Евгений Соколов: биография священника, служение и проповеди

Протоиерей Евгений Соколов: Причащаясь, мы даем обещание стать святыми

Межсоборное присутствие направило в епархии для обсуждения новые проекты документов, которые будут утверждаться на предстоящих Архиерейских соборах.

Наибольшую полемику в церковной среде вызвал документ «О подготовке ко Святому Причастию». О дискуссии, развернувшейся вокруг сердцевины христианской жизни – Таинства Евхаристии – рассказывает руководитель миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.

– В чём, на Ваш взгляд, состоит важность работы Межсоборного присутствия?

– Эта работа очень важна; даже в нашей епархии, если говорить, в частности, о Таинстве Евхаристии, существуют разные традиции. Можно ли причащать людей, которые живут семейной жизнью, имеют детей, но не венчаны? Я знаю тех, кто не причащает, отказывает; а есть те, кто причащает, потому что Церковью этот брак признан, просто люди ещё не доросли до венчания. Как готовиться к Причастию на Светлой седмице? Некоторые практики явно противоречат друг другу, и прихожане, попав в другой храм, иногда возмущаются – почему тут так, а там иначе. И то, что Межсоборное присутствие готовит проекты соборных документов и передает их на обсуждение в епархии – это прекрасная возможность выработать единую взвешенную позицию по важнейшим церковным вопросам.

– Что Вам представляется наиболее важным в проекте документа «О подготовке ко святому Причащению»?

– О чём сегодня идут споры? Первые христиане причащались почти каждый день, и можно понять почему. Вся их жизнь была как плавание на корабле в бурю, они каждый день могли быть схвачены и казнены; молитва и Таинства помогали им укрепиться. Мы тоже живём в очень сложное время, в эпоху соблазнов, такого мир ещё не знал. И современный человек, плывя по бурному житейскому морю, просто не успевает, не умеет бороться с этими соблазнами, они настолько разнообразны, что духовных сил на борьбу не хватает. В документе же говорится о возможном частом приобщении, которое порой встречает возражения многих батюшек: «Достаточно 4-5 раз в год, во время поста, в день Ангела…» Нет, документ чётко обозначает, что в сегодняшнее непростое время причащаться можно чаще, с этой мыслью трудно не согласиться. Действительно, во время духовной войны без укрепления выжить практически невозможно.

– С другой стороны, документ вызвал достаточно резкую критику некоторых мирян и священнослужителей, одна из главных претензий – что в нём не утверждается обязательное Причащение за каждой Литургией…

– Понятно, что в такое время причащаться надо чаще. Но надо и хорошо понять, что Причастие ко многому обязывает. Мы должны помнить о страшной болезни последних времён – теплохладности, когда человек духовно не растёт. Дело не в том, что он делает попытки, но ничего не получается. Даже попыток нет – он ходит в церковь, соблюдает посты, читает правило, соблюдает какие-то общие каноны, но это продолжается год, два, три, пять, десять… И хочется сказать – если ребёнок в первом классе знает, что «дважды два равно четыре», и в десятом – «дважды два четыре», что же он делал десять лет? В духовной жизни происходит то же самое. И если мы дерзаем касаться Святых Христовых Таинств, мы тем самым берём на себя некий обет, что мы будем преображать свою душу. Повторяю, пусть неудачно, но мы попытаемся. Если человек находится в таком состоянии, что он этого делать не может или не хочет, тогда причащаться не надо. Тогда действительно можно оставить 4-5 раз в год – чтобы совсем низко не упасть. Но, повторяю, мы призваны к преображению души, и Причастие в это непростое время должно быть регулярным, но каждый раз человек должен делать попытку преображения души и учиться бороться с окружающими соблазнами.

– А если этого не происходит, человек причащается впустую?

– Это становится неким привычным действием, как, например, время от времени ходить в баню. Так нельзя, Евхаристия – это великое Таинство! И на священника Господом возложена большая ответственность – помогать своим чадам причащаться достойно. Грань очень тонкая. Если человек действительно готовился и стремится к преображению, а ты не поймёшь этого и не допустишь – грех. Не менее страшный грех – допустить того, кто не собирается меняться, но дерзает приступать к Таинствам.

У святителя Иоанна Златоуста есть страшные слова, обращенные к пастырям: «Поэтому ты, служитель Таинств, смотри, чтобы тебе не раздражить Владыку, если не будешь очищать это Тело, смотри, чтобы не дать меча вместо пищи. Но хотя бы кто и по неразумию пришел для причащения, воспрети ему – не бойся. Бойся Бога, а не человека… Если ты сам не смеешь, то приведи ко мне: я не позволю этой дерзости. Скорее предам душу свою, нежели причащу Крови Господней недостойного; скорее пролью собственную кровь, нежели причащу столь страшной Крови того, кого не должно» (Святитель Иоанн Златоуст.82-я беседа на Евангелие от Матфея).

– Проект документа критикуют в том числе за тезис, что исповедь является необходимой частью говения перед Причащением. Многие возражают, что это два разных Таинства, что исповедь нельзя превращать в пропуск на Причастие, что исповедоваться нужно, только когда есть потребность, а если этой потребности нет, то можно причащаться так и т.п… Ваше мнение?

– Здесь надо ответить совершенно чётко: исповедь – это некая гарантия того, что человек находится в рамках канонов. Но не надо забывать, что и обычные, повседневные грехи – осуждение, рассеянная молитва и т.д. – опустошают душу. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет, что рассеянность окрадывает молитву. «Помолившийся с рассеянностью ощущает в себе безотчетливую пустоту и сухость. Из этого состояния рождается холодность к Богу, уныние, омрачение ума, ослабление веры, и от них мертвость в отношении к вечной, духовной жизни. Все это вместе взятое служит явным признаком что такая молитва не принимается Богом» (Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты). Мне кажется, когда православный христианин утверждает, что у него нет потребности в исповеди – это тревожный сигнал.

Читайте также:
Спасо-Преображенский монастырь в Рязани: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни

– А нельзя просто прийти и сказать – «Батюшка, благословите причаститься, у меня нет ничего особенного»? Без исповеди?

– Нет, исповедь нужна, ведь мелкие грехи остаются… По свидетельству святителя Игнатия, «одна исповедь искренняя и частая может освободить от греховных навыков, соделать покаяние плодоносным» (Св. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты).

– Однако критики называют обязательную исповедь перед Причастием профанацией Таинства. По их словам, верующий и так каждый вечер читает исповедание грехов – и этого достаточно, чтобы ему приобщиться.

– Давайте вспомним, как проходит исповедь. Читается разрешительная молитва, человек целует Евангелие, крест, священник его благословляет. Само чинопоследование Таинства содержит как бы клятву, «целование креста»: «я постараюсь исправиться». Я говорю об этом на лекциях: каждый, кто дерзает причащаться, даёт обещание попробовать стать святым. Иначе, простите, и причащаться, может быть, не надо.

Святитель Иоанн Златоуст пишет, что литургийный возглас «Святая святым» – это не только призыв к святости, но и отлучение от Чаши тех, кто недостоин к ней приступить: «Священник, словно некий глашатай, подняв руку вверх, встав на возвышении, будучи видим всеми, в страшной тишине, громким голосом произносит грозное воззвание, которым одних призывает, а других отлучает» (Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям, 17).

– В полемике о подготовке к Причастию священника нередко сравнивают с «собакой на сене» – сам он безо всяких ограничений, без исповеди и поста причащается за каждой Литургией, но не допускает к этому мирян. Получается разделение на некую элитную «касту» священников, которым всё позволено, и всех прочих, что в корне противоречит самой природе христианской общины.

– Здесь надо понять, что священник несёт крест своего служения. В том числе он всё время должен поднимать, вести за собой своих пасомых, а для этого должен сам постоянно духовно расти.

То, что все священники якобы редко исповедуются, не совсем так. Например, у меня был период, когда нужно было ухаживать за тяжело больным родственником. Конечно, не всегда хватало терпения, прорывалось раздражение, и исповедоваться приходилось чуть ли не по несколько раз в неделю, потому что жить с сознанием греха невозможно, жжёт. Если же батюшка не идет на исповедь, забывает про соблюдение поста – это не самый лучший пример.

– Вам приходилось видеть, чтобы священник часто причащался без исповеди и духовно не рос? Вероятно, могут быть и очень серьёзные последствия…

– Конечно. Давайте вспомним: «по причине беззакония во многих охладеет любовь» (Мф 24:12). Проблема, прежде всего в нас, пастырях. Не пытаясь оправдывать, попробую объяснить: в условиях, когда поголовно вырезают десятки тысяч священников, когда нам обещают показать по телевизору «последнего русского попа», очень трудно сохранить духовную преемственность. Мы остались без корней. И многие молодые батюшки, искренне желающие служить, не умеют правильно бороться с соблазнами, и так мало старцев, мало духоносных пастырей, которые бы их этому научили. И это тоже нужно терпеть. Об этом Господь сказал: «терпением вашим спасайте души ваши» (Лк 21:19). Что же делать в этой ситуации? Обратиться к Святым отцам. Преподобный Нил Сорский говорит, что «чтение отеческих писаний, по умалению духоносных наставников, сделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства» (Преп. Нил Сорский. Правила).

Духовная аскеза обязательна для пастыря, если он хочет помочь пастве. Это подразумевает и соблюдение постов, и регулярное молитвенное правило, и доброделание, богомыслие, иначе не получится правильно пасти вверенное тебе стадо, а это огромный грех. Такие пастыри встречаются, никто не спорит. Но это не повод, указывая на одного, предлагать всем быть такими же. Если двоечник получает двойки, это не значит, что троечники должны радоваться своим тройкам.

– Исповедь и личная аскеза важны для священника не менее, чем для мирянина?

– Конечно, без исповеди не очистить душу. Сегодня выходишь на улицу – непристойная музыка, люди непристойно одеты, нецензурная брань… Всё это бьёт по душе, провоцирует на осуждение, лишает мира. А служить можно, только когда в душе мир. Исповедь помогает его обрести, духовная работа служит для преображения, а чтобы были силы, человек прибегает к Таинству Евхаристии. Священник в данном случае отличается от мирянина только тем, что на нем лежит больший груз ответственности. И Господь с него спросит гораздо больше.

– Приводится также аргумент, что для преображения души как раз и нужно Причастие за каждой Литургией…

– Пастырь должен видеть, растёт его прихожанин духовно или нет. У меня был случай – человек попросил о частом Причастии. Я согласился, но через восемь месяцев сказал, что больше не буду его причащать, потому что он совершенно не изменился и даже стал из-за частого приобщения превозноситься над другими. То есть результат, к сожалению, получился обратным.

– Получается, священник должен смотреть, помогает частое Причастие возрастать или наоборот, становится препятствием, привычкой?

Читайте также:
Жировичский монастырь: где находится и как доехать, история и описание

– Да, именно. Бывает, правда, что человек настолько слаб, настолько грешен, настолько порочен, хотя с болью исповедует свою немощь, что причащаешь его, не требуя особой духовной работы, просто чтобы он не впал в большую пагубу. Но до определённого предела, пока он не встанет на ноги, и тогда уже необходимо указать на то, что Причастие должно служить преображению. Мы не просто учимся не грешить, мы стремимся приобрести что-то положительное – большее смирение, терпение, более сосредоточенную молитву. Заботиться нужно и о том, и о другом.

– То есть, вы согласны с позицией, изложенной в проекте документа Межсоборного Присутствия, что вопрос частоты Причастия нельзя регламентировать – это дело духовника и его духовного чада.

– Конечно, жизнь слишком разнообразна. Вспомним общину Сретенского храма в Заостровье. 20 лет там по заветам о. Георгия Кочеткова еженедельно причащались, без частной исповеди и соблюдения поста. Результат – гордыня, обособление, пафос «мы не такие, как все», нападки на архиерея и священнослужителей, ложь и грязь в интернете. Но не возрастание в любви, в молитве, в смирении, в послушании, в милосердии — чего как раз никто не увидел. Механическое частое приобщение само по себе ничего не даёт.

– А, например, на Светлой Седмице, когда можно причащаться ежедневно?

– Насколько я знаю, на Светлой Седмице многие священники дают общее благословение на Причастие тем, кто готовился к нему. Документ чётко говорит об этом. То же самое в Великий пост, особенно на первой седмице – можно исповедоваться во вторник, а причаститься в воскресенье, если ничего серьёзного не случилось…

– Ваш пастырский опыт показывает, что обязательная исповедь и говение перед Причастием необходимы?

– Конечно. Иначе, нарушив одно правило, очень легко уклониться дальше. Даже имея какой-то более или менее серьёзный грех, очень легко убедить себя, что это мелочь. С собой легко договориться. Исповедь – это и проверка своей совести, и действие благодати Святого Духа, очищающей сердце человека. По Святым отцам, если душа не подготовлена, Причастие хуже усваивается. Святитель Иоанн Златоуст приводит в сравнение расстройство желудка, когда и полезная пища приносит человеку вред.

– Говорят, что необязательно вычитывать три канона, только последование. Если человек причащается каждую неделю или раз в две недели, то каждый раз вычитывать каноны тяжело, особенно пожилым людям…

– Если человек болен, его можно благословить на короткое правило, если он сам говорит, что не выдерживает, устаёт и прочее. Ведь и посты мы соблюдаем по силам, не одинаково. Есть гипертоники, есть люди с больной пищеварительной системой, и им благословляются какие-то скоромные продукты, даже в Великий пост. Но отменять пост вообще – это как раз профанация. Вы знаете, сегодня у нас достаточно разнообразных постных продуктов, так что хочется спросить – что мешает поститься?

Радикально, повторюсь, подходить к этому вопросу ни в коем случае нельзя. У каждого свои условия, свои возможности, состояние здоровья. Например, если семья неверующая, человек не может долго поститься, близкие его не поймут.

В целом могу сказать, что нельзя резко опускать границы: сокращать службы, отменять посты, исповедь, молитвенное правило. Это только ухудшит ситуацию. Мы уже видели пример католиков, которые сделали именно это, и в итоге храмы опустели.

Беседовал Михаил Насонов

Пресс-служба Архангельской епархии

Евгений Соколов: биография священника, служение и проповеди

В столетнюю годовщину великой трагедии наше общество вступает в расколотом состоянии. Гражданская война идеологий, ожесточенные споры в СМИ, словесные драки в интернете. Либералы против патриотов, «зеленые» против «красных», неверие против веры. Призрак 1917 года витает в разгоряченных умах, но нет времени остановиться и подумать, что же с нами тогда произошло и к чему мы движемся сейчас.

О страшных событиях Февраля и Октября в интервью нашему изданию рассуждает руководитель миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.

— В многочисленных статьях, посвященных революции, описываются политические, экономические причины, социологические и исторические аргументы, и только о главной, фундаментальной причине – духовной – не принято говорить. Если мы возьмем то время, то сможем увидеть, что призыв остановиться был: и у старцев Оптиной пустыни, и у Иоанна Кронштадтского – когда они, обладая даром прозорливости, прямо говорили, что ждет русский народ, если он не остановится в этом стремлении к пресловутой свободе и не покается. Бог не оставил наш народ и предупреждал через Своих угодников. Почему же мы не услышали?

Чтобы понять истоки, можно вернуться в райский сад. Бог дарит человеку мир и предлагает преобразовывать этот мир в соответствии со Своей волей. И человек почему-то отказывается. Можно много говорить, но одна из причин – это проявление эгоизма. Человеку дано огромное богатство – мир и автономное управление им. И вот оказывается, что чем больше ты имеешь, тем больше соблазн использовать это богатство по своей воле. Можно вспомнить еврейский народ, когда пророка Иеремию предупреждают, что надвигающееся персидское войско не остановить, лучше сдаться в плен на почетных условиях и сохранить народ, территорию, храм. Пророк не услышан, и в результате народ отведен на 70 лет в плен, храм разрушен, государство разгромлено.

Еще одно событие – это всемирный потоп, самая страшная катастрофа в земной истории. Бог предупредил человечество, Ной строил ковчег более ста лет, но люди продолжали «есть, пить и веселиться». Собственно, главная причина, по которой Бог вмешивается в историю — это отказ человека исполнять Его волю.

Читайте также:
Храм Смоленской Божией Матери в Фили-Давыдково: описание и адрес храма, история, расписание богослужений, как добраться

И если мы рассмотрим события 100-летней давности, то увидим трагическое состояние русского народа, который отказывается жить по воле Божией. Можно понять, как это случилось. Вспомним Чернышевского Николая Гавриловича, который пишет совершенно богохульный памфлет «Что делать?». Это инструкция, как разрушить государство и Церковь. И вот, когда писателя совершенно справедливо ставят к позорному столбу, наша передовая интеллигенция забрасывает его цветами, ничего не боясь, показывая, что им мило это богохульство. Можно вспомнить, как Вера Засулич тяжело ранила петербургского генерал-губернатора, а ее оправдали. Она, оказывается, имела право на убийство после того насилия, которое, по ее мнению, допустил градоначальник, и это оправдано обществом.

Массовому глумлению и осмеянию подвергаются и императоры, и иерархи Церкви, и даже великие угодники Божии. Обращу ваше внимание, что именно насмешки и сарказм оказались тем джином, выпущенным из бутылки, который разрушил нравственные устои русского человека. Я всегда говорю, что смех — самое страшное оружие в борьбе со святостью, которое может опошлить, уничижить любые нравственные принципы, самые высокие истины и идеалы. И если можно смеяться над целомудрием, семьей, верой, то развращенность общества (особенно великосветского) становится нормой.

— Получается, что одной из явных причин революции была намеренная десакрализация власти и Церкви, их осмеяние в публичном пространстве?

— Конечно, как и всех идеалов. Мы говорим, что власть от Бога. Если власть что-то делает не так, то ее можно критиковать, конечно, но не высмеивать ни в коем случае. Вспомним, как Пушкин жестко критиковал царскую власть, и с этим смирялись. Но как только он написал глумливую эпиграмму на императора Александра I, его тут же сослали — и совершенно правильно. Хотя, повторяю, критика, даже самая нелицеприятная, допускалась.

А как травили Иоанна Кронштадтского, как высмеивали его проповеди, как высмеивали его многотысячные исповеди? Его обвиняли в сектантстве, в роскоши, в актерстве и лицемерии — в чем только не обвиняли. Если взять газеты того времени, Иоанн Кронштадтский там просто посмешище. Если мы так глумились над святыми, то что еще говорить? Бог наказал нас и наказал достаточно сурово, но это было проявление Его любви.

— Многие публицисты и историки причины кровавых событий 1917 года видят в личности императора Николая II. Мол, был слабым и безвольным правителем, которую свою семью поставил выше государственных интересов, в страхе отрекся от престола и т.п. Если бы он правил жесткой рукой, перевешал бы всех бунтовщиков, то и не случилось трагедии…

— На мой взгляд, если бы он был он стал насильственным путем удерживать власть, то были бы гораздо большие потери и более жестоким было бы сопротивление. Вся беда была в состоянии общества – потушены все «маяки», разрушены идеалы. И в этом огромная вина, давайте честно скажем, прежде всего, Церкви. Вспомним, что Священный Синод фактически поддержал февральскую революцию и утвердил отречение Николая II от престола, что просто ни в какие духовные рамки не лезет. Как можно было так? Это ведь помазанник Божий, которого Церковь через Таинство возводила на царство.

И уже вскоре многие из этих иерархов приняли мученический венец, очистившись кровью от греха отступления. Это милость Божия, что Он даровал им такую кончину.

— Наверное, сложно по-другому охарактеризовать ситуацию февральских событий, как это сделал император в своем дневнике: «Кругом измена и трусость, и обман!»

— Да, и государь сделал тогда то, что должен был сделать – пожертвовал собой. Он показал пример жертвенности, надеясь, что его кровь примирит общество. Это был единственный выход в тот момент. Он надеялся, но оказалось, что нет. Но это уже не его вина, потому что потерявшим все ориентиры, извращенным в духовном плане обществом управлять было невозможно. И никакое насилие, никакие административные меры не помогли бы. Возможно, Россия разлетелась бы на куски и перестала существовать как государство. И царь пожертвовал собой, своей семьей в надежде примирения. Не видеть, не чувствовать этот подвиг может только духовно слепой человек.

— Кто-то говорит, что революционные события были предопределены: сам строй самодержавной монархии безнадежно устарел. Экономическо-политическое и социальное развитие общества требовало уже другой формы правления.

— Ну хорошо, мы отвергли монархию. И к чему мы пришли сегодня с нашей демократической формой правления? Мы подошли к абсолютному тупику: у нас сейчас нет духовных идеалов. Посмотрите, что является идеалами. Степень развращенности, падения общества хуже, чем в Древнем Риме.

Самодержавие, по Священному Писанию, наверное, единственная форма власти (после теократии) благословленная Богом. Помним, что монархия в нравственном плане всегда контролировалась Церковью. Церковь следила за тем, чтобы цари вели себя в рамках духовных законов христианства. В этом заключается и символический смысл помазания на царство. Конечно, в истории бывало всякое, но православные монархи всегда чувствовали над собой нравственный авторитет Церкви. Сегодня же, когда власть полностью секуляризирована, мы имеем абсолютное духовное беззаконие. А общество, которое не объединено едиными духовными ценностями, распадается. Это прекрасно понимал князь Владимир, который выбирал веру, чтобы сделать народы (дикие славянские племена) едиными по духу.

— Здесь уместно вспомнить петровские реформы, когда было ликвидировано патриаршество, а Церковь превращена в составную часть государственного аппарата. Многие русские мыслители говорили, что Петр, отвергнув нравственный суд Церкви над собой, и заложил под Россией бомбу, которая взорвалась в 1917 году…

Читайте также:
Свято-Троицкий мужской монастырь в Тюмени: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни

— Конечно. Государство всегда держалось на двух столпах – патриархе (духовная власть) и царе (светская власть). Стоило только выбить один столп, лишить нас патриарха – и все рухнуло. Давайте вспомним Ермогена: царь низложен, поляки в Москве, но патриарх держит власть, ему подчиняется народ, и вся страна ориентируется на него. И, руководствуясь именно воззванием патриарха Ермогена, народ восстал, собрался в ополчение и изгнал оккупантов. А когда петровские времена лишили нас патриарха, результат через двести лет не замедлил сказаться.

Именно с начала XVIII века и началась резкая духовная деградация как власти, так и всего общества. Если Петр упразднил патриаршество, чтобы оно не мешало его экономическим реформам, то мы одновременно лишились главного духовного авторитета. И в 1917 году не нашлось никого, кто бы смог сплотить вокруг себя народ, как это сделал во время первой революции 1905 года святой Иоанн Кронштадтский.

— Почему же провалилось белое движение, несмотря на то что его лидеры называли себя православными и боролись, как они говорили, за историческую Россию…

— Есть четкий ответ: до 1914 года было правило, что офицер должен как минимум раз в год исповедоваться и причащаться. Это было официально прописано в воинском уставе. Человек, которому доверена власть над людьми, обязан в нравственном плане быть под контролем. И были капелланы, которые следили за этим. А затем выходит распоряжение, что причащаться необязательно. И что вы думаете? Из десяти только один продолжает исповедоваться, остальные прекращают. Это говорит об уровне духовности нашего офицерства, для которых главное – власть и развлечения. К сожалению, очень многое, сказанное о белом движении, как о людях, которые развращены, которые не соблюдают никакие духовные каноны, правда. Это была норма. Более того, когда кто-то из офицеров соблюдал эти нормы, он был в какой-то мере изгоем.

И затем белые прямо говорили, что они против монархии, против самодержавия. Это и стало самой главной причиной поражения. Троцкий как-то сказал, что если бы белые подняли на знамена лозунг «За веру, царя и Отечество!» — Красная армия была бы сметена в считанные дни.

— А откуда взялась у простого народа такая страшная ненависть к Церкви? Ни иноверцы, ни иностранцы, а крещеные русские люди шли убивать священников, спиливать кресты и грабить храмы. Уровень насилия, ненависти и святотатства в эпоху Гражданской войны был гораздо страшнее, чем даже во время Большого террора.

— К сожалению, нравственный уровень духовенства синодальной Церкви был, мягко говоря, не на высоте. Можно вспомнить известную картину «Чаепитие в Мытищах», где довольный жизнью священник пьет чай, а его служанка отталкивает попрошайку-мальчика с одноногим солдатом. Крестный ход с пьяным духовенством с другой картины, к сожалению, тоже был реальностью. Простые люди видели это лицемерие, когда с амвона говорилось об одном, а поступки совершались совсем другие.

Как говорил святой апостол: «Ибо время начаться суду с дома Божия» (1 Пет. 4:17). Раз священники так заботились о своих чадах, то на них по попущению Божию и пришелся первый и самый страшный удар. Но надо отдать должное: Русская Церковь никогда не проклинала своих хулителей. Она восприняла случившееся очень правильно: это наказание Божие, и всегда молилась за своих палачей и гонителей. Это и позволило Церкви возродиться – смирение, терпение, признание того, что мы главные виновники, а революционеры – наши «заблудшие дети».

— Какой же главный вывод русский народ должен сделать из трагедии, произошедшей сто лет назад?

— Вывод простой: существование человека, семьи, общества имеет смысл только в служении Богу. Если мы не вернемся к изначальному пониманию воли Божией о нашей стране – «Русь святая, храни веру православную», — если не будем любить и защищать свою веру, то конец нас ждет очень печальный. Это также неизбежно, как неизбежно наступит зима. Государство просто распадется, и второго шанса, какой нам Бог дал после 1917 года, у нас уже не будет. Если мы откажемся от дарованного Богом креста, тогда русская цивилизация погибнет, как некогда погибла Византия.

Беседовал Михаил Насонов

Отрывок из статьи «Оскорбление христианских святынь», «Архангельские епархиальные ведомости» № 18 за 1 ноября 1918 года

…В Сельце Холмогорского уезда мы узнали, что оно и соседние с ним места трижды подвергались нападениям большевиков. В одно из своих нападений банды двигались мимо приписной церкви в дер. Тегре. Эта старинной постройки церковь, занимая возвышенное место близ дороги, прежде всего подверглась поруганию. Не встретив себе отпора, толпа красноармейцев-большевиков задумала устроить привал на пути. Иного места для этого кроме церкви не нашли, хотя состояние погоды и местные условия предоставляли широкую возможность оставить храм в покое. Вот как проводила время «красная» армия в Тегре. Церковные замки были взломаны, двери широко раскрыты. Церковь была обращена в место самого бесшабашного разгула. Священные облачения и пелены были раскиданы но полу и затем начались в храме пляски пьяной орды. Очевидцы передавали, что с разнузданной «социалистической» армией отплясывала еще какая-то женщина, очевидно находящаяся постоянно при отряде бандитов. Плясали, пили церковное вино и курили. Все это сопровождалось безобразным пением. На престоле и жертвеннике произведен полный разгром: следы его указывают, что вино пили из потиров. Евангелие на престоле изрезали ножом. Лжицу, ковшички и блюдца утащили. Потиры забыли, вероятно потому, что были сильно пьяны под конец оргии. Всюду в храме бандиты оставили массу окурков. Нечего и говорить о том, что ни одна церковная кружка не уцелела.

Читайте также:
Храм Рождества Христова в Красноярске: описание и адрес храма, расписание богослужений, праздники, как добраться

Пограбив еще жителей и расстреляв 2-х честных крестьян, «социалистическая» банда двинулась к Сельцу. Два храма в Сельце подверглись такому же разгрому. Они ограблены: «социалистическая» банда похитила до 3000 р. церковных сумм, больше 2-х пудов свеч, запас церковного вина в 5 четвертей (весь), только что перед большевиками купленный, церковные сосуды, серебряные ковши, блюдечки, звездицу. После ухода большевиков местный священник нашел одну звездицу в костре дров. Зайдя в алтарь, мы увидели, что прямо на св. престоле бандиты пили церковное вино. Один потир забыт с остатками вина. На жертвенниках и престолах в храмах все переворочено. Кружки все взломаны и лежат неподалеку от церковных дверей в куче. Удивительно одно, как бандиты не успели сломать и попортить иконостас, старинной, искусной резьбы, тогда бы погиб один из редких памятников старинного зодчества у нас на Севере. Но попытки к этому были: приближаясь однажды к Сельцу, бандиты стреляли в церковь из орудий, но не попали, снаряды пролетали мимо глав…

Нельзя забыть несчастной участи, постигшей псаломщика Селецкого прихода Афанасия Ив. Смирнова. Сначала он скрывался. Когда большевики пришли в Сельцо, они объявили притворно, что смертную казнь они отменяют и что все безбоязненно могут возвращаться домой. Поверив обещанию, несчастный Смирнов вышел, но вскоре же был схвачен и приговорен к расстрелу. Продержав его сутки в заключении, на другой день «социалистическая» банда повела его на кладбище. Здесь, но словам очевидцев, произошло следующее, полное трагических подробностей умерщвление Смирнова. Его поставили около могил 3-х французов, павших в сражении с большевиками, приказали открыть рот и надвинуть на глаза шапку. Последовал выстрел. Раненый, Смирнов побежал. Ему удалось пробежать некоторое расстояние. За ним погнались. Схватили. Приставили к изгороди. Снова выстрелили. Псаломщик упал, по имел еще силы подняться, снова побежал от своих палачей. Бежал он с отчаянными криками, обливаясь кровью. Но его снова догнали и уже на 3-ий добили. Дело было около 2-3 часов пополудни. Такая зверская расправа с невинным псаломщиком, чуждым всякой политики и не имевшим никакого отношения к бессмысленным учреждениям местных совдепистов (кстати, к числу их принадлежал местный учитель Лысков, из крестьян Шенкурского у.), вызвана была только тем, что он вместе со священником принимал участие в погребении 3-х французов по церковному обряду. За торжественное погребение союзников один из клириков поплатился смертью. Вот позорные деяния на нашем Севере разнузданных матросов, этой опоры революции, но выражению предателя Ленина, наемников латышей, всюду являющихся палачами русского народа и тех гнусных шаек из одураченных изменниками русских, которые носят название «красной армии». Хотели доморощенные социалисты убить и священника, но он успел скрыться (ночью бандиты почему-то не решились переправиться через реку в дом священника), но в доме его произвели полный разгром: изрубили и переломали мебель, порвали фотографические снимки, перебили посуду, угнали корову, унесли все из остального имущества, словом, разорили человека.

Но в Сельце распущенная «социалистическая» орда совершила, помимо всего, величайшее кощунство: со св. престола похитили св. дары, и где они, — остается неизвестным, так как сосуда, в котором они хранились, после ухода большевиков не оказалось.

Источник: «Вестник Архангельской митрополии», №5/2017

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском, Москва

История

На известной для многих верующих дороге к Троице-Сергиевской Лавре — месту паломничества к мощам Сергия Радонежского, появился храм Тихвинской иконы Божией Матери. Место это всегда было особенное, а дорога, ведущая к храму — намоленая, ведь чтобы прикоснуться к святым мощам, и простолюдин, и дворянин, даже сам царь, отправлялись в почти всегда пешее трехдневное путешествие, сопровождаемое раздумьями и молитвами.

Строился Тихвинский храм 7 лет и осенью 1860 года был торжественно освящен. По одной из версий именно тогда, на освящении храма, царем была подарена чудотворная икона Тихвинской Божьей Матери.

История этой церкви насчитывает немало чудес, связанных как с самим зданием, так и с его главной святыней — Тихвинской иконой. К примеру, известно, что до перенесения иконы в этот храм, находилась она в соборе Успенском, который трижды горел, но икона в пожаре ни разу не пострадала.


Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери

В советское время, когда христианство потерпело крах, дорогое убранство Тихвинского храма сильно пострадало, однако, позолоченные колокола остались нетронутыми, хотя и замолчали на долгое время.

Интересно! Одна из легенд, связанных с чудотворной иконой, повествует о том, как в самом начале Великой Отечественной войны, когда немецкие войска наступали на Советский Союз, Сталин приказал взять Тихвинскую икону и вместе с ней облететь на самолете город. Именно тогда Красной Армии удалось провести удачное наступление и взять город Тихвин.

История храма Тихвинской иконы в Алексеевском

Живописное место, недалеко от реки Копытовка в XVI веке принадлежало к землям вотчины. Переходя из рук в руки, имение, наконец, приобрело нового хозяина в 1621 году. Им стал князь Дмитрий Трубецкой. Его заслуги перед Отечеством были значительны, именно он посодействовал освобождению Московии от польских захватчиков.

Обладая связями при дворе царя Алексея Михайловича, Дмитрий Трубецкой неоднократно приглашал августейших особ к себе в имение, включая самого царя. Алексей Михайлович любил вести охоту и рыбалку в тех местах.

Увековечивая моменты пребывания царя в имении, в 1646 году вдова Трубецкая построила в селе небольшую церковь из камня, которую назвала церковью человека Божия Алексия. Впоследствии, эту церковь стали называть Алексеевской. Рядом с этой церковью построили дворец для временного проживания там царя, когда тот приезжает на охоту в село. После смерти Трубецкой, село перешло в статус выморочного, то есть, имения, оставшегося без хозяина, после его кончины.

Читайте также:
Иоанно-Предтеченский монастырь в Астрахани: история и адрес, описание, святыни и праздники

Неподалёку от Алексеевского храма, царь приказал возвести церковь в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. Таким образом, образовался комплекс, который был освящён уже после смерти Алексея Михайловича. Царь Фёдор Алексеевич пожаловал новой церкви икону Божьей Матери из Византии, в честь которой была построена церковь. Так, в селе был установлен храмовый комплекс.

Во время разбоев в Москве 1812 года, храм разграбили, переоборудовав помещение под склад и конюшню. Новый царь Александр I приказал разобрать обветшалый Алексеевский храм, а кирпичи от его постройки пустить на строительство Тихвинской колокольни. В то же время, на территории храмового комплекса было образовано Алексеевское кладбище. Однако, Алексеевская церковь не канула в лета.

На пожертвования богатого купеческого семейства в церкви Тихвинской Божьей Матери были устроены два придела, один – Николая Чудотворца, а второй – преподобного Сергия Радонежского. Спустя тридцать шесть лет, был добавлен придел Алексия, человека Божия. В начале XX века разместили там же придел мученика Трифона.

С приходом революции, храм был разграблен, из него были украдены бриллианты и уникальная церковная утварь. Деревенские успели некоторые иконы спрятать от разорения. Когда в 1954 году началась масштабная реставрация комплекса, малую часть иконостаса удалось вернуть и восстановить, однако большая часть была утрачена, включая бриллианты.

Описание

Пятиглавый храм иконы Тихвинской Богоматери поражает, прежде всего, своими размерами, крепкой и прочной кирпичной кладкой, но при этом, благодаря стилю «русского узорочья», с затейливым декором, сложными живописными композициями, не производит впечатления громоздкой крепости. Множественные окна храма, выполненные в византийском стиле, прорезают стены практически от пола и до потолка.


Интерьер храма Тихвинской иконы Божией Матери

Внутреннее убранство храма также поражает своим великолепием. И в первую очередь, конечно, следует сказать о сердце собора — его алтаре. Выполнен он нетипично высоким и большим, но главная диковинка не в этом, а в том, что во время утреннего служения свет, проходя через многочисленные своды окон, тремя золотыми потоками опускается на алтарь, как бы символизируя собой чтимую всеми христианами Троицу — Отца, Сына и Святого духа.

К большому сожалению, стены собора не сохранили все фрески в первозданном виде, но руки талантливейших живописцев по благословению батюшки, украсили стены храма всем известными сценами из Ветхого и Нового завета, а также картинами жития святых Сергия Радонежского и Николая Чудотворца.

В храме до наших времен уцелели молельные комнаты царя и царицы. Особую ценность царской комнате придает уникальная круглая изразцовая печь, изготовленная русскими мастерами печного дела XVII столетия.

Колокольня, построенная в начале XIX века, передает типичное убранство внутренних церковных покоев этого периода.

Важно! Познакомиться с внешним и убранством храма можно, заказав экскурсионную программу, однако следует учесть, что в дни строгого поста экскурсии не проводятся.

Главная ценность обители

По преданию лик Тихвинской иконы Божьей матери был написан апостолом Лукой еще при жизни Пресвятой Девы на земле. Некоторое время образ пребывал в Антиохии, а затем в Константинополе, где во его славу был воздвигнут Влахернский храм.
К концу четырнадцатого века, в преддверии краха Византийской империи, он странным образом исчез. Объявился на Руси, в краях еще не выстроившегося града Тихвина. Икона чудом спаслась после нескольких пожаров, она объявилась в зарослях растительности целой и невредимой.

Икона Божией Матери в Тихвинском монастыре не раз спасала верующих в борьбе за свободу и правду. Она помогла освободить Новгородские поселения от нашествия шведов, которые, увидев крестный ход с чудотворной иконой, в панике сбежали с места боя.

Интересно! 26 июня (9 июля) был подписан мирный договор со шведами – это и есть день почитания святыни, который празднуется всеми православными христианами до сих пор.

С 1924 года, после закрытия Тихвинского монастыря, святыня хранилась в одном из местных храмов на почетном месте, справа от Спасителя. В 1944 году один из прихожан храма по имени Сергей, который впоследствии стал архиепископом, спасая чудотворный лик, увез его за рубеж.

Будучи пожилым человеком, священник передал великую ценность своему приемному сну и заповедовал вернуть ее на родину после окончания смутных для православной церкви времен. Святыня вернулась на родную землю в 2004 году. Сейчас она помогает всем страждущим, болящим, скорбящим.

История образа тесно сплетается с историей нашей страны. Считается, что именно эту чудотворную икону по указанию Сталина на самолете обнесли вокруг Москвы во время войны, когда столице угрожал враг.

С этого момента началось отступление фашистов. Ну, а до наших дней дошла традиция благословения Патриархом этим образом первых лиц государства.

Это интересно!Чудесное житие Чудотворца Митрофана Воронежского

В чем помогает

Образ является символом государственности, поэтому ему молятся о защите от нашествия иноплеменников. Также Богоматерь считается покровительницей детей. При болезнях, неугомонном характере чада, можно вознести свои моления к Владычице.

Святой образ защищает детей от злых помыслов, помогает в выборе окружения, ограждает от бед. Тихвинская икона Божией Матери в Алексеевском укрепляет семейные связи, помогает в родах и зачатии. Ей обращаются с молитвой для исцеления паралича, слепоты, болезней суставов.

Нужно знать! День памяти Тихвинской иконы Божьей Матери, которая сейчас находится в Москве – 9 июля. В этот день принято приходить на Богослужение, чтобы поклониться святыне.

Деятельность прихода

Приход церкви Тихвинской Богоматери ведет активную социальную работу. Так, служители храма разработали проект «Общее дело», ориентированный на возрождение деревянного храмового зодчества русского Севера.

Читайте также:
Ростовская епархия: духовенство и приходы, храмы и монастыри, священники


Божественная Литургия в храме Тихвинской иконы Божией Матери

Социальное служение ведется:

  • в местах лишения свободы;
  • в Доме малютки и детских домах;
  • в больницах и домах инвалидов.

Волонтеры храма проводят в каникулярное время детские лагеря, организуют концерты и театральные постановки.

Внимание! В связи с активной социальной деятельностью храм постоянно нуждается в добровольцах, готовых безвозмездно помогать тем, кому нужна помощь.

Святыни

В храме, помимо Тихвинской иконы Божьей матери, есть и другие святыни:

  • копия Гроба Господня;
  • икона Божьей матери «Прибавление ума»;
  • икона Казанской Божьей матери;
  • икона Богоматери «Помощница в родах»;
  • икона Божией Матери «Козельщанская»;
  • мощи святых.

Богослужение в храме ведётся ежедневно

Богослужение в храме иконы Тихвинской Божией Матери в Алексеевском проводится ежедневно. Богослужения совершаются ежедневно:

  • утром в 8:00 — Божественная литургия;
  • вечером в 17:00 — вечерня, утреня, всенощное бдение или молебен с водоосвящением и акафистом прп. Сергию (по субботам);
  • в воскресные и праздничные дни совершаются две Божественные литургии: ранняя — в 7:00, поздняя — в 10:00.

Официальный сайт Храма иконы Тихвинской Божией Матери в Алексеевском

В течение дня храм открыт для посещения. Расписание богослужений можно уточнить, если посетить официальный сайт храма. Контактные данные прихода. Почтовый адрес: 129366, Проспект Мира, 130, (старый адрес: ул. Церковная горка, 26а). Телефон: (495) 683-43-44.


Схема станций метрополитена Москвы. Проще всего добраться до храма иконы Тихвинской Божией Матери в Алексеевском от станции метро ВДНХ

В храме хранятся следующие святыни:

  1. Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери (список) византийского письма.
  2. Точная копия пещеры Гроба Господня.
  3. Икона Божией Матери «Прибавление ума».
  4. Мощевик с мощами святых.

Как добраться: метро ВДНХ, новый Южный выход, из центра ехать в третьем вагоне с конца поезда, ориентироваться по указателю в метро: «К Тихвинскому храму в Алексеевском», после стеклянных дверей метро — направо. Как только подниметесь на улицу, Вы увидите храм на расстоянии 2 — 3 мин ходьбы. Доехать на автомобиле можно через проезд между домов со стороны улицы Кибальчича.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Престольные праздники

Ежегодно 9 июля отмечается престольный праздник Тихвинского прихода. В этот день, говоря простыми словами, отмечается день рождения церкви в Алексеевском и день почитания иконы Тихвинской Божьей матери. По традиции праздник начинается с Литургии и нескольких проповедей. Завершает служение Крестный ход с иконой Тихвинской Божьей матери и духовным пением, однако, праздник на этом не завершается.


Престольный праздник храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском

Во дворе храма служители устраивают для всех прихожан общий обед, во время которого можно насладиться вкусом простых русских блюд и поделиться со всеми трапезниками радостью, наполняющей сердце каждого, кто пришел в этот день послушать наставления батюшки, или просто помолиться у святой иконы.

Архитектурный стиль храма

Храм выполнен традиционном русском стиле XVII века- русском узорочье. Являет собой пятиглавое строение с увеличенными формами, что позволяет вмещать, во время церковных служб, до трёх тысяч человек. Храм интересен обилием декора, а также, невероятным живописным силуэтом, который добавляет сложности всей композиции. Уникальная идея обрамления глав храма рядами кокошников, заслуга архитекторов времён Алексея Михайловича.

Именно та эпоха стала родоначальницей русского узорочья. Храм обустроен скрытыми от глаз посетителей молельнями для царских гостей. Икона Тихвинской Божьей Матери располагается в центре иконостаса под стеклянной защитой. Самыми уникальными составляющими элементами храма является крест с частицами мощей Николая Чудотворца, а также воссозданная по сведениям из религиозных источников образец копии в натуральную величину Пещеры Гроба Господня.

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском – Тихвинский храм в Алексеевском

  • Новости
  • О храме
    • История
    • Старые фотографии
    • Схема храма
    • Убранство храма
    • Приделы
    • Святыни
    • Священнослужители
    • Храм святителя Василия Великого
    • Синодик
  • Жизнь храма
    • Жизнь Воскресной школы
    • Социальное служение
      • Служение в доме малютки
      • Друзья для детей-инвалидов
      • Тюремное служение
      • Помощь для всех
    • Катехизические курсы
    • Помощь прихожан
    • Приходская библиотека им.святителя Феофана Затворника
    • Вопросы и ответы
    • Церковная реабилитация лиц, отпавших от Православия,
  • Библиотека
    • Все разделы
    • Брак и семья
    • Вера
    • История
    • Молитва
    • Святые отцы
    • Худож. литература
  • Расписание
  • Фото
  • Пожертвования
  • Контакты

7 (25 октября) ноября 2021 г.

Седмица 21-я по Пятидесятнице. Вмч. Димитрия Солунского Православная школа в Свиблово

Расписание богослужений

Расписание богослужений на Ноябрь 2021 г.

Прор. Иоиля. Мч. Уара и с ним семи учителей христианских. Перенесение мощей прп. Иоанна Рыльского.

Вмч. Артемия. Прав. отрока Артемия Веркольского.

Прп. Илариона Великого.

Прот. Георгий, весь причт

Празднование Казанской иконе Божией Матери

Ранняя Божественная литургия

Поздняя Божественная литургия

Прот. Георгий, пом. Свящ. Михаил, Свящ. Андрей

Вечерня, утреня с великим славословием

Апостола Иакова, брата Господня по плоти

Вечерня, утреня, парастас

Прот. Георгий, весь причт

Беседа о Православной вере для принимающих Крещение

Димитриевская родительская суббота.
Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Ранняя Божественная литургия, панихида

Свящ. Михаил, пом. весь причт

Поздняя Божественная литургия, панихида

Прот. Георгий, пом. весь причт

Прот. Георгий, весь причт

Неделя 20-я по Пятидесятнице.
Мчч. Маркиана и Мартирия.

Ранняя Божественная литургия

Божественная литургия в храме свт. Василия

Поздняя Божественная литургия

Прот. Георгий, пом. Свящ. Андрей

Вечерня, утреня с полиелеем и акафистом вмч. Димитрию Солунскому

Вмч. Димитрия Солунского. Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), бывшего в Царьграде.

Читайте также:
Хор Валаамского монастыря: история и состав церковного хора

Мч. Нестора Солунского.

Мчч. Терентия и Неонилы и чад их Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила и Евникии.

Прмц. Анастасии Римляныни. Прп. Аврамия затворника.

Сщмч. Зиновия, еп. Егейского, и сестры его мц. Зиновии.

Беседа о таинстве Крещения для принимающих Крещение

Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула. Мч. Епимаха.

прот. Николай, пом. Свящ. Андрей

Прот. Георгий, весь причт

Неделя 21-я по Пятидесятнице.
Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских.

Ранняя Божественная литургия

Поздняя Божественная литургия

Прот. Георгий, пом. Свящ. Михаил, Свящ. Андрей

Вечерня, утреня с акафистом Тихвинской иконе Божией Матери

Мчч. Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора и Анемподиста.

Мчч. Акепсима епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона.

Прп. Иоанникия Великого. Сщмчч. Никандра, еп. Мирского, и Ермея пресвитера.

Мчч. Галактиона и Епистимии. Свт. Тихона, патриарха Московского и всея России.

Свт. Павла, патриарха Константинопольского, исповедника.

Беседа о Православной вере для принимающих Крещение

Мчч. 33-х, в Мелитине пострадавших. Прп. Лазаря Галисийского.

Свящ. Андрей, пом. Свящ. Михаил

Прот. Георгий, весь причт

Неделя 22-я по Пятидесятнице.
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.

Ранняя Божественная литургия

Поздняя Божественная литургия

Прот. Георгий, пом. Прот. Николай, Свящ. Михаил

Вечерня, утреня с полиелеем и акафистом иконе Божией Матери «Скоропослушница»

Иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница».

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском, Москва

История появления Тихвинской иконы Божией матери наполнена преданиями о чудотворных силах образа Богоматери на иконе. По свидетельству историков, создатель иконы — апостол Лука, который запечатлел лик Богородицы, так точно воспроизводящий черты лица реального прототипа портрета — Божьей Матери, жившей в I веке н.э.

Читайте также похожие статьи:

Существует несколько копий иконы, которые хранятся в разных монастырях и соборах. Бытуют легенды о том, будто в XIV веке икона пропала, но в один из дней явилась в воздухе и словно опустилась на землю. Было это в городе Тихвин. Верующие восприняли это явление как божий знак и по приказу царя был воздвигнут храм, получивший имя Церковь Тихвинской иконы Божьей матери.

История

На известной для многих верующих дороге к Троице-Сергиевской Лавре — месту паломничества к мощам Сергия Радонежского, появился храм Тихвинской иконы Божией Матери. Место это всегда было особенное, а дорога, ведущая к храму — намоленая, ведь чтобы прикоснуться к святым мощам, и простолюдин, и дворянин, даже сам царь, отправлялись в почти всегда пешее трехдневное путешествие, сопровождаемое раздумьями и молитвами.

Строился Тихвинский храм 7 лет и осенью 1860 года был торжественно освящен. По одной из версий именно тогда, на освящении храма, царем была подарена чудотворная икона Тихвинской Божьей Матери.

История этой церкви насчитывает немало чудес, связанных как с самим зданием, так и с его главной святыней — Тихвинской иконой. К примеру, известно, что до перенесения иконы в этот храм, находилась она в соборе Успенском, который трижды горел, но икона в пожаре ни разу не пострадала.

В советское время, когда христианство потерпело крах, дорогое убранство Тихвинского храма сильно пострадало, однако, позолоченные колокола остались нетронутыми, хотя и замолчали на долгое время.

Интересно! Одна из легенд, связанных с чудотворной иконой, повествует о том, как в самом начале Великой Отечественной войны, когда немецкие войска наступали на Советский Союз, Сталин приказал взять Тихвинскую икону и вместе с ней облететь на самолете город. Именно тогда Красной Армии удалось провести удачное наступление и взять город Тихвин.

Современное состояние

Сегодня храм ежедневно открыт для посещений, настоятель собора — протоиерей Аркадий Тыщук, служит здесь с 1982 года.

В храме проходят занятия для взрослых и детей в воскресной школе. Также при храме организован детский хоровой ансамбль «Радуйся». Каждую субботу для детей проходят занятия по иконописи. Для тех, кто решил принять Крещение, проходят занятия по подготовке к таинству, на которых изучается Новый и Ветхий завет, и основные моменты духовной жизни христианина.

Ещё интересные статьи:

В последнюю субботу каждого месяца в церкви проходят молебны для беременных женщин и будущих родителей. А после молебна даже проходит занятие по подготовке к родам.

Совет! Для всех, кто нуждается в духовном подкреплении, при храме работает приходская библиотека.

Часы работы библиотеки:

  • суббота с 16:00 до 17:00,
  • воскресение с 12:00 до 15:00.

Описание

Пятиглавый храм иконы Тихвинской Богоматери поражает, прежде всего, своими размерами, крепкой и прочной кирпичной кладкой, но при этом, благодаря стилю «русского узорочья», с затейливым декором, сложными живописными композициями, не производит впечатления громоздкой крепости. Множественные окна храма, выполненные в византийском стиле, прорезают стены практически от пола и до потолка.

Внутреннее убранство храма также поражает своим великолепием. И в первую очередь, конечно, следует сказать о сердце собора — его алтаре. Выполнен он нетипично высоким и большим, но главная диковинка не в этом, а в том, что во время утреннего служения свет, проходя через многочисленные своды окон, тремя золотыми потоками опускается на алтарь, как бы символизируя собой чтимую всеми христианами Троицу — Отца, Сына и Святого духа.

К большому сожалению, стены собора не сохранили все фрески в первозданном виде, но руки талантливейших живописцев по благословению батюшки, украсили стены храма всем известными сценами из Ветхого и Нового завета, а также картинами жития святых Сергия Радонежского и Николая Чудотворца.

Читайте также:
Никольский храм в Пушкино: описание и адрес церкви, история, праздники, как добраться

В храме до наших времен уцелели молельные комнаты царя и царицы. Особую ценность царской комнате придает уникальная круглая изразцовая печь, изготовленная русскими мастерами печного дела XVII столетия.

Колокольня, построенная в начале XIX века, передает типичное убранство внутренних церковных покоев этого периода.

Важно! Познакомиться с внешним и убранством храма можно, заказав экскурсионную программу, однако следует учесть, что в дни строгого поста экскурсии не проводятся.

Деятельность прихода

Приход церкви Тихвинской Богоматери ведет активную социальную работу. Так, служители храма разработали проект «Общее дело», ориентированный на возрождение деревянного храмового зодчества русского Севера.

Социальное служение ведется:

  • в местах лишения свободы;
  • в Доме малютки и детских домах;
  • в больницах и домах инвалидов.

Волонтеры храма проводят в каникулярное время детские лагеря, организуют концерты и театральные постановки.

Внимание! В связи с активной социальной деятельностью храм постоянно нуждается в добровольцах, готовых безвозмездно помогать тем, кому нужна помощь.

Расписание богослужений храма

Ежедневно храм открыт для всех, кто ищет помощи в Боге. Каждое утро (8.00) проходит утренняя служба, ежевечерне (17.00) начинается вечерняя служба.

В праздничные дни богослужения проходят также в 7 и 10 часов утра.

Совет! Подробно узнать расписание богослужений можно воспользовавшись интернет-сайтом храма либо позвонив по номеру телефона (495) 683-43-44.

По воскресеньям служат акафист Тихвинской иконе Божией Матери.

Святыни

В храме, помимо Тихвинской иконы Божьей матери, есть и другие святыни:

  • копия Гроба Господня;
  • икона Божьей матери «Прибавление ума»;
  • икона Казанской Божьей матери;
  • икона Богоматери «Помощница в родах»;
  • икона Божией Матери «Козельщанская»;
  • мощи святых.

Престольные праздники

Ежегодно 9 июля отмечается престольный праздник Тихвинского прихода. В этот день, говоря простыми словами, отмечается день рождения церкви в Алексеевском и день почитания иконы Тихвинской Божьей матери. По традиции праздник начинается с Литургии и нескольких проповедей. Завершает служение Крестный ход с иконой Тихвинской Божьей матери и духовным пением, однако, праздник на этом не завершается.

Во дворе храма служители устраивают для всех прихожан общий обед, во время которого можно насладиться вкусом простых русских блюд и поделиться со всеми трапезниками радостью, наполняющей сердце каждого, кто пришел в этот день послушать наставления батюшки, или просто помолиться у святой иконы.

Как добраться

Обитель Тихвинской иконы Божьей матери находится по адресу: г. Москва, улица Проспект Мира, д. 130.

Добраться до храма можно на метро, проехав до остановки ВДНХ, остановившись у нового Южного выхода, отыскать ориентир «К Тихвинскому храму», который располагается всего в нескольких минутах ходьбы.

Доехать до церкви можно и на автомобиле, для этого нужно проехать до улицы Кибальчича, где обозначен между домов проезд к храму.

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском (Москва)

Мiръ Россия Москва Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском (Москва)

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском (Тихвинская церковь) — православный храм Тихвинской иконы Божией Матери в Москве. Принадлежит Троицкому благочинию. Расположен около метро ВДНХ. Главная святыня храма – чудотворная икона Божией Матери «Тихвинская».

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
    • 2.1 Описание
    • 2.2 Деятельность прихода
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

В 1673 году царь Алексей Михайлович повелел заложить в дворцовом селе Алексеевском (ранее Копытово), рядом с царским путевым дворцом на пути паломничества в Троице-Сергиеву Лавру к мощам преподобного Сергия Радонежского, церковь во имя чтимой на Руси чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. На селе уже существовала церковь в честь преподобного Алексея, человека Божьего, построенная последней владелицей села Анной Васильевной Трубецкой в 1646-1648 годах.

В 1680 году, через 4 года после смерти Алексея Михайловича, состоялось освящение Тихвинской церкви. Из Кремля к ней отправился крестный ход с Патриархом и царем Феодором Алексеевичем, который подарил храму главную святыню — список с чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери (сам впоследствии ставший чудотворным).

Колокольня при храме была построена в 1824 году.

В церковной ограде находится Алексеевское кладбище, на котором покоятся многие праведники, среди которых благочестивая старица схимонахиня Никодима (Дёмина) и местночтимый подвижник иеросхимонах Иннокентий (Орешкин).

В начала XX века были построены церковная ограда и дом причта. В 1922 году в подклете храма была устроена церковь Воскресения Словущего (в память о Воскресенской церкви в соседнем селе Ростокино, существовавшей в XVI – XVIII веках).

В советское время храм не закрывался. В 1922 году из церкви были изъяты ценности и отобрали нижний храм (в нем была устроена овощная база, затем, до 1998 года, находились мастерские Художественно-производственного предприятия «Софрино», ныне храм восстановлен). Колокола на колокольне были оставлены, однако долгое время не звонили.

В книге «Сорок сороков» Пётр Паламарчук сообщает о легенде, согласно которой в 1941 году чудотворный список Тихвинской иконы из этого храма спас Москву от немцев: «изрядно смутившийся Сталин [. ] призвал к себе в Кремль духовенство для молебна о даровании победы; тогда же, продолжает легенда, чудотворная Тихвинская икона Богоматери из Тихвинской в Алексеевском церкви была на самолете обнесена кругом Москвы и Москву от врага спасла. А 9 декабря после первого успешного контрнаступления, предшествовавшего московскому, был освобожден г. Тихвин». Впрочем, по словам историка Русской православной церкви Михаила Шкаровского, эта легенда плохо согласуется с реальными историческими событиями.

В 1945 году храм был отремонтирован. В 1970-1980 года проводились реставрационные работы, во время которых под многочисленными слоями записей были открыты старинные настенные росписи.

Современное состояние [ править ]

Описание [ править ]

Большой пятиглавый храм в стиле «русское узорочье» на высоком подклете. Шесть круглых столбов трапезы, поддерживающих хоры, украшены медальонами с изображениями пророков и евангелистов. Стены храма украшены картинами из Ветхого и Нового завета, житий преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая Чудотворца.

Читайте также:
Храм Михаила на Девичьем поле: описание и адрес храма, история, расписание богослужений, как добраться

В храме сохранились молельные комнаты царя и царицы — в юго-западной и северо-восточной частях храма. В царской молельне находится прекрасно сохранившаяся до сих пор круглая печь работы отечественных мастеров XVII века, украшенная великолепными изразцами цветной поливы. Представляет прототип последующего «аммосовского» отопления.

Колокольня 1824 года постройки имеет внутреннее убранство середины XIX века.

Деятельность прихода [ править ]

При храме вос­крес­ная и хо­ро­вая шко­лы для детей, про­во­дят­ся ог­ла­си­тель­ные бе­се­ды, осуществляется социальное служение, действует проект по возрождению деревянных храмов Севера «Общее дело».

Святыни [ править ]

  • Чудотворная икона Божией Матери «Тихвинская»

Главная святыня храма. С момента освящения Храма в 1680 году, чудотворная икона неизменно здесь пребывает и подает утешение и исцеление всем, с верой и любовью к ней приходящим. Она расположена в иконостасе, рядом с местным образом Спасителя.

  • Чтимая икона Божией Матери «Казанская»
  • Чудотворный образ Божией Матери «Прибавление ума»
  • Чтимая икона Божией Матери «Козельшанская»
  • Чтимая икона Божией Матери «Помошница в родах»
  • Копия Гроба Господня

Особо чтимой святыней храма является расположенная в приделе в честь святого мученика Трифона точная копия пещеры Гроба Господня.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 129366, Проспект Мира, 130 (старый адрес: ул. Церковная горка, 26а).

  • Проезд общественным транспортом – метро ВДНХ, новый Южный выход, из центра ехать в третьем вагоне с конца поезда, ориентироваться по указателю в метро: «К Тихвинскому храму в Алексеевском», после стеклянных дверей метро — направо. Как только подниметесь на улицу, Вы увидите храм, он будет на расстоянии 2–3 мин ходьбы.
  • Автомобиль – проезд между домов со стороны улицы Кибальчича.

Храм Тихвинской иконы Божией матери в Алексеевском

Троицкое благочиние Москвы
(Северо-Восточный округ)

Храм был построен по указу царя Алексея Михайловича в 1676-1682 г. в стиле “узорочье”. В храме сохранились моленные комнаты царя и царицы.

Престолы

  • Тихвинской иконы Божией Матери
  • Прп. Сергия Радонежского
  • Свт. Николая
  • Прп. Алексия, человека Божия
  • Мч. Трифона

Святыни:

  • Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери византийского письма
  • Точная копия пещеры Гроба Господня
  • Образ Божией Матери ”Прибавление ума”
  • Мощевик с мощами святых

Адрес, телефоны и схема проезда

Схема проезда с сайта накарте.ру:

Расписание : ежедн.. Литургия в 8 ч., по воскр. и праздн. Литургиив 7 и 10 ч., накануне всенощное бдение в 17 ч.

Адрес : ул. Церковная горка, 26а

Проезд : метро ВДНХ, новый Южный выход, ехать из центра в третьем вагоне от хвоста поезда, ориентироваться по указателю “К Тихвинскому храму в Алексеевском” далее 3-5 минут пешком.

Духовенство:

Настоятель – прот. Аркадий Тыщук, прот. Иоанн Разиньков, иерей Феодор Сапунов, иерей Николай Диваков, диакон Сергий Рыбинкин.

Внимание! Сведения о составе духовенства и расписании служб могут быть устаревшими.
Если Вы располагаете дополнительными сведениями о составе духовенства храма, об изменениях в расписании служб, об истории храма, о предстоящих и прошедших событиях на приходе, о святынях и иконах храма, о вариантах проезда к храму, и пр. – сообщите их в разделе комментариев.

Комментарии читателей:

Верный адрес сайта

17/11/2005 Дмитрий, прихожанин

Изменение в составе духовенства

На Пасху 2004 года рукоположен в протоиерии иерей Феодор Сапунов,а диакон Сергий Рыбинкин уже около года иерей.Сейчас вечерние службы с 18 часов.15.06.04.

17/11/2005 Татьяна

О. Николай Диваков довольно давно протоиерей. Сейчас (на 25.06.04) в штате два диакона: д. Сергий Куранов и д. Иоанн Чигинов.

Указанный в комментарии сайт храма уже три года не обновляется.
Указанный адрес эл. почты давно уже не имеет непосредственного отношения к храму (если вообще работает).

Время вечерней службы: зимний период – с 17 часов, летний период – с 18 часов.

17/11/2005 Дмитрий (другой)

Иоанн Чигинов около полугода как рукоположен во иереи.

17/11/2005 Владимир

телефон в храме изменился – теперь 683 – 43 – 44

17/11/2005 Алексий

изменения в составе духовенства

К сожалению, прот. Иоанн Разиньков, прот. Феодор Сапунов больше не служат в нашем храме.
Состав духовенства храма на 14 апреля 2005 года выглядит следующим образом:
настоятель – прот. Аркадий Тыщук, прот. Николай Диваков, иерей Сергий Рыбинкин, иерей Алексий Яковлев, иерей Иоанн Чигинов, диакон Сергий Куранов.

Телефон храма в связи с переходом на новую АТС поменялся с 283 43 44 на 683 43 44.

17/11/2005 Евгения

о Тихвинском храме в Алексеевском

Состав духовенства изменился:
настоятель прот.Аркадий Тыщук, прот.Николай Диваков, иерей Сергий Рыбинкин, иерей Иоанн Чигинов, иерей Алексий Яковлев. 2 диакона, к сожалению, не знаю их имен.
Расписание богослужений: одно добавление: в летний период (начиная с воскресенья Антипасхи) вечерние службы нач. в 18-00.

17/11/2005 Ольга

Изменение в составе духовенства

На сентябрь 2005 года состав духовенства следующий: настоятель – прот. Аркадий Тыщук, прот. Николай Диваков, иерей Алексий Яковлев, иерей Сергий Рыбинкин, иерей Иоанн Чигинов, диакон Сергий Куранов, диакон Петр Нечаев.

17/11/2005 Борис

Телефон храма изменился – вместо 283-43-44, следует набирать 683-43-44.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: