Заговение: что такое и что значит в православии, правила и особенности традиции

Что значит заговение?

Многие читатели с детства знакомы с романом Ивана Шмелева «Лето Господне», где так подробно и во всех красках описаны и сами православные праздники, и подготовка к ним, и дни поста. Из повествования, идущего от лица маленького мальчика, узнаем мы и о традиционной кухне, употребляемой в пост, и по его окончании. Здесь же впервые встречаем непонятное слово — «заговеть».

Подготовка к посту

Для человека воцерковленного данное слово объяснять нет необходимости, однако, большинство людей, не придерживающихся православных традиций слово «заговение» ставит в тупик. Говоря простыми словами, заговением именуется последний день перед началом любого поста, в который еще можно кушать мясо, молоко и яйца.

Согласно толковому словарю Владимира Даля, заговеть означает прекращать употреблять в пищу скоромную еду на время поста. Обычно приводят в пример день, именуемый Прощеным воскресеньем, тогда, когда проходит Масленица, о чем сохранилось такое выражение: «Заговляюсь на сыр да на масло, говорят в канун Масляны».

В старину слово «говеть» означало постовать или следовать определенным запретам, связанным с приемом пищи в православной традиции.

Заговенье обычно случается перед одним из значимых православных постов, связанным исконно с сорокадневными скитаниями Иисуса Христа по пустыне. Этот пост, проходящий за 40 дней до Светлой Пасхи, называют Великим.

Согласно церковной традиции заговение накануне Великого поста различается двумя вариантами:

  • воскресное заговение на мясо (мясопустное), которое случается за неделю до масленичной недели;
  • заговение в Прощеное воскресенье на другие скоромные продукты.

Противоположностью заговения является слово «разговляться», означающее самый первый прием пищи после окончания поста.

Читайте о постах:

В чем суть заговения

Заговение или, если сказать простыми словами — подготовка к посту, на первый взгляд может показаться занятием трудным и даже непосильным, однако, для человека, стремящегося к духовной жизни, пост — хорошее время испытать себя и физически, и в первую очередь, духовно.

Заговенье в народе всегда было связано с особой радостью, ведь в этот день принято было ходить в гости и самим принимать гостей. Хозяйки готовили щедрый стол, демонстрируя свои кулинарные умения.

Может сложиться впечатление, что заговение связано исключительно с отказом от пищи животного происхождения и не подразумевает большего. Но, по старым традициям, которые сложились еще в 5 веке, принято также соблюдать чистоту помыслов и поступков, а также отказаться от любых увеселительных занятий. Время, некогда посвященное так называемым «земным» заботам на период поста должно быть отведено для работы души.

Важно! В дни поста принято было читать Священное Писание, усерднее молиться утром и вечером и, конечно, посещать церковные службы.

Для истинного христианина время, проведенное в приближенности к Богу, самое лучшее, потому как человек, живущий в соответствии с господними заповедями, более радеет о душе и пище духовной, нежели о телесном.

Важно также понимать, что соблюдение поста всегда связано с добровольностью и все запреты не воспринимаются тяготами. Вероятно, по этой причине многие священники говорят о том, что к постованию следует готовить и душу, и тело, неправильно относиться к этому времени всего лишь как к диете. Если человек не готов к посвящению данного времени духовной жизни, то не стоит заставлять себя или, тем более, ориентироваться на кого-то другого и по его примеру придерживаться постных дней.

Кроме того, следует знать, что для некоторых людей по медицинским показаниям действуют ограничения в посте. Не стоит пренебрегать своим здоровьем и мнением докторов, но если существует большая потребность присоединиться к этой духовной традиции, то непременно следует сначала проконсультироваться с лечащим врачом.

Он может составить примерный план питания без ущерба здоровью и потом поговорить с батюшкой, который также скажет о некоторых необходимых послаблениях в посте и благословит на это начинание.

Правила и особенности

Среди тех людей, которые постоянно придерживаются православных традиций, принято несколько раз в неделю ограничивать себя в пище, но при этом уделять больше внимания духовной жизни. Чаще всего для таких дней выбираются среда и пятница.

  • Существует также традиция проводить заговение заранее, например, если последний день перед постом выпал на среду или пятницу, то обычно его переносят на вторник или четверг. Правда следует учесть, что данное правило не является обязательным и его, конечно, не встретишь в духовной литературе. Такой способ подготовки к посту распространен среди прихожан, которые готовятся к посту не за день до него, а раньше.
  • Отдельно стоит сказать, что и заговенье и сам пост не связаны с голоданием, а лишь с ограничением в употребление продуктов животного происхождения на некоторое время. А постный стол, вопреки расхожему мнению обывателей, может быть представлен весьма сытными блюдами.
  • Обязательно следует знать, что в день заговения существует запрет на употребление алкоголя. И если на разговение, в праздничный день Пасхи или Рождества радикального запрета в употреблении вина не стоит, то подготовка к посту в первую очередь означает отказ от алкогольных напитков. Более того, в заговение все празднества принято завершать до обеда, чтобы после было время отдохнуть и настроиться на последующие дни поста.
Читайте также:
Рецепты кухни на Рождество Христово: традиционные блюда и меню праздничного стола

Особое правило существует в отношении постящихся детей, беременных женщин и стариков. Что касается первых, то к посту допускаются лишь дети, достигшие 7 лет. Известно, что в очень религиозных семьях дети с довольно маленького возраста соблюдают пост, но даже при такой семейной традиции из питания малышей не исключают молочные продукты, оставляя запрет только на мясе.

Беременные женщины и старики могут постовать без ограничений, однако, им следует при этом очень четко отслеживать свое самочувствие и в случае его ухудшения медленно начать вводить те продукты, которые временно запрещены, во избежание серьезных проблем со здоровьем.

Что такое заговенье на пост: что можно и нельзя кушать?

В стремительном современном мире верующие люди не всегда находят достаточно времени, чтобы разобраться со всеми тонкостями православной традиции. Мы ходим в храм по выходным, молимся дома, а что еще знаем о правилах поведения и особых днях? Вы, к примеру, можете объяснить: заговенье – это о чем? Люди, как правило, припоминают, что термин такой связан с постом. Давайте подробно все разберем, усвоим, что значит «заговенье», когда оно бывает и как проводить этот день.

Обратимся к словарям

Ученые мужи специально для нас написали кучу справочников, содержащих толкование любого термина. Согласно словарю Д. Н. Ушакова, заговенье – это последние сутки перед православным постом. Слово состоит из корня и приставки. Так его и следует разбирать. «Говеть» означает «поститься», то есть соблюдать определенные ограничения, связанные с приемом пищи. Приставка за- в нашем случае говорит о периоде, предшествующем тому, на который указывает корень. Соединяем вместе и получаем день до поста. На самом деле он воспринимается верующими как своеобразный праздник. Люди готовятся духовно и физически к предстоящим испытаниям. Не нужно думать, что пост – это нечто обыденное. Ограничивая себя в приеме пищи и развлечениях, верующие укрепляют свой дух, исправляют ошибки прошлого, стяжают благодать Господню. Это серьезное испытание для настоящей личности, ведь искус во время поста будет везде.

Почему решили выделить этот день?

Заговенье – это предшествие тягот. Однако верующий человек не боится, наоборот, приветствует всем сердцем. Пост помогает доказать себе, что душа устремлена к Господу, значит, обретет Царствие Небесное. На самом деле верующие со смирением и благодарностью принимают четырежды в год на себя обязательства ограничивать свои естественные потребности. Ничего горестного или негативного в этом нет. Пост – обычная традиция для воспитания духа. И встретить его надобно радостно, без неудовольствия или уныния. Потому у православных принято отмечать заговенье. Это день, когда хозяюшка может блеснуть своими талантами, стол накрыть и гостей позвать. Готовятся мясные блюда, от которых на последующий период верующие добровольно отказываются во славу Господа. Можно кушать с удовольствием, так сказать, про запас. Одно только нежелательно на таком праздничном застолье – алкоголь. Это и с духовной точки зрения дурно, да и организму вредно. Лучше порассуждать с друзьями о предстоящих трудах, подготовиться к посту, напомнить друг другу о его строгих правилах.

Заговенье на Великий пост

Предпасхальный пост считается самым тяжелым, продолжительным по времени. На его прохождение христианам дается сорок восемь дней, наполненных трудом духовного и телесного воздержания, молитвой, покаянием. Войти в такой сложный период далеко не всем удается сразу и безболезненно. Поэтому общий подход к этому процессу предусматривает постепенную поэтапную подготовку.

Первое заговенье происходит за неделю до начала длительного воздержания, в предпоследнее (Мясопустное) воскресенье, предшествующее началу Сырной седмицы. В этот день православные последний раз выставляют на стол мясные блюда. Всю последующую неделю разрешено есть остальные продукты животного происхождения. Например, молоко, рыбу, яйца, пр.

Второе заговенье приходится на Прощеное воскресенье. В этот день христиане последний раз позволяют себе молочные, рыбные блюда, проводят время в развлечениях. Православные просят друг у друга прощения за все причиненные обиды, беспокойства. Это помогает легко, беспрепятственно войти в покаянный настрой.

Что означает «заговенье на пост»

Давайте подойдем к нашему фразеологизму с другой стороны. Заговенье – это получение радости перед ограничением. Господь создал все на нашей земле для детей своих. Он не заставляет верующих отказываться от даров. Они сами держат пост, чтобы показать благодарность Господу, выказать Ему преданность. Это не совсем урок, как часто пишут о посте. На самом деле ограничения люди берут на себя добровольно, испытывая уже другую радость от того, что способны быть с Господом постоянно, независимо от внешних обстоятельств. Верующий больше интересуется бессмертной душой, а не наслаждениями тела. Это он доказывает и себе, и Господу тем, что придерживается строгих правил поста, такое этот период имеет значение. Заговенье еще несет в этом плане иной внутренний смысл. Давайте его разберем подробнее.

Заговенье на Успенский пост

В конце лета перед Успением Пресвятой Богородицы христиане проходят еще один очистительный период. Установлен он церковью в честь Богоматери, которая последние дни своей земной жизни усердно молилась, а оставшиеся две недели усердно постилась. В подражание Пресвятой Богородице христиане подвергают себя подвигам, воздержанию.

Читайте также:
Отличие православных праздников от светских: главные особенности и различия, традиции и духовный смысл

Этот пост считается самым легким. Идет сбор урожая, растительное меню насыщенно. Перед его началом христиане настраиваются на длительное воздержание от пищи животного происхождения. Спасовское (Евдокимово) заговенье проходит в канун Медового Спаса. Каждый год эта дата приходится на одно и то же число, 13 августа. Длится период воздержания две недели.

Наши отношения с Господом

Мы с вами решили, что мир создан для всех жителей, его населяющих. Господь делал это для нас, чтобы подарить счастье людям. Но, ограничивая себя, правильно ли мы поступаем? Отказываясь от даров, не обижаем ли мы Создателя? Конечно, это не так. Господь учит, что душа важнее тела, именно о ее чистоте следует заботиться в первую очередь. Для этого мир и создан. В нем есть все для стяжания благодати, то есть совершения хороших, светлых, добрых поступков. Заговенье на пост возникло как дань благодарности Господу за дары. Мы наслаждаемся пищей, общением, показывая Ему, насколько ценим все окружающее. А на следующий день берем на себя испытание ограничением, продолжая благодарить Создателя. В духовном смысле все происходит логично, нет резкого переходя из одного состояния в другое. Тело же чувствует себя иначе.

О дьявольских соблазнах

Иногда не совсем понимающие православные традиции люди думают, что заговенье – это от нечистого. Ведь в этот день люди наслаждаются едой, радуются тому, что она есть и разрешена. Чем это отличается от дьявольского искушения? На самом деле все совсем не так, это неправильные мысли. Искушение – это желание того, что идет вразрез с совестью. К примеру, смотрите вы телевизор во время поста, а там рекламируют красивую буженину. Человеку, который давно уже не лакомился мясом, хочется отведать кусочек. Но он же взял на себя обязательство поститься! Получается, его желание противоречит совести. Конечно, можно тайком скушать мясного, никто не увидит. Только совесть уже будет нечиста. Получается, что предает себя этот нестойкий человек, никого более. Соблюдение поста никто не контролирует, во всяком случае, не обязан. Это добровольное обязательство во имя славы Господа.

В чем суть заговения

Заговение или, если сказать простыми словами — подготовка к посту, на первый взгляд может показаться занятием трудным и даже непосильным, однако, для человека, стремящегося к духовной жизни, пост — хорошее время испытать себя и физически, и в первую очередь, духовно.

Заговенье в народе всегда было связано с особой радостью, ведь в этот день принято было ходить в гости и самим принимать гостей. Хозяйки готовили щедрый стол, демонстрируя свои кулинарные умения.

Может сложиться впечатление, что заговение связано исключительно с отказом от пищи животного происхождения и не подразумевает большего. Но, по старым традициям, которые сложились еще в 5 веке, принято также соблюдать чистоту помыслов и поступков, а также отказаться от любых увеселительных занятий. Время, некогда посвященное так называемым «земным» заботам на период поста должно быть отведено для работы души.

Для истинного христианина время, проведенное в приближенности к Богу, самое лучшее, потому как человек, живущий в соответствии с господними заповедями, более радеет о душе и пище духовной, нежели о телесном.

Важно также понимать, что соблюдение поста всегда связано с добровольностью и все запреты не воспринимаются тяготами. Вероятно, по этой причине многие священники говорят о том, что к постованию следует готовить и душу, и тело, неправильно относиться к этому времени всего лишь как к диете. Если человек не готов к посвящению данного времени духовной жизни, то не стоит заставлять себя или, тем более, ориентироваться на кого-то другого и по его примеру придерживаться постных дней.

Кроме того, следует знать, что для некоторых людей по медицинским показаниям действуют ограничения в посте. Не стоит пренебрегать своим здоровьем и мнением докторов, но если существует большая потребность присоединиться к этой духовной традиции, то непременно следует сначала проконсультироваться с лечащим врачом.

Он может составить примерный план питания без ущерба здоровью и потом поговорить с батюшкой, который также скажет о некоторых необходимых послаблениях в посте и благословит на это начинание.

Некоторые медицинские ограничения

Когда разбираетесь, что значит заговенье на пост с целью соблюдения традиций, не забывайте о потребностях тела. Бывает, что люди чересчур рьяно начинают относиться к религии, пытаются делать все в точности, как положено. И естественно, здесь можно переусердствовать. На заговенье не стоит метать в рот все подряд. Помните, что еда должна перевариться, а не «сломать» желудок. При проведении поста есть правило: больные и малые к нему не присоединяются из-за отсутствия сил на такое серьезное испытание. Заговенье тоже следует проводить, помня о своем организме и его возможностях. Ведь суть традиции находится в духовной сфере, а не в самом наслаждении от продуктов, с которыми на время поста расстаетесь.

Некоторые особенности традиции

Воцерковленные люди выделяют два дня в неделю: среду и пятницу, когда желательно не перегружать организм, кушать поменьше. Если заговенье выпадает на такие периоды, его празднуют загодя. К примеру, приходится день перед постом на среду, тогда лучше его перенести на вторник. Правило не обязательное. Стоит ли им руководствоваться, советуйтесь со своей совестью. Православные традиции вызывают большой интерес и уважение в обществе. Кто-то считает, что сможет очистить совесть, исполняя все обряды. Другие уверены в обязательности их воплощения в жизнь. Все это не совсем верно. Традиции и правила создавались нашими предками. Они выдержали испытание временем, пережили разные политические строи, не смогли избавить от них народ никакие богоборцы. А все потому, что традиции эти помогают душе стремиться к Господу. Сами попробуйте последовать советам батюшки, думая о стяжании благодати.

Читайте также:
Благодатный огонь: что это, история и значение, чудеса и традиции схождения, особенности церемонии

Заговенье на Петров пост

Продолжительность этого поста меняется из года в год, может варьировать от одной до шести недель. Его начало зависит от того, какого числа отмечается Пасха и все последующие за ней праздники.

По прошествии Троицы и чествования Святого Духа через неделю начинается Петров пост, то есть на пятьдесят седьмой день после Воскресения Христова. Его окончание всегда приходится на праздник Святых верховных апостолов Петра и Павла.

Петровское заговенье попадает на воскресенье, предшествующее началу воздержания. В этот день христиане еще придерживаются обычного питания и образа жизни. С понедельника уже наступает пост. Он не строгий, позволяется вводить в рацион рыбу, кроме среды и пятницы. Попадает на начало лета, которое всегда дарит разнообразие зелени, спелые ягоды и овощи.

Что значит заговение?

Многие читатели с детства знакомы с романом Ивана Шмелева «Лето Господне», где так подробно и во всех красках описаны и сами православные праздники, и подготовка к ним, и дни поста. Из повествования, идущего от лица маленького мальчика, узнаем мы и о традиционной кухне, употребляемой в пост, и по его окончании. Здесь же впервые встречаем непонятное слово — «заговеть».

Подготовка к посту

Для человека воцерковленного данное слово объяснять нет необходимости, однако, большинство людей, не придерживающихся православных традиций слово «заговение» ставит в тупик. Говоря простыми словами, заговением именуется последний день перед началом любого поста, в который еще можно кушать мясо, молоко и яйца.

Согласно толковому словарю Владимира Даля, заговеть означает прекращать употреблять в пищу скоромную еду на время поста. Обычно приводят в пример день, именуемый Прощеным воскресеньем, тогда, когда проходит Масленица, о чем сохранилось такое выражение: «Заговляюсь на сыр да на масло, говорят в канун Масляны».

Заговенье — это последний день перед началом многодневного поста

В старину слово «говеть» означало постовать или следовать определенным запретам, связанным с приемом пищи в православной традиции.

Заговенье обычно случается перед одним из значимых православных постов, связанным исконно с сорокадневными скитаниями Иисуса Христа по пустыне. Этот пост, проходящий за 40 дней до Светлой Пасхи, называют Великим.

Согласно церковной традиции заговение накануне Великого поста различается двумя вариантами:

  • воскресное заговение на мясо (мясопустное), которое случается за неделю до масленичной недели;
  • заговение в Прощеное воскресенье на другие скоромные продукты.

Противоположностью заговения является слово «разговляться», означающее самый первый прием пищи после окончания поста.

Заговение на пост, что значит

Ученые мужи специально для нас написали кучу справочников, содержащих толкование любого термина. Согласно словарю Д. Н. Ушакова, заговенье – это последние сутки перед православным постом. Слово состоит из корня и приставки. Так его и следует разбирать. «Говеть» означает «поститься», то есть соблюдать определенные ограничения, связанные с приемом пищи.

Приставка за- в нашем случае говорит о периоде, предшествующем тому, на который указывает корень. Соединяем вместе и получаем день до поста. На самом деле он воспринимается верующими как своеобразный праздник. Люди готовятся духовно и физически к предстоящим испытаниям. Не нужно думать, что пост – это нечто обыденное. Ограничивая себя в приеме пищи и развлечениях, верующие укрепляют свой дух, исправляют ошибки прошлого, стяжают благодать Господню. Это серьезное испытание для настоящей личности, ведь искус во время поста будет везде.

В чем суть заговения

Заговение или, если сказать простыми словами — подготовка к посту, на первый взгляд может показаться занятием трудным и даже непосильным, однако, для человека, стремящегося к духовной жизни, пост — хорошее время испытать себя и физически, и в первую очередь, духовно.

Заговенье в народе всегда было связано с особой радостью, ведь в этот день принято было ходить в гости и самим принимать гостей. Хозяйки готовили щедрый стол, демонстрируя свои кулинарные умения.

Может сложиться впечатление, что заговение связано исключительно с отказом от пищи животного происхождения и не подразумевает большего. Но, по старым традициям, которые сложились еще в 5 веке, принято также соблюдать чистоту помыслов и поступков, а также отказаться от любых увеселительных занятий. Время, некогда посвященное так называемым «земным» заботам на период поста должно быть отведено для работы души.

Для истинного христианина время, проведенное в приближенности к Богу, самое лучшее, потому как человек, живущий в соответствии с господними заповедями, более радеет о душе и пище духовной, нежели о телесном.

Важно также понимать, что соблюдение поста всегда связано с добровольностью и все запреты не воспринимаются тяготами. Вероятно, по этой причине многие священники говорят о том, что к постованию следует готовить и душу, и тело, неправильно относиться к этому времени всего лишь как к диете. Если человек не готов к посвящению данного времени духовной жизни, то не стоит заставлять себя или, тем более, ориентироваться на кого-то другого и по его примеру придерживаться постных дней.

Читайте также:
Уход в монастырь мужчине или женщине: что нужно знать, особенности и правила жизни в монастыре трудником или послушником

Кроме того, следует знать, что для некоторых людей по медицинским показаниям действуют ограничения в посте. Не стоит пренебрегать своим здоровьем и мнением докторов, но если существует большая потребность присоединиться к этой духовной традиции, то непременно следует сначала проконсультироваться с лечащим врачом.

Он может составить примерный план питания без ущерба здоровью и потом поговорить с батюшкой, который также скажет о некоторых необходимых послаблениях в посте и благословит на это начинание.

В славянской традиции

Важнейшим элементом любого заговенья является пища; она же определяет семантическое поле многих славянских хрононимов, обозначающих заговенье, ср. рус. Яичное заговенье, Мясное заговенье, Рыбное заговенье, Молочное заговенье, укр. Нижкове пущання, словацк. Žerný den и под. Преобладание пищевых мотивов заметно не только в реальном обжорстве, угощениях и пр., практикуемых в дни заговенья, но и в том, что пища занимает существенное место в обрядах и верованиях, относящихся к дням заговенья. Белорусы считали, например, что на заговенье первыми должны есть женщины, чтобы и приплод скота был женского пола; жители Витебщины полагали, что волколаки, которые обычно не едят мяса, делают это в виде исключения в дни заговений, когда они питаются мясом, добытым хищничеством; у македонцев на любое заговенье совершалось раздавање, когда хозяйки раздавали в соседние дома сыр, хлеб и вина «за Бог да прости»; в Костромском крае в Петровское заговенье теща возила зятю сыр, дарила 101 яйцо и другие продукты в виде подарка (если бы она этого не сделала, односельчане приволокли бы её зятю на бороне кучу хлама). На заговенье у русских принято было относить на чердак кусок мяса и немного молока — домовому заговеться. Пища преобладала и в подарках, которыми обменивались на заговенье молодые люди и девушки. Так, если на масленичное заговенье парень дарил девушке гостинец, то в Яичное заговенье (накануне Петрова поста) она отдаривала ему вареными яйцами (калуж.). В магии и хозяйственной обрядности нашли широкое использование остатки скоромной пищи, собранные вечером на заговенье. В частности, в Поволжье в канун рождественского поста девушки клали эти остатки под подушку в надежде увидеть во сне суженого и т. д. К заговенью могло быть приурочено и ритуальное уничтожение пищи, преобладавшей в мясоед (ср. русский обычай сжигать в масленичном костре остатки блинов, молока и др.).

Правила и особенности

Среди тех людей, которые постоянно придерживаются православных традиций, принято несколько раз в неделю ограничивать себя в пище, но при этом уделять больше внимания духовной жизни. Чаще всего для таких дней выбираются среда и пятница.

В нестрогие дни поста можно употреблять рыбу и растительные масла

  • Существует также традиция проводить заговение заранее, например, если последний день перед постом выпал на среду или пятницу, то обычно его переносят на вторник или четверг. Правда следует учесть, что данное правило не является обязательным и его, конечно, не встретишь в духовной литературе. Такой способ подготовки к посту распространен среди прихожан, которые готовятся к посту не за день до него, а раньше.
  • Отдельно стоит сказать, что и заговенье и сам пост не связаны с голоданием, а лишь с ограничением в употребление продуктов животного происхождения на некоторое время. А постный стол, вопреки расхожему мнению обывателей, может быть представлен весьма сытными блюдами.
  • Обязательно следует знать, что в день заговения существует запрет на употребление алкоголя. И если на разговение, в праздничный день Пасхи или Рождества радикального запрета в употреблении вина не стоит, то подготовка к посту в первую очередь означает отказ от алкогольных напитков. Более того, в заговение все празднества принято завершать до обеда, чтобы после было время отдохнуть и настроиться на последующие дни поста.

Особое правило существует в отношении постящихся детей, беременных женщин и стариков. Что касается первых, то к посту допускаются лишь дети, достигшие 7 лет. Известно, что в очень религиозных семьях дети с довольно маленького возраста соблюдают пост, но даже при такой семейной традиции из питания малышей не исключают молочные продукты, оставляя запрет только на мясе.

Беременные женщины и старики могут постовать без ограничений, однако, им следует при этом очень четко отслеживать свое самочувствие и в случае его ухудшения медленно начать вводить те продукты, которые временно запрещены, во избежание серьезных проблем со здоровьем.

Заговение — последний день перед Постом

Как питаться в Успенский пост по дням недели?

  • Понедельник, среда, пятница

В эти дни церковь рекомендует включать в меню растительную пищу, не прошедшую тепловой обработки. Как уже было сказано, нельзя сдабривать ее каким бы то ни было растительным маслом. Такой режим питания называется сухоедением. Мясо и рыба запрещены строго настрого.

  • Вторник и четверг
Читайте также:
Причастие без исповеди: можно или нет, грех ли, как и когда лучше сделать, исключения

Разрешена к употреблению горячая пища, то есть та, которая прошла тепловую обработку.

  • Суббота и воскресенье

В пищу можно добавить любое растительное масло, и запить все это красным вином. Усердствовать нельзя, достаточно одного бокала. Такой напиток относится к категории растительных продуктов.

Как питаться на Медовый и Яблочный Спас?

Этот праздник выпадает на Успенский пост. 14 августа носят мед и мак для освещения в церковь. Разрешается включить в рацион овощи и фрукты из нового урожая.

Яблочный Спас также предусматривает поедание плодов и приготовление блюд из нового урожая. Обратите внимание: в их состав не должны входить скоромные продукты. Приступать к приготовлению пищи следует после освещения плодов в церкви.

На период Успенского поста выпадает несколько праздников, один из которых Медовый Спас, который отмечается 14 августа. В этот день принято приносить в церковь мед и мак для освящения. В этот праздник допускается употреблять в пищу плоды нового урожая.

Постная трапеза. Заговенья и разговенья

Постная трапеза. Заговенья и разговенья

Что же представляет собой постный стол и что такое заговенья и разговенья?

Как уже говорилось, постами разрешена только пища растительного происхождения. Многие православные хозяйки очень серьезно подходят к этому запрету и, придя в магазин, тщательно вычитывают на этикетках состав продукта, подолгу простаивая у прилавков. И если продукт содержит, например, яичный белок, сухое молоко или сыворотку, то он нещадно выбраковывается. Продукты, содержащие компоненты животного происхождения, называются скоромными — например, скоромный майонез, скоромное печенье, скоромный шоколад и так далее.

Постами особое предпочтение отдается грибам, орехам, бобам — всем тем продуктам, которые восполняют недостаток белка.

Растительное масло не всегда разрешается. Постами бывают особо строгие дни, когда даже эта последняя радость запрещается. Правда, столь строго постятся только в особенно радикально настроенных религиозных семьях.

Многие постами набирают лишний вес, так как скудный рацион, особенно в малоимущих семьях, где не могут позволить себе особое разнообразие овощных блюд и фруктов, с лихвой пополняется большим количеством хлеба, картошки и макаронных изделий.

Постная еда уже примерно через месяц начинает сильно приедаться и надоедать. Тем не менее многим посты очень нравятся.

Детей принято постить только с семи лет. До этого возраста для них не существует никаких запретов. Хотя, опять же, в некоторых радикально настроенных семьях детей приучают к посту с младенчества, для начала исключая только мясные продукты. Пост разрешается ослаблять беременным и кормящим женщинам, а также больным. Но в радикальных семьях беременные и больные зачастую постятся наравне с другими членами семьи.

День пред началом поста называется заговеньем и приравнивается к праздничному. Заговенье — это всегда хороший повод устроить семейный праздник или посиделки с друзьями, выпить, закусить и приятно провести время за увлекательной беседой, так как впереди длительный пост и развлечения будут сведены к минимуму. Скоромные блюда, оставшиеся после заговенья, нельзя употреблять на следующий день, а поскольку в России на праздники принято готовить обильный стол, то на заговенье существует реальная опасность переесть. Правда, эту угрозу могут устранить вовремя подоспевшие гости. А если переедание все же случилось, то впереди длительный пост — хороший повод устроить себе разгрузку.

Особой торжественностью отличаются трапезы на разговенья, так как они приходятся на самые большие праздники, особенно на Рождество и Пасху. На Пасху традиционно готовят куличи, крашеные яйца и пасхи — творожное блюдо, название которого часто путают с самим куличом.

У каждой хозяйки есть собственный фирменный рецепт приготовления кулича и пасхи, которым она всегда готова поделиться. Для православных хозяек, особенно священнических жен, неделя перед Пасхой является, пожалуй, самой тяжелой в году. Кроме многочасовых каждодневных богослужений, необходимо убрать дом, не просто убрать, а провести генеральную уборку, дабы встретить праздник в чистоте и уюте. Необходимо приготовить традиционную пасхальную трапезу, без которой праздник немыслим. А в семьях священников всегда готовятся к большему наплыву гостей; пекут огромное количество куличей — на раздачу прихожанам, на подарки… Хорошо, если матушке в такой ситуации помогают прихожанки. В общем, к концу страстной недели прихожанки и матушки валятся с ног от усталости; единственное, что укрепляет и ободряет — это приближающийся всеми любимый праздник.

Разговляться положено после торжественного богослужения. Во многих приходах принято разговляться всем вместе в трапезной при храме. Поэтому в трапезных перед праздником кипит бурная работа.

Батюшка всегда садится во главе стола. Если батюшек несколько, они располагаются по старшинству. Если на трапезе присутствует епископ, то первенство чести переходит к нему.

Трапеза начинается с общей торжественной молитвы, затем священник благословляет стол, и только после этого все приступают к еде.

Многие думают, что священники пьют исключительно кагор. Это совсем не так. Священники не любят кагор и крайне редко его пьют. Но этот стереотип настолько сильно укоренился в умах, что если священнику хотят подарить вино, то это обязательно кагор. Батюшка, принимая в дар бутылочку кагора, с трудом сдерживает кислую гримасу. Священнику лучше всего дарить красное сухое виноградное вино.

Читайте также:
Православие и протестантизм: отношение православной церкви, сравнение религий, главные отличия и сходства

Раз уж зашла речь о винопитии, то стоит заметить, что употреблять спиртные напитки в православии не запрещено. Как говорится, «вино веселит сердце человека». Вопрос в количестве выпитого. Праздничный стол у православных, как правило, не обходится без спиртного, в том числе и крепкого.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Трапеза

Трапеза Как во время трапезы братия побуждали друг друга к умному деланию и умной молитве? [4: 17].Лаврентий, стоя пред братскою трапезою, помышлял, что стоит пред жертвенником. [4: 26].Какую пользу приносит трапеза любви? И какой вред трапеза без внимания? [9:

Трапеза

Трапеза На субботнем столе должны лежать две халы, покрытые специальной салфеткой – в память о двух дневных нормах манны небесной, которые после Исхода Бог разрешил собирать евреям накануне Субботы.Глава семьи снимает салфетку, делает на хале отметину ножом, затем

7. Трапеза

7. Трапеза Итак, мы описали основные продукты, служившие пищей египтянам. Мы не располагаем документами, в которых достаточно подробно сообщается, как подавали еду в частных домах. Можно с уверенностью утверждать лишь одно: египтяне ели либо в одиночестве, либо парами,

Трапеза

Трапеза Св. Иоанн Златоуст считает, что за трапезой очень уместно вводить в разговоры с детьми истории и примеры из Священного Писания. Время трапезы — прекрасная возможность семье побыть вместе, сообща поесть и побеседовать. К несчастью, телевизор и напряженная

Семейная трапеза

Семейная трапеза О.В. В семейной жизни очень важно участие в трапезе.Как вкушается трапеза, как она поставляется, зачем она? Сейчас, когда семьи разрушены, и ритм жизни очень спешный, суетный, то люди редко собираются вместе на трапезы — утром это невозможно, потому что все

Мусульманская трапеза

Мусульманская трапеза Шариат подробно описывает продукты, которые категорически запрещены для употребления, а также приводит перечень рекомендуемых, не рекомендуемых и осуждаемых продуктов. Например, запрещено употреблять в пищу мясо сокола или удода, а есть мясо

Пасхальная трапеза

Пасхальная трапеза Праздник Пасхи был главным в иудейском календаре. В этот день каждый иудей, независимо от достатка, должен был наесться досыта. У кого денег на праздничный стол не хватало, мог получить государственную помощь.Основным блюдом пасхального стола был

Поминальная трапеза

Поминальная трапеза Впервые обычай поминать умерших за трапезой был описан в Библии у пророка Иеремии: «в утешение об умершем. преломлять для них хлеб» (Иер. 16, 7).Поминальная трапеза символизирует собой милостыню, раздаваемую во имя покойного, подаваемую людям. Но здесь

Триодь постная

Триодь постная Перейдем к Триоди постной (греч. Triodion), содержащей богослужебные тексты периода от Недели о мытаре и фарисее до Великой субботы включительно. Тематически Триодь постная распадается на две неравные части: первая содержит великопостные службы, лейтмотивом

Весна постная

Весна постная Подлинная природа покаяния станет более ясной, если мы рассмотрим три характерных выражения покаяния в жизни Церкви: во–первых, очень коротко, литургическое выражение покаяния в период Великого поста; затем, подробнее, его сакраментальное выражение в

Глава 5-ая Трапеза.

Глава 5-ая Трапеза. Мединская. Сто двадцать стихов. Во имя Бога, милостивого и милосердного. 5.1 Верующие! Будьте верны в исполнении своих обязанностей. Вам разрешаются в пищу животные из скота, кроме тех, о которых вам будет прочитано: не разрешается пойманное на охоте в то

Триодь постная

Триодь постная Подготовительные к Великому посту Недели и седмицы[23]1. Неделя (без предшествующей ей седмицы) мытаря и фарисея.2. Неделя о блудном сыне и предшествующая ей седмица.3. Суббота мясопустная, родительская (то есть суббота перед Неделей (воскресеньем)

Русская постная похлебка

Русская постная похлебка На 4 порции «Русской постной похлебки» вам понадобится: • Картофель — 550 г, • Капуста — 350 г, • Лук — 100 г, • Морковь — 100 г, • Перловая крупа — 90 г, • Соль, • Зелень укропа свежая. Крупу промойте и отварите до полуготовности. Добавьте мелко

Постная ботвинья

Постная ботвинья Щавель перебрать, припустить, добавив немного воды. То же со шпинатом отдельно. Щавель и шпинат протереть через сито, пюре охладить, развести квасом, добавить сахар, лимонную цедру, поставить в холод.Разлить ботвинью по тарелкам, добавив по вкусу ломтики

Православные богословские курсы

Еще сравнительно недавно в 1990-е года, мало кто задумывался о том, что необходимо иметь образованных мирян, знающих свою веру, способных рассказать о ней другим людям. Тогда какие-то основы давали в воскресных школах для взрослых, но в основном каждый православный получал знания о своей вере самостоятельно через книги. Сейчас этот опыт изжит и пришло время православных курсов.

Православные просветительские курсы

Церковь устроена строго иерархично, но при этом она соборна. По определению св. Игнатия Богоносца: «Нет Церкви без епископа, клира и мирян». Все это единый организм, который живет жизнью во Христе через участие в Евхаристии, и проникнут любовью друг к другу.

Люди, которые полностью посвятили свою жизнь служению Церкви, принимают сан и становятся священнослужителями, через которых проводится благодать Божия на людей. Им дано право осуществлять Таинства, через которые мы спасаемся. Такие люди проходят обучение в специальных учебных заведениях, где получают всю полноту знаний о Православии.

Читайте также:
Детям о смерти: как рассказать ребенку о смерти и объяснить что это такое, советы родителям от психологов и священников

Но это только малая толика христиан, остальные остаются навсегда мирянами, из которых можно выделить церковнослужителей, к которым относятся:

  • алтарники, пономари, чтецы, свеченосцы;
  • регенты и певчие;
  • работники храма, сторожа;
  • работники (чиновники) епархиальных управлений, занимающих должности от уборщиц до бухгалтеров и завхозов;
  • сотрудники различных епархиальных отделов, ведущих работу по разным направлениям: миссионерство, образование, социальная деятельность и прочее.

Но помимо церковнослужителей, которые непосредственно связаны с работой в храме и это есть их профессиональная обязанность, есть и просто миряне, приходящие в храм по субботам и воскресеньям, а также в праздники. У них есть своя работа и заботы, но они являются полноценными членами православной общины и так или иначе участвуют в жизни прихода.

Обоим этим категориям верующих необходимы практические знания о своей вере, которые могут дать православные просветительские курсы.

Список дистанционных курсов

Православные курсы для мирян многие духовно-учебные заведения предоставляют возможность пройти на собственной учебной территории. Но это не всегда и не всем удобно, так как проводятся такие курсы нерегулярно, в вечернее время.

В последнее десятилетие появилась новая форма, благодаря развитию интернета — это дистанционные православные курсы. За десятилетие активного освоения православными интернет-пространства таких курсов появилось множество. Вот небольшой список наиболее активных и популярных.

  1. Электронные учебники на сайте Учебного Комитета Русской православной церкви, они разрабатываются ведущими специалистами Московской духовной академии и доступны совершенно бесплатно на сайте академии, причем и в англоязычной версии. Сами курсы разработаны в 2015 году.
  2. Полтавская духовная семинария с 2014 года ведет дистанционно подготовку абитуриентов. Для этого надо приобрести пакет программ и материалов, затем активно участвовать в решении задач и тестов, которые предлагают преподаватели, и давать на них верные ответы. Контроль знаний осуществляется за счет контрольных работ, тестов и общения по скайпу.
  3. Богословские курсы для мирян осуществляются в Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи. Они совершенно бесплатны. Запись осуществляется в начале года и в дальнейшем в течение года надо периодически слушать онлайн-курсы и сдавать текущие задания.
  4. Школа православного наставника предлагает подготовку для дальнейшего поступления в Московскую духовную академию.
  5. Православные богословские курсы при Алма-Атинской духовной семинарии совершенно бесплатно дистанционно обучают основным истинам Православия.
  6. Очень активно предлагает платные курсы для обучения Свято-Тихоновский Богословский институт, который имеет довольно большой опыт в преподавания и отличных педагогов-специалистов. Однако курсы платные, так как институт живет за счет взносов своих учеников, поэтому денежная поддержка просто необходима и сбор средств осуществляется на богословские курсы.
  7. Курсы действуют при главном центре духовного просвещения Русской православной церкви, т. е. при Московской духовной семинарии. Их продолжительность два года, они совершенно бесплатны и заканчиваются онлайн-экзаменом

Таким образом, курсы по основам православия можно пройти и дистанционно, и реально. Всякий, кто хочет получить истинные знания о Православии может получить их, без всяких препятствий.

Важно! Многие выносят свои суждения о Православии, не имея твердых знаний или же имея знания, взятые из сомнительных источников. Между тем в сети много сайтов, которые готовы предложить обучение на профессиональной основе.

Дистанционные богословские курсы «Суть православной веры»

Не у всех есть возможность получить начальные богословские знания непосредственно посещая занятия. Причины могут быть разные: отсутствие при храме воскресной школы для взрослых, невозможность посещения вечерних курсов, которые устраиваются при семинариях. Но даже в такой ситуации есть выход — это участие в дистанционных богословских курсах.

Одни из самых удобных курсов это «Суть православной веры», их особенности состоят в следующем:

  • преподавание осуществляется лучшими выпускниками и учителями Свято-Тихоновского богословского университета, Московской духовной академии, Киевской духовной академии;
  • на обучение надо выделить от 4 до 10 часов в неделю, в зависимости от поставленных целей, т. е. получить общие представления или же более углубленные знания;
  • контроль знаний осуществляется за счет специальных развивающих заданий, которые по выполнению их сразу же проверяются с постановкой не только оценки, но и тщательным разбором ошибок.

Православный интернет-курс рассчитан на два года обучения и является бесплатным, но при этом его кураторы отмечают одну особенность: люди, обучающиеся бесплатно, как правило, бросают дело на полпути, поэтому призывают делать благотворительные пожертвования, например в адрес сайта Предание.ru.

Интересно! По окончании курсов выдается диплом, он не имеет силу образовательного документа, но выступает в качестве сертификата о прохождении огласительных бесед.

Бесплатные православные курсы онлайн для детей и взрослых

«Правжизнь» — это воскресная школа онлайн для детей и взрослых, которая предлагает с 2013 года православные просветительские курсы в 2019 г. по следующим направлениям:

  • Священная история Ветхого Завета;
  • Таинства Православной Церкви;
  • Священная история Нового Завета;
  • Основы вероучения;
  • История Церкви;
  • Агиография;
  • Основы иконографии;
  • Основы богослужения;
  • Церковно-славянский язык.

Можно записаться на все курсы или же выбрать несколько. В дальнейшем надо будет указать свое имя и электронную почту, после чего получить расписание занятий. И неукоснительно следовать тем указаниям, которые дают преподаватели, тогда последует успех в освоении знаний.

Читайте также:
Православие и красная нить из Израиля: отношение церкви и мнение священников, можно ли носить или нет

Существуют отдельные православные курсы в Сретенской духовной семинарии для мирян. Программа 2018-2019 года предлагает освоить следующие темы:

  • Опыт жизни пастырей XIX — XX веков;
  • Символ Веры;
  • Семья христианина;
  • Богослужение;
  • Аскетика и антропология;
  • Общецерковная история;
  • История Русской Церкви;
  • Библейская история;
  • Догматическое богословие.

Таким образом, в этих лекциях богословских курсов охватываются все стороны жизни Церкви, и имеется возможность выбрать то, что нужно или же прослушать все.

Просветительские курсы

Цель курса — дать слушателям целостные и системные знания о православной вере, помочь приобрести христианское мировоззрение и вооружиться теми знаниями, которые помогут быть с Богом и жить полноценной духовной жизнью. Лектор — миссионер, катехизатор, публицист Сергей Комаров

Лектор Александр Ужанков – советский и российский филолог, литературовед, культуролог, теоретик и историк литературы и культуры Древней Руси. Доктор филологических наук, кандидат культурологии, профессор. Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.

Встречи курса посвящены рассмотрению отдельных страстей (чревоугодие, блуд, сребролюбие, уныние, печаль, гнев, тщеславие, гордость). На лекциях будут даваться определения страстям (по Священному Писанию и святым отцам), рассматриваться их причины, развитие и разрушительное воздействие страсти на душу человека, влияние разных страстей друг на друга, а также добродетели и духовные навыки, врачующие каждую страсть.

Курс предназначен для тех, кто интересуется историей русской литературы и хочет проследить развитие русской философской мысли и культуры. Данный курс дополняет лекции 2020-2021 уч.г. Лекции читает профессор, доктор филологических наук А.Н. Ужанков – филолог, литературовед, культуролог, теоретик и историк литературы и культуры Древней Руси.

Встречи посвящены подвижникам: святителям Феофану Затворнику и Игнатию (Брянчанинову), преподобному Серафиму Саровскому, праведным Иоанну Кронштадтскому и Алексию Мечёву, митрополиту Вениамину (Федченкову), игумену Никону (Воробьёву) и другим выдающимся пастырям.
Каждая встреча предполагает раскрытие следующих тем: биография пастыря, личный аскетический опыт, главные темы пастырских наставлений, советы по борьбе со страстями и стяжанию добродетелей, советы по семейной жизни и воспитанию детей, отношение к современной культуре и современным проблемам, миссионерский опыт, наследие пастыря.

В данном курсе протоиерей Владимир Леонов изучает основополагающие догматы православного вероучения: учение о Святой Троице, Боговоплощении, спасительные страдания Иисуса Христа, Воскресение Христово, Вознесение, Церковь и многое другое. Курс рассчитан на самую широкую аудиторию.

В данном курсе приглашенные священники, психологи, педагоги, многодетные родители говорят о семье и семейном счастье. В лекциях рассмотрены такие темы как выбор спутника жизни, проблемы семейной жизни, творчество и семья, воспитание детей, приемные дети, подростковый возраст, супружеское взаимопонимание, вопрос второго брака и др. Курс рассчитан на самую широкую аудиторию.

Задача данного курса – показать, какими способами человек приближается к Богу, как соединяется с Ним, достигает того, что святые отцы называли «обожением». Речь пойдёт о тех вещах, без которых немыслима христианская жизнь: пост, молитва, дела милосердия и т.д. Большая часть курса будет посвящена богослужению, тем церковным священнодействиям, через которые мы непосредственно получаем Божественную благодать.

Задача данного курса – показать, как на протяжении 2000 лет от Рождества Христова Церковь несла свою проповедь Благой Вести среди людей, как постепенно формировались те богословские, иконографические и литургические формы передачи Божественных истин, которые вошли в сокровищницу Православия, что из себя представляли церковно-государственные отношения на протяжении веков, какие учителя Церкви и простые монахи повлияли на формирование собственно русского образа святости.

Первый курс 2014–2015 учебного года: «Библейская история» и «Догматическое богословие». Лекции проводят преподаватели Сретенской духовной семинарии, Московской духовной академии, Московского государственного университета, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и других вузов.

Монастырь
  • История обители
  • Священномученик Иларион
  • Предстоятель
  • Наместник
  • Насельники
  • Храмы обители
  • Святыни обители
  • Туринская Плащаница
  • Свято-Серафимовский скит
  • Календарь событий
  • Контакты
Богослужение
  • Расписание богослужений
  • Проповеди
  • Аудиозаписи богослужений
  • Сретенский месяцеслов
  • Подготовка к Крещению
  • Подать записку
  • Помочь монастырю
Гостям
  • План обители
  • Храмы обители
  • Святыни обители
  • Экскурсии
  • Магазин «Cретение»
  • Трапезная «Несвятые святые»
  • Подать записку
  • Помочь монастырю
Проекты
  • Издательство монастыря
  • Хор Сретенского монастыря
  • Паломнический центр
  • Просветительские курсы
  • Выставка “Новомученики и Исповедники Церкви Русской”
  • Беседы с прихожанами
  • Молодежный центр
  • Воскресная школа
  • Молодежный волонтерский проект «Родная земля»
  • Золотошвейная мастерская
  • Школа-интернат
Журнал
  • Жизнь обители
  • Бог и человек
  • Церковь
  • Святые и подвижники благочестия
  • Монашество
  • Семья
  • Общество
  • Школа радости
  • Наши авторы
  • Новости
  • Анонсы

При перепечатке ссылка на monastery.ru обязательна

Реквизиты доп счета: Московский Патриархат Сретенский ставропигиальный мужской монастырь 107031, Москва, ул. Б. Лубянка, д. 19, стр. 1 Для переписки: 107031, Москва, а/я 87Тел. (495) 623-3444

Полное наименование: Религиозная организация «Сретенский ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» ИНН 7702141968 КПП 770201001 ОКПО 17668920 Юридический адрес: Москва, Большая Лубянка, 19 стр.1 Почтовый адрес: 107031 Москва, а/я № 87 Телефон: 623-34-44, 621-41-47 факс: 621-45-29, 621-41-47 E-mail: mera@pravoslavie.ru

Для перечислений: Плательщик /получатель: Религиозная организация «Сретенский ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» Расчетный счет: 40703810226800000034 в ФИЛИАЛ “ЦЕНТРАЛЬНЫЙ” БАНКА ВТБ (ПАО) БИК 044525411, к/с 30101810145250000411

Оформление договоров: Наместник монастыря: Митрополит Тихон (Шевкунов Г. А.) на основании Устава. И.О.Наместника монастыря: Иеромонах Иоанн (Лудищев Д.В.) на основании Доверенности № 77/865-н/77-2018-7-320 от 28.05.2018г.

Читайте также:
Зосима Сокур: биография старца, проповеди и пророчества, труды

Главный бухгалтер: Иеромонах Ириней (Пиковский И. В.)

Православные курсы: просветительские богословские курсы для мирян

  • Жизнь прихода
    • История храма и прихода
    • Храмы прихода
    • Духовенство
    • Новомученики
    • Новости
    • Объявления
    • Новое на сайте
    • Фотогалерея
    • Фотогалерея 2.0
    • Книжная лавка
    • Пожертвования
    • Вопрос настоятелю
    • Реквизиты
    • Контакты
  • Богослужения и Таинства
    • Расписание
    • Записки для заполнения
    • Крещение
    • Исповедь и Причастие
    • Венчание
    • Соборование
    • Требы
  • Записки онлайн
  • Духовный центр
    • Учебный календарь
    • Богословские курсы
    • Воскресная школа
    • Донская дружина
    • Милосердие
    • Донская слобода
    • Библиотека
    • План мероприятий
  • Студии и кружки
    • Студия «Скерцино»
    • Ансамбль «Светолитие»
    • «Донская слободка»
    • Студия «Весна»
    • Студия «Белая лилия»
    • Иконописная мастерская
    • Златошвейный кружок
  • Медиатека
    • «Мытищи православные»
    • «Звучащее слово»
    • Иконописец Роман Илюшкин
    • Анна Зарубина
    • Поэт Олег Ширяев
    • Православные ресурсы
  • Форум
  • Архив
    • Экскурсии
    • Эколаборатория
    • Студия-мастерская «Образ»
    • Ансамбль «Камертон»
  • Главная страница
  • –
  • Духовный центр
  • –
  • Богословские курсы

Расписание занятий 2021-2022 гг. скачать. По всем вопросам обращайтесь к Оксане +7 906 084-4198.

Богословские курсы при Перловском Духовно-просветительском центре

Для старшеклассников, студентов и взрослых без ограничения по возрасту при Православном Культурно-просветительском центре с октября 2007 года открыты 3-х годичные воскресные и вечерние Богословские курсы.

Преподаются следующие дисциплины:

  1. Основы вероучения Православной Церкви (1 год);
  2. Догматическое богословие (2-3 год);
  3. Апологетика (3 курс);
  4. Ветхий Завет: библейская история и археология (1-3 год);
  5. Введение в Новый Завет (1-3 год);
  6. Литургика (Ведение в Православное Богослужение) (1-3 год);
  7. Церковно-славянский язык (1-2 год + 3-й год – библейская поэтика и церковная традиция истолкования Псалтири);
  8. История древней Церкви (1-2 год);
  9. История Поместных Православных Церквей (3 год);
  10. История мировых религий (3 курс);
  11. Сравнительное богословие и сектоведение (2 год);
  12. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви (2 курс);
  13. Введение в православную педагогику (3 год);
  14. Введение в православную психологию (3 год);
  15. Греческий язык (факультативно) (1-3 год);
  16. Латинский язык (факультативно) (1-3 год);
  17. Церковное пение (факультативно) (1-3 год).

В рамках обучения проводятся паломнические поездки к святыням Православия, просмотры православных фильмов, участие в издании приходской газеты, организация праздничных вечеров. В основе такого комплексного подхода к преподаванию лежит стремление не только дать богословское образование, но и создать круг живого общения на приходе, сделать приходскую жизнь максимально содержательной и интересной.

Приходские Богословские курсы им. преп. Сергия Радонежского Мытищинского отделения № 1 в Донском храме.

Предлагаем вашему вниманию учебные презентации, подготовленные слушателями Богословских курсов на тему:

I. Руководство Богословскими курсами.

Приходские Богословские курсы являются подразделением Перловского Духовно-просветительского центра при храме Донской иконы Божией Матери и находятся в ведении Директора Перловского Духовно-просветительского центра, назначаемого Настоятелем храма и подотчетным ему. Директору помогает Заместитель по учебной работе, а также старосты первого, второго и третьего курсов, назначенные Директором с согласия большинства слушателей.

II. Цель Богословских курсов.

Цель Богословских курсов – введение человека в жизнь Церкви, формирование православных представлений и систематических знаний о Боге, мире, человеке, духовной жизни во Христе.

III. Прием на Богословские курсы и отчисление.

На Богословские курсы принимаются как православные христиане, так и лица, готовящиеся ко вхождению в Церковь – старшеклассники, студенты и взрослые без ограничения по возрасту.

Прием на Богословские курсы осуществляется перед началом учебного года после собеседования с Настоятелем храма и (или) Директором Центра. При этом желающий поступить на Курсы, лично заполняет анкету установленного образца, содержащую необходимые сведения (ФИО, дата и место рождения, образование, место работы, место проживания, контактная информация, день Ангела). Таким образом, подписывая анкету, поступающий на курсы выражает свое согласие на обработку необходимой минимальной информации о себе.

К обучению на курсах допускаются также вольные слушатели. Они не обязаны посещать все занятия, сдавать зачеты и экзамены. По окончании обучения им выдается лишь свидетельство-справка о том, что был прослушан курс богословских дисциплин. Если вольный слушатель желает получить свидетельство об окончании Богословских курсов, он должен поэтапно сдать все предусмотренные программой зачеты и экзамены, а после них – подготовить выпускную работу в соответствии с общими требованиями, изложенными ниже.

Отчисление из числа слушателей Богословских курсов до окончания обучения осуществляется приказом Директора Центра в следующих случаях:

– грубые нарушения дисциплины и правил приличия, в т.ч. совершение действий, недостойных для православного христианина;

– пропуски более 50% занятий в семестре без уважительной причины.

IV. Организация образовательного процесса.

В течение учебного года на занятиях организуются и проводятся семинары, на которых слушатели выступают со своими сообщениями по изучаемым вопросам. По отдельным предметам слушатели пишут рефераты, а в конце каждого семестра сдают зачеты и экзамены.

Образовательный процесс на Богословских курсах осуществляется на основе учебных программ и учебного плана, разработанных руководством и преподавателями Богословских курсов.

Процесс обучения включает в себя освоение основной теоретической программы, а так же самостоятельную внеаудиторную работу с предлагаемой преподавателем литературой.

Обучение предполагает трёхлетнюю программу.

В настоящее время на Богословских курсах преподаются следующие дисциплины:

1. Основы вероучения Православной Церкви (I курс);

2. Догматическое богословие (IIIII курс);

3. Апологетика (III курс);

4. Ветхий Завет: библейская история и археология (IIII курс);

5. Введение в Новый Завет (IIII курс);

Читайте также:
Благодатный огонь: что это, история и значение, чудеса и традиции схождения, особенности церемонии

6. Литургика (Ведение в Православное Богослужение) (IIII курс);

7. Церковно-славянский язык (III курс + III курс – библейская поэтика и церковная традиция истолкования Псалтири);

8. История древней Церкви (IIIкурс);

9. История Поместных Православных Церквей (III курс);

10. История мировых религий (III курс);

11. Сравнительное богословие и сектоведение (II курс);

12. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви (II курс);

13. Введение в православную педагогику (III курс);

14. Введение в православную психологию (III курс);

15. Греческий язык (факультативно) (IIIII курс);

16. Церковное пение (факультативно) (IIII курс).

Каждый учебный год делится на два семестра, которые заканчиваются зачетно – экзаменационной сессией.

Обязательным условием обучения является сдача зачёта или экзамена по каждому предмету изучения в конце каждого семестра на каждом курсе обучения. Вид, содержание, объем, и правила сдачи зачёта–экзамена определяется преподавателем с согласованием с Директором Центра.

Результаты зачётно – экзаменационных сессий фиксируются преподавателями дисциплин в соответствующих ведомостях и учебном журнале.

Староста курса ведёт журнал, в котором преподаватели записывают темы занятий, выставляют оценки зачетно – экзаменационной сессий и отмечает посещаемость занятий слушателями.

В рамках процесса обучения проводятся учебно-просветительские поездки к православным святыням, организовываются факультативные занятия, просмотры фильмов, конференции, круглые столы, реализуется участие в издании приходской газеты, развитии храмового интернет-сайта и библиотеки, социальном церковном служении, организуются праздничные вечера.

В основе такого комплексного подхода к преподаванию лежит стремление не только дать систематическое богословское образование, но и создать круг живого общения на приходе, сделать приходскую жизнь максимально содержательной и интересной.

V. Правила обучения.

Учебный год начинается в первую неделю октября. Точная дата начала занятий определяется руководством курсов. На странице сайта Донского храма ( http://donsloboda.ru/dcenter/calendar/ ), выделенной для Духовно-просветительского центра, размещается учебный календарь.

Началу первого занятия предшествует молебен и общее собрание слушателей в актовом зале Духовно-просветительского центра.

Устные ответы слушателя курсов на экзаменах оцениваются по стандартной пятибалльной системе. Если слушатель получил неудовлетворительный балл, он имеет право пересдать экзамен в сроки, установленные администрацией Богословских курсов.

VI. Расписание занятий.

Преподавание ведется в воскресные и вечернее время будних дней.

Расписание занятий составляется в начале учебного года руководством Богословских курсов по согласованию с преподавателями и вывешивается на интернет-странице Курсов и на стенде Центра.

Продолжительность одного занятия составляет 50 минут. Время перемены между занятиями составляет 10 минут и после третьего занятия перемена с 15.50 до 16.10 – чай в трапезной.

Зимняя сессия проходит в первые две недели после Рождественских каникул, весенняя – в мае (в соответствии с учебным календарём). Пересдача экзаменов зимней сессии – до конца февраля, весенней – до конца октября. Если слушатель не сдал экзамены в установленные сроки, он переводится в разряд: «вольнослушатель», без права сдачи дальнейших экзаменов по этим предметам. По тем предметам, по которым у вольнослушателя задолженности нет, он может сдавать экзамены по собственному желанию.

Если при третьей пересдаче в присутствии комиссии, возглавляемой Директором Центра, слушатель получает неудовлетворительный балл, то также следует его перевод из состава «слушатели» в «вольнослушатели».

На время сессий составляется особое расписание по согласованию с преподавателями и руководством Богословских курсов; оно доводится до сведения всех слушателей через старост и размещается на стенде в здании Духовно–просветительского центра.

VII. Выпуск с Богословских курсов.

В конце каждого курса староста подводит итог: составляет итоговые ведомости особого образца и списки:

  • слушателей, закончивших год без академических задолженностей,
  • слушателей, закончивших год с академическими задолженностями,
  • вольных слушателей.

Эти списки утверждаются Директором Центра и вывешиваются на стенде Центра.

Слушатели, закончившие 3 года обучения без академических задолженностей, допускаются к сдаче комплексного экзамена: «Богословский минимум» и заканчивают обучение написанием выпускной работы. Слушатель может по желанию выбрать либо выполнение практической работы (например, подготовку пособий, в т.ч. компьютерных и мультимедийных), либо освещение теоретического вопроса по одной из изучаемых дисциплин.

Готовясь к защите выпускной работы, слушатель обязан выступить с докладом по теме работы на ежегодной весенней Богословской конференции Перловского Духовно-просветительского центра, пройти предзащиту и сдать «Богословский минимум».

Предзащита работ и комплексный экзамен «Богословский минимум» проводится в конце августа. Защита и выпуск – в первых числах сентября.

Слушатели, защитившие выпускную работу, в торжественной обстановке после Божественной литургии и благодарственного молебна получают свидетельство об окончании Богословских курсов с приложением, в котором указаны все изученные предметы, количество часов, полученные оценки, тема и профиль защищенной работы. Вольнослушатели получают справку-свидетельство о том, что они прослушали курс наук на 3-х годичных Богословских курсах.

VIII. Материальное обеспечение Богословских курсов.

Занятия проводятся в актовом зале и аудиториях Перловского духовно-просветительского центра.

Материальное обеспечение функционирования Богословских курсов осуществляется за счет добровольных пожертвований слушателей Курсов и прихожан Донского храма.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: