Греческая православная церковь: чем отличается от русской, патриарх и святые

Святыни Северной Греции за пределами республики Святой Афон. Часть II

При одном только упоминании о Греции, в голове всплывает множество ассоциаций о великих философах, открытиях, словах, проникших во все языки мира, мифах и древнегреческих богах, знакомых каждому со школьной скамьи.

Греки известны не только своим жизнелюбием, но и глубокой верой, почитанием традиций. Они называют себя потомками великой Византийской культуры, в большинстве своем исповедуют Православие.

Православными христианами себя признают более 90 процентов коренных жителей.

Греческая Конституция называет христианство государственной религией, при этом оставляя право выбора вероисповедания самим гражданам, исключая возможность ведения миссионерской деятельности.

Представители разных конфессий мирно соседствуют друг с другом. Значительная часть мусульман сосредоточена на Родосе, на Эгейских островах часто встречаются католики, есть в стране протестанты, иудеи и те, кто продолжает веру древних греков в богов Олимпа.

История возникновения Греческой (Элладской) православной церкви

Официально Греческая Церковь — одна из самых молодых в православном мире. Но история христианства на этих землях насчитывает 2 тыс. лет.

Основание

Православие принёс на греческие земли апостол Павел. Прибыв на македонское побережье, проповедник обратился со Словом Божием к жителям городов Кавала и Филиппы. В последнем городе под влиянием проповеди апостола приняла крещение семья богатой горожанки Лидии. Они были первыми христианами на европейском континенте.


Святой апостол Павел был первым миссионером на греческих землях

Затем любимый ученик Христа отправился на юг, где обратил в истинную Веру жителей Афин, Фесалонников и Коринфа. Он окаймлял эти общины до конца своего земного пути. Также христианство в Греции распространяли апостолы Лука, Иоанн Богослов и Андрей Первозванный.

Через столетие христианские общины распространились по всей Греции. До IX в. подчинялись власти Римского епископа. При этом с середины тысячелетия на Пелопоннес начало оказывать влияние молодое Византийское государство. Официально греческие епархии вошли в состав Константинопольского патриархата. В это же время зарождается центр православного монашества на острове Афон.

Средние века — время испытаний для Элладской Церкви. В период Раннего Средневековья православие подверглось гонениям со стороны крестоносцев. С середины XV в. вся территория Балканского полуострова попала под иго османов, разгромивших Византийскую империю.

Важно! Почти 400 лет христиане гибли от рук мусульман-османов. При этом именно церковнослужители приложили множество усилий для сохранения греческих традиций, языка и национального самосознания. Они встали во главе народного сопротивления, которое привело к свержению османского владычества и образованию независимого Греческого государства.

Провозглашение независимости

В 1833 г. по инициативе светских властей была образована автокефальная Греческая церковь. Её главой провозгласили правящего монарха. Эта организация до 1850 г. не признавалось ни Вселенским Патриархом, ни Поместными Церквями.

На протяжении следующих 100 лет складывалось территория поместной церкви, а также её внутренние традиции. Вторая мировая война принесла греческому духовенству новые испытания: нехватка священников, большое количество разрушенных храмов. В этих условиях заботы о Православной Церкви взяло на себя правительство государства. В Конституции 1975 г. официально закрепился государственный статус православия.

Монастырь Святой Анастасии Узорешительницы

Недалеко от монастыря Иоанна Богослова, в горах Хортиатис более тысячи лет назад был основан монастырь Св. Анастасии Узорешительницы, который функционирует и сейчас как действующий мужской монастырь, где хранятся мощи самой Святой Анастасии.

Он совершенно не похож на радушный и ухоженный монастырь Иоанна Богослова, но завораживает особенной, чуть суровой и очень древней атмосферой, повествующей о тысячелетней истории монастыря.

С его стен, как и сотни лет назад, открывается вид на македонскую долину, даже и теперь почти не тронутую цивилизацией.

Иерархия элладской православной церкви

Церковная иерархия также закрепляется в главном государственном документе Греции. В соответствии с ним главным органом управления церковными институтами осуществляет Священный Собор, который состоит из глав всех греческих епархий, пребывающих в сане митрополитов.


Иероним ІІ — архиепископ Афинский и Всея Эллады

Они назначаются правительством государства. Собрание архиереев выбирает главу, получающего титул архиепископа Афинского и Всея Эллады. Выбранного священнослужителя в течение 5 дней должен утвердить глава государства, после чего назначается торжественная интронизация.

На постоянной основе церковными делами управляет Священный Синод, состоящий из архиепископа Афинского и 12 митрополитов. Они занимают пост на сменной основе.

Современная Элладская Церковь состоит из 81 епархии. При этом считается, что 30 из них находятся под юрисдикцией Вселенского патриарха. Следует отметить, что территории островов Крит, Додеканес и Афон, в политическом плане принадлежащие Греции, находятся под прямым управлением Константинопольского владыки.

Интересно! Деление на исконные и новые земли находит отражение в составе Священного Синода. 6 из 12 митрополитов представляют епархии, относящиеся к константинопольской юрисдикции.

Монастырь Святого Дионисия

Для тех, у кого в запасе есть ещё один день, незабываемой станет поездка на гору Олимп, к древнему монастырю Св. Дионисия (XVI век).

Монастырь запрятан в горах на склонах ущелья и найти его даже в наше время нелегко, а уж раньше, пока не провели дорогу, было и вовсе почти нереально: в период турецкого ига монахи, ища покоя и безопасности, уходили подальше от мусульман далеко в горы.

Монастырь был взорван оккупантами во времена Второй Мировой Войны, и до сих пор в нём ведутся восстановительные работы, но сам храм и трапезная уже открыты для посещений.


Монастырь Святого Дионисия на Олимпе найти очень непросто

До того, как основать монастырь, Св. Дионисий жил в отшельничестве в одной из пещер горы Олимп, где и скончался в 1541 г.

От монастыря ведёт тропинка к пещере, где сейчас устроена миниатюрная церквушка — место постоянного паломничества христиан.

Читайте также:
Храм Владимирской иконы Божией Матери в Куркине: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Поход к пещере по горной тропке для людей, не привыкших к физическим нагрузкам, можно расценивать как небольшой подвиг веры… путь в одну сторону занимает около получаса.

Мощи Святого Дионисия были перенесены в основанный им монастырь, где они и покоятся сейчас, в левом притворе храма.

Во дворе храма Вы найдёте освящённый горный источник с холодной питьевой водой, которая как в жару, так и в холод даёт паломникам новые силы…

Отличия греческого православия от русского

Русский и греческий народ являются единоверцами. Православие в России и в Греции имеют общие догматические основы и служебные каноны. Незначительные отличия лежат во внешних обрядовых атрибутах Веры.

Статус священства

Русская традиция выделяет служителей Церкви в особое сословие. Часто они дистанцируются от обычных мирян, общаясь с ними только в церковных стенах. При этом отношение к церковнослужителям в русском православии отличается некоторым безразличием. Священники и монахи в Греции более приближены к простому народу, являясь его частью.


Православие является официальной религией в Греции

К ним можно подойти на улице и попросить благословения. Часто после проведения службы священник и прихожане садятся за общий стол и устраивают чаепития. При этом греческие служители Господа, независимо от возраста, пользуются всеобщим уважением. Даже молодому человеку в рясе в транспорте уступят место, на улице попросят благословения.

Одеяния и внешние атрибуты

Облачение русских священников отличаются пышностью и богатством. В зависимости от богослужения используют одежды разных цветов. Греческие одежды отличаются минимализмом и лаконичностью. В торжественных случаях используются рясы белого цвета.

Крест в русской традиции — показатель статуса священнослужителя. В соответствии с этим различается внешний вид этого христианского символа. Для греческих священнослужителей крест — награда за прилежную службу. Его не носят в повседневной жизни, одевая лишь на архиерейские богослужения.

Обратная ситуация складывается с головным убором — камилавкой. Греческий головной убор — деталь повседневного облачения священника. Она изготавливается только в чёрном цвете и имеет расширение в верхней части. Камилавка в России — награда. Она представляет собой головной убор в виде цилиндра, цвет которого зависит от типа службы.

Служебные традиции

Богослужение в Греции длится 1-1,5 часа. Большая часть службы проводиться при открытых Царских вратах на виду у прихожан. Греки стараются еженедельно принимать причастие. Право причастия имеют самые низкие церковные сановники — диаконы. При этом таинство исповеди миряне проходят 3-4 раза в год.


Библия в Греческой церкви по составу книг отличается от церковнославянской

Крестный ход в элладской православной традиции сопровождается звуками духового оркестра. Он идёт по улицам к центральной площади поселения, где служится торжественный молебен. Заканчивается праздник народным гуляние и салютами.

Греческие святые места


Знатоки Древней Греции приезжают в страну, чтобы увидеть музейные экспозиции и известный Парфенон, туристы выбирают пляжи, чтобы отдохнуть от суеты и понежиться на солнце.
Паломники стремятся соприкоснуться с теми местами, откуда Православие пришло на русскую землю, найти уединение и совершить молитвенное прошение.

Греческие служители церкви лояльно относятся ко всем прихожанам: и к тем, кто укрепляется в вере, и к тем, кто делает первые шаги. Они всегда дружелюбны и приветливы.

В храмах действуют более лояльные правила: разрешается сидеть, для этого установлены специальные стулья, а женщинам дозволяется появляться в брюках и без платка на голове.

При этом слишком вольный наряд сочтут за неуважение. Внешнее греки не ставят в приоритет, для них главное внутренняя сила веры и молитвы.

Россия и Греческая церковь: история взаимоотношений

Русская и Элладская Церковь тесно связаны друг с другом. Их взаимоотношения прошли несколько этапов.

  1. На начальном этапе Греческая Церковь играла для русских земель роль проводника в христианский мир. Она способствовала формированию государства на территории восточных славян. Первые руководители Русской Церкви имели греческое происхождение.
  2. Ситуация изменилась после завоевания Византии османами. Россия к этому времени укрепила свои позиции и стала оказывать покровительство греческим священнослужителям. В XVII-XVIII вв. чаще отказывалась материальная поддержка. К концу XVIII столетия Россия оказывает активную военную помощь национальному освободительному движению в балканских странах.
  3. Сегодня на отношения единоверцев оказывает сильное влияние мировая политическая ситуация. Раскол начался в 2021 г., после раскола разрыва отношений между РПЦ и Константинопольской патриархией, которая оказывает сильное влияние на Элладскую церковь. В связи с этим русским священникам запрещено проводить совместные службы с греческим духовенством.

Женские монастыри в Метеорах

На севере Греции находится большой монастырский комплекс Метеоры. Он расположен в живописном месте на скалах, в горах Фессалии. Многие из обителей давно разрушены и представляют собой лишь историческую ценность. Но есть и действующие общины, в которых не угасает дух молитвы и благочестия.

Монастырь святой Варвары

Среди священных Метеорских монастырей находится обитель святой Варвары, которая имеет и другое название Русану. Почему ее так назвали, точно не известно.

Существует несколько версий происхождения.

  1. По одной из них зачинателями монастырской жизни на этом месте в 1288 году стали два иеромонаха Никодим и Бенедикт.
  2. По другой, обитель была основана неким человеком по имени Русанос, происхождением из городка Русана. Возможно, это был первый насельник или зодчий храма.

По неизвестной причине обитель вскоре прекратила свое существование. И лишь в 1527 году братья Максим и Иосаф, родом из города Янины, поселились на этом месте, получив от епископства Стагон в распоряжение скалу и все, что на ней. Новые насельники начали свой монашеский путь с постройки храма в честь Преображения Христа.

Монахи жили и трудились на этом святом месте до 1940-го года, но были вынуждены покинуть стены обители. После их ухода здесь в полном одиночестве поселилась одна-единственная монахиня Евсевия. В ежедневных молитвах и хлопотах она своими силами на протяжении 20-ти лет, до самой смерти, поддерживала порядок и жизнь в монастырских постройках.

Читайте также:
Иверский монастырь в Ростове-на-Дону: история и адрес, описание, святыни


Монастырь святой Варвары

После проведения реконструкционных работ обитель была основана вновь и отдана женской монашеской общине, названа в честь святой великомученицы Варвары.

Каменные стены монастырских построек кажутся естественным завершением небольшой скалы. С мостика, который ведет ко входу в обитель, видны ухоженные цветники. Русану славится своими росписями, они датируются 1560-м годом и лишь на 30 лет младше самих монастырских стен. Неумолимое время не сохранило имен талантливых иконописцев. Но ему не удалось стереть со стен светлые лики древних святых.

Из обители Русану, благодаря особому расположению, видны другие Метеорские монастыри. С ее стен взору паломника величие неповторимых пейзажей. В это благодатном месте каждый верующий ощущает такой духовный подъем, словно оказался перед небесными вратами, открывающими вход в горний мир.

Монастырь святого Стефана

Это самая богатая обитель в Метеорском монастырском комплексе. Кроме того, она и самая доступная для посещения паломниками. Находится на высокой скале, близ города Каламбака. Один из ее склонов оборудован восьмиметровым пешеходным мостом, по которому можно добраться к вершине.

В начале прошлого века, до того как он был построен, монахи и посетители обители, а также строительные материалы, вещи, продукты, могли попасть наверх только при помощи навесных деревянных лестниц либо специальных сеток, которые тянулись вручную наверх.

Устроение обители относится к концу 14-го века. Была основана Антонием Катакузиносом и Филофеем Сиатинским, чьи образы запечатлены на стенах небольшой церкви. В середине 16-го века константинопольский патриарх провозгласил монастырь ставропигиальным.


Монастырь святого первомученика Стефана

К концу 19-го века обитель была мужской, в ней насчитывалось чуть более тридцати человек братии. На протяжении всего 20-го века не раз подвергалась разрушениям, осквернениям. Во время Великой Отечественной войны ее неоднократно бомбили, грабили немецкие и итальянские оккупанты.

Пострадала обитель и в годы Гражданской войны. Однако вскоре Метеоры стали превращаться в крупнейший туристический объект и жизнь в них забила ключом.

К 1960 году, времени возрождения, обитель была уже почти опустевшей, и ее новая жизнь началась в качестве женского монастыря. К наиболее значимым монастырским реликвиям относятся:

  • древние переносные иконы 17-18-х вв.,
  • дискос с потиром,
  • запись Божественной литургии, датированная 1404 годом и сделанная одним из основателей обители.

Обитель ведет активную просветительскую деятельность, способствуя возрождению византийской музыки, обучению иконографии.

10 неожиданных фактов о Греческой Православной Церкви

Греческая (Элладская) Православная Церковь – одна из самых известных и уважаемых по всему православному миру Церквей, которая по численности членов занимает третье место (более 9 миллионов человек) после Русской и Румынской Православных Церквей. Эта поместная Церковь за почти двухтысячелетнее существование родила на свет множество святых просветителей и мучеников, монахов и благочестивых мирян.

Именно на территории, которая сегодня находится под управлением Элладской Церкви, усердно проповедовали апостолы. В их числе – апостол Павел, посвятивший христианским общинам отдельных областей Греции обширные послания, которые включены в перечень книг Нового Завета.

История возникновения Греческой (Элладской) православной церкви

Официально Греческая Церковь — одна из самых молодых в православном мире. Но история христианства на этих землях насчитывает 2 тыс. лет.

Основание

Православие принёс на греческие земли апостол Павел. Прибыв на македонское побережье, проповедник обратился со Словом Божием к жителям городов Кавала и Филиппы. В последнем городе под влиянием проповеди апостола приняла крещение семья богатой горожанки Лидии. Они были первыми христианами на европейском континенте.


Святой апостол Павел был первым миссионером на греческих землях

Затем любимый ученик Христа отправился на юг, где обратил в истинную Веру жителей Афин, Фесалонников и Коринфа. Он окаймлял эти общины до конца своего земного пути. Также христианство в Греции распространяли апостолы Лука, Иоанн Богослов и Андрей Первозванный.

Через столетие христианские общины распространились по всей Греции. До IX в. подчинялись власти Римского епископа. При этом с середины тысячелетия на Пелопоннес начало оказывать влияние молодое Византийское государство. Официально греческие епархии вошли в состав Константинопольского патриархата. В это же время зарождается центр православного монашества на острове Афон.

Средние века — время испытаний для Элладской Церкви. В период Раннего Средневековья православие подверглось гонениям со стороны крестоносцев. С середины XV в. вся территория Балканского полуострова попала под иго османов, разгромивших Византийскую империю.

Важно! Почти 400 лет христиане гибли от рук мусульман-османов. При этом именно церковнослужители приложили множество усилий для сохранения греческих традиций, языка и национального самосознания. Они встали во главе народного сопротивления, которое привело к свержению османского владычества и образованию независимого Греческого государства.

Провозглашение независимости

В 1833 г. по инициативе светских властей была образована автокефальная Греческая церковь. Её главой провозгласили правящего монарха. Эта организация до 1850 г. не признавалось ни Вселенским Патриархом, ни Поместными Церквями.

На протяжении следующих 100 лет складывалось территория поместной церкви, а также её внутренние традиции. Вторая мировая война принесла греческому духовенству новые испытания: нехватка священников, большое количество разрушенных храмов. В этих условиях заботы о Православной Церкви взяло на себя правительство государства. В Конституции 1975 г. официально закрепился государственный статус православия.

Древние греки исповедовали языческий политеистический культ

Языческая политеистическая религия была в Древней Греции, начиная с микенского периода. Она не имела единой организации и учения, а состояла из общинных культов различных божеств.

Читайте также:
Храм Анастасии Узорешительницы в Москве: описание и адрес храма, святыни, расписание богослужений

Это божества не были всемогущими, но покровительствовали одной или нескольким стихиям, сферам человеческой деятельности или географическим областям. Так, например, Артемида была не только богиней охоты, но и почиталась как покровительница девственниц или рожениц.

При этом для древнегреческой религии был характерен тотемизм, так, например, Зевсу посвящался бык. Греческие боги подчинялись судьбе и боролись друг с другом, в целом древнегреческая мифология была очень развита.

Изображения древнегреческих богов.

Гестия, богиня домашнего очага. Фото: upload.wikimedia.org Гермес, бог торговли, вестник богов. Фото: upload.wikimedia.org Богиня плодородия, любви и красоты. Фото: upload.wikimedia.org


Арес, бог войны. Фото: upload.wikimedia.org


Деметра, Богиня плодородия и земледелия. Фото: upload.wikimedia.org Гефест, Бог огня и кузнечного ремесла. Фото: mythology.sgu.ru


Гера, Верховная богиня, богиня брака и семьи. Фото: upload.wikimedia.org


Афина, богиня стратегии и мудрости. Фото: upload.wikimedia.org Зевс, бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Глава греческого пантеона. Фото: upload.wikimedia.org


Артемида, Богиня охоты, покровительница всего живого. Фото: upload.wikimedia.org Аполлон Белведерский. Бог искусств и предсказаний. Фото: upload.wikimedia.org

Греки верили в существование загробного мира. Местом поклонения богам служили алтари, на которых стояли идолы. Им жертвовались еда, напитки и вещи. Распространены были жертвоприношения животных, включая жестокие гекатомбы.

Большие алтари и статуи находились в кумирнях, при некоторых из них были оракулы. Существовали и священные камни (пережиток фетишизма).

в этом году в Харране закрыли языческий храм

Греки любили религиозные церемонии. К крупнейшим фестивалям относились Панафинеи и Олимпийские игры. Древнегреческая религия не имела строгой догматики, но некоторые тексты были окружены ореолом почитания: «Теогония» Гесиода, произведения Гомера и Пиндара.

Важными добродетелями считались умеренность, справедливость, мужество, благоразумие. Специфическим термином греческой этики был хюбрис — преступная гордыня, противление божественной воле. Со временем греческая религия широко распространилась и повлияла на этрусков и древних римлян.


Вид на холм Акрополя, увенчанный Парфеноном. В 653 году все языческие храмы, в том числе и древнегреческие, на территории Римской империи были закрыты. Фото: upload.wikimedia.org

Древняя Греция в свое время вошла в состав Римской империи, поэтому, когда в 653 году в ней был принят закон, запрещающий жертвоприношения языческим богам на территории Римского государства, все древнегреческие языческие храмы были закрыты.

В 356 году римские власти установили смертную казнь за участие в жертвоприношении и поклонении языческим богам. В 950 году в Харране был закрыт последний в мире греческий языческий храм.

В 988 году были крещены последние лаконийцы-язычники. В наше время древнегреческая религия представлена только в виде неоязычества.

Иерархия элладской православной церкви

Церковная иерархия также закрепляется в главном государственном документе Греции. В соответствии с ним главным органом управления церковными институтами осуществляет Священный Собор, который состоит из глав всех греческих епархий, пребывающих в сане митрополитов.


Иероним ІІ — архиепископ Афинский и Всея Эллады

Они назначаются правительством государства. Собрание архиереев выбирает главу, получающего титул архиепископа Афинского и Всея Эллады. Выбранного священнослужителя в течение 5 дней должен утвердить глава государства, после чего назначается торжественная интронизация.

На постоянной основе церковными делами управляет Священный Синод, состоящий из архиепископа Афинского и 12 митрополитов. Они занимают пост на сменной основе.

Современная Элладская Церковь состоит из 81 епархии. При этом считается, что 30 из них находятся под юрисдикцией Вселенского патриарха. Следует отметить, что территории островов Крит, Додеканес и Афон, в политическом плане принадлежащие Греции, находятся под прямым управлением Константинопольского владыки.

Интересно! Деление на исконные и новые земли находит отражение в составе Священного Синода. 6 из 12 митрополитов представляют епархии, относящиеся к константинопольской юрисдикции.

Святая Гора Афон — живая Византия

Афон — особо чтимое во всем православном мире место. Эта Святая гора — земной удел Пресвятой Богородицы. Здесь все, даже воздух и камни, пропитано благодатью Святого Духа. На земле нет больше места, где бы византийская традиция сохранилась в такой чистоте, как на Афоне. Это место молитвенного подвига тысяч православных подвижников, здесь ни на минуту не прекращается молитва.

По преданию, вместе с апостолом Иоанном Матерь Божия плыла на Кипр посетить Лазаря Четверодневного, который к тому времени был уже епископом критским. Но внезапно поднялась буря и отнесла судно к берегу, к подножию Афона. Местные жители тепло встретили Святую Гостью. Она же благословила это место, назвав его своим жребием. И обещала до скончания века заботиться и ходатайствовать о нем перед Сыном. А также предупредила, что ни одна женщина да не дерзнет ступить на Гору Афон.

Нужно сказать, что не только на Афоне, но и во многих других греческих монастырях соблюдается древнее византийское правило о запрете вхождения в мужские монастыри женщин и наоборот, за исключением лиц духовного сана. Сохранение этого правила на Афоне было одним из условий, выдвигаемых Грецией, при вхождении страны в Евросоюз. Попытки некоторых руководителей ЕС снять этот запрет успехом не увенчались из-за административного статуса монашеской республики.

Административно Святая Гора представляет собой автономное самоуправляемое сообщество 20 православных обителей. Центральный соборный орган монашеской республики — Священный Кинот. Уставная Хартия Святой Горы имеет силу государственного закона. Статус Афона закреплен Конституцией Греции. Гражданскую власть на Святой Горе представляет губернатор. Его полномочия — контроль за соблюдением гражданского законодательства.

Отличия греческого православия от русского

Русский и греческий народ являются единоверцами. Православие в России и в Греции имеют общие догматические основы и служебные каноны. Незначительные отличия лежат во внешних обрядовых атрибутах Веры.

Статус священства

Русская традиция выделяет служителей Церкви в особое сословие. Часто они дистанцируются от обычных мирян, общаясь с ними только в церковных стенах. При этом отношение к церковнослужителям в русском православии отличается некоторым безразличием. Священники и монахи в Греции более приближены к простому народу, являясь его частью.

Читайте также:
Уфимская епархия: храмы и монастыри, духовенство, святые и священники


Православие является официальной религией в Греции

К ним можно подойти на улице и попросить благословения. Часто после проведения службы священник и прихожане садятся за общий стол и устраивают чаепития. При этом греческие служители Господа, независимо от возраста, пользуются всеобщим уважением. Даже молодому человеку в рясе в транспорте уступят место, на улице попросят благословения.

Одеяния и внешние атрибуты

Облачение русских священников отличаются пышностью и богатством. В зависимости от богослужения используют одежды разных цветов. Греческие одежды отличаются минимализмом и лаконичностью. В торжественных случаях используются рясы белого цвета.

Крест в русской традиции — показатель статуса священнослужителя. В соответствии с этим различается внешний вид этого христианского символа. Для греческих священнослужителей крест — награда за прилежную службу. Его не носят в повседневной жизни, одевая лишь на архиерейские богослужения.

Обратная ситуация складывается с головным убором — камилавкой. Греческий головной убор — деталь повседневного облачения священника. Она изготавливается только в чёрном цвете и имеет расширение в верхней части. Камилавка в России — награда. Она представляет собой головной убор в виде цилиндра, цвет которого зависит от типа службы.

Служебные традиции

Богослужение в Греции длится 1-1,5 часа. Большая часть службы проводиться при открытых Царских вратах на виду у прихожан. Греки стараются еженедельно принимать причастие. Право причастия имеют самые низкие церковные сановники — диаконы. При этом таинство исповеди миряне проходят 3-4 раза в год.


Библия в Греческой церкви по составу книг отличается от церковнославянской

Крестный ход в элладской православной традиции сопровождается звуками духового оркестра. Он идёт по улицам к центральной площади поселения, где служится торжественный молебен. Заканчивается праздник народным гуляние и салютами.

Кроме христиан в Греции также проживают мусульмане и иудеи

В области Западная Фракия, в её северном районе, проживает мусульманское греческое меньшинство. Его права признаны здесь. Это единственный случай, когда в стране права религиозного меньшинства признаются в регионе его традиционного проживания.

Также это одно из двух признанных культурно-языковых меньшинств республики Греция наряду с армянами.


Синагога в Салониках, Греция. Синагога в Салониках насчитывает историю в 2500 лет, и она считается самой древне в Греции. Фото: upload.wikimedia.org

На сегодняшний день в этом регионе проживает 140 000 мусульман. В целом греческое правительство исторически благосклонно к правам мусульман в этом регионе страны, однако имеется ряд неразрешённых проблем в сфере культуры и образования.

Связанно это с историческими особенностями этого региона и, в первую очередь, с наследием Османской империи, которая длительное время господствовала в Греции.

Так, до сих пор существует проблема помацкой общности, которую Греция считает отуреченными греками, а Болгария — болгарами.

Греция считает помаков отуреченными греками, а Болгария — болгарами.

Кроме мусульман в стране также проживают последователи иудаизма. Сегодня насчитывается девять действующих еврейских общин: в Афинах, Салониках, Лариссе, Халкисе, Волосе, Корфу, Трикале, Иоаннине и на Родосе.

Общее количество их прихожан составляет 5000 человек. Афинская община наиболее многочисленна, но община в Салониках более активна и имеет древнюю (2500 лет) историю.

В трёх общинах в синагогах регулярно проводятся службы. А в Афинах и Салониках есть также еврейские школы. Главной организацией греческого еврейства является Центральный совет еврейских общин, известный больше по своему греческому сокращению KIS.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Россия и Греческая церковь: история взаимоотношений

Русская и Элладская Церковь тесно связаны друг с другом. Их взаимоотношения прошли несколько этапов.

  1. На начальном этапе Греческая Церковь играла для русских земель роль проводника в христианский мир. Она способствовала формированию государства на территории восточных славян. Первые руководители Русской Церкви имели греческое происхождение.
  2. Ситуация изменилась после завоевания Византии османами. Россия к этому времени укрепила свои позиции и стала оказывать покровительство греческим священнослужителям. В XVII-XVIII вв. чаще отказывалась материальная поддержка. К концу XVIII столетия Россия оказывает активную военную помощь национальному освободительному движению в балканских странах.
  3. Сегодня на отношения единоверцев оказывает сильное влияние мировая политическая ситуация. Раскол начался в 2021 г., после раскола разрыва отношений между РПЦ и Константинопольской патриархией, которая оказывает сильное влияние на Элладскую церковь. В связи с этим русским священникам запрещено проводить совместные службы с греческим духовенством.

О храме

Православная Церковь свято чтит пророка Илию. Первая церковь, построенная в Киеве при князе Игоре, была во имя пророка Илии. После Крещения святая равноапостольная княгиня Ольга (память 11 июля) построила храм пророка Илии у себя на родине, в селе Выбуты.

В Москве, на Остожье, которое прежде именовалось Скородомом, москвичи часто строились после пожаров, пригоняя лес по воде, что облегчало подготовку строительства. Здесь строили, так сказать, наскоро, с целью последующего размещения предварительно собранных конструкций в других районах города, поэтому это место и получило название «Скородом». Удобно было строить на месте продажи лесного материала. Здесь и был построен деревянный храм во имя святого пророка Божия Илии. Строительство совершилось за один день — «обыдень», что и дало храму уточняющее название «Обыденный». Предполагаемый год возведения — 1592 г. По имени храма три ведущих к нему переулка стали Ильинскими, а затем — Обыденскими.

С тех пор название храма достаточно часто фигурирует в различных исторических документах. Это место становится свидетелем широко известных исторических событий Смутного времени: в 1612 году близ храма возносится молитва духовенства и земского ополчения перед изгнанием «студных» еретиков-иноземцев, осквернивших святыни Московского Кремля.

Читайте также:
Новодевичий монастырь в Москве: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Обыденский храм всегда почитался в Москве. В день памяти святого пророка Илии и во время засухи или затяжного ненастья из Кремля к храму совершался крестный ход с участием царя. В такие дни богослужения в храме совершали предстоятели Русской Церкви.

В 1702 году на месте деревянного воздвигнут каменный храм, алтарная часть которого и основное здание, построенное по типу «восьмерик на четверике», сохранились доныне в неизменных формах, прослужив Богу и людям уже более 300 лет.

Строителями нового храма были братья Деревнины: думный дьяк Гавриил Феодорович (†1728) и комиссар Василий Феодорович (†1733), на средства которых производилась постройка и в память о которых на стенах арки при входе в построенную ими центральную часть храма установлены памятные мраморные доски.

В течение 300 лет в храме совершаются богослужения. В период безбожного лихолетья храм не закрывался, хотя такие попытки и предпринимались. Известно, что в 1930 году храм дружно отстояли верующие, которых в то время в общине было 4000 человек.

По преданию, власти собирались закрыть храм после службы 22 июня 1941 года, в день памяти Всех святых, в Земле Российской просиявших, но этого не произошло — началась война.

Общины закрывавшихся в те годы московских храмов, вливаясь в приход Обыденного храма (порой вместе со своим духовенством), приносили свои святыни и добрые вековые традиции, бережно сохраняемые духовенством прихода. Традиции собравшихся в Ильинской церкви приходов слились воедино, передавая последующим поколениям полноту духа дореволюционной приходской жизни православной Москвы.

Чтимые святыни храма — чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость», иконы Божией Матери «Феодоровская» и «Владимирская». В местном ряду иконостаса главного алтаря находится несколько почитаемых икон: «Огненное восхождение святого Пророка Илии», «Спас Нерукотворный» с клеймами, икона Божией Матери «Казанская». В храме хранятся иконы преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского с частицами их мощей. Частицу мощей преподобного Серафима передал храму Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (†2008) сразу после второго обретения честных мощей этого великого угодника Божия. 1 августа 2009 года во имя преподобного Серафима в храме был освящен приставной престол.

Большое количество частиц мощей святых угодников Божьих находится в трех мощевиках, расположенных в центральной части храма и в правом приделе. В специальном ковчеге хранится частица честного пояса Пресвятой Богородицы.

Богослужения в храме проводятся ежедневно: в будни часы и Божественная литургия начинаются в 7.40, вечерняя служба — в 17.00; в воскресные и праздничные дни — две литургии, в 7.00 и 10.00. По понедельникам совершается вечерня с акафистом (на Саровско-Дивеевский распев) преподобному Серафиму Саровскому, в среду — вечерня с акафистом пророку Божию Илии, в пятницу — вечерня с акафистом перед чудотворной иконой Божией Матери «Нечаянная Радость».

Храм открыт ежедневно с 07.00 до 23.00.

Храм Илии Пророка в Обыденском переулке, Москва

Илия Пророк — личность для христианства почти мифическая, однако, то, что такой человек действительно существовал, не сомневаются даже ученые-историки. Интересно, что упоминание об Илие встречается не только у православных христиан, но и у мусульман, иудеев и даже — язычников, где ему частично присвоены функции Перуна — управление дождем и громом, плодородие.

История создания постройки

Храмы Илии Пророку возводились в разных городах, в столице эта церковь — старейший собор города. Именно он стал своеобразным участником времен смуты в России, когда молитвами духовников из города были изгнаны иноземные отступники, которые посмели осквернить святыню храма. Когда-то, во время засухи, в день памяти Ильи-пророка к храму совершался крестный ход, в котором принимал участие сам царь.

Статьи о святом пророке Илии:

Интересна и этимология происхождения названия церкви, а затем и переулков, ведущих к ней. Дело в том, что издавна лес для постройки новых домов переплавляли по реке, а само место, где собирали бревна-заготовки, именовали «скородомом». Именно на таком месте и вырос всего за один день храм Илии и получил свое второе название «обыденный», т.е. построенный в течение дня.

Спустя почти 200 лет, в 1702 году вместо деревянного здания на этом месте был построен собор из камня. Со временем переулки, ведущие к церкви, стали именоваться в честь пророка — Ильинскими, а затем были официально переименованы в Обыденские.

Интересно! Среди прихожан из уст в уста даже передается легенда о том, что в июне 1941 года, власти страны хотели закрыть храм, но страшное известие о начале Великой Отечественной войны остановило их. Кроме того, в церкви в годы войны были сохранены все святыни закрывающихся храмов Москвы.

Так из храма воскресения Господня, что находился в Сокольниках, была перенесена чудотворная икона Богородицы «Нечаянная радость», которая находится в нем и по сей день.

Современное состояние

В наше время храм остается одним из любимых мест верующих христиан не только Москвы, но и других городов.

Ежедневно проходят здесь богослужения:

  • Утренняя литургия.
  • Вечерняя служба.

По праздникам литургии проходят также в 7.00 и 10.00.

Читайте также похожие статьи:

Каждый понедельник проходит вечеря, посвященная преподобному Серафиму Саровскому. Проходящая по средам вечеря посвящена пророку Илье, в пятницу — вечеря перед иконой Божьей Матери «Нечаянная радость».

Внимание! При храме часто бывают организованы паломничества, либо экскурсии к православным святыням, благодаря которым можно узнать много полезной для ума и сердца информации. Принять участие в паломничестве может каждый желающий.

Читайте также:
Храм Девяти мучеников Кизических в Москве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Описание храма

Архитектура здания представлена московским барокко, благодаря чему здание выглядит легким и даже воздушным. Выкрашенные в желтый цвет внешние стены напоминают о солнце, дающем тепло и жизнь всему живому.

Внутренне убранство собора, возможно, и не впечатлит какими-либо изощренными украшениями, но присутствие в нем святых икон и мощей наделяет церковь особой благодатной силой.

Деятельность прихода

Под сводами церкви сегодня располагаются:

  • православная библиотека, фонд которой составляет 10 тысяч книг;
  • детская и взрослая воскресные школы, занятия в которых проходят не только по воскресеньям, но и вечерами по будням;
  • молодежный театр, занимающийся постановками христианской и нравственной тематики;
  • детские студии изобразительного творчества и церковного пения;
  • социальная служба, отвечающая за работу с детьми-сиротами, людьми, находящимися в тяжелой жизненной ситуации, кроме того, миссионеры этого отдела организуют благотворительные фестивали и акции, сотрудничают с больницами.

Святыни

Кроме иконы «Нечаянная радость», в храме содержится довольно много святынь, к ним можно обратиться с молитвой:

  • к иконе Божьей Матери Владимирской.
  • К иконе Божьей Матери Феодоровской.
  • К иконе Казанской Божьей Матери.
  • К иконе Спаса Нерукотворного.
  • К иконе и частичке мощей Сергия Радонежского.
  • К иконе Серафима Саровского и частица его мощей.
  • К иконе «Огненное восхождение пророка Илии».
  • К ковчегу с мощами святых.

Престольные праздники

Трижды в год проходят в соборе престольные праздники — 1 августа (день обретения святых мощей), 2 августа (день Ильи-пророка) и 15 января (день, посвященный Святому Серафиму Саровскому). Престольные праздники также принято называть Днем храма, или Малой Пасхой.

Как добраться

Церковь находится в городе Москве, по адресу: 2-ой Обыденский переулок, д. 6, неподалеку от храма Христа Спасителя.

На метро можно добраться до собора, проехав до станции «Кропоткинская», затем, повернув направо, выйти на улицу Пречистенка (к самому ее началу), после мимо памятника Ф. Энгельсу пройти через улицу Остоженка. Далее — через 1-й и 2-й Обыденские переулки, находящиеся перпендикулярно Остроженке, находится храм.

ПРАВОСЛАВНЫЙ МИР

Интересные православные статьи и публикации

Храм пророка Илии в Обыденском переулке

Храм Проро́ка Божия Илии́ в Обыденском переулке — приходский православный храм в честь пророка Илии (главный престол) в Москве, расположенный по адресу: Москва, 2-й Обыденский переулок, д. 6. Храм пророка Илии первоначально был деревянным, возведённый в 1592 году за один день — «обыде́нь», что и дало храму уточняющее название «Обыденный». По имени храма три ведущих к нему переулка стали Обыденскими. Нынешний храм построен в 1702 году на месте прежнего деревянного храма. От этой древней деревянной церкви в иконостасе главного алтаря нынешнего храма предположительно сохранились образ Спаса Нерукотворного (1675) и Казанский образ Божией Матери, написанные ведущим царским изографом Симоном Ушаковым. 15 июня 1944 года сюда была перенесена из храма Воскресения в Сокольниках почитаемая как чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная радость».

Обыденский храм всегда почитался в Москве. В день памяти святого пророка Илии и во время засухи или затяжного ненастья из Кремля к храму совершался крестный ход с участием царя. В такие дни богослужения в храме совершали предстоятели Русской Церкви.

В течение более 300 лет в храме всегда совершались богослужения. Даже в период безбожного лихолетья Храм Илии́ Проро́ка Обыде́нного никогда не закрывался, хотя такие попытки и предпринимались. В тот период, когда другие храмы Москвы закрывались, Обыденский храм принимал многие святыни из закрываемых храмов Москвы.

Главные чтимые святыни храма – чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость», иконы Божией Матери «Феодоровская» и «Владимирская». В местном ряду иконостаса главного алтаря находится несколько почитаемых икон: «Огненное восхождение святого Пророка Илии», «Спас Нерукотворный» с клеймами, икона Божией Матери «Казанская». В храме хранятся иконы преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского с частицами их мощей. Частицу мощей преподобного Серафима Саровского передал храму Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II († 2008) сразу после второго обретения честных мощей этого великого угодника Божия. 1 августа 2009 года во имя преподобного Серафима Саровского в храме был освящен приставной престол. Также в храме хранится частичка Пояса Пресвятой Богородицы, хранящаяся в мощевике у придела апостолов Петра и Павла.

Полный список святынь храма Илии́ Проро́ка в Обыденском переулке:
— Чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость»
— Спас Нерукотворный (с 12 клеймами)
— Икона Божьей Матери «Казанская»
— Святой пророк Илия (с 20 клеймами)
— Усекновение главы Иоанна Предтечи
— Святитель Николай Чудотворец (Зарайский)
— Святой мученик Иоанн Воин
— Успение Пресвятой Богородицы
— Великомученица Варвара
— Преподобный Сергий Радонежский
— Икона Божьей Матери «Неувядаемый Цвет»
— Мощевик слева в центральной части
— Мощевик справа в центральной части
— Святой великомученик Георгий Победоносец
— Святой священномученик Антипа Пергамский
— Святой великий князь Данииил Московский
— Икона Божьей Матери «Владимирская»
— Преподобный Серафим, Саровский чудотворец
— Великомученица Екатерина
— Святитель Афанасий Ковровский, исповедник
— Икона Божией Матери «Умиление»
— Священномученик Серафим (Чичагов)
— Святой страстотерпец царь Николай принимает у священномученика Серафима (Чичагова) Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря
— Преподобный Серафим Саровский, молящийся на камне
— Икона Божией Матери «Достойно есть»
— Икона Божией Матери «Смоленская»
— Икона Божией Матери «Скоропослушница»
— Икона Божией Матери «Взыскание погибших»
— Икона Божией Матери «Тихвинская»
— Икона Божией Матери «Елецкая»
— Cвятые первоверховные апостолы Петр и Павел
— Благовещение Пресвятой Богородицы
— Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
— Икона Всех Святых
— Икона Божьей Матери «Казанская»
— Мощевик в приделе апостолов Петра и Павла
— Икона Божией Матери «Всех скорбящих радость»
— Икона Божьей Матери «Троеручица»
— Святой пророк Иоанн Предтеча
— Святой мученик Иоанн Воин
— Святой великомученик и целитель Пантелеимон
— Святые мученики Гурий, Самон и Авив
— Икона Божией Матери «Всецарица»
— Икона Божией Матери «Милостивая»
— Распятие. Крест Господень
— Успение Пресвятой Богородицы
— Святители Николай Мирликийский и Спиридон Тримифунтский
— Святой благоверный великий князь Александр Невский
— Спаситель в белом хитоне
— Святитель Николай Чудотворец (с 12 клеймами жития)
— Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»
— Икона Божией Матери «Утоли моя печали»
— Икона Божией Матери «Иверская»
— Три святителя, апостол Иаков, брат Господень, архангел Михаил, мученица Мавра
— Покров Пресвятой Богородицы
— Святой пророк Илия в пустыни
— Святые Симеон Богоприимец и пророчица Анна
— Господь Вседержитель на Престоле
— Икона Божией Матери «Благодатное Небо»
— Икона Божией Матери «Державная»
— Святой мученик Трифон
— Распятие. Крест Господень
— Икона Божией Матери «Помощница в родах»
— Икона Божией Матери «Феодоровская»
— Святая Троица
— Воскресение Господне
— Канун
— Святой великомученик Георгий Победоносец
— Спас Нерукотворный
— Успение Богоматери
— Священномученик Ермоген, патриарх Московский

АДРЕС И СХЕМА ПРОЕЗДА в храм Илии Пророка Обыденного:
Москва, 2-й Обыденский переулок, 6.
(Храм пророка Илии расположен недалеко от Храма Христа Спасителя)

Православная Церковь свято чтит пророка Илию. Первая церковь, построенная в Киеве при князе Игоре, была во имя пророка Илии. Илия́ — библейский пророк в Израильском царстве, в IX веке до н. э. Русская, Грузинская, Сербская и Иерусалимская Поместные Церкви чтят его память 20 июля (2 августа) (см. «Ильин день») Святой Илия́ в славянской народной традиции — повелитель грома, небесного огня, дождя, покровитель урожая и плодородия. Илья — «грозный святой». Пророк Илия́ был ревностным поборником иудаизма и грозным обличителем идолопоклонства и нечестия.


Согласно Преданию, святой пророк Илия́ совершил следующие чудеса:
— Навёл голод (3Цар.17:3).
— Низвёл огонь на землю (3Цар.18:36-38).
— Низводил Огонь с Небес как для наказания грешников, так и для Знамения Истинности Богопочитания.
— Воскресил отрока, который, предположительно, впоследствии стал пророком Ионой.
— Разделял реку Иордан подобно Моисею ударив по ней своей одеждою.
— Говорил с Богом лицо в Лицо, закрыв при этом своё лицо.
— По Слову Бога пищу ему приносили вороны и Ангелы.
— По его слову пища в доме вдовы не кончалась.
— Его пеленали Ангелы и кормили его Огнём при рождении.
— Полагается, что он есть один из двух светильников предстоящих перед Богом и помазанных Им (Апокалипсис и пророк Захария).
— Был вознесён живым на Небо за особую праведность перед Богом.
— По его молитве заключилось Небо и не давало дождя.
— Также по его молитве Бог дал дождь на землю после заключения Неба.
— Явился вместе с пророком Моисеем перед Иисусом Христом в день Преображения и беседовал с Ним.
— Пророчествовал и открывал людям Волю Бога.
— Считается, что за равноангельскую жизнь Бог даровал ему неисчерпаемый и неограниченный дар чудотворения
— Почитается как величайший из святых.

Как в иудаизме, так и в христианстве считается, что святой пророк Илия́ был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4Цар.2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24). Впрочем, в православном богословии есть мнение, что Енох и Илия были вознесены не на небо, но в некое сокровенное место, в котором и ожидают дня апокалипсиса. Пророк Илия́ упоминается несколько раз в Новом Завете. Так описан эпизод как старейшины и народ спрашивали Иоанна Предтечу, когда он проповедовал на берегах Иордана в духе и силе Илии и даже по внешности походил на него, не он ли Илия? Также ученики Иисуса Христа, согласно Евангелию от Матфея, спрашивали Его, не должен ли перед Мессией прийти Илия. На что Христос ответил: «правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них» (Мф.17:11-12). Тогда ученики поняли, что Иисус говорил об Иоанне Крестителе, который был обезглавлен (Мк.6:28).

Во время Преображения Иисуса Христа Илия пророк являлся, вместе с Моисеем и они беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк.9:31). По мнению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей». Согласно Откровению Иоанна Богослова Илия должен также явиться пред вторым пришествием Христа на землю (Откр.11:3-12). Во время страданий Христа на кресте некоторые из людей думали, что Христос зовёт пророка Илию на помощь, и ожидали его прихода.

Храм Илии пророка в Обыденском переулке (Москва)

Мiръ Россия Москва Храм Илии пророка в Обыденском переулке (Москва)

Храм Илии́ Проро́ка Обыде́нного – приходский православный храм в честь пророка Илии (главный престол) в Москве.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Царская Россия
    • 1.2 Во времена СССР
  • 2 Современное состояние
  • 3 Приделы
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Как добраться
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Царская Россия [ править ]

Храм, возведённый на рубеже XVI—XVII веков, первоначально деревянный, вероятнее всего, был сооружён по случаю засухи. Дата его построения точно не известна; первое упоминание о нём относится к концу XVI века. Существование церкви подтверждал Синодик, составленный при святителе Патриархе Иове между 1589 и 1607 годами и хранившийся в ризнице храма ещё в начале XX века. Но первым упоминанием о храме считается сочинение Авраамия Палицына «История в память предъидущим родом» (известное под названием «Сказание Авраамия Палицына»), описывавшее события 1584—1618 годов. По свидетельству «Сказания», 24 августа 1612 года, в день решающего сражения русских с поляками, князь Дмитрий Пожарский служил молебен перед образом Святой Троицы, Богородицы и чудотворцев Сергия и Никона, “молящеся о побеждении на враги на месте, идеже был обыденный храм во имя святаго пророка Илии.”

В иконостасе главного алтаря нынешнего храма от этой древней деревянной церкви предположительно сохранились образ Спаса Нерукотворного (1675) и Казанский образ Божией Матери, написанные ведущим царским изографом Симоном Ушаковым.

Вероятно, в деревянной церкви находились иконы: храмовая — святого Илии Пророка с 20 клеймами жития, «Святая Троица Ветхозаветная», Владимирский образ Богоматери, «Усекновение главы святого Иоанна Предтечи», «Святитель Николай Чудотворец (Зарайский)».

В 1702 году на месте деревянного начали строить каменный храм, алтарная часть которого и основное здание, построенное по типу «восьмерик на четверике», сохранилось доныне в неизменных формах. Сохранилось документальное свидетельство о начале строительства в книге подрядных записей[4]. Из этого документа следует, что в качестве образца для строительства был выбран соборный храм Николо-Перервинского монастыря, однако, возможно, из-за нехватки средств этот замысел не осуществился, и на месте деревянной церкви была возведена не двухэтажная, а одноэтажная церковь с семиярусным иконостасом, первоначальный каркас которого сохранился до нынешнего времени. О создателях храма братьях Деревниных напоминают мраморные плиты, находящиеся внутри храма[2]. В «Синодальном справочнике» было указано: «Построена в 1702 г. думным дьяком Гавриилом Деревниным на месте прежней деревянной».

6 октября 1706 года был выдан антиминс в построенный придел Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, который вскоре сильно пострадал во время пожара 1748 года и был возобновлён «усердием и стараниями бригадира Никиты Андреевича Болкунова». В ноябре 1819 года освящён южный придел во имя апостолов Петра и Павла.

Современный архитектурный облик храм приобрёл в настоятельство протоиерея Иоанна Матвеевича Лебедева. Это было пореформенное время, когда в России многое менялось. В это время произошёл значительный рост числа предпринимателей, большинство из которых принадлежали к купеческому сословию. Многие предприниматели не только являлись жертвователями, но и лично участвовали в приходской жизни церквей, многие были церковными старостами.

В 1867 году одновременно с назначением настоятелем протоиерея Иоанна Лебедева церковным старостой Ильинского храма стал купец первой гильдии Владимир Дмитриевич Коншин. Первой своей задачей настоятель и староста сочли капитальный ремонт трапезной и колокольни из-за образовавшейся в западной части свода трещины.

К составлению проекта Коншин привлёк архитектора А. С. Каминского. Оба были женаты на сёстрах П. М. Третьякова, который часто бывал в Ильинском храме, поскольку рядом с 1865 года проживала его мать Александра Даниловна, а позже, неподалеку, на Пречистенском бульваре поселился и брат Сергей Михайлович. Вместе с Коншиным Третьяковы пожертвовали значительную сумму на реконструкцию храма и постройку колокольни. Освящение новой трапезной и колокольни было совершено 9 июня 1868 года митрополитом Иннокентием, отслужившим в храме свою первую литургию после прибытия в Московскую митрополию.

В. Д. Коншин был инициатором создания первой церковно-приходской школы храма и стал её попечителем. Занятия начались в январе 1875 года; учебной частью руководил действительный статский советник А. Г. Кашкадамов. В 1882 году при храме было построено отдельное здание для школы и богадельни.

Во времена СССР [ править ]

В 1930 году храм дружно отстояли от закрытия верующие: 1 марта было принято постановление о закрытии, а 20 мая власти приняли новое постановление: “Имея в виду, что в районе нахождения закрываемой церкви уже закрыты 4 церкви: Антипьевская, Ржевская, Бариковская и Зачатьевский монастырь и что особо острой нужды в здании обыденской церкви не видно… церковь оставить верующим.”

По преданию, храм собирались закрыть после службы 22 июня 1941 года, но началась война.

15 июня 1944 года сюда была перенесена из храма Воскресения Христова в Сокольниках почитаемая как чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость». В храме хранится ряд иных святынь, в частности, связанных с деятельностью митрополита Серафима (Чичагова): икона «Спаситель в белом хитоне». Высота колокольни — 36 метров. С южной стороны звонарской площадки можно увидеть отсутствие ажурной кованой решётки — след от колокола, сброшенного во время антирелигиозной кампании в 1940-м году.

Современное состояние [ править ]

В настоящее время настоятелем храма является протоиерей Максим (Шевцов). На приходе действует воскресная школа для детей и лекторий для взрослых. Кроме того приход занимается социальным служением, молодежной и миссионерской работой, организуются паломнические поездки, в храме проводятся экскурсии, организуются паломнические поездки.

Храм Ильи Пророка в Обыденском переулке в Москве

История

В Синодике (поминальной книге при храме), составленном при патриархе Иове в 1589-1607 году церковь уже упоминается. Также свидетельством может стать «Сказание Авраамия Палицына»: в ней описываются события 1587-1618 годов. В частности, говорится, что князь Дмитрий Пожарский в конце августа 1612 года перед битвой с поляками помолился в обыденном храме пророка Илии.

Само название «Обыдень» связывают со словами «Один день»: считается, что деревянная постройка была возведена всего за день.

В 1702 году на месте деревянной постройки возвели каменную. Сперва ее хотели сделать по образцу соборного храма Николо-Перервинского монастыря, но из-за нехватки средств вместо двухэтажной церкви возвели одноэтажную. Внутри церкви до сих пор сохранилась мраморная плита с именами создателей – братьев Деревниных.

В 1706 году в храм Ильи Пророка перенесли антиминс (ткань с вшитой частицей святых мощей) – его разместили в приделе Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Сам придел сильно пострадал при пожаре, но после был восстановлен. В 1819 году был достроен и освящен второй придел – в честь апостолов Петра и Павла.

В середине и второй половине XIX века облик храма изменился и в таком виде сохранился до наших дней. Деньги на реконструкцию пожертвовали многие видные купцы: купец первой гильдии Коншин, сестры Третьяковы и их брат. Коншин также стал инициатором и попечителем приходской школы, которая начала работу в 1875 году.

С приходом советской власти положение храма пошатнулось, но не изменилось: его должны были закрыть в 1930 году, но верующие отстояли его. В 1941 году был подписан второй приказ, но начавшаяся война «спасла» церковь. В июне 1944 года из храма Воскресения Господня в Сокольниках в церковь Ильи Пророка перенесли чудотворную икону Богоматери «Нечаянная радость», которая осталась в нем навсегда.

В 1973 году в церкви обвенчались Солженицын и Светлова, позднее они крестили тут детей.

Перестройка храма

В 1702 году строение обрело новую жизнь, а точнее — деревянные шаткие стены церкви были снесены, а на их месте воздвигнуты новые, каменные. Алтарная часть новой постройки была заложена по распространенному в то время принципу — «восьмерик на четверике».
Строение именно в таком виде сохранилось до наших дней, пронеся сквозь столетия дух древности и первоначальной атмосферы. В этом здании богослужения ведутся на протяжении более трех сотен лет.

Это интересно! Инициатива заложить новые, каменные храмовые стены принадлежала местным культурным деятелям — думному дьяку Гавриилу Феодоровичу и его брату, комиссару Василию Феодоровичу. Так как эти люди выступили главными меценатами и спонсорами, в их честь при входе в храм установлены две большие мемориальные доски.

Надо отметить, что на протяжении более трех сотен лет была предпринята не одна попытка закрыть храм или вообще разрушить его. В периоды, когда многие люди отрекались от бога, а представители власти выдавали указания о прекращении деятельности местного духовенства, всегда находились группы верующих людей, которым удавалось отстоять право святыни на существование. Так, например, в 1930 году, когда по всей территории Советского Союза массово уничтожались и закрывались храмы, верующие активисты отстояли святыню и сохранили её в первоначальном виде.

Интересно! Когда можно попасть в храм Сошествия Святого Духа.

Известно также, что власти собирались закрыть храм в 1941 году. Закрытие планировалось на великий для всех верующих людей день — 22 июня, когда православные христиане почитают память Всех святых. По роковому стечению обстоятельств как раз в этот день началась война, так что правительственным планам и на этот раз было не суждено осуществиться.
Ввиду трагических военных событий по всей территории России распадались и переставали существовать многие православные общины. Часто представители общин верующих, которые были в столице и ее окрестностях, приходили в храм Ильи пророка в Обыденском переулке.

Важно! Местное духовенство всегда с гостеприимством и истинным христианским теплом принимало беженцев. Представители каждой общины благополучно вливались в число прихожан храма, получали кров, еду и убежище, одновременно пополняя местные храмовые традиции своими.

Таким образом за период 20 столетия в данном храме появилось много новых, интересных традиций, так что сегодня эта святыня является настоящей исторической и культурной достопримечательностью. Каждый человек, посетивший данное место, почувствует не только прилив сил и энергии, а также и живой интерес к изучению и познанию чего-то нового.

Так некогда временная деревянная церковь, которая изначально возводилась лишь для небольшой ремесленнической общины, со временем превратилась в настоящий архитектурный шедевр, наполненный духовностью и христианскими традициями древнего русского православия.

Это интересно! В чем хранятся и что это такое мощи святых.

Современное состояние

Сегодня церковь Ильи Пророка пользуется определенной популярностью среди верующих благодаря истории, большому количеству святынь и месторасположению. Помимо непосредственно религиозных дел в храме расположены:

  1. Воскресная школа для детей и взрослых: она открылась в 1990 году. Занятия проходят в выходные и по вечерам в будни. Они включают в себя изучение Закона Божия, Священного писания, Ветхого и Нового Заветов, основы песнопения, этики, евангельские беседы;
  2. Молодежную работу: это может быть паломничество, посещение музеев и других мероприятий, трудовая помощь монастырям;
  3. Социальная и миссионерская службы: это работа с сиротами и детскими домами, больницами и центрами социальной адаптации, лекции для школьников и благотворительные ярмарки всех желающих;
  4. Паломничество по святым местам;
  5. Церковное пение для детей.

Также в церкви можно заказать экскурсию или посетить библиотеку, которая насчитывает более 10 тысяч книг.

Святыни в храме в Обыденском переулке

Там, где находится церковь Ильи Пророка присутствует множество святынь. К одним из самых значимых относят:

  • Чудотворный лик Богоматери — икона, которую называют «Нечаянная радость», — чудотворный образ с интересной историей написания. Многие прихожане приходят помолиться к этой иконе.
  • Икона Божией Матери «Феодоровская», ей преклоняются многие женщины, пытающиеся зачать ребёнка. Как правило, она помогает забеременеть и облегчает роды, приносит счастье в семью и защищает от болезней.
  • Лик Богоматери «Казанская» помогает укреплять семьи, защищает солдат в местах военных действий и помогает найти праведный путь и встать на путь исправления.
  • «Владимирская» икона Богоматери, у которой просят о нахождении пути истинного, укреплении веры, духа и исцелении от болезней физического плана.

Все эти святыни обладают чудодейственными силами, поэтому многие прихожане идут в эту церковь. Кроме этого, в храме располагаются частицы мощей Серафима Саровского и Сергия Радонежского, перед которыми хотят преклониться многие люди и паломники, собирающиеся со всей страны.

Церковь открывает свои двери для всех желающих каждый день с 8 утра и до 10 часов вечера.

Святыни

Среди всех святынь храма Ильи Пророка Божия главной считается список (копия) иконы Богоматери «Нечаянная радость». Название связано с рассказом, написанным во второй половине XVII века, о грешнике, молившемся у иконы Богоматери, а после совершающем злодеяния. Однажды он увидел Богородицу с Младенцем вживую, но на руках и ногах ребенка были сильные язвы: из-за грехов человека Христа распинали вновь и вновь. Грешник покаялся в совершении зла, но Младенец не соглашался простить его, и тогда Богоматерь тоже легла у ног сына. Лишь после Христос простил грешника.
На самой иконе изображена эта сцена: грешник молится иконе Богоматери «Одигитрии», Богородица держит в руках сына, покрытого язвами. Иконе молятся о получении душевных сил и избавлении от негатива и ссор, о получении желаемой вещи или нахождении потерянных людей. Беременные матери могут просить легких родов и здоровья детям.

Также в храме Ильи Пророка Божиего находятся:

  1. Икона Богоматери «Владимирская»: ее просят о помощи в нахождении истинного пути, укреплении веры и духа, защите от дурных мыслей, об исцелении от физических болезней;
  2. Икона Богоматери «Феодоровская»: она поможет забеременеть и легко родить, принесет счастье и любовь в семью, поможет избавиться от болезней;
  3. Икона Богоматери «Казанская»: помогает в нахождении правильного пути и исправлении последствий неверного решения, дарует поддержку и опору в беде, укрепляет семьи и оберегает солдат на войне;
  4. Икона Спаса Нерукотворного: к нему обращаются за помощью в принятии правильного решения, укреплении решимости, избавлении от глупых и вредных мыслей, об исцелении от болезней;
  5. Икона «Огненное восхождение пророка Илии»: Божий пророк Илья жил в IX веке до н.э. и является самым почитаемым в православии ветхозаветным святым. Он жил во времена царя Ахава и его жены Иезавель, которая устроила в государстве культ Ваала и Астарт. Пророк несколько раз пытался вразумить царя совершением чудес и даже выиграл в «испытании веры» со жрецами культа, которых Илья и казнил сам. После победы Илья сперва ушел в пустыню, а после вознесся на небо живым. У славян Илья считался повелителем грома, молний и дождя, отвечал за плодородие земли и ездил на огненной колеснице. Сегодня Илья является покровителем военно-воздушных и воздушно-десантных войск;
  6. Икона Сергия Радонежского с частицей его мощей: один из самых почитаемых русских святых, который жил в XIV веке и прославился кротким нравом, стремлением к уединению и совершенными чудесами. Основатель Троице-Сергиевой лавры;
  7. Икона преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей: тоже почитаемый святой, живший во второй половине XVIII – первой половине XIX века. Прославился тем, что долгое время жил в одиночестве в лесу, питался травой на протяжении нескольких лет и тысячу дней простоял в молитве на камне. Приезжавшие к нему люди видели, что святого охраняет огромный медведь, а лесные звери кормятся у него;
  8. Ковчег с частицами мощей нескольких святых: он также находится в храме.

Святыни храма

В храме с Поясом Богородицы на Обыденском переулке и по сей день находится достаточно большое количество чудотворных икон. Одними из самых почитаемых считается:

  • образ Богородицы «Нечаянная Радость»,
  • «Федоровская»,
  • «Владимирская».

Также в храме нашли место такие почитаемые иконы как «Огненное восхождение святого Пророка Илии» и «Спас Неруковорный». В церкви можно преклонится перед образами Богоматери «Казанская», преподобного Серафима с частицами мощей и многим другим святым образам.

Контакты и расписание служб

  1. Адрес: Москва, 2-ой Обыденский пер., дом 6;
  2. Как проехать: от метро «Кропоткинская» пройти по Соймоновскому проезду или улице Остоженка до 2-ого Обыденского переулка. Также на карте можно найти путь от метро «Парк культуры» или «Боровицкая»;
  3. Телефон,, (495) 695-28-78;
  4. Часы работы: 8:00-20:00;
  5. Сайт: https://www.hram-ostozhenka.ru, электронная почта: [email protected];
  6. Настоятель: протоиерей Максим Шевцов.

Расписание богослужений в будни:

  1. 7:40 – литургия;
  2. 17:00 – вечерняя служба.

В воскресенье и праздники расписание богослужений меняется:

  1. 7:00 – литургия;
  2. 10:00 – литургия.

По понедельникам проходит вечерня с акафистом преподобному Серафиму Саровскому, по средам – пророку Илие, по пятницам – иконе Богоматери «Нечаянная радость».

Местонахождение святыни

Храм располагается в Обыденском переулке. Его адрес: 2-ой Обыденский переулок, д. 6. Добраться до этого места можно на автобусе или на троллейбусе. Всё зависит от того, из какого района Москвы нужно ехать.

Номера автобусов, которые ходят до места: 255, 05, 6. Номера троллейбусов: 1, 33, 31, 15, 44, 1. Как добраться до храма, можно посмотреть и на карте Москвы. Сперва ехать надо до метро «Кропоткинская», «Боровицкая» или «Парк культуры».

По возможности каждому стоит посетить эту удивительную старинную церковь, которая обладает уникальной и чудодейственной энергетикой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: