Григорий Григорьев: биография священника, лекции и беседы, труды

Священник Григорий Григорьев: можно ли кодироваться от алкоголизма?

Протоиерей Григорий Григорьев

Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, доктор богословия, профессор, сопредседатель Всероссийского Александро-Невского общества трезвости, председатель Приходского Совета и настоятель Храма Рождества Иоанна Предтечи, протоиерей (https://www.hram-yukki.ru) Григорий Игоревич Григорьев рассказал корреспонденту сайта https://www.spbda.ru о сотрудничестве между Церковью и медициной, о том, что многие профессора Военно-медицинской академии были глубоко верующими людьми, что великий физиолог, академик АН СССР (1935) Алексей Алексеевич Ухтомский был глубоко верующим ученым.

Профессор Г.И. Григорьев

В разделе «Аудио лекции» Вы можете найти аудиолекции профессора иерея Григория Игоревича Григорьева из спецкурса в СПбДА «АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ».

Профессор Григорьев также расказал о сотрудничестве между Церковью и медициной в деле лечения и профилактики зависимостей, а также о том, как работают общества трезвости в Петербурге, что такое зарок.

Приведу некоторые сведения из беседы с корреспондентом сайта https://www.spbda.ru.

Моя задача — строить мост между Церковью и медициной. Это очень непростая задача, потому что до революции этой работой, отрезвляющей общество, занимались священник, врач и учитель. Это были три столпа, на которых стояло общество, три составные части единого каната. Сейчас, когда Церковь отделена от государства, это сложно соединить. На последних Рождественских чтениях в Москве мне пришлось вести секцию, связанную с реабилитацией и адаптацией людей с алкогольной зависимостью. Моей задачей было объединение разных направлений. Когда православные люди собираются в большом количестве, как правило, происходит выяснение отношений друг с другом, всевозможные наезды, высказывание претензий. И впервые в этом году мы предложили объединить разные пути. Как сказал апостол Павел «…надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19). Мы должны объединиться вокруг Чаши, вокруг приведения ко Христу наших пациентов. А дороги, которыми они идут, находятся на совести врачей, психологов, учителей.

Смысл совместной работы врача и священника в следующем: в лечении любой зависимости существует три основных этапа помощи. Первый этап — это неотложная медицина, когда человек находится в состоянии острого отравления, интоксикации, ему проводится медикаментозное лечение. Можно сказать, неотложная медицинская помощь, своего рода реанимация, когда человек выводится из состояния запоя и приводится в состояние физиологической нормы. После того, как физиология восстанавливается, у человека появляется проблема с перепадами настроения, т.е. с одной стороны физиология восстанавливается, но с другой стороны душа праздника просит, у человека нет радости жизни, появляется тяга. Снятием тяги и восстановлением радости жизни занимается психология и психотерепия. Третья часть помощи — духовная. У зеленого змия три головы: психическая, физическая и духовная зависимость.

Психическая зависимость — это потеря радости жизни. Для того чтобы человеку помощь преодолеть психическую зависимость, надо помочь человеку вернуть радости жизни, чтобы ощущение праздника, которое было в детстве, а потом исчезло, опять вернулось. Физическая зависимость — это тяга. Духовная зависимость — это в первую очередь, мысли, которые лезут в голову. Человек может не пить, может в нормальном состоянии идти по улице, вдруг у него появляется мысль «Пивка попить», и сам не зная почему, пойдет пить пиво. Когда он выпивает один глоток, внутренний голос говорит: «Надо добавить». Я говорю про больных людей, тех, у которых есть зависимость. Не у всех пьющих людей может быть такое состояние. Получается по тому же апостолу Павлу «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим 7:19). Как будто волей человека кто-то управляет. Это именно та зона, где медицина абсолютно бессильна. Человек может не пить много лет, но ему снится сон, в котором он пьет. Вот эта зона для медицины недосягаема. Это называется зона подсознания, для нас это — зона духовной жизни. И здесь Церквь с ее таинствами, в первую очередь Таинством Исповеди и Причастия, оказывает неоценимую помощь. Зарок — это добровольное обращение человека к Богу за помощью. Кто обращается за помощью? Кто сам не может преодолеть зависимость. Если человек считает, что он может обойтись сам, то смысла обращения к Богу нет. Но когда человек осознает, что сам он не может остановиться, он обращается за помощью к Богу. Конечно, прежде чем это произойдет, с человеком надо провести большую подготовительную работу по объяснению, почему самому человеку не удается преодолеть эту зависимость. По сути провести начальную катехизацию, дать начальные знания в области православия.

Зарок — это обращение человека к Богу за помощью: «Господи, я обещаю не пить, если Ты дашь мне для этого силы. Моих сил не хватает». Фактически это форма покаяния, я бы даже сказал, это покаянный вопль, когда человек кричит: «Господи, помоги! Я хочу переменить свою жизнь, свой ум, но своих сил для этого не хватает».

Иногда те, кто занимаются в обществе трезвости, принимают обеты. Тут принципиальной разницы нет. Но если эту проблему обозначить исторически, то обеты обычно приносили родственники тех, кто давал зарок — их жены, дети. Обет — это обещание сделать во Славу Божию доброе дело. Например, болеет ребенок, мать молится и говорит: «Господи, поправится ребенок — я построю часовню». Она принимает на себя обет сделать доброе дело. Зарок — это обет, но в другую сторону, не делать злого дела. Но принципиального расхождения здесь нет.

Читайте также:
Храм Рождества Христова в Мытищах: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Метод зарока — это метод любви, который помогает человеку восстановить отношения с Богом. На личность человека воздействовать против его воли невозможно. Но все, что связано с подавлением и уничтожением личности и оскорблением человеческого достоинства, это все неприменимо.

Вылечить алкоголизм, именно вылечить, а не приостановить на некоторый промежуток Вам помогут в клинике по борьбе с курением, алкоголизмом и наркоманией – МИРВЧ (Международный институт резервных возможностей человека).

Мы знаем, что многие профессора Военно-медицинской академии были глубоко верующими людьми. Например, Николай Иванович Пирогов, основоположник всей хирургической науки, в Дневнике хирурга («Вопросы жизни. Дневник старого врача» — ред.) написал: «Всякий человек, до 37-ми лет являющийся атеистом, есть подлец. Этаким подлецом я был до 37-ми лет».

Член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук Н.И. Пирогов

Иван Петрович Павлов был старостой Знаменской церкви у Московского вокзала в Петербурге, где сейчас площадь Восстания. Однажды, будучи лауреатом Нобелевской премии и заведующим кафедрой физиологии в Военно-медицинской академии, он стоял и крестился перед входом в храм. К нему подошел рабочий Путиловского Тот отвечает: «Это ты дурья башка. Я, академик Павлов, говорю, что Бог есть!» Поразительно, но все атеистическое учение базировалось на теории Павлова и как бы опровергало Бога. А Павлов-то как раз другое доказывал.

Академик И.П. Павлов

Профессор Иван Михайлович Сеченов был верующим ученым.

Профессор И.М. Сеченов. Портрет работы И. Репина (1889).

Сергей Петрович Боткин был глубоко верующим профессором.

Профессор С.П. Боткин

Но они никогда не декларировали себя как православных врачей. Он был профессор Боткин. Или академик Павлов. Он не декларировал себя как православного физиолога, он был физиолог. Но он был православный человек. И Павлов мог позволить себе в советское время то, что никто другой не мог: когда он в составе партийно-правительственной делегации в каком-то городе встречал священника, он мог подойти и взять благословение.

Общественная и преподавательская работа

Григорий Григорьев активно делится знаниями, накопленными им в ходе работы с зависимыми людьми и научной деятельности в этой сфере. Он преподавал в нескольких российских учебных заведений, к которым относятся:

  • Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования (2005 г.);
  • Северо-западный государственный медицинский университет имени И.И.Мечникова (2011 г.);
  • Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия (2011 г.)

Помимо педагогической деятельности о. Григорий пропагандирует трезвый образ жизни и духовное очищение в средствах массовой информации. Он ведёт цикл передач на православном телевизионном канале «Союз». В них поднимаются проблема взаимосвязи развития зависимостей с духовно-нравственным, а также психологическим состоянием человека.

Священник рассказывает о причинах появления зависимостей и путях их преодоления. В эфире этого канала также выходят авторские передачи «Ветер радости», которые освещают проблемы, мешающие человеку наслаждаться жизнь и идти к главной цели — единению с Господом. Подобные передачи в формате беседы проходят в эфире «Радио России».


Отец Григорий пропагандирует трезвый образ жизни и духовное очищение

Периодически в различных светских и церковных печатных и электронных изданиях появляются работы протоиерея Григория, посвящённые социальным и духовно-нравственным явлениям российского общества. Он является членом редакционного совета научного журнала «Вестник психотерапии».



Валериана плюс причастие

ВО ВРЕМЯ Литургии

— И всё-таки поясните, откуда берутся депрессии?

— У человека, как и у корабля, есть приборы, это пять органов чувств — зрение, слух, вкус, осязание, обоняние, и если у него накапливаются отрицательные воспоминания, то он, как мы говорили, превращается из пчелы в муху. Почему они накапливаются? За уничтожение отрицательной информации в памяти отвечает внутренний эндогенный алкоголь. Всплески выработки алкоголя происходят при стрессах и эмоциональных потрясениях, которые человеку необходимы. В норме у здорового человека в организме вырабатывается 10-12 граммов 80-процентного спирта, бокал вина, который будет стирать незначительные стрессы, небольшие отрицательные воспоминания. Но если это будут большие отрицательные воспоминания, то они не будут стёрты, нужно эмоциональное потрясение, большой стресс, тогда в организме может выделиться бутылка водки и даже больше — и тогда всё будет стёрто.

— Что можно предпринять в таком случае?

— Есть медикамент, который усиливает выработку внутреннего алкоголя — это экстракт валерианы. Валерина усиливает выработку внутреннего эндогенного алкоголя, и человек начинает пьянеть от своего внутреннего алкоголя и практически быстро забывать плохое. Но экстракт валерианы, как все травы, надо принимать длительно — только тогда будет эффект. При унынии и депрессии суточная доза может быть до двух тысяч миллиграмм, а потом, когда человек выйдет из депрессии, дозу можно уменьшить. К валериане нет привыкания, и к ней не развивается зависимость. Вот поэтому одним надо давать валериану, другим — психотропные средства, а главное — всем надо причащаться. Причастие тоже покажет, в какой степени духовный компонент подсоединился к этому патологическому состоянию. Когда человек всё время находится в зоне стресса своего мозга, у него повышается внушаемость — способность без критики воспринимать любую информацию. И если при этом думать о хорошем, то сбудется хорошее. А если думать о плохом — сбудется плохое. Если навигатор своей души человек выставляет курсом на Царствие Небесное он всё время думает о хорошем в любых жизненных ситуациях. Если же при стрессе думать о плохом, то он входит в прямой контакт с отрицательными силами. Такому человеку ни в коем случае нельзя заниматься изучением своих грехов, установлением их связей с произошедшими событиями. Ведь получается, что человек, таким образом, пытается проникнуть в помыслы сатаны, а это может привести к страшному повреждению — гордыне ума.

Читайте также:
Протоиерей Дмитрий Смирнов: биография священника, беседы и проповеди, семья

— А как же тогда увидеть свои грехи?

— Для этого надо войти в благодатное состояние. Только через благодать Божью мы видим свои грехи, а Господь скрыл их до поры до времени для нашего духовного подкрепления. Младенца сначала кормят жидкой пищей, а когда он укрепляется, ему дают уже более твёрдую пищу. Так делает и Господь. То есть видение своих грехов происходит не через их изучение, а через встречу с Богом. Появляется свет — и в этом свете мы видим свою собственную тьму. Сегодня многие люди, которые пытаются по книгам изучать свои грехи и устанавливать связи своих грехов с жизненными событиями, уподобляются студентам мединститутов, которые пытаются изучать психиатрию по книгам и ставят себе все диагнозы, которые они там прочитывают. Но ведь это совсем не так, и профессор всегда исключает эти диагнозы.

Дорога любви. Протоиерей Григорий Григорьев

Протоиерей Григорий Григорьев

Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, доктор богословия, профессор, сопредседатель Всероссийского Александро-Невского общества трезвости, председатель Приходского Совета и настоятель Храма Рождества Иоанна Предтечи, протоиерей (http://www.hram-yukki.ru) Григорий Игоревич Григорьев рассказал корреспонденту сайта http://www.spbda.ru о сотрудничестве между Церковью и медициной, о том, что многие профессора Военно-медицинской академии были глубоко верующими людьми, что великий физиолог, академик АН СССР (1935) Алексей Алексеевич Ухтомский был глубоко верующим ученым.

Профессор Г.И. Григорьев

В разделе « Аудио лекции » Вы можете найти аудиолекции профессора иерея Григория Игоревича Григорьева из спецкурса в СПбДА «АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ».

Профессор Григорьев также расказал о сотрудничестве между Церковью и медициной в деле лечения и профилактики зависимостей, а также о том, как работают общества трезвости в Петербурге, что такое зарок.

Приведу некоторые сведения из беседы с корреспондентом сайта http://www.spbda.ru .

Моя задача – строить мост между Церковью и медициной. Это очень непростая задача, потому что до революции этой работой, отрезвляющей общество, занимались священник, врач и учитель. Это были три столпа, на которых стояло общество, три составные части единого каната. Сейчас, когда Церковь отделена от государства, это сложно соединить. На последних Рождественских чтениях в Москве мне пришлось вести секцию, связанную с реабилитацией и адаптацией людей с алкогольной зависимостью. Моей задачей было объединение разных направлений. Когда православные люди собираются в большом количестве, как правило, происходит выяснение отношений друг с другом, всевозможные наезды, высказывание претензий. И впервые в этом году мы предложили объединить разные пути. Как сказал апостол Павел «. надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19). Мы должны объединиться вокруг Чаши, вокруг приведения ко Христу наших пациентов. А дороги, которыми они идут, находятся на совести врачей, психологов, учителей.

Смысл совместной работы врача и священника в следующем: в лечении любой зависимости существует три основных этапа помощи. Первый этап – это неотложная медицина, когда человек находится в состоянии острого отравления, интоксикации, ему проводится медикаментозное лечение. Можно сказать, неотложная медицинская помощь, своего рода реанимация, когда человек выводится из состояния запоя и приводится в состояние физиологической нормы. После того, как физиология восстанавливается, у человека появляется проблема с перепадами настроения, т.е. с одной стороны физиология восстанавливается, но с другой стороны душа праздника просит, у человека нет радости жизни, появляется тяга. Снятием тяги и восстановлением радости жизни занимается психология и психотерепия. Третья часть помощи – духовная. У зеленого змия три головы: психическая, физическая и духовная зависимость.

Психическая зависимость – это потеря радости жизни. Для того чтобы человеку помощь преодолеть психическую зависимость, надо помочь человеку вернуть радости жизни, чтобы ощущение праздника, которое было в детстве, а потом исчезло, опять вернулось. Физическая зависимость – это тяга. Духовная зависимость – это в первую очередь, мысли, которые лезут в голову. Человек может не пить, может в нормальном состоянии идти по улице, вдруг у него появляется мысль «Пивка попить», и сам не зная почему, пойдет пить пиво. Когда он выпивает один глоток, внутренний голос говорит: «Надо добавить». Я говорю про больных людей, тех, у которых есть зависимость. Не у всех пьющих людей может быть такое состояние. Получается по тому же апостолу Павлу «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим 7:19). Как будто волей человека кто-то управляет. Это именно та зона, где медицина абсолютно бессильна. Человек может не пить много лет, но ему снится сон, в котором он пьет. Вот эта зона для медицины недосягаема. Это называется зона подсознания, для нас это — зона духовной жизни. И здесь Церквь с ее таинствами, в первую очередь Таинством Исповеди и Причастия, оказывает неоценимую помощь. Зарок — это добровольное обращение человека к Богу за помощью. Кто обращается за помощью? Кто сам не может преодолеть зависимость. Если человек считает, что он может обойтись сам, то смысла обращения к Богу нет. Но когда человек осознает, что сам он не может остановиться, он обращается за помощью к Богу. Конечно, прежде чем это произойдет, с человеком надо провести большую подготовительную работу по объяснению, почему самому человеку не удается преодолеть эту зависимость. По сути провести начальную катехизацию, дать начальные знания в области православия.

Читайте также:
Храм Александра Невского в Егорьевске: описание и адрес храма, мощи и святыни, телефон, расписание богослужений

Зарокэто обращение человека к Богу за помощью: «Господи, я обещаю не пить, если Ты дашь мне для этого силы. Моих сил не хватает». Фактически это форма покаяния, я бы даже сказал, это покаянный вопль, когда человек кричит: «Господи, помоги! Я хочу переменить свою жизнь, свой ум, но своих сил для этого не хватает».

Иногда те, кто занимаются в обществе трезвости, принимают обеты. Тут принципиальной разницы нет. Но если эту проблему обозначить исторически, то обеты обычно приносили родственники тех, кто давал зарок – их жены, дети. Обетэто обещание сделать во Славу Божию доброе дело. Например, болеет ребенок, мать молится и говорит: «Господи, поправится ребенок – я построю часовню». Она принимает на себя обет сделать доброе дело. Зарокэто обет, но в другую сторону, не делать злого дела. Но принципиального расхождения здесь нет.

Метод зарокаэто метод любви, который помогает человеку восстановить отношения с Богом. На личность человека воздействовать против его воли невозможно. Но все, что связано с подавлением и уничтожением личности и оскорблением человеческого достоинства, это все неприменимо.

Вылечить алкоголизм, именно вылечить, а не приостановить на некоторый промежуток Вам помогут в клинике по борьбе с курением, алкоголизмом и наркоманией – МИРВЧ (Международный институт резервных возможностей человека).

Мы знаем, что многие профессора Военно-медицинской академии были глубоко верующими людьми. Например, Николай Иванович Пирогов , основоположник всей хирургической науки, в Дневнике хирурга («Вопросы жизни. Дневник старого врача» – ред.) написал: «Всякий человек, до 37-ми лет являющийся атеистом, есть подлец. Этаким подлецом я был до 37-ми лет».

Член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук Н.И. Пирогов

Иван Петрович Павлов был старостой Знаменской церкви у Московского вокзала в Петербурге, где сейчас площадь Восстания. Однажды, будучи лауреатом Нобелевской премии и заведующим кафедрой физиологии в Военно-медицинской академии, он стоял и крестился перед входом в храм. К нему подошел рабочий Путиловского завода и говорит: «Дед, темнота! Что ты крестишься? Академик Павлов доказал, что Бога нет. Дурья твоя башка!» Тот отвечает: «Это ты дурья башка. Я, академик Павлов, говорю, что Бог есть!» Поразительно, но все атеистическое учение базировалось на теории Павлова и как бы опровергало Бога. А Павлов-то как раз другое доказывал.

Академик И.П. Павлов

Профессор Иван Михайлович Сеченов был верующим ученым.

Профессор И.М. Сеченов. Портрет работы И. Репина (1889).

Сергей Петрович Боткин был глубоко верующим профессором.

Профессор С.П. Боткин

Но они никогда не декларировали себя как православных врачей. Он был профессор Боткин. Или академик Павлов. Он не декларировал себя как православного физиолога, он был физиолог. Но он был православный человек. И Павлов мог позволить себе в советское время то, что никто другой не мог: когда он в составе партийно-правительственной делегации в каком-то городе встречал священника, он мог подойти и взять благословение.

УХТОМСКИЙ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

Терлецкий О. В.

Для посетителей моего сайта http://terletsky.ru приведу некоторые, по моему мнению, интересные сведения об выдающемся физиологе, академике АН СССР Алексее Алексеевиче Ухтомском.

Алексей Алексеевич Ухтомский (13 (25) июля 1875 – 31 августа 1942) – российский и советский физиолог, создатель учения о доминанте; академик АН СССР (1935), по происхождению князь.

Академик АН СССР А. А. Ухтомский

В 1894 году под влиянием брата Александра (впоследствии архиепископа Андрея) и по совету И. П. Долбни (преподаватель математики из Нижегородского кадетского корпуса, впоследствии профессор) А. А. Ухтомский поступает на словесное отделение Московской духовной академии.

Братья Ухтомские учились в Нижегородском кадетском корпусе, однако карьера военных их не прельщала: ещё в детском возрасте в жизни Александра и Алексея произошли события, предопределившие их будущее. Одним из таких стала встреча братьев с протоиереем Кронштадтского Андреевского Собора отцом Иоанном (И. И. Сергиевым), произошедшая, как отмечает М. Л. Зеленогорский, «на волжском пароходе, когда мать везла сыновей на каникулы домой»: «Отец Иоанн, – писал он, – долго беседовал с Александром и Алексеем, после чего они оба приняли одинаковое решение».

Годы, проведённые в духовной академии, А. А. Ухтомский считал счастливейшими и плодотворными для своего духовного совершенствования. Тема его диссертации«Космологическое доказательство Бытия Божия». В ней выдвигается тезис о неограниченных возможностях человеческого разума, об уникальности каждой личности. В академии у него возникает идея выявить естественнонаучные основы нравственного поведения людей, найти физиологические механизмы, с помощью которых складывается и развивается всё разнообразие человеческой личности. Ухтомский становится кандидатом богословия. Позднее в автобиографии А. А. Ухтомский напишет: «Кандидатская диссертация поставила настоятельно на очередь ближайшее изучение физиологии головного мозга, нервной деятельности вообще, а также физиологии поведения». Закончив академию, он отказывается от открывающейся перед ним церковной карьеры, переходит в православное старообрядчество – единоверие, так как его имение Вослома всегда было населено старообрядцами-филипповцами, хочет стать физиологом, а поскольку по закону выпускники духовных академий и семинарий поступать на естественные отделения университетов не имели право, поступил на Восточный факультет.

Читайте также:
Храм Успения Богородицы в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

С 1920 года – заведующий лабораторией Естественнонаучного института. В 1922 году после смерти Н. Е. Введенского принял под своё начало кафедру физиологии человека и животных Петроградского университета. 1935 года был директором основанного им Института физиологии ЛГУ, а с 1937 года – и руководителем электрофизиологической лаборатории АН СССР. Был заведующим биологическим отделением Ленинградского университета, в 1931–1938 годах – президент Ленинградского общества естествоиспытателей. Кроме университета, преподавал физиологию в Институте Лесгафта, в психоневрологическом институте и нарабфаке Ленинградского университета. В 1932 году награждён премией имени В. И. Ленина. В 1933 году избран членом-корреспондентом, в 1935 году – действительным членом Академии наук СССР.

С начала 1920-х годов Ухтомский начинает свои публичные выступления с обоснованием принципа доминанты как нового учения о работе мозга. На рубеже 1923–1924 годов сделал доклад на II Всесоюзном съезде психоневрологов и физиологов нервной системы, на котором выдвинул принцип доминанты как один из основных факторов центральной иннервации.

В 1927 году написал монографию «Парабиоз и доминанта», в которой выясняется органическая связь доминанты с основными установками Н. Е. Введенского в его учении о парабиозе. В последующие годы пришёл к пониманию того, какую роль играет в доминанте фактор переменной лабильности физиологического субстрата, что выражено в докладе 1934 года «Возбуждение, торможение, утомление».

Согласно А. А. Ухтомскому, доминанта – временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, создающий скрытую готовность организма к определенной деятельности при одновременном торможении других рефлекторных актов.

Ухтомский являлся иеромонахом в миру, делегатом Поместного Собора Русской православной церкви в 1917–1918, активно участвовал в совещаниях по воссоединению со старообрядцами, стал старостой Единоверческой церкви (ныне Музей Арктики и Антарктики) на улице Марата, обычно сам вёл богослужение. Когда по всей стране началось изъятие церковных ценностей, прихожане его церкви их спрятали, Ухтомский был арестован, но от него ничего не добились и вскоре отпустили, обязав прекратить религиозную пропаганду. Ухтомский владел семью языками, разбирался в богословии, философии, политэкономии, архитектуре, был живописцем и иконописцем, играл на скрипке.

В 1941 году Ухтомский остался в блокадном Ленинграде, участвовал в организации работы учёных на нужды обороны, руководил актуальными для военного времени исследованиями по травматическому шоку. Умер 31 августа 1942 года, не успев прочитать подготовленный за неделю до смерти доклад «Система рефлексов в восходящем ряду». Похоронен на Литераторских мостках.

Иеромонах Фотий Мочалов

В современном мире впервые о монахе заговорил не только православный люд, но и артистический бомонд. Священник высокого сана, принявший малую схиму, выходит на мирскую сцену и побеждает в конкурсе «Голос», грех или слава Господня — вот в чем вопрос, который волнует многих.

Детская мечта и первые испытания

11 ноября 1985 года в семье неверующих родителей Молчановых, проживавших в Горьком, появился на свет мальчик, которому при рождении дали имя Виталий. В первых дней своей жизни ребенок чутко реагировал на музыкальные звуки, по достижении 7 лет начал обучение игры на фортепиано в местной музыкальной школе. Чистый, ангельский голос ребенка предопределил участие Виталика в хоровом пении, а затем и церковном хоре.

Школа стала первым испытанием ребенка на терпение, прощение. Одноклассники не возлюбили спокойного, миролюбивого Виталия, который выделялся среди них любовью к пению и музыке. Они сделали его «мальчиком для битья», все издевательства мальчик переносил стойко, никогда никого не побив в ответ. Возможно, школьные испытания привели к тому, что Виталий стал искать защиты у мамы и у Бога, Который однажды пришел к нему во сне.

О других известных церковных деятелях:

Из воспоминаний матери мальчика стало известно, что ребенок требовал, чтобы его окрестили в церкви, ибо без этого он никогда не попадет на небо. Кто и когда открыл перед ребенком красоту православия в мятежные годы перестройки неизвестно. Мальчик, а с ним и мать, приняли святое Крещение, но не присоединились к истинному поклонению Всевышнему Богу и Спасителю.В семье не было принято посещать богослужения, о воцерковленной жизни никто не слышал.

Благодаря педагогу по вокалу Виктору Ивановичу Виталий попадает в христианский лагерь «Благовест», где мальчик впервые «вкусил» всю красоту православной жизни, открывая для себя литургии, пение на клиросе. С православного лагеря вернулся совершенно другой Виталий, он начал учить молитвы и приобретать святые образа.

Вернувшись с лагеря, Виталий поступает в музыкальное училище и отходит от детского открытия Бога, но семена веры «проросли» в его маме, которая стала воцерковленной христианкой. В доме постоянно читались утренние и вечерние правила, на исповедь и причастие мама и сын ходили раз в месяц.

Эмиграция в Германию

Окончив школу, Мочалов поступает в музыкальнее училище, обучение в котором пришлось прервать из-за эмиграции с родителями в Германию. Удивительно, но юноша увез с собой не обиду на одноклассников, а яркие воспоминания о деревне Васильсурск, в которой проходили его школьные каникулы.

Память о волжских просторах, дарующих свободу, ощущение полета и звенящую радость, навеки поселилась в сердце будущего монаха. Обучившись игре на органе, Виталий играл на службах в католических и протестантских храмах, прислуживал в православной церкви, юноше доверили должность пономаря и чтение «Апостола».

Семена веры проросли в юношестве, Виталий с упоением читает житие святых, в его сердце родилось желание попробовать жить монашеской жизнью. Юноша отправляется в Почаевскую Лавру, где его принимают послушником на 2 недели.

Читайте также:
Покровский храм в Саратове: история и описание церкви, адрес, святыни и праздники, как доехать

Беседы с прозорливым священником изменили отношение Виталия к инструментальной музыке, игре на органе и духовному миру. Жизнь в Германии была чужда молодому Мочалову, он скучал по российским монастырям.

Возвращение в Россию

2005 год стал переломным в жизни Виталия. Он возвращается в Россию и селится в Боровском монастыре, где юношу принимают в братство Пафнутьева. Сам архимандрит Власий (Перегонцев) стал его духовным наставником, благословившим открытие в обители обучение профессиональному пению.

Профессиональный педагог-вокалист Виктор Твардовский уделял много времени развитию и укреплению голоса будущего победителя конкурса «Голос» в 2019 году. Пение стало хобби молодого послушника. Тяжелая монашеская жизнь не раз вызывала желание пойти на компромисс, жизнь в маленькой келье и желание петь находились в постоянной борьбе.

Интересно! Пройдя через тяжелый труд послушника, Виталий принимает окончательное решение стать монахом, если Богу угодно, то и отказаться от мечты петь. Любящий Господь принял жертву Виталия, благословив его на усовершенствование уникального голоса.

Путь от монаха до иеромонаха

В конце августа 2010 архимандрит Серафим (Савостьянов) провел обряд рясофор, 25 — летний Молчанов принял постриг с именем Савватий, его покровителем стал преподобный Савватий Соловецкий. Через полгода в Иоанно-Кронштадтском храме города Балабаново Калужской области митрополит Калужский и Боровской Климент (Капалин) рукоположил монаха Савватия в иеродиаконы.

В конце августа 2012 Рождественский храм Богородицы в Боровском стал свидетелем пострижения в мантию отца Савватия с именем Фотий. Вместе с принятием малой схимы он принимает покровительство мученика Фотия Никомидийского.

Стремительное продвижение по церковной лестнице продолжается, весной 2013 года митрополит Калужский и Боровской Климент (Капалин) в Калужском кафедральном храме Святой Троицы совершил чин рукоположения отца Фотия в иеромонахи, который в настоящее время является регентом обители Святого Пафнутия.

Телешоу «Голос» и заслуженная победа

Желание участвовать в конкурсе «Голос» возникло у иеромонаха Фотия еще в 2013 году, он прошел кастинг, но не решился обратиться за благословением к митрополиту, без которого не имел права на самовольный поступок.

Судьи Первого канала были поражены красотой голоса священника и в 2015 году отправили митрополиту просьбу благословить талантливого батюшку на участие в конкурсе.

Получив разрешение, отец Фотий приготовил для «слепого» прослушивания арию Ленского из знаменитой оперы «Евгений Онегин». Судьи не видели и не знали, кто поет. Очарованный его голосом Григорий Лепс сразу приглашает прекрасного певца к себе в команду.

Общество разделилось на два лагеря, это событие буквально взорвало мнение общественности. Некоторые утверждали, что нет ничего общего между миром и религией, само словосочетание монах и эстрада вызывало океан критики, но точку в этом споре поставил патриарх Московский Кирилл, который поздравил иеромонаха с победой.

Отец Фотий на сцене продемонстрировал красоту монашества, скромность и огромный талант, данный ему от Бога.

Опасения наместника обители

Выступление священника заставило многих пересмотреть свое отношение к религии, люди увидели, что вера в Бога является живой и действенной. Патриарх Кирилл представил выступления и победу священника, как новый вид миссионерства, несущего Евангелие людям.

По словам наместника Пафнутьево-Боровской обители епископа Серафима (Савостьянова) после миссионерского выступления иеромонаха Фотия молодежь чаще стала появляться в храмах, интересоваться воцерковлением, но духовник опасается за духовную жизнь самого Фотия.

Огромная слава, буквально свалившаяся на смиренного и скромного монаха, могла стать орудием в руках дьявола. Трансляция песен в исполнении монаха по всем каналам страны, поклонники могло привести к проявлению тщеславия и гордыни.

Вначале 2016 года священники не дали своего благословения на концертную деятельность батюшки. Этот вопрос был поднят и 22 сентября 2016 года во время игуменского собрания в Москве.

На обращение настоятеля Пафнутия Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл ответил, что эта победа родила в сердцах людей народную любовь к священнику, через его песни открывается для человечества и православная вера.

Сам священник Фотий видит в своей победе руку Божью, он принимает все критические замечания, много молится и благодарен старцам за молитвенную поддержку. Он прекрасно понимает всю ответственность перед Создателем и людьми, чтобы не уронить честь церкви.

Иеромонах Фотий проводит много времени в поездках и концертах, но при этом он не сторонится монастырских послушаний, несет монашеский подвиг со смирением, отдавая на восстановление и содержание храмов львиную долю от концертных доходов.

Миссионерская деятельность отца Фотия

Окунувшись в жизнь мира, иеромонах увидел всю глубину человеческих проблем. Мало кто мог предположить, что его внешняя мягкость покрывает сильную личность, которая способна не только подумать о людских проблемах, но и делать все возможное для сеяния христианской веры и чистоты в мир.

Созданные ним ролики и документальные фильмы являются частичкой свежего духовного мира, открывающего миру грех абортов, гражданских браков, аморального образа жизни и красоту пребывания в монастыре. Фильмы богоугодного служителя Божьего принимают участие в конкурсах, их видят миллионы людей.

Слава и известность не изменили скромных привычек иеромонаха, который сумел адаптироваться в современной жизни:

  • освоил компьютерные технологии;
  • изучил несколько языков, английским и немецким владеет в совершенстве;
  • в его исполнении звучат грузинские, итальянские и японские песни.

Программа «Перископ» подняла свой рейтинг благодаря участию в ней отца Фотия, который всегда готов ответить на самые провокационные вопросы, рассказать о приготовлении пищи и вождении автомобиля.

Читайте также:
Храм царевича Димитрия: история и адрес, описание, святыни

Открытость и готовность к общению изменили представление молодежи о церкви, как о чем-то древнем и скучном. Порой популярность и публичность утомляют священника, и он мечтает об уединении и общении с Творцом один на один.

Иеромонах Фотий показал священству и миру, что в любви к Богу можно демонстрировать и поклонение музыке, совместив такие проявления, как красота пения и особое тепло, изливаемое в израненные сердца мятежного мира.

Творчество иеромонаха Фотия

Покорив судей при «слепом» прослушивании арией «Я помню чудное мгновение», Фотий при поддержке Лепса на четверть финале поет песню «По дороге в Загорск», удивляет на полуфинале мужской версией романса, написанного на стихи Марины Цветаевой, «Реквием».

Победу в конкурсе «Голос» ему приносит песня «Спокойной ночи, господа», но в качестве песни победителя звучит композиция «Per te». Романсы остаются любимыми произведениями поющего монаха. Они составляют основную часть его недавно выпущенного альбома.

Вдохновленный победой иеромонах Свято-Пафнутьевской обители Фотий (Молчанов) написал музыку на слова М. Сенчихина, и появился гимн Великого стояния на Угре, исполненный победителем конкурса «Голос» на празднике в честь знаменательного события на Угре.

Иеромонах Фотий пять лет назад победил в «Голосе». После этого он ушел от Лепса и назвал поп-музыку дрянью

Пять лет назад священник Пафнутьево-Боровского монастыря, иеромонах Фотий победил на шоу «Голос». Сегодня ему исполняется 35 лет — он ушел от Лепса, дает концерты по всей стране и считает современную музыку дрянью. И тем не менее в РПЦ уверены, что он заинтересовывает молодежь православием.

Из хора в «Голос»

Иеромонах Фотий, в миру Виталий Мочалов, пришел в религию в возрасте 20 лет. Он родился и вырос в нерелигиозной семье, учился музыке и готовился к карьере исполнителя и композитора. После первого курса музыкального училища Мочалов вместе со своей семьей эмигрировал в Германию, где увлекся органной музыкой, стал участвовать в концертах, а также католических и протестантских службах.

В 2005 году он вернулся в Россию с твердым решением посвятить себя служению Богу. Его приняли послушником в Пафнутьево-Боровский монастырь, через пять лет постригли в иноки. Еще спустя год он был рукоположен в сан иеродиакона, а в 2013 году — в сан иеромонаха. Имя Фотий он получил в честь мученика Фотия Никомидийского в 2012 году. Сейчас исполнитель является регентом Пафнутьево-Боровского монастыря.

В монастыре Фотий открыл для себя профессиональное пение, занимался им с наставником. Еще в 2013 году иеромонах подал заявку на второй сезон шоу «Голос», но в проект не попал — решил сначала получить разрешение от своих духовных наставников и митрополита Калужского и Боровского.

В 2015 году монах снова подал заявку на конкурс и письмо митрополиту уже написал сам Первый канал. После этого священник дал добро на участие Фотия в «Голосе». На слепых прослушиваниях Фотий исполнял арию Ленского из оперы «Евгений Онегин», попал в команду Григория Лепса и в итоге стал победителем сезона.

После победы и получения всероссийской известности иеромонах Фотий начал давать концерты и ездить с гастролями по стране.

Музыка для души

К своему 35-летию отец Фотий рассказал РИА «Новости» о том, как изменилась его жизнь после победы на одном из главных музыкальных шоу страны. Сейчас он уверен, что смог переосмыслить свою победу: она не только дала ему музыкальное развитие, но и не помешала выбранному пути монаха. Он уверен, что его пения и репертуара, который он для себя выбирает, многим россиянам не хватало, так как современная музыка не дает истинной пищи для души.

«Концерты развлекательные отвлекают человека от самого себя и своих житейских проблем, в то время как на моих концертах зритель не убегает от себя, а совсем наоборот — становится еще ближе к своему сердцу и голосу совести», — уверен иеромонах.

Именно поэтому, считает иеромонах, на его концерты чаще приходят люди зрелого возраста, которые «глубже понимают жизнь» и «понимают серьезную музыку».

«Они воспитывали свой музыкальный вкус в течение долгих лет и знают толк в настоящем искусстве. Но и молодежь вместе со своими сродниками тоже подтягивается и открывает для себя новую интеллектуальную пищу», — сказал монах.

В целом душеполезной музыкой Фотий считает классику, духовные произведения, романсы и баллады, в которых есть глубокий смысл и нравственное наполнение.

«Это музыка, которая может изменить настроение, которая облагораживает слушателя, дает ему почву для размышлений об устройстве бытия, о собственной значимости в этой жизни и даже о Боге», — уверен он.

Современная музыка, по мнению священнослужителя, «на 90% — сплошная дрянь, не говоря уже о популярной музыке, что льется из каждого окна».

Со своим бывшим наставником из шоу «Голос» Григорием Лепсом иеромонах больше не общается. Он рассказал о том, что Лепс, вероятно, не захотел иметь дело с трудностями, ведь все свои действия Фотий согласовывает с церковью.

Искушение в музыке

Отец Фотий также рассказал о том, что в музыке есть большое искушение — «присвоить Божий дар себе».

«Понятно, что он нам дан безвозмездно. Но полностью полагаться в реализации таланта только на себя — это грех. Отсюда возникает звездная болезнь, высокомерие и тщеславие», — уверен он.

Читайте также:
Спасо-Прилуцкий монастырь в Вологде: история и адрес, описание, как добраться и где находится, расписание богослужений, святыни

Самого иеромонаха после победы в шоу «Голос» обвиняли в том, что он сбился с пути, получив всенародную известность. Про него даже говорят, что он выступает якобы из-за скуки в монастыре.

Патриарх Кирилл же уверен, что деятельность Фотия — своего рода миссионерство и многие молодые люди стали интересоваться православием после его появления в «Голосе». Деньги, которые священник собирает на концертах, идут на помощь храмам и церквям.

Иеромонах Фотий

Имя: Иеромонах Фотий (Ieromonakh Fotiy)

Настоящее имя: Мочалов Виталий

День рождения: 11 ноября 1985 (36 лет)

Кто родился в этот день: узнать

Место рождения: г. Нижний Новгород

Вес: 65 кг

Биография иеромонаха Фотия

Детство иеромонаха Фотия

Виталий Мочалов (в будущем Иеромонах Фотий) появился на свет 11 ноября 1985 года в городе под названием Горький, который со временем переименовали в Нижний Новгород. С раннего возраста мальчик увлекался музыкой и глубоко в душе знал, что его жизнь будет связана с творчеством.

В 7 лет молодой человек мог похвастаться неплохой игрой на фортепиано и хорошим голосом. Базовые навыки он получил в местной музыкальной школе, которая длительное время не хотела обучать талантливого юношу, мотивируя это тем что у него неподходящие пальцы. Справившись со всеми трудностями, ему все же удалось окончить школу по классу фортепиано.

Чтобы улучшить свои навыки парень записался в школьный хор, а также при каждом удобном случае подпевал своей маме. Она, кстати, в свое время закончила ту же самую музыкальную школу. Занимаясь любимым делом Виталий даже и не подозревал, что уже совсем скоро его голос начнет «ломаться».

Как только это произошло он решил посещать церковную школу и продолжать петь в хоре. Дни пролетали, мальчик взрослел и все дальше отдалялся от своих одноклассников. Закончив 9 классов, Виталий подал документы в музыкальное училище, где надеялся получить новые знания.

Проучившись всего 1 год, был вынужден оставить обучение и переехать с родителями в немецкий город Кайзерслаутерн. Чтобы не растерять то, чему он выучился, парень продолжал заниматься музыкой и пением, но на этот раз вместо фортепиано он выбрал орган.

В это время Фотий начал активно выступать на концертах, а также часто принимал участие в церковных службах, зарабатывая таким образом свои первые деньги. Годы шли, но юноша так и не смог привыкнуть к чужой стране, поэтому в 2005 году он решил вернуться на родину.

Иеромонах Фотий и церковь

Оказавшись в церкви, парень продолжил заниматься музыкой и даже более, прикладывал очень много усилий, чтобы усовершенствовать свой голос. В этом ему помог заслуженный педагог Виктор Твардовский, который отзывался о парне очень лестно. Он считал его добрым, светлым и умным молодым человеком, обладающим твердым характером.

Кроме музыки Фотий также увлекается фотографиями и изучением различных иностранных языков. За сравнительно небольшое время ему удалось в совершенстве овладеть английский и немецким языком. Вдобавок к этому он способен исполнить практически любую песню на японском, итальянском и грузинском.

Иеромонах Фотий и шоу «Голос»

Спустя некоторое время парень все переосмыслил и понял, что «Голос», в первую очередь, конкурс талантов, а уж потом телешоу. Собравшись с мыслями, он отправился на серьезный разговор с духовниками и митрополитами, чтобы убедить их отпустить его на конкурс. В целом, ему понадобилось 2 года, ведь вновь подать заявку он осмелился лишь в 2015 году.

Попав на шоу Фотий всячески пытался не запятнать честь монастыря и достоинство всей церкви. Возможно справиться со всеми трудностями ему помогла вера, а быть может многочисленные молитвы настоятелей и духовных отцов. На самом деле придя на шоу парень хотел не славы и всеобщего признания, а наоборот подтолкнуть и призвать всех людей к самосовершенствованию через музыку.

Оказавшись впервые на большой сцене, иеромонах не растерялся и шикарно исполнил арию из Евгения Онегина. К сожалению, его творчество впечатлило лишь Григория Лепса, ведь именно он повернулся к участнику.

Как позже признался сам Фотий, он мечтал попасть в команду к Александру Градскому, но судьба распорядилась иначе. Несмотря на это, его кумир все же уделил ему внимание и даже согласился исполнить с ним арию Ленского из оперы «Евгений Онегин».

Поначалу члены жюри даже и не догадывались что священнослужителю удастся дойти до финала, но глубоко в сердце они были рады этому. В финале проекта Григорий Лепс очень гордился своим подопечным, так как ему удалось оправдать все его ожидания. Сразиться за главный приз шоу «Голос» посчастливилось четверым конкурсантам: Эре Канн (команда Басты), Михаилу Озерову (команда Александра Градского), Ольге Задонской (команда Полины Гагариной) и Иеромонаху Фотию (команда Григория Лепса).

В декабре 2015 года священнослужитель исполнил песню Per te («Для тебя») и покорил ею всех телезрителей. Во время прямого эфира за него проголосовало более 900 000 телезрителей. В итоге он одержал феноменальную победу заполучив 75% всех голосов. Официально став победителем, ему вручили ключи от новенького автомобиля.

Личная жизнь иеромонаха Фотия

В свое время, будучи уже священнослужителем парень мечтал отдать долг Родине и стать военнослужащим. К сожалению, врачи обнаружили проблемы со зрением и отказали ему. С тех пор все свободное время он посвящал музыке и церкви.

Читайте также:
Никольский монастырь в Могочино: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, современное положение

Возможно именно благодаря своему упорству и целеустремленности ему удалось не просто выиграть шоу, но и преподнести урок всем людям, которые сомневаются в своих силах.

Иеромонах Фотий

Биография

Иеромонах Фотий – монах, регент монастырского хора, победитель телевизионного шоу «Голос» и единственный священнослужитель России, который получил популярность после участия в музыкальном телешоу. Монах щепетильно относится к подбору материала для исполнения. В репертуаре Фотия любимые слушателями русские романсы, классические эстрадные хиты прошлого века, арии из популярных опер, классика рока и признанные зарубежные хиты.

Детство и юность

Виталий Мочалов родился в Горьком (сейчас Нижний Новгород) 11 ноября 1985 года в нерелигиозной семье. В школьном возрасте посещал местную музыкальную школу, где учился вокалу и игре на фортепиано. Кроме того, мальчик пел в школьном хоре, часто солировал. С детства Мочалов мечтал стать композитором и писать музыку и песни. В подростковом возрасте, когда голос начал ломаться, Виталий посещал церковную школу, где также пел в хоре.

После окончания неполной средней школы Мочалов поступил в местное музыкальное училище, где выбрал отделение музыкальной теории. Но проучиться успел только один год. Вместе с семьей юноша эмигрировал в немецкий город Кайзерслаутерн. Там Виталий не забросил музыку и пение: он обучался игре на органе. Молодой музыкант участвовал в органных концертах и зарабатывал игрой на этом инструменте на католических и протестантских службах.

Монашество

Через 3 года Виталий возвратился в Россию и поступил на службу в Боровский Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев монастырь в Калужской области. Там мирской молодой человек принял постриг и стал сначала иноком под именем Савватий.

В начале 2011 года был рукоположен в сан иеродиакона, а в 2012-м пострижен в мантию уже под именем Фотий. В середине 2013-го Фотий получил сан иеромонаха.

Впоследствии иеромонах Фотий стал регентом Свято-Пафнутьева монастыря.

Музыка и телепроекты

Любовь к музыке и пению не оставили его. Насельник Свято-Пафнутьева монастыря Фотий заново открыл для себя пение, когда начал посещать уроки педагога по вокалу Виктора Твардовского, который занимался обучением монастырских певчих. По словам Фотия, он прошел у своего московского преподавателя курс по его авторской методике и смог «настроить» голос.

Позже священник Фотий несколько лет занимался вокалом, используя упражнения Твардовского, специально разработанные для него и записанные на кассету. Развив вокальное мастерство, исполнитель стал давать камерные концерты, а также выпустил 2 диска, куда вошли кавер-версии ряда популярных песен.

В 2013 году Фотий решил участвовать в проекте «Голос». Заявку на шоу иеромонах подал еще в 2-м сезоне и получил приглашение на кастинг, но не решился попросить благословения у митрополита Калужского и Боровского Климента. В этом году монах не участвовал в телешоу. В 2015-м Фотий снова отправил заявку и снова получил приглашение. На этот раз Первый канал написал официальное письмо на имя митрополита, в котором просил отпустить монаха Фотия участвовать в музыкальном конкурсе. Разрешение было получено, и Фотий появился в «Голосе».

Иеромонах Фотий – «Ария Ленского»

Впервые в истории телевизионного шоу «Голос» священник появился в качестве конкурсанта. Иеромонах Фотий на «Слепых прослушиваниях» исполнил «Арию Ленского». Это сложная в исполнении композиция из оперы «Евгений Онегин».

Как утверждает иеромонах, на участие в конкурсе его благословил духовный отец – схиархимандрит Власий. Он оказывает Фотию молитвенную поддержку. С радостью поддержала участие в шоу и братия монастыря вместе с митрополитом Калужским и Боровским Климентом.

Иеромонах Фотий попал в команду Григория Лепса, который повернулся к нему после «Слепых прослушиваний». Священник говорит, что рассчитывал попасть в команду Александра Градского, так как ближе всего ему академическое исполнение.

Члены жюри тепло встретили необычного конкурсанта. Александр Градский защищал священника, когда Григорий Лепс задавал ему провокационные вопросы. А Василий Вакуленко (Баста) по окончании конкурса взял у отца Фотия благословение.

В последних этапах самого популярного музыкального проекта России иеромонах Фотий оправдал доверие Лепса, принявшего его в свою команду. С первых выступлений исполнитель уверенно шел к победе. На этапе «Поединки» он выступил в дуэте с Эллой Хрусталевой, спев музыкальный хит «Canto della terra». Во время «Нокаутов» обойти соперников ему удалось благодаря романсу Михаила Глинки «Я помню чудное мгновенье».

Иеромонах Фотий и Элла Хрусталева – “Canto della terra”

В четвертьфинале музыкант покорил зрителей и жюри песней «По дороге в Загорск», в полуфинале он представил на суд зрителям мужскую версию романса на стихи Марины Цветаевой «Реквием» («Монолог»), в финале Фотий исполнил «Спокойной ночи, господа» и спел в дуэте с Григорием Лепсом «Лабиринт».

Впервые за 4 сезона проект «Голос» выиграл священнослужитель. Как песню победителя Фотий выбрал не русские романсы, которые принесли монаху победу, а исполнил иностранную композицию «Per te».

Иеромонах Фотий и Григорий Лепс – “Лабиринт”

Патриарх Кирилл одобрил победу и поздравил иеромонаха. В поздравительном слове глава Церкви напомнил Фотию о монашеских обязательствах и попросил сохранять настрой и духовное состояние. По мнению патриарха, поклонники Фотия оценили не только голос монаха, телезрители голосовали за сам образ, тянулись к святости. Монах доказал, что эстрадное пение и служении Церкви совместимы и могут принести плоды, но теперь и верующие, и неверующие настороженно ждут, как изменят слава и популярность монаха-музыканта.

Читайте также:
Храм Покрова Богородицы в Филях: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В начале 2016 года поклонники поющего монаха заволновались из-за опасности больше не услышать Фотия. В СМИ поступила информация, что священноначалие запретило ему продолжать участие в концертах и музыкальных фестивалях. В сентябре вопрос об иеромонахе обсуждался на собрании игуменов и игумений в храме Христа Спасителя в Москве.

Иеромонах Фотий – “Спокойной ночи, господа”

Священнослужители были озабочены, что монах набрал популярность, пользуется славой и заработал большой капитал. Возмущение иерархов вызвали даже не песни Фотия, а то, что он дает интервью, став неофициальным голосом церкви. Например, на вопрос журналистов, почему он начал петь, монах сетовал на скуку в монастыре.

Конфликт разрешил патриарх Кирилл. Он разрешил Фотию продолжить выступления, так как популярность монаха, по мнению патриарха, привлекла поклонников к православной вере. Кроме того, собранные на концертах средства, из-за которых иеромонаха обвинили в сборе капитала, пошли на восстановление храмов, нуждающихся в финансовой помощи.

Последние новости из жизни иеромонаха только радуют поклонников. Фотий дает концерты в городах России, а церковное руководство больше не пытается запретить музыкальную деятельность монаха.

«Вечерний Ургант» – Иеромонах Фотий

18 марта 2016-го монах появился на Первом канале в телепередаче «Вечерний Ургант». В разговорном шоу иеромонах не отказался спеть и исполнил композицию «Alejate».

16 апреля 2017 года монах снова появился на телевидении в православной передаче «Душевная вечеря» с игуменом Лукой.

16 мая иеромонах Фотий дал концерт в Кирове на сцене ДК «Родина». Перед выступлением музыкант посетил Александровский костел, где попросил разрешения сыграть на органе. Иеромонах учился игре на этом инструменте, но у него 16 лет не было возможности снова прикоснуться к органу.

Иеромонах Фотий – биография, фото, личная жизнь, новости, песни 2018

Иеромонах Фотий: биография

Иеромонах Фотий – монах, регент монастырского хора, победитель телевизионного шоу «Голос» и единственный священнослужитель России, который получил популярность после участия в музыкальном телешоу. Монах щепетильно относится к подбору материала для исполнения. В репертуаре Фотия любимые слушателями русские романсы, классические эстрадные хиты прошлого века, арии из популярных опер, классика рока и признанные зарубежные хиты.

Иеромонах Фотий

Виталий Мочалов родился в Горьком (сейчас Нижний Новгород) в 1987 году (по другим источникам: 11 ноября 1985 года) в не религиозной семье. В школьном возрасте Виталий посещал местную музыкальную школу, где учился вокалу и игре на фортепиано. Кроме того мальчик пел в школьном хоре. Часто солировал. С детства Мочалов мечтал стать композитором и писать свои музыку и песни. В подростковом возрасте, когда голос начал «ломаться», Виталий посещал церковную школу, где пел в церковном хоре.

После окончания неполной средней школы Мочалов поступил в местное музыкальное училище, где выбрал отделение музыкальной теории. Но проучиться успел только один год. Вместе с семьёй юноша эмигрировал в немецкий город Кайзерслаутерн. Но и там Виталий не забросил музыку и пение: он обучался игре на органе. Молодой музыкант участвовал в органных концертах и зарабатывал игрой на этом инструменте на католических и протестантских службах.

Монашество

Через 3 года Виталий возвратился в Россию и поступил на службу в Боровский Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев монастырь в Калужской области. Там из мирского молодого человека Виталий, приняв постриг, стал сначала иноком под именем Савватий. В начале 2011 года был рукоположен в сан иеродиакона, а в 2012 году был пострижен в мантию уже под именем Фотий. В середине 2013 года Фотий получил сан иеромонаха.

Иеромонах Фотий

Впоследствии иеромонах Фотий стал регентом Свято-Пафнутьева монастыря.

Музыка

Но любовь к музыке и пению не оставили его. Насельник Свято-Пафнутьева монастыря Фотий заново открыл для себя пение, когда начал посещать уроки педагога по вокалу Виктора Твардовского, который занимался обучением монастырских певчих. По словам Фотия, он прошёл у своего московского преподавателя курс по его авторской методике и смог «настроить» голос. Позже священник Фотий несколько лет занимался вокалом, используя упражнения Твардовского, специально разработанные для него и записанные на кассету.

Иеромонах Фотий в проекте «Голос»

В 2013 году Фотий решил участвовать в проекте «Голос». Заявку на проект голос иеромонах подал еще во втором сезоне и получил приглашение на кастинг, но не решился попросить благословения у митрополита Калужского и Боровского Климента. В этом году монах не участвовал в телешоу. В 2015 году Фотий снова отправил заявку и снова получил приглашение. На этот раз «Первый канал» написал официальное письмо на имя митрополита, в котором просил отпустить монаха Фотия участвовать в музыкальном конкурсе. Разрешение было получено, и Фотий появился в «Голосе».

Проект «Голос-4»

Впервые в истории телевизионного шоу «Голос» священник появился в качестве конкурсанта. Иеромонах Фотий на «слепом прослушивании» исполнил «Арию Ленского». Это довольно сложная в исполнении композиция из оперы «Евгений Онегин».

Как утверждает иеромонах, на участие в конкурсе его благословил духовный отец – схиархимандрит Власий. Он оказывает Фотию молитвенную поддержку. С радостью поддержала участие в шоу и братия монастыря вместе с митрополитом Калужским и Боровским Климентом.

Иеромонах Фотий попал в команду Григория Лепса, который повернулся к нему после «слепого прослушивания». Священник говорит, что рассчитывал попасть в команду Александра Градского, так как ближе всего ему академическое исполнение.

Читайте также:
Луганская епархия: храмы и монастыри, история, святыни и священники

Члены жюри очень тепло встретили необычного конкурсанта. Александр Градский защищал священника, когда Григорий Лепс задавал ему провокационные вопросы. А Василий Вакуленко (Баста) по окончании конкурса взял у отца Фотия благословение.

В последних этапах самого популярного музыкального проекта России иеромонах Фотий оправдал доверие Лепса, принявшего его в свою команду. В четвертьфинале музыкант покорил зрителей и жюри песней «По дороге в Загорск», в финале Фотий исполнил «Спокойной ночи, господа» и спел в дуэте с Григорием Лепсом «Лабиринт».

Впервые за четыре сезона проект «Голос» выиграл священнослужитель. Как песню победителя Фотий выбрал не русские романсы, которые принесли монаху победу, музыкант исполнил иностранную композицию «Per te».

Патриарх Кирилл одобрил победу и поздравил иеромонаха. В поздравительном слове глава Церкви напомнил Фотию о монашеских обязательствах и попросил сохранять настрой и духовное состояние. По мнению патриарха, поклонники Фотия оценили не только голос монаха, телезрители голосовали за сам образ, тянулись к святости. Монах доказал, что эстрадное пение и служении Церкви совместимы и могут принести плоды, но теперь и верующие, и неверующие настороженно ждут, как изменят слава и популярность монаха-музыканта.

Как будет дальше развиваться творческая биография иеромонаха — покажет время.

Личная жизнь

Личная жизнь иеромонаха Фотия – это служение церкви и жизнь духовная. Соратники священника утверждают, что у Фотия очень твёрдый характер, хотя выглядит он довольно мягким и даже стеснительным человеком. В своё время он, будучи в монастыре, вынужден был принять решение о службе в армии. Фотий проявил твёрдость и решил отдать долг Родине. Но из-за проблем со зрением ему отказали.

Иеромонах Фотий

Фотий (Виталий Мочалов) отлично знает немецкий и английский языки. А ещё он исполняет песни на грузинском, японском, итальянском и сербском. В свободное время Фотий работает в монастырском издательстве, занимается версткой и дизайном. Монах также увлекается фотографией и видеомонтажем.

После победы на телешоу «Голос» Фотий был вынужден наряду с жизнью монаха начать вести светскую жизнь. У музыканта зарегистрированы аккауты в популярных соцсетях, информация на этих страницах регулярно пополняется и поддерживается в актуальном виде, но доподлинно неизвестно — ведет ли страницы сам монах, концертное руководство Фотия или поклонники музыканта.

У иеромонаха зарегистрирована личная страница и официальная группа «Вконтакте», аккаунт в «Инстаграме», микроблог в «Твиттере» и официальный канал на «YouTube», где выложены видео с выступлений иеромонаха. Также монах регулярно ведет трансляции в «Перископе», где обсуждает с поклонниками повседневные темы, устраивает видеопрогулки, показывает, как готовит ужин или ездит на машине. Такая активность иеромонаха для верующих людей стала аргументом в пользу того, что Церковь может быть современной, близкой и интересной молодежи.

Иеромонах отличается хорошим чувством юмора. Например, Фотий выложил в «Инстаграм» видео, где музыкант исполняет романс в микрофон, а потом невозмутимо съедает девайс – микрофон оказался шоколадным. Подписчики монаха оценили шутку.

Иеромонах Фотий сейчас

В начале 2016 года поклонники поющего монаха заволновались из-за опасности больше не услышать Фотия. В СМИ поступила информация, что священноначалие запретило монаху продолжать участие в концертах и музыкальных фестивалях. В сентябре вопрос об иеромонахе Фотии обсуждался на собрании игуменов и игумений в храме Христа Спасителя в Москве.

Священнослужители были озабочены, что монах набрал популярность, пользуется славой и заработал большой капитал. Возмущение монахов вызвали даже не песни Фотия, а то, что он дает интервью, став неофициальным голосом церкви. Например, на вопрос журналистов, почему он начал петь, монах сетовал на скуку в монастыре.

Конфликт разрешил патриарх Кирилл. Патриарх разрешил Фотию продолжить выступления, так как популярность монаха, по мнению патриарха, привлекла поклонников музыканта к православной вере. Кроме того, собранные на концертах средства, из-за которых монаха обвинили в сборе капитала, пошли на восстановление храмов, которым нужна финансовая помощь.

Последние новости из жизни иеромонаха только радуют поклонников. Фотий дает концерты в городах России, а церковное руководство больше не пытается запретить музыкальную деятельность монаха.

18 марта монах появился на «Первом канале» в телепередаче «Вечерний Ургант». В разговорном шоу иеромонах не отказался спеть и исполнил композицию «Alejate».

16 апреля 2017 года монах снова появился на телевидении в православной передаче «Душевная вечеря» с игуменом Лукой.

16 мая иеромонах Фотий дал концерт в Кирове на сцене ДК «Родина». Перед выступлением музыкант посетил Александровский костел, где попросил разрешения сыграть на органе. Иеромонах учился игре на этом инструменте, но у него 16 лет не было возможности снова прикоснуться к органу. После того, как разрешение было получено, Фотий исполнил увертюры Иоганна Себастьяна Баха, а также сыграл вместе с музыкантом Александром Тевелевым. Радостью по этому поводу иеромонах Феофан поделился с поклонниками через свой аккаунт в «Инстаграме».

31 мая иеромонах планирует выступить в Пскове. Музыкант исполнит старинные романсы и хиты эстрады.

7 июня 2017 года иеромонах Фотий выступит с сольным концертом в Москве, в «Крокус Сити Холле».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: