Женское священство: возможно или нет, мнение священников, проблемы и споры, особенности

К вопросу о женском священстве

О роли женщин в Церкви сказано уже много. Церковь почитает и прославляет Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим Пречистую Приснодеву Богородицу Марию. Кажется, на этом следует закончить дискуссию и поставить точку в вопросе о том, достаточно ли уважительно Церковь относится к женщинам. Но многочисленные дискуссии последнего времени, как кажется, занимаются неутомимой «логомахией», переливая из пустого в порожнее. Чаще всего «православный» феминизм занимают две темы: «почему не пускают женщин в алтарь?» и «почему не допускается женское священство?». Поскольку эти дискуссии страдают изначальной логической порочностью, позволю себе внести ясность.

Алтарь в Православной Церкви – это особая часть храма, выделенная для главного в жизни Церкви: Святой Евхаристии, Бескровной Жертвы. Это Жертва Христа, принесенная за весь человеческий род. «За всех и за вся», то есть за мужчин и за женщин. Мужчины и женщины вместе составляют род человеческий, и как единение всей Церкви вокруг Христа, на Евхаристии на дискосе вокруг Агничной просфоры, прелагаемой в Тело Христово, собираются частицы в честь Божией Матери, святых (и преподобных отцев и преподобных матерей, мучеников и мучениц), частицы за живых и усопших обоего пола. Поэтому говорить о том, что женщинам возбранен вход в алтарь из-за их «женскости», а вот мужчинам разрешен – в корне неправильно. Вход в алтарь возбранен всем, кто не принимает участие в богослужении. Даже пономарям и алтарникам там не нужно находиться просто так. Поэтому вход в православный алтарь разрешен только тем, кто совершает богослужение (исключения делаются по особым случаям, например, для ремонтных работ).

Поэтому возникает второй вопрос – о «женском священстве». Сам термин «женское священство» применительно к Церкви не кажется правильным. В Новозаветной Церкви более нет священства по образцу Завета Ветхого. Нет сословия священников, призванных к этому от рождения. Теперь, по слову апостола Петра, все верные христиане: «Род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет ( 1 Пет. 2, 9 )». Но апостолы избрали и преподали дар Святого Духа пастырям церковным «с возложением рук священства ( 1 Тим. 4, 14 )», чтобы они пасли Церковь, будучи «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте ( 1 Тим. 4, 12 )». Сразу же скажу, что вопрос о литургическом месте священника слишком сложен для небольшой заметки. Попробую прояснить дискуссионные вопросы в социальном ключе.

Апостолы не предполагали поставлять пастырями женщин. Апостол Павел наставлял своего ученика Тимофея рукополагать во пресвитеры (священники) и диаконы только зрелых мужей, показавших себя и в мирской жизни добрыми управителями своих домов: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности». ( Тит. 1, 5-6 ). Возьмем пример пастушеского труда того времени: пастушество как всякое тяжелое в физическом и моральном отношении служение возлагалось в те времена, да и сейчас, на мужчин. Рискуя навлечь на себя гнев феминисток, всё-таки выражу свою убежденность в том, что среди мужчин в целом легче найти эмоционально устойчивых, твердых и сильных духом мужей (в том древнем смысле слова), которые смогут понести достойно служение, на них возложенное. Это не отменяет факта, что, к сожалению, далеко не все современные пастыри церковные смогли понести свое служение достойно. Но это не означает, что среди многочисленных требований к кандидатам на священный сан нужно изъять изначальное требование мужского пола. Хранение тайны исповеди, духовное трезвение, борьба со страстями – мужские качества, женщинам тоже присущие, но во вторую очередь. А милосердная забота, сострадание – качества, присущие женщинам, которым подражают христиане-мужчины. Да, есть исключения, когда женщины мужественнее мужчин, а мужчины заботливее женщин. Но исключения не отменяют нормы. Поэтому от апостолов в Церкви установлены общие требования к кандидатам на рукоположение: верующие православные христиане, мужского пола, ведущие трезвенную благочестивую жизнь, состоящие в первом браке или намеревающиеся сохранять безбрачное состояние (преимущественно в монашестве) всю жизнь. Таковы требования при приеме в православные семинарии для пастырской подготовки.

«Там, где это возможно и полезно, Церковь уже возложила на женщин церковное служение»

Давайте хоть в Церкви Божией не будем смешивать установленное для нашей земной жизни самим Богом разделение на мужской пол и женский и не будем смешивать служения, которые возлагаются на мужчин и на женщин. Тем более что там, где это возможно и полезно, Церковь уже возложила на женщин церковное служение – в области церковного пения, благотворительности и дел милосердия. Есть норма и правило, разумным будет ему следовать. Этим люди и отличаются от бессловесных.

Вопрос состоит не в «женском священстве», а в «женском пастырском служении», которое попросту будет переворачиванием установленной Богом нормы жизни с ног на голову. Ну и закончу своим личным мнением: в том, что в современном обществе так развит маргинальный феминизм (откуда и ноги растут у вопроса о так называемом «женском священстве»), виноваты мужчины, которые en masse утратили честь, достоинство и мужскую ответственность за семью. Вот и пришлось женщинам взвалить на себя мужскую ношу. Чего ж теперь жаловаться?

Но вопрос вопросом, а ответ, думаю, однозначен: пусть в Православной Церкви, Церкви Христовой пастырское служение несут верующие достойные мужчины. Служений же в Церкви много, их достаточно для женщин. Как говорит апостол Павел: «Служения различны, а Господь один и тот же» ( 1 Кор. 12, 5 ), – и дай Бог нам всем достойно послужить Церкви в том служении, к которому мы призваны, теми способностями, которые нам даны.

*Логомахия — словопрение. ( греч . logomachia , от logos — слово и machomai — сражаюсь )

Православная Жизнь

Сегодня уже для многих является очевидным, что нынешнее мировое сообщество все больше и больше отходит от традиционных христианских ценностей.

Читайте также:
Духовная пища: что такое и для чего нужна, источники, что значит

И не просто отходит – оно активно их разрушает, предлагая взамен некий сконструированный нездоровыми умами суррогат, извлекаемый из мест очень близких к преисподней. Новые жизненные нормы и эталоны под лозунгами толерантности и всеобщего гендерного равенства усиленно продвигаются и навязываются во всех сферах деятельности современного человека. Но печальнее всего, что они проникают в религиозное сознание людей, считающих себя христианами, и постепенно начинают приживаться в отдельных христианских конфессиях. Все чаще стали предприниматься попытки по реформированию и пересмотру некоторых традиций и даже аспектов христианского учения в угоду тлетворному влиянию века сего. Различные организации и отдельные правительства, ратующие за абсолютные всесторонние равные права, и отстаивающие на самом деле интересы лишь определенных групп людей, оказывают давление на религиозную общественность и Церковь по тем вопросам, которые являются областью компетенции исключительно только религии, но никак не гражданского права.

Одной из таких тем, навязанных христианской Церкви извне, стал вопрос о женском священстве, который очень активно проталкивается в умы, как верующих, так и неверующих, со средины 60-х годов прошлого столетия, особенно после того, как ряд Евангелическо-Лютеранских Церквей Скандинавии, а затем и Англиканская Церковь Великобритании под напором светских властей подписали документы и начали осуществлять ординацию (рукоположение) женщин. Но нет ничего удивительного в том, что в странах, где Церкви имели (а в некоторых продолжают иметь до сих пор) статус государственных и управлялись либо парламентами, либо соответствующими министерствами и которые лишь недавно получили независимость в руководстве, подобные решения очень быстро воплощаются в жизнь. Например, в Швеции, где Главу Церкви назначало до 1997 года правительство, вопрос о рукоположении женщин в клир решался парламентом, принявшем еще в 1958 году соответствующий закон. Точно так же произошло и в Англии. После принятия британским парламентом законодательного акта, позволяющего возведение женщин в епископский сан, последовало одобрительное заключение Генерального Синода Англиканской Церкви. При этом невозможно не заметить ту тенденцию, которая просто кричаще бросается в глаза: как только очередная протестантская деноминация Европы или Америки узаконивает и вводит в практику женскую ординацию, очень скоро за этим следует принятие гомосексуальных «браков», их благословение и даже «венчание». Такую хронологию нетрудно проследить. И это не случайность. Все идет к тому, чтобы население (в том числе верующих христиан) приучить к мысли о том, что и женщина-священник, и содомское сожительство, и так называемое многообразие полов являются абсолютной нормой и что нет ничего особенного в том, что лесбиянка или трансгендер могут быть в составе клира. С 2009 по 2019 год диоцезом Стокгольма управляла «епископ» нетрадиционной ориентации Ева Брунне, которая, между прочим, запомнилась еще и тем, что предлагала снять кресты с церкви в порту, чтобы они не смущали последователей других религий. Религиозное сообщество, возглавляемое таким «епископом», невозможно назвать Церковью в подлинном понимании этого слова, особенно если еще учесть, что в той же Швеции, до определенного момента, стать членом Церкви можно было либо по рождению, либо по заявлению без обряда крещения. Лишь с 1996 года крещение стало обязательным условием членства, и то со многими «демократическими» оговорками. В книге «Государство и Церковь в ХХ веке» приводится интересный факт, говорящий сам за себя: в 1990-е годы среди паствы Шведской Церкви около 500 тысяч ее членов не были крещены, а некоторые из них вообще были агностиками и атеистами!

Во многих странах Западной Европы протестантские Церкви давно являются всего лишь объединениями, выполняющими либо функции государственно-коммунального органа, в ведении которого остался надзор за кладбищами, либо играют роль номинальных национальных символов. Конечно, стоит отметить, что не все христиане западных конфессий готовы мириться с таким положением вещей. Есть еще здоровые силы, выступающие против решений, которые противоречат евангельским нормам. В ноябре 2014 года, после того как глава Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии, 50% клира которой, между прочим, составляют женщины-пасторы, публично одобрил принятый парламентом страны закон о гендерно-нейтральном браке, ее ряды в знак протеста за три дня покинуло более 13 тысяч человек. И это не единичный случай. Свое возмущение выражают и некоторые представители иерархии протестантских конфессий, – они прекрасно осознают, чем могут закончиться для христианства такие «новшества». В 2017 году довольно известная в Великобритании личность, почетный королевский капеллан, епископ Гэвин Ашенден из-за несогласия с теми «прогрессивными» переменами, которые происходят в Англиканской Церкви и разлагают паству, отказался от сана, а вскоре и вообще покинул Церковь. Однако голосов таких несогласных недостаточно, чтобы противостоять усилиям тех, кто пытается сделать из людей управляемое стадо. Западный протестантизм фактически сдался без боя и потерпел крах под напором светского общества как в вопросе женского священства, так и гендерной политики. Впрочем, этого следовало ожидать. Потому что «доктрина всеобщего священства», существующая в протестантизме, отрицает отношение к священству как к Таинству и отвергает какое бы то ни было «сакральное» различие между клириками и мирянами. Основоположник Реформации Мартин Лютер учил, что любой крестившийся верующий может считать себя уже посвященным в священники. Следовательно, с этой точки зрения принадлежность к тому или иному полу в священстве не играет никакой роли. Ведь священник в протестантизме – это обычный пастор, выполняющий роль проповедника или служителя, основной задачей которого является не сообщение человеку благодати, а проповедь и научение вере. Именно поэтому протестанты проявляют такую лояльность в отношении женских ординаций, поскольку полагают, что с такой задачей вполне может справиться образованная женщина, имеющая дар учительства и обладающая качествами хорошего администратора и руководителя. Кроме того, в протестантизме отсутствует понимание Литургии как евхаристической жертвы, приносимой священником и веры в преложение Святых Даров в Тело и Кровь Христовы.

В настоящее время взоры поборников женского священства обращены в сторону Православной и Католической Церквей, которые они обвиняют в чрезмерном консерватизме в этом вопросе и в нежелании пересмотра многовекового установления, запрещающего совершать хиротонию лиц женского пола, расценивая это, конечно же, как очередную дискриминацию и нарушение прав. Всевозможные организации феминистской и нетрадиционной направленности и те, кто их поддерживает, а также некоторые весьма «продвинутые» богословствующие их представители выступают с заявлениями, требуя от исторических Церквей определиться в этой дилемме. И речь уже не идет о восстановлении только института диаконисс, который существовал в Восточной и Западной Церквях до определенного момента, пока в этом была необходимость, а дискуссии ведутся о полноправном священстве, позволяющем женщинам осуществлять литургическое служение и принимать исповедь. Однако Православная Церковь еще две с лишним тысячи лет назад определилась в этом вопросе. Сторонники женского священства, указывая на то, что вызовы настоящего времени требуют переосмысления старых традиций, понуждают Церковь к принятию новых решений. Но в данном случае речь идет не об обычной человеческой традиции, которую можно поменять или от которой можно отказаться в угоду кому бы то ни было, а о Божественном установлении, воспринятом христианской Церковью от Самого Ее Основателя. То, что было сказано Христом в Сионской горнице в момент Тайной вечери в окружении учеников (а не учениц), невозможно отменить никакими человеческими решениями. И если в Слове Божьем нигде не говорится о том, что женщина не может быть священником, то это вовсе не значит, что можно допустить обратное. В таких основополагающих вопросах нельзя руководствоваться принципом: что не запрещено, то разрешено. При таком сомнительном подходе можно извратить все Священное Писание и Предание Церкви и довести многое до абсурда.

Читайте также:
Православие и аутисты: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые вопросы

Для Православной Церкви, в отличие от протестантизма, характерно особое понимание священства, которое является Таинством, установленным Самим Господом. Он Сам избрал апостолов из числа Свих последователей и учеников, дав им власть научать и совершать священнодействия, послал им Святого Духа по Своем Вознесении. Православный священник совершает церковные Таинства силой Христовой, а Христос, восприявший в Себя всю полноту человеческого естества, без разделения на мужской и женский пол, тем не менее остается Мужем. Сегодня женщины осуществляют массу различных служений в Церкви, прекрасно справляясь с возложенными на них функциями, без всяких рукоположений.

По своему происхождению идея женского священства не евангельская, нет ее и в Предании Церкви. Зато она встречается в древних гностических ересях, с которыми боролась христианская Церковь еще в начале своего возникновения. Святые Ириней Лионский, Епифаний Кипрский, Иоанн Дамаскин, а также Августин Блаженный упоминают в своих творениях о секте II века маркосеев, или маркосиан, основателя которой – некоего Марка, называют чародеем и предтечею антихриста. «Евхаристия» в этой секте совершалась женщинами в присутствии ее ересиарха. Святитель Епифаний пишет еще и о секте коллиридиан, на «богослужениях» которых женщинами приносилась жертва, совершалось хлебопреломление и «причащение» во имя Девы Марии. В своей работе «Против коллиридиан» он говорит: «От века никогда не священнодействовала женщина, даже сама Ева, хотя и учинила преступление, но совершать столь нечестивое дело не дерзнула; равным образом и ни одна из дочерей ее, между тем как и Авель вскоре священнодействовал Богу, и Каин…». Чуть далее он отмечает: «Если бы установлено было Богом, чтобы женщины священствовали, или совершали что-либо каноническое в Церкви, то более всего должно было бы в Новом Завете облечь саном священства саму Марию. ». Прослеживая историю преемственности рукоположений от апостолов, св. Епифаний обращает внимание на то, что нигде не говорится и не упоминается, чтобы в числе епископов или пресвитеров была поставлена хотя бы одна женщина. Объясняет он и функции чина диаконисс в Церкви, которые никогда не совершали никаких священнодействий, а выполняли поручения, связанные с охранением чести женского пола, либо при крещении, либо при уходе во время болезни. Существовали в древности еще и другие еретические общины, в которых женщины не только священнодействовали, но и возглавляли их. Среди таких были, например, еще и пепузиане. Стоит обратить внимание на тот факт, что все древние ереси, в которых практиковалось женское священство, обосновывали его теми же аргументами, какими пользуются и нынешние его сторонники. Здесь и пункт о всеобщем «царственном священстве» (1 Пет. 2:9), и цитаты из Послания апостола Павла о том, что во Христе нет ни «мужеского пола, ни женского» (Гал. 3:28), и упоминаемые в Библии места о пророческих служениях женщин. Нынешние сторонники рукоположения лиц слабого пола все время обращают внимание на то, что в святоотеческой литературе этот вопрос практически не исследован и мало обсуждался. Но и данный аргумент свидетельствует скорее против, а не за женское священство, потому что Церковь изначально усвоила тот порядок вещей, который сохраняет и доныне. И, как видим, никому, кроме еретиков, не приходило в голову это менять.

В настоящее же время «шум» вокруг вопроса о женских хиротониях активно производится феминистками. Для них признание пола является не естественной биологической данностью, а правом личного выбора. Именно поэтому они всячески стремятся к полному социальному уравниванию мужчин и женщин, не беря во внимание то, что Церковь – это не обычный социальный институт, а Богочеловеческий организм, а в онтологическом измерении – Тело Христово. И священство вовсе не должность, а жертвенное сакральное служение. Пересмотр этого вопроса может стать равносильным извращению основ христианской веры и отказу от тех свидетельств, которые мы имеем в Священном Писании и Предании, а также может полностью перечеркнуть весь исторический опыт Церкви и ее установлений в этом аспекте.

Тема женского священства – это очередное «окно Овертона», и никто не знает, что в следующий раз может проникнуть в него.

Валентина Новикова (Чернышева)

Женское священство: возможно или нет, мнение священников, проблемы и споры, особенности

Могут ли женщины служить священниками или проповедниками?

Служение женщин священниками / проповедниками является сегодня, вероятно, самым спорным вопросом в церкви. Поэтому, прежде всего, нам не следует рассматривать это с точки зрения противостояния мужчин и женщин. Существуют женщины, считающие, что они не могут быть священнослужителями; точно так же, существуют и мужчины, убежденные, что для женщины не должно быть никаких ограничений в служении, и она может быть священником или проповедником. Это не вопрос шовинизма или дискриминации – это вопрос толкования Библии.

Читайте также:
Пятиконечная звезда в православии: значение, символика и определение, где рисуют и где встречается

В 1 Тимофею 2:11-12 написано: «Жена да учится в безмолвии, со всякой покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии». Бог определил в Церкви различные роли для мужчин и женщин. Это является последствием того, как было создано человечество (1 Тимофею 2:13), и того, как грех вошел в мир (1 Тимофею 2:14). Посредством Послания апостола Павла Бог ограничивает служение женщин в роли духовных учителей мужчин. Это делает невозможным служение женщин священниками / проповедниками, поскольку оно включает проповедование, поучение и духовный авторитет над мужчинами.

Существует множество различных возражений этому мнению. Наиболее распространенным является следующее утверждение: Павел ограничил женщин в духовном служении потому, что в первом столетии женщины обычно были необразованными. Но статус образованности вообще не упоминается в 1 Тимофею 2:11-14. Если бы образование определяло пригодность к служению, то большинство учеников Иисуса оказались бы абсолютно непригодными.

Второе популярное мнение состоит в том, что слова Павла относятся только к женщинам в Ефесе (упомянутое Послание было адресовано Тимофею, служителю церкви в этом городе). Ефес был знаменит своим храмом Артемиды – греческой языческой богини, в поклонении которой женщины обладали высшим авторитетом. Однако в 1 Тимофею Артемида не упоминается, и Павел вообще нигде не говорит о служении Артемиде, как о причине ограничений в 1 Тимофею 2:11-12.

Третье возражение: Павел пишет о мужьях и женах, а не о мужчинах и женщинах вообще. Действительно, греческие слова, использованные в 1 Тимофею 2:11-14, могли относиться и к мужьям/женам, однако основное значение этих слов – мужчина и женщина, в общем. Те же самые греческие слова использованы и в стихах 8-10. Разве только женатый мужчина должен воздевать чистые руки в молитве без гнева и сомнения (стих 8)? Разве только замужняя женщина должна одеваться прилично, со стыдливостью и добрыми делами восхвалять Бога (стихи 9-10)? Конечно же, нет. Стихи 8-10 четко говорят о мужчинах и женщинах, а не только о мужьях и женах. Ничто в контексте отрывка не указывает, что стихи 11-14 следует считать адресованными мужьям и женам.

Некоторые возражают, основываясь на примерах женщин, которые занимали лидерское положение в Библии, – Мариам, Девора, Олдама, Прискилла и Фива. Однако они не учитывают некоторых важных фактов: Девора была единственной женщиной-судьей среди 13 судей-мужчин; Олдаме – единственная среди упомянутых в Библии пророков-мужчин; Мариам имела отношение к руководству только потому, что была сестрой Моисея и Аарона. Наиболее заметными женщинами во времена царей были Гофолия и Иезавель, которых трудно назвать примером богобоязненных женщин-лидеров.

В 18 главе книги Деяний Прискилла и Акила описаны как верные служители Христа. Вероятно, Прискилла была упомянута первой, так как была более известной в служении, чем ее супруг. Тем не менее, нигде не описано ее участие в таком служении, которое противоречит текстам в 1 Тимофею 2:11-14. Прискилла и Акила приняли в свой дом Аполлоса и изложили ему путь Господень точнее (Деяния 18:26).

В Послании Римлянам 16:1 Фива названа «диакониссой», а не «служителем», и это указывает на то, что Фива не учила в церкви. «Право наставлять» принадлежало старшим (епископам), но не диаконам (1 Тимофея 3:1-13; Титу 1:6-9). Старшие / епископы / диаконы описаны как мужья одной жены, хорошо управляющие домом своим, со всякой честностью. Кроме того, в текстах 1 Тимофея 3:1-13 и Титу 1:6-9 к старшим / епископам / диаконам употреблены местоимения в мужском роде.

«Причина» этого становится ясной в 1 Тимофею 2:11-14. Почему же женщины не могут учить и иметь власть над мужчинами? Потому, что «прежде создан Адам, а потом Ева. И не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление» (стихи 13, 14). В этом и заключается причина. Бог сотворил Адама первым, а потом Еву как «помощницу» для Адама. Этот порядок создания имеет универсальное применение как в семье (Ефесянам 5:22-23), так и в Церкви. Тот факт, что Ева была обманута первой, также служит объяснением, почему женщинам не следует служить пасторами или же иметь духовный авторитет над мужчинами. Некоторые считают, что женщина не может быть духовным наставником потому, что она легче искушается. Но это мнение спорно, ведь если женщину действительно легче искусить, то почему ей разрешается учить детей (которые также легко искушаются) и других женщин? В данном тексте это не имеется в виду. Женщина не может иметь духовную власть и проповедовать над мужчинами потому, что Ева была искушена. В связи с этим Бог дал мужчине высший авторитет в Церкви.

Женщины преобладают в дарах гостеприимства, милосердия, наставления и помощи. Духовное служение Церкви в значительной мере зависит от женщин. Женщины в Церкви не ограничены в публичной молитве и пророчестве (1 Коринфянам 11:5), а только в духовной власти над мужчинами. Нигде в Библии не написано, что женщина не может использовать дары Святого Духа (1 Коринфянам, глава 12). Женщины, как и мужчины, призваны служить ближним, проявлять плоды Духа (Галатам 5:22-23) и провозглашать Евангелие потерянным душам (Матфея 28:18-20; Деяния 1:8; 1 Петра 3:15).

Бог предписал, что только мужчины могут служить на постах, наделенных духовным авторитетом в Церкви. Это вовсе не потому, что мужчины обязательно лучшие учители, и не потому, что женщины подчинены им или менее разумны – это вообще не относится к данному вопросу. Это просто способ, которым Бог определил функционирование Церкви. Мужчины должны подавать пример в духовном лидерстве – в своей жизни и словах, а женщины должны играть менее авторитетную роль. Они призваны учить других женщин (Титу 2:3-5), Библия также не запрещает женщинам учить детей. Единственная, не доступная женщине деятельность, – это учение и духовная власть над мужчинами, что исключает возможность женщины быть священником / пастором. Это ни в коем случае не приуменьшает важной роли женщин, а скорее направляет их на служение теми дарами, которыми Бог наградил их!

Читайте также:
Прощает ли Бог убийство: простить ли Господь убийцу или нет, как добиться прощения

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Женское священство в православии: выявляем все нюансы

«Главный угнетатель женщин — религия». Этот пропагандистский штамп времен СССР до сих пор жив. А между тем в христианском мире происходит своеобразная феминистская революция. Даже в консервативных православных церквах уже вовсю обсуждают вопрос о рукоположении женщин. О том, к каким последствиям это может привести, — в материале РИА Новости.

История вопроса о женском священстве

Вопрос о церковном служении христианок Православной Церкви ведется с середины 20-го века, различные конференции то накладывали табу на священство женщин, то выносили этот вопрос на широкое обсуждение священства.

Эта проблема впервые на официальном церковном уровне была поднята в 1929 году архиепископом Феофаном (Быстровым) после появления известий о рукоположении женщин на пасторство в протестантских церквях. Священник назвал дев, которые посягают на сан священника, юродивыми.

Женское священство запрещено в Русской Православной Церкви

  • В 1947 году Всемирный совет церквей начал опрос среди православных церквей, в том числе и в России, по вопросу женского священства.
  • 1949 год будоражит умы священнослужителей через профессора Евангела Феодору, выступающего за разрешение девам быть диаконисами, он в 1954 году защищает докторскую диссертацию по хиротонии диаконисс.
  • В мае 1972 года православные и католические священники принимают участие в конференции, организованной Женской экуменической координационной группой.
  • Первый прорыв в этом вопросе состоялся в 1976 году во время Первого женского православного совещания, на котором были подняты проблемы равноправия женщин, как священнослужителей.
  • В 1977 году студентками семинарии Святого Владимира проводится конференция «Женщины в творении Божьем», активной участницей этого движения выступает Элизабет Бер-Сижель, Елена Гундяева и другие.
  • На заседании шестой Генеральной ассамблее Всемирного совета Церквей при рассмотрении вопроса о рукоположении женщин присутствовали монахиня Марфа (Ковалевич).
  • Стамбульская конференция 1997 года вначале своей работы предполагала возможность обсуждения вопроса о расширении прав женщин в служении, но окончательное решение так и не было принято.
  • На международной конференции 2007 года о роли женщины в современном мире говорили священники и представители власти многих стран Европы.

Член Сейма Литвы В. Орехов говорил о приходе времени восстановления женщин, как диаконисс, и возможности их рукоположения в священнические саны. Выступающий обосновал свое заявление тем, что Господь наделяет христианок дарами пророчества, исцеления, тогда почему бы не доверить им проповедование Слова Божьего, исповедовать и причащать прихожан наравне с мужчинами.

Это заявление было поддержано несколькими священниками Запада, в том числе митрополитом Сурожским Антонием (Блюмом).

«Всю жизнь провела в храме»

«Она приходила в храм самая первая и уходила самая последняя, даже позже свечниц, которые сидят за свечными ящиками до семи вечера. Уходила с пакетами и приходила с пакетами — там лежали выстиранные и выглаженные полотенчики, или покровцы, или облачения на аналои, или еще какое-нибудь храмовое облачение. В своей квартире она только ночевала и спозаранку снова спешила в свой единственный настоящий дом», — рассказывает Людмила.

И это лишь один из многочисленных примеров.

В советские годы женщины, по сути, спасли Русскую православную церковь. Хотя власть рассчитывала, что на «бабульках в платочках» православие как раз и кончится. Ведь в богослужении участвуют только мужчины — они и в алтаре помогают, и читают. Без помощников священник долго не выдержит. И тогда практически все важные функции в церкви — кроме священнической — взяли на себя женщины. Такой порядок вещей прижился настолько, что и по сей день в большинстве храмов административные должности занимают вовсе не мужчины.

Впрочем, в Русской православной церкви подчеркивают, что отношение к «матушкам-алтарницам» неоднозначное, все зависит от конкретной епархии.

Почему женщина не может быть священником

Элизабет Бер-Сижель, для которой не существует богословских препятствий, опирается на утверждение, что Божий образ живет в каждом человеке независимо от пола. (Гал.3:28). Иисус был человеком в первую очередь.

  • Дух Святой не застыл в своем движении в прошлом веке, в котором были приняты церковные предания о рукоположении только мужчин, но нет табу на рукоположение дев.
  • Равноапостольные девы, реальные диакониссы известны с давних времен, святые Елена, Магдалина, Княгиня Ольга влияли на ход христианской веры. Если женщинам можно доверить быть диаконисами, почему под запретом священство.

Святая равноапостольная княгиня Ольга

  • Образом Церкви в катакомбах рисовали Деву Марию, под покровом Которой объединено, как царственное священство, так и все люди, мужчины и женщины. Святитель Иоанн Златоуст писал, что священнослужитель — это руки и язык, предложенный для служения Христу. Чем руки христианки отличаются от мужских рук?
  • Вопрос о женской нечистоте в определенные дни был снят апостольским собором на основании Деяний, глава 15.
  • Слова Павла о муже, как о главе над женой (1 Кор. 11:3) можно рассматривать, как об иерархии в семье. В другом переводе глава означает источник, исток живой воды, который изливается на всех людей, независимо от национальности, пола и возраста.

    «У женщин другие функции»

    В мае 2016 года чисто протокольная встреча итальянских монахинь с папой Франциском обернулась настоящей информационной бомбой. Понтифик заявил, что Ватикан создаст комиссию, которая изучит вопрос рукоположения женщин (что и было сделано спустя несколько месяцев). Хотя многие СМИ тут же заговорили о католических женщинах-священниках, речь шла о диакониссах.

    О них упоминается еще в Новом Завете как о помощницах глав общин. Достоверно известно, что для диаконисс существовал особый обряд посвящения, у них даже было специальное облачение. Диакониссами становились либо вдовы, либо незамужние женщины в возрасте «не слишком юном, но и не слишком преклонном». Они помогали больным и наставляли новообращенных христианок. А вот насчет их статуса современные богословы ожесточенно спорят.

    Читайте также:
    Серафимы и херувимы: отличие и разница ангелов, что значит

    «До конца непонятно, кем они были. Высказывают разные мнения. Это не аналог дьякону (который помогает священнику во время службы. — Прим. ред.), но все же это попытка вхождения женщин в церковную иерархию, хотя бы и в малые чины. А может, это все же абсолютно внеиерархическая модель», — рассуждает религиовед Алексей Юдин.

    Вот и папа, вторя исследователям, не стал делать однозначных выводов и призвал тщательно разобраться, кем они были на самом деле.

    Между тем женщины-священники и даже епископы уже есть в ряде протестантских церквей: протестантские общины в Норвегии и Швеции на протяжении несколько лет возглавляют женщины, епископ Лондона — 55-летняя Сара Муллали. Причем и англиканская, и лютеранская церкви начинали феминизацию духовенства как раз с возрождения института диаконисс в XIX веке.

    Неудивительно, что в Римско-католической или Русской православной церкви не особо любят говорить на эту тему.

    «По крайней мере, в православной церкви, где рукоположение мужчин в духовный сан — это таинство, женское священство неприемлемо и невозможно в силу традиций. В Ветхом и Новом Завете мы не знаем примеров служения женщин-священников. Кроме того, у мужчин и женщин разные функции. Главная женская функция связана с семьей, рождением и воспитанием детей, помощью мужчине, что опять же нам известно из Ветхого Завета. У мужчин роль другая, и она в том числе связана с осуществлением священнических функций», — убежден декан исторического факультета ПСТГУ священник Андрей Постернак.

    А вот в Ватикане вопрос о диакониссах все же обсуждается, пусть и за закрытыми дверями. Правда, эксперты предупреждают: официальное появление женщин в церковной иерархии повлечет за собой кардинальные изменения.

    «Это будет своего рода революция. А у революций бывают последствия», — подчеркивает религиовед Алексей Юдин.

    Что говорит о человеке Библия и святые

    В книге Бытие мы читаем, что Адам был создан по образу Божьему из пыли, а Еву Господь буквально творил из Своего подобия. Слово также является образом Божьим. Ценность и значимость человеческой личности не зависит от цвета кожи и половой принадлежности, Сам Христос упразднил разделение человеческого естества по признаку пола. (Гал 3:28).

    В человеке есть часть Божественная и часть естественная. Святитель Григорий Нисский акцентирует наше внимание на том, что Господь создает человека по Своему образу, но в отличие от Божественной сущности человек может быть как мужчиной, так и женщиной.

    В Библии нет ни одного факта, подтверждающего возможность женского священства

    Этот вопрос обсуждается в письмах преподобного Ефрема Сирина и святителя Амвросия Медиоланского, где подчеркивается об уникальности Евы, созданной из совершенного Божьего творения. Созданная из ребра Ева имеет ту же телесную природу, что и Адам, ибо в них один Источник.

    В послании блаженного Августина говорится о том, что прежде своего создания Ева уже была владычицей над творениями Божьими. Однако в письмах святых подчеркивается различие полов, которое проявляется во многих моментах;

    • Ева создана из ребра уже сотворенного Адама, в этом его первенство;
    • Адам давал названия тварям, и он выбрал имя для Евы;
    • Ева названа помощницей и призвана рожать.

    Святитель Иоанн Златоуст и Феодорит Кирский считают, что первенство создания и завет быть покровом жены, дает мужчинам верховную власть, а первопричина лежит в грехопадении по вине Евы, но апостол Павел в Первом послании Коринфянам делает поправку о том, что эти два творения не могут существовать один без другого.

    Нигде в Библии, как в Новом, так и Старом Завете нет ни одной женщины-священника. Женское служение заключалось в несении даров пророчества, как это делала Мариам, быть судьей, в то время это приравнивалось к правительству, как Девора, судья Израиля.

    Постепенно женское служение угасало, остались старицы, вдовы и девы, посвятившие жизнь Спасителю. Древние диакониссы обеспечивали связь между мужской и женской частью церкви, помогая в крещении женщин, уходе за хворыми и немощными христианками, наведении порядка при уборке храма.

    Не существовало какого-либо запрета на служение диаконисс, это движение само по себе исчезло за неактуальностью и ненадобностью.

    В Православной церкви возрождается служение диаконисс (Финляндия)

    По словам святых, истоками женского священства является не Библия, а феминистические идеи, активно процветающие на Западе. Феминистки стремятся доказать свое равенство с мужчинами в возможности выполнять мужские обязанности, утверждая, что они переросли функции жены и матери, и не всем дано играть роль берегини семейства.

    Элизабет Бер-Сижель мечтает о будущем с евангельским образом христиан, достигнувших возможности свободно реализовать свои возможности, в основе ее учения лежит христианский феминизм, требующий пересмотра некоторых концепций Православной Церкви.

    Святителем Епифаном Кипрским было высказано резкое обличение коллиридинской ереси, он подчеркивает тот факт, что диакониссы никогда не рукополагались в сан пресвитеров или священников.

    Святоотеческие традиции не обсуждают этот вопрос, но и не снимают с повестки дня. Активно развивающееся священство женщин в протестантизме может оказывать свое влияние в будущем и на православные церкви.

    Каждый третий «за»

    В РПЦ дискуссии о женщинах в церкви велись еще на Поместном соборе 1917-1918 годов, однако все тем и ограничилось. Очередная волна предложений на этот счет посыпалась после того, как Александрийская православная церковь в прошлом году впервые за много веков рукоположила пять диаконисс, несмотря на протесты влиятельных мужских монастырей. Тогда в дело вмешались авторитетные теологи, встав на сторону патриарха Александрийского Феодора II.

    «Всем известно, что Александрийская церковь тщательно изучила вопрос и составила продуманный план возрождения института диаконисс», — подчеркивают богословы.

    А вот в России обсуждение этой проблемы пока находится на уровне частных мнений священнослужителей. Хотя, по данным авторитетного исследовательского центра Pew, 39% православных россиян вовсе не против рукоположения женщин. В целом, отмечают социологи, православные разных стран мира, как ни странно, куда лояльнее относятся к данному вопросу, чем католики.

    Читайте также:
    Как просить прощения у Бога за грехи: правила и нюансы прошения, советы священников

    «Возрождение чина диаконисс в наше время, скорее всего, неактуально, потому что те функции, которые они выполняли в древности, либо давно ушли в прошлое, либо достались священникам. В первые века христианства диакониссы следили за порядком в храме, помогали при крещении, помазывая женщин миром, присутствовали на исповеди, то есть занимались тем, в чем сейчас нет особой необходимости», — отмечает отец Андрей Постернак.

    Тем не менее известный публицист, настоятель храма Святой Мученицы Татьяны при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский считает, что институт диаконисс нужно вводить постепенно. Он соглашается с Постернаком, что сейчас нет нужды в прислуживающих на литургии, их заменили мужчины-алтарники. Однако есть сферы, где без женщин никуда.

    «Раньше диакониссы большей частью занимались вопросами милосердия. Думаю, это нужно развивать: все, что связано с проблемами общего благого дела, отдать в руки женщинам», — заключает священнослужитель.

    Возрождение института диаконис

    16 ноября 2016 года Священным Синодом Александрийского патриархата был заслушан доклад митрополита Камерунского Григория, который обосновал возрождение служения диаконисс, заключающееся в основном в миссионерском движении.

    Совершение первой женской хиротонии состоялось 17 февраля 2017 года, которая была приурочена к празднику мученика Феодора Тирона.

    Хиротония в диакониссы

    Хиротония была совершена Патриархом Александрийским Феодором, рукоположившего старицу — катехизатора Феану в сан миссионерской диакониссы, тогда же совершили хиротесию над тремя монахинями. Катангская митрополия, которая принадлежит к Александрийской Церкви в Конго, приобрела помощниц, им разрешено участвовать как в таинстве крещения, так совершать венчания.

    Сторонниками женского священства были:

    • митрополит Антоний (Блум);
    • отец Александр Мень;
    • архиепископ Христодул;
    • митрополит Амвросий (Яаскеляйнен);
    • отец Николай Лосский и другие.

    Архиепископом Христодулом поддерживается институт диаконис, будучи в сане митрополита Димитриадского он в 1986 году рукоположил монахиню.

    Отец Александр Мень вызвал удивление и негодование в Священном Синоде Русской Православной Церкви, когда представил митрополиту Ювеналию свои заключения по поводу женского священства, о котором заговорили в протестантском движении. Священник не нашел в действиях протестантов отклонения от канонов Святого Писания, основываясь на послании Павла Галатам.

    В современном христианском движении мнения также разделились. Среди лютеран появились сторонники женского священства, утверждающие, что рукоположение не относится к награде, это признание посвященности человека служению. Не имеет значения, какого пола служитель, главное, что в нем есть божественное призвание.

    Возможно, пришло время изменений в религиозных сферах, и со временем будет доказана эффективность женского священства, но пока патриархат главенствует в Православии.

    Почему нет и не может быть женского священства? Священник Андрей Кураев

    Почему женщина не может быть священником; почему женщин не пускают на Афон, в алтарь, на соборы? Что написано в Домострое об их правах и почему женщине нельзя то, что можно мужчине? Неужели она хуже?

    Рябушкин А.П. «Русские женщины 17 столетия в церкви»

    ПОЧЕМУ ЖЕНЩИН НЕ ПУСКАЮТ НА АФОН?

    Святая гора Афон — полуостров в Греции, на котором расположено 20 крупных мужских монастырей (не считая более мелких монашеских общин).

    В Византии вход во все мужские монастыри женщинам был строго запрещен.

    Святая гора считается земным уделом Божией Матери — предание гласит, что Пресвятая Богородица и евангелист Иоанн отправились в морское путешествие, но попали в шторм в пути и сбились с курса, в конце концов пристав к подножию горы Афон, в том месте, где теперь расположен Иверский монастырь.

    Пораженная красотой этих мест, Матерь Божия попросила Господа сделать Святую гору Ее земным уделом.

    По завету Матери Божией ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Афона.

    В 1045 году при византийском императоре Константине IX Мономахе был принят устав для афонитов, официально запрещавший женщинам и даже домашним животным женского пола находиться на территории Святой горы.

    Указ президента Греции от 1953 года предусматривает тюремное заключение на срок от 2 до 12 месяцев для женщин, нарушивших запрет (надо сказать, что во время гражданской войны в Греции 1946–1949 гг. на Святой Горе находили пристанище женщины-беженки, как и не раз во время турецкого владычества).

    Сохранение запрета было одним из выдвинутых Грецией условий вступления в Евросоюз.

    Несмотря на это, периодически различные органы ЕС пытаются оспорить этот пункт.

    До сих пор этого сделать не удавалось, так как формально Афон находится в частном владении — вся территория горы разделена на двадцать частей между расположенными тут монастырями.

    Надо заметить, что византийский запрет на посещение монастырей лицами противоположного пола в Греции до сих пор соблюдается достаточно строго — не только на Афон, но во многие мужские монастыри не пускают женщин, а в большинство женских монастырей не пускают мужчин (кроме служащего духовенства).

    Женщины на Поместных соборах

    Большую часть церковной истории отсутствие женщин на церковных соборах обуславливалось словами апостола Павла: «жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор. 14:34-35). Русской Православной Церковью это правило строго соблюдалось вплоть до ХХ века.

    Даже на известном количеством предлагавшихся на нем церковных инноваций Поместном соборе 1917-1918 годов женщины (включая монашествующих), хотя и могли присутствовать, но не имели права голоса.

    Впервые в истории Церкви женщины приняли участие в Поместном Соборе РПЦ в 1971 году, когда избирался патриарх Пимен. Участвовали женщины и в работе Поместного собора 1990 года, избравшего Патриарха Алексия II.

    Согласно канонам Церкви, полноправными членами Поместных соборов являются только преемники апостолов — епископы.

    Канонов, предусматривающих участие в соборах клириков и мирян, нет, хотя подобные случаи в истории Церкви, особенно после падения Византийской империи, были.

    Читайте также:
    Глас вопиющего в пустыне: значение и происхождение выражения

    В России в начале ХХ века развернулась широкая полемика об участии в соборах не только епископов. В результате членами собора 1917-1918 гг. были и клирики, и миряне.

    Ныне действующий Устав Русской Православной Церкви, принятый в 2000 году, также предусматривает участие клириков и мирян в Поместном соборе.

    Однако епископат удерживает за собой канонически обоснованный контроль за решениями Поместного собора: любое решение может быть принято собором только с согласия большинства присутствующих на нем епископов.

    Почему женщина не может быть священником?

    Женщина-священник в Англиканской Церкви

    Многовековая православная церковная традиция никогда не знала женщин-«священниц», практика «рукоположения» женщин в священнический и епископский сан не приемлется Православной Церковью.

    Против женского священства есть несколько аргументов.

    Во-первых, «священник на литургии — это литургическая икона Христа, и алтарь — это комната Тайной вечери.

    На этой вечери именно Христос взял чашу и сказал: пейте, это Кровь Моя. . Мы причащаемся Крови Христа, которую дал Он Сам, именно поэтому священник должен быть литургической иконой Христа. .

    Поэтому священнический архетип (первообраз) – мужской, а не женский» (диакон Андрей Кураев, «Церковь в мире людей»).

    Во-вторых, священник — это пастырь, а женщина, созданная как помощница, сама нуждается в поддержке и совете и потому не может нести пастырское служение в полноте.

    Свое призвание она призвана осуществлять в материнстве.

    Не менее весомым аргументом является отсутствие самой идеи женского священства в церковном Предании. «Священное Предание — это не просто традиция, — пояснил нам профессор Московской духовной академии доктор богословия А.И. Осипов. — Важно уметь отличать случайные традиции от традиций, имеющих глубокие религиозные корни».

    Есть веские аргументы в пользу того, что отсутствие женского священства — существенная традиция.

    В истории Церкви первое столетие называется веком чрезвычайных дарований.

    Одновременно с крещением люди получали дарование, некоторые сразу несколько: пророчество, дар языков, дар исцеления болезней, изгнания бесов…

    Дарования, очевидные для всех, поражавшие язычников, убеждавшие их в значимости и силе христианства.

    В этот век мы видим иное отношение к Закону иудейскому, из которого исторически (но не онтологически) вышло христианство.

    В частности, другое отношение к женщине.

    Среди святых того времени есть равноапостольные Мария Магдалина, Фекла — женщины, которые по своим дарованиям оказались на одном уровне с апостолами, занимались тем же — проповедью христианства.

    Но нигде и никогда уровень их церковного почитания не соединялся с дарованием им священства.

    Более того, когда во II-III вв. в секте маркионитов появилось женское священство, это вызвало решительный протест целого ряда почитаемых святых и учителей Церкви.

    Божия Матерь, почитаемая выше Ангелов, не была священником.

    Вопрос недопустимости женского священства в богословской литературе подробно не освещен: есть только отдельные высказывания по этому поводу.

    Но дело в том, что в науке новая теория принимается только тогда, когда есть новые факты, ее подтверждающие, и принципиальные недостатки, присущие предшествующей теории.

    Богословие — тоже наука.

    Так что по общему для всех наук принципу богословские аргументы должны представить не противники женского священства, а его защитники.

    Аргументы эти могут быть только из двух источников — Священного Писания и учения святых отцов.

    Ни в Писании, ни в святоотеческой литературе нет ни одного факта, подтверждающего возможность женского священства».

    Первая женщина-священник Флоренс Ли Тим Ой

    Ее звали Флоренс Ли Тим Ой (1907–1992).

    В 1941 году, получив богословское образование, она стала диакониссой и служила в общине китайских беженцев в Макао.

    Когда японская оккупация Китая привела к тому, что община в Макао оказалась без окормления священника, англиканский епископ Гонконга рукоположил ее в сан священника. Это был вынужденный шаг.

    Так как это произошло за 30 лет до того, как какая-либо из англиканский церквей официально разрешила женское священство, доктор Ли Тим Ой прекратила священническое служение сразу после окончания Второй мировой войны.

    Она умерла в 1992 году в Торонто; к этому времени женское «священство» было введено в большинстве англиканских церквей, чем дальше, тем больше отступающих от апостольских установлений не только в этом вопросе.

    «Почему же протестанты дерзают вводить священников-женщин? Здесь есть внутреннее противоречие, — считает о. Иов (Гумеров), преподаватель Священной истории Ветхого Завета московской Сретенской семинарии. — Ведь в спорах с православными протестанты, чуть что, говорят: «А где это сказано в Библии?» Но в вопросе женского священства поступают прямо противоположным образом. Рассуждения о том, что если в Библии не сказано «нет», значит, можно — это формализм, лукавство и отказ воспринимать истинный дух Священного Писания».

    Покойный митрополит Сурожский Антоний считал, что с богословской точки зрения вопрос о призвании женщины еще только должен быть проработан: «Я убежден, что мы должны вдумываться в эту проблему всеми силами ума, с полным знанием Писания и Предания, и найти ответ» («Православная Церковь и женский вопрос»).

    О высоте и ответственности священнического призвания владыка писал так: «Священство — состояние, исполненное такого страха, что вожделевать его невозможно. Его можно принять почти что со священным трепетом, с ужасом, и, следовательно, сан священника — не предмет статуса, разве что мы низводим священство на уровень неквалифицированной общественной работы и проповеди и своего рода «христианского социального служения».

    Известны слова Апостольских посланий обо всех верующих: «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9).

    Как понимать эти слова?

    Митрополит Антоний Сурожский так объясняет эту мысль: «Мне кажется, можно ответить, что всеобщее священство состоит в призвании всех тех, кто принадлежит Самому Христу, кто через крещение стал Христовым… освящать этот мир, делать его священным и святым, приносить его как дар Богу. Это служение состоит в первую очередь в том, чтобы приносить Богу собственную душу и тело как живую жертву, и в этом приношении самого себя приносить — все, что наше: не только чувства, и душу, и мысли, и волю, и все тело, но все, что мы делаем, все, чего касаемся, все, что нам принадлежит, все, что мы можем своей властью освободить от рабства сатане, — действием собственной верности Богу».

    Протопресвитер Николай Афанасьев в своей известной работе «Церковь Духа Святого» разделяет служение царственного священства — общее всем верным, и служение управления — пастырство или «особое», иерархическое священство.

    Читайте также:
    Православие и усыпление животных: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

    Царственное священство понимается единственным образом — как сослужение всей церковной общины в совершении Евхаристии.

    Но собрание верных не может существовать без предстоятеля, пастыря, получившего особые дары управления.

    «Управление принадлежит только особо призванным, а не всему народу, члены которого даров управления не получали, а без благодатных даров не может быть служения в Церкви. Поэтому служение пастырей отлично от служения народа Божьего».

    Именно к такому пастырскому служению (пресвитерскому и епископскому), согласно Преданию, не допущены женщины.

    Всегда ли женщин не пускали в алтарь?

    Стать алтарницей — то есть убирать в алтаре, подавать кадило, читать, выходить со свечами, — могут вдовы, девы или монахини после 40 лет.

    На Святой Земле в храме Гроба Господня в Кувуклию — пещеру, где воскрес Христос и которая служит алтарем храма, — может войти любой паломник или паломница и приложиться к смертному ложу Спасителя, то есть к св. престолу. Многих смущает тот факт, что при Крещении мальчиков вносят в алтарь, а девочек нет.

    Однако известно, что до XIV века всех детей на 40-й день после рождения воцерковляли («всороковляли») — вносили в алтарь. Мало того, и мальчиков, и девочек прикладывали к св. престолу. Крестили же детей примерно в 3 года, а младенцев — только в случае опасности.

    Позже, после того как крестить детей стали раньше, чин воцерковления стал совершаться уже не до, а сразу после Крещения, и тогда девочек перестали вносить в алтарь, а мальчиков — прикладывать к св. престолу.

    Куда исчезли диакониссы?

    Диакониссы как особое женское церковное служение появились около IV века по Рождестве Христовом (хотя о диакониссе Фиве упоминается в Послании апостола Павла к римлянам, историки считают, что в то время чин поставления в диакониссы еще не сложился).

    Диаконисса Олимпиада

    В последующей византийской традиции диакониссами могли стать незамужние женщины старше 50 лет: вдовы, девы, а также монахини.

    Порядок чинов рукоположения диакониссы и диакона почти не различался (но молитвы поставления, конечно, были разными) — диакону в конце поставления вручали Чашу, и он шел причащать верующих, а диаконисса ставила Чашу обратно на св. престол.

    Этим выражалось то, что диаконисса не имела богослужебных обязанностей (единственная известная самостоятельная роль диаконисс в богослужении была связана с соблюдением благопристойности при Крещении женщин: после того, как епископ или священник возливал св. елей на лоб крещаемой, остальные части тела помазывала диаконисса).

    Диакониссы выполняли административные функции в благотворительных учреждениях, руководили женскими общинами.

    В Византии диакониссы просуществовали до XI века (к этому времени диакониссой могли стать лишь схимонахини), на Западе они исчезли примерно на полтысячелетия раньше — во многом из-за разрушения той социальной структуры, в рамках которой требовались.

    В Византии необходимость в диакониссах отпала по схожим причинам — социальные благотворительные институты перестали испытывать в них потребность.

    Позже институт диаконисс не восстанавливался, так как в них не было необходимости.

    Правда, несколько диаконисс было рукоположено святителем Нектарием Эгинским (1846–1920), основателем женского монастыря на греческом острове Эгина, но этот опыт не имел продолжения.

    В России диаконисс никогда не было — в древнейшей славянской рукописи чинов рукоположений (архиерейский Требник РНБ. Соф. 1056, XIV в.) чин поставления диакониссы отсутствует.

    Почему мужчины и женщины в некоторых храмах стоят отдельно?

    По традиции, восходящей к раннехристианским временам, мужчины и женщины стоят в церкви отдельно.

    Такое разделение соответствовало древним представлениям о благочестии.

    Условное деление храма на мужскую и женскую половины до сих пор сохраняется, например, у коптов.

    В Византии во многих храмах устраивались хоры (вторые этажи, идущие по периметру храма), где во время службы стояли женщины.

    Только ребро или целая половина?

    По одному из толкований Библии Бог сотворил женщину не из мужчины Адама, а из человека Адама, разделив его на две половинки: мужскую и женскую.

    Митрополит Антоний Сурожский так комментирует этот отрывок: «Переводы Библии часто говорят, что Бог взял ребро Адама (Быт.2:21). Еврейский текст предлагает другие переводы, один из которых говорит не о ребре, а стороне. Бог не отделил ребро, а разделил две стороны, две половины, женское и мужское.

    Действительно, когда читаешь текст по-еврейски, ясно становится, что говорит Адам, когда лицом к лицу встречается с Евой. Он восклицает: она жена, потому что я муж (Быт. 2:23). По-еврейски это звучит: иш и иша, одно и то же слово в мужском и женском роде.

    Они вместе составляют человека, и они видят друг друга в новом богатстве, в новой возможности перерастать то, что уже дано, в новую полноту.»

    Ужасы Домостроя преувеличены

    Почему-то считается, что все ужасы традиционного семейного быта описаны в «Домострое» — русском семейном уставе XVI века (знаменитый священник Сильвестр был автором только одной из редакций «Домостроя»).

    Однако в этой книге мы находим только одну цитату, которую можно интерпретировать как поощряющую телесные наказания для женщин: «А увидит муж, что у жены непорядок и у слуг или не так все, как в книге этой изложено, сумел бы жену наставлять да учить полезным советом; если она понимает, тогда уж пусть так все делает, и уважить ее да жаловать, но если жена науке такой, наставлению не последует и того не исполняет (о чем в этой книге сказано), и сама ничего из того не знает, и слуг не учит, должен муж жену свою наказывать, вразумлять ее страхом наедине, а наказав, простить и попенять, и нежно наставить, и поучить, но при том ни мужу на жену не обижаться, ни жене на мужа — жить всегда в любви и согласии».

    Никто не обижен?

    Насколько распространено среди церковных женщин недовольство тем местом, какое отводит им Церковь?

    Читайте также:
    Богадельня: определение и значение в православии, отличие от дома престарелых

    Мы cпросили об этом нескольких заметных православных женщин.

    Признаемся честно — начиная опрос православных соотечественниц, мы ожидали, что выбранные нами успешные, профессионально состоявшиеся, осуществившие свое призвание женщины острее других чувствуют и лучше других могут выразить ту женскую обиду, которая звучит в письме из Зарубежной Церкви.

    К нашему удивлению, ни одной обиженной среди наших собеседниц не нашлось!

    Может быть, дело в том, что в Церкви любой разговор с позиции «я имею право» совершенно неплодотворен?

    Никто из нас — мужчин или женщин, неважно — не может ничего требовать «для себя» — потому что любовь не ищет своего.

    Требовать можно только с себя самих.

    Как хорошо, что женской, более мягкой и уступчивой природе легче это понять!

    А что делать тем, кто все же обижен: мужчины слова не дают сказать?

    Я думаю, утешение есть.

    Если тебе действительно есть что сказать, и содержание твоей души и твоих слов действительно важно — можно не бояться, ты будешь услышана. Как были услышаны святые жены — да так, что память о них и их слова сохранились через века.

    Почему женщина не может быть священником?

    Известно, что обычные светские женщины выбиваются в ученые, преподаватели, однако история православной церкви не знает случаев женского священства, так как канонами это запрещено. Почему женщина не может вести службу, принимать исповедь, отпускать грехи?

    1. Священник выполняет обязанности Христа
    2. Кровь в алтаре недопустима
    3. Основная роль женщины в церкви

    Священник выполняет обязанности Христа

    Существует 2 канонические причины, по которым женщина не может брать на себя функцию священнослужителя. Первая довольно простая: по церковным канонам, священник – это прообраз Христа, Бога, женщина – прообраз матери церкви. Церковь не может стоять выше Создателя, так как это будет уже не церковь, ведь тогда Бог отходит на второй план, чего быть не может по сути вещей. По этой причине женщина, олицетворяющая церковь, не может собой заменить священника, выполняющего роль Христа.

    Вторая причина: священник – это прообраз Христа, алтарь – Тайной вечери, на которой не было ни одной женщины. Именно по этой причине при крещении мальчиков проводят по алтарю, а не девочек, ведь малыш может со временем стать священником, а женщина – нет. Но есть и другая причина, по которой ещё женщинам нельзя вести службы, читать в алтаре, совершать таинства даже в монастырях.

    Несмотря на то, что женщина не может быть священником, она может вести домашние проповеди, читать Евангелие и наставлять своих близких, воспитывать детей в христианстве.

    Кровь в алтаре недопустима

    Христос отменил все жертвоприношения, которые культивировались даже в иудейских храмах. Он и сам подчеркивал не раз, что его жертва бескровна, поэтому, согласно церковным канонам, кровь в алтаре недопустима. Иногда она появляется как предвестник несчастья. Известно, что в 1993 году перед убийством 3 монахов в Оптиной пустыни, один из священников случайно порезал руку в алтаре и братия сочла это недобрым знаком. В скором времени все трое монахов скончались от ножевых ранений, которые им нанёс убийца.

    Так как у женщин детородного возраста раз в месяц случаются кровотечения, им нельзя попадать не только в алтарь, но и в храм на службу. Считается грехом и посещение храма мужчиной, страдающего тем или иным кровотечением, открытыми ранами. Именно по этой причине алтарницами становились вдовы, девицы или монахини, достигшие 40-летнего возраста.

    Женщина может быть подругой, помощницей мужчины, взять его функции на себя, если с ним что-то случится, создавать мир в доме, атмосферу, прощать близких, наполнять мир любовью. Даже если она одинока, из-за своих физиологических особенностей женщина не может быть священником. Господь предоставил ей другие сферы самореализации, в том числе и любовь, продолжение рода и хранение домашнего очага.

    Основная роль женщины в церкви

    Равноапостольная княгиня Ольга, многие другие женщины, оказывающиеся святыми, не были священниками, как и Дева Мария. Святые жены могли проповедовать, молиться, просвещать и наставлять других, но при этом отпускать грехи мог только священник.

    Сегодня даже в женских монастырях, где главной настоятельницей считается игуменья, службу проводит только батюшка. Он же и подстригает монахинь, отпевает умерших, причащает и исповедует как послушниц, так и руководительниц монастыря. При этом священнику можно проводить только службы, помогать по быту, но не оставаться в монастыре на длительное время.

    Господь создал Еву как помощницу Адаму, подругу, родственную душу, однако роли распределил не одинаково. На женщину возлагается более трудная функция – рождение и воспитание детей, а мужчине сама природа велела добывать пищу, обеспечивать близких, отвечать за их безопасность.

    По мнению современных психологов, женщина и мужчина мыслят по-разному, несмотря на эмансипацию и смену ролей в современной жизни. Для большинства представительниц прекрасного пола характерно ожесточение, которое не свойственно мужчинам. Это хорошо видно по бытовым конфликтам между девушками, которые сражаются за внимание представителя противоположного пола: мужчины реже становятся врагами из-за женщины, чем женщины из-за мужчины. Они часто ведут себя, как будто у них что-то украли. Сколько интриг, ссор, ненависти развязывается между подругами, когда на горизонте появляется симпатичный парень. Мужчины гораздо проще ведут себя в аналогичной ситуации.

    По этой причине Господь поведал исповедовать грехи мужчинам, а не женщинам. Ведь, наслушавшись откровений, женщина легче ожесточается, так как она по своей природе слабее, поэтому священство не по силам даже самым умным, целомудренным и верующим дамам.

    Читайте также:
    Гора Синай: где находится и как доехать, святыни, история и описание

    Просфора

    Хлеб, вино, и вода — самое необходимое для совершения главного Богослужения. Их использовал Иисус Христос на Тайной Вечери — первой Литургии на земле. Древние христиане готовили хлеб и вино дома. Самое лучшее приносили в храмы. Поэтому просфоры приносят для совершения Литургии.

    Просфора – это круглый хлебец из пшеничной муки. На верхней части пропечатаны крест и надписи: «IС ХС (Иисус Христос); НI КА (победа)». Две части просфоры — символ соединения Бога и Человека в личности Христа.

    В первой части Литургии, Проскомидии, используют пять просфор:

    1. Богородичная. Из её верхней части вынимается одна частица в воспоминание Божией Матери. Обычно на просфору наносится печать с образом Божией Матери.
    2. Девятичинная. Вынимаются частички в воспоминание святых всех чинов.
    3. Заздравная. Из неё вынимают частички о живых православных христианах.
    4. Заупокойная. Вынимают частички об умерших православных христианах.
    5. Из лучшей просфоры священник готовит Агнец. Для этого с особыми молитвами срезает боковые и нижнюю части хлеба. Именно Агнец затем станет Телом Христовым, которым причащают всех христиан.

    Священник помещает все частицы вокруг Агнца, Христа. Так символически за Литургией вокруг Спасителя собираются все живые и умершие члены Церкви.

    Срезанные части просфоры называются «антидор». Обычно его раздают верующим после Литургии. «Этот хлеб, — говорит святой Симеон Солунский, — как запечатленный копием и принявший Божественные слова преподается вместо Страшных Даров, то есть Таин, тем, которые не причащались их».

    Частички, вынутые за живых и умерших, в конце Литургии опускают в Кровь Христа. Священник молится: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Просфоры раздают после Литургии всем молящимся. Нарезанные просфоры предлагаются с запивкой после причащения.

    Священник читает имена христиан, вынимая из просфоры частички. Позже их погружают в Кровь Христа

    Хранить просфору нужно в чистом месте

    Хранят просфору как святыню, в чистом месте. Можно положить у икон. Употребляют натощак, запивая святой водой. При этом читают особую молитву:

    Многие христиане, недавно пришедшие в Церковь, задаются вопросом: «Почему к просфоре относятся с таким благоговением?» Ответ священника Андрея Ефанова:

    «Мы пьем святую воду, приобщаясь, причащаясь благодати Божией, поскольку вода освящена. И, вкушая просфору, мы тоже приобщаемся к благодати, потому что просфора – хлеб, освященный во время богослужения».

    Святой Паисий Святогорец с болью отмечал:

    «В прежние времена миряне имели больше благоговения к просфоре, чем сегодня некоторые монахи к Святому Причастию».

    Важно приучать себя к должному благоговению при обращении со святыней.

    Нарезают просфоры очень осторожно, собирая все крошки. Лучше сразу измельчить её острым ножом, чтобы не испортилась. Просохнув, они будут хорошо храниться. Лучше всего держать просушенные частицы в полотняном мешочке, в сухом месте без посторонних запахов.

    Что делать, если просфора всё же заплесневела? Лучше отнести её в храм для сжигания. Можно пустить ее по течению реки, или сжечь самому. Пепел собирают, закапывая в безлюдном, чистом месте.

    Просфоры готовят из муки, воды, дрожжей, соли

    • Для приготовления священных хлебов берут лучшую пшеничную муку, святую воду, дрожжи (закваску), соль.
    • Мука символизирует людей, многочисленных, как зерна пшеницы. Как благодать пронизывает людей, так святая вода и дрожжи смешиваются со всей мукой. Вода — символ благодати. Живые дрожжи, или закваска, знаменуют силу Святого Духа. Как Бог есть Жизнь и всё животворит, так закваска поднимает все тесто.
    • Замешивают две части будущей просфоры. Нижняя часть соответствует плоти. Верхняя часть с печатью символизирует дух, образ Божий в каждом человеке. Мука и вода соответствуют телу; дрожжи и святая вода соотносят с душой.
    • Оттиском деревянной или металлической печати наносят священные символы. Человек имеет высшее начало, украшен образом Творца.
    • Две части просфоры смачивают водой и аккуратно соединяют. Душа и тело человека связаны воедино.
    • Верхнюю и нижнюю части соединяют. Душа и тело человека связаны воедино.
    • Выкладывают на противень и отправляют в разогретую печь. Просфоры выпекают при температуре 200-250 градусов около 20 минут.
    • Горячие просфоры укрывают в несколько слоёв, давая остыть.

    Две половинки просфоры соединяют, подобно соединению души и тела в человеке

    В древности любая хозяйка постоянно выпекала хлеб. Поэтому приготовление просфоры для богослужения не составляло труда для христиан. В Греции и сейчас можно приобрести просфору в магазине и пожертвовать в церковь.

    В наши дни просфоры пекут в основном при крупных храмах и в монастырях. Послушание просфорника — ответственный и кропотливый труд.

    Артос — большая просфора, употребляемая во здравие и благословение

    На Светлой седмице — неделе после Пасхи, в церкви у алтаря стоит огромная просфора. На ней изображен Крест или образ Воскресения. Это и есть артос. Его освящают один раз в год, после Пасхальной Литургии.

    Всю последующую неделю артос обносят вокруг храма при крестных ходах и возвращают на место. В Светлую субботу священник дробит артос и раздает прихожанам.

    Артос раздробляют и раздают в первую субботу после Пасхи

    Артос освящали и ели во времена Апостолов. Собираясь за Литургией, ученики Христа ставили особый хлеб на первое место за столом. Это напоминало им невидимое присутствие Божественного Учителя за трапезой.

    Так родилась традиция в день Пасхи ставить в храме хлеб как символ присутствия Христа. Ведь Спаситель прямо назвал Себя Хлебом в Евангелии:

    Не имея возможности постоянно причащаться, христиане начинают день с глотка святой воды и кусочка просфоры. Конечно, они не заменят Тела и Крови Христа. Но при твердой вере в Бога благодать освящает и исцеляет души и тела верующих, начинающих день с привычных «святынек».

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: