Заповедь “Не укради”: значение и толкование, от чего предостерегает

Православная Жизнь

Архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ, напоминает о восьмой заповеди. В рамках беседы «Зачем соблюдать заповеди».

– Отче, мы подошли в восьмой заповеди «Не укради».
Сегодня воровство, как мелкое, бытовое, так и в государственных масштабах, стало своеобразной «нормой» жизни для многих людей. Они убеждены, что если не своруют «то, что плохо лежит» у других или у государства, то не выживут. В чем опасность нарушения заповеди «Не укради»?

– Пожалуй, как бы вор себя ни оправдывал, он не только похищает чужое имущество, но невольно, часто не осознавая этого, отрекается от Самого Христа, Который «есть путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Отбирая у других собственность, называющий себя христианином человек на самом деле становится богопротивником, потому что Господь заповедал делиться с ближним рубашкой (см. Лк. 3:11).

– Но разве невозможно оправдать себя тем, что у нас государственные чины воруют в крупных размерах, а раз им можно, то почему мне нельзя? Также не секрет, что фактически не существует честного бизнеса. Предпринимателю, чтобы успешно работать в условиях жесткой конкуренции и непомерных налогов, постоянно приходится участвовать в каких-то финансовых махинациях. Как с этим быть?

– Это очень сложный вопрос, и немногие могут пройти через предпринимательскую грязь так, чтобы не замараться. В большинстве случаев люди идут на компромиссы со своей совестью и думают, что выживают. Но на самом деле это не так. Всякое нажитое нечестным путем имущество, как правило, недолговечно, и сам человек кратковременно может наслаждаться его обладанием. Многие быстротечно от чрезмерного перенапряжения заболевают и умирают. Если псалмопевец говорит, что Господь «погубит всех, кто говорит ложь» (Пс. 5:7), то тем более ненаказанными не остаются те, кто ложь в виде воровства возводит в систему. «Видел я нечестивого, превозносящегося и возвышающегося, как кедры ливанские; и мимо прошёл, и вот, нет его, и поискал его, и не нашлось места его» (Пс. 36:35, 36). И наоборот, псалмопевец свидетельствует, что он «был молод, и вот, состарился и не видел ни праведника оставленным, ни семени его просящим хлеба» (Пс. 36:25). Так что финансовые махинации никак оправдать нельзя. Если человек изначально себя не настраивает на честный бизнес, в таком случае лучше вообще за него не браться.

– Но все-таки не дает покоя вопрос: неужели в наше время честный бизнес возможен?

– С Божией помощью все возможно. В Евангелии Господь неоднократно затрагивает тему предпринимательства и не осуждает людей за эту деятельность. Он лишь хочет от каждого чистого сердца и предупреждает, что «трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19:23), но не по причине обладания большим имуществом, а из-за того, что он им неправильно распоряжается. Плохо, когда человек к нему чрезмерно прикипает душою и часто не видит нужд других людей. В конце концов он перестает замечать Самого Бога и с грустью, как богатый юноша, отходит от Него (см. Мф. 19:22).

– Нажитое нечестным путем богатство не может радовать владельца?

– Да, такой человек много трудится, но подлинного наслаждения от неправедно нажитого имущества не ощущает. Он все время боится, что завистливые люди его так же обманут, обворуют или убьют. Даже минуты веселья, как правило, связаны с обильной выпивкой, чтобы хоть таким образом успокоить свою совесть.

– Может ли человек, наживший богатство нечестным путем, загладить свою вину щедрой милостью на храм или монастырь?

– Знаю, что многие к этому прибегают, но известно, что преподобный Серафим Саровский запрещал принимать от таких людей пожертвование, если они не хотели раскаяться и исправить свою жизнь, то есть продолжали воровать. Милостыня имеет цену лишь тогда, когда она сочетается с молитвой и покаянием. В ином случае это лицемерие.

– Говорят, что можно человека обокрасть и без похищения его материального имущества. Это правда?

– Очень часто обкрадывают людей духовно, когда говорят им неправду. Например, в советское время массово всех обкрадывали, утверждая на государственном уровне, что Бога нет. То же делают многие современные средства массовой информации в погоне за сенсацией или обслуживая чьи-то интересы. Также обкрадывают духовно те люди, которые распространяют о других ложные слухи, всевозможными домыслами и сплетнями несправедливо порочат их доброе имя. Такому обкрадыванию был подвергнут Сам Господь. О Спасителе книжники и фарисеи распространяли слухи, что Он обманщик, обольщающий народ (Ин. 7:12).

– Как быть в том случае, когда тебя несправедливо в чем-то обвиняют? Подавать ли в суд?

– Нам, христианам, лучше не прибегать к такому действию. Лучше себя самого осудить, ибо если мы не грешны в том, в чем нас несправедливо обвиняют, то у нас есть много других грехов. И надо научиться воспринимать всякую ложь и клевету как очистительное средство от них. Кто достигает такой меры, когда не обижается на клевещущих, тот становится блаженным.

– Это слово может ввести кого-то в смущение. Стать блаженным – это значит стать юродивым, безумным?

– Нет, слово «блаженный», кроме указанного смысла, в переводе на русский язык обозначает человека счастливого. Именно об этом говорится в заповедях блаженства: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5:11). Как видим, люди, которые могут безропотно и без обиды переносить клевету, становятся по-настоящему счастливыми. Вместо того чтобы мстить лжущим и клевещущим, они усердно молятся о них и таким образом и сами спасаются, и тех спасают от погибели.

– Возможно ли отучить людей от воровства? Напугает ли воров и коррупционеров ужесточение юридических законов?

– В какой-то мере да. Но человек настолько удобопреклонен ко злу, что всегда найдет тысячи лазеек, чтобы любой закон обойти. Спасти положение может лишь воцерковление людей. Возвращение в Церковь, усердная молитва и покаяние могут отучить большинство людей от нарушения восьмой заповеди. Этот процесс начался, но затем резко замедлился в начале 90-х годов из-за возникновения новых церковных расколов и активизации проповеди сектантов. После этого многие люди перестали ходить в Церковь, оправдывая себя тем, что и здесь мира нет и не все живут честно. Таким образом, как видим, лишь по мере преодоления расколов может ускориться процесс воцерковления и духовного отрезвления общества. Без этого все государственные потуги победить воровство и коррупцию вряд ли будут успешными.

Читайте также:
Святые места Москвы и Подмосковья: популярные источники и священные места, описания и истории, рекомендации

– Следовательно, когда государственные чиновники и депутаты активно поддерживают отпавших от Церкви униатов и раскольников, они тем самым способствуют росту воровства и коррупции?

– Видимо, так. Эти религиозные группы хотя и кричат на весь мир, что они самые патриотичные, на самом деле, часто не ведая, что творят, лишь распространяют свое заблуждение и таким образом подтачивают тот ствол дерева, на котором сидят, то есть свое родное государство.

– Можно ли надеяться, что когда-то эти религиозные конфессии осознают свою неправоту и вернутся в лоно Святой Православной Церкви?

– Многое зависит не только от них, но и от нас. Если они будут видеть, что мы, православные, как и все другие люди, допускаем в своей жизни воровство, ложь, пьянство и другие грехи, то вряд ли они смогут покаяться. И наоборот, когда праведной жизнью, делом и словом мы, православные христиане, будем ярко свидетельствовать об Истине, то они не смогут не потянуться к этому свету. Не просто так Господь призывает всех нас: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех» (Мф. 5:16).

ВОСЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

ВОСЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не укради.

Не огорчай ближнего своего неуважением его права собственности. Не делай так, как делают лисы и мыши, если считаешь себя лучшим, чем лиса и мышь. Лиса ворует, не зная закона о воровстве; и мышь подгрызает амбар, не сознавая, что наносит кому-то вред. И лиса, и мышь понимают лишь свою потребность, но не чужой убыток. Им не дано понимать, а тебе дано. Поэтому тебе не прощается то, что лисе и мыши простительно. Твоя выгода должна всегда быть подзаконной, она не должна быть в ущерб ближнему твоему.

Братья, только невежды идут на воровство, то есть те, кто не знает двух главных истин этой жизни.

Первая истина состоит в том, что человек не может украсть незаметно.

Вторая истина состоит в том, что человек не может получить выгоду от воровства.

«Как это?» — спросят многие народы и удивятся многие невежды.

Наша Вселенная многоока. Вся она усыпана обилием очей, как слива весенней порой сплошь покрыта белыми цветами. Некоторые из этих глаз люди видят и чувствуют на себе их взгляды, но значительную часть они и не видят, и не чувствуют. Муравей, копошащийся в траве, не чувствует ни взгляда овцы, пасущейся над ним, ни взгляда наблюдающего за ним человека. Точно так же и люди не чувствуют взглядов неисчислимого числа высших существ, которые наблюдают за нами на каждом шагу нашего жизненного пути. Существуют миллионы и миллионы духов, которые пристально следят за тем, что происходит на каждой пяди земли. Как же тогда может вор украсть, чтобы это было незаметно? Как же тогда вор может украсть, чтобы это не обнаружилось? Невозможно сунуть руку в свой карман, чтобы миллионы свидетелей этого не увидели. Тем более невозможно сунуть руку в чужой карман, чтобы миллионы вышних сил не подняли тревогу. Понимающий это утверждает, что человек не может украсть незаметно и безнаказанно. Это первая истина.

Другая истина состоит в том, что человек не может получить выгоду от воровства, ибо как же он использует краденое, если незримые очи все видели и на него указали. А если на него указали, тогда тайное станет явным, и имя «вор» прилепится к нему до самой смерти. Силы небесные могут указать на вора тысячью способов.

Есть притча о рыбаках.

На берегу одной реки жили два рыбака со своими семьями. У одного было много детей, а другой был бездетным. Каждый вечер оба рыбака забрасывали свои неводы и шли спать. С некоторых пор стало так, что в сетях многодетного рыбака всегда оказывалось по две-три рыбины, а у бездетного — в изобилии. Бездетный рыбак из милости вытаскивал из своего полного невода по несколько рыбин и отдавал соседу. Так продолжалось довольно долго, быть может, целый год. В то время как один из них богател, торгуя рыбой, другой едва сводил концы с концами, порой не имея возможности даже хлеба купить своим детям.

«В чем тут дело?» — думал несчастный бедняк. Но вот однажды, когда он спал, ему открылась истина. Явился ему во сне некий человек в ослепительном сиянии, как ангел Божий, и сказал: «Скорее вставай и отправляйся на реку. Там ты увидишь, почему ты беден. Но когда увидишь, не давай волю гневу».

Тут рыбак проснулся и вскочил с постели. Перекрестившись, он вышел к реке и увидел, как его сосед перекидывает рыбину за рыбиной из его невода в свой. От негодования вскипела кровь у бедного рыбака, но он вспомнил предостережение и смирил гнев свой. Немного остыв, он спокойно сказал вору: «Сосед, может, тебе помочь? Ну что ж ты мучаешься в одиночку!»

Пойманный с поличным, сосед просто оцепенел от страха. Когда он пришел в себя, то бросился в ноги бедному рыбаку и воскликнул: «Поистине, Господь указал тебе на мое преступление. Тяжко мне, грешному!» И тогда отдал он бедному рыбаку половину своего богатства, чтобы тот людям о нем не рассказывал и в темницу не отправил.

Есть притча о торговце.

В одном арабском городе жил торговец Измаил. Когда бы он ни отпускал покупателям товар, он всегда обсчитывал их на несколько драхм. И состояние его весьма умножилось. Однако дети его были больны, и он тратил много денег на докторов и лекарства. И чем больше он тратил на лечение детей, тем больше он обманывал своих покупателей. Но чем больше он обманывал покупателей, тем сильнее болели его дети.

Читайте также:
Рецепты постного овсяного печенья: традиционные и проверенные рецепты, советы

Однажды, когда Измаил сидел один в своей лавке, полный тревог о своих детях, ему показалось, что на миг раскрылись небеса. Он поднял глаза к небу, чтобы посмотреть, что там происходит. И видит: стоят ангелы у огромных весов, отмеряющих все блага, которыми Господь наделяет людей. И вот, подошла очередь семьи Измаяла. Когда ангелы стали отмерять здоровье для его детей, они бросили на чашу весов здоровья меньше, чем было гирь на весах. Разгневался Измаил и хотел прикрикнуть на ангелов, но тут один из них обернулся к нему и говорит: «Мера правильна. Что же ты сердишься? Мы недодаем твоим детям ровно столько, сколько ты недодаешь своим покупателям. И так мы вершим правду Божию».

Измаил рванулся, как будто его мечом пронзили. И стал он горько каяться в своем тяжком грехе. С тех пор стал Измаил не только правильно взвешивать, но всегда добавлял лишку. А к детям его вернулось здоровье.

Кроме того, братия, краденая вещь постоянно напоминает человеку, что она украдена и что она — не его собственность.

Есть притча о часах.

Один парень украл карманные часы и носил их в течение месяца. После этого он вернул часы хозяину, признался в своем проступке и сказал:

— Когда бы я ни вытаскивал часы из кармана и смотрел на них, я слышал, как они говорят: «Мы — не твои; ты — вор!»

Господь Бог знал, что кража сделает несчастными обоих: и того, кто украл, и того, у кого украли. И чтобы люди, сыны Его, не были несчастны, Премудрый Господь дал нам эту заповедь: не укради.

«Благодарим Тебя, Господи, Боже наш, за эту заповедь, которая нам действительно нужна ради мира душевного и счастья нашего. Повели, Господи, огню Твоему, пусть сожжет руки наши, если они потянутся, чтобы своровать. Повели, Господи, змеям Твоим, пусть обовьются вокруг ног наших, если они отправятся воровать. Но, самое главное, молим Тебя, Всемогущий, очисти сердца наши от воровских помыслов и дух наш от воровских мыслей. Аминь».

Читайте также

4.33 Заповедь восьмая, пп.228-232

4.33 Заповедь восьмая, пп.228-232 228. Восьмая Заповедь – любить пришельца из другого народа, желающего войти под крылья Шхины, малхут, которая помещает под свои крылья всех, отделяющих себя от другой, нечистой, стороны и приближающихся к ней, как сказано: ПРОИЗВЕДЕТ ЗЕМЛЯ ДУШУ

38. Восьмая заповедь. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (в Декалоге). Не лги (формулировка в Катехизисе Католической Церкви)

38. Восьмая заповедь. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (в Декалоге). Не лги (формулировка в Катехизисе Католической Церкви) Восьмая заповедь запрещает фальсифицировать правду в отношениях с другими людьми.Правдивость, искренность,

ВОСЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

ВОСЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ Не укради.А это значит:Не огорчай ближнего своего неуважением его права собственности. Не делай так, как делают лисы и мыши, если считаешь себя лучшим, чем лиса и мышь. Лиса ворует, не зная закона о воровстве; и мышь подгрызает амбар, не сознавая, что наносит

Заповедь восьмая О воздержании от зла и о совершении добра

Заповедь восьмая О воздержании от зла и о совершении добра – Я сказал тебе, — продолжал поучения пастырь, — что творения Божии двояки, двояко и воздержание. Поэтому от некоторых следует воздерживаться, а от иных не следует.– Открой мне, господин, — попросил я, — от

Восьмая заповедь

Восьмая заповедь Не украдиЭто означает: не воруй. Воровство, по-славянски “татьба” – тяжкий грех, лишающий недугующих им Царства Божия, Царства Небесного. “. Ни лихоимцы, ни татие. ни хищницы Царствия Божия не наследят”, – говорит Апостол Павел (1 Кор. б, 10). Очевидно,

2-я заповедь:

2-я заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу… Не поклоняйся им и не служи им…”Вторая заповедь запрещает поклонение идолам, кумирам и различным изображениям богов, а также небесным светилам и силам природы. Эта

3-я заповедь:

3-я заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно: ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».Третья заповедь предостерегает от легкомысленного употребления имени Божьего в разговоре. Тем более недопустимы никакие шутки в

4-я заповедь:

4-я заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу Богу твоему… Ибо в шесть дней сотворил Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день

9. А говорят: “кого хочет он учить ведению? и кого вразумлять проповедью? отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов матери? 10. Ибо все заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного”.

9. А говорят: “кого хочет он учить ведению? и кого вразумлять проповедью? отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов матери? 10. Ибо все заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного”. На обличения Исаии

13. И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, — так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены.

13. И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, — так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены. Словом Господа — правильнее: “со словом

Восьмая заповедь

Восьмая заповедь Не украдиЭто означает: не воруй.Воровство, по-славянски “татьба” — тяжкий грех, лишающий недугующих им Царства Божия, Царства Небесного.”…Ни лихоимцы, ни татие… ни хищницы Царствия Божия не наследят”, — говорит Апостол Павел (1 Кор. б, 10). Очевидно,

Восьмая заповедь блаженства

Восьмая заповедь блаженства Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие НебесноеПод правдою в этой заповеди разумеется вера христианская и жизнь по заповедям Христовым. Значит, блаженны те, которые гонимы за веру и благочестие, за добрые дела свои, за постоянство

Читайте также:
Православные куличи и пасха: традиционные и современные рецепты праздничного блюда, особенности приготовления

Восьмая заповедь

Восьмая заповедь Не укради. А это значит:Не огорчай ближнего своего неуважением его права собственности. Не делай так, как делают лисы и мыши, если считаешь себя лучшим, чем лиса и мышь. Лиса ворует, не зная закона о воровстве; и мышь подгрызает амбар, не сознавая, что

Восьмая заповедь

Восьмая заповедь Не обкрадывай себяТе, кто считают религиозные традиции устаревшими и примитивными, наверняка прежде всего имеют в виду заповедь “не укради”, которая в нашем цивилизованном мире давно трансформировалась в другую заповедь — “не попадайся”.”Не укради” —

Восьмая заповедь

Восьмая заповедь Не кради.Никогда не бери чужого. Если ты возьмёшь чужое, ты перестанешь уважать себя, тебе будет стыдно перед самим собой. А ведь важно, чтобы ты мог сказать: «Я себя

Восьмая заповедь

Восьмая заповедь Не кради.Никогда не бери чужого. Если ты возьмёшь чужое, ты перестанешь уважать себя, тебе будет стыдно перед самим собой. А ведь важно, чтобы ты мог сказать: «Я себя

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Иак. 2:10

Свт. Григорий Двоеслов

Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем

Итак, когда мы надеваем одежду, мы со всех сторон облачаемся. Следовательно, тот одевается справедливостью, как будто одеждой, кто себя со всех сторон прикрывает благим трудом и никакую часть своей деятельности не оставляет обнаженной для греха. Ведь тот, кто в одних действиях справедлив, а в других несправедлив, как будто закрыл один бок, а другой обнажил, и уже не являются благими дела, которые пятнаются вновь возникающими другими порочными делами.

Нравственные поучения на Книгу Иова.

Свт. Кесарий Арелатский

Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем

Что значит согрешить в одном и погубить все, как не отпасть от предписания любви, без которой, согласно апостолу, не возникла ни одна добродетель, и погрешить во всех других предписаниях?

Проповеди.

Прп. Иоанн Лествичник

В печали о грехах влекомые к отчаянию, да не престанем вспоминать, что Господь заповедал Петру прощать согрешающего «семьдесят крат седмерицею» (Мф.18:22); а Кто такую заповедь предал другому, Тот и Сам, без сомнения, несравненно более сделает. Напротив, когда борет нас возношение, тогда потщимся вспоминать изречение св. Апостола Иакова: «иже весь закон духовный соблюдет, согрешит же одною страстию – высокоумием, бысть всем повинен».

Слово 26. О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей.

Прп. Никодим Святогорец

Ст. 10-12 Иже бо весь закон соблюдет, согрешит же во единем, бысть всем повинен. Рекий бо: не прелюбы сотвориши, рекл есть и: не убиеши. Аще же не прелюбы сотвориши, убиеши же, был еси преступник закона. Тако глаголите и тако творите, яко законом свободным имущии суд прияти

Тот, кто сохранит, говорит, весь закон, т.е. все прочие заповеди закона, преступит же одну единственную заповедь, или по иному сказать не будет иметь совершенной любви ко всем, сей становится преступником всех заповедей. Потому что, любовь есть глава всем заповедям, кто же не имеет главы, тот всуе и без пользы имеет остальное тело.

То, что о преступлении заповеди любви брат Божий говорит здесь особо, видно из вышесказанного об этом же. Смотри же, как он даёт примеры из закона, помогающего в любви. Потому что, кто любит брата своего, тот не сможет прелюбодействовать с его женой или хотеть убить его. И это особенности врага, а не любящего. Как уже было сказано, особо здесь говорит Иаков о любви, и что преступающий её становится преступником всех заповедей, потому что любовь есть всеобъемлющее главенство всех заповедей.

Если же сказать, что тот, кто преступает какую-нибудь заповедь, становится преступником всех прочих заповедей, тогда никакой человек не может спастись, если только каждый не будет совершен и не имеющий никакого недостатка во всех заповедях. Но часто видим, что основательно пребывающий в чистоте и девстве иногда бывает побеждён гневом, а творящий милостыню часто имеет зависть. Следовательно, из сего видно, что здесь брат Господень не говорит о преступлении каждой заповеди, но именно о любви, что не подобает трудиться над деланием заповедей ущербно, т.е. с лицеприятием, богатого любя, нищего же нет. Но делание это должно быть совершенным, любя равно всех и богатых и бедных.

Так же это изречение толкует и Феофилакт с Икумением, Великий же Василий показывает ещё подробнее, что если случится кому преступить одну из заповедей, тот преступает и все прочие заповеди. Причина же та, что все Господни заповеди взаимосвязаны одна с другой, как некая златосплетённая цепь, и разрешающий одну – разрешает все прочие «потому что все они, по здравопонимаемому намерению Писания, состоят между собою в такой связи, что нарушением одной необходимо нарушаются все прочие» (Правила пространно изложенные, Введение).

Кому, продолжает, дано на сбережение десять талантов, тот, удержав у себя один или два таланта, а остальные уплатив, не признаётся честным за уплату большей части, но называется обидчиком и любостяжательным за растрату меньшей части. Кто десять лет оказывал почтение отцу, а напоследок нанёс ему один только удар, тот не почестей удостаивается как сделавший доброе дело, но предаётся суду как отцеубийца (Там же). Что говорю? Прибавляет ещё небоявленный, что говорю – за растрату, когда и тот, кому вверен был один талант, отдав потом сполна и без обмана всё, что получил, осуждается за то, что ничего не приобрёл к данному (Там же). А то, что должно соблюдать все заповеди, удостоверяют слова Господни, сказанные к ученикам «шедше убо научите вся языки… учаще их блюсти» не что-то одно, а другое не соблюдать, но «вся, елика заповедах вам» (Матф. 28:19-20).

«Если бы не всё было необходимо нам, говорит тот же Василий, для достижения цели спасения, то не все заповеди были бы написаны и не о всех повелевалось бы соблюдать их необходимо. Что мне пользы в других заслугах, если, назвав брата безумным, буду повинен геенне?» (Там же).

Читайте также:
Венцы для венчания: что это такое и что означают, какие нужны и кто должен держать

Такое же мнение, как у Великого Василия, имеет и Митрофан Смирнский, толкуя это изречение брата Господня, он говорит, что все заповеди как одно тело, имеющее различные члены. Когда же страждет один член, ему состраждут и все члены, так преступающий и отметающий одну какую-нибудь заповедь, вместе с ней отметает и преступает все прочие заповеди. И это показывает то, что если кто соблюдёт все прочие заповеди хорошо, но убьёт или сотворит прелюбодеяние – не спасается соблюдением прочих, но подвергается мукам по причине преступления одной. Поскольку же подвергается мукам, то явно показывает, что подвергается как преступник закона. И если за преступление одной заповеди подвергается мучениям таковой, на сколько более преступивший всецело превосходящую и всеобъемлющую заповедь любви? Любовь же, говорю, к ближнему, в которой содержится и преисполняется любовь к Богу, как сказал блаженный Павел: «ибо весь закон во единем словеси исполняется, во еже: возлюбиши ближнего твоего якоже себе» (Гал. 5:14), и истинно. Потому что, любящий ближнего как самого себя, не желает убить или прелюбодействовать, или украсть, или оклеветать, или лжекляться, или лжесвидетельствовать, или иное что сотворить запрещённое законом, но желает хранить все заповеди. Хранящий же все заповеди, сей бесспорно любит и Бога всем сердцем, всей душой и всей крепостию своей, и это есть первая заповедь. Видишь, как хранящий любовь к ближнему хранит и все заповеди? Преступающий же её, преступает все!

Законом же свободы нелицеприятным называет Новый Завет, как было сказано выше. По Новому Завету Евангелия будут судится христиане, как это подобает свободным, а не по Ветхому закону, что больше подходит к рабам. И как Новый Завет, в который веруют христиане, есть свободный (как мы сказали выше на «приникий же в закон совершен» (1:25), также и им подобает быть свободным, а не рабами, к страстям и к людям. «Не будите, говорит Павел, раби человеком» (1Кор. 7:23), и Господь сказал: «творяй грех раб есть греха» (Иоан. 8:34).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 10-13 Иже бо весь закон соблюдет, согрешит же во единем, бысть всем повинен. Рекий бо: не прелюбы сотвориши, рекл есть и: не убиеши. Аще же не прелюбы сотвориши, убиеши же, был ecи преступник закона. Тако глаголите и тако творите, яко законом свободным имущий суд прияти. Суд бо без милости не сотворшему милости; и хвалится милость на суде

Кто согрешает в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем, потому что не имеет совершенной любви, ибо любовь есть глава всего доброго, а когда нет головы, и все остальное тело ничего не значит. А что об этом он говорит, видно из предыдущего наставления. Заповеди «не прелюбодействуй», «не убий» указаны для примера. Примечай, что и они взяты из закона, относящегося к совершенству любви, ибо кто любит ближнего, тот не будет ни прелюбодействовать, ни убивать, потому что такие дела свойственны врагу. Если бы не так, то никто из людей не уцелел бы, потому что никто не соблюдает всех заповедей, но кто соблюл чистоту, тот побеждается иногда гневом, кто творит милостыню, тот нередко имеет зависть. Посему говорится не о том, чтобы вовсе не было недостатка в добродетелях, но о любви, что ее не должно совершать с недостатком, с лицеприятием, но всецело. То же можем сказать и о прочих добродетелях. Кто несовершенно придерживается целомудрия или справедливости, но нечто опускает, тот, хромая в исполнении, вредит всему делу добродетели.

Итак, под словами весь закон должно разуметь закон о любви, о которой речь у апостола по преимуществу, а законом свободным он называет нелицеприятие, ибо действующий по лицеприятию не свободный, но раб, потому что кто кем побежден, тот тому и раб (2 Пет. 2, 19).

Толкование на соборное послание апостола Иакова.

Блаж. Августин

Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем

Неужели тот, кто совершил кражу, или, скажем, тот, кто сказал богатому: сядь здесь, а бедному: ты стань там, виновен и в убийстве, и в прелюбодеянии, и в святотатстве? А если это не так, каким же образом кто согрешает в одном, тот становится виновным во всем? Или то, что ты сказал о богатом и о бедном, не имеет отношения ко всему тому, из чего кто согрешит в чем-нибудь одном, тот станет виновным во всем?

Послания.

Беда Достопочтенный

Ст. 10-11 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона

на основании того, что было сказано прежде: закон обличает вас как преступников. Дело обстоит так (вывод очевиден, если только не окажется, что следует понимать иначе), что тот, кто скажет богатому: Садись здесь, а бедному: Стань там, [тем самым] оказывая предпочтение одному перед другим, является и идолопоклонником, и богохульником, и прелюбодеем, и человекоубийцей, а поскольку упоминать обо всём долго, то, [говоря кратко], он заслуживает осуждения как виновный во всех преступлениях. Ибо согрешивший в одном, становится виновен во всём. Однако следует исследовать, почему тот, кто соблюдёт весь закон, согрешив в одном, [становится] виновен во всём? Поскольку исполнением закона является любовь к Богу и ближнему (ср. Рим. 13:10), и на этих заповедях держатся весь закон и пророки (ср. Мф. 22:40), то разве не заслуженно становится виновным во всём тот, кто совершает противное любви, на которой всё держится? Не согрешает тот, кто не поступает против любви. Ибо не прелюбодействуй, не убей, не укради, не пожелай, и если есть какая другая заповедь, заключаются в этом слове: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла. Итак, любовь есть исполнение закона (Рим. 13:9–10). Потому становится виновным во всём тот, кто совершает противное любви, на которой всё держится. Но почему же тогда не говорится о равнозначности [всех] грехов? Не поступает ли хуже в отношении любви тот, кто согрешает тяжелее, чем тот, кто согрешает легче? Как бы то ни было, согрешивший в одном, [становится] виновен во всём, потому что поступает против любви, на которой всё держится.

Читайте также:
Благословение от Бога в православии: что это такое, зачем нужно его просить у Бога и его значение

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.

Андрей Монах

Ст. 10-11 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона

Грех в одном лишает совершенной любви. Ибо она есть самая главная из добродетелей. Если же кто не имеет головы, то излишне все прочее тело. А то, что Иаков говорит именно об этом, ясно из сделанного им приготовления. Ведь вся его предыдущая часть была о совершенной любви. А слова «не прелюбодействуешь, но убьешь» приводит ради примера, чтобы и в прочем не хромало совершенство.

Фрагменты.

Лопухин А.П.

Ст. 10-11 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона

В обоснование высказанного в ст. 8-9 положения, что лицеприятие, будучи отдельным грехом, является, однако, нарушением царственного закона любви, Апостол теперь, ст. 10-11, высказывает замечательное органическое воззрение на закон Божий: преступление против одной какой-либо частной заповеди закона есть нарушение всего закона, именно потому, что весь закон со всеми многоразличными заповедями есть выражение одной воли Законодателя Бога, и преступление против отдельной какой-либо заповеди есть преступление против святой воли единого Законодателя, значит, и против всего закона. Такое органическое понимание закона Божия было свойственно уже ветхозаветному времени, где каждый проступок человека судился с точки зрения единой теократической идеи, а еще в большей степени оно присуще новозаветному понятию о всеобъемлющем значении основного начала нравственной жизни – начала любви. Блаж. Феофилакт замечает к ст. 10-11: «Кто согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем, потому что не имеет совершенной любви. Ибо любовь есть глава всего доброго, а когда нет головы, то все остальное тело ничего не значит… Заповеди – не прелюбодействуй, не убей указаны для примера. Примечай, что и эти примеры взяты из закона, относящегося к совершенству любви. Ибо кто любит ближнего, тот не будет ни прелюбодействовать, ни убивать; потому что такие дела свойственны врагу. Если бы не так, то никто из людей не спасся бы, потому что никто не соблюдает всех заповедей, но кто соблюл чистоту, тот побеждается иногда гневом, кто творит милостыню, тот нередко имеет зависть. Посему говорится не о том, чтобы вовсе не было недостатка в добродетелях, но о любви, что ее не должно совершать с недостатком, с лицеприятием, но всецело… Итак под всем законом должно разуметь закон о любви…»

Православный экзорцизм в современной церкви

Сейчас в России стало модно поклоняться всему оккультному, верить в сглаз и порчу, гадать на картах Таро и следовать указаниям гороскопов. На фоне таких греховных ритуалов среди православных начало проглядываться странное отношение к обряду «отчитки» (изгнанию темных сил из человека), как к процессу избавления от порчи.

Отношение православной церкви

В православной церкви экзорцист — это отдельный высокий чин священника, не каждый может обладать таким даром и силой. Для того чтобы совершать подобные таинства нужно получить разрешение высшего руководства.

Так называемая «отчитка» в православной церкви приветствуется не всеми:

  • многие представители российской православной церкви высказываются против проведения массовых отчиток и относятся к ним негативно;
  • священнослужители считают, что сейчас очень трудно найти священника, обладающего способностями к изгнанию злых духов;
  • такие обряды сейчас проводят так называемые «младостарцы» которые могут нанести непоправимый вред и своей душе, и душе людей, присутствующих на этом обряде;
  • на отчитке изгоняет бесов не священник, он обращается к силам свыше, поэтому молодые священники и те, кто не обладает таким даром, не могут приближаться к такому серьезному делу, как изгнание бесов.

Важно! Христос всегда запрещал подавать голос бесноватым, а старцы не разрешали слушать выкрики и рыки одержимых, вступать в контакт с бесами и находиться здоровым людям рядом. На современных отчитках присутствует много посторонних людей, которые могут пострадать.

В православной практике не существовало массовых отчиток, на которые сейчас может попасть любой желающий. На таких обрядах могут присутствовать не только одержимые, но и психически больные люди, которые кричат, стараются подражать звериным рыкам.

Все это записывается журналистами или любопытными зеваками на видео, диктофоны и разносится по просторам интернета, снимаются целые фильмы. Такой экзорцизм может быть небезопасен для человеческих душ.

Поэтому православная церковь, в которой проводится обряд, закрывается на весь день. Там находится только прихожанин, над которым совершается обряд и священник или священники, которые допущены к проведению обряда.

Краткая историческая справка

В Библии описывается сюжет с изгнанием бесов, как и в Ветхом Завете, где злой дух поразил царя Сеула и обряд изгнания провел Давид, играя на гуслях. В Священном Писании также можно найти много описаний изгнания бесов Спасителем и его преемниками.

Упоминания об одержимости в разные времена истории:

  • древний обряд изгнания демонов из язычников совмещался с их крещением в христианскую веру;
  • средневековье — осуждение за язычество веры в народные рассказы о бесах, которые вселяются в женщин, и ведьмы, которые насылали порчу на животных и людей. Во времена Средневековья изгнание бесов было очень распространенной процедурой, которая проводилась почти над каждым человеком, она являлась проверкой;
  • XIII век — католическая церковь боролась с ересью и ведьмами. Эта борьба пролила свет на общение людей с бесами, и экзорцизм в христианской вере приобрел осмысление и новое рождение.
Читайте также:
Отличие православных праздников от светских: главные особенности и различия, традиции и духовный смысл

Интересно! Иоанн Кронштадтский — самый известный русский экзорцист. Он не проводил обряд отчитки так, как его представляют современные православные, он восклицал несколько раз » Изыди!».

Что такое одержимость

Одержимость имеет ряд признаков:

  • поведение начинает резко меняться, человек начинает себя проявлять очень агрессивно, особенно в сторону церкви и святынь, вплоть до матерных ругательств, хрипов и плевков на крест;
  • случаются припадки, схожие с проявлением эпилепсии: судороги всего тела, густая пена изо рта, дергание, закатывание глаз;
  • появляется злой взгляд, галлюцинации;
  • когда находится рядом с иконой или церковью начинает сильно беспокоиться;
  • во время проявления бесноватости начинает говорить от лица темных сил, иногда на неизвестном языке;
  • проявляется аморальное поведение, не знающее границ;
  • человек постоянно думает о самоубийстве.

Внимание! Многие перечисленные признаки могут проявляться при любой психологической болезни, поэтому при появлении симптоматики сначала нужно обратиться к психиатру.

Правила проведения обряда

Обряд экзорцизма нужен для изгнания демонов из человека одержимого.

О других обрядах православной церкви:

Несколько обязательных правил:

  • перед проведением отчитки нужно обязательно убедиться в том, что человек не болен психиатрическими заболеваниями, а им овладела темная сила;
  • священник читает молитву над одержимым, обращается к Господу, просит его изгнать нечисть из человека. Текст молитвы прерывать нельзя, даже если бесы начнут препятствовать, кричать, выгибаться, плеваться и вести себя вызывающе неадекватно;
  • обязательно должен присутствовать родственник человека которого отчитывают, чтобы обезопасить экзорциста от обвинений, так как во время ритуала может произойти смерть больного.

Важно! Главным условием выздоровления человека, является праведная жизнь, посещение церкви, постоянная молитва. Если он не ведет православный образ жизни, то экзорцизм будет безуспешным.

Отчитка в России все еще проводится. Изгнание демонов — очень ответственное дело и не каждый священник решится заниматься этим. Экзорцизм опасен для обоих сторон.

Отчитки проводятся в Сергиевом Посаде в Троице-Сергиевой Лавре. Отец Герман — единственный, кто имеет разрешение епископа на этот обряд.

Экзорцизм

«Гос­подь дотоле хранит душу твою, доколе ты хра­нишь язык твой».
Анто­ний Вели­кий (из книги «Отеч­ник» св. Игна­тия Брян­ча­ни­нова)

А.И. Осипов,
про­фес­сор Мос­ков­ской Духов­ной Ака­де­мии

Магизм как состо­я­ние созна­ния воз­мо­жен всюду. Яркий пример его в хри­сти­ан­ской прак­тике – кре­ще­ние, при­ча­ще­ние, вен­ча­ние или мона­ше­ский постриг по при­нуж­де­нию или по чисто житей­ским побуж­де­ниям (напри­мер, чтобы не болеть и т.п.), а не по вере, как об этом гово­рит Гос­подь ( Мк. 16:16 ).

Выра­же­нием того же маги­че­ского созна­ния явля­ется рас­про­стра­ня­ю­ще­еся в послед­ние деся­ти­ле­тия так назы­ва­е­мое отчи­ты­ва­ние (экзор­цизм). Зани­ма­ются им отдель­ные свя­щен­ники, не име­ю­щие на то (напри­мер, в Мос­ков­ской епар­хии) бла­го­сло­ве­ния епи­скопа, без кото­рого иерей в прин­ципе не имеет права совер­шать ни одного свя­щен­но­дей­ствия. (Ссылки закли­на­те­лей на раз­ре­ше­ние духов­ника явля­ются не более как попыт­кой само­оправ­да­ния, поскольку в любом случае тре­бу­ется бла­го­сло­ве­ние епи­скопа, без кото­рого любое свя­щен­но­дей­ствие и тем более отчи­ты­ва­ние пре­вра­ща­ется в деяние анти­ка­но­ни­че­ское, губи­тельно дей­ству­ю­щее и на закли­на­теля, и на боль­ного.) Лаоди­кий­ский собор (364) поста­но­вил: «Не про­из­ве­ден­ным от епи­ско­пов не должно закли­нати ни в церк­вах, ни в домах…» (пр. 26). Это крас­но­ре­чиво сви­де­тель­ствует как о том, насколько нецер­ков­ный харак­тер имеет новая прак­тика, так и о духов­ном состо­я­нии отчи­ты­ва­ю­щих. Пре­по­доб­ный Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин очень опре­де­ленно гово­рит о послед­нем: «А кто желает пове­ле­вать нечи­стыми духами, или чудесно пода­вать здра­вие боля­щим, или являть перед наро­дом какое-либо из дивных зна­ме­ний, тот хотя при­зы­вает имя Хри­стово, но бывает чужд Христа, поелику, над­мен­ный гор­до­стью, не сле­дует Учи­телю сми­ре­ния… Посему-то отцы наши нико­гда не назы­вали тех мона­хов доб­рыми и сво­бод­ными от заразы тще­сла­вия, кото­рые хотели слыть закли­на­те­лями…»1

Экзор­цизм имел место в Древ­ней Церкви в силу особых даро­ва­ний, нис­по­сы­ла­е­мых ей в тот период, но был пре­кра­щен. «Поста­нов­ле­ния апо­столь­ские» (III в.) уже запре­щают постав­лять экзор­ци­стов, моти­ви­руя это тем, что «слав­ный подвиг закли­на­ния есть дело доб­ро­воль­ного бла­го­рас­по­ло­же­ния и бла­го­дати Божией через Христа, нaи­тиeм Свя­того Духа, потому что полу­чив­ший даро­ва­ние исце­ле­ний пока­зу­ется через откро­ве­ния от Бога и бла­го­дать, кото­рая в нем, явна бывает всем». В V в. экзор­ци­сты уже не упо­ми­на­ются2. Спе­ци­аль­ный же чин отчи­ты­ва­ния в треб­нике мит­ро­по­лита Петра Могилы (XVII в.) като­ли­че­ского про­ис­хож­де­ния, и в Рус­ской Церкви он не полу­чил ника­кого прак­ти­че­ского при­зна­ния. Ни один из рус­ских святых не отчи­ты­вал, и именно потому, что был свят, то есть имел дар Свя­того Духа, кото­рым и совер­шал исце­ле­ния.

Пра­во­слав­ная Цер­ковь всегда сле­до­вала словам Спа­си­теля, что «сей род изго­ня­ется только молит­вою и постом» ( Мф. 17:21 ), то есть пра­виль­ной подвиж­ни­че­ской жизнью, бла­го­даря кото­рой хри­сти­а­нин по мере сми­ре­ния дости­гает бес­стра­стия и полу­чает от Бога дар побеж­де­ния злых духов. Только достиг­ший бес­стра­стия спо­со­бен без вреда для боль­ных и для себя всту­пить в откры­тую борьбу с духами тьмы. Однако тако­вых и в древ­но­сти были еди­ницы3, а о насто­я­щем вре­мени и гово­рить не при­хо­дится. Поэтому свя­щен­ник, даже самый бла­го­че­сти­вый, но дер­за­ю­щий сам с помо­щью особых молитв и свя­щен­но­дей­ствий («ех opere operate») изго­нять (отчи­ты­вать) злых духов «Иису­сом. Кото­рого Павел про­по­ве­дуют» ( Деян. 19:13 ), рис­кует не только себя под­верг­нуть тому пору­га­нию от них, о кото­ром про­мыс­ли­тельно повест­вует книга Деяний апо­столь­ских, но вверг­нуть и бес­но­ва­того в еще боль­шие болезни и стра­да­ния. Не имея дара Свя­того Духа. нельзя созда­вать види­мость дей­ствия Его дара. Свя­ти­тель Игна­тий с горе­чью вос­кли­цал о подоб­ных попыт­ках: «Душе­па­губ­ное актер­ство и печаль­ней­шая коме­дия – старцы, кото­рые при­ни­мают на себя роль древ­них святых Стар­цев, не имея их духов­ных даро­ва­ний»4.

Бесов могли изго­нять только святые, и не из всех подряд, а лишь из тех, на кото­рых ука­зы­вал им Сам Гос­подь. При этом святые исце­ляли «просто» молит­вой, боль­шей частью внут­рен­ней, неви­ди­мой для других, реже – внеш­ней (см., напри­мер молитвы свя­ти­те­лей Васи­лия Вели­кого, Иоанна Зла­то­уста), совер­шая таин­ства Пока­я­ния, Собо­ро­ва­ния, Евха­ри­стии, но без какого-либо спе­ци­аль­ного закли­на­тель­ного чино­по­сле­до­ва­ния5, поскольку тако­вой уже совер­ша­ется над всеми веру­ю­щими перед таин­ством Кре­ще­ния и явля­ется освя­ще­нием их акта созна­тель­ного отре­че­ния от сатаны и всех дел его.

Читайте также:
Как освятить икону: освящение иконы дома и в церкви, можно ли самому

Гос­подь запре­щал гово­рить бес­но­ва­тым, и святые отцы кате­го­ри­че­ски запре­щали слу­шать их и вхо­дить в какой-либо кон­такт с гово­ря­щими духами, теперь же во время отчи­ты­ва­ния бесы полу­чают полную сво­боду «про­по­ве­до­вать», вво­дить при­сут­ству­ю­щих в заблуж­де­ние, зара­жать их своим духом лукав­ства, гор­дыни, плот­ских стра­стей и т.п. Нередко при этом ведется теле­съемка, кото­рая рас­про­стра­няет бесов­скую ложь на еще более широ­кий круг людей.

Вот несколько выска­зы­ва­ний святых отцов по дан­ному вопросу.

В посла­нии под именем свя­ти­теля Кли­мента Рим­ского «О дев­стве» аске­там пред­пи­сы­ва­ется «…посе­щать одер­жи­мых злыми духами и тво­рить над ними молитвы. Постом и молит­вою пусть закли­нают, не сло­вами крас­ными, отбор­ными и изыс­кан­ными, но как мужи, от Бога полу­чив­шие дар вра­че­ва­ния».

«Он (авва Пити­рион) много бесе­до­вал с нами и с осо­бен­ною силою рас­суж­дал о раз­ли­че­нии духов, говоря, что неко­то­рые бесы наблю­дают за нашими стра­стями и часто обра­щают оные ко злу. Итак, чада, гово­рил он нам, кто хочет изго­нять бесов, тот должен сперва пора­бо­тить стра­сти: ибо какую страсть кто побе­дит, такого беса и изго­нит. Мало-помалу должно вам пора­бо­тить стра­сти, чтобы изгнать демо­нов этих стра­стей»6.

У пре­по­доб­ного Иоанна Кас­си­ана Рим­ля­нина в бесе­дах «О Боже­ствен­ных даро­ва­ниях» нахо­дим сле­ду­ю­щее: «Чело­век, пре­дан­ный явным поро­кам, может иногда про­из­во­дить уди­ви­тель­ные дей­ствия и потому почи­таться святым и рабом Божиим… и сам тот, кто уверен в себе, что обла­дает даром исце­ле­ний, над­мен­ный гор­до­стью сердца, испы­ты­вает тяг­чай­шее паде­ние. От сего про­ис­хо­дит то, что демоны, с воплем именуя людей, не име­ю­щих ника­ких свойств свя­то­сти и ника­ких духов­ных плодов, пока­зы­вают вид, будто их свя­тость жжет их и они при­нуж­дены бежать от одер­жи­мых ими»7.

Пре­по­доб­ный Вар­са­ну­фий Вели­кий: «Нехо­рошо с уси­лием молиться о том, чтобы полу­чить исце­ле­ние, не зная, что тебе полезно»8. Он же: «Про­ти­во­ре­чить дья­волу при­лично не всем, но только силь­ным о Боге, кото­рым пови­ну­ются бесы; если же кто из несиль­ных будет про­ти­во­ре­чить, бесы руга­ются над ним, что, нахо­дясь в их власти, он им же про­ти­во­ре­чит. Также и запре­щать им – дело мужей вели­ких, име­ю­щих над ними власть. Многие ли из Святых запре­щали дья­волу, подобно Миха­илу Архан­гелу, кото­рый сделал сие, потому что имел власть? Нам же, немощ­ным, оста­ется только при­бе­гать к имени Иису­сову»9.

Пре­по­доб­ный Иоанн Пророк на просьбу помо­литься о бес­но­ва­том: «Пусть он и сам постится и молится, сколько может, тогда и моля­щие за него будут услы­шаны, ибо «много может молитва пра­вед­ного спо­спе­ше­ству­ема» ( Иак. 5:16 ), и Гос­подь сказал: «Сей же род не исхо­дит, токмо молит­вою и постом» ( Мф. 17:21 )»10.

Пре­по­доб­ный Исаак Сирин о пре­ко­сло­вии бесам: « Ибо ты выхо­дишь учить тех, кому уже шесть тысяч лет. А это (твое дерз­кое пре­ко­сло­вие) служит для них ору­жием, кото­рым воз­мо­гут они пора­зить тебя, несмотря на всю твою муд­рость и на все твое бла­го­ра­зу­мие».11

Бла­жен­ный Фео­фи­лакт Бол­гар­ский: «Осво­бо­див­ши­еся от бесов еще хуже ста­но­вятся впо­след­ствии, если не исправ­ля­ются»12.

Свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов): «Ника­ких закли­на­тель­ных молитв не нужно: они про­чи­таны над каждой из вас при святом Кре­ще­нии. Нужно пре­даться воле Божией и при­знать себя достой­ным вся­кого чело­ве­че­ского и бесов­ского наве­де­ния: тогда стра­хо­ва­ние прой­дет само собой…»

«Поми­найте в молит­вах Ваших боля­щую Д., кото­рая пре­дана судь­бами Божи­ими сатане, да дух ее спа­сется… В духов­ном отно­ше­нии такое нака­за­ние Божие отнюдь не служит худым сви­де­тель­ством о чело­веке: такому пре­да­нию сатане под­вер­га­лись многие вели­кие угод­ники Божии… Гораздо мало­важ­нее бес­но­ва­ние, нежели при­ня­тие какого-либо вра­же­ского помысла, могу­щего навеки погу­бить душу».13

При­ве­ден­ные выска­зы­ва­ния святых крас­но­ре­чиво сви­де­тель­ствуют об их отно­ше­нии к столь серьез­ному для нашего народа вопросу цели­тель­ства бес­но­ва­тых.

Отчи­ты­ва­ние есть явле­ние того же духов­ного порядка, что и широко рас­про­стра­нив­ши­еся в насто­я­щее время по всему ино­слав­ному Западу так назы­ва­е­мое пяти­де­сят­ни­че­ство, хариз­ма­тизм, дви­же­ние «нового века», а в секу­ляр­ной среде – так назы­ва­е­мая экс­тра­сен­со­рика. Все это кале­чит и души, и тела людей.

Маги­че­ское вос­при­я­тие культа явля­ется одной из глав­ных причин вырож­де­ний хри­сти­ан­ской рели­гии, ее иска­же­ний, при­чи­ной роста язы­че­ства, осо­бенно ате­изма, оккуль­тизма и сата­низма.

Вели­чай­шее иску­ше­ние для чело­века – «сорвать тайны бытия» (Бога, чело­века, при­роды) и самому стать «как Бог», непод­власт­ным Богу, более того, попы­таться под­чи­нить себе и Самого Бога. Магия и есть безум­ная попытка реа­ли­за­ции такой идеи – своего рода пси­хо­ло­ги­че­ская рево­лю­ция чело­века против Бога.

По Свя­щен­ному Писа­нию, послед­ним шагом раз­ви­тия язы­че­ства должно быть явле­ние вла­сти­теля всего мира – анти­хри­ста, «чело­века греха», «без­за­кон­ника» ( 2Фес. 2; 3, 8 ) в высшем и исклю­чи­тель­ном зна­че­нии этого слова, «так что в храме Божием сядет он, как Бог, выда­вая себя за Бога» ( 2Фес. 2:4 ) и творя лже­чу­деса с помо­щью магии и других средств.

При­ме­ча­ния:

1. Преп. Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин. Писа­ния. М., 1892. С. 445.
2. Подроб­нее об этом: Успен­ский Н.Д. Визан­тий­ская литургия//Богословские труды. Сб. 21. С. 31.
3. Гри­го­рий Синаит (XIV в.), пишет св. Игна­тий Брян­ча­ни­нов, “решился ска­зать, что в его время вовсе нет бла­го­дат­ных мужей, так сде­ла­лись они редки… Тем более в наше время дела­телю молитвы необ­хо­димо наблю­дать вели­чай­шую осто­рож­ность. Бого­дух­но­вен­ных настав­ни­ков нет у нас!” (Еп. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов). Сочи­не­ния. СПб.. 1905. Т 1. С. 274).
4. Там же. С. 72.
5. При­ме­ров этого можно было бы при­ве­сти мно­же­ство. Один из них см. в Житии преп. иерос­хи­мо­наха Ила­ри­она Оптин­ского (Изд. Вве­ден­ской Опти­ной пустыни, 1993. С. 190).
6. Лав­саик. М., 1992. С. 126–127.
7. Преп. Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин. Указ. соч. С. 440.
8. Прп. отцев Вар­са­ну­фия Вели­кого и Иоанна руко­вод­ство к духов­ной жизни в отве­тах на вопро­ше­ния уче­ни­ков. Диве­ево, 1994. С. 263. Вопрос 381.
9. Там же. С. 223. Вопрос 301.
10. Там же. С. 416. Вопрос 673.
11. Преп. Исаак Сирин. Слова подвиж­ни­че­ские. М., 1993. С. 137. Слово 30.
12. Блаж. Фео­фи­лакт Бол­гар­ский. Тол­ко­ва­ние на Мф. 12, 43–45 .
13. Свят. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов). Собра­ние писем. М., 1995. С. 217–218.

статья напе­ча­тана в жур­нале “Пра­во­слав­ная беседа” № 1, 2000 год.

Почему православные священники не одобряют экзорцизм

«Помогает, если верить»

Архимандрит Герман вот уже более 30 лет практикует массовые изгнания бесов. К нему, по словам благочинного Троице-Сергиевой лавры архимандрита Павла (Кривоногова), приезжает множество людей. «Помогают ли отчитки? Да, я был очевидцем. А бывает так, что кому-то не помогают. Это зависит от человека, от его веры, от состояния его души», — рассказал благочинный. Он не согласен с тем, что совершаемые в Лавре отчитки можно назвать массовыми (за что чин чаще всего критикуют). Обычно, как отметил благочинный, на них приходит 50-60 человек, а не тысячи, как можно подумать.

Читайте также:
Православие и чайлдфри: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые вопросы, грех или нет

Считается, что чин изгнания бесов должен совершаться только в исключительных случаях, когда человек оказывается под тотальным воздействием вселившегося в него темного духа и уже не контролирует свои движения и поступки.

В Евангелии написано о гадаринском бесноватом, который днем и ночью бился о камни, а когда его заковывали в цепи, то он разрывал узы и в беспамятстве носился по пустынным местам. Христос своей силой в одно мгновение освободил несчастного от тяжких уз. В первые века христианства даже язычники знали о существовании особых лиц, заклинавших одержимых именем Иисуса Христа и тем самым изгонявших из них нечистую силу.

Зачастую подобное было не под силу даже апостолам — ближайшим ученикам Христа: в Новом Завете описан случай, когда они не смогли изгнать демона из бесноватого юноши. Со временем в христианстве сложилось понимание того, что победа над злыми духами возможна лишь при решительном исправлении человеком своей жизни, при соблюдении строгой аскезы, а не благодаря формально исполненному правилу.

Архимандрит Герман (Чесноков)

При этом изгнание бесов в православной традиции считается особым даром Бога, который получают лишь некоторые люди в силу своей особой, святой жизни и который они могут реализовывать только по благословению духовника.

Кто такой экзорцист и чем он занимается?

В разных культурах и в зависимости от ситуаций претендентами на статус экзорциста могут быть разные люди: раввины, священнослужители, шаманы, ведьмы, экстрасенсы и так далее.

  1. Первым экзорцистом в христианстве был Иисус Христос.
  2. Бороться со злыми духами могут только редкие подвижники, получившие Божий дар. Проводить ритуалы можно только по благословению епископа.
  3. Специальный церковный чин появился в III веке, и он считался ниже диакона, но выше чтеца и привратника.
  4. При рукоположении будущий экзорцист получает книгу, в которой собраны молитвы для изгнания бесов.
  5. Люди, проводящие ритуалы, не могут создавать семью, поскольку темные силы будут действовать на близких.
  6. Еще один важный момент, который интересует многих – что используют при экзорцизме, так в большинстве случаев в перечень необходимых предметов входит: распятие, свечи, книга с заклинаниями (возможно Библия), благовонии и святая вода.

Как провести обряд экзорцизма?

Ритуал является сложным и опасным, поэтому приступать к нему необходимо только при соблюдении всех правил.

  1. Для начала важно правильно установить причины плохого состояния человека, поскольку одержимость и многие психические заболевания схожи друг с другом.
  2. Необходимо присутствие свидетелей, которые должны иметь крепкое физическое и психологическое здоровье. Если жертва женщина, то свидетелем обязательно должна быть родственница женского пола.
  3. В комнате, где будет проводиться обряд должна стоять кровь и стол, на который ставятся необходимые предметы. Все остальное должно быть убрано.
  4. Священник и свидетели должны перед обрядом соблюдать пост и исповедаться

Сам процесс изгнания темных сил из человека можно разделить на несколько основных этапов:

  1. Сначала священнослужитель должен определить, с какой сущностью он имеет дело.
  2. Когда имя демона определено, он проявляет себя во всей красе, начиная оскорблять окружающих, угрожать и делать все возможное, чтобы запугать свидетелей и экзорциста. Ни в коем случае нельзя останавливать ритуал.
  3. Читается молитва изгнание бесов из человека и это означает, что наступает этап борьбы демона и Господа. Священнослужитель обрызгивает жертву святой водой и поджигает благовония.
  4. Когда Божья воля одерживает победу, происходит изгнание нечистой силы. Человек после этого чувствует себя гораздо лучше.

Экзорцизм и психиатрия

Психиатрия считает, что правильно проведенный ритуал экзорцизма действительно помогает, но при условии, что у человека нет психического заболевания.

Например, при таком заболевании, как шизофрения, человек слышит в своей голове голоса. Эти голоса могут рассказывать, приказывать и даже различными способами наказывать человека. У верующего эти голоса могут «принадлежать» демонам. Избавить такого человека от демонов при помощи религиозных ритуалов невозможно.

Но большинство одержимых – это здоровые, но очень внушаемые люди. Чаще всего это женщины с истероидными чертами личности, склонные к демонстративному поведению и легко поддающиеся внушению. В прошлом такие люди оказывались под влиянием религии и больше всего боялись нечистой силы.

Если на такую благодатную почву накладывались яркие проповеди священнослужителей о бесах и демонах, захватывающих тело и душу, они приобретали свойства внушения наяву, у человека развивались соответствующие убеждения, иллюзии и галлюцинации, переходящие затем в стойкий бред. То есть, развивается истерический невроз.

Чем опасен экзорцизм

Правильно проведенный опытным подготовленным священнослужителем сеанс экзорцизма вреда не принесет. В большинстве случаев он будет способствовать выздоровлению или облегчению состояния одержимого. Вред будет нанесен, если:

  • ритуал проводится с психически больным человеком, страдающим шизофренией, эпилепсией и т.д. – реакция таких больных непредсказуема, им может быть нанесен значительный вред;
  • ритуал проводится не специалистом, что вызывает углубление невроза;
  • кроме молитв применяются физические способы воздействия, заставляющие демонов покинуть тело человека: избиение, голодание и т.д.; таких примеров было много не только в средние века, но и в наше время: в 2010 году Британии во время самостоятельно проводимого родственниками обряда изгнания демонов водой был убит подросток.

Порок, болезнь или одержимость?

Наличие внутренней темной сущности отличается по своей природе от других пороков, свойственных многим людям. Отчитка не поможет победить табакокурение, пьянство, страсть к игре и тем более наркоманию. Это же относится к духовным и физическим болезням, требующим медицинского врачевания или личных волевых усилий грешника. Одержимость бесами не служит оправданием супружеской неверности, гневу, зависти и жадности. Само по себе желание переложить на лукавого собственные порочные устремления является опасным соблазном.

Какой маникюр подходит для офисного дресс-кода: 10 эффектных идей Как без шитья сделать коврик из любой ткани: очень простая инструкция Самые нелепые подарки, которые приходилось получать на 8 Марта нашим женщинам

Читайте также:
Как стать священником: кто может стать батюшкой и где учиться в России и странах СНГ, особенности обучения

Церковный дуализм

Мнения православных священников по поводу возможности и полезности проведения процедуры изгнания бесов разделяются. Большинство представителей церкви не считают возможным избавление от темной сущности путем разовой отчитки. В целом православное отношение к обряду экзорцизма выражается словами гоголевского персонажа: «Тому не нужно искать черта, у кого он за спиною стоит». Изгнав одного беса, можно принять целый легион новой нечисти, если для нее есть питательная среда.

Церковь называет два эффективных средства борьбы с одержимостью: пост и молитва. В пользу отказа от вычитки говорят следующие факты:

  • Этот обряд никогда не относился к церковным таинствам, таким как крещение, исповедь, причастие или миропомазание (всего из семь).
  • Патриархи РПЦ никого и никогда на благословляли на отчитку.
  • Обряд как таковой действительно существует, но он не может применяться к нескольким, а тем более, многим людям одновременно.

Итак, высказано первое мнение, но есть и другое. Экзорцизм практикуется в Троице-Сергиевой лавре и нескольких православных монастырях за пределами России. Обряд востребован паствой, ради участия в нем верующие едут за тысячи километров.

Необычные сырники без яиц готовятся быстро, просто, получается очень вкусно Исследования показали, что шерстистые мамонты могли жить вместе с людьми Нашатырный спирт и еще 4 простые подкормки, после которых орхидея зацветет

Русской православной церкви чужда тоталитарность, а потому случаи прямого запрета на отчитку крайне редки. Духовенство лишь указывает на высокую степень ответственности, которую старцы возлагают на себя, когда берутся изгонять бесов.

Сколько стоит отчитка

Фиксированного размера пожертвования в связи с отчиткой не существует: каждый оставляет ту сумму, которую считает необходимой и посильной.

Практика, однако, показывает, что люди оказываются щедры. Храм Иоанна Воина в 1995 году представлял собой старый деревянный барак на пришахтовой территории. Сейчас это уникальный храм с куполами, изразцами, лепниной — настоящее произведение искусства деревянного зодчества. Посетители сравнивают его со знаменитой церковью Преображения Господня в Кижах. Рядом — роскошный сад. Во многом благополучие прихода зиждется именно на щедрых пожертвованиях тех, кто приезжал на отчитку.

Краткая историческая справка

В Библии описывается сюжет с изгнанием бесов, как и в Ветхом Завете, где злой дух поразил царя Сеула и обряд изгнания провел Давид, играя на гуслях. В Священном Писании также можно найти много описаний изгнания бесов Спасителем и его преемниками.

Упоминания об одержимости в разные времена истории:

  • древний обряд изгнания демонов из язычников совмещался с их крещением в христианскую веру;
  • средневековье — осуждение за язычество веры в народные рассказы о бесах, которые вселяются в женщин, и ведьмы, которые насылали порчу на животных и людей. Во времена Средневековья изгнание бесов было очень распространенной процедурой, которая проводилась почти над каждым человеком, она являлась проверкой;
  • XIII век — католическая церковь боролась с ересью и ведьмами. Эта борьба пролила свет на общение людей с бесами, и экзорцизм в христианской вере приобрел осмысление и новое рождение.

Интересно! Иоанн Кронштадтский — самый известный русский экзорцист. Он не проводил обряд отчитки так, как его представляют современные православные, он восклицал несколько раз » Изыди!».

Отчитка в православной церкви

Дом Трипитака Кореана

Сначала Трипитака хранилась в храме Хэинса, в четырёх его зданиях. Потом, два века спустя, для бесценных буддийских текстов построили специальное здание, Чангён Панджон (Janggyeong Panjeon). Это строение стало своего рода архитектурным чудом своего времени Оно задумано как эффективно консервирующее, как дом-термос. Конструкция его направлена на то, чтобы как можно лучше защитить блоки от разрушения, но при этом обеспечить к текстам беспрепятственный доступ.

Сначала Трипитака Кореана хранилась в храме Хэинса

Чангён Панджон состоит из четырёх просторных залов. Они, в свою очередь разделены на несколько комнат. Все помещения расположены в форме прямоугольника вокруг внутреннего двора. Хранилище было возведено на самой высокой точке храма. Это высота около семи сотен метров. Для того чтобы избежать сырости от воздействия юго-восточного ветра, Чангён Панджон обращён на юго-запад. Горы перекрывают потоки холодных северных ветров.

Потом для хранения Трипитака Кореана было построено специальное здание

Окна здания строго определённого на каждой из сторон здания. Всё устроено так, чтобы обеспечить доступ вентиляции и регулировании температуры внутри. Глину для полов специально смешали с древесным углём, оксидом кальция, солью, известью и песком. Всё это снижает влажность. Во время дождей эти вещества поглощают лишнюю влагу. Потом это помогает сохранять нужную атмосферу в течение долгих сухих зимних месяцев.

Крыша также сделана из глины. Балки и деревянные стропила призваны предотвращать резкие перепады температур. Кроме всего прочего, всё устроено таким образом, чтобы ни одна часть строения не подвергалась воздействию прямых солнечных лучей. Все эти строгие меры помогли сохранить наследие мировой культуры и основы религии дзен-буддизма в таком просто фантастически прекрасном состоянии до сего дня.

Все тексты прекрасно сохранились вплоть до сего дня

Православная Жизнь

Отвечает протоиерей Владимир Пучков.

Такое явление, как экзорцизм, несмотря на древность, известно сегодня многим даже за пределами Церкви, не говоря уже о верующих. Между тем сложно найти более противоречивую практику в сегодняшней церковной жизни.

Для Древней Церкви, наделённой разнообразными дарованиями, изгнание злых духов было столь же привычным и естественным, как дары исцелений, пророчества, говорение на языках. И в этой же связи, по очевидной логике, экзорцизм должен был кануть в Лету, наряду с агапами, анафорами, состоящими из неписаных молитв, произносимых единственно по вдохновению Свыше и странствующими проповедниками, носившими наименование апостолов в течение многих десятилетий после смерти свидетелей земной жизни Христа, где-то на границе II и III веков.

Тем не менее именно этого и не произошло. Экзорцизм пережил и глоссолалию, и церковных пророков, и вдохновенных чудотворцев, исцелявших прикосновением руки. Вечери любви и апостолы, не задерживавшиеся в одном месте дольше трёх дней, остались лишь в истории, а бесноватые продолжали прибегать к помощи заклинателей. Сформировались строгие и упорядоченные последования анафор, был утверждён канон Нового Завета, огласительные училища сменились богословскими школами, а изгнание нечистых духов, будучи, по сути, осколком первохристианской поры, легко вписалось в реальность эпохи Вселенских Соборов, да и по её окончании никуда из церковной жизни не делось.

Читайте также:
Монастыри в Черногории: православные действующие мужские и женские, описания и история

Во всяком случае известные нам молитвы «над страждущим от нечистых духов», помещённые в Требнике, приписываются святителю Василию Великому, чем однозначно определяется, что составлены они не раньше второй половины IV века, если их автор действительно Василий Великий. Если же святому Василию они только приписываются, а на самом деле написаны кем-то другим, то можно утверждать, что появились они ещё позже. Нахождение же их в современном требнике ясно свидетельствует, что, несмотря на все исторические перипетии, они остаются востребованными и через полторы тысячи лет. Да и в Западной Церкви экзорцизм существовал чуть ли не во все времена и, как можно полагать, существует и поныне. В чём же причина, на первый взгляд, совершенно нелогичной живучести практики, естественной для церковной древности и не совсем понятной в контексте современности?

Первый фактор, конечно же, само явление одержимости. С одной стороны, совершенно неоспоримое. О бесновании мы неоднократно читаем в Священном Писании, встречаем его на страницах житий святых и аскетических книг. В конце концов, мы встречаем его в жизни, в виде не поддающейся психиатрической диагностике неадекватности, особенно если таковая неадекватность эпизодична и так или иначе связана с Церковью, богослужением или святынями. С другой стороны, трудность в определении одержимости, опасность перепутать её с психическим расстройством или заболеванием, вероятность симуляции или просто приписывания себе (или ближнему) одержимости и, как следствие, соблазн записать в беснование всё что угодно. А далее всё по знакомой нам житейской логике: если есть недуг, должно быть и врачевство. Существуют определённые молитвы, и если даже их чтение не гарантирует исцеления одержимого, то во всяком случае можно надеяться на облегчение страданий. Поскольку больше никто ничего другого предложить не в силах, экзорцизм остаётся вне конкуренции.

Фактор второй – суеверность. Вышеупомянутые молитвы многие воспринимают как панацею, как средство избавления от всего вообще: от одержимости, от болезней, от жизненных проблем, невзгод и всяческих бесовских козней. Если в случае с беснованием, явлением пугающим, неизученным и никакими другими средствами не преодолимым, отчитка «работает», то в отношении проблем болезней и интриг «сработает» и подавно. Понимание, конечно же, абсолютно чуждое христианскому сознанию, но, увы, живучее как в церковно-народной, так и в околоцерковной среде. И как тут экзорцизму не быть востребованным?

Прибавьте к этому тот факт, что в смутные советские времена отчитка из индивидуальной практики стала массовой. Сегодня уже мало кто помнит, что изначально молитвы для страждущих от нечистых духов были составлены для чтения священником над конкретным одержимым один на один. Все привыкли к тому, что отчитка производится при немалом скоплении народа, где, помимо настоящих бесноватых, могут присутствовать и больные, и отчаявшиеся, и психически нездоровые, и просто любопытные. Средство облегчения страданий одержимого плавно, но уверенно превращается в универсальный способ решения всех проблем. Трезвости в отношение к экзорцизму это, конечно, ничуть не добавляет, но вот популярности данного явления немало способствует. Как итог: чинопоследование, возникшее некогда исключительно благодаря особым дарованиям Духа и с вполне конкретной целью и ограниченное в наше время чёткими рамками дисциплины и традиции, превращается местами в обычную рутину, сродни заздравному молебну, ожидания от которой при этом превосходят даже очень смелые мечты.

Не последнюю роль играет в этом и почти повсеместное непонимание сути явления одержимости. «Предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасён…» (1 Кор 5:5), именно так о бесновании говорит апостол Павел. Очень важно понимать, что беснование не наказание за грехи и уже тем более не результат мифического «чародейства». Оно является попущением Божиим для спасения человека. Но именно с таким пониманием существует целая проблема, в том числе и в Церкви. Слишком уж легко вписывается одержимость в привычную многим картину мира, где Бог раздаёт блага за добродетели, сурово наказывает за грехи, а виновные во всех бедах ведьмы с колдунами могут чуть меньше, чем всё. Между тем одержимость – всего лишь одно из средств для вразумления подчас закоренелого, неисправимого грешника. Нередко – очевидное проявление любви и заботы Бога о спасении человека, погрязшего в грехе.

Как уже было сказано, само по себе беснование не гарантирует человеку вечной погибели и все мучения, страдания и скорби, которые оно может доставлять при жизни, имеют лишь одну цель – спасение человека. Поэтому когда для одержимого читаются известные нам молитвы, то это делается не столько для изгнания нечистой силы из человека, сколько для облегчения его страданий, неминуемых в состоянии одержимости. История знает случаи, когда, смирения ради, беснования просили себе святые. И Бог их просьбы без внимания не оставлял. Так что, вне всякого сомнения, исцелиться от беснования возможно. В том числе и посредством чтения над одержимым соответствующих молитв. Но наряду с этим можно неделями и месяцами посещать «отчитки» и не ощутить на себе ожидаемого результата. И это нормально, ведь если ожидать для себя чего-то большего, нежели облегчение от мук одержимости, то ничего, кроме разочарования, получить не удастся.

Вопрос действенности экзорцистских практик целиком лежит в плоскости нашей веры и в немалой степени зависит от нашего понимания элементарных, с точки зрения Церкви, вещей. В конце концов, быть ли человеку бесноватым, решает Бог. Быть ли человеку искренне верующим и прибегать к молитвенной помощи Церкви с благоговением или цепляться за суеверия и ждать чуда от последования, предназначенного для совсем других целей, решает и выбирает исключительно сам человек.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: