Зеваю при молитве: почему и что значит, что делать

Почему при чтении молитвы некоторые люди начинают зевать

Физиологические и психологические причины

Сначала определимся, что зевание относится к естественному физиологическому процессу. В этот момент организм получает приток кислорода, который активизирует работу мозга и стимулирует мышцы.

Ещё одна из причин этого явления – обычная скука. Не стоит без живого интереса, душевной потребности читать молитвенное правило, потому что Богу не нужны простые зачитывания слов.

Господу нужны те, кому нужен Он.

Мольбой очищается, спасается душа человека, освящается жилище, вещи, благословляются дела. Их знание всё равно, что знание языка Бога, Богородицы, святых угодников божьих. Понимая и творя молитву, совершается обряд очищения.

Психологические и физиологические причины

Известно, что зевание относится к природному физиологическому процессу. В этот момент в организм поступает кислород, который стимулирует мышцы и активизирует деятельность мозга.

Еще одной причиной этого феномена является обычная скука. Не стоит без душевной потребности, живого интереса проговаривать молитвенное правило, ведь Богу не нужны обычные зачитывания фраз. Всевышнему необходимы те, кому требуется Он.

Молением спасается, очищается душа человека, освящаются вещи, жилище, благословляются дела. Знание молитвы идентично знанию языка святых божьих угодников, Богородицы, Бога.

Плохо или нет

Верующие склонны придавать отрицательную окраску этой естественной потребности организма, замечая, что во время чтения «Отче наш» в храме многие прихожане начинают почти одновременно зевать.

При этом забывают, что на божественной литургии чтение этой молитвы начинается через довольно длительный период времени с начала службы.

Когда в помещении уже попросту душно, организму не хватает кислорода. Также при богослужении в церкви горит много свечей, это способствует сгоранию кислорода.

В совокупности вышеописанные моменты в храме могут провоцировать естественное желание зевать.


Часто обращения к святому отцу сопровождаются подобными вопросами: «Здравствуйте, батюшка, мне дали такую рекомендацию: если у вас бессонница — начните читать Евангелие, молитвы, и сон быстро придёт. Этим советом можно воспользоваться?».

Ответ священника на такой совет указывает, что такое отношение к чтению духовных книг может стать психологической причиной зевания: то есть войти в привычку, что никак не пойдёт на пользу вашей душе.

Поэтому батюшка предостерегает: «не становитесь заложником неверных советов».

Грешно ли зевать во время молитвы

Если зевание вызвано физиологическими причинами, такими как духота, пребывание тела в одной позе, очень усердное моление, то ничего страшного или неправильного в этом нет. Конечно, на людях при этом стоит соблюдать правила приличия и зевать тихо и прикрывая рот рукой.

Совет: обычно с длительной зевотой помогают справиться приток свежего воздуха и 3-4 внимательных глубоких вдоха.

В том случае, когда человек зевает во время молитвы от скуки, грешно не само зевание, а эта скука, отсутствие искренности и интереса. И в этой ситуации надо либо работать над причинами такого отношения к общению с Богом, либо прекратить попытки посещать храм и молиться.

В церкви

Интересен тот факт, что в святых местах, где пространство намолено веками, и находятся мощи святых, у человека может возникнуть частая зевота. Это может быть связано уже с духовными причинами.

Слово – это энергия. Молитвенное слово – это концентрат чистой энергии.

Например, человек употребляет ругательства, имеет негативные мысли — иными словами, наполнен энергетической грязью. Попадая в церковь, ему не только захочется зевать, но и спать. В этом случае зевота означает необходимость очищения.

Молитва покаяния и прощения:

В храме

Интересно, что в святых местах, где находятся мощи праведников и пространство намолено веками, у человека может появиться зевота. Это может быть связано с причинами духовными.

Слово является энергией. Молитвенное слово – это сгусток чистой энергии. К примеру, если человек имеет негативные мысли, часто ругается, то он наполнен энергетической грязью. И когда он приходит в церковь, ему хочется не только зевать, но и дремать. В этом случае зевота означает потребность в очищении.

При домашней молитве

Причины зевания на церковных службах понятны. Разберёмся, что может происходить, если человек зевает во время молитвы дома.

  • Когда человек начинает читать духовную литературу, произносит сильное молитвенное слово, он очень напряжен и сконцентрирован — мозг и память трудятся в ускоренном режиме. Это приводит к повышенной потребности в кислороде и зеванию.
  • В процессе молитвословия человек долгое время пребывает в одной позе: в основном стоя — дыхание становится медленнее, возникает недостаток кислорода, что провоцирует зевание.
  • У зевоты дома могут быть и психологические причины. Когда молящийся зевает в душном зале храма, подсознательно связывает молитвословие с зевотой. Таким образом, при любом молении, в том числе дома, начинает зевать. Чтобы избежать этого, следует осознать, что причина кроется не в самом молении, а в привычке.

Совладать с зевотой любого характера поможет 3-4 глубоких вдоха, а также поток свежего воздуха.

Физические и психологические причины зевоты

  • В первую очередь стоит отметить, что зевота — процесс совершенно естественный. Когда организм устал и/или испытывает дефицит кислорода, таким путем он может получить его значительный приток.
  • Также зевота может быть симптомом скуки. Мозг в такой момент пытается преодолеть отсутствие интереса к происходящему и работает более активно, на что ему требуется дополнительный кислород.
  • Некоторые люди считают сильную зевоту при молитве признаком сглаза, порчи или бесовского воздействия. Но официальная церковь такую позицию не поддерживает и не рекомендует обращаться за помощью к тем, кто называет себя колдунами, или самостоятельно проводить какие-то ритуалы.
Читайте также:
Православный протоиерей: кто это такой, значение и особенности, как стать

Колдовское влияние

Известно, что человек подвержен негативному, отрицательному воздействию со стороны. Колдовское влияние стало настолько очевидным, что сегодня эти представители нижних сил свободно собираются в центре городов, требуя узаконить их деятельность.

Это означает, что сделать приворот не составляет большого труда, не является секретной силой. Способов наведения порчи, сглаза великое множество. Информации о магических воздействиях и о людях, занимающихся магией, к сожалению, большое количество.

Верующим людям главное – уповать на Господа: не поддаваться на колдовские предложения про снятие негативного влияния их же методами.

Нужно пользоваться христианскими способами очищения, защиты от нечисти:

  • исповедь;
  • причастие;
  • духовные прочтения;
  • обращения к святым угодникам;
  • жизнь по заповедям Христа;
  • совершение богоугодных дел.

В церкви Христовой спасение душ наших!

Зевота — плохо или нет?

Религиозные обряды часто требуют большого напряжения физических и душевных сил, полного сосредоточения. Поначалу для современных людей бывает довольно трудно погрузиться в происходящее, тем более самостоятельно читать молитвы с полной отдачей. Поэтому многие верующие считают, что если их одолевает зевота, то с ними что-то «не в порядке» — некоторые даже начинают думать, что в душе поселились бесы. Конечно, это неправда! Так утверждают православные священники.

Хотя зевота не является признаком бесноватости, это не исключает того, что современные люди духовно слабы, и нечистый всячески будет стараться их отвадить от привычки посещать службы, читать Священное Писание. Но человек не должен смущаться тем, что иногда его одолевают напасти.

Спешим вас успокоить — ничего страшного и необратимого в этом нет. Тому, что человек зевает во время молитвы, имеются вполне естественные причины. Что такое зевота? Это нормальный физиологический процесс. После нее организм насыщается кислородом. Поэтому не следует искать мистических причин там, где их нет. Вполне вероятно, что в помещении, где вы находитесь, просто спертый воздух.

  • Во время прохождения церковной службы не принято открывать окна. Никаких библейских оснований в этом обычае нет — просто в таком случае начинают гаснуть свечи, которые верующие возжигают перед иконами.
  • Многих факт того, что гаснут свечи, может смутить и даже расстроить. Поэтому чаще всего настоятель храма решает держать форточки запертыми.
  • Церковные свечи, сгорая во время службы, сжигают большое количество кислорода. Вот почему на богослужении часто многих одолевает зевота.

Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →

Одномоментный приток кислорода в организм стимулирует нервную систему, «пробуждает» клетки мозга. Поэтому после ночного отдыха люди часто зевают.

Почему некоторые зевают во время молитвы?

Существуют случаи зевоты, которые происходят только в определенный момент, например во время чтения молитвы.

Посещая храм можно заметить, как человек пытается зевнуть, во время служения. Почему это происходит – стоит узнать подробнее.

Обратите внимание! В мистических утверждениях ходят приметы, что если зевота проявляется во время молитвы – значит, человек охвачен бесами. Правда это или нет – каждый склонен считать по-своему, однако такой точки зрения придерживаются верующие люди.

Зевота во время богослужения проявляется из-за расслабленности организма. Читая молитву и внимательно слушая пение, человек приходит в расслабление, но это не означает, что его поразил бес.

Быть может помещение для богослужения слишком душное и стоит немного его проветрить.

Рассмотрим основные причины зевоты во время молитвы дома.

Полная сосредоточенность и умственное напряжение мозга Читая длинные псалмы, молящийся пребывает в состоянии полной концентрации мозга. Повторяя слово за словом, человек вникает в строки, и память работает усиленно. Именно поэтому мозг требует повышенной порции кислорода
Застывшая поза Находясь в одном положении на протяжении получаса – на коленях или сидя, нервные окончания замирают, возникает кислородное голодание и желание зевнуть
Психологический фактор Постоянно зевая при чтении молитвы, человек ассоциирует это состояние, например с душным помещением. Каждый раз, заново садясь за чтение, процесс повторяется. Чтобы разорвать эту связь необходимо понять, что истинная причина не в религии, а во внешних факторах
Читайте также:
Сухоядение в пост: что значит, меню и рецепты, что можно и нельзя есть

Не стоит беспокоиться по поводу того, что люди зевают во время молитвы – это обуславливается физиологическими процессами организма, который дает ответную реакцию.

Что такое зевота?

Согласно медицинскому определению, это специфический акт дыхания, имеющий рефлекторную основу. Его механика заключается в следующем:

  • происходит глубокий вдох с моментальным, резким выдохом;
  • рот, зев и голосовая щель при этом действии широко отрыты.

Из-за расширения пространства голосовой щели зевание нередко сопровождается звуком.

Относительно того, почему человек зевает во время молитвы, находясь в церкви, у врачей нет отдельных объяснений. Доктора считают, что рефлекс вызывается объективными и физиологическими причинами, не имеющими никакого отношения к процессу молитвы.

Почему когда читаешь молитву — начинаешь зевать?

Мы уже разобрали основные причины возникновения зевоты во время молитвословия в храме. Все они вполне логичны. Но какие могут быть причины для проявления такого обычного физиологичного процесса, когда читаешь молитвенное обращение в домашних условиях?

На самом деле все очень просто. Рассмотрим несколько причин:

  1. Возникновения такого процесса может быть в полном умственном напряжении и полной сосредоточенности молящегося человека. Ведь, как известно, при чтении длинной молитвы или псалма необходима огромная концентрация. Во время такого молитвословия задействуются практически все ресурсы памяти, а мозг работает в очень напряженном режиме. Именно все это и ведет к большей потребности кислорода;
  2. Кроме того, читая молитвословие, человек может находиться в одной позе (стоя или на коленях) на протяжении достаточно длинного времени. Во время этого замедляется дыхание, а как следствие возникает кислотное голодание и замедленность работы нервных окончаний;
  3. Также признаком зевоты могут быть психологические корни. Например, когда верующий читает молитву в душных помещениях, то может даже подсознательно связывать религию, церковь, духовную жизнь или молитву с зевотой. Как следствие человек при любом упоминании этого слова начинает зевать. Для того чтобы разрушить такую связь, человеку нужно осознать что причина этого физиологического процесса не в религии. Это всего лишь привычка.

Лучшая статья для Вас, переходите: Молитва Гурию, Самону и Авиву о семье

Справиться с предстоящим зевком Вам помогут несколько резких глубоких вдохов. Психологическую причину победит установка «не зевать» и положительное, позитивное настроение. И всегда старайтесь проветривать комнату или помещение. Свежий воздух помогает бороться с этим конфузом.

Пусть хранит Вас Господь!

Смотрите еще и видео о зевании во время молитвы:

Молитва дома

Если с церковью все понятно, то почему хочется зевать, читая молитву в домашней обстановке? Здесь тоже найдется объяснимая причина.

Из-за сосредоточенности на длинном тексте мозг человека работает в напряженном режиме, поэтому ему нужно больше кислорода.

Помимо этого, длительное пребывание в одной позе во время молитвы, способствует нехватке кислорода. Когда молящийся долго стоит или молится, преклоняя колени, его дыхание замедляется и появляется кислотное голодание.

Какие бывают святые: 9 ликов святости

Церковь с первых веков своего существования почитает святых. Сейчас для прославления и почитания почившего человека как святого — причисления к лику святых — требуется канонизация. Для местного почитания подвижника требуется разрешение Патриарха, для общецерковного признания святого — решение Архиерейского собора. Материалы для такой канонизации в Русской Православной Церкви собирает Синодальная комиссия по канонизации святых. Основаниями для канонизации могут стать: святость жизни, страдание за веру, дар чудотворения, нетленность мощей. Традиционно выделяют 9 ликов, то есть типов святости.

Апостолы

Апостолы (ап. Здесь и далее — сокращение ликов святости, которые встречаются в церковном календаре) — последователи Христа, призванные Им лично. Это 12 ближайших учеников и апостолы от 70-ти. Апостолы Петр и Павел почитаются Первоверховными. Апостолы стали первыми проповедниками Нового Завета и основали первые Церкви. Главное свидетельство жизни Христа — Евангелие, записали апостолы-евангелисты: Матфей, Лука, Марк и Иоанн. Их часто изображают со свитком или книгой — Евангелием.

Равноапостольные

Равноапостольные (равноап.) — святые, подобно апостолам потрудившиеся в обращении ко Христу целых стран и народов (напр. святой князь Владимир). В изображении этого лика святых часто присутствует Крест — символ крещения.

Преподобные

Преподобные (прп.) — монахи, почитаемые за подвижническую жизнь, стремление во всем «уподобиться Христу». Изображаются в монашеском облачении, правая рука часто сложена в благословении.

Пророки

Пророки (прор.) в Ветхозветные времена сообщали людям волю Божию, возвещали о грядущем Мессии. Церковь почитает 18 ветхозаветных пророков и одного новозаветного — Иоанна Крестителя. Пророк на иконе чаще всего держит в руках свиток с текстом своего пророчества.

Бессребренники

Бессребренники (бесср.) — христиане, прославившиеся своим бескорыстием, отказом от богатства ради своей веры. К ним относят святых врачей, обладавших даром врачевания и не бравших платы за свой труд (святой Пантелеимон Целитель). Бессребреник скорее всего будет изображен с ларцом врачевателя.

Благоверные

Благоверные (блгв.) — цари и князья прославляются в чине благоверных за служение Церкви и своему народу, благочестивую жизнь, дела милосердия, укрепление Церкви и веры. Часто изображаются с царскими венцами и в дорогих одеждах — хитонах.

Мученики

Мученики (мч.) — святые, принявшие смерть за веру во Христа. Претерпевшие особо жестокие муки именуются великомучениками. На Руси традиционно из чина мучеников выделяют чин страстотерпцев — святых, принявших мученическую кончину не во время гонений на веру, их подвиг — в беззлобии и кротости по отношению к своим врагам, нежелании преступать заповеди Божии, чтобы защитить свою жизнь. XX век дал Церкви новый сонм святых — новомучеников.

Святых, которые открыто исповедовали веру, пострадали, но остались в живых, называют исповедниками.

Наименование священномученик означает, что святой, принявший мучения, был епископом или священником, а преподобномученик — монахом. На иконе мученик, если он не был священником или монахом, скорее всего будет одет в хитон красного цвета. Часто в руках у него крест или орудие его мучений.

Юродивые, блаженные

Юродивый (блаж.) — от старослав. «оуродъ» — «дурак». Это добровольно принявшие на себя образ безумных. Христа ради юродивые обличали грех и беззаконие. (Андрей Юродивый, Василий Блаженный)

Блаженными по традиции называют некоторых древних святых, которые не имеют отношения к чину юродивых, а являются святителями или преподобными. Например, прп. Иеронима Стридонского, св. Августина и других.

Праведные

Праведные (прав.) — миряне и священнослужители из белого духовенства (не монахи), почитаемые за праведную жизнь (прав. Иоанн Кронштадский). К этому лику причисляют и ветхозаветных патриархов — праотцев (Авраам, Иаков).

Отдельный вид праведных — Богоотцы. Сюда относятся родителя Богородицы Иоаким и Анна, ее супруг — Иосиф Обручник и царь Давид.

Лики святости

В Православной Церкви приняты следующие лики святости.

Апостолы (ап.) – это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь; а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали по всем странам христианскую веру. Их было сначала двенадцать, а потом еще семьдесят.

  • Двое из апостолов, Петр и Павел, называются Первоверховными, так как они больше других потрудились в проповеди Христовой веры.
  • Четыре Апостола: Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов, написавшие Евангелие, называются Евангелистами.

Бессребренники (бесср.) служили ближним безвозмездным врачеванием болезней, т. е. без всякой платы исцеляли болезни, как телесные, так и душевные, как например: Косма и Дамиан, великомученик и целитель Пантелеимон и другие.

Благоверные (блгв.). В праздновании памяти святых монархов и князей прославляется их подвиг, запечатленный в благочестии, милости и заботе об укреплении христианской веры, а не властные полномочия, бывшие у них в земной жизни, или родовитое происхождение. Например, Святой благоверный князь Даниил Московский, святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская.

Блаженные (юро́дивые) (блж., блаж.) (гр. σαλός слав.: глупый, безумный) – представители сонма святых подвижников, избравших особый подвиг – юродство, подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия, с целью достижения внутреннего смирения.

Великомученики (вмч., влкмч.) – святые, относимые к лику мучеников, претерпевшие особо жестокие и продолжительные страдания и смерть за Христа, например: св. великомученик Георгий; святые великомученицы Варвара и Екатерина и другие.

Исповедники (исп., испов.). Мученики, которые после перенесенных ими мучений, скончались мирно, называются исповедниками.

Мученики (мч.) – те христиане, которые за веру в Иисуса Христа приняли жестокие мучения и даже смерть. Например, св. мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София.

  • Первые, пострадавшие за Христову веру были: архидиакон Стефан и св. Фекла, и потому, они называются первомучениками.

Начертанные . Исповедники, которым мучители писали на лице хульные слова, называются начертанными.

Новомученики (новмч., новомуч.). Христиане, принявшие мученическую кончину за исповедание веры во Христа в сравнительно недавнее время. Так Церковь именует всех пострадавших за веру в период послереволюционных гонений.

Праведные (прав.) проводили праведную, угодную Богу жизнь, живя в миру, будучи семейными людьми, как например, св. праведные Иоаким и Анна и др.

  • Первые праведники на земле: родоначальники (патриархи) человеческого рода, называются праотцами, как например: Адам, Ной, Авраам и др.

Преподобноисповедники (прп. исп., прписп.) Исповедники из числа монахов.

Преподобномученики (прмч.). Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномучениками.

Преподобные (прп.) – праведные люди, которые удалялись от Мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в девстве, (т. е. не вступая в брак), посте и молитве, живя в пустынях и монастырях, как например: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, преподобная Анастасия и другие.

Пророки (прор.) – святые Божии, которые по внушению Святого Духа предсказывали будущее и преимущественно о Спасителе; они жили до пришествия Спасителя на землю.

Равноапостольные (равноап.) – святые, которые подобно Апостолам распространяли веру Христову в разных местах, например: Мария Магдалина, первомученица Фекла, благоверные цари Константин и Елена, благоверный князь Российский Владимир, св. Нина, просветительница Грузии и др.

Святители (свт.) – епископы или архиереи, угодившие Богу своею праведною жизнью, как например; святой Николай чудотворец, св. Алексий, митрополит московский и др.

  • Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст называются вселенскими учителями, то есть учителями всей христианской Церкви.

Священноисповедники (сщисп.). Исповедники, принадлежащие к священническому чину.

Священномученики (сщмч.). Священнослужители, претерпевшие мучения за Христа, называются священномучениками.

Столпники (столпн.) – святые подвижники, подвизавшиеся на столпе – башне или высокой площадке скалы, недоступной для посторонних.

Страстотерпцы – принявшие мученическую кончину не от гонителей христианства, но от своих единоверцев – в силу их злобы, коварства, заговора. Подвиг страстотерпчества можно определить как страдание за исполнение Заповедей Божьих, в отличие от мученичества — которое является страданием за свидетельство веры в Иисуса Христа (веры в Бога) во времена гонений и при попытках гонителей заставить отречься от веры. Этим именованием подчёркивается особый характер их подвига — беззлобие и непротивление врагам, что является заповедями Иисуса Христа.

Чудотворцы (чудотв.) – эпитет святых, особо прославившихся даром чудотворения, заступников, к которым прибегают в надежде на помощь. Можно сказать, что все святые обладают даром чудотворения, т.к. засвидетельствованные чудеса являются основным условием канонизации.

Общепринятые сокращения

Сокращение множественного числа термина образуется, как правило, от сокращения единственного числа путём удвоения последней буквы. Пример: св. — святой, свв. — святые.

Почему Церковь почитает Александра Невского как святого благоверного князя, несмотря на то, что перед земной кончиной он принял монашество с именем Алексий?

Потому, что он проявил себя как христианский правитель, а монахом был лишь краткий период жизни.

Бывают и иные случаи, например, епископ Синопийский Фока (117 г.) прославлен как священномученик, а не как святитель.

Почему причисляют к лику святых?

Каждый православный человек, молясь, хорошо знает, что обращается в своих мольбах он не только к Самому Господу, Его Пресвятой Матери и бесплотным существам (ангелам), но и ко святым. Святые — наши огромные помощники на сложном пути духовной жизни. Они молятся за нас ко Господу, наставляют и помогают во многих жизненных обстоятельствах. Кто может стать святым и как причисляют к лику?

Кто такие святые?

Возможно, для кого-то станет откровением, что каждый святой — это обыкновенный человек из плоти и крови, некогда живший на Земле. Обыкновенный в том смысле, что он ел и пил, спал, дышал, чувствовал все, что присуще каждому из нас. Но святой от обычного человека отличается тем, что этот человек смог своей жизнью познать и воплотить Замысел Господа о вечном спасении.

Можно представить, что святой человек — это такое уникальное существо, которое не грешит, которому неведомы ни искушения, ни страсти, ни желания. Это совершенно не так, многие подвижники испытывали страшнейшие духовные испытания. Они мучились и чревоугодием, и блудной похотью, и гневливостью, и тщеславием. Разница не в том, что эти люди ощущали и с чем сталкивались по жизни, а в том, как на это все реагировали и как преодолевали.

К примеру, в IV веке жил юноша по имени Ефрем. Он был родом из бедной, но благочестивой верующей семьи. Но юнец был горделив, надменен, резко и раздражительно реагировал на все, что ему не нравится. К вере он был теплохладен — не отрицал, но очень часто сомневался в Промысле Божием.

И вот однажды случилось так, что юноша опаздывал домой и был вынужден заночевать в поле вместе с пастухами. Ночью часть овец утащили волки, а Ефрем был обвинен в том, что привел к стаду воров. Юношу посадили в темницу, где он увидел и других узников, якобы тоже невиновных.

Молодой человек стал возмущаться несправедливости, постигшей всех узников, и Господь раскрыл ему глаза. Ефрем вдруг вспомнил, как он в злости выгнал одну корову из загона, и она вскоре погибла. Его соседи также стали вспоминать, как ранее лжесвидетельствовали на суде, говорили неправду и совершали еще множество плохих поступков.

И Ефрем вдруг понял, что ничего не бывает в жизни просто так. Не существует людей невиновных, ибо количество прегрешений человеческих превышает количество капель в море. С тех пор юноша полностью переменился. Он начал вести глубокую духовную жизнь, особо борясь со своей гневливостью и раздражением. И его старания не прошли даром — Ефрем сподобился стать рядом с Господом в лике святых. Память этого подвижника православная церковь воспоминает 28 января.

Этот пример показывает нам, что святой человек изначально может быть наделен самыми разными грехами и страстями. Но раскаиваясь в них, исправляя свою жизнь, стараясь всеми силами быть с Богом, человек способен победить любые грехи.

Важно! Можно сказать, что отличие святого человека от любого другого — это именно решимость во что бы то ни стало избавиться от пороков и приблизиться к Богу.

Еще один очень яркий пример — святая Мария Египетская. Это была очень красивая девушка, которая знать ничего не знала о Боге, вела распутный образ жизни, была блудницей. Однажды, сама того не желая, она оказалась подле дверей храма. Люди входили в него, чтобы помолиться, и Мария решила сделать то же самое. Но у нее ничего не получилось — неведомая сила крепко держала девушку, не позволяя ей даже переступить порог храма.

Конечно, она испугалась и недоумевала, даже злилась. И в этот момент в ее душе произошел переворот — она вдруг ясно увидела, кто она и какую жизнь ведет. Ей стало настолько омерзительно от самой себя, что она сбежала в пустыню за реку Иордан, где 40 лет постилась и молилась в полном одиночестве.

За все это время она лишь дважды видела человека — это был монах, который и похоронил ее после смерти. Десятилетия покаяния позволили бывшей блуднице настолько вычистить свою душу от греха, что когда она молилась, то парила в воздухе. И сегодня Мария Египетская — одна из известнейших и почитаемых святых женщин в православной церкви.

Читайте о святой Марии:

О чем нам говорят эти примеры, которых привести можно еще бесчисленно? О том, что человек волен сам выбирать свой путь — с Богом он, или нет. Предаваться собственным грехам и страстям, которые есть абсолютно в каждом человеке, или бороться с ними. Вести свою душу в погибель, или к вечному спасению. Эти вопросы полностью во власти каждого человека.

Что означают лики святых

В этом разделе приведем немного общей информации, чтобы понимать, что православные святые бывают разные. Это не значит, что одни святые «сильнее», а другие «слабее», как часто любит думать наш народ. Распределение подвижников по ликам связано с их земной жизнью и тем трудом, которые они понесли во славу Божию. Понятно, что святитель и юродивый, скорее всего, совершенно по-разному прожили жизнь, но тем не менее, они оба сподобились венца святости.

Существует довольно большой перечень ликов святости, приведем те из них, которые встречаются в нашей церкви особенно часто:

  • Благоверные — это правительственные особы, князья, которые во время своего правления сделали много полезного для укрепления веры в народе. Например, святой благоверный князь Владимир, который крестил Русь.
  • Великомученики — это святые, которые за исповедание христианства и веру в Господа претерпели особо ужасные мучения. К таким относятся святая великомученица Екатерина, святой великомученик Димитрий Солунский.

Как правило, в каждой верующей семье есть один или несколько особо почитаемых святых. Они могут быть канонизированы в любых ликах. Молитвы к ним даруют особую благодать и радость душе верующего человека.

Как происходит канонизация святого

Процесс признания умершего человека святым всей православной Церковью или поместно называется канонизацией. Можно сказать, что это официальное признание того факта, что свою жизнь человек прожил так, что сумел познать, что такое Божественный Промысел. И познать не умом, а познать опытно, пройдя достойно свой земной путь.

Важно! Православная Церковь не утверждает, что святыми являются только те, кто официально канонизирован. Мы не знаем о многих подвижниках, которые также сподобились венца святости, но он сокрыт от нас по неведомому замыслу Господа.

Вопрос о канонизации встает только тогда, когда опытным путем удается установить связь между Церковью и новым подвижником. Это происходит через молитвы, реальную помощь святого живым людям, с которыми возникает тесная духовная связь. Когда эта взаимосвязь не оставляет сомнений, тогда и происходит канонизация. Отмечается она особой торжественной службой в честь новоявленного подвижника. Сама процедура длительное время не была как-то регламентирована или установлена.

В первых веках решение о том, что тот или иной верующий должен быть причислен к лику святых принимало собрание общины. Позже, в Русской православной церкви этот вопрос решался на уровне епархии.

Сегодня в нашей Церкви существует специальная Синодальная комиссия по канонизации святых. Именно этот церковный орган принимает решение о присоединении умершего к лику святости, основываясь на таких аргументах:

  • праведная и благочестивая жизнь;
  • дар чудотворений при жизни или после смерти по молитвам верующих;
  • сохранность тела без тления;
  • соответствие веры и воззрений подвижника учению православной Церкви;
  • страдания или смерть за веру.

Отдельным пунктом можно вынести особое народное почитание человека — это может стать поводом к рассмотрению вопроса о его канонизации.

Классификация святых

Кто такие святые?

Возможно, для кого-то станет откровением, что каждый святой — это обыкновенный человек из плоти и крови, некогда живший на Земле. Обыкновенный в том смысле, что он ел и пил, спал, дышал, чувствовал все, что присуще каждому из нас. Но святой от обычного человека отличается тем, что этот человек смог своей жизнью познать и воплотить Замысел Господа о вечном спасении.


Почитание святых утверждается в христианстве с древнейших времен

Можно представить, что святой человек — это такое уникальное существо, которое не грешит, которому неведомы ни искушения, ни страсти, ни желания. Это совершенно не так, многие подвижники испытывали страшнейшие духовные испытания. Они мучились и чревоугодием, и блудной похотью, и гневливостью, и тщеславием. Разница не в том, что эти люди ощущали и с чем сталкивались по жизни, а в том, как на это все реагировали и как преодолевали.

К примеру, в IV веке жил юноша по имени Ефрем. Он был родом из бедной, но благочестивой верующей семьи. Но юнец был горделив, надменен, резко и раздражительно реагировал на все, что ему не нравится. К вере он был теплохладен — не отрицал, но очень часто сомневался в Промысле Божием.

И вот однажды случилось так, что юноша опаздывал домой и был вынужден заночевать в поле вместе с пастухами. Ночью часть овец утащили волки, а Ефрем был обвинен в том, что привел к стаду воров. Юношу посадили в темницу, где он увидел и других узников, якобы тоже невиновных.

Молодой человек стал возмущаться несправедливости, постигшей всех узников, и Господь раскрыл ему глаза. Ефрем вдруг вспомнил, как он в злости выгнал одну корову из загона, и она вскоре погибла. Его соседи также стали вспоминать, как ранее лжесвидетельствовали на суде, говорили неправду и совершали еще множество плохих поступков.

И Ефрем вдруг понял, что ничего не бывает в жизни просто так. Не существует людей невиновных, ибо количество прегрешений человеческих превышает количество капель в море. С тех пор юноша полностью переменился. Он начал вести глубокую духовную жизнь, особо борясь со своей гневливостью и раздражением. И его старания не прошли даром — Ефрем сподобился стать рядом с Господом в лике святых. Память этого подвижника православная церковь воспоминает 28 января.


Икона преподобного Ефрема

Этот пример показывает нам, что святой человек изначально может быть наделен самыми разными грехами и страстями. Но раскаиваясь в них, исправляя свою жизнь, стараясь всеми силами быть с Богом, человек способен победить любые грехи.

Важно! Можно сказать, что отличие святого человека от любого другого — это именно решимость во что бы то ни стало избавиться от пороков и приблизиться к Богу.

Еще один очень яркий пример — святая Мария Египетская. Это была очень красивая девушка, которая знать ничего не знала о Боге, вела распутный образ жизни, была блудницей. Однажды, сама того не желая, она оказалась подле дверей храма. Люди входили в него, чтобы помолиться, и Мария решила сделать то же самое. Но у нее ничего не получилось — неведомая сила крепко держала девушку, не позволяя ей даже переступить порог храма.

Конечно, она испугалась и недоумевала, даже злилась. И в этот момент в ее душе произошел переворот — она вдруг ясно увидела, кто она и какую жизнь ведет. Ей стало настолько омерзительно от самой себя, что она сбежала в пустыню за реку Иордан, где 40 лет постилась и молилась в полном одиночестве.


Икона преподобной Марии Египетской

За все это время она лишь дважды видела человека — это был монах, который и похоронил ее после смерти. Десятилетия покаяния позволили бывшей блуднице настолько вычистить свою душу от греха, что когда она молилась, то парила в воздухе. И сегодня Мария Египетская — одна из известнейших и почитаемых святых женщин в православной церкви.

Читайте о святой Марии:

  • Икона Марии Египетской
  • Акафист преподобной Марии Египетской
  • Молитвы ко преподобной Марии Египетской

О чем нам говорят эти примеры, которых привести можно еще бесчисленно? О том, что человек волен сам выбирать свой путь — с Богом он, или нет. Предаваться собственным грехам и страстям, которые есть абсолютно в каждом человеке, или бороться с ними. Вести свою душу в погибель, или к вечному спасению. Эти вопросы полностью во власти каждого человека.

Что означают лики святых

В этом разделе приведем немного общей информации, чтобы понимать, что православные святые бывают разные. Это не значит, что одни святые «сильнее», а другие «слабее», как часто любит думать наш народ. Распределение подвижников по ликам связано с их земной жизнью и тем трудом, которые они понесли во славу Божию. Понятно, что святитель и юродивый, скорее всего, совершенно по-разному прожили жизнь, но тем не менее, они оба сподобились венца святости.

Существует довольно большой перечень ликов святости, приведем те из них, которые встречаются в нашей церкви особенно часто:

  • Благоверные — это правительственные особы, князья, которые во время своего правления сделали много полезного для укрепления веры в народе. Например, святой благоверный князь Владимир, который крестил Русь.
  • Великомученики — это святые, которые за исповедание христианства и веру в Господа претерпели особо ужасные мучения. К таким относятся святая великомученица Екатерина, святой великомученик Димитрий Солунский.


Икона великомученика Димитрия Солунского

  • Исповедник — это святые, которые не предали веру и открыто ее проповедовали во времена особенных гонений на христиан. От мучеников и великомучеников отличаются тем, что после истязаний оставались живы. Например, святой Максим Исповедник.
  • Мученики — это святые, которые были казнены за исповедание христианской веры. Пожалуй, это самая большая часть православных святых. К ним относятся, к примеру, мученик Вонифатий, мученик Евгений Севастийский.
  • Праведные — обычные верующие христиане, а также женатые священники, которые прославились своей праведной жизнью. Например, святой праведный Иоанн Кронштадский.
  • Преподобномученики — монахи, которые потеряли жизнь за свою веру. Такими были преподобномученики Феодор и Василий Печерские.
  • Преподобные — это монашествующие, которые прославились своей благочестивой и праведной жизнью. Например, преподобный Серафим Саровский.
  • Равноапостольные — это святые, которые в своей земной жизни много проповедовали Слово Божье и распространяли христианство в тех краях, где оно прежде было неведомо. Например, святая равноапостольная княгиня Ольга, святая равноапостольная Нина — просветительница Грузии.


    Святая равноапостольная княгиня Ольга


    Икона Ксении Петербуржской

    Как правило, в каждой верующей семье есть один или несколько особо почитаемых святых. Они могут быть канонизированы в любых ликах. Молитвы к ним даруют особую благодать и радость душе верующего человека.

    Православная Жизнь

    В церковной литературе, в частности, в житиях святых часто упоминаются лики святости. Это категории, на которые Православная Церковь распределяет святых во время прославления и почитания. Основывается эта типология на особенностях, которыми прославились святые при жизни. Мы подготовили перечень ликов святости, в алфавитном порядке и привели примеры афонских святых.

    Икона всех святых

    Апостолы (ап., с греч. «посланники») – это ученики Иисуса Христа, которые были свидетелями Его проповедей, так как сопровождали Его. Изначально их было 12, потом – еще 70. После сошествия на них Святого Духа они начали проповедовать христианство по всей земле. На Святой Горе, к примеру, в честь одного из 12 апостолов – Андрея, назван Андреевский скит.

    Апостолов Петра и Павла называют Первоверховными за их особо значимую роль в деле проповеди Христовой веры. На Афоне 12 июля отмечает панигир монастырь Каракал, главный собор которого возведен в честь святых апостолов Петра и Павла.

    Четырех апостолов: Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов, называют Евангелистами, так как они написали Евангелие.

    Бессребренники (бесср.) — святые, которые прославились своим бескорыстием, часто, полным отказом от богатства во имя веры. Многие из них исцеляли больных бесплатно. Например, бессребреником также был святой великомученик Пантелеимон, глава которого хранится на Святой Горе Афон в монастыре, названном в его честь.

    Благоверные (блгв.) – монархи и князья, которые канонизированы за свою благочестивую жизнь, дела по укреплению церкви и веры. Свято-Пантелеимонов монастырь отмечает особый праздник – Собор всех святых русских государей, 28 июля, в который входят святые благоверные князья и княгини.

    Блаженные (юродивые) (блж., блаж.) – святые, которые под образом безумных, терпя поношения от окружающих, обличали пороки людей, утешали отчаявшихся, вразумляли правителей.

    Великомученики (вмч., влкмч.) – святые, которые умерли за веру Христову после тяжелых страданий, которым их подвергали мучители. Например, вышеупомянутый великомученик Пантелеимон.

    Исповедники (исп., испов.) – мученики, которые перенесли мучения, однако умерли мирно. Например, афонский святой Максим Исповедник.

    Мученики (мч.) – святые, которые за веру христову приняли жестокие мучения и смерть. Например, св. мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Например, афонские святые мученик Константин Афонский, мученик Константин Родосский, мученик Георгий Афонский и другие.

    Первыми мучениками были архидиакон Стефан и святая Фекла. Они называются первомучениками. На Святой Горе монастырь Констамонит освящен в честь святого первомученика Стефана.

    Начертанные — исповедники, которым мучители писали на лицах хульные слова.

    Новомученики (новмч., новомуч.) – мученики, которые пострадали за Христа относительно недавно, в период богоборческого времени. Например, афонский новомученик Иларион (Громов).

    Праведные (прав.) – святые, которые достигли святости, живя в миру, имели семьи. Например, святые праведные Иоаким и Анна. На Святой Горе есть действующий Скит Святой Анны, названный в честь матери Богородицы – праведной Анны.

    Первых праведников принято называть родоначальниками или патриархи человеческого рода, Такими являются Адам, Ной, Авраам и другие.

    Преподобноисповедники (прп. исп., прписп.) – исповедники, которые были монахами.

    Преподобные (прп.) – праведники, которые удалялись от мирской суеты и посвящали свою жизнь Богу, пребывая в девстве. Например, преподобные: Нил Сорский, Максим Грек, Феофил Мироточивый, Евдоким Ватопедский и другие.

    Преподобномученики (прмч.) — преподобные, которые пострадали за Христа. К примеру, преподобномученики: Иларион Зографский, Иоасаф Афонский, Дионисий Дохиарский и другие.

    Пророки (прор.) – святые, которым Господь открывал будущее. Они жили до пришествия Христа на землю.

    Равноапостольные (равноап.) – святые, которых приравнивают за их труды на благо Церкви, распространение веры в разных странах, к апостолам. Например, равноапостольный Косма, афонский святой, который был известным миссионером. Он проповедовал в Фессалониках, Македонии, на греческих островах.

    Святители (свт.) – епископы или архиереи, которые угодили Богу своей праведной жизнью. Например, афонские святые святители: Нифонт II Патриарх Константинопольский, Феофан Митрополит Солунский, Григорий Палама, архиепископ Солунский и другие. Вселенскими учителями — учителями всей Церкви называют: Святителя Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

    Священноисповедники (сщисп.) – исповедники, которые имели сан священников.

    Священномученики (сщмч.) – мученики, которые пострадали за Христа, будучи священниками. Например, священномученик Иаков Дохиарский (Афонский), иеродиакон.

    Столпники (столпн.) – подвижники, которые подвизались на так называемом столпе – башне или высокой площадке скалы, куда не имели возможность попасть посторонние. В Свято-Пантелеимоновом монастыре хранится часть мощей преподобного Симеона Столпника.

    Страстотерпцы (страстот.) – те, кто принял мученическую смерть от гонителей на веру.

    Чудотворцы (чудотв.) – так называют святых, которые прославились даром чудотворения.

    фонд «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон»

    Проявление ликов святых: ученые нашли объяснение этому явлению

    Верующий человек в своих молитвах обращается не только к самому Господу. В своих мольбах человек обращается к Его Пресвятой Матери, ангелам и многочисленным святым. Святые считаются помощниками, которые оказывают поддержку на сложном пути духовной жизни.

    Именно святые молятся за нас к Господу, они наставляют и помогают в решении различных вопросов. Иногда в поисках ответов люди доходят до того, что они начинают видеть лики святых, которые проявляются на иконах или стенах зданий. Не так давно ученые нашли причину, по которой люди видят лики святых.

    Известные лики святых

    Православные святые бывают разными, это не значит, что кто-то из них сильнее или слабее как часто думают многие люди. Распределение подвижников напрямую связано с их земной жизнью и трудом, который они понесли во славу Божью. Существует большой перечень ликов святости.

    Чаще всего встречаются следующие лики:

    1. благоверные – к ним относятся правительственные особы и князья, сделавшие много полезного для укрепления веры в народе;
    2. великомученики – святые, потерпевшие ужасные мучения за исповедование христианства и веру в Господа;
    3. исповедник – святые, которые не предали веру и продолжали открыто ее проповедовать даже во времена особенных гонений на христиан. От мучеников и великомучеников отличаются тем, что после истязаний остались живы;
    4. мученики – святые, которых казнили за исповедание христианской веры. К этой категории относится большая часть православных святых;
    5. праведные – к этой категории относят обычных верующих христиан и женатых священников, прославившихся своей праведной жизнью;
    6. преподобномученики – к этому лику относят монахов, которые были убиты за свою веру;
    7. преподобные – монашествующие верующие, которые прославились своей благочестивой и праведной жизнью;
    8. равноапостольные – святые, которые на протяжении своей земной жизни много проповедовали Слово Божье и распространяли христианство в краях, где о нем никто не знал;
    9. святители – к этому лику относят представителей верховной церковной власти, прославившихся своей праведной христианской жизнью;
    10. священномученики – священнослужители, принявшие мученическую кончину за свое служение;
    11. чудотворцы – к этому лику относят подвижников, прославившихся своими сотворенными чудесами в ответ на молитвословия;
    12. юродивые или блаженные – святые, которые на протяжении своей земной жизни принимали вид сумасшедших и выглядели как умалишенные. Вместе с тем они продолжали прорицать будущее, обличая пороки других людей.

    В каждой православной семье есть как минимум один наиболее почитаемый святой. Святые могут быть канонизированы в любых ликах. Молитвы к этим святым даруют просящему особую благодать и радость.

    Причины проявления ликов святых

    Группа ученых из Канады и Китая нашли ответ на вопрос, почему некоторые люди видят проявление ликов святых на разных предметах и стенах зданий. Как показали результаты исследований, люди видят лики святых из-за особенностей зрительной системы.

    «Мозг человека генетически настроен на распознавание лиц в объектах окружающего мира, то есть, это полностью нормально. Даже если мы видим что-то очень отдаленно напоминающее лицо, то мозг начинает интерпретировать объект именно как лицо», — заявил Кан Ли, который является одним из авторов исследования.

    По словам ученого, нейронные структуры мозга, отвечающие за парейдолию (разновидность зрительных иллюзий, которые возникают на основе реальных объектов) были определенны не так давно. Как показывают результаты исследований, люди чаще всего видят лики святых в ветках деревьев, узорах на коврах, на коре деревьев, в еде и в облаках.

    Специалисты отмечают, что, помимо ликов святых, люди могут видеть образ знаменитостей или инопланетных существ. Чаще всего люди видят лик Иисуса Христа. Некоторые специалисты считают, что первыми пользоваться этой особенностью зрительной системы начали еще наши предки.

    Парейдолия помогала эффективнее распознавать хищников, крадущихся в густых зарослях по их тени. Ученые выяснили, что такие иллюзии возникают при взаимодействии префронтальной и зрительной коры головного мозга. Часть мозга воспринимает картинку, в то время как вторая интерпретирует ее в знакомый образ. Подобная иллюзия может проявляться как у здорового человека, так и у человека, страдающего от острых психических заболеваний. Зрительные иллюзии могут проявиться при алкогольном опьянении.

    Mozilla/5.0 (Windows NT 6.1) AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko) Chrome/32.0.1667.0 Safari/537.36 [ 194.58.61.107 ]

    По каким признакам причисляют к лику святых?

    2 мая – день памяти святой Матроны Московской. Матрона Никонова почила 2 мая 1952 года. Эта святая еще совсем недавно жила среди людей, совершая исцеления и многочисленные чудеса. Спустя всего 47 лет после кончины 2 мая 1999 года святая Матрона была канонизирована как местночтимая святая Московской епархии (общецерковная канонизация состоялась в октябре 2004 года).

    Сегодня нам хочется рассказать о том, как церковь прославляет человека в лике святых.

    Канонизация (греч. «узаконивать», «брать за правило») – это признание Церковью какого-либо своего члена святым с соответствующим его почитанием. Однако это не значит, что святыми являются только те люди, которые были канонизированы, ведь жило множество святых, которые почили в безвестности.

    Причисление к лику святых (канонизация) обычно происходит после смерти человека, эта процедура очень долгая и кропотливая. Для этого специальная комиссия рассматривает жизнеописание праведника и решает, достоин ли он канонизации.

    В настоящее время материалы для канонизации в Русской Православной Церкви собирает Синодальная комиссия по канонизации святых.

    Чин канонизации блаженной старицы Матроны

    в Покровском ставропигиальном женском монастыре. 2 мая 1999 г.

    Комиссией изучаются житие, подвиги, труды канонизируемого, воспоминания современников о нем, факты, подтверждающие чудотворения, если таковые были, изучаются также мощи праведника.

    Так по каким признакам причисляют к лику святых?

    Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий

    Во все времена основным условием прославления было проявление подлинной освященности, святости праведника. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в своем докладе “К вопросу о порядке канонизации местночтимых святых в Русской Православной Церкви на епархиальном уровне” на Поместном Соборе от 1 октября 1993 года излагал следующие признаки святости православных подвижников:

    1. Вера Церкви в святость прославляемых подвижников как людей, Богу угодивших и послуживших пришествию на землю Сына Божия и проповеди Святого Евангелия (на основании такой веры прославлялись праотцы, отцы, пророки и апостолы).

    2. Мученическая за Христа смерть, или истязание за веру Христову (так, в частности, в Церкви прославлялись мученики и исповедники).

    3. Чудотворения, совершаемые святым по его молитвам или от честных его останков – мощей (преподобные, молчальники, столпники, мученики-страстотерпцы, юродивые и др.).

    4. Высокое церковное первосвятительское и святительское служение.

    5. Большие заслуги перед Церковью и народом Божиим.

    6. Добродетельная, праведная и святая жизнь.

    7. В семнадцатом веке, по свидетельству Патриарха Нектария, три вещи признавались причиной истинной святости в людях:

    а) православие безукоризненное;

    б) совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови;

    в) проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес.

    8. Нередко свидетельством о святости праведника было большое почитание его народом, иногда еще при жизни.

    Определенное значение в вопросе канонизации имеют мощи (однако это не является обязательным условием). По учению Православной Церкви мощами святых являются как полностью сохранившиеся (нетленные мощи), так и отдельные частицы от тел прославленных Богом праведников. Само наименование их мощами на церковнославянском языке обозначает “мощь”, “силу”, то есть какие-то чудесные, сверхъестественные их проявления, которые стали свидетельством их причастности к Божественной благодати.

    Мощи святой Матроны Московской

    Также свидетельством святости является миро, которое иногда чудесным образом образуется на мощах святых.

    При прославлении в лике святых для нас важно, что с точки зрения Церкви, не канонизация делает человека святым, а его подвиг. Канонизацией признаются заслуги подвижника, а также уверенность в его спасении, ведь, прославляя праведника, Церковь перестает молиться о нем и начинает молиться ему.

    Святых мы называем святыми не за полное отсутствие грехов, а за адекватное отношение к ним, за стремление очиститься от пороков и посвятить свою жизнь Богу. В этом смысле святые являются примером для христиан.

    На первый взгляд кажется, что именно благодаря народу, тот или иной человек причисляется к лику святых, ведь первой ступенью к канонизации является почитание праведника еще при жизни, а потом и после его кончины. На самом деле это не совсем так. Святость человека определяется не людьми, а как бы самим Господом. Бог посылает людям зримые сигналы святости этого человека (например, исцеление больного на могиле святого или прозорливость святого при жизни).

    Очередь к иконе Святой Матроны Московской в Покровском монастыре

    Чаще всего, после положительного решения Синодальной комиссии о причислении к лику святых и благословения Святейшего Патриарха, святой сначала становится местночтимым (в монастырях и епархиях), а по мере почитания и общецерковным святым. Далее назначается день празднования нового святого, составляется служба, пишется икона, а также житие.

    Если святой канонизирован в одной из Поместных Православных Церквей, его имя сообщают главам всех остальных. В этих Церквях может быть принято решение о включении новопрославленного святого в церковный календарь (имена прославленных местночтимых святых не вносятся в общецерковный календарь, и служба им не печатается в общецерковных богослужебных книгах, а публикуется отдельным изданием на местах).

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: