Елисаветинский монастырь в Минске: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, современное положение

Минский Свято-Елисаветинский женский монастырь

Мiръ Беларусь Минск Минский Свято-Елисаветинский женский монастырь

Свято-Елисаветинский женский монастырь – единственный действующий монастырь города Минска. Монастырь осуществляет помощь больным и страждущим людям. При монастыре действует трапезная и гостиница.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Храмы
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Как добраться
  • 9 Паломнику

История [ править ]

Свято-Елисаветинский женский монастырь — единственный действующий монастырь города Минска. Основан в 1990-е годы на месте, где прежде церквей не существовало. Назван в честь святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Основой для монастыря послужило одноименное православное сестричество, которое с 1996 года опекало Республиканскую клиническую психиатрическую больницу и городскую клиническую больницу № 2.

Главной целью монастыря и сестричества является духовная и социальная помощь болящим и страждущим людям.

В монастырских храмах: нижнем — в честь Святителя Николая Чудотворца (освящен 10 декабря 1999 г.) и верхнем — в честь святой покровительницы преподобномученицы Елисаветы (освящен 2 января 2005 г.) ежедневно совершается полный круг уставного Богослужения, читается Неусыпаемая Псалтирь.

Современное состояние [ править ]

Монастырь ведет активную хозяйственную деятельность. При нем действуют многочисленные мастерские различного профиля – стенописная, мозаичная, реставрационная, керамическая, швейная и другие.

Монастырь сотрудничает с находящимися по соседству Республиканской клинической психиатрической больницей, Психоневрологическим интернатом №3, Домом-интернатом для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития.

На подворьях монастыря проходят реабилитацию люди, страдающие алкогольной и наркотической зависимостью, а также освободившиеся из мест заключения.

Монастырь проводит благотворительную деятельность в Республиканской клинической психиатрической больнице, интернатах для детей и взрослых с особенностями психофизического развития, больницах города.

Храмы [ править ]

Церковь преподобномученицы Елисаветы

Храм в честь иконы Божией Матери “Державная”

Храм в честь иконы Божией Матери “Неупиваемая чаша”

  • Нижний монастырский, в честь Святителя Николая Чудотворца
  • Верхний монастырский, в честь святой покровительницы монастыря преподобномученицы Елисаветы
  • Домовая церковь в честь блаженной Ксении Петербургской в психоневрологическом интернате № 3 для взрослых
  • Храм в честь Воскрешения праведного Лазаря Четверодневного на Северном кладбище г. Минска
  • Храм в честь иконы Божией Матери «Державная»
  • Храмы в честь Царственных Страстотерпцев (расположенная в крипте храма в честь иконы Божией Матери «Державная»)
  • Храм в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (находится на монастырском подворье в д. Лысая Гора Минского района)
  • Храм в честь святителя Нектария Эгинского (на территории детского интерната), еще не освящен.

Святыни [ править ]

Иконы с частицами мощей св. Прмч. Елизаветы и Варвары, свт. Луки Крымского, св. мч. Людмилы, св. мч. Наталии, свт. Иоанна.

МИНСКИЙ ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Минский Елисаветинский монастырь

Женский монастырь в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы в г. Минске (Минская епархия)

Основой для монастыря послужило православное сестричество в честь святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы Фёдоровны, которое с 1996 года опекало Республиканскую клиническую психиатрическую больницу и городскую клиническую больницу №2.

27 сентября 1996 года в больнице состоялась первая Божественная Литургия.

7 декабря 1996 года, в день памяти святой великомученицы Екатерины, митрополит Минский Филарет в Петропавловском соборе города Минска, где зарождалось сестричество, благословил сестер на служение людям.

7 декабря 1997 года произошла закладка будущего храма.

Весной 1998 года состоялось первое богослужение в строящемся храме. И с этого времени в храме каждое воскресенье совершалась Божественная Литургия.

22 августа 1999 года считается днем рождения монастыря. Митрополит Филарет во время посещения сестричества благословил “священнику Андрею Лемешонку совместно с монахиней Елисаветой (Сысун) подготовить документы к регистрации женского монастыря во имя преподобномученицы Елисаветы”, и совершил постриг послушниц Ларисы Лейко, Лии Шиленковой, Елены Лаптик в рясу.

10 декабря 1999 года состоялось освящение нижнего монастырского храма в честь святителя Николая Чудотворца.

24 марта 2000 года состоялось освящение первых отстроенных келий и новоселье монашествующих сестер.

16 апреля 2000 года митр. Филарет совершил закладку капсулы в строящийся рядом с монастырем храм в честь иконы Божией Матери “Державная”.

20 апреля 2001 года основано монастырское подворье в деревне Лысая Гора Минского района.

14 мая 2002 года состоялась закладка храма в честь Воскрешения праведного Лазаря Четверодневного на Северном кладбище.

26 октября 2002 года на подворье была отслужена первая Божественная Литургия.

С конца 2003 года в Свято-Никольском монастырском храме сестры начали читать Неусыпаемую Псалтирь.

12 января 2005 года состоялось освящение Свято-Елисаветинского храма и посвящение в сан игумении настоятельницы обители. А 10 мая этого же года — освящение храма в честь Воскрешения праведного Лазаря Четверодневного на Северном кладбище.

18 октября 2008 года митр. Филарет освятил храм в честь иконы Божией Матери “Державная”.

3 января 2010 года на подворье освящен храм в честь иконы Божией Матери “Неупиваемая Чаша” и совершен иноческий постриг шести братьев, несущих послушания в Свято-Елисаветинской обители.

На 2011 год в обители 89 сестер и 12 братьев монашествующих, около 150 сестер милосердия.

Святыни

  • иконы с частицами мощей святых Божиих угодников свт. Николая, прп. Серафима Саровского, прп. Евфросинии Полоцкой, мч. Гавриила Белостокского, св. прав. Симеона Верхотурского (храм в честь святителя Николая)
  • иконы с частицами мощей святых Божиих угодников вв. прмцц. Елисаветы и Варвары, вмч. Георгия Победоносца, вмц. Екатерины, свт. Тихона Задонского, свт. Луки Крымского, прпп. старцев Оптинских, прп. Иова Почаевского, прп. Саввы Сторожевского, прпп. Александры, Марфы и Елены Дивеевских, сщмч. Владимира Киевского, исп. Иоанна Воина, прп. Силуана Афонского, блж. Матроны Московской, св. мц. Татианы, св. мц. Людмилы Чешской, свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца (храм в честь прмц. Елисаветы)
  • иконы с частицами мощей святых Божиих угодников св. Пророка, св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, св. апп. Петра и Павла, св. ап. Андрея Первозванного, св. Евангелиста Марка, св. ап. Варфоломея, свт. Иоанна Златоуста, свт. Григория Богослова, св. равноап. Марии Магдалины, св. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, св. вмч. и целителя Пантелеимона, св. прп. Марии Египетской, св. вмч. Димитрия Солунского, св. мц. Наталии, св. Симеона Столпника, свв. Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, свв. свт. Игнатия Богоносца и свщмч. Климента папы Римского, св. мч. Иустины, свв. мцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры, свв. благ. Кн. Александра Невского и св. Феодора Санаксарсского (Ушакова), св. Алексия Человека Божия, св. вмц. Варвары, св. первомч. Стефана, св. мч. Феодора Тирона, св. Антония Великого, св. мч. Мартина Тирского (храм в честь иконы Божией Матери “Державная”)

Храмы

  • Ксении Петербургской (1998), домовой
  • Николая Чудотворца (1999), монастырский (нижний)
  • Елисаветы Феодоровны (2005), монастырский (верхний)
  • Иконы Божией Матери “Державная” (2008)
  • Воскрешения праведного Лазаря Четверодневного (2005), Северное кладбище
  • Иконы Божией Матери “Неупиваемая Чаша” (2010), монастырское подворье

Подворье

  • В деревне Лысая Гора, образовано в 2001 году.

Свято-Покровский Харьковский мужской монастырь

В самом центре Харькова, большого и современного города, расположено место, где душа любого человека может прийти к Богу. Свято-Покровский монастырь в Харькове — излюбленное многими православными христианами место для паломничества и молитвы. Удобное расположение монастыря позволяет легко добраться до него из любой точки города. Давайте узнаем больше об этом чудесном месте, куда люди приходят спасать свои души.

История возникновения

Датой основания мужской обители в центре Харькова считается 1726 год, когда по указу епископа Белгородского Епифания в город была перемещена богословская школа, позже получившая название Харьковский Коллегиум. К нему был присоединен приход Свято-Покровского храма, который сохранен по сей день и является старейшим зданием города Харькова. Монастырь также получил свое название и главный престольный праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Интересно: В историю Харьковский Коллегиум при Покровском монастыре вошел тем, что в нем преподавал Г.С. Сковорода.

Имея прекрасную библиотеку с редкими книгами и блестящий педагогический состав, Коллегиум выпустил большое количество известных деятелей науки и религии, а ректор являлся и игуменом монастыря, где в первые годы подвизалось около двух десятков монахов.

С образованием отдельной епархии, на территории обители была организована Духовная Консистория. При этом верхний храм стал главным собором епархии, а сама территория монастыря значительно увеличивается — появляется здание Коллегиума, домовая церковь, Архиерейский дом, трапезная.

Читайте еще о храмах Украины:

В конце ХІХ века в бывшем подвале, который также служил усыпальницей, освящена еще одна церковь, получившая название Трехсвятительской. С этим строительством связан один примечательный момент: находящиеся в усыпальнице мощи святителя Милетия сделали открытыми для поклонения, и на пожертвования прихожан над ними был оборудован специальный киот.

Вскоре случился сильный пожар, в котором полностью сгорело все украшение гробницы, однако мощи чудесным образом не пострадали, хотя пламя добралось до самого гроба святого.

Важно! После пожара усилилось почитание мощей святого, а многие христиане стали верить, что монастырь стоит на освященной земле.

В 1844 году в обители появилась очень чтимая святыня — Озерянская икона Богродицы. К ней целыми днями не иссякал поток паломником, и маленький верхний Покровский храм не вмещал всех желающих. В скором времени была построена и освящена отдельная Озерянская церковь, которая выгодно дополнила архитектурный ансамбль Покровского монастыря.

В советские времена весь огромный Покровский монастырь был закрыт, а на его территории разместили различные государственные учреждения, даже районный военкомат. В 60-е годы была попытка начать реконструкцию всего комплекса, однако до конца дело не довели, и строительные леса виднелись на зданиях до конца 90-х годов.

В распоряжение православной церкви Покровский монастырь вернулся только лишь в 90-е годы, когда начался большой процесс возврата церковного имущества по всей стране.

Факт: Именно на территории Покровского монастыря в 1992 году проходил Архиерейский Собор, на котором осудили деятельность раскольнической филаретовской церкви. Для Украинской Церкви был выбран новый предстоятель — митрополит Владимир.

Полностью восстановлен весь ансамбль обители был лишь к 2003 году. При реконструкции старались сохранить все древние памятники архитектуры XVII — XVIII веков, которые до сих пор являются украшением города Харькова.

Описание и храмовые постройки

После длительного периода застоя, а затем восстановления всего комплекса обители, в ней существуют такие храмы:

  1. Крестовоздвиженский. Он находится на первом этаже Покровского собора.
  2. Озерянский.
  3. Покрова Пресвятой Борогодицы. Для этого нужно подняться на второй этаж Покровского собора.
  4. Домовая церковь в честь Иоанна Богослова. Расположена в Архиерейском доме.
  5. Трехсвятительский. Он освящен в подвальном помещении Озерянской церкви.

Для православных прихожан открыты Крестовоздвиженский храм, где богослужения проходят ежедневно в будние дни, и Озерянский, куда верующие приходят по церковным праздникам и воскресеньям.

Помимо церковных строений, в состав обители входит административное здание Харьковской епархии и Харьковская духовная семинария. Кроме того, можно посетить уникальный музей, в котором собраны как исторические, так и духовные реликвии, рассказывающие об истории всего города Харькова.

Завершает благолепие всего монастырского комплекса памятные скульптуры к 2000-летию Рождества Господа нашего Иисуса Христа, а так же к 200-летию всей Харьковской епархии. Помимо неоценимой духовной пользы, сама архитектурная композиция Свято-Покровского мужского монастыря является настоящим украшением центра Харькова.

Святыни обители

Конечно же, украшением любого храма будут святыни, к которым приходят помолиться верующие люди. В Покровском монастыре города Харькова можно приложиться к таким духовным сокровищам:

  1. Икона Пресвятой Богородицы «Озерянская». К сожалению, оригинал чудотворной иконы до наших дней не сохранился, но в Крестовоздвиженском храме можно помолиться перед точной копией первоначальной иконы.
  2. Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Всецарица». По благословению митрополита Никодима в обитель была привезена точна копия чудотворного образа, оригинал которого хранится на Святой горе Афон. Перед этой иконой молятся об излечении от тяжких недугов и избавлении от тяжелых жизненных обстоятельств.
  3. Частица святых мощей святителя Иосафа Белгородского. Это почитаемый святой Слобожанской земли, который помогает всем, кто приходит к нему помолиться с чистым сердцем.
  4. Мощи со Святой Земли. Озерянский храм хранит поистине бесценный дар со Святой Земли — киот с различными святынями. Там находятся частицы Животворящего Креста Господня, камни с гор Голгофа, Синай и Фавор, частицы Гроба Господня. Кроме того, все верующие могут поклониться и приложиться к частицам мощей Иоанна Крестителя, апостолов Андрея Первозванного и Луки, целителя Пантелиймона и еще многих других почитаемых святых.
  5. Икона Богородицы Елецкая-Харьковская. Этот древний образ был обретен почти 1000 лет назад святым Антонием Печерским. Икона была восстановлена в 2012 году и доступна всем верующим в Покровском монастыре Харькова.

Приходя поклониться любым святыням, нужно помнить, что они не являются какими-то магическими амулетами для исполнения желаний. Просить помощи Божией можно только лишь с искренним покаянием в душе и желанием направить свою жизнь на исполнение Божьей воли.

Праздники и богослужения

В большой обители, в отличие от маленьких церквей, богослужения проходят ежедневно. Для удобства паломников и для того, чтобы разместить всех верующих, в дни церковных праздников и воскресения в Покровском монастыре служится две Литургии — ранняя и поздняя. Ранняя начинается в 6.30 утра, а поздняя в 8.30. В обычные будни Литургия бывает только ранняя.

О важности церковной жизни:

Что касается престольных праздников, то о них можно судить по названию храмов монастыря. Конечно же, главный престол припадает на 14 октября по новому стилю, когда празднуется Покров Пресвятой Богородицы. В этот день в монастырь приезжает большое количество паломников, служится архиерейская служба, торжественно звенят колокола.

Помимо главного престола на Покров, в каждом отдельном храме служат свои престольные праздники в дни, в честь которых освящены храмы. В день почитания Озерянской иконы Богородицы (а это 12 ноября и 29 июня) совершаются праздничные богослужения в Озерянском храме.

Помимо Литургии, после которой всегда служится панихида (чин поминовения умерших), прихожане могут помолиться на различных молебнах. Так, ежедневно в будни в 9.30 утра можно заказать водосвятный молебен, а в 15.30 прийти на молебен с чтением таких акафистов:

  • в понедельник — молебен о здравии с водосвятием Пресвятой Богородице;
  • во вторник — для избавления от воздействия злых духов молятся святым Киприану и Иустине;
  • в среду — о получении помощи в самых разных сторонах жизни просят святую блаженную Матрону Московскую;
  • в четверг — ради избавления от греха пьянства возносят прошения перед образом Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша»;
  • в пятницу — для избавления от тяжелых недугов, благоприятном исходе операций молятся святому врачу Луке Крымскому.

После вечернего пятничного богослужения, которое начинается в 17.00, также служится молебен перед иконой Пресвятой Богородицы «Всецарица».

В воскресные дни в 13.00 можно принять участие в заказном молебне святителю Николаю, на котором всех прихожан помажут освященным маслом.

Исповедь в Покровском монастыре проводится на вечернем богослужении накануне дня причастия, поэтому обязательно вечером нужно прийти в храм.

Найти Покровский монастырь в Харькове не составит труда — он находится в самом центре города, на улице Университетской, сразу напротив выхода из станции метро Площадь Конституции.

Харьков. Покровский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы.

Карта и ближайшие объекты

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps
  • дороги
  • спутник
  • гибрид

Статьи

Одновременно с Успенским собором в XVII веке возникали приходские церкви за пределами крепости, в слободах и посадах. В числе первых уже в 1659 г. существовала Благовещенская церковь, в 1683 г. – Николаевская, Рождественская и Михайловская церкви, а к концу века город имел шесть деревянных и два каменных храма. Среди них особое место заняла каменная Покровская церковь, освященная митрополитом Авраамием в 1689 г. Это единственный храм XVII века, дошедший до наших дней в близком к первоначальному виде.

Сооружена Покровская церковь была за пределами тогдашних границ крепости, вблизи ее северной стены. Построили храм казаки, проживавшие в небольшом посаде и на ближайшем хуторе на северо-западной стороне у берега реки Лопань. В 1724 г. в этом приходе насчитывалось всего 87 прихожан с семьями. Имена основателей храма не установлены, ее строили опытные мастера, владевшие знаниями народного зодчества, форм украинского барокко и приемов московской архитектуры. По композиции Покровская церковь подобна типичным трехсрубным деревянным церквам Украины с отдельно стоящей колокольней, но она двухэтажная. В основании храма находится подклет, окруженный открытой аркадой. В подклете расположена однопрестольная “теплая” зимняя церковь во имя Трех Святителей. На верхнем этаже, опоясанном “гульбищем”, возвышается однопрестольная летняя церковь (первоначально она не отапливалась) во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В подвале под храмом в последующем устроили усыпальницу, в которой хоронили представителей местной знати. К центральному, восьмигранному в плане, башнеподобному объему с западной стороны примыкает шестигранная алтарная часть, с восточной – такой же притвор. Восьмигранные башенные объемы верхнего храма разделены заломами на убывающие по величине ярусы и завершаются главками с крестами. Общая высота храма в его центральной части 48 м. Наружные стены украшены выложенными из кирпича карнизами с зубчатым поребриком, углы акцентированы тонкими, висящими на кронштейнах полуколонками. Оконные проемы обрамлены изящными наличниками с колонками и фигурными сандриками. Внутри верхнего храма открытое светлое пространство трех камер, объединенных по низу широкими арочными проемами, создает исключительный по красоте эффект. Колокольня, возведенная одновременно с церковью, была первоначально связана с ней галереей. В плане колокольня восьмиугольная, по высоте четырехъярусная, с подвалом. Своим видом она напоминает оборонную башню. Завершает колокольню звоновый ярус, над которым возвышается каменный шатер со слуховыми окнами и маленькая луковичной формы главка с крестом.

В 1709 г. по указанию Петра I, посетившего Харьков, крепость была расширена в северном направлении, и Покровский храм оказался внутри ее территории. Окружавший церковь земельный участок до этого принадлежал изюмскому и харьковскому полковнику Федору Шидловскому. На участке находилось несколько небольших деревянных жилых и хозяйственных строений, и было начато невдалеке от церкви строительство большого двух-этажного каменного дома с подвалом. С южной и западной сторон был разбит сад. В 1708 г. владение домом перешло к назначенному харьковским полковником Лаврентию Шидловскому (племяннику Федора Шидловского), а участок с садом и находившимися на нем строениями был отдан князю Кантемиру.

В 1726 г. в культурной жизни Слобожанщины произошло весьма важное событие, отразившееся на дальнейшей судьбе Покровской церкви. В Харькове по инициативе епископа Белгородского Епифания Тихорского и генерал-губернатора Слободской Украины князя М.М. Голицына был учрежден Свято-Покровский мужской училищный монастырь с Коллегиумом – первым высшим учебным заведением на Левобережье. Покровская церковь при этом с 1729 г. стала монастырской и коллегиумской. Ее отремонтировали, украсили внутри и снабдили церковной утварью. В 1732 г. на колокольне установили колокол весом 1,6 т. В 1799-1800 гг. верхнюю церковь преобразовали в кафедральный собор, а нижняя продолжала служить коллегиумской. В ризнице монастыря хранилось много памятников церковной старины – напрестольные Евангелия, кресты, подсвечники и другое. В усыпальнице были погребены видные священнослужители и именитые граждане.

В 1820-26 гг. при возведении нового Архиерейского дома соорудили между ним и храмом переход, а также устроили трапезную, объединившую храм с колокольней. В 1837 г. позолотили главки и кресты. В 1846 г. кафедральным собором вновь стала Успенская церковь, к которой была пристроена колокольня, а Покровскую церковь обратили в главную крестовую церковь Архиерейского дома. В 1844-56 гг. ее расписали внутри и устроили отопление горячим воздухом. В 1872-74 гг. расширили трапезную, перестроили лестницу на второй этаж, устроили хоры.

На протяжении XIX и начала XX века в монастыре велись работы по строительству новых зданий и благоустройству территории. Была воздвигнута Озерянская церковь (базиликальное здание рядом с Покровским собором), дом настоятеля с главными воротами, бывшая Консистория, корпус келий с трапезной и квартирой для приезжающих высокопоставленных духовных лиц, изящная часовня с запасными воротами со стороны Клочковской улицы (не сохранилась) и несколько жилых и служебных зданий.

В начале 1920-х гг. Свято-Покровский монастырь закрыли. В его зданиях разместили разные музеи и сторонние организации. Покровская церковь использовалась беспорядочно и разрушалась. Первая попытка ее реставрации была предпринята в 1950-х гг. Она носила внешний косметический характер, но спасла храм от окончательной гибели. В 1960-х гг. решили возродить храм в том виде, который он имел в XVII веке. Разобрали для этого части, достроенные в XIX веке: трапезную между церковью и колокольней и переходы в Архиерейский дом и Озерянскую церковь.

В 1992 году комплекс Свято-Покровского монастыря был возвращен церкви. Ей переданы в бессрочное бесплатное пользование находящиеся на его территории здания – памятники архитектуры. По договоренности с Епархиальным управлением помещения будут использоваться находящимися в них организациями и под квартиры жильцов. Продолжаются работы по реставрации Покровского храма, в нижней церкви которого возобновлена служба. Новым проектом восстановления храма предусматривается воссоздание ранее разобранных частей.

Наверное, наиболее выразительным памятником, демонстрирующим синтез трансформированных идеи и конструкций слобожанского деревянного зодчества в каменной архитектуре, являлся Покровский собор в Харькове. Этот собор, созданный в 1689 г., – один из старейших архитектурных памятников Слобожанщины. Собор практически дословно повторяет слобожанскую деревянную церковь бойковского типа. Он имеет трёхструбное основание и трёхкупольное здание. В наземном плане собор представляет собой три соединённые меж собой восьмиугольника, наибольший из них по размеру — в центре. Из могучего основания, образованного из глухих ренессанных аркад, вырастают три трёхъярусных купола. При этом каждый ярус, более узкий по сравнению с предыдущим, вырастает из срезанного барочного основания, как будто пытается устремиться в небо стройными световыми проёмами и необычайно лёгкой маковкой. Все простенки куполов прорезаны изящными окнами в красивом обрамлении из полуколонн и карнизов. По словам исследователя украинской культуры Дмитрия Антоновича, “Словно тесно сомкнутые друг с другом три свечи тракирия, разделена она от самой земли на три логичных купола, которые гармонично объединены в одно целое”. Нет в украинской каменной архитектуре другого такого сооружения, где так блистательно был бы осуществлён приём высотного раскрытия внутреннего пространства . Монументальный и возвышенно-величественный образ Покровского собора как нельзя ярче выражает эстетические представления народа Слобожанщины.

Харьковский Покровский храм — самое древнее и прекрасное здание в Харькове расположенное на берегу реки Лопани, внутри бывшей Харьковской крепости. От него когда-то вел подземный ход к реке Лопань, на случай осады Харькова татарами. Храм освящен в 1689 г. митрополитом Авраамием. С 1689 по 1726 гг. — приходская церковь бывшей крепости тогдашнего Харькова. С 1726 г. по 1799 г. — Коллегиумский храм. 3 июня 1738 г. в Покровском монастыре сгорела церковь Пресв. Богородицы. С 1799 г. — Кафедральный собор и до 1815 г. — Коллегиумский храм. С 1846 г. — главная крестовая церковь архиерейского дома. В конце XVIII века, когда все украинские монастыри, за исключением училищного Покровского, были разрушены, Покровский храм служил местом убежища для Чудотворной Иконы Божией Матери, именуемой Озерянскою и считающейся покровительницей Слобожанщины и ее жителей. Отец Федор уведомил своего архипастыря о том, что в его владениях — Озерянке — появилась чудотворная икона Богоматери. Это событие относят к 1668-1696 гг.

В 1787 г. Екатерина II подписала указ о передаче управления Харьковским наместничеством Григорию Потемкину. По приказу князя Таврического было закрыто 15 монастырей Слобожанщины, в том числе и Озерянская Богородичная пустынь. Имущество было передано в казну, а братия отправлена в Куряжский монастырь. Сюда же перенесли и Озерянскую чудотворную икону, но скоро и этот монастырь был закрыт. Именно в это время чудотворная икона Божией Матери обрела для себя приют в училищном Покровском храме, где и хранилась около 10 лет, до времени нового открытия Куряжского Монастыря (1797 г.). С 1844 г. эта икона ежегодно с 30 сентября по 22 апреля находилась в Покровском храме. В нижнем храме Покровского монастыря был престол в честь трёх святителей, который с построением храма в честь Озерянской Иконы Божией Матери находился теперь в новой церкви. В 1844 г. окончена роскошная переделка Покровской (верхней) церкви, а в 1846 г. возобновлен иконостас и освящен храм (нижняя церковь) в честь Воздвижения Креста Господня. Перед царскими вратами стояло Распятие Спасителя с предстоящими Богоматерью, Иоанном и двумя женами, которое было подарено потом Ахтырскому Свято-Троицкому монастырю. Здесь же находилась драгоценная святыня – напрестольный крест с мощами святых печерских угодников. Во время чтения акафиста Страстям Господним этот крест возлагали на аналое посреди храма. К монастырскому храму с северо-западной стороны примыкал архиерейский дом, в котором находилась домовая церковь во имя “Всех скорбящих радости” Божией Матери.

21 ноября 1896 г. в Харьковском Покровском монастыре Высокопреосвященным Амвросием было совершено освящение нового храма во имя Озерянскои чудотворной Божией Матери. «Успешность и легкость, с каким происходило сооружение храма, благодаря горячему участию, которое принимало в этом деле духовенство епархии, и многочисленные пожертвования, принимаемые не только от местных жителей, но и из других городов. Поступили пожертвования от духовенства монашествующего, и было личных пожертвований, доставленных владыке, 75213 р. 52 к.. Трудами духовенства собрано в приходах городских и сельских 25155 р. 11 к.; всего от духовенства 100368 р. 36 к., от жителей г. Харькова 23000 р., из С.-Петербурга 3200 р., из Москвы 7050 р., из Киева 1500 р., из сумм 22800 р., от разных лиц и из разных мест 9424 р. 35 к. Всего 196142 р. 71 к.». Перед утренней литургией был освящен придел во имя св. Дмитрия Солунского и перед вечерней — во имя Ап. и Ев. Иоанна Богослова. Кроме главного престола, в честь Озерянскои иконы Божией Матери, имелись приделы: (правый) Иоанна Богослова и (левый) Димитрия Солунского. Внизу, где усыпальница, Трех Святителей.

В начале 20 гг. XX столетия Свято-Покровский монастырь был закрыт. Свято-Озерянский храм превратили в хранилище госархива. В 1960-е гг. приняли решение возродить храм в его первоначальном виде. Для этого были разобраны строения, возведенные в XIX веке. В 1992 г. комплекс Свято-Покровского монастыря был возвращен церкви.

Ибрагимова А.Р., Дюкарев В.П. Твой Храм. – X.: Факт, 2005 – 232 с.:ил. ISВN 966-637-257-6.

Древнейшее сооружение города и единственное сохранившееся от застройки Харьковской крепости. В архитектуре собора сочетаются черты русского и украинского барокко XVII в. Памятник кирпичный, побелен по тонкой затирке, двухъярусный, на подклети, с церквами в каждом ярусе. В его объемно-пространственном решении отражены традиции украинской трехмастной, трехверхой, многозаломной церкви. К центральному восьмигранному башенному объему храма примыкают пятистенные притвор и алтарная часть. Нижняя зимняя церковь перекрыта сомкнутыми сводами с распалубками, верхняя – летняя – восьмигранными верхами с двумя заломами. Средний объем верхнего храма значительно выше и шире боковых. Верхняя церковь в плане почти целиком повторяет нижнюю, только по периметру центрального и западного объемов устроено гульбище, опирающееся на аркаду нижнего яруса. Отвечающие поперечной оси памятника небольшие ризалиты первого яруса играют роль контрфорсов. Стены основного объема и глав завершены карнизом с зубчатым поребриком, углы подчеркнуты висячими полуколоннами на кронштейнах. Наличники, колонки, сандрики декорируют оконные проемы. Интерьер отличается стройностью.

Собор сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. Реставрирован в 1960-1965 гг. (архитекторы В. Б. Петичинский и В. И. Корнеева): укреплены основные конструкции, восстановлены главы и утраченные архитектурные детали, разобраны поздние притвор между церковью и колокольней и переход к архиерейскому дому. Экстерьеру сооружения возвращен первоначальный вид.

Колокольня возведена одновременно с собором. Кирпичная, побелена по затирке, восьмиугольная в плане, четырехъярусная с подвалом. Имеет вид оборонной башни, входила в систему укреплений Харьковской крепости. Подвал, первый и третий ярусы перекрыты сомкнутыми сводами, второй ярус имеет плоское перекрытие. Верхний звонный ярус с арочными проемами в гранях завершен кирпичным, шатровым, в котором восемь слуховых окон размещены в два яруса. Шатер колокольни увенчан луковичной главкой на восьмигранном барабанчике. Колокольня снаружи поярусно расчленена карнизами. Фасады нижнего яруса отвечают архитектуре первого яруса собора. Здесь и венчающий карниз с зубчатым поребриком, над которым протянут пояс ширинок и арки, обрамленные архивольтами, соединенными у пят горизонтальной тягой. Внутри арок – прямоугольные перспективные ниши, скомпонованные по вертикали по три в каждой арке.

Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. Иллюстрированный справочник-каталог, 4 том. Харьковская область.

Свято-Покровский Харьковский мужской монастырь

Мiръ Украина Харьковская область Харьков Свято-Покровский Харьковский мужской монастырь

Свято – Покровский монастырь

православный мужской монастырь в историческом центре Харькова.

Основан в 1726 году Белоградским епископом Епифанием (Тихорским) на территории бывшей Харьковской крепости в связи с переносом в Харьков архиерейской школы (в 1731—1840 гг. — Харьковский Коллегиум). Название получил по присоединённому к монастырю синодальным указом от 1729 года бывшему приходскому храму Покрова Пресвятой Богородицы, в настоящее время являющемуся самым старым зданием города.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Описание
  • 3 Святыни
  • 4 Богослужения
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Местонахождение
  • 7 Где остановиться
  • 8 Фото
  • 9 Видео
  • 10 Ссылки

История [ править ]

История Харьковского Покровского монастыря неотделима от жизни и духовного подвига населявших или каким-либо образом связанных с этим монастырем людей.

Основание монастыря было связано с перенесением в 1726 году епископом Белгородским Епифанием Тихорским и князем Михаилом Голицыным Архиерейской школы в город Харьков, позже получившей статус Коллегиума. Переведенная из Белгорода школа-семинария именовалась греко-латино-славянской, а с 1734 года – Харьковским Коллегиумом. Одновременно здесь занимались до 500 детей из разных сословий населения Восточной Украины. Здесь работали знаменитые философ Григорий Сковорода и писатель С.Ф. Квитка-Основьяненко.

В 1799 году преосвященный Епифаний преобразовывает Коллегиум в училищный монастырь. Территория монастыря обосновалась вокруг выстроенного в 1689 году и освященного митрополитом Белгородским Авраамием Покровского храма.

Покровский храм является старейшим из сохранившихся до наших дней сооружений города, венцом украинской архитектуры 17 века. Это одно из самых старых каменных сооружений Харькова. Храм расположен очень удачно, он как будто парит над живописной долиной рек Харьков и Лопань.

Внутренние стены верхнего храма были расписаны учителем И.Е. Репина – талантливым украинским художником Бунаковым. В нижнем храме был установлен престол Трех Святителей. После обновления в 1846 году иконостаса храм освящен в честь воздвиженья Креста Господня.

Описание [ править ]

На территории Свято-Покровского монастыря находятся храмы: Озерянской иконы Богородицы, Покровский, Крестовоздвиженский, Иоанно-Богословский домовой храм Архиерейской резиденции.

Сейчас на территории монастырского комплекса располагаются Харьковское епархиальное управление и духовная семинария. После реконструкции территория Покровского монастыря стала одним из самых живописных уголков города. Во дворе комплекса, утопающего в зелени, установили памятники к 2000-летию Рождества Христова и к 200-летию Харьковской епархии. При обители действует церковно-исторический музей, в котором представлены уникальные экспонаты, рассказывающие об истории Харьковской епархии.

Святыни [ править ]

В 1787 г. в обитель была перенесена чудотворная икона Божией Матери «Озерянская», обретенная чудесным образом в с. Озерянка возле г. Мерефы.

Однако в 30-е годы 20 в. Чудотворный образ был утрачен. Остались лишь многочисленные списки, существенно отличающиеся от первообраза. 17 сентября 2010 года восстановлена точная копия главной святыни нашей обители и покровительницы всего Слобожанского края – Озерянская икона Божией Матери. Список с первообраза находится в Крестовоздвиженском храме.

  • Икона Пресвятой Богородицы «Всецарица»

В 2004 г. стараниями приснопамятного Священно-Архимандрита Покровского монастыря Митрополита Никодима в дар обители со святой горы Афон был передан точный список чудотворной иконы Богородицы «Всецарица» (память 31 августа н.ст.), к которой прибегают больные тяжкими недугами.

  • Киот со святыми мощами и камнями со Святой Земли

В Озерянском храме находится бесценное духовное сокровище – киот со святыми мощами и камнями со Святой Земли, среди которых Часть Животворящего Древа Господнего, камни со св. Горы Голгофа, горы Синай, Гроба Господня, горы Фавор, Гроба Божией Матери, Камень сорокадневной молитвы. А также частицы святых мощей Святого Пророка и Предтечи Иоанна Крестителя, св.ап.Андрея Первозванного, св.ап.Луки, св. равноапостольной Марии-Магдалины, свт.Иоанна Златоуста, свт.Василия Великого, св.вмц.Варвары, преп.Сергия Радонежского, св.вмч. и целителя Пантелеимона, преп.Кукши и другие, всего более 50-ти, которые были переданы в дар святой обители митрополитом Никодимом.

Мощи святителя Иоасафа Белгородского – дар Владыки Онуфрия, архиепископа Харьковского и Богодуховского нашей святой обители.

  • Елецкая-Харьковская икона Божией Матери

Относительно обретения этого св. образа известно следующее. Когда преп. Антоний Печерский в 1060 году был изгнан из Киева великим князем Изяславом, он тайно удалился в пределы Чернигова. Там он искал себе на горах Болдиных пещеру и стал вести уединенную подвижническую жизнь. В это именно время им и была обретена икона Божией Матери. Он увидел ее на ели, сияющею светлыми лучами, так что она казалась окруженною огнем.

Благодаря содействию черниговского князя Святослава прп. Антоний на месте обретения иконы основал обитель и построил каменную церковь во имя Успения Богоматери.

В апреле 2012 года был восстановлен первообраз Елецкой-Харьковской иконы, который в настоящее время находится в Свято-Покровском мужском монастыре г. Харькова.

Богослужения [ править ]

В храмах Свято-Покровского мужского монастыря Богослужения совершаются ежедневно.

6.30 – Часы, Божественная Литургия, Исповедь и Святое Причастие. По окончании Божественной Литургии – панихида.

В воскресные и праздничные дни:

6.30 – ранняя Божественная Литургия, исповедь и причастие. По окончании литургии – панихида (молитва о усопших)

8.30 – поздняя Божественная Литургия, исповедь и причастие, молебен празднику с освящением воды. По окончании – панихида.

Престольные праздники [ править ]

12 ноября — Озерянской иконы Божией Матери

Местонахождение [ править ]

Адрес: 61003, Украина, г. Харьков, ул. Университетская, 8/10

Телефоны: +38(057) 731 50 30 (дежурный монастыря)

Как добраться: Свято-Покровский монастырь расположен вблизи площади Конституции. Доехать до него можно, воспользовавшись метро. Необходимо выйти на станции «Советская» или «Исторический музей».

Где остановиться [ править ]

* Гостиница “Харьков” Расположенная в центре города, гостиница «Харьков» удобно соединена транспортными сообщениями со всеми районами города, в 5 км. от железнодорожного вокзала и в 12 км. от аэропорта.

Адрес: пл. Свободы, 7, г. Харьков, 61022, Украина

  • Гостиница “Асотел”

Гостиница расположена в историческом центре Харькова. Она находится недалеко от ст. м. Советская и ст. м. Исторический музей.

Адрес: Украина, г. Харьков, 61057,пер. Кравцова, 8, напротив «Планетария»

Фото [ править ]

Икона Богородицы “Всецарица” в Покровсом монастыре

киот со святыми мощами и камнями со Святой Земли

Свято-Покровский Харьковский мужской монастырь

Мiръ Украина Харьковская область Харьков Свято-Покровский Харьковский мужской монастырь

Идёт загрузка карты…

Свято — Покровский монастырь


Свято-Покровский монастырь
православный мужской монастырь в историческом центре Харькова.

Основан в 1726 году Белоградским епископом Епифанием (Тихорским) на территории бывшей Харьковской крепости в связи с переносом в Харьков архиерейской школы (в 1731—1840 гг. — Харьковский Коллегиум). Название получил по присоединённому к монастырю синодальным указом от 1729 года бывшему приходскому храму Покрова Пресвятой Богородицы, в настоящее время являющемуся самым старым зданием города.

История

Вид на Покровский монастырь на открытке начала XX века
История Харьковского Покровского монастыря неотделима от жизни и духовного подвига населявших или каким-либо образом связанных с этим монастырем людей.

Основание монастыря было связано с перенесением в 1726 году епископом Белгородским Епифанием Тихорским и князем Михаилом Голицыным Архиерейской школы в город Харьков, позже получившей статус Коллегиума. Переведенная из Белгорода школа-семинария именовалась греко-латино-славянской, а с 1734 года – Харьковским Коллегиумом. Одновременно здесь занимались до 500 детей из разных сословий населения Восточной Украины. Здесь работали знаменитые философ Григорий Сковорода и писатель С.Ф. Квитка-Основьяненко.

В 1799 году преосвященный Епифаний преобразовывает Коллегиум в училищный монастырь. Территория монастыря обосновалась вокруг выстроенного в 1689 году и освященного митрополитом Белгородским Авраамием Покровского храма.

Покровский храм является старейшим из сохранившихся до наших дней сооружений города, венцом украинской архитектуры 17 века. Это одно из самых старых каменных сооружений Харькова. Храм расположен очень удачно, он как будто парит над живописной долиной рек Харьков и Лопань.

Внутренние стены верхнего храма были расписаны учителем И.Е. Репина – талантливым украинским художником Бунаковым. В нижнем храме был установлен престол Трех Святителей. После обновления в 1846 году иконостаса храм освящен в честь воздвиженья Креста Господня.

История возникновения

Датой основания мужской обители в центре Харькова считается 1726 год, когда по указу епископа Белгородского Епифания в город была перемещена богословская школа, позже получившая название Харьковский Коллегиум. К нему был присоединен приход Свято-Покровского храма, который сохранен по сей день и является старейшим зданием города Харькова. Монастырь также получил свое название и главный престольный праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Интересно: В историю Харьковский Коллегиум при Покровском монастыре вошел тем, что в нем преподавал Г.С. Сковорода.

Имея прекрасную библиотеку с редкими книгами и блестящий педагогический состав, Коллегиум выпустил большое количество известных деятелей науки и религии, а ректор являлся и игуменом монастыря, где в первые годы подвизалось около двух десятков монахов.


Покровский монастырь в Харькове

С образованием отдельной епархии, на территории обители была организована Духовная Консистория. При этом верхний храм стал главным собором епархии, а сама территория монастыря значительно увеличивается — появляется здание Коллегиума, домовая церковь, Архиерейский дом, трапезная.

Описание

На территории Свято-Покровского монастыря находятся храмы: Озерянской иконы Богородицы, Покровский, Крестовоздвиженский, Иоанно-Богословский домовой храм Архиерейской резиденции.

Сейчас на территории монастырского комплекса располагаются Харьковское епархиальное управление и духовная семинария. После реконструкции территория Покровского монастыря стала одним из самых живописных уголков города. Во дворе комплекса, утопающего в зелени, установили памятники к 2000-летию Рождества Христова и к 200-летию Харьковской епархии. При обители действует церковно-исторический музей, в котором представлены уникальные экспонаты, рассказывающие об истории Харьковской епархии.

Храмы монастыря

В настоящий момент в монастыре находятся следующие пять православных храмов, расположенные в трёх зданиях:

  • Крестовоздвиженский, расположен на 1 этаже Покровского собора (1689 год постройки);
  • Покрова Пресвятой Богородицы, расположен на 2 этаже Покровского собора, с 1799 (момента образования Слободской епархии) до 1846 года — кафедральный собор;[3]
  • Озерянский, расположен на 1 этаже Озерянской церкви (1896 год);
  • Трёхсвятительский, нижний придел Озерянский церкви (в подвале, семинарский, 2004 год);
  • Иоанна Богослова — домовая церковь (1999 год) митрополита Харьковского, расположена в Архиерейском доме (1826 год).

Общественные богослужения проводятся в Крестовоздвиженском храме по будним дням и в Озерянском — перед и по праздничным и воскресным дням.

Святыни

  • Озерянская икона Божией Матери

В 1787 г. в обитель была перенесена чудотворная икона Божией Матери «Озерянская», обретенная чудесным образом в с. Озерянка возле г. Мерефы.

Однако в 30-е годы 20 в. Чудотворный образ был утрачен. Остались лишь многочисленные списки, существенно отличающиеся от первообраза. 17 сентября 2010 года восстановлена точная копия главной святыни нашей обители и покровительницы всего Слобожанского края – Озерянская икона Божией Матери. Список с первообраза находится в Крестовоздвиженском храме.

Озерянская икона Божией Матери

  • Икона Пресвятой Богородицы «Всецарица»

В 2004 г. стараниями приснопамятного Священно-Архимандрита Покровского монастыря Митрополита Никодима в дар обители со святой горы Афон был передан точный список чудотворной иконы Богородицы «Всецарица» (память 31 августа н.ст.), к которой прибегают больные тяжкими недугами.

  • Киот со святыми мощами и камнями со Святой Земли

В Озерянском храме находится бесценное духовное сокровище — киот со святыми мощами и камнями со Святой Земли, среди которых Часть Животворящего Древа Господнего, камни со св. Горы Голгофа, горы Синай, Гроба Господня, горы Фавор, Гроба Божией Матери, Камень сорокадневной молитвы. А также частицы святых мощей Святого Пророка и Предтечи Иоанна Крестителя, св.ап.Андрея Первозванного, св.ап.Луки, св. равноапостольной Марии-Магдалины, свт.Иоанна Златоуста, свт.Василия Великого, св.вмц.Варвары, преп.Сергия Радонежского, св.вмч. и целителя Пантелеимона, преп.Кукши и другие, всего более 50-ти, которые были переданы в дар святой обители митрополитом Никодимом.

  • Частица мощей святителя Иоасафа Белгородского

Мощи святителя Иоасафа Белгородского – дар Владыки Онуфрия, архиепископа Харьковского и Богодуховского нашей святой обители.

  • Елецкая-Харьковская икона Божией Матери

Относительно обретения этого св. образа известно следующее. Когда преп. Антоний Печерский в 1060 году был изгнан из Киева великим князем Изяславом, он тайно удалился в пределы Чернигова. Там он искал себе на горах Болдиных пещеру и стал вести уединенную подвижническую жизнь. В это именно время им и была обретена икона Божией Матери. Он увидел ее на ели, сияющею светлыми лучами, так что она казалась окруженною огнем.

Благодаря содействию черниговского князя Святослава прп. Антоний на месте обретения иконы основал обитель и построил каменную церковь во имя Успения Богоматери.

В апреле 2012 года был восстановлен первообраз Елецкой-Харьковской иконы, который в настоящее время находится в Свято-Покровском мужском монастыре г. Харькова.

Богослужения

В храмах Свято-Покровского мужского монастыря Богослужения совершаются ежедневно.

6.30 – Часы, Божественная Литургия, Исповедь и Святое Причастие. По окончании Божественной Литургии — панихида.

В воскресные и праздничные дни:

6.30 – ранняя Божественная Литургия, исповедь и причастие. По окончании литургии — панихида (молитва о усопших)

8.30 – поздняя Божественная Литургия, исповедь и причастие, молебен празднику с освящением воды. По окончании — панихида.

Престольные праздники

Покров Пресвятой Богородицы

12 ноября — Озерянской иконы Божией Матери

Воздвижение Животворящего Креста Господня

Иоанн Богослов, апостол

— 21 мая, 9 декабря

Димитрий Солунский, великомученик

XIX — начало XX века

После образования отдельной Слободско-Украинской епархии (указом императора Павла I от 16 октября 1799 года) на территории монастыря была открыта Духовная Консистория, а верхняя церковь Покровского храма до 1846 года служила кафедральным собором епархии. Нижняя (тёплая) церковь во имя Трёх Святителей, в XVII—XVIII столетиях служившая также усыпальницей знатных харьковчан, а в XIX — архиереев, некоторое время оставалась за Коллегиумом, который после создания в 1805 году Харьковского университета реорганизован в чисто духовное учебное заведение (в 1817 году включён в реестр духовных семинарий, с 1840 официально именуется семинарией и перенесен из монастыря в новое здание на Холодной горе — ныне ул. Семинарская, 46, бывший корпус Харьковского университета воздушных сил, сейчас — Харьковский апелляционный административный суд). При епископе Павле (Саббатовском) в 1818 году было построено новое каменное здание Коллегиума с домовой церковью, в 1820—1826 — новый Архиерейский дом, пристроенный к собору, также с небольшой домовой Крестовой церковью на втором этаже, и трапезная, объединившая храм с колокольней.

В 1846 году архиерейская кафедра была перенесена в Успенский собор вместе со всем штатом белого духовенства. К тому времени монастырь населяли всего 8 монахов. Необходимость совершать богослужения привела к увеличению числа иеромонахов и иеродиаконов, а также монастырской братии вообще. Согласно местной статистике, число монашествующих в Харькове доходило в шестидесятых годах до 52 человек, в семидесятых 40-55 человек, в восьмидесятых 60, в девяностых — 45—46, однако неизвестно, каков процент от этого числа приходится на братию Покровского монастыря.

В конце 1850-х годов усыпальница под нижним храмом монастыря, представлявшая до тех пор просто подвал, была расширена и превращена в церковь, названную так, как прежде называлась нижняя церковь, — Трёхсвятительской. Гробница почитаемого в народе архиепископа Мелетия (Леонтовича) († 1840, канонизирован в 1978 году), устроенная, в отличие от остальных, не в стене, а открыто, была украшена на пожертвования паломников. Пожар, случившийся в церкви в 1875 году уничтожил сень над гробницей, ступени и жестяной гроб, однако внутренний гроб с останками святителя остался цел, что усилило его почитание.


Вид на Покровский монастырь со стороны ул. Клочковской на открытке начала XX века

С 1844 года главной святыней монастыря стала Озерянская икона Божией Матери, ежегодно переносившаяся на зимние месяцы из Куряжского монастыря в Покровский. Первоначально она выставлялась в верхней Покровской церкви, где было устроено отопление горячим воздухом. Тесный храм, однако, не мог вместить всех желающих. В 1896 году была освящена Озерянская церковь, построенная по проекту епархиального архитектора В. Х. Немкина в редкой для православной архитектуры базиликальной форме, декорированной византийско-русскими мотивами и двенадцатью московскими главками-луковицами, эффектно контрастирующими с украинскими куполами Покровского собора. Массивное здание нового храма закрыло изящный силуэт Покровского собора со стороны Университетской горки, но вернуло монастырскому комплексу необходимую монументальность, утраченную с началом многоэтажной застройки города. Боковые приделы церкви были освящены в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и вмч. Димитрия Солунского. Был также устроен нижний храм с усыпальницей, куда из закрывшейся Трёхсвятительской церкви перенесли прах архиепископа Мелетия.

Помимо Озерянской церкви В. Немкиным в монастыре были посторены здание Консистории (ул. Университетская, 6, взамен снесённого прежнего, бывшего главного корпуса Харьковского Коллегиума), корпус келий с трапезной на месте старой Консистории, дом настоятеля с главными воротами (ул. Университетская, 8), не сохранившиеся нижние запасные ворота с часовней со стороны Клочковской улицы. По проекту преемника Немкина, архитектора В. Н. Покровского было перестроено принадлежащее монастырю торговое здание по Университетской, 10, сдававшееся Архиерейским управлением в аренду галантерейной .

Где остановиться

* Гостиница «Харьков»

Расположенная в центре города, гостиница «Харьков» удобно соединена транспортными сообщениями со всеми районами города, в 5 км. от железнодорожного вокзала и в 12 км. от аэропорта.

Покровский монастырь в г. Харьков

Покровский монастырь – православный мужской монастырь в историческом центре Харькова (ул. Университетская).

Основан в 1726 году Белгородским епископом Епифанием (Тихорским) на территории бывшей Харьковской крепости в связи с переносом в Харьков архиерейской школы (в 1731-1840 гг. – Харьковский Коллегиум). Название получил по присоединённому к монастырю синодальным указом от 1729 года бывшему приходскому храму Покрова Пресвятой Богородицы, в настоящее время являющемуся самым старым зданием города.

По состоянию на 1751 год насельниками монастыря были 11 иеромонахов, 4 иеродиакона и 10 монахов, часть которых преподавала в Коллегиуме, причём ректор Коллегиума (в сане игумена, позже – архимандрита) являлся также настоятелем монастыря. По примеру ректора Московской академии он носил знаки отличия, приближенные к архиерейским: мантию со скрижалями и панагию.

Программа Коллегиума основывалась на учебном плане Киевской академии, к которому со временем было добавлено изучение математики, истории, географии, французский, немецкий и итальянский. В 1768 году при Коллегиуме были открыты Прибавочные классы с преподаванием прикладных наук (геодезия, инженерное дело, артиллерия, позже – инструментальная музыка, танцы, рисунок, живопись и архитектура) для подготовки дворянских детей к государственной службы. Располагались они за пределами монастыря (на месте библиотеки им. В. Г. Короленко), в 1789 году были отделены от Коллегиума и объединены с Народным училищем в Главное слободско-украинское училище, после основания Харьковского университета переименованное в Слободско-украинскую гимназию.

В первые годы в Коллегиуме обучалось около 400 человек, со временем число учащихся возросло вдвое. Среди выпускников и преподавателей особое место занимает Григорий Сковорода (преподавал поэтику, древнегреческий язык и христианское добронравие), памятник которому в 1992 году был поставлен у монастырской стены со стороны Каскадного сквера. В Коллегиуме учились также ректор Московского университета М. Т. Каченовский, директор Санкт-Петербургского педагогического института Я. Толмачев, профессор Московского университета И.Двигубский, Н. И. Гнедич. Прибавочные классы оканчивали П. А. Ярославский и другие харьковские архитекторы.

В библиотеке монастыря и Коллегиума, первоначально располагавшейся на втором этаже надвратного монастырского здания, хранилось множество редких книг, включая Острожскую Библию 1581 года, Маргарит Иоанна Златоуста 1596 г, Октоихи Московской печати 1618, 1683 и др., Евангелие Московской печати 1636 г, требник Петра Могилы 1646 г, Апостол Львовской печати 1666 г и др. В монастырской ризнице также находилось много памятников церковной старины XVII-XVIII столетий.

В 1786-1788 гг. при проведении объявленной Манифестом от 26 февраля 1764 г. секуляризации церковных владений в казну были отобраны имения Покровского монастыря, в том числе 3076 десятин земли, 650 душ крестьян, мельницы, винокурни, скотные дворы, сады в губернии и в самом Харькове.

После образования отдельной Слободско-Украинской епархии (указом императора Павла I от 16 октября 1799 года) на территории монастыря была открыта Духовная Консистория, а верхняя церковь Покровского храма до 1846 года служила кафедральным собором епархии. Нижняя (тёплая) церковь во имя Трёх Святителей, в XVII-XVIII столетиях служившая также усыпальницей знатных харьковчан, а в XIX – архиереев, некоторое время оставалась за Коллегиумом, который после создания в 1805 году Харьковского университета реорганизован в чисто духовное учебное заведение (в 1817 году включён в реестр духовных семинарий, с 1840 официально именуется семинарией и перенесен из монастыря в новое здание на Холодной горе – ныне ул. Володарского, 46, корпус Харьковского университета воздушных сил). При епископе Павле (Саббатовском) в 1818 году было построено новое каменное здание Коллегиума с домовой церковью, в 1820-1826 – новый Архиерейский дом, пристроенный к собору, также с небольшой домовой Крестовой церковью на втором этаже, и трапезная, объединившая храм с колокольней.

В 1846 году архиерейская кафедра была перенесена в Успенский собор вместе со всем штатом белого духовенства. К тому времени монастырь населяли всего 8 монахов. Необходимость совершать богослужения привела к увеличению числа иеромонахов и иеродиаконов, а также монастырской братии вообще. Согласно местной статистике, число монашествующих в Харькове доходило в шестидесятых годах до 52 человек, в семидесятых 40-55 человек, в восьмидесятых 60, в девяностых – 45-46, однако неизвестно, каков процент от этого числа приходится на братию Покровского монастыря.

В конце 1850-х годов усыпальница под нижним храмом монастыря, представлявшая до тех пор просто подвал, была расширена и превращена в церковь, названную так, как прежде называлась нижняя церковь, – Трёхсвятительской. Гробница почитаемого в народе архиепископа Мелетия (Леонтовича) († 1840, канонизирован в 1978 году), устроенная, в отличие от остальных, не в стене, а открыто, была украшена на пожертвования паломников. Пожар, случившийся в церкви в 1875 году уничтожил сень над гробницей, ступени и жестяной гроб, однако внутренний гроб с останками святителя остался цел, что усилило его почитание.

С 1844 года главной святыней монастыря стала Озерянская икона Божией Матери, ежегодно переносившаяся на зимние месяцы из Куряжского монастыря в Покровский. Первоначально она выставлялась в верхней Покровской церкви, где было устроено отопление горячим воздухом. Тесный храм, однако, не мог вместить всех желающих. В 1896 году была освящена Озерянская церковь, построенная по проекту епархиального архитектора В. Х. Немкина в редкой для православной архитектуры базиликальной
Вид на Покровский монастырь со стороны ул. Клочковской на открытке начала XX века

форме, декорированной византийско-русскими мотивами и двенадцатью московскими главками-луковицами, эффектно контрастирующими с украинскими куполами Покровского собора. Массивное здание нового храма закрыло изящный силуэт Покровского собора со стороны Университетской горки, но вернуло монастырскому комплексу необходимую монументальность, утраченную с началом многоэтажной застройки города. Боковые приделы церкви были освящены в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и вмч. Димитрия Солунского. Был также устроен нижний храм с усыпальницей, куда из закрывшейся Трёхсвятительской церкви перенесли прах архиепископа Мелетия.

Помимо Озерянской церкви В. Немкиным в монастыре были посторены здание Консистории (ул. Университетская, 6, взамен снесённого прежнего, бывшего главного корпуса Харьковского Коллегиума), корпус келий с трапезной на месте старой Консистории, дом настоятеля с главными воротами (ул. Университетская, 8), не сохранившиеся нижние запасные ворота с часовней со стороны Клочковской улицы. По проекту преемника Немкина, архитектора В. Н. Покровского было перестроено принадлежащее монастырю торговое здание по Университетской, 10, сдававшееся Архиерейским управлением в аренду галантерейной фирме «Жирардовская мануфактура».
[править] Советские годы и настоящее время

В 1922 году монастырь был закрыт, в зданиях размещены сторонние организации. «Жирардовские мануфактуры» и Архиерейский дом служили корпусами Исторического музея, Озерянская церковь, главы которой были снесены – городским архивом, корпус келий и трапезной – военкоматом Дзержинского района.

В 1950-х годах произведена косметическая реставрация разрушавшегося Покровского собора. В 1960-х разработан проект реставрации храма в первоначальном виде – с галереей между церковью и колокольней. Для этого разобрали достроенные в XIX веке трапезную между церковью и колокольней и переходы к Архиерейскому дому и Озерянской церкви. Дальше, однако, дело не пошло, и храм простоял в лесах до самой «перестройки».

15 января 1990 года властями было принято решение о возвращении церкви монастырских сооружений, а 8 апреля состоялось освящение и первая служба в Покровском соборе. Процесс передачи шёл постепенно и завершился к середине 1990-х годов.

27 мая 1992 года на территории монастыря прошёл Архиерейский Собор УПЦ, осудивший филаретовский раскол. На соборе архиереями был выбран новый митрополит УПЦ – Владимир (Сабодан).

К началу 2000-х гг. завершена реставрация Покровского Собора и Озерянской церкви, восстановлены пристройки XIX века. Перед Архиерейским домом, служащим резиденцией Митрополита Харьковского и Богодуховского и зданием Епархиального управления, установлены памятные знаки 2000-летию Рождества Христова и 200-летию Харьковской епархии.

Читайте также:
Никольский храм в Солнечногорске: описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: