Екатерининский собор в Краснодаре: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, мощи и святыни

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Кафедральный Свято-Екатерининский собор

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

У каждого человека в жизни бывают периоды, когда он хочет отвлечься от всего и побыть наедине со своими мыслями, осознать свои поступки, слова и найти выход из сложившейся ситуации. Чаще всего в такие моменты мы прибегаем к помощи высших сил. Мы обращаемся с молитвой к Господу и прочим святым. Зачастую это может происходить где угодно: дома, в транспорте, на работе, в пути. Но многие говорят о том, что большую силу наши слова, обращенные к Богу, будут иметь в храме. Принято считать, что там особая намоленная атмосфера. На нашей земле есть большое количество их. Они все имеют свою неповторимую архитектуру. Но среди них выделяют и особенно неповторимые. Так можно сказать о Екатерининском кафедральном соборе в Краснодаре.

История возведения храма

Его относят к основным храмам Екатеринодарской и Кубанской епархии. Также принято считать, что он является центром духовной жизни Кубани. Он входит в число наибольших храмов России.

Решение о постройки данной обители было принято в октябре 1889 года. Основным толчком для этого стала страшная авария, которая случилась за год до этого. Вся царская семья попала в катастрофу на поезде, но чудом осталась жива. Незадолго до этого царская семья посещала город. Именно поэтому жители Екатеринодара приняли решение о построении данного храма. Это была некая благодарность Господу за избавление августейшего семейства от гибели. Было решено построить собор с семью престолами.

На воплощение данной задумки в реальность ушло 14 лет. Закладку храма произвели в апреле 1900 года. Это происходило на Екатерининской площади, где к тому времени уже размещалась старая деревянная церковь на честь св. Екатерины. Через 14 лет 29 марта состоялось освящение главного престола. Тяжелые времена наступили после Октябрьской революции. Его полностью разграбили «для помощи голодающему народу Поволжья».

Есть даже рассказ о том, что его готовили к взрыву, чтобы получить кирпичи, как это случилось с Собором в честь Александра Невского. Но Бог уберег и не дал разрушить святыню. Заступником храма оказался его создатель. Архитектор Мальгерб смог переубедить комиссию в нецелесообразности его разрушения. В 1934 году было объявлено Епархиальным управлением, что община распалась, а здание собора передают под оборудование склада.

Проведение богослужений возобновилось только в 1944году, после того, как город освободили от немецко-фашистских захватчиков.

Святыни собора

В Свято-Екатерининском кафедральном соборе Краснодара есть также святыни:

  • чудотворная Иверская икона Божьей Матери,
  • ковчег с мощами святых,
  • икона Казанской Божьей Матери.

Престольным праздником считают 7 декабря – день св. Екатерины.

Богослужения в соборе

Расписание богослужений Екатерининского собора следующее:

  • 7.30 – ежедневная Божественная Литургия,
  • по праздникам и воскресеньям – ранняя Литургия в 6.30, поздняя в 8.30,
  • 17.00 – ежедневное Вечернее богослужение.

Адрес

Адрес Екатерининского собора: г. Краснодар, улица Коммунаров 52. Собор имеет телефон, а также сайт в Интернете, где можно увидеть всю интересующую Вас информацию, и поставить интересующий Вас вопрос священнику.

  • детскую воскресную школу,
  • молодежный православный центр,
  • школу для взрослых,
  • семейный епархиальный центр «Зерно Веры».

Так что приезжайте и посещайте данную обитель. Там Вам всегда помогут и не оставят в беде.

КРАСНОДАРСКИЙ ЕКАТЕРИНИНСКИЙ СОБОР

Краснодарский Екатерининский собор

Краснодарский собор во имя великомученицы Екатерины, кафедральный собор Екатеринодарской епархии

После посещения Екатеринодара царской семьей в 1888 г. и их чудесного спасения при крушении поезда (17 октября 1888) возник замысел строительства Екатерининского собора. Начался сбор средств и к 1896 году было собрано 50 тыс. руб., что было достаточно для начала строительства. Собор решили построить на Екатерининской площади, на месте ветхого деревянного Екатерининского храма, который планировалось упразднить, но затем, по окончании строительства, старый храм по просьбе жителей был перенесен на северную окраину города.

Строительство началось в 1900 году, но оно часто приостанавливалось. Первые два года строительство шло быстрыми темпами, было уложено около 2,5 миллионов штук кирпича. Затем из-за нехватки средств и революционных событий в стране строительство почти не велось, и недостроенное здание храма сиротливо возвышалось на площади до 1908 г. Только в 1909 г. были закончены работы по укладке кирпича. Полностью же строительство закончилось только в 1914 году. Новый храм на Екатерининской площади в обиходе стали называть Красным собором, по цвету кирпичной кладки.

23 марта 1914 года состоялось торжественное освящение главного престола во имя вмц. Екатерины, но работы по его внутреннему убранству продолжались еще несколько лет. Приделы собора были освящены во имя святых покровителей членов царской семьи — Николая, Марии, Ольги, Ксении, Георгия, Михаила, Александра.

С 28 апреля по 12 мая 1922 года в Екатерининском соборе работала комиссия по изъятию церковных ценностей. Было изъято 12 серебряных чаш, 4 дарохранительницы, 10 дискосов, 9 звездиц, 10 крестов, 2 копия, 7 ковшиков, 15 тарелочек – подставок для креста, 14 риз с икон, дароносица, кадило, ризы с малых икон, подставки с Евангелий и прочее – на 7 с лишним пудов. Изъяты были ценности не только Екатерининского собора, но и домовых церквей, закрытых еще в 1920 г. и передавших свое имущество на хранение в престольные храмы.

В 1931 г. по решению горсовета был запрещен колокольный звон.

26 июня 1934 г. епархиальное управление заявило, что община при Екатерининском кафедральном соборе Краснодара вследствие своей малочисленности распалась, собор был закрыт. С тех пор здесь были многочисленные склады, где хранилось все, что угодно, вплоть до небольших самолетов и планеров местного клуба, колокола сняли для переплавки.

В 1930-е годы собор хотели взорвать, но из-за его масштабности и прочности (в кладке был использован яичный белок) не решились – неминуемо бы пострадали заселенные жилые кварталы. Он уцелел благодаря стараниям архитектора И. К. Мальгерба, именно ему удалось убедить комиссию по разрушению храмов в нецелесообразности его уничтожения, но как культовое учреждение он перестал существовать.

В 1942 году решением оккупационных властей собор снова стал действующим, но одновременно здесь находились и склады.

Полноценно свою деятельность собор возобновил в 1944 г., после освобождения Краснодара от немецко-фашистских захватчиков. Но названия приделов были изменены на Успенский, Воскресенский, Благовещенский, Сергиевский, Варваринский. Главный из приделов сохранил свое прежнее название – Екатерининский.

В 1980-е годы, с началом перестройки, началось оживление религиозной жизни. Летом 1988 г. наша страна торжественно отмечала 1000-летие Крещения Руси. В это время в Краснодаре было 2 действующих храма: семипрестольный собор св. Екатерины и церковь св. Георгия Победоносца. К торжествам в Екатерининском соборе были заново выполнены настенные росписи Успенского придела, в Георгиевском – был обновлен иконостас. Под руководством московских художников в храме обновлена роспись (1982-1995гг.), а руками краснодарского умельца В. Мохова сделаны красивые ворота, в духе ажурной ковани, характерной для старого Екатеринодара.

Именно с колокольни Свято-Екатерининского собора в честь 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. впервые за много лет прозвучал колокольный звон. Колокол, положивший начало возрождению звона в Краснодаре, был привезен из г. Ейска. Он был найден в сарае местной церкви и датировался 1906 годом.

В 1990 г. Екатерининский кафедральный собор приобрел в г. Воронеже звонницу из 7 колоколов современного литья, а в 1992 г. – колокол «Благовест», самый большой, весом в полторы тонны. К 2009 году собор имел 12 колоколов.

Архитектура

Каменный восьмипрестольный собор, построенный в русско-византийском стиле по проекту архитектора И. К. Мальгерба.

Храм по своей композиции и деталям напоминал собор в Новочеркасске. Пятиглавие, колокольня над главным входом, рисунок окон, декор главного и бокового фасадов следовали более масштабному Новочеркасскому собору. Композицию лишь дополняли два симметрично расположенных придела или часовни, фланкирующих главный вход.

Настоятели, ключари

    • Александр Пурлевский (нач. 1921 – 16 декабря 1922)
  • Николай Гетман (25 февраля 1963 [1] – ?)
    • Виктор (Олейник) (1968 – 1978)
    • Валентин Мерцев (1 декабря 1982 – 16 февраля 1984) и.о.
  • Валентин Мерцев (16 февраля 1984 – 16 августа 1985) .
  • Валентин Мерцев (7 марта 1988 – 1 октября 1998)
    • Леонид (Горбачёв) (1995 – 1997)
    • Тихон (Лобковский) (январь 2004 – апрель 2005)
  • Игорь Олжабаев (с 20 апреля 2005)

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве (Москва)

Мiръ Россия Москва Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве (Москва)

Идёт загрузка карты…

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево

(Крестовоздвиженская церковь, Воздвиженская церковь) — православный храм в усадьбе Алтуфьево, комплексе памятников усадебной архитектуры XVIII—XIX веков. Располагается на севере Москвы, в районе Лианозово, непосредственно к юго-западу от пересечения МКАД и Алтуфьевского шоссе, в парке площадью 10,3 га на берегу Алтуфьевского пруда.

Относится к Сергеевскому благочинию Московской городской епархии. Почетный настоятель храма — владыка Иона, архиепископ Астраханский и Енотаевский (Карпухин Юрий Алексеевич).

При храме действует воскресная школа (с 1991 года), а также молодёжный Центр православной культуры «Моё Отечество».

Храм Воздвижения Креста Господня сегодня

Каноническое название храма – «Во имя Господа нашего Иисуса Христа, в память чудесного Воздвижения Честного Животворящего Креста Его». В обиходе называемая «Воздвиженская» церковь оказались сегодня в черте города между Алтуфьевским шоссе и МКАД, на территории парка площадью 10,3 гектара, рядом с бывшей дворянской усадьбой и водной гладью небольшого водоема.

Для жителей 2-х микрорайонов — Алтуфьево и Лианозово, такое соседство – подарок судьбы, для верующих, имеющих возможность удовлетворить свои духовные запросы, так и неверующие могут насладиться красотой парка, архитектурой усадебных построек и самого храма, выделяющегося из серого ландшафта городских многоэтажных коробок.

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево сегодня не только центр отправления религиозных потребностей, но и важное культурное пространство для просвещения и отдыха многих верующих города.

История возведения храма

Самое первое документальное упоминание об усадьбе Алтуфьево приходится на 1585 г., период правления государя Феодора Иоанновича. В это время поселение принадлежало ключнику по фамилии Мякишев. Деревянную церковь, построенную на реке Самотышке в 1564 г., через 120 лет переделали в каменную.


Церковь Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве

Усадьба Алтуфьево безмятежно процветала, пока не наступили Смутные времена, до глубины потрясшие Отечество. К XVII столетию поселение пришло в упадок и совершенно опустело. Хозяевами стали называть братьев Акинфовых, род которых благоприятно повлиял на становление деревни.

  • В 1687 г. их потомок, Никита Акинфов, спланировал возведение каменного собора. Божий дом воздвигли в короткие сроки, назвав его сначала Крестным, а через некоторое время Воздвиженским.
  • В середине XVIII века семья Акинфовых решила продать усадьбу, очередным владельцем стал И. Вельяминов. Хозяин первым делом занялся постройкой новой церкви, потому что устаревшее здание стало абсолютно непригодным для проведения богослужений.
  • Возведение собора Воздвижения продолжалось четыре года, он красовался внешней отделкой, выполненной в архитектурном стиле позднего барокко. Крестовоздвиженский Храм получил необходимую колокольню над западной частью, но здесь не было трапезной комнаты.
  • В 1766 г. И. Вельяминов решился продать собственное имение, которое в последующие годы несколько раз сменило владельцев. Через два десятка лет село приобрел богатый помещик С. Куракин, происходивший из знатного древнего рода. Он принялся модернизировать не только усадьбу, но и Крестовоздвиженский собор, форму которого в некоторых частях изменили. Наконец, храм обзавелся собственной трапезной, а над сводом здания воздвигли новую колокольню, настелили гладкий и ровный пол.

На заметку! Во время наступления французской армии на Москву в 1812 г. селение Алтуфьево было полностью разграблено. Церковь Воздвижения потеряла свое имущество: неприятели украли ризницы, свечи, некоторые иконы и финансовые запасы братии.

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве, построенный в 1763 году, не дожил до настоящего времени в своем первоначальном виде. То, что осталось от того времени, в архитектурном плане, является поздним барокко. Объемно представлен четверик с округлыми углами и ризалитами, один ризалит выделен под алтарь, остальные для входов.

В этом проявилась оригинальность, не наблюдаемая у других храмов. Наружные стены украшены выступами, углублениями и обрамлениями окон своеобразно выгнутыми, ложными окнами. К концу 80-х количество прихожан стало расти, и к основному зданию пристроили трапезную, но эта мера не изменила ситуацию, вместить всех верующих церковь не могла.

В «лихие» 90-е была произведена масштабная реконструкция храма, по проекту архитектора Надеждина Николая Владимировича. Первоначально у церкви был круглый объем с диаметром 12 м и верхним ярусом в виде восьмигранника и колокольней.

После реконструкции, храм лишился старой колокольни, а на ее месте оборудован многогранник с застекленными окнами, после чего сооружение утратило историческую ценность. Площадь стала в два раза больше, но не получилось пропорциональности. Раньше храм считался подколокольным, теперь он перестал быть таковым, бывшая звонница была уничтожена.

Ригели, к которым были подвешены колокола, сняли. Произвели остекление проемов, а потолок бывшей звонницы был расписан, и рядом поставили новую трехъярусную колокольню.

Появились новые пределы, алтарь переоборудовали, он стал больше и вместительнее. Все пристройки сделаны под основное старое здание. Части декора покрасили в красный цвет. Такой прием, как элемент декора, создан специально – умышленное искажение.

Дополнительно выстроенные две часовни на территории храма, усилили архитектурный ансамбль. Одна над родником – в честь преподобного Макария Желтоводского, другая в честь Святого Уара, в ней отпевают усопших, здесь же лавка церковная.

МОЛОДЕЖНыЙ КЛУБ АЛТУФЬЕВО. Меропритяиия

Центр Православной культуры
«Мое Отечество»

при храме Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве города Москвы

Адрес: Алтуфьевское ш. д.149

Дорогие друзья! Приглашаем в молодежную группу «Алтуфьево» прихода храма Воздвижения Креста Господня

Вы можете выбрать интересующее Вас направление или проект:

  • Проведение фестивалей, праздников и концертов; постановка спектаклей.
  • Молодежный хор
  • Беседы для молодежи о Богослужении и церковном пении
  • Помощь в храме
  • Беседы на духовные темы
  • Дружеские молодежные акции по ЕГЭ-консультированию для старшеклассников (предварительная запись)
  • Совместное посещение музеев, выставок. Проведение экскурсий
  • Молодежные паломнические поездки (Москва и ближайшее Подмосковье)
  • Посещение подопечных в домах престарелых Можайского района.
  • Поездки в хоспис для помощи тяжелобольным людям.
  • Спортивные направления (катание на коньках в т.ч. на роликах), настольный теннис, летом волейбол, футбол.
  • Совместные праздничные трапезы.
  • Кинопросмотры, походы в кино

24 декабря после окончания Божественной Литургии в главном доме усадьбы Алтуфьево состоялась встреча председателя молодежного парламента настоятелем Крестовоздвиженского храма протоиереем Кириллом Шевцовым и активистами молодежного клуба «Алтуфьево» .

Эта встреча была организована для объединения молодежи. Во время беседы обе стороны поделились своими знаниями и опытом в различных сферах деятельности. Также были озвучены ближайшие мероприятия в которых примут участие парламент и молодежный клуб.

Фестиваль «Воздвижение» в Алтуфьево

Продолжением престольного праздника Крестовоздвижения в Алтуфьево (27 сентября) стал традиционный Фестиваль «Воздвижение», который прошел 1 октября 2020 годав главном Доме Усадьбы для прихожан и жителей СВАО.

Фестиваль собрал всех желающих. Среди организаторов — Православный образовательный центр, молодежный клуб «Алтуфьево», военно- патриотический клуб «Страж» и другие.

Мероприятие было открыто торжественным молебном, посвященным началу работы Православного центра и воскресной школы. Затем иеромонах Тихон (Батурин) провел беседу «Ответы на вопросы» для старших гостей, а в это время для детей и подростков в кабинетах усадьбы прошли мастер-классы, образовательные викторины, были организованы тир и учебные занятия по военной подготовке.

Затем в рамках Фестиваля прошел концерт, в котором приняли участие Праздничный церковных хор пор руководством Н.С.Киреевой; Молодежный хор под руководством Татьяны Калининой, музыканты — педагоги, также молодые музыканты и вокалисты. Концерт создал неповторимую атмосферу праздника в усадьбе. Зрители услышали песни народные и современные, походные и детские.

Фестиваль прошел ярко и одновременно тепло – такова особенность церковных праздников.

24 сентября (воскресенье) в Главном доме усадьбы «Алтуфьево» состоялась молодежная встреча.Тема: «О дружбе».

20 августа состоялась поездка в сад Эрмитаж и экскурсия по центру Москвы

28 мая. В Мультимедиа арт музее на Остоженке

Праздник Святой Троицы

Фото Марины Галаковой, Наталии Романовой, Ольги Лен

14 мая Крестовоздвиженская молодежь посетила

Посещения хосписа в праздничные дни для молодежного клуба «Алтуфьево» стали уже традицией. Поездки совершаются по благословению Благочинного Сергиевского округа протоиерея Анатолия Алефирова. 14 мая предстояло поздравить пациентов с двумя значимыми праздниками – Пасхой и Днем Победы. К поздравлениям присоединился и праздничный хор Крестовоздвиженского храма, который исполнил радостные пасхальные песнопения «Христос воскресе» на трех языках.

Ребята привезли с собой мороженое, которым угостили пациентов. И здесь хочется выразить особую благодарность прихожанам Крестовоздвиженского храма, которые приняли участие в благотворительных ярмарках, проведенных молодежью, и собрали средства для того, чтобы в этот воскресный день порадовать пациентов гостинцами.

Программа шла легко и непринужденно – песни были подобраны таким образом, чтобы слушатели могли вспомнить любимые мелодии, например «Старый клен», «Гимн Москвы», «Разговор со счастьем», «Смуглянка», и петь вместе с хором. Кстати, подпевать получалось очень хорошо. Зрители также услышали игру на домре в исполнении Ксении Котовой, а молодая пара исполнила вальс под музыку из к/ф «Амели».

По окончании концерта ребята подарили пациентам цветы и пасхальные ленточки. Но не хотелось оставить без внимания тех, кто был в палатах, и, благодаря поддержке персонала хосписа и координатора благотворительного фонда «Вера» Татьяны Лобановой, ребята смогли навестить остальных. В ответ на поздравления пациенты сказали много теплых слов и благодарили за приезд.

29 апреля прошел субботник в Хосписе №2

29 апреля молодежь Крестовоздвиженского храма в Алтуфьево совместно с представителями храмов Сергиевского округа приняли участие в субботнике в Московском хосписе №2.

Неделя дождей не обещала хороших условий для работы. Но внезапно, в одну ночь, установилась тихая, ясная погода и мы после короткого путешествия по субботним дорогам прибыли на место — в Московский городской хоспис № 2, что на улице Талдомская, 2А. Здесь нас гостеприимно встретила координатор от фонда «Вера» Татьяна Лобанова. Мы уже несколько лет дружим с руководством учреждения, и Татьяна помогает Крестовоздвиженской молодежи и нашим друзьям организовывать такие выезды.

В этот раз нам предстояло помыть стеклянные двери при входе, окна в Часовне святого мученика Пантелеимона и там, куда еще не успели добраться руки заботливого персонала. В этот раз, как и всегда, мы были весьма удивлены стеклянной чистоте хосписа: на дверях при входе и было обнаружено лишь немного пыли, налетевшей с дороги.

Работа на свежем воздухе обновила наши силы и принесла радость, с том числе радость общения. Мы познакомились с Евгением из храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине, с Мариам и из храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Раеве. Все, кто потрудился приехать и посвятить несколько часов бескорыстному труду, сделали это по велению искреннего сердца. В наш век виртуального общения явно и отчетливо понимаешь, насколько радует и сближает людей реальное доброе дело.

30 апреля. День Жен-мироносиц в храме

Набор в военно-патриотический клуб

23 апреля, беседа прихожан с игуменом Павлом

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве города Москвы

Церковь считается значимым памятником архитектурного стиля позднего барокко. Православное строение находится в усадьбе Алтуфьево, что на севере столицы, и ярко выделяется собственным убранством. Храм Воздвижения относится к Московской епархии, настоятелем храма является протоиерей Анатолий.

История возведения храма

Самое первое документальное упоминание об усадьбе Алтуфьево приходится на 1585 г., период правления государя Феодора Иоанновича. В это время поселение принадлежало ключнику по фамилии Мякишев. Деревянную церковь, построенную на реке Самотышке в 1564 г., через 120 лет переделали в каменную.

Усадьба Алтуфьево безмятежно процветала, пока не наступили Смутные времена, до глубины потрясшие Отечество. К XVII столетию поселение пришло в упадок и совершенно опустело. Хозяевами стали называть братьев Акинфовых, род которых благоприятно повлиял на становление деревни.

  • В 1687 г. их потомок, Никита Акинфов, спланировал возведение каменного собора. Божий дом воздвигли в короткие сроки, назвав его сначала Крестным, а через некоторое время Воздвиженским.
  • В середине XVIII века семья Акинфовых решила продать усадьбу, очередным владельцем стал И. Вельяминов. Хозяин первым делом занялся постройкой новой церкви, потому что устаревшее здание стало абсолютно непригодным для проведения богослужений.
  • Возведение собора Воздвижения продолжалось четыре года, он красовался внешней отделкой, выполненной в архитектурном стиле позднего барокко. Крестовоздвиженский Храм получил необходимую колокольню над западной частью, но здесь не было трапезной комнаты.
  • В 1766 г. И. Вельяминов решился продать собственное имение, которое в последующие годы несколько раз сменило владельцев. Через два десятка лет село приобрел богатый помещик С. Куракин, происходивший из знатного древнего рода. Он принялся модернизировать не только усадьбу, но и Крестовоздвиженский собор, форму которого в некоторых частях изменили. Наконец, храм обзавелся собственной трапезной, а над сводом здания воздвигли новую колокольню, настелили гладкий и ровный пол.

На заметку! Во время наступления французской армии на Москву в 1812 г. селение Алтуфьево было полностью разграблено. Церковь Воздвижения потеряла свое имущество: неприятели украли ризницы, свечи, некоторые иконы и финансовые запасы братии.

История до наших дней

Во время ВОВ Крестовоздвиженский храм ненадолго закрывался. До 1960-х он причислялся к разряду сельского прихода Московской епархии и обладал небольшими размерами. Когда селение Алтуфьево вошло в черты столицы, началась динамичная застройка северных областей города. Рядом с собором Воздвижения появился жилой комплекс, который назвали Лианозово.

Другие храмы в честь Воздвижения Креста:

Усадьба, сады вокруг церковного строения, пруд и собственно храм с этого момента стали охраняться государством и приобрели статус национального памятника. Граждане с большой любовью отнеслись к старинному комплексу и проявили отеческую заботу о его сохранении.

  • В 1986 г. церковь удостоилась расширения прихода, мастера соорудили дополнительную каменную пристройку вместо деревянной. Однако даже этого не хватило, чтобы вместить всех верующих, к тому же она в некотором роде исказила исторический облик архитектурного памятника. С 1987 г. Крестовоздвиженскую церковь обслуживали три священника, на сегодняшний момент их уже шесть. В 1989 г. воздвигли двуярусный дом, в котором расположился крестильный храм.
  • С 1991 г. настоятелем церкви становится архимандрит Иона (Карпухин), который с первых же дней получения должности стремился облагородить строение. Святитель распорядился заменить старые маковицы на новые с позолоченным крестом. Вскоре был сооружен новый барабан на куполе, украшенном иконами Московских святых.
  • В период с 1992 по 1995 г. архимандрит Иона получил благословение от патриарха Алексия II на реконструкцию, в результате которой модернизировалась практически каждая часть, кроме той, что находится под куполом.
  • В 1993 г. в соборе Воздвижения появилась просторная трапезная, пришедшая на смену небольшой, а также новая колокольня. Площадь сооружения выросла вдвое, но изначальные пропорции кардинально изменились, а господский дом совершенно скрылся из виду. Мастера произвели полноценную отделку интерьера, фасад и внутренние стены украсили мозаикой высокого качества. Пространство храма обнесли современным забором, в углах которого располагались барочные башенки.

На заметку! Реконструкция, проводимая с 1992 г., грубо исказила первоначальный план архитекторов. Колокольня превратилась в световой барабан.

Для этой цели строителям пришлось пробить старинный свод собора, срезать балки, держащие колокола, а также застеклить проёмы. Многие исследователи называют эту перестройку недопустимой, так как пострадало историко-архитектурное наследие памятника. Во время правления царей за такими инициативами строго следила Археологическая комиссия.

Современное состояние

Крестовоздвиженская церковь построена в стиле, который имеет название «под звоном». Этот архитектурный тип был широко распространен в русском зодчестве начала XVI столетия. Такие оригинальные сооружения воздвигались только на территории Древней Руси, в западных странах не существует подобных аналогов. В большинстве своем проекты «под звоном» предстают в качестве небольших столпообразных церквей, но дают большой простор для фантазии зодчего.

    Восьмигранный ярус звона располагается прямо над помещением собора. Основной объем круглой формы имеет диаметр 12 метров. К световому барабану храма пристроены три апсиды. Окна второго яруса создавались в стиле московского барокко.

Святыни и престольные праздники

В храме Воздвижения 27 сентября проходит главный престольный праздник, 7 августа священнослужители и прихожане вспоминают имя святителя Макария Желтоводского, житие которого было наполнено чудесными явлениями. Крестовоздвиженский собор восхваляет митрополита Иону 13 апреля, а мученика Трифона — 14 февраля.

В церкви находятся знаменитые иконы и частицы мощей святых, к которым каждый прихожанин имеет право прикоснуться и попросить о желанном:

  • высоко почитаемый образ Казанской Богородицы;
  • чудотворная икона святителя Макария Желтоводского;
  • реликвии с ликами Матроны Московской, Тихона и Сергия Радонежского.

На заметку! В соборе Воздвижения в январе 2017 г. прошли богослужения в память священномученика Сергия, который являлся пресвитером этого храма и исповедовал христианскую веру до самой смерти. Церемонию проводил епископ Иоанн, получивший в дар икону алтуфьевских Новомучеников.

Текущая деятельность храма

Сегодня при храме работает православная детская школа, богословские курсы для взрослых, разнообразные творческие кружки и церковный хор. Здесь же действует два молодежных общества («Моё отечество» и «Алтуфьево»), а также прихожанская библиотека, где проходят религиозные концерты.

Церковнослужители создали группу милосердия, которая постоянно посещает социальные приюты для сирот и неблагополучных детей. Каждый месяц организация проводит благотворительную выдачу одежды, оказывают помощь пожилым и одиноким прихожанам. Группа милосердия приезжает в дома престарелых и проводит особые ярмарки.

Церковь Воздвижения располагается в городе Москве по адресу: Алтуфьевское шоссе, дом № 147. До станции метро Алтуфьево идет автобус № 685, а также троллейбусы № 80 и № 73.

Богослужения в соборе проводятся ежедневно: в девять часов утра начинается Божественная литургия, а в 17:00 совершается вечерня.

Для сведения! На вопросы прихожан в любое время отвечают дежурные священники и работники церкви.

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево, Москва. История, режим работы, расписание служб, фото, адрес, как добраться

Въезжая в Москву с внутренней стороны МКАД на Алтуфьевское шоссе, справа видно сверкающую золотом кровлю колокольни красочной церкви, прячущейся среди листвы небольшого парка. Храм Воздвижения Креста Господня – жемчужина русского зодчества, затерявшаяся между многочисленных высотных домов жилой застройки в Алтуфьево и Лианозово.

Храм Воздвижения Креста Господня сегодня

Каноническое название храма – «Во имя Господа нашего Иисуса Христа, в память чудесного Воздвижения Честного Животворящего Креста Его». В обиходе называемая «Воздвиженская» церковь оказались сегодня в черте города между Алтуфьевским шоссе и МКАД, на территории парка площадью 10,3 гектара, рядом с бывшей дворянской усадьбой и водной гладью небольшого водоема.

Для жителей 2-х микрорайонов — Алтуфьево и Лианозово, такое соседство – подарок судьбы, для верующих, имеющих возможность удовлетворить свои духовные запросы, так и неверующие могут насладиться красотой парка, архитектурой усадебных построек и самого храма, выделяющегося из серого ландшафта городских многоэтажных коробок.

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево сегодня не только центр отправления религиозных потребностей, но и важное культурное пространство для просвещения и отдыха многих верующих города.

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве, построенный в 1763 году, не дожил до настоящего времени в своем первоначальном виде. То, что осталось от того времени, в архитектурном плане, является поздним барокко. Объемно представлен четверик с округлыми углами и ризалитами, один ризалит выделен под алтарь, остальные для входов.

В этом проявилась оригинальность, не наблюдаемая у других храмов. Наружные стены украшены выступами, углублениями и обрамлениями окон своеобразно выгнутыми, ложными окнами. К концу 80-х количество прихожан стало расти, и к основному зданию пристроили трапезную, но эта мера не изменила ситуацию, вместить всех верующих церковь не могла.

В «лихие» 90-е была произведена масштабная реконструкция храма, по проекту архитектора Надеждина Николая Владимировича. Первоначально у церкви был круглый объем с диаметром 12 м и верхним ярусом в виде восьмигранника и колокольней.

После реконструкции, храм лишился старой колокольни, а на ее месте оборудован многогранник с застекленными окнами, после чего сооружение утратило историческую ценность. Площадь стала в два раза больше, но не получилось пропорциональности. Раньше храм считался подколокольным, теперь он перестал быть таковым, бывшая звонница была уничтожена.

Ригели, к которым были подвешены колокола, сняли. Произвели остекление проемов, а потолок бывшей звонницы был расписан, и рядом поставили новую трехъярусную колокольню.

Появились новые пределы, алтарь переоборудовали, он стал больше и вместительнее. Все пристройки сделаны под основное старое здание. Части декора покрасили в красный цвет. Такой прием, как элемент декора, создан специально – умышленное искажение.

Дополнительно выстроенные две часовни на территории храма, усилили архитектурный ансамбль. Одна над родником – в честь преподобного Макария Желтоводского, другая в честь Святого Уара, в ней отпевают усопших, здесь же лавка церковная.

История строительства

Село Алтуфьево – место, где находится храм, принадлежало когда-то братьям Акинфовым. Один из потомков возвел в селе храм из камня в 1687 году. Уже в начале нового века при пожаре церковь получила повреждения, после у нее появилось новое имя – Софийская. Акинфов вскоре село продал, новый владелец Иван Вельяминов отстроил храм заново.

Дата окончания строительства 1763 год – считается теперь основанием храма, так как к нему вернулось прежнее название Крестовоздвиженская.

Но через 3 года Вельяминов продал имение. Алтуфьево вместе с храмом побывало в собственности у многих именитых владельцев, в числе их граф Апраксин, графиня Брюс и князь Куракин. После революции Храм не исчез, а продолжал работать, исполняя свой долг перед верующими.

Оказавшись в 1960 году в черте города, окруженный двумя микрорайонами Алтуфьево и Лианозово, сам храм, усадьба, пруд, сад и все пристройки приобрели статус памятника, и попали под охрану Государства.

В 1986 году построили пристройку к Храму, пытаясь расширить его возможности. Указом Святейшего Патриарха Алексия II в 1991 году, архимандрит Иона назначен настоятелем храма, теперь он в сане Митрополита Астраханского. Архимандрит Иона с благословения Святейшего Патриарха инициировал реконструкцию церкви и превращения ее в обширный красивый храм.

Полностью реконструированный храм осветил Патриарх Алексий II 27 сентября 1999 года и отслужил молебен с митрополитом Ионой и архиепископом Арсением.

Внутреннее убранство

Церковь Крестовоздвижения из тех храмов, где реставраторы вложили немало усилий в роспись стен, потолков, устройство мозаичных панно и лепнины. Под руководством архитектора Надеждина Н.В., художники реставраторы Костылев Д.П., Горяная Ю.В., Мясоедовы В.П. и А.В., расписали и украсили почти все уголки храма.

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево — вид изнутри.

Произведена роспись в алтаре храма и его сводах:

  • Образ Богородицы на восточной стене храма, здесь же образ Иоанна Крестителя.
  • Свод южной стены украшает композиция «Преображение Господне».
  • Образы святителей московских и образы евангелистов вписаны в медальоны лепестков храма.

В общей сложности более 35 библейских сюжетов и образов Святых использованы в росписи стен и потолков, выполнены они в светлых радостных тонах, делая внутренние помещения легкими и воздушными. Церковная утварь стилизована под XIX век.

Множество иконописных образов, работ старых мастеров обрамлены в красивые и дорогие оклады. Четырехрядный иконостас, покрытый красным лаком и отделанный золотом, не имеет пустых мест, все заполнено образами. Признана высокая художественность отделки и мастерство создания мозаичных панно, однако считается, что они не вписываются в общий стиль внутреннего интерьера.

Святыни и мощи храма

Богатство Храма Воздвижения не ограничивается внешними достоинствами и красотой внутреннего оформления, главная ценность – намоленные святыни и мощи святых и преподобных.

Среди них:

  • Образ Казанской Божьей матери;
  • Образ Богородицы «Всецарица»;
  • Образ Патриарха Тихона с частичкой гроба;
  • Образ Макария Желтоводского с частью его мощей;
  • Образ Сергия Радонежского с частью его мощей;
  • Образ Паисия Святогорца от обители Иоанна Богослова вместе с частичкой земли его захоронения;
  • Образ Матроны Московской с частичкой гроба;
  • Образ епископа Римского Фавия с частью мощей.

Присутствуют святыни образов и мощевик с частицами мощей митрополита Московского Ионы, Святителя Феофана, Макария Желтоводского и еще 32 Киево-Печерских святых и преподобных.

Духовенство, наставники

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево славен своими духовными наставниками и священнослужителями. Почетное место среди них занимает Митрополит Астраханский Иона, много лет отдавший служению, и его усилиями произведена масштабная реконструкция, изменившая церковный облик.

Сменяясь, служат в храме Протоиереи Кирилл Шевцов, Александр Смедюк и Николай Аникеев. Иереи – Савва Гаглоев и Александр Майстер. Игумен Павел Полуков и иеромонах Тихон Батурин, протодиаконы Александр Киреев и Андрей Тараканов.

Приход и хор храма

Приход церкви многочислен, активно участвует в церковной жизни и мероприятиях, которые он проводит вне своих стен. Обширны контакты прихожан с детскими, патриотическими, военными и ветеранскими организациями. Многое делается прихожанами для содержания в порядке огромной территории храма. Здесь чистые дорожки в парках в летний период, нет сугробов в зимний, на всех подходах к храму.

Большой популярностью пользуется церковный хор. Мелодичное пение храмовых певчих вызывает, даже у случайных посетителей, чувство духовного очищения и легкости, то, что верующие называют благодатью Божьей.

Социальная работа, повседневная жизнь

Не остается без внимания храма забота «о сирых и убогих», как заповедано Спасителем. В храме имеется группа «Милосердие», для людей из этой группы – правило: в день Светлого Христова Воскресения и в День Победы, посещать хоспис и поддерживать находящихся там больных. Привозятся подарки, сладости, фрукты.

Священники читают проповеди, и обязательно в таких случаях, церковный хор исполняет песнопения.

Под особой опекой храма находится детский приют «Алтуфьево». Для детей организуются праздники, приобщение к труду и поиску утешения в молитве. По особым дням для нуждающихся, в храме бесплатно раздают одежду. Оказывается помощь одиноким прихожанам, производятся выезды в Дом престарелых в подмосковном Можайске. Устраиваются благотворительные ярмарки.

Воскресная школа

Организованная при Воздвиженской церкви Воскресная школа, ежегодно набирает слушателей в 4 группы детского и подросткового возраста. Самым маленьким преподают Закон Божий, проводят занятия в творческих кружках. Детям постарше – Закон Божий, Церковнославянский язык, Церковное хоровое пение и репетиции будущих спектаклей.

Детям среднего возраста преподают Священное писание Ветхого и Нового Завета, Церковнославянский язык, хоровое пение и проведение спектаклей. Старшей группе добавлены занятия по Христианской нравственности.

В Воскресной школе дополнительно организованы разнообразные кружки, развивающие интерес к труду и творчеству, такие как вышивание, иконопись. Есть свои клубы – молодежный и военно-патриотический «Страж». Обучение проводится бесплатно.

Престольные праздники

Свой главный престольный праздник Воздвижение Креста Господня, храм в Алтуфьево отмечает торжественно 27 сентября.

Имеются еще 3 престола:

  1. имя святителя Макария Желтоводского прихожане чествуют 7 августа, памятуя о чудесных явлениях в его жизни;
  2. митрополита Московского Иону, которому посвящен правый предел, вспоминают молитвенным служением 13 апреля;
  3. священномученика Трифона памятуют 14 февраля.

Расписание служб, режим работы

Выходных дней в Храме не бывает, он всегда открыт для прихожан и паломников. Богослужения проводятся ежедневно. Божественная Литургия начинается утром в 8:40. Заказные молебны служатся ежедневно в 8:00. К вечеру в 17:00 начинается вечерня, следом за ней утреня. В дни христианских праздников и воскресные дни проводятся две Божественные Литургии, одна в 6:40, другая в 9:40.

В часы, когда службы нет, в храме всегда присутствует священник и послушник – дежурный по храму, они всегда помогут вошедшему, ответят на любой вопрос. Храм открывается для прихожан в 8:00 и закрывается в 20:00. В воскресные и праздничные дни Храм открыт с 6:30.

Интересные факты про храм

После ухода из Москвы французов в 1812 году, село Алтуфьево было разорено. Церковь ограблена. Отступающие французы прихватили часть предметов богослужения: подсвечники, кадильницы и деньги в сумме 15 рублей. Сумма не велика, но на нее можно было приобрести 15 мешков картофеля или 250 кг ржаной муки.

Информация для паломников

Паломникам, желающим посетить Храм, интересно будет узнать, что почетным настоятелем доныне является митрополит Астраханский и Камызянский Иона, в миру – Юрий Карпухин, с юности посвятивший себя служению Богу и Святой Церкви Христовой.

Недавно в 2016 году, отметив свое 75-летие, он полон сил и в Великие праздники посещает Храм. Для прихожан большая радость принимать участие во время проведения службы Владыкой Ионой.

Где находится, что в окрестностях, как добраться

Добраться до Храма просто, он находится у края Московской кольцевой автодороги на пересечении с Алтуфьевским шоссе. На другой стороне Алтуфьевского шоссе, находится закрытый пост ГАИ, называемый в народе «Антошинским», именно в этом месте снимался известный сериал «Глухарь».

Адрес Храма: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, дом 147. Телефон Храма 8(499) 209-54-22, по нему всегда можно получить всю необходимую информацию. Городским транспортом можно доехать до Храма от станции метро Алтуфьево на троллейбусах – 80 или 73 или на автобусах — 685,644 и 836. Ехать две остановки.

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево после реконструкции утратил историческую ценность в глазах историков, но несмотря на это, он приобрел более нужную в современной жизни культурную и религиозную ценность в глазах прихожан. Миссия такого места — нести людям веру, надежду на лучшую жизнь и любовь к ближнему.

Автор: Вячеслав Иванович (ormino)

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о Храме Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево, обзор:

Лианозово. Церковь Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве.

Карта и ближайшие объекты

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps
  • дороги
  • спутник
  • гибрид

Статьи

Старая церковь была сооружена на средства И.И. Вельяминова в 1760-1763 гг., т.к. существовавшая ранее на этом месте «…издавна построенная каменная церковь во имя Софии и дочерей её Веры, Надежды и Любови пришла в совершенную ветхость, – и от этой ветхости вся разселась. ».
Построена она в селе Алтуфьеве, на реке Самотышке, с колокольней над западной пристройкой, без трапезной, на месте каменного храма 1687г. (ее предшественница известна с 1564 г.). В конце XVIII в. перестроена (внутри укреплен гладкий потолок, отделивший свод от нижнего пространства, над сводом храма поставлена новая колокольня («иже под колоколы»). Coopужена трапезная. Внутреннее убранство, глава и крест — XIX в.

Храм закрывался только на короткое время в годы Великой Отечественной войны. Перестроен в 1986 г. (деревянная зап. паперть-пристройка заменена на кирпичную с каменным сводом и четырьмя окнами на сев. и юг, пол покрыт мрамором, coopужено крыльцо и металлические фигурные навесы над каждым из трех входов). В 1989— 90 гг. построено новое здание крестильного храма, освященного в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, стилизованное под барокко, с арочными окнами, полукруглым алтарным выступом, в 1992 расширена трапезная (освящена вместе с колокольней в 1995 г.).

Главный престол освящен в честь Воздвижения Креста Господня. Приделы освящены в честь преподобного Макария Желтоводского и Унженского (левый); святителя Ионы, митрополита Московского (правый), приставной престол (освящен в 1980 г. для того, чтобы по праздникам и воскресеньям можно было служить две литургии) — святого мученика Трифона. Святыни храма — особо чтимые иконы: список с Казанского образа Божией Матери и преподобного Макария Желтоводского (чудесно явилась у колодца сохранившегося источника на границе сёл Алтуфьева, Бибирева и Медведкова).

От Дмитровского шоссе отходит Алтуфьевское. Деревня Алтуфьево (Олтуфьево) известна с 1585г., когда она принадлежала ключнику Хлебенного дворца Неупокою Дмитриевичу Мякишеву. Возможно, что название ее произошло от фамилии владельца, но точно это не установлено. Долгое время эти места на реке Самотышке были пустошью. Первая Крестовоздвиженская церковь в Алтуфьево была построена около 1678г. при Акинфовых. А в 1760-е гг. Алтуфьево перешло во владение И.И.Вельяминова, при котором был заложен господский дом «в тринадцать покоев» в стиле барокко, новый каменный храм и давно утраченный регулярный парк с двумя прудами. Тогда же храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве был перестроен в камне, так как «…издавна построенная каменная церковь во имя Софии и дочерей ее Веры, Надежды и Любови пришла в совершенную ветхость, — и от этой ветхости вся разселась…»

В последней трети XVIII века усадьба несколько раз перешла из рук в руки и была вновь перестроена при Куракиных в 1790-х гг. Современный вид главный дом приобрел, вероятно, при авторе сочинений по истории России Николае Арсеньевиче Жеребцове в 1849-1861 гг. Отметим, что книги Жеребцова были раскритикованы Добролюбовым за невежество и громкоголосый патриотизм. Последним владельцем Алтуфьева до 1917г. был нефтяной промышленник Г.М.Лианозов. Его именем до сих пор называется район, где расположена усадьба. Как ни странно, во время советской власти эти места не переименовывали. В 1960 году Алтуфьево вошло в черту города, и вскоре рядом со старинной усадьбой и церковью вырос жилой микрорайон — современное Лианозово — но усадьба осталась нетронутой.

Главный усадебный дом сохранился, но находится в практически руинированном состоянии. Это сооружение, как бы составленное из нескольких объемов и обильно украшенное наличниками, карнизами и кокошниками в стиле древнерусской архитектуры, часть из которых сохранилась. Считается, что дом был построен в 1851году. Но авторство пока не установлено. Равно как и не известно, кто был заказчиком постройки. На южном фасаде сохранился фамильный герб, но пока не удалось установить его принадлежность. В советское время в усадьбе Алтуфьева размещалась больница, потом здание долго пустовало. Позже дом стали сдавать в аренду, что довело его до аварийного состояния. Сейчас постройки усадьбы переданы Крестовоздвиженскому храму.

Сам храм в стиле барокко c колокольней сохранился (закрывался только на время Великой Отечественной войны), но был существенно увеличен при реставрации. Кроме того к зданию церкви примкнули различные пристройки, сильно исказившие ее облик и закрывшие усадьбу. Все это, выкрашенное в нарядные красно-белые цвета, превратило домовую церковь в самостоятельный крупный храм. Как ни странно, но именно в таком искаженном виде церковь попала на эмблему района «Лианозово». При храме также действует воскресная школа и молодежный Центр православной культуры «Мое Отечество». А недалеко от храма, около МКАД находится источник преподобного Макария Желтоводского, возле которого в 1996 году построили часовню.

Церковь была сооружена на средства И.И. Вельяминова в 1760-1763 гг., т.к. существовавшая ранее на этом месте «… издавна построенная каменная церковь во имя Софии и дочерей её Веры, Надежды и Любови пришла в совершенную ветхость, – и от этой ветхости вся разселась. ». Однако неясно, была ли при сооружении ныне существующего здания использована старая церковь, и в какой степени. Строительная практика той эпохи показывает, что лишь в исключительно редких случаях прежнюю постройку разбирали до основания, обычно её предпочитали реконструировать. Кроме того, еще одна дата, относящаяся к предыдущей алтуфьевской церкви – 1750 г. показывает, что тогда в ней проводились какие-то строительные работы, Сомнительно, чтобы за десять лет прошедших после них церковь совсем уж «расселась» и потребовалась ее стопроцентная замена.

Основной объем храма – четверик с сильно скругленными углами перекрыт сомкнутым восьмилотковым сводом. На него опирается верхний ярус, в котором первоначально находились полуциркульные проемы звона. К основному объему первоначально примыкали три притвора и апсида. Благодаря их криволинейно выпуклым фасадам план церкви сочетает элементы кресчатой и лепестковой композиций. Наружные стены обработаны типичной для барокко плоскостной деталировкой: рустом, филенками и нишами, наличники окон первого этажа с гнутыми сандриками; на втором ярусе окна-обманки, т.е. ложные. Цоколь, выложенный из белого камня, ныне заштукатурен.

Судя по метрике 1887 г., составленной для Императорского Московского археологического общества священником церкви в Алтуфьеве С.Н. Буравцовым, её внутреннее убранство в основном относилось к XIX в., видимо, к периоду после Отечественной войны 1812 г.: «Иконостас деревянный, окрашенный белою лаковою краскою в виде четырех плоских и продолговатых колонн, местами вызолоченный и с резьбою по местам, о трех малых ярусах. Царские двери местами резные, насквозь из дерева, местами с накладною на них резьбою. Позлащенные; форма верхушек царских дверей дугообразная Солея пред алтарем устроена из белой лещади, возвышена от помоста храма на одну ступень и отделена от последнего решеткою. Клиросы отделяются решеткою из дерева. Затем – малым иконостасом. Колокольни нет, колокола висят на церкви, четыре колокола новейшего времени. В церкви на стенах нет никакого росписания, снаружи стены никаких иконных изображений не имеют». (М.А. Александровский, очевидно, ошибочно считал, что «тело иконостаса старое, но верхние ярусы новые, потому, что их отрезал гладкий потолок» при устройстве звона).

В алтаре храма, по крайней мере до 1908 г., хранился крест 1704 г. из церкви подмосковного села Сергиевское-Комягино (Богородский уезд), которое, как и Алтуфьево, было вотчиной Акинфовых. В него были крестообразно вделаны «часть Животворящего Креста Господня, ветвь Страстей Господних, камень Гроба Господня, персть горы Голгофы, персть горы, где обретается крест Господний и Животворящий Крест Господний в честь и славу во Святой Троице Славному Богу Господу нашему Иисусу Христу и в радость вечную православным построил ближний окольничий Никита Иванович Акинфов и благослови сына своего стольника Канбара Никитича на вечное благословение и детям его и потомку и в благословенный род наш Акинфовых и на вечную радость и поставлен в церкви Преподобного отца нашего Сергия Радонежского в подмосковной вотчине в селе Сергиеве на отгнание всяких страстей и болезней и на исцеление душ и телес наших 1704 году февраля в 8 день». Перенос в Алтуфьево креста из Сергиевского-Комягино, очевидно, связан с его покупкой в 1729 г. у Никиты Канбаровича Акинфова Василием Авраамовичем Лопухиным – братом владельца усадьбы Ясенево Федора Лопухина.

Незадолго до Февральской революции в алтуфьевской церкви Императорской археологической комиссией было «разрешено промыть иконостас, возобновить позолоту, но не ярко и не трогая икон, переложить голландские печи, с условием сохранения старых изразцов, если таковые имеются, окрасить снаружи и внутри стены клеевыми красками, крыши – масляными красками, в прежние цвета, с условием не закрашивать».
Церковь была открыта почти все время советской власти за исключением небольшого перерыва в 1941 г., оставаясь единственным действующим храмом в этом районе. Поэтому в нее были частично перенесены иконы из закрытого храма в Бибиреве (обратно они были возвращены не все). В 1980 г. в церкви был освящен приставной престол Трифона. Храм в Алтуфьеве значительно пострадал уже в постсоветскую эпоху.

В 1991-1995 гг. в ходе реконструкции по проекту архитектора Н.В. Надеждина площадь здания увеличилась более чем вдвое, но оно лишилось своих пропорций и внутреннего убранства XIX в. и «задавило» находящийся рядом господский дом усадьбы, утратив большую часть своей ценности в качестве памятника архитектуры. В ходе реконструкции был уничтожен «звон», превращенный в световой барабан: для этого пробили свод церкви, срезали перекладины, на которых висели колокола, застеклили проемы звона, превратив их в окна, свод бывшего «звона», ставший сводом храма расписали. Таким образом, церковь в Алтуфьеве перестала являться храмом «иже под колоколы». Церковная главка начала XIX в. (согласно метрике 1887 г. она была покрыта железом и окрашена в синий цвет, крест на главе был деревянным, обшитым железом, окрашен желто-золотистой краской) и ее высокий трибун, напоминающий ампирное надгробие, были заменены главой и трибуном, выполненными совсем в других формах… Небольшая кирпичная трапезная 1986 г. с полуциркульными окнами, заменившая ветхую деревянную и примыкающий к ней притвор были разобраны и заменены новой большой трапезной над входом в которую была сооружена колокольня (она стоит не на отдельном фундаменте, а на перекрытиях первого этажа).

Старый алтарь был снесен и заменен новым, большей площади (новые элементы комплекса стилизованы под старое церковное здание). Оставшуюся часть церкви усилили стальными поясами. В довершение всего декоративные элементы комплекса были окрашены в красный цвет, что нехарактерно для построек середины XVIII в.: «…был выбран нестандартный вариант оформления – умышленное искажение». В этом виде алтуфьевская церковь запечатлена на гербе района Лианозово (СВАО).

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве, вернее та часть, что сохранилась со времени постройки, – типичный представитель позднего барокко. “Его основной объём – четверик с сильно скруглёнными углами и выступающими за его пределы ризалитами, один из которых служит алтарём, а остальные – входами. Такого оригинального плана в настоящее время не имеет ни один московский храм. Стены обработаны рустом, филёнками и нишами, наличники окон с гнутыми сандриками на втором ярусе окна-обманки, то есть ложные”, – писал о храме известный москвовед, историк Михаил Юрьевич Коробко в статье “Алтуфьево. Люди, памятники, дома”. В 1986 году в связи с увеличением числа прихожан к основному объёму была сделана пристройка, выполняющая роль трапезной. Но и она не смогла вместить всех верующих, особенно по большим праздникам. Поэтому в 1993 году началось строительство новой трапезной и колокольни (старую колокольню переделали в световой барабан, пробив свод четверика). Площадь храма увеличилась вдвое, появились два новых придела – Преподобного Макария Желтоводского и Унженского и Святителя Ионы, митрополита Московского. Кроме того восточная апсида, в которой сейчас находится центральный алтарь, также была увеличена. В настоящее время архитектурный ансамбль Крестовоздвиженского храма состоит из трёхъярусной колокольни, увенчанной высоким шпилем, просторной трапезной, основного объёма со световым барабаном и миниатюрной главкой. Апсида квадратная в плане, со скруглёнными углами, на её восьмигранном куполе находится миниатюрная главка на глухом барабане. Фасады апсиды и трапезной украшают мозаичные панно с изображением икон. На территории храма находятся две часовни – Святого Мученика Уара, где происходит отпевание усопших, и церковная лавка. Кроме того, возведена часовня и над источником преподобного Макария Желтоводского, бьющего недалеко от храма.

В 1998 году на первом этаже дома причта был освящён в честь святых мучеников Веры, Надежды, Любови и матери их Софии крестильный храм. Трёхъярусная колокольня Крестовоздвиженского храм построена в 1995 году. На массивном высоком четверике покоится восьмигранный ярус звона, углы которого подчёркнуты рустовкой. Следующий ярус также восьмигранный, имеющий, скорее. декоративное значение. На куполе имеются четыре круглые люкарны (оконные проёмы на крыше, закрытые по бокам и сверху). Венчает сооружение высокий шпиль с крестом. После постройки новой колокольни старую, над четвериком храма, переделали в световой барабан. Проёмы на ярусе звона застеклили, превратив их в окна, над куполом вместо маленькой главки на длинной, тонкой “шее” возвели глухой барабан, украшенный мозаичными иконами с изображением святых, который завершается главкой в виде луковички, увенчанной массивным крестом. Окна всего здания и проёмы на ярусе звона колокольни типичны для московского барокко и оформлены в одном стиле. Наличники имеют сандрики – декоративные архитектурные элементы в виде небольших карнизов. Над вытянутыми в высоту окнами основного объёма расположены небольшие, вытянутые в длину ложные окна “второго света” (на их месте, возможно, были настоящие окна, позднее заложенные). Стены всего здания храма обработаны рустом. Ранее это подразумевало облицовку здания правильно сложенными или плотно пригнанными один к другому необработанными камнями. В современной архитектуре этим словом называют декоративный элемент фасада, имитирующий кирпичную кладку или выделенный штукатуркой и цветом. В России рустовка появилась в ХVIII веке, в архитектуре петровского барокко. Обычно рустовку делают по углам здания, акцентируя на них внимание.

После реконструкции 1991-1995 годов (работы велись по проекту архитектора Н. В. Надеждина) в Крестовоздвиженском храме стало гораздо прсторнее и светлее. В куполе “старой” церкви пробили отверстие, соединившее световой барабан с основным объёмом, своды расписали сценами на евангельские темы. В ходе реконструкции был заменён и иконостас. О прежнем, есть сведения в метрике 1887 года, составленной для Императорского Московского археологического общества С.Н. Буравцевым, настоятелем храма: “Иконостас деревянный, окрашенный белою лаковою краскою в виде четырёх плоских и продолговатых колонн, местами вызолоченный и с резьбою по местам, о трёх малых ярусах. Царские двери местами резные, насквозь из дерева, местами с накладною на них резьбою, позлащённые; формы верхушек царских дверей дугообразная. В церкви на стенах нет никакого росписания, снаружи стены никаких иконных изображений не имеют”. Нынешний иконостас четырёхрядный, с позолоченными колоннами, украшенный резьбой. от солеи его отделяет очень красивая резная металлическая решётка. В той же стилистике сделаны иконостасы в трапезной, а также в крестильном храме и часовне Мученика Уара. В проходе, ведущем из трапезной в предалтарное пространство, стены и полукруглая арка покрыты мозаичными фресками. В новой просторной трапезной были устроены приделы Преподобного Макария Желтоводского и Унженского (слева) и Святителя Ионы, митрополита Московского (справа). Имеется также приставной престол Святого мученика Трифона, освящённый в 1980 году для того, чтобы по праздникам и воскресеньям можно было служить две литургии. В приделе Святителя Ионы находится ковчег с частицами его мощей, а также мощи свт. Митрофания Воронежского, прп. Макария Желтоводского и Унженского, свт. Феофана Затворника. В приделе Преподобного Макария находится главная святыня храма – икона преподобного с частицей его мощей.

В 1999 году в престольный праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня патриарх Алексий II освятил фактически новый храм, после чего совершил Божественную литургию и молебен совместно с архиепископом Истринским Арсением и митрополитом Астраханским и Енотаевским Ионой.

Из журнала “Православные Храмы. Путешествие по Святым местам”. Выпуск №265, 2017 г.

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве: история и современность

Главная / Храм-часовня Пророка Илии


Расписание богослужений в храме-часовне Пророка Божия Илии

Новости

Таинство Крещения

Храм-часовня в честь Пророка Божия Илии, приписанный к храму Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове, находится в непосредственной близости от станции метро «Отрадное» (ул. Декабристов, д. 22б).

Свое существование храм-часовня начал в 1997 году, когда была заложена небольшая деревянная часовня шатрового типа, увенчанная луковичной главкой. Как и многие часовни, она была устроена на пересечении дорог, чтобы человек имел возможность зайти по пути, поставить свечу и помолиться. В 2005 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия часовня была преобразована в храм-часовню (малый храм) с возможностью совершения Божественной литургии. Для этого был установлен престол и иконостасом отделен алтарь.

Всех входящих в храм встречают преподобный Серафим Саровский и мученица Наталия, большие иконы которых расположены на колоннах арки в средней части храма. За ними взору открывается двухъярусный иконостас, обрамленный багровым бархатом, который символизирует страсти Христа, Его жертву во имя спасения и преображения мира.

При храме работает церковная лавка, где можно подать записки на поминовение о здравии и упокоении, заказать молебны, приобрести предметы церковной утвари, аудио-диски и книги православной тематики, а также получить консультацию о проводимых богослужениях и жизни прихода.

История

В период времени, который принято называть смутным, первый Кремль был разрушен. И в 1635 г. царь Михаил Федорович распорядился построить вновь из камня Теремной дворец. При нем выстроили домовые церкви. Эти церкви строились не разом.

Наиболее возрастная церковь дворца — это церковь Екатерины Великомученицы. В 1626 г. она не устояла на пожаре, и в последующем году специалист из Англии Джон Талер построил Екатерининский храм, но уже каменный, «у царицы на сенях», который включили в структуру Теремного дворца.

В 1654 г. государь Алексей Михайлович в указанной церкви в честь матери своей Евдокии Стрешневой устроил приделы: один по именинам царицы — во имя святой Евдокии, который стал потом самостоятельным теремным храмом, другой в память дня ее рождения — святого Онуфрия.

Федор Алексеевич взошел на царство в 1676 г. Его озарили святые и великие мысли создать в Кремле символичный образ, подобный храму Гробу Господня и Воскресения Христова, который в Иерусалиме. Есть мнение о том, что юный царь вдохновился Ново-Иерусалимским Воскресенским монастырем, который находится под Москвой.


Комплекс Теремных церквей, куда входит и церковь Воздвижения Креста Господня

Государем были переделаны эти домовые храмы. В 1681 году святой Евдокии храм заново освятили в память Воскресения Словущего, и уже царь присутствовал на Преображение в нем на службе.

В Воскресенском храме в этом же 1681 году по весне освятили крохотную Распятскую церковь.

В 1681 году данную церковь выстроил Царь Федор Алексеевич выше северного предела в соборе Верхоспасском. Длина ее в пределах 7 м, а ширина в пределах 4 м. Пол изготовлен из плит мрамора (цвета чёрный и белый), обладает сомкнутым сводом.

В конце 17 века зодчий Осип Старцев устроил над домовыми церквями Теремного дворца единый верх.


Верхоспасский собор Московского Кремля. Купола теремных церквей, куда входит и Распятская церковь

Воскресная школа

Организованная при Воздвиженской церкви Воскресная школа, ежегодно набирает слушателей в 4 группы детского и подросткового возраста. Самым маленьким преподают Закон Божий, проводят занятия в творческих кружках. Детям постарше – Закон Божий, Церковнославянский язык, Церковное хоровое пение и репетиции будущих спектаклей.

Детям среднего возраста преподают Священное писание Ветхого и Нового Завета, Церковнославянский язык, хоровое пение и проведение спектаклей. Старшей группе добавлены занятия по Христианской нравственности.

В Воскресной школе дополнительно организованы разнообразные кружки, развивающие интерес к труду и творчеству, такие как вышивание, иконопись. Есть свои клубы – молодежный и военно-патриотический «Страж». Обучение проводится бесплатно.

Внутреннее убранство

Убранство церкви содержит барочный оттенок. Храмовые двери из дерева, сделанные в XVI веке, доставлены из Троицка-Голенищева.

Установлен в храме четырёхъярусный отчеканенный из меди иконостас, чертежи которого разработал Карп Золотарев.


Иконостас церкви Воздвижения Креста Господня Московского Кремля

Золотарёв выполнил наброски, по которым изготовлены киоты из слюды, в коих размещены иконы с представленными сценами Страшного Суда и Страстей Господних, написанные Иванами Салтановым и Безминым.

Икона «Поклонение Кресту», которую на холсте написал Богдан Салтановый, пребывала в церкви, в алтаре. На иконе изображаются: император Константин и царица Елена, царь Алексей Михайлович, царица Мария Ильинична и патриарх Никон.

В Крестовоздвиженской располагается в меру Креста Господня Распятие, которое изготовлено в 1687 году резчиком Новоспасского монастыря старцем Ипполитом. От этого Распятия имеет место второе название Церкви — Распятская.

Реликвии и святыни


Василий Познанский, «Богоматерь Благодатное Небо»


Василий Познанский, «Богоматерь Умягчение злых сердец»


Василий Познанский, «Спаситель в терновом венце»

Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (Крестовоздвижения)

Праздник церковный Крестовоздвижения имеет христианский духовный смысл. Он является праздником двунадесятым непреходящим и отмечается ежегодно в один и тот же день 27 сентября (14 сентября по старому стилю).

Данный древнейший праздник в истории трактуется по-разному. Известны 3-и события, которые случились в разные периоды времени и объединены эпизодами, связанными с Крестом.

Читайте также:
Церковь Живоначальной Троицы в Останкино: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: