Геннадий Заридзе: биография отца, проповеди и беседы, труды

Протоиерей Геннадий Заридзе: мы на пороге серьёзного преобразования мира

Потом стал священником, но связь с наукой не потерял. Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы, что в посёлке Отрадное Воронежской области, протоиерей Геннадий Заридзе возглавляет Объединение православных учёных. И он считает, что…

«…вселенная имеет идею и смысл»

Дмитрий Писаренко, «АиФ»: Отец Геннадий, «православный учёный» – разве такое может быть? Разве наука и религия не противоречат друг другу?

Геннадий Заридзе: Никакого противоречия нет. Во все времена (включая и настоящее) многие учёные были и остаются людьми религиозными. Наука и религия – просто разные методы познания окружающего мира. Наука постигает законы мироздания. Религия исследует те же процессы, но с другой стороны. Они могут соприкасаться, пересекаться, но не противоборст­вовать. Более того – наука может быть одним из средств познания Бога и его творения – окружающего мира.

– Вот как раз про творение. Наука утверждает, что Вселенная возникла в результате Большого взрыва.

– Полностью согласен! Вопрос в том, отчего он возник. Что взорвалось согласно теории? Пустота! Из пустоты возникли материальные частицы, потом они сложились в более сложные структуры, а те – в звёзды и планеты. Всё правильно, но как пустота может взорваться?

Я в юности занимался астрофизикой. Когда смотришь в звёздную бездну, поневоле задумываешься: для чего всё это? А следом: зачем я вообще живу? Жизнь человека быстротечна, и за повседневной суетой и беготнёй мы забываем фундаментальный смысл каждого дня, который нам дан. А ведь если каждый из нас начнёт понимать, зачем он живёт, ему сразу станет видно всё то зло, которое творилось на Земле с момента, когда человек отпал от Бога.

– И то зло, которое творится сейчас?

– Конечно. Зло постоянно стучится в сердце каждого из нас. Но за любую мерзость придётся отвечать. Это тоже закон мироздания.

А зло пытается взять реванш. Современная геополитика базируется на тех же принципах, что сто и тысячи лет назад. Люди, которые когда-то потеряли связь с Богом и оказались во власти тёмных сил, думали лишь о том, как причинить боль другому, заставить его страдать, поработить и подчинить. Они развязывали войны, изобретали новые виды оружия, чтобы было проще и эффективнее убивать. Апофеозом этой идеи стал фашизм.

Мы стоим на пороге серьёзного преобразования мира, которое пытаются осуществить силы зла. Они стремятся уничтожить христианскую цивилизацию навсегда, чтобы люди просто перестали думать о Боге и развитии собственной души. Почему Россия для них главный враг, почему её ненавидят? Потому что русские говорят о духовных принципах. О том, что надо быть добрым и бороться со злом.

«Благодать – это вид энергии»

– А чем занимается Объединение православных учёных?

– Мы оказываем адресную помощь учёным, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Ищем и поддерживаем одарённых детей, склонных к научной деятельности. Ведём миссионерскую работу, рассказываем о научных достижениях в свете православного мировоззрения, разъясняем православные духовные ценности…

– Среди учёных?

– В том числе. Наука не может быть независима от нравственных принципов. Учёные также подвержены страстям, прежде всего тщеславию, гордости. Со­временные достижения в различных областях науки показывают, что это обоюдоострый меч, он способен не только принести человеку благо, но и отнять жизнь. Технологический уровень цивилизации таков, что преступные действия небольшой группы людей могут в течение нескольких часов вызвать глобальную катастрофу, в которой погибнут все высшие формы жизни.

– А исследования проводите? Ведь людям хочется узнать, откуда, например, появляется Благодатный огонь. Не зажигают ли его спрятанной зажигалкой? Или взять мироточение икон…

– На схождение Благодатного огня в Иерусалим дважды ездил научный сотрудник Курчатовского института Андрей Волков. Он в храме Гроба Господня поставил прибор, фиксирующий электромагнитные волны разной длины. И этот учёный первым узнал, что огонь сошёл. Прибор показал сильнейший электромагнитный импульс в длинноволновом диапазоне! И тут же из Кувуклии Иерусалимский патриарх передал горящие свечи. Волков описал свой эксперимент в научных статьях.

В этом году по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия на схождении Благодатного огня побывал и я. С собою взял тепловизор – прибор, с помощью которого замерял температуру огня. Ведь известно, что в первые минуты он не опаляет, холодное пламя лишь потом становится горячим. Откуда берётся эта энергия? Ведь это нарушение закона её сохранения!

– Может, из кислорода в воздухе?

– Нет! С точки зрения науки такой огонь – холодная плазма. А в условиях земной атмосферы она не может существовать. Она возможна только в инертных газах, в люминесцентных лампах. Её нельзя создать на открытом воздухе. Кто сделает это (да ещё с помощью зажигалки), получит три Нобелевские премии!

Что касается других чудес. Недавно мы исследовали лилии с греческого острова Кефалония. Там каждый год на Успение Богородицы в киоте чудотворной иконы на засохших стеблях распускаются живые цветы. Наши исследования подтвердили: это действительно живые цветки лилии, непонятно как расцветшие без воды и минеральных веществ на сухих стеблях!

Читайте также:
Хабаровская епархия: храмы и церкви, история и описание

Мироточение – ещё одно чудо. Мироточат не только иконы, но и мощи святых угодников. Некоторые учёные считают: если бы такое вещество участвовало в обменных процессах человеческого организма, наше тело не умирало бы. И, кстати, это органическое соединение тоже невозможно создать в лабораторных условиях.

Девочки , кто ходил к отцу Геннадию в отрадном? Расскажите …

Биография

Путь Геннадия Заридзе к Богу был долгим и трудным. Он прошёл множество духовных и физических испытаний, прежде чем осознать своё предназначение — служение Господу.


Протоиерей Геннадий Заридзе

Духовный путь

Геннадий родился 18 мая 1959 г. в семье преподавателей. Его отец вёл в университете курс политической экономии и научного коммунизма. Мама была учителем русского языка и литературы. У Геннадия была старшая сестра, которая помогала матери воспитывать мальчика после ухода из семьи отца.

Геннадий прошёл таинство крещения, но семья не посещала церковных служб. Мать была верующей женщиной, не афишировала это, так как могла лишиться работы. В старших классах школы Геннадий увлекся астрономией и астрофизикой. Он вспоминает, что, рассматривая звездное небо в самодельный телескоп, начал задумываться о смысле человеческой жизни и существовании души.

Несмотря на своё увлечение космосом, после окончания общеобразовательной школы юноша поступил на факультет биологии Воронежского университета. Он пытался с помощью научных методов доказать существование души.

После окончания университета он остался работать на кафедре физиологии. Не находя ответов на свои вопросы в научной работе, Геннадий увлекся парапсихологией и мистическими восточными верованиями, раскрывающие вопросы существования души после смерти.

Ответы нашлись неожиданно в результате тяжёлых физических и духовных испытаний. В 1982 г. Геннадий Владимирович тяжело заболел и попал в реанимацию. Врачи делали самые пессимистичные прогнозы, советуя супруге будущего священнослужителя готовиться к похоронам.

Проповедник ничего не помнит о времени, которое он провёл в реанимационном отделении. Но он отмечает, что, придя в себя, чётко осознал существование Бога и бессмертность души. Врачи единогласно признавали выздоровление учёного чудом, а он с уверенностью говорил, что его жизнь — это дар Господа.

Интересно! С этого момента ценности мирской жизни потеряли для Геннадия Заридзе значение. Он стал прихожанином воронежского Казанского храма, пел в хоре во время служб. Но до вступления на путь церковного служения прошло ещё много времени.

Церковное служение

Решение посвятить свою жизнь священническому служению пришло к Геннадию в ходе общения со схиархимандритами Серафимом и Макарием. Они благословили своего ученика на принятие священнического сана.


Отец Геннадий Заридзе на богослужении

В 1988 г. его рукоположили в диаконы, а через год он стал священником Покровского кафедрального храма города Воронеж. Будучи клириком Покровского собора, отец Геннадий вёл активную общественную деятельность, заключающуюся в следующих послушаниях:

  • руководство издательским отделом Воронежской епархии;
  • подготовка телевизионных православных программ;
  • участие в радиоэфирах;
  • проведение бесед и семинаров на религиозные темы.

В 1995 г. он окончил Московскую духовную семинарию, но по состоянию здоровья ему пришлось оставить активную общественную деятельность. Митрополит Мефодий назначает его настоятелем Троицкого собора в поселении Боровое. Через некоторое место его переводят в Покровский храм посёлка Отрадное, расположенного в Новоусманском районе Воронежской области.

Когда состояние отца Геннадия улучшилось, он вернулся к активному духовному и социальному служению. Он участвовал в строительстве храма Рождества Пресвятой Богородицы и часовни святителя Митрофана Воронежского.

По его инициативе был построен приют для детей-сирот при храме в посёлке Отрадное. Он стал приютом не только для беспризорников, но и для семей с Восточной Украины. Также батюшка возглавляет «Объединение православных учёных», отмечая, что религия и наука имеют много общего, так как помогают человеку познавать окружающий мир.

Беседа с протоиереем Геннадием Заридзе

Протоиерей Геннадий Заридзе – настоятель храма Покрова Богородицы в селе Отрадном Воронежской области. Приход у храма большой, но все друг друга знают, и создается впечатление, что живут одной большой дружной семьей. И как во всякой семье, здесь особое внимание к подрастающему поколению. Был даже построен приют для детей-сирот.
О том, как привести к Богу современных подростков, воспитанных интернетом и соблазняемых всевозможными субкультурами, как строить жизнь в семье, что нужно делать, чтобы дети выросли настоящими христианами и служили своими талантами Господу, – беседа с батюшкой. Кстати, отец Геннадий сам человек творческий: он автор и исполнитель духовных кантов под псевдонимом Странник.

– Отец Геннадий, известно, что этот год для прихожан Покровского храма ознаменовался очень важным событием.

– Да, в этом году на Рождество Христово к нам приезжал Президент России В.В. Путин. Владимир Владимирович человек глубоко верующий. Молился искренне, от всего сердца и, когда по протоколу нужно было уходить из храма, спросил: «Можно еще помолиться, а после сказать слово?» – и произнес речь, встав на амвон. Это была его воля. Думаю, что Владимир Владимирович глубоко православный человек, патриот нашей Родины, который пытается привести ее в порядок. Президент осмотрел и наш приют.

Читайте также:
Церковь Святого Духа на Даниловском кладбище: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

– А как устроен приют, и кто его постояльцы?

– Приют мы построили на добровольные пожертвования верующих, в него не было вложено никаких государственных денег. Помощь поступала не только из Воронежской области, но и из других регионов: Москвы, Липецка, Тамбова. В итоге получился теплый дом для детей, оказавшихся на обочине жизни. Это не совсем приют в привычном понимании: мы обустроили десять квартир, в каждой – четыре комнаты, где могут проживать шесть ребят вместе с патронатной мамой. Всё по-домашнему уютно и красиво. Но так получилось, что первыми постояльцами стали жители юго-востока Украины, бежавшие от войны. Те, кто затем перебрался на постоянное место жительства, получили от прихода и неравнодушных прихожан помощь – деньги, вещи, посуду, постельное белье и всё необходимое.

– Вы ведь заботитесь не только о детях, попавших в трудную жизненную ситуацию?

К вере нельзя относиться формально: это Господу противно

– Всеми детьми и подростками надо заниматься. Молодежный отдел при храме – около 100 человек. Выпускаем научный журнал, газеты – детскую, для многодетных семей и для подрастающего поколения. Несколько лет назад по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия запустили семейное музыкально-разговорное «Радио “Благовестие”» на частоте 73,55 УКВ. Молодежь приходит к нам, мы общаемся. Они находят свой путь, начинают понимать суть Православия. Начинают понимать, что нужно осознать смысл жизни и веры православной, а не просто прийти в храм, поставить свечку. Что нужно научиться любить Бога, людей и духовно развиваться. Что к вере нельзя относиться формально: это Господу противно.

Клирики нашего храма проводят разные беседы в вузах города, в школах с преподавателями. Всё это необходимо, особенно тем, кто живет в России. Конечно же, наша страна многоконфессиональная, но основная часть жителей – православные, поэтому нам всем очень важно знать о своей вере.

– А с чего нужно начать свой путь к Богу, как его проходить, как следовать Промыслу Божиему?

– Для того чтобы прийти к Богу, нужно переосмыслить собственную жизнь, иметь желание не совершать грехи в будущем, бороться с ними. Человек должен понимать, что сам он из себя ничего не представляет, только Господь может его воссоздать в нормальном состоянии. Поэтому важно ходить на Причастие, не пренебрегать этим и понять, какое это Великое Таинство и милость от Бога. Исповедоваться и причащаться, работать над собой, учиться молитве и так потихоньку становиться христианином.

Нельзя так: побыл праведником пять лет – и всё

При этом помнить: весь жизненный путь является самосовершенствованием. Нельзя так сказать: побыл праведником пять лет – и всё. Нет, мои дорогие. Все отведенные нам дни человек делает усилия над собой. Мы знаем, что даже после смерти диавол соблазняет человека.

Необходимо работать над собой, чтобы Богу была угодна наша жизнь, состояние нашего сердца. Преподобный Ефрем Ватопедский говорил, что необходимо гнать помыслы, не развивать те глупости, которые нам подсовывает лукавый. А что касается Промысла Божиего, то это оптимальная форма, по которой человек должен жить на земле и развивать свою бессмертную душу ради спасения. Но это, опять-таки, не навязывание обязательного пути: человек идет за Богом по собственному желанию.

– Как же нам, обычным людям, живущим обычной суетной жизнью, понять Промысл Божий?

– Знаю случай, когда старец одному молодому человеку советовал не жениться, так как он прозревал, что этот юноша в будущем станет епископом – на то была воля Божия. Старец был известен, многие получали от него помощь. Обычно происходило то, что он говорил. Юноша ослушался старца – просто потому, что не хотел работать над собой, не хотел смиряться. Он женился, но вскоре развелся с женой и запил так, что умер от этого. Вот и не совершилось уготованное Промыслом Божиим.

Чтобы не заблудиться в жизни, а человек может многократно попадать в сети диавола, нужно обращаться к священнику, к людям духовным за советом – но только если это действительно серьезные, фундаментальные проблемы. Не стоит у духовника спрашивать, можно ли съесть, допустим, этот кусочек селедки, а не тот или мыть руки с мылом или без. Такого быть не должно. Но когда есть какие-то важные вопросы и человек хочет спросить совета у духовника, это правильно. Так в России было всегда.

– Приход у вашего храма немаленький, иной раз нужно выстоять большую очередь, чтобы исповедаться. С какими духовными проблемами приходят люди?

Страх – это тоже воздействие лукавого на душу

– Спектр проблем очень широкий. Это и разные заразы общества: блудные, жадные… Человек может не совладать со своими страстями. Он может пить, прелюбодеить, принимать наркотики, не справляться с нападками диавола. Страх – это тоже воздействие лукавого на душу. Когда сатана подступает, человеку становится очень страшно, хочется куда-то бежать – это верный признак того, что диавол пытается пугать душу.

Читайте также:
Троицкая епархия: храмы и монастыри, история, что нового

Нужно молиться и полностью смириться со всем, следуя путем матери-Церкви. С помощью Таинств в человеке потихонечку начинает преобладать благодать Святого духа, совершенствуя его. Это возможно, когда исповедь и причастие искренние.

А причащаться нужно обязательно. Иисус Христос на Тайной вечере «взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: “Приимите, ядите: сие есть Тело Мое”. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: “Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов”» (Мф. 26: 26–28). Христос сказал также: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6: 53). Поэтому, если человек не причащается, он духовно не развивается. Соединение с Господом и продвижение по духовному пути без причастия невозможно. Когда каменщик строит здание, он кладет камень за камнем. То же самое от Причастия к Причастию, образно говоря, в сердце формируется храм для пребывания там Духа Святого.

– Батюшка, а как правильно построить семью, чтобы храм в сердце был у каждого из домочадцев?

Проповеди и беседы

В проповедях и беседах отец Геннадий затрагивает темы религиозной и нравственной жизни. Люди приходят к нему, чтобы спросить совета о построении семейных отношений, о путях преодоления многочисленных соблазнов и искушений.


Геннадий Заридзе проводит лекции на духовную тематику

Проповеди батюшки представляют собой уникальную смесь из православных традиций и научных знаний. Они имеются в свободном доступе в следующих источниках:

  • официальный интернет-ресурс Покровской церкви;
  • сайт отца Геннадия Заридзе;
  • страница проповедника в социальных сетях.

Духовные канты под гитару — музыкальные произведения, которые пишет и исполняет отец Геннадий

Но более всего отец Геннадий известен, как автор песен на религиозную тему. О своём увлечении протоиерей рассказывает так:

«Писать песни я начал с первого курса университета.

Однажды со спелеологической группой мы были на Кавказе.

Я оказался в одной из пещер в форме колбы, с узким «горлом».

Начал спуск по веревке, и в какой-то момент получилось так, что подо мной — 30 метров, а наверх вылезти невозможно: веревка зацепилась за щель и не шла.

Висишь над пропастью и думаешь обо всем!

Очень быстро происходит осмысление — себя, жизни, смерти…

Так и получилась первая песня».

Его псевдоним — Странник:

«На этой Земле мы все странники. Не всегда же тут будем находиться.

После своего помилования Богом воспринимаю себя человеком, который скользит во времени, не цепляясь за всё, что есть вокруг».

Свои произведения отец Геннадий называет «духовные канты под гитару». Он повествует в них о трудностях заблудших душ и их дороге к Господу. Также есть одноимённая книга, которая призвана принести людям утешение.

Книга отца Геннадия «Духовные канты под гитару»

Послушать одно из произведений отца Геннадия можно на видео ниже:

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Церковь Иоанна Предтечи в Волгограде

Храм пророка Иоанна Предтечи — христианская святыня 16 столетия, разрушенная до основания и возрожденная в 21 веке, первая церковь в Царицыно, так раньше назывался Волгоград. С 2006 года подворье Иоанно-Предтеченского прихода стало подворьем Свято-Вознесенской женской обители г. Дубовки.

История основания обители

В середине лета 1589 года казаки начали возведение крепости в Царицыно, но перед этим была построена деревянная церковь в честь святого Иоанна Предтечи. Всего десять лет шли службы в нововозведенном храме, он полностью был уничтожен во время пожара, и восстановлен через 15 лет.

Прошло полвека, и на месте старой деревянной церкви вырастает в Царицыно каменный собор, в середине 17 века преобразованный в женскую обитель, настоятелем ее был о. Макарий.

В 1686 году епископом Астраханским Никифором был освящен антиминс при открытии придела иконы Богородицы «Корсунская».

Интересно! По предположению историков, именно в этом святом месте принял крещение, будучи младенцем, Степан Разин.

Возможно, этот факт поспособствовал тому, что после бунта разинцев и оккупации ними города храм не прекращал служения.

  • 1704 год внес свои коррективы в архитектуру собора, старый храм отреставрировали по типу «Восьмерик на четверике».
  • После посещения в 1722 году царицынского храма Иоанна Предтечи к нему пристроили Петропавловский придел.
  • В 1799 году епископом Астраханским Платоном освящается антиминс для Петропавловского придела.

Времена разорения и восстановления

После революции в 1922 году церковные ценности были конфискованы. Через десять лет украли колокола и святые образа, закрыв в 1932 году церковь Иоанна Предтечи в Волгограде, чтобы ее взорвать. Невозможно оценить степень цинизма того времени, когда на святом, намоленном месте возводят ресторан.

Остатки фундамента в 1943 году немцы использовали для сооружения дота, отсюда они вели бои.

Читайте также:
Тамбовская епархия: церкви, храмы и монастыри, священники и духовенство

После возведения часовни святого образа Божьей Матери «Иверская», в 1995 году была освящена площадка под возведение новой церкви, строительство которой планировали начать в 1998 году. Возведенный на месте древней святыни ресторан не стали сносить, перенеся новостройку на 100 метров в сторону.

В начале нового тысячелетия, в 2000 году волгоградцы дождались открытия нового храма пророка Иоанна Предтечи.

В Светлое воскресение Господнее в 2001 году иереем Олегом Кириченко была отслужена первая Литургия в присутствии настоятеля нового храма Иоанна Предтечи, Преосвященного Митрополита Волгоградского и Камышинского Германа. Внутренние помещения собора практически не расписаны, они окрашены в белый цвет, символ Святого Духа и простоты жизни святого пророка.

На заметку! Ныне при Предтеченском храме регулярно ведутся занятия для детей в воскресной школе, в православной общине учителя работают с глухими и слабослышащими.

Святыни и престольный праздник

В соборе можно поклониться следующим святыням:

  • Чудотворная икона Богородицы «Иверская»;
  • Святой образ Божьей Матери «Сталинградская»;
  • Икона Божьей Матери «Августовская»;
  • Святыни казаков — древнее Евангелие и Крест.

В храме чтят все даты, связанные с жизнью святого Иоанна Предтечи.

  • 6 октября воздается хвала Творцу за Зачатие Елисаветы, которая была уже в преклонном возрасте.
  • 7 июля — день рождения (Рождество) Иоанна;
  • 11 сентября — Усекновение главы Предтечи по приказу Ирода;
  • 20 января — Собор Крестителя Господнего Иоанна.

В помощь паломникам

Собор пророка Иоанна Предтечи расположен по адресу: Волгоград, улица Краснознаменская, д. 2. Доехать до святыни города можно общественным транспортом.

Расписание богослужений на каждый день в Предтеченской церкви следует уточнять. Ежедневные службы по будним дням проводятся в 8.00 — утреня, в 17.00 — вечерня.

Храм Святого Иоанна Предтечи в Волгограде

Храм Святого Пророка Иоанна Предтечи — первый храм города Царицына (ныне города Волгоград). В настоящее время штат духовенства состоит из трех священников и одного протодиакона.

Иоанно-Предтеченская церковь (Храм Святого Иоанна Предтечи) находится у Речного порта на набережной Волгограда и выполнена в белом цвете с темно-коричневыми крышами. Церковь расположилась на территории Парка Победы, который соседствует с Царицынским парком и Сквером Пушкина.

Церковь Иоанна Предтечи является одной из самых известных среди православных церквей в Волгограде. Храм по праву можно назвать исторической и архитектурной достопримечательностью Волгограда. Вокруг всегда ухоженная территория.

В Храме проводят службы, таинства крещения, причасти, покаяния, брака.

На базе Храма Святого Иоанна Предтечи работает Воскресная школа, в которой проводятся занятия с детьми. Воскресная школа была открыта в 2001 году. В то время занятия проводились в храме по выходным дням. А уже сегодня школа имеет свое помещение с учебными классами (по адресу город Волгоград, улица Чуйкова, 1). Духовным попечителем нашей школы является иерей Сергий Ермолов. В Воскресной школе занимаются дети от 5 лет и старше. Проводятся занятия по Закону Божьему и церковному календарю. Основной деятельностью школы являются паломничества по святым местам области и за ее пределами. Особенно популярны паломничества в Дубовский Свято-Вознесенский женский монастырь, на подворье которого расположена школа.

На территории Иоанно-Предтеченской церкви работает лавка, где можно приобрести молочные продукты (молоко, йогурт, сыр, ряженку, плавленый сыр, творог, масло, топленое масло, сметану, кефир, простоквашу), хлебобулочные изделия, швейную продукцию (платья, сарафаны, жакеты) и многое другое.

Рядом с Церковью расположился Памятник Петру и Февронии и Поклонный крест.

История храма

История Храма Святого Иоанна Предтечи начинается в 1589 году, когда со строительством деревянной церкви во имя св. Иоанна Предтечи была заложена крепость «Царицын». Но просуществовала она 10 лет, и ее уничтожил пожар. Лишь в 1615 году Храм был восстановлен.

Датой основания Иоанно-Предтеченского храма принято считать 1664 год, именно тогда Иоанно-Предтеченская церковь была возведена каменная, став первым подобным сооружением Царицына. В Храме молились разинские казаки после того, как вернулись из Персидского похода в 1669 году. После захвата ими крепости в 1670 году церковь продолжала работать.

Известно, что в 1722 году Петр I с женой посетил храм по пути на войну с Персией. Реформа, принятая Петром в духовной сфере, очень повлияла на положение царицынских монастырей и храмов. К концу XVII века Иоанно-Предтеченский монастырь обеднел, его игуменья и сестры получали скудное жалованье. При этом храм продолжал действовать до середины XVIII века.

Далее к монастырю было приписано 52 приходских двора. Из-за скудного содержания от казны в 1741 году было предложено закрыть монастырь, на закрыли его лишь в 1755 году.

В 1888 года при церкви открыли школу грамотности, специально для этой цели рядом был построен каменный одноэтажный дом. Также рядом располагались деревянный дом священника. В 1894 году школу преобразовали в церковно-приходскую. Иоанно-Предтеченская церковь считалась относительно небольшой, в ней помещались всего 150 верующих.

Все поменялось в один миг. В 1922 году было решено изъять церковные ценности — с икон забрали серебряные оклады, вынесли другие вещи. Через 10 лет у храма забрали колокола, иконы и другое имущество. В 1932 года власти решили вовсе закрыть церковь. На месте церкви открыли деревянный ресторан. В сентябре 1995 года заложили камень нового храма. В 1996 году открыли деревянную часовню в честь Иверской иконы Божьей Матери. Весной 1998 года начали строительство церкви, которое завершилось в 2001 году.

Читайте также:
Церковь Серафима Вырицкого в Вырице: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

На сегодняшний день Храм Святого Иоанна Предтечи является действующим и открыт для всех желающих. Его посещает большое количество жителей города, особенно в дни служб.

Как добраться до Храма Святого Иоанна Предтечи в Волгограде

Храм расположился почти в центре города, у Набережной. До него едет транспорт с любой точки города.

  1. Автобус: № 2, 35, 65, 88, 89э, 95, 152.
  2. Троллейбус: № 9, 12, 15а.
  3. Маршрутка: № 3с, 4, 23а, 41а, 50, 75, 98, 110, 160, 174, 246, 260.

Выходить на остановке «Дом Союзов / Магазин Современник» и пройти по улице Краснознаменская в сторону речного вокзала Волгограда.

Также добраться можно на такси: Сервис заказа такси «Максим», Сервис заказа такси Яндекс Go (Яндекс. Такси), Сервис заказа такси «Везёт», Gett Такси, Такси Лидер, Uber Taxi.

Панорама Храма Святого Иоанна Предтечи на Яндекс. Картах:

Видео: Храм Святого Иоанна Предтечи, Волгоград

Церковь Иоанна Предтечи в Волгограде — делимся знаниями

Храм пророка Иоанна Предтечи — христианская святыня 16 столетия, разрушенная до основания и возрожденная в 21 веке, первая церковь в Царицыно, так раньше назывался Волгоград. С 2006 года подворье Иоанно-Предтеченского прихода стало подворьем Свято-Вознесенской женской обители г. Дубовки.

Источники

  • Ирина Мудрова. Великие монастыри. 100 святынь православия. — Litres, 2010. — 436 с. — ISBN 9785457041257.
  • Александр Материкин. Храм Иоанна Предтечи: страницы истории города Царицына и его первой церкви. — Волгоградский ком-т по печати и информации, 1999. — 174 с. — (Храмы Царицына).
  • Сергей Иванов, Василий Супрун. Храмы Царицына, Сталинграда, Волгограда. — Волгоградский гос. ин-т повышения квалификации, 2003. — 239 с.
  • Официальный сайт храма Иоанна Предтечи в Волгограде. Дата обращения . Архивировано 15 сентября 2013 года.

История Храма Иоанна Предтечи в Волгограде

Тем временем, именно этот приход стал не только первой в истории города церковью, но и первой городской постройкой. Именно появление Предтеченской церкви на этом месте в 1589 году ознаменовало начало строительства Царицынской крепости. Тогда донские, а возможно, и астраханские казаки возводили здания из дерева, что и предопределило судьбу нового города, который был уничтожен во время сильного пожара всего десять лет спустя.

В 1615 году церковь была восстановлена, но уже во второй половине семнадцатого века по причине тесноты ее упразднили, заменив женским Иоанно-Предтеченским монастырем. В то время, а именно, с 1652 по 1658 годы, отец Макарий был не только строителем монастыря, но и его настоятелем.

В 1664 году церковь Иоанна Предтечи перестроили, и она стала самым первым сооружением из камня в Царицыне. Многие историки считают этот факт удивительным, потому что как только строительство храма было закончено, Петр I запретил использование камня в качестве строительного материала (по причине большой потребности в нем при строительстве Петербурга) и всем городам было приказано свозить камень на север страны.

Церковь, стоявшую ранее на месте нынешнего Храма Иоанна Предтечи Волгограда, в свое время не раз посещал сам Петр I, который в 1722 году распорядился пристроить к церкви придел апостолов Павла и Петра.

Екатерина II упразднила монастырь, возвратив Предтеченскому храму статус приходской церкви. После окончательного закрытия женского монастыря в 1755 году одни монахини переехали в город Астрахань в Благовещенский монастырь, другие же остались при церкви.

Во времена советской власти Храм Иоанна Предтечи Волгограда пережил период изъятия материальных ценностей, в ходе которых были содраны прекрасные оклады икон и вынесены всякие ценные вещи, а позже изъяты и сами иконы и колокола. Это, пожалуй, был самый сложный период во всей истории церкви, апогеем которого стало закрытие храма в 1932 году из-за угрозы оползней.

Спустя всего несколько месяцев, 2 апреля 1932 года было решено взорвать церковное здание. На месте оставшегося фундамента в 1942 году расположились немцы, благополучно сдерживавшие контрнаступление советских войск в течение длительного времени.

Воссоздание Храма Иоанна Предтечи в Волгограде началось года, когда было заложено и освящено место будущего строительства. Неподалеку расположилась деревянная часовенка Иверской иконы Божией матери. В то время у прихода не было единого священника, и право управления храмом было оставлено за Высокопреосвященным Германом, Архиепископом Камышинским и Волгоградским.

В течение 1,5 лет Богослужения здесь совершались братией монастыря Свято-Духова, за которой и была закреплена часовня. По воскресным и праздничным дням совершались литургии.

О.В. Кириченко стал наместником этого прихода в 1997 году. Именно при нем был воссоздан Храм Иоанна Предтечи Волгограда – самый первый Храм Царицына. Деньги на строительство собирались прихожанами, но депутат Госдумы РФ Е.П. Ищенко внес значительный вклад в процесс воссоздания святыни, за что и был объявлен ктитором этого храма.

Читайте также:
Мужской монастырь Саввы Освященного в Крыму: история и адрес монастыря Челтер-Мармара, архитектурные памятники

С года Храм Иоанна Предтечи Волгограда стал подворьем женского Свято-Вознесенского монастыря.

Времена разорения и восстановления

После революции в 1922 году церковные ценности были конфискованы. Через десять лет украли колокола и святые образа, закрыв в 1932 году церковь Иоанна Предтечи в Волгограде, чтобы ее взорвать. Невозможно оценить степень цинизма того времени, когда на святом, намоленном месте возводят ресторан.

Остатки фундамента в 1943 году немцы использовали для сооружения дота, отсюда они вели бои.

После возведения часовни святого образа Божьей Матери «Иверская», в 1995 году была освящена площадка под возведение новой церкви, строительство которой планировали начать в 1998 году. Возведенный на месте древней святыни ресторан не стали сносить, перенеся новостройку на 100 метров в сторону.

В начале нового тысячелетия, в 2000 году волгоградцы дождались открытия нового храма пророка Иоанна Предтечи.

Божественная литургия в храме Иоанна Предтечи

В Светлое воскресение Господнее в 2001 году иереем Олегом Кириченко была отслужена первая Литургия в присутствии настоятеля нового храма Иоанна Предтечи, Преосвященного Митрополита Волгоградского и Камышинского Германа. Внутренние помещения собора практически не расписаны, они окрашены в белый цвет, символ Святого Духа и простоты жизни святого пророка.

На заметку! Ныне при Предтеченском храме регулярно ведутся занятия для детей в воскресной школе, в православной общине учителя работают с глухими и слабослышащими.

Святыни Храма Иоанна Предтечи в Волгограде

В Предтеченском храме Волгограда есть свои чудотворные иконы:

  • Список с иконы Божией Матери (Иверской) – благоухающая, мироточащая, исцеляющая тело и душу икона, помогающая людям в разных бедах.
  • Сталинградская икона Божией Матери , писанная с Казанской иконы.
  • Евангелие 1863 года и Православный крест (казачьи святыни).
  • Августовская икона Божией Матери

Святыни и престольный праздник

В соборе можно поклониться следующим святыням:

  • Чудотворная икона Богородицы «Иверская»;
  • Святой образ Божьей Матери «Сталинградская»;
  • Икона Божьей Матери «Августовская»;
  • Святыни казаков — древнее Евангелие и Крест.

Интерьер храма Святого пророка Иоанна Предтечи

В храме чтят все даты, связанные с жизнью святого Иоанна Предтечи.

  • 6 октября воздается хвала Творцу за Зачатие Елисаветы, которая была уже в преклонном возрасте.
  • 7 июля — день рождения (Рождество) Иоанна;
  • 11 сентября — Усекновение главы Предтечи по приказу Ирода;
  • 20 января — Собор Крестителя Господнего Иоанна.

Храм Иоанна Предтечи в Волгограде в наши дни

В наши дни храм восстановлен, и двери церкви всегда открыты для прихожан. Здесь регулярно проходят Богослужения, работает церковная лавка и Воскресная школа.

Как добраться до храма Иоанна Предтечи:
Маршрутки: 100, 147, 152, 57, 75, 110, 30, 7а, 55, 6, 11, 160, 65а, 164, 246, 50, 164б, 19, 53, 36а, 4, 88, 10, 36, 84, 196, 260, 48а, 64а, 77, 174, 41а, 60э, 13к, 4с, 15с, 2с, 98, 3c, 17, 62а, 35, 1с, 55а, 15а, 91а, 93а, 90а
Троллейбусы: 12, 1, 10, 15а, 2, 8а
Автобусы: 2, 4, 33, 88э, 128, 172
Следовать до остановки «Дом Союзов» (маг. Современник) или до остановки «Пионерская» (маг. Конфетки Бараночки). Далее по улице Краснознаменская вниз к Волге 300 метров.

В помощь паломникам

Собор пророка Иоанна Предтечи расположен по адресу: Волгоград, улица Краснознаменская, д. 2. Доехать до святыни города можно общественным транспортом.

Расписание богослужений на каждый день в Предтеченской церкви следует уточнять. Ежедневные службы по будним дням проводятся в 8.00 — утреня, в 17.00 — вечерня.

Храм святого Иоанна Предтечи (Волгоград)

Храм святого Иоанна Предтечи – православный храм в Волгограде. В 2006 г. Иоанно-Предтеченский приход был преобразован в подворье Свято-Вознесенского женского монастыря города Дубовки (настоятельница, — игумения Анна (Ерофеева).

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

2 июля 1589 г., строительством деревянной церкви во имя св.Иоанна Предтечи, была заложена крепость «Царицын». Строилась церковь донскими (по другой версии, — астраханскими) казаками. Однако простояла она чуть более 10 лет. Пожар, случившийся вскоре, уничтожил многие деревянные строения нового города. Не пощадил он и Предтеченскую Церковь. В 1615 г. Храм был восстановлен. Известны имена 6-ти строителей, рубивших деревянный Храм. Это: — Василий Агафонов, Дружина Иванов, Фома Степанов, Богдан Кузьмин, Обросим Клементьев, Иван Сеченов. Церковь Иоанна Предтечи оказалась тесно связана и с развитием монастырской жизни Царицына. Так, в грамоте государю от 1653 г. донские казаки упоминают городской Богородичный монастырь, посвященный Владимирской иконе Сретения Богоматери, куда они ходят на Богомолье. Во второй половине 17 в. он упраздняется из-за тесноты, но на его базе в 60-х годах 17 в. возникает женский Иоанно-Предтеченский монастырь, настоятелем которого с 1652 по 1658 гг. являлся его строитель о.Макарий.

Храм Иоанна Предтечи в Царицыне (историческое фото)В 1664 г. Иоанно-Предтеченская церковь была перестроена в каменную, став первым каменным сооружением Царицына. По мнению известных волгоградских краеведов, именно в Иоанно-Предтеченской церкви был во младенчестве крещён известный казачий бунтовщик Степан Разин. В Храме молились и разинские казаки после возвращения из Персидского похода в октябре 1669 г. После захвата разинцами Царицынской крепости в 1670 г., церковь продолжала исправно действовать, а лица духовного звания даже поддерживали восставших, помогая им готовить известные подмётные письма.

Читайте также:
Церковь Иоанна Златоуста в Ялте: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Некоторые источники упоминаю крупные ремонтно-восстановительные работы произведенные в Храме в 1704 г.

Неоднократно Иоанно-Предтеченский Храм посещал царь-реформатор Пётр I. В один из своих приездов, царь читал в Храме за Литургией Апостол. В конце 1722 г. приказом Петра к церкви был пристроен придел во имя апостолов Петра и Павла. Антиминс для него был освящён астраханским епископом Платоном в 1799 г. А антиминс на престоле алтарного придела во имя Корсунской иконы Божией Матери (сейчас здесь иконная лавка) был освящён астраханским епископом Никифором ещё в 1689 г.

В царствование Екатерины II Иоанно-Предтеченский женский монастырь упраздняется, и Иоанно-Предтеченская церковь становится приходской церковью. Окончательно монастырь был закрыт в 1755 г. Часть монахинь переезжает в Астраханский Благовещенский монастырь, часть пожилых доживает свои последние дни здесь, при Храме.

Советская власть резко изменила историю Иоанно-Предтеченского храма. Его богослужебная утварь в 1922 г. попала под указ комиссии по изъятию церковных ценностей, с икон содрали серебряные оклады, вынесли другие вещи. Через 10 лет у храма отберут и колокола и сами иконы, и все имущество вплоть до кованой ограды. 27 февраля 1932 г. было решено закрыть церковь по иезуитской причине — опасности оползней. Договор аренды был расторгнут, а 3 апреля 1932 г.горсовет решил пустить церковь на слом…

Во время Сталинградской битвы в 1942 г. немцы укрепили оставшийся целым фундамент взорванного храма, превратив его в мощный дот, надолго сдержавший наше контрнаступление на этом участке.

Первым шагом по воссозданию Иоанно-Предтеченского Храма на Центральной набережной г.Волгограда стали 10 сентября 1995 г. закладка и освещение места под строительство храма и открытие близко к месторасположению Храма, деревянной часовни во имя Иверской иконы Божией Матери (освящение часовни состоялось на Пасху 1996 г.). Единого священника,окормлявшего воссозданный таким образом Иоанно-Предтеченский приход, не было. Высокопреосвященный Герман, Архиепископ Волгоградский и Камышинский, оставил за собой управление приходом, став его настоятелем. Часовня была закреплена за братией Волгоградского Свято-Духова мужского монастыря и в течение полутора лет все Богослужения совершались в часовне братией Свято-Духова монастыря. Литургии совершались по праздникам и воскресным дням.

Первым наместником Иоанно-Предтеченского прихода стал иерей Олег Викторович Кириченко. Он был назначен на эту должность в августе 1997 г. При нём началось и воссоздание первого Царицынского Храма, — Иоанно-Предтеченской церкви. Строительство церкви было объявлено Архиереем «народной стройкой». Деньги на её возведение собирались по всему городу. Однако основной и решающий вклад в воссоздание городской святыни был сделан депутатом Государственной Думы РФ Е.П.Ищенко. Архиепископ Герман объявил Е.П.Ищенко ктитором возрождающегося Храма. Первая Литургия была отслужена в возобновлённом Храме на Пасху 2001 г. Её совершили иерей Олег Кириченко и диакон Григорий Пеньков.

В 2006 г. Иоанно-Предтеченский приход был преобразован в подворье Свято-Вознесенского женского монастыря города Дубовки (настоятельница, — игумения Анна (Ерофеева).

Современное состояние [ править ]

При храме действуют:

  • Воскресная школа
  • Православная община глухих и слабослышащих во имя «Иоанна Крестителя

Святыни [ править ]

  • Иверская икона Божией Матери
  • Сталинградская икона Божией Матери
  • Евангелие (1863 г.) и Православный крест – казачьи святыни
  • Августовская икона Богородицы

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 400066, г. Волгоград, ул. Краснознаменская, 2.

Иоанно-Предтеченская церковь в Царицыне

Иоанно-Предтеченская церковь в Царицыне.

История Иоанно-Предтеченской церкви неразрывно связана с прошлым нашего города, с жизнью царицан, с событиями, происходившими на волжских берегах в течение, по крайней мере, трёх с половиной веков. Имеется немало неясностей со временем возникновения храма, с его освящением, с первыми годами существования церкви.

Русская православная церковь с большим почтением относится к памяти пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в церковном календаре его имя упоминается семь раз. Поэтому неудивительно, что во многих русских городах строились храмы, посвященные памяти Иоанна Предтечи. Такая церковь появилась и в Царицыне.

До революции в некоторых книгах регулярно повторялось предание о том, что деревянный храм на откосе, где Царица впадает в Волгу, построил ещё Иван Грозный в честь соименного святого во время похода на Астрахань. В документах никаких сведений об этом не сохранилось.

Вторым устойчивым преданием из царицынской старины является упоминание о том, что церковь строилась на месте дворца Батыя. Снова же никаких следов этого дворца не обнаружено. Возможно, жизненности этого предания способствовал факт использования при перестройке храма кирпичей из золотоордынских развалин, но и там вряд ли стоял дворец Батыя, так как столица Сарай-Бату находилась далеко к югу (сейчас на её месте стоит село Селитряное Астраханской области).

Читайте также:
Андрей Десницкий: биография, книги и труды, публикации, семья

Церковь Иоанна Предтечи тесно связана с развитием монастырской жизни Царицына. В грамоте государю от 1653 года донские казаки упоминают городской Богородичный монастырь, посвященный Владимирской иконе Сретения Богоматери, в который они ходили на богомолье. Во второй половине XVII века он упраздняется из-за тесноты, и, видимо, на его базе в 60-х годах возникает женский Иоанно-Предтеченский монастырь, строителем которого с сентября 1652 года по апрель 1658 года числится старец Макарий. Возможно, в его правление и была построена в монастыре красивая церковь.

Чаще в источниках время основания Иоанно-Предтеченского храма относят к 1664 году. Саратовский исследователь XIX века С. Щеглов считает, что это произошло в 1665 году. Он обнаружил запись в клировой ведомости, в которой указано, что в Царицыне был Предтеченский девичий монастырь с деревянными кельями для монашек.

В этой обители молились казаки Степана Разина после возвращения из Персидского похода в октябре 1669 года. После захвата ими крепости в 1670 году церковь продолжала исправно действовать, а некоторые лица духовного звания даже поддерживали восставших.

Время упразднения монастыря неизвестно. В 1694 году он ещё существовал, царицынский протоиерей Илья пожертвовал в него Четьи-Минеи. В Иоанно-Предтеченском храме тогда служили один священник, один дьякон, два дьячка и один пономарь.

Следующее упоминание о нём относится к 1700 году. По грамоте митрополита астраханского и терского Сампсона воевода Протопопов тогда начал строить каменную церковь взамен ветхой деревянной, стоявшей в девичьем монастыре. Строительство завершается в 1704 году, а храм был освящён, по мнению некоторых краеведов, в день рождения Ивана Грозного на помин его души. Как известно, царь родился 25 августа 1530 года. Самым близким днём памяти Иоанна Крестителя к этой дате является 29 августа/ 11 сентября — Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Но храм мог быть освящён и в другой памятный день, о которых мы упомянули в начале этой главы.

В честь праздника освящения храма Предтеченскому монастырю была выдана дарственная «безоброчно на сенные покосы в количестве 30 копен на Сарпинском острове, а также для сбора дров на свои нужды». Заодно воевода Афанасий Турчанинов разрешил разобрать «для домашних обиходов» стоящую в речке Царице на просушке старую ладью, уже непригодную для плавания.

Царицынский комендант полковник Василий Чистяков на запрос сената 20 декабря 1761 года отвечает, что церковь «четвёртая во имя Иоанна Предтечи каменная поставлена в 1704 году июня 13 дня». В таком случае освящение храма могло произойти спустя 11 дней, в праздник Рождества Иоанна Предтечи. Впрочем, из истории известно, что между окончанием строительства церкви и её освящением проходит зачастую длительное время.

Здание строилось из татарского кирпича, что и стало основой легенды о Батыевом дворце. Царицынский гарнизон в летнее время отправлял 100 стрельцов с возами для добычи кирпича в золотоордынских городах, а с Водянского городища около Дубовки в то время за лето вывозилось около 500 возов кирпича.

В октябре 1704 года в церкви Иоанна Предтечи священствовал Кондрат Иларионов, примерно с 1708 года священником в монастыре служил Егор Алексеев (вероятно, недолго, так как в тот же год сюда посвящается в иереи дьякон Дмитрий). На 1712 год дьяконом числится Савелий Климентьев (также посвященный из дьячков в 1708 году). В марте 1720 года дьякон Савелий (его ещё называют Савва) переходит в соборную церковь, а на его место назначают Никиту Никифорова.

В 1718 году по государеву указу и архиерейскому распоряжению (астраханским епископом в ту пору был Иоаким) при девичьем Предтеченском монастыре организуется частная школа, в которой проходили обучение юные царицане. Здесь у попа Захария Иванова (он через 4 года станет управителем Царицынского духовного приказа) обучалось 27 (по другим данным — 17) учеников. Тогда здесь числится игумения Анисья, уехавшая в Астрахань.

Вместо нее монахиня Анна с сестрами просят архиерея утвердить избранную ими монахиню Евфимию Константинову. В сентябре 1720 года здесь упоминается о. Захарий.

В 1725 году девичий монастырь еще существует, сюда назначается новая игуменья.

Следующая страница истории храма связана с посещением его царём Петром Первым 16 июня 1695 года по пути в Азовский поход против турок. Двигавшийся по Переволоке к Дону Петр распорядился освятить новые паныпинскую и качалинскую церкви без сношения с митрополитом Астраханским Сампсоном, которому подчинялись наши земли в духовном отношении. Но царицынский архимандрит Антоний, получив этот приказ, «учинился силен и не поехал освящать церкви, так что пришлось взять его силой».

Воевода Голицын, скрыв факт отказа архимандрита от приказа царя, просил митрополита не наказывать ослушника строго, на что тот дал согласие и ответил, что впредь Антоний не будет упорствовать. Построение и освящение двух церквей значительно увеличило миссионерскую деятельность православия на Дону.

По преданию, в июне 1722 года Пётр I с женой Екатериной Алексеевной снова посетил храм по пути на войну с Персией, а в ноябре того же года звонница храма извещает о возвращении государя из похода. В это время, по мнению А.В. Материкина и В.В. Серебряной, приказом Петра к церкви пристраивают придел во имя апостолов Петра и Павла.

Читайте также:
Монастыри Суздаля: действующие мужские и женские

В церкви хранился напрестольный крест с мощами Петра и Павла и надписью, на которой указаны имена святых апостолов и дата: «7203 год». С. Щеглов предполагает, что святыня сделана в 1689 году, хотя правильно следует отнести её к 1694 или 1695 году. В Иоанно-Предтеченской церкви имелась и икона Благовещения Пресвятой Богородицы «в створках» (вероятно, походный образ). На иконе тогда обнаружили подписи художников из Казани — Евграфа, Василия и Иоанна — с нечеткой датой.

Находящаяся в церкви икона Иверской Богородицы пишется в 1665 году, того же года и Смоленская икона Божией Матери. К числу ценных вещей относились четыре Евангелия, отпечатанные соответственно в 1677, 1685, 1697, 1698 годах.

В трапезной храма также располагался весьма малый придел в честь Корсунской иконы Богородицы, освящённый астраханским епископом Никифором в 1789 году. По имеющимся данным, его строительство завершилось в 1764 году, через сто лет после сооружения храма (по другим данным, в 1787 году). Иконостас придела в середине XIX века имел два яруса.

Реформа, предпринятая Петром в духовных делах, сильно задела и положение царицынских монастырей и храмов. Штат средней церкви тогда состоял лишь из священника, дьячка и пономаря. К концу XVII века Иоанно-Предтеченский монастырь беднеет, его игуменья и сестры довольствуются скудным жалованьем и подаянием.

Тем не менее, он действует до середины XVIII века. В1739 году в нем пребывали: игуменья — 1, монахинь — 12, а из белых священно- и церковнослужителей: священник — 1, дьякон — 1, пономарь — 1.

К монастырю приписывается 52 приходских двора. По причине скудного содержания от казны епископ Астраханский и Ставропольский Илларион в 1741 году предлагает закрыть монастырь. Но событие это происходит лишь в 1755 году (по другим данным, в 1747 году). Часть монахинь переезжает в Астраханский Благовещенский монастырь, пожилые и больные доживают свои последние дни в Царицыне.

Первая половина XIX века оказалась для церкви тяжелой. Прихожан у храма было мало, доходов почти никаких.

В начале 40-х годов XIX века здесь служат иерей Роман Разумовский, дьякон Андрей Лопухин, дьячок Иван Михайлов и пономарь Павел Зорин. Царицынский благочинный Пётр Лугарев в 1843 году помогает им с ремонтом, найдя благотворителей для покрытия купола и здания железной крышей и побелки стен.

В том же 1843 году при посещении города епископом Саратовским и Царицынским Иаковом (Вечерковым) отмечалось, что по причине малочисленности прихода и бедности духовенства штат Иоанно-Предтеченского храма отнесен к соборной Успенской церкви. Богадельня при храме, содержавшаяся за счет частных пожертвований, также находилась в плачевном состоянии, представляя собой несколько небольших изб.

Сохранилось описание иконостаса церкви, сделанное в 1852 году царицынским благочинным протоиереем Петром Лугарёвым. Он отмечает, что иконостас был пятиярусным, деревянным, выкрашенным голубой краской, «колонны покрашены краскою наподобие золота». На царских вратах в шести овальных рамочках имелись изображения Благовещенья и четырёх евангелистов. Над вратами в полукруге располагалась икона Тайной вечери.

Далее благочинный пишет: «По краям царских врат прикреплены две маленькие иконочки Спасителя и Божией Матери, мерою в одну четверть» (18 см — Авт.).

Во второй половине века положение Иоанно-Предтеченского храма несколько выправляется. Известно, что тогда церковь имела более 150 богато украшенных серебром и позолотой икон, на колокольне били 8 колоколов, некоторые весом более полутонны.

Однако наиболее уникальное достояние храма обнаруживается и описывается лишь в 1871 году журналистом, отставным военным А.П. Раевским: это 8 изображений сивилл — древних пророчиц. Подробнее о них мы расскажем в следующей главе. Журналист пишет в своих записках: «В храме множество икон древнейшего византийского письма, украшенных ризами старинной чеканки. ».

В 1856 году дьячком в храме служил Александр Колпиков. В июле в 1-ой части Царицына случился пожар, многие дома сильно от него пострадали. С 1861 до 1866 года обязанности увещевателя в присутственных местах исполнял священник Иоанно-Предтеченской церкви Иоанн Поспелов. 26 марта 1883 года в его доме во 2-ой части Царицына откроется бесплатная лечебница, позже поддержанная и городскими властями, израсходовавшими на неё в 1884 году сумму в 2142 рублей.

В конце 1873 года мещанин Д. Найдёнов дарит храму хоругвей на 90 рублей. А в начале 1874 года церковный староста Климент Иванович Петров просит городскую Думу отвести храму место для постройки домов духовенству. В 1887 году в церкви служил священник Иоанн Еланский, который составил подробную опись храма.

По этой описи, обнаруженной в архивах волгоградской исследовательницей В.В. Серебряной, храм имел «в вышину 9,5 сажен (чуть больше 20 м — Авт.), в длину с колокольней 14,5 сажен (около 31 м — Авт.). Вся церковь построена из кирпича. Все стены выложены сплошной кладкою, известковый раствор положен тонким слоем .

Читайте также:
Храм Иоанна Предтечи в Калуге: описание и адрес церкви, история, расписание богослужений, святыни

На церкви две главы круглые, одна на настоящей, другая на колокольне, покрыты железом и позолочены». Всего в храме насчитывалось в то время уже 10 колоколов. Внутри церкви не имелось лепных украшений. За активную работу о. Иоанну Еланскому в 1894 году передаётся архипастырское благословение. Тогда же старостой храма избирается купеческий сын Василий Рысин, прихожане Косма Летучев и Николай Кузнецов окрашивают церковь внутри и пишут изображения в куполе, а из Саратовской семинарии прибывает псаломщик Дмитрий Покровский.

В 1892 или 1893 году рядом с Иоанно-Предтеченской церковью (вероятно, на месте её деревянной предшественницы) находят старинные кирпичи, осколки глазурованных сосудов и серебряную монету времён хана Менгу, что ещё раз стало свидетельством использования для строительства храма кирпича из золотоордынских городищ. А в 1914 году близ церкви образовался провал глубиной в 4 метра, на дне которого обнаружили гробы со скелетами. Предполагалось, что это остатки подземного хода и тайника Степана Разина.

В конце XIX века к церкви было приписано всего 837 жителей окрестных 178 царицынских дворов, в их числе казаки и сектанты. 15 ноября 1888 года при церкви снова открыли школу грамотности, для чего построили каменный одноэтажный дом правее главного входа от Царицы. Рядом находились деревянные дома священника и псаломщика. В 1894 году школу преобразовали в церковно-приходскую.

Заведующим и законоучителем в церковно-приходской школе в начале XX века был священник Павел Николаевич Венценосцев, а учительницей — Анна Михайловна Кузнецова. В 1907 году купец В. Рысин освобождается от звания попечителя этой школы. С 1911 года псаломщиком-дьяконом в храме пребывал Андрей Васильевич Кряжимский, заведовавший церковным архивом.

Иоанно-Предтеченская церковь считалась в Царицыне маленькой, в ней вмещалось одновременно всего 150 верующих. Очевидцы отмечали, что храм довольно тёмен. В нём пели достаточно стройно монахини Царицынского монастыря (вероятно, подворья Балашовского монастыря).

В 1912 году к Предтеченскому храму принадлежало 852 прихожанина, а также старообрядцы: 93 поморца, 5 австрийцев, 6 беглопоповцев.

Советская власть резко изменила историю храма. Его богослужебная утварь в 1922 году попала под указ комиссии по изъятию церковных ценностей, с икон содрали серебряные оклады, вынесли другие вещи. Через 10 лет у храма отберут и колокола, и сами иконы, и все имущество — вплоть до кованой ограды.

В 1924 году в храме служат верные тихоновской Церкви протоиерей Павел Венценосцев, священник Мегарский. Обновленцы стараются отстранить их от богослужений.

27 февраля 1932 года власти решили закрыть церковь, назвав в качестве официальной причины опасность оползней. Договор аренды расторгается, а 3 (или 17) апреля 1932 года горсовет приказал пустить церковь на слом. На месте разрушенной святыни поставили деревянное кафе-ресторан «Колос», но его подвалы хранили память истории: они были сложены из золотоордынских кирпичей. В народе этот ресторан назывался «Шанхаем», так издавна именовались трущобы в крупных городах.

Во время Сталинградской битвы здесь сначала стояли наши пушки, а затем немцы укрепили оставшийся целым фундамент взорванного храма, превратив его в мощный дот, надолго сдержавший контрнаступление советских войск на этом участке.

В 1985 году при реконструкции ресторана «Маяк» вскрывают фундамент храма.

С открытием Волгоградской епархии владыка Герман задался целью вернуть к жизни первый царицынский храм, сделав его символом возрождения Православия на волжских берегах. Он объявил дело воссоздания храма «народной стройкой».

В этом почине помогали многие благотворители, но основную роль сыграл депутат Государственной думы Е.П. Ищенко, который и по сей день является ктитором церкви. Стройка осуществлялась под руководством С.Н. Васюковой (монахини Макарии). Немалую консультативную помощь оказал Н.Г. Викулин.

10 сентября 1995 года произошло освящение закладного камня будущего храма. На Пасху 1996 года открылась деревянная часовня в честь Иверской иконы Божьей Матери, где в течение почти пяти лет совершал священническое служение иерей Олег Кириченко.

Весной 1998 года началось строительство церкви, а к зиме 2001 года она была полностью достроена. Первая служба состоялась в ней на Пасху 2001 года.

Настоятелем храма является сам преосвященный митрополит Волгоградский и Камышинский Герман, его первым наместником до августа 2001 года был иерей Олег Кириченко, который в январе 2003 года снова возвратился в Иоанно-Предтеченскую церковь.

С 2001 по начало 2003 года в храме служил священник Николай Бабак. Иоанно-Предтеченская церковь ныне является подворьем Дубовского Свято-Вознесенского женского монастыря.

По материалам книги «Православие на волгоградской земле: храмы Царицына – Сталинграда – Волгограда». Иванов С.М., Супрун В.И. Издательство ВГИПК РО, Волгоград, 2003 г., с сокращениями и изменениями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: