал именно ту, о которой мы с вами говорим. Нравственная новизна учения Христа состоит в том, что Он отождествляет любовь к ближнему и любовь к Богу. Любить невидимого Бога – то же, что любить самое совершенное и самое любимое Его создание, человека. Причем любить именно «как самого себя», то есть не за что-то конкретно, а полностью – со всеми добродетелями и заблуждениями. А поскольку личность – это образ Божий в человеке, то любовь к образу – это не что иное, как любовь к Первообразу, поэтому любить ближнего, как самого себя, – это и означает любить Бога. Надо заметить, ЧТО ДАЖЕ умной совопросник века сего умолкает (в изложении Матфея), пораженный открывшейся ему связью двух хорошо известных ему заповедей, а в изложении Марка – даже выражает свое восхищение, признавая, ЧТО любим ближнего богом И ЕСТЬ большом Всех всесожжений И жертв ( Мк. 12 , 33).

– Почему из любви к Богу вытекает любовь к ближнему, это понятно. А вот что означает любовь к самому себе?

– Что такое любовь к самому себе, как полюбить себя – очень актуальные вопросы. Как наш современник понимает любовь к себе? Очень просто: как возможность осуществить свои желания. Что бы такое еще ​​приобрести? Чем бы себя еще украсить? Радости такая «любовь» к себе приносит немного. Вернее, приносит – но не надолго. Потому что требуется все новая и новая подпитка, новые удовольствия: не хочу жить в избе – хочу в палатах, не хочу быть простою крестьянкой – хочу быть столбовою дворянкой . Но наркоман увеличивает дозу, а обычный доморощенный пьяница не может выйти из запоя не потому, что каждая новая рюмка делает его более счастливым – а чтобы избавиться от мучительной тоски похмелья. Ибо каком Польза человеку, если он приобретет весь мир, а душа своей повредит? (Мф. 16 , 26). Другими словами, любить себя, руководствуясь слоганом «Я этого достойна», – путь неверный и тупиковый.

Читайте также:
Адвентисты седьмого дня: история и описание церкви, отношение РПЦ

– То, о чем вы говорите, – это все же скорее эгоизм, чем любовь . А что есть именно христианская любовь к себе?

– Человек – это образ Божий, покрытый многочисленными наслоениями греха. Есть те, кто эти наслоения в себе очень любит. Юровский, например, даже в старости, посещая комсомольские собрания, с гордостью рассказывал об убийстве царской семьи и с удовольствием вспоминал, как царица пыталась закрыть цесаревича подушкой . Много в нашей жизни и в нас самих есть того, что можно только оплакивать и никак нельзя, да и невозможно любить! Но вот образ Божий в нас – это святыня. И беречь его в себе, очищая от этих самых наслоений, и любить – это долг христианина. Говорит ли что-то об этом Священное Писание? Да, говорит. Причем не в общем смысле – возлюби образ Божий в себе, что для многих было бы непонятным, а то и соблазнительным, а вполне конкретно. Если Бог – ЭТО Свет Истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1 , 9), то и человек получает заповедь хранить этот свет в себе: Вы – свет мира . Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 14, 16). Если Бог – это Разум, ТО И человек получает Заповедь будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10 , 16). Если бог ЕСТЬ любовями (1 Ин. 4 , 8), то и вечно новую заповедь оставляет Господь: да любите друг друга; как Я возлюбил вас . (Ин. 13 , 34)

Святые отцы много размышляли о сущности образа Божия в человеке. Если Бог бесконечен в Своем бытии, в Своих свойствах, в Своем отношении к миру, то и образ Божий в человеке бесконечен. Бесконечен образ – значит, бесконечна человеческая личность. И вот достоинство своей личности, свое сокровенное бытие, свои творческие порывы, свою любовь, свою благодарность, свою память «о милых спутниках, которые наш свет / своим сопутствием для нас животворили . » (В. Жуковский «Воспоминание» -.. Ред . ) – все это мы и должны любить!

– Да, но тогда как понять, где в нас кончается образ Божий – и начинается, скажем так, совсем другая «территория»?

– Многие святые отцы, богословы и философы пытались доискаться до того, что же составляет главную часть, так сказать, первооснову образа Божия в человеке. Наверное, главным будет то, чем человек отличается от всех остальных существ, что есть в человеке и чего нет ни в одном, даже самом развитом, животном. Это – свобода. Сейчас мы говорим о свободе, которую, например, Макарий Египетский считал главным свойством образа Божия, фундаментальным свойством человека. В Священном Писании, особенно в Посланиях апостола Павла, мы встречаем множество вполне категоричных требований относиться к личной свободе как к самому драгоценному достоянию: Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков (. 1 Кор 7 , 23); или из послания к Галатам – «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Гал. 5 , 1). Или еще из послания к Галатам – К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, НО любовь служите Друг Другу (Гал. 5 , 13). Апостол Павел говорит о свободе в высшем смысле: не как об одном из многих душевных свойств человека, но как о фундаментальном качестве, без которого человек перестает быть человеком. И укоренено это свойство в Божественном бытии: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (. 2 Кор 3 , 17), «. вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам» (Гал. 4 , 26).

Свобода образа Божия никак не сводится к свободе в социальном и политическом смысле. Апостолы были свободными и в узах, а их ученики были в высшем смысле свободными, оставаясь рабами в римском обществе. Не сводится эта свобода и к своеволию, анархии, апологии вседозволенности и безответственности, которые вовсе не являются свободой, а, напротив, самым настоящим рабством греху. Личная свобода, понимаемая как свобода выбора, – это образ Божий, с которого начинается восхождение к подобию, достигаемому в обретении нравственной свободы, свободы от греха.

Любовь к себе, которая является основанием для любви к ближнему, это любовь к образу Божьему в себе, любовь к своему достоинству христианина, ощущение высочайшей ценности своей личной свободы, которая неотделима от ответственности, связывающей нас с нашими ближними. И именно так, как мы должны любить себя в евангельском смысле, мы должны любить ближних.

– Вопрос короткий и практический: как?

– Есть простое, но бесконечно мудрое правило святых отцов: ненавидь грех, но люби грешника. Понятно, что при таком понимании «разумного эгоизма» сразу же исчезает вопрос о мере. Коротенькое слово «как» в заповеди «Возлюби ближнего, как самого себя» означает не «в той же мере», а нечто иное: может быть, это прозвучит несколько неуклюже, но я бы сказал, что «как самого себя» означает здесь « в качестве самого себя ». Другими словами, относись к любому другому человеку так, как будто он – это ты сам, только в другой жизни, в других обстоятельствах. У раннего Гессе есть маленькая повесть «Курортник». Некто приезжает на курорт, где ему все нравится. Прекрасный отдых, замечательная природа, ненавязчивое общество. Но одна помеха все же есть. За стеной живет еще один курортник, которого наш герой почти не встречает, но постоянно чувствует его присутствие. Сосед кашляет, постоянно что-то роняет, с шумом передвигает стулья, шаркает обувью . Он не делает ничего, на что можно было бы пожаловаться администратору гостиницы, но жизнь отдыхающего постепенно превращается в ад. И тогда герой повести начинает понимать, что выход из положения один: надо этого невыносимого соседа . полюбить! Услышав в очередной раз шум, он представляет пожилого, страдающего одышкой человека, которому трудно бесшумно передвинуть стул, которого одолевает кашель и т.д. И постепенно ненависть проходит, раздражение исчезает. А вместо них появляется жалость и сострадание к больному старику, для которого каждый глоток горного воздуха драгоценен, а курорт – может быть, единственная за всю жизнь радость почувствовать чью-то заботу.

Я думаю, что вот это и есть – «как самого себя».

Подготовила Маргарита Крючкова

Газета “Православная вера”, № 18 (446), сентябрь, 2011 г.

Заповедь «Возлюби ближнего своего»

Под словами «заповеди Божьи» чаще всего принято понимать Моисеевы заповеди. Они, безусловно, очень важны для духовной жизни православного христианина, но мы должны помнить, что в Новом Завете также существуют заповеди, данные нам Самим Господом Иисусом Христом. И сегодня поговорим о необходимости любить своих ближних по слову Господню. Что это значит и можно ли любить всех?

Читайте также:
Грех гнева: значение в православии, борьба и избавление, причины и опасность, виды, молитвы

В Святом Евангелии можно найти многократные упоминания Господа о любви к ближним

Прочитав толкование, например от Ф. Ницше или Василия Розанова, верующий человек сам может впасть в великое заблуждение. И сразу же довольно простые на вид вопросы, станут сложные и трудноразрешимые.

Как возлюбить ближнего своего? Какая должна быть любовь к ближнему? Разберем это более подробно. В Святом Евангелии можно найти многократные упоминания Господа:

«много званых, да мало избранных», «враги человеку ─ близкие его»

Или такая запись «Нехорошо отнять хлеб у детей и давать его псам» (а женщине хананеянке, молившей о помощи, Мф., 15-26). Из этого мы можем предположить, что те, кого нужно любить, вовсе не все окружающие нас люди, а некие избранные. При этом нужно возлюбить ближнего как самого себя. А как любить самого себя?

Человек, который совсем недавно пришел к православию, скорее усомниться в том, что именно есть христианская любовь к самому себе. Естественно верующий поймет, что это не какие-то роскошные автомобили, дома, или столы набитые экзотическими фруктами. Можно сказать совсем, напротив —

«…из любви к себе следует вырвать себе соблазняющий глаз, оставить, а порой и возненавидеть отца и мать»

Одна из главных и первых заповедей — «Возлюби Бога твоего всем сердцем»

Это же касается и любви к ближнему, если уж она и уподобляется любви к себе. По сути, заповедь включает в себя постулаты из Ветхого завета и книги Иакова:

«хорошо поступаете, любя ближнего, как самого себя»

Также в отношении этого можно использовать современное золотое правило — «поступай с другими так, как хочешь, чтоб они поступали с тобой». В это заповедь можно сказать по важности на втором месте, а первая — возлюби Бога твоего всем сердцем.

Например, если рассмотреть многим известную притчу о пострадавшем от разбойников, то сам Иисус подчеркивает, кто есть ближний христианину. Человека ограбили и избили бандиты. Он лежит на дороге, все проходят мимо него, даже те, кто должен позаботиться о нем из его племени.

Но все проходят, и никому нет дела до этого бедняги. И только один человек останавливается и помогает человеку после налета на него бандитов. Из этой притчи сразу становится ясно, кого в первую очередь имел в виду Иисус под понятием ближнего.

Притча о пострадавшем от разбойников. Сам Иисус подчеркивает, кто есть ближний христианину, когда останавливается только один человек, чтобы помочь ближнему своему

«Возлюби ближнего своего, как самого себя»: значение заповеди

Смысл данной фразы довольно очевиден, прост и связан с душевным совершенствованием человека. Для обладания совершенной душой, нужно, как ни странно, сначала взрастить внутри себя эго, являющееся двигателем прогресса.

Возлюби ближнего

  • Понятие «Я» стимулирует личность к движению и развитию, сотворению лучшей версии себя. А для этого необходимо меняться самому и помогать в этом окружающим.
  • Стоит личности достигнуть поставленных высот, как эго должно быть подавлено и следующим этапом будет стремление любить уже не себя, а тех, кто рядом, всех, без исключения существ и природных явлений Вселенной.
  • Это понятие всеобъемлющей любви – довольно сложно, чтобы прийти к нему, необходима долгая работа над собой, над своими недостатками.
  • Именно так можно понять смысл слов: «возлюби ближнего своего». Ведь главное – не просто любить, а именно ВОЗЛЮБИТЬ – изменить его самого и его жизнь к лучшему, относиться к нему так, как хочешь, чтобы относились к тебе, давать больше, чем ожидать в ответ.

Что же касается тех людей, к которым просто невозможно испытывать положительные эмоции, тех, кто делает вам больно, совет таков – либо представлять их лучше, чем они есть в жизни и, возможно, ваш посыл из положительных вибраций сможет сделать их лучше. Либо просто постарайтесь в душе их простить – этим вы сделаете лучше себе. Отпустив обиду, вы станете выше своего обидчика.

…как самого себя

Таким образом, фраза: «Возлюби ближнего своего, как самого себя», подразумевает следующее – не держите зло даже на врагов своих, прощайте и отпускайте в душе обиды и боль, подавайте наглядный пример хороших поступков хотя бы близким. Меняйтесь сами и поменяется мир вокруг вас или хотя бы ваше восприятие мира.

Вы можете поменять свою судьбу, не отягощая душу воспоминаниями о прошлых поступках других людей. Отпуская обиду, вы сохраняете свое здоровье и улучшаете, таким образом, качество своей жизни. Полюбив себя, вы начинаете смотреть на мир совсем другими глазами, будете добрее, толерантнее, будет чаще возникать желание протянуть руку помощи тем, кто в ней нуждается. А ведь жизнь – это бумеранг, наши собственные поступки, нам же и возвращаются. Не стоит об этом забывать.

Кто же есть для человека «ближние его»?

Если внимательно читать Евангелия, то «ближними» христианину становятся те, кто, как и он исповедует истинную веру, сам следует заповедям. При этом важно понимать, что таким может оказаться вовсе не близкий по жизни в миру человек. Даже не родственник: «Ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф., 12-50).

Тем не менее даже не любя родителей, ─ так как любовь есть чувство от Бога, и ей крайне сложно возникнуть в отношении тех, кто сбивает с пути праведного, или злословит на учение Христа, ─ настоящий православный должен почитать отца и мать.

Очень хороший, чёткий ответ на этот вопрос даёт св. Иоанн Златоуст в своём толковании о «боголюбии и человеколюбии». Даже брат или жена (муж), даже если они «любят» тебя телесной любовью, но не заботятся о твоём христианском самосовершенствовании, поощряют греховные наклонности — например, лень и чревоугодие — не являются «ближними» в евангельском смысле слова.

Ближние по крови и по духу в Евангелии и Библии

Но нельзя забывать, что заповедь о любви к ближнему является второй по значимости, первая же ─ о любви к Богу. Из этого богословы делают вывод, что настоящий христианин, воспитанный в духе слов «Возлюби Господа от всего сердца, души и разумения», несмотря ни на что, сам должен стараться увидеть в каждом создание божие, относится, как отнесся самарянин к ограбленному, искать в сердце силы помочь самому заблуждающемуся, сделав того «ближним» своим. Нужно найти в сердце отзыв на страдания любого существа, и оно станет ближним твоим.

Читайте также:
Экклезиаст: что такое, толкование и цитаты, смысл

Тем более что слова Евангелия «возлюби ближнего твоего как самого себя» Библия многократно ставить в число важнейших заповедей и Ветхого Завета, например: книга Левит.19:18.

  • «Толкование на Святого Матфея» Св. Иоанна Златоуста.
  • «Заповеди Божии» епископа Южно-Американского из Буэнос-Айреса Александра Милеанта.
  • «О любви к Богу и ближним» преподобного Иоанна Кронштадтского.

Из этих ( и многих других сочинений или просто беседы со вдумчивым батюшкой), станет понятно, что истинный христианин должен считать «ближними своими»

  • тех, кто нуждается, кому он в силах помочь,
  • тех, кто хоть раз помог ему советом, наставлением или делом.
  • Но, в первую очередь тех, кто, как и он сам пытается постичь любовь к Господу, тех, кто близок ему по христианскому духу.

Остальных людей, особенно «злоречивых», христианин (если он не открыл в себе дара проповедовать и самому нести слово Божие) должен скорее избегать: «знайте, что вы и через брата будете (имеется в виду не «брат по Вере, но «брат по крови») выслушивать глубины сатанинские» (старец Амвросий Оптинский).

«Имейте общение с теми, кто Боится Господа и дает душе вашей утешение».

Для тех, кто хочет изучить проблему более углубленно, рекомендуем труд Н. Бердяева «Дух и реальность» или сочинение о. Павла Флоренского «Столп Веры».

Видео: Возлюби ближнего своего

Какой должна быть христианская любовь к себе и ближнему?

Никакое высокое, настоящее возвышенное духовное чувство не может прийти к человеку даром. Философ о. Сергей Булгаков писал: «любовь, даже дружба, приходят после духовного подвига, аскезы». Любовь к ближним, пришедшая христианину, должна быть достаточно суровой (как и к самому себе), чтобы стать чувством, способным уберегать ближнего — как и себя самого — от искушений, помочь удалиться от «делающих зло», спасти от ада.

Евангелие отвергает любовь, зависящую от движения крови, от чувств плотского сердца

Это чувство ни в коем случае не должно оказаться потаканием: «ах, ближний мой хочет миллион долларов, надо помочь». Христианская любовь в истинном православии, не смешанном с лютеранской теорий «успеха в жизни мирской», должна быть достаточно строгой. В примере с миллионом долларов христианин, скорее должен не помочь заработать ближнему этот миллион, а указать опасности для его души, поджидающие на пути стяжательства.

Но и видеть в каждом ином человеке подобие божие, настоящий православный тоже должен. И помогать, по силам своим, своей любовью выйти из пагубных заблуждений на ту дорогу, с которой его столкнули разбойники из притчи. Любите ближнего как самого себя и никогда не отчаивайтесь!

Радость о чужой радости — и есть верный признак любви к ближнему своему

Как определить любовь к ближнему? Допустим, у вас есть что-то очень вас нужное, но когда вашему ближнему понадобится это, вы с радостью ему это дадите. При этом не будете ожидать чего-то взамен. Это может быть знакомый, или коллега о работе, то есть совсем вам не родственник. Но вы все же дадите ему то, что он просит без каких либо уговоров.

Радость о чужой радости — вот и есть верный признак любви к ближнему своему. Необходимо лишь проследить за собой, за своими делами и мыслями.

Без любви к ближнему своего просто невозможно любить и Бога.

«…Ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?»

А без любви к Господу и нет спасения.

Обратимся к словам святых отцов о том, что они считают, как нужно возлюбить ближнего своего как самого себя. Преподобный Симеон Новый Богослов говорил:

Симеон Новый Богослов

«Человеколюбие есть подобие Богу, так как оно благотворит всем людям, и благочестивым и нечестивым, как и Сам Бог благотворит».

Преподобный Никодим Святогорец считал:

«Любовь к Богу не имеет меры, как любимый Бог — предела и ограничения. Но любовь к ближним имеет предел и ограничение. Если ты не будешь держать ее в подобающих пределах, она может отдалить тебя от любви к Богу, причинить большой вред, даже погубить тебя.

Воистину ты должен любить ближнего, но так, чтобы этим не причинить вреда своей душе. Делай все просто и свято, не имей в виду ничего, кроме угождения Богу. И это охранит тебя в делах любви к ближним от всяких неверных шагов».

А что на практике

Как часто бывает, о духовных вещах проще рассказывать, чем делать. Как в реальной жизни любить ближнего? А если этот ближний — сосед по лестничной клетке, алкоголик и дебошир? Его тоже нужно любить? А бомжа у подъезда, собирающего бутылки и разговаривающего матом — тоже?

Нужно понимать, что любовь — это далеко не всегда то приятное чувство в душе, которое мы испытываем, например, к мужу или детям. В христианском понимании любовь — это всегда жертва, это труд во имя чьего-то блага. Конечно, мы не можем испытывать положительных эмоций по отношению к «антисоциальным элементам общества», как принято их называть. Но мы можем накормить нищего, купить лекарство соседу, принести продукты из магазина для немощной старушки. И это тоже будет проявлением любви.

Святые отцы учат нас, что если мы будем понуждать себя на добрые дела, даже если совсем не хочется, а объект этого доброго дела вызывает только лишь отвращение — со временем в нашем сердце начнет появляться та самая Христова любовь ко всем людям.

Заповедь о любви к ближнему служит основанием заповеди о любви к Богу

Ведь перед лицом Бога мы, внешне успешные и благополучные люди, часто бываем ничем не лучше опустившихся преступников. У них свои грехи, у нас — свои. И чем, к примеру, алкогольная зависимость лучше, чем непомерная гордыня, жадность, тщеславие, которых полно в современном успешном обществе? Но Господь одинаково любит всех и каждого, и каждому человеку желает спасения. И мы не можем и не должны судить, почему сегодня тот или иной человек оказался в сложной ситуации хотя бы потому, что завтра на его месте можем быть мы сами.

Задача православного христианина — быть небезразличным. Безразличие к окружающим, сосредоточенность только на себе, своих желаниях и потребностях — это бич современного общества. Люди настолько поглощены обустройством своего личного комфорта, что предпочитают просто не замечать, игнорировать, намеренно исключать из поля своего внимания всё и всех, кто этому комфорту мешает.

Но в кого мы превращаемся с таким мышлением? Да в того самого иудейского священника и левита, которые увидели окровавленного путника на обочине дороги и прошли мимо. Они предпочли собственный комфорт помощи ближнему. Православный христианин призван всегда быть внимательным к тем, кто его окружает. И если любой другой человек требует помощи — ее нужно оказать.

Читайте также:
Мощи Иоанна Шанхайского: где находятся и как добраться, история, о чем просить и чем помогают

Важно! Помощь ближнему и любовь к нему вовсе не предполагает потакание страстям и слабостям. Покормить нищего можно и нужно, но давать ему деньги, которые он потратит на выпивку, не стоит. Христианское мировоззрение не исключает критического мышления и здравомыслия.

Сейчас много где можно встретить фразу, что любовь — это глагол. Это действительно так, ведь если мы понуждаем себя делать дела любви, мы взращиваем ее в своем сердце. Это всегда сложный путь, требующий мужества, но именно он ведет душу человека ко Христу.

Как понимать заповедь «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»

Что сделать, чтобы возлюбить ближнего своего как самого себя — писали многие святые отцы

Многие святые отцы писали и о том, что нужно делать человеку, чтобы возлюбить ближнего своего как самого себя.

Святитель Игнатий Брянчанинов считал, чтобы возлюбить ближнего, нужно воздавать ему почтение:

«…Воздавай почтение ближнему, как образу Божию, почтение в душе твоей, невидимое для других, явное лишь для совести твоей. Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия — и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь.

И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию,- что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтобы тебе не иметь недостатков любви…».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил:

«…люби всякого человека, несмотря на его грехопадения. Грехи грехами, а основа-то в человеке одна — образ Божий. Иногда слабости людей очевидны, когда, например, они бывают, злобны, горды, завистливы, жадны. Но помни, что и ты не без зла, а может быть, в тебе его даже больше, чем в других…».

Также он призывал, чтобы иметь любовь к ближнему, нужно как можно больше молиться:

«…Но возложи «на Господа заботы твои»

И от всего сердца молись Ему, чтобы Он Сам просветил ум и сердце человека. Если Он увидит, что твоя молитва проникнута любовью, то непременно исполнит твою просьбу, и ты вскоре увидишь перемену в том, за кого молишься:

«вот — изменение десницы Всевышнего»

Если человек любит ближних своих — должен любить и прощать врагов своих

А как же быть с теми, кого человек считается врагом своим или неприятелем? Как же заповедь — возлюби врага своего? Если человек любит Бога, а тем самым полюбит и ближних своих, то и врага своего он должен любить. Врагов своих надо прощать, и как многие призывают, молится за них.

Простым людям необходимо иметь такую же любовь к своим врагам, какую имели ее многие святые. В житии Святого Андрея, Христа юродивого, говорится о том, что он был постоянно толкаемый и мучаемый прохожими людьми.

Однажды Андрей увидел демонов, которые записывали имена всех его обидчиков. Темные силы хотели судить их в час расплаты. Но в ответ на это Андрей своей молитвой стер все записи у демонов и сказал, что упросил Господа избавить людей от их греха, ибо они не ведают, что творят.

Святой Андрей молился за своих врагов, чтобы Господь простил им их грехи, ибо творили они и ведали

Обычный человек в наше время бы сказал, что как так можно простить своих врагов. Но именно святые не только прощали, но и молились за множество грехов своих обидчиков и мучителей. Именно поэтому нужно так любить ближнего своего, чтобы все ему прощать, как бы больно бы не было.

Любовь к ближним может прийти не сразу. Но порой даже злые, и жестокие люди изменялись лицом своим, в их глазах появлялась любовь и добро. Здесь более важна внутренняя работа над самим собой. Бог, прежде всего, смотрит на сердце человеческое, и главное, чтобы в этом самом сердце где-то не затаилась злоба и ненависть.

Именно тогда, когда человек освободит свою душу от оков страстей и грехов, он освободит свое место в сердце для любви к ближнему. А чистое сердце и относится ко всем чисто. Когда будет преодолено себялюбие, тогда и возможна, любить у другим.

Возлюби ближнего своего. А дальше – как получится

В Библии говорится: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Желая считать себя лучше, чем мы есть на самом деле, при каждом удобном и неудобном случае мы пытаемся проявить себя ревностными последователями этой заповеди. Правда, почему-то понимаем мы эту заповедь несколько однобоко, точнее половинчато. А чтоб было совсем понятно, скажу так: нам удобно применять только первую половину этой заповеди, до слов «как самого себя».

Однажды, читая занимательную книгу «Атеистическая Библия» (или «Библия для атеистов» – уже точно не помню, но точно не «Забавная Библия» Лео Таксиля), я начала сверять с текстом оригинала, то есть обычной Библии, цитаты, которые там были приведены и истолкованы. Выяснилась одна преинтереснейшая деталь – авторы этой книги приводили Библейские цитаты не полностью и толковали их соответственно приведенной части. В результате библейские изречения получали совершенно извращенное толкование.

Так и с этой заповедью. Применяя ее только наполовину, мы совершенно утрачиваем настоящий смысл предписанного и исполняем ее не так, как положено.

Что же получается? Как мы себе понимаем слова: «возлюби ближнего своего»? Естественно в том ключе, что надо делать своему ближнему добро. Тогда возникает вопрос: «А в чем заключается это добро?» Ответ к сожалению неутешителен. Делать добро ближнему мы предпочитаем в меру своего разумения, совершенно не сообразуясь с желаниями этого самого ближнего. Мы навязываем ему свои мысли, свой жизненный опыт, свои советы по выходу из разных затруднительных ситуаций. Нам не важно, что на самом деле нужно человеку, либо мы просто отмахиваемся от его потребностей, считая их надуманными или поверхностными, происходящими от «незнания жизни». Тогда как мы, с апостольским видом проповедуем единственно верные на наш взгляд жизненные ценности и манеру поведения. Кто никогда так не делал? Выйти из строя. Произведу в мудрецы! Как, никого нет? Странно… Кроме того, мы еще и обижаться горазды, когда наши «наимудрейшие» советы, даваемые исключительно из самых благих побуждений, отвергаются. И очень редко у кого возникает простая мысль: «А нужна ли наша помощь этому человеку? Этого ли он ждет от нас?». Вот тогда человек, у которого возникают такие вопросы, становится на путь познания этой библейской заповеди в полном ее объеме.

Что же могут означать слова «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Как мне кажется (я ни в коем случае не навязываю свое мнение моим читателям. Вы, мои уважаемые, можете и не согласиться!), стоит начать толкование этой заповеди с конца. В отношении себя мы обычно совершенно точно знаем (или хотя бы предполагаем с большой долей вероятности), что нам нужно, чего мы хотим. Кроме нас самих, нашу жизнь не проживет никто. Поэтому все, что мы ни совершаем, влияет в первую очередь на нас самих. Если мы способны испоганить свою жизнь (что обычно делается с большим успехом), так хотя бы лучше это делать так, чтобы не искать виноватых. Сам напортачил, сам отвечай! И вот тут появляются как из под земли люди, которые наперегонки начинают советовать и поучать, как нужно прожить свою (в смысле твою) жизнь и их «правильной» точки зрения. Не подумайте, я не против советов и помощи! Но нужно же и самому головой думать. А то получается, что некоторые спрашивают советы и просят помощи исключительно затем, чтобы потом всю ответственность за случившееся после претворения в жизнь этих самых советов переложить на плечи советчика. Так ведь намного удобней! Бабушка моего мужа говорила: «Выслушай все советы, обязательно поблагодари, но поступи так, как считаешь нужным». Вам кажутся противоречивыми мои выкладки? Отнюдь! Я веду к тому, что прежде чем «возлюбить ближнего», нужно поставить себя на место этого самого «ближнего» и оценить ситуацию по возможности его глазами. Вам бы понравилось постоянное вмешательство в Вашу жизнь? Слов нет, так удобней, когда за тебя решают, делают, направляют тебя. Остается только послушно исполнять. Только учтите, что спустя какое-то время, Вам обязательно захочется что-то решить и сделать самому. И вот тут вырисовываются несколько вариантов дальнейшего развития событий.

Читайте также:
Схима в православии: определение и значение, история Великой Схимы и что значит принять схиму

1 вариант. Ваше желание остается на стадии смутного «чего-то хочется». Вы настолько привыкли перекладывать свою жизнь на других, что Вам становится удобным так существовать. Именно существовать, потому что живут за Вас другие, а Вам остается удовлетворение первичных потребностей: поесть, поспать и т.д.

2 вариант. Ваше желание все-таки начинает реализовываться, но поскольку опыт принятия самостоятельных решений отсутствует, неизбежны ошибки, выходящие боком то Вашему карману, то здоровью, то Вашему реноме. Что остается Вам в такой ситуации? Естественное желание обратиться за помощью, которую Вам с радостью окажут. В результате получается замкнутый круг. Уверившись в своей неспособности принять правильное решение, Вы покорно возвращаетесь «в стойло».

3 вариант. Вас, наконец, «достало» то, что все и всегда решают за Вас под лозунгом «Я лучше знаю, что лучше», причем искусно поддерживая видимость Вашей самостоятельности при принятии решений. Тогда, Вы начинаете действовать самостоятельно (см. вар.2) с тем только отличием, что Вы активно противитесь «возвращению в стойло» ,в результате чего неизбежны конфликты с доброжелателями, их обиды на тему «Я столько для тебя сделал(а), а ты …».

Как мне кажется все три варианта – проигрышные и для Вас и для Ваших помощников, которым может надоесть Ваше паразитическое существование на их шее. Тогда они попытаются сбросить это ярмо. Возникает ситуация 2-ого варианта, только инициатором являетесь в данном случае не Вы. А результат тот же!

Какой же выход? Как всегда – золотая середина! Недаром она так и называется. Помощникам следует помнить, что не все их советы могу оказаться к месту, а их услуга вполне может стать «медвежьей». А Вам нужно думать своей головой, не чужой. То же самое, если в роли помощника выступаете Вы. Ставьте себя на место нуждающегося в Вашей помощи. Вы же не любите, когда Вас притесняют, навязывают свое мнение, заставляют Вас делать то, что хочется другим. Так и не поступайте так же по отношению к другим!

Что означает фраза Иисуса Христа «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»?

Что говорит Священное Писание

Во время проповедей Христа к нему приходило множество людей с вопросами о сути веры. Некоторые спрашивали, чтобы действительно понять и разобраться, другие пытались отыскать в словах Иисуса несоответствие иудейскому вероучению, чтобы обвинить Его в ереси.


Заповеди Божьи говорят о том, как необходимо христианину строить свою жизнь

Так, для подобного испытания однажды подошел к Иисусу человек, внимательно изучавший иудейские законы, и спросил Христа, какое самое основное правило веры?

Христос ответил ему, что главное — взрастить в своем сердце полную и нераздельную любовь к Господу Богу. Это основная и самая большая заповедь. Следом за ней Христос заповедал любить своих ближних не меньше, нежели себя. Именно на этих двух столпах, по словам Самого Христа, держится вся вера в Бога.

Что это означает? Это означает, что все пророки, все законы веры в конечном счете приводят нас к одному: к учению о любви. Почему именно это правило так важно и так высоко ценится?

Важно! Если человек сможет стяжать в себе подобную любовь, он сможет выполнять и все остальные заповеди, оставленные нам Господом.

Так, если мы искренне любим своего ближнего, мы не сможем убить его, обворовать, причинить зло, позавидовать. Таким образом, все остальные заповеди представляют собой как бы отдельные частицы первого и самого главного завета Христа — да любите друг друга.

Читайте о любви:

  • Молитва на скорую встречу со второй половинкой
  • Молитва Матроне Московской о любви и личном счастии
  • Молитва Николаю Чудотворцу о любви

Толкование фразы «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»


Фото: Flickr.com
Фраза «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» была ответом Иисуса иудейскому законнику (человек, занимающийся изучением Закона Божия), который хотел испытать Господа, спросив о наиболее значимой заповеди. Иисус сказал, что наибольшая заповедь заключается в любви к Богу, а вторая, подобная ей – любовь к ближнему. Когда же Господа спросили, кого можно считать ближним, Он рассказал притчу, дающую понять, что каждый человек является творением Господним, а значит, есть нашим ближним.

Если человек любит ближнего своего, то некоторой мерой проявляет эту же любовь к Творцу, а также себе самому. Значит, для выполнения заповеди Иисуса, вначале нужно разобраться с тем, как стоит любить себя самого, после чего можно начать с любовью относиться к окружающим. Любить самого себя – это не значит делать все, что хочется и пожелается, создавать идеальные условия и копить материальные богатства. Любить себя – не значит зарабатывать много денег и все их тратить в свое удовольствие, хотя такие действия для современного человека, являются логичными и правильными.

Настоящая любовь к самому себе, позволяющая полюбить ближнего и Господа, заключается в следующих моментах:

  • человеку нужно создавать предпосылки для того, чтобы постичь вечную жизнь;
  • нужно научиться любить Господа всей душой и сердцем;
  • нужно научиться различать действительно важное и второстепенное;
  • нужно научиться отказываться от своей воли, выполняя Господнюю.
Читайте также:
Православие и секта: отношение православной церкви, сравнение религий, главные отличия и сходства

Если человек делает центром своей жизнь Господа, значит он любит себя, ведь желает спасти душу, а еще сможет возлюбить ближнего, понимая, что на, то есть Воля Божья и, это поможет спастись.

Жизнь для удовольствия физического и греховных развлечений – крайняя степень нелюбви и неуважения к себе. Поскольку человек создание Господа, то любовь к себе и ближнему он сможет проявить только в том случае, когда будет заботиться о душе и выполнять Божью Волю.

Кто такой ближний? Притча о милосердном самарянине

Но как же понять, кто является моим ближним? Ежедневно нас окружает большое количество людей — и родственники, и друзья, и знакомые, и просто случайные посторонние люди. Кого из них мы должны любить? Ответ снова нам дает Еванеглие в притче о милосердном самарянине (Лк. 10:25-37).

Некий странник шел по дороге, и на него напали разбойники. Они избили его, ограбили, раздели и бросили несчастного умирать на обочине. Мимо проходили люди — и священники, и левиты, и другие путники, но никто не остановился и не помог страждущему.


Самарянин помогает человеку, которого избили и ограбили разбойники

Но по тому же пути шел один самарянин, он увидел окровавленного человека и сжалился над ним. Он омыл его раны, погрузил на своего осла, отвез в ближайшую гостиницу и, заплатив хозяину, попросил позаботиться о несчастном. Более того, он пообещал на обратном пути возместить все затраты, которые понесет хозяин гостиницы сверх уплаченного.

Кто же оказался ближним раненому человеку? Очевидно, что тот, кто оказал ему милосердие и не бросил умирать на обочине. «Иди и поступай так же» сказал Христос.

Особо примечательно в этой притче то, что самаряне во время земной жизни Христа находились во вражде с иудеями и не могли с ними иметь никакого общения. Иудеи глубоко презирали самарян, считали их хуже язычников, позором было не только общаться с ними, но даже испить воды из одного сосуда.

Тем не менее избитому страннику не помог ни родственный по вере иудейский священник, ни левит. А только самарянин, который знал об отношении к себе иудеев, но отбросил все мысли о вражде перед лицом страждущего человека.

Этой притчей Христос показывает нам всю суть милосердия — его можно и нужно проявлять к любому человеку вне национальности, религии или других различий.

Важно! Именно проявление милости, сострадания, готовность прийти на помощь в трудную минуту и является основой той любви к ближнему, которую заповедал нам Иисус Христос.

Употребление фразеологизма «Возлюби ближнего своего, как самого себя»

«Как замечательно говорил Иисус Христос ― возлюби ближнего своего!» (С. Довлатов «Записные книжки») «И кажется, что одна идея витает над человеческим родом многие века, и название этой идеи ― «возлюби ближнего своего больше, нежели самого себя» (Т. Доронина «Дневник актрисы») «Лицемерие его проявилось, когда он стал призывать нас следовать Евангелию и исполнять заповедь: «Возлюби ближнего своего…» (В. Шульгин «Последний очевидец») «Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего своего, как самого себя», ― сказал Христу законник» (Л. Толстой «Путь жизни»)

О любви к себе

Христос, говоря о ближнем, предлагал нам любить его, как самого себя. Получается, что хорошее отношение к другим людям невозможно, пока мы не научились правильно относиться к себе самому. В современном сознании любовь к себе подразумевает вседозволенность, потакание страстям, максимальный комфорт и удовольствия. О таком ли отношении к себе говорит Христос? Очевидно, что нет.


Христианская любовь ― основа евангельского закона

Христианская любовь к себе предполагает, прежде всего, заботу о спасении своей души. Человек, бережно и внимательно относящийся к себе, врачует свою душу покаянием, борется со страстями, стремиться к Богу. По мере духовного роста ему открывается радость и счастье пребывания с Богом, которая даже близко несравнима с мирскими удовольствиями и благами.

В таком отношении к себе самому нет места потаканию страстям, которые ведут душу к погибели и доставляют мучения уже тут, в земной жизни. Стоит только посмотреть на людей, подверженных какой-либо зависимости — алкогольной, наркотической, игровой — можно ли их назвать счастливыми людьми? Конечно же, нет. Подобным образом нас делают несчастными и все остальные страсти — и гордость, и лень, и чрезмерная тяга к деньгам, и зависть. Просто эти грехи не столь заметны для окружающих, то терзают душу человека не меньше.

Кто такой ближний для человека

В ответ на слова Господа о необходимости любить Бога и ближних, законник, пытаясь оправдаться тем, что не понимает смысла слов заповеди, спросил: «А кто мой ближний?». На это Христос ответил не прямо, но притчею. Каждому православному человеку важно понять смысл этого рассказа, чтобы понимать, кто из нашего многочисленного окружения является ближними.

Был некий путник, который направлялся в Иерихон из Иерусалима. Крупный в те времена город Иерихон находился более чем в 20 км от Иерусалима. Дорога проходила через пустынные места, где обитали дикие звери и встречались разбойники, грабившие путников. Так случилось со странником: разбойники его ранили и бросили умирать. Мимо проходили священник и левит – люди, законом определенные на службу в храме. Логичнее было бы именно служителям Бога исполнить известный им закон и проявить милосердие. Но они пошли своей дорогой, хоть и видели пострадавшего.


Значение фразы «Кто такой ближний?»

Сжалился над пострадавшим лишь самарянин. Самаряне по национальности тоже были евреями, но из-за определенных различий в обрядовом законе иудеи считали, что с ними недопустимо общаться. Самарянин обработал раны путника маслом и вином – анестезирующими и ранозаживляющими средствами тех времен. Он привез его в гостиницу, оплатил все расходы и проявил готовность оплатить возможные дополнительные траты на содержание больного.

По содержанию и заключению притчи видно, что прямого ответа на вопрос законника нет, не называет рассказ конкретного человека, которого нужно любить. Он показывает, как и кто из трех описанных лиц сделался ближним раненому страннику. Так Господь учит законника и каждого из нас, как относится к другим людям, т. е. не делать разницы между близким и дальним. Следует оказывать посильную помощь всем, кто встречается на нашем жизненном пути.

Христиане.Онлайн

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою тво- ею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоей» (Марк, 12:30)

ЧЕМ ОБЪЯСНИТЬ МАКСИМАЛИЗМ 1-Й ЗАПОВЕДИ?

а) Если на от всего сердца, то это ещё не любовь, а влюблённость на малое время. Порядочную невесту и неиспорченного жениха никогда не устроит эта временная вспышка чувств. Им нужна пожизненная любовь, И от всего сердца. Тем более, Господа не устроит такая вспышка религи- озных чувств, которая скоро погаснет, если не перерастёт в сердечную любовь. И на меньшее Он не согласен.

Читайте также:
Схима в православии: определение и значение, история Великой Схимы и что значит принять схиму

б) Если не всею душою, это будет горение в полнакала, и лишь тогда, когда от Бога что-то нужно. А потом обходятся и без Него. Как у су- пругов, когда им что-то нужно друг от друга. А потом нежность и чувства утихают до времени.

в) Если не всем разумением, то наши проповеди, наша поэзия, творчество могут быть не глубокими, порою не умными. Часто это может быть пародией на истину. И Божий образ, преломляясь в таком уме, до- носится до людей искажённым, похожим на дружеский шарж. И не идут люди к такому Богу. Хотите примеры?

Один проповедник, говоря о бесплодной смоковнице, которую садов- ник хотел как-то спасти, удобрить навозом, поднял Библию, и, потрясая ею, произнёс вдохновенно:

— Братья и сестры, Господь всё это воскресное утро обкладывает наши души вот этим навозом, удобряя нас, чтобы и мы принесли плод.

Вдохновение было, а где же ум? Так назвать Библию! И слушало его более двухсот посетителей.

А второй — гость из штатов, в возрасте 60 лет, бывший россиянин:

-Тогда скажете слово.

Он прочёл об искушении Иосифа женою Патифара, да так увлекся, живописуя сценки за закрытой дверью, и какая она темпераментная (как будто сам был на месте Иосифа). Раскраснелся, жестикулируя рука- ми. А в зале все опустили головы. Стыдно. А он — ничего. А где же раз- умение, проще, где же твой ум, оратор? Посмотри в зал, и если с умом в порядке, ты всё поймёшь.

г) Если не всей крепостию, то наши труды и творчество будет иметь мало жизненной силы и быстро умрут в памяти людей. Дойдут они на хо- дулях до первых слушателей и там рассыплются в прах.

И если это так, не от всего сердца, души, разумения и крепости, то мы дарим Богу не настоящие ценности, а подделки. Но Бога не проведешь — Он умеет отличать бриллиант от огранённой стекляшки. Что такое брил- лиант? Почему он так ценится? Алмазы рождаются там, где бьется усталое сердце земли. И от огромного давления земной коры выдавливаются че- рез Кимберлитовые трубки. Я пролетал над одной из них: несколько сот метров в диаметре и 1200 метров глубины.

Трудность и сложность добычи алмазов определяет их ценность. Но дорогой и кропотливый труд огранки превращает их в бриллианты, и они становятся еще ценнее. Подделки очень похожи. Берут опреде- ленный сорт стекла, выплавляют в формочках, гранят без большого труда, добиваются внешнего сходства. Но всё это —- легко, недорого, недолго- вечно. Потому и цена низкая.

Стихи, песни, проповеди не выстраданные, не выплавленные в тек- тонических глубинах души и сердца, а рожденные лишь поверхностным легким колебанием чувств — это подделки. Мало в них жизненной силы и пользы. Порою они, как мотыльки — однодневки. Но если они вско-

лыхнули все чувства, вы ими переболели, и умело сняли грани, убрав все лишнее — это будет жить. Даже давно «запетая» песня, пройдя через сердечный жар, становится действенной. Господь дарит нам драгоценные мысли свыше, как алмазы, ожидая, что мы превратим их в бриллианты.

И если мы не проникнемся этими мыслями, не заболеем ими, если они не пройдут через всю душу, всколыхнув все её закоулки — мы можем про- сто испортить их. Без страсти в мире не совершалось ничто великое. Когда она охватывает лучшие стороны нашего естества, — это вдохновение.

Проезжая поездом вблизи огромной скульптуры Родины-Матери на Мамаевом Кургане, соседка по купе рассказала следующее:

«Вы знаете историю возникновения этого памятника, и кто запечатлен в этой скульптуре? Создатель её скульптор Вучетич. Он воплотил в этой огромной фигуре образ своей горячо любимой жены. Я работала с ней в одном отделе, хорошо знала её. Всякий раз, проезжая здесь, я как бы встречаюсь с нею».

Глубочайшие мысли, вынесенные Иовом из тектонических глубин своей страдающей души, — это алмазы, не потерявшие ценности за не- сколько тысячелетий. А четырнадцать посланий Апостола Павла! Чьи труды изучают миллионы людей уже два тысячелетия». Непреходящие ценности представляют собою труды Апостолов и «верующих в Него по слову их».

Эти добрые примеры — лишь ступени к главному примеру.

«Камень драгоценный» — Христос (1 Петр. 2:4-7).

Мир легче было уничтожить, чем спасти. А чтобы спасти, Сыну Божьему нужно было из райских условий шагнуть на Землю в наш мир, пропитан- ный злом, и умереть в нем от ран, прожив в этом кошмаре всего 33,5 года. Только горячей — от всей Божественной души — любовью можно объяснить его приход сюда. «Ибо так возлюбил Бог мир».

Все что произнёс или сделал Иисус это бриллианты в мировом творчестве. Каждое слово — Истина с большой буквы, и напоенное жизнью.

Некоторые горные реки Урала, пробиваясь сквозь горы, выносят кру- пицы золота и драгоценные камни. Некоторые. Другие катят валуны и галь- ку, не представляющие собой особой ценности. Так и людское творчество. Много булыжников, но несравненно меньше драгоценных мыслей и идей находят старатели — биографы.

А какие разработки идут уже 2 тысячелетия в земном творческом на- следии Христа! Каждое Его Слово — «суть дух и жизнь».

А какой бриллиант, рождённый в самых глубинах души Сына Божьего принесён Богу! Жертва. Самопожертвование. «Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр. 10:14). Его ценности хватило, чтобы искупить (выкупить) миллионы душ. Отец Небесный, образ- но говоря, взял в руки эту драгоценность, посмотрел, помедлил, и произ- нёс: «Прощаю, Сын Мой, всему миру, всякому, кто почтит Твой крестный подвиг, всем, о ком ходатайствуешь Ты».

Максимализм Божьих требований 1-й заповеди, прежде всего, нужен нам — людям, чтобы, если делать что-то, делать от души на самом высоком доступном нам уровне. И не гнать халтуру. «И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков». (Кол. 3:23) Такой подход выведет вас к профессионализму и качеству и в духовном и в бытовом отношении. Вы будете нужны и Богу и людям.

А что ещё нужно человеку?

Итак: возлюби всем сердцем, всею душою, всем разумением, всей крепостью. На меньшее Он не согласен.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: