Всенощное бдение: определение и значение в православии, время и пояснения, история возникновения и структура

Всенощное бдение

Накануне великих праздников и воскресных дней служится всенощное бдение, или, как его еще называют, всенощная. Церковный день начинается с вечера, и это богослужение имеет непосредственное отношение к празднуемому событию.

Всенощное бдение — богослужение древнее, оно совершалось еще в первые века христианства. Сам Господь Иисус Христос нередко молился ночью, и апостолы и первые христиане собирались на ночную молитву. Раньше всенощные бдения были весьма продолжительны и, начавшись вечером, продолжались всю ночь.

Всенощная начинается с великой вечерни

В приходских храмах вечерня начинается обычно в семнадцать или в восемнадцать часов. Молитвословия и песнопения вечерни имеют отношение к Ветхому Завету, они готовят нас к утрени, на которой вспоминаются главным образом новозаветные события. Ветхий Завет — прообраз, провозвестник Нового. Ветхозаветные люди жили верой — ожиданием Грядущего Мессии.

Начало вечерни относит наш ум к творению мира. Священнослужители совершают каждение алтаря. Оно знаменует Божественную благодать Святого Духа, Который носился при творении мира над еще не устроенной землей (см.: Быт 1, 2).

Затем диакон призывает молящихся встать перед началом богослужения возгласом «Востаните!» и испрашивает благословения священника на начало службы. Священник, стоя пред престолом в алтаре, произносит возглас: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков». Хор поет: «Аминь».

Во время пения хором 103-го псалма, в котором описывается величественная картина творения Богом мира, священнослужители совершают каждение всего храма и молящихся. Каждение знаменует благодать Божию, которую наши прародители Адам и Ева имели до грехопадения, наслаждаясь блаженством и богообщением в раю. После сотворения людей двери рая были открыты для них, и в знак этого царские врата во время каждения открыты. После грехопадения люди утратили первозданную праведность, исказили свою природу и сами закрыли для себя райские двери. Они были изгнаны из рая и горько плакали. После каждения царские врата закрывают, диакон выходит на амвон и становится перед закрытыми вратами, как Адам стоял перед вратами рая после изгнания. Когда человек жил в раю, он ни в чем не нуждался; с потерей райского блаженства у людей появились нужды и скорби, о которых мы молимся Богу. Главное, о чем мы просим Бога, — это прощение грехов. От лица всех молящихся диакон произносит мирную, или великую, ектению.

После мирной ектении следует пение и чтение первой кафизмы: Блажен муж, иже (который) не иде на совет нечестивых. Путь возвращения в рай — это путь стремления к Богу и уклонения от зла, от нечестия и грехов. Ветхозаветные праведники, с верой ожидавшие Спасителя, сохраняли истинную веру и уклонялись от общения с людьми безбожными и нечестивыми. Еще Адаму и Еве дано было после грехопадения обетование о Грядущем Мессии, о том, что семя жены сотрет главу змия. И псалом Блажен муж также образно повествует о Сыне Божием, Блаженном Муже, не сотворившем греха.

Далее поются стихиры на «Господи, воззвах». Они чередуются со стихами из Псалтири. Стихи эти также имеют покаянный, молитвенный характер. Во время чтения стихир совершается каждение всего храма. «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», — поет хор, и мы, внимая этому песнопению, подобно согрешившим прародителям каемся в своих грехах.

Последняя стихира называется Богородичен или догматик, она посвящена Божией Матери. В ней раскрывается церковное учение о воплощении Спасителя от Девы Марии.

Хотя люди согрешили и отпали от Бога, Господь не оставлял их без Своей помощи и защиты во время всей ветхозаветной истории. Первые люди раскаялись, а значит, появилась первая надежда на спасение. Эту надежду символизирует открытие царских врат и вход на вечерне. Священник и диакон с кадилом выходят из северных, боковых дверей и, в сопровождении свещеносцев, идут до царских врат. Священник благословляет вход, а диакон, начертывая кадилом крест, говорит: «Премудрость, прости!» — это означает «стойте прямо» и содержит в себе призыв к вниманию. Хор поет песнопение «Свете Тихий», говорящее о том, что Господь Иисус Христос сошел на землю не в величии и славе, а в тихом, Божественном свете. Это песнопение говорит также о том, что уже близко время рождения Спасителя.

После возглашения диаконом стихов из псалмов, называемых прокимном, произносятся две ектении: сугубая и просительная.

Если всенощное бдение совершается под большой праздник, после этих ектений совершается лития — последование, содержащее особые молитвенные прошения, на котором происходит благословение пяти пшеничных хлебов, вина и елея (масла) в память чудесного насыщения Христом пяти тысяч людей пятью хлебами. В древности, когда всенощная служилась всю ночь, братии было необходимо подкрепиться пищей, чтобы дальше совершать утреню.

После литии поются «стихиры на стиховне», то есть стихиры с особыми стихами. После них хор поет молитву «Ныне отпущаеши». Именно эти слова произнес святой праведный Симеон, с верой и надеждой много лет ожидавший Спасителя и сподобившийся принять Младенца Христа на свои руки [1] . Это молитвословие произносится как бы от лица всех ветхозаветных людей, с верой ожидавших пришествия Христа Спасителя.

Вечерня завершается песнопением, посвященным Деве Марии: «Богородице Дево, радуйся». Она явилась тем Плодом, который ветхозаветное человечество тысячелетиями выращивало в своих недрах. Эта самая смиренная, самая праведная и самая чистая Отроковица единственная из всех жен сподобилась стать Матерью Бога. Священник заканчивает вечерню возгласом: «Благословение Господне на вас» — и благословляет молящихся.

Вторая часть бдения называется утреней. Она посвящена воспоминанию новозаветных событий

В начале утрени читается шесть особых псалмов, которые называются шестопсалмием. Оно начинается словами: «Слава в Вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» — это песнопение, воспетое Ангелами при рождении Спасителя. Шестопсалмие посвящается ожиданию пришествия в мир Христа. Оно — образ вифлеемской ночи, когда в мир пришел Христос, и образ ночи и тьмы, в которой находилось все человечество до пришествия Спасителя. Недаром, по обычаю, все светильники и свечи на время чтения шестопсалмия гасят. Священник в середине шестопсалмия перед закрытыми царскими вратами читает особые утренние молитвы.

Читайте также:
Лилит - первая жена Адама: история и упоминание в Библии

Далее совершается мирная ектения, а после нее диакон громко возглашает: «Бог Господь, и явися нам. Благословен Грядый во имя Господне». Что означает: «Бог и Господь явился нам», то есть пришел в мир, исполнились ветхозаветные пророчества о пришествии Мессии. Затем следует чтение кафизм из Псалтири.

После чтения кафизм начинается самая торжественная часть утрени — полиелей. Полиелей с греческого языка переводится как многомилостиво, потому что во время полиелея поются хвалебные стихи из 134-го и 135-го псалмов, где постоянным рефреном воспевается множество милости Божией: яко в век милость Его! По созвучию слов полиелей иногда переводят как обилие масла, елея. Елей всегда был символом милости Божией. Великим постом к полиелейным псалмам добавляется еще 136-й псалом («На реках Вавилонских»). Во время полиелея царские врата открывают, зажигают светильники в храме и священнослужители, выйдя из алтаря, совершают полное каждение всего храма. Во время каждения поются воскресные тропари «Ангельский собор», рассказывающие о воскресении Христовом. На всенощных перед праздниками вместо воскресных тропарей поют величание празднику.

Далее читают Евангелие. Если служат всенощную под воскресный день, читают одно из одиннадцати воскресных Евангелий, посвященных воскресению Христа и Его явлениям ученикам. Если служба посвящена не воскресению, а празднику, читают праздничное Евангелие.

После чтения Евангелия на воскресных всенощных бдениях звучит песнопение «Воскресение Христово видевше».

Молящиеся прикладываются к Евангелию (на праздник — к иконе), а священник крестообразно помазует их чело освященным елеем.

Это не Таинство, но священный обряд Церкви, служащий знамением милости Божией к нам. С самых древних, библейских времен елей был символом радости и знамением благословения Божия, а с маслиной, из плодов которой получали масло, сравнивается праведник, на котором пребывает благоволение Господне: А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков (Пс 51, 10). Выпущенный из ковчега патриархом Ноем голубь вернулся к вечеру и принес во рту свежий масличный лист, и Ной узнал, что вода сошла с земли (см.: Быт 8, 11). Это было знаком примирения с Богом.

После возгласа священника: «Милостью, щедротами и человеколюбием. » — начинается чтение канона.

Канон — молитвенное произведение, в котором рассказывается о жизни и подвигах святого и прославляется празднуемое событие. Канон состоит из девяти песней, каждая начинается ирмосом — песнопением, которое поет хор.

Перед девятой песнью канона диакон, покадив алтарь, возглашает перед образом Матери Божией (слева от царских врат): «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Хор начинает петь песнопение «Величит душа моя Господа. ». Это — умилительная молитва-песнь, составленная Святой Девой Марией (см.: Лк 1, 46-55). К каждому стиху прибавляется припев: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».

После канона хор исполняет псалмы «Хвалите Господа с небес», «Воспойте Господеви песнь нову» (Пс 149) и «Хвалите Бога во святых Его» (Пс 150) вместе с «хвалитными стихирами». На воскресном всенощном бдении стихиры эти заканчиваются песнопением, посвященным Богородице: «Преблагословенна еси, Богородице Дево. » После этого священник возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам Свет», и начинается великое славословие. Всенощная в древности, продолжаясь всю ночь, захватывала раннее утро, и во время утрени действительно показывались первые утренние лучи солнца, напоминающие нам о Солнце Правды — Христе Спасителе. Начинается славословие словами: «Слава в вышних Богу. » Этими словами начиналась утреня и этими же словами она заканчивается. В конце прославляется уже вся Святая Троица: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Завершается утреня сугубой и просительной ектениями, после которых священник произносит заключительный отпуст.

После всенощного бдения служится краткая служба, которая называется первый час.

Часы — это богослужение, освящающее определенное время суток, но по сложившейся традиции их обычно присоединяют к продолжительным богослужениям — к утрени и литургии. Первый час соответствует нашим семи часам утра. Эта служба освящает молитвой день наступающий.

Сколько длится и как проходит всенощное бдение в православной церкви

Что такое всенощное бдение

Впервые этот обычай ввел в практику Иисус Христос вместе со своими учениками. Последующие столетия ритуал постоянно пополнялся новыми ектениями и молитвословиями, которые сохранились до сегодняшнего дня.

По сути, всенощные – это долгие ночные священнодействия, совершающиеся в храме. Православие называет такую молитву поистине добродетельной, так как для обретения свободы духа недостаточно короткой церковной службы.

Смысл богослужения

Как правило, всенощное бдение проводится около шести часов вечера перед великими православными торжествами:

  • Двунадесятыми празднествами;
  • храмовыми событиями;
  • особыми датами, отмеченными в Типиконе;
  • церковными праздниками, установленными отдельными приходами.

Также ночное священнодействие совершается перед воскресной службой и является обязательным при подготовке к Таинству Евхаристии. Не явиться на такое богослужение считается грехом, если только причины не были довольно вескими.

Всенощное бдение проводится перед Двунадесятыми празднествами

Главная идея вечерних богослужений – духовное освобождение и исцеление. Длительная молитва помогает прогнать посторонние мысли, сосредоточиться на смысле грядущего празднества, подготовить христианина к принятию Божьей благодати.

Всенощное бдение является нераздельной частью Воскресной Литургии. При этом последняя отображает грядущее Небесное Царство, а предшествующая ей служба – минувшие ветхо- и новозаветные времена. Иными словами, оба священнодействия дополняют друг друга, будучи объединенными общим смыслом.

Читайте также:
Епитимья в православии: понятие, за что ее могут наложить

Видео «Всенощное бдение с объяснением»

В этом видеосюжете дается объяснение богослужению.

Как проходит богослужение

Ночная служба начинается около 16:00–18:00 часов с Великой Вечерни, символизирующей становление Церкви во времена Ветхого Завета. Священнослужители открывают Царские Врата, а затем окуривают алтарь ладаном в знак Божьей благодати, наполнявшей Эдем и проживавших там прародителей. Во время каждения воспевается Святой Дух, создавший этот мир, а также возводится честь всем святыням. При этом батюшка просит у Господа благословения для мирян, пришедших в храм.

Далее Царские Врата закрываются, символизируя изгнание из рая Адама и Евы, нарушивших Закон Божий. Прося у Всевышнего прощения, церковники поют великую ектению. Она представляет собой просьбу смилостивиться над грешниками, помочь им в мирской жизни. Затем церковник читает светильничные молитвы, которые содержат прошения к Богу о духовном озарении, возможности познать Его любовь, одарить радостью.

Во время молитвенного песнопения церковники выносят свечи, означающие свет христианского учения, диакон несет икону Иоанна Предтечи, а священнослужитель идет с пустыми руками, опустив их вниз. После слов «Мир всем» прихожане преклоняют головы, а батюшка обращается к Всевышнему за помилованием, спасением и защитой от сатанинских сил. Далее начинается продолжительное моление, которое называется литией.

Лития совершается в притворе как знак смирения перед Господом Богом.

Заканчивается первая часть всенощного бдения ектенией «Ныне отпущаеши», воспевающей обет Божий о пришествии Мессии. Затем начинается утренняя служба, посвященная уже Новому Завету. Церковники поют псалмы, изображающие радость и одновременно скорбь души, показывающие необходимость искупления грехов. Произнеся евангельские тексты, священнослужитель выходит из алтаря, символизируя собой Спасителя, а затем читает 12 утренних молитв.

Вновь открыв Царские Врата, духовные лица окуривают весь храм. Такое действие отображает учеников Христа, пришедших после Воскресения к Его Гробу. Далее Святое Писание выносят из алтаря, а после этого читают прокимен и само Евангелие. По окончании совершается помазание освещенным елеем. Сначала священнослужители проводят его над собой, а затем над прихожанами, чертя на лбу каждого елейный крест.

Совершив церковный обряд, духовные лица читают девять канонов, описывающих житие святых, во имя которых грядет празднество. После последних строк, произнесенных батюшкой, хор спускается и поет катавасию. Заканчивается ночная служба благословением священнослужителей своей паствы.

Сколько длится всенощное бдение

В раннехристианские времена всенощная продолжалась до самого утра, а потому и была названа именно так. Сегодня же ее длительность не превышает трех часов. Церковь пошла на подобные послабления по единственной причине: не все прихожане могут выстоять такую долгую службу. Как правило, священнодействие начинается с 17:00, а заканчивается около 22:00. Самым длинным действием считается Рождественское ночное богослужение.

Отличие всенощной от вечерней службы

Люди, не так часто посещающие церковь, редко задумываются, чем отличаются эти два священнодействия. Однако разница есть, хоть и не слишком существенная. В основном она состоит в продолжительности – вечерняя служба длится меньше.

Оба богослужения совершаются накануне воскресных дней или великих церковных празднеств. Открываясь вечерним богослужением, которое начинается около 16:00–18:00 часов, бодрствование плавно переходит к утренним молитвам. Сегодня само слово «всенощная» не совсем отвечает скрытому в нем смыслу, так как продолжительность церемонии была существенно сокращена. Ранее такие бодрствования длились не до полуночи, как сейчас, а до самого рассвета, полностью оправдывая свое название.

Вечерняя служба длится меньше

Ночные бдения – очень важная и распространенная практика, пришедшая к нам еще с раннехристианских времен. Совершаясь перед церковными празднествами, она помогает верующим христианам очистить душу, отринуть мирские переживания, настроиться на грядущее празднество, полностью осознав его сакральный смысл.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Всенощное бдение в православной церкви

Всенощное бдение — торжественное богослужение, которое начинается вечерней, а заканчивается утреней перед воскресением или православным праздником. Только воцерковленным христианам под силу выстоять богослужение, которое начинается с вечера и заканчивается в 7 утра.

Церковный порядок всенощного бдения

Всенощное служение является отображением празднуемого события. В отличие от вечерни ночное бдение заканчивается после утренней.

История всенощных богослужений берет начало с ночных молитв Иисуса Христа, когда Он молился в течение всей ночи. В период раннего христианства верующие часто проводили время в ночной молитве. В ночное бдение входит вечерня и утреня.

Вечерня

Вечернее богослужение начинается в 5-6 часов вечера. В это время звучат молитвы и песнопения, вспоминающие о событиях Ветхого Завета, через который красной нитью проходит ожидание евреями прихода Мессии.

В ознаменование этого события священник совершает воскурение фимиама (каждение) в алтаре. После воздания славы Святой Троице поется 103 псалом, во время пения которого происходит каждение всех присутствующих и самого храма. Воскурение фимиама является знамением благодати Всевышнего, дарованной первым людям, Адаму и Еве, до их встречи со змием и грехопадением.

Как в то время были открыты двери райского Эдема, так при каждении царские врата храма открываются.

Важно! Перед каждым человеком стоит выбор, принять решение должен каждый самостоятельно. Адам и Ева послушались дьявола и были изгнаны из рая, двери которого навсегда захлопнулись для них.

В память об этом событии после воскурения царские врата закрываются, перед ними на амвоне стоит дьякон. После изгнания из рая люди начали испытывать болезни, скорби, лишения, вызванные грехов.

Ектения

Во время великой, мирной ектении диакон и все присутствующие в храме просят Господа о прощении грехов.

Великий Господь по Своей любви к людям даровал им дорогу возвращения в Небесный рай путем познания Бога через оставление грехов. Поется Псалом 1.

Читайте также:
Не упоминай имя Господа всуе: значение и толкование заповеди

В стихирах «Господи, Воззови» звучат покаянные, молитвенные мотивы, во время которых священник производит каждение в храме. Во время вечерней после покаяния и оставления грехов, как знак будущего спасения, Царские ворота храма вновь открываются, к ним направляется процессия священников и диакон, вышедших из боковых и северных проемов. Со словами «Премудрость, прости» диакон при помощи кадила изображает крест, призывая всех прихожан к внимательному слушанию.

Песня «Свете Тихий» напоминает христианам о том, что Царь царей, Бог богов родился не в царском доме, а в яслях на соломе, и Его второй приход близок.

Еще о службах в храме:

Настает время сугубой и просительной ектении, после которой перед большими праздниками следует лития. Общее моление, так с греческого языка переводится лития, ранее происходило в притворе, чтобы некрещеные, кающиеся люди могли принять участие в молитвенных прошениях. В современных храмах лития читается около западного входа.

Во время литии благословляются пять хлебов, это память о чуде, совершенном Иисусом при Его жизни. 5 тысяч человек были накормлены пятью хлебами и двумя рыбками.

В далеком прошлом христиане употребляли эти хлеба, чтобы утолить голод перед утреней.

После пения «Стихирой на стиховне» хор исполняет молитву «Ныне отпускаешь». Во время этой молитвы православные вспоминают праведного Симеона, который первым встретил Марию и Иосифа, когда они принесли жертву за рождение ребенка. Симеону было сказано Богом, что он не умрет, пока не увидит Мессию. Взяв в руки Иисуса, Симеон промолвил: «Ныне отпускаешь раба Твоего».

Окончание Вечерни

В заключение вечерней исполняется песнопение «Богородица, Дева, радуйся!» Благодаря своему смирению, покорности, Боголюбию, Дева Мария из всех женщин мира была выбрана стать земной Матерью Иисуса.

О других важных молитвах:

Заканчивает вечернее служение священник, передавая послание от Бога: «Благословение Господа Бога на вас». Вечерня заканчивает воспоминания о ветхозаветных временах, передавая эстафету служения утрени.

Утреня

Утреня начинается чтением шестопсалмии, которое начинается «Слава в Вышних Богу». Эти слова пел ангельский хор при рождении Иисуса в Вифлееме. Отличительной чертой прочтения шестопсалмии является полная темнота храме, все источники света гасятся, они зажигаются при чтении утренних молитв.

6 псалмов, написанных царем Давидом, воспевают надежду на милость Творца людей, находящихся в греховном состоянии, наполненном бедами и напастями. Шестопсалмия отличается особым благоговением перед Всевышним.

Великая ектения завершается словами диакона «Бог явился нам», подчеркивающими, что сбылось пророчество, данное в Ветхом Завете о приходе Мессии.

Полиелей

Самой торжественной частью утрени является полиелей, дословно означающий много масла, елея, много милости. Каждый псалом, звучащий во время полиелея заканчивается словами «Ибо вовек милость Его». Во время полиелея открываются царские врата, все светильники в храме зажигаются, священники обходят все помещение церкви с каждением.

Перед воскресением поются воскресные тропари, перед праздниками — величание соответствующему празднику ил святому.

Далее читаются главы из Евангелия, соответствующие календарному воскресению или празднику, и звучит песнопение «Воскресение Христово увидев». Все присутствующие в храме в воскресное ночное бдение целуют Евангелие, по праздникам прикладываются к иконе, после чего их лоб помазывается елеем.

Миропомазание

Миропомазание является Таинством, это православный Церковный обряд, знаменующий дарование милости Богом. С древних времен помазание елеем было радостным знаком, знаменующим Божьи благословения. Елей изготавливался из оливкового, масличного дерева, которое не раз упоминается в Библии. Лист маслины принес Ною голубь, выпущенный из ковчега, это был символ жизни, знак того, что Бог больше не сердится.

Далее читается канон, состоящий из 9 песен, посвященных святому или празднуемому событию. Каждый канон, означающий правило, заканчивается ирмосом, связующей частью между каждым из девяти канонов. Ирмосы связывают времена Ветхого Завета и Рождества Спасителя. Тропари содержат песнопения, славящие Иисуса и Богоматерь, отдают честь празднику или имени святого, который прославляется.

В написании канонов используются молитвы и послания святых и пророков:

  • Иоанна Дамаскина;
  • пророка Моисея;
  • Исаии;
  • Аввакума;
  • отца Иоанна Крестителя и многих других.

Пение канона заканчивается у иконы Божьей Матери, висящей слева от царских ворот. Хор исполняет умилительную молитву, дарованную христианам самой Богородицей. «Величает душа моя Господа» (Луки 1:46-55). После умилительной песни хор поет 49,150 Псалом, воздавая хвалу Великому Творцу.

Великое славословие звучит при появлении первых лучей солнца и символизирует Иисуса Христа, Свет всех народов, Солнце правды.

Окончание Утрени

В конце утренней поется хвала Святой Троице. «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». Сугубая и просительная ектения завершает утреню, после чего произносится завершающий отпуст, благословляющий православных при выходе из храма. Первый час, короткое богослужение после всенощного бдения, освящает наступающий день молитвой.

Внимание! Всенощное бдение свято чтится только в православии, основанное первыми христианами, великими святыми, оно продолжается и в наши дни.

Нынешнее всенощное бдение несколько сокращено, начинается позже и заканчивается раньше. Начало и конец вечерни и утрени возвещаются звонами колоколов.

Всенощное бдение и его происхождение

Всенощное бдение и его происхождение

«Всенощным бдением» называется торжественное богослужение, которое совершается в ночь накануне воскресных дней, а также и великих праздников, имеющих в Типиконе знак + креста в круге, напечатанного киноварью (красным цветом), и средних праздников, имеющих знак креста в полукружии, напечатанного киноварью. К великим праздникам, накануне которых совершается всенощное бдение, относятся все так называемые «Господские» и «Богородичные» «Двунадесятые праздники», а также: Рождество Иоанна Крестителя 24 июня, Усекновение главы Иоанна Крестителя 29 августа, свв. первоверховных Апостолов Петра и Павла 29 июня, Обрезание Господне и память св. Василия Великого 1 января и Покров Пресвятыя Богородицы 1 октября.

Средние праздники со знаком креста в полукружии, напечатаннаго киноварью (красным цветом), накануне которых также совершается всенощное бдение, суть следующие: день памяти св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова 26 сентября, св. Иоанна Златоуста 13 ноября, св. Николая Чудотворца 6 декабря, Трех святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго 30 января, св. Георгия Победоносца 23 апреля и второй день памяти св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова 8 мая. Кроме того, всенощное бдение совершается еще в двух случаях: 1. Накануне храмовых праздников или в честь святаго, мощи котораго почивают в данном храме, и 2. Накануне средних праздников, имеющих знак + креста, напечатаннаго киноварью (красным цветом) и примечание: «Аще изволит» или «Аще восхощет настоятель, творим бдение», исключая случая, если храмовой святой празднуется в день Св. Духа. В этом случае Великая Вечерня, бываемая обычно по литургии в день Пятидесятницы, совершается в свое время.

Читайте также:
Мощи Петра и Февронии: где находятся и как проехать, история, о чем просить и чем помогают

Слово «бдение» значит «бодрствование», то есть провождение времени без сна. Всенощное бдение и ведет свое начало от самых первых времен христианства, когда первые христиане нередко всю ночь бодрствовали, проводя время в молитве на гробах мучеников, в катакомбах, особенно под первый день недели, под Воскресение, прославляя в хвалебных песнях Воскресшаго Христа. Возглас иерея в конце всенощнаго бдения: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» относится к появлению первых солнечных лучей на востоке при наступлении утра. В некоторых местах, как, например, на Афоне, всенощное бдение и до настоящего времени продолжается всю ночь. В большинстве же современных монастырей и особенно в приходских храмах бдение, по немощи людской, а также несомненно и по крайнему небрежению к соблюдению устава и церковной молитве, сокращаясь все больше и больше, доведено до минимума продолжительности, чего признавать законным, конечно, нельзя.

Согласно указанию 2–ой главы Типикона, всенощное бдение должно начинаться «по еже зайти солнцу мало», то есть вскоре после захода солнца. Хотя порядок и содержание песнопений и чтений всенощнаго бдения во многом приближаются к порядку и содержанию так называемой «Великой вечерни» и «Полиелейной утрени», однако Типикон строго различает «бдение» и «полелей». Основное их различие в том, что Великая вечерня и Полиелейная утреня это два самостоятельных богослужения, совершаемых отдельно одно от другого, одно вечером, другое утром, в то время как Всенощное Бдение это одно цельное, неразрывное богослужение, совершающееся при том и с большей торжественностью. Всенощное бдение — богослужение составное, состоящее из трех неразрывно связанных, соединенных в одно последований: Вечерни, Утрени и Перваго часа.

В богослужебных книгах слово «бдение» иногда заменяется словом «собор» указание на то, что это богослужение, ради большей торжественности, совершается целым собором священнослужителей. Например, нередко встречается в Типиконе и в Минеях такое выражение: «совершается собор, идеже лежат мощи его и идеже храм его», то есть там, где почивают мощи данного святого, или храм посвящен его имени, следует по уставу совершать всенощное бдение. Слово «бдение» также иногда в богослужебных книгах заменяется греческим названием «агрипния» (. ).

Малая вечерня

Так как всенощное бдение начинается Великой вечерней, уже после захода солнца, то перед заходом солнца, чтобы не оставлять этого времени дня без церковной молитвы, всегда полагается совершать по уставу (см. главу 1–ую), так называемую Малую вечерню. Главной отличительной особенностью Малой вечерни является отсутствие обычных для всякой другой вечерни ектений, кроме краткой заключительной ектении, и то, что она вся совершается при закрытых царских вратах и задернутой завесе.

Малая вечерня предваряется чтением Девятого часа, который с ней неразрывно связан. Устав 9–го часа изложен в Часослове. Так как 9–й час относится к уходящему дню, то тропарь и кондак читаются уходящего дня. По окончании Девятого часа, без отпуста, произносится иереем начальный возглас: «Благословен Бог наш…» и дальше малая вечерня следует таким порядком:

Приидите поклонимся… 3–ды.

Предначинательный псалом 103–й, Слава, и ныне,

«Господи воззвах:» на глас данной недели или стихир.

Стихиры на «Господи воззвах:» всего на 4, (воскресные или праздника, смотри Малую Вечерню в Октоихе или в Минее).

Богородичен или стихира праздника.

Свете тихий: (читается, но не поется),

Прокимен дня, причем великий прокимен: «Господь воцарися…» вместо 4 1/2 раз, поется только 2 1/2 раза.

Стихиры на стиховне.

Богородичен или стихира праздника.

Трисвятое по «Отче наш».

Тропарь, Слава и ныне, Богородичен (если не двунадесятый праздник), а если двунадесятый праздник, то тропарь праздника.

Краткая сугубая ектения, какая положена в начале утрени.

Возглас: «Яко милостив и человеколюбец Бог еси…»

Слава Тебе, Христе Боже: Малый отпуст.

Читайте также

Всенощное бдение. Великая вечерня

Всенощное бдение. Великая вечерня Придя во храм и возложив на себя епитрахиль, священник, став пред Царскими вратами возглашает:Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе.Царь Небесный: Трисвятое. Слава, и ныне:

Всенощное бдение. На велицей вечерни

Всенощное бдение. На велицей вечерни Пришед иерей во храм святый и наложив на себя епитрахиль, стоя пред царскими враты, глаголет:Благослове?н Бог наш всегда?, ны?не и при?сно, и во ве?ки веко?в.И учиненный чтец глаголет: Ами?нь. Сла?ва Тебе?, Бо?же наш, сла?ва Тебе?. Царю?

Всенощное Бдение

Всенощное Бдение Накануне праздников и воскресных дней совершается торжественная служба, называемая «всенощною». Всенощная состоит из вечерни и утрени следующего

Всенощное бдение

Всенощное бдение Первое отверстие царских врат и каждение алтаря изображает явление славы Божией в сотворении мира и человека и блаженное состояние прародителей в раю Божием после их сотворения. Пение 103-го псалма (предначинательного) «Благослови, душе моя, Господа»

ЗАУПОКОЙНОЕ ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ

ЗАУПОКОЙНОЕ ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ Прекрасный обычай возносить усиленные моления об усопших накануне дня погребения и некоторых нарочитых поминальных дней принимает незаконное оформление, когда ВЗАМЕН обычных дневных вечерни и утрени совершается так называемое

Читайте также:
Собеседование перед крещением ребенка: понятие огласительной беседы, что нужно знать родителям и крестным

Воскресное всенощное бдение

Воскресное всенощное бдение “Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои;

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ Всенощным бдением, или всенощною, называется такое Богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней. Оно состоит из соединения вечерни с утреней и первым часом, причем как вечерня, так и утреня совершается более

Всенощное бдение

Всенощное бдение Всенощное бдение – первая часть богослужения, посвященного какому-либо празднику, событию церковной жизни, святому. Раньше эта служба начиналась вечером и заканчивалась утром. Сейчас такие богослужения проводятся только в некоторых монастырях и

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ Всенощным бдением, или всенощной, называется такое богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней. Оно состоит из соединения вечерни с утреней и первым часом, причем как вечерня, так и утреня совершаются более

Всенощное бдение под Вознесение Господне

Всенощное бдение под Вознесение Господне Представим себе, что в магазин, где продается двухсоттомник Всемирной литературы, придет китаец. Он увидит: стоят совершенно одинаковые книги, двести штук, и подумает: “На что люди такие деньги тратят?” Но если он придет второй и

Воскресное всенощное бдение

Воскресное всенощное бдение Поздравляю всех с Воскресением Христовым! Это главный церковный праздник. А еще каждые семь дней мы празднуем эту малую Пасху, потому что Христос воскресший есть наша Пасха, наш переход в новую жизнь. Накануне вечером читается Евангелие,

Всенощное бдение под неделю 4-ю по Пасхе

Всенощное бдение под неделю 4-ю по Пасхе Христос воскресе!”В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; но нашли камень отваленным от гроба. И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса”.Ученицы Христовы,

Всенощное бдение под неделю 17-ю по Пятидесятнице

Всенощное бдение под неделю 17-ю по Пятидесятнице Завтра три праздника сливаются в один: и Воскресенье – малая Пасха, и предпразднство Воздвижения, и отдание Рождества Богородицы. Это, конечно, для нас очень радостно, хотя трудно бывает вместить в свой ум и сердце и

Всенощное бдение под святителя Николая

Всенощное бдение под святителя Николая Христос воскресе!Сегодня святая Церковь прославляет святителя Николая. Каждый святой нас чему-то учит, поэтому Церковь с самых древних времен имеет обычай праздновать их память.Человечество делится на две неравные части: святые и

Всенощное бдение под Преображение Господне

Всенощное бдение под Преображение Господне На каждой всенощной мы возглашаем: “Слава Тебе, показавшему нам свет!” Каждый из нас в свою меру увидел свет Христов и, идя на этот фаворский свет, восходит на гору – приходит в храм, в ту или иную меру соединяется с Церковью, со

Всенощное бдение: что это, как происходит и сколько длиться

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Есть большое количество религиозных обрядов и ритуалов. Большинство не особо осведомленных людей могут даже не знать о них. Но каждый из нас хотя бы раз слышал такой термин как всенощная. Что это — всенощное бдение, можно спросить у священнослужителя или прочитать в нашей статье.

История богослужения

В древности всенощное бдение начиналось поздно вечером и продолжалось до самого рассвета. Начало службе было положено первыми христианами для того, «чтобы отвратить народ православный от еретиков-ариан», у которых было принято молиться ночью. В то время и призвал Иоанн Златоуст православных собираться на ночное бдение. В некоторых монастырях на востоке по сей день сохранилась эта традиция.

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно! Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

Древние христиане молились непрестанно, совершая так называемый «дневной круг». В положенный час они собирались для молитвы в храме. Они так и назывались: 1-й час, 3-й час, 6-й час, 9-й час. Это служение каждого дня, которое совершается непрерывно. Сегодня часы присоединены к продолжительным службам. Всенощное бдение выходит за пределы часов, поскольку эта служба положена только накануне великих праздников (к ним относится и Воскресение), оставаясь, однако, также составляющей «дневного круга».

День церковный начинается не утром, а вечером. Так что всенощное бдение начинает новый день и является преддверием Божественной литургии.

Практика ночных бдений была введена древними монахами, а впоследствии закреплена в Иерусалимском уставе. Именно по этому уставу в наше время совершаются все богослужения. Открывается же Типикон (церковный устав) всенощным бдением, т. е именно эта служба «открывает ворота»….

Образ Всенощной

Каждая церковная служба — это и воспоминание, и настоящая реальность, утверждающая присутствие Бога в нашей жизни, живого Бога «отныне и до века». Строгие каноны и их соблюдение необходимы! Если бы прежде (на протяжении 2000 лет) кто-либо из священства позволил себе отступить от канона, то сегодня от православной службы в первозданном виде ничего бы не осталось. Волнение священника на службе — осознание присутствия Божия и опасение нарушения даже малости, поскольку ничто в этот момент не может быть мелочью.

Читайте также:
Венчальные кольца: как выбрать и как носить, что делать при потере

У каждой службы — свой образ, есть он и у всенощной— величественной службы, содержащей в себе вечерню и утреню. Во время всенощной эти службы проводятся более торжественно (то, что читается на вечерне в будний день, на всенощной поет хор и т. д.). Мало того, на всенощной появляются дополнительные моменты — лития и полиелей. Почему каждая Всенощная повторяется и повторяется вновь? Потому что Бог присутствует в нашей жизни всегда. Служба — это не просто напоминание, это — утверждение. «Я — тот же, что был прежде». То есть все это вновь происходит сегодня, как и распятие Христа, которого мы распинаем вновь и вновь своими сознательными грехами. Есть над чем задуматься?

Итак, две основные части всенощной — вечерня и утреня:

  • Вечерня основана на Ветхом завете, мы проходим через него в эти моменты,
  • Утреня — завет Новый, рождение Спасителя. Утреня — это радость, утренняя заря. Каждый момент важен и имеет свое сакральное значение.

Всенощная

Вечерня — это еще состояние ветхого Адама, начало нашего творения. Но это и предчувствие явления Мессии. Колокольный звон предваряет ее, благовест и трезвон. Накануне воскресного дня звонарь звонит в воскресный колокол, читая кафисму «непорочных» (17-я кафисма) или 50-й псалом. Завершается благовест трезвоном во все колокола, исключая колокол Праздничный. Вечерня всенощной названа Великой, поскольку таковой и является. Священнослужители облачаются в священные одежды и совершают каждение алтаря. Громким возгласом «Востаните!» диакон обращается к народу, призывая молящихся. Потом испрашивает благословение у священника и начинает служение.

Начало «ветхозаветной» вечерни

Вечерню всегда начинает 103 псалом, описывающий картину творения до грехопадения. Врата открыты, как прежде были открыты для Адама и Евы. Священнослужители кадят храм и молящихся, что олицетворяет благодать Божию при творении людей. Падением эти двери были закрыты, и человек просит Бога о милости, о прощении: закрываются царские врата и диакон читает великую ектению, т. е. прошение.

Псалом «Блажен муж…» словно продолжает ее, показывая путь, которым следует идти дальше. Этот же Псалом предвосхищает рождение Мессии — «яко лист Его не отпадет».

Стихиры, которые поются дальше, также говорят о покаянии, они чередуются с чтением псалмов.Снова совершается каждение храма, молящиеся просят Бога о прощении.

Последняя стихира «догматик» буквально предвосхищает рождение Христа. Посвящена она Деве Марии.

Далее — таинственный момент, дающий надежду: открытие Царских Врат и вход… Спасение человека — во Христе, который грядет. Диакон произносит: «Премудрость, прости!», что означает «стойте прямо!», священник благословляет вход, а хор в это время поет «Свете Тихий», ибо не в великой славе сошел на землю Господь, а в великой тихости.

Далее диакон читает прокимен и просительную ектению, следующее действо — лития, которая олицетворяет собой евангельскую историю, когда Христос накормил пять тысяч людей пятью хлебами. Лития совершается у западных дверей, куда выносят пять пшеничных хлебов, пшеницу, вино и елей. Священник благословляет их. В древности молящиеся в этом момент вкушали хлеб и вино, чтобы не изнемочь и продолжать службу дальше, уже до утра. В наших храмах хлеб с вином раздают на всенощной позже, сразу после елеопомазания.

Стихиры на стиховие — это особые стихи, которые завершает молитва праведного Симона, взявшего на руки младенца Христа, «ныне отпущаеши, Владыко». Момент особенный! Он говорит о смерти старого и рождении нового, о попрании смерти. Вечерня близится к завершению. Последнее песнопение ее — «Богородице Дево, радуйся», ибо свершилось, исполнилось обетование, которого ожидали более 8 тыс. лет. «Благословенье Господне на вас..»

Начинается утреня с ангельского пения «Слава в Вышних Богу…» Теми словами, которыми встретили рождение Спасителя ангелы. Далее читают шесть особых псалмов, называемых «шестопсалмие». Это — воспоминание Вифлеемской ночи, ожидание Рождества, образ ночи. Вот почему при чтении шестопсалмия в Храме гасят все свечи. В этот момент, пред закрытыми Царскими вратами, в темноте священник читает утренние молитвы, предвещающие зарю.

После чтения мирной ектении диакон возглашает громко: «Бог Господь, и явися нам..», этот возглас говорит о том, что Спаситель пришел в мир, сбылось пророчество. Читаются кафисмы из Псалтири.

Полиелей, чтение Евангелия и елеопомазание — самая торжественная часть службы. Полиелей значит «много милости», в некоторых случаях слово переводят как «много масла», поскольку елей всегда считался олицетворением милости Божией. В этот момент читаются хвалебные стихи, открываются Врата, зажигаются свечи, священнослужители кадят полностью весь храм, поют праздничные тропари. Далее — читают праздничное Евангелие, «Воскресение Христово видевши» (если день воскресный) и совершают священный обряд елеопомазания, перед которым верующие подходят к праздничной иконе, находящейся в центре храма, и к святому Евангелию.

По окончании елеопомазания, после того, как священник произнесет «Милостью, щедротами…», начинается особое чтение канона.

Канон повествует о жизни и подвигах святых угодников Божиих. Его можно назвать молитвенным произведением, которое состоит из девяти песней. Перед 9-й песней, после каждения, диакон возглашает величание Божьей Матери, которому вторит хор «Честнейшую Херувим…»

Хвала

Она заключается в чтении псалмов, ее продолжает великое славословие. Стихиры заканчиваются песнопением, посвященным Богородице, и теми словами, которыми начиналась утреня: «Слава в вышних Богу». Утреня завершается чтением ектении и отпустом.

Всенощное бдение закончилось, но священство еще не разошлось, они читают 1-й час, который освящает наступающий день. Служба эта очень краткая. Раньше она представляла отдельный чин, теперь все часы присоединяют к длительным службам.

Читайте также:
Казанский храм в Тольятти: описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и праздники

Волшебный мир магии и эзотерики или ГЛАВНЫЕ ЗАКОНЫ ВСЕЛЕННОЙ

Первый попавшийся человек хочет прикоснуться к чему-то особенному и ранее неизведанному, скрыть для себя новые границы понимания, соприкоснуться с чем-то сверхъестественным и малознакомым. Из-за этого, каждый кто находится в поисках высоких духовных практик, кто желает заворотить «за занавес», со временем все же получает ответы. Обращаясь к глубинам мироздания, подобает сказать о том, что во все времена шла речь о волшебниках, чародеях и целителях, мистических явлениях, необъяснимых событиях и о многом другом, подобно как находится за гранью понимания. Со временем люди сумели сплотить все свои практики и интересы к загадкам Вселенной через путь самопознания. И об эту пору это называется одним словом — эзотерика. Однако, стоит сразу преобразить внимание на то, что магия и эзотерика — это две кардинальные противоположности. Невзирая на то, что они напрямую работают со сверхъестественными вещами, эзотерика исповедует чистые практики, у которых ни духу отрицательных последствий. Магия, в свою очередь, подразумевает работу с заклинаниями, использованием реквизитов и обращением к Силам Света тож Силам Тьмы. Эзотерика предпочитает этого не касаться, она проповедует напоминание к энергетическим потокам, которые способны преобразить жизнь каждого, кто научится к ним «вливаться. Ant. выключаться». Итак, для того чтобы понять жизненную необходимость эзотерики, понять ее законы и научиться владеть ею в совершенстве, следует более досконально познакомиться с ней и понять, как она работает.

В первую участок стоит сказать о том, что при помощи эзотерики можно привлечь к ответственности удачу. Для этого достаточно направить свои мысли в данную сторону и предрешить себя на то, что феноменальная удача обязательно произойдет в ближайшее хронос. Ввиду того, что мысли материальны, можно ни на постойте не сомневаться в том, что все задуманное осуществится в ближайшие сроки. Затем, можно с уверенностью сказать о том, что главное правило эзотерики — сие вера в себя, в свои силы и в то, что при помощи положительного мышления и внутреннего настроя возьми прием светлых волн, можно добиться феноменального успеха.

Денежная удаваться также не заставит себя долго ждать, если регулярно пичкать свой разум правильными мыслями. Так, стоит взять одну с купюр в своем кошельке, разместить ее перед собой, положить в нее ладонь, закрыть глаза и представить себе, как эта исключение притягивает к себе другие средства, как она словно магнит, влечет к себя деньги, как кошелек становится все толще и толще, как прирост приходит с различных сторон… Таким образом, визуализируя картину своего успешного финансового будущего дозволяется быть на 100% уверенным в том, что оно обязательно наступит, и довольно именно таким, каким родилось в воображении.

Ввиду того, что эзотерика учит видеть мир через самопознание и самосовершенствование, будет намного проще понять тех иначе говоря иных представителей современного общества в определенной ситуации. Находясь в абсолютно гармоничном состоянии, суще наполненным внутренней силой, можно не сомневаться в том, что везение в бизнесе придет внезапно и неожиданно, или же проблематичная ситуация решится хозяйка собой, словно по мановению волшебной палочки. Эзотерика учит воззриться на мир светлыми и чистыми глазами, возрастать духовно, взращивая в своем дух любовь и гармонию и можно не задумываться о приходе успеха, ведь симпатия будет все время находиться рядом, сопровождая одухотворенную личность возьми каждом шагу, приумножая его доход, наполняя его необъятной насильно, радостью и безграничным умиротворением.


Длительность службы и авторство

Само название «всенощная» говорит о времени служения: немного спустя, после захода солнца. У всенощной нет одного автора, как у литургии, ее порядок складывался постепенно. Первые молитвы всенощной составлены Иоанном Златоустом. В православных храмах служба начинается в пять или в шесть часов вечера, а длится везде по-разному, но в среднем — до восьми часов вечера. Всенощная в монастырях может длиться 5 и 6 часов. В некоторых монастырях на востоке, как и в древности, она продолжается до утра, когда первый час действительно освещает наступающий день с восходом солнца.

Знаменный распев — не просто древнее пение, а концепция соборности

Нам открылась утраченная звучащая красота Святой Руси, для нас воскрес из небытия голос, которым Святая Русь несколько веков общалась с Богом. Что же произошло с Россией, если она утратила своё мощное одноголосье, если даже в монастырях прижилось многоголосное партесное пение, пришедшее с Запада? Чем оно отличается от знаменного, которое Россия почти забыла и утеряла? Не утеряла ли она с ним самое главное — свою душу, бытийную основу и внутреннюю сущность?

Вопрос восстановления древнего богослужебного пения — вопрос эсхатологический, — считает И.В.Мартынов, композитор, распевщик, преподаватель Московской духовной академии. Вот его позиция: «Сейчас у нас в Церкви существует многоголосное гармоническое пение, которое дано нам по грехам нашим. Все первое тысячелетие православное пение было одноголосым. В многоголосье молитва одебеливается материей, а одноголосное пение не материально. Одноголосие — ряд звуков, образующих линию, которая в нашем восприятии неизбежно вызывает образ чистой длительности, не связанной ни с каким материальным объектом. А одновременно звучащие звуки вызывают пространственные, телесно-материальные ассоциации. Любое многоголосие чревато телесностью. Партесное (многоголосное) пение возникло вследствие церковных нестроений, расколов, когда от полноты Вселенской Церкви откололась сначала католическая, а затем протестантская церковь. Впоследствии это западное влияние проникло через Украину и в Россию. Партесное пение — это душевный, а не духовный уровень, как одноголосное. В партесном пении мелодия идет за эмоцией. Такой образ молитвы — чувственно-мечтательный, экзальтированный — осуждается святыми отцами и приводит к прелести»…

Читайте также:
Как покрасить яйца: как и каким цветом красиво красить на Пасху, идеи и советы

«Знаменный распев — это духовное делание, очень здоровое в мистическом плане, здесь минимальная возможность впасть в прелесть, — объяснял на своих лекциях Борис Павлович Кутузов. — Знаменный распев устраняет всё, что связано с телесностью. Задача знаменного распева не вызывать переживаний, а направить человека на путь преображения, очистить от аффектов, страстей. Знаменный распев — мужественный, без хроматизмов, строго диатонический, с удобной тесситурой, так что удобно петь всем голосам. В отличие от партесного пения, где происходит постоянное соперничество и конфликты между тенором, сопрано, басом. Регенту приходится всё гасить, задавая такую высоту, на которой было бы удобно петь одному из голосов и на которой остальные неизбежно должны ломать себя и срывать голоса, поэтому каждый поёт свою партию. Какая уж тут молитва! Это уже не церковное пение. В партесном пении происходит разделение певцов, поскольку каждый хочет солировать. В унисонном одноголосном пении певцы братски поддерживают друг друга, это и есть церковное соборное пение»…

Россия утеряла соборность в церковном пении: в большинстве храмов и монастырей поют «партиями», как в миру, лишь изредка услышишь отдельные песнопения знаменным распевом как вставные номера.

Вот где корень многих бед! Русский человек давно расстроил исконный лад своей жизни под влиянием Запада, которое коснулось и сердцевины духовной жизни — молитвы. Знаменный распев — это не просто древнее пение, это концепция жизни: органическая концепция, в которой человек существует не сам по себе, как атомизированный индивид на Западе, а связан родственными узами с миром, Богом и себе подобными.

В знаменном распеве певцы «братски поддерживают друг друга», а их вразумляет и наставляет Господь. Певцы становятся соработниками Богу и ангелами, восстанавливается реально звучащая иерархическая лестница, которая возводит человека на Небеса. В своем храме мы услышали, как за богослужением сливаются земной и небесный хор. Мы поняли, что такое «ангелоподобное пение»: когда вместе с хористами поют ангелы, и мир обретает на время богослужения давно утраченную цельность, мир становится единым собором, соединяющим всех живших на земле со всеми живущими на Небесах. Мы слышим хор, который не поет, а молится: истово, бесстрастно, строго…

О Всенощном бдении. Часть 1. «Востаните!»

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Все́нощное бде́ние, или Все́нощная, – это православное богослужение, соединяющие в себе три службы: великую вечерню (иногда великое повечерие), утреню и первый час. В чем смысл Всенощного бдения, какие песнопения исполняет хор, что делают священнослужители, как библейские тексты, исполняемые на православном богослужении, повлияли на мировую культуру? Обо всем этом читайте в комментариях игумена Силуана (Туманова).

Единственный смысл православного храма быть местом молитвы православных христиан. И даже более того, определенной, особой молитвы – благодарственной. Конечно, в храме и просят, и каются, и прославляют Бога. Но главное именно благодарность, благодарение.

Благодарение по-гречески «евхаристия». Так мы называем самое главное, что есть в жизни крещеного христианина — Таинство Причащения, происходящее на Литургии. Сейчас нетрудно найти любую информацию о литургии — главном богослужении, совершаемом в храме. Христианин готовится к нему целый день, который по древней библейской традиции начинается не с полуночи, а с вечера предыдущего дня.

Вот именно поэтому те, кто желают в воскресенье причаститься и прославить Воскресшего Христа на литургии, уже вечером в субботу приходят в храм на особое богослужение — Всенощное бдение.

“Востаните!”

Обычное воскресное Всенощное бдение совершается накануне воскресных дней в субботу вечером.

Также Всенощное бдение совершается накануне двунадесятых праздников, праздников, отмеченных особым знаком в Типиконе (e.g. память Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, и Святителя Николая Чудотворца. ), дней храмовых праздников и в некоторых других случаях согласно местной традиции.

Минут за 15 начинается равномерный удар в один колокол, а потом слышен праздничный звон колоколов. Так всех христиан созывают на богослужение с окрестных домов. И то, что сегодня прихожане зачастую живут на расстоянии многих километров от храма, конечно, неважно. Пришедшие пораньше радуются звукам колоколов, входят в храм.

Итак, Вы вошли в храм. Встали. Перед Вами иконостас – стена, украшенная иконами. В ней по центру есть двустворчатые двери, тоже украшенные иконами. Это Царские или Великие врата. В начале Всенощного бдения они открываются. Становится виден алтарь. Слышится позвякивание кадильницы – это священник кадит (окуривает благовонным дымом ладана) – алтарь, ничего не говоря. Перед ним идет диакон со свечей.

Это действие при всей своей простоте является одним из самых глубоких и многозначительных моментов православного вечернего богослужения и напоминает нам о тайне сотворения мира, скрытой от человеческих глаз и понимания.

После молчаливого каждения выходит из Царских врат диакон и, глядя на нас, произносит весьма странное слово: «Востаните!» Ну, понятно, конечно, что нас призывают не восстание совершить, а просто встать. Но зачем? Мы ведь и так стоим, а не сидим! Вон, баба Клава старенькая, она на лавочке сидит. А все остальные-то стоят!

Дело в том, что в древних монастырях монахи, как и сегодня на Святой Горе Афон, перед началом богослужения (и еще в некоторые моменты) сидели на специальных креслах (не особо удобных, кстати) – стасидиях. Стулья стоят и в современных храмах греческой традиции, а не только у католиков и протестантов.

А почему в русских храмах не так? Понятно ведь, что не из-за греховности или невозможности сидеть на стуле во время службы, иначе и в других православных Церквях этого не было бы. Одно из объяснений такое. На Руси храмы всегда были переполнены народом. А попробуйте поставить стулья, если и для стоящих места маловато?

Читайте также:
Что такое томос об автокефалии: значение и определение, текст

Итак, началась вечерня. «Погодите, – скажете Вы. Это же не вечерня, а Всенощное бдение!» И все будут правы. Потому что Всенощное бдение состоит из трех богослужений: Великой (то есть особо торжественной) вечерни, утрени и Первого часа.

На этих словах священник кадильницей в воздухе перед престолом (а это в глубине алтаря стол для самых священных и таинственных действий) чертит знак креста, показывая, что через Распятие Иисуса Христа христиане узнали о тайне Святой Троицы – Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого.

“Благослови, душе моя, Господа!”

Затем священник выходит из алтаря и кадит весь храм, а хор поет 103-й, «предначинательный» псалом «Благослови, душе моя, Господа!». Этот псалом выбран в качестве начала вечерни, потому что напоминает о шести днях творения, которое, согласно Библии (1 глава книги Бытия), началось вечером. На практике поются только некоторые стихи из него. А жаль. Хотя, конечно, это сильно сокращает длительность богослужения.

Псалом этот приписывается авторству самого библейского царя Давида и является гимном, посвященном сотворенной Богом вселенной – видимого и невидимого мира. Описание природы в псалме сделано поэтично и сильно в художественном отношении. Этот древний текст вдохновлял христианских поэтов разных времен и народов. Известно его стихотворное переложение, принадлежащее Ломоносову. Его мотивы звучат в оде «Бог» Державина и в «Прологе на небесах» Гете. Этот псалом выражает восхищение человека, созерцающего красоту сотворенного Богом мира.

Торжественное пение хора, приятный запах ладана, величавые действия священнослужителей – всё это напоминает о безбедной жизни первых людей в Раю, на самой заре истории человечества.

А затем священник заходит в алтарь, врата закрываются, гаснет паникадило (люстра в центре храма), хор смолкает.

И тут мы вспоминаем о грехопадении первых людей. И о нашем личном грехопадении….

Всенощное бдение — содержание и смысл службы

Всенощное бдение — что это

Всенощное бдение – торжественное православное богослужение, совершаемое вечером накануне особо значимых церковных праздников. Такими праздниками в Православии являются воскресные дни, Двунадесятые праздники (Рождество Христово, Крещение Господне и другие), дни памяти особо почитаемых святых, икон Божией Матери и т.д.

“…Бдение напечатлевает в нас боголюбивые помыслы, производит в нас отвращение от мирской суетности и научает отдалять от себя вредное” (преподобный Нил Синайский).

В древности это богослужение длилось всю ночь, начиная с позднего вечера до рассвета. Благодаря этому и появилось такое название. В буквальном понимании «Всенощное бдение» – это бодрствование в течение всей ночи. Такую молитвенную «работу» совершали первые христиане, укрываясь от гонителей в катакомбах, исполняя наказ пророка Давида: “Воздвигните ночью руки ваши к святилищу, и благословите Господа” (Пс.133.)

В настоящее время Всенощная служба начинается не ранее 15.00 часов (точное время определяется настоятелем конкретного храма) и длится примерно 2-4 часа. Подобные коррективы были внесены по снисхождению к немощам современных христиан. Однако в некоторых монастырях, например, на Афоне, это богослужение совершается по традиции всю ночь.

Суточный круг богослужения

Совокупность богослужений, которые совершаются в Православной Церкви в течение суток, называется Суточным кругом богослужения. По сложившейся Церковной традиции таких богослужений девять:

  1. Девятый час.
  2. Вечерня.
  3. Повечерие.
  4. Полунощница.
  5. Утреня.
  6. Первый час.
  7. Третий час.
  8. Шестой час.
  9. Божественная Литургия.

Структура Всенощного бдения

Основанное на молитвенном примере Спасителя и апостолов, Всенощное бдение как храмовая служба сформировалось к IV веку. Она была дополнена многочисленными молитвословиями в VIII и IX веках. В сложившемся виде совершается и по сей день.

Всенощное бдение является цельным, неразрывным богослужением. Оно состоит из Вечерни, Утрени и Первого часа. Всенощная всегда предшествует Литургии – главнейшему православному богослужению. Во время Литургии каждый верующий имеет возможность соединиться со Христом в Таинстве Евхаристии, приняв Честные Дары Его Тела и Крови, которые “являются истинным очищением, истинной красотой, истинным освящением и благородством души” (святитель Иоанн Златоуст).

Всенощное бдение: смысл и содержание

В общем смысле богослужение для христиан – это богопочитание, угождение Богу исполнение Его Святой воли. Первые люди в раю могли свободно прославлять Творца, Его премудрость и всемогущество. В этом и заключалось их богослужение. Также мы называем богослужением познание Бога людьми через Его творения и молитвенное общение с Ним.

Богопознание в Православии – это познание Любви и возрастание в Ней, потому что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём». (1 Ин 4:16)

Но в мире, пораженном грехом, для богопознания человеку необходимо духовное усилие. Потому что “Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его”. (Мф.11:12).

“Это значит, что жизнь по вере не достается даром, но нужно трудиться, чтобы иметь внутренние признаки в себе Царствия Божия” (праведный Иоанн Кронштадтский).

Внешне такое духовное усилие воплощено в церковных богослужениях. Особое место среди них занимает Всенощное бдение.

Эта служба имеет важнейшее значение. Она подготавливает христианина к участию в Литургии.

«Мы настолько погружаемся в земную суету, и попечения, – пишет священник Валерий Духанин в книге «Во что мы веруем», – что для обретения подлинной духовной свободы нам требуется очень продолжительное богослужение. Таковым и является Всенощное бдение. Это богослужение, способно освободить нашу душу от мрака земных впечатлений, расположить к постижению духовного смысла праздника, к восприятию благодатных даров».

Всенощное бдение символизирует и по своему содержанию напоминает историю Ветхого и Нового Заветов.

Последование Всенощного Бдения

Начинается богослужение Великой вечерней. Открываются Царские врата. Дьякон и священник совершают каждение в полной тишине. Это безмолвное каждение призвано напомнить нам о начале творения мира, когда земля «была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». (Бытие 1:2)

Читайте также:
Церковный устав: текст действующий, состав и значение, история и современное положение

Священник произносит первое возглашение: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице…», и под пение 103-го псалма, прославляющего Творца мира, кадит весь храм и молящихся. Это священнодействие призвано напомнить стоящим в храме не только о сотворении мира, но и о блаженной жизни первых людей в раю, когда Сам Бог был с ними рядом.

Но грехопадение лишило человека рая – и поэтому закрываются Царские врата. И перед ними, как когда-то Адам перед закрытыми вратами рая, встает дьякон и произносит Мирную ектению.

Так в течение всей Вечерни Церковь обращает внимание молящихся на образы и события Ветхого Завета, пропитанные ожиданием пришествия в мир Спасителя. Молитвой «Ныне отпущаеши…» старца Симеона, дождавшегося встречи с воплотившимся Богом, подготавливается введение в богослужение Евангельских событий.

С началом Утрени во Всенощном бдении совершается переход к Новому Завету. И поэтому первое молитвословие Утрени – это ангельское славословие перед вифлеемскими пастухами в ночь Христова Рождества:

«Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк.2:14).

Полиелей

Пение хвалебных стихов: «Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа. Аллилуйя» возвещает о наступлении самой торжественной части всего Всенощного бдения. Она именуется полиелеем (греч. «многомилостие», «многое освещение»). Словами полиелея христиане воздают хвалу Богу за великую милость воплощения Сына Божия и спасение Им рода человеческого от смерти и рабства дьяволу. Во время полиелея открываются Царские врата, зажигается паникадило и другие светильники. В знак особого благоволения Божия к людям священником совершается каждение всего храма.

Накануне воскресных дней после полиелея поются особые воскресные тропари. Они рассказывают о встрече у Гроба Господня жен-мироносиц с ангелами, возвестившими им о Воскресении Иисуса Христа.

Торжественное чтение Евангелия на Утрене является кульминацией всего Всенощного бдения. Затем читается канон – богослужебное песнопение, составленное из кратких молитв.

В конце Утрени поется великое славословие, в котором мы прославляем Бога за дарование дневного света и Света Правды – Христа, просветившего род человеческий светом Истины.

Заканчивается Всенощное бдение чтением Первого часа. Этими молитвословиями освящается наступающий день и испрашивается благословение на день грядущий:

«Стопы мои направь по слову Твоему, и да не овладеет мною никакое беззаконие. Избавь меня от клеветы человеческой, и сохраню заповеди Твои. Яви свет лица Твоего рабу Твоему и научи меня повелениям Твоим».

Всенощное бдение: изменения в содержании

Каждое Всенощное бдение, заключающее в своих постоянных песнопениях вышеизложенный смысл, наполнено и множеством изменяемых песнопений.

Изменяемые песнопения всегда посвящены празднику. Поэтому Всенощная служба выполняет и образовательно-просветительскую функцию. К изменяемой части Всенощного бдения относятся, например, Евангелие, стихиры, тропари, каноны.

Наполнение Всенощного бдения на протяжении года меняется. Так, за несколько недель до наступления Великого поста в это богослужение включается пение псалма «На реках Вавилонских…». Он напоминает нам не только о ветхозаветном вавилонском пленении евреев, но и о рабстве дьяволу всего человечества после грехопадения.

Ибо “мы все рождаемся грешниками от праотца нашего Адама согрешившего, преступниками от преступника, рабами греха от раба греха, подклятвенными и мертвыми от подклятвенного и мертвого, и из-за Адама, приявшего действие лукавого дьявола, его советом подвигнутого на грех, поработившегося ему, потерявшего самовластие, и мы, как чада его, подлежим действию и властному господству диавола и бываем рабами ему” (преподобный Симеон Новый Богослов).

На Всенощных бдениях, посвященных воскресным дням, после чтения Евангелия поется песнь: «Воскресение Христово видевше…»

Важность посещения Всенощного бдения отмечалась многими святыми отцами Церкви. Преподобный Варсонофий Оптинский говорил:

“За обедней Иисус Христос приносит нам Себя в жертву, а за утреней мы себя приносим Ему в жертву. Это понуждение, эта борьба с плотью и имеет такое значение”.

Всенощное бдение, разворачивая перед нами историю спасения рода человеческого Крестной Жертвой Спасителя. Тем самым призывает нас к покаянию и подготавливает к принятию Тайн Христовых на Литургии.

Постоянные молитвословия Всенощного бдения

Свете Тихий, святыя славы Безсмернаго Отца Небеснаго, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит.

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля.

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному, Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и Святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Хвалите Имя Господне, хвалите, раби Господа. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуиа, аллилуиа. аллилуиа.

Исповедайтеся, Господеви, яко благ, яко в век милость Его. аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Исповедайтеся Богу Небесному, яко в век милость Его. Аллилуиа, аллилуиа. аллилуиа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: