Ферапонтов монастырь: история и адрес монастыря, фрески

Ферапонтов монастырь и уникальные фрески Дионисия

Приехав в Кириллов Вологодской области, не упустите шанс увидеть уникальные фрески Дионисия, которые практически полностью сохранились в Феропонтовом монастыре. Я предпочитаю посещать известные монастыри с экскурсоводом, поэтому мы накануне договорились с местным частным гидом, которая согласилась показать несколько интересных достопримечательностей, ну и, конечно монастырь.

Утром мы встретились с гидом Лидией в центре Кириллова и поехали на нашей машине путешествовать вокруг Кириллова. От города до монастыря ехать не более полу часа, на протяжении которого слушали историю возникновения обители, заочно знакомились с экспонатами музея по книжке, потому что на территории Ферапонтова монастыря проводить экскурсии сторонним гидам нельзя. Конечно, мы могли бы взять гида и на месте, но тогда не получилось бы полноценной программы.

Вокруг монастыря можно полюбоваться русской природой, представляю, какая упомрачительная картинка здесь летом.

Стоит сказать, что посещение Феропонтова монастыря – удовольствие не из дешевых. С учетом, что мы не брали экскурсию от монастырских гидов, заплатили за вход в музей, просмотр фильма и право посмотреть на фрески примерно по 800 руб с человека. Из посетителей мы оказались одни, на кассе наша гид пыталась очень прозрачно намекнуть, что с нас не надо брать деньги по полной, но правила есть правила. Меня поразил тот факт, что нам пришлось уточнять у смотрительниц, сколько времени мы можем смотреть фрески. Обычно разрешают не более 10 минут (и это за такие немаленькие деньги), но нам повезло – по времени ограничивать не стали.

Фрески Дионисия

В конце XV столетия на территории монастыря возвели каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы, что, кстати, на семь лет раньше чем в соседнем Белозерском монастыре, который был намного богаче.

Расписал собор Дионисий – известный на Руси мастер-иконописец. Например, его рука касалась Успенского собора Московского Кремля. Стиль мастера легко узнается благодаря ярким краскам, вытянутым, легким фигурам, плавным линиям. Дионисий – один из самых известных храмовых художников на Руси, наряду с Феофаном Греком и Андреем Рублевым. Благодаря работе мастера и чудесной сохранности искусства монастырь включен в список Всемирного наследия под охраной ЮНЕСКО.

Росписи занимают площадь больше 700 кв. метров, а это практически вся внутренняя поверхность собора. Не сохранились только отдельные части росписей, которые пострадали во время перестройки иконостаса. А целом, фрески сделали Ферапонтов монастырь известным на весь мир, так как он единственный, где в полном объеме сохранились авторские фрески начала XVI столетия.

Перед входом вам дадут план-схему фресок, с помощью которой роспись можно «читать» даже не сильно подготовленному человеку.

О красках и технологии живописи можно прочитать перед входом.

Помимо росписи храма в Феропонтовом монастыре можно посмотреть вводный фильм о фресках и посетить музей, в котором находится ряд любопытных экспонатов.

Музей Ферапонтова монастыря

Сначала мы пошли в музей, представляющий собой большой зал.

Например, здесь можно увидеть реконструкцию кельи монаха по уставу Кирилла Белозерского, в которой нет даже кровати.

Музей Фкропонтова монастыря

В келии не разрешалось никому иметь что-либо, кроме самых необходимых вещей, не разрешалось ничего называть своим, но все было общим.Даже куска хлеба не разрешалось держать в келии, так же не должно было быть напитков. Если монах хотел есть или пить, то шел в трапезную, где с благославления мог утолить голод и жажду.

В дальнем углу находится образец братской трапезной.

Музей Феропонтова монастыря

В трапезной каждый послушник сидел в соответствии с чином старшенства на своем месте с кротостью и молчанием, и никого не было слышно, только чтеца. Им полагалось по три блюда, кроме постных дней, в которые монахи либо вообще отказывались от еды, либо перебивались хлебом с водой.

За витринными стеклами можно найти экземпляр Соборного уложения 1649 года.

Музей Феропонтова монастыря

Здесь можно увидеть икону Патриарха Никона, который находился в этих краях в период ссылки.

Музей Феропонтова монастыря

Вот это, предположительно, кусочек израсца из кельи Никона.

Музей Феропонтова монастыря

Конечно, экспозиция демонстрирует торжественное одеяние священников.

Музей Феропонтова монастыря

А вот рабочие место Игумени.

Музей Феропонтова монастыря

Музей Феропонтова монастыря

Об основании монастыря

Ферапонтов монастырь был основан в 1398 году. Назван монастырь по имени основателя Ферапонта, который прежде чем остановиться здесь был послушником в Симоновом Московском монастыре, а затем даже стал одним из основателей Кирилло-Белозерского монастыря. Чтобы найти большее уединение Ферапонт отправился дальше и поселился на небольшом холме около Бородавского озера.

Здесь Фепапонт построил для себя небольшую деревянную келью и жил в уединении своими трудами и молитвами. Но однажды пришли к нему разбойники и потребовали отдать им сокровища или покинуть э то место (удивительно, но как это похоже на обычный рэкет). Правда преподобный Ферапонт не испугался их и пристыдил их, да так, что разбойники ушли и больше не тревожили старца.

Начали приходить к Ферапонту люди и просить разрешения поселиться рядом. Так возникло небольшое поселение, около десяти человек. Но преподобный Ферапонт отказался стать игуменом и новоиспеченную обитель возглавил другой человек, имя которого история не сохранила. А вот Ферапонт назначил себе самые черные работы, так как называл себя «великим грешником». Он носил воду, колол дрова, чистил печи. Кстати, именно так жил и Сергий Радонежский, который был наставником преподобного Ферапонта.

Через десять лет здесь поставили церковь, которую освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вроде бы все складывалось так, как хотелось старцу Ферапонту: жил он в тишине и покаянии, молился, трудился, но вскоре ему пришлось покинуть обитель. Можайский князь хотел поблизости основать подобный монастырь и попросил преподобного Ферапонта помочь ему в этом. Не хотелось преподобному старцу начинать все сначала, но смирение это добродетель, которой должны обладать христиане, поэтому Ферапонт смирился. А ведь на то время ему уже было семьдесят лет. Стоит отметить, что преподобный старец пробыл в Лужецком Можайском монастыре еще двадцать лет, здесь есть церковь Рождества Богородицы, как и в Феропонтово, где похоронен старец. Несмотря на то, что последние двадцать лет Ферпонт провел в другом месте, его помнят и почитают как Белозерского старца. Вокруг милой его сердцу обители на Бородавском озере образовался поселок, который и по сей день называется Ферапонтово, часть озера Ферапонтовским, а монастырь, который вырос на месте первых келий, назван Ферапонтовым.

Читайте также:
Свято-Троицкий мужской монастырь в Тюмени: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни

Интересно, что Ферапонтовский монастырь, всегда оставался в тени, как бы на втором плане, но в то же время обитель имела очень большое духовное влияние. Здесь бывали цари, князи, известные люди и каждый находил здесь умиротворение и ответы на тревожащие вопросы.

После того как преподобный Ферапонт покинул обитель, князь Можайский направил сюда обещанную помощь, но не было духовника, который бы с толком распорядился полученными средствами. Проходили годы, менялись игумены, но Ферапонтов монастырь так и оставался таким же, как и при жизни его основателя. Но затем пришел в обитель преподобный Мартиниан ученик Кирилла Белозерского настоятеля Кирилло-Белозерского монастыря. Преподобный Мартиниан пришел в это святое место простым паломником, но братья его уговорили остаться здесь и стать настоятелем Ферапонтова монастыря.

В XV столетии произошли кровавые события, которые хоть и произошли в Москве за пятьсот километров, но отразились на Ферапонтовом монастыре. В Москве шла борьба за великокняжеский престол и тогдашнего князя Василия II низверг Дмитрий Шемяка. С него взяли клятву на кресте, что он не будет выступать против нового князя, и выделили. Василий, которого прозвали Темным, за то что слепым был, пришел поклониться и помолиться в Ферапонтов монастырь. Здесь преподобный Мартиниан освободил Василия от данной клятвы и даже благословил его выступать против захватчика, который незаконно восседал на великокняжеском престоле. Поддержка церкви в те времена имела большое значение, поэтому к Василию Темному примкнуло много сторонников, что и предрешило участь Шемяки, ему пришлось бежать в срочном порядке.

Преподобного Мартиниана Великий князь Василий вызвал в столицу и попросил взять игументство в Троице-Сергиевом монастыре. И несмотря на то, что Мартиниану не хотелось уезжать из Ферапонтово, ему как и его предшественнику Ферапонту пришлось занять должность игумена в другом монастыре.

Через некоторое время преподобный Мартиниан вернулся в милую сердцу обитель в Ферапонтово и занялся обустройством. И последующие двадцать он так усердно все здесь обустраивал, что все диву дивились. Здесь он и упокоился в церкви Рождества Богородицы.

В начале шестнадцатого столетия возведена Церковь Благовещения с трапезной, которая построена в честь рождения царевича Иоанна, который в историю вошел как Иван Грозный. Приблизительно в это же время построена Казенная палата – уникальное сооружение гражданской постройки на территории монастыря. Здесь была обустроены помещения для книг, амбары, обустроен тайник для монастырской казны.

В Ферапонтовом монастыре можно увидеть много всего интересного и уникального, но прежде чем вы войдете в стены святой обители, вы пройдете сквозь Святые ворота. Стоит отметить, что каменные стены, арки, надвратные церкви Ферапонта и Богоявления и даже окна, не менялись со дня постройки. Пол в церквях устлан небольшими плитками, своды поддерживаются дубовыми балками, которые уже потемнели от времени, черные алтарные жертвенники.

Судьба Ферапонтова монастыря, схожа со многими другими обителями, которые пережили советские времена, он был закрыт. Но, к счастью, его не постигла участь быть совхозом, Ферапонтов монастырь был передан под музей и сегодня он находится под охраной ЮНЕСКО. Но молитвы здесь по-прежнему звучат – под богослужение братии отдан Никонов храм.

Когда вы приедете Кириллов, то поймете связь между несколькими святыми местами, расположенными вокруг: Кирилло-Белозерским монастырем , Нилло-Сорской пустынью , Феропонтовым монастырем и Горицким женским монастырем, в который мы и направились далее ( читать о нем ).

Адрес: Вологодская область, Кирилловский район, село Ферапонтово, ул. Каргопольская, 8.

Время работы музея:

с 1 мая по 31 сентября работаем с 9:00 до 18:00 без выходных.

с 8 сентября по 30 апреля с 9:00 до 17:00, с 1 октября выходной – понедельник.

Ферапонтов Белозерский монастырь

Ферапо́нтов Белозе́рский Богоро́дице-Рожде́ственский монастырь — бывший православный монастырь в Кирилловском районе Вологодской области. В течение 400 лет обитель являлась одним из важнейших культурных и религиозных просветительных центров Белозерского края . Здесь сохранился уникальный по чистоте и сохранности ансамбль архитектуры и стенописи допетровского времени. Сессия ЮНЕСКО внесла в 2000 г. монастырь в список Всемирного наследия. В зданиях бывшего монастыря действует музей.

Содержание

  • 1 Расположение
  • 2 Архитектура, живопись
  • 3 История монастыря
  • 4 Сиверский идол
  • 5 Ферапонтов монастырь и Русская православная церковь. Настоящее время
  • 6 Охранный статус
  • 7 Известные деятели
  • 8 Примечания
  • 9 Литература
  • 10 Ссылки
  • 11 Комментарии читателей:

Расположение

Монастырь, находящийся в 20 км на северо-восток от Кириллова и в 120 км на северо-запад от Вологды, выстроен на холме меж двух озёр — Бородаевского и Паского, которые соединяет маленькая речка Паска. Само село Ферапонтово расположено, преимущественно, на противоположном от монастыря берегу реки. Монастырь доминирует над окружающей местностью, однако благодаря своим камерным размерам и изящному стилю он не подавляет величием, как его ближайший сосед — Кирилло-Белозерский монастырь .

Архитектура, живопись

Ансамбль Ферапонтова монастыря

Собор Рождества Богородицы 1490. Стенопись Дионисия 1502. Святитель Николай Чудотворец

Читайте также:
Иоанн Крестьянкин: биография старца, книги и советы, труды и письма

Ансамбль Ферапонтова монастыря уникален по красоте, подлинности, согласованности архитектурных деталей разных столетий, объединяющих его в единое целое. Идея ансамбля — раскрытие в архитектурных и живописных образах темы Боговоплощения.

Особую значимость для русской и мировой культуры имеет собор Рождества Богородицы. Согласно тексту летописи на откосе северной двери он расписан Дионисием и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 г. Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося представителя московской иконописной школы , главного художника рубежа XV—XVI веков.

Площадь стенописи собора 600 м². Она является единственной документально подтвержденной росписью мастера. Индивидуальность настенной живописи Дионисия — в неповторимом тональном богатстве мягких цветов, ритмической гармонии многочисленных сюжетов в сочетании с архитектурными членениями собора. Особенности взаимосвязи между сюжетными циклами ( Акафист Богородице, Вселенские соборы , Страшный суд и другие) и отдельными композициями как внутри собора, так и снаружи, колористическое многообразие и философская глубина определяют значение стенописи собора Рождества Богородицы . Среди памятников православного круга стенопись собора выделяет полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи.

Ферапонтов монастырь с росписью Дионисия является редким образцом сохранности и стилевого единства русского северного монастырского ансамбля XV—XVII веков, раскрывающего типичные особенности архитектуры времени формирования Русского централизованного государства. Ансамбль Ферапонтова монастыря — яркий пример гармоничного единения с практически не изменившимся с XVII века естественным окружающим ландшафтом, подчеркивающим особый духовный строй северного монашества, в то же время раскрывающим особенности хозяйственного уклада северного крестьянства.

Здания монастыря, единственные на Русском Севере, сохранили все характерные особенности декора и интерьеров. Ансамбль монастыря — единственный полностью сохранившийся в России от начала XVI века пример взаимодействия архитектуры и стенописи, созданной самым выдающимся мастером эпохи.

История монастыря

Историческая значимость Ферапонтова монастыря, основанного в период расширения политического влияния Московского великого княжества, определяются его участием в узловых моментах эпохи становления Русского централизованного государства и тесно связана с основными историческими событиями, происходившими в Москве в XV—XVII веках.

Собор Рождества Богородицы и шатровая церковь. Вид с востока.

Монастырь был основан в 1397 году святым Ферапонтом [2] .Будучи выходцем из боярского рода Поскочиных, Ферапонт постригся в монахи в московском Симонове монастыре , пришёл на Север вместе со своим другом и сподвижником святым Кириллом Белозерским , но не остался с ним на Сиверском озере , основав в 15 км от Кирилло-Белозерского монастыря свою обитель. Так же как и Кирилл, Ферапонт недолго оставался в одиночестве. Число иноков росло, они строили себе кельи, в 1409 году возвели деревянную церковь Рождества Богоматери, а немного позже — трапезную [3] :156 . Благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преп. Мартиниана Белозерского , по просьбе братии ставшего игуменом монастыря [4] , Ферапонтов монастырь приобретает широкую известность. Наряду с Кирилло-Белозерским монастырём он становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие), из его стен на рубеже XV—XVI вв. вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны — архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский) , епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт .

В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва , патриарх Никон ). Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий. Пострижеником монастыря был преподобный Кассиан Грек , прибывший в Россию в составе свиты Софии Палеолог .

Всё XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская , Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 г., называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских , Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же упоминаются епископы Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские , Новгородские.

С обретением мощей преп. Мартиниана и последующей его канонизацией возрастает внимание к монастырю, способствующее росту вкладов и доходов .

Ферапонтов монастырь был богатейшим вотчинником Белозерья. Ему в начале XVII в. принадлежали несколько сёл , около 60 деревень , 100 пустошей , более 300 крестьян.

В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV—XVII вв.

В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казённая палата, служебные постройки — каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. Однако такой мощной крепостью, как Кирилловский, Ферапонтов монастырь так и не стал. Даже ограда его до XIX века оставалась деревянной. Именно из-за полного отсутствия каких бы то ни было укреплений монастырь в 1614 году был разорён польско-литовскими грабительскими отрядами. Заранее зная о нашествии, монахи успели спрятать наиболее ценные вещи. В результате польско-литовского разорения были сожжены кельи и ворота, разорены окрестные деревни и убиты местные жители. Крайне тяжёлое экономическое положение Белозерья в первой половине XVII в. отразилось и на Ферапонтовом монастыре. Только 25 лет спустя после нашествия было возобновлено каменное строительство [3] :156 . Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню.

Но и этот новый подъём в жизни обители не был долгим, во второй половине XVII века положение опять ухудшилось. Отчасти это было связано с пребыванием здесь в ссылке бывшего патриарха Никона с 1666 по 1676 год. Десятилетнее пребывание Никона в Ферапонтове было последним ярким событием в истории монастыря. Постепенно он беднел и приходил в запустение [3] :156 . В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода , а церкви стали приходскими. В XIX в., в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой.

Читайте также:
Иверский монастырь в Ростове-на-Дону: история и адрес, описание, святыни

В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924.

С 1975 года началось формирование современного музея, превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы.

Сиверский идол

В музее Ферапонтового монастыря находится языческий славянский сиверский идол — символ плодородия и поклонения богу Роду или Яриле . Датируется IV—IX веками, высота — около 1 метра. Найден в деревне Сиверово Суховерховского сельсовета Кирилловского района.

Ферапонтов монастырь и Русская православная церковь. Настоящее время

Проекты возобновления «монашеского жительства» на исторической территории монастыря существуют уже много лет. [5] Однако искусствоведы не поддерживает такие начинания, считая, что это отрицательно скажется на сохранности фресок. [6]

В настоящее время службы совершаются в надвратных церквях Ферапонтова монастыря, однако РПЦ рассматривает вопрос о службе в центральном соборе монастыря, расписанном Дионисием. [6]

Епископ Вологодский и Великоустюжский Игнатий издал определение с 08 июля 2014 года образовать Православную религиозную организацию Архиерейское подворье «Ферапонтов монастырь» с. Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области Вологодской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). [7]

Охранный статус

Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 982
рус. • англ. • фр.

Монастырь является памятником истории и культуры федерального значения, а также единственным на территории Вологодской области памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО. Музей фресок Дионисия является филиалом ФГБУК «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» (КБИАХМЗ), на основании Указа Президента в 1997 году включенного в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации .

Известные деятели

  • Ферапонт Белозерский — основатель и 1-й игумен монастыря.
  • Мартиниан Белозерский — строитель, 2-й игумен монастыря.
  • Галактион Белозерский — блаженный, юродивый — местночтимый святой.
  • Дионисий — иконописец, расписавший стены и создавший иконостас собора Рождества Богородицы.

Примечания

  1. Семенищева Е.В. Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь. Часть 1
  2. Семенищева Е. В. Можайский Лужецкий Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтов монастырь. — М: Историко-просветительское общество памяти преподобного Ферапонта, 2008. -С.11. -ISBN 978-5-903848-01-0
  3. ↑ 3,03,13,2Выголов В.П., Удралова Н.В. В край белых ночей: Вологда. Кириллов. Ферапонтово. Белозерск. Вытегра. Петрозаводск. Кижи. Марциальные воды. Кондопога. Кивач: Путеводител. — Москва: Профиздат, 1986. — 320 с. — (Сто путей — сто дорог). — 100 000 экз. (см. ISBN )
  4. ↑ Преп. Мартиниан был игуменом Ферапонтова до 1447 года, когда стал игуменом Троице-Сергиева монастыря .
  5. ↑ Сайт «Наследие Ферапонтова монастыря». Проект восстановления восстановления Ферапонтова монастыря как общецерковного центра художественного образования и духовной жизни. Москва, 2005 год.
  6. ↑ 6,06,1Павельева Л.Просунуть голову и протащить хвост. Шаг за шагом музеи сдают свои позиции Русской православной церкви. Радио Свобода. 30.07.2014 23:57.
  7. ↑Указ № 187 «Об образовании Архиерейского подворья „Ферапонтов монастырь“ с. Ферапонтово»

Литература

  • Брилліантовъ И. И. Ѳерапонтовъ Бѣлозерскій, нынѣ упраздненный монастырь, мѣсто заточенія Патріарха Никона. СПб. 1899 / Репринтное издание, М.:Северный паломник, 2005, 136 с. ISBN 5-94431-177-0.

Ссылки

  • Ferapontovo.ru — сайт об истории Ферапонтова монастыря, о селе Ферапонтово и его округе
  • Виртуальный тур по монастырю
  • Сайт Музея фресок Дионисия
  • Ферапонтов монастырь: время великих подвижников (статья; фото монастыря и фресок Дионисия)
  • Сайт Историко-просветительского общества «Наследие Ферапонтова монастыря»

Шаблон:Монастыри Вологодской области Шаблон:Древнерусская стенопись

Природное: Девственные леса Коми | Байкал | Вулканы Камчатки | Золотые горы Алтая | Западный Кавказ | Центральный Сихотэ-Алинь | Убсунурская котловина | Остров Врангеля | Плато Путорана | Ленские столбы

Культурное: Московский Кремль и Красная площадь | Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников | Кижи | Соловецкие острова | Исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей | Белокаменные памятники Владимира и Суздаля | Троице-Сергиева лавра | Церковь Вознесения в Коломенском | Казанский кремль | Ферапонтов монастырь | Куршская коса | Цитадель , старый город и крепостные сооружения Дербента | Новодевичий монастырь | Исторический центр Ярославля | Дуга Струве |

Выделить Ферапонтов Белозерский монастырь и найти в:

Храм великомученицы Анастасии Узорешительницы в Москве

Церковь расположена на юго-западе Москвы, в районе под названием Теплый Стан. Религиозная постройка единственная в столице, которую освятили в честь матушки Анастасии. Воздвижение началось в 2002 г. после продолжительных обращений местного православного населения к городскому управлению. Настоятелем новосозданной церкви назначили отца Александра (Ковтуна), святитель совершил торжественный молебен на Вербное воскресенье.

История постройки

Жители района Теплый Стан продолжительное время мечтали о собственной церкви, куда бы они могли прийти и ощутить умиротворение. С середины 1990-х самые активные из них посещали различные городские инстанции, чтобы получить разрешение на воздвижение желанного религиозного здания. Народ демонстрировал большое стремление помочь в этом благородном деле.

Так как в Теплом Стане никогда не существовало Божьего дома, многие местные прихожане навещали храмы соседних районов.

  • Строительство церкви благословил патриарх Алексий II, здание передали в управление Михайловского благочиния. Божий дом решили освятить во славу великомученицы Анастасии, жившей в IV столетии и прославившейся попечением о страдальцах за христианскую веру. Господь наградил преподобную даром исцеления, так как она бескорыстно служила воле Всевышнего Творца. Анастасию прозвали «Узорешительницей», то есть способной освобождать от уз греховности и телесной болезни. С молитвами к ней чаще обращаются беременные и заключенные.
  • Протоиерей Георгий проявил большое участие в создании церковного прихода. Преподобный вместе с помощниками из собора Михаила Архистратига служил молебны и акафисты в то время, когда на месте храма еще не было и фундамента. Приходское собрание начало свою деятельность в начале 1997 г. На пустырь, где планировалось воздвижение, приходили первые миряне и читали молитвы, служили панихиды.
  • С 1999 г. настоятелем еще не построенного храма назначили протоиерея Бориса, имевшего должность клирика церкви на Ваганьковском кладбище. Святитель оставлял дела на основном месте службы, навещал пустырь в Теплом Стане и проводил церковные обряды. Отец Борис запомнился некоторым прихожанам своей отзывчивостью и кротким нравом.
  • В 2002 г. установили поклонный крест и бытовку, где проводился акафист в честь новой церкви. Благодетельные люди жертвовали деньги, а также бетон и цемент. В середине лета 2002 г. протоиерей Анатолий заложил первый камень храма.
  • В 2003 г. приходским настоятелем назначили иерея Александра. Вскоре в новосозданном храме провели первую литургию, что ознаменовало полноценную жизнь Божьего дома в Теплом Стане.

Освидетельствование проводили специалисты из научно-исследовательской экспертизы, они подтвердили аутентичность святыни и архиерейскую опечатку. Вскрытие реликвария произошло в присутствии ученых и протоиерея Аркадия, одну из частиц передали для поклонения верующим в храм великомученицы Анастасии.

В церкви с 2016 г. находится фрагмент останков святого Никандра Городноезерского, память которого отмечают 15 марта.

Храмовый комплекс

В связи с недостаточной вместимостью церкви великомученицы Анастасии в 2009 г. началось воздвижение большого собора и дополнительных пристроек. В 2012 г. епископ Иринарх совершил чин освящения храмового комплекса в честь Калужского образа Пречистой Девы.

  • По архитектурному плану строение будет иметь три главы, пять апсид и колокольню. Здание решено возводить в стиле московского зодчества XVI столетия. В нижнем ярусе расположат служебные помещения. Большой храм рассчитан на 900 человек, его площадь составит 1150 м2.
  • Основные строительные работы завершены, на лето 2019 г. запланировано оштукатуривание стен и покраска. Сроки обусловлены тем, что кирпичная кладка должна выдержать определенное время без дополнительной обработки. Большой храм Калужского образа подготовлен для чина малого освящения, здесь уже установлен временный иконостас и привезена необходимая церковная утварь.

Воздвижение большого собора рядом с церковью Анастасии Узорешительницы идет медленными темпами, так как комплекс сооружается на пожертвования мирян, крупных благотворителей у проекта не имеется. К тому же новый собор строится по сложному архитектурному плану, а технологическому процессу необходима пауза.

На заметку! Приходской совет обращается к православным верующим с предложением принять посильное участие в воздвижении храмового комплекса, ведь это дело трудоемкое, но спасительное для души. Только общими усилиями жители Теплого Стана получат возможность приходить в обширный и изящный храм на христианские торжества. Благоустроители будут отмечены РПЦ как люди, свершившие великое деяние во славу Царствия Господа.

Как добраться

Небольшая церковь расположена в Москве, по адресу: улица Теплый Стан, строение 2. Ближайшая остановка транспорта — «ул. Генерала Тюленева», до места назначения идут автобусы № 227, № 281, № 144.

Главный престольный праздник отмечают 4 января.

Божий дом открыт каждый день с 7:00 до 17:00. По воскресеньям вечером здесь совершается акафист великомученице Анастасии, в субботу утром проходит водосвятный молебен, а в середине дня — ритуал крещения.

Храм великомученицы Анастасии Узорешительницы воздвигли в Теплом Стане в 2003 г. Местные жители долгое время ждали возможности, когда рядом с их домами воздвигнут Божий дом. Здесь они могут молиться святым мощам преподобной Анастасии. Вскоре появилась необходимость в расширении пространства для прихожан, поэтому городские и церковные власти дали разрешение на создание большого храмового комплекса, рассчитанного на 900 человек.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Храм Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Данная святая занимает не последнее место среди почитаемых в православии. Это и не удивительно, ведь за свою жизнь ей пришлось вытерпеть не мало бед, но за это она была одарена Господом. В народе она известна как Узорешительница, Избавительница или Целительница. Такие названия были даны ей за благодать Божию и возможность исцелять как душевные, так и физические проблемы. Так же не оставляет она без помощи и тех, кто попал в места лишения свободы, также просят помощи от колдовских чар и сложных жизненных ситуациях.

Не удивительно, что есть в мире храмы данной святой. Один из таких храм святой Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане. Ранее храма тут не было, но это было большим желанием местных жителей.

История возникновения

Как уже было сказано, многие жители обращались в различные инстанции с просьбой построить храм. И вот однажды такое решение было принято. Решено было дать имя ему в честь святой Анастасии Узорешительницы, которая покровительствовала тем, кто был в заточении, а особенно тем, кто пострадал за истинную веру в Господа. За такое свое заступничество Бог наградил ее даром исцеления.

Чаще всего к ней обращают свои молитвы те, кто в тюрьме или беременные. Ведь «узорешительница» означает освободится от любых уз. На то время построенный храм относился к Михайловскому благочинию.

Изначально на месте, где теперь храма Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане, просто собирались люди и читали молитвы. Со временем там был воздвигнут крест. Затем была бытовка и только в начале 21 века началось строительство. Многие меценаты жертвовали деньги на строительство. И уже 12 июля 2002 года, был заложен первый камень. А в 2003 году храм был закончен и проведена первая литургия.

Основными престольными праздниками считают:

  • 4 января — святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы,
  • 15 сентября – Калужской иконы Божьей Матери.

Святыни храма

В данной обители есть несколько святынь, которые почитаемы среди прихожан:

  1. Частица мощей Анастасии Узорешительницы. Впервые они появились тут в декабре 2013 года. Преклониться пред ними можно ежедневно с 8 утра и до 20 вечера.
  2. Помимо этого, с ноября 2013 года появились и частичка мощей преподобного Никандра Городноезерского. День памяти его празднуют 15 марта и 4 ноября.
  3. Из ликов святых особое внимание уделяется иконе Калужской Богоматери.

Расписание богослужений в храме Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане

Как и в любом прочем храме расписание богослужений порой меняется. Но все равно основные службы проводятся постоянно. Так, в субботу в 9.00 проходит Литургия, вечерняя и утренняя в 17 часов. По воскресеньям и в праздники проводится две Литургии – в 7.00 и 10.00. накануне праздников проводят всенощное бдение в 18 часов вечера.

Более подробно и точно с расписанием храма Анастасии в Теплом Стане можно узнать на сайте храма.

Как добраться до храма

Точный адрес обители: улица Теплый Стан, строения 4,6. там же есть и номер телефона для того, чтобы можно было оперативно проконсультироваться. Также можно добраться и общественным транспортом. Для этого можно добраться на

    • метро до станции «Теплый Стан»,
    • автобусами с номером 227, 281, 144 выходить необходимо на остановке «ул. Генерала Тюленева».

Помните, что независимо от того, как часто Вы посещаете храм, важнее то, какой является Ваша вера.

Храм великомученицы Анастасии Узорешительницы в Москве

В одном из районов Москвы – Тёплом Стане – находится храм св. Анастасии Узорешительницы. Жители района давно мечтали о церкви, обращались в различные инстанции, но просьбы верующих были удовлетворены только в конце прошлого века.

В отсутствие храма люди собирались на пустыре, читали молитвы. Позже службы стал проводить протоиерей Борис Развеев. Священник специально приезжал на строительную площадку для совершения богослужений. С формированием прихода на месте будущей церкви появились поклонный крест и бытовка, в которой читали акафисты.

Храм Анастасии Узорешительницы в Тёплом Стане построили в 2003 году. Первым настоятелем церкви стал Александр Ковтун, совершивший молебен на Вербное воскресенье.

История строительства храма была бы неполной без рассказа об основателе прихода.

История

По воспоминаниям очевидцев, появление храма в Тёплом Стане было давним желанием местных жителей. Об этом говорит то, что с середины девяностых годов многие из жителей района ходили по всем возможным инстанциям, государственным и церковным, и просили построить в Тёплом Стане храм.

Храма на этом месте не было никогда. Частью население данного района приписывалось к храмам Троицы Живоначальной в Конькове, а частью — к приходу Троицкого храма в поселке Мосрентген.

По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, было принято решение начать строительство нового храма в Тёплом Стане, посвященного святой великомученице Анастасии Узорешительнице. Новый храм принадлежал в то время Михайловскому благочинию.

Благочинный Михайловского округа, настоятель храма Архангела Михаила в Тропареве, протоиерей Георгий Студенов принял активное участие в возникновении нового прихода. Первое время, на территории теперешнего храма, еще ничего не было, духовенство из храма Архангела Михаила приходило служить молебны и акафисты.

С 1997 года началась деятельность Приходского собрания. В то время, когда Приходское собрание только начинало существовать, на территории, отданной под застройку, не было ничего. Не было даже поклонного креста, не было ни одной бытовки. В чистом поле, выделенном управой района под проект возведения временного храма, собирались первые прихожане, как правило, жители нашего района, и совершали молитвы, читали акафисты, панихиды.

В 1999 году по благословению священноначалия здесь стал служить протоиерей Борис Развеев (☦ 30.03.2011 г.), клирик храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище, который специально приезжал в Тёплый Стан и служил молебны на месте будущего храма. Отца Бориса ещё до сих пор помнят некоторые постоянные прихожане нашего храма.

Когда начались первые молитвенные обращения к Господу, на этом месте и начал формироваться приход, строительство пошло динамичнее. Со временем был установлен поклонный крест, пожертвовали первую бытовку, в которой можно было в любую погоду читать акафисты.

Основное строительство началось уже с первых лет нового столетия. Благодетели пожертвовали конструкции для будущего строительства храма, бетон для фундамента, кирпич, цемент. А 12 июля 2002 года благочинный Андреевского округа священник протоиерей Анатолий Кожа совершил закладку камня в основание храма Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане.

В 2003 году настоятелем прихода стал иерей Александр Ковтун. В этом же году на Вербное воскресение была совершена первая литургия. Именно с этого времени и началась полноценная приходская жизнь храма.



Святыни храма святой Анастасии Узорешительницы

Ковчег с частицами мощей святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, святой Фаусты — матери святой Анастасии Узорешительницы, и святого мученика Хрисогона Аквилейского — учителя святой Анастасии Узорешительницы

Святая великомученица Анастасия Узорешительница родом римлянка, приняла мученическую кончину в 304 году в период гонений на христиан. От Господа ей была дана благодать излечивать телесные и духовные болезни.

День памяти 4 января (22 декабря по старому стилю).

Акафист святой великомученице Анастасии Узорешительнице

Ковчег с частицей мощей святой великомученицы Параскевы Пятницы

Святая Параскева Пятница — христианская великомученица III века. Всегда была особо почитаема и любима православными верующими как целительница от тяжелых недугов.

День памяти 10 ноября (28 октября по старому стилю).

4 января 2012 года в дар храму передан ковчежец с частицей мощей святой великомученицы Параскевы.

Акафист святой великомученице Параскеве

Копия Туринской Плащаницы

Туринская Плащаница — одна из важнейших реликвий христианства, четырехметровое льняное полотно, в которое, по преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса Христа после его крестных страданий и смерти (Мф.27:59-60). В настоящее время хранится в соборе святого Иоанна Крестителя в Турине (Италия).

3 мая 2013 года в Страстную Пятницу в храме освятили как Нерукотворный Образ переданную в дар копию Туринской Плащаницы.

О Туринской Плащанице

Нить Туринской Плащаницы

В 1750 году в итальянском городе Турине по случаю бракосочетания Виктора-Амадея III, сына короля Сардинии и Пьемонта, и Марии Антонии Бурбонской, для всеобщего обозрения была выставлена Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. В это время от Святой Плащаницы были взяты Нити. Часть такой Нити с благоговением поместили в филигранный мощевик, сделанный из серебра, имеющий форму овала, обвязанный красной шелковой нитью, скрепленный печатью, выдавленной на красном испанском воске, хранящейся под шарнирной серебряной крышкой, на которой выгравировано благословение «Pia Casa di Beneficenza». Печать принадлежит Маркантонию Коллона, возведенного в 1759 году в сан кардинала. Рядом с Нитью размещена надпись «De Sindone D.N.J.C.» – Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. В 2014 году реликвия передана в дар храму Святой великомученицы Анастасии Узорешительницы.

Мощевик с частицей Гвоздя Распятия Господа нашего Иисуса Христа и копия Гвоздя Распятия Господа нашего Иисуса Христа


Мощевик с частицей Древа Креста Господня и частицей Титла Креста Господня


Мощевик с частицей шипа тернового венца Господа нашего Иисуса Христа


Крест с частицей Животворящего Древа Креста Господня и частицей Титла Креста Господня

27 сентября 2011 года в праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня храм получил бесценный дар — ковчег с частицей Святого Креста и частицей титла Святого Креста

Крест, на котором был распят Иисус Христос, обрела царица Елена (мать императора Константина) в Иерусалиме в IV веке. Вместе с Крестом был обретен фрагмент титла (верхней горизонтальной перекладины). От этих христианских реликвий, хранящихся сейчас в церкви Святого Креста Иерусалимского города Рима, были взяты частицы, переданные в дар храму. Частицы помещены в деревянный крест.

Ковчег со Святыми реликвиями

В 2020 году в преддверии праздника Рождества Христова храму передан в дар ковчег, в котором находятся: — частицы мощей Святых Волхвов — царей Валтасара, Гаспара, Мельхиора; — частица Омофора (Покрова) Пресвятой Богородицы; — частица Древа Яслей Господа нашего Иисуса Христа; — частица от Одеяния Святого Иосифа Обручника; — частица Пелены младенца Иисуса Христа.

Ковчег со Святыми реликвиями

4 января 2020 года, в день памяти святой великомученицы Анастасии Узорешительницы и престольного праздника, храму передан в дар ковчег с частицами мощей святого первоверховного апостола Павла, святого первоверховного апостола Петра, святого апостола Андрея Первозванного, святого апостола Филиппа, святого апостола Иуды Фаддея, святого апостола Симона Кананита, святого апостола Иакова Заведеева, святого апостола Иакова Алфеева, святого апостола Фомы, святого апостола Матфия, святого апостола Варфоломея, евангелиста святого апостола Луки, евангелиста святого апостола Марка, евангелиста святого апостола Матфея, святителя Иоанна Златоуста, святителя Григория Богослова, святителя Василия Великого и частицей одеяния евангелиста святого апостола Иоанна Богослова.

Икона святителя и исповедника Луки (Войно-Ясенецкого) с частицей его мощей

Архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий; родился 9 мая 1877 года — почил 11 июня 1961 года) — хирург, профессор медицины и духовный писатель, епископ Русской Православной Церкви, с апреля 1946 года — архиепископ Симферопольский и Крымский. Причислен к лику местночтимых святых в Крымской епархии в 1995 году, в 2000 году канонизирован Русской Православной Церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. День памяти 11 июня.

Священноисповедник Лука являет собою пример святого исповедника Православия, неутомимого и талантливого труженика науки, верного сына Отечества. В нем воедино слились благодатный дар архиерея Божия, ради Христа полагающего душу за паству, и врача–бессребреника.

2 декабря 2003 года в Псковской городской больнице открыта небольшая часовня и освящена в честь святителя Луки.

Ковчег с частицей мощей преподобной Марии Египетской


Ковчег с частицей мощей святителя Андрея Критского


Ковчег с частицей мощей и тапочками святителя Спиридона Епископа Тримифунтского, Чудотворца


Икона святителя Спиридона Епископа Тримифунтского, Чудотворца, освященная на его мощах в греческом городе Керкира


Ковчег с частицей мощей святого великомученика и целителя Пантелеимона


Ковчег с частицей мощей святого преподобного Александра Свирского


Ковчег с частицей мощей Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Поклониться христианским святыням желающие могут в любое время, когда открыт храм.

Современное состояние

Осенью 2003 года начала свою деятельность Воскресная школа при храме. Каждый год в ней проходят обучение по несколько десятков детей, за годы своего существования Воскресная школа заложила основу православного мировоззрения и благочестия сотням подрастающих молодых людей.

А с февраля 2010 года начали свою деятельность социальная служба и молодёжное движение, которые тесно сотрудничают между собой и уже приносят добрые плоды.

В настоящее время рядом с действующей церковью великомученицы Анастасии ведётся строительство нового большого кирпичного храма великомученицы Анастасии Узорешительницы, рассчитанного на 900 прихожан. Решение о его строительстве было принято в 2007 году.

Трехглавый пятиапсидный храм в колокольней над западным притвором будет выполнен в традициях московской архитектуры XVI-го века. Основной крестово-купольный объём с позакомарным покрытием увенчан главой со световым барабаном, опирающимся на крещатый свод. В западной части устраиваются хоры.

Где находится достопримечательность в Крыму?

Скит Анастасии Узорешительницы расположен в Бахчисарайском районе, чуть южнее Бахчисарая. Ближайшие к нему населенные пункты – села Предущельное и Баштановка. Отправляясь к этой достопримечательности, вы также проедите мимо весьма интересного места – водохранилища Эгиз-Оба.

Скит Святой Анастасии на карте Крыма

Как доехать до бисерного храма?

Добраться до Скита Анастасии Узорешительницы на машине проще всего от Бахчисарая, расстояние в пути составит 8 км, что по времени выйдет 10-15 минут:

На общественном транспорте доехать также несложно. Нужно сесть на автобус, идущий по маршруту «Бахчисарай – Синапное», выходить на остановке «Предущельное», затем пройти 1,3 км в юго-восточном направлении

Туристу на заметку

  • Адрес: с. Предущельное, Бахчисарай, Крым, Россия.
  • Координаты: 44°41′52″N (44.697661), 33°53′6″E (33.885081).
  • Телефон.
  • Официальный сайт: https://skitanastasii.church.ua/

Обитель снова привлекает паломников, как это бывало раньше. Едут люди к святому источнику и просто туристы, очарованные удивительным «бисерным храмом» в скалах Качи-Кальон. Здесь функционирует небольшая гостиница для приезжих. Можно остановиться в ней, если есть желание подробнее познакомиться с историческим комплексом или даже внести свой посильный вклад в восстановление сакрального места! Смотрите в заключении небольшое обзорное видео о нем.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Геннадий Корнев не планировал стать священником, но его уговорил владыка Лев

Храм стал действующим, и Геннадий Алексеевич внезапно для себя стал в нём священником:

«Я не помышлял о том, что буду служить в церкви.

А когда после освящения храма все, в том числе и мы, те, кто его строил, пошли на трапезу, владыка Лев спросил меня: «Геннадий, ты будешь нам помогать?».

Я же ответил: «Хорошо, на всё воля Божия».

Я подумал тогда, что буду помогать при церкви, выполнять разную работу.

И владыка пригласил меня на следующий день в Старую Руссу в Воскресенский собор на праздник, где должна была состояться хиротония.

Я не знал, что это такое, но приехал в назначенный час в Старую Руссу и был рукоположен в священный сан.

На всё воля Божия — уехал из дома я фермером, а вернулся диаконом».

Затем отец Геннадий учился в Старой Руссе, привозил утварь для храма Анастасии Узорешительницы. Так он стал настоятелем храма. Сейчас там есть трапезная и гостевые дома.

Храм Анастасии Узорешительницы в Тёплом Стане — единственная в столице церковь в честь этой святой

Мiръ Россия Москва Храм великомученицы Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане (Москва)

Идёт загрузка карты…

Церковь великомученицы Анастасии Узорешительницы в Тёплом Стане

— православный храм в районе Тёплый Стан Юго-Западного округа Москвы. Относится к Параскево-Пятницкому благочинию. Единственный храм на район с населением более 130 тыс. человек.

История

По воспоминаниям очевидцев, появление храма в Тёплом Стане было давним желанием местных жителей. Об этом говорит то, что с середины девяностых годов многие из жителей района ходили по всем возможным инстанциям, государственным и церковным, и просили построить в Тёплом Стане храм.

Храма на этом месте не было никогда. Частью население данного района приписывалось к храмам Троицы Живоначальной в Конькове, а частью — к приходу Троицкого храма в поселке Мосрентген.

По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, было принято решение начать строительство нового храма в Тёплом Стане, посвященного святой великомученице Анастасии Узорешительнице. Новый храм принадлежал в то время Михайловскому благочинию.

Благочинный Михайловского округа, настоятель храма Архангела Михаила в Тропареве, протоиерей Георгий Студенов принял активное участие в возникновении нового прихода. Первое время, на территории теперешнего храма, еще ничего не было, духовенство из храма Архангела Михаила приходило служить молебны и акафисты.

С 1997 года началась деятельность Приходского собрания. В то время, когда Приходское собрание только начинало существовать, на территории, отданной под застройку, не было ничего. Не было даже поклонного креста, не было ни одной бытовки. В чистом поле, выделенном управой района под проект возведения временного храма, собирались первые прихожане, как правило, жители нашего района, и совершали молитвы, читали акафисты, панихиды.

В 1999 году по благословению священноначалия здесь стал служить протоиерей Борис Развеев (☦ 30.03.2011 г.), клирик храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище, который специально приезжал в Тёплый Стан и служил молебны на месте будущего храма. Отца Бориса ещё до сих пор помнят некоторые постоянные прихожане нашего храма.

Когда начались первые молитвенные обращения к Господу, на этом месте и начал формироваться приход, строительство пошло динамичнее. Со временем был установлен поклонный крест, пожертвовали первую бытовку, в которой можно было в любую погоду читать акафисты.

Основное строительство началось уже с первых лет нового столетия. Благодетели пожертвовали конструкции для будущего строительства храма, бетон для фундамента, кирпич, цемент. А 12 июля 2002 года благочинный Андреевского округа священник протоиерей Анатолий Кожа совершил закладку камня в основание храма Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане.

В 2003 году настоятелем прихода стал иерей Александр Ковтун. В этом же году на Вербное воскресение была совершена первая литургия. Именно с этого времени и началась полноценная приходская жизнь храма.



Создание православной общины

Инициатива объединения христиан Тёплого Стана принадлежит отцу Сергию. В 1996 году святой отец был направлен на службу в Чечню, где попал в плен. Выдержать испытания священнику помогла молитва Анастасии Узорешительнице.

По возвращении из плена о. Сергий принял монашество, взял имя Филипп и озаботился формированием христианской общины. Примерно в то же время к властям обратились представители другого объединения с просьбой о строительстве церкви Калужской иконы Божьей Матери. В результате было принято решение построить храм Анастасии Узорешительницы в Тёплом Стане с приделом иконы Калужской Богоматери. К строительству приступили в 2002 году.

Современное состояние

Осенью 2003 года начала свою деятельность Воскресная школа при храме. Каждый год в ней проходят обучение по несколько десятков детей, за годы своего существования Воскресная школа заложила основу православного мировоззрения и благочестия сотням подрастающих молодых людей.

А с февраля 2010 года начали свою деятельность социальная служба и молодёжное движение, которые тесно сотрудничают между собой и уже приносят добрые плоды.

В настоящее время рядом с действующей церковью великомученицы Анастасии ведётся строительство нового большого кирпичного храма великомученицы Анастасии Узорешительницы, рассчитанного на 900 прихожан. Решение о его строительстве было принято в 2007 году.

Трехглавый пятиапсидный храм в колокольней над западным притвором будет выполнен в традициях московской архитектуры XVI-го века. Основной крестово-купольный объём с позакомарным покрытием увенчан главой со световым барабаном, опирающимся на крещатый свод. В западной части устраиваются хоры.

Святыни храма

Южный фасад церкви украшает мозаичная храмовая икона св. Анастасии. Внутри храма покоятся частицы мощей святой, поклониться которым можно ежедневно с 8.00 до 20.00.

Помогает верующим и чудотворная икона Калужской Богоматери. Явление иконы произошло в XVIII веке, когда Царица Небесная наказала, а после покаяния излечила дерзкую дворовую девушку. Позже Богородица вернула слух барскому слуге Прохору, спасла от смерти дочь боярина Евдокию, помогала другим христианам села Калужка.

Исторические сведения о сакральной памятке

На полуострове Крым Скит Святой Анастасии Узорешительницы можно назвать жемчужиной православия. Название это не просто образное сравнение, оно отображает реальный облик христианской памятки,


ведь ее храм полностью украшен миллионами бисеринок. Но обо всем по порядку.

Пещерный город Качи-Кальон возле села Предущельное вмещал в себя много отшельнических пещер, несколько храмов и целый ряд сугубо «гражданских» построек. Монастырь Анастасии, судя по историческим и археологическим сведениям, появился здесь, вероятно, в VIII веке, его создали беглые из Византии монахи. Это был период иконоборчества – когда внутри церкви происходили важные перемены, поддержанные далеко не всеми ее последователями.

Комплекс просуществовал в Качи-Кальон без малого тысячу лет и был известен далеко за пределами Крыма. В 1778 г., когда полуостров покинули почти все христиане, прекратило свою историю и это место. Его насельники ушли, увезя с собой святыню – икону великомученицы Анастасии. Небольшой бисерный храм и другие постройки постепенно пришли в упадок.

Новое возрождение скита в XIX веке связывают с именем архиепископа Иннокентия.


Именно он произнес слова о том, что Крым по своим природным и историческим возможностям не уступает святому Афону, что здесь необходимо возрождать пещерные обители.

В 1859 г. Иннокентий посетил целительный источник, не исчезнувший в этом месте, и освятил полуразрушенную церковь, которую вскоре восстановили. Сюда, к церкви и святому ключу, потянулись верующие и паломники. Вскоре у дороги, чуть ниже отвесных скал, воздвигли и вторую церквушку, тоже названную в честь Анастасии.

Но времена советской власти вновь принесли сюда разруху и забытье. Восстановление скита началось только в 2005 г., в первую очередь усилиями братии Свято-Успенского бахчисарайского мужского монастыря. Многим посещение этого крымского уголка помогает избавиться от разных недугов, кому так вообще возвращаются утраченные способности.

Скит во имя св.вмч.Анастасии Узорешительницы.

Маленький горный скит во имя святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря, спрятался в узком ущелье Таш-Аир на склоне горы Фыцки около пещерного города Качи-Кальон. Сто пятьдесят метров вверх по узкой тропинке, выложенной старыми автомобильными шинами, вьющейся через заросли склона и по самому краю обрыва. И чем выше вы поднимаетесь, тем живописнее панорама Качинской долины. Церковь святой Анастасии раньше была хорошо известна и за пределами Крыма. Так, в грамоте царя Бориса Годунова, упоминается денежная помощь Москвы этой маленькой крымской церкви. В Крыму менялись народы и государства, но церковь св. Анастасии оставалась. Ее упоминают и путешественники XIX века, о ней помнят все современные любители крымских троп.

Фото при клике увеличиваются.

О времени образования пещерного монастыря св. Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне не сохранилось точных сведений. Большинство учёных полагают, что это случилось примерно в VIII веке. Об этом свидетельствуют как найденные высеченные греческие кресты в пещерах монастыря, характерные для этого времени, так и сохранившаяся переписка св. епископа Готфского Иоанна со св. Стефаном. Претерпевая тяжкие гонения за чистоту православной веры, эмигрируя в этот период из Византии в Таврику, монахи основывают здесь пещерный монастырь. Распространение почитания святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в период VI-VIII вв. из Константинополя приходит на юго-запад, и на юг, и на северо-восток. На греческих островах и юге Италии, в Сицилии и на Кипре, в Сардинии и на Ближнем Востоке, как и в Крыму, появляются монастыри во имя этой святой. Монастырь просуществовал здесь до 1778 г. (в этом году произошло переселение христиан из Крыма). Выход христиан проходил через Качинскую долину. Поклонившись обители святой Анастасии Узорешительницы, христиане взяли с собой чудотворную икону этой святой и покинули Крым. Опустела святая обитель, постепенно приходила в полный упадок церковь и другие монастырские постройки.

Возрождение скита св. вмц. Анастасии Узорешительницы стало возможным в XIX веке, благодаря деятельности святителя Иннокентия (Борисова), которая навеки связала его великое светлое имя с Крымом и его историей. Получив назначение на Крымскую (Таврическую) кафедру, объехав всю местность, архиепископ Иннокентий ясно увидел её духовные нужды. Предшественник архиепископа Иннокентия на кафедре Херсоно-Таврической архиепископ Гавриил (Розанов) ознаменовал свою деятельность учёными исследованиями и описаниями христианских памятников, православных древностей в Крыму, которые дошли до наших дней и представляют важные исторические свидетельства. Перед архиепископом Иннокентием открылось другое – великое и близкое его душе дело восстановления древних церковных святынь в Тавриде. Осенью 1849 года он составил «Записку о восстановлении древних святых мест по горам Крымским», где указывает на скитский вид монашества, как на самый целесообразный для Крыма, хранимый во всей силе на горе Афон и хорошо знакомый в России. Архиепископ Иннокентий Херсонский и Таврический указал на сходство физических условий Крыма и Афона. Что же касается «святых воспоминаний», то и ими, говорит он, «Таврия не уступит никакому Афону». Император Николай I, своей рукой подписав сию «Записку…» к исполнению, возродил в 1850 году монастырскую жизнь в скиту св. Анастасии. Святитель Иннокентий 13 августа 1850 года посетил Качи-Кальон, источник св. Анастасии и освятил в церкви св. Анастасии второй предел во имя Страстной иконы Божией Матери. Источник в гроте стал местом паломничества, ибо его считали целебным. Старая церковь была восстановлена, возобновилось богослужение, а у дороги построена новая, тоже названная именем святой Анастасии. Однако новая волна гонений на христиан после прихода к власти в России большевиков, не могла не затронуть и Анастасиевской киновии. В 1932 г монастырское подворье Анастасиевское и церковь были ликвидированы. Всё церковное недвижимое имущество конфисковано и передано под «культурные нужды», а судьба выселенных монахов осталась неизвестной. Немногим позже здание церкви и келии монастыря были взорваны и разобраны практически до основания.

И в наше время, в XXI столетии, вновь происходит возрождение скита св. вмц. Анастасии Узорешительницы. До 2005 года над скитом добывали породу, был карьер и все завалило камнями. Затем это место объявили заповедником и запретили добычу камня. В 2005 году в это место приходит иеромонах Дорофей из числа братии Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря, получив благословение настоятеля архимандрита Силуана. Монахи разобрали завалы и хотели восстановить старый пещерный храм вмч. Анастасии, однако, власти запретили его восстанавливать, т.к. территория принадлежит геологическому заказнику. Тогда был обустроен новый храм, в старой штольне, уходящей вглубь на несколько десятков метров, в котором сейчас и проходят службы. Нелёгким было начало: приходилось по 1,5 км. ходить за водой по горной местности, с канистрой за спиной, жить в землянках, поднимать стройматериалы по горной тропе на плечах и в руках. Но зазвучала молитва в этом святом месте и обитель начала благоустраиваться. Шум строительной техники в ущелье Таш-Аир умолкает только во время службы — утром и вечером. Скит растет вверх и вширь, буквально вгрызаясь в скалы. С каждым годом монастырь становится более благоустроенным. Труд и молитва братии, а также защита святой великомученицы Анастасии Узорешительницы помогают в возрождении этого удивительного места.

В заброшенной известковой штольне сыро, а значит краска на стенах и сводах не держалась бы. Поэтому было принято решение украшать тем, что приносили верующие — украшения, серьги, бисер, бусы — все то, что уже отслужило когда-то. Монахи кропотливым ручным трудом украсили этот пещерный храм миллиардами бусинок, бисеринок и разноцветных камней. Убранство храма начали с лампадок с подвесками, подобных тем, что на святой горе Афон. Взяли их за основу, а потом немного своего добавили, и само украшение храма продолжили в таком же бисерном стиле. Потолок скита святой Анастасии Узорешительницы поделили разделенные чередой висящих лампадок бисерные Вифлеемская звезда и византийский крест. Каждое изделие в бисерном храме красиво и уникально. Каждый способный к творчеству монах внес свою лепту в украшение скита. Перебирая с любовью каждую бусинку, каждый камушек, создавали и создают иноки вещи, поражающие своей искусной простотой. В пещерном храме святой Анастасии изумительной красоты лампады с бисерными подвесками, и ни одной одинаковой. Часть из них просто украшения, а часть зажигаются во время служб, но только во время торжественного богослужения загораются все. И хотя внутри нет окон, но все залито необычным светом — пламя свечей отражается в каждом бисерном изделии, наполняя храм тысячами разноцветных лучиков. Так создается особая, благодатная для молитвы атмосфера. Стоят в храме стасидии — деревянные кресла с откидными сиденьями, высокой спинкой и подлокотниками — на них опираются монахи во время всенощных бдений. На спинках стасидий — десять Божьих Заповедей, вышитых бисером. Храмовые иконы украшены узорными, переливающимися в свечном свете киотами, выполненными из бусинок.

По благословению настоятеля Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря архимандрита Силуана восстановлением обители занимаются семеро монахов и несколько послушников. Кроме того, насельники ухаживают за садом, в котором растут яблоки, черешня, слива и даже хурма. Есть у скита и небольшое хозяйство – 12 коров и несколько телят. Братья научились делать сыр, брынзу, сметану, простоквашу. Сначала не получалось, а затем освоились – и сейчас излишки идут на продажу. Есть в ските своя пекарня, в которой монахи пекут хлеб, булочки, пироги, просфоры для службы. На территории скита есть церковная лавка, где прихожане и посетители обители могут приобрести не только украшения, но и полезные мелочи: пахучее мыло ручной работы, выполненное с добавлением различных горных трав, ароматное масло из этих же трав, маленькие магниты, повторяющие орнаменты храма. Каждая созданная с молитвой вещица, говорят монахи, хранит в себе дух монастыря. Прихожане пишут записки с обращениями к богу и опустив в тряпичный мешочек прикрепляют к крестику и подвешивают при входе в храм. Кроме монашеских келий на территории построена гостиница для паломников. Тут же могут остановиться и трудники – люди, которые хотят пожить в монастыре и поработать во имя Бога. Около пяти лет назад в монастыре начали строить храм во имя иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица». Церковь возведена в византийском стиле: большая, с куполами и колоколами, светлая – противоположность пещерной часовне. Но, отмечают монахи, его внутреннее убранство тоже сделают бисерным. Братья приглашают всех желающих и имеющих такую возможность в любое время посетить святую обитель, помолиться в уединении, не остаться равнодушными к восстановлению вековых православных традиций на удивительной крымской земле, принять участие в строительстве скита делом рук своих или внесённою лептой. +79788733850 монах Исидор +79787971923 монах Дамиан

Адрес: Россия. Крым. Бахчисарайский район. п. Баштановка Как найти, добраться. Из Симферополя от автостанции Западной каждый час отправляются маршрутки до Бахчисарая. В Бахчисарае нужно пересесть на автобус, следующий в направлении сел Предущельное — Синапное. Остановка «Качи-кальон» расположена между селами Предущельное и Баштановка. Далее пешком вверх по очень крутой, но обустроенной тропе 10-15 мин. Или на авто, проехав через Бахчисарай в сторону Севастополя, свернуть по указателю на Предущельное. Примерно в 1,5 км от села Предущельное остановиться вдоль дороги возле скального массива Качи-Кальон. GPS-координаты 44.695169;33.885226.

На главную Достопримечательности Крыма Путешествуем по Крыму Отдых в Крыму Города Крыма Ваши истории, отзывы Контакты

Храм великомученицы Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане (Москва)

Мiръ Россия Москва Храм великомученицы Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане (Москва)

Церковь великомученицы Анастасии Узорешительницы в Тёплом Стане — православный храм в районе Тёплый Стан Юго-Западного округа Москвы. Относится к Параскево-Пятницкому благочинию.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Деятельность прихода
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Как добраться
  • 7 Паломнику
  • 8 Фото
  • 9 Видео
  • 10 Ссылки

История [ править ]

По воспоминаниям очевидцев, появление храма в Тёплом Стане было давним желанием местных жителей. Об этом говорит то, что с середины девяностых годов многие из жителей района ходили по всем возможным инстанциям, государственным и церковным, и просили построить в Тёплом Стане храм.

Храма на этом месте не было никогда. Частью население данного района приписывалось к храмам Троицы Живоначальной в Конькове, а частью — к приходу Троицкого храма в поселке Мосрентген.

По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, было принято решение начать строительство нового храма в Тёплом Стане, посвященного святой великомученице Анастасии Узорешительнице. Новый храм принадлежал в то время Михайловскому благочинию.

Благочинный Михайловского округа, настоятель храма Архангела Михаила в Тропареве, протоиерей Георгий Студенов принял активное участие в возникновении нового прихода. Первое время, на территории теперешнего храма, еще ничего не было, духовенство из храма Архангела Михаила приходило служить молебны и акафисты.

С 1997 года началась деятельность Приходского собрания. В то время, когда Приходское собрание только начинало существовать, на территории, отданной под застройку, не было ничего. Не было даже поклонного креста, не было ни одной бытовки. В чистом поле, выделенном управой района под проект возведения временного храма, собирались первые прихожане, как правило, жители района, и совершали молитвы, читали акафисты, панихиды.

В 1999 году по благословению священноначалия здесь стал служить протоиерей Борис Развеев († 30.03.2011 г.), клирик храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище, который специально приезжал в Тёплый Стан и служил молебны на месте будущего храма. Отца Бориса ещё до сих пор помнят некоторые постоянные прихожане храма.

Когда начались первые молитвенные обращения к Господу, на этом месте и начал формироваться приход, строительство пошло динамичнее. Со временем был установлен поклонный крест, пожертвовали первую бытовку, в которой можно было в любую погоду читать акафисты.

Основное строительство началось уже с первых лет нового столетия. Благодетели пожертвовали конструкции для будущего строительства храма, бетон для фундамента, кирпич, цемент. А 12 июля 2002 года благочинный Андреевского округа священник протоиерей Анатолий Кожа совершил закладку камня в основание храма Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане.

В 2003 году настоятелем прихода стал иерей Александр Ковтун. В этом же году на Вербное воскресение была совершена первая литургия. Именно с этого времени и началась полноценная приходская жизнь храма.

Современное состояние [ править ]

Осенью 2003 года начала свою деятельность Воскресная школа при храме. Каждый год в ней проходят обучение по несколько десятков детей, за годы своего существования Воскресная школа заложила основу православного мировоззрения и благочестия сотням подрастающих молодых людей.

А с февраля 2010 года начали свою деятельность социальная служба и молодёжное движение, которые тесно сотрудничают между собой и уже приносят добрые плоды.

В настоящее время рядом с действующей церковью великомученицы Анастасии ведётся строительство нового большого кирпичного храма великомученицы Анастасии Узорешительницы, рассчитанного на 900 прихожан. Решение о его строительстве было принято в 2007 году.

Трехглавый пятиапсидный храм в колокольней над западным притвором будет выполнен в традициях московской архитектуры XVI-го века. Основной крестово-купольный объём с позакомарным покрытием увенчан главой со световым барабаном, опирающимся на крещатый свод. В западной части устраиваются хоры.

Приписной храм: Храм святого благоверного князя Димитрия Донского при пансионате ветеранов войны «Коньково»

Деятельность прихода [ править ]

  • Социальная деятельность
  • Катехизация и миссионерство
  • Воскресная школа
  • Молодежная деятельность

Святыни [ править ]

  • Частица мощей вмц. Анастасии Узорешительницы
  • Частица мощей преподобного Никандра Городноезерского
  • Калужская икона Божией Матери

Престольные праздники [ править ]

  • Анастасия Узорешительница, великомученица – 4 января
  • Икона Пресвятой Богородицы “Калужская” – 31 июля, 25 октября, 15 сентября

Как добраться [ править ]

Адрес: 117133, г. Москва, ул. Теплый Стан, д. 2

Проезд: м. Тёплый стан, автобусы №№ 227, 281, 144 до остановки «Ул. генерала Тюленева».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: