Горловская Епархия: история и положение, описание и современное положение, монастыри и учреждения

Горловская и Славянская епархия

Кафедральный город — Горловка. Кафедральный собор — Свято-Никольский. В данный момент в сквере Энергетиков в Горловке строится новый кафедральный собор – Свято-Богоявленский.

Образована 29 июля 1994 решением Священного Синода Украинской Православной Церкви выделением из состава Донецкой.

Содержание

Епископы

  • Алипий (Погребняк) (29 июля 1994 — 11 июня 1997)
  • Иларион (Шукало) (11 июня 1997 — 24 января 2007) в/у, архиепископ, митрополит Донецкий
  • Митрофан (Никитин) (с 28 января 2007)

Благочиннические округа

  • Александровский
  • Александро-Невский (г. Славянск)
  • Артёмовский
  • Благовещенский (г. Горловка)
  • Дебальцевский
  • Добропольский
  • Дружковский
  • Енакиевский
  • Краматорский
  • Красноармейский
  • Краснолиманский
  • Николаевский (г. Горловка)
  • Райгородский
  • Серафимовский (г. Славянск)
  • Соледарский
  • Шахтёрский

Монастыри

В епархии расположен Свято-Сергеевский женский монастырь в с. Сергеевка Славянского р-на. Так же в подчинении епархии был Свято-Успенский Святогорский монастырь, который после освящения в 2004 году стал Лаврой. Сейчас Лавра находится в подчинении Донецкой епархии.

Ссылки

  • Горловская и Славянская епархия на сайте patriarchia.ru
  • Горловская епархия // Открытая православная энциклопедия «Древо»
Епархии Русской православной церкви
Епархии прямого подчинения
Россия Абаканская • Альметьевская • Амурская • Анадырская • Ардатовская • Арсеньевская • Архангельская • Астраханская • Балашовская • Барнаульская • Барышская • Бежецкая • Белгородская • Белёвская • Биробиджанская • Благовещенская • Братская • Боровичская • Брянская • Бузулукская • Валуйская • Владивостокская (Уссурийское викариатство) • Владикавказская • Владимирская (Муромское викариатство) • Волгоградская • Волгодонская • Вологодская • Воронежская (Острогожское викариатство) • Выксунская • Вятская • Георгиевская • Городецкая • Губкинская • Екатеринбургская • Екатеринодарская (Ейское викариатство) • Енисейская • Железногорская • Иваново-Вознесенская • Ижевская • Иркутская • Исилькульская • Искитимская • Йошкар-Олинская • Казанская • Каинская • Калачёвская • Калачинская • Калининградская (Балтийское викариатство) • Калужская (Людиновское викариатство) • Каменская • Канашская • Канская • Карасукская • Касимовская • Кемеровская • Кинельская • Кинешемская • Костромская • Краснослободская • Котласская • Красноярская • Кузнецкая • Курганская • Курская • Кызыльская • Липецкая • Лысковская • Магаданская • Магнитогорская • Майкопская • Мариинская • Мелекесская • Московская (городская) (викариатства: Бронницкое | Верейское | Волоколамское | Воскресенское | Дмитровское | Егорьевское | Истринское | Каширское | Клинское | Красногорское | Наро-Фоминское | Подольское | Сергиево-Посадское | Солнечногорское | Троицкое) • Московская (областная) (викариатства: Балашихинское | Видновское | Зарайское | Можайское | Серпуховское) • Мурманская • Нарьян-Марская • Находкинская • Нефтекамская • Нижегородская • Нижнетагильская • Новгородская • Новосибирская • Новокузнецкая • Омская • Оренбургская • Орловская • Орская • Отрадненская • Пензенская • Пермская • Петрозаводская • Петропавловская • Покровская • Псковская • Пятигорская • Ржевская • Ростовская • Рыбинская • Рязанская • Салаватская • Салехардская • Самарская • Санкт-Петербургская (викариатства: Выборгское | Гатчинское | Лодейнопольское | Петергофское) • Саранская (Рузаевское викариатство) • Саратовская • Саянская • Сердобская • Симбирская • Скопинская • Смоленская • Ставропольская • Сыктывкарская • Тамбовская • Тарская • Тверская • Тобольская • Томская • Троицкая • Тульская • Улан-Удэнская • Уржумская епархия • Урюпинская • Уфимская • Хабаровская (викариатства: Бикинское | Николаевское) • Ханты-Мансийская • Чебоксарская (Алатырское викариатство) • Челябинская • Чистопольская • Читинская • Шахтинская • Шуйская • Щигровская • Элистинская • Южно-Сахалинская • Якутская • Яранская • Ярославская
другие страны Аргентинская • Бакинская • Берлинская • Брюссельская • Будапештская • Венская • Виленская • Гаагская • Корсунская • Сурожская (Керченское викариатство)
Автономные церкви
Китайская ПЦ Пекинская • Синьцзянская • Тяньцзиньская • Харбинская • Шанхайская
Японская ПЦ Киотоская • Сендайская • Токийская
Самоуправляемые церкви
Украинская ПЦ Александрийская • Белоцерковская (Ракитнянское викариатство) • Бердянская • Винницкая • Владимир-Волынская • Вознесенская • Горловская • Джанкойская • Днепродзержинская • Днепропетровская (Новомосковское викариатство) • Донецкая (викарийства: Макеевское | Святогорское) • Житомирская • Запорожская • Ивано-Франковская • Изюмская • Каменец-Подольская • Киевская (викариатства: Белогородское | Бориспольское | Броварское | Васильковское | Вышгородское | Городницкое | Макаровское | Переяслав-Хмельницкое | Почаевское | Путивльское | Яготинское) • Кировоградская • Конотопская • Кременчугская • Криворожская • Луганская • Луцкая • Львовская Мукачевская • Нежинская • Николаевская • Новокаховская • Овручская • Одесская (Белгород-Днестровское викариатство) • Полтавская • Ровенская (Дубновское викариатство) • Сарненская • Северодонецкая • Симферопольская • Сумская • Тернопольская • Тульчинская • Уманская • Харьковская • Херсонская • Хмельницкая • Хустская • Черкасская • Черниговская • Черновицкая (викариатства: Банченское | Хотинское) • Шепетовская
ПЦ Молдовы Бельцкая • Единецкая • Кагульская • Кишинёвская • Тираспольская • Унгенская
Латвийская ПЦ Рижская (Даугавпилсское викариатство)
Эстонская ПЦ Нарвская • Таллинская
РПЦЗ Берлинская (Штутгартское викариатство) • Великобританская • Восточно-Американская (викариатства: Манхэттенское | Мэйфилдское) • Женевская • Монреальская • Сан-Францисская (Сиэтлийское викариатство) • Сиднейская • Чикагская (Кливлендское викариатство) • Южно-Американская
Экзархаты
Белорусский
экзархат
Бобруйская • Брестская • Витебская (Друцкое викариатство) • Гомельская • Гродненская • Минская (Борисовское викариатство) • Могилёвская • Новогрудская • Пинская • Полоцкая • Туровская
Митрополичьи округа
Казахстанский Астанайская (Каскеленское викариатство) • Карагандинская • Костанайская • Кокшетауская • Павлодарская • Петропавловская • Уральская • Усть-Каменогорская • Чимкентская
Среднеазиатский Бишкекская • Душанбинская • Ташкентская • Патриаршие приходы в Туркмении
Патриаршие приходы Московского Патриархата
Италия • Канада • США • Финляндия
Читайте также:
Храм Сергия Радонежского в Челябинске: описание и адрес храма, история, расписание богослужений, как добраться

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Горловская, Надежда Ивановна
  • Горловский, Александр Самойлович

Полезное

Смотреть что такое “Горловская и Славянская епархия” в других словарях:

ГОРЛОВСКАЯ И СЛАВЯНСКАЯ ЕПАРХИЯ — ГОРЛОВСКАЯ И СЛАВЯНСКАЯ ЕПАРХИЯ(УПЦ), образована 29 июля 1994 г. выделением из Донецкой и Горловской епархии (см. Донецкая и Мариупольская епархия). Г. е. объединяет приходы и мон ри на территории сев. районов Донецкой обл. Украины:… … Православная энциклопедия

Донецкая и Мариупольская епархия УПЦ МП — У этого термина существуют и другие значения, см. Донецкая и Мариупольская епархия (значения). Донецкая и Мариупольская епархия Русская православная церковь Украинская православная церковь … Википедия

Днепропетровская и Павлоградская епархия — Украинская православная церковь (Московского патриархата) Основная информация Страна Украина Епархиальный центр … Википедия

ДОНЕЦКАЯ И МАРИУПОЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ — УПЦ, образована, вероятно, в 1943 г. с названием «Донецкая», с 21 мая 1944 г. Ворошиловградская, с 1945 г. Донецкая и Ворошиловградская, с 18 апр. 1956 г. Ворошиловградская и Сталинская, с 1961 г. Ворошиловградская и Донецкая, с 1970 г. Луганская … Православная энциклопедия

Донецкая и Мариупольская епархия — епархия Украинской православной церкви Московского Патриархата с центром в Донецке. Содержание 1 Общие сведения 2 Монастыри 3 Архипастыри … Википедия

Донецкая епархия Украинской православной церкви — Донецкая и Мариупольская епархия епархия Украинской православной церкви Московского Патриархата с центром в Донецке. Содержание 1 Общие сведения 2 Монастыри 3 Архипастыри … Википедия

Донецкая и Мариупольская епархия УПЦ — Донецкая и Мариупольская епархия епархия Украинской православной церкви Московского Патриархата с центром в Донецке. Содержание 1 Общие сведения 2 Монастыри 3 Архипастыри … Википедия

Донецкая и Мариупольская епархия УПЦ Московского Патриархата — Донецкая и Мариупольская епархия епархия Украинской православной церкви Московского Патриархата с центром в Донецке. Содержание 1 Общие сведения 2 Монастыри 3 Архипастыри … Википедия

Донецкая и Мариупольская епархия Украинской Православной Церкви — Донецкая и Мариупольская епархия епархия Украинской православной церкви Московского Патриархата с центром в Донецке. Содержание 1 Общие сведения 2 Монастыри 3 Архипастыри … Википедия

Донецкая и Мариупольская епархия Украинской православной церкви — Донецкая и Мариупольская епархия епархия Украинской православной церкви Московского Патриархата с центром в Донецке. Содержание 1 Общие сведения 2 Монастыри 3 Архипастыри … Википедия

Читайте также:
Церковь Иоанна Кронштадтского в Жулебине: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Горловская и Славянская епархия

Горловская и Славянская епархия (УПЦ), образована 29 июля 1994 г. выделением из Донецкой и Горловской епархии (см. Донецкая и Мариупольская епархия). Г. е. бъединяет приходы и мон-ри на территории сев. районов Донецкой обл. (Украина): Александровского, Артёмовского, Добропольского, Константиновского, Красноармейского, Краснолиманского, Славянского, Шахтёрского, а также населенные пункты, входящие в городские советы областного подчинения: Артёмовского, Горловского, Дебальцевского, Дзержинского, Добропольского, Дружковского, Енакиевского, Кировского, Константиновского, Краматорского, Красноармейского, Краснолиманского, Славянского, Шахтёрского (письмо Блаженнейшего Владимира, митр. Киевского и всея Украины, о территории Г. е. от 11 апр. 1997 – Архив епархии). Кафедральный город – Горловка. Кафедральный собор – во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в Горловке. С 11 июня 1997 г. Г. е. состоит под упр. митр. Донецкого и Мариупольского Илариона (Шукало). Епархия разделена на благочиния: Александровское, Артёмовское, Горловское, Димитровское, Добропольское, Дружковское, Енакиевское, Краматорское, Красноармейское, Краснолиманское, Славянское, Шахтёрское. В нач. 2006 г. в епархии действовали 223 церковные общины, 2 мон-ря (муж. лавра и жен. мон-рь), в клире епархии состояли 229 священнослужителей (207 священников, 22 диакона).

Первым Горловским епископом стал Алипий (Погребняк), назначенный на новообразованную кафедру 29 июля 1994 г. 11 июня 1997 г. архиерей из-за болезни ушел на покой (в наст. время схиеп. Алипий живет в Святогорской в честь Успения Пресв. Богородицы лавре). С этого времени Г. е. управляет митр. Иларион. При Горловском епархиальном управлении действуют отделы: по работе с силовыми структурами, с исправительными учреждениями, с казачеством, с молодежью, со СМИ, отдел каритативной работы.

Важнейшим духовным центром Г. е. является Святогорская Успенская лавра. Святогорский Успенский мон-рь был передан Донецкой епархии УПЦ в 1992 г. 9 марта 2004 г. Свящ. Синод УПЦ даровал мон-рю статус лавры. 5 дек. 2005 г. наместник лавры архим. Арсений (Яковенко) был хиротонисан во епископа Святогорского, викария Г. е., с сохранением должности наместника. В обители восстановлены 2 скита – Всехсвятский и преподобных Антония и Феодосия Печерских; в прилегающем к лавре с. Богородичном открыт храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В праздники Святогорской иконы Божией Матери, прп. Иоанна, затворника Святогорского (канонизирован Свящ. Синодом УПЦ в 1995, мощи почивают в лавре), Успения Пресв. Богородицы и др. в обители собираются 10-12 тыс. паломников с Украины, из России и Белоруссии. Начиная с 2002 г. в лавре проходят Всеукраинские певческие соборы на Св. Горах, в 2005 г. состоялся 3-й Певческий собор. В г. Славянске проводятся краеведческие чтения «Святые Горы: место и значение в мировом историко-культурном и духовном наследии», в организации к-рых кроме епархии принимают участие сотрудники Донецкого национального ун-та, Славянского педагогического ин-та и Святогорского историко-архитектурного заповедника.

При большинстве храмов епархии открыты воскресные школы. В Красноармейске при ц. во имя равноап. кн. Владимира с 2000 г. работает детский методический центр христ. правосл. просвещения. В епархии активно развивается благотворительность. Совместно с благотворительным фондом «Витязь» проводятся приуроченные к дню памяти свт. Николая (6/19 дек.) акции «Обыкновенное чудо», в рамках к-рых приходы объединяют усилия для оказания помощи нуждающимся.

Архиереи: еп. Алипий (Погребняк; 29 июля 1994 – 11 июня 1997), Донецкий и Мариупольский митр. Иларион (Шукало; с 11 июня 1997, в. у.)

Читайте также:
Новоафонский монастырь в Абхазии: история и адрес монастыря, храмы и постройки

Действующие монастыри: Святогорская в честь Успения Пресв. Богородицы лавра (муж., мон-рь основан в 1-й пол. XIII в., обращен в приход в 1787, восстановлен как мон-рь в 1844, повторно закрыт в 1922, возрожден в 1992, с 2004 лавра); во имя прп. Сергия Радонежского (жен., в с. Сергеевка Славянского р-на, преобразован из прихода в 2002, освящен 8 сент. 2005).

Литература: Горловская епархия: Отчет за 2005 г. Горловка, 2006.

Рязанский Спасо-Преображенский мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

История

Не подлежит сомнению, что к XV веку Спасо-Преображенский монастырь уже существовал, поддерживаемый благочестивыми стараниями великого князя Рязанского Ивана Васильевича.

О древних временах существования этого монастыря сохранилось не так много свидетельств. Известно, что настоятельская власть в первые столетия существования монастырей была очень большой. В «Дополнительных о Рязанской епархии сведениях» архимандрит Иероним, говоря о Спасском монастыре г. Рязани, пишет, что «настоятели издревле архимандриты», хотя «сей монастырь был не знаменит», из них 1653 г. сентября Боголеп и Солотчинский Сергий по указу государеву и патриаршей грамоте благословлены от Преосвященного Мисаила служить в белой шапке; а от преосвященного Димитрия позволено употреблять Спасским при служении ковер»

О размерах настоятельской власти, а значит и о значимости монастыря, говорит и тот факт, приглашались ли они на Соборы в стольный град Москву. Так на Соборе 1589г., на котором решался вопрос о четвертом браке царя Иоанна Васильевича, представлены были архимандриты и игумены многих монастырей, в том числе архимандрит Солотчинского из Рязани. Через три года уже среди прочих упомянут Спасский архимандрит из Рязани.

С 25 декабря 1742г. по указу Св. Синода от преосвященного Алексия, «для отличия от игуменов, возложены на архимандритов наперсные для ношения кресты — на здешнего Спасского Давида и Духовского Ефрема, а генв. 1743г. на Солотчинского Алимпия, Богословского Аарона и Радовицкого Иосафа». С 1868г. Рязанский Спасский мужской монастырь стал управляться викарием, что продолжалось до 1902г. А в 1902г. кафедра викарных епископов Михайловских была переведена в Троицкий монастырь. 21 мая 1907г. кафедра викарных епископов была вновь перенесена в Спасский монастырь. Среди Викарных епископов следует упомянуть епископа Исидора (Колоколова), бывшего на епископской Михайловской кафедре с 1906 по 1911г., замученного в Самаре в 1918г.

Штатная численность Спасского монастыря хотя и менялась на протяжении всего времени его существования, но незначительно. Так по рапортам настоятелей монастырей за 1746г., по Спасскому монастырю «определено быти архимандриту и братии двадцати человек, им жалования положено в год денег по пети рублев, хлеба по пети четвертей, и того денег сто рублев и хлеба сто четвертей». Там, где при монастырях были кладбища, обитель получала средства «за места для могил, за катафалк», как например при Спасском. К 1917г. в Спасском второклассном монастыре числилось 16 монахов, что практически равно 1746г.

В 1757 году епископ Рязанский своим указом определил монастырь в первостепенные и с этого времени в монастыре появились наместники. Со второй половины XVIII века архимандриты Спасского монастыря стали возглавлять Епаршую семинарию, что повышало престиж как монастыря, так и духовного учебного заведения.

Среди настоятелей обители следует упомянуть архимандрита Иеронима Алякринского (в бельцах Иоанна Стефанова) из протоиереев Рязанского Кафедрального собора. Он был присутствующим в Рязанской духовной консистории и ректором Рязанской духовной семинарии. По представлению Амвросия архиепископа Рязанского он был пострижен в монашество в Спасском монастыре 12 апреля 1808г. 19 апреля и произведен в архимандрита. Долгое время он управлял Солотчинским монастырем, а с 1813г переведен настоятелем в Рязанский Спасский монастырь. Ученый муж. прекрасный педагог, устроитель обители и. монах-наставник. Он навсегда остался в этом монастыре: захоронен на его кладбище.

Читайте также:
Ферапонтов монастырь: история и адрес монастыря, фрески

Все насельники монастыря обитали на небольшой территории там, где некогда рождался наш город. С трех сторон монастырь был обнесен каменной стеной, а с восточной огражден каменными зданиями бывшей Духовной консисторией и Архиерейским Домом. Двое ворот на каменных столбах: Святые с северной стороны, через которые обычно входили в монастырь и западные для выхода были украшением монастыря.

При входе северными Святыми вратами в монастыре по правую сторону находилось каменное одноэтажное здание – братская трапезная с кухней, баня. Далее к западу в углу- круглая башня, рядом с ней – с западной стороны ледник, а за ним деревянная житница, конюшня, навес, за которым западные ворота и ограда до самого угла с круглой каменной башней. Вдоль всего монастырского двора по правой стороне неподалеку от западной каменной ограды и служебных зданий расположились два двухэтажных корпуса: один с каменным низом и деревянным верхом. Он был облицован кирпичом и отштукатурен. В нем жили настоятели. Другой к северу от первого каменный для жительства братии. Он был построен в 1825г и надстроен в 1894г. со стеклянной галереей на каменных столбах. Между этими корпусами в связи с ними построена в 1901 1904гг. на средства преосвященного Иосифа, епископа Михайловского, Викария Рязанского, Иоанно-Иосифовская церковь, в нижем этаже которой устроено было жилое помещение. По левую сторону северных ворот находилась каменная келия с пристроенной к ней деревянной келией. Подле этой келий к югу стоял и сейчас стоит каменный с таковою же колокольней храм Богоявления Господня. В центре монастыря возвышается храм без колокольни в честь Преображения Господня. К востоку от двора между храмами и за ними расположено было кладбище для погребения монашествующих и граждан

Архивные документы сохранили до нас описание келий Спасского монастыря г. Рязани за 1911г.

1. «Келия из трех комнат и прихожей, находятся в ней два стола, четыре койки из них три железных и одна деревянная (худая), медный самовар, ведро и два табурета;

2. Келия из двух комнат и прихожей, находится в ней два стола, железная койка, трое венских стульев, скамья, простой буфет, один дубовый табурет;

3. Келия из 3 комнат с прихожей находится при ней, два стола, три койки, одна из них железная, а две деревянные (одна из них худая), раскладное железное стул о.

4. Келия из трех комнат. При ней находится чулан, в котором находятся следующие вещи: две медных каструли с ручками, две медных сковороды и одна эмалированная, самовар жестяной, лампа. ».

В 1920 году монастырь был закрыт.

Передача монастырских зданий началась в 1996 году. В начале был возвращен настоятельский и братский корпус, но в нем было размещено Духовное училище. 6 октября 2005 года, решением Священного Синода во главе со Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II, было принято решение об открытии Спасо-Преображенского мужского монастыря в городе Рязани и возобновлении в нем монашеской жизни. Наместником вновь открытого монастыря был назначен иеромонах Игнатий (Депутатов). В настоящий момент монастырская жизнь протекает в историческом здании настоятельского и братского корпуса совместно с Духовной семинарией. Были переданы храмы монастыря.

Читайте также:
Монастырь святой Екатерины: святыни и иконы, история и описание, как добраться

Спасо-Преображенский мужской монастырь в Рязани

За большими валами, оставшимися от древнего кремля, располагаются белокаменные постройки древнейшей обители современной Рязани — Спасо-Преображенского мужского монастыря. Он привлекает к себе паломников, туристов и людей, ищущих покоя и умиротворения.

История основания монастыря

Многовековая история старинной обители связана с историей города, который сегодня носит название Рязань.

В 1237 году небольшой город Переяславль-Рязанский принял уцелевших жителей уничтоженной татаро-монголами Рязани. Через 50 лет Переяславль становится резиденцией митрополита Василия Рязанского. По одной из версий тогда же за высокими валами Переяславского кремля появились первые деревянные постройки Преображенской обители. По официальным же данным она была основана в середине XV века при князе Олеге Ивановиче.

От основания до закрытия

Спасо-Преображенский мужской монастырь и его настоятели выделялись правителями рязанских земель и русскими патриархами. В конце XV — начале XVI веков монастырские владения значительно расширилась за счёт земель, пожертвованных рязанскими князьями.

Другие православные храмы в Рязани:

Главы обители имели чин архимандрита, что выделяло их среди настоятелей других монашеских общин, имеющих статус игуменов. Божественные богослужения, проводимые ими, проходили по архиерейскому типу, так как настоятели носили белую митру и использовали во время молитвы ковер. С середины XVI века настоятели рязанского монастыря участвуют в церковных соборах, проходящих в столице молодого Московского царства.

Ведущую позицию Спасо-Преображенского монастыря подтверждает обычай, появившийся в 1522 году, начинать ежедневный утренний благовест с колокольни его соборного храма. В середине XVIII века на базе спасской монашеской общины заработала духовная семинария Рязанской епархии, которую возглавляли её настоятели.

Интересно! До начала XX века на монастырском погосте хоронили не только насельников, но и наиболее уважаемых людей города. К моменту закрытия монастыря в 1920 году здесь размещалось около 400 захоронений.

Советское время

После прихода к власти большевиков Спасо-Преображенский мужской монастырь разделил судьбу большинства православных обителей. Все предметы, представляющие материальную ценность, из него вывезли. Наиболее ценные иконы продали, а остальные святые образы сожгли. Большую монастырскую библиотеку разорили.

В монастырских зданиях в разное время размещались следующие учреждения:

  • больница для людей, страдающих инфекционными заболеваниями;
  • администрация и жилые помещения военной части;
  • отделение городского музея;
  • областной архив;
  • коммунальные квартиры.

Несмотря на то что постройки не использовались в хозяйственных и производственных целях, их состояние постепенно ухудшалось, и к 90-м годам прошлого столетия здания бывшего Спасского монастыря находились на грани разрушения.

Возрождение

Спасо-Преображенская обитель начала возрождаться во второй половине 90-х годов XX века. В 1996 году в ведение Православной церкви вернулись настоятельский и братский корпуса, где с 1998 года расположилась Рязанская духовная семинария. Монашеская жизнь здесь возобновилась через 9 лет.

Передача монастырских храмов началась в 2007 году, но реально они были освобождены отделами городского архива только к 2008 году. С этого времени началась реконструкция обветшавших построек.

Современность

Сегодня Спасо-Преображенский мужской монастырь — действующая обитель. В ней ведётся богослужебная, социальная и просветительская деятельность.

Расписание богослужений

В действующих храмах спасской обители ежедневно проходят божественные службы. Их расписание выглядит следующим образом:

  • в будние дни проходят 2 службы (6.30 и 16.45);
  • в субботу утреннее богослужение проводится в 8.00,а Всенощное бдение начинается в 17.00;
  • в воскресенье и праздничные дни проводятся 2 утренних богослужения в 6.15 и 8.30, после которого проводится водосвятный молебен;
  • воскресным вечером в 6.15 проводится панихида.

В современной обители отмечают следующие престольные даты:

  • Преображение Господа (19 августа);
  • Богоявление (Крещение) Господа (19 января);
  • Покров Пресвятой Богородицы (14 октября);
  • день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского (2 января);
  • день памяти Иоанна Богослова (21 мая);
  • почитание памяти Иосифа Обручника;
  • день почитания образа Богородицы «Умягчение злых сердец».
Читайте также:
Храм Богоявления Господня в Москве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Социальное служение

Сегодня монастырская братия состоит из 8 человек. Несмотря на малочисленность монашеская община несёт социальное служение. В него входит:

  • окормление медицинских учреждений;
  • помощь инвалидам и престарелым людям;
  • преподавание в духовной семинарии, советском городском университете и воскресных школах.

Архитектурный ансамбль

К настоящему времени спасской монашеской общине переданы все постройки, числящиеся за ней в дореволюционное время. В современных архитектурный ансамбль обители входят несколько старинных построек.

Спасо-Преображенский собор, возведенный, в начале XVIII века. Традиционный для русского храмового зодчества бесстолпный храм представляет собой квадратную постройку с четырехскатной крышей, увенчанной небольшой луковичной главой, которая установлена на высокий узкий глухой барабан. К восточному фасаду примыкает полукруглая община, состоящая из трёх частей.

Внешняя отделка фасадов выполнена в стиле нарышкинского барокко, характерными чертами которого являются:

  • визуальное горизонтальное деление фасадов при помощи широких карнизов;
  • фасады украшены лентами полукруглых закомар и пояса и из многоцветных изразцовых плиток;
  • широкие наличники вытянутых прямоугольных окон украшены декоративной каменной резьбой.

Особенностью храмового интерьера являются сохранившиеся росписи сводов, датируемый XIX веком и красивый пятиярусный иконостас, созданный в начале текущего столетия. В настоящий момент собор является главным действующим храмом монастыря.

Около западной границы монастырских владений стоят два длинных двухэтажных корпуса, в которых располагаются кельи насельников и помещения духовной семинарии. В начале XX столетия между этими зданиями построили небольшую церковь во имя Иоанна Богослова и Иосифа Обручника. Сегодня в этом небольшом храме проводят некоторые богослужения.

Самым большим зданием обители является Богоявленская церковь, которая на современном этапе её существования находится на реконструкции. Основной объём собора представляет собой четверик, увенчанный пятью позолоченными главками. Они стоят на высоких узких барабанах, основание которых украшено килевидными кокошниками. К основе примыкают полукруглая апсида и трапезная часть с двумя приделами. Индивидуальность храму придает восьмигранная шатровая колокольня с открытой звонницей. В её основании находится четверик, в котором расположен главный вход и притвор.

Интересно: до революции в одной из башен монастырской ограды располагалась часовня во имя целителя Пантелеймона. На сегодняшний день её восстановление остаётся долгосрочной перспективой.

Святыни

В современном Спасо-Преображенском мужском монастыре множество реликвий, к которым ежедневно приходят верующие люди. Среди них выделяются:

  1. Образ Спаса Нерукотворного, замироточивший после обновления Спасского собора.
  2. Икона Богородицы «Умягчение злых сердец», выделяющая миро. Её передала в монастырь одна из прихожанок.
  3. Мощи святителя Луки Войно-Ясенецкого, по молитве которому исцеление получали люди, страдающие от повреждений конечностей и других физических недугов.
  4. Святой образ Божией Матери Феодотьевская, явившаяся несколько случаев помощи при бесплодии и проблемах в течении беременности.
  5. Икона Богоматери «Нечаянная Радость», выделяющая миро. Она считает чудотворной, так как по молитве перед ней получали исцеление немощные и страдающие различными физическими недугами люди. Также она помогает при склонности к пагубным привычкам.
  6. Также здесь находятся мощи святой Матроны Московской, святителя Феофана Затворника, Евфросинии Полоцкой.
  7. Особое почитание оказывается иконе Иоанна Кронштадтского, содержащей частицу облачения святого праведника.

Как добраться

Спасо-Преображенский мужской монастырь находится на территории рязанского кремля.

В Рязань можно добраться любым из видов автомобильного и железнодорожного транспорта. От железнодорожной станции «Рязань-1» до монастыря можно добраться пешком, совершив 30-ти минутную прогулку по центральному району Рязани. От автовокзала необходимо сесть в общественный транспорт и доехать до остановки «Соборная площадь».

Читайте также:
Череповецкая и Белозерская Епархия: история и положение, описание и современное положение, монастыри и учреждение

Спасо-Преображенская обитель — важная часть исторического наследия рязанской земли. Возобновление здесь монашеской жизни играет важную роль в развитии духовности жителей Рязани и возрождении православных традиций.

Преображенский Рязанский мужской монастырь

Мiръ Россия Рязанская область Рязань Преображенский Рязанский мужской монастырь

Спасо-Преображенский мужской монастырь – православный мужской монастырь в Рязанской области, основанный в конце XIII-го – начале XIV-го века. Монастырь был закрыт советской властью в 1920 году, возвращен Церкви в 1996 г.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Храмы
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Как добраться
  • 9 Паломнику

История [ править ]

История монастыря связана с историей города, который был заложен епископом Муромским и Рязанским Арсением. Древние летописи говорят о монастыре как о Преображенском, «что внутри города». Во время монголо-татарского нашествия Переславль-Рязанский принял беженцев из разоренной Старой Рязани, а в 1288 сюда перенес свою кафедру святитель Василий Рязанский.

Существует предание, что монастырь был основан в это же время — в конце XIII-го или в начале XIV-го века. Скорее всего обитель была основана при Великом князе Олеге Ивановиче. Об устройстве обители заботился Великий князь Рязанский Иван Васильевич, который в 1467 году своей грамотой пожаловал ей земли.

В 1501 году по новой грамоте князя Федора Васильевича монастырю было подарено село Гавриловское.

В 1522 году в Переславле-Рязанском началась традиция, по которой утренний благовест в городе начинался с колокольни Спасского собора монастыря. Особый статус обители подчеркивался тем, что его настоятели издревле носили статус архимандритов, а не игуменов. При царе Иване Грозном спасские архимандриты стали неизменно присутствовать на Московских Соборах. В 1653 году монастырю была выдана патриаршая грамота, поддержанная царским указом, по которым настоятели стали иметь право носить во время богослужений белую шапку. Позже им было предоставлено право также употреблять ковёр, как это принято во время архиерейской службы.

В 1742 году вышел указ Святейшего Синода награждать архимандритов наперсным крестом для повседневного ношения, что должно было их отличать от игуменов. Таким образом Спасские настоятели получили ещё одно отличие от настоятелей других монастырей.

В 1757 году епископ Рязанский своим указом определил монастырь в первостепенные и с этого времени в монастыре появились наместники. Со второй половины XVIII века архимандриты Спасского монастыря стали возглавлять Епаршую семинарию, что повышало престиж как монастыря, так и духовного учебного заведения.

В 1920 году монастырь был закрыт.

В 1996 году по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Павла начала возрождаться монастырская жизнь. Государство стало передавать в пользование новообразованной общины здания монастыря.

Современное состояние [ править ]

В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

Возрастает число насельников обители.

Совершенствуются формы социального служения.

Храмы [ править ]

  • Собор Спаса Преображения
  • Церковь Богоявления Господня
  • Церковь Иоанна Богослова в Гостинице Знати
  • Часовня Пантелеимона Целителя в башне ограды

Спасо-Преображенский монастырь в Рязани: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни

Есть в Рязанском кремле удивительное место, попадая в которое, чувствуешь Божье дыхание и ощущаешь неразрывную связь времен. Душа преображается, когда заходишь в белокаменный собор или проходишь по территории монастыря «Преображенского, что внутри города», как именовали его в древних летописях. Обычно здесь многолюдно, приезжают паломники и туристы, гуляют мамы с детьми.

Спасо-Преображенский мужской монастырь – один из старейших в Рязани. Он был основан, возможно, еще в конце XIV века, во времена княжения благочестивого великого князя Олега Ивановича Рязанского. Первое письменное упоминание о монастыре относится к 1450 году. О жизни обители до середины XVII века сведений сохранилось немного. Известно, что она всегда имела особое значение – это признавали и рязанские правители, которые делали щедрые пожертвования и вклады. Настоятели монастыря одновременно выполняли обязанности ректора Рязанской духовной семинарии, издревле имели сан архимандритов, а не игуменов, что подчеркивало высокий статус обители.

С 1522 года именно колокол Богоявленской церкви монастыря начинал утренний благовест, который затем подхватывали все храмы города.

Сегодня церковь восстанавливается – к моменту ее передачи Церкви она находилась в аварийном состоянии. Звонница пока пустует. Но уже совсем скоро на ней появятся новые колокола, которые будут возвещать верующим о начале богослужений.

Читайте также:
Храм Илии Пророка в Черкизове: история и адрес, святыни и праздники

Современный вид монастыря с кремлевского вала. Фото: Сергей Никитин (www.panoramio.com) Рядом с храмом Богоявления можно увидеть несколько захоронений. Когда-то здесь было кладбище, где предавали земле настоятелей и насельников монастыря, служителей Архиерейского дома и кафедрального собора. А впоследствии, с 1830-х годов, стали хоронить и горожан – благотворителей обители, знаменитых рязанцев. Сохранились сведения о том, что в 1914 году на кладбище было 392 захоронения, датируемых периодом с 1714 года по начало XX века. В 30-х годах прошлого столетия кладбище было варварски уничтожено. Но все-таки сохранились надгробия гравера И.П.Пожалостина и писательницы С.Хвощинской. В 1959 году советские власти перенесли сюда из-под Рязани прах поэта Я.П.Полонского.

Трагический период для Спасо-Преображенского монастыря начинается после Октябрьского переворота 1917 года. Тогда монастырь постигла судьба многих других обителей – он был разграблен. И лишь спустя десятилетия монашеская жизнь здесь возродилась вновь.

В 2005 году архиепископ Рязанский и Касимовский Павел направил прошение Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, в котором испрашивал «Первосвятительское благословение на возрождение рязанского Спасо-Преображенского мужского монастыря и возобновление в нём монашеской жизни». Таким образом, 6 октября 2005 года стало знаковой датой – вторым днем рождения древней Спасской обители. Ее штатная численность менялась на протяжении всего времени существования, но незначительно. В монастыре подвизалось от 16 до 20 монахов. Сегодня в числе братии пока четыре человека.

В 2009 году после ремонтных работ был освящен белокаменный Спасо-Преображенский собор монастыря. Там очистили от копоти росписи, снесли каменные печи, устроенные в алтаре, обновили пол, заменили окна, оштукатурили стены. Когда храм преобразился, замироточил образ Спаса Нерукотворного.

Однажды в кафедральный Христорождественский собор Рязанского кремля привезли из поселка Бачурино Ленинского района Подмосковья чудотворный мироточивый образ Божьей Матери «Умягчение злых сердец». Одна женщина решила приложить к нему свою небольшую иконку Богородицы «Умягчение злых сердец». Вскоре она тоже замироточила. Женщина принесла образ владыке Павлу (митрополит Минский и Заславский Павел (Пономарев), Патриарший экзарх всея Беларуси, был правящим архиереем Рязанской епархии 2003-2013 гг. – ред.) и тот благословил поставить икону в Спасо-Преображенском соборе. Так в монастыре появилась еще одна святыня.

В обители пребывает также частица мощей святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

“Раньше люди знали о нем мало. Но после того, как по первому каналу показали программу, посвященную святителю Луке, к нам в собор хлынул поток верующих. По молитвам святителя стали происходить чудеса,” – вспоминает Марина Сокольская, которая работает за свечным ящиком здесь уже много лет.

Как-то летом одна женщина сломала руку. Подруга помогла ей добраться до травмпункта. Там сделали рентген, наложили гипс. Выйдя из больницы, женщины поехали к мощам святителя Луки. Когда стали подходить к Спасо-Преображенскому собору, послушник уже запирал дверь на ключ.

– Подождите, пожалуйста! – закричали подруги. – Можно мощам святителя Луки поклониться?

Храм открыли. Женщина приложила сломанную руку к ковчегу с мощами, долго и слезно молила о помощи. Вечером, вернувшись домой, почувствовала в поврежденной руке сильный дискомфорт, запястье стало опухать. Утром поехала в травмпункт. Врач снял гипс, повторно сделал рентген и сказал с удивлением: «А у вас нет перелома…». «Вот это чудо!» – ахнула женщина и стала благодарить святителя Луку за такое исцеление.

Читайте также:
Храм Илии Пророка в Черкизове: история и адрес, святыни и праздники

Находятся в соборе мощи святого праведного Иоанна Кормянского, блаженной Матроны Московской, святителя Феофана Затворника, преподобной благоверной княгини Евфросинии Полоцкой, преподобной Манефы Гомельской, есть икона святого праведного Иоанна Кронштадтского с частицей рясы. Почитается здесь также и образ Матери Божией «Феодотьевская». Его список находится в Спасо-Преображенском соборе, а оригинал – в Архангельском соборе Рязанского кремля.

Молилась перед этой иконой одна девушка, которая много лет не могла родить ребенка. Она проходила медицинские обследования, но врачи давали неутешительные прогнозы. Девушка пришла в Спасо-Преображенский собор, подошла к иконе Богородицы и… разрыдалась. А на следующий день узнала, что беременна.

В феврале этого года в монастыре появилась чудотворная мироточивая икона Матери Божией «Нечаянная Радость». Ее привез из Москвы раб Божий Георгий, который спас образ от нечестивого поругания и сам впоследствии получил от него исцеление: был парализован и поднялся на ноги. Сейчас к иконе ежедневно приходят люди, молятся, просят помощи и получают нечаянную радость.

Однажды на первой седмице Великого поста протоиерей Виктор Савушкин приложился к иконе. Потом на вечернем богослужении вместе с другими священниками отец Виктор стал читать покаянный канон Андрея Критского. По привычке надел очки на +2,5 диоптрии и вдруг неожиданно стал плохо видеть. Тогда он снял очки и стал читать канон без них. Матерь Божия через икону «Нечаянная Радость» вернула пожилому батюшке остроту зрения.

Одна женщина молилась здесь Богородице об избавлении ее и мужа от греха пьянства. И Царица Небесная подарила ей нечаянную радость. Молодые супруги перестали пить. Муж устроился на работу, а жена с радостью и благодарностью молится на коленях, боясь возврата в прошлое.

При Спасо-Преображенском монастыре действует Рязанская православная духовная семинария. Её воспитанники ежедневно поют на клиросе во время богослужений. Прихожане, которых с каждым днем становится все больше и больше, говорят о том, что необыкновенно красиво льющееся пение семинаристов располагает к молитве и трогает душу.

Вероника Шелякина

По материалам газеты “Благовест”

Пронский монастырь

Спасо-Преображенский Пронский монастырь — мужской монастырь Рязанской епархии Русской православной церкви, который расположен в одноименном поселке на левом берегу реки Прони в 57 км от Рязани.

Регулярно в Спасо-Преображенский мужской монастырь поселка Пронск организовывают паломнические поездки. Собирается много желающих посетить обитель. Как правило, паломничество начинается с участия в Божественной литургии, пришедшие исповедуются, причащаются. Затем игумен благословляет гостей на трапезу, после которой проводят для паломников интересную экскурсию и рассказывают об истории основания обители, его настоятелях.

Пронский монастырь располагает на своей территории следующими святынями: Икона Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали», образ Божией Матери «Споручница грешных» и частица мощей святого апостола и евангелиста Луки.

История

Изначально Спасо-Преображенский Пронский мужской монастырь именовался Пронской Спасской пустыней, чья история уходит корнями в начало XVII столетия. Как известно, к концу XVI века многие монастыри начали закрываться. И предполагается, что именно в это время и была основана Спасская общежительная пустынь. Согласно некоторым данным, неизвестно кто был основателем Пронской Спасской пустыни, и когда она была основана. Монастырь назвали Спасским в честь главного храма, который в течение многих лет был единственным. Затем были возведены еще две церкви.

Читайте также:
Новоафонский монастырь в Абхазии: история и адрес монастыря, храмы и постройки

С 1665 года настоятелем монастыря упоминается чёрный послушник Пафнутий, с 1734 года настоятелем обитель стал Прохор, далее с 1749 года назначается Феодорит, с 1751 — Иосиф, с 1763 года Пронской Спасской пустынью управлял игумен Иона, с 1771 года настоятелем упоминается Сергий, с 1781 года — Епифаний, с 1786 года настоятелем был назначен Иоанн, с 1796 года настоятелем монастыря упоминается Иринарх, с 1796 года — Алексий, с 1799 года настоятелем стал Лаврентий, с 1801 года обитель была под присмотром Симона, в 1802 году назначен Тихон, в 1804 году — Дионисий, в 1806 году — Алексий, с 1807 года настоятелем упоминается Палладий, а с 1808 года — Анастасий, в 1817 году приняли Амвросия, далее с 1821 настоятелем упоминается Апполинарий и с 1837 года начал свою работу Феодосий. Так с течением времени и менялись настоятели церкви.

К началу XX столетия Пустынь представляла собой монастырь с тремя храмами. В 1913 году в монастыре были наняты настоятель, два иеромонаха, два иеродиакона и два послушника, а проживали настоятель, схиигумен, десять иеромонахов, шесть иеродиаконов, шесть монахов и пятнадцать послушников.

В 1918–1919 годах церковь закрыли, а все имущество передали землеотделам. С наступлением 1919 года продолжили закрывать монастыри, обитель разорили, а монахов и вовсе выгнали. В 1940 году в зданиях монастыря основали детский дом, затем Пронскую специализированную коррекционную школу-интернат.

В феврале 2011 года началось долгожданное преображение Пронской святыни, монастырь приобрёл статус архиерейского подворья, тем не менее, здания оставались во владении государства. К тому времени из трех храмов уцелела лишь двухпрестольная церковь. 2 октября 2013 года Священный синод Русской православной церкви постановил открыть Спасо-Преображенский Пронский мужской монастырь. С момента открытия были проделаны ремонтные работы, отремонтированы водоснабжение и канализация, отреставрирован Трёхсвятительский собор монастыря. Также в монастырь была возвращена одна из самых почитаемых святынь обители — икона Божьей Матери «Утоли моя печали». Кроме того, для монастыря на Святой горе Афон написана икона «Споручица грешных».

На территории монастыря также работает гостиница, где могут остановиться паломники. Нередко сюда приезжают бывшие осужденные, которые работают в монастыре за крышу над головой и еду.

На данный момент в обители проживают игумен, два послушника и порядка десятка трудников, которые живут и трудятся во Славу Божию в монастыре. Некоторые из них еще не приняли решение быть монахами или вернуться в обычную жизнь, но на данный момент их труд идет во славу возрождения монастыря. Работы по восстановлению Спасо-Преображенского Пронского монастыря продолжаются и по сей день, поскольку предстоит колоссальный труд для реставрации.

Как добраться до Пронского монастыря

Добраться до Спасо-Преображенского Пронского монастыря можно на автобусе или самостоятельным путем:

  • На автобусе: чтобы добраться до монастыря, сначала необходимо доехать до Рязани, затем от Рязани до Пронска.

Посмотреть действующее расписание маршрутов можно по ссылке.

  • На машине: доехать до Рязани, затем двигаться в южном направлении.

Маршрут из Рязани до Пронского монастыря на автомобиле:

Видео: Спасо-Преображенский Пронский мужской монастырь

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: