Женское служение: темы и идеи, проповеди, роли и задачи в церкви

О женском служении в Церкви

Многие думают: хорошо бы было, если бы Церковь стала сегодня более динамичной или более современной. Но жизнь тех, кто составляет славу Церкви, говорит о другом. Все наши достижения непрочны без любви Христовой, которая одна только крепче смерти, и которая рождает в нас желание ответить на эту любовь нашей любовью до смерти. Только Бог спасает — не мы спасаем, Бог. Бог спасает нас любовью Своею, Крестом. Когда Христос явил Свою любовь до конца, когда, казалось, разрушено все и погибла всякая надежда, святые Иосиф Аримафейский и Никодим вдруг увидели эту всеми отвергнутую, поруганную, распятую любовь, и, забыв все прежние страхи, открыто исповедали себя Его учениками и пошли дерзновенно к Пилату просить тела Иисусова для погребения. Приидите, ублажим с Иосифом приснопамятным и святых жен-мироносиц, которые во время проповеди Спасителя служили Ему от имений своих, учась от Него единственной заповеди о любви, о которой они не имели никакого понятия в своей прежней, праведной или грешной жизни. В то время как апостолы, боясь разделить участь своего Учителя, разбежались и Петр, клявшийся в верности до смерти, трижды отрекся от Него, жены-мироносицы бесстрашно следовали за Ним на Голгофу, и стояли у Креста до самого погребения Его, «зряще, где Его полагаху». В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, и едва минул день субботнего покоя, они купили ароматы, и «еще сущей тьме», ранее восхода солнца, поспешили на гроб помазать Его тело благовониями.

Чем больше любовь, тем больше скорбь в мире, который лежит во зле. Чем больше скорбь о Христе в этом мире, где порой может показаться, что нет Ему на земле места, тем больше радость. И скорбящие о Господе, как святые жены-мироносицы, оказываются достойными той первой любви, о которой говорит Откровение, и первыми радуются о Пасхе. Крест неотделим от радости, ибо прииде Крестом радость всему миру. Спасти мир — не значит дать ему счастье, то призрачное, обманчивое счастье, которое нередко в самом себе таит начало скорбей. Спасти мир — значит дать ему смысл страдания и радость, которую никто не может отнять.

Снова мы размышляем о высоком призвании женщины-христианки в Церкви. Сколько было их, святых жен, за всю историю Церкви! Сколько было их на Святой Руси за десять веков христианства! Какой подвиг явили они в недавние годы испытаний! Вспомним хотя бы об основательнице Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве, великой княгине Елизавете Феодоровне. После гибели мужа она, уже прославившаяся своей широкой благотворительной деятельностью, решила до конца посвятить свою жизнь служению Богу и людям. У нее была одна радость в мире: приобщиться Господу и других привести к Нему. На свои средства она основала обитель милосердия, по строю жизни напоминавшую монастырь, где вела вместе с другими сестрами аскетическую жизнь подвижницы.

Господь призвал матушку Елизавету к ее последнему испытанию сразу после Страстных дней и Светлого Воскресения. На третий день Пасхи, после литургии, отслуженной Патриархом Тихоном, она была арестована и немедленно выслана на Урал. Ночью на 18 июля 1918 года, когда озверевшие люди подступили к ней, чтобы живой сбросить в шахту рудника, она произнесла высшую молитву любви, повторила слова Спасителя на Кресте: «Господи, прости им, не знают, что делают!» Останки многострадальной настоятельницы Марфо-Мариинской обители милосердия со временем переправили в Иерусалим, в храм святой Марии Магдалины в Гефсимании. При вскрытии гробницы оказалось, что мощи ее нетленны, а помещение, в котором они находились, наполнилось, по словам очевидца, сильным запахом как бы меда и жасмина. Вот тайна любви к миру преподобномученицы великой княгини Елизаветы, святых жен-мироносиц.

Чем больше христиане будут отличаться от мира, тем больше у них будет возможностей преобразовать этот мир. И чем больше мы сливаемся с миром, тем бесполезнее становимся ему. И нас сегодня Господь посылает к страждущим, не знающим о Нем людям, именно для того, чтобы они имели жизнь с избытком. Мы не сможем достигнуть этого, уподобляясь тем, кого мы хотим просветить: это более чем ошибка. Евангелие абсолютно противоположно миру, и даже самые лучшие порывы и самые вдохновенные достижения человечества без Бога, как бы они ни были привлекательны, не дают нам забыть, что центр нашей жизни — другой. В нашей стране вновь открываются десятки братств и сестричеств, и труды самоотверженных женщин принимает Господь: «Все, что вы сделали другому, вы сделали Мне». Но главное, что мы должны понять, и чему научиться через жизнь святых: «Если я раздам все имения мои, и тело мое отдам на сожжение, а любви не имею, то я — ничто». Здесь — единственный ответ на вопрос о том, что мешает Церкви явить в полноте силу своего милосердия, почему второе крещение Руси не может исцелить болезни народа.

Мы знаем изумительную роль, которую сыграли женщины в нашей Церкви в последние десятилетия. Можно сказать, что в значительной степени Церковь обязана своим существованием женщинам, их верности Господу, их служению Телу Христову. Мученицы и девы, жены и матери, а также и вдовы, монахини и мирские, — они не дают иссякнуть живому источнику веры. С силой поистине пророческой напоминают они о долге по отношению к священникам и епископам, даже если те порой оказываются недостойными, не оставляя их в ссылках и гонениях, в сегодняшних скорбях. В сталинские годы террора своей отвагой им удавалось иногда даже спасать храмы от уничтожения, во времена хрущевских гонений — от закрытия, а потом героическими усилиями они пробивают возвращение их Церкви и восстанавливают из руин. Всем существом своим женщины чувствуют, что здесь — жизни глубина, и ничто не может остановить их. Когда рушилось все, казалось иногда — одни белые платочки тихие, по слову стихотворца, поддерживают храмов своды. И теперь, может быть, оттого мы видим в наших храмах мужчин, что они, как говорит апостол, житием жен без слова приобретаемы были. Наши Марфы и Марии трудятся здесь, и равноапостольное это служение — пение на клиросе, иконописание во вновь открытых святилищах, преподавание в воскресных школах. Но для них высокая радость — и трапезу готовить для всех, как для самого Господа, посетившего дом своих друзей в Вифании, и для них честь, как говорит преподобный Серафим Саровский, в храме тряпочкой пол протирать, прикасаясь к золоту дворов Господних.

В Евангелии от Луки, которое читается на утрени в Богородичные праздники, Господь одобряет Марию за то, что она оставила все, чтобы посвятить себя главному: слушанию Слова Божия, для благовестия которого апостолы в свою очередь оставляют «служение столов». Самое главное служение — сокровенно и молчаливо. И женский дар — так проникать в мир, как никто иной не может, без компромиссов с миром. В среду Страстной Седмицы во многие грехи впадшая жена перед лицом всей Церкви со слезами совершает пророческое помазание погребения Господа, и волосами отирает ноги Его. И в этом можно видеть посвящение на женское служение — пророчество и сострадание, и добавим — целомудрие и милосердие. Мария сделала то, что только она одна могла сделать — то, что относится к служению женщины, и это должно быть продолжено во всем мире вместе с апостольской проповедью заповедей блаженства. Память об этом действии сострадания будет всегда, по слову Спасителя, всюду, где проповедуется Евангелие, как Тайная Вечеря всегда памятна смиренной любовью, умывающей ноги своих учеников. Два омовения нераздельны, одно — пророческое, оставленное преимущественно женщинам, другое — священническое, оставленное апостолам. Одно — со слезами сострадания, другое — с водою таинства. И весь дом, вся Церковь до скончания века наполняется благоуханием этой верности и любви ко Господу, сильным запахом «как бы меда и жасмина».

Читайте также:
Православие и йога: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые и популярные вопросы

Благодатный дар — быть женщиной, быть в высшей степени причастной милосердию и целомудрию. В наши бесчеловечные времена именно женщинам дана харизма милосердия и сострадания, которая должна быть признана и осуществлена в Церкви как подлинное служение. И от женщины зависит нравственный климат общества, целомудрие всех. Если женщина потеряла стыд, это конец нации. Кто ближе к детям, чем женщина и семья, хранительницей которой является прежде всего женщина? Это последний рубеж, с утратой которого рушится все. Сохранить сегодня семью — спасти Россию, возродить Церковь.
«По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою», — говорит Господь. Как мир узнает лик Христов там, где любовь охладела? Если столько людей отвернулось от Церкви, может быть, это не только из-за того, что они тьму возлюбили больше света, — может быть, это и потому, что мы столь часто не достигаем верности Христу. Так легко, даже вкусив однажды пасхальной благодати, стать безлюбовными в этом безлюбовном по причине умножения беззаконий веке. Все мы, стоящие в свете Пасхи, должны испытывать себя постоянно в свете любви, которую Господь явил нам. Оттого что Бог так возлюбил нас, оттого что Христос прославился на Кресте, мы призваны научиться этой верности, чтобы в свете пасхальном открылся нам свет, просвещающий всякого человека, приходящего в мир.

Христианское женское служение

Господь слепил женщину не как приложение к мужчине, а как его подругу, помощницу. Бог создал одного духовного человека, который состоит из мужчины и женщины, порознь они половинки.

Важность и историческая ценность женского служения

Церковное служение невозможно представить без сестер. Безусловно, есть мужские обители, но это отдельная тема, сейчас мы говорим о работе христианок в церкви, в чем их роль и необходимость. Из Священного Писания мы знаем, что Господь никогда не преуменьшал роль женщины в обществе.

    Девушка из еврейской семьи, ставшая царицей Эсфирь, рискуя своей жизнью, спасла целый народ от уничтожения.

Все это сделали женщины, их избрал Господь, доверил это поклонение, чтобы возвысилась слава Творцу.

Важно! Послушание и великое доверие Богу — основные качества сестер, послуживших для Церкви.

В лице современных Марф и Марий священники и прихожане находят верных тружениц, которые поют в церковном хоре и преподают в воскресных школах, готовят трапезу для нуждающихся, организовывают помощь сиротам или просто вытирают пол после богослужения.

О роли женщины в православии:

Христианское женское служение — неотъемлемая часть жизни храма, связующее звено между духовной, душевной и физической помощью для людей, действующее на основе добровольного пожертвования своего времени, сил, средств во славу нашего Господа Иисуса Христа.

В настоящее время истинная христианка является хранительницей целомудрия, примером для подражания для детей своих и чужих, носителем милосердия и сострадания, которые лежат в основе ее церковного поклонения.

Во времена вседозволенности христианские жены являются хранительницами семьи, как ячейки общества, спасительницами чести и праведности в России. Многие люди перестали посещать богослужения не из-за того, что им больше нравится мир, а потому, что не нашли в церкви принятия и любви Христовой.

Работа сестер в церкви призвана нести в этот грешный мир исполнение основной заповеди — возлюби ближнего своего, чтобы прославить Христа и единого Бога через Духа Святого. Зайдя в любую церковь, независимо от конфессии, мы увидим, что женская половина составляет большую часть прихожан, именно она является живым источником веры.

Носители атмосферы тепла и покоя, христианки наделены особыми дарами милосердия, являясь опорой мужей в семьях, они переносят свои дары в храмовые поклонения, участвуя в созидании церковной жизни. Апостолы, кроме Иоанна Богослова, разбежались от Иисуса, но христианки, как верные сестры, стояли около Спасителя до конца, участвуя в Его погребении и первыми стали свидетельницами воскрешения Живого Бога.

Важно! Иисус Христос никогда не преуменьшал роли женщины в обычной жизни, Он говорил с самарянкой, исцелил страдающую 12 лет кровотечением, защитил от побиения камнями Марию Магдалину.

Цели и пути служения для женщин в церкви

Старицей считается христианка в возрасте старше 60 лет. Вырастившая детей и внуков, ведущая праведный образ жизни, современная женщина в 60 лет приобрела жизненный опыт и сохранила дух молодости, поэтому ей будет легко найти контакт с молодыми женами и мамами.

Ещё интересные статьи:

Апостол Павел (Титу, 2 глава) пишет о роли стариц, которые должны вразумлять молодых жен, учить их любить мужей и детей. Доктрины веры являются краеугольным камнем построения семьи и счастливой жизни. Многие христиане не знают элементарных законов и правил:

  • пребывания в храме:
  • храмовых служений;
  • правил принятия Таинств;
  • молитвенных правил и многого другого.

Зрелая христианка через работу в церкви может помочь начинающей семейную жизнь женщине понять, что истинная любовь к мужу и детям приходит через познание Божьей любви. Через послания Павла (1 Кор. 13) христиане, как женского, так и мужского рода, знают, что любовь — это не мне и хочу.

Любовь — долготерпение, умение покрывать и принимать человека таким, каким он есть, любовь не ищет своего, а находит блаженство в том, чтобы отдавать. Приветливая и благочестивая жена становится поистине шеей в управлении дома, мудро прислушиваясь к мужу, умно направляя его на решение семейных проблем, при этом она всегда тиха и спокойна.

Опытные сестры расскажут молодым женам, что хорошее питание и секс — важные вещи для мужчин, и то, что женщина не спросит у священника, она узнает через женское служение.

Мужчины не только в миру, но и в православии, часто обижают жен не по причине нелюбви, а от того, что сами не получили любви в жизни. Мудрая, любящая жена сумеет увидеть за покровом грубости увидеть любящее сердце, она своей любовью сумеет растопить лед в душе мужа, создать покой и уют в семье.

Читайте также:
Возраст Христа: что значит 33 года для мужчин и женщин в православии

Важно! Истинно верующая женщина расскажет ново пришедшим о силе прощения и опасности обиды, которая может накапливаться годами, в конце эмоционально раздавить женщину и некогда счастливый брак. Иисус отдал жизнь не за праведников, а за грешников. Христос возлюбил нас прежде нашего покаяния и принятия христианства (Рим. 5:8).

Конфиденциальность является первым условием такого служения, тогда в полном доверии и уверенности в безопасности христианка сможет раскрыть свое сердце и получить исцеление. Христианские темы для женского служения подскажет сама жизнь, главное довериться ведению Творца через Духа Святого.

Каким должен быть служитель

Знание Библии и доктринальных основ православия — основные требования для начала работы в женском служении, но без Божьей любви, наполняющей сердце, сострадания и желания нести Евангелие людям христианкам будет трудно надолго укрепиться на почве благотворительности.

Питаясь библейскими основами, преображаясь постоянно в образ Христа, мы идем по спасительному пути и ведем за собой других. Хорошая наставница со временем становится сродни мамы и лучшей подругой, готовой выслушать и помочь в любой момент не только Словом, но и делом, ведь любовь без дел, как звенящая медь, шума много, а помощи ноль. (1 Кор. 13:1)

Важно! Женщина, служащая Богу обязательно будет молитвенницей, ибо, только пребывая в постоянном общении с Богом посредством молитвы, можно увидеть истину и правильный выход в создавшейся ситуации.

Новый Завет около 80 раз трактует фразу о ношении бремен друг друга, это дар — помогать людям в их страданиях, но одновременно и большая ответственность, нужно понимать, что все сказанное не «выносится из избы». Да, порой есть ситуации, когда служитель не в силах помочь, тогда он обращается к духовному наставнику и с ним ищет ответ, но не несет проблему друзьям. Это табу.

Наполнять ободрением и даровать душевное исцеление через Господа могут зрелые сестры, познавшие Его благость и силу. Современный мир наполнен стрессами и эмоциональными потрясениями, и сестра милосердия обязана быть мудрым психологом и обладать умением стать близким другом.

Это нелегкое бремя, но это бремя Христа, поэтому оно легко, если понимаешь всю значимость женского служения. В церковном служении всегда есть место и женскому служению в роли помощниц.

Советы организаторам женского служения

Принимая решение служить Господу в качестве помощника священнослужителей и носителя Слова Божьего, Господней милости и любви, будьте готовы меняться как душевно, так и духовно.

Особое доверие вызывают сестры, которые ни своим видом, ни своими знаниями не превозносятся над другими. Не бойтесь быть настоящей, каяться в своих грехах, ибо все мы грешные, искренней и дружелюбной, показывая этим пример для невоцерковленным сестрам.

Всегда и везде, во время изучения Библии или миссионерского служения, помощи больным и сиротам, личной беседы Иисус должен занимать первое место, каждый раз следует подчеркнуть, что милость и ответ приходит только от Бога.

Женское служение — Его инструмент, в нем нет человеческой заслуги, вся слава воздается Творцу, Богу Сыну и Святому Духу. Не имея любви Иисуса, сложно стать лидером сестринского движения, во время которого вас будут ранить и обижать, как обижали Христа, но следует набраться терпения и служить, это возможно только с Иисусом. (1 Иоан. 4:19)

Планируя новое мероприятие, молитесь и доверяйте Творцу, это в первую очередь Его служение. Не забывайте, что женщина — помощница, поэтому особой благодатью на все начинания станет благословение священника храма. Именно священник несет ответственность перед Богом обо всем происходящем в церкви, поэтому будьте послушны и терпеливы.

Совет! Молитесь за священников и их семьи, поддерживайте и помогайте, пресекая всякие сплетни и недоверие, что так часто возникает при собрании женщин вместе.

Будьте готовы испытать трудности, ведь человеческая душа многогранна, раны в ней глубоки, и не всегда ответ придет сразу, часто вместо благодарности можно будет услышать претензию или укор.

Основа эффективного служения женщин

Женское служение на основе Библии

Место сестры в церкви

В основе программы должны лежать обдуманные библейские и методологические принципы.

Важные составляющие эффективного служения.

Первое. Нужно начинать служение с молитвы

А. Молитва – это основа нашего служения. Молитва открывает двери к успешному служению. Через молитву мы получаем силу и можем исполнять волю Божию – Ис.40,31.

Б. Молитва важна для наших личных близких отношений с Богом.

Познания Бога, Его характера – Пс.66,1-2; Мф. 6,9-13.

Познания Его воли на то или иное служение – Рим.12,1-2.

В. Молитва важна для наших отношений друг с другом. Когда мы ходатайствуем за других, мы становимся ближе друг к другу – Иак.5,16; Флп.4,6-9.

Г. Молитва защищает нас от духовных атак. Служа Богу, мы попадаем под атаки сатаны – Еф. 6,12;

Д. Библейские примеры. Каждый успешный лидер, упоминаемый в Священном Писании, много молился – Иак.5,17.

Женщины, которые хотят служить Богу, должны молиться. Прежде всего, нужно молиться о том, чтобы Бог послал сестер, которые объединят свои усилия. Желательно, чтобы к вам присоединилась жена пресвитера церкви. Когда число сестер достигнет трех-четырех человек, можно регулярно собираться на молитву.

Вопросы, которые нужно задать в молитве и просить, чтобы Господь послал мудрые решения:

Расположено ли руководство церкви (пресвитерский совет) к женскому служению?

Есть ли в церкви программа служения сестер и как вы его оцениваете?

Открыто ли женское служение для перемен, расширения сферы деятельности и привлечения новых участниц?

Согласны ли руководители женского служения объединиться для молитвы и обсуждения дальнейших планов?

Участвует ли пресвитер церкви в программе?

Когда и как лучше обратиться к пресвитеру за помощью?

Второе. Поставить в центр изучение Библии

Начать изучение Библии для женщин в малой группе. Малая группа помогает

Выразить любовь к женщинам, позаботиться о них.

Приводит женщин к постоянному пребыванию в Слове, которое есть основа жизни христианина – Евр.4,12.

Помогает прийти к Христу неверующим женщинам – Ин. 5,39; Еф.1,15-23.

Приобщает женщин к церкви и к служению – Ин. 4:29,39; Рим.12:1-2.

Помогает женщинам изменить свою жизнь, быть подотчетными в хождении перед Господом.

Третье. Получить поддержку служителей поместной церкви

Ключевой этап организации сестринского служения – это согласование программы с руководящими братьями, особенно, если они еще не прониклись этой идеей. Практически это можно сделать следующим образом:

Составить перечень вопросов и предложений, относящихся к сестринскому служению

Представить их пресвитерам и их женам;

Обсудить совместно эти предложения.

Важно донести служителям важный принцип: У женщин есть нужды. В которых им не могут помочь ни пресвитер, ни диаконы, а только другие духовно зрелые женщины, которым и нужно доверить это служение.

Читайте также:
Не упоминай имя Господа всуе: значение и толкование заповеди

Четвертое. Знать женщин, которым мы служим

Мы живем во время перемен. Эти перемены отражаются на обществе, на образе жизни людей и на жизни церкви. Важно знать, как реагируют женщины на эти изменения.

А. Как они отражаются на их духовном, физическом и интеллектуальном состоянии.

Б. Какие заботы у современных женщин. К примеру, забота о детях, отношения с супругом, проблемы воспитания детей во Христе; материальные трудности, недостает времени для общения с Богом, неправильная расстановка приоритетов, незнание, как послужить Богу.

В. Появившиеся в жизни женщин возможности выбора. Например: выбор работы, места жительства, выбор магазинов, товаров, церкви, стиля жизни.

Г. Знать жизненные обстоятельства женщин.

Д. Знать их желания, дары и возможности в служении.

Е. Представлять, чего мы хотим достичь для женщин в нашей церкви.

Чтобы узнать, какие женщины в вашей церкви, лучше по возможности провести опрос.

Пятое . Ставить конкретные задачи и реальные цели

А. Составить Протокол о намерениях, в который включить список того, что мы будем делать, и какие цели стремимся достичь.

1) Помочь женщинам в церкви раскрыть свой потенциал и употреблять свои дары – Мф.25,34-40.

2) Изучать Слово Божие, возрастать во Христе. Цель – уподобление Христу и достижение духовной зрелости.

3) Молиться, спрашивать Господа, чего Он хочет от нас? Как Он хочет употреблять наше время и силы? Цель – искать волю Божию в жизни и служении.

4) Благовестие женщинам. Цель – исполнение Великого поручения Христа.

5) Служение женщинам в их нуждах. Душепопечительство, поддержка, ободрение, помощь.

Б. Разработать шаги для достижения этих целей.

Можно поставить долговременные цели, которые нельзя упускать из вида:

Возрастанию в познании Господа и духовному росту женщин

Подготовка женщин к служению

Укрепление поместной церкви.

Шестое. Необходимо готовить сестер к служению.

Первейшее условие подготовки: помочь сестрам открыть свои духовные дары.

Дары Духа Святого – это данная Богом каждому члену церкви способность служить для созидания Тела Христова. Дары даны нам не для самоуслаждения, а для созидания Тела Христова, «Каждому дается проявление духа на пользу» – 1 Кор.12,7, «дабы все члены одинаково заботились друг о друге» – 1 Кор.12,25. « Страдает ли один член – страдают с ним все члены» – 1 Кор. 12,26. Поэтому мы не вправе пренебрегать своими дарами. Если Дар Духа Святого одной сестры пропадает втуне, терпит урон все Тело.

Служение представляет собой плод совместных усилий, поэтому каждый должен находиться на своем месте.

– Поменяться с другой сестрой, сильной в этом деле, если что-то не получается.

– Оценить, какую пользу приносит совершаемое сестрой дело

– Понаблюдать, с радостью ли сестра исполняет свое дело, не уклоняется ли от своих обязанностей.

Следует иметь в виду, что у сестры может быть несколько даров, поэтому не следует замыкаться на одной области служения.

Чтобы открыть в себе дар Святого Духа, нужно начать с молитвы, чтобы Господь помог вам; можно молиться нескольким сестрам вместе. Читать, что говорит Библия о дарах Святого Духа. Спросить совет у других сестер, к чему, на их взгляд, мы наиболее способны. Исследовать себя, что нас привлекает более всего. Попробовать свои силы в той области служения, в которой сосредоточены наши интересы. Признаками того, что мы не ошиблись в выборе, будут радость и результаты, которые превзойдут все наши ожидания.

Каждой женщине Господь дарует неповторимый букет даров. И каждая из нас ответит, употребляла ли она эти дары на служение Телу Христову.

Второе условие успеха. Женщин нужно обучать навыкам служения. Это можно делать один на один, словом и примером. Обучать в процессе служения. Проводить конференции, семинары, занятия по курсам: “Благовестие и Наставничество”. “Брак и Семья”, “ Как приобрести сердце мудрое?”. Можно пригласить сестер, прошедших программы «Двенадцать шагов», «От боли к исцелению», «Библейские ключи к разрешению жизненных проблем», «Как жить со своими эмоциями», «Мамы в молитве», «Мудрость матери», провести семинары в церкви.

Третье условие успеха. Служение должно быть разнообразным. Разнообразие поддерживает интерес. Наша цель – помочь женщинам творчески использовать свои, дары, идеи и потенциал.

В наших церквах есть женщины, которые перенесли различные травмы: развод, смерть мужа, ребенка, измену, испытывают одиночество, депрессии, живут в тяжелой семейной атмосфере (с неверующим мужем, пьющими членами семьи и т.п.). Женщины могут во многом поддержать друг друга. Поделиться аналогичной ситуацией, вместе молиться. Обращаться к Слову Божию за решением проблем.

Хорошо создавать группы поддержки для:

  • Одиноких женщин
  • Вдов
  • Женщин, переживших развод
  • Женщин, чьи мужья не христиане
  • Женщин с маленькими детьми
  • Женщин, имеющих детей – инвалидов
  • Женщин больных СПИДом.
  • Женщин тяжело больных раком и престарелых.
  • Студентов.
  • Детей сирот

Седьмое. Благовестие должно стать частью женского служения.

Мы должны благовествовать ближним, женщинам, детям; людям, живущим рядом с нами, сотрудникам, друзьям – Деян. 1,8.

Если мы не благовествуем, то наше служение долго не продержится. Начинать миссионерскую работу нужно у себя дома, среди наших домашних и соседей.

Некоторые сестры желают потрудиться в христианских миссиях, и нам нужно помочь им в этом. Мы можем помогать миссионерам и миссиям нашими средствами, делиться нашими разработками по изучению Библии, отвечать на письма миссий; заниматься евангелизацией детей в лагерях и клубах.

Можно проводить специальные миссионерские собрания, на которых приглашать миссионеров, в том числе женщин, чтобы они рассказали о своем служении. Нужно поощрять сестер участвовать в евангелизационных мероприятиях поместной церкви и других церквей. Искать новые формы достижения людей Евангелием.

Восьмое. Женщинам нужно учиться дружить

Доктор Джеймс Добсон сказал: «В современном мире женщина чувствует себя затерянной не от того, что изменились мужчины. Женщины одинока без женщины».

В прошлом женщины часто собирались вместе для приготовления пищи, заготовки продуктов, воспитания детей. Сейчас существует недостаток общения женщин. В церкви женщины могут узнать друг друга, подружиться и полюбить друг друга. Женская дружба очень важна не только в отношениях, но и в совместной работе.

Помочь женщинам разных возрастов подружиться может программа “Духовное материнство». Действующая во многих церквах программа «От сердца к сердцу» направлена на то, чтобы помочь женщинам разных поколений подружиться между собой.

Девятое. Программа сестринского служения должна быть гибкой . К ней можно добавлять новые проекты, если в этом есть необходимость. Однако новые мероприятия должны быть тщательно обдуманы, подготовлены и одобрены братьями. Возможности для служения большие. Все зависит от нашего желания и творческого подхода.

Православная Жизнь

Сегодня уже для многих является очевидным, что нынешнее мировое сообщество все больше и больше отходит от традиционных христианских ценностей.

И не просто отходит – оно активно их разрушает, предлагая взамен некий сконструированный нездоровыми умами суррогат, извлекаемый из мест очень близких к преисподней. Новые жизненные нормы и эталоны под лозунгами толерантности и всеобщего гендерного равенства усиленно продвигаются и навязываются во всех сферах деятельности современного человека. Но печальнее всего, что они проникают в религиозное сознание людей, считающих себя христианами, и постепенно начинают приживаться в отдельных христианских конфессиях. Все чаще стали предприниматься попытки по реформированию и пересмотру некоторых традиций и даже аспектов христианского учения в угоду тлетворному влиянию века сего. Различные организации и отдельные правительства, ратующие за абсолютные всесторонние равные права, и отстаивающие на самом деле интересы лишь определенных групп людей, оказывают давление на религиозную общественность и Церковь по тем вопросам, которые являются областью компетенции исключительно только религии, но никак не гражданского права.

Читайте также:
Православие и соцсети: отношение церкви и мнение священников, можно ли регистрироваться или нет, ответы на частые и популярные вопросы, популярные православные соцсети

Одной из таких тем, навязанных христианской Церкви извне, стал вопрос о женском священстве, который очень активно проталкивается в умы, как верующих, так и неверующих, со средины 60-х годов прошлого столетия, особенно после того, как ряд Евангелическо-Лютеранских Церквей Скандинавии, а затем и Англиканская Церковь Великобритании под напором светских властей подписали документы и начали осуществлять ординацию (рукоположение) женщин. Но нет ничего удивительного в том, что в странах, где Церкви имели (а в некоторых продолжают иметь до сих пор) статус государственных и управлялись либо парламентами, либо соответствующими министерствами и которые лишь недавно получили независимость в руководстве, подобные решения очень быстро воплощаются в жизнь. Например, в Швеции, где Главу Церкви назначало до 1997 года правительство, вопрос о рукоположении женщин в клир решался парламентом, принявшем еще в 1958 году соответствующий закон. Точно так же произошло и в Англии. После принятия британским парламентом законодательного акта, позволяющего возведение женщин в епископский сан, последовало одобрительное заключение Генерального Синода Англиканской Церкви. При этом невозможно не заметить ту тенденцию, которая просто кричаще бросается в глаза: как только очередная протестантская деноминация Европы или Америки узаконивает и вводит в практику женскую ординацию, очень скоро за этим следует принятие гомосексуальных «браков», их благословение и даже «венчание». Такую хронологию нетрудно проследить. И это не случайность. Все идет к тому, чтобы население (в том числе верующих христиан) приучить к мысли о том, что и женщина-священник, и содомское сожительство, и так называемое многообразие полов являются абсолютной нормой и что нет ничего особенного в том, что лесбиянка или трансгендер могут быть в составе клира. С 2009 по 2019 год диоцезом Стокгольма управляла «епископ» нетрадиционной ориентации Ева Брунне, которая, между прочим, запомнилась еще и тем, что предлагала снять кресты с церкви в порту, чтобы они не смущали последователей других религий. Религиозное сообщество, возглавляемое таким «епископом», невозможно назвать Церковью в подлинном понимании этого слова, особенно если еще учесть, что в той же Швеции, до определенного момента, стать членом Церкви можно было либо по рождению, либо по заявлению без обряда крещения. Лишь с 1996 года крещение стало обязательным условием членства, и то со многими «демократическими» оговорками. В книге «Государство и Церковь в ХХ веке» приводится интересный факт, говорящий сам за себя: в 1990-е годы среди паствы Шведской Церкви около 500 тысяч ее членов не были крещены, а некоторые из них вообще были агностиками и атеистами!

Во многих странах Западной Европы протестантские Церкви давно являются всего лишь объединениями, выполняющими либо функции государственно-коммунального органа, в ведении которого остался надзор за кладбищами, либо играют роль номинальных национальных символов. Конечно, стоит отметить, что не все христиане западных конфессий готовы мириться с таким положением вещей. Есть еще здоровые силы, выступающие против решений, которые противоречат евангельским нормам. В ноябре 2014 года, после того как глава Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии, 50% клира которой, между прочим, составляют женщины-пасторы, публично одобрил принятый парламентом страны закон о гендерно-нейтральном браке, ее ряды в знак протеста за три дня покинуло более 13 тысяч человек. И это не единичный случай. Свое возмущение выражают и некоторые представители иерархии протестантских конфессий, – они прекрасно осознают, чем могут закончиться для христианства такие «новшества». В 2017 году довольно известная в Великобритании личность, почетный королевский капеллан, епископ Гэвин Ашенден из-за несогласия с теми «прогрессивными» переменами, которые происходят в Англиканской Церкви и разлагают паству, отказался от сана, а вскоре и вообще покинул Церковь. Однако голосов таких несогласных недостаточно, чтобы противостоять усилиям тех, кто пытается сделать из людей управляемое стадо. Западный протестантизм фактически сдался без боя и потерпел крах под напором светского общества как в вопросе женского священства, так и гендерной политики. Впрочем, этого следовало ожидать. Потому что «доктрина всеобщего священства», существующая в протестантизме, отрицает отношение к священству как к Таинству и отвергает какое бы то ни было «сакральное» различие между клириками и мирянами. Основоположник Реформации Мартин Лютер учил, что любой крестившийся верующий может считать себя уже посвященным в священники. Следовательно, с этой точки зрения принадлежность к тому или иному полу в священстве не играет никакой роли. Ведь священник в протестантизме – это обычный пастор, выполняющий роль проповедника или служителя, основной задачей которого является не сообщение человеку благодати, а проповедь и научение вере. Именно поэтому протестанты проявляют такую лояльность в отношении женских ординаций, поскольку полагают, что с такой задачей вполне может справиться образованная женщина, имеющая дар учительства и обладающая качествами хорошего администратора и руководителя. Кроме того, в протестантизме отсутствует понимание Литургии как евхаристической жертвы, приносимой священником и веры в преложение Святых Даров в Тело и Кровь Христовы.

В настоящее время взоры поборников женского священства обращены в сторону Православной и Католической Церквей, которые они обвиняют в чрезмерном консерватизме в этом вопросе и в нежелании пересмотра многовекового установления, запрещающего совершать хиротонию лиц женского пола, расценивая это, конечно же, как очередную дискриминацию и нарушение прав. Всевозможные организации феминистской и нетрадиционной направленности и те, кто их поддерживает, а также некоторые весьма «продвинутые» богословствующие их представители выступают с заявлениями, требуя от исторических Церквей определиться в этой дилемме. И речь уже не идет о восстановлении только института диаконисс, который существовал в Восточной и Западной Церквях до определенного момента, пока в этом была необходимость, а дискуссии ведутся о полноправном священстве, позволяющем женщинам осуществлять литургическое служение и принимать исповедь. Однако Православная Церковь еще две с лишним тысячи лет назад определилась в этом вопросе. Сторонники женского священства, указывая на то, что вызовы настоящего времени требуют переосмысления старых традиций, понуждают Церковь к принятию новых решений. Но в данном случае речь идет не об обычной человеческой традиции, которую можно поменять или от которой можно отказаться в угоду кому бы то ни было, а о Божественном установлении, воспринятом христианской Церковью от Самого Ее Основателя. То, что было сказано Христом в Сионской горнице в момент Тайной вечери в окружении учеников (а не учениц), невозможно отменить никакими человеческими решениями. И если в Слове Божьем нигде не говорится о том, что женщина не может быть священником, то это вовсе не значит, что можно допустить обратное. В таких основополагающих вопросах нельзя руководствоваться принципом: что не запрещено, то разрешено. При таком сомнительном подходе можно извратить все Священное Писание и Предание Церкви и довести многое до абсурда.

Читайте также:
Грех любостяжания в православии: что значит, опасность и причины греха, последствия и наказания, искупление и победа над грехом

Для Православной Церкви, в отличие от протестантизма, характерно особое понимание священства, которое является Таинством, установленным Самим Господом. Он Сам избрал апостолов из числа Свих последователей и учеников, дав им власть научать и совершать священнодействия, послал им Святого Духа по Своем Вознесении. Православный священник совершает церковные Таинства силой Христовой, а Христос, восприявший в Себя всю полноту человеческого естества, без разделения на мужской и женский пол, тем не менее остается Мужем. Сегодня женщины осуществляют массу различных служений в Церкви, прекрасно справляясь с возложенными на них функциями, без всяких рукоположений.

По своему происхождению идея женского священства не евангельская, нет ее и в Предании Церкви. Зато она встречается в древних гностических ересях, с которыми боролась христианская Церковь еще в начале своего возникновения. Святые Ириней Лионский, Епифаний Кипрский, Иоанн Дамаскин, а также Августин Блаженный упоминают в своих творениях о секте II века маркосеев, или маркосиан, основателя которой – некоего Марка, называют чародеем и предтечею антихриста. «Евхаристия» в этой секте совершалась женщинами в присутствии ее ересиарха. Святитель Епифаний пишет еще и о секте коллиридиан, на «богослужениях» которых женщинами приносилась жертва, совершалось хлебопреломление и «причащение» во имя Девы Марии. В своей работе «Против коллиридиан» он говорит: «От века никогда не священнодействовала женщина, даже сама Ева, хотя и учинила преступление, но совершать столь нечестивое дело не дерзнула; равным образом и ни одна из дочерей ее, между тем как и Авель вскоре священнодействовал Богу, и Каин…». Чуть далее он отмечает: «Если бы установлено было Богом, чтобы женщины священствовали, или совершали что-либо каноническое в Церкви, то более всего должно было бы в Новом Завете облечь саном священства саму Марию. ». Прослеживая историю преемственности рукоположений от апостолов, св. Епифаний обращает внимание на то, что нигде не говорится и не упоминается, чтобы в числе епископов или пресвитеров была поставлена хотя бы одна женщина. Объясняет он и функции чина диаконисс в Церкви, которые никогда не совершали никаких священнодействий, а выполняли поручения, связанные с охранением чести женского пола, либо при крещении, либо при уходе во время болезни. Существовали в древности еще и другие еретические общины, в которых женщины не только священнодействовали, но и возглавляли их. Среди таких были, например, еще и пепузиане. Стоит обратить внимание на тот факт, что все древние ереси, в которых практиковалось женское священство, обосновывали его теми же аргументами, какими пользуются и нынешние его сторонники. Здесь и пункт о всеобщем «царственном священстве» (1 Пет. 2:9), и цитаты из Послания апостола Павла о том, что во Христе нет ни «мужеского пола, ни женского» (Гал. 3:28), и упоминаемые в Библии места о пророческих служениях женщин. Нынешние сторонники рукоположения лиц слабого пола все время обращают внимание на то, что в святоотеческой литературе этот вопрос практически не исследован и мало обсуждался. Но и данный аргумент свидетельствует скорее против, а не за женское священство, потому что Церковь изначально усвоила тот порядок вещей, который сохраняет и доныне. И, как видим, никому, кроме еретиков, не приходило в голову это менять.

В настоящее же время «шум» вокруг вопроса о женских хиротониях активно производится феминистками. Для них признание пола является не естественной биологической данностью, а правом личного выбора. Именно поэтому они всячески стремятся к полному социальному уравниванию мужчин и женщин, не беря во внимание то, что Церковь – это не обычный социальный институт, а Богочеловеческий организм, а в онтологическом измерении – Тело Христово. И священство вовсе не должность, а жертвенное сакральное служение. Пересмотр этого вопроса может стать равносильным извращению основ христианской веры и отказу от тех свидетельств, которые мы имеем в Священном Писании и Предании, а также может полностью перечеркнуть весь исторический опыт Церкви и ее установлений в этом аспекте.

Тема женского священства – это очередное «окно Овертона», и никто не знает, что в следующий раз может проникнуть в него.

Валентина Новикова (Чернышева)

Женщина и пятигранное служение. А есть ли место?

Сегодня во многих церквях и служениях женщины составляют большинство и их воспринимают как ценных работников на ниве Божьей.

Однако с этим не все согласны. Женщин часто не допускают в определенные области служения церкви, особенно когда это касается лидерства или публичной проповеди. В некоторых церквях есть женщины-пасторы, в некоторых это считается недопустимым. В одних церквях женщинам разрешается учить, в других – нет, а в некоторых церквях женщинам вообще запрещено говорить во время служения.

Что говорят служителя о том, какая роль отведена женщине в Церкви Божией и может ли она быть пастором, апостолом, евангелистом, учителем или пророком.

Женщина-пастор

Дмитрий Зенченко, пастор Евангелическо-Лютеранской Церкви в России.

Наиболее важным доводом против рукоположения женщин традиционно считается запрет апостола Павла на проповедование женщинами в церкви: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит»(1Кор 14:34), «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (1Тим 2:11–12). Противники женского пасторства полагают, что в этих местах Священное Писание предписывает женщинам, конечно, не полное молчание, но запрещает проповедовать и учить во время богослужения. Поэтому церковь не может ставить женщин на пасторскую должность — ведь одной из главных обязанностей пастора является именно публичная проповедь. Далее апостол говорит, что «если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни» (1Кор 14:37). Таким образом, предполагается, что запрещение женщин в качестве проповедников вытекает из некоего прямого повеления Господа — может быть, не дошедшего до нас в евангельских текстах, но известного апостолам.

Наиболее интересными представляются свидетельства о женщинах-пресвитерах (пасторах) в ранней церкви. Эпитафия, датируемая серединой пятого века, найденная в Калабрии, гласит: «B(onae) m(emoriae) s(acrum). Leta presbitera/vixit annos XL, menses VIII, dies VIIII/ quei (scil. cui) bene fecit maritus/ Precessit in pace pridie/idus Maias» (Посвящено доброй памяти Леты, пресвитера, прожившей 40 лет, 8 месяцев и 9 дней, которой ее муж воздвиг это надгробие. Она оставила его в мире в день перед майскими идами). Делались предположения, что «пресвитерида», упоминаемая здесь, это жена пресвитера (то есть «пасторша» — жена пастора). Однако, рассмотрим другую эпитафию.

Читайте также:
Что такое томос об автокефалии: значение и определение, текст

Надпись на каменном саркофаге, найденном в Далматии и датируемом 425 годом, гласит: «D(ominis) n(ostris) Thaeodosio co(n)s(ule) XI et Valentiniano/viro nobelissimo (sic) Caes(are). Ego Thaeodo(sius) emi a Fl(avia) Vitalia pr(es)b(ytera) sanc(ta) matro/na auri sol(idis) III. Sub d(ie)….». Здесь пресвитерида Флавия Виталия фигурирует в качестве лица, исполняющего свои должностные обязанности, а именно: она продала Феодосию за три золотых участок земли на общем христианском кладбище — сделка, совершение которой входило в компетенцию епископа или пресвитера. Следует отметить, что обнаруживаются упоминания о пресвитеридах, как о женщинах, несущих церковное служение, но не как о «женах пресвитеров».

Дэвид Сервант, автор, международный служитель, основатель и руководитель служения «Heaven’s Family», для того, чтобы объяснить свою точку зрения о женском пасторстве, приводит место из Писания: «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж»(1Тим.3:1-2)

Павел не говорит прямо, что женщину нельзя допускать до данного вида служения, поэтому мы должны быть осторожны в принятии радикальных решений. В сегодняшнем мире мы видим достаточно много успешных женщин пасторов/епископов/пресвитеров, особенно в развивающихся странах, но они по-прежнему в меньшинстве. Возможно, что Бог иногда призывает женщин к этому служению, с целью мудрого достижения Своих целей или, когда нет лидеров-мужчин. Также вполне возможно, что многие женщины-пасторы в теле христовом призваны к другим служениям, свойственным женщинам таким, как пророчество, но сегодняшняя церковная структура позволяет им делать это только будучи в роли пастора.

Почему должность пастора/епископа/пресвитера отводится мужчинам? Мы сможем лучше это понять, если рассмотрим саму суть данного служения. Одно из библейских требований к пастору/пресвитеру/епископу звучит так:

«Хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1 Тим. 3:4-5).

Это требование звучит абсолютно логично, если мы понимаем, что пастор Нового Завета был поставлен над маленькой домашней церковью. Его роль была подобна роли отца, пекущегося о своей семье. Это позволяет нам лучше понять, почему в должности пастора должен быть мужчина – потому что его роль соответствует роли отца в семье, а если семья построена в соответствии с Божьим замыслом, то ею руководит муж, а не жена.

Программа «Открытая Линия» отвечает на вопрос «Может ли женщина быть пастором в церкви».

Женщина-апостол

Дэвид Сервант, автор, международный служитель, основатель и руководитель служения «Heaven’s Family».

Полезно внимательно прочитать то, что пишет Павел в 16-й главе послания к Римлянам, где он хвалит женщин за их служение Божьему царству. Одну из них даже можно отнести к апостолам. «Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской. Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому» (Рим. 16:1-2).

Какая рекомендация! Павел называет Фиву «диакониссой церкви Кенхрейской» и «помощницей многих», включая и его самого. Мы не знаем, что конкретно она делала для Господа, но, видимо, ее служение было настолько значимым, что Павел рекомендует ее всей римской церкви.

Далее мы читаем о Прискилле, которая вместе со своим мужем Акилой несли такое служение, за которое их уважали все языческие церкви:

«Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь. Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахайи для Христа. Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас. Приветствуйте Андроника и Юнию (некоторые английские переводы переводят имя «Юния» как женское), сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа» (Рим. 16:3-7).

В отношении Юнии вполне логично заключить, что человек, «прославившийся между Апостолами», мог быть только апостолом. Если Юния – действительно женское имя, то она была женщиной-апостолом. Прискилла и Мариам «трудились для Господа».

«Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе. Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне. Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова. Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе. Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе. Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою. Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев. Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых» (Рим. 16:8-15).

В рамках программы «Свет под лампой» основатель христианского телеканала CNL, архиепископ церквей «Новая Жизнь» Максим Максимов, пастор церкви «Жизнь для Бога» в Киеве Клепов Сергей, пастор церкви «Новая Жизнь» в Казахстане Вячеслав Шипачев, пастор церкви ХВЕ «Церковь Христианский город» в Омске Татьяна Денисова обсуждают вопрос «Роль женщины от начала творения».

Александр Величко, пастор, епископ, директор «Славянской внешней миссии», привел пример женщины-апостола по имени Амида из Лахора.

В старости многие люди в Пакистане влачат жалкое существование и молятся о скорой смерти, особенно христиане, которые не желают отягощать жизнь своих детей и без того бедную и тяжелую. Эта сестра решила поступить по-другому. Она спросила у Господа: «Пригожусь ли я тебе в старости?» Он ответил ей, что она нужна Ему в любое время.

Вдохновленная старица пошла в соседнюю деревню, где не было христиан, и стала проповедовать о Христе, рассудив, что если ее убьют, то за Христа. Через пару недель первые покаявшиеся собрались на окраине деревни, чтобы послушать Амиду. Вскоре образовалась церковь. Когда начались богослужения, старшие братья прислали служителей, и Амида решила пойти дальше.

Следующая деревня. История повторяется. Так наша героиня прошла, все окрестности Лахора и двинулась на юг вдоль Индийской границы. В каждой деревне она благовествовала и оставалась, если кто-то каялся. За ней оставались новые церкви. Мы были в той, которую Бог начал через нее совсем недавно. Там было где-то около 30 человек.

После нескольких лет такого труда, Господь призвал ее идти в закрытый для Евангелия Непал. Пожилая женщина пешком по горам обошла целый регион и, вернувшись, рассказала, что Господь начал там несколько церквей. В апреле пастор Рашид ездил туда для того, чтобы наставить братьев и поставить пресвитеров. В ноябре мы вместе планируем побывать там.

Читайте также:
История о пророке Ионе и ките: легенда или правда, толкование и смысл, особенности и исследования истории

Женщина-пророк

Юрий Сипко, экс-председатель Российского Союза ЕХБ

Слово Божье, как меч обоюдоострый, вручается церкви, как оружие воинствования, в равной степени мужчинам и женщинам. Женщина имеет полное право говорить, аргументируя свидетельство, Словом Божьим. Да и как может быть иначе? Может ли женщина пророчествовать, т.е. быть свидетельницей Иисуса Христа? Конечно! А как же иначе.

Апостол Павел пишет в письме в Коринф, об иерархии власти в церкви и в семье христианской, чётко указывает на совершенно естественное право женщины пророчествовать и молиться. «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая» — эти слова идут после ровно таких же слов, «Всякий муж, молящийся или пророчествующий»— что даёт нам однозначный ответ на ваш вопрос. Женщина имеет полное право на пророчество и молитву.

Замечу, что говорить и пророчествовать это синонимы. Апостол Пётр так говорит о сути пророческого служения: «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали Его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». Это о уже зафиксированных текстах Священного Писания. Произносили, изрекали, прорекали, говорили. Всякий раз, когда мы говорим о Боге, о Его откровении, о Его слове, мы пророчествуем, прорекаем, изрекаем. Поручение Христа, которое мы называем великим, и принимаем на свой счёт, как поручение всем ученикам, т.е. и мужчинам, и женщинам, есть обязанность свидетельствовать миру о Спасителе! И мужчины, и женщины обязаны свидетельствовать о Спасителе всем, всегда и везде!

Дэвид Сервант, автор, международный служитель, основатель и руководитель служения «Heaven’s

Дэвид Сервант, автор, международный служитель, основатель и руководитель служения «Heaven’s Family».

Интересно и то, что в Новом Завете мы также встречаем женщин, призванных к пророческому служению. Через несколько дней после рождения Иисуса Анна узнала Его и провозгласила, что Он – Мессия:

«Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лук. 2:36-38).

Обратите внимание, что Анна говорила об Иисусе «всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме». В их число входили, конечно же, и мужчины. Таким образом, можно сказать, что Анна возвещала мужчинам о Христе.

Учитывая случаи, в которых Бог использует женщин для провозглашения пророческого слова, мы не имеем права отвергать мысль о том, что Бог может доверить женщине такое служение! Более того, нельзя считать, что женщины не имеют права пророчествовать мужчинам от Божьего имени.

Женщина-учитель

Юрий Сипко, Экс-председатель Российского Союза ЕХБ

Женщины не должны учить мужчин. Можно сколько угодно укорять мужчин за лень, за равнодушие, за беспечность, но это не должны делать женщины. Женщина, учащая мужчину, – это нонсенс. Мужчина, равнодушно слушающий критику женщины – это реакция на чрезмерную активность женщины. Женщины должны заниматься с женщинами, в малых группах, в воскресных школах, в служении. Душепопечительство женщин должны совершать женщины. Мужчины не должны совершать душепопечительство женщин. Тем более женщины не должны совершать душепопечительство мужчин. Слово Божье говорит об этом совершенно определённо. «Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос не золотом, не жемчугом, не дорогой одеждой, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию. Жена да учится в безмолвии, со всякой покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (1Тим.2:9-12).

Дэвид Сервант, автор, международный служитель, основатель и руководитель служения «Heaven’s Family».

А что насчет женщин-учителей? Новый Завет ничего об этом не говорит. С другой стороны, Библия не говорит и о мужчинах, призванных быть учителями. Прискилла, жена Акилы, участвовала в учении, по крайней мере, немного. Например, она и Акила услышали искаженное Евангелие в проповеди Аполлоса, «приняли его и точнее объяснили ему путь Господень» (Деян. 18:26). Невозможно возразить против того факта, что Прискилла помогала Акиле наставлять мужчину по имени Аполлос. К тому же Павел дважды в Писании упоминает о Прискилле и Акиле а связи с их домашней церковью (Рим. 16:3-5; 1 Кор. 16:19), и называет их обоих «соработниками во Христе» (Рим. 16:13). Трудно усомниться в том, что Прискилла играла активную роль в служении вместе со своим мужем.

Всемирно известный толкователь Библии, автор и учитель Дерек Принс рассказывает о роли женщин в Церкви.

Алексей Коломийцев, пастор-учитель церкви «Слово благодати» (Battle Ground, WA)

Женщина не должна учить. Речь не идёт о том, что женщина хуже или лучше понимает какие-то вопросы. Причина предупреждения Павла в том, что женщина не должна занимать положение, в котором ей придётся выступать с властью.

Проповедь и Библейское учение в церкви должны быть авторитетными. Они должны иметь власть. Возможно, что одной из причин, почему современным верующим непонятен этот вопрос, является то, что современные церкви не знают авторитетной проповеди. Кафедра превратилась в форум по обмену мнениями, вместо того, чтобы быть местом где авторитетно звучит: «так говорит Господь…».

Это не говорит о том, что женщина не может исследовать Священное Писание. Знание Библии является большим благословением для женщины. Она должна стремиться к тому, чтобы знать Библию как можно лучше, прежде всего, чтобы жить по ней. Кроме того, это абсолютно нормально, если женщина может поделиться с кем-либо о том, каким уроком послужило для неё то или другое место Писания, или та или иная проповедь. Когда женщина в духе смирения, добра и кротости делится с другими тем, что она узнаёт из Писания, это может быть огромным благословением, как для неё самой, так и для окружающих её людей.

Но, Бог ясно говорит в этом тексте, что это не должно быть связано с авторитетным провозглашением. Женщине не нужно занимать положения власти.

Под руководством служителей, несущих ответственность за различные блоки служения церкви, женщины могут заниматься душепопечением, или ученичеством, т. е. передачей другим женщинам личного опыта следования за Христом. Но они должны делать это не в духе власти, а в духе смирения и кротости, в духе подчинённости установленной Богом власти служителей церкви.

Именно это, более зрелые женщины должны культивировать в женщинах, которые моложе и менее опытны чем они. Павел пишет о таком служении женщин:

«Чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, 5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие» (Титу 2:3-5).

Два термина в этом тексте нуждаются в объяснении. Говоря «Старицы», presbu, tidaj – Павел указывает не обязательно на женщин преклонного возраста, а на тех, кто более опытен, чей духовный опыт признан окружающими.

Читайте также:
Архангел Гавриил: кто такой, как помогает и о чем ему молятся, за что он отвечает и праздники в честь ангела

Ещё одно важное слово «Вразумляли» – swfroni, zw. Оно буквально означает помогать кому-то приходить в чувства, быть чувствительным, давать советы, быть тренером для кого-то. Павел не использует привычных слов для учения или проповеди Didasko или Kerusso, которые предполагают провозглашение истины со властью. Он говорит об ученичестве, т. е. о передаче опыта личного следования за Христом.

Женщина-евангелист

Александр Серков, пастор церкви АСД на пенсии (Краснодар, Россия)

Хотя Лука упоминает нескольких женщин, которые служили Иисусу верой и правдой во время Его земного служения (Лук.8:1–3; 10:38–42), важно отметить, что женщины последними ушли от креста (Лук.23:55, 56) и первыми увидели пустую гробницу на третий день (Лук.24:1–7). Они также были первыми, кто провозгласил благую весть о воскресшем Спасителе (текст 9–11). В то время в том обществе, где женщин очень низко ценили, Небо даровало им уникальную привилегию быть первыми глашатаями воскресения Иисуса.

Лекция диакона Андрея Кураева «Женщина в церкви: ответ феминистам» на съезде православной молодежи Гродненской епархии Белорусского экзархата.

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

Какова роль женщины в церкви Христовой?

Введение

Иногда со стороны людей, интересующихся законами Бога, можно услышать такой вопрос: «Может ли женщина проповедовать, учить и вести молитву во время общественного служения»?

Некоторые церкви в своей деятельности, допускают женщин до публичного служения. Некоторые церкви не только делают это, но и возводят женщин в ранг священников, проповедников и пресвитеров.

Но можно ли с точки зрения Библии – Божьего слова, делать подобные вещи? И не противоречит ли это, учению Бога? Давайте попробуем разобраться в этом.

Сразу скажем, что если где-то в Библии есть противоречащие места друг –другу, то-есть например, в одном мести якобы говорится можно делать что либо, а в другом, говорится о том же, но только уже нельзя делать тоже.

Это значит, что нам необходимо не вырывать понравившиеся стихи из контекста и утверждать именно их правоту, а другие отвергнуть, нет, это не правильный подход. Наша задача в этом случае, рассмотреть контекст всей Библии, а не одного стиха, пусть даже нам «полюбившегося» и понравившегося!

Также мы должны не забывать, что Библия – Слово Божье, это авторитет для нас с вами. И тем самым мы должны придерживаться того о чём там говорится, и не придумывать «свои законы» для жизни церкви здесь на земле.

Роль женщины в церкви

Роль женщины – что можно, а что нельзя делать женщине в церкви?

Какова роль женщины в церкви Христовой? Давайте посмотрим, что об этом говорит Новый Завет?

В Новом Завете мы встречаем повествование о женщинах, имевших дар пророчества [Деян 2:15-18; 21:8-9]. Эти места говорят нам, что женщины наравне с мужчинами, получают веру, спасение и дары от Духа Святого.

15 они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня;
16 но это есть предреченное пророком Иоилем:
17 И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут.
18 И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать.
(Деян 2:15-18).

8 А на другой день Павел и мы, бывшие с ним, выйдя, пришли в Кесарию и, войдя в дом Филиппа благовестника, одного из семи [диаконов], остались у него.
9 У него были четыре дочери девицы, пророчествующие.
(Деян 21:8-9).

Например, христианка Прискилла, помогала своему мужу христианину, обучать Аполлоса [Деян 18:24-26]. А в письме к Титу, апостол Павел предписывает старшим по возрасту женщинам, обучать младших [Тит 2:3-5].

24 Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.
25 Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.
26 Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.
(Деян 18:26).

3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру;
4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей,
5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.
(Тит 2:3-5).

В письме к Тимофею, апостол Павел говорит, чтобы все кто может (включая и женщин являющихся христианками), проповедовали и учили других людей о Боге [2 Тим 2:1-2].

1 Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом,
2 и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.
(2 Тим 2:1-2).

Слово «люди» во 2 стихе, это греческое слово «антропос» , что означает – человек. Это слово здесь используется без разделения на половую принадлежность. Это свидетельствует нам, что Павел говорит о человеческих существах, просто людях, мужчинах и женщинах.

И всё же, мы не находим в Библии места (в Новом Завете), где было бы заповедано Богом, что роль женщины это учить, проповедовать, быть «священниками» и старейшинами публично, и где бы женщина была лидером и властвовала в Церкви Христовой над мужчинами.

Библия говорит нам, что мужчины христиане, должны или могут «молиться в каждом месте», в то время как женщины, должны «обучаться в безмолвии и всяком подчинении». Павел затем добавляет: «А женщинам учить запрещаю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» [1 Тим 2:8-15].

8 Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения;
9 чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою,
10 но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.
11 Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью;
12 а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.
13 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева;
14 и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление;
15 впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.
(1 Тим 2:8-15).

Слова «муж, мужчина» в этом отрывке (1 Тим 2:8-15), это греческое слово «анер» , что означает «мужчина». И здесь, оно как раз и используется, для различий не только половых, но и властных, между мужчиной и женщиной.

Читайте также:
Рецепты кухни шестой недели Великого поста: питание, постные блюда и меню на каждый день

Женщины должны молиться, но не в «каждом месте»! Они должны обучать, но «не мужчин»! Они должны «смотреть за домом» [1 Тим 5:14], но не должны иметь «превосходство над мужем»! Эти установления применимы как к публичному служению, так и к домашней обстановке, работе и любому другому месту.

14 Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию.
(1 Тим 5:14).

Так уж получилось с самого начала, что женщина, должна быть в подчинении у мужчины [1 Кор 11:3; 7; 9; 14:34]. Это потому, что первым был создан Адам, а Ева была создана второй и первой впала в грех [1 Тим 2:13-14; Быт 3:1-6].

3 Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог.
7 Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.
8 Ибо не муж от жены, но жена от мужа;
9 и не муж создан для жены, но жена для мужа.
(1 Кор 11:3; 7-9).

34 Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.
(1 Кор 14:34).

1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
(Быт 3:1-6).

Как мужчины должны подчиняться Христу, так и жёны, подобным же образом должны подчиняться своим мужьям [Тит 2:5; Еф 5:22-24; Кол 3:18; 1 Пет 3:1-6].

22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
(Еф 5:22-24).

18 Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе.
(Кол 3:18).

1 Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были,
2 когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.
3 Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде,
4 но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.
5 Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям.
6 Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха.
(1 Пет 3:1-6).

Заключение

Таким образом, мы увидели, что роль женщины в церквях Христовых, это подчинение мужчине и праведная жизнь во Христе.

Женщины в церкви не должны быть лидерами, «священниками», проповедниками, другими словами, они не могут вести общественное служение в церкви Христовой и уж тем более, учить там, где есть мужчины христиане.

Те, кто проповедует публично, должны делать это «со всей властью» [ср. Тит 2:15]. Ни одна женщина не может делать этого без узурпации «власти над мужчиной».

Поэтому женщина не может ни учить, ни проповедовать, ни вести молитву во время публичного служения там, где присутствуют мужчины. Так сказано пророками Бога!

О служении женщин в церкви

С праздником, дорогие братья и сёстры!

Сегодня особый день, который посвящён, в контексте празднования Пасхи, женам-мироносицам. И, как вы знаете, его всегда считают своеобразным «женским днем», иногда даже так и поздравляют сестёр с этим праздником, иногда говорят об этом в проповедях. И наверное, это неплохо – иногда вспомнить в церкви о сестрах, об их различных служениях и о том, какие были замечательные жены-мироносицы: как они принесли миро помазать тело Усопшего и оказались первыми свидетелями Воскресения, хотя апостолы им в этом поначалу и не поверили.

В таких поздравлениях всегда есть что-то умилительное и доброе, но мне представляется, что этого мало. Потому что быть свидетелем Воскресения – это значит наполниться Духом Жизни Воскресшего, это значит наполниться Христовой Любовью. А если человек наполняется этим Духом и этой Любовью, то в нём раскрываются значительно большие дары и возможности, чем то, что нужно, чтобы обслуживать подсвечники, мыть полы или, в крайнем случае, служить в качестве матушек у батюшек. Древняя церковь помнила слова апостола Павла, что во Христе нет «ни мужеского пола, ни женского» (Гал 3:28). Церковь знала и служение пресвитерид, и служение диаконисс, то есть священное, святое служение, которое воплощало в жизнь этот принцип апостола Павла.

Конечно, давно прошли те времена. Служение пресвитерид было прервано решением одного из соборов в IV веке. Служение диаконисс никто не прерывал, и оно, тихонечко угасая, существовало в церкви целую тысячу лет, до X-XI века. В богослужебных книгах того времени мы находим чины хиротонии, рукоположения диаконисс. И там, как вы знаете, расписан порядок, что диакониссы рукополагаются в алтаре и причащаются у престола, так же, как дьяконы, и сразу после них, перед иподьяконами. Когда-то было так, но с XII-XIII века наступили тяжелые исторические времена, и, хотя в каких-то формах это служение продолжалось, но уже ни о каких хиротониях диаконисс речи быть не могло. Потом под влиянием ислама отношение к женщинам стало ещё более далёким от Нового Завета, и к ним стали относиться только как к услужающим, как к тем, кто должны служить мужчинам, мужьям, иерархии и так далее.

Неслучайно с середины XIX века начинается процесс восстановления священного служения женщин. Святитель Филарет Московский первым снова рукополагает диаконисс. А потом в конце XIX – начале XX века это же делает святой Нектарий Эгинский в Греции, не получая, конечно, одобрения со стороны большинства. Можно еще вспомнить, что Московский собор 1917-1918 годов, который подробно разбирался в этом вопросе, явно благоприятствовал введению чина диаконисс. Если бы не революция, то мы бы уже сто лет назад имели этот чин в церкви. В наше время – напомню вам одну из последних новостей церковной жизни, чтобы закончить эту тему о диакониссах – в Александрийском патриархате этот чин официально восстановлен, и в Африке рукополагают православных диаконисс, желательно из местного населения.

Читайте также:
Мощи Иоанна Крестителя: где находятся сейчас и как добраться, в чем помогает и что просить

Это, конечно, еще не все, что нужно для того, чтобы дары, которые несут в своих сердцах сестры во Христе, могли раскрыться в полную меру. Сегодня, например, еще празднуется память Тамары Грузинской, одной из равноапостольных жен. Как ни странно, служение равноапостольных жен в церкви существовало довольно долго: их в святцах не так много, однако это не два и не три случая. Что это значит? Быть равноапостольной – значит служить делу свидетельства о Христе Воскресшем, продолжать собственно дело жен-мироносиц. Это значит быть миссионерами, свидетелями о Христе от всей полноты сердца, причём свидетелями действенными. Под влиянием таких святых многие люди приходили ко Христу, образовывались целые церкви. И конечно, это сейчас нелегко себе представить на практике, однако думается, что ничто не мешает сестрам и осуществлять христианскую миссию, и возрождать катехизацию, которую в древности могли вести женщины. Они могли помогать катехизаторам – пресвитерам или епископам – в совершении крещения, но могли и сами учить. Этот вопрос остается не совсем выясненным, иногда спорным, однако судя по всему, может быть очень недолго, но так было в истории церкви.

Наверное, мы должны сделать еще один шаг и признать, что то вдохновение, которое дает каждому человеку Дух Святой, может быть одинаково плодоносным и для мужчин, и для женщин. И очень жалко, когда женщины-христианки себя ограничивают, сами себе не ставят задач духовного служения, харизматического служения – свидетельства, просвещения, служения диаконического, и, по мере необходимости, возглавления молитвенных собраний, особенно женских, как бывало в истории. Наверное, единственное, чего не знала история – это женщин-епископов. Сейчас в некоторых протестантских церквах, в частности в лютеранской церкви, такая практика существует, но она сильно оспаривается древними апостольскими церквами. Вы знаете, какие споры идут по вопросу женского священства. Но если мы вернёмся к старому, первоначальному пониманию священства как царственного священства всего Народа Божьего, то и здесь препоны уходят. И очень хотелось бы, чтобы сестры, которые последние века традиционно составляют большинство церковного народа, были не только слушателями, не только теми, кто воспринимает и помогает, что само по себе замечательно и достойно всяческой поддержки, похвалы и наград. Но все-таки надо признать, что в церкви сёстры, женщины-христианки могут брать на себя и ещё более ответственные служения, вплоть до равноапостольного. Они вполне могут быть примером для всех церквей, для всех членов церкви.

Вот, например, во время недавней поездки в Хельсинки мы посетили часовню, посвященную матери Марии (Скобцовой). Мы удивились, что самая новая часовня, освящённая всего два года назад, была освящена именно в честь матери Марии. Мы этого как-то даже не ожидали, для нас это было нечаянной радостью. А потом мы узнали, что она была избрана не только потому, что она святая нашего времени, а не древних незапамятных времен, но ещё и потому, что она прекрасный пример для всех христиан, включая протестантов и католиков. И это действительно так, нам об этом рассказывал и митрополит Хельсинский Амвросий, и другие люди. Быть примером для всех христиан у православных получается нечасто. Это оказывается непросто. И может быть, мать Мария – один из редчайших примеров такого свидетельства, потому что, с одной стороны, она человек, который с полной самоотдачей служил всем притесняемым, угнетаемым, болящим, нуждающимся, голодным, холодным, умирающим, подвергающимся опасности смерти, а с другой стороны, она одна из первых в XX веке женщин, проповедовавших в православном храме. До сих пор попробуйте представить себе, чтобы на приходе читалось Евангелие, а потом проповедь говорила какая-нибудь женщина, даже если бы она была монахиня. Я думаю, что всякий, кто знает нашу церковную жизнь, представив себе эту картину, хорошенько посмеется над ее невозможностью. А вот мать Мария ещё в первой половине XX века имела такое благословение – стоя около амвона в центре храма проповедовать. Она не просто писала стихи или вышивала какие-то церковные пелены, она не просто осуществляла диаконию, она еще и осмысляла самые сложные вопросы внутрицерковной жизни, и при этом не оглядывалась по сторонам и вела себя вполне самостоятельно в этом, так что могла вызывать разную реакцию. Однако ее служение не прерывалось.

Это все должно нас укреплять, и прежде всего укреплять всех верующих сестёр в тех служениях, которые, может быть, редко осуществлялись и осуществляются в церкви женщинами. Конечно, XX век еще многое дал, и мы еще многого из этого не знаем. Есть, например, случай, связанный с именем Пастернака, когда один известный московский священник (о. Николай Голубцов) послал именно женщину, даже не монахиню, чтобы причастить его перед смертью. Поскольку кому-либо из церковных людей было затруднительно пройти в дом Пастернака в этот момент, он ей вручил Святые Дары, чтобы она пошла и причастила умирающего замечательного христианского писателя и поэта.

Всё это по-новому открывает нам смысл сегодняшнего, подчеркиваю, пасхального праздника, посвященного женам-мироносицам. И этот свет Воскресения, пасхальный свет отгоняет всякую тьму и всякие предрассудки, связанные с местом и служением женщин в церкви и в мире, лежащем во зле. Нам есть о чём подумать, нам есть что здесь делать! Мы не можем просто возвращаться к Ветхому Завету, мы не можем считать, что женщины в семьях должны быть лишь подчиненными главе семьи – христианину-мужчине, мужу. Всё это теперь в несколько ином свете предстает перед нами. И дай же Бог, чтобы мы не теряли этого аспекта праздника Пасхи! Дай Бог, чтобы для нас Пасха раскрывалась многообразно, в том числе с точки зрения служения женщин в Церкви! И пусть каждый из нас благодарит Бога за то, что во Христе нет ни мужеского пола, ни женского! Пусть каждый из нас научится делать из этого правильные полноценные выводы! Пусть каждый из нас способствует раскрытию даров Святого Духа во всех христианах, во всех членах церкви, включая и наших замечательных сестёр, женщин-христианок!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: