Гуслицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни

Преображенский монастырь в Гуслицах

В Куровском городского округа Ликино-Дулево находится Гуслицкий Спасо-Преображенский монастырь. Его основали в 1859 году для обращения в православную веру гусляков-старообрядцев. В 1880-е годы был построен величественный собор Преображения Господня по проекту московского архитектора Федора Федоровича Горностаева. После революции монастырь закрыли и поместили в нем дом инвалидов. Сегодня обитель вновь действует и делит территорию с психоневрологическим интернатом. В трапезном корпусе монастыря в 2013 году устроили церковь Царственных Страстотерпцев.

Миссионер в Гуслицах

Гуслицкую Спасо-Преображенскую обитель называли миссионерской, а первого игумена Парфения Агеева посылали в Гуслицы на «апостольский подвиг». Кажется странным, что миссионерские и даже апостольские труды требовались во второй половине XIX века в семидесяти верстах к востоку от Москвы. Однако в то время край Гуслиц представлялся многим опасным и диким углом Подмосковья. Если верить литературе того времени, миссионера и любого православного здесь ожидали бандиты, плуты, фальшивомонетчики и фанатичные сектанты. Из Гуслиц вышел подмосковный «Робин Гуд» разбойник Василий Чуркин, о котором вскоре после смерти был даже написан популярный роман. Местное население считали не менее жестоким, чем дикие языческие племена. Под видом внешнего благочестия гусляки якобы скрывали пороки: считали за добродетель обмануть, обокрасть и даже убить православного. В «Сказании о начале и настоящем положении Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря» 1863 года говорилось: «Отделившись от православной церкви, эти несчастные потеряли всякое сознание добродетельной и благочестивой жизни, так что в настоящее время во всей Московской округе пользуются незавидной славой: в названии гусляк здесь все понимают человека без чести и совести».

Болотистая и лесная местность Гуслицкой стороны на стыке трех губерний действительно привлекала шайки разбойников и бандитов, но кровожадность гусляков сильно преувеличивали. Гуслицы объединяли десятки сел и деревень в Богородском уезде, жители которых упорно придерживались старых церковных обрядов и не признавали реформ патриарха Никона. Живя самобытно и замкнуто, подмосковные старообрядцы вызывали суеверный страх у православных и раздражение у государственных властей.

Министр государственный имуществ М.Н. Муравьев предложил царю Александру II ликвидировать очаг старообрядчества недалеко от Москвы. У Муравьева уже имелся подобный опыт. В первой половине XIX века он боролся с католическим иезуитским влиянием среди белорусов. Император отклонил строгие меры против раскольников Гуслиц. Его политика по отношению к староверам была более гибкой, чем при Николае I . Александр предложил московскому митрополиту Филарету для преодоления раскола в Гуслицком крае строить мужские и женские монастыри со школами, богадельнями и больницами. Миссионерский монастырь был призван обращать раскольников не силой, а «словом и примером иноческой жизни».

Гуслицы называли «неведомой страной… логовищем закоренелых отщепенцев». Подходящей кандидатурой игумена для такого места стал инок-путешественник Парфений Агеев. Он объездил многие неведомые россиянам и далекие страны и описал их в «Сказании о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле». Эта книга пользовалась популярностью во второй половине XIX века. О ней положительно отзывались Тургенев, Салтыков-Щедрин, Лев Толстой. «Сказание» инока Парфения оказало влияние на творчество Федора Михайловича Достоевского.

Инок Парфений – в миру Петр Агеев – воспитывался в старообрядческой семье. Он постригся в монахи в старообрядческом Белокриницком монастыре, но позже перешел в православие и принял новый постриг на горе Афон. Литературный талант помогал в полемике со староверами. Он написал несколько книг против раскола. До Гуслицкой обители схиигумен Парфений был строителем другого подмосковного монастыря – Николаевской Берлюковской пустыни в Богородском уезде. Конец жизни Парфений провел в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры.

Святитель Фотий и «Спас во мхах»

По указу митрополита Филарета Дроздова игумен Парфений совершил две экспедиции в Гуслицкий край, чтобы найти подходящее место для будущего православного монастыря. В густом лесу на берегу речки Нерской он набрел на небольшую полуразрушенную церковь, сложенную из дерева. При этом храме жил священник, дьячок и отставной солдат – единственный прихожанин. В этой лесной церкви хранилась чудотворная икона Спаса Нерукотворного, которую почитали и раскольники. Парфений решил устроить обитель вблизи этого места, но на другом берегу реки. Вместе с помощником Иеронимом он отправился в Москву, чтобы доложить о выбранном месте в гуслицком лесу.

О намерении инока Парфения строить монастырь узнали окрестные жители. К нему пришли старые раскольники из деревни Курской. Они были настроены доброжелательно и рассказали пришельцу старые предания о лесной церкви и чудотворной иконе. Парфений хотел перенести полуразрушенную церковь на другой берег реки Нерской и, восстановив, сделать соборной в новом монастыре. Один из старцев заметил на это: «Погрешите вы этим перед знаменитым основателем этого храма». Старик рассказал, что деревянная Спасская церковь считалась первой в Гуслицкой стороне. Построил ее митрополит Фотий еще в XV веке. Летом Фотий часто ездил в свое митрополичье имение через Гуслицы. Почему митрополит построил в лесу церковь, никто не знал. Старики предположили, что Фотия могла задержать здесь вода в весеннее половодье накануне церковного праздника.

Читайте также:
Иверский монастырь на Валдае: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности, как проехать и добраться

Старец рассказал также историю чудотворной иконы Спасителя, которая хранилась в церкви. Икона явилась во мху на том месте, где Парфений намеревался строить монастырь. Ее трижды переносили на другой берег реки в Фотиевскую церковь, но каждый раз она чудесным образом возвращалась обратно. Только на четвертый раз с крестным ходом образ удалось установить в деревянной церкви. Так как икону Спасителя нашли во мхе, приход прозвали «Спас на Мошку» или «Спас на Мошеве». «Икона эта чудная! У нас в Гуслицах многие видели благодать от нее», – рассказывал старик-раскольник. Образ был старше церкви, которую построил святитель Фотий. Место на берегу реки Нерской называли монастырищем – урочищем, где раньше стоял монастырь. По легенде, исчезнувшую обитель разорили татары. Рассказы стариков воодушевили игумена Парфения строить новый Гуслицкий монастырь на месте, которое отмечали до него древний монастырь, митрополит Фотий и явление иконы Спасителя.

Спасо-Преображенский Гуслицкий мужской монастырь в Куровском

Величественная обитель с богатой историей была основана в 1858 году, с трудом пережила богоборческие времена и на сегодня является единственным монастырем в Орехово-Зуевском районе. А его колокольня изображена на гербе города Куровское.

Спасо-Преображенский Гуслицкий мужской монастырь заложили по благословению митрополита Московского Филарета в особом месте и с особой целью: в то время в Куровском проживали старообрядцы, и Русская православная церковь стремилась с помощью такого миссионерского центра противодействовать расколу.

Адрес: городской округ Ликино-Дулево, г. Куровское, ул. Лесная, 24/1

Координаты: 55.580269, 38.882876

Режим работы: ежедневно, 6:00-20:00

Видеоэкскурсия по Спасо-Преображенскому Гуслицкому монастырю

Видео: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Монтаж: Рушан КАЮМОВ

История

Построенная по распоряжению императора Александра I обитель стоит в непростом месте. Жители города рассказали строителю и первому настоятелю монастыря схиигумену Парфению (Агееву) о том, что, по преданию, на берегу реки Нерской еще до татаро-монгольского нашествия был храм. Таким образом священник и определился с «точкой». Изначально Спасо-Преображенский Гуслицкий мужской монастырь в Куровском был деревянным, к концу 19 века — уже каменным.

Реконструкция монастыря продолжается и по сегодняшний день.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

С приходом советской власти обитель ждала горькая участь. Здесь организовали общежитие для работников Инвалидного дома, колонию для малолетних преступников, психиатрический диспансер. Насельников обители репрессировали, а колокольню превратили в водонапорную башню. В 1978 году она обрушилась, но Минкульт СССР признал ее памятником архитектуры и запретил снос.

С 1998 года монастырь стали возрождать. Десять лет спустя митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил главный храм. Реконструкция продолжается и по сегодняшний день. В планах — кровельные работы, восстановление на первом и втором ярусах колокольни храмов в честь иконы Божией Матери «Державная» и святителя Фотия, митрополита Московского.

Карта намоленных мест Подмосковья

Интересные факты

  • Митрополит Филарет стоял у истоков строительства множества храмов, включая Елоховский собор и Храм Христа Спасителя. Святитель также основал восемь монастырей и четыре монастырских скита.
  • В историю он вошел и благодаря тому, что по распоряжению императора в 1823 году составил акт о престолонаследии от Александра I к Николаю I. Получается, за два года до кончины монарха. А в 1856 году короновал Александра II. Редактировал он и его «Манифест» по отмене крепостного права, обнародованный 19 февраля 1861 года.
  • Главный же труд жизни Филарета — перевод на русский язык Священного Писания. В 1994 он был канонизирован Русской православной церковью. Мощи святого находятся в Троице-Сергиевой Лавре.

Что посмотреть

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор почти полностью отреставрирован.
Фото: Дмитрий НЕУМОИН, lori.ru

Читайте также:
Монастыри Московской области: действующие мужские и женские, адреса и истории, чудотворные иконы монастырей

Главный храм монастыря был построен в 1886 году по проекту известного архитектора Федора Горностаева. В настоящее время он частично еще находится на реставрации.

Храм Царственных Страстотерпцев

Храм был освящен в 2013 году.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Храм расположен в трапезном корпусе монастыря на втором этаже. Был освящен в 2013 году.

При Гуслицком монастыре в Куровском действуют школа милосердия, семейный клуб и даже клуб трезвости.

Религиозная Организация “Православный Приход Храма Святых Константина и Елены С.Чернополье Белогорского района Республики Крым Симферопольской и Крымской Епархии”

Проверить наличие сведений о банкротстве организации в Едином федеральном ресурсе сведений о банкротстве (ЕФРСБ)

Проверить на сегодня

Религиозная Организация “Православный Приход Храма Святых Константина и Елены С.Чернополье Белогорского района Республики Крым Симферопольской и Крымской Епархии” ИНН 9109017224 ОГРН 1169102056276 зарегистрировано 25.04.1997 по юридическому адресу 297642 , Республика Крым , Белогорский район, село Чернополье , Подгорная улица, дом 50а . Статус организации: действующая. Руководителем является настоятель Пустовый Дмитрий Николаевич (ИНН 910705336040). Подробнее >

Основной вид деятельности – Деятельность религиозных организаций. В исторических сведениях доступны 2 записи об изменениях, последнее изменение датировано 14 ноября 2017 г..

Организация состоит на учете в налоговом органе Межрайонная инспекция ФНС России № 5 по Республике Крым с 9 февраля 2016 г., присвоен КПП 910901001. Регистрационный номер в ПФР – 091014002426, ФСС – 911400075691141.

Информации об участии Религиозная Организация “Православный Приход Храма Святых Константина и Елены С.Чернополье Белогорского района Республики Крым Симферопольской и Крымской Епархии” в тендерах не найдено. Данных об участии организации в арбитражных делах нет.

Надёжность

Выявлено 12 фактов об организации:

  • ░░░░░░░ Недобросовестные поставщики
  • ░░░░░░░ Дисквалифицированные лица
  • ░░░░░░░ Массовый руководитель
  • ░░░░░░░ Массовый учредитель
  • ░░░░░░░ Массовый адрес
  • ░░░░░░░ Несдача налоговой отчетности
  • ░░░░░░░ Налоговая задолженность
  • ░░░ Недостоверность руководителя
  • ░░░ Недостоверность учредителя
  • ░░░ Недостоверность адреса

Связи

Выявлена 1 действующая связанная организация

Госзакупки

Сведения об участии Религиозная Организация “Православный Приход Храма Святых Константина и Елены С.Чернополье Белогорского района Республики Крым Симферопольской и Крымской Епархии” в госзакупках в качестве поставщика или заказчика по 44-ФЗ, 94-ФЗ и 223-ФЗ отсутствуют.

Судебные дела

Информация об участии организации в судебных делах отсутствует.

Проверки

Данных о проведении в отношении Религиозная Организация “Православный Приход Храма Святых Константина и Елены С.Чернополье Белогорского района Республики Крым Симферопольской и Крымской Епархии” плановых и внеплановых проверок нет.

Филиалы и представительства

Сведения о филиалах и представительствах Религиозная Организация “Православный Приход Храма Святых Константина и Елены С.Чернополье Белогорского района Республики Крым Симферопольской и Крымской Епархии” отсутствуют.

Последние изменения

Добавлена бухгалтерская отчетность за 2016 год.

Выписка из ЕГРЮЛ на 11.02.2016. Более ранние сведения из ЕГРЮЛ отсутствуют. Дата создания организации: 25.04.1997.

Похожие организации

Похожие организации подбираются на основе совпадения основного вида деятельности и региона ведения бизнеса:

Учредители

Данные об учредителях Религиозная Организация “Православный Приход Храма Святых Константина и Елены С.Чернополье Белогорского района Республики Крым Симферопольской и Крымской Епархии” отсутствуют в ЕГРЮЛ.

Финансы

Сведения о финансовых показателях организации отсутствуют.

Это ваша компания?

Зарегистрируйтесь и получите возможность управлять отображением информации о Религиозная Организация “Православный Приход Храма Святых Константина и Елены С.Чернополье Белогорского района Республики Крым Симферопольской и Крымской Епархии”

Долги

Информация об исполнительных производствах в отношении Религиозная Организация “Православный Приход Храма Святых Константина и Елены С.Чернополье Белогорского района Республики Крым Симферопольской и Крымской Епархии” не найдена.

Лицензии

Сведения о лицензиях у организации отсутствуют.

Краткая справка

Религиозная Организация “Православный Приход Храма Святых Константина и Елены С.Чернополье Белогорского района Республики Крым Симферопольской и Крымской Епархии” действует с 25 апреля 1997 г., ОГРН присвоен 9 февраля 2016 г. регистратором Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Республике Крым. Руководитель организации: настоятель Пустовый Дмитрий Николаевич. Юридический адрес Религиозная Организация “Православный Приход Храма Святых Константина и Елены С.Чернополье Белогорского района Республики Крым Симферопольской и Крымской Епархии” – 297642, Республика Крым, Белогорский район, село Чернополье, Подгорная улица, дом 50а.

Основным видом деятельности является «Деятельность религиозных организаций». Организации РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ “ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД ХРАМА СВЯТЫХ КОНСТАНТИНА И ЕЛЕНЫ С.ЧЕРНОПОЛЬЕ БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ СИМФЕРОПОЛЬСКОЙ И КРЫМСКОЙ ЕПАРХИИ” присвоены ИНН 9109017224, ОГРН 1169102056276, ОКПО 01588892.

Телефон, адрес электронной почты, адрес официального сайта и другие контактные данные Религиозная Организация “Православный Приход Храма Святых Константина и Елены С.Чернополье Белогорского района Республики Крым Симферопольской и Крымской Епархии” отсутствуют в ЕГРЮЛ и могут быть добавлены представителем организации.

Читайте также:
Храм Покрова Богородицы в Филях: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Константино-Еленинская церковь — один из храмов в Симферополе

С давних времен россияне возводят в своих городах храмовые сооружения в честь двух необычных святых – это были мать и сын. Она – императрица Рима, первая решившая искать христианские реликвии, проводя раскопки на Святой Земле. Он – ее наследник, отделивший от «Вечного Города» христианскую, Восточно-Римскую часть. Впоследствии ее назвали Византией. Не стал исключением и Симферополь. Храм Константина и Елены – элемент исторического «ядра» крымской столицы. Сегодня несложно найти много фото, посвященных ему, а также проникновенные отзывы.

СОДЕРЖАНИЕ

Где расположена церковь в Симферополе?

Сооружение с таким именем находится в историческом центре Симферополя – к востоку от важной транспортной развязки. С ним соседствуют и другие объекты культовой архитектуры – Троицкая церковь, Петропавловский собор и обелиск святителю Луке. До железнодорожного вокзала отсюда добираться всего 8 минут на любом общественном транспорте, следующем через Советскую площадь или улицы Кирова, Пролетарская и Шмидта. Путь до автовокзала составит 15 минут, до аэропорта – уже 40 минут.

Храм на карте Крыма

История появления достопримечательности

Неслучайно в столице Крыма появилась церковь Константина и Елены. Симферополь в качестве главного города Таврической провинции образовался не на пустом месте, а совсем рядом с татарским поселком Белая Мечеть, где квартировали императорские части. Однако наших храмов на данном пятачке не было.

В середине 1780-х гг. командир полка Б. Тищев приобретает маленький татарский дом, хозяева которого – ортодоксальные мусульмане – по понятным причинам уплыли в Турцию. На сем клочке земли и построили церковь, поименованную в честь указанных святых. После ухода русских солдат до 1786 г. святыня пустовала. Но в том году очередной глава губернии – Каховский – повелел создать иконостас. Храм снова стал действующим.

Через год сюда «занесло» саму Екатерину II. Следуя из Бахчисарая в Карасубазар, она останавливалась в Симферополе и возмущалась бедностью именно этой церкви. Она же распорядилась возвести недалеко новый, Петропавловский собор. Через 7 лет императрица подарила Константино-Еленинскому приходу богатый ритуальный реквизит и два одеяния для священников (в полной комплектации). Однако приказ великой царицы был воплощен в начале следующего столетия.

После строительства Петропавловского собора церковь перестала иметь былое значение, куплена богатым генералом В. Поповым и превращена в домашнюю часовню. Новый хозяин провел реконструкцию, сделав сооружение намного краше. Тем не менее, в 1914 г. заведение снова становится общественным – в Первую мировую войну церковь получает статус полковой.

В революционные годы ее приписали к Петропавловскому собору, в 1924 г. хотели закрыть, а через 5 лет передали здание местному аэроклубу. От первоначального сооружения остались только элементы декора и форма главного корпуса. В начале 90-х гг. помещение вернули местной православной епархии – его воссоздали по одному из чертежей конца XIX века.

Чем для туристов интересна церковь Константина и Елены?

Храм представляет собой небольшое сооружение, чей стиль имитирует архитектурные каноны Владимиро-суздальской школы зодчества и русского барокко XVIII века. Внутри оно украшено восстановленными по старым фотокарточкам потолочными фресками и стенными росписями. Восстановлены орнаменты оконных проемов. Снаружи можно найти характерную лепнину. Строителям удалось также реконструировать «луковки» двух куполов и большинство арочных проемов.

Главный зал и алтарь культового комплекса в настоящий момент украшены иконами, подаренными храму приходами местного патриархата православной церкви. Богослужения здесь проводятся по расписанию, связанному с календарем православных дат и святых праздников. Женщинам вход без платка воспрещен. Нельзя здесь появляться в шортах или с голым торсом. Фотосъемка разрешается только с соизволения настоятеля православной достопримечательности Симферополя.

Как добраться до Константино-Еленинского храма?

Остановка общественного транспорта, позволяющая оказаться в самом центре главного города Тавриды, носит название «Улица Ленина». Впрочем, неподалеку есть другой остановочный пункт – «Дом кино» («Советская площадь»). Здесь проходят почти все автобусные и троллейбусные маршруты, что удобно как для тех, кто прибыл на авто- или ЖД-вокзал, так и для тех, кто совершил посадку в местном аэропорту.

Читайте также:
Жировичский монастырь: где находится и как доехать, история и описание

На машине доехать до церкви можно таким образом:

Туристу на заметку

  • Адрес: улица Петропавловская (Октябрьская), 8а, Симферополь, Крым, Россия.
  • Координаты: 44.951061, 34.103641.

Церковь Константина и Елены в Симферополе напоминает десятки других российских храмов, однако в ней есть своя изюминка, заставляющая паломников из других городов регулярно посещать местный алтарь с 1991 г. – когда сооружение, наконец, вернули православной церкви. Еще бы, ведь именно здесь молилась сама Екатерина II в те времена, когда зарождающийся город имел уже и другие соборы!

Святые равноапостольные цари Константин и Елена, молите Бога о нас!

Елена Евдокимова,
помощник игумении по миссионерской деятельности

Мой интерес к посещению Кельна был вызван древностью этого города, основанного более 2000 лет назад. Римское название города – «Колониа Агриппина»: императрица Агриппина, супруга императора Клавдия, родилась на Рейне и наделила небольшое поселение статусом города в 50 г. н.э. Позже от слова «колония» и произошло название Кельн.

Вместе с римлянами в Кельн приходит и христианство. А в 785 году Карл Великий учреждает архиепископство кельнское и передает церковным иерархам светскую власть в городе. Благодаря этому архиепископ кельнский становится одним из самых могущественных феодальных властителей.

В 1164 году архиепископ Райнальд фон Дассель перевозит в город останки трех святых королей – волхвов! Для их хранения решено было возвести гигантский кафедральный собор- Кельнский собор, первый камень в основание которого был заложен в 1248 году. Лишь к 1880 году строительство собора удалось завершить. В эту эпоху возведены также 12 романских церквей в центральной части Кельна.

Маленькая часовня, которую православная община Кельна арендует для своих церковных служб, находится недалеко от Кельнского собора. Она носит название « Santa Maria Abläss» или «Святая Мария Отпущения грехов». С давних времен она была приходским подворьем церкви Св. Урсулы. Но затем была преобразована в часовню. Остроконечный шпиль, белые стены, сводчатые готические оконные проемы – сразу возникает понимание: очень старинная. Есть сведения, что первые упоминания о церкви Святой Марии относятся к 922 году. Затем уже в 12 веке в летописях говорится о ней как о церкви Святой Марии – Матери Божией. Ее чудотворный образ, представляющий из себя фреску, располагался когда-то на внешней (северной) стороне церкви. Из-за воздействия непогоды фреска разрушалась. Поэтому в 1431 году здесь было возведено защитное сооружение (стройка продолжалась до 1467 года), а в 1528 году уже впервые в летописях упоминается часовня чудотворного образа Божией Матери. В 1808 году сама церковь была снесена, а часовня, вместе с северной стеной церкви, на которой располагается чудотворный образ, оставлена, и ныне этот образ в виде фрески можно видеть внутри современной церкви, в алтаре, на верхней половине правой стены… Во время 1ой и 2ой Мировых войн церковь пострадала, однако была восстановлена в 1953 году. Часовня получила дополнение к своему названию « Abläss» (Отпущение грехов), что видно из надписи на мемориальной доске, размещенной на фасаде церкви при входе, где говорится, что во время торжественного шествия, от Кельнского собора до церкви св. Гереона, находящейся неподалеку, Архиепископ, возглавлявший шествие, после службы в честь Вербного Воскресения, отпускал прихожанам грехи. У Часовни Святой Марии проходило молитвенное стояние. Прихожане молились перед образом широко почитаемой Божией Матери, который считался чудотворящим. Здесь епископ читал проповедь, а по её окончании провозглашал отпущение грехов всем участвовавшим в молебне. После этого шествие продолжало путь к собору для участия в праздничной мессе.

Мне хотелось побывать в церкви свв.равноапп. Константина и Елены, которая размещается именно в этой Часовне Святой Марии Отпущения грехов. Православная община при часовне сложилась в пятидесятые годы 20 века. Между 50-ми и 70-ми годами в церковной жизни Германии происходили не простые процессы. Страна в основном исповедует католицизм и протестантизм, но после 2ой Мировой войны был отмечен приток иммигрантов. Сербы, греки, русские и украинцы принесли православие, и пришлось решать вопрос о том, чтобы в Дюссельдорфе был свой православный епископ. Причем ему определили резиденцию в Кельне. Теперь из соседних с часовней зданий можно видеть дворец Кёльнского архиепископа, объединённый с Институтом повышения квалификации католических священников Кёльнской архиепархии (Erzbischöfliche Priesterseminar Köln). Православное Епископство в Кельнской епархии ввел митрополит Сурожский Антоний ( Блум). Он же возвел в сан епископа вернувшегося из Америки архиепископа Алексия ( в миру Альберт ван дер Менсбрюгге) , который приехал в Европу, чтобы изучать по поручению Московского Патриарха состояние церковных дел.

Читайте также:
Преображенский мужской монастырь в Крыму: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

11 мая 1972 года состоялось каноническое учреждение кельнской православной общины. Как говорится в послании к прихожанам нынешнего настоятеля храма, протоиерея Германа Фальтермайера, написанном им по случаю 45 годовщины создания православной общины при церкви Святой Марии Отпущения грехов, которое отмечалось в 2017 году, святыми покровителями общины были выбраны император Константин и его мать царица Елена, т.к. они были связаны с историей города: святой царь Константин основал крепость Deutz, а святая царица Елена основала в Кельне церковь святого Гереона.

Мне удалось поговорить с прихожанкой церкви рБ. Анной, которая приехала в Кельн из города Энгельса, т.н. столицы Поволжских немцев, и она несколько слов сказала о том, как отец Герман пришел в православие. Оказалось, что отец Герман происходит из восточных немцев, изучал медицину, сейчас ему уже 89 лет. Его отец воевал во время 2 ой Мировой войны на Восточном фронте, в России. После войны оставался военнопленным, а сын, нынешний настоятель храма, отец Герман, хотел узнать какие-то факты его послевоенной жизни и где он похоронен и приехал в Россию на поиски. Через некоторое время к нему приехала его жена, и они вместе занимались поисками. Но вот, видимо, нахождение в России по воле Божией подтолкнуло его к крещению в Православие. До этого отец Герман был католиком. Моя собеседница Анна ( она несет послушание при храме в дни церковных служб) рассказала, что о. Герман знает немного русский язык, но службу ведет на немецком языке, на церковно-славянском языке для русскоязычных прихожан службу ведет иерей Виктор Яким. Община насчитывает около 350 человек. При храме действует Воскресная школа. Община не богатая. Священники жалования от государства не получают, а налог в казну платить должны. Не хватает средств для создания собственного храма во имя святых покровителей общины. Общину с ее основания возглавляет митрофорный протоиерей Герман Фальтермайер. В часовне бывал Святейший Патриарх Алексий II, в 1989 году, в качестве еще митрополита Ленинградского, он служил здесь Божественную Литургию.

В результате изучения истории храма во имя свв.равноапп.царей Константина и Елены в Кельне выявились интересные совпадения, связанные с датой основания общины. Они объединили сквозь века и расстояния маленькую старинную часовню в Кельне и красивый современный храм Свв. Равноапп. Константина и Елены в поселке Ленинское под Выборгом, вокруг которого сложился Константино-Еленинский женский монастырь, и его настоятельница, игумения Илариона, так удивительно и промыслительно тоже отмечает в своей жизни дату 11 мая как день рождения и как день учреждения монашеской общины в Ленинском в 2006 году.

По благословению иерея Виктора в дар Матушке игумении Анна передала иконку святых царей Константина и Елены и свиток с посланием протоиерея Германа к 45-летию основания общины при часовне Святой Марии Отпущения грехов со словами: « Вот последний экземпляр послания настоятеля,-Вас дожидался».

Храм святых Бессребреников Космы и Дамиана в Москве

Происхождение названия и его значение

Чудотворцы бессребреники, римские мученики, братья Косма и Дамиан, слыли родом из Ассии, жившие предположительно около IV века. С детства они воспитывались в праведности.

Позже обучились врачебному ремеслу и прославились, как хорошие врачи. Получив дар от Бога исцелять болезни, братья помогали каждому, обратившемуся к ним, не беря за работу никакой платы, помогая во славу Божию и людям, и животным.

Даже после своей смерти святые прославились многими чудесными исцелениями прихожан. Широко почитали святых братьев и на Руси, как покровителей и хранителей семейной жизни, истинной святости. В честь их было построено довольно много храмов.

Храм Космы и Дамиана на Маросейке — один из таких. На протяжении трех тяжелых для церкви веков, из маленького прихода вырос красивейший храм, сохранивший свои святыни и традиции.

История обители

Современное здание Космодамиановской церкви в Москве — уже не первое на этом месте. Сначала здесь стояла деревянная церковь, которая горела дважды: в 1547 и 1629 годах. После второго пожара храм строили уже из камня.

Читайте также:
Спасо-Бородинский монастырь: история и адрес, описание, святыни, как доехать

Храм бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке

Главный престол каменной церкви был посвящен святителю Николаю Чудотворцу, поэтому называли ее часто Николаевской. Святым Бессребреникам Косме и Дамиану был посвящен придел. Со временем пристроена была паперть, возведена колокольня, а затем и второй этаж. Там устроили еще одну церковь и посвятили ее Казанской иконе Божией Матери.

Другие храмы в честь Космы и Дамиана:

  • Церковь Космы и Дамиана в Шубине
  • Монастырь святых Косьмы и Дамиана в Алуште

К концу XVIII века здание почти полностью обветшало, и прихожане решили возвести новый. В июле 1790 года началось строительство на этом месте храма, в котором:

  • главный придел в честь исцеления Спасителем расслабленного;
  • южный придел освящен во имя свт. Николая Чудотворца;
  • северный придел — святых Бессребреников Космы и Дамиана.

Космодамиановский придел оставался единственным неизменным, поэтому и название церкви в народе прижилось такое.

До середины XIX века храм состоял из двух частей. На зиму закрывали неотапливаемый главный придел. В теплой части, которая включала только приделы и трапезную, места было мало. Благодаря устройству в подвале печи, все пространство стало использоваться в зимнее время.

В 1930-е годы храм оказался под угрозой уничтожения: постановление о взрывных работах было подписано, но не исполнено. В церковных помещениях в советское время располагались склад, архив, классы рисования.

История создания храма

С XVII века отсчитывается историческое начало храма. Участок, занимаемый одноэтажной церковью, принадлежал Московской епархии. Церковь состояла их 2-x престолов, в одном из которых собирались прихожане на сотворение молебен во имя братьев, святых Дамиана и Космы, Ассийских бессребреников.

В дальнейшем времени не раз проходило разрушение и возрождение постройки. Были разные названия одной и той же церкви, но придел братьев Дамиана и Космы навсегда оставался неизменным.

Так к концу XVII столетия, благодаря личным средствам горожанки княжны Е.А. Куракиной, на одноэтажной церкви водрузили верхний ярус, украшенный иконой Матери Божьей Казанской. Таким образом, у храма зародилось новое название — Казанский. Содержание церкви целиком легли на плечи княгини, вместе с жалованием его служителям.

В период 70-х годов XVIII века состоялась передача храма во владения Космодамианского притча. Сильно обветшавшую церковь объединили в одну. По просьбе прихожан, под руководством жившего напротив подполковника Хлебникова М.Р., подали петицию митрополиту Платону для застройки нового храма, как взамен прежней, разрушающейся церкви. Предъявление было одобрено.

Началось поднятие нового здания храма во имя Спасителя и Исцелившего расслабленного, используя пожертвования, собранные прихожанами и личные средства подполковника. За активное содействие в строительстве, Хлебников получил Храмозащитную грамоту.

Иконостас Храма Косьмы и Дамиана. Фото начала 20 века

Интересно то, что название выстроенного храма осталось Космодамианский, хотя по главному престолу иногда его называли и Спасским. Храм Космы и Дамиана на Мароссейке был построен в основном на пожертвования прихожан, во главе которых стоял Хлебников М.Р. Строительство длилось 12 лет.

Святыни обители

Главная ценность любого православного храма – возможность принять участие в Божественной литургии. В Космодамианскую церковь спешат прихожане и паломники, чтобы поклониться хранящимся здесь святыням. Их в храме несколько:

  • образ Иисуса Христа, исцелившего расслабленного;
  • икона и св. мощи святых бессребреников Косьмы и Дамиана;
  • мощи св. муч. Вонифатия;
  • мощи свт. Луки Крымского (Войно-Ясенецкого);
  • образ св. Николая Чудотворца.

Примечательно, что в храме покоятся мощи святых, обладающих даром от Господа исцелять болящих. А к мученику Вонифатию прибегают за помощью в исцелении от недуга пьянства. Интересно, что память этого святого празднуется 1 января по новому стилю – как раз во время массового празднования Нового года в дни Рождественского поста.

Икона свт. Николая Чудотворца

Икона Спасителя, исцелившего расслабленного

Икона с частицей мощей мч. Вонифатия

Интересные факты и легенды

  1. Во времена нашествия Наполеона на Москву 1812 года, Космодамианская церковь, вместе с другими соборами, была подвергнута общей участи, разграблена и лишена большой части своих ценностей. Долгое время духовенству церкви пришлось оправляться от постигшей беды.
  2. Многие другие храмы Москвы безвозвратно не смогли оправиться от разорения, некоторые были разобраны, некоторые присоединились к другим храмам. Аналогичным образом, церковь Апостола Петра и его честных вериг, находившийся рядом в Петроверигском переулке приписали к Космодамианской церкви. Вначале Космодамианский храм подразделялся на зимнюю часть и летнюю. В честь Спасителя — «Зимний» храм запирался зимой, так как не имел отопления. «Летний», состоящий из 2-х приделов и квадратной трапезной, был не слишком вместительным. В связи с этим впоследствии, в подвале церкви, была сооружена духовая печь. С тех времен в зимней части храма молебны проводились круглогодично.
Читайте также:
Владимирский собор в Лисках: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Впоследствии, на протяжение долгих 40 лет, ни какие ремонтные работы по восстановлению церкви не производились. Только к 1893 году, обновили внутреннюю обстановку храма, привели в порядок фасад здания. В обновленном храме 18 декабря осуществилось торжественное богослужение, провели обряд крестного хода, приуроченное к столетию освящения придела Николая Чудотворца, при огромном стечении народа. 30 домов к концу IXX века насчитывал приход Космодамианского храма. Среди его прихожан было много достойных имен.

  • Долгое время, старостой Космодамианской церкви был Боткин П.П.
  • Профессор академии медицины — его сын, выдающийся врач и общественный деятель Боткин С.П.Его внук, личный врач семьи Николая Второго — Боткин Е. С., который был расстрелян вместе с семьей царя. Прихожанином храма так же был русский, великий поэт Ф. И. Тютчев. Бывая в Москве, часто посещал Космодамианскую церковь Достоевский Ф. М.
  • В тяжелейшие 30 годы, становления советской власти, храмКосмы и Дамиана на Маросейке, как и множество других храмов, подвергся гонениям. Приход разогнало новое правительство, конфискованные храмовые ценности были бесследно утеряны. По вынесенному постановлению начальства, церковь предполагалось взорвать, но Господом Богом решено было иначе, не попустил Господь святотатства. Впоследствии, храмовые помещения, были использованы под склады для производства, архивы, мастерские и художественные, клуб мототуристов.
  • Современный статус храма Дамиана и Космы

    Во времена 60 годов, снесли постройки, принадлежащие церкви, находящиеся в окружении, на этом участке возвели высотное здание городской администрации. Ей и отдали в пользование под архив помещение храма. В данный период частично отреставрировали храм, произведен внешний ремонт, установлены позолоченные кресты.

    Храм Космы и Диамана на Маросейке в 90 годы, самом их начале, временно отписали Академии живописи, для размещения в здании библиотеки, но уже через год, по вышедшему приказу правительства Москвы, в 1993 году 22 июня, строения Космодамианского православного храма, наконец-то были переданы во владения РПЦ.

    В настоящее время при храме существует воскресная школа, насчитывающая несколько групп:

    • самые маленькие дети, начиная полутора лет и до 4-x, занимаются рисованием, лепкой, но самое главное то, что они уже получают первые представления о духовной жизни, и обучаются общей молитве;
    • дети постарше, до 7лет, занимаются в следующей группе. Дети рисуют, поют, мастерят;
    • школьники уже начинают изучать Закон Божий, знакомятся с историей церкви;
    • старшие группы изучают историю христианской культуры;
    • в храме находится, одна из самых больших в столице, книжная лавка. Космодамианский храм активно занимается издательством книг;

    Летом работает приходский лагерь, где отдыхают и родители, и дети. В зависимости от возраста и интересов изучают православную культуру. Воскресная школа занимает большую часть приходского существования прихожан. Деятельность прихода охватывает разные слои его паствы. Сестры православия готовят еду в дома ребенка, городские лечебницы, пансионаты.

    Приходская жизнь

    Приход ведет богатую жизнь, не ограничиваясь участием в богослужениях. На базе храма функционируют:

    1. Историко-культурный просветительский центр. Здесь организовываются кинолектории, проводятся различные встречи, интересные лекции. Кроме просветительской деятельности, центр устраивает музыкальные вечера.
    2. Группа «Открытие веры». Направление деятельности группы – катехизис. Она полезна для людей, собирающихся принять православие и приступить к Крещению, а также для воцерковленных людей, готовящихся стать крестными родителями.
    3. Воскресная школа. Занятия охватывают детей с 1, 5-летнего возраста. Малыши занимаются прикладным творчеством, играют, принимают участие в общей молитве. Дети постарше во время летних каникул не покидают приходскую семью – для них устраиваются походы на байдарках.

    Кроме этого, на базе церкви проводится изучение Евангелия. Действующая социальная служба осуществляет посильную помощь нуждающимся.

    Архитектура храма православия Космы и Дамиана

    Храм Космы и Дамиана на Мароссейке строил известнейший архитектор страны Казаков Михаил. Его проект превосходно соединил между собою отдельные части построек и линии московского классицизма.

    Читайте также:
    Храм Спиридона Тримифунтского в Москве: описание и адрес храма, мощи и святыни, расписание богослужений

    Оригинально обустроены приделы, один из которых южный — Никольский, северный — Космодамианский. Части строения заключены в пространстве, которое имеет строгую круглую форму. Сама церковь, аналогично, имеет ту же форму, и частично круглый алтарь.

    Основа композиции здания заключена в 4 цилиндрических объема (сама церковь, апсид и оба придела) равные между собой по высоте, образуют стройный ансамбль строения, выполненного в едином стиле.

    Сдержанность и лаконичность оформления постройки создают архитектурный стиль зрелого классицизма. Фасад здания имеет спокойную, строгую отделку без росписей стен и узорной лепнины.

    С западной стороны, к зданию примыкают трапезная в кубической форме и колокольня, расположившиеся вдоль продольной оси общего строения. Объем придела, выступающий к улице, по бокам окружен двухколонными портиками.

    Совершенно непросто было объединить между собой группы цилиндрических объемов, но мастерством зодчих этот вопрос был решен. Главное в идее, это подчеркнутость обнаженности основных масс постройки, выражена в наибольшей степени лаконично. Скромная декорация фасадов придает небольшому строению значительный масштаб.

    Не пропустите самую популярную статью рубрики: Оптина пустынь монастырь — как доехать из Москвы, адрес, где находится, история и интересные факты.

    Внутреннее убранство и Святыни храма

    За период существования храма, внутреннее убранство не раз теряло свои ценности, и столько же раз возрождалось. К началу становления советской власти полностью утратило свои святыни.

    Но, с 1993 года, со времени восстановления богослужений, внутренний интерьер постепенно реставрировался, реконструировались детали утраченного убранства, возродили святыни, центральный иконостас, общий интерьер приделов.

    Главный алтарь храма на Маросейке, расположенный в центральном здании, посвящен чуду исцеления Христом расслабленного, когда через 38 лет парализованный больной был поставлен богом на ноги. В центре алтаря находится икона, изображающая момент исцеления.

    Молитва перед иконой прощает прихожанину грехи его, помогает возвратить здоровье, открывая истинную веру божию. Очищает душу от лукавства и неверия. Алтарь, как и остальные приделы церкви, оформлены в строгом, сдержанном стиле, украшен деревянными фресками.

    Рядом располагается икона мученика Ванифатия с частицами его мощей, где совершается молебен по исцелению больных от зависимого недуга. Молитвой у иконы, и почитанием святых мощей, прихожане замаливают грехи свои. Истинно верующие в исцеление души, болящие получают исцеление и благодатное воздействие добродетели.

    Интерьер правого придела посвящен иконе XVI века святителя Чудотворца Николая.

    Молитвой святого Николая, прихожане просят его о помощи в любой ситуации, в надежде, что будут услышаны и обретут спокойствие.

    В левой пристройке церкви проводится молебен ликам святых чудотворцев Косме и Дамиану.

    Многие прихожане получили благодать и исцеление, почитая и молясь перед святыми иконами, прикладываясь к частичкам из мощей.

    Сегодня внутренние помещения впечатляют своей красочностью и обилием святых икон: архангела Михаила, мученика Вонифатия, почитаемая икона всех святых в земле Российской Просиявших.

    Строгие арочные проемы отделяют центральную, арочную часть от боковых приделов. В церкви всегда стоит умиротворяющее спокойствие. Из окон на иконы проливается приятный свет, освещая святыни, увешанные по стенам, благодатью Божьей, миром и спокойствием. Настоятель церкви — протоиерей Бородин Феодор. Служащие храма: протоиерей — Буерин Валерий и иерей — Чураков Сергей.

    Расписание богослужений

    Службы в храме проводятся ежедневно, несмотря на праздничные и выходные дни, храм открыт с восьми часов утра.

    св. Космы и Дамиана.

    Паломнику

    Храм открыт ежедневно с 8:00 до 21:00, по воскресным дням — с 8:00 до 19:00.

    Расписание богослужений:

    По воскресеньям: молебен избранным святым — 8:00; исповедь, часы — 8:30; Литургия — 9:00. Накануне в 17:00 — всенощное бдение.

    По средам: исповедь, утреня, часы, Литургия — 8:00. В 17:00 Вечерня. В 17:30 водосвятный молебен о болящих с чтением акафиста святым Косме и Дамиану.

    По четвергам: исповедь, утреня, часы, Литургия — 8:00. В 18:00 водосвятный молебен с чтением акафиста св. мч. Вонифатию.

    По субботам: исповедь, утреня, часы, Литургия, панихида — 8:00.

    В праздничные дни: исповедь, часы — 8:00; Литургия — 9:00. Накануне в 17:00 — всенощное бдение.

    Расписание богослужений на месяц

    Крещение в храме совершается полным погружением.

    Фактический адрес, как добраться до храма

    Адрес: улица Маросейка, здание № 14/2, строение 3, Москва, индекс 101000.

    Телефон службы: 8 (495)-734-76-02.

    В пересечении улицы Маросейки со Старосадским переулком размещается храм Космы и Дамиана. Добираться пешком от станции метро «Китай-Город», с выходом на Маросейку, идти по правой стороне улицы в течение пяти минут. Либо минут десять пешком от метро «Лубянка», с выходом на Лубянский проезд до перекрестка с улицей Маросейка, и по Маросейке, до перекрестка со Старосадским переулком.

    Читайте также:
    Иларион Алфеев - биография священника, личная жизнь, где служит, труды и книги

    Сегодня многие жители столицы считаются прихожанами православного храма на Маросейке, святых братьев чудотворцев Космы и Дамиана. Здесь, в молитве к святым ликам, они получают исцеление души, отпущение грехов, ответы выхода из трудных жизненных ситуаций, умиротворение и спокойствие духа.

    Оформление статьи: Мила Фридан

    По святым местам. Константино-Еленинский храм Вологды

    Аудио

    Более четырех веков в Вологде отмечается праздник Сретения иконы святого Димитрия Прилуцкого. Сретение, значит встреча, и произошла она на том месте, где сейчас стоит Константино-Еленинский храм. О святынях храма и его уникальной архитектуре – наш рассказ.

    Верхний Посад – так называется район Вологды, куда отправилась съемочная группа программы «По святым местам». Это сейчас здесь все застроено типовыми панельными домами, а когда-то это была окраина Вологды с капустными огородами и лужайками сочной травы. Как здесь появился храм? Чтобы узнать это, перенесемся в конец XIV века. Великий князь Иван III собирает поход на Казань, и по его приказу войско берет с собой образ святого Димитрия Прилуцкого из Спасо-Прилуцкого монастыря, что в нескольких километрах от Вологды. Поход увенчался победой, и образ святого Димитрия, богато украшенный по приказу великого князя, вернули в обитель.

    Протоиерей Андрей Смирнов, настоятель храма во имя святых Константина и Елены:

    – В 1503 году эта икона была торжественно возвращена в наш град. На месте, где мы сейчас находимся, где храм, эта икона была встречена благодарными вологжанами.

    Так уголок на окраине города стал местом сретения иконы Димитрия Прилуцкого – здесь поставили деревянный храм в честь преподобного, а уже в конце XVII века церковь перестроили в каменную и освятили ее в честь равноапостольных царей Константина и Елены. Двухэтажная, пятиглавая, с несколькими престолами – в этой церкви заметно московское влияние на вологодскую архитектуру. Дело в том, что в то время, когда строили храм, отдали предпочтение русскому узорочью. Для этого архитектурного стиля характерна сложность композиции и обилие декора.

    Протоиерей Андрей Смирнов:

    – Красивый, нарядный стиль, кокошники, закомары… Если мы рассмотрим живопись архитектурных образцов храмов Москвы, то увидим много схожего в храмах Константина и Елены и московского барокко.

    А в память событий XVI века, когда был встречен образ святого Димитрия, в Константино-Еленинском храме, а также в кафедральном соборе Вологды 3 июня совершались праздничные богослужения, после которых вологжане и паломники шли крестным ходом к Спасо-Прилуцкому монастырю.

    Протоиерей Андрей Смирнов:

    – До 1930 года храм действовал, совершались службы, потом он был закрыт, здесь находились различные организации от складов до мастерских, и в 1999 году он был возвращен Русской Православной Церкви.

    Реставрировать здание начали с нижнего храма. Здесь есть два придела: в честь святого Димитрия Прилуцкого и отроков Эфесских. Затем работы продолжились в летнем храме, который и посвящен святым царям Константину и Елене.

    Протоиерей Андрей Смирнов:

    – Одна из святынь нашего храма – икона с частицей святых мощей святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского, исповедника. В 2013 году удалось в Крыму в Свято-Троицком монастыре Симферополя получить частицу мощей этого святого, и вот уже семь лет она пребывает в нашем храме. Мы регулярно совершаем молебны с акафистом, особенно это актуально во время пандемии, когда у нас такая тяжелая эпидемиологическая ситуация в стране и в мире. Два раза в неделю мы совершаем молебен перед этим образом Луки Крымского. Он был врачом-хирургом, лауреатом Сталинской премии, автором большого трактата «Очерки гнойной хирургии», которые в какой-то степени являются и до сегодняшнего дня настольным пособием студентов медвузов. В то же самое время он был исповедником, много пострадал за веру, был гоним, находился в тюрьме, но при этом был пастырем, старающимся в то непростое время сохранить веру и в людях, и в духовенстве и в то же самое время исполнить свой архипастырский долг. (Это 50–60-е годы XX века, когда он был архиепископом Симферопольским и Крымским.)

    Читайте также:
    Иркутская епархия: храмы, церкви и монастыри, священники, история

    Рядом с храмом находится корпус педагогического университета, и особенно во время сессий в храм приходит немало юношей и девушек.

    Протоиерей Андрей Смирнов:

    – Второй очень почитаемый образ в нашем храме – образ святой мученицы Татианы с частицей ее святых мощей. Святая Татиана считается покровительницей всех студентов и учащихся, это раннехристианская святая, пострадавшая за веру во времена гонений на христианскую Церковь (III век). Она очень почитаема и любима, и в этот день к нам в храм приходит очень много Татьян, причащаются (есть такая традиция в Русской Православной Церкви в день святых именин приступать к принятию Святых Христовых Таин). Когда будете в нашем храме, приглашаем помолиться перед этой покровительницей всех студентов.

    Особо почитают в храме и святого Феодосия Тотемского. Он родился здесь, в Вологде, в начале XVI века. После смерти родителей и жены он ушел жить в монастырь и там мирно трудился – колол дрова, молол муку, пек хлеб. Однажды игумен отправил его в Тотьму, чтобы следить за работой солеварен. В Тотьме святой создал Спасо-Суморин монастырь.

    Протоиерей Андрей Смирнов:

    – Он по праву является нашим вологодским святым чудотворцем, и интересно, что его мощи, подобно мощам преподобного Александра Свирского, нетленны. Сейчас они в Спасо-Суморином монастыре, и милостью Божией удалось получить также частицу мощей этого святого, перед ними прихожане также молятся, совершаем молебны с акафистом. Я думаю, это один из тех столпов нашей Северной Фиваиды, благодаря молитвам которого наш град и наш край стоят и мы еще все живы и более-менее здоровы.

    Есть здесь святыни, которые привезены из-за рубежа.

    Протоиерей Андрей Смирнов:

    – Также одна из святынь нашего храма – икона святой великомученицы Екатерины Александрийской. Мне удалось получить камешек в 2006 году в поездке в Египет на гору Синай, где находится Синайский монастырь в честь великомученицы Екатерины. Веточка здесь – это неопалимая купина, несгораемый куст, который нам хорошо известен из книг Ветхого Завета. В ту бытность он представлял собой вечнозеленый небольшой куст.

    В верхнем летнем храме, как понятно из названия, служат в теплое время года.

    Протоиерей Андрей Смирнов:

    – Мы с вами перебрались в верхний храм, который освящен в честь равноапостольных царей Константина и Елены, и расскажу лишь о двух знаменательных иконах этого храма. Это икона Спиридона Тримифунтского, мощи которого на Корфу; в 2017 году я там был несколько дней в паломнической поездке, и на мощах святителя Спиридона освящена частица плата, которая пребывает здесь уже в течение трех лет.

    Образ Богородицы «Всецарица» также пребывает в верхнем храме.

    Протоиерей Андрей Смирнов:

    – Я думаю, что в Вологде это единственная икона Божией Матери «Пантанасса» («Всецарица») такого большого размера. Перед ней молятся об исцелении тяжелых, порой смертельных, недугов. И по просьбе верующих, когда находимся зимой внизу, когда верующие хотят сугубо помолиться перед этой иконой, они поднимаются в летний храм и возносят свои молитвы. А мы примерно раз в три-четыре недели совершаем молебен с акафистом перед этим чтимым образом Божией Матери, Которая является Заступницей всех тех, кто страждет тяжелым недугом – онкологией.

    Вот так выглядит храм святых Константина и Елены: светлый, большой и торжественный верхний придел и домашняя и уютная нижняя церковь. Если вы хотите увидеть старинные иконы, что были здесь до революции, то можете посетить Вологодский государственный музей-заповедник. А чтобы прикоснуться к стенам XVII века и помолиться под сводами древнего храма – приезжайте в Вологду на Проспект Победы, 85.

    Протоиерей Андрей Смирнов:

    – Храму 330 лет, но, невзирая на возраст и внешнюю застройку квартала, он сохраняет свою изюминку – это одно из самых красивых зданий Верхнего Посада города Вологды.

    Автор и ведущая программы Надежда Калинина

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: