Горненский монастырь: адрес и описание, история, святыни, настоятели и игуменья

Паломничество во Святую Землю

Окрестности Иерусалима

Вифания

Гробница праведного Лазаря Четверодневного
Гробница праведного Лазаря Четверодневного

Все мы помним то удивительное чудо, которое совершил Христос незадолго до Своих страданий, воскресив четверодневного мертвеца Лазаря. Произошло это в Вифании – небольшом селении, расположенном рядом с Иерусалимом, где жил Лазарь со своими сестрами Марфой и Марией. Нынешнее селение носит название Аль-Азария (по-арабски “дом Лазаря”). Евангелие говорит нам, что Спаситель очень любил Лазаря, которого именует Своим другом, и его сестер. Воскрешение Лазаря было совершенно поразительным, великим чудом. В Палестине умерших хоронили в самый день смерти, поскольку из-за жаркого климата тело быстро начинало разлагаться. А четверодневный мертвец уже и вовсе терял человеческие черты. Т.е., очевидно, что тело Лазаря Господь воссоздал вновь. Это чудо было совершено Спасителем на глазах множества людей и оно является прообразом будущего воскрешения мертвых в конце времен, когда Бог воссоздаст из праха тела всех от века умерших. Еще одно чудо заключалось в том, что Лазарь вылез из узкой гробницы, весь плотно спеленутый плащаницей.

Праведный Лазарь был погребен в обычной еврейской семейной могиле, высеченной в скале. Она не была расположена так глубоко под землей, как сейчас, не было лестницы, ведущей вниз, по которой теперь спускаются паломники. Просто с течением веков значительно поднялся культурный слой. Также, следует отметить, что место погребения праведного Лазаря уже очень долгое время принадлежит мусульманам, которые несколько изменили внешний вид гробницы и перенесли вход в другое место. Первоначально вход располагался с противоположной стороны.

В IV – VII веках все это место было обнесено стеной, внутри располагалась базилика. До эпохи крестоносцев здесь существовал монастырь. Господь именно отсюда начал Свой торжественный вход в Иерусалим и поэтому с древнейших времен именно отсюда начиналось следование торжественной церковной процессии в праздник Входа Господня в Иерусалим. Во времена крестоносцев древний храм несколько раз перестраивался. После XIV века это место перешло во владение мусульман. В настоящее время на том месте, где, по преданию, был дом Лазаря и его сестер, находится католический храм. Когда мы идем к гробнице праведного Лазаря, то это место расположено по дороге слева от нас. Также, в Вифании есть православный русский участок, а напротив него – православный греческий монастырь во имя святых Марфы и Марии, называемый еще монастырем Встречи.

Русский участок. Место, где Марфа встретила Господа
Вифания. На этом месте произошла встреча Господа с Марфой и Марией

Неподалеку от гробницы праведного Лазаря находится место, где Марфа, вышедшая навстречу Господу, встретилась с Ним. Потом сюда же пришла и Мария, услышав, что Господь пришел и зовет ее. Сохранился участок старой дороги из Иерихона в Иерусалим, проходившей здесь. Вероятно, по ней ступал и Спаситель. Рядом с дорогой был обретен камень с надписью «Здесь Марфа и Мария впервые услышали от Господа слово о воскресении из мертвых. Господь. » (далее текст обрывается). Над камнем воздвигнута небольшая часовня. А рядом были обнаружены остатки древнего византийского храма. Этот участок был куплен Русской Духовной Миссией в конце XIX века. Впоследствии он оказался в ведении Русской Зарубежной Церкви. Здесь также устроен замечательный пещерный храм, освященный в честь святителя Николая Чудотворца.

Вифания. Древняя дорога

Во время Первой мировой войны участок заняли войска турецкой армии, которые полностью разорили здесь все, и участок пришел в запустение. Он был возрожден в конце 20-х годов двумя монахинями – Марфой и Марией, которые впоследствии основали в Гефсимании монастырь святой Марии Магдалины. Родом они были из Шотландии, принадлежали к Англиканской Церкви, оказались на Святой Земле по пути в Индию. Но по Промыслу Божию, они остались на Святой Земле и приняли здесь Православие. В Вифании образовалась небольшая монашеская община. В память Великой Княгини Елизаветы Феодоровны, которую сестры считали своей духовной руководительницей и покровительницей, они устроили бесплатную амбулаторию для окрестных жителей. А также ими была организована православная школа-интернат для девочек. После Шестидневной войны изменились границы, сюда переехало очень много мусульман, а христиан осталось меньше двух процентов. Поэтому было принято решение открыть школу для населения, с 1972-го года она была официально зарегистрирована как частная христианская школа, каковых немало на Святой Земле, и в нее стали принимать девочек и мусульманского вероисповедания. Но в интернате по-прежнему живут только православные дети. И, преимущественно, это девочки из неблагополучных, разбитых семей. В настоящее время это единственная православная школа на Святой Земле. Директором школы всегда является кто-то из сестёр Гефсиманского монастыря святой Марии Магдалины, несколько сестер несут здесь послушание.

Горненский монастырь

Совсем рядом с Иерусалимом (сейчас эта местность стала окраиной города) расположена “нагорная страна” – “Горняя”, упоминаемая в Евангелии, где был некогда “град Иудов”, Иутта, в котором жили праведные Захария и Елизавета – родители святого Иоанна Предтечи. Захария и Елисавета происходили из благородного священнического рода и были праведными пред Богом. Елисавета приходилась двоюродной сестрой Пресвятой Деве Марии. Когда праведные Иоаким и Анна привели в Храм трехлетнюю Марию, чтобы посвятить Ее Богу, именно Захария исполнял священническую череду. И по внушению Святого Духа, Захария совершил удивительное дело – ввел Святую Отроковицу во Святая Святых Храма, куда положено было входить только однажды в год и только первосвященнику. Евангельский град Иудов упоминается и в Ветхом Завете, в книге Иисуса Навина, в числе других городов, доставшихся в удел колену Иуды. Местность здесь очень красивая, посреди гор раскинулась живописная долина, все утопает в зелени садов и виноградников.

Читайте также:
Елоховский собор в Москве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели
Горненский монастырь.
Вид на новый собор

Здесь родился “величайший из рожденных женами” – Пророк и Предтеча Спасителя, Иоанн Креститель. Именно сюда к своей ближайшей и любимой родственнице, поспешила Пресвятая Богородица после Благовещения.

“Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. “(Лк.1: 39-45)

Пресвятая Дева Мария поняла, что чудесное событие, свершившееся с Ней, открыто Елисавете Духом Святым. Душа Ее преисполнилась умиления и радости при мысли, что наступило вожделенное время пришествия Обетованного Мессии, и из уст Ее излилась вдохновенная песнь хвалы и благодарения: “Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. “

Горненский монастырь.
Казанский собор

Рождение Иоанна Предтечи сопровождалось многими чудесными событиями. Захария и Елисавета были бесчадными и уже состарились, когда Архангел Гавриил возвестил Захарии о том, что жена его Елисавета зачнет и родит сына, который будет велик пред Богом. Захария тогда засомневался, как это может быть, и был наказан немотою до того дня, когда исполнится обещанное. Когда же разрешились уста Захарии, он произнес по внушению Духа дивное пророчество, благовествуя о пришествии Мессии и называя своего новорожденного сына пророком Божиим, который предъидет пред лицем Господа приготовить пути Ему.

Современное селение, расположенное здесь, называется Эйн-Карем, что в переводе с арабского означает “виноградный источник”. Первый христианский храм, остатки которого сохранились до нашего времени, построила на этом святом месте святая равноапостольная царица Елена. Во времена крестоносцев здесь возникали католические храмы и обители. У подножия горы бьет древний источник, из которого брали воду в евангельские времена. Сюда ходила за водой и Пресвятая Дева Мария, гостившая три месяца у праведной Елисаветы.

В 1871 году начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) приобрел на склоне одного из холмов участок, который впоследствии был значительно расширен. Со временем здесь образовалась женская монашеская община, ставшая в 1898 году монастырем. В 1883 году был построен храм в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1910 году на вершине горы был заложен большой собор, строительство которого было прервано Первой мировой войной и завешилось только в наши дни. Собор был освящен в 2007 году в честь Всех Святых, в земле Российской просиявших. В Казанском храме обители очень много святынь, частичек мощей. Справа от входа в храм – часть камня , на котором начал свою проповедь святой Иоанн Предтеча. Главная святыня собора – чудотворный Казанский образ Пресвятой Богородицы. Молитва пред этой иконой спасла некогда насельниц обители от эпидемии холеры. Это произошло в трудные для монастыря времена, в 1916 году. Тогда сестры вынуждены были зарабатывать на жизнь участием в строительстве дорог и работой в городе. Оттуда они занесли в обитель холеру. Тогда сестры начали ежедневно читать акафист перед Казанской иконой Пресвятой Богородицы. И после двеннадцатого прочтения акафиста все ясно услышали голос, возвещавший о том, что обитель будет спасена от болезни. С этого времени эпидемия прекратилась. В память об этом чуде в монастыре на праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы после Всенощной 12 раз читается акафист пред этим образом.

При устройстве обители архимандрит Антонин стремился, чтобы насельницы жили более-менее уединенно. Поэтому каждой из них был выделен небольшой участок, на котором сестры могли поставить домик и разбить сад. В таких маленьких домиках, утопающих в зелени садов, сестры живут и сейчас.

В 1986 году в обители был устроен пещерный храм на месте Рождества святого Иоанна Предтечи. Храм вплотную примыкает к территории католического монастыря и находится на месте дома праведных Захарии и Елисаветы.

Одним из главных монастырских праздников является праздник Встречи (или Целования) Девы Марии и праведной Елисаветы, совершаемый 30 марта (12 апреля по н.ст.), на пятый день после Благовещения. Накануне праздника из Троицкого собора Русской Духовной Миссии в обитель переносится чудотворная икона Благовещения Пресвятой Богородицы. Встречать икону сестры с букетиками весенних цветов собираются внизу, у источника Девы Марии, где служится молебен. От источника, по дороге, украшенной цветами, торжественный крестный ход следует в Казанский храм. Словно Сама Матерь Божия шествует в обитель. Образ ставят в Казанском храме на возвышенном месте, покрывают голубой мантией. Рядом устанавливается игуменский жезл. Икона остается в Горней три месяца, в память о трехмесячном пребывании Матери Божией в гостях у праведной Елисаветы. В этот период игуменией обители становится Сама Пресвятая Богородица. Сестры обители берут благословение вначале у Матери Божией, а потом уже у Матушки игумении. В праздник Рождества Иоанна Предтечи икону торжественно провожают а Троицкий собор РДМ.

Читайте также:
Переславский Феодоровский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники
Горненский монастырь.
Место погребения монахинь
Варвары и Вероники

19 мая 1983 года в монастыре произошло трагическое событие: были зверски убиты две монахини – Варвара и Вероника, мать с дочерью. Это было ритуальное сатанинское убийство. Убийцу нашли, он признался в содеянном. Но его признали психически ненормальным и выслали из Израиля. Сначала была убита мать – монахиня Варвара. На теле ее дочери – монахини Вероники – было найдено 29 ножевых ран. Ее убийца мучил долго.

Монахини Варвара и Вероника несли послушание в Горненской обители с 1967 года. Родились они на Смоленщине. Ефросиния Петровна (будущая монахиня Варвара) – воспитала дочь в вере и благочестии. А в 1957 году они стали насельницами Рижской Пустыньки. Муж Ефросинии Петровны погиб во время Великой Отечественной войны. В 1967 году они были направлены на послушание во Святую Землю. Отличались усердием в молитве и трудах, всегда неопустительно посещали богослужения. Старались всем помочь, окружить заботой и вниманием нуждающихся в этом. Вероника обладала особым даром клиросного пения, была талантливым регентом.

Перед кончиной они обе заболели гриппом и не выходили из домика. Поэтому и не смогли в тот вечер, когда приняли мученическую кончину, быть на службе. Позднее выяснилось, что убийца следил за другим домом, где жили другие сестры, но те отсутствовали, и тогда он ворвался к Варваре и Веронике.

“Монахини Варвара и Вероника – мученицы нашего времени”, – написал Патриарх Иерусалимский Диодор в телеграмме Святейшему Патриарху Московскому Пимену. Могилки убиенных монахинь Варвары и Вероники на монастырском кладбище очень почитаются сестрами обители и паломниками.

Пещера, где укрывалась праведная Елизавета с младенцем Иоанном Предтечей

Пустынька святого Иоанна Крестителя

Недалеко от Горненской обители на территории католического монастыря находится пещерка с источником воды, именуемая Пустынькой Иоанна Предтечи.

По преданию, здесь скала расступилась и укрыла праведную Елизавету с младенцем Иоанном от воинов Ирода, истреблявших младенцев в Вифлееме и окрестностях. Елисавета тогда убежала в горы и со слезами молилась Господу – защитить ее и младенца. Но и здесь настигли их воины. Не видя никаких средств к спасению, она с молитвой и упованием на Бога воскликнула: “гора Божия, приими матерь с сыном”. Тогда скала чудесным образом сокрыла в себе праведную Елисавету с младенцем. Праведный Захария в то время находился в Иерусалиме и исполнял свое священническое служение в храме. Ирод помнил о чудесных событиях, сопровождавших рождение Иоанна, и послал к Захарии воинов с требованием открыть, где находится его сын. Но Захария ответил: “Я теперь служу Господу Богу Израилеву и не знаю, где сын мой”. Тогда святой Захария был убит прямо в храме.

Праведная Елисавета с младенцем Иоанном продолжала жить в пещере, где вскоре скончалась. Святой Иоанн, охраняемый и питаемый ангелом, остался жить в этом пустынном месте. Повзрослев, святой Иоанн ушел в суровую пустыню в окрестности Хеврона, где и подвизался до того времени, как Господь призвал его на проповедь о покаянии.

Неподалеку от пещерки и источника, чуть выше, находится место погребения праведной Елисаветы, над которым крестоносцы построили часовню.

Казанская икона Божией Матери в Горненском женском монастыре

В октябре 1869 года, обозревая окрестности Иерусалима с сановным влиятельным паломником из Петербурга (это был член Государственного Совета, бывший министр путей сообщения П. П. Мельников), архимандрит Антонин Капустин указал своему спутнику поселок, называвшийся по-арабски Эйн-Карем — «Источник в винограднике». Это место дорого для православного человека по трогательным событиям, описанным в Евангелии от Луки. Сюда пришла Богородица Мария, узнав, что станет Матерью Богочеловека, навестить свою двоюродную сестру Елизавету, здесь воспела Она свой знаменитый гимн «Величит душа моя Господа». Здесь, под горой, доныне бьет чтимый даже и мусульманами источник, к которому ходила за водой Пресвятая Дева.

Оказалось, что владелец одного из участков, с двухэтажным домом и садом, на склоне холма, араб Х. К. Джель-ляд, бывший драгоман французского консульства, готов продать свою землю Русской миссии за четыре тысячи наполеондоров (порядка 20 тысяч рублей серебром) плюс орден от русского царя. Ни у Антонина, ни даже у бывшего министра таких денег не было. Но загоревшийся идеей Петр Петрович, человек православный и государственно мыслящий, по возвращении в Петербург основал специальный комитет для сбора необходимых средств, которые и были затем высланы в Иерусалим.

Камень, на котором проповедовал Иоанн Креститель. Горненский женский монастырь. Иерусалим

В феврале 1871 года купчая была оформлена. Участок на месте встречи Богородицы с Елизаветой, на месте рождения Иоанна Крестителя, стал русской собственностью. Нужно было его осваивать. Антонин планировал создать здесь со временем женский скит — разновидность монашеской общины, не связанной жестко общежительным уставом, но более приспособленной к молитвенной и книжно-созерцательной жизни образованных отшельниц, каждой в своем отдельном и уединенном домике-келье.

Читайте также:
Дмитрий Авдеев: биография православного психотерапевта, труды и книги

Храм Казанской иконы Божией Матери. Горненский женский монастырь

Первая временная домовая церковь была открыта в Горнем в 1880 году с благословения патриарха Иерофея, который по просьбе Антонина прислал служить в ней священника-араба. До зимы храм располагался по походному принципу — в палатке, в саду, зимой (в Палестине это время дождей) был перемещен в находившийся на участке «большой» (то есть двухэтажный) дом миссии. Одновременно матушка Леонида, самая активная из горненских «первопоселенок», отправилась в Россию для сбора пожертвований на строительство каменной церкви. Место для строительства выбрал сам Антонин — на нижней террасе довольно круто поднимающейся вверх по склону территории будущего монастыря. Архитектурный план церкви, весьма несложный, также, похоже, он начертал строителям сам.

В течение двух строительных сезонов (1880-1881 гг.) подрядившийся «каменных дел мастер» с примитивной «бригадой» помощников возвел за триста наполеондоров (полторы тысячи рублей серебром) небольшое здание храма да еще тридцать взял за отдельно поставленную, чуть выше по склону, колокольню.

14 февраля 1883 г., спешно дописав накануне для прибывшего из России иконостаса лик Спасителя в терновом венце («произведение собственной усердной, но недостаточно искусной в художестве кисти»), отец Антонин совершил освящение воздвигнутого храма во имя Казанской иконы Божией Матери — главный храм и ныне действующего Русского Горненского монастыря. Это был третий по времени возникновения русский храм в Палестине, первый и единственный из русских храмов, посвященный здесь Богородице.

Храм Казанской иконы Божией Матери. Горненский женский монастырь

К 1917 году в отдельных домиках-кельях, окружавших храм, жили около двухсот монахинь и послушниц. В мае 1948 года почти все они, под грохот орудий первой еврейско-арабской войны, были вынуждены уйти из монастыря. Вернулись далеко не все. Государство Израиль передало русские храмы и участки, оказавшиеся на израильской территории, в том числе Горненский монастырь, советскому правительству.

В 1914 году, вскоре после начала Первой мировой войны, разразилась эпидемия чумы, от чего в обители умерло 8 сестер. Было решено читать акафист Казанской иконе Божией Матери. На 12-м акафисте произошло чудо: висевшая на стене Казанская икона Богородицы сошла со стены и сама обошла храм, а сестры услышали голос, говоривший, что все беды в обители прекратятся и она будет защищена от эпидемии. С того времени страшная болезнь действительно отошла. С тех пор установилась традиция чтения акафиста в престольный праздник 12 раз после всенощной.

Казанская икона Божией Матери в Горненском женском монастыре

Благовещенский мужской монастырь в Нижнем Новгороде

Благовещенский мужской монастырь в Нижнем Новгороде — уникальный памятник отечественного зодчества, который расположился на правобережье Оки рядом с местом ее впадения в Волгу. Этот величественный ансамбль из белокаменных храмов был основан одновременно с закладкой города. Монастырь пережил не одно разорение, горел в пожарах и отстраивался заново. Сегодня здесь находится действующий мужской монастырь.

Туристы и паломники приезжают сюда, чтобы поклониться иконе Святого митрополита Алексия (XV—XVI вв.), чудотворной иконе Смоленской Божьей Матери.

До 1917 г. в Монастыре находился также список Корсунской иконы Божьей матери, который исчез в период уничтожения религиозных учреждений после 1917 г. В настоящее время в иконостасе Благовещенского мужского монастыря хранится новый список этой иконы.

Даже невоцерковленным людям обитель внушает благоговение. С паперти Благовещенского собора открывается живописный вид на Оку, на Стрелку. В овраге, что находится ниже Монастыря, течет источник с освященной водой — Гремячий ключ.

Расписание богослужений и требы

Службы в церквях комплекса проводятся дважды в день: в 8–9 утра — литургия, в 17:00 — вечерня. Точное расписание служб зависит от проходящих праздников и устанавливается на неделю вперед и появляется в разделе «Богослужения» в главном меню официального сайта Благовещенского монастыря.

Требы и поминовения заказать удобно по телефону +7 904 042-25-23. Полный список услуг и их стоимость находится в разделе «Требы» на сайте обители.

Экскурсии

Благовещенский монастырь открыт для паломников ежедневно. Организованные экскурсии проводятся по предварительной записи на сайте.

Принимаются заявки на экскурсионные группы до 25 человек. Стоимость билета для взрослого — 20 рублей, для детей от 10 до 18 лет — 10 руб., дети до 10 лет — бесплатно. Если группа меньше 10 человек, то стоимость экскурсии за всю группу — 100 руб.

Монастырский комплекс

С момента постройки обитель была своего рода постом, с которого можно было увидеть неприятеля, подступающего к городу. И снаружи, и внутри ее комплекс представляет собой невероятно живописное зрелище — не зря над его созданием работали выдающиеся зодчие своего времени.

Архитектурный ансамбль Благовещенского мужского монастыря включает несколько строений.

Благовещенский собор. Храм является самой старой постройкой из камня и датируется серединой XVII в. Пятиярусный иконостас постоянно пополняется новыми иконами, написанными в иконописной мастерской Благовещенского мужского монастыря. Там же представлены списки Богоматери с предстоящими (993 г.), образа Митрополита Алексия (XIV в.) и др.

Читайте также:
Никольский храм в Воронеже: описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться

Успенская церковь. Напоминающая своим видом гробницу церковь и трапезная построены на высоком подцерковье, то есть на подвале. Свод храма, увенчанный каменными шатрами, словно цветами, украшает здание. В подвале Успенской церкви раньше размещались хлебопекарня, кладовые, кухня. Причем система вентиляции и дымоходов сделана таким образом, чтобы жар, образующийся на кухне, отапливал все помещение. Поэтому церковь всегда считалась зимней, то есть приспособленной для богослужений в зимнее время.

Андреевская церковь. В центральной части братского корпуса вдоль западного крыла монастыря расположена надвратная Андреевская церковь. После революции здесь располагались различные гражданские учреждения, сейчас здесь размещаются братские кельи и администрация Благовещенского монастыря.

Сергиевская церковь. Этот храм был воздвигнут на месте древней Благовещенской церкви и скрыт от посторонних глаз между современным Благовещенским собором и южной стеной обители. Архитектура Сергиевской церкви отличается элементами русского барокко: кирпичные наличники с «петушиными гребнями» — разорванными фронтонами. В первом десятилетии нового тысячелетия Сергиевская церковь была отреставрирована, были заново расписаны стены, сделан новый иконостас.

Колокольня. Каменная шатровая звонница расположена между Успенской и Андреевской церквями. В древности на ней были установлены часы с боем, которые пострадали при пожаре и так и не были восстановлены. На колокольне в разное время размещалось от 7 до 11 колоколов. Самый тяжелый весил 123 пуда.

Алексеевская часовня. Небольшая каменная восьмиугольная часовня была построена рядом с целебным источником Гремячий ключ, что расположился в овражке около Похвалинского съезда. Именно здесь, согласно летописи, останавливался Митрополит Алексий, когда направлялся в Золотую Орду. Однако в 20-е годы XX в. часовня была снесена. И только в новом тысячелетии на ее месте был установлен крест, а затем, всего за полтора месяца, построена бревенчатая часовня, напоминающая первоначальное сооружение.

Больничный корпус. В восточной части территории раньше находились Святые ворота обители с надвратным больничным храмом во имя Святого Иоанна Богослова. Непосредственно больница располагалась на северной стороне. Вся каменная постройка сильно пострадала при пожаре, поэтому до наших дней сохранились лишь элементы сводов помещений верхних этажей и узорные наличники. Само здание полностью перестроено. На нижнем этаже размещается монашеская трапезная, на верхнем — приемная наместника Благовещенского монастыря.

Монастырская лавка

При обители работает лавка, где можно приобрести православную литературу, издания Библии и Святого Евангелия с толкованиями текстов. Также можно подавать записки о здравии, об упокоении, заказывать поминальные обеды на братской трапезе, купить иконы (писаные и вышитые), ювелирные изделия — цепочки, нательные крестики, ладанки, кольца. Кроме того, в лавке всегда продаются освященные мед и молоко, привезенные из скита в Борском районе.

История

Основные постройки архитектурного ансамбля относятся к середине XVIII в. Но закладка Благовещенского монастыря датируется 1221 г., когда князь Георгий Всеволодович (третий сын Великого Князя Всеволода Большое Гнездо) дал разрешение на строительство храма. Через несколько лет скит был разорен, и почти 100 лет на его месте был пустырь. Пока в 1370 г. митрополит Московский Алексий не распорядился начать возведение обители.

С этого момента обитель стала духовным центром губернии, зажиточные горожане жертвовали монастырю земли, делали значительные пожертвования.

К XVIII в. в обители жили около 5 тысяч человек.

После революции монастырь закрыли, затем его территорию закрепили за 17-й стрелковой дивизией. После Второй мировой войны в Храме размещался планетарий. Возрождение обители произошло после 1993 г. Тогда же начались существенные реставрационно-восстановительные работы, которые продолжаются до сих пор.

Как добраться

Недалеко от Благовещенского монастыря находится остановка «Благовещенская площадь». Добраться сюда можно на автобусах № 5, 26, 41, 43, 45 или на маршрутных такси № т18, т37, т57. От остановки нужно двигаться по Похвалинскому съезду. Монастырь будет справа.

Чтобы доехать до него на такси, можно воспользоваться услугами компаний «Олень», «Движение», «Лидер», «Альянс», или заказать машину через мобильные приложения «Яндекс. Такси», Uber, Gett.

Вход в Благовещенский мужской монастырь на панораме Google-карт

На видео Благовещенский монастырь в Нижнем Новгороде

Благовещенский мужской монастырь в Нижнем Новгороде

Белокаменные храмы, золотые кресты, многовековая история — все это о Благовещенском мужском монастыре, который является практически ровесником Новгорода и сегодня, после десятков лет забвения, снова вернулся к жизни, храня православные традиции и просвещая души людей.

История постройки

По мнению историков, годом основания этого величественного монастырского комплекса был 1221 год. Произошло это в период княжества Георгия Всеволодовича с благословения святителя Симона при закладке самого города Новгорода. Через 8 лет обитель была разорена мордовским князем Пургасом. С этой поры ее жизнь остановилась почти на век.

В 1357 году здесь был проездом митрополит Московский Алексий. Он как раз направлялся в Золотую Орду и после успешного визита в государство неприятеля, по возвращении на родину выполнил свое обещание о возрождении мужского монастыря. В 1370 году на территории Благовещенской обители появилась белокаменная церковь Благовещения. Через год ее освятили. По такому случаю митрополит вручил новообразовавшейся иноческой братии ценную икону византийского письма — Корсунский образ Богоматери.

Читайте также:
Свято-Духов монастырь: история и адрес, описание, мощи и иконы, святыни и достопримечательности

XIV век ознаменовался для обители ростом и процветанием. Она пользовалась благосклонностью князей суздальских и нижегородских. Монастырю неоднократно жаловались различные грамоты, дающие много привилегий. Обители передали во владения земельные угодья. Ее насельников взяли под свою опеку высокопоставленные лица и обеспечивали всем необходимым для жизни.

В качестве благотворителей выступали и представители духовенства, всячески способствуя развитию Благовещенского монастыря.

Когда обитель была возобновлена, ее приписали к Московскому патриаршему дому.

На заметку! С 1589 года монастырь стал ставропигиальным.

По хлопотаниям первосвятителей у монархов испрашивались для него разного рода льготы и привилегии. Во времена настоятельства архимандритов Ферапонта II, Пафнутия и Сергия обитель получила много грамот, закрепляющих на законном уровне эти моменты.

Культурная деятельность

К концу XIX века в обители сформировалась богатая библиотека, в которой хранились старые рукописные и печатные книги, относящиеся еще к XIV столетию. Это был мощный культурный и религиозный центр, оказывающий влияние на жизнь новгородского общества.

По историческим сведениям, в XVIII веке количество проживающих в монастырской общине иноков достигало 5060 человек. С проведением реформы 1764 года монастырь был передан в непосредственное управление местного епархиального архиерея.

После введения штатов, Благовещенская обитель получила статус третьего класса. Это означало, что настоятельство должно было быть возложено на игумена. Однако на деле в этой роли чаще всего выступали архимандриты.

Интересно! Из стен обители вышло немало известных пастырей, среди которых епископ Нижегородский Иеремия и епископ Макарий.

Важные события произошли в жизни монастыря в середине XIX века — сооружение Алексеевской церкви, а позже — надкладезной каменной часовни в честь митрополита Московского Алексия. В храме после своей кончины были похоронены святители Иеремия и Макарий.

Деятельность в советское время

В послереволюционную эпоху обитель была закрыта. С 1919 года в ней попеременно располагались разные организации, в жилых помещениях обустроили школу им. М. Ю. Лермонтова и коммунальные квартиры для сотрудников. Военное городское ведомство использовало постройки хозяйственного назначения для хранения обозного транспорта. Во дворе выполнялись работы по ремонту экипажей, строились лодки и подковывались лошади. Верующие могли посещать только Андреевский храм, который еще оставался нетронутым.

Усилиями приходского совета церкви обитель перешла в ведение Губмузея. Его постройки были объявлены памятниками архитектуры. Но до этого уже успела пройти кампания по изъятию церковных материальных ценностей в пользу голодающих Поволжья. Были конфискованы золотые и серебряные ризы, утварь, кадила, лампады, кресты.

В 1923 году была снесена часовня в честь Алексия митрополита Московского. Это было сделано на основании заключения, полученного после исследования состояния постройки специальной комиссией. Ее члены решили, что ветхая часовня не представляет собой ценности, как архитектурный памятник.

В 1928 году закрыли и Андреевскую церковь, изъяв все ее имущество в пользу государства. С этого момента монастырь стал полностью национализированным, и церковная жизнь в нем прекратилась. Оставшаяся братия и причт оказались выселенными на улицу и всячески притеснялись новыми властями.

В послевоенные годы в Благовещенском соборе организовали планетарий, в результате чего храм подвергся частичной перестройке. В 60-е годы ансамбль обители взяли под государственную охрану, как ценный историко-архитектурный памятник. Но здания оставались по-прежнему в плачевном состоянии.

Только в конце 70-х началось восстановление, которое завершилось в 1987 году.

Восстановление

Процесс передачи Благовещенского мужского монастыря РПЦ начался после 1991 года. Вновь стали проводиться богослужения, а 25 сентября 1993 года официально состоялось открытие обители. Вместе с этим начало возрождаться и духовное образование. Сначала на базе монастыря проводились курсы катехизаторов, затем основали духовное мужское училище, которое преобразовали в 1995 году в духовную семинарию.

Совместными усилиями духовных лиц и семинаристов монастырь облагораживался и налаживал новую жизнь.

Храмы и постройки на монастырской территории

Благовещенский собор является самой старой постройкой этого места, которая дошла до наших дней. Он имеет необычную архитектуру — центральный купол выполнен в форме луковицы, а четыре остальных главки — шлемовидные.

Успенская церковь стоит на высоком подклете. Раньше в ней размещалась кухня. Андреевский храм примыкает к трапезной и колокольне. Он доступен только для наружного осмотра, поскольку внутреннее убранство еще не восстановлено. Монахами постройка используется, как склад.

Алексеевская церковь в стиле классицизма представляет собой красивое просторное здание с портиками и белыми колоннами по бокам. Реставраторам удалось вернуть ей первоначальный вид. Здесь установили фарфоровый иконостас, что является редкостью для храмов страны.

Рядом с Благовещенским храмом расположена небольшая церковь Сергия Радонежского, которую восстановили совсем недавно. В целом двор обители очень ухожен. Здесь установлен поклонный крест на месте разрушенной часовни. Также на территории есть больничный корпус, духовная семинария, некрополь и памятник императору Александру III.

На месте святого источника вновь отстроили небольшую деревянную часовню с вызолоченным крестом, которая очень гармонично вписалась в общую картину.

Текущая деятельность

Восстановление продолжается по сегодняшний день. Монастырь полностью действующий. На его территории проводятся экскурсии. Попасть на территорию можно с 7:00, закрывается обитель в 19:00. Здесь проживает 9 насельников во главе с настоятелем.

Важно! От посетителей ожидают соблюдения правил благопристойного поведения. В монастыре нельзя браниться, курить, вести себя вызывающе. Фотосъемка в храмах — на платной основе — 100 руб.

Читайте также:
Иркутская епархия: храмы, церкви и монастыри, священники, история

До революции в монастыре хранился список с иконы Корсунской Богоматери. Известно, что он трижды оставался невредимым в пожарах. Но с приходом большевиков бесследно исчез и о судьбе его ничего не известно. В иконостасе собора разместили современную копию образа.

Богослужение и престольные праздники

Службы проходят ежедневно. Литургия начинается в 8:00, вечерня служится с 17:00. По воскресеньям добавляется поздняя Литургия в 9:00.

Престольный праздник отмечается 7 апреля — день Благовещения Пресвятой Богородицы.

Как добраться

Монастырь находится в Новгороде на правом берегу Оки в переулке Мельничный, д.8, возле Канавинского моста.

Можно проехать к обители на маршрутке или автобусе, выходить следует на остановке «Благовещенская площадь» или «Черниговская улица». Также доступен проезд на метро. От станции «Горьковская» расстояние до Благовещенского монастыря составляет чуть меньше двух километров.

Древняя обитель всегда была важным местом для жителей Новгорода и всего княжества. Сегодня монастырь вновь возвращается к своему былому величию и неравнодушные люди помогают ему в этом.

Благовещенский мужской монастырь (Нижний Новгород)

Благовещенский монастырь — древнейший монастырь в Нижнем Новгороде, основан в начале XIII века. Принадлежит Нижегородской и Арзамасской епархии Русской Православной Церкви.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Святые
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Видео
  • 7 Как добраться
  • 8 Расписание богослужений
  • 9 Информация для паломников
  • 10 Ссылки

История [ править ]

Нижегородский Благовещенский мужской монастырь расположен на высоком правом берегу реки Оки, недалеко от впадения ее в Волгу, и в настоящее время представляет собой величественный монастырский ансамбль из белокаменных храмов. Считается, что он основан в 1221 году святым благоверным великим князем Георгием Всеволодовичем и святителем Симоном, епископом Владимирским при закладке Нижнего Новгорода.

В 1229 году монастырь подвергся нападению мордовского князя Пургаса, был полностью разорен и сожжен языческим князем и более чем на сто лет прекратил свою деятельность. В 1357 году Нижний Новгород посетил митрополит Московский Алексий, который направлялся в Золотую Орду предстателем за землю Русскую. После удачного завершения визита в Орду архипастырь выполнил взятый на себя обет по возрождению разоренного монастыря. Заботами митрополита Алексия в 1370 году была построена, а в 1371 году освящена белокаменная одноглавая церковь Благовещения в Нижегородском Благовещенском монастыре. В XVII веке храм был перестроен. Главной святыней монастыря почиталась Корсунская икона Пресвятой Богородицы, подаренная святителем Алексием братии возрожденной обители. Образ был византийской работы, привезенный митрополитом из Москвы. В годы советской власти образ был реквизирован. В настоящее время его судьба и место нахождения остаются неизвестными.

Возрожденный в XIV веке Благовещенский монастырь начал расти и процветать. Великие князья Суздальские и Нижегородские даровали ему земельные владения, снабжали насельников всем необходимым. Многие светские и духовные лица жертвовали денежные и имущественные вклады на устроение этой иноческой обители, становясь ее покровителями, защитниками и благотворителями.

Со времени возобновления монастыря он стал принадлежать к Дому митрополитов Московских, а с учреждением патриаршества в 1589 году — именоваться «домовым Патриаршего дома монастырем», то есть ставропигиальным. Первосвятители российские давали Нижегородскому Благовещенскому монастырю жалованные грамоты от себя и испрашивали для обители милости у монархов. Так, в периоды правления архимандритов Ферапонта II (1640–1649), Сергия (1651–1654) и Пафнутия (1660–1679) Благовещенский монастырь имел много разнообразных льгот и преимуществ, закрепленных в соответствующих грамотах. Являясь своеобразным центром распространения церковной культуры и просвещения, к концу XIX столетия Благовещенский монастырь имел обширную библиотеку, в которой сохранялись рукописные и старопечатные книги XVI—XIX веков.

Число живущих в монастыре насельников в XVIII веке, вплоть до реформы 1764 года, составляло 5060 человек. В 1764 году Благовещенская обитель решением Священного Синода была передана в непосредственное управление местного епархиального архиерея – епископа Нижегородского и Арзамасского. В связи с учреждением штатов монастырь был причислен к третьему классу, с настоятельством игуменов, впрочем, заменяемых большей частью архимандритами. Из стен Благовещенского монастыря вышло немало выдающихся пастырей. В XIX веке в Благовещенском монастыре подвизались два выдающихся святителя земли нижегородской — епископ Нижегородский Иеремия (Соловьев) и архиепископ Макарий (Миролюбов). В середине XIX века наиболее значительным событием в истории монастыря стало строительство новой Алексеевской церкви (1837) и новой надкладезной каменной часовни (1847) во имя святителя Алексия, митрополита Московского, небесного покровителя Благовещенской обители. В Алексеевском храме после их кончины были похоронены святители Иеремия (Соловьев, 1884) и Макарий (Миролюбов, 1894).

После Октябрьского переворота Нижегородский Благовещенский монастырь в 1919 году был закрыт. Постепенно в его стенах обосновались различные гражданские учреждения и организации. В жилых помещениях размещалась школа имени М. Ю. Лермонтова, а также коммунальные квартиры рабочих и служащих. Склады и другие хозяйственные постройки использовало военное ведомство, разместив в них обозный транспорт. На территории монастыря проводились постройка лодок, ремонт экипажей, ковка лошадей и т. д. В распоряжении верующих осталась лишь одна небольшая церковь во имя апостола Андрея Первозванного. В 1922 году под предлогом помощи голодающим из храмов Благовещенского монастыря были изъяты наиболее ценные богослужебные предметы — золотые и серебряные ризы с икон, напрестольные кресты, дарохранительницы, сосуды, кадила, лампады и многое другое. Согласно архивным документам общий вес 135 изъятых предметов составил около 136 килограммов.

Читайте также:
Афонское подворье в Москве: адрес и как добраться, храмы

В 1923 году, на основании официального заключения светских властей, уничтожена каменная надкладезная часовня во имя святителя Алексия над святым источником как ветхое и не представлявшее особой архитектурной ценности сооружение.

В 1924 году по просьбе приходского совета Андреевской церкви, который на тот момент возглавлял архимандрит Иосиф (Каменецкий), монастырь был принят под охрану местным Губмузеем. Все его сооружения были причислены к первой категории памятников, охранявшихся государством, но эти меры не могли уберечь монастырь от разорения. В 1928 году единственный действующий на тот момент Андреевский храм был закрыт, а его имущество передано государству. С этого времени все монастырские строения были окончательно национализированы и церковная жизнь прервалась. Немногочисленная братия и члены причта были выселены и подвергнуты различным притеснениям и гонениям.

В 1948 году в Алексеевском храме был размещен планетарий в связи с чем храм был частично перестроен.

В 1960 году монастырский ансамбль как памятник архитектуры был взят под государственную охрану, но все его здания оставались в полуразрушенном состоянии, без ремонта и реконструкции. В 70–80 годы XX века началась частичная реставрация некоторых сооружений Благовещенского монастыря, в первую очередь Благовещенского собора, который пострадал от урагана 1974 года. В 1987 году реставрационные работы были закончены.

Возрождение Благовещенского мужского монастыря началось в 1991 году, когда древняя обитель была возвращена Нижегородской епархии. В стенах монастыря возобновилась церковная жизнь, стали совершаться богослужения. 25 сентября 1993 года считается официальной датой открытия монастыря.

Современное состояние [ править ]

С началом восстановления духовной жизни монастыря началось и возрождение духовного образования в Нижегородской епархии. По благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) первоначально в стенах Благовещенской обители размещались курсы катехизаторов, а затем — Нижегородское духовное мужское училище, преобразованное в 1995 году в духовную семинарию. В возрождении монастыря активное участие принимали студенты Нижегородской духовной семинарии, которые выполняли в обители различные послушания. Восстановление и возрождение духовной жизни Благовещенской обители продолжается по сей день.

В восстанавливаемом храме святителя Алексия в 2007 году был установлен фарфоровый иконостас. Фарфоровые иконостасы есть в нескольких храмах Москвы, на Валааме, в Екатеринбурге. В Нижнем Новгороде это первый опыт установки в храме подобного иконостаса.

7 апреля 2009 года, в праздник Благовещение были освящены иконы праотеческого ряда уникального древнерусского иконостаса Благовещенского собора, на иконах изображены праотцы Авель, Исаак, Ной, Сиф, Енох и Авраам.

С 2010 года прихожане монастыря оказывают помощь в восстановлении Церкви Иоанна Предтечи в селе Прудищи.

7 мая 2011 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил освящение храма преподобного Сергия Радонежского.

23 августа 2013 года на территории монастыря был торжественно открыт бронзовый памятник-бюст императору Александру III (скульптор А. А. Апполонов).

Благовещенский Нижегородский мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

История

Нижегородский Благовещенский мужской монастырь расположен на высоком правом берегу реки Оки, недалеко от впадения ее в Волгу, и в настоящее время представляет собой величественный монастырский ансамбль из белокаменных храмов. Считается, что он основан в 1221 году святым благоверным великим князем Георгием Всеволодовичем и святителем Симоном, епископом Владимирским при закладке Нижнего Новгорода.

В 1229 году монастырь подвергся нападению мордовского князя Пургаса, был полностью разорен и сожжен языческим князем и более чем на сто лет прекратил свою деятельность. В 1357 году Нижний Новгород посетил митрополит Московский Алексий, который направлялся в Золотую Орду предстателем за землю Русскую. После удачного завершения визита в Орду архипастырь выполнил взятый на себя обет по возрождению разоренного монастыря. Заботами митрополита Алексия в 1370 году была построена, а в 1371 году освящена белокаменная одноглавая церковь Благовещения в Нижегородском Благовещенском монастыре.

В XVII веке храм был перестроен. Главной святыней монастыря почиталась Корсунская икона Пресвятой Богородицы, подаренная святителем Алексием братии возрожденной обители. Образ был византийской работы, привезенный митрополитом из Москвы. В годы советской власти образ был реквизирован. В настоящее время его судьба и место нахождения остаются неизвестными.

Возрожденный в XIV веке Благовещенский монастырь начал расти и процветать. Великие князья Суздальские и Нижегородские даровали ему земельные владения, снабжали насельников всем необходимым. Многие светские и духовные лица жертвовали денежные и имущественные вклады на устроение этой иноческой обители, становясь ее покровителями, защитниками и благотворителями.

Со времени возобновления монастыря он стал принадлежать к Дому митрополитов Московских, а с учреждением патриаршества в 1589 году – именоваться «домовым Патриаршего дома монастырем», то есть ставропигиальным. Первосвятители российские давали Нижегородскому Благовещенскому монастырю жалованные грамоты от себя и испрашивали для обители милости у монархов. Так, в периоды правления архимандритов Ферапонта II (1640–1649), Сергия (1651–1654) и Пафнутия (1660–1679) Благовещенский монастырь имел много разнообразных льгот и преимуществ, закрепленных в соответствующих грамотах. Являясь своеобразным центром распространения церковной культуры и просвещения, к концу XIX столетия Благовещенский монастырь имел обширную библиотеку, в которой сохранялись рукописные и старопечатные книги XVI — XIX веков.

Число живущих в монастыре насельников в XVIII веке, вплоть до реформы 1764 года, составляло 5060 человек. В 1764 году Благовещенская обитель решением Священного Синода была передана в непосредственное управление местного епархиального архиерея – епископа Нижегородского и Арзамасского. В связи с учреждением штатов монастырь был причислен к третьему классу, с настоятельством игуменов, впрочем, заменяемых большей частью архимандритами. Из стен Благовещенского монастыря вышло немало выдающихся пастырей. В XIX веке в Благовещенском монастыре подвизались два выдающихся святителя земли нижегородской – епископ Нижегородский Иеремия (Соловьев) и архиепископ Макарий (Миролюбов). В середине XIX века наиболее значительным событием в истории монастыря стало строительство новой Алексеевской церкви (1837) и новой надкладезной каменной часовни (1847) во имя святителя Алексия, митрополита Московского, небесного покровителя Благовещенской обители. В Алексеевском храме после их кончины были похоронены святители Иеремия (Соловьев, 1884) и Макарий (Миролюбов, 1894).

Читайте также:
Свято-Михайловский собор в Ижевске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

После Октябрьского переворота Нижегородский Благовещенский монастырь в 1919 году был закрыт. Постепенно в его стенах обосновались различные гражданские учреждения и организации. В жилых помещениях размещалась школа имени М. Ю. Лермонтова, а также коммунальные квартиры рабочих и служащих. Склады и другие хозяйственные постройки использовало военное ведомство, разместив в них обозный транспорт. На территории монастыря проводились постройка лодок, ремонт экипажей, ковка лошадей и т. д. В распоряжении верующих осталась лишь одна небольшая церковь во имя апостола Андрея Первозванного. В 1922 году под предлогом помощи голодающим из храмов Благовещенского монастыря были изъяты наиболее ценные богослужебные предметы – золотые и серебряные ризы с икон, напрестольные кресты, дарохранительницы, сосуды, кадила, лампады и многое другое. Согласно архивным документам общий вес 135 изъятых предметов составил около 136 килограммов.

В 1923 году, на основании официального заключения светских властей, уничтожена каменная надкладезная часовня во имя святителя Алексия над святым источником как ветхое и не представлявшее особой архитектурной ценности сооружение.

В 1924 году по просьбе приходского совета Андреевской церкви, который на тот момент возглавлял архимандрит Иосиф (Каменецкий), монастырь был принят под охрану местным Губмузеем. Все его сооружения были причислены к первой категории памятников, охранявшихся государством, но эти меры не могли уберечь монастырь от разорения. В 1928 году единственный действующий на тот момент Андреевский храм был закрыт, а его имущество передано государству. С этого времени все монастырские строения были окончательно национализированы и церковная жизнь прервалась. Немногочисленная братия и члены причта были выселены и подвергнуты различным притеснениям и гонениям.

В 1948 году в Алексеевском храме был размещен планетарий в связи с чем храм был частично перестроен.

В 1960 году монастырский ансамбль как памятник архитектуры был взят под государственную охрану, но все его здания оставались в полуразрушенном состоянии, без ремонта и реконструкции. В 70–80 годы XX века началась частичная реставрация некоторых сооружений Благовещенского монастыря, в первую очередь Благовещенского собора, который пострадал от урагана 1974 года. В 1987 году реставрационные работы были закончены.

Возрождение Благовещенского мужского монастыря началось в 1991 году, когда древняя обитель была возвращена Нижегородской епархии. В стенах монастыря возобновилась церковная жизнь, стали совершаться богослужения. 25 сентября 1993 года считается официальной датой открытия монастыря.

С началом восстановления духовной жизни монастыря началось и возрождение духовного образования в Нижегородской епархии. По благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) первоначально в стенах Благовещенской обители размещались курсы катехизаторов, а затем – Нижегородское духовное мужское училище, преобразованное в 1995 году в духовную семинарию. В возрождении монастыря активное участие принимали студенты Нижегородской духовной семинарии, которые выполняли в обители различные послушания. Восстановление и возрождение духовной жизни Благовещенской обители продолжается по сей день.

Благовещенский мужской монастырь в Нижнем Новгороде: рассмотрим вместе

Благове́щенский монасты́рь — древнейший монастырь в Нижнем Новгороде, основанный в начале XIII века. Расположен в Нижегородском районе, на правом берегу Оки недалеко от её впадения в Волгу.

История

Благовещенский монастырь. Нач. XX в.

Монастырь основан великим Владимиро-Суздальским князем Юрием Всеволодовичем и святителем Симоном, епископом Владимирским, в 1221 году при закладке Нижнего Новгорода. В 1229 году князь Пургас разорил и полностью выжег монастырь, убив иноков. Летописец сообщает об этом:

Спустя сто лет обитель была возрождена, но зимой 1369 года обвалом снега были разрушены многие постройки, погибли насельники.

Возрождение обители связывают с митрополитом Алексием. Согласно летописям, в 1357 году он посетил Нижний Новгород по дороге в Золотую Орду. По легенде, Алексий остановился для отдыха возле источника под горой на берегу Оки недалеко от разрушенной Благовещенской обители. Вид разоренного монастыря тронул святителя Алексия, и он дал обет Богу: в случае успешного возвращения из Орды восстановить здесь обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Из Орды Митрополит был отпущен «с великой честью», так как исцелил от слепоты супругу татарского хана Джанибека Тайдулу, избавив тем самым Русь от нового разорительного набега. Обет был исполнен: в 1370 году

С тех пор Благовещенский монастырь был приписан к митрополичьему, а с учреждением патриаршества (1589 г.) — к патриаршему домам, став крупным феодально-хозяйственным комплексом края.

Среди попечителей монастыря был также Осип Иванович Ермолов, прямой предок знаменитого генерала А. П. Ермолова. Осип Иванович был глубоко верующим человеком, в дни престольных праздников в окружении своих верных слуг отправлялся на богомолье в Благовещенский монастырь, куда ездил ещё его отец Иван Осипович. В каждый свой приезд в монастырь Осип Ермолов щедро одаривал монашескую братию деньгами и продовольствием, с тем, чтобы она денно и нощно молилась о спасении его души. В 1631 году Осип Иванович Ермолов скончался. За несколько лет перед смертью, постригшись в монахи под именем Иакова, он ушел в Благовещенский монастырь, подарив ему значительную часть своего поместья в Тёплом Стане.

Читайте также:
Собор Александра Невского в Симферополе: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В 1649 году возводится Благовещенский собор с четырёхъярусным иконостасом и фресковой росписью. Позднее — Успенская и Алексиевская церковь.

В XVIII веке в монастыре был найден рукописный кондакарь XII—XIII веков, получивший название Благовещенский или Нижегородский, являющийся одним из древнейших памятников русской гимнографии. В 1880-х годах собор монастыря был отреставрирован нижегородским архитектором Р. Я. Килевейном.

В 1886 году в монастыре был погребён затворник схиепископ Иеремия (Соловьёв).

В XX веке и в настоящее время

Нижегородский планетарий в здании Алексеевской церкви (справа) и больничный корпус монастыря. Фото 1985 г.

После революции монастырь был закрыт. В 1948—2005 годах в Алексиевской церкви монастыря размещался Нижегородский планетарий.

Возрождение монастыря началось в 1993 году. Сначала в монастыре открылось духовное училище, которое через два года решением Священного Синода было преобразовано в духовную семинарию. Первым её ректором и духовным отцом стал иеромонах Кирилл (Покровский).

В восстанавливаемом храме святителя Алексия в 2007 году был установлен фарфоровый иконостас. Фарфоровые иконостасы есть в нескольких храмах Москвы, на Валааме, в Екатеринбурге. В Нижнем Новгороде это первый опыт установки в храме подобного иконостаса.

года, в праздник Благовещение были освящены иконы праотеческого ряда уникального древнерусского иконостаса Благовещенского собора, на иконах изображены праотцы Авель, Исаак, Ной, Сиф, Енох и Авраам

С 2010 года прихожане монастыря оказывают помощь в восстановлении Церкви Иоанна Предтечи в селе Прудищи.

года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил освящение храма преподобного Сергия Радонежского.

года на территории монастыря был торжественно открыт бронзовый памятник-бюст императору Александру III (скульптор А. А. Аполлонов).

Святыни

До разорения монастыря в Советские годы обитель имела намного больше святынь, чем в настоящее время. Одной из самых важных была чудотворная икона Божией Матери «Корсунская». После закрытия монастыря икона бесследно исчезла. Возможно, ее перепродали или просто пустили на хозяйственные нужды.

До революции сотни людей стекались сюда за исцелением к этой чудотворной святыне. Монахи берегли и чтили эту икону. Сейчас же в монастыре имеется только современный список с нее.

Другие современные святыни монастыря:

  • ковчег с частицами мощей разных святых;
  • икона св. митрополита Алексия с частицей мощей;
  • чудотворный образ Смоленской Божией Матери;
  • икона пр. Сергия Радонежского с частицей мощей.

Чудотворная икона Божией Матери «Корсунская»

Древний список с этой иконы хранился в монастыре вплоть до Октябрьского переворота. На нем была надпись, сделанная на двух языках (греческом и славянском): «Образ написан в лето 6501 Симеоном монахом».

Надо отметить, что год указан от сотворения мира, это значит, что икона была написана в 903 году от Рождества Христова. Тип изображения ее — Елеуса, что значит «умиление». Богомладенец изображен прижавшимся щекой к щеке Своей Пречистой Матери. Подлинник иконы написан по преданию святым евангелистом Лукой.

Список с иконы хранился в монастыре очень трепетно почти с самого открытия обители. Образ пережил три пожара и смог уцелеть. От иконы были засвидетельствованы многие случаи чудесного исцеления больных, даже самых тяжелых.

После открытия монастыря был написан современный список с этой иконы и поставлен в иконостас Благовещенского собора. Образ очень умилительный и красивый.

Ковчег с мощами

Эта святыня содержит в себе также частицы Животворящего Креста Господня и покрова Пресвятой Богородицы.

В ковчеге хранятся святые мощи:

  • апостола Андрея Первозванного;
  • Иоанна Крестителя;
  • праведного Лазаря;
  • апостола Иакова, брата Господня;
  • Марии Магдалины;
  • апостола Фортуната.

Ковчег находится в Благовещенском соборе.

Икона святого Алексия

Хранится эта святыня в Алексеевском храме. На иконе изображен восстановитель обители — святой митрополит Алексий. Также образ содержит частичку его мощей. Время написания его — примерно начало 16-го века. Икона считается чудотворной.

Икона преподобного Сергия

Этот образ находится в храме святого Сергия Радонежского. Он был освящен в 2011 году. В икону встроена частица мощей преподобного. Многие паломники, прикладываясь к этому образу, получают исцеление и исполнение просимого. Написана икона в стиле древнего строгого письма. Святой изображен во весь рост с перстами, сложенными для благословения.

Икона Смоленской Божией Матери

В монастыре с давних пор находится чудотворный образ Смоленской Божией Матери. Эта древняя икона написана в стиле Одигитрии, что означает «Путеводительница». В правой руке Богомладенец держит свиток со словами из Писания. День празднования этого чудотворного образа — 10 августа. Многие получают от этой иконы исцеления от болезней.

Архитектурный облик

Монастырь хорошо виден как с берега реки, так и с откоса. Ровесник самого города, он всегда был своеобразным постом, с которого можно было издалека заметить неприятеля. Обитель имеет неповторимый по красоте и стилю внешний вид. Внутри посетителей ждет также невероятно красивое зрелище. Множество зодчих и мастеров трудились над созданием этого исторического шедевра.

Читайте также:
Храм Спиридона Тримифунтского в Москве: описание и адрес храма, мощи и святыни, расписание богослужений

Гости города непременно первым делом стремятся посетить этот архитектурный ансамбль. Даже тот, кто считает себя невоцерковленным человеком, застывает в умилении перед величием и красотой Благовещенского монастыря. Во всем чувствуется дух смирения и глубокой веры. Это место по праву можно считать «намоленным», внушающим благоговение своим посетителям.

Внешний вид

Снаружи, еще подъезжая к монастырю по Канавинскому мосту через реку Оку, можно наблюдать несколько великолепных куполов храмов, колоколен и крестов. Затем становится заметно, что некоторые из верхушек наклонились набок. Видимо, причиной тому явились частые оползни, да и расчеты древних мастеров оказались неверными. Но, несмотря на это, древнейший архитектурный ансамбль выглядит замечательно.

Издалека видны белые стены и голубые купола Успенской церкви, золоченные — храма святого Алексия и темные — Благовещенского собора. Протяженность ансамбля довольно большая, он занимает немалую площадь набережной. Радует глаз старинный строгий стиль постройки. По праву монастырь является украшением Нижнего Новгорода, своеобразной визитной карточкой. Трудно себе представить город без этой обители.

Внутреннее оформление

Внутреннее убранство храмов обители является не менее поразительным по красоте и строгости стиля. Захватывают дух росписи куполов и стен. Над ними трудились лучшие мастера России.

Галерея

Благовещенский собор с церковью Сергия Радонежского

Андреевская надвратная церковь

Храмы и постройки на монастырской территории

Самой старой каменной постройкой монастыря, дошедшей до наших дней, стал величественный Благовещенский собор. Артель монастырских каменщиков, руководил которой старец Вельямин Черсткин, построила этот храм в 1648-1649 годах. Нижегородские каменщики слыли большими умельцами и некоторые из них числились как «записные государевы мастера». Данила и Григорий Тимофеевы, входившие в артель Черсткина, в 1660-е годы были приглашены для строительства каменных зданий в Москву.

Собор имеет редкое для XVII века завершение – его центральная глава по форме — луковичная, а четыре других – шлемовидные. Реставрационные работы в этом храме проходили в 80-е годы XIX века, и руководил ими губернский архитектор Роберт Яковлевич Килевейн. Спустя век провели повторную реставрацию, во время которой все пять церковных глав обили медью. В этом старом храме сохранился уникальный древнерусский четырехярусный иконостас и настенная роспись.

Церковь Сергия Радонежского

Успенскую церковь построили в монастыре чуть позже – в 1652 году. Ее сделали на высоком подклете, в котором размещалась кухня. Любопытно, что дымоходы здесь были устроены так, что тепло от приготовления пищи перераспределялось для отопления помещений самого храма. К Андреевской церкви примыкает помещение трапезной и колокольня. В настоящее время этот храм можно осмотреть только снаружи, так как его интерьеры пока не восстановлены. Монахи используют помещения церкви под склады.

Алексеевская церковь была возведена в монастыре в 20-30-е годы XIX века. Проект этого храма, выполненного в традициях классицизма, подготовили архитекторы А.Л. Леер и И.И. Межецкий. Красивое, просторное здание с четырех сторон окружают аккуратные портики с колонами.

Духовная семинария при монастыре

Когда здесь располагался планетарий, храм лишили боковых куполов, а высоту главного купола значительно понизили. Сегодня, благодаря стараниями реставраторов, Алексеевская церковь полностью восстановлена, и все пять ее золоченых маковок видны издалека. В 2007 году здесь был размещен довольно редкий для российских церквей фарфоровый иконостас. Подобные иконостасы есть только в храмах Москвы, Валаама и Екатеринбурга.

К Благовещенскому собору примыкает небольшой одноглавый храм Сергия Радонежского. Он был выстроен в 1690 году и восстановлен совсем недавно. На ухоженной монастырской территории также расположены больничный корпус (XVII в.), здания духовной семинарии, некрополь, поклонный крест на месте разрушенной часовни и памятник российскому императору Александру III (2013 г.).

В овражке, с востока от монастыря, находится святой источник – Гремячий ключ. Сохранилось предание, что возле него отдыхал митрополит Алексий, когда останавливался в Нижнем Новгороде на пути в Золотую Орду. Очень давно рядом со святым источником построили небольшую деревянную часовню, посвященную святителю Алексию. В 1725 году эту часовню отстроили из камня, однако через два века новые власти постановили снести архитектурный памятник «за ветхостью». Сегодня возле ключа вновь стоит живописная деревянная часовня, увенчанная небольшим золоченым куполом.

Монастырский скит

Скит носит название в честь иконы «Неупиваемая чаша». Он находится за городом, на территории бывшей военной части. Сюда приезжают люди, страдающие недугом винопития, потому что эта икона помогает от пьянства. Также приходят помолиться о болящих родственники. Здесь можно заказать молебен о страдающих алкоголизмом, присутствовать за богослужением, проникнуться молитвенным духом, получить утешение.

Видео

Посмотрите видео, в котором рассказывается о Нижегородском Благовещенском монастыре.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: