Евгений Попиченко: биография, проповеди и труды, семья

протоиерей Евгений Попиченко

  • 16 ноября 2020, понедельник

На интернет-встрече выступят руководители трёх совершенно разных епархиальных социальных отделов: один из центра большой митрополии, другой — из небольшой провинциальной епархии, третий — из бедной постсоветской зарубежной республики.
Каждый из них расскажет о своём уникальном опыте организации работы отдела, о налаживании взаимоотношений с приходами, социальными центрами и светскими структурами на территории всей епархии, о поиске помощников и средств, о работе в период пандемии и, конечно, ответят на все вопросы слушателей.
В конце встречи будут подведены итоги курсов и дано финальное задание для его участников.

Онлайн-трансляция секции IX Общецерковного социального съезда, посвященная вопросам организации приходской жизни, как необходимому элементу развития социального служения на приходе.

Руководитель социального отдела Екатеринбургской епархии протоиерей Евгений Попиченко расскажет об опыте организации епархиального социального отдела «с нуля», об основных принципах и способах развития социального служения в масштабах епархии. Слушатели вебинара смогут получить ответы на следующие вопросы: — Что такое социальная деятельность на епархиальном уровне? — Каковы главные задачи епархиального социального отдела? — Как распределяются роли священника и мирян в организации и координации социального служения? — Где брать помощников-сотрудников? — Где найти деньги? И для чего они нужны в работе социального отдела? — Как выстроить отношения с правящим архиереем, благочиниями, приходами и светскими структурами в вопросах организации социального служения.

В рамках VIII Общецерковного съезда по социальному служению состоятся параллельно два цикла семинаров: для тех, кто недавно включен работу над развитием церковных социальных проектов, и для тех, у кого уже накоплен опыт в данной сфере.
На сайте Диакония.Ru будут вестись трансляции второго цикла, включающего три темы. Первая тема будет посвящена развитию общеепархиальной работы и полезна в первую очередь руководителям епархиальных социальных отделов, их помощникам и помощникам благочинных по социальному служению.

— Что такое социальная деятельность на епархиальном уровне?
— Главные задачи епархиального социального отдела.
— Опыт организации работы социального отдела “с нуля”. С чего начать работу по организации социальной деятельности в епархии?
— Роль священника и мирян в организации и координации социального служения.
— Где брать помощников-сотрудников?
— Где найти деньги? И для чего они нужны в работе социального отдела?
— Опыт выстраивания отношений с правящим архиереем, благочиниями, приходами и светскими структурами в вопросах организации социального служения.

— Направления работы сестричеств милосердия
— Духовные аспекты и основы организации сестричеств
— Необходимые условия для создания и успешного функционирования сестричества
— Добровольцы и сестры милосердия – в чем разница
— Необходимость сочетания сестринского и добровольческого служения в рамках сестричеств милосердия
— Роль пастыря и духовное окормление сестер
— Поддержание жизнедеятельности и развитие сестричества

— Опыт организации работы социального отдела “с нуля”
— С чего начать работу по организации социальной деятельности в епархии
— Роль священника в организации и координации социального служения
— Опыт выстраивания отношений с благочиниями в вопросах организации социального служения
— Собственный сайт и грантовые проекты как средства по организации социальной деятельности

– Расцвет сестринского служения в начале XX в. и состояние церковного социального служения в начале XXI в
– Дорогой первых сестер милосердия: служение и обучение сестер и добровольцев в первом российском хосписе
– Актуальные проблемы сестринского служения, их духовные причины и возможности преодоления
– Ассоциация сестричеств милосердия Русской Православной Церкви – опыт практического взаимодействия в области благотворительности и милосердного служения
– Особенности служения сестер милосердия в современном мире
– Опыт регионов (Архангельский край, Егорьевск, Екатеринбург, Москва)

– Направления работы сестричеств милосердия.
– Основы организации сестричеств.
– Необходимые условия для создания и успешного функционирования сестричества.
– Добровольцы и сестры милосердия – в чем разница.
– Необходимость сочетания сестринского и добровольческого служения в рамках сестричеств милосердия.
– Духовное окормление сестер, поддержание жизнедеятельности сестричества, развитие.

26 января 2016 г. в рамках ежегодных Рождественских образовательных чтений состоялась встреча представителей сестричеств милосердия из епархий Российской Федерации и Украины. Во встрече приняли участие 62 чел., в т.ч. духовники и сестры милосердия из 20 епархий. Участники секции обсудили традиционные и инновационные направления служения сестричеств милосердия, как представителей Церкви в современном обществе, механизмы практического взаимодействия в области социального служения, благотворительности и милосердия.

Благотворительная выставка-ярмарка “От сердца к сердцу” успешно работает в Екатеринбурге с 2011 года по поддержке людей с ограниченными возможностями, пенсионеров, многодетных и малообеспеченных семей.
На интернет-встрече с вводным словом выступит Председатель Екатеринбургского социального отдела и духовник проекта – протоиерей Евгений Попиченко.
Далее старшая сестра Екатеринбургской Православной службы “Милосердие”, Елена Яковлевна Борщик и координатор проекта “От сердца к сердцу”, Анна Владимировна Свистунова, расскажут об истории создания данного проекта, его целях, основных этапах работы и на его примере разберут технологию организации подобных благотворительных ярмарок по поддержке нуждающихся.

Дистанционное обучение социальному служению

Отдел по церковной благотворительности проводит бесплатные обучающие интернет-семинары по вопросам социального служения

Читайте также:
Высоцкий монастырь в Серпухове: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Обучение проводится полностью через интернет — в режиме «вебинар», что обеспечивает непосредственную включенность участников в процесс и возможность задавать вопросы и обсуждать проблемы без временных и прочих затрат на организацию выездов и очных встреч.

В рамках обучения проходят интернет-семинары (вебинары) и консультации по основным видам социального служения. Ведущими и консультантами выступают руководители направлений Синодального отдела и приглашенные специалисты.

На наших интернет-семинарах вы, не выходя из дома, сможете узнать, как создать свой собственный социальный проект – начать ту или иную социальную деятельность, как развить уже существующую, узнать об успешном опыте социальной работы в том или ином направлении, задать интересующие вас вопросы и получить на них ответы экспертов, а также обменяться контактами с другими участниками обучения и специалистами.

Онлайн-занятия разделяются на тематические курсы, узнать подробнее о каждом из которых вы можете, кликнув на это сообщение.

Ближайшие интернет-семинары

  • 16 ноября 2021, вторник

Руководитель юридического отдела Синодального отдела по благотворительности Наталья Старинова расскажет о таких юридических аспектах функционирования НКО, как реестр поставщиков социальных услуг и правовое регулирование пожертвований, добровольческой помощи, социального служения: договоры пожертвования, с добровольцами, о социальном обслуживании.

«Можешь быть олигархом, но…». Отец Евгений о блудном бесе и узах любви

Интервью с протоиереем Екатеринбурской митрополии к празднованию Дня семьи 8 июля.

«Из генетической памяти ничего не вытравишь», – уверен настоятель собора в честь Успения Пресвятой Богородицы протоиерей Евгений Попиченко .

Счастье – в семье

Рада Боженко, «АиФ-Урал»: Отец Евгений , День любви, семьи и верности – праздник молодой.

Евгений Попиченко : К счастью, у нас есть генетическая память, и человек живет не только теми событиями, которые, по разным мотивам, искусственно создаются. Есть такое стихотворение: «Почему Русь зовется святою? Потому что от края до края здесь всегда жили люди мечтою о потерянном Божьем рае». А семья – одна из отличительных черт человека, то, что отличает его от животного мира. Это Богом установленная система отношений друг с другом. Кроме того, в природе человека заложена память о счастье, то, к чему он призван: к блаженству, радости, миру.

Конечно, грех расколол человека с Богом, расколол мужа с женой, расколол человека внутри себя. И в земной истории после нарушении жизни по-Божьему мы ищем примеры, на которые могли бы ориентироваться. Давным-давно на Руси был найден образ любви, семьи и верности в лице святых благоверных Петра и Февронии. И их почитание всегда было связано с семейными ценностями. Потом наступили времена, когда из людей все это выжгли, вытравили. Но из генетической памяти же ничего не вытравишь. Пришло время и эти росточки, как не пытались их зацементировать, проросли сквозь бетон, и вновь 8 июля мы отмечаем день благоверных Петра и Февронии, День любви, семьи и верности.

– Но, согласитесь, эти росточки проросли не у всех, у кого-то корни изрядно подгнили.

– Я за позитивное мышление. Всё-таки лучше в каждом рисунке видеть солнце, отражение Божье, чем находить поводы для того, чтобы зацепиться, поумничать, сопротивляться. Всегда нужно искать доброе, разумное, вечное. И этот праздник – повод лишний раз поговорить о семье, поговорить о человеческом счастье, которое невозможно без семьи. На днях я был на выпускном у дочки. Ребятам подарили альбомы, в которых каждая страничка посвящена ученику. Все выпускники на этих страничках говорят, что реализовать счастье хотят, в том числе, создав семью.

Человек может быть успешен в чем угодно, он может быть олигархом, но если у него в семье беспорядок, он будет несчастным человеком. Это будет его мучить, лишать его мира, вызывать тревогу и беспокойство.

Семь это не просто «ячейка общества», форма ведения хозяйства. Семья – это школа любви.

Женщина тоже человек!

– То есть это чувство не дается нам само собой, его нужно взращивать?

– Безусловно. Более того, любовь – это не чувство, это состояние наше воли. Это вершина всех совершенств, это узел, в котором завязаны все совершенства: кротость, терпение, самоотвержение, милосердие, мужество и так далее. Любовь – это крыша. Но мы же понимаем, что дом с крыши не строится, он строится с фундамента. Невозможно любить, не научившись терпеть, прощать, уступать, отвернувшись от себя ради другого.

Мы учимся этому постепенно, начав хотя бы с переступания через собственный эгоизм. Ты пришел с работы, впереди хорошая перспектива вечера, матч между сборными России и Испании … А навстречу выходит жена: «Дорогой, что-то очень голова болит, сходи, пожалуйста, в аптеку». В зависимости от того, как человек поступит, он или приблизиться к любви на шаг, или на шаг от нее отойдет. И это уже вопрос усилия воли, ведь человек должен преодолеть свое себялюбие ради человека, которого он любит. В иных случаях ради детей, ради Родины, ради Бога. Есть такие ценности, ради которых человек готов жизнь свою отдать. И это постоянные, ежедневные тренировки. Только так вол человека может окрепнуть в выборе.

Читайте также:
Георгиевский собор в Калуге: история и адрес храма, описание, святыни и настоятели

Но нас, к сожалению, учили неправильно – «любовь нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь». Кажется, – оп! – прилетела стрела Купидона. На самом деле, сидит этот блудный бес и высматривает жертву. Находит, пускает свою стрелу и человек начинает страдать. Страдать от пылких «мексиканских» чувств. И думает (пока адреналин, гормоны играют), что это любовь. Но через пару-тройку месяцев эмоции проходят, человеку становится скучно, не интересно, он ищет новые ощущения. В итоге – новые встречи, новые подруги… И так до бесконечности. Это не любовь, это другими словами называется.

– Вы с матушкой ведете «Супружеские встречи», помогаете семьям выстраивать семейный диалог. Разве в жизни муж с женой «не наговорились»?

– Это уникальный проект, рожденный 40 лет назад в Польше , как поиск формы помощи семьям, находящимся в той или иной степени кризиса. Подобные периоды бывают в жизни каждой семьи. Лет десять назад эта программа была адаптирована для России священником из Санкт-Петербурга .

Суть проекта проста – семейной паре дается возможность пару дней побыть друг с другом в диалоге. Задается тема, и семейная пара начинает в этой теме быть: отвечать на вопросы, разговаривать, стараться услышать друг друга. Наша большая проблема в том, что мы не умеем разговаривать, боимся открыться, мы в постоянном напряжении. Мы почему-то думаем, что человек должен без слов понимать нас. Очень важно научиться правильно вести диалог – это определенное искусство.

Мы получаем много отзывов от пар, участвующих в проекте. Помню, супруги признались, что за 18 лет совместной жизни не посвятили друг другу столько времени, сколько за этот двухдневный выезд. А однажды на завершающем занятии мужчина сказал: «Оказывается, женщина тоже человек!»

– Открытие!

– Именно. Для него это был инсайд! Он-то думал, что жена – это некая функция «подай-принеси», а оказалось она умеет чувствовать, думать, выражать свои мысли.

Так что эти встречи своего инструмент, который ты дальше, если захочешь, будешь использовать в семье. И не только с супругой – с детьми, с родителями, с коллегами. Правила диалога для всех одинаковы.

Бери от жизни все?

– Отец Евгений , в нашем регионе практически каждый второй брак заканчивается его расторжением. Как вы считаете, нужно ли ужесточать процедуру развода? Есть смысл пытаться склеивать разбившуюся тарелку?

– И нужно, и смысл есть. Один из проектов Центра защиты материнства «Колыбель» – «Сохрани семью». Это служба медиации, служба склеивания раскалывающихся отношений. Наши специалисты помогают парам, подающим заявления о разводе, использовать последний шанс, поговорить, подумать. Да, есть ситуации, когда отношения не восстановить, это, в первую очередь, измены. Человек, который совершает этот грех, совершает преступление против любви, перестает быть человеком. Нередко приходится слышать, мол, что естественно, то не безобразно, нельзя же сдерживать физиологию. Можно и нужно. Это корова не сдерживает свою физиологию, а человек, если он хочет оставаться человеком, должен научиться сдерживать свои инстинкты, держать их в узде.

А остальные неурядицы в семье поправимы. При условии, что у людей есть желание двигаться друг к другу. К великому сожалению, у нас учат физике, математике, но нигде не учат, как быть хорошим мужем, женой, папой, мамой, словом, нравственным основам семейной жизни. А коль каждая вторая семья разваливается, дети приобретают отрицательный личный опыт, и в отношении построения семьи они безграмотны. Но свято место пусто же не бывает, поэтому эту область незнании заполняют примеры наших звезд, скажем, которые всячески «экспериментируют». Примеры телевизионных историй, фильмов, шоу уровня «бери от жизни все, получай эмоции, семья – пережиток прошлого, не заморачивайся». У молодых людей мозги промыты этой ложью. И так хочется донести до мальчиков и девочек, живущих в дурмане «свободных» понятий, что нужно беречь себя. Беречь для суженого. Суженый – это тот, кто тебе сужден, кого Бог для тебя заприметил. Нужно просто его дождаться и встретить один раз и на всю жизнь. В этом залог счастья. А все эксперименты лишь истощают, высасывают жизнь из человека.

Но где об этом говорится? Нигде, даже в семьях. А потом дети вступают в жизнь и начинаются трагедии. И не только личные. Если растлить, разрушить чистоту души, ума, сердца, тела то можно без всякой войны завладеть территорией, народом, и уничтожить его.

– Вы сказали, что за позитивное мышление, между тем, безрадостна картина вырисовывается…

– Отнюдь. Знаете, что внушает оптимизм? Великорецкий крестный ход. Есть такое явление на нашей русской земле. Каждый год с 3 по 8 июня в Кировской области на протяжении уже 600 лет народ идет за иконой святителя Николая 150 километров. Каждый год тысячи и тысячи людей идут, стирая в кровь ноги. Это сверхъестественный труд! Идут с молитвами святителю Николаю за свой род. Я не представлю, чтобы где-то в другой стране это было бы возможно.

Читайте также:
Храм Александра Невского в Егорьевске: описание и адрес храма, мощи и святыни, телефон, расписание богослужений

Вознесенский Печерский мужской монастырь

Вознесенский Печерский монастырь основан в 1328—1330 годах святителем Дионисием Суздальским. Принадлежит Нижегородской и Арзамасской епархии Русской Православной Церкви. Престольный праздник — Вознесение Господне.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Основание монастыря
    • 1.2 Перенос монастыря
  • 2 Современное состояние
  • 3 Архитектура
  • 4 Святые
  • 5 Святыни
  • 6 Престольные праздники
  • 7 Видео
  • 8 Как добраться
  • 9 Информация для паломников
  • 10 Ссылки

История [ править ]

Основание монастыря [ править ]

Печерский Вознесенский мужской монастырь основан Св. Дионисием между 1328 и 1330 годами неподалёку от Нижнего Новгорода на берегу Волги, «в полугоре». В некоторых источниках говорится об основании обители Св. Благоверным Георгием Всеволодовичем в 1219 году. Однако общепринято говорить именно о создании монастыря святителем Дионисием. Этот монах Киево-Печерского монастыря пришёл с несколькими иноками в Нижний Новгород и ископал в трех верстах от города пещеру, где и поселился.

Около 1335 года на этом месте святой Дионисий основал монастырь с церковью Вознесения Господня: «В трех поприщах от города, при брезе Волги, Дионисий в Нижнем Новеграде ископа пещеру, идеже трудолюбиво подвизася, и монастырь честен состави, зовомый Печерский монастырь».

Монастырь был устроен по принципу строгого общежительства — «общего жития», киновии: монахи не имели собственности; все имущество было общим; вместе, не исключая настоятеля, работали для своего пропитания; без благословения игумена не выходили за монастырские врата.

Вскоре после основания монастырь становится важнейшим духовным и культурным центром Суздальско Нижегородского княжества. В это время в стенах Печерской обители монахом Лаврентием создаётся Лаврентьевская летопись. Среди духовных чад Святителя Дионисия два уроженца Нижнего Новгорода, впоследствии прославленых в лике святых: Св. Евфимий Суздальский и Св. Макарий Унженский и Желтоводский. По преданию они родились в соседних домах на площади перед церковью Свв. Жен Мироносиц. В разное время они приходят в Печерский монастырь и становятся его иноками. Впоследствии эти ученики Св. Дионисия станут основателями новых обителей (Св. Евфимий — в Суздале, а Св. Макарий в ещё неосвоенном тогда Заволжье).

Другой инок Печерского монастыря, философ Павел Высокий, становится учителем будущей супруги Дмитрия Донского, Евдокии (Св. Евфросинии) Московской. В Печерском монастыре жил Авраамий Галичский, ученик Сергия Радонежского.

Перенос монастыря [ править ]

В XVI веке монастырь достиг своего расцвета. Однако в 1597 году Печерский монастырь постигло величайшее несчастие: 18 июня, в третьем часу ночи он был разрушен обвалом горы: «…И милостию Божиею, заступлением Пресвятыя Богородицы, прошла оная гора под монастырь землею и вышла в Волгу реку оказалась буграми, а которые струги под монастырем были на Волге реке, те стали на сухом берегу от воды в дальнем разстоянии; а в монастыре же означенною от горы оползиною, храм каменный Вознесения Христова разрушило до основания, только остался над жертвенником верх один, колокольня разсыпаласъ, теплый храм Пресвятыя Богородицы (Покрова) разшатало на сторону и опустило в землю, близ окошек олтарных; святыя ворота, и в монастыре кельи, поварни и погреба обвалило и ограду переломало, а на берегу стоящий храм деревянный Николая Чудотворца сдвинуло с места, и паперти обломило, и слободе многия дворы пошатало».

В этом обвале никто не погиб. Но почти весь монастырский комплекс был разрушен. Кроме того, склон над монастырём был признан оползне-опасным. Поэтому в том же 1597 году монастырь был перенесён на версту вверх по течению Волги, а на старом месте была поставлена церковь Преображения Господня. Считается, что отец национального героя Кузьмы Минина вносил вклады на строительство монастыря после его разрушения.

Многие посчитали произошедший обвал знамением, предвестием некоторого бедствия. И бедствие произошло в самом деле: через несколько лет началось Смутное время.

…В 1640—1650х гг. нижегородским архитектором Антипой Константиновым (Возоулиным) построен ныне существующий монастырский ансамбль, включающий пятиглавый Вознесенский собор с галереей, шатровую колокольню, шатровую Успенскую церковь с трапезной палатой, шатровую надвратную церковь прп. Евфимия Суздальского, настоятельские покои и корпуса келий с храмом прп. Макария. Каменная ограда и небольшой надвратный храм Покрова Богородицы построены позже, в 1765 году.

В разное время монастырь имел свои больницы, богадельни, где получали помощь престарелые и нищие; оказывал большие услуги не только частным лицам, но и целому государству: снабжал войска деньгами, хлебом и различной провизией, а также посылал за свой счёт сформированных ратников в царские войска.

В 1924 году решением НКВД по Нижегородской губернии монастырь был закрыт. В разное время на его территории располагались жилые корпуса, кинотеатр, архитектурно-реставрационная мастерская.

Современное состояние [ править ]

Печерская обитель была возобновлена в 1994 году. С 1999 года наместником монастыря является архимандрит Тихон (Затёкин).

Настоятелем Печерского монастыря является правящий архиерей Нижегородской епархии. Им с 2003 года является митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.

Братия монастыря к 2004 году насчитывала 14 человек. На территории монастыря располагается музей истории Нижегородской епархии.

В начале декабря 2007 года установлен каркас иконостаса в Успенской церкви и велась сборка его деталей, а в трапезной части храма выполнялись шпаклёвочные работы. 31 декабря 2008 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил Успенскую церковь.

Читайте также:
Храм Троицы в Хохлах: описание и адрес храма, история, иконы, расписание богослужений, как добраться

В 2009 году к празднику Успения отреставрирована икона XVIII века «Успение Божией Матери». При реставрации на пожертвования прихожан был сделан новый оклад.

Несколько раз монастырь посещал Патриарх Кирилл. Во время первого посещения 10 сентября 2009 года Патриарх передал в дар обители Казанскую икону Божией Матери с памятной надписью.

15 марта 2010 года по благословению архиепископа Георгия в Успенской церкви впервые за 80 лет был совершён постриг.

31 декабря 2010 года архиепископ Георгий совершил чин освящения надвратного храма в честь преподобного Евфимия Суздальского. Реставрация храма продолжалась около двух лет. За это время иконописцами из Владимира церковь была расписана в стиле древнего владимиро-суздальского письма. Образцом для росписи стал Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале, где покоились мощи преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца.

В мае 2013 года установлен памятник Государю Императору Александру II Освободителю в честь 400-летия Дома Романовых и в память пребывания Государя вместе со своей супругой Государыней Императрицей Марией Александровной в Нижегородском Печерском Вознесенском монастыре в 1858 году

31 декабря 2014 года Великим чином был освящен нижний храм Успенской церкви. Храм был освящён в честь Собора Радонежских святых.

Архитектура [ править ]

  • Вознесенский собор 1630—1632 гг.
  • Успенская церковь 1648 г.
  • Надвратная церковь во имя св. преп. Евфимия Суздальского 1645 г.
  • Церковь во имя св. апостолов Петра и Павла 1738 г.

Кроме того, на территории монастыря располагаются и другие сооружения, XVII—XVIII веков постройки, в том числе восстановленные и отреставрированные в 2005 г. Архиерейские палаты.

Другую достопримечательность монастыря составляет колокольня при Вознесенском соборе, которая почти со дня постройки приобрела большой наклон к горизонтали, подобно Пизанской башне. На этой колокольне в 2005 году были установлены уникальные механические часы с мелодическим боем («Боже Царя Храни» и «Коль Славен Бог»).

Успенская и надвратная Евфимиевская шатровые церкви были возведены нижегородским зодчим Антипой Константиновым (Возоулиным). Отметим, что этот же зодчий участвовал в строительстве Архангельского собора в Нижегородском кремле, а также, среди прочего, в строительстве Теремного дворца и реставрации Успенского собора в Московском Кремле.

Святые [ править ]

Святыни [ править ]

  • рака с частицами мощей Киево-Печерских чудотворцев (свыше ста частиц мощей святых угодников)
  • рака с частицами мощей Божиих угодников
  • ковчег с частицей мощей блаженной Матроны Московской
  • ковчег с частицей мощей святого праведного Симеона Верхотурского
  • икона целителя Пантелеимона с частицей мощей
  • икона святителя Дионисия Суздальского
  • Феодоровская икона Божией Матери
  • Владимирская-Оранская икона Божией Матери
  • Киево-Печерская икона Божией Матери с предстоящими Антонием и Феодосием

Престольные праздники [ править ]

Видео [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 603093, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Приволжская слобода, 108

Тел.: 8 (831) 436-17-15, 436-07-91, 432-66-50 (иконно-книжная лавка), 232-10-32 (церковно-археологический музей Нижегородской епархии)

Информация для паломников [ править ]

Свято-Вознесенский Печерский мужской монастырь открыт для прихожан каждый день. Церковная лавка работает без выходных с 7:30 до 18:30, накануне воскресных и праздничных дней с 7:30 до 19:30.

По пятницам в 19:00 перед ракою с мощами Вифлеемских младенцев-мучеников совершается покаянный канон для матерей, загубивших детей во утробе своей.

В среду и пятницу в 12:00 в монастыре служатся молебны о болящих.

По четвергам в 12:00 служится молебен прп. Макарию Желтоводскому о благодатном покровительстве и благополучии в делах.

Вознесенский Печерский мужской монастырь

Вознесенский Печерский мужской монастырь основан в 1328 году на берегу Волги в пределах Нижнего Новгорода. Богатая история ставит этот объект в число главных достопримечательностей города и страны — охраняется на федеральном уровне. Архитектурный ансамбль включает церкви XVII века во главе с Вознесенским собором. Проследить историческое развитие возможно в музее, где представлены археологические находки и древние документы.

Расписание Печерского монастыря в Нижнем Новгороде

Обитель работает каждый день без перерывов и выходных: с понедельника по четверг, в субботу и воскресенье 07:00—18:00; в пятницу с 07:00 до 18:30. Лавка открыта с 07:30 до 18:30, в религиозные праздники до 19:30. Музей со среды по воскресенье с 09:00 до 15:00, перерыв с 12:00 до 12:30. Расписание богослужений:

  • среда и пятница в 12:00 — молебны о болящих;
  • четверг в 12:00 — молебен прп. Макарию Желтоводскому о благодатном покровительстве и благополучии в делах;
  • пятница в 19:00 — покаянный канон для матерей, загубивших детей во утробе своей.

Узнайте подробнее о службах в честь религиозных праздников на сайте Печерского монастыря в Нижнем Новгороде.

История создания

Основание монастыря шло между 1328 и 1330 годами с прибытия монаха Дионисия на Новгородскую землю из Киева. Первая постройка — деревянная церковь во имя Вознесения Господня. Затем место расширялось, сюда приходили желающие служить, среди которых в последствии стало много православных святых. Основатель являлся главным духовным настоятелем Суздальско-Нижегородских земель. 1360–1425 года — приходили значительные пожертвования, что позволило приобрести дополнительные площади. В 1512 году обитель получила неприкосновенность и суверенность. К концу XVI века построили Вознесенский собор и 6 каменных церквей, но в 1597 году почти всё было разрушено из-за оползня.

Читайте также:
Тихорецкая епархия: храмы и монастыри, священники и духовенство

Восстановление прошло на другой территории: выбран холм ближе к городу — выше по течению реки. Новый архитектурный ансамбль воздвигли к середине XVII века, который остался по сегодняшний день. Постройки достраивались до XIX века. При Петре I здесь были заключены, восставшие против него стрельцы. Несколько раз настоятели помогали в военных действиях деньгами, едой и давали убежище. На территории находились больницы и богадельни.

Рост и процветание длились вплоть до 1924 года, когда по указу НКВД его закрыли. Работа возобновлена в 1994 году. С 2003 года здесь открыт музей истории Нижегородской епархии. В 2008 году заново освещена Успенская церковь. В 2009 году отреставрирована икона XVIII века — Успение Божией Матери. 15 марта 2010 года — совершён первый за 80 лет постриг в монахи. В 2018 году открылась аллея династии Романовых, в дальнейшем планируется создание еще двух исторических аллей.

Архитектурный ансамбль

Огороженная каменным забором площадь включает 10 основных построек и сады с небольшим лесом. Тут постоянно проживают и ведут хозяйство монахи. Для этих нужд задействованы Архиерейские палаты 1632 года, Игуменский корпус 1765 года и Братский корпус XVIII века. Между ними стоит домовой храм во имя Сергия Радонежского. Входная группа открывается Святыми вратами с иконой и куполами. По периметру стоят округлые башни. Чтобы отдохнуть и перекусить после прогулки открыта чайная.

Вознесенский собор и колокольня

Собор — центр архитектурной композиции, напоминающий Успенский в Московском кремле. Сам он выполнен из известняка, а колокольня, трапезная и галерея из крупных кусков камня. Имеет четыре купола на каждой стороне с большим центральным. Внутри спроектирован трехапсидный алтарь, около которого сохранились фрески XVII века. Колокольня больше похожа на башню итальянского города с наклоном к земле, как в Пизе. На ней висят механические часы с мелодическим боем.

Церковь Успения Божией Матери

Строительство здания проходило с 1647 по 1649 года. Представляет собой переходный тип архитектуры от шатровой к купольной: сомкнутый свод с шатром, выполняющим декоративную роль. Внутри находится трапезная и основной зал.

Музей истории Нижегородской епархии

Учреждение расположилось в монашеской обители рядом с центром. На нижнем этаже в двух залах демонстрируются вещи с археологических раскопок первого объекта, который стоял дальше от города: богослужебные сосуды, утварь, остатки нарядов, награды и архивы XVI–XIX веков. В ещё одной комнате устроено фотоателье, где фотографируются в старинном интерьере. На втором этаже экспонаты посвящены началу XX века и современной истории: фотографии, документы и личные вещи служителей.

Некрополь

Кладбище у стен организовали в 1623 году. Первым захоронен митрополит Солунский Паисий. В XVII–XVIII веках здесь нашли покой многие местные бояре и купцы: Трубецкой, Черкасский и другие. В советские времена всё разгромили, но в 2000 году смогли собрать останки всех памятников, установив их рядом.

Церковь во имя св. апостолов Петра и Павла

Религиозные объект возведён в северной части в 1738 году. До этого был деревянным и назывался Макарьевским. В 1858 году получил современный вид и название. Сооружался из белого известняка.

Евфимиевская церковь

Посвящена прп. Евфимию Суздальскому, создана в 1645 году. Считается единственной в России сохранившейся шатрового вида в основании с восьмериком. К основному зданию примыкает корпус, а с другой каменная ограда.

Святыни и памятники

В этой локации проводятся паломнические туры, ведь тут содержится ряд православных святынь XIV–XIX веков — иконы: Божией Матери Оранской, Печерской Божией Матери XIV века, св. Дионисия Суздальского, св. великомученика Пантелеимона, Феодоровской Божией Матери. Ковчег с мощами св. бл. Матроны Московской и св. преп. Симеона Верхотурского, рака с мощами Киево-Печерских Чудотворцев и других святых.

Помимо описанных достопримечательностей установлены памятники. Они реализованы в рамках «Аллеи Российской Славы». В 2013 году поставлен бюст Императору Александру III, также есть постамент царю-освободителю Александру II.

Стоимость входа и экскурсий

Посещение основной территории, включая вход в соборы, доступен на бесплатной основе. Отдельно оплачивается только вход в музей:

  • взрослые — 100 рублей;
  • школьники, студенты и пенсионеры — 50 рублей;
  • дошкольники — бесплатно;
  • фотосессия в фотоателье — 100 рублей для всех категорий.

Возможно заказать экскурсионное обслуживание в группе или индивидуально: по территории или в музейном комплексе — каждый по 500 рублей.

Как добраться до Вознесенского Печерского монастыря

Находится монастырь в черте города на берегу реки Волги. Рядом проходят автомобильные дороги, поэтому проезд не будет затруднён. Удобно доехать до конечной точки на общественном транспорте:

  • на автобусе № 5 до остановки «Монастырь» или до «Сенная» на № 2, 16, 17, 28, 40, 45, 52, 58, 62, 64, 90;
  • на маршрутном такси до остановки «Сенная» на маршрутах № т24, т40, т45, т57, т74, т83, т97, т98, 304;
  • ближайшая трамвайная остановка — «Сенная площадь», маршрут № 2.
Читайте также:
Монастыри Грузии: действующие православные мужские и женские, лучшие места, которые стоит увидеть

На автомобиле двигайтесь к GPS-координатам — 56.323237, 44.049719. Подъехать возможно по улице Печерский съезд или по Слобода Печеры. Затем поверните к пекарне — там будет бесплатная автостоянка. Такси заказывайте через приложение Везёт или Яндекс. Дойти пешком будет легко с набережной Гребного канала.

Нижегородский Вознесенский Печерский мужской монастырь: аэросъёмка

НИЖЕГОРОДСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Нижегородский Вознесенский Печерский мужской монастырь

Нижегородский Вознесенский Печерский мужской монастырь Нижегородской епархии

Расположен на берегу Волги, основан в начале XIV века монахом Киево-Печерского монастыря св. Дионисием Суздальским, будущим митр. Киевским.

Древнейший период истории монастыря освещен крайне скупо. Общепринятыми датами основания Печерской обители считаются 1328 или 1330 год. Инок Дионисий отправился из Киево-Печерской лавры в путь, взяв с собой святой образ – список с Печерской Нерукотворной иконы Божией Матери, явившейся на стене Великой Успенской церкви в Киево-Печерском монастыре в 1085 году (по другим сведениям – в 1105 году). Чудотворный образ Пресвятой Богородицы с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием стал главной святыней не только нового Нижегородского Печерского монастыря, но и на сотни лет Нижнего Новгорода. На крутом берегу Волги инок Дионисий ископал себе пещеру, где проводил время в молитве и посте. Молва о подвижнике быстро распространилась по окрестностям, и вскоре к нему стала стекаться братия. Началось строительство деревянного монастыря, в основание которого была поставлена церковь в честь Вознесения Господня. Этот первый возведенный храм и дал имя обители; название же Печерский монастырь получил в память о первых пещерах, ископанных здесь. Рядом с новым храмом выросли кельи, хозяйственные постройки, звонницы. Дионисий стал первым настоятелем монастыря, сначала в сане игумена, затем – архимандрита. Из стен Печерской обители вышли такие великие русские святые, как преподобный Евфимий Суздальский и преподобный Макарий Желтоводский.

Вознесенский Печерский монастырь все более укреплялся как духовный и культурный центр земли Низовской. Предположительно именно здесь монахом Лаврентием был создан древнейший летописный свод – Лаврентьевская летопись.

В последующие столетия обитель продолжала расти и укрепляться, переживая различные времена – и запустения, и возрождения. Князья и знатные люди вносили значительные вклады на помин души в монастырскую казну: жертвовали денежные средства, земли, охотничьи, бортные, рыбные и иные угодья, села. К середине XVI века монастырь владел весьма обширными земельными вотчинами, в самой обители были воздвигнуты шесть каменных храмов (тогда как в городе их было только три).

18 июня 1597 года гигантский оползень с горы полностью уничтожил монастырь. Признаки надвигающейся катастрофы обнаружились за неделю до происшествия, и все монахи заблаговременно были выведены в безопасное место, унеся с собой иконы, ризы, утварь. В результате оползня были разрушены все храмы обители, но никто из людей не пострадал. После оползня в развале горы были обретены нетленные мощи схимонаха Иоасафа, подвизавшегося в обители и почившего за 30 лет до обрушения горы. Гроб со святыми мощами поставили на месте старого монастыря, возвели над ним гробницу, а через год – деревянную церковь. Позднее она была перестроена в камне и освящена в честь Преображения Господня.

На новом месте, выше по течению и ближе к городу, монастырь возводили “царский подмастерье каменных дел” Антип Возоулин, Федор Опарин, старец Изосима, костромские и балахнинские каменщики. Монастырский ансамбль с главным пятиглавым Вознесенским собором был отстроен к середине XVII столетия.

К началу реформ императрицы Екатерины II в 1764 году за обителью числилось до 6000 десятин пахотной земли и 8236 крестьянских душ, три подворья в Нижнем Новгороде и одно в Москве. После секуляризации монастырских земель Екатериной II для монастыря наступили времена бедности и запустения. Вместо вотчин и земель было определено жалование, которого не хватало для содержания монастырских строений в должном состоянии. Храмы монастыря ветшали и от полного разрушения сохранялись лишь стараниями братии и пожертвованиями прихожан.

С середины XIX века настоятелями монастыря стали назначаться правящие архиереи, а с 1866 года монастырь был местопребыванием Балахнинских викариев Нижегородской кафедры.

Стараниями епископа Балахнинского Агафодора (Преображенского) в 1888 году было открыто Свято-Владимирское духовное училище для мальчиков из бедных семей священнослужителей.

Решением НКВД по Нижегородской губернии монастырь был закрыт в 1924 году. В 1925 году монастырь был передан в ведение Губмузея. Богатейшая ризница разграблена, здания стали использоваться под жилье и хозяйственные нужды, колокола и ограда переплавлены.

В 1960 году ансамблю Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря был присвоен статус памятника архитектуры республиканского значения. В 1971 году трудами коллектива Горьковской специальной научно-реставрационной мастерской были частично восстановлены Вознесенский собор, Успенская церковь, архиерейский корпус, стены и башни.

В 1994 году монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, и первым вновь освященным храмом стала надвратная церковь во имя преподобного Евфимия Суздальского. В 1999 году был освящен храм в честь святых апостолов Петра и Павла, в 2000 году в престольный праздник Вознесения Господня состоялось освящение главного Вознесенского собора.

С 2003 года на территории монастыря работает музей истории Нижегородской епархии. Монастырем ведется издательская деятельность, выпускается журнал «Нижегородская старина».

Статистика

  • ок. 2009 – 22 насельника [1]

Храмы монастыря

  • собор Вознесения Господня
  • храм прп. Евфимия Суздальского
  • храм Успения Божией Матери, при трапезной палате
  • храм свв. апостолов Петра и Павла
  • храм прп. Сергия Радонежского
  • домовая церковь в архиерейском корпусе

Святыни

  • рака с частицами мощей Киево-Печерских чудотворцев (свыше ста частиц мощей святых угодников)
  • рака с частицами мощей Божиих угодников
  • ковчег с частицей мощей блаженной Матроны Московской
  • ковчег с частицей мощей святого праведного Симеона Верхотурского
  • икона целителя Пантелеимона с частицей мощей
  • икона святителя Дионисия Суздальского
  • Феодоровская икона Божией Матери
  • Владимирская-Оранская икона Божией Матери
  • Киево-Печерская икона Божией Матери с предстоящими Антонием и Феодосием

Настоятели

  • Свт. Дионисий Суздальский) ((ок. 1328) ок. 1335 – 1374)
  • Иларион (1656 – май 1657)
  • Иосиф (1664 – 1672)
  • Палладий (Юрьев) (15 августа 1753 – 18 июня 1758)
  • Константин (Борковский) (1772 – 1773)
  • Аггей (Колосовский) (3 сентября 1773 – 9 февраля 1774)
  • Палладий (Юрьев), 2-й раз (20 марта 1778 – 2 декабря 1789), еп. б. Рязанский
  • Иоанникий (Полонский) (январь 1790 – февраль 1794)
  • Димитрий (Самбикин) (декабрь 1886 – 28 октября 1887), еп. Балахнинский
  • Геннадий (Туберозов) (28 июня 1909 – 20 марта 1914)

Вознесенский Печерский мужской монастырь в Нижнем Новгороде

Вознесенский Печерский мужской монастырь расположен примерно в 3 километрах (в полугоре) от Нижегородского кремля, ниже по течению Волги. Основан был в XIV веке. Многие годы он был крупнейшим духовно-культурным центром Поволжья и одним из самых значимых в России.

А.К.Саврасов. Печёрский монастырь близ Нижнего Новгорода. 1871. Нижегородский художественный музей

Основание монастыря и первые подвижники

Святитель Дионисий

Основателем монастыря считается святитель Дионисий, Митрополит Киевский и всея России в 1383-1385 годах, епископ Суздальский и Нижегородский с 1374 года. Родился он около 1300 года на киевской земле, подвизался в Киево-Печерерском монастыре, где принял постиг и священнический сан. Около 1328-1330 гг. он с несколькими иноками прибыл в окрестности Нижнего Новгорода, в холме в трех верстах от кремля выкопал пещеру, где и поселился. В Степенной книге (составлена по инициативе митрополита Макария духовником Ивана IV Васильевича Грозного Андреем, будущим митрополитом Афанасием между 1560 и 1563 годами) об этом событии сказано:

В трех поприщах от города, при брезе Волги, Дионисий в Нижнем Новеграде ископа пещеру, идеже трудолюбиво подвизася, и монастырь честен состави, зовомый Печерский монастырь.

С собой святитель Дионисий привез список с Печерской Нерукотворенной иконы Божией Матери, которая, по преданию, появилась на стене Успенской церкви Киево-Печерского монастыря в 1085 или 1105 году. Чудотворный образ Богородицы с предстоящими преподобными Феодосием и Антонием (Киево-Печерских подвижников) стал святыней не только монастыря, но и всего Нижнего Новгорода.

Вскоре вокруг подвижника стали селиться другие монахи, росло число пещер, которые вскоре уже не могли вместить всех желающих. И выше по склону началось строительство деревянной обители и заложена церковь во имя Вознесения Господня. Дионисий перенес сюда из Киева принцип строгого общежительства: все имущество было общим, монахи, включая и настоятеля, работали для своего пропитания и не имели права без благословения игумена выходить за монастырские ворота.

Лаврентьевская летопись

Вскоре монастырь стал духовным и культурным центром Суздальско-Нижегородского княжества, образованного в 1341 году и просуществовавшего с перерывами до 1425 года. В стенах Вознесенского печерского монастыря была создана Лаврентьевская летопись — древнейшая датированная русская летопись, которая дошла до наших дней. Она была написана с 14 января по 20 марта 6885 (1377) года монахом Лаврентием (отсюда ее название) для великого князя суздальского и нижегородского Дмитрия Константиновича, по благословению епископа суздальского Дионисия. В составе Лаврентьевской летописи до нас дошел самый древний из сохранившихся список «Повести временных лет».

Преподобные Макарий Унженский и Желтоводский и Евфимий Суздальский, Павел Высокий

В обители также подвизались двое уроженцев Нижнего Новгорода, впоследствии причисленные к лику святых и основатели различных обителей: преподобный Макарий Унженский и Желтоводский (1349-1444) и преподобный Евфимий Суздальский (1316-1404). В Нижнем Новгороде, у стен церкви Знамения Божией Матери и святых Жен-Мироносиц можно увидеть памятник, установленный в их честь — по преданию, они родились поблизости от этого храма (об этой церкви я писала в посте «Прогулка по району Започаинье и Ильинской слободе»).

Среди известных иноков монастыря того времени также нужно отметить Павла Высокого (умер в 1383/1382 по старому стилю), философа, духовного писателя, прославившегося иноческой жизнью, учителя Евдокии (св. Евфросинии Московской, 1353-1407), супруги великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского (1350-1389).

Монастырь быстро рос и развивался. В 1360-1425 годах монастырь на пожалования и вклады смог приобрести земельные угодья, князья даровали монастырю многочисленные привилегии: грамоту на беспошлинную торговлю и провоз рыбы по Волге (рубеж 1450-1460-х), бессудную грамоту о монастырском иммунитете (1512) и др

Оползень 1597 года и перенос монастыря

18 июня 1597 года, в три часа ночи Вознесенский Печерский монастырь был разрушен гигантским оползнем. Благодаря заблаговременным действиям архимандрита Трифона (признаки оползня появились еще за неделю до катастрофы), удалось избежать жертв и спасти церковное имущество. В «Нижегородском летописце» (составлен в Нижнем Новгороде в XVII веке и повествует о ранней истории города) так описывается обвал:

…И милостию Божиею, заступлением Пресвятыя Богородицы, прошла оная гора под монастырь землею и вышла в Волгу реку оказалась буграми, а которые струги под монастырем были на Волге реке, те стали на сухом берегу от воды в дальнем разстоянии; а в монастыре же означенною от горы оползиною, храм каменный Вознесения Христова разрушило до основания, только остался над жертвенником верх один, колокольня разсыпаласъ, теплый храм Пресвятыя Богородицы (Покрова) разшатало на сторону и опустило в землю, близ окошек олтарных; святыя ворота, и в монастыре кельи, поварни и погреба обвалило и ограду переломало, а на берегу стоящий храм деревянный Николая Чудотворца сдвинуло с места, и паперти обломило, и слободе многия дворы пошатало.

Поскольку оползни могли еще повториться, было принято решение перенести монастырь вверх по течению на одну версту. На старом месте в память об обители была поставлена церковь Преображения Господня. А оползень тот многие посчитали предвестием несчастья — так оно и случилось: 1598 год знаменует собой начало Смутного времени.

Достопримечательности монастыря

Ныне существующий комплекс Вознесенского монастыря построен в 1640-1650-х годах нижегородским зодчим Антипой Константиновым (Возоулиным), который также построил шатровый Архангельский собор в Нижегородском кремле.

Пятиглавый Вознесенский собор с галереей был возведен в 1631-1632 годах. В 1640-е годы рядом были возведены две шатровые церкви — надвратная Евфимия Суздальского (1645) и Успенская с трапезной (1648). В 1630-х годах была возведена шатровая колокольня, местная «Пизанская башня».

Также были возведены настоятельские покои и братский корпус с храмом преподобного Макария. В 1765 году появились монастырская ограда и надвратный храм Покрова Богородицы.

Вознесенский печерский монастырь в XX веке и в наши дни

Монастырь был закрыт в 1924 году. На его территории появились жилые корпуса, кинотеатр, архитектурно-реставрационная мастерская.

В 1994 году была возобновлена обитель, начались реставрационные работы.

Фотографии Вознесенского печерского монастыря

Нам повезло с погодой и временем суток — мы приехали в монастырь в первой половине дня. Белые стены ярко выделялись на фоне неба. В монастыре обращаешь внимание на один интересный факт: не только колокольня, но и некоторые другие стены и конструкции также наклонены.

Панорама Вознесенского Печерского монастыря Вознесенский Печерский мужской монастырь Святые врата В монастыре Изразцы Монастырская чайная «Паломник»

На этой фотографии отчетливо видно, что многие постройки монастыря наклонены — свидетельство оползневых процессов.

Колокольня, собор Вознесения Господня и церковь Евфимия Суздальского Святые врата

К монастырю спускается довольно крутая дорога, откуда обитель видна как на ладони (первые две фотографии сделаны как раз оттуда).

Монастырская чайная Братский корпус Наличники Собор Вознесения Господня Церковь Успения Пресвятой Богородицы В монастыре Котята в монастыре Собор Вознесения Господня и колокольня Монах Гульбище собора Вознесения Господня Гульбище собора Вознесения Господня Монастырская стена Переходная галерея Некрополь Памятный знак Александру II

План монастыря

Информация для посетителей

  • Адрес монастыря: Нижний Новгород, ул. Приволжская Слобода, 108
  • Открыт: ежедневно, 8:00-17:00
  • Телефон: +7 (831) 432-66-50
  • Телефон церковно-археологического музея Нижегородской епархии: +7(831)432-10-32.
  • Сайт: www.pecherskiy.nne.ru
  • Проезд: автобусы №№ 2, 28, 40, 45, 52, 62, 74 ; троллейбус № 1; маршрутные такси №№ 2, 16, 28, 40, 45, 62, 102, 123, 140, 145, 182 до остановки «Сенная». Далее вниз до монастыря.

© Сайт “Дорогами Срединного Пути”, 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале “Срединный Путь”

Я как-то перекусывал в чайной при монастыре, странно, но обычно я не могу есть булочки, а там смог, пришёл под вечер, а у них из выпечки только булочки и остались.

У них и днем были только булочки. А когда мы спросили про мороженное, они прям отшатнулись

Название знакомое «Печерский монастырь». Это я к тому, что мне кажется, что я там когда-то была. В классе 5-6 наверное. Но неужели мы доехали до Нижнего Новгорода — это для меня загадка )))
Фотографии, как всегда, бесподобные!

Ты могла быть и в другом печерском монастыре — их немало. В Киеве, в Пскове. «Печерский» значит пещерный.

Вот, значит я была в Пскове…Это все-таки ближе к нам =)

И правда, монастырские постройки — сплошные Пизанские башни! Я сперва подумала, что это искажения на широком углу, а, оказывается, нет. Получается, что и современные здания на заднем плане в какой-то момент сползти могут?

Думаю, да. Место очень ненадежное. Монастырь стоит прямо на склоне.

С погодой вам везло, как никому! Фото бесподобные! А вот гуляющие здания тревожат — не рассыплются лет через 20-30 или раньше?…

Стоят с XVII века. Но страшно — склон-то в любой момент поплыть может. Да и наклонившиеся здания не внушают доверия, хоть и стоят уже несколько веков.

Формы строгие, но очень красиво, белый цвет в сочетании с зеленым во многих псковских церквях присутствует, хотя постройки более поздние, чем псковские.

Да, белый цвет стен просто ослепляющий. Вообще монастырь этот произвел на меня очень сильное впечатление.

Только читая твой пост, поймал себя на мысли, что в этом году я был только в женских действующих монастырях
А с не вертикальных стен и раскосых крестов я всю поездку тихо удивлялся — а сперва думал, что у меня совсем кривые руки

А, по женским монастырям ходишь
Насчет вертикалей — я сначала решила, что глюк или обман техники. Но оказалось — объективная данность

Очень красиво и тишина такая благодатная вокруг. Мы в Москве часто посещаем мужской монастырь, чтобы приложиться к чудотворной иконе, там тоже такое благолепие вокруг и душа отдыхает!

Да, есть такие места, где душа отдыхает. А вот из иных монастырей бежать хочется, настолько там недружелюбная атмосфера.

Какое чистое, светлое, душевное место! Фотографии прекрасные. Спасибо за статью!

Красивый монастырь! Непривычно видеть зелёный цвет куполов. Мне как-то чаще золотые встречаются или голубые — Богородичные. Хотя в Старочеркасске у нас есть с зелёными куполами храмы, но вообще редко такие вижу (ну разве что когда в Старочеркасске и бываю).

У нас встречаются зеленые купола. Ведь это — цвет позеленевшей от времени меди.

Богатейшая вековая история. Оползни много вреда причинили зданиям архитектуры, сейчас есть некоторые современные системы, позволяющие сохранить и уберечь здания, но они очень дорогостоящие и 100 % гарантии не дают, здание не будет разрушаться дальше.

Возможно, сейчас оползень закрепили. Но когда смотришь на наклонные стены старинных построек — как-то немного не по себе. Забавно, Пизанская башня разрекламирована на весь мир, а у нас повсюду подобные, и все удивляемся.
PS. В Пизе я была — башня и баптистерий впечатлили.

Какой красивый монастырь и какие купола и зелено-белые ворота. Все так чисто и опрятно, глаз радуется. Монах очень величественный — такой кадр классный с ним. Я была в действующем мужском монастыре на Крите и на маленьком шриланкийском островке, оба произвели очень умиротворяющее впечатление.

Я тоже была в разных действующих монастырях — и у нас, и за рубежом, в Европе и Азии. Наверное, самое сильное впечатление все-таки было от китайских буддийских монастырей.

Как красиво! Жалко, если не дай Бог обрушится.

Впечатлили фото стены и переходной галереи!

Будем надеяться, что больше подобных катаклизмов с оползнем не будет — все-таки сейчас технологии далеко ушли вперед.

Колокольня наклонилась сразу после ее строительства. Произошла подвижка грунта. Было проведено тщательное исследование и установлено, что опасности эта подвижка не представляет. И стоит колокольня не один век в том же состоянии. Архитекторами отслеживается, есть ли подвижка грунта регулярно. Остальные постройки наклона не имеют.
Монастырь уникален. Столько святых вышло из стен этой обители. Столько святынь пребывает в ней сейчас. Недавно была принесена в обитель икона прп. Макария Желтоводского и Унженского, который начинал свою монашескую жизнь в этом монастыре, будучи совсем ребенком — 12 лет. Скоро в обитель будет возвращена чудотворная икона Пресвятой Богородицы Печерская. Высота ее 3 метра.
Очень люблю этот монастырь. Он, находится в городе. Но, когда туда приходишь тебя окружают тишина и покой.

Вознесенский Печерский мужской монастырь

Храмы монастыря

Храм в честь Вознесения Господня.
Храм преподобного Евфимия Суздальского.
Успенский храм при трапезной палате.
Храм в честь святых апостолов Петра и Павла.
Храм во имя преподобного Сергия Радонежского.
Домовая церковь в архиерейском корпусе.

Святыни монастыря

Рака с частицами мощей Киево-Печерских чудотворцев (свыше ста частиц мощей святых угодников).
Рака с частицами мощей Божиих угодников.
Ковчег с частицей мощей блаженной Матроны Московской.
Ковчег с частицей мощей святого праведного Симеона Верхотурского.
Икона целителя Пантелеимона с частицей мощей.
Икона святителя Дионисия Суздальского.
Феодоровская икона Пресвятой Богородицы.
Владимирская-Оранская икона Божией Матери.
Киево-Печерская икона Пресвятой Богородицы с предстоящими Антонием и Феодосием (была подарена обители приснопамятным митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем (Кутеповым)).

История монастыря

Вознесенский Печерский мужской монастырь основан в начале XIV столетия монахом Киево-Печерского монастыря Дионисием, ставшим впоследствии Суздальско-Нижегородским архипастырем, крупнейшим историческим деятелем своего времени.

Древнейший период истории монастыря освещен крайне скупо. Общепринятыми датами основания Печерской обители считаются 1328 или 1330 год. Инок Дионисий отправился из Киево-Печерской Лавры в путь, взяв с собой святой образ – список с Печерской Нерукотворной иконы Божией Матери, явившейся на стене Великой Успенской церкви в Киево-Печерском монастыре в 1085 году (по другим сведениям – в 1105 году). Чудотворный образ Пресвятой Богородицы с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием стал главной святыней не только нового Нижегородского Печерского монастыря, но и на сотни лет Нижнего Новгорода. На крутом берегу Волги инок Дионисий ископал себе пещеру, где проводил время в молитве и посте. Молва о подвижнике быстро распространилась по окрестностям, и вскоре к нему стала стекаться братия. Началось строительство деревянного монастыря, в основание которого была поставлена церковь во имя Вознесения Господня. Этот первый возведенный храм и дал имя обители; название же Печерский монастырь получил в память о первых пещерах, ископанных здесь. Рядом с новым храмом выросли кельи, хозяйственные постройки, звонницы. Дионисий стал первым настоятелем монастыря, сначала в сане игумена, затем – архимандрита. Из стен Печерской обители вышли такие великие русские святые, как преподобный Евфимий Суздальский и преподобный Макарий Желтоводский.

Вознесенский Печерский монастырь все более укреплялся как духовный и культурный центр земли Низовской. Предположительно именно здесь монахом Лаврентием был создан древнейший летописный свод – Лаврентьевская летопись.

Печерская обитель в последующие столетия продолжала расти и укрепляться, переживая различные времена – и запустения, и возрождения. Князья и знатные люди вносили значительные вклады на помин души в монастырскую казну: жертвовали денежные средства, земли, охотничьи, бортные, рыбные и иные угодья, села. К середине XVI века монастырь владел весьма обширными земельными вотчинами, в самой обители были воздвигнуты шесть каменных храмов (тогда как в городе их было только три).

18 июня 1597 года случилось несчастье: гигантский оползень с горы полностью уничтожил монастырь. Признаки надвигающейся катастрофы обнаружились за неделю до происшествия, и все монахи заблаговременно были выведены в безопасное место, унеся с собой иконы, ризы, утварь. В результате оползня были разрушены все храмы обители, но никто из людей не пострадал. После оползня в развале горы были обретены нетленные мощи схимонаха Иоасафа, подвизавшегося в обители и почившего за 30 лет до обрушения горы.

Гроб со святыми мощами поставили на месте старого монастыря, возвели над ним гробницу, а через год – деревянную церковь. Позднее она была перестроена в камне и освящена в честь Преображения Господня. Храм и сейчас является украшением Старо-Печерской слободы Нижнего Новгорода. И по сей день люди приходят к гробнице угодника Божия Иоасафа, прославленного в лике местночтимых святых в 1993 году.

На новом месте, выше по течению и ближе к городу, монастырь возводили «царский подмастерье каменных дел» Антип Возоулин, Федор Опарин, старец Изосима, костромские и балахнинские каменщики. Монастырский ансамбль с главным пятиглавым Вознесенским собором был отстроен к середине XVII столетия. Обитель благоукрашалась и укреплялась, к началу реформ императрицы Екатерины II в 1764 году за обителью числилось до 6000 десятин пахотной земли и 8236 крестьянских душ, три подворья в Нижнем Новгороде и одно в Москве. После секуляризации монастырских земель Екатериной II для монастыря наступили времена бедности и запустения. Обители вместо вотчин и земель было определено жалование, которого не хватало для содержания монастырских строений в должном состоянии. Храмы монастыря ветшали и от полного разрушения сохранялись лишь стараниями братии и пожертвованиями прихожан.

С середины XIX века настоятелями монастыря стали назначаться правящие архиереи, затем викарные епископы с титулом Балахнинские, которые проявляли особую заботу об обновлении монастыря. Так, стараниями епископа Балахнинского Агафодора (Преображенского) в 1888 году было открыто Свято-Владимирское духовное училище для мальчиков из бедных семей священнослужителей.

После 1917 года Вознесенский Печерский монастырь разделил участь большинства православных храмов и обителей – осквернение и запустение. В 1925 году монастырь был передан в ведение Губмузея. Богатейшая ризница разграблена, здания стали использоваться под жилье и хозяйственные нужды, колокола и ограда переплавлены.

В 1960 году ансамблю Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря был присвоен статус памятника архитектуры республиканского значения. В 1971 году трудами коллектива Горьковской специальной научно-реставрационной мастерской были частично восстановлены Вознесенский собор, Успенская церковь, архиерейский корпус, стены и башни.

В 1994 году монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, и первым вновь освященным храмом стала надвратная церковь во имя преподобного Евфимия Суздальского. В 1999 году был освящен храм в честь святых апостолов Петра и Павла, в 2000 году в престольный праздник Вознесения Господня состоялось освящение главного Вознесенского собора.

Сегодня основные реставрационные и восстановительные работы в монастыре завершены. Милостью Божией не прервались древние традиции Печерской обители, не прекращается ее духовная и молитвенная жизнь.







При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: