Елоховский собор в Москве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Русская Церковь
    • Синодальные учреждения
    • Московская Патриархия
    • Самоуправляемые Церкви
    • Экзархаты
    • Митрополичьи округа
    • Митрополии
    • Епархии
    • Ставропигиальные монастыри
    • Храмы и монастыри
    • Зарубежные учреждения
    • Научные и образовательные организации
    • Издательства и СМИ
  • Поместные Церкви
  • Автономные Церкви
  • Государственные и общественные организации
  • Организации иных конфессий
  • Прочие

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви
  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

Богоявленский кафедральный собор в Елохове (Москва)

Богоявленское благочиние Московской городской епархии

История

Первые упоминания о деревянном храме Богоявления в Елохове относятся к концу XVII в. В 1712-1731 гг. храм был перестроен в камне на средства прихожанина полковника Воронецкого и царевны Прасковьи Ивановны, дочери царя Иоанна V Алексеевича. Кирпич на новую церковь пожаловал лично Петр I. 4 июля 1731 г. храм был освящен архиепископом Подонским и Сарским Леонидом.

В 1790-92 гг. проводилась капитальная перестройка храма. В 1792 г. в трапезной был освящен придел в честь святителя Николая Чудотворца. В 1793 г. заново освящен придел Благовещения. К 1805 г. завершилось строительство колокольни.

В конце XVIII столетия прихожанами старого петровского Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 г.

В 1837 г. старая церковь была разобрана, а на ее месте к 1845 г. архитектором Е.Д. Тюриным было создано пятикупольное здание собора. Храм был освящен 18 октября 1853 г. митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым).

В 1857-58 гг. возвели заново верхние ярусы колокольни в формах XVIII в. В 1889 г. трапезная надстроена архитектором П.П. Зыковым (вторым). В 1929 г. живопись купола собора была реставрирована архитектором И.С. Кузнецовым.

После революции храм не закрывался. В праздник Сретения в 1925 г. Литургию в нем служил Святейший Патриарх Тихон.

В 1938 г. из разрушенной Богоявленской церкви в Дорогомилове сюда переместилась кафедра Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).

Указом Святейшего Патриарха Алексия I от 25 февраля 1945 г. Богоявленскому собору был присвоен статус Патриаршего.

Когда в начале 1992 г. Успенский собор Московского Кремля стал Патриаршим, Богоявленский собор сделался кафедральным.

В Никольском приделе храма в 1944 г. был погребен Святейший Патриарх Сергий. В Благовещенском приделе Богоявленского собора погребен Святейший Патриарх Алексий II.

В настоящее время к собору приписан московский храм вмч. Никиты на Старой Басманной.

Престолы

Главный престол освящен в честь Богоявления Господня, приделы — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца, приставной — в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Крестильный храм освящен в честь святого Василия Блаженного.

Ч удотворная Казанская икона Божией Матери; мощи святителя Алексия, митрополита Московского; икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; частицы мощей святителя Иоанна Златоуста, апостола Андрея Первозванного и святителя Московского Петра.

Богослужение

Божественная литургия ежедневно в 8.00, по воскресным и праздничным дням в 6.30 и 9.30. Вечернее богослужение накануне в 17.00.

Богоявленский Елоховский собор в Москве

” class=”wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_post_btn_4148″>

Богоявленский православный кафедральный храм Московской епархии известен и любим всеми москвичами. Его многие помнят с детства, потому что это одно из немногих культовых сооружений России, которое никогда не закрывалось, в нем всегда шли богослужения.

История строительства

У Елоховской церкви долгая, непростая, полная драматических моментов, судьба.

Основополагающий период строительства

В 1698 году жители села Елоха возвели небольшую молельное помещение из дерева, несколько позже, при правлении царя Петра I на этом месте возвели каменное строение (1717 – 1722). В 30-х годах в честь Благовещения Богородицы к ней пристроили придел. К концу XVIII столетия появились другие пристройки – колокольня и трапезная. Но Москва в это время интенсивно растет, во время службы становится тесно, люди, приходящие из близлежащих и отдаленных районов города, не могут попасть внутрь.

Решили начать строительство нового большого храмового сооружения. Подготовить проект было поручено архитектору Е. Тюрину. Средств не хватало, поэтому строительство продолжалось очень долго, но службы проводились и во время строительных или отделочных работ.

Последующие реставрации

К 1845 году закончили возведение основной части строения, которую венчали пять куполов. С помощью прихожан, главным образом благодаря пожертвованиям купца Щапова, церковь была достроена. В 1853 году освящена Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским.

Через несколько лет соорудили верхние ярусы колокольни, в XIX столетии возвели купол на трапезной, а на боковых фасадах – аттики. Высота от фундамента до креста и колокольни – 56 м, площадь – 1164 кв. м, одновременно может принять 3000 человек.

Современное обустройство

Самая значительная реставрация проводилась в конце 60-х годов двадцатого столетия, которая продолжались 20 лет. Была проделана громадная кропотливая работа. Пол заменили на мраморный, обновили покрытие из сусального золота, обустроили кафедру, оградив оградкой из бронзы. Реставрировали иконостас, почистили и укрепили настенную живопись. Приподняли пол под алтарем и солеями (возвышение). Переоборудовали балконы, добавив центральный, выделили помещение для певчих. Оборудовали лифты и провели трансляцию, чтобы верующие лучше слышали службу.

Читайте также:
Храм Воскресения Христова на Варшавском вокзале: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Отремонтировали фасад и кровлю. Благоустроили территорию и реконструировали корпуса для проживания, обеденные помещения, организовали место для освящения воды. Реставрация проводилась под руководством выбранного старосты – Н.С Капчука.

История названия

По московскому преданию еще в XIV столетии был густой ольховый лес и протекали речка Ольховка и Ольховец Ручей (сейчас заключенный в трубы). Как сказано в словаре Даля, название ольха и елох имеют один корень. Очевидно, это и дало название селу Елох, расположившемуся невдалеке от леса, известное еще со времени правления Димитрия Донского.

Знаменито тем, что здесь в 1469 году родился и прожил долгие 83 года Василий Блаженный, человек, который не боялся обличать даже Ивана Грозного, указывая на жестокость правителя. Проводили в последний путь святого с почестями, похоронили у Троицкой церкви на Красной площади, которую с тех пор получило имя Василия Блаженного.

Архитектура

Выстроено здание в стиле ампир. Основная часть имеет форму куба, с пятью куполами, установленными в верхней части. Купола имеют форму ротонд, в которых установлены оконные проемы. Ротонда в центре украшена искусной росписью. С севера и юга сооружение декорировано пилястрами и порталами. Сверху находятся широкие полукруглые окна, покоящиеся на двух колоннах. Строение, благодаря многочисленным элементам, имеет легкий и воздушный вид.

Арки, проходящие сквозь колокольню, делают строение изящным и грациозным. На углах верхних ярусов расположены круглые колонны. Верхний ярус не декорирован, наверху установлены маковка, покрытая сусальным золотом, а также крест. Внутренние помещения соединяется с трапезной небольшим проходом. Фасад сбоку декорирован аттиками, во внутреннем дворике построена крестильня, в котором пройти обряд крещения могут взрослые и дети.

Внутреннее убранство

В октябре 1846 года прихожане обратились в Святейший Синод за разрешением украсить внутреннюю часть нового, только что отстроенного сооружения. С помощью прихожан интерьер богато украшен, в оформлении преобладают золотые цвета.

Потолочные перекрытия и стены богато расписаны тонкой росписью. К 1853 году с восточной стороны был сооружен многоярусный иконостас сложной формы высотой 18 метров. Мастера иконописи специально написали 65 образов. Войдя в помещение, человек невольно устремляет взгляд вверх – к образу Троицы Новозаветной, изображенной в купольной части центральной ротонды.

Величественная ротонда в интерьере играет доминирующую роль, опирается на громадные опорные арки, которые поддерживаются четырехгранными столпами и держат свод. Святому Богоявлению посвящен главный алтарь, есть еще два придела – с левой стороны установлен в честь Николая Чудотворца, правый – в честь Благовещения Богоматери. Роспись соборных стен сделана в первой половине 20 столетия мастерами из Мстеры, который является крупнейшим центром иконописи.

Собор в наши дни

Церковная жизнь здесь всегда была активной, даже в тяжелые времена гонений и притеснений. В 1925 году на Сретение Господне по разрешению советских руководителей патриарх Тихон провел праздничную литургию. Здание в 1926 году получило статус “памятник церковного зодчества” I категории. Возможно, поэтому его не разрушили и не устроили кинотеатр или склад.

Новое правительство не закрыло центр московсковского православия ни в начале своего правления, ни в последующие годы, но над служителями и верующими всегда висела эта угроза. Первое постановление о закрытии утвердили весной 1930 года. 5 тысяч прихожан подписали письмо властям с просьбой об отмене подобного решения, и просьба, как ни странно, была удовлетворена.

В 1935 году здание решили переоборудовать и устроить кинотеатр, но этот план также не осуществился. Последний раз закрытие было запланировано на 22 июня 1941 года. В этот день, как известно, началась война с фашистской Германией, которая помешала претворить в жизнь решение властей. Митрополит Сергий сразу после объявления войны обратился к прихожанам с призывом идти на защиту Отечества от захватчиков.

По инициативе церковных служителей был организован сбор средств для обороны страны. Подал пример митрополит – отдал богато украшенные драгоценными камнями крест с клобука и наперсный, пожертвовав их на нужды государства в тяжелое военное время. Несмотря на попытки властей закрыть культовое строение, постоянные притеснения и гонения, церковные служители на протяжении четырех лет войны помогали своей стране, собрав более 835000 рублей на оборону и приобретя более чем на 500000 рублей подарки бойцам Красной Армии.

Весной 1942 года с разрешения властей была проведена служба на Святую Пасху, посетили его более 6500 верующих. С 1943 года в сан патриарха Московского и всея Руси был возведен митрополит Сергий. В 1945 году кафедра перешла к Алексию I, который указом присвоил Богоявленской церкви статус Патриаршего (сохранялся до 1991 года). Во время Патриаршества проводили важные для РПЦ мероприятия – интронизацию митрополитов, перенесение из Успенского собора в 1947 году мощей святителя Алексия и другие.

С божественной литургии, совершенной в храме в 1988 году, начались праздничные мероприятия по празднованию тысячелетия крещения Руси. Для поклонения часто выставлялись православные святыни – мощи Серафима Саровского, глава Пантелеймона-целителя, “Владимирская” икона Божьей Матери. В 1991 году храму присвоен статус кафедрального, в 1992 – установлена памятная доска поэту А.С. Пушкину, которого крестили здесь.

Читайте также:
Московский Покровский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

В 1990 году провели значительную реставрацию, благоустроили внутреннюю территорию, в ближайших домах (после расселения жителей) разместили различные хозяйственные службы. Здесь покоится прах Патриарха Алексия II, похороненный здесь в 2008 году. Сегодня в соборе совершаются ежедневные службы, воскресные и праздничные богослужения, работает воскресная школа, класс церковного пения.

Святыни и иконы

Свет из больших окон падает на образы святых, расположенных по кругу – великого князя Владимира и великую княжну Ольгу, Александра Невского, Сергия Радонежского, Святителей Михаила, Петра, блаженного Василия и многих других. Особо почитается Казанская икона Божьей матери, которая раньше находилась в Казанском соборе. В главном приделе находятся иконы:

  • “Млекопитательница”, которая была прислана в дар со святого Афона в 1894 году;
  • Божьей Матери “Взыскание Погибших”
  • “Избавление от бед страждующих” – очень редкая и древняя
  • в Никольском приделе можно увидеть уникальный образ Николая Чудотворца
  • “Воскресение Христово”
  • В главном приделе – преподобного Серафима Саровского

Мощи святителя Алексия, доставлены в 1947 году и встречены патриархом Алексием I. В 1944 году в северном приделе был похоронен Патриарх Сергий.

Духовенство

Духовенство Богоявленского собора неоднократно менялось, всегда защищая интересы паствы.

В XX – XXI веках настоятели собора:

  • протопресвитер Николай Колчицкий – с1924 по 1961
  • протопресвитер Виталий Боровой – с1973 по 1978
  • протопресвитер Матфей Стаднюк – с 1978 по 2013, почетный настоятель с марта 2013 года
  • протоиерей Александр Агейкин – 24 марта 2013

Архидиаконами, служившими здесь, были: Георгий Антоненко (1943-1958); Владимир Прокимнов (1963-1990); Стефан Гавшев – (1975-1990); Андрей Мазур – с 1990 года. Эти люди, служа Богу, отстаивали интересы Церкви в тяжелые для нее времена, когда на нее шло давление со стороны властей. Во многом благодаря их деятельности храм удалось отстоять от закрытия.

Время работы

Расписание богослужений в будние дни:

  1. 08:00 – Литургия
  2. 17:00 – Вечерня и Утреня

Расписание богослужений в воскресные дни:

  • 06:30 – Ранняя Литургия
  • 09:30 – Поздняя Литургия
  • 17:00 Всенощное бдение

Крещение в будние дни в 11:00 и 15:00, в выходные – в 09:00, 12:00, 15:00.
Венчание проводят в понедельник, среду, пятницу и воскресенье.

Где находится и как добраться

Собор расположен на улице Спартаковской, дом 15, в Басманном районе ЦАО города Москвы, Россия.

Доехать можно на метро:

  1. До станции “Красносельская”, затем пройти пешком по улице Нижняя Красносельская. Или воспользоваться трамваем, маршруты NoNo 37, 45, 50 до остановки “Бауманская”.
  2. До метро “Бауманская”, далее пешком по улице Бауманской и Спартаковской.
  3. Доехать до станции метро “Комсомольская”, далее от остановки “Фабрика Большевичка” автобусом No 88 или троллейбусом No 22 ехать до остановки “Елоховская площадь”.

Богоявленский храм – один из немногих в России, которому удалось избежать закрытия и осквернения, в нем всегда проходили службы. Верующие всегда найдут здесь поддержку и понимание в радости и горе.

Крупин Владимир Николаевич

Крупин Владимир Николаевич — представитель писателей русской православной прозы, занимающийся публицистикой и педагогикой, православный христианский публицист и поборник чистоты русского языка. Его сборники «Зерна» и «Живая вода» принесли писателю первую славу и широкую известность.

Краткая биография

Село Кильмезь Кировской области 7 сентября 1941 года стало местом рождения будущего писателя-прозаика Владимира Крупина. Его отец Николай был лесничим, семья почитала Бога, всегда отмечала большие религиозные праздники, но в церковь не ходила, ибо храм был разрушен.

О других православных писателях:

В доме Николая Яковлевича и Варвары Семеновны висели иконы, материнская молитва была оберегом для детей. Именно в матери, никогда не повышавшей голоса, Владимир видел пример христианского смирения и терпения. Малограмотный отец отличался особой неприхотливостью в одежде, спокойно донашивал рубашки своих взрослых сыновей и увлекался чтением русской поэзии, хотя у него был только один глаз.

Мальчик начал учебу в сельской школе в 1946 году, ему было всего пять лет, которую окончил в 1957 году, после чего освоил работу слесаря и грузчика, но хобби юноши было написание статей для районной газеты. Писательский дар у Владимира проявился еще в детстве, когда он начал выпуск семенной стенгазеты «Семья».

Детские годы В.Крупина, проблемы крестьянских семей легли в основу написания повестей, рассказов и статей, в которых с огромной любовью писатель пытается передать красоту и уникальность частички вятского края.

В 18 лет юноша отправился отдавать долг Родине, служить в армии. Совет отца Николая, данный на напутствие сыну перед армией, стал его девизом «Вперед не суйся, позади не оставайся».

В 1961 году вступает в ряды КПСС. После неудачного поступления в Литературный институт, Владимир становится студентом филфака Московского областного педагогического института, во время учебы обзаводится семьей. Его женой стала московская писательница Надежда Леонидовна, с которой Крупин живет в коммуналке.

Свои студенческие похождения и впечатлений Владимир записал в книгах «Прости, прощай» и «Курс молодого бойца». После института молодой специалист быстро продвигается по профессиональной и партийной линии, работает на телевидении, издается в журнале «Современник», преподает в школе и назначается парторгом издательства.

Читайте также:
Собор Александра Невского в Петрозаводске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Литературные работы

В 1974 году, когда Владимиру Крупину было 33 года, увидела свет его первая повесть «Живая вода». Трудную жизнь села, о которой писатель знал не понаслышке, Крупин описал в сборнике рассказов «Зерна».

Доступный, простой язык написания, правдивые истории принесли популярность прозаику. В «Вятской тетради» собраны рассказы о родном крае, в них особое внимание уделяется:

  • причудливым сельским мужикам;
  • мудрым юродивым;
  • доморощенным философам.

Через наивные и порой косноязычные фразы простого народа писателем преподносится истинная суть событий того времени, правда жизни, которая противостоит лжи, пропитавшей советское общество.

По мнению публициста, пьянство, социальная апатия и проявление нравственного безразличия рождаются именно общественной ложью.

Дом — основа творчества писателя, характерной чертой его рассказов является концовка, наполненная особой открытостью и лиричностью. Описывая в рассказах родственников, соседей, Крупин воссоздает крестьянский быт, наполненный народной мудростью, которая присуща жителям русского села.

В период перестройки Крупин издает роман «Спасение погибших», в котором раскрываются больные и ущербные нравы писательской интеллигенции. Все проявления негодования русского простого народа накануне 21 столетия патриот описывает в повести «Прощай, Россия встретимся в раю».

Владимир Николаевич Крупин, книги которого пронизаны огромной любовью к простому русскому люду, противостоит западному прагматизму, цинизму, сексуальной свободе, что ярко выражено рассказом «Янки, гоу хоум».

Важно! Статьи и интервью Крупина показывают его отрицательное отношение к употреблению иностранных словечек, пленивших русский язык. В простонародных выражениях, элементах народного фольклора, частушках, поговорках писатель раскрывает уникальность и красоту простой русской речи.

Тема Православия

Поздний период писательской деятельности раскрывается еще одна сторона его рассказов, в них проявляется отношение к православию. По мнению Владимира Крупина, биография которого связана с духовным поклонением, только в православной вере скрыто спасение России.

В. Крупин тему православия раскрывает в щедрых размышлениях, записанных в повестях:

  • «Крестных ход»;
  • «Великорецкая купель»;
  • «Слава Богу, путевые раздумья»;
  • «Последние времена».

С 1998 года в течение пяти лет Владимир Николаевич работает главным редактором христианского журнала «Благодатный огонь», на протяжении нескольких лет возглавляет жюри конкурса христианского кино «Радонеж», является сопредседателем Союза писателей Российской федерации.

В своем творчестве Крупин жестко высказывается в отношении гей парадов, называя геев извращенцами, описывает коррупционеров, как прислужников сатаны. Не прошла мимо его пера и тема ИНН, писатель не приветствует электронные карты и электронную обработку документов.

Иисус Христос для знаменитого прозаика является единственным современным положительным героем, именно в Его прославлении видит публицист основную концепцию преподавания литературы в школе.

В свободной манере повествования, перемешанной комическими и фантастическими элементами, можно проследить некое подобие притч, передаваемых Крупиным, как православным христианином.

Сердце Владимира Николаевича наполнено настоящим патриотизмом и любовью к Богу, он сам о себе пишет, что его жизнь буквально срослась с жизнью страны, поэтому все мысли и творческие работы публициста о России и православной вере, в которой, по утверждению Крупина, спасение и будущее страны.

Важно! В 2011 году почетному гражданину Кировской области, кавалеру орденов Дружбы народов и Федора Достоевского І степени В.Н. Крупину, первому в истории края была вручена Патриаршая литературная премия за весомый вклад в просветительную православную деятельность.

Русский писатель и педагог Владимир Николаевич Крупин и его книги

Владимир Николаевич Крупин – русский и советский педагог, публицист и писатель. Он заработал известность своей писательской деятельностью. Его перу принадлежат сборник рассказов «Зерна», а также произведения «Живая вода», «Люби меня, как я тебя», «Прости, прощай…» и многие другие.

Много лет занимался журналистикой, работал редактором в издательстве «Современник», главным редактором журнала «Москва», христианского журнала «Благодатный огонь». Преподавал в Московской духовной академии, является сопредседателем Союза писателей России, председателем жюри фестиваля православного кино «Радонеж». Нашел применение своему таланту в «деревенской прозе»: рассказах и повестях о жизни простых крестьян. Более 30 лет пишет на православные темы.

  1. Детство Крупина
  2. Происхождение и рождение
  3. Семья писателя
  4. Юношеские годы и молодость
  5. Зрелые годы
  6. Творческий путь писателя
  7. Дебютная книга «Зерна»
  8. Популярность «Живой воды»
  9. Произведения Крупина
  10. Видео

Детство Крупина

Детство писателя было сложным, как и у многих его сверстников. Он на своем опыте познал, что такое тяжелый крестьянский труд, работая на сенокосе и в огороде.

Происхождение и рождение

Родился писатель 7 сентября 1941 года в небольшом поселке под названием Кильмезь, расположенном в Кировской области.

Семья писателя

Владимир был сыном лесника. Семья его была верующей. Родители, Николай Яковлевич и Варвара Семеновна Крупины, никогда не пропускали церковных праздников и воспитывали сына в православных традициях. В советские времена власти пытались запретить веру. В связи с этим семья Крупина не могла посещать храм: в их селе большевики одну церковь превратили в дом культуры, другую — сожгли.

В нашей семье всегда была икона. Думаю, что молитва матери и бабушек нас и сохранила. Мама никогда даже голос не повышала. Как ей это удавалось? Для меня до сих пор – загадка. Она окончила всего 4 класса, но была величайшим педагогом.

Писатель всю жизнь помнит совет матери для преодоление обид и несправедливостей, обращенный к обидчикам: «Дай Бог вам здоровья, а нам терпения». «Будь сам хорош, все хорошими будут».

Читайте также:
Крестовоздвиженский монастырь в Нижнем Новгороде: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни и мощи

Отец научил своего сына главному — жизненному поведению. Владимир Крупин в одном из последних интервью рассказывает о своем родителе так:

— Я уходил в армию, он сказал на прощание два завета, оба очень жизненные. «От службы не бегай, на службу не напрашивайся». И: «Вперед не суйся, сзади не оставайся». Так и живу. Он никогда не гнался за деньгами, был до изумления неприхотлив. Честен до последней копейки. В одежде был скромен. Очень радовался, когда мы, его сыновья, дарили ему свои рубашки. Много, своим единственным глазом, читал. Знал наизусть русскую поэтическую классику. За всех нас переживал, хотя иногда не знал, кто в какой класс перешел. Очень ответственно подписывал дневники за неделю. И за мои трояки и пары никогда не ругал. «Это, Владимир, надо подтянуть», — только и всего.

У всех в семье Крупиных были свои обязанности. Владимир выпускал домашнюю стенгазету «Семья», потому что писал с детства. В школу он пошел с 5 лет. Володя был третьим ребенком в семье, и когда старшие брат и сестра пошли на занятия, ему тоже захотелось отправиться с ними. Он так плакал, что родителям ничего не оставалось, как отвести его в школу. Это произошло 3 сентября.

Владимир очень любил читать, за это в школе его прозвали «запечным тараканом». У него была единственная мечта — стать писателем. Об этом он в девять лет написал в своем дневнике, а в четырнадцать, когда ночью по радио звучал гимн СССР, встал и поклялся, что будет русским народным писателем.

После окончания обучения в сельской школе в 1957 году Владимир работал грузчиком, слесарем, а также корреспондентом в Кильмезьской газете.

Юношеские годы и молодость

Писатель отслужил три года в армии (в ракетных войсках), а после подал документы в Литературный институт имени Горького, но не прошел по конкурсу. Вскоре был зачислен на филологический факультет Московского областного педагогического института, где проучился до 1967 года. О своих студенческих годах писатель с чувством и теплом рассказал в произведениях «Прости, прощай…» и «Курс молодого бойца».

На последнем курсе института Крупин уже был женат на московской писательнице Надежде Леонидовне Крупиной. Время тогда было тяжелое: супруги жили на коммунальной квартире, а Владимиру приходилось много работать, чтобы прокормить семью. Он преподавал в школе, трудился на Центральном телевидении, а также в различных литературно-художественных организациях.

Зрелые годы

В зрелом возрасте Крупин также продолжал работать в редакциях различных журналов («Современник», «Новый мир», «Москва», «Благодатный огонь»), занимался писательской деятельностью. Он давно писал стихи, репортажи и очерки, но лишь в зрелости смог приобщиться к близкой ему «деревенской прозе».

За ранние работы его причислили к писателям-деревенщикам. В 1974 году состоялся его писательский дебют, мир увидел произведения «Варвара» и «Ямщицкая повесть», а также известный сборник рассказов «Зерна». Через три года была издана книга «Живая вода», которая принесла автору большую известность.

Последние 37 лет Владимир Крупин пишет на православную тему. В 2011 году стал лауреатом Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Он был первым, кому была вручена такая премия.

Полная биография писателя будет изложена в книге «Вятский жаворонок», над которой в данный момент работает биограф известного писателя Инна Воронова (Воскобойникова).

Творческий путь писателя

Писатель не знает, что такое муки творчества, потому что никогда их не испытывал. По его словам, главное – дождаться состояния, при котором можно писать. Любит работать в уединении, чтобы никто не отвлекал.

Дебютная книга «Зерна»

Это одна из первых книг, опубликованных писателем в 1974 году. В сборник включены простые истории из уст обыкновенных крестьян, повествующих о трагических событиях на вятской земле во время Гражданской войны, с мечтой о «соборном» равенстве.

Благодаря своему первому сборнику рассказов «Зерна» писатель получил широкую известность. После выхода этой книги был принят в Союз писателей СССР.

По отзывам критиков, проза Крупина своим символизмом напоминает притчу, тем более, что автор активно использовал эзопов язык. Крупин — православный христианин, и он указывает на основные, религиозные проблемы человеческого существования, поэтому в его главном герое есть что-то от мудрости старого деревенского юродивого. Для прозы типично полное отсутствие авторского комментария.

В этом видео автор говорит об отношениях власти и церкви.

Популярность «Живой воды»

«Живая вода», изданная в 1977 году, принесла писателю большую популярность. В этом произведении присутствует и фантазия, и юмор, и грусть. Автор повествует о необычном целебном источнике, который способен излечить от весьма распространенного в России недуга – алкоголизма. Главным героем является философствующий в простоте своего неизысканного ума Кирпиков.

Простой мужик, конюх, любящий выпить, вдруг становится трезвенником и в его мыслях появляется глубокая тоска по обретению смысла жизни, а в граничащих с безумием поступках — обличение пустоты, лживости «пьяного» и лицемерного окружающего мира. Писатель провидчески указал на опасность «перестроек», обещающих каждому сомнительные источники дармового благоденствия.

Повесть разоблачает отвлекающие средства, меняющие внешнюю, но не духовную жизнь человека. Их символом выступает чудесно забивший из-под земли фонтан якобы живой воды. По повести был снят кинофильм «Сам я — вятский уроженец». Режиссер — Виталий Кольцов. В главных ролях снимались Михаил Ульянов, Евгений Лебедев, Сергей Гармаш.

Читайте также:
Иверский монастырь в Самаре: история и адрес монастыря, святыни и настоятельницы

Посмотрите отрывок из кинофильма «Сам я — вятский уроженец» (1992 год).

Произведения Крупина

Главная тема произведений Крупина – это дом. Все творения хранят в себе частичку родной ему вятской земли, где прошло детство писателя. В своих произведениях он затрагивает проблемы простых крестьян и в целом рассказывает о жизни в деревнях и селах. Рассказы отличаются особой народной речью, поговорками, присловьями. Так как Владимир Николаевич человек верующий, тема религии в его произведениях играет большую роль. Его герои – люди ищущие, страдающие, трудно постигающие свое предназначение.

Писателя волнуют такие темы, как судьбы родной страны и простого русского человека. Основными персонажами произведений являются крестьяне, а излюбленные персонажи — деревенские чудаковатые мужики, доморощенные философы. В их, на первый взгляд, наивных, порой, простоязычных суждениях отражается точное и глубокое понимание народом всех событий, происходящих в стране.

  • Евланя («Повесть о том, как. »);
  • Отец («Сороковой день»);
  • Костя («Прощай, Россия, встретимся в раю», 1991);
  • земляки писателя («Во всю Ивановскую», «Боковой ветер», 1985).

В своих произведениях автор рассказывает о горестной судьбе русского села. Каждая из повестей пронизана щемящей болью за разрушаемую, уходящую деревню, сострадательной любовью к сельским жителям.

Автор своей жизнью и творчеством убеждает читателей, что Россию спасет православная вера. Он — великий патриот земли русской, искренне любящий свою Родину — и малую, и большую. Крупин пишет: «Жизнь моя так крепко срослась с жизнью России, что я не могу уже ни о чем писать, кроме как о своем Отечестве». Владимир Николаевич много ездит по территории России и за пределами страны. Своими впечатлениями от поездок и встреч с интересными людьми писатель всегда делится со своими читателями и слушателями.

Автор органично сочетает проблематику «светской» жизни с православной этикой. Писатель убежден, что путь к полноценному, гармоничному существованию пролегает через любовь, добро и обретение истинной веры. Каждый из героев приходит к этому своим собственным, порой, весьма извилистым и причудливым путем.

Крупин Владимир Николаевич – 23 книг. Главная страница.

Владимир Николаевич Крупин (р. 1941) – русский советский прозаик.
Родился 7 сентября 1941 в с.Кильмезь Кировской обл., сын крестьянина, трудившегося в лесничестве. Окончив сельскую школу, работал слесарем, грузчиком, рабселькором районной газеты. Служил в армии, учился в Московском областном педагогическом институте им. Н.К.Крупской (окончил факультет литературы и русского языка), о чем с лирическим теплом и живым юмором рассказал в повестях Прости, прощай. (1986) и Курс молодого бойца (1990). Работал на Центральном телевидении, в различных литературно-художественных издательствах, преподавал в школе. Был секретарем правления Московского отделения СП РСФСР, СП СССР; членом редколлегии журнала «Новый мир», главным редактором журнала «Москва» (1989–1992). С 1994 преподает в Московской духовной академии; с 1998 главный редактор христианского журнала «Благодатный огонь».
Начал с публикации стихов, репортажей и очерков, однако истинное писательское лицо Крупина – автора «деревенской прозы» – проявилось в рассказах и повестях, в т.ч. в сб. Зерна, повести Варвара, Ямщицкая повесть (все 1974), с их бесхитростными историями, нередко вложенными в уста простых крестьян, с повествованием о трагических событиях на вятской земле в период братоубийственной Гражданской войны, с мечтой о «соборном» равенстве. Широкую известность принесла Крупину повесть Живая вода (1980), осуществляющая знакомый мировой литературе конца 19 – начала 20 вв. социально-психологический эксперимент на основе жизнеподобной ситуации: открытия в одной деревне некоего целебного источника, освобождающего население от пагубной русской привычки – алкоголизма, полная гротескной фантазии, юмора, иронии и грусти, оплакивающая нравственную деградацию русского мужика и надеющаяся на сказочное его исцеление «живой водой». Горестным, честным и трудным судьбам людей русского села посвящены повесть в письмах Сороковой день (1981; назв. сокращенного подцензурного варианта – Тринадцать писем, до 1987), повесть Боковой ветер (1982), Повесть о том, как. (1985) и др., проникнутые щемящей болью за разрушаемую, уходящую деревню, сострадательной любовью к сельским жителям. Примечательны постоянные любимые герои Крупина – чудаковатые мужики, доморощенные философы, мудрые юродивые, неуклюже, наивно, косноязычно умеющие выявить подлинную суть событий, сказать правду, мужественно противостоящую «лейтмотивному» для Крупина злу – лжи, пропитавшей современное общественное устройство, провоцирующей и пьянство, и социальную апатию, и нравственный индифферентизм. Тема «малой родины» в широком историческом контексте раскрывается в цикле рассказов Вятская тетрадь (1987), где строки летописей соседствуют с преданиями о старообрядцах, а воспоминания о военном детстве – с рассказом о судьбах интересных людей. Сквозная мысль об истинном величии внешне скромного, «нешумного» бытия, родственного в трактовке писателя национальному русскому характеру, в котором самоирония превалирует над тщеславием, а поиск идеала – над поиском материальных благ, проявляется и в повести На днях или раньше (1977), посвященной проблемам семейной жизни, и в рассказе Картинки с выставки (1979) и в повести От рубля и выше (1981), где стремление художника к славе, признание и даже творческий успех трактуются как путь, чреватый опасностью нравственной гибели, саморазрушения личности.
С началом «перестройки» Крупин активно выступает с «государственно-патриотических» позиций – и как беллетрист (роман-завещание о нравах «больной», ущербной, по мнению Крупина, творческой интеллигенции и атмосфере в писательской среде – Спасение погибших, 1988; повесть Прощай, Россия, встретимся в раю, 1991, показавшая агонию русской деревни конца 20 в., когда в отчизне установились порядки, отождествляемые писателем с нравами психиатрической больницы, – мысль, питающая повесть Как только, так сразу, 1992, составленную в форме записок врача-психиатра), и как публицист (статьи в журналах «духовной оппозиции» «Наш современник» и «Москва» – Крест и пропасть, Горе горькое – о расстреле парламента в октябре 1993; «До чего, христопродавцы, вы Россию довели. », очерк Крестный ход и др.). Сочувственная, умиротворенная тональность большинства произведений Крупина, особый вкус к народной речи, фольклору, насыщению ткани повествования частушками, поговорками, присловьями и т.п., культ смирения и подвижничества создают специфический художественный мир писателя, отталкивающий «западные» ценности – прагматизм, цинизм, сексуальную свободу и «масс-культуру» (рассказ Янки, гоу хоум!, 1995, и др.), ведущий к восхвалению традиционных семейных добродетелей (Свет любви: Книга прозы, 1990; составление сб. Мы строим дом: Книга о молодой семье, 1981), религиозного страстотерпия (повесть Великорецкая купель, 1990) и покаяния как пути к православию, которое, по убеждению Крупина, одно только спасет Россию (Слава Богу за все: Путевые раздумья, 1995, и др.).

Читайте также:
Храм Александра Невского в Зеленограде: описание и адрес храма, история, расписание богослужений

Источник: Энциклопедия Кругосвет

Боковой Ветер

Язык книги: русский

Горестным, честным и трудным судьбам людей русского села посвящены повесть в письмах “Сороковой день” (1981; назв. сокращенного подцензурного варианта — “Тринадцать писем”, до 1987), повесть “Боковой ветер” (1982), “Повесть о том, как…” (1985) и. . Полная аннотация

Босиком по небу (Крупинки) Сборник рассказов

Язык книги: русский

Произведения Владимира Крупина неизменно вызывают интерес у читателей. Писатель органично сочетает проблематику «светской» жизни с православной этикой. Его герои — люди ищущие, страдающие, трудно постигающие своё предназначение. Писатель убеждён. . Полная аннотация

Владимир Крупин — биография писателя

ФИО: Крупин Владимир Николаевич
Дата рождения: 7 сентября 1941 г. (80 лет)
Место рождения: с. Кильмезь, Кировская область
Знак зодиака: Дева
Деятельность: Писатель, публицист, педагог

Детство и юность

Владимир Крупин родился 7 сентября 1941 года в селе Кильмезь Кировской области. Его отец, Николай Яковлевич, работал лесником, мать, Варвара Семеновна, имела образование всего четыре класса, но обладала незаурядным педагогическим талантом. Никогда не повышавшая голос в своей большой семье, она стала для писателя образцом христианского терпения и смирения.

Отец писателя был малограмотным, но увлекался русской поэзией – знал наизусть стихи многих классиков. Он был неприхотлив в быту – вплоть до того, что донашивал одежду за взрослыми сыновьями. Семья Крупиных была дружная и большая: родители, пятеро детей и бабушки с дедушками. И еще семья была верующей – в церковь не ходили только потому, что один сельский храм был сожжен большевиками, другой – превращен в клуб. Но в доме висели иконы и праздновались православные праздники. Что, впрочем, не мешало детям вступать в пионеры, комсомол и даже в партию.

С братьями и сестрами. Владимир слева

В 1946 г., когда Владимиру исполнилось 5 лет, пошли в школу его старшие брат и сестра. Мальчик так плакал и просился с ними, что мать и отец не устояли против его желания учиться. С детских лет Владимир много читал и мечтал стать писателем. В своей большой семье он издавал стенгазету под названием «Семья». За любовь к чтению он получил от одноклассников кличку «запечный таракан». Конечно, кличка обижала, но, с другой стороны, давала толчок к дальнейшему развитию, и, в конечном итоге, сослужила писателю добрую службу.

Важную роль в своем становлении Крупин отдает не только родительской семье, но и родной Кильмези. Он считает, что не будь у него деревенского детства, он не смог бы развить свой талант. Основой его творчества стали впечатления детства и уникальная природа Вятского края.

Владимир Крупин с женой в молодости

Факты из биографии

  1. В течение трех лет после окончания школы Владимир работал корреспондентом в районной газете, грузчиком и слесарем-фрезеровщиком. Был членом райкома ВЛКСМ, выдвигался на должность секретаря райкома комсомола.
  2. Затем в течение трех лет служил в армии. Служба проходила в Москве.
  3. В 1961 г. вступил в коммунистическую партию.
  4. В 1962 г. подавал документы в Литинститут им. Горького, но не смог поступить.
  5. В 1967 г. окончил филфак Московского областного пединститута им. Крупской.
  6. После института работал учителем в школе, параллельно занимался литературным творчеством, совмещая это с работой на телевидении и в нескольких издательствах, в т.ч. в «Современнике», где он занимал должность парторга.
  7. Первая книга Крупина, сборник рассказов «Зерна», вышла в 1974 г. Герои рассказов – простые вятские крестьяне.
  8. Вскоре после выхода первой книги, в 1975 г., Владимир Николаевич стал членом Союза писателей СССР.
  9. В 1976 году уволен из издательства «Современник» в связи с выходом в свет скандально известного романа Георгия Владимова «Три минуты молчания».
  10. С начала 1980-х годов Крупин стал воцерковляться, и постепенно главной темой его творчества стало Православие.
  11. В 1980 г. в журнале «Новый мир» была опубликована повесть «Живая вода», которая была переведена на многие языки мира и принесла писателю мировую славу. Главный герой произведения обнаружил источник, знаменующий собой духовную жизнь и исцеляющий от недуга алкоголизма.
  12. В 1981 г. в журнале «Наш современник» печатается повесть «Сороковой день». Правдивое описание проблем сельской жизни было воспринято властями как очернительство и угроза советскому образу жизни. За публикацию повести уволили с работы заместителя главного редактора Юрия Селезнева.
  13. В 1990 году Крупин в числе других писателей подписал «Письмо 74-х», где они выступили в защиту русского народа от обвинений в расизме и шовинизме. В этом же году было подписано «Римское обращение» писателей, также касающееся национального вопроса. С 1986 по 1990 год Крупин был членом редакционной коллегии журнала «Новый мир» и входил в состав правления СП СССР.
  14. С 1990 по 1992 год занимал должность главного редактора литературного журнала «Москва».
  15. С 1990 по 2017 год участвовал в фестивале православного кино «Радонеж» – сначала в качестве члена жюри, затем (многие годы) – председателя.
  16. С 1994 по 2001 год преподавал православную педагогику в Московской Духовной академии.
  17. В 1995 году публично отказался от премии Льва Толстого. Отказ был вызван резким неприятием религиозных исканий классика.
  18. С 1998 по 2003 год был главным редактором православного журнала «Благодатный огонь».
  19. В 2011 г. писателю присуждена Патриаршая литературная премия им. Кирилла и Мефодия.
  20. В 2013 г. по итогам Всероссийского детского творческого конкурса «Заглянем в историю вместе», посвященного 700-летию преподобного Сергия Радонежского, была издана книга «Преподобный учитель», соавторами которой стали Владимир Крупин, Петр Синявский и 27 тысяч детей из 68-ми регионов России.
  21. В 2016 г. Крупину присвоено звание «Почетный гражданин Кировской области».
  22. В 2020 году стал лауреатом первой Всероссийской литературной премии им. Валентина Распутина за новую книгу «Эфирное время».
  23. 13 июля 2020 года в компании православных активистов, организовавших крестный ход, участвовал в освящении истока реки Вятка и водружении Поклонного креста. Этому предшествовало уничтожение языческой символики – деревянных фигур персонажей русских сказок и удмуртского фольклора, установленных на поляне у истока в 2006 году.
  24. В 2021 году входит в состав жюри Всероссийского детского творческого конкурса «Заглянем в историю вместе», является вице-президентом Академии Российской словесности и сопредседателем Союза писателей России.
Читайте также:
Пафнутьев-Боровский монастырь: история, как попасть и добраться, отец, святыни и настоятели, престольные праздники

Семья

Владимир Николаевич вступил в брак в далеком 1966 году – один раз и на всю жизнь. Его жена, Надежда Леонидовна Крупина, – коренная москвичка, писательница, в прошлом работала учителем русского языка и литературы и главным редактором журнала «Литература в школе». Супругов связывают не только семейные узы, но и духовное родство – их объединяет исповедание Православия, служение литературе, патриотизм и профессия учителя. Владимир Николаевич признается, что до сих пор влюблен в свою жену.

Супруги стали родителями двоих детей – сына Владимира и дочери, а также бабушкой и дедушкой двоих внуков – Владимира и Анны.

С супругой Надеждой

Общественная позиция и творческие достижения

Владимир Николаевич Крупин – русский писатель, публицист, общественный деятель, выдающийся педагог. Автор более 30 книг, он вошел в литературу как представитель деревенской прозы. В последние годы главной темой его творчества стало Православие.

Выступает за традиционные ценности, против сексменьшинств и современного искусства, ИНН и электронных карт, коррупции и взяточничества, не признает заимствованных слов в русском языке.

Обладает удивительной цельностью характера, через всю жизнь пронес верность своим убеждениям и идеалам.

Владимир Крупин: биография писателя, книги и произведения

Крупин Владимир Николаевич (р. 1941), русский прозаик. Родился 7 сентября 1941 в с. Кильмезь Кировской области, сын лесника. Окончив сельскую школу, работал слесарем, грузчиком, рабселькором районной газеты. Служил в армии, учился в Московском областном педагогическом институте им. Н.К.Крупской (окончил факультет литературы и русского языка), о чем с лирическим теплом и живым юмором рассказал в повестях “Прости, прощай. ” (1986) и “Курс молодого бойца” (1990). Работал на Центральном телевидении, в различных литературно-художественных издательствах, преподавал в школе. Был секретарем правления Московского отделения СП РСФСР, СП СССР; членом редколлегии журнала «Новый мир», главным редактором журнала «Москва» (1989-1992). С 1994 преподает в Московской духовной академии; с 1998 главный редактор христианского журнала «Благодатный огонь».

Начал с публикации стихов, репортажей и очерков, однако истинное писательское лицо Крупина – автора «деревенской прозы» – проявилось в рассказах и повестях, в т.ч. в сб. “Зерна”, повести “Варвара”, “Ямщицкая повесть” (все 1974), с их бесхитростными историями, нередко вложенными в уста простых крестьян, с повествованием о трагических событиях на вятской земле в период братоубийственной Гражданской войны, с мечтой о «соборном» равенстве. Широкую известность принесла Крупину повесть “Живая вода” (1980), осуществляющая знакомый мировой литературе конца 19 – начала 20 вв. социально-психологический эксперимент на основе жизнеподобной ситуации: открытия в одной деревне некоего целебного источника, освобождающего население от пагубной русской привычки – алкоголизма, полная гротескной фантазии, юмора, иронии и грусти, оплакивающая нравственную деградацию русского мужика и надеющаяся на сказочное его исцеление «живой водой». Горестным, честным и трудным судьбам людей русского села посвящены повесть в письмах “Сороковой день” (1981; назв. сокращенного подцензурного варианта – “Тринадцать писем”, до 1987), повесть “Боковой ветер” (1982), “Повесть о том, как. ” (1985) и др., проникнутые щемящей болью за разрушаемую, уходящую деревню, сострадательной любовью к сельским жителям. Примечательны постоянные любимые герои Крупина – чудаковатые мужики, доморощенные философы, мудрые юродивые, неуклюже, наивно, косноязычно умеющие выявить подлинную суть событий, сказать правду, мужественно противостоящую «лейтмотивному» для Крупина злу – лжи, пропитавшей современное общественное устройство, провоцирующей и пьянство, и социальную апатию, и нравственный индифферентизм. Тема «малой родины» в широком историческом контексте раскрывается в цикле рассказов “Вятская тетрадь” (1987), где строки летописей соседствуют с преданиями о старообрядцах, а воспоминания о военном детстве – с рассказом о судьбах интересных людей. Сквозная мысль об истинном величии внешне скромного, «нешумного» бытия, родственного в трактовке писателя национальному русскому характеру, в котором самоирония превалирует над тщеславием, а поиск идеала – над поиском материальных благ, проявляется и в повести “На днях или раньше” (1977), посвященной проблемам семейной жизни, и в рассказе “Картинки с выставки” (1979) и в повести “От рубля и выше” (1981), где стремление художника к славе, признание и даже творческий успех трактуются как путь, чреватый опасностью нравственной гибели, саморазрушения личности.

Читайте также:
Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

С началом «перестройки» Крупин активно выступает с «государственно-патриотических» позиций – и как тенденциозный беллетрист (роман-завещание о нравах «больной», ущербной, по мнению Крупина, творческой интеллигенции и атмосфере в писательской среде – “Спасение погибших”, 1988; повесть “Прощай, Россия, встретимся в раю”, 1991, показавшая агонию русской деревни конца 20 в., когда в отчизне Крупина установились порядки, отождествляемые писателем с нравами психиатрической больницы, – мысль, питающая повесть “Как только, так сразу”, 1992, составленную в форме записок врача-психиатра), и как публицист (статьи в журналах «духовной оппозиции» «Наш современник» и «Москва» – “Крест и пропасть”, “Горе горькое” – о расстреле парламента в октябре 1993; «До чего, христопродавцы, вы Россию довели. », очерк “Крестный ход” и др.). Сочувственная, умиротворенная тональность большинства произведений Крупина, особый вкус к народной речи, фольклору, насыщению ткани повествования частушками, поговорками, присловьями и т.п., культ смирения и подвижничества создают специфический художественный мир писателя, отталкивающий «западные» ценности – прагматизм, цинизм, сексуальную свободу и «масс-культуру» (рассказ “Янки, гоу хоум!”, 1995, и др.), ведущий к восхвалению традиционных семейных добродетелей (“Свет любви”: Книга прозы, 1990; составление сб. “Мы строим дом”: Книга о молодой семье, 1981), религиозного страстотерпия (повесть “Великорецкая купель”, 1990) и покаяния как пути к православию, которое, по убеждению Крупина, одно только спасет Россию (“Слава Богу за все”: Путевые раздумья, 1995, и др.).

“. Запомните четыре правила: первое – лить полную, иначе родителей не почитаешь, второе – пить до дна, иначе остается горечь, третье – взяв стопку в руку, обратно не ставить, а то память отшибет, четвертое – долго поднятую не держать: рука отсохнет. “

Цитата из “Повести о том, как. “

Перепечатывается с адреса: http://belousenkolib.narod.ru/Krupin/Krupin.html

Крупин Владимир Николаевич [7.9.1941, с.Кильмезь Кировской обл.] — прозаик, публицист.

Родился в крестьянской семье, отец работал в лесничестве. В детские годы испытал все тяготы деревенской жизни военных и послевоенных лет. Стремление к писательству проявилось у Крупина уже в школьные годы. «Только родная литература помогла мне определить на всю дальнейшую жизнь смысл моего существования,— вспоминал впоследствии Крупин — Русская литература всегда отдавала и отдает предпочтение образу жизни духовно наполненному. Она всегда знала, что жизнь — поиск этой духовности» («Остановиться — оглянуться» // Литературная газета. 1984. №34).

Работал селькором в районной газете, комбайнером, слесарем, служил в армии. Во время обучения на филологическом факультете Московского областного педагогического института сотрудничал в различных многотиражках, после окончания института (1967) работал редактором и сценаристом на телевидении, преподавателем литературы в школе, редактором в издательстве «Современник». Впоследствии избирался секретарем правлений Московского отделения СП РСФСР и СП СССР, награжден орденом Дружбы народов.

Первые публикации Крупина — очерки, репортажи, заметки — появлялись в районной периодике, армейских и заводских газет; несколько стихотворений Крупина в 1960-е были опубликованы в сборнике произведений молодых поэтов. Однако с начала 1970-х Крупин всецело посвящает себя прозаическим жанрам. Первая книга «Зерна» (1974) выявила Крупина как самобытного автора т.н. деревенской (традиционной) прозы, творчество которого питается корнями родины, живыми воспоминаниями детства и юности. Книга объединяла произведения различных жанров. Народная мудрость проступала в бесхитростных историях, рассказанных простой крестьянкой (они составили повесть в рассказах «Варвара»): в нескольких новеллах о детстве повествовалось о том, как в нищей и голодной послевоенной деревне юные герои все-таки сохраняли трепетно-доверчивое, светлое отношение к миру; «Ямщицкая повесть» была посвящена трагическим событиям на вятской земле в период братоубийственной Гражданской войны.

Широкую известность имя Крупина получило после опубликования повестей «Живая вода» (1980) и «Сороковой день» (1981). Полная юмора, гротеска, фантазии и фольклорных реминисценций повесть-сказка «Живая вода» затронула многие болевые моменты жизни русского народа в период «застоя» (оскудение нравственного запаса деревни, всеобщая апатия и алкоголизм). Главный персонаж этой социально-философской притчи, конюх Кирпиков, неожиданно для окружающих становится трезвенником. В его размышлениях проступает глубокая тоска по обретению смысла жизни, а в граничащих с юродством поступках — обличение пустоты, неподлинности «пьяного» и неправедного окружающего мира. Крупин провидчески указал на опасность «перестроек», обещающих каждому сомнительные источники дармового благоденствия. Повесть разоблачает «бытоулучшителыные» средства, которые изменяют телесную, но не духовную жизнь человека. Их символом выступает чудесно забивший из-под земли фонтан якобы живой воды. Но она «принадлежит миру, где благодеяния — лишь опыт над людьми, насмешка, нахальный обман» (Стрелкова И.— С.186). Крупин переосмысливает фольклорный образ: вода, внешне омолаживая людей, парализует их совесть и в конце концов оборачивается фонтаном спирта.

Читайте также:
Воскресенский собор в Тутаеве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Повесть в письмах «Сороковой день» (Наш современник. 1981. №11) получила широкий общественный резонанс из-за неприкрашенного показа современной российской деревни. Книга исполнена боли о родной земле, лежащей в нищете и пьянстве; скорби о пропадающих без применения душевных силах народа. В центре «писем» автора — горестная судьба отца, труженика, фронтовика, чье поколение вынесло на своих плечах тяжесть самой страшной из войн. Крупин описывает антинациональную политику властей: снос деревень, заброшенность полей, уродующую и губящую природу мелиорацию. Лейтмотив повести — слово «ложь»: жизнь народа погружена в атмосферу лжи — со стороны властей, прессы, телевидения. Книга не была по-солженицынски беспощадным обличением существующих порядков, это скорее стон, плач по России (сороковой день — поминальный, когда душа усопшего расстается с землей и предстает перед судом Божиим). В то же время это и суд автора над самим собой, его покаяние в той неправде, которую вольно или невольно писал в своих очерках и репортажах, и упрек конъюнктурным журналистам, которые «думают одно, говорят другое, пишут третье». Реакция идеологических органов на повесть, публикация которой в тех условиях была актом гражданского мужества, была скорой и жесткой: она подверглась проработке в печати, заместитель главного редактора «Нашего современника» Ю.И.Селезнев был уволен. Под жестким давлением Крупин вынужден был публично заявить, что свою повесть считает «сырой», и изъять острые места. В урезанном виде, под названием «Тринадцать писем» она издавалась вплоть до 1987, когда снова была восстановлена в первоначальном виде.

Лучшие произведения Крупина питаются корнями «малой родины», вятской земли, светлыми и горькими воспоминаниями детства и юности. В прозе писателя преобладают рассказы-исповеди, истории, свидетелем или участником которых был сам автор. Судьба России, душа русского человека — вот темы, которые волнуют писателя в первую очередь. Излюбленные персонажи Крупина — деревенские чудаковатые мужики, доморощенные философы. В их на первый взгляд наивных, порой косноязычных суждениях проступает точное и глубокое понимание народом происходящего со страной. Это Евланя («Повесть о том, как. », 1985), отец («Сороковой день»), Костя («Прощай, Россия, встретимся в раю», 1991), земляки писателя («Во всю Ивановскую», «Боковой ветер», 1985). В книгах Крупин постоянно звучат частушки, остроумные афоризмы, песенные куплеты, стихотворные цитаты, присловья и поговорки; яркими гранями сверкает вятский фольклор, живое и образное народное слово. История родного края запечатлена Крупиным в цикле исторических очерков «Вятская тетрадь» (1987).

Повести «Прости, прощай. » (1986), «Курс молодого бойца» (1990), посвященные службе Крупина в армии и учебе в институте, открывают картину эпохи 1950-х — начала 1960-х, рисуют характеры и психологию ючого поколения того времени. Тема любви, загадка непредсказуемой и своенравной женской души, непростые взаимоотношения мужчины и женщины также постоянно волнуют писателя (рассказы «Увидеть, чтобы забыть», «Семейная сцена», повесть «Прости, прощай. » и др.). Вместе с тем Крупин стремится донести мудрый опыт предков, русские нравственные традиции молодым людям, только вступающим на путь супружества: этому посвящен цикл заметок «Свет любви», а также составленный Крупиным сборник «Мы строим дом. Книга о молодой семье» (1981).

В прозе Крупина 1980-х звучит задушевное, сочувственное слово собеседника, преобладают светлые, умиротворенные интонации. Особое, смиренно-покаянное настроение, обостренная совестливость присущи творчеству писателя, который видит слабости и немощи человеческой натуры (в первую очередь своей собственной), что порождает теплый и добрый юмор. И хотя в произведениях Крупина до 1990-х нет религиозной проблематики, в них живет ощущение незримого присутствия в мире высшей силы, сознание грядущего суда над всеми делами и помыслами человека, за которые он даст ответ по окончании земной жизни. Любимых героев Крупина отличает смиренное принятие окружающего бытия, подвижническое терпение. В статье «Крест и пропасть» писатель прямо говорит о спасительности этого качества: «Кажется, уже некуда быть тяжелее российскому Кресту, но это еще не предел. Зато грядущие пропасти мы перейдем благодаря ему» (Свет любви. С. 586). По словам В.Распутина, Крупин «мягко и неназойливо, почти незаметно для читателя подводит к основам человеческого бытия — к отзывчивости, самоотверженности, любви к ближнему, к постепенному осознанию конечной истины: для подлинной свободы и счастья человеку необходимо больше отдавать, чем брать» (Распутин В.— С.5).

Немногочисленные у Крупин «городские» произведения открывают чаще всего нравственно больной, ущербный мир интеллигенции, который наполняют спивающиеся мужчины, хищные женщины, разрушенные семьи, исковерканная любовь. Настоящая, цельная жизнь проходит в стороне от этого выморочного существования. В повести «На днях или раньше» (1982) эксперименты над нравственностью оборачиваются страшным возмездием. Талант — Божий дар, данный художнику, герою повести «От рубля и выше» (1989), губят и окружающие, и он сам. Роман «Спасение погибших» (1988) — гротеск-сатира на нравы Союза писателей. «Фабула романа, написанного до перестройки, предвосхитила чудеса перевоплощения всем известных лиц» (Стрелкова И.— С.183). Проблемы духовного состояния современной России затрагиваются также в остроумной повести «Как только, так сразу» (1992), написанной в форме записок врача-психиатра, ставящего с помощью своих пациентов диагноз мн. социальным болезням общества.

Читайте также:
Старцы Псково-Печерского монастыря: современные и великие, в чем помогают и как к ним доехать

Публицистика Крупина 1980-х, собранная в книгах «Кольцо забот» (1982), «Свет любви» (1990), посвящена заветам русской классики, современному культурному процессу (творчество В.Распутина, И.Глазунова), воспитанию детей, спасению молодежи от уродливого мира масскультуры. В публицистическом эссе, заголовком которого стала строка из частушки: «До чего, христопродавцы, вы Россию довели. » (1991), Крупин, отстаивая достоинство национального характера, в то же время усматривает вину части народа в «забвении Бога».

С начала 1990-х все большее место в книгах Крупина занимает тема православия. Жизнь героя повести «Великорецкая купель» (1990), испытавшего на себе всю тяжесть религиозных преследований, не один раз заключаемого в тюрьму, стала исповедническим подвигом за веру Христову. К этой повести примыкает очерк «Крестный ход» (1994), рассказывающий о традиционном паломничестве к месту прославления Велико-рецкой иконы Николая Чудотворца в вятской земле, участником которого был автор в 1993.

С 1990 по 1992 Крупин — главный редактор журнал «Москва». В эти годы журнал стал большое внимание уделять духовным корням России, был введен раздел «Домашняя церковь», знакомящий читателя с православным вероучением. Кредо писателя выражено в его словах: «И теперь, уже насовсем, литература для меня — средство и цель приведения заблудших (и себя самого) к свету Христову» (Наш современник. 1995. №1. С.90).

К середине 1990-х в творчестве Крупина нарастает чувство великой общенародной беды, ощущение случившейся со страной исторической катастрофы. Сильное, эмоциональное, публицистически открытое слово автора побуждает читателя увидеть пропасть, на краю которой оказалось государство, содрогнуться от стихии безнаказанного зла. В рассказах «Москва-Одесса» (Москва. 1994. №9), «Янки, гоу хоум!» (Москва. 1995. №5), «Вася, отбрось костыли!» (Москва. 1995. №10) и публицистических заметках предстает панорама Руси терзаемой, обманутой и страдающей, развертываются картины всеобщего обнищания, озлобления и нравственной усталости. Писатель остро переживает увиденные им страшные сцены октября 1993, когда «брат убивал брата» (Горе горькое // Москва. 1993. №11).

В повествованиях Крупина «Слава Богу за все. Путевые раздумья» (1995), «Мы не люди, мы вятские. Повесть-стенограмма» (1997) мозаика человеческих судеб, событий, характеров (как реальных, так и собирательно-фантастических) обретает апокалипсическую трактовку. Единственное, что может спасти страну — воцерковление народа: «одно осталось русскому — Церковь православная и молитва». Вслед за Ф.М.Достоевским, И.А.Ильиным и др. отечественными мыслителями Крупин убежден, что «Россия, по обилию своих жертв, по величине своей святости — последний бастион» в мировой схватке сил добра и зла (Слава Богу за все. С.73, 102).

Близкую к отчаянию, кровоточащую душу автора исцеляет и утешает дивный неземной свет, проникающий временами из горнего мира, дающий покой и тишину («Поздняя Пасха»); надежду вселяет чистая детская душа, впитывающая в себя стихию православия («Прошли времена, остались сроки», «Первая исповедь» // Москва. 1994. №9); реальность Божественного Промысла открывается в цикле миниатюр «И к падшим милосерден Господь» (Литературная Россия. 1995. №31). Крупин составил «Православную азбуку» (1997), «Детский церковный календарь» (2002), сборник «Русские святые» (2002) — книги, знакомящие детей с основами воцерковленной жизни.

В 1998 Крупин опубликовал повесть «Люби меня, как я тебя» — о трагической, чистой и всепобеждающей любви. Лучшие произведения писателя 1990-х собраны в книгу «Повести последнего времени» (2003). Возрождающейся сельской церкви Вятской епархии, образу сельского батюшки, отстаивающего и физическое, и нравственное бытие заброшенного поселка, посвящен сборнику повестей «Освящение престола. Будни сельского храма. Записки прихожанина» (2005).

В 1994-2000 Крупин преподавал в Московской Духовной академии православную педагогику.

В 1995 писатель, исходя из своих религиозных взглядов, публично отказался от выдвижения на литературную премию им. Л.Н.Толстого.

В 1998-2003 Крупин — главный редактор журнала «Благодатный огонь»; с 2000 — автор рубрики «Дневник писателя» в православной газете «Вера». Миссию современного русского художника Крупин видит в том, чтобы бороться «за воскрешение России, за ее место в мире, за чистоту и святость православия. » (Москва. 1992. №7-8).

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З – О. с. 321-324.

Далее читайте:

Владимир Крупин. Матронушка. (“Роман-газета детская” №4, 2010).

Владимир Крупин. Матронушка. (“Роман-газета детская” №5, 2010).

Владимир КРУПИН. “А Мои рукописи горят. “ Интервью с писателем. Беседу вел Вячеслав Румянцев.

Владимир КРУПИН. «Что отдали — все вернем». 11.05.2011 (ПАРУС)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: