Феодоровский собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Феодоровский собор (Санкт-Петербург)

Феодоровский собор (Санкт-Петербург)

Культурное наследие Российской Федерации, объект № 7810663000

Собо́р Фео́доровской ико́ны Бо́жией Ма́тери (официально Божией Матери Феодоровской в память 300-летия царствования Дома Романовых, в народе (1920-е) – Романовская) в Санкт-Петербурге — православный храм Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.

Настоятель — протоиерей Александр Сорокин.

Содержание

История

Строительство

В 1909 году в честь приближающегося 300-летия дома Романовых было решено соорудить здесь собор. Для сооружения собора был учреждён строительный комитет, его работу курировал великий князь Михаил Александрович. Этим комитетом был проведён специальный конкурс. На нём победил проект архитектора С. С. Кричинского, и в 1910 году он был принят к осуществлению.

Закладка храма состоялась в 5 августа 1911 года на Миргородской улице возле Николаевского вокзала.

7 сентября 1913 года были освящены боковые приделы нижнего храма; 15 января 1914 года — главный придел верхнего храма (освящение совершил митрополит Владимир); а осенью 1920 года — главный придел нижнего и правый верхнего храма.

Советский период

Феодоровский храм со сменой власти был разграблен большевиками, но при этом некоторое время действовал.

Настоятелем в то время был отец Досифей (Степанов). Он взаимодействовал с представителями «Живой Церкви», которые признавались государственными властями РСФСР. Причины этих поступков он изложил так:

Отрывок из покаянного письма к патриарху Тихону
Резолюция Тихона: «Прощаю и принимаю»:

Храм действовал ещё девять лет, но и его закрыли:

протокол заседания президиума исполкома облсовета по вопросу о ликвидации Романовской церкви:

Вскоре после выхода этого постановления храм-памятник был превращен в молокозавод и перестроен, его купола снесли.

В течение сорока лет церковь, полностью перепланированная внутри, стояла обезглавленной, с сиротливо торчащими барабанами. Здание постепенно, с течением времени, обрастало уродливыми пристройками. В 1970-е годы планировался визит президента США Р. Никсона, и барабаны поспешно демонтировали, окончательно лишив здание того вида, который мог хотя бы отдалённо напоминать церковь.

Возвращение храма

Храм включён в перечень объектов культурного наследия федерального значения, и после многолетних тяжб здание было решено вернуть Церкви. Это событие произошло в 2005 году.

Описание

Инженер-архитектор Кричинский спроектировал храм в стиле ярославских и ростовских храмов XVI века. Феодоровский собор был построен из железобетона на всенародные пожертвования (было собрано пятьсот тысяч рублей). Величественный пятикупольный храм мог вместить три с половиной тысячи человек. Высота сооружения 48 метров, площадь — 350 квадратных метров.

Одна из стен храма повторяет кремлёвскую стену, символизируя единение Москвы и Санкт-Петербурга, двух городов — столиц России.

Храм был украшен цветными изразцами и майоликом. Северный фасад, выходящий на Миргородскую улицу был облицован белым старицким камнем, и на нём было изображено огромное родословное древо Романовых и Феодоровская икона [2] . Купол собора был покрыт золочёной медью, а над входом находилась копия работы Васнецова «мозаичный Спас».

Среди многочисленных колоколов на колокольне собора были в том числе и «именные», посвящённые каждому из членов семьи Николая II.

На площади перед храмом планировалось установить памятник Александру Невскому.

Восстановительные работы

Лидер партии «Единая Россия» Борис Грызлов, который в Петербурге занимается культурными вопросами, заявил, что в течение 5 лет храм восстановят. Он также является директором попечительского совета по восстановлению этого храма. Выдержка из интервью Бориса Грызлова:

Для «Единой России» – это одно из ключевых направлений партийного проекта «Историческая память». Восстановление храма – наш вклад в духовное возрождение России… …На сегодняшний день уже многое сделано. Работы ведутся уже внутри храма. Демонтированы внешние пристройки. Преждевременно считать, что уже все проблемы решены, но в федеральном бюджете заложены значительные объёмы средств на восстановление храма: 200 млн рублей на 2008 год, и по 230 млн на 2009 и 2010 годы [3] .

План работ

Общая стоимость работ оценивается в 1,2 млрд рублей. Работы включают в себя:

  • Реконструкцию внешнего вида храма (2012 год)
  • Восстановление внутреннего убранства храма (2012-2013 годы)
  • Ремонт учебных корпусов семинарии.

Обновленный храм предстанет во всём своём великолепии в 2013 году.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Архиерейский Собор-2021
  • Архиерейский Собор-2017
  • Архиерейский Собор-2016
  • Архиерейский Собор-2013
  • Архиерейский Собор-2011
  • Поместный Собор-2009
  • Архиерейский Собор-2009
  • Патриарх
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Синодальные учреждения
  • Московская Патриархия
  • Епархии и Экзархаты
  • Поместные Церкви
  • Церковь и государство
  • Церковь и общество
  • Наука и образование
  • Издательства и СМИ
  • Памятные даты
  • Межрелигиозные отношения
  • Гонения на христиан
  • Инославие
  • Старообрядчество

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”
Читайте также:
Путивльский Святодуховский женский монастырь: история и адрес монастыря, храмы и постройки

Храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге

Храм Феодоровской иконы Божией Матери был сооружен в Петербурге в память 300-летия Дома Романовых в 1909-1913 годах по проекту архитектора Степана Кричинского недалеко от Московского вокзала как подворье Богородице-Феодоровского Городецкого монастыря Нижегородской епархии стараниями Строительного комитета под Августейшим покровительством Великого князя Михаила Александровича Романова.

Феодоровский собор построен в неорусском стиле, имеет два храма: верхний и нижний. Верхний храм в честь Феодоровской иконы и преподобного Михаила Малеина, небесного покровителя первого царя Романова, Михаила Федоровича, был освящен в 1914 году в присутствии императора Николая II и членов Царской семьи. Боковые приделы прежде имели посвящения небесным покровителям последней Царской семьи: святителю Николаю и мученице царице Александре, благоверному князю Михаилу Тверскому и святителю Алексию Московскому. Сегодня северный придел верхнего храма посвящен святым Новомученикам и исповедникам Церкви Русской, южный — святым Царственным страстотерпцам.

Нижний храм посвящен, как и прежде, святым Александру Невскому и Марии Магдалине — небесным покровителям императора Александра III и его супруги императрицы Марии Феодоровны.

С 1918 года собор стал приходским храмом. Приход просуществовал до 1932 года, когда настоятель архимандрит Лев (Егоров), ныне прославленный в лике новомучеников Церкви Русской, многие члены причта и прихожане были арестованы за «контрреволюционную деятельность и антисоветскую агитацию»; приход был ликвидирован и в храме разместился молокозавод.

За годы существования молокозавода здание храма значительно видоизменилось. Внутри были размещены дополнительные этажи. Снаружи снесены купола, возведены пристройки и надстройки производственного назначения. Полностью уничтожены колокола с именами Царской семьи.

В 1992 году был возрожден приход Феодоровского собора. Настоятелем его стал протоиерей Александр Сорокин. Молокозавод был выселен из здания храма в 2005 году.

Полная реставрация храма была осуществлена в 2007-2013 годах благодаря Попечительскому совету во главе с председателем Государственной Думы ФС РФ Борисом Грызловым (сейчас — председатель Наблюдательного совета Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»). В совет вошли митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, губернатор Санкт-Петербурга (сейчас — председатель Совета Федерации РФ) Валентина Матвиенко, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга (сейчас — член Совета Федерации РФ) Вадим Тюльпанов, президент ОАО РЖД Владимир Якунин, президент ВТБ Андрей Костин, князь Дмитрий Романов и председатель комитета Госдумы по связям с религиозными объединениями и общественными организациями (сейчас — председатель комитета Госдумы по регламенту) Сергей Попов.

Как объект культурного наследия федерального значения, храм реставрировался на средства из государственного бюджета. Значительная часть работ, таких как написание новых икон, изготовление утвари и многое другое, произведена на частные благотворительные пожертвования прихожан, попечителей и участников реставрации.

При храме воссоздается Дом причта, сооруженный в 1915-1916 годах и разрушенный в советские годы. В нем планируется разместить просветительский центр.

14 сентября 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения трех престолов верхнего храма восстановленного Феодоровского собора.

Пресс-служба Санкт-Петербургской епархии/Патриархия.ru

Пешношский мужской монастырь во имя святителя Николая Чудотворца в поселке Луговом, Дмитровский район

В Дмитровском районе, поселке Луговом, среди бескрайних полей и пасторальных сельских пейзажей расположился Пешношский мужской монастырь. В миру это место мало известно, да и в списке самых известных в России монастырей едва ли упоминается, но и сюда порою приезжают люди — отдохнуть от мира и помочь в ежедневном тяжелом монастырском труде.

История обители

Николо-Пешношский монастырь в Дмитрове — один из древнейших русский монастырей. Основал его в 14 веке преподобный Мефодий — один из учеников Сергия Радонежского, когда-то выбравший эти места для строительства своей кельи. И хотя места эти были заброшены, о духовном подвиге Мефодия стало известно в миру, откуда и стали приезжать в эти места будущие послушники, вознамерившись впоследствии на этом месте устроить обитель.

В честь первой деревянной церкви, посвященной святому Николаю Чудотворцу, был назван и монастырь, а название «Пешношский» получил он от того, что Мефодий, помогаю строить церковь, носил через маленькую реку бревна, а так как ходил он пешком, да с ношей, то и вышло слово — Пешношский, которое закрепилось также и за именем преподобного.

Другие монастыри в честь святителя Николая:

В XV веке пожаром были уничтожены все деревянные храмы монастыря, но уже в 16 веке, благодаря щедрой поддержке весьма богатых и знатных благотворителей, среди которых был и Иван Грозный, удалось восстановить большинство сгоревших храмов в камне. Именно в этой обители услышал царь Иван Грозный важные наставления от епископа Вассиана о том, что поможет царю удержать власть среди вельмож. Но, как свидетельствует история, царем наказ епископа был понят превратно, о чем говорят участившиеся в то время казни и кровопролития по велению царя.

Однако в смутное время монастырь был разграблен и уничтожен вражескими войсками поляков, а монахи, до последнего защищавшие родную обитель, погибли. Об этом стало известно только лишь в XIX веке, при перестройке главного Никольского храма монастыря, когда были найдены камни, с высеченными на них именами погибших иноков.

Читайте также:
Серафимо-Саровский монастырь в Воронеже: история и адрес монастыря, храмы и постройки

В Петровские времена, при посещении обители государем Петром I, было решено передать монастырь в подчинение Троице-Сергиевой лавры, лишив тем самым его самостоятельности, но в конце XVIII века, к величайшей радости игумена, монастырю была возвращена свобода.

Обитель в XX веке

Многих потерь и бед удалось избежать Пешношскому мужскому монастырю, но XX век в истории обители называют временем самых тяжелых испытаний. Дело в том, что после революции 1917 года, власти решили в стенах нескольких зданий монастыря обустроить филиалы Дмитровского краеведческого музея.

И это еще было полбеды, ведь часть храмов так и осталось принадлежать обители, но вот в начале 30-х годов закрыли и музеи, и сам монастырь. Все ценности из этих мест были предварительно вывезены и распроданы. В этот же год монастырские помещения были заняты Домом инвалидов, а сам монастырь был разгромлен, сотрудники же его подверглись репрессиям.

В период Великой Отечественной войны в селе, где расположился монастырь, проходили активные военные действия, вся местность вокруг обители были заминирована. Но, даже в этот страшный для России период, монастырь выстоял, пострадали лишь его стены. И вот спустя 20 лет, в 60-х годах, в обитель переселили Психоневрологический интернат, в этот период в Никольском соборе была оборудована кухня, а стены всех зданий монастыря покрыл толстый слой побелки, за которым оказались похоронены древние фрески.

Со временем некоторые храмы монастыря все же были отреставрированы, но второе рождение обители началось лишь в 2007 году, когда Синод принял решение вновь открыть монастырь во имя святителя Николая Чудотворца в поселке Луговом.

На заметку! В 2008 году в Николо-Пешношском монастыре проходили съемки фильма Карена Шахназарова «Палата № 6» по рассказу А.П. Чехова.

Современное состояние

Сегодня монастырская жизнь идет своим чередом — совершаются утренние и вечерние богослужения. При монастыре открыт зоопарк, который можно не только посетить в качестве зрителя, но и помочь в уборке территории, где проживают звери, либо в их кормлении.

Хотя в 2014 году были официально закончены все реставрационные и ремонтные работы на территории монастыря, но повседневный труд — основная деятельность монахов. Так, в монастырской лавке можно приобрести продукцию с подворья монастыря: яйца, молочные продукты, мясо.

Служителями храма и монахами ведется социальная работа. В находящемся рядом помещении Психоневрологического интерната проводятся духовно-просветительские мероприятия, ведутся душеспасительные беседы с больными.

Храмы

Территория монастыря вмещает 6 храмов:

  • Никольский собор;
  • церковь Сергия Радонежского;
  • Сретенская церковь;
  • храм Богоявления Господнего в колокольне;
  • храм святителя Дмитрия Ростовского в больничном корпусе;
  • церковь Преображения Господнего — храм, располагающийся над святыми вратами у реки Яхромы.

Самый древний из храмового ансамбля собор — Никольский, за всю свою историю он был восстановлен 4 раза и последний раз в 2011 году. В самом центре обители располагается Сергиевская церковь — так называют храм, освященный в честь Сергия Радонежского.

Святыни

До нашего времени, к сожалению, сохранены не все святыни, хранившиеся некогда в Николо-Пешношском монастыре. Так, не известна судьба иконы образа Богоматери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева», которую передал монастырю московский купец Макеев, принявший затем монашество.

В музее древнерусского искусства и культуры имени Рублева хранится еще одна святыня монастыря — образ Иоанна Предтечи, написанный Андреем Рублевым.

Одной из важных святынь, наделенной чудотворной силой, являются мощи святого Мефодия и его посох, которые некогда использовались в богослужениях — эти святыни и по сей день хранятся в стенах монастыря.

Престольные праздники

Довольно часто в монастыре отмечают престольные праздники, как правило, в эти дни проходят торжественные богослужения и литургии, а также организуются концерты духовной музыки.

Совет! Узнать заранее о приближающихся престольных праздниках можно, заглянув на официальный сайт монастыря.

В каждом из монастырских соборов есть своя памятная дата:

  • церковь Николая Чудотворца (Никольский собор) — 19 декабря;
  • храм Сергия Радонежского — 8 октября;
  • храм Богоявления Господнего в колокольне — 19 января;
  • храм митрополита Ростовского — 10 ноября;
  • храм Сретения Господнего — 15 февраля;
  • храм Преображения Господнего — 19 августа.

Как добраться

Николо-Пешношский мужской монастырь расположен в Московской области, Дмитровском районе, поселке Луговом.

Внимание! Приехать в обитель можно двумя способами: на личном транспорте и на общественном.

С Савеловского вокзала в Москве можно добраться электричкой до города Дмитров, а там, пересев на маршрутку № 36, доехать до поселка Луговой.

Автомобилем необходимо следовать по Дмитровскому шоссе, а доехав до перекрестка Дмитровского шоссе и Московского Большого кольца, повернуть согласно указателю на город Клин. Далее через 11 км, проезжая Новосиньково, повернуть направо и следовать указателю «Насадкино», а затем по указателю «Пешношский монастырь» можно добраться до точки следования.

НИКОЛО-ПЕШНОШСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Николо-Пешношский монастырь, 2010 год

Мефодиев Пешношский мужской монастырь во имя святителя Николая Чудотворца Сергиево-Посадской епархии

Монастырь был основан во второй половине XIV столетия преподобным Мефодием Пешношским, учеником преподобного Сергия Радонежского. Святой Мефодий выбрал место для пустынножительного отшельничества в 25 верстах от города Дмитрова на реке Яхроме, где и поставил себе келью. Когда место подвигов нового отшельника стало известно, вокруг стали селиться те, кто также ревновал о подвигах монашеского делания. Преподобный Сергий Радонежский часто посещал своего ученика в его уединении. Известно, что преподобные Сергий и Мефодий ископали вокруг кельи два пруда и посадили аллею из вязов, которые сохранились до настоящего времени.

Когда число насельников новой пустыни умножилось, встал вопрос о построении нового соборного храма. Преподобный Сергий, как гласит предание, предложил своему бывшему ученику перенести монашеское общежитие на новое место – к высокому берегу реки Яхромы, к устью небольшой речки, которую впоследствии стали называть Пешношей. Преподобный Мефодий, приняв благословение учителя, основал на этом новом месте мужскую обитель. Он сам трудился над построением монастыря, “пеш нося деревья через речку, которая и получила название Пешноша, а по ней и вся обитель стала именоваться Пешношской, или Николо-Пешношской от соборной монастырской церкви, освященной во имя святителя и чудотворца Николы”. Произошло это знаменательное событие в 1361 году. Примечательно, что сам преподобный Мефодий стал игуменом своего монастыря лишь спустя 30 лет со времени основания обители – в 1391 году. Святой Мефодий стремился ввести в своем монастыре строгий устав, но, снисходя к братии, был милостив к их немощам.

Слава святой жизни преподобного Мефодия и после его кончины привлекала в основанный им монастырь богомольцев и богатых жертвователей. Среди них – удельные князья Дмитровские Петр Дмитриевич, сын великого князя Московского благоверного Дмитрия Донского и Юрий Васильевич, сын великого князя Московского и всея Руси Василия Васильевича Темного, немало жертвовал на монастырь царь Иоанн Васильевич Грозный.

Во время настоятельства в Николо-Пешношском монастыре святого игумена Варсонофия в 1553 году царь Иван Грозный посетил монастырь вместе со своей супругой и годовалым сыном. В обители произошла знаменитая встреча царя с бывшим епископом Коломенским Вассианом (Топорковым), который жил в монастыре на покое. Государь неожиданно спросил Вассиана: “Отче, как лучше править государством?” Вассиан отвечал царю: “Если хочешь быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя; держись правила что ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться. Тогда будешь твердым на царстве и грозою для вельмож”. Царь, поцеловав руку Вассиана, сказал: “Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета”. Следствием этой встречи царя с Вассианом стала опала Сильвестра и Адашева, а также падение правительства Избранной Рады. Вскоре после этих событий царь Иван Васильевич, по духовному завещанию своего дяди князя Юрия Ивановича Дмитровского, пожаловал монастырю дворцовое село Суходол и 25 деревень Суходольской волости.

В Смутное время обитель была захвачена польским отрядом, однако вскоре отряд был выбит из стен монастыря. Затем Пешношский монастырь захирел и даже был упразднён в середине XVII столетия, но вскоре был восстановлен.

В 1700 году монастырь был приписан к Троице-Сергиевому монастырю, а в 1764 году, в ходе секуляризационной реформы, был снова упразднён. Однако тщанием дмитровских купцов Ивана Сычева и Ивана Толченова монастырь был возобновлён уже в 1766 году.

На рубеже XVIII-XIX веков, при архимандрите Макарии (Брюшкове), монастырь стал интенсивно развиваться и сделался одной из самых благоустроенных российских обителей: в те годы Московский митрополит Платон называл его “второй Лаврой”.

В 1812 году монастырь избежал разорения: французы, находившиеся всего в 18 верстах, побоялись идти к нему по окружённой болотами дороге.

После Октябрьской революции 1917 ряд зданий монастыря были переданы филиалу Дмитровского краеведческого музея. В революционное лихолетье в обители подвизались монашествующие, которым было суждено принять мученический венец – среди них Церковью прославлены преподобномученики Герасим (Мочалов), Иоасаф (Шахов) и Николай (Салтыков).

В 1927 или 1928 году как монастырь, так и филиал музея были закрыты, а в их зданиях разместился Дом инвалидов Мособлсобеса. В 1960-х – начале 1970-х под руководством Н. И. Иванова были отреставрированы некоторые храмы и укрепления монастыря. Одновременно, с 1966 года на территории монастыря располагался психоневрологический интернат № 3. Вопрос о выводе интерната из исторического архитектурного комплекса впервые был поднят в 1975 году, однако его решение затянулось на несколько десятилетий.

21 августа 2007 года на заседании Священного Синода было решено преобразовать приход Сергиевской церкви поселка Луговой в Николо-Пешношский мужской монастырь. 2 сентября того же года состоялось торжественное открытие монастыря, в ходе которого митрополит Крутицкий Ювеналий (Поярков) провёл в Сергиевском храме первое за 80 лет богослужение.

Архитектура

До настоящего времени сохранился в монастыре древнейший белокаменный собор, освященный во имя святителя Николая. Собор документально не датирован, однако весь стиль его архитектуры относится к концу XV века. Этот небольшой кирпичный крестовокупольный храм с четырьмя внутренними столпами перекрыт коробовыми сводами. В XVII веке к собору была пристроена небольшая западная паперть, которая охватывала храм с трех сторон. В XIX столетии к собору была пристроена трапезная в псевдоготических формах.

Архитектурный ансамбль монастыря дополняет прекрасно сохранившаяся колокольня, два нижних яруса которой с аркадами и „храмом под колоколы“ отстроены еще в начале XVI века, а два верхних яруса звона были в 1793 году возведены тщанием дмитровского купца Ивана Толченова».

Церковь под монастырской колокольней была освящена в честь святого преподобного Мефодия игумена Пешношского. Помимо этих памятников в монастыре сохраняется трапезная палата с храмом в честь Сретения Господа Иисуса Христа, сооруженная в первой половине XVI века и перестроенная на рубеже XVII-XIX веков. Портал храма Сретения Господня украшен колоннами и портиками с редким тосканским ордером. В подклети трапезной палаты сохраняется уникальная одностолпная палата созданная по типу подобных палат Андроникова монастыря и Грановитой палаты Московского кремля.

В 1811-1829 годах и Пешношском монастыре была возведена больничная церковь во имя святителя Дмитрия Ростовского. Надвратная Спасо-Преображенская церковь в описи 1700 года указана, как «строение новое». Логично предполагать, что храм был построен в самом конце XVII века. К этому же периоду относится и церковь, освященная во имя святого преподобного Сергия игумена Радонежского. «В этой церкви под спудом сохраняется величайшая святыня Пешношской обители – святые и многоцелебные мощи основателя монастыря преподобного Мефодия. Над его могилой и была возведена эта церковь». До революции возле раки с мощами преподобного находился его посох.

Из гражданских построек в монастыре сохраняются здания конца XVII столетия – настоятельский, казначейский и братский корпуса, сильно перестроенные в начале XIX века. Стены и башни монастыря возводились между 1685 × 1700 годами, а окончательно строительство башен завершилось после 1734 года.

Храмы монастыря

  • Богоявления Господня, колоколенный, на втором ярусе
  • Димитрия Ростовского, больничный
  • Мефодия Пешношского, колоколенный, на первом ярусе
  • Николая Чудотворца, собор
  • Преображения Господня, надвратный
  • Сергия Радонежского
  • Сретения Господня, трапезный

Святыни

Настоятели

  • Прп. Мефодий Пешношский (1391 – 1393)
  • .
  • Гурий (Заболотский) (упом. 1539)
  • Трифон (Ступишин) (1542 – 1544)
  • Свт. Варсонофий Казанский (1544 – 1555)
  • .
  • Макарий (Брюшков) (1788 – 1811)
  • Максим (Погудкин) (1811 – 1829)
  • .
  • Савва (упом. 1904) игум.
  • .
  • Иувеналий (упом. 1915) игум.
  • .
  • Никон (Головко) (21 августа 2007 [1] – 6 октября 2008 [2])
    • Григорий (Клименко) (27 августа – 6 октября 2008) и/о
  • Григорий (Клименко) (6 октября 2008 – 30 августа 2019)
  • Алексий (Горлычев) (с 30 августа 2019) [3]

Николо-Пешношский монастырь

Николо-Пешношский монастырь – православный мужской монастырь, расположенный в Дмитровском районе Московской области. Основан в 1361 учеником Сергия Радонежского Мефодием. В 1927 г. закрыт, в 2007 возвращен Церкви. В настоящее время монастырь действующий, но еще продолжается его восстановление. В храмах обители совершаются ежедневные богослужения. При монастыре действует зоопарк.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Храмы
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Как добраться
  • 9 Паломнику
  • 10 Ссылки

История [ править ]

Основан в 1361 учеником Сергия Радонежского Мефодием. В XVI веке во время общего расцвета дмитровских земель разбогател, торгуя хлебом с Белозерском; тогда же в монастыре началось каменное строительство, так что к XVII веку деревянных зданий в нём уже не осталось. Способствовали развитию монастыря и значительные пожертвования дмитровских князей Петра Дмитриевича (1389—1428) и Юрия Васильевича (1462—1473), а позже — царя Ивана IV Грозного (1533—1584).

В 1544 митрополит московский Макарий возводит в сан игумена монастыря Варсонофия, будущего епископа тверского. С 1542 в монастыре на покое проживал бывший епископ Коломенский Вассиан (Топорков). В 1553 по пути в Кирилло-Белозерский монастырь Николо-Пешношский монастырь посетил Иван Грозный. По преданию царь спросил Вассиана: «Отче, как лучше править государством?» — на что получил ответ: «Если хочешь быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя; держись правила что ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться. Тогда будешь твердым па царстве и грозою для вельмож». Иван Грозный на это сказал: «Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета». Вскоре после этого царь пожаловал монастырю дворцовое село Суходол и 25 деревень Суходольской волости. Когда же в Казани в 1555 создавалась новая епархия, Варсонофий был направлен туда в сане архимандрита для основания новой обители: Спасо-Преображенского монастыря.

В Смутное время монастырь занимают польские отряды.

В 1666 году происходит Никоновская реформа системы церковной власти и её унификации с Византийской. Церковная реформа и также другие, проведённые царями Романовыми и, последовавший за ним раскол общества, вызвали гражданскую войну в стране.

Монастырь теряет независимость и переходит под централизованное управление группы лиц, проводившей реформы и захват власти.

В 1700 Николо-Пешношский монастырь приписывают к Троице-Сергиеву монастырю и он приходит в упадок. В 1764 он упраздняется, однако возобновляется уже в 1766 стараниями дмитровских купцов Ивана Сычева и Ивана Толчёнова и по ходатайству помещика действительного статского советника Михаила Верёвкина. При архимандрите Макарии Брюшкове (1788—1811) монастырь интенсивно развивается и становится одной из самых благоустроенных российских обителей, московский митрополит Платон называет его «второй Лаврой».

В 1812 году монастырь избежал разорения: французы, находившиеся всего в 18 верстах, побоялись идти к нему по окружённой болотами дороге.

После Октябрьской революции ряд зданий монастыря передаётся филиалу Дмитровского краеведческого музея. В 1927 (по другим данным в 1928) как монастырь, так и филиал музея были закрыты, в их зданиях размещён Дом инвалидов Мособлсобеса. В 1960-х — начале 1970-х под руководством Н. И. Иванова отреставрированы некоторые храмы, а также частично укрепления монастыря.

С 1966 года на территории монастыря располагается Психоневрологический интернат № 3 Департамента социальной защиты населения города Москвы. Вопрос о выводе интерната из исторического архитектурного комплекса впервые был поднят ещё в 1975 году, однако его решение тянется уже несколько десятилетий.

Торжественное богослужение в Сергиевской церкви, посвященное открытию Николо-Пешношского монастыря. Второе возрождение Николо-Пешношского монастыря началось в 2007 году. В январе 2007 г. состоялся визит Главы Дмитровского района Валерия Гаврилова и благочинного Дмитровского церковного округа иеромонаха Никона (Крючкова) в Николо-Пешношский монастырь. Во время посещения монастыря, занятого Психоневрологическим интернатом № 3, была достигнута договоренность о начале реставрации церкви преп. Сергия Радонежского. Руководством ПНИ № 3 принято решение отдать под жилье братии южный монастырский корпус.

27 мая 2007 г. заработал Интернет-сайт www.peshnosha.ru, посвященный возрождению Николо-Пешношского монастыря и объединивший вокруг идеи возрождения «второй лавры» сотни людей. В Николо-Пешношском монастыре начались регулярные заседания Штаба по возрождению обители, возглавляемые Главой Дмитровского муниципального района Валерием Гавриловым.

В июне 2007 г. для богослужений освобождено помещение монастырской Богоявленской церкви, занимаемой складом ПНИ № 3. В обитель начали возвращаться монастырские святыни и реликвии.

27 июня 2007 г. в Николо-Пешношском монастыре прошли торжества, посвященные памяти основателя обители преподобного Мефодия, а 30 июня Преосвященным епископом Серпуховским Романом был освящен крест для купола Сергиевской церкви — первый крест над монастырем за 80 лет, со дня его разорения.

30 июня 2007 года глава Дмитровского района Валерий Гаврилов заявил, что к 2008 году будет полностью восстановлен монастырский Сергиевский храм, а в 2009 в нём начнутся регулярные богослужения.

В июле 2007 г. группа добровольцев на собственные средства изготовила иконостас для Богоявленской церкви, в храм пожертвована церковная утварь для совершения Божественной литургии. В это же время Администрация ПНИ начала крупномасштабный ремонт своих помещений — монастырских корпусов — нанося их внешнему виду серьёзный ущерб. Обещанный под жилье братии южный корпус монастыря закрыт на ремонт.

В августе 2007 г. Администрация ПНИ пытается ограничить пребывание верующих на территории монастыря. Братии окончательно отказано в помещениях для жилья. Администрацией ПНИ делаются попытки возврата к старому порядку вещей. Капитальный ремонт монастырских зданий набирает обороты, нанося им все более серьёзный ущерб. В решении проблемы активное участие принимает Глава района.

Икона над входом в Сергиевский храм 19 августа 2007 г., в праздник Преображения Господня, в Богоявленском храме Николо-Пешношского монастыря начались регулярные богослужения. 21 августа на заседании Священного Синода было решено преобразовать приход Сергиевской церкви поселка Луговой в Николо-Пешношский мужской монастырь. 2 сентября состоялось торжественное открытие монастыря, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий провёл в Сергиевском храме первое за 80 лет богослужение. Настоятелем обители стал игумен Никон (Головко), выпускник МГУ им. Ломоносова и Коломенской духовной семинарии.

В октябре — декабре 2007 г. на сайте Николо-Пешношского монастыря www.peshnosha.ru, а также в светских СМИ (РТР, Рен-ТВ, газета «МК») состоялась серия публикаций о Николо-Пешношском монастыре. Результатом этих публикация стала проверка строительной деятельности Администрации ПНИ представителями «Росохранкультуры», установившая множественные факты нарушений охранного законодательства; ситуацией с капитальным ремонтом заинтересовались компетентные органы.

В середине Великого поста 2008 г. по благословению благочинного монастырей Московской епархии Преосвященнейшего Романа, епископа Серпуховского, единственная действующая в монастыре церковь – Богоявленская – закрывается на реставрацию. Более чем на два с половиной месяца, до Пасхи 2008 г., новооткрытый монастырь остается без храма.

12 июня 2008 г. Глава Дмитровского района Валерий Гаврилов, несмотря на протест регионального архитектора, реставраторов, настоятеля монастыря, настаивает на снятии грунта вокруг Сергиевской церкви. Экскаваторная техника вмешивается в культурный слой памятника, нарушая рекомендации «Росохранкультуры». Это приводит к осквернению части монастырского кладбища и вывозу с территории монастыря вместе с грунтом монашеских останков XVII-XIX вв.

17 июня 2008 г. состоялось великое освящение возрожденного храма преподобного Сергия Радонежского. Глава Дмитровского района Валерий Гаврилов награждён орденом, труженики обители награждены благодарственными и благословенными грамотами. После долгого перерыва в монастыре, наконец, возобновилось регулярное служение Божественной литургии, появились первые кандидаты в послушники.

К этому моменту в Николо-Пешношском монастыре из руин полностью восстановлены и укомплектованы всей необходимой утварью: Сергиевский храм с мощами преп. Мефодия Пешношского, Сретенский храм, монастырская колокольня, братские кельи.

14 августа 2008 г. Преосвященнейший Роман, епископ Серпуховской, благочинный монастырей Московской епархии, настаивает на скорейшем увеличении количества братии монастыря и требует для этой цели записывать в братию некоторых подопечных Психоневрологического интерната № 3, что вызывает несогласие настоятеля монастыря.

Монастырская больница с церковью Дмитрия Ростовского. 27 августа 2008 г. подписан указ о назначении нового настоятеля обители иеромонаха Григория (Клименко), выпускника ВАКУ и Московской духовной академии.

15 октября 2008 г. митрополит Ювеналий совершил в обители Божественную литургию, за которой новый настоятель монастыря иеромонах Григорий (Клименко) возведен в сан игумена.

5 ноября 2008 г. киностудия «Мосфильм» начала в Николо-Пешношском монастыре съемки фильма «Палата № 6» по одноименной повести А. П. Чехова (режиссёр — Карен Шахназаров).

28 июля 2009 года, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира — крестителя Святой Руси — вблизи бывшего монашеского скита подмосковного Николо-Пешношского мужского монастыря воздвигнут Покаянный Крест. На это место год назад был свален «строительный мусор»: кладбищенская земля с останками монастырской братии.

По состоянию на декабрь 2013 года строительство корпусов Психоневрологического интерната № 3 на новом месте рядом с поселком Луговой Московской области завершено. Психоневрологический интернат № 3 освобождает все помещения на территории Николо-Пешношского монастыря, включая административные корпуса рядом с монастырем, и переезжает в новые здания рядом с поселком Луговой.

24 августа 2014 года состоялось открытие всей территории Николо-Пешношского монастыря после ремонтных и реставрационных работ. Праздничное богослужение возглавил Святейший Патриарх Кирилл. На богослужении присутствовали многочисленные гости и паломники.

Современное состояние [ править ]

В настоящее время монастырь действующий, но еще продолжается его восстановление. В храмах обители совершаются ежедневные богослужения.

При монастыре действует зоопарк.

Храмы [ править ]

  • Собор Николая Чудотворца
  • Церковь Сергия Радонежского
  • Церковь Богоявления Господня (в колокольне)
  • Церковь Димитрия, митрополита Ростовского (в больничном корпусе)
  • Церковь Сретения Господня (в трапезном корпусе)
  • Церковь Преображения Господня (надвратная)

Святыни [ править ]

  • Мощи, посох и деревянный потир основателя преп. Мефодия.

Престольные праздники [ править ]

  • Собор Николая Чудотворца – 19 декабря.
  • Церковь Сергия Радонежского – 8 октября.
  • Церковь Богоявления Господня (в колокольне) – 19 января.
  • Церковь Димитрия, митрополита Ростовского (в больничном корпусе) – 10 ноября.
  • Церковь Сретения Господня (в трапезном корпусе) -15 февраля.
  • Церковь Преображения Господня (надвратная) – 19 августа.

Фото [ править ]

Собор Николая Чудотворца

Церковь Сергия Радонежского

Церковь Преображения Господня (надвратная)

Видео [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Московская область, Дмитровский район, поселок Луговой.

До Москвы можно добраться самолетом, поездом или автобусом.

Далее до Николо-Пешношского монастыря с Савеловского вокзала электричкой или от станции метро «Алтуфьево» автобусом №401 до города Дмитрова, далее автобусом или маршруткой № 36, следующими через Куликово, до остановки «Поселок Луговой».

На машине надо ехать по Дмитровскому шоссе, руководствуясь указателями на Дубну. Доехав до пересечения Дмитровского шоссе с Московским Большим Кольцом (А-108), поворачивайте по указателю на Клин. Проехав через 11 км Новосиньково, нужно повернуть направо по указателю «Насадкино» и далее следовать по указателям «Пешношский монастырь».

Паломнику [ править ]

Николо-Пешношский мужской монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с древней историей монастыря и его духовным наследием.

Николо-Пешношский монастырь. Краткая история. Часть 1.

Название этого удивительного монастыря – «Николо-Пено́шский», как говорится, не «на слуху». А между тем, монастырь основан близким учеником Сергия Радонежского Мефодием Пешношским и имеет свою славную давнюю историю. Расположен монастырь в посёлке Луговом Дмитровского района Московской области в 6 км к северо-востоку от торгового села Рогачёво на реке Яхроме при впадении в неё речки Пешношки.

Во время посещения этого монастыря я сделал множество фотографий и при обработке как-то легко само-собой набралось их около полутора сотен и каждая почему-то казалась информационно и эмоциональной важной. Исходя из этого и смиренно осознавая, что подготовка рассказа о монастыре в новом редакторе ЖЖ, который сильно ограничивает материал по объему в сравнении со старым, не даст выразить всего, чего хочется; более того не выйдет даже ограничиться двумя частями, вот я и решил, делать каждый пост средним комфортным по объему и разделить рассказ на тематические статьи с публикацией впоследствии оглавления, так что читатель может сделать выбор в том, что ему читать из своего интереса, а что нет. Таким образом первая часть моего рассказа будет исторической и именно насыщенная старыми дореволюционными фотографиями. Сколько частей выйдет в результате не ведаю, пусть будет так, как будет. Так что, приступим пожалуй.

Свято-Николаевский Пешношский мужской монастырь – одна из древнейших обителей Московской Руси. Монастырь был основан во второй половине XIV столетия учеником святого преподобного Сергия Радонежского святым преподобным Мефодием Пешношским.

Святой Мефодий – один из первых учеников преподобного Сергия выбрал место для «пустынножительного» отшельничества в 25 верстах от города Дмитрова на реке Яхроме, где и поставил себе келью. Однако место подвигов нового отшельника стало известно, и вокруг стали селиться те, кто также ревновал о подвигах монашеского делания.

Преподобный Сергий Радонежский часто посещал своего ученика в его уединении. Известно, что «преподобный Сергий и преподобный Мефодий ископали вокруг кельи два пруда и посадили аллею из вязов, которые сохранились до настоящего времени».

Когда число насельников новой пустыни умножилось, встал вопрос о построении нового соборного храма. Преподобный Сергий, как гласит предание, предложил своему бывшему ученику перенести монашеское общежитие на новое место – к высокому берегу реки Яхромы, к устью небольшой речки, которую впоследствии стали называть Пешношей.

Преподобный Мефодий, приняв благословение своего учителя, основал на этом новом месте мужскую обитель. Причем он сам трудился над построением монастыря, «пеш нося деревья через речку, которая и получила название Пешноша, а по ней и вся обитель стала именоваться Пешношской, или Николо-Пешношской от соборной монастырской церкви, освященной во имя святителя и чудотворца Николы». Произошло это знаменательное событие в 1361 году.

Примечательно, что сам преподобный Мефодий стал игуменом своего монастыря лишь спустя 30 лет со времени основания обители – в 1391 году. «В лесу, около двух верст от монастыря, преподобный Мефодий основал так называемую «ближнюю пустынь» именуемую «беседа». Именно в ней он предавался уединенной молитве и именно туда, по существующему преданию, приходил для духовных бесед, еще до своей праведной кончины, преподобный Сергий Радонежский. Интересно также, что преподобный Мефодий стремился ввести в своем монастыре строгий устав, но, снисходя к братии, «был милостив к их немощам и предостерегал их от ошибок в будущем». 14 июня 1393 года по юлианскому календарю преподобный Мефодий скончался; канонизирован на Московском соборе в 1549 году.

Во второй половине XV века Николо-Пешношский монастырь быстро богател за счет активной хлебной торговли с Белозерским краем и другими местностями. Предполагается, что в том же XV столетии как раз и был возведен каменный Никольский собор.

Слава святой жизни преподобного Мефодия даже после его кончины привлекала в основанный им монастырь богомольцев и богатых жертвователей. К их числу необходимо конечно отнести правителей нашего Отечества. Среди них «благоверные удельные князья Дмитровские Петр Дмитриевич – сын великого князя Московского святого благоверного Дмитрия Донского и Юрий Васильевич — сын великого князя Московского и всея Руси Василия II Васильевича (Темного), немало жертвовал на монастырь благоверный царь Иоанн Васильевич (Грозный)».

Во время настоятельства в Николо-Пешношском монастыре игумена Варсонофия – будущего святителя и казанского чудотворца в 1553 году царь Иван Грозный посетил монастырь вместе со своей супругой и годовалым сыном. И в обители произошла знаменитая встреча царя с бывшим епископом Коломенским Вассианом (из древнего рода дмитровских дворян Топорковых). Епископ Вассиан жил в монастыре на покое. «Посетивший его государь неожиданно спросил: «Отче, как лучше править государством?» Вассиан отвечал царю: «Если хочешь быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя; держись правила что ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться. Тогда будешь твердым па царстве и грозою для вельмож». Царь, поцеловав руку Вассиана, сказал: «Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета».

Следствием этой встречи царя с Вассианом стала опала иерея Сильвестра (опекуна) и Алексея Адашева (царского постельничего), а также падение правительства Избранной Рады. Вскоре после этих событий царь Иван Васильевич, по духовному завещанию своего дяди князя Юрия Ивановича Дмитровского, пожаловал монастырю дворцовое село Суходол и 25 деревень Суходольской волости. Когда же в Казани в 1555 году была основана епархия, Варсонофий был направлен туда в сане архимандрита для основания новой обители: Спасо-Преображенского монастыря.

В 1547 году на вклад Ивана Грозного был основан каменный храма Рождества Пресвятой Богородицы, ставший центром Медведевой пустыни. С 08.09.2009 года он является подворьем Николо-Пешношского монастыря.

В Смутное время обитель была захвачена польским отрядом, однако вскоре этот отряд был выбит из стен монастыря. «Еще задолго до печально известной секуляризации церковных имуществ 1764 года Пешношский монастырь захирел и даже упразднялся в середине XVII столетия. Но уже через 1,5 года после упразднения обитель открыли по прошению Михаила Веревкина, местного помещика, к которому присоединились купцы из Дмитрова Иван Сычев и Иван Толченов. Возобновленный монастырь стал подчиняться Переяславской епархии, а к концу позапрошлого века перешел в Московскую митрополию.

Однако, только конец XVIII – начало XIX столетий стало для Пешношского монастыря временем настоящего расцвета. К этому времени монастырь уже практически весь был окружен каменной оградой, которую воздвигали еще в конце XVII века. При архимандрите Макарии Брюшкове (1788-1811) обитель достигла такого процветания, что московский митрополит Платон называл её «второй Лаврой».

В 1812 году монастырь избежал разорения: французы, находившиеся всего в 18 верстах, побоялись идти к нему по окружённой болотами дороге.

Наиболее зримо духовное покровительство Пешношского монастыря царствующей династии было явлено 17 октября 1888 года . В этот день Государь император Александр III вместе со своей семьей был чудесным образом спасен от неминуемой гибели в железнодорожной катастрофе: поезд со всей царской фамилией, возвращавшейся из Крыма, на полном ходу сошел с рельсов. Во время крушения погиб 21 человек, 35 были ранены, но никто из императорской семьи не получил серьезных повреждений.

Чудесное спасение царской семьи произошло в день празднования иконы Пресвятой Богородицы “Прежде Рождества и по Рождестве Дева” – одной из главных святынь Свято-Николаевского Пешношского монастыря. Список иконы, согласно преданию, Император постоянно носил при себе.

К началу XX века в обители подвизались около 200 человек, без учета послушников и трудников.

После Октябрьской революции филиалу Дмитровского краеведческого музея был передан ряд монастырских построек. В 1927 году (по другим данным в 1928) как монастырь, так и филиал музея были закрыты, в их зданиях разместился Дом инвалидов Мособлсобеса. В 1960-х – начале 1970-х годов под руководством Н.И. Иванова были отреставрированы некоторые храмы, а также (частично) укрепления монастыря.

С 1966 года на территории монастыря располагался Психоневрологический интернат № 3 Департамента социальной защиты населения города Москвы. Вопрос о выводе интерната из исторического архитектурного комплекса впервые был поднят ещё в 1975 году, однако его решение тянулось несколько десятилетий. 24 августа 2014 года состоялось открытие всей территории Николо-Пешношского монастыря после ремонтных и реставрационных работ. Праздничное богослужение возглавил патриарх Кирилл.

На территории монастыря расположены 6 храмов:

Никольский собор, построенный в XVI веке, крестово-купольного типа изначально двуглавый, в 1683-1691 дополненный четырьмя малыми главами, убранными в 1782. Ныне одноглавый.

Сергиевский храм, возведённый в 1732 над могилой Мефодия Пешношского взамен прежнего

Сретенская церковь

Богоявленская церковь в здании колокольни (нач. XVI)

Надвратный Преображенский храм (1689) над Святыми воротами (1623), обращенными к реке Яхроме

Церковь Дмитрия Ростовского с больницей (1811-1829)

О храмах, башнях, стенах, некрополе и гражданских зданиях монастыря будет рассказано отдельно.

Далее мы начнем последовательно и подробно осматривать монастырь и узнавать историю уже его отдельных строений..

Калайдович К.Ф. Историческое и топографическое описание мужского общежительного монастыря св. чудотворца Николая, что на Песношах. М., 1837.

Подъяпольская Е.Н. Памятники архитектуры Московской области. Вып. 1 — М.: Стройиздат, 1999.

Николо-Пешношский монастырь. Издательский дом Лига, Коломна, 2010.

Николо-Пешношский монастырь: «вторая Лавра»

На севере Московской области до наших дней сохранился Николо-Пешношский мужской монастырь, один из древнейших в наших краях. Основан он был в 1361 году святым преподобным Мефодием Пешношским, учеником святого преподобного Сергия Радонежского. Сейчас обитель реставрируется.

Николо-Пешношский монастырь, дореволюционная фотография

История Николо-Пешношского монастыря

Святой Мефодий, основатель Николо-Пешношского монастыря, был одним из первых учеников преподобного Сергия Радонежского. Избрав путь отшельничества, он поставил себе келию на реке Яхроме, в 25 верстах от Дмитрова. Сергий Радонежский неоднократно бывал здесь, навещая своего ученика. По преданию, «преподобный Сергий и преподобный Мефодий ископали вокруг кельи два пруда и посадили аллею из вязов, которые сохранились до настоящего времени». Правда, по другим источникам, аллея из вязов, ведущая к монастырю, появилась много позже, в екатерининское время.

Слава о Мефодии распространялась вокруг, и вскоре рядом с ним стали селиться те, кто стремился к монашеской жизни. Сергий Радонежский предложил перенести обитель чуть дальше – на высокий берег Яхромы, к месту впадения в нее маленькой речки, получившей название Пешноши. Святой Мефодий собственноручно «пеш нош» лес для нового монастыря – отсюда и пошло имя монастыря и речки. Соборная церковь была освящена во имя святителя Николая Чудотворца. В 1391 году преподобный Мефодий стал игуменом нового монастыря. Скончался он два года спустя, в 1393 году.

В начале XVI века в монастыре началось каменное строительство. В 1553 году обитель посетил Иван Грозный с супругой и годовалым сыном. Здесь царь встретился с бывшим епископом Коломенским Вассианом, который происходил из древнего рода дмитровских дворян Топорковых.

По преданию, царь задал Вассиану такой вопрос: «Отче, как лучше править государством?» Тот ответил: «Если хочешь быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя; держись правила что ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться. Тогда будешь твердым па царстве и грозою для вельмож». Иван Грозный на это сказал: «Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета».

Встреча имела далеко идущие последствия: Сильвестр и Адашев попали в опалу, пало правительство Избранной Рады. По духовному завещанию князя Юрия Ивановича Дмитровского, который приходился дядей самодержцу, монастырю были пожалованы дворцовое село Суходол и 25 деревень Суходольской волости.

В Смутное время польский отряд занял монастырь, но вскоре был выбит оттуда. Во второй половине XVII века все деревянные монастырские здания были перестроены в камне. В конце этого же века началось строительство монастырской стены.

В 1700 году Николо-Пешношский монастырь был приписан к Троице-Сергиевой лавре, с этого времени начался его упадок. В 1764 году он и вовсе был упразднен, однако вскоре, в 1766 году стараниями дмитровских купцов Ивана Сычева и Ивана Толчёнова и по ходатайству помещика действительного статского советника Михаила Верёвкина был снова открыт. И вскоре стал, по словам митрополита Московского и Коломенского Платона (1737-1812), «второй Лаврой», одним из самых благоустроенных и красивых в Российской империи.

Во время Отечественной войны 1812 года французские отряды, двигавшиеся по Дмитровской дороге и грабившие местные усадьбы и храмы, так и не решились подойти к монастырю – топкие болота вокруг обители стали лучшей защитой.

После революции 1917 года монастырь был передан филиалу Дмитровского краеведческого музея, в ведении которого он оставался до 1927 (по другим источникам, 1928) года. Затем в монастырских зданиях разместился Дом инвалидов Мособлсобеса. В 1966 году монастырь передали под Психоневрологический интернат № 3 Департамента социальной защиты населения города Москвы. В 1975 году впервые был поднят вопрос о переводе интерната в другое место, однако до сих пор он остается в этих стенах. В 1960-1970 годах также была проведена частичная реставрация обители.

В 2007 году началось возрождение монастыря, однако до сих пор большую часть территории занимает психоневрологический интернат.

Рассказ о посещении монастыря

Я давно хотела приехать сюда, но все как-то не складывалось. Да и рассказы в интернете несколько отпугивали. И вот, некоторое время назад мы с Майклом добрались-таки до этого места. И были поражены этой обителью.

От Рогачёва в сторону монастыря, расположенному в поселке Луговой, идет хорошая дорога. Вокруг — плоская низменность, поросшая болотистыми лесами. Местами взгляду открываются огромные поля, тянущиеся до самого горизонта. Затем, начинается знаменитая Аллея вязов. Рассказывают, что она сильно пострадала во время московского урагана 1998 года. Даже зимой она поражает воображение. Думаю, что летом здесь еще красивее.

Аллея из вязов (Екатерининская)

Вскоре вдали показывается и сам монастырь. Он производит очень сильное впечатление.

Вид на Николо-Пешношский монастырь

Мы подъехали к монастырю и остановились в недоумении: от монастыря к старинному зданию, расположенному напротив входа в монастырь, туда-сюда ходили пациенты интерната, из-за стен монастыря слышались крики. У двух приятных женщин, стоявших на остановке в ожидании автобуса, мы выяснили, что через главный вход (Спасскую башню) вход только по пропускам и для больных. Чтобы попасть в монастырь, нужно пройти чуть дальше, повернуть за угол и пройти в калитку в крепостной стене. Мы последовали их совету.

Заброшенный дом рядом с монастырем Николо-Пешношский монастырь

Вдоль монастыря тянулись какие-то заборы, здания монастырского подворья. Я уже стала сомневаться, правильно ли мы идем. Однако вскоре обнаружились полуоткрытые ворота из профнастила, на которых висела табличка с рассказом об основании монастыря. Значит, мы попали правильно.

Информация о монастыре

Но за воротами оказалось новое препятствие: прямо под монастырскими стенами паслось огромное стадо коров, среди которых я заметила и нескольких бычков, в леваде гуляли лошади. Несколько пастухов приглядывали за ними. С опаской мы прошли через них, хотя женщина-пастух и уверяла, что нас не забодают и не затопчут. Но, знаете ли, как-то страшно все равно

Стадо коров перед монастырем

Вскоре мы нырнули за небольшую дверь в крепостной стене и оказались на территории монастыря. И… Я конечно знала, что в Николо-Пешношском монастыре есть небольшой зоопарк. Но увидеть это собственными глазами — почему-то на меня это произвело очень сильное впечатление: впервые встречаю такое количество животных в православном монастыре. Хотя, если вдуматься, а почему бы и нет?

Зверинец в Николо-Пешношском монастыре

Животные выглядели здоровыми, с интересом разглядывали нас. На вольерах висели таблички с просьбой «Пожалуйста, не кормите нас», а также подробная информация о них. Неподалеку — ящик для сбора пожертвований на корм животным.

Козел в монастырском зверинце Кролики в монастырском зверинце Пятнистый олень в зверинце Николо-Пешношского монастыря

Пройдя через зверинец, мы подошли к монастырским строениям. Несколько рабочих занимались строительно-реставрационными работами. За животными ухаживал один из пациентов клиники.

Строения в Николо-Пешношском монастыре и остатки монастырского некрополя Колокольня, храм преподобного Сергия Радонежского и собор Николая Чудотворца в Николо-Пешношском монастыре Колокольня с храмом Богоявления Господня в Николо-Пешношском монастыре

Мы обогнули колокольню и оказались на другой стороне монастыря. Сретенскую церковь, Казначейский корпус и Святые ворота уже восстановили. Вдали гуляли пациенты интерната, поэтому мы не стали задерживаться там.

Святые ворота, Казначейский корпус и Сретенская церковь в Николо-Пешношском монастыре

Побродили еще немного по зверинцу. Мне показалось интересным это соседство церковных построек и экзотических животных. Я все пыталась сфотографировать страуса на фоне храма, но он так вертел головой, что не было никакой возможности поймать его в кадр. Зато охотно позировал верблюд. В вольере с ним гулял и ослик, но мы были ему неинтересны.

Зверинец и храмы Николо-Пешношского монастыря Верблюд и ослик в монастырском зверинце Волк в монастырском зверинце Волк в монастырском зверинце Верблюд в монастырском зверинце Кролики в монастырском зверинце

Посмотрев на животных, мы отправились назад. Нам снова предстояло пройти через стадо коров.

Стадо коров перед монастырем Николо-Пешношский монастырь

Солнце уже клонилось к закату, короткий зимний день близился к концу.

Спасская башня и бывшие Братские кельи в Николо-Пешношском монастыре Угловая северо-западная башня и Граненая башня Николо-Пешношского монастыря Святые ворота с надвратной церковью Николо-Пешношский монастырь Работы по расчистке русла Яхромы

В Николо-Пешношский монастырь, конечно, приехать стоит. Единственное, пока несколько смущает соседство монастыря с психоневрологическим диспансером. Уже несколько лет идут переговоры о строительстве для диспансера новой клиники и перевода пациентов туда. Однако пока, согласно информации в интернете, большинство решений принято только на бумаге. А вот зверинец, или зоопарк, нам очень понравился. И, судя по летним фотографиям в Яндекс.Панорамах, в теплое время года монастырь утопает в зелени.

Глядя на то, что уже отреставрировано, можно представить себе, насколько же был роскошным этот монастырь. И хочется надеяться, что скоро он вновь превратится во «вторую Лавру».

Подробнее об истории обители, ее архитектуре, святынях, расписании богослужений, а также монастырском подворье можно прочитать на официальном сайте монастыря http://www.peshnoshamon.ru/

Проезд

Удобнее всего попасть в монастырь на машине. Ехать по Московскому большому кольцу (А108) или Рогачевскому шоссе, около Рогачёво поворот на поселок Луговой.

Общественным транспортом: с Савеловского вокзала электричкой или от м.Алтуфьево автобусом № 401 доехать до Дмитрова, далее автобусом или маршруткой № 36 следующими через Куликово, до остановки «поселок Луговой».

© Сайт “Дорогами Срединного Пути”, 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале “Срединный Путь”

Просто сумбур мыслей…
Дореволюционный монастырь, конечно, впечатляет, не чета он нынешнему состоянию. Но хорошо, что восстановление идёт.
Интересно, пациенты парное молочко пьют или больше на продажу.. Хотелось бы верить, что всё для людей. Ведь и уход за животными в живом уголке доверяют пациентам, явно это такой ход в лечении.
Заброшенный дом поражает не столько своей разрушенностью, сколько сохранностью.

Мы были не в самое лучшее время — зимой, причем когда снег уже был не свежевыпавший, на исходе дня. А летом монастырь, судя по фотографиям Яндекс.Панорам смотрится замечательно. Да, далеко не все еще отреставрировано, но уже многие постройки приведены в порядок.
Заброшенный дом, возможно, тоже принадлежал психоневрологическому интернату.

Возрождаются на Руси монастыри… Божьим людям приютится есть где…

Очень странное соседство… Монастырь и психоневрологический интернат. С другой стороны, где же ещё быть убогим людям, как не около церкви? Кому они ещё нужны? Интересно, а церковь как-то участвует в их жизни? Помогает? Или отворачивается от таких соседей?

Хотя… Раз кто-то из пациентов ухаживает за животными зверинца, значит, даже сотрудничают. Это хорошо, вполне по-христиански.

«Вдали гуляли пациенты интерната, поэтому мы не стали задерживаться там». А они там что, буйные? Могут представлять какую-то опасность?

Как я понимаю, психоневрологический интернат появился в монастырских стенах еще в советские годы. Уже несколько лет идут переговоры о том, чтобы его пациентов перевести в новое здание, более приспособленное, а монастырь полностью передать церкви. Пока ведь войти в монастырь можно только через маленькую калитку. Церковь, конечно, помогает — вроде, даже среди монахов есть бывшие пациенты клиники. Многие помогают на монастырском подворье — подобная терапия всегда считалась эффективной.

Пациенты вроде не буйные. Но я себя не очень уютно чувствовала. Да и не знала, как воспримет это охрана — отсвечивать зеркалкой вовсе не хотелось.

О, вполне понятно, что неуютно. При таких-то обстоятельствах.

Ух ты! Ещё и бывшие пациенты среди монахов… Удивительно!

Мария,здравствуйте.Всё очень интересно.Вас не интересует тема старообрядчества?Вы человек разносторонне образованный,мне нравится Ваш образ мышления.Не бывали ли в местах описанных Мельниковым Печерским?А вдруг?Я тоже много езжу,интересуюсь,фотографирую.Краток,потому что не знаю Вашего отношения к затронутой теме.С уважением.

Михаил, спасибо за добрые слова!
К своему стыду, Мельникова-Печерского не читала Надо будет восполнить этот пробел. Со старообрядческой культурой сталкивалась, но немного. Пожалуй, самое сильное воспоминание — о Палем-острове на Онежском озере, где когда-то было самосожжение монахов за веру. Сейчас все собираюсь в Боровск — много о нем читала именно в связи со старообрядчеством. Надеюсь, в этом году получится съездить.
А Вы интересуетесь старообрядчеством?

На сон грядущий,Мария.Если ещё не спите.Много раз приступал к чтению «В лесах» и «На горах» известного автора и никак не мог осилить.Наверное,по лености.Много раз бывал в Боровске…А сам родом из Нижегородской губернии -наверное,гены.Случайно,хотя случайного ничего не бывает,посмотрел 25-и серийный фильм»В лесах и на горах» в исполнении известных актёров.И всё…заболел этой темой.Действие происходит в Заволжье.(Городец,Семёнов и т.д.)Так,как Вы довольно много путешествуете,родство душ,наверное.Поэтому и решил «черкнуть» несколько слов.Что может быть лучше»роскоши человеческого общения».Тем более,с приятной женщиной.

Михаил, спасибо за наводку, фильм постараюсь посмотреть, хотя бы частично.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: