Екатерининский собор в Пушкине: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Царскосельский Екатерининский собор: уничтоженный и воскресший

Екатерининский собор в Царском Селе начали возводить по велению государя Николая I и проекту зодчего Константина Тона в 1835 году. Спустя 5 лет он был освящен протопресвитером Николаем Музовским, занимавшимся духовным воспитанием первых учащихся Царскосельского лицея.

Сегодня в храме существуют три престола: главный освящен в честь святой великомученицы Екатерины, икона которой есть и в Знаменской церкви, два других — во имя царственных страстотерпцев и благоверного Александра Невского. В свое время к собору была приписана городская часовня имени этого князя, а ныне — Знаменская церковь.

Храм не пережил лихолетья советских времен: в 1934 году власти его закрыли, а еще через пять лет взорвали без тени жалости. Об этом напоминает воздвигнутый в 1994 году крест.

Собор восстановили в 2009 году, и сегодня это одна из ярчайших жемчужин местного зодчества. Был облагорожен и окружающий храм ландшафт, в свое время организованный искусным садовником Федором Ляминым, украсившим территорию собора красивыми тополями голландской породы.

Строительство собора Святой Великомученицы Екатерины

В 1835 году началось строительство собора Святой Великомученицы Екатерины в Царском Селе по проекту Константина Тона, утвержденному самим императором Николаем I. Средства были выделены лично императором. Три самых больших колокола для нового храма отливались в Ярославле по личному распоряжению императора.

Роспись собора была поручена живописцам Федору Брюллову, Федору Бруни и Алексею Егорову. В частности, именно Брюллов написал двенадцать пророков, Бруни — образ Святой Екатерины, «Тайную вечерю» и образ Святого Благоверного Князя Александра Невского. Иконостас для храма был выполнен пятиярусным, кроме того он был позолочен и украшен искусной резьбой.

Через пять лет, в 1840 году, собор встал перед прихожанами во всей своей красе, и уже 24 ноября (по старому стилю) духовник императора протопресвитер Николай Музовский освящал его в присутствии императора, наследника престола цесаревича Александра и всего двора. После открытия собора прилегающая к нему площадь Царского Села стала называться Соборной.

Весь 1842 год был посвящен украшению территории перед новым храмом. Этими работами руководил садовый мастер Федор Федорович Лямин. Были высажены тополя, привезенные из Голландии, устроены дорожки, ведущие к собору.

Изначально собор Святой Екатерины был однопрестольным. В 1851-1852 годах появились еще два придела: правый — во имя святого благоверного князя Александра Невского и левый, освященный во имя святых Константина и Елены.

История Екатерининского собора Пушкина

В целом XIX век прошел для собора Святой Великомученицы Екатерины почти спокойно. Он постоянно находился под покровительством царствующего дома. Возможно, именно это способствовало его гибели в советские годы.

В 1862 году собор, который не простоял еще и четверти века, пострадал от пожара. От жара (горел Гостиный двор) на его куполах сошла позолота. Но ущерб довольно скоро восполнили, а в 1865 году покрыли главы специальным составом, защищающим от ржавчины.

В год празднования трехсотлетнего юбилея дома Романовых в Екатерининском соборе была отслужена панихида по царям и императорам России.

Информация для посетителей

Беседы о таинствах крещения и венчания проводятся ежедневно в 16:30. До начала литургии отводится полчаса для таинства исповеди. Официальный сайт Екатерининского собора: soborekaterina-ru. Группа Екатерининского собора на сайте Вконтакте: club24445808.

Телефоны, по которым можно обращаться для согласования проведения экскурсий:

Туристы, посещая Екатерининский парк, не могут пройти мимо Собора в Пушкине. Этот уникальный архитектурный объект тесно связан со многими историческими именами, событиями, о которых можно узнать в стенах музея, расположенного в нижних этажах церкви.

После революции

В конце 1917 года в Царское Село вошли большевики. Дальнейшую судьбу храма можно было легко предугадать. В 1918-м Царское Село было переименовано в Детское Село, это название сохранялось за ним до 1937 года, когда город был переименован в Пушкин к столетней траурной дате со дня гибели поэта. В 1934-м Детскосельский Горсовет зарегистрировал несколько наказов о закрытии Екатерининского собора. С этого момента участь собора была предрешена.

В 1938-м имущество собора было описано, а здание передано Пушкинскому райсовету «для культурных и оборонных целей». Затем было принято решение о том, что собор «не представляет собой культурной ценности», и он был закрыт с предложением использовать здание под кинотеатр.

Однако в 1939 году здание храма обнесли глухим забором, с него сняли кровлю, вынесли мебель и иконостасы, разбили топорами иконы и сожгли их в подвале, после чего 5 июня 1939 года Екатерининский собор взорвали.

Груда кирпичей от взорванного храма сохранялась на том же самом месте аж до 1950 года! Только к этому году частично они осели, частично были растащены, и на месте храма разбили городской сквер. В 1960 году 22 апреля на том месте, где когда-то молились прихожане, был установлен памятник Владимиру Ильичу Ленину.

Возрождение

В 1990-е годы начались разговоры о том, что Екатерининский храм надо восстановить. Путь к этому оказался длинным. В 2006 году начались археологические раскопки на месте, где стоял собор. Был раскрыт сохранившийся фундамент старого храма. Одновременно проводилась масштабная работа в архивах.

20 июля 2006 года был заложен первый камень и установлен памятный знак. На протяжении всего 2007 года велись подготовительные работы, необходимые для начала строительства. 7 декабря того же года благотворительный фонд собора объявил о начале акции «Именной кирпич — в стену храма», и уже к 23 декабря в ней поучаствовала первая тысяча человек! Воистину, восстановление храма стало общенародным делом.

Читайте также:
Троицкий храм Реутова: описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться

В августе 2009 года на здание храма установили пять глав, а уже в декабре того же года отслужили первую литургию. В феврале 2010-го на звонницу водрузили колокола — точную копию тех, что были когда-то утрачены. Фасад храма украсила мозаичная икона Святой Екатерины и, когда 27 июня 2010 года праздновалось трехсотлетие Царского Села, совершили чин великого освящения храма.

Литература

  • Вильчковский С. Н.
    Царское Село:. — Репринт. воспроизведение изд. 1911 г. — СПб.: Рекл.-изд. предприятие «Титул-СПб.», 1992. — С. 204-208.
  • Ласточкин С. Я., Рубежанский Ю. Ф.
    Царское Село — резиденция российских монархов: Архит. и воен.-ист. очерк. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Тип. «Правда», 2000. — ISBN 5-85991-043-6.
  • Мещанинов М. Ю.
    Храмы Царского Села, Павловска и их ближайших окрестностей. Краткий исторический справочник. — 2-е изд., исп. и доп. — СПб.: Genio Loci, 2007. — С. 26—39. — ISBN 5-9900655-3-1.
  • Дворцовый город Царское Село: Исторический очерк градостроительного развития (XVIII — начало XX века) с иллюстрированным приложением. — СПб.: Genio Loci, 2009. — 208 с. — ISBN 5-9900655-9-8.
  • Елена Алексеева Царскосельский заступник // Церковный вестник, 14 ноября 2017

Внутри Екатерининского собора Пушкина

Изначально Екатерининский собор в Пушкино был однопрестольным, два придела устроили позднее. В восстановленном же храме с самого начала было три престола. Попрежнему главный престол был освящен во имя святой великомученицы Екатерины, но правый и левый освящены во имя святых новомучеников Российских. Правый — во имя святых царственных страстотерпцев, а левый — во имя священномученика Иоанна Царскосельского (Кочурова).

Внутреннее пространство собора поражает величием, обилием света и простором. Стены собора пока не расписаны. На белом фоне стен особенно выразительно смотрится золотое убранство киотов и иконостасов. Дверные порталы оформлены под розовый мрамор. Однако основные цвета собора — золотой и белый.

Центральный иконостас восстановлен таким же, каким он был в старом храме, по эскизу Константина Тона. Белый, с позолоченными деталями, устремленный ввысь, выглядит он очень царственно. Но есть в нем и существенное отличие от прежнего иконостаса: все его иконы написаны в древнерусском стиле.

Икона Святой Великомученицы Екатерины находится в бело-золотом киоте-поставце у юго-восточного столпа.

У северо-восточного столпа точно в таком же киоте расположен образ Священномученика Иоанна Царскосельского. На солее под киотами устроены раки с мощами этих святых.

Западные столпы храма тоже окружены киотами-поставцами. В них стоят иконы, выполненные как в стиле древнерусского письма, так и в манере, характерной для XIX века.

Иконостас правого придела двухъярусный. Венчает его также икона «Тайная Вечеря». Иконостас левого придела также двухъярусный.

Чтимые святыни

Оригинальный храм

До закрытия в соборе были следующие особо чтимые святыни:

  • Ковчег, пожертвованный грузинским князем Ираклием в память его двоюродной сестры, грузинской царевны Елены Фарнабазовны, скончавшейся в Царском Селе 7 (19) июля 1867 года. В него был помещён большой перст святого великомученика Георгия, часть Древа Господня, Ризы Пресвятой Богородицы и мощи разных святых;

Икона святого Пантелеимона в Гатчинском соборе

  • Икона святого великомученика Пантелеймона, с нагрудной частицей его мощей, пожертвованный 20 августа (1 сентября) 1871 года вдовой придворного лакея Агафьей Константиновой. На серебряной оправе частицы — греческие и грузинские надписи, а также сургучная печать патриарха Анфима. Образ помещался у левой колонны, перед ним с 1872 года, по четвергам, после литургии, читали акафист святому Пантелеймону; а 27 июля обносили икону вокруг собора[11]. Икона была изъята в марте 1938 года, затем вывезена немцами в Прибалтику. После Великой Отечественной войны возвращен в Ленинград, и митрополит Григорий передал его в Гатчинский собор;
  • Крест с мощами, в память умершего сына Сергия, с малолетства страдавшего от падучей болезни, пожертвовала госпожа Волкова;
  • Крест с мощами святого Феодора Тирона и великомученицы Варвары;
  • Икона с частицей мощей святого Авраамия;
  • Икона Владимирской Божией Матери в сребро-позлащенной ризе, устроенная в память коронования Александра II и Марии Александровны. Драгоценные камни пожертвованы разными лицами;
  • Икона святителей московских, присланная Московским митрополитом Филаретом 6 (18) октября 1867 года в сопровождении послания: «Божие благословение, мир и благоденствие. Не иное что, как любовь вашу к православной церкви и ея священноначалию вижу в том, что вы издалека благим оком воззрели на меня, и на мой день, милостив Божией мне дарованный, и мне послали не только слово привета, но и священный дар — икону праведного Филарета. С утешением благодарю вас, потому что с утешением вижу ваше духовное расположение. По долгу взаимности и по желанию некоторых из вас, препосылаю вам святую икону Святителей и Чудотворцев московских. Их благоприятныя молитвы благодатно да покрывают ваши души и ваш град. 6 октября 1867 года. Филарет, митрополит московский
    »;
  • Потир сребро-позлащенный с финифтяными образами и разноцветными стразами. Он был пожертвован императрицей Екатериной II в 1783 году в Софийский собор, когда он был приходским. В Екатерининский собор потир был передан после Отечественной войны 1812 года;
  • Потир серебряный с выпуклым изображением иконы Тайной Вечери;
  • Ковчег серебряный в виде горы с гробницей Спасителя, окруженной ликами святых, бывших при погребении Господа. Вес серебра — 7,371 килограммов;
  • Крест напрестольный, сребро-позлащенный, с финифтяными изображениями и разноцветными стразами, и, вместе с ним, Евангелие, украшенное таким же образом; крест и Евангелие — дар Екатерины II.
Читайте также:
Церковь Бориса и Глеба в Зюзине: история и адрес храма, расписание богослужений, настоятели

Современный храм

  • Мощи священномученика Иоанна Царскосельского.
  • Мощи великомученицы Екатерины.
  • Список иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» с подписью, сделанной священномучеником Вениамином, митрополитом Петроградским.
  • Список иконы Божией Матери «Продромитисса», переданный собору из румынского скита Продром (Афон).

Екатерининский храм сегодня

Сейчас к Екатерининскому храму приписаны еще две церкви: Знаменская церковь на Садовой улице (здесь богослужения проходят ежедневно) и часовня Игоря Черниговского, на перекрестке Московской и Конюшенной улиц (здесь службы проходят в воскресные и праздничные дни).

Старинная Знаменская церковь, заложенная еще по повелению цесаревны Елизаветы Петровны в 1734 году, была возвращена церкви в 1991 году и отреставрирована. Ныне она включена в число объектов исторического и культурного наследия как памятник архитектуры.

Часовня Игоря Черниговского стоит на месте, где в годы Великой Отечественной войны фашисты проводили массовые казни. В ней хранится «Книга памяти» города Пушкина, где перечислены имена погибших во время оккупации.

Приход

Приписные храмы

К приходу Екатерининского собора приписаны храмы:

  • Знаменская церковь — действующая.
  • Церковь-часовня благоверного князя Игоря Черниговского — действующая
  • Церковь Воскресения Христова в Екатерининском дворце — богослужения единичны и очень редки, восстанавливается

Настоятели собора

Настоятели собора[12]
Даты Настоятель
21 января (2 февраля) 1841 — 12 (24) декабря 1865 священник Феодор Иванович Тигодский (1794—1872)[13]
12 (24) декабря 1865 — 10 (22) сентября 1883 протоиерей Андрей Афанасьевич Ветвеницкий (1824—1883)[14]
17 (29) сентября 1883 — июнь 1893 священник Павел Николаевич Ламанов (1818—1894)
20 августа (1 сентября) 1893 — 24 октября (6 ноября) 1916 протоиерей Афанасий Иванович Беляев (1845—1921)
4 (17) ноября 1916 — март 1935 протоиерей Николай Иванович Смирнов (1864—1942)
2 октября 1935 — 12 марта 1938 протоиерей Феодор Фёдорович Забелин (1868—1949)
1938—2009 период закрытия
2009 — настоящее время протоиерей Никита Геннадьевич Зверев (род. 1983)

Как добраться самостоятельно

От Санкт-Петербурга до Екатерининского храма в Царском Селе (Пушкине) удобнее и дешевле всего добираться по железной дороге. От Витебского вокзала до станции Царское Село, время в пути 30 минут. Также можно сесть в электричку на станции Купчино, сначала доехав до одноименной станции метро. Тут время в пути составит 15 минут. Затем выйти в сторону Широкой улицы и, пройдя по ней, дойти до Октябрьского бульвара, повернуть направо, дойти до пересечения с Оранжерейной улицей и повернуть налево. Немного пройдя по Оранжерейной улице, вы окажетесь на Соборной площади, где и стоит Екатерининский собор. Время неторопливой прогулки составит не более 20 минут.

Правила посещения

Для ознакомления с архитектурой, внутренним убранством церкви перед посещением необходимо уточнить время. В соборе принято выключать звук мобильного устройства. Мужчины должны снимать головной убор, а женщины наоборот, должны входить с покрытой головой. Одежда должна скрывать плечи и зону декольте. Недопустимо посещение храма в просвечивающем и открытом наряде.

Нельзя фотографировать без предварительного согласия священнослужителей, проведение службы. Категорически запрещено проносить холодное оружие, колющие и режущие предметы, легковоспламеняющиеся и ядовитые вещества, посещать собор в состоянии алкогольного опьянения. Непозволительно брать с собой животных, входить с продуктами питания. Запрещено трогать экспонаты, заходить за ограждения, наносить ущерб, оставлять мусор в помещении.

Екатерининский собор

Архитекторы: Тон К. А.
Михалычев А. В.
Год постройки: 1835-1840, 2007-2011
Стиль: Неорусский

Фото – Mary 10.2011.

Екатерининский собор

Пушкин. Соборная пл., 1

1835-1840 – арх. Тон Константин Андреевич

2007-2011 – арх. Михалычев Андрей Вячеславович – восстановлен

Царскосельская Соборная площадь – произведение архитектора В. И. Гесте, является образцом градостроительного искусства периода классицизма. Это композиционное ядро центра г. Пушкина. Главная городская площадь с храмом в центре предусмотрена арх. В. И. Гесте в генеральном плане Царского Села, утвержденным императором Александром I в 1814 г. [ 1 ].

Пятиглавый храм в центре Царского Села был заложен в 1835 г. по повелению НиколаяI. Строился храм по проекту и под наблюдением акад. арх. Константина Андреевича Тона в русско-византийском стиле. Организацией строительных работ занимался главноуправляющий Царским селом Я. В. Захаржевский [ 1 ]. Главный престол был освящен 24 ноября 1840 г. во имя св. вмч. Екатерины в присутствии императора и цесаревича Александра Николаевича [ 2 ].

После постройки собора на площади распланировали сад, обозначенный на планах 1842 и 1858 гг. Собор окружила насыпная площадка круглой формы. На которую выходили дорожки-аллеи. Сад обрамляла прозрачная металлическая решетка строгого рисунка. Дорожки, в плане образующие греческий крест – с главным куполом собора в перспективном центре пересечения – вели к входам в храм, закрепляя продольную и поперечную оси площади. Диагональные дорожки косого Андреевского креста были ориентированы в перспективе на восьмигранные столбы собора, оформлявшие квадратный в плане объем, и на малые купола. Они начинались от перекрестков образованных пересечением улиц Московской, Оранжерейной, Леонтьевской и Колпинской [ 1 ].

В 1842 г. К. А. Тон разработал проект иконостаса для боковых приделов. Проект был утвержден императором, но воплощение затянулось на десять лет. Боковые приделы были устроены на средства церковного старосты, царскосельского 1-ой гильдии купца Петра Федоровича Сакулина. Правый придел во имя св. блг. князя Александра Невского был освящен 18 ноября 1851 г., а 21 мая 1852 г. освящен левый придел во имя свв. равноапостольных Царей Константина и Елены.

Высота Екатерининского собора с крестом составляет 53 м. Его стены были оштукатурены и выбелены. С трех сторон находились крыльца, выложенные из путиловских плит. Первоначально все главы собора были вызолочены, но уже в 1865 г. из-за проступившей ржавчины их закрасили кронгельмом [ 2 ].

Читайте также:
Церковь Живоначальной Троицы в Останкино: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Храм пятикупольный, квадратный в плане, с одной полукруглой апсидой и узким прямоугольным притвором. Высота апсиды и притвора равняются основному объему. Главным акцентом композиции служаткилевидные закомары с рельефами, восьмигранные столбы в оформлении углов, луковичные главы и аркатурные пояса на световых барабанах. Считается, что Царскосельский собор Тона послужил образцом для возобновления в 1853-1866 гг. древнего собора Боголюбова монастыря близ Владимира. Храм четырехстолпный, полуциркульные арки опираются в углах на четыре квадратных столба. На них возвышается центральный барабан, перекрытый куполом и несущий крупную пучинистую главу-луковицу. Переход от арок к барабану осуществляется с помощью парусов. Примыкающие к четверику ветви креста перекрывают цилиндрические своды с распалубками. Угловые части храма между вервями креста перекрывают купола малых глав. Фасады собора располагаются паралельно сторонам площади, образованной четырьмя улицами, чем обусловлено некоторое смещение о оси восток-запад. Апсида находится со стороны Оранжерейной ул. Западный фасад обращен в сторону Леонтьевской ул . [ 1 ].

Соборная площадь на плане
Царского Села 1914 г.

Татарстанская митрополия

Красная революция и годы религиозного террора во время становления и укрепления СССР уничтожили множество приходов и епархий. Не стал исключением и Татарстанская митрополия — ее закрыли на долгие 68 лет и православные христиане получили возможность вновь иметь своего архиепископа в Татарстане только в 2012 году.

История

Земли Татарстана всегда были мусульманскими — проживающие здесь люди почти поголовно исповедовали ислам. Даже сегодня при свободе вероисповедания в этих краях мечетей в 5 раз больше нежели православных христианских храмов, а в период 1900-1917 года их было в несколько раз меньше. Хотя Казанская епархия впервые была основана в 1555 году.

Священный Синод впервые решил создать на территории Татарстана независимой и самостоятельной единицы в 1934 году, поскольку приходами было тяжело управлять на расстоянии и необходимо было наделить духовенство там определенной властью.

Поэтому 12 марта вышел указ об образовании в границах Татарской АССР митрополии, а кафедру митрополита предопределили разместить в Казани — столице республики. Это преобразование состоялось в рамках Поместного Собора 1917–1918 гг., на котором решался вопрос о митрополичьих округах. Возглавлял Собор тогда Временный Патриарший Священный Синод.

Просуществовала митрополия недолго — уже в 1943 году (как предполагают историки, ведь точной даты невозможно найти) она была упразднена. Это произошло во время масштабного переустройства епископских кафедр по всей стране.

Причины упразднения точно неизвестны, но предполагается, что это произошло из-за нехватки духовенства (часть была в ссылке, часть расстреляна в 30-е годы, часть была на фронте), малого количества прихожан (большинство было на фронте или погибло) и противления государственной власти христианской вере.

Восстановление митрополии было осуществлено уже после распада СССР — в 2012 году. В июне Священный Синод принял решение и постановил о возобновлении митрополичьей кафедры в Казане и наделении ее главы титулом митрополита Казанского и Татарстанского.

Деятельность

Сегодня митрополия состоит из трех епархий: Казанской (кафедра епископа в Казане), Альметьевской (центр в городе Альметьевске) и Чистопольской (центр Чистополь). За время существования митрополии ею управляли два митрополита:

  • Анастасий (Меткин) — в период 2012-2015 гг.;
  • Феофан (Ашкуров) — с июля 2015 года по сегодняшнее время.

Митрополит имеет опыт службы в мусульманских районах: он нес служение в Египте, Иерусалиме, в Ставрополе (пограничный район с Северным Кавказом), поэтому именно его попросили принять эту должность. Под руководством Феофана находятся не только архиереи подчиненных епархий, но и главы всех епархиальных отделов, которые несут служение среди населения.

Митрополия заботится о духовном просвещении населения несмотря на то, что мусульмане достаточно тяжело принимают и слушают Слово Божие. Духовенство несет служение:

  • миссионерское;
  • просветительское;
  • социальной помощи;
  • среди молодежи.

В Татарстане большое внимание уделяется воскресным школам для взрослых и детей — только образованные и воцерковленные христиане могут эффективно проповедовать своим соседям, друзьям и знакомым Христа. Действует ряд специализированных православных учебных заведений:

  1. Казанская духовная семинария.
  2. Гимназия святого Гурия Казанского (Казань).
  3. Школа катехизаторов (Набережные Челны).
  4. Богословские курсы (Чистополь).
  5. Православная гимназия (Альметьевск).

Все это возможно благодаря поддержке прихожан и церквей страны. Вся информация о митрополии, ее новостях можно найти на главном сайте, где они своевременно публикуются.

Церкви и монастыри

Важнейшим храмом митрополии является Благовещенский собор Казанского кремля — именно в него стекаются все христиане митрополии на большие престольные праздники и сюда же приезжают туристы города и паломники. Церковь была возведена в XVI веке и была кафедральной вплоть до 1918 года.

Прототипом для постройки служил Успенский собор Кремля в Москве. Храм представляет собой белое здание с 5 куполами каплевидной формы синего цвета. Они украшены звездами, который сочетаются с главным куполом собора, покрытого сусальным золотом.

В митрополии также особое положение занимают храмы:

  1. Никольский — кафедральный собор Казанской епархии.
  2. Богоявленский — один из древнейших храмов Казани.
  3. Казанской иконы Богородицы — расположен в городе Альметьевск и является кафедральным храмом одноименной епархии.
  4. Никольский — кафедральный собор Чистополя.

Татарстанская митрополия богата монастырскими поселениями. Паломникам обязательно стоит посетить некоторые особо значимые:

  1. Свияжский Богородице-Успенский мужской.
  2. Иоанно-Предтеченский мужской.
  3. Свято-Успенский Зилантов женский.
  4. Макарьевская и Седмиезерная Богородицкая мужские пустыни.
Читайте также:
Храм Рождества Христова в Нижневартовске: описание и адрес храма, расписание богослужений, как добраться

Несмотря на противлении мусульманского населения, православная вера в Татарстане крепнет, а митрополия усиливает свои позиции. Все большее количество прихожан наблюдается в приходах и усиливается поток паломников.

Путеводитель по православным достопримечательностям Татарстана

Автор — Анастасия Тищенко

Казань

Казанский Богородицкий монастырь

По преданию, после крупного пожара жарким летом 1579 года девочке Матроне явилась Богородица и повелела найти на месте сгоревшего дома ее Пречистый Образ. В том же году на месте обретения чудотворной Казанской иконы Божией Матери по указу Ивана Грозного был заложен монастырь.

Казанский Богородицкий монастырь на протяжении многих столетий оставался самым крупным и известным в Поволжье. Это был уникальный архитектурный комплекс, который занимал несколько гектаров земли и включал церкви, соборы, часовни, колокольню, жилые корпуса и здание церковно-приходской школы. Комплекс сильно пострадал от разрушений, но сегодня можно увидеть отреставрированный Крестовоздвиженский храм XIX века и Софийскую надвратную церковь. 21 июля 2021 года, в день празднования обретения Казанской иконы Божией Матери, состоялось открытие возрожденного Казанского собора, утраченного в советские годы. Большая команда архитекторов, ученых, археологов, искусствоведов и других специалистов на протяжении 6 лет восстанавливали облик собора, чтобы он предстал перед нами точно таким же, как и сто лет назад. Именно здесь, в главном соборе монастыря, хранится один из старейших списков Казанской иконы Божией Матери – Ватиканский, подаренный Папой Римским Иоанном Павлом II.

Приходить сюда лучше утром, пока в монастыре нет больших очередей из желающих увидеть самую почитаемую икону. Также при храме работает пекарня, в которой можно будет позавтракать свежей выпечкой.

Адрес: ул. Большая Красная, д. 5

Благовещенский собор

Это старейшее сооружение ансамбля Казанского Кремля и уникальный образец псковской архитектурной школы. В декабре 1552 года мастер Постник Яковлев и каменщик Иван Ширяев — строители Собора Василия Блаженного — по указанию Ивана Грозного приехали в Казань строить каменный кремль и Благовещенский собор. Храм строили 80 псковских мастеров с 1556 по 1562 годы. Изначально он представлял собой белокаменный крестово-купольный храм, но в XVIII и XIX веках был дополнен трапезной – сначала односветной, а затем двусветной, с двумя рядами окон. В 1925 году храм закрыли и разместили в нем государственный архив ТАССР. Собор возобновил свою работу после 10-летней реставрации только 21 июля 2005 года — в год празднования 450-летия Казанской епархии.

Несмотря на большое количество реконструкций, храму удалось сохранить исконный псковский стиль и уникальные орнаменты. Также в Благовещенском соборе находится одна из самых известных святынь — келья архиепископа Гурия со старинным образом Спаса Нерукотворного XVI века.

В Кремле можно почувствовать тесное сплетение культур и религий, ведь рядом с собором находится мечеть Кул Шариф – такое доброе соседство характеризует всю республику в целом.

Адрес: Казанский Кремль

Зилантов Свято-Успенский женский монастырь

Монастырь был также построен по инициативе Ивана Грозного в день и год взятия Казани 15 октября 1552 года и является древнейшим из сохранившихся монастырей Поволжья. Изначально монастырь находился около братской могилы русских воинов, павших при взятии Казани, но из-за постоянного половодья в 1559 году его перенесли на Зилантову гору. Именно здесь в XVII веке сложился основной ансамбль монастыря, включающий Успенский собор, храм во имя Алексия Митрополита Московского и Князь-Владимирскую церковь. Сейчас в монастыре находится женская община, сестры которой занимаются рукоделием, реставрируют иконы и проводят экскурсии для паломников.

Монастырь находится в Кировском районе Казани — на другом берегу от шумного центра, поэтому ничто не помешает вам проникнуться особой духовной атмосферой и продолжить неспешную прогулку по тихим улицам города. А самый красивый вид на монастырь открывается с Волги и железной дороги, проложенной мимо монастыря.

Адрес: Архангельский переулок, д. 1

Петропавловский собор

Храм является одним из главных духовных символов Казани и ценнейшим архитектурным памятником русского или так называемого «нарышкинского» барокко первой половины XVIII века. Построен он был в 1723-1726 годах казанским купцом Иваном Михляевым в память о визите в Казань Петра I. Архитектура и убранство собора уникальны и не похожи ни на один другой архитектурный памятник. Двухъярусный храм 52 метра в высоту и стоит на горе, за счет чего его хорошо видно даже издалека. Снаружи и внутри собор украшен лепниной с растительными мотивами — за это его прозвали «каменными висячими садами Казани». А ещё в галерее можно увидеть крупные старинные изразцы — это единственный храм в Казани, где сохранился такой вид уникальной плитки.

Не удивительно, что полюбоваться храмом приезжали все российские императоры и императрицы, начиная с Екатерины II, государственные и общественные деятели. Ученый, натуралист и путешественник Александр Гумбольдт описывал собор в своих заметках о путешествии в Россию в 1829 году, Александр Дюма рассказал о нем в своей книге «Учитель фехтования», а Фёдор Шаляпин нередко пел в соборе за богослужением. В таком месте можно проникнуться атмосферой прошлых столетий и отдохнуть от городской суеты, а со смотровой площадки внимательно рассмотреть исторический центр Казани — оттуда открывается вид на Кремль и улицу Баумана.

Адрес: ул. Мусы Джалиля, д. 21

Свияжск

Богородице-Успенский мужской монастырь

Это важнейший центр распространения православия в Поволжье и объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Монастырь был построен в 1555 году — одновременно с учреждением Казанской епархии. На его территории сохранились постройки разных времен, которые образуют впечатляющий архитектурный ансамбль. Самые ценные из них — Успенский собор и церковь Николая Чудотворца. Они являются самыми древними постройками в Свияжске и признаны шедеврами русского зодчества XVI века.

Читайте также:
Христо-Рождественский собор в Липецке: адрес и описание, история, мощи и святыни

Успенский собор был построен в 1561 году в псковско-новгородском стиле, а в XVIII веке получил новый купол в стиле украинского барокко и 12 узорных барочных кокошников, которые немного смягчили суровое сооружение. Внутри храм украшен уникальными фресками общей площадью 1080 кв.метров. Это полный цикл многокрасочной стенной росписи эпохи Ивана Грозного.

Еще один ценный памятник монастыря — Церковь Николая Чудотворца. Церковь является местом паломничества православных верующих со всей России. Она была построена в 1556 году под руководством зодчего Ивана Ширяя, который отразил в архитектуре традиционные черты псковской школы XVI века. Изначально стены храма были покрыты уникальными фресками, но до наших дней сохранился только фрагмент лика Николы Можайского на восточном фасаде в нише. Во времена Ивана Грозного в подвале колокольни рядом с храмом был потайной подземный ход, который вел к Щучьему озеру — оно снабжало служащих водой во время осады. После надстроек высота этой колокольни достигла 43 метров, и сейчас она является самым высоким сооружением в Свияжске.

Самые красивые фотографии комплекса можно сделать на парковке и вертолетной площадке при въезде на остров — оттуда открывается панорама главных зданий монастыря, которую невозможно не запечатлеть. А на обратном пути у ворот монастыря вам откроется прекрасный вид на реку Свиягу и ближайшие острова.

Адрес: Зеленодольский район, село Свияжск

Болгар

Свято-Авраамиевская церковь

Сегодня это голубое здание с посеребренными куполами у березовой рощи. Внутри церкви находится оригинальная православная роспись и иконы, а главные святыни храма — рака с мощами Авраамия Болгарского и целебный источник, бьющий на месте гибели покровителя церкви.

А во дворе церкви есть подворье, в котором можно увидеть уменьшенные модели разных видов церквей — отличная возможность сделать фото с разными достопримечательностями не выезжая за пределы одного места.

Адрес: г. Болгар, ул. Лихачева, д. 144.

Зеленодольск

Раифский Богородицкий мужской монастырь

Монастырь является известным центром паломничества православных верующих и крупнейшим из действующих монастырей Татарстанской митрополии.

Обитель была основана в середине XVII века отшельником Филаретом. До пожара 1689 года монастырь был полностью деревянным, а с XVII—XVIII начал складываться каменный ансамбль. Сейчас восстановленный после многочисленных пожаров монастырский комплекс является одним из самых величественных в Среднем Поволжье, а особую живописность ему придают заповедный сосновый лес вокруг и Раифское озеро. На территории монастыря действуют четыре храма: собор в честь Грузинской иконы Божией Матери, храм в честь Преподобных отцов в Раифе и Синае избиенных, собор во имя Живоначальной Троицы и надвратный храм. Главная святыня Раифского монастыря — Грузинская икона Божией Матери, которая была возвращена из Казани 14 августа 1992 года.

Адрес: Зеленодольский район, посёлок Раифа

Чистополь

Никольский собор

Собор является одним из главных архитектурных украшений и доминантой центра Чистополя.

Никольский собор был построен в 1838 году по проекту архитектора Петра Пятницкого, прославившегося постройкой Казанского университета. Расположен собор на высоком берегу Камы на въезде в старый город и представляет собой яркий образец позднего классицизма, являясь одним из самых ценных памятников архитектуры в Казанском крае. Не зря именно с него начинается большинство обзорных экскурсий по городу. В интерьере церкви сохранилась уникальная фреска семьи Романовых, написанная еще до их канонизации, а на полу можно увидеть плитку дореволюционного производства.

Адрес: г. Чистополь, ул. К.Маркса, д. 2

Елабуга

Собор Покрова Пресвятой Богородицы

Церковь имеет высокую архитектурную ценность как уникальное сооружение со сложными формами, сочетающими элементы позднего барокко, ампира и раннего классицизма, а бирюзовые стены с белым убранством всегда выглядят празднично.

Собор был построен в 1820 году на месте двух старых деревянных церквей и был освещён в честь Покрова Пресвятой Богородицы и пророка Илии. Ворота расписывали два выдающихся художника — Карл Гун и Василий Верещагин. Покровителями церкви были состоятельные елабужские купцы, поэтому убранство храма было по тем временам роскошным — алтарь с богатой отделкой и позолоченные царские ворота всегда привлекали внимание посетителей. Главная святыня храма — древняя икона Трех Святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова.

КАЗАНСКАЯ ЕПАРХИЯ

Казанский Никольский кафедральный собор, 21 февраля 2010 г. Фото Андрея Петровича Сычева, с сайта sobory.ru

Казанская и Татарстанская епархия Татарстанской митрополии Русской Православной Церкви

В 1555 году по указу царя Ивана Грозного при Московском митрополите Макарии соборным определением была учреждена Казанская епархия, на которую в сане архиепископа Казанского и Свияжского был назначен игумен тверского Селижарова монастыря Гурий (Руготин), отправившийся в Казань с архимандритами Варсонофием и Германом и “наказной памятью”: в крещение неволею не приводить, обращаться с иноверцами кротко, с умилением, жестокостей им не чинить, а при необходимости, освобождать их от суда воевод и наместников. В иерархическом отношении Казанская епархия, относившаяся к Московской митрополии, заняла среди восточно-русских епархий третье место после Москвы (митрополии) и Новгорода (архиепископии). С 26 января 1589 года – митрополия.

Территориально Казанскую епархию составили: на юго-западе – до реки Суры Нагорная сторона (Козьмодемьянск, Васильсурск, Чебоксары, Цивильск, Свияжск, Тетюши) и Луговая сторона (Санчурск, Царевококшайск); на северо-западе – все земли до реки Ветлуги; часть Вятских земель до середины течения реки Вятки, которые с 1658 года отходят к новоустроенной Вятской епархии; на востоке – земли Казанского, Астраханского, отчасти Сибирского царств (с 1586 года вошла Уфа и Бирск); на юге – земли Астраханского царства до Терского городка на реке Терек, которые с 1602 года отходят к новообразованной Астраханской епархии. К 1917 году территория Казанской епархии ограничивалась пределами Казанской губернии.

11 июня 1993 года из состава Казанской епархии была выделена Йошкар-Олинская епархия в пределах республики Марий Эл.

6 июня 2012 года были выделены самостоятельные Альметьевская и Чистопольская епархии, после чего в составе Казанской епархии осталась северо-восточная половина Татарстана – города Казань и Набережные Челны, а также Агрызский, Апастовский, Арский, Атнинский, Балтасинский, Буинский, Верхнеуслонский, Высокогорский, Дрожжановский, Елабужский, Зеленодольский, Кайбицкий, Камско-Устьинский, Кукморский, Лаишевский, Мамадышский, Менделеевский, Мензелинский, Пестречинский, Рыбно-Слободский, Сабинский, Тетюшский, Тукаевский и Тюлячинский районы. Тогда же Казанская кафедра была определена центром Татарстанской митрополии.

Исторические названия

  • Казанская и Свияжская (3 февраля 1555 – 26 января 1589)
  • Казанская и Астраханская (26 января 1589 – 1602)
  • Казанская и Свияжская (1602 – 16 октября 1799)
  • Казанская и Симбирская (16 октября 1799 – 10 февраля 1832)
  • Казанская и Свияжская (10 февраля 1832 – упом. 14 декабря 1930)
  • Казанская и Татарская (упом. 25 февраля 1948)
  • Казанская и Чистопольская (1949 – 26 декабря 1957)
  • Казанская и Марийская (26 декабря 1957 – 11 июня 1993)
  • Казанская и Татарстанская (11 июня 1993)

Статистика

  • 1904 – Церквей – 746, часовен и молитвенных домов – 326. Духовенство – 1521 (протоиереев – 40, священников – 713, дьяконов – 30, псаломщиков – 738). Православного населения – 1480216, старообрядцев – свыше 17399, иноверцев – 767238, протестантов – 735, католиков – 1203. Библиотек при церквях – 620.
  • 1912 – Архиерейских домов – 2. Церквей – 739, часовен – 336. Монастырей – 23 (10 женских), 2 женские общины. Духовная академия, Духовная семинария, 3 духовных училища, 589 церковных школ, центральная татарская школа при Братстве святого Гурия (1864).
  • 1 января 1958[1] – 31 зарегистрированный храм/молитвенный дом.
  • декабрь 2010 – приходов – 272, храмов – 221 (в т.ч. приписных – 36, монастырских – 23, часовен – 25, больничных – 4, тюремных – 8), священников – 330, диаконов – 68. В ряде населенных пунктов Татарстана действуют духовно-просветительские курсы. 13 печатных периодических изданий различного формата. 6 православных теле- и радиопередач [2].
  • 1 августа 2013 – 145 храмов, 35 часовен; 12 молитвенных домов, имеющих престол; 138 приходов, имеющих юридическую регистрацию, не имеющих – 9; молитвенных помещений любого вида на территории монастырей или при учреждениях (светских учебных заведениях, исправительных учреждениях, военных частях, больницах и т.п.) – 24; штатных клириков: 208 священников, 32 диакона; приходское духовенство: 152 священника, 26 диаконов; целибатных и вдовых священнослужителей: 36 священников, 5 диаконов; монашествующих приходских клириков (в мантии или рясофоре): 20 священников, 1 диакон; монашествующих, пребывающих в монастырях: мужское монашество без сана – 13, мужское монашество в сане – 49, женское монашество – 19. В ряде населенных пунктов Татарстана действуют духовно-просветительские курсы. 13 печатных периодических изданий различного формата. 6 православных теле- и радиопередач. [2]

Архипастыри

  • свт. Гурий (Руготин) (3 февраля 1555 – 5 декабря 1563) [3]
  • свт. Герман (Садырев-Полевой) (12 марта 1564 – 6 ноября 1567)
  • Лаврентий I (9 февраля 1568 – ранее 13 июля 1574)
  • Вассиан (14 февраля – 21 мая 1575)
  • Тихон I (Хворостинин) (5 июля 1575 – 14 июня 1576)
  • Иеремия (1576 – 1581)
  • Косма (29 декабря 1581 – 1583)
  • Тихон II (1583 – 23 марта 1589)
  • сщмч. Ермоген (13 мая 1589 – 3 июля 1606) [4]
  • Ефрем (Хвостов) (август 1606 – 26 декабря 1613)
  • Матфей (7 февраля 1615 – 13 января 1646) [5]
  • Симеон (или Симон) Серб (7 февраля 1646 – 26 сентября 1649)
  • Корнилий I (13 января 1650 – 17 августа 1656)
  • Лаврентий II (26 июля 1657 – 11 ноября 1672)
  • Корнилий II (16 марта 1673 – 6 августа 1674) [6]
  • Иоасаф (6 сентября 1674 – 30 января 1686) [7]
  • Адриан (21 марта 1686 – 24 августа 1690)
  • Маркелл (8 сентября 1690 – 21 августа 1698)
  • Тихон (Воинов) (25 марта 1699 – 23 марта 1724) [8]
  • Сильвестр (Холмский-Волынец) (25 июля 1725 – 30 декабря 1731)
  • Иларион (Рогалевский) (26 марта 1732 – 29 марта 1735)
  • Гавриил (Русской) (17 сентября 1735 – 9 марта 1738)
  • Лука (Конашевич) (9 марта 1738 – 9 октября 1755)
  • Гавриил (Кременецкий) (20 октября 1755 – 25 июля 1762) [9]
  • Вениамин (Пуцек-Григорович) (25 июля 1762 – 17 марта 1782) [10]
  • Антоний (Герасимов-Зыбелин) (25 апреля 1782 – 5 марта 1785)
  • Амвросий (Подобедов) (27 марта 1785 – 16 октября 1799)
  • Серапион (Александровский) (21 октября 1799 – 11 декабря 1803)
  • Павел (Зернов) (18 декабря 1803 – 14 января 1815)
  • Амвросий (Протасов) (7 февраля 1816 – 6 ноября 1826)
  • Иона (Павинский) (6 ноября 1826 – 3 февраля 1828)
  • свт. Филарет (Амфитеатров) (25 февраля 1828 – 19 сентября 1836) [11]
  • Владимир (Ужинский) (19 сентября 1836 – 1 марта 1848)
  • Григорий (Постников) (1 марта 1848 – 1 октября 1856)
  • Афанасий (Соколов) (3 ноября 1856 – 9 ноября 1866)
  • Антоний (Амфитеатров) (9 ноября 1866 – 8 ноября 1879)
  • Сергий (Ляпидевский) (11 января 1880 – 21 августа 1882)
  • Палладий (Раев-Писарев) (21 августа 1882 – 29 сентября 1887)
  • Павел (Лебедев) (29 сентября 1887 – 23 апреля 1892)
  • Владимир (Петров) (7 мая 1892 – 2 сентября 1897)
  • Арсений (Брянцев) (4 октября 1897 – 8 февраля 1903)
  • Димитрий (Ковальницкий) (8 февраля 1903 – 26 марта 1905)
  • Димитрий (Самбикин) (26 марта 1905 – 17 марта 1908)
  • Никанор (Каменский) (5 апреля 1908 – 27 ноября 1910)
  • Иаков (Пятницкий) (10 декабря 1910 – 1918) [12]
    • Алексий (Дородницын) (1911) в/у, еп. Чистопольский
  • сщмч. Кирилл (Смирнов) (1920 – декабрь 1929, с 1922 года на кафедре не бывал, находясь в заключении и ссылках)
    • сщмч. Иоасаф (Удалов) (21 марта 1921 – 4 января 1922) в/у, еп. Мамадышский [13]
    • сщмч. Иоасаф (Удалов) (21 августа 1922 -15 мая 1923) в/у, еп. Чистопольский
    • Афанасий (Малинин) (декабрь 1923 – ?) еп. Спасский, затем Чебоксарский
    • Митрофан (Поликарпов) (1925) в/у, еп. Бугульминский
    • Иоанн (Широков) (1930) в/у, еп. Марийский
    • Ириней (Шульмин) (1930) в/у, еп. Елабужский
  • Афанасий (Малинин) (7 мая 1930 – 23 марта 1933)
    • Ириней (Шульмин), 2-й раз (1933) в/у, еп. Мамадышский
  • Серафим (Александров) (11 августа 1933 – 15 ноября 1936)
  • Венедикт (Плотников) (20 декабря 1936 – февраль 1937)
  • Никон (Пурлевский) (5 июня – 27 декабря 1937)
  • Андрей (Комаров) (26 августа 1942 – 14 апреля 1944) [14]
    • Иларий (Ильин) (1944 – 1945) в/у, еп. Ульяновский
  • Гермоген (Кожин) (18 февраля 1946 – 19 октября 1949)
  • Иустин (Мальцев) (20 октября 1949 – 4 апреля 1950)
    • Корнилий (Попов), в/у, еп. Горьковский [15]
  • Сергий (Королев) (26 сентября 1950 – 18 декабря 1952)
  • Иов (Кресович) (28 января 1953 – март 1960)
    • Михаил (Воскресенский) (июнь – 23 ноября 1960) в/у, еп. б. Чкаловский
  • Михаил (Воскресенский) (23 ноября 1960 – 7 октября 1967)
  • Сергий (Голубцов) (7 – 23 октября 1967) [16]
  • Михаил (Воскресенский), 2-й раз (23 октября 1967 – 25 июля 1975)
  • Пантелеимон (Митрюковский) (19 августа 1975 – 30 ноября 1988)
  • Анастасий (Меткин) (11 декабря 1988 – 13 июля 2015)
  • Феофан (Ашурков) (13 июля 2015 – 20 ноября 2020)
    • Иоанн (Тимофеев) (20 ноября – 8 декабря 2020) в/у, митр. Йошкар-Олинский
  • Кирилл (Наконечный) (с 8 декабря 2020)

Викарные епархии

  • Бугульминская (недейств.)
  • Елабужская
  • Мамадышская (недейств.)
  • Свияжская (недейств.)
  • Спасская (недейств.)
  • Чебоксарская (ныне самостоятельная)
  • Чистопольская (ныне самостоятельная)

География благочиний

  • Казанское:
    • г. Казань
  • Буинское
  • Верхне-Услонское
  • Елабужское
    • г. Елабуга
  • Закамское
  • Зеленодольское
    • г. Зеленодольск
  • Кайбицкое
  • Кукморское
  • Лаишевское
  • Мамадышское
  • Пестречинское
  • Спасское
  • Тетюшское

Монастыри

Епархиальные отделы

  • информационно-издательский
  • по работе с молодежью
  • миссионерский отдел
  • социального служения
  • религиозного образования и катехизации
  • по взаимоотношению с органами медицины и здравоохранения
  • по противодействию наркомании и алкоголизму
  • по взаимоотношения с вооруженными силами
  • по взаимоотношению с правохранительными органами
  • по канонизации святых
  • паломнический
  • православный центр глухих
  • Братство святителя Гурия

Учебные заведения

Миссии

Библиография

  • Горталов, Н. К., Краткие биографические сведения об иерархах Казанской епархии от учреждения ее до настоящего времени (1555-1885 гг.), Казань, 1885, 36 с.
  • Никанор (Каменский), архиеп., Казанские архипастыри, Казань: тип. Г. М. Вячеслава, 1890.
  • Богословский, Г. К., свящ., Краткий исторический очерк Казанской епархии, с приложением биографических сведений о Казанских архипастырях, Казань, 1893.
  • Богословский, Г. К., Справочная книга для Казанской епархии, Казань, 1900, 612, XXI с.
  • Справочная книга Казанской епархии, Казань, 1909, 751, XXIV с.
  • Мануил (Лемешевский), архиеп., Каталог русских архиереев, 1897-1957.
  • Киреев, А., диакон, Архиерейские кафедры Русской Православной Церкви 59-1984, 1984.

Использованные материалы

  • Официальный сайт епархии:
    • http://kazan.eparhia.ru/
  • Страница сайта Русское Православие:
    • http://ortho-rus.tk/cgi-bin/or_file.cgi?rpc3_50
  • Страница сайта Иерархия церквей:
    • http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-russian-kazan.html
  • Страница епархии на официальном сайте Московского Патриархата
    • http://www.patriarchia.ru/db/text/38534.html

[1] Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.

[3] По Богословской Энциклопедии и Амвросию Орнатскому даты иные: 7 февраля 1555 – 4. декабря 1563. Вторая дата повторяется и в Словаре историческом о святых. .

[4] Первый митрополит Казанский. По Амвросию Орнатскому – до 11.IV.1606. По архимандриту Иосифу (О Всероссийских Патриархах и патриаршей ризнице) – до 25.VI.1606.

[7] По Амвросию Орнатскому (с. 100) титуловался “Казанским и Болгарским”.

[8] По другим данным до 28 марта 1724

[9] По другим данным – c 29.X.1755. По Амвросию Орнатскому – 29.IX.1755-26.VII.1762.

[10] По Истории Нижегородской епархии и Амвросию Орнатскому – с 26.VII.1762.

[11] По другим данным – с 20.II.1828.

[14] По ММЛ “РПИ” (85) – до 28.I.1944. Позднейшая дата указана как дата подтвердительного указа о переводе в Днепропетровск.

[15] Романовский А., прот. “Кончина епископа Казанского и Чистопольского Иустина (Мальцева)”, Журнал Московской Патриархии, 1950, № 6, с. 6.

[16] На епархии не был. Назначение отменено с оставлением предшественника на прежнем месте.

Республика Татарстан

Респу́блика Татарста́н — субъект Российской Федерации, республика (государство). Входит в Приволжский федеральный округ, является частью Поволжского экономического района. Образована на основании Декрета ВЦИК и СНК от 27 мая 1920 года как Автономная Татарская Социалистическая Советская Республика. Согласно пункту 2 статьи 1 Конституции Республики Татарстан 1992 года, наименования «Республика Татарстан» и «Татарстан» равнозначны. Столица — город Казань.

Содержание

  • 1 Православие в Татарстане
  • 2 Населённые пункты
  • 3 Святыни Татарстана
  • 4 Монастыри Татарстана
    • 4.1 Раифский Богородицкий мужской монастырь
    • 4.2 Свято-Успенский Свияжский мужской монастырь
    • 4.3 Свято-Успенский Зилантов монастырь
  • 5 Храмы Татарстана
    • 5.1 Никольский кафедральный собор (Чистополь)
    • 5.2 Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Елабуга)
    • 5.3 Казанский кафедральный собор (Бугульма)
  • 6 Где остановиться
  • 7 Ссылки

Православие в Татарстане [ править ]

На территории Татарстана православие получило широкое распространение после завоевания Русским государством Казанского ханства в 1552 году и дальнейшей колонизации края. В 1555 г. была учреждена Казанская епархия. В иерархическом отношении Казанская епархия, относившаяся к Московской митрополии, заняла среди восточнорусских епархий третье место после Москвы (митрополии) и Новгорода (архиепископии). В состав Казанской епархии вошли Казанское и Свияжское воеводства, вятская земля, в 1556 г. – территория бывшего Астраханского ханства и Сибирской епархии, затем были включены гг. Уфа, Симбирск, Сызрань, Елабуга. К 1917 г. территория К.Е. ограничилась пределами Казанской губернии, позднее – административно-территориальными границами Марийской, Чувашской АССР, с 1993 г. – Республики Татарстан. В республике православие исповедуют русские, чуваши, марийцы, удмурты, мордва, а также небольшая часть татар.

К началу 1917 года в Казанской епархии насчитывалось: церквей – 794, монастырей – 27, часовен – 419. В XX веке количество храмов существенно сократилось – до 1989 года, когда епархии был возвращен Петропавловский собор, в Казани действовало всего два храма. В настоящее время в Казанской епархии в 20 благочиниях зарегистрированы 226 православных организаций РПЦ (на 1 января 2005), действуют около 200 церквей, 8 монастырей, из них 6 мужских и 2 женских: Раифский Богородицкий мужской монастырь (Зеленодольский район, пос. Раифа); Иоанно-Предтеченский мужской монастырь и Кизический мужской монастырь в г.Казани; Свято-Вознесенский Макарьевский мужской монастырь (Верхнеуслонский район); Семиозерский мужской монастырь (Высокогорский район), Свияжский мужской монастырь (Зеленодольский район), Казанско-Богородицкий женский монастырь в г.Елабуге и женский Зилантов монастырь в Кировском районе г.Казани.

Населённые пункты [ править ]

  • Казань
  • Болгар

Святыни Татарстана [ править ]

  • Источник в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» (с. Билярск)

Этот источник был известен еще до революции, даже татары-магометане, как свидетельствует описание конца XIX века, во множестве стекавшиеся из разных мест в начале весны и во все лето до поздней осени, каждую среду, находили воду целебной и считали святой. Над святым ключом была устроена с незапамятных времен деревянная часовня, вмещавшая в себе три резервуара для воды. В ней, по окончании общего молебна о дожде, по чину церковному освящалась родниковая вода, и затем, по желанию верующих, пелись по традиции молебны Спасителю, архистратигу Божию Михаилу, а также, преимущественно, Божией Матери «Живоносный Источник».

  • Чудотворная икона свв. девяти Кизических мучеников : Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Фавмасия, Феодота и Филимона с девятью частицами их св. мощей;
  • Кизический образ Божией Матери;
  • Виленская икона Божией Матери.
  • Частица мощей свт. Германа Казанского
  • Икона Божией Матери «Тихвинская»
  • Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
  • Образ Иоанна Предтечи
  • Казанская икона Божией Матери
  • Икона Св. Иоанна Предтечи
  • Иверская икона Божией Матери
  • Аналой с частичками мощей святых угодников (всего 39 мощевиков)
  • Иконы святых угодников с частичками их мощей
  • В отдельном ковчеге находятся: святыни из Иерусалима, частицы мощей Киево — Печерских Святых и других святых.
  • Икона Божьей Матери «Скоропослушница»
  • Мощевик с мощами святых
  • Икона Святителя Симферопольского Луки с частичкой мощей
  • Икона преподобного Сергия Радонежского с частичкой мощей
  • Икона преподобно-мученицы Маргариты Мензелинской
  • Иконы с мощами великомученика целителя Пантелеймона, преподобного Серафима Саровского, святителей Казанских: Гурия, Варсонофия, Германа, Святителя Симферопольского Луки.

Монастыри Татарстана [ править ]

Раифский Богородицкий мужской монастырь [ править ]

Мужской монастырь, основанный в 1-й пол. XVII в. иером. Филаретом. Официально открыт в 1661. В 1689 уничтожен пожаром, после чего в период 1690-1717 большая часть построек заново выстроена в кирпиче, в том числе ограда с башнями и келейные корпуса. В XVIII-XIX вв. богатый и посещаемый монастырь, известный чудотворной Грузинской иконой Богоматери. Многие старые постройки сломаны и заменены новыми. Закрыт вскоре после революции, постройки переданы лесному факультету Казанского университета, богослужения окончательно прекращены в 1930. Здания заняты колонией несовершеннолетних, затем специальным ПТУ, но в основном сохранились. В 1991 возвращён верующим, постройки отремонтированы.

В настоящее время крупнейший из сохранившихся монастырских ансамблей Татарстана, постоянно посещаемый многочисленными паломниками.

Адрес: 422538; Республика Татарстан, Зеленодольский р-н, пос. Раифа.

Телефон: (84371) 3-48-77, 3-48-78 («Дом паломника»).

Свято-Успенский Свияжский мужской монастырь [ править ]

Мужской монастырь, основанный в 1555, одновременно с созданием Казанской епархии, как миссионерский, архим. Германом (Садыревым-Полевым). Каменное строительство начато уже в 3-й четв. XVI в., наибольшего расцвета достиг в 1-й пол. XVIII в., когда являлся одним из богатейших в Среднем Поволжье. Помимо храмов уцелели келейные корпуса XVII-XVIII вв. и часть ограды XVIII в. В XVIII в. в монастыре действовали инородческая школа, до 1850-х в монастыре помещалось духовное училище. В 1923-1924 закрыт, постройки заняты под детскую колонию, затем тюрьму, с 1950-х – психбольницу. Вновь открыт в 1997.

Адрес: 422500, Республика Татарстан, Зеленодольский район, Свияжск.

Тел.: +7(84371) 3-89-50 (приемная настоятеля), +7(987) 401-33-22 (паломническая служба, экскурсии), +7(917) 919-03-95 (Дом паломника)

Свято-Успенский Зилантов монастырь [ править ]

Монастырь на Зилантовой горе основан в Казани в 1552 году. Первоначально он находился около братской могилы русских воинов, павших при взятии Казани. Но это место почти каждый год в половодье заливалось водой и в 1559 году монастырь перенесли на Зилантову гору. Название горы (по татарски – Жилантау) происходит от имени легендарного дракона, якобы жившего на горе. Именно Зилант изображен на гербе Казани.

Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Зилантова гора, д. 1

Проезд: Из центра Казани через Казанку по Кировской дамбе, после реки на перекрестке прямо, так чтобы железная дорога осталась параллельно слева. Через 750 метров, когда до поворота дороги налево останется метров 200, повернуть направо, на улицу Архангельская. Примерно через 200 с небольшим метров повернуть налево, по указателю к монастырю. Через 150 метров впереди начнется брусчатый подъем к монастырю.

Храмы Татарстана [ править ]

Никольский кафедральный собор (Чистополь) [ править ]

Главным украшением и доминантой центральной части города Чистополя является Никольский собор, расположенный на берегу реки Кама. Трёхпрестольный каменный храм был построен в 1838 году по проекту архитектора П.Г. Пятницкого, ставшего известным зодчим после постройки Казанского университета.

Собственно храм имеет центричную композицию с пятиглавым завершением, покрыт скатной крышей. По оси северного и южного фасадов размещены сильно выступающие вперед четырехколонные портики ионического ордера. За колоннами на стене расположены пилястры с ионическими капителями. На невысоком архитраве мощный фриз завершен карнизом с кронштейнами. Аналогично решен карниз фронтона портика.

Адрес: Республика Татарстан, г. Чистополь, ул. К.Маркса, 2

Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Елабуга) [ править ]

Основание Покровской церкви г.Елабуги во второй половине XVI века предание связывает с именем царя ИоаннаIV Васильевича Грозного. В одном из них говорится, что царь Иоанн IVпосле покорения Казани отправился по р. Каме в Соликамск. Но из-за болезни вынужден был остановиться в устье р. Тоймы, на том месте, где стоит теперь Елабуга. По выздоровлении, желая ознаменовать место своего временного пребывания, Иоанн Васильевич приказал заложить тут церковь в честь Покрова Божией Матери.

Другое предание гласит, что Царь Иоанн Васильевич Грозный, узнав об основании нового русского селения Трехсвятского, послал в него икону Трех Святителей, которая была поставлена в первой церкви Покрова Пресвятой Богородицы, бывшей в то время единственной во всей Елабуге.Первым настоятелем этой церкви был священник походной церкви Государя Зотик, которому царь подарил икону Трех Святителей. Русское поселение оттого и получило название Трехсвятское. Икона Трех Святителей с надписью «От Царя Ивана IV Васильевича. XVI век» до начала XX века хранилась в Покровской церкви. Это была самая первая церковь, основанная в селе Трехсвятском.

Адрес: Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Большая Покровская, д. 42

Телефон: +7 855 577‑58-55, +7 855 577‑56-67

Казанский кафедральный собор (Бугульма) [ править ]

Храм построен в 1988-1993 гг. в честь 1000-летия крещения Руси.

Живописная постройка с асимметрично встроенной с запада четырехъярусной колокольней под массивной главкой, с прямоугольными выступами с южной стороны. Вход решен двусветным объемом с высоким арочным порталом.

По оси с ним над основным объемом церкви выступает мезонин в три арочных окна. В раскрепованный выступами восточный фасад врезана полукруглая апсида под высокой конхой, вписанной в глухой фронтон церкви.

Вход на территорию церкви оформлен рамными арочными воротами. Слева от ворот — одноэтажный дом священника, углы которого раскрепованы лопатками. В простенках окон выложены декоративные пилястры.

Адрес: Республика Татарстан, г. Бугульма, ул. Набережная, д.14

Где остановиться [ править ]

В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Казанская и Татарстанская епархия

Правящий архиерей с 1988 года — митрополит Анастасий (Меткин).

Содержание

История

Казанская епархия Русской Православной церкви была учреждена 3 апреля 1555 года, через три года после покорения Казанского ханства. Первым правящим архиереем стал игумен тверского Селижарова монастыря Гурий, отправившийся в Казань с архимандритами Варсонофием и Германом.

Важнейшими событиями в жизни Казанской епархии были обретение в 1579 году иконы Казанской Божией Матери, участие казанцев в ополчении Минина и Пожарского по благословению патриарха Гермогена, бывшего Казанского митрополита и всероссийское прославление Казанской иконы Божией Матери.

В течение 1741 года миссионеры сумели крестить по всей губернии 9159 человек, татар и башкир было среди них всего 143 (см. А. Чулошников). Так или иначе, миссионерство в Казанском крае имело в последующее время довольно вялый характер, а деятельность Казанской Духовной Академии сводилась в основном к глубокому изучению лингвистических и культурологических аспектов бытия народов Востока.

В начале XIX века было открыто Казанское отделение Библейского общества для переводов Священного писания на местные языки. В 1814 году на татарский язык был переведён Новый Завет, а в 1819 году — первая из ветхозаветных книг (Бытие). В 1847 году при Казанской духовной академии открывается переводческий комитет, в 1854 году — три миссионерских отделения. Для поддержки миссионерского образования 4 октября 1867 года было учреждено православное братство святителя Гурия.

Согласно данным, которые приводит профессор Н. П. Загоскин [1] , в конце XIX века в Казани «числятся 4 собора, 28 приходских церквей, 2 церкви, приписанные к монастырям, 3 церкви военные и 22 домовые церкви, всего 59 православных церквей» и 7 монастырей в черте города, из которых к настоящему моменту 4 переданы епархии, Фёдоровский [2] полностью уничтожен в XX веке (на его месте НКЦ Казань); Спасо-Преображенский монастырь (сохранился братский корпус, ограда XIX века, цоколь Преображенского собора) и Воскресенский [3] (также именовался Новый Иерусалим, сохранился храм XVIII века) не действуют.

11 июня 1993 года из состава Казанской епархии была выделена Йошкар-Олинская епархия в пределах республики Марий Эл.

6 июня 2012 года были выделены самостоятельные Альметьевская и Чистопольская епархии с включением их и Казанской епархии в состав новообразованной Татарстанской митрополии, после чего в составе Казанской епархии осталась северо-восточная половина Татарстана.

Названия

  • Казанская и Свияжская с 3 февраля 1555
  • Казанская и Астраханская с 26 января 1589
  • Казанская и Свияжская с 1602
  • Казанская и Симбирская с 16 октября 1799
  • Казанская и Свияжская с 10 февраля 1832
  • Казанская и Чистопольская 1949—1957
  • Казанская и Марийская 1957—1993
  • Казанская и Татарстанская июль 1993 – июнь 2012
  • Казанская епархия (в составе Татарстанской митрополии) с июня 2012

Епископы

  • Гурий (Руготин) (3 февраля 1555 — 5 декабря 1563)
  • Герман (Садырев-Полев) (12 марта 1564 — 6 ноября 1567)
  • Лаврентий I (2 февраля 1568 — 13 июля 1574)
  • Вассиан (14 февраля — 21 мая 1575)
  • Тихон (Хворостинин) (5 июля 1575 — 14 июня 1576)
  • Иеремия (1576—1581)
  • Косма (29 декабря 1581—1583)
  • Тихон II (1583 — 23 марта 1589)
  • Ермоген (13 мая 1589 — 3 июля 1606)
  • Ефрем (Хвостов) (VIII.1606 — 26 декабря 1613)
  • Матфей (7 февраля 1615 — 13 января 1646)
  • Симеон (или Симон) Серб (7 февраля 1646 — 26 сентября 1649)
  • Корнилий I (13 января 1650 — 17 августа 1656)
  • Лаврентий (26 июля 1657 — 11 ноября 1672)
  • Корнилий II (16 марта 1673 — 6 августа 1674)
  • Иоасаф (6 сентября 1674 — 30 января 1686)
  • Адриан (21 марта 1686 — 24 августа 1690)
  • Маркелл (8 сентября 1690 — 21 августа 1698)
  • Тихон (Воинов) (25 марта 1699 — 24 марта 1724)
  • Сильвестр (Холмский-Волынец) (август 1725 — 30 декабря 1731)
  • Иларион (Рогалевский) (16 апреля 1732 — 25 марта 1735)
  • Гавриил (Русской) (17 сентября 1735 — 9 марта 1738)
  • Лука (Конашевич) (9 марта 1738 — 9 октября 1755)
  • Гавриил (Кременецкий) (20 октября 1755 — 25 июля 1762)
  • Вениамин (Пуцек-Григорович) (25 июля 1762 — 17 марта 1782)
  • Антоний (Герасимов-Зыбелин) (25 апреля 1782 — 5 марта 1785)
  • Амвросий (Подобедов) (27 марта 1785 — 16 октября 1799)
  • Серапион (Александровский) (21 октября 1799 — 11 декабря 1803)
  • Павел (Зернов) (18 декабря 1803 — 14 января 1815)
  • Амвросий (Протасов) (7 февраля 1816 — 6 ноября 1826)
  • Иона (Павинский) (6 ноября 1826 — 3 февраля 1828)
  • Филарет (Амфитеатров) (25 февраля 1828 — 19 сентября 1836)
  • Владимир (Ужинский) (19 сентября 1836 — 1 марта 1848)
  • Григорий (Постников) (1 марта 1848 — 1 октября 1856)
  • Афанасий (Соколов) (3 ноября 1856 — 9 ноября 1866)
  • Антоний (Амфитеатров) (9 ноября 1866 — 8 ноября 1879)
  • Сергий (Ляпидевский) (11 января 1880 — 21 августа 1882)
  • Палладий (Раев-Писарев) (21 августа 1882 — 29 сентября 1887)
  • Павел (Лебедев) (29 сентября 1887 — 23 апреля 1892)
  • Владимир (Петров) (7 мая 1892 — 2 сентября 1897)
  • Арсений (Брянцев) (4 октября 1897 — 8 февраля 1903)
  • Димитрий (Ковальницкий) (8 февраля 1903 — 26 марта 1905)
  • Димитрий (Самбикин) (25 марта 1905 — 17 марта 1908)
  • Никанор (Каменский) (5 апреля 1908 — 27 ноября 1910)
  • Иаков (Пятницкий) (10 декабря 1910 — 8 апреля 1920)
  • Алексий (Дородницын) (1911 в/у, еп. Чистопольский)
  • Анатолий (Грисюк) (сентябрь 1918 — апрель 1920, июль 1920 — февраль 1921)
  • Кирилл (Смирнов) (8 апреля 1920 — 7 мая 1929)
  • Иоасаф (Удалов) (21 марта 1921 — 4 января 1922, 21 августа 1922 года — 15 мая 1923) в/у
  • Митрофан (Поликарпов) (нач. — ноябрь 1925) в/у, еп. Бугульминский
  • Иоанн (Широков) (1930) в/у, еп. Марийский
  • Афанасий (Малинин) (7 мая 1929 — 23 марта 1933)
  • Ириней (Шульмин) (23 марта — 11 августа 1933) в/у, еп. Мамадышский
  • Серафим (Александров) (11 августа 1933 — 15 ноября 1936)
  • Венедикт (Плотников) (20 декабря 1936 — февраль 1937)
  • Никон (Пурлевский) (5 июня — 27 декабря 1937) 1937—1942 — кафедра вдовствовала
  • Андрей (Комаров) (26 августа 1942 — 14 апреля 1944)
  • Иларий (Ильин) (март 1944 — 18 февраля 1946) в/у, епископ Ульяновский и Мелекесский
  • Гермоген (Кожин) (18 февраля 1946 — 19 октября 1949)
  • Иустин (Мальцев) (20 октября 1949 — 4 апреля 1950)
  • Сергий (Королёв) (26 сентября 1950 — 18 декабря 1952)
  • Иов (Кресович) (28 января 1953 — март 1960)
  • Михаил (Воскресенский) (июнь 1960 — 7 октября 1967)
  • Сергий (Голубцов) (7 — 23 октября 1967)
  • Михаил (Воскресенский) (23 октября 1967 — 25 июля 1975) повторно
  • Мелхиседек (Лебедев) (25 июля — 19 августа 1975) в/у
  • Пантелеимон (Митрюковский) (19 августа 1975 — 30 ноября 1988)
  • Анастасий (Меткин) (c 11 декабря 1988 года)

Современное состояние

В настоящее время в Казанской Епархии совершают служение 280 священников и 59 диаконов. Епархия поделена на 22 благочиннических округа, в которых действует 176 приходов, из них: городских — 59, сельских — 117, приписных — 23. В епархии восстановлено 9 монастырей, из которых: 7 мужских (в том числе Раифский Богородицкий, Седмиозёрный Богородицкий, Кизический Введенский, Казанский Богородицкий, Казанский Иоанно-Предтеченский, Вознесенский Макарьевский, Свияжский Успенский, Свияжский Иоанно-Предтеченский (сейчас — подворье Свияжского Успенского) и 2 женских (Зилантов Успенский и Елабужский Казанско-Богородицкий).

Развиваются национальные (кряшенские, чувашские) приходы Казанской епархии. Так, Тихвинский кряшенский приход г. Казани, возглавляемый протоиереем Павлом Павловым занимается издательской, а также переводческой деятельностью, осуществляя совместно с Российским библейским обществом переводы Священного Писания на кряшенский язык.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: