Хабаровская епархия: храмы и церкви, история и описание

Величественные соборы Хабаровска

Гуляя в центре Хабаровска, невозможно пройти мимо двух великолепных православных храмов – Спасо-Преображенского кафедрального собора и Градо-Хабаровского Успенского собора. Величественные сооружения стоят недалеко от реки Амур и являются доминантами близлежащих окрестностей.

Естественно, я не мог не запечатлеть такую красоту. А информацию об этих храмах взял из «Википедии».

Рассказ начну с описания Спасо-Преображенского кафедрального собора.

Спасо-Преображенский кафедральный собор возведён на крутом берегу Амура в 2001-2004 годах. Согласно ряду источников, является третьим по высоте храмом России после Храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Высотой 96 метров Спасо-Преображенский кафедральный собор на семь метров уступает Храму Христа Спасителя.

Строительство кафедрального собора в Хабаровске благословил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Первый камень в основание храма был заложен в 2001 году. 16 октября 2003 года епископ Хабаровский и Приамурский Марк отслужил благодарственный молебен по завершении строительства.

Златоглавый собор с пятью куполами сооружался на пожертвования жителей края, спонсорские средства предприятий и организаций.

Фрески внутри храма (на куполе Спас-Вседержитель и апостолы) выполнила группа московских художников, специально приглашённая по этому случаю в Хабаровск епископом Хабаровским и Приамурским Марком.

Спасо-Преображенский кафедральный собор в состоянии одновременно принять три тысячи прихожан.

Собор имеет два раздельных придела, основной, с центральным входом и малый (нижний храм), находящийся под основным.

Собор находится на Площади Славы, построенной по случаю 30-летия окончания Великой Отечественной войны и открытой 9 мая 1975 года.

В центре площади был построен пилон и протяженной стеной с рельефами восьми высших советских орденов. На пилоне были высечены имена Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров Орденов Славы и Трудовой Славы.

Здесь же, рядом с собором находится Хабаровская духовная семинария. На фото она – слева.

По другую сторону собора возвышается здание государственной телерадиокомпании «Дальневосточная».

Со стороны собора очень красивый вид на Амур.

Это фото сделано со смотровой площадки, размещенной со стороны здания, выходящей на реку.

И вот на этом месте — между собором и берегом реки, предполагается построить жилой комплекс. Хабаровская епархия Русской Православной Церкви – духовенство и прихожане – активно выступают против этого. Подробнее с этим можно ознакомиться в материале, размещенном в приходском журнале Спасо-Преображенского кафедрального собора.

Хабаровская епархия выступает против строительства ЖК «Грани» на берегу Амура возле Спасо-Преображенского кафедрального собора

.Информационный отдел Хабаровской епархии.22.08.2017.Коммерческая застройка прибрежной полосы Амура, примыкающей к площади Славы и Спасо-Преображенскому кафедральному собору Хабаровска, нанесет непоправимый урон социально-эстетическому облику горо.

Еще один храм – Градо-Хабаровский Успенский собор, расположен между Комсомольской площадью и площадью Воинской славы и также смотрит на реку Амур.

Градо-Хабаровский Успенский собор (Собор во имя Успения Божией Матери) – первый каменный и один из крупнейших храмов Хабаровска. Построен в 1886 году.

В феврале 1930 года собор был закрыт, а в августе взорван. В 1937 году окончательно снесён на кирпичи для освобождения площади. А на его месте были построены ворота парка ОДОСА.

Площадь перед парком получила название «Комсомольская площадь», от неё начиналась улица Карла Маркса (сейчас – улица Муравьева-Амурского).

Вид со стороны Комсомольской площади.

На Комсомольской площади в 1956 году поставлен памятник «Героям Гражданской войны на Дальнем Востоке».

Собор на фоне памятника.

В 1994 году начались работы по восстановлению собора, для его постройки был выбран проект ГУП «Хабаровскгражданпроект».

Закладку здания осуществили в 2000 году. В 2001 году собор был окончательно достроен, но ещё год, до октября 2002 года, продолжались внутренние работы.

Новый собор находится почти на том же месте, что и старый.

Комсомольская площадь сохранила прежнее название, однако территория вокруг Успенского собора именуется «Соборная площадь».

Вид со стороны спускающегося к Амуру парка им. Муравьева-Амурского.

Вид со стороны сквера Город Воинской славы.

Вид со стороны одного из входов на стадион им. Ленина, где играет местная футбольная команда СКА. От этого места, где я фотографировал, до Градо-Хабаровского Успенского собора немногим более 1 км, до Спасо-Преображенского кафедрального собора – около 3 км.

Храмы, Соборы и Церкви Хабаровска


РПЦ в Хабаровске: на территории нашего города насчитывается 23 собора, храма, прихода, часовни, церкви и еще 5 – в пригороде.

  • г. Хабаровск – Спасо-Преображенский кафедральный собор
  • г. Хабаровск – Приход Христорождественского собора
  • г. Хабаровск – Приход Градо-Хабаровского собора Успения Божией Матери
  • г. Хабаровск – Приход святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы
  • г. Хабаровск – Приход святителя Иннокентия Иркутского
  • г. Хабаровск – Приход святого благоверного князя Александра Невского
  • г. Хабаровск – Приход святого великомученика Георгия Победоносца
  • г. Хабаровск – Приход преподобного Серафима Саровского
  • г. Хабаровск – Приход Покрова Пресвятой Богородицы
  • г. Хабаровск – Домовый храм в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского при Детской краевой клинической больнице
  • г. Хабаровск – Домовый храм Пресвятой Богородицы «Всецарица» при Краевом онкологическом центре
  • г. Хабаровск – Домовый храм в честь святого пророка Елисея при Перинатальном центре
  • г. Хабаровск – Часовня в честь святителя Николая Чудотворца при Железнодорожном вокзале
  • г. Хабаровск – Часовня святого великомученика Георгия Победоносца
  • г. Хабаровск – Полковая часовня святого благоверного великого князя Димитрия Донского
  • г. Хабаровск – Часовня в честь преподобного Серафима Саровского
  • г. Хабаровск – Часовня в честь святого великомученника Георгия Победоносца при Краевом призывном пункте
  • г. Хабаровск – Домовый храм в честь святителя Иннокентия Московского при Хабаровской духовной семинарии
  • г. Хабаровск – Приход Введения во храм Пресвятой Богородицы
  • г. Хабаровск – Приход святой великомученицы Варвары
  • г. Хабаровск – Приход святых бессребренников Космы и Дамиана
  • г. Хабаровск – Приход святителя Николая при Доме ветеранов
  • г. Хабаровск – Часовня в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»
  • о. Большой Уссурийский – Часовня в честь святого мученика воина Виктора
  • п. Бычиха – Приход святой великомученицы Екатерины
  • п. Бычиха Часовня святой равноапостольной княгини Ольги
  • с. Князе-Волконское – Полковой храм в честь святого великомученика Димитрия Солунского
  • п. Заозерное – Храм Усекновения главы Пророка,Предтечи и Крестителя Господня Иоанна при ИК-13 .
Читайте также:
Храм-на-Крови в Екатеринбурге: история и описание церкви, адрес и время работы, иконы и мощи, факты, как добраться

Храмы Хабаровска

Спасо-Преображенский Кафедральный собор – г. Хабаровск, ул. Тургенева, 24

На берегу реки Амур в 2001 году был заложен первый камень в основание православного храма по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Спасо-Преображенский Кафедральный собор на площади Славы – третий по величине храм среди православных храмов России после Храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского – в Санкт-Петербурге. Его высота от земли до вершины золотого купола со стороны алтаря составляет 95 метров. Верхний зал его вмещает 2000 человек, нижний 1500. Он построен на площади Славы как символ могущества на Дальнем Востоке. Освящен в 2004 году. Внутри собор украшен фресками, выполненных группой московских художников, специально приглашенных в Хабаровск епископом Хабаровским и Приамурским Марком. Храм украшает улицы Хабаровска, привлекая взоры паломников, туристов, а также неравнодушных к вере горожан.

Собор Рождества Христова – г. Хабаровск, ул. Ленинградская, 65

Основание храма Рождества Христова ложится на 1900 год. Единственный храм в Хабаровске, действовавший весь период советской власти. Храм был построен на средства Фонда имени императора Александра III. Освящение состоялось 27 мая 1901 года. Храм Рождества Христова, закрытый после революции был вновь открыт в годы войны, при этом он приобрел статус собора. С возрождением деятельности Хабаровской епархии он стал кафедральным собором и оставался им до возведения в 2004 году Спасо-Преображенского собора.

Градо-Хабаровский собор Успения Божией Матери – г. Хабаровск, Соборная площадь, 1

Успенский собор заложен 23 мая 1884 года по проекту инженера С. О. Бера. Средства на его строительство собирали всем миром. Основной объем работ был закончен 24 декабря 1886 года, но полным чином собор освящен 16 декабря 1890 г. В 1930 году собор разрушен как «не представляющей архитектурной ценности». Вопрос о восстановлении Успенского собора на его историческом месте возник в конце 1980-х гг. Закладка храма-памятника освящена 19 октября 2000 г., строительство завершилось в октябре 2001 г., а 12 октября 2002 г. прошел крестный ход. Вторая жизнь возрожденного храма официально началась 19 октября 2002 г. – в день его торжественного освящения. 26 февраля 2004 года собор Успения Божией Матери посетил президент России Владимир Путин.

Храм святителя Иннокентия Иркутского – г. Хабаровск, ул. Тургенева, 73Б

Храм является главным православным храмом города. Эта старейшая церковь Хабаровска ведет свою историю с 1870 года. Изначально храм был деревянным, а когда он обветшал, была построена каменная церковь. Изящный силуэт ее был выполнен в стиле церквей 17-го века. Но в 30-е годы 20-го столетия храм постигла участь многих культовых сооружений – службы были прекращены. Возрождение храма началось в 1991 году. Второе рождение церкви произошло ровно спустя сто лет после освящения построенной каменной Иннокентьевской церкви – в 1998 году на храме были установлены золоченые купола с крестами. Внутренние убранство храма выполнено хабаровскими художниками под руководством В.Евтушенко в каноническом стиле XVII века. В резном деревянном иконостасе храма помещены иконы святителей Иннокентия Иркутского, Иннокентия Московского, Преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского. Кроме того, в храме находится ковчег с мощами 15 святых.

Храм святого благоверного князя Александра Невского – г. Хабаровск, ул. Ясная, 24А

Храм в честь одного из величайших русских воинов, святого благоверного князя Александра Невского открыт по просьбе православной общины Краснофлотского поселка Кировского района г. Хабаровска в тяжелые годы Великой Отечественной Войны – 17 июля 1943 года. Единственному на территории Хабаровского края храму передали из Хабаровского краеведческого музея иконы, облачения из парчи и бархата, а из Хабаровской краевой научной библиотеки – богослужебные книги и богословскую литературу. В 1990 году настоятелем храма святого благоверного князя Александра Невского стал протоиерей Сергий Мещеряков, и в жизни прихода начался новый этап. В сторожке стали проходит первые занятия воскресной школы. В 1994 году силами прихода было выстроено деревянное здание с двумя классными комнатами и трапезной. Сегодня занятия проходят в новом каменном здании, строительство которого велось на пожертвования в 1999-2002 годах. На первом этаже располагается домовый храм-баптистерий, престол которого освятил 14 декабря 2002 года в честь благоверного князя Даниила Московского епископ Хабаровский и Приамурский Марк. Красивейшую мраморную купель, украшенную резьбой выполнил и пожертвовал храму его прихожанин, народный художник России Геннадий Дмитриевич Павлишин. Автор росписей храма благоверного Даниила Московского хабаровский художник Павел Петрович Трач. На втором этаже нового здания разместились три учебных класса, православная библиотека, фонды которой насчитывают около двух тысяч книг богословского, догматического, житийного, церковно-исторического и духовно-просветительского содержания. В большом классе воскресной школы проходят занятия молодежной группы и видеолектории.

Храм преподобной мученицы Великой княгини Елизаветы – г. Хабаровск, ул. Воронежская, 49

Храм во имя Святой преподобной мученицы Великой княгини Елизаветы заложен 20 мая 2000г. при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Он возводился по инициативе православного прихода дорожной клинической больницы и при активном содействии руководителей Дальневосточной железной дороги по благословению епископа Хабаровского и приамурского Марка, при всемерном содействии руководства Дальневосточной железной дороги. Высота от основания фундамента до креста – 57 метров. В храме одновременно могут молиться более 1 000 человек. Храм открыт в 2006 году.

Читайте также:
Благовещенский собор Казанского Кремля: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Храм и часовня преподобного Серафима Саровского – г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 67

Серафим Саровский.jpg Первый камень в основание церкви заложен на Серафимовой горке в Северном округе Хабаровска 1 августа 2003 года в день столетия канонизации чудотворца. Освящение храма прошло накануне 150-летия города Хабаровска, 29 мая 2008 года. Освятил храм и провел первую божественную литургию архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк. Автором проекта храма является известный хабаровский архитектор Александр Машенин, взявший за основу классический стиль русского православного зодчества. Высота от основания фундамента до креста – 57 метров. В нем три внутренних храма – Серафима Саровского, великомученицы Татьяны, нижний придел пока безымянный. Иконостас расписывали московские мастера, остальное убранство церкви выполнено хабаровскими художниками. В церковной звоннице установлено десять колоколов, как раз столько и нужно для настоящего перезвона. Самый большой – весом почти полторы тонны – отлили борисоглебские мастера с памятными надписями к 150-летнему юбилею Хабаровска. Священники говорят, что и камень в основание храма был заложен в знаменательный день, на столетие Серафима Саровского. Храм возводился пять лет на народные деньги, пожертвования вносили простые люди, предприятия и организации. Уже несколько лет к этому, прежде пустынному месту, где отстроен новый храм, уже протоптана тропа – здесь были выстроены часовня и дом настоятеля, а скоро рядом начнется закладка женского монастыря и детского приюта, где разместятся учебные классы и трапезная.

Напомним, купелей на Крещение в этом году не будет в Хабаровском крае, в правительстве края принято решение, что в этом году праздник Крещения Господне в Хабаровском крае пройдёт без омовений в купелях.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Русская Церковь
    • Синодальные учреждения
    • Московская Патриархия
    • Самоуправляемые Церкви
    • Экзархаты
    • Митрополичьи округа
    • Митрополии
    • Епархии
    • Ставропигиальные монастыри
    • Храмы и монастыри
    • Зарубежные учреждения
    • Научные и образовательные организации
    • Издательства и СМИ
  • Поместные Церкви
  • Автономные Церкви
  • Государственные и общественные организации
  • Организации иных конфессий
  • Прочие

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви
  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

Храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище в Москве (подворье Митрополичьего округа в Республике Казахстан)

Троицкое благочиние Московской городской епархии

История

Миусское клад­бище бы­ло от­кры­то в 1771 г. во вре­мя эпи­де­мии чу­мы. В 1773 г. здесь был постоен пер­вый де­ре­вян­ный храм.

В 1823 г. на месте деревянного здания на сред­ст­ва куп­ца И.П. Ко­жев­ни­ко­ва был вы­стро­ен ны­не су­ще­ст­вую­щий ка­мен­ный храм (арх. А.Ф. Эль­кин­ский). Освящение совершил митрополит Московский Филарет (Дроздов).

В 1834 г. к церкви были пристроены приделы в честь иконы Божией Матери «Знамение» и свт. Митрофана Воронежского. Позже со стороны западного фасада над приделами были возведены две одноярусные колокольни. В 1911-12 гг. на сред­ст­ва А.А. Не­ро­но­вой по­строе­ны ко­ло­коль­ня и бо­га­дель­ня.

В начале 1920-х гг. в хра­ме неоднократно со­вер­шал бо­го­слу­же­ние свт. Ти­хон, Пат­ри­арх Московский и всея Руси.

В 1934 г. храм был за­крыт, крест сбили, ко­ло­коль­ня была разрушена до первого яруса, зда­ние храма впоследствии пе­ре­строе­но.

Бо­го­слу­же­ния во­зоб­нов­ле­ны 28 сен­тяб­ря 1990 г. Под руководством настоятеля храма протоиерея Бориса Присяжнюка (+2011) был воссоздан архитектурно-художественный облик храма начала ХХ в. Была заменена крыша, расписаны стены, иконы помещены в киоты.

В собственность Церкви храм передан распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 10 февраля 2017 г.

14 марта 2012 г. распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при храме было открыто представительство Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла настоятелем храма — Патриаршего подворья на Миусском кладбище — назначен глава Митрополичьего округа митрополит Астанайский и Казахстанский Александр.

Престолы

Главный престол освящен в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, приделы — в честь иконы Божией Матери «Знамение» и святителя Митрофана Воронежского.

Святыни

Ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Ско­ро­по­слуш­ни­ца», «Феодоровская»; икона свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и Софии с мощами; частицы мощей прп. Севастиана Карагандинского, свв. мчч. Серафима и Феогноста Алма-Атинских.

Богослужение

В будние дни ежедневно утреня и Литургия в 8.00. Вечернее богослужение — в 17.00.

По воскресным дням и праздникам Литургия совершается в 8.30, накануне — всенощное бдение в 16.00.

Настоятель — митрополит Астанайский и Казахстанский Александр.

Церковь Веры, Надежды, Любови и Софии

На Миусском кладбище расположен храм Веры, Надежды, Любови в Москве. Кладбище — это своеобразный мемориал московским чумным дням в 1770-1771 годов, когда город охватила чума, и поднялся бунт. Умерших хоронили за городом, в специально определенных для этого местах. Часть из них нашло свое упокоение на кладбище Миусском.

Читайте также:
Храм Александра Невского: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

История и описание

В истории храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови история чумы — это только небольшой эпизод. Впоследствии это кладбище стало местом упокоения жителей Марьиной рощи, Бутырки, т. е. окрестных районов, прилегающих непосредственно к этой территории.

В дальнейшем судьба храма складывалась следующим образом:

  • в 1773 году деревянная церковь появилась на территории кладбища;
  • на средства купца И. П. Кожевникова было построено каменное здание храма в 1823 году, архитектором нового здания стал А. Ф. Элькинский;
  • в 1835 году пожертвовала значительную сумму вдова гвардии прапорщика Александра Абрамовна Неронова, так что смогли пристроить к храму приделы в честь свт. Митрофана Воронежского (прославленного в 1832 году) и иконы Божией Матери «Знамение»;
  • в один ярус колокольни появились по обе стороны храма

В 1912 году произошли последние крупные перестройки в храме дореволюционной эпохи. Тогда расширили трапезу и возвели колокольню в четыре яруса, в таком виде церковь Веры, Надежды Любови и Софии дожила до наших дней.

Интересный факт! Святитель Московский Филарет (Дроздов) после пристройки приделов в 1835 году храм освятил сам. После 1917 года священномученик Патриарх Тихон в церкви не раз служил здесь.

Вплоть до своего закрытия в 1934 году храм принадлежал обновленцам и посещался москвичами весьма редко. После закрытия церковь передали в ведомство Министерства здравоохранения, которое использовало его как подсобное помещение, причем было пристроено две совершенно не вписывающиеся в облик храма постройки.

В это время были сломаны кресты разрушены три яруса колокольни. Только в 1990 году церковь Веры, Надежды, Любови г. Москвы была передана Русской Церкви, и началось её восстановление, в том же году в храме прошли первые богослужения. И ныне храм восстановлен в прежнем своем облике.

Московская церковь Веры, Надежды, Любови является памятником архитектуры и культуры федерального значения и охраняется государством. Крестообразный по форме храм венчает купол-ротонда и четыре небольшие главки по углам. В передней части расположена колокольня о четырех ярусах.

Важно! В 2012 году совершилось знаменательное событие: храм стал Патриаршим Подворьем, его настоятелем назначен митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. Таким образом, церковь стала представительством православного Казахстана в столице России.

Деятельность прихода

За два десятка лет своей новейшей истории при храме сложилась община, состоящая из прихожан окрестных микрорайонов. Ведется довольно активная просветительская и миссионерская деятельность, выражающаяся в следующем:

  • ежедневно при храме проводятся занятия по основам христианской веры, которые могут посетить все желающие, а в особенности, те кто готовится к Таинству Крещения или восприемника при Крещении младенца;
  • при храме действует воскресная школа для детей в возрасте от 4 до 15 лет, школа располагается в отдельном здании и имеет свою библиотеку;
  • для людей старше 15 лет при церкви действует молодежный клуб, при котором проводятся встречи группы по изучению Св. Писания.

Активно занимаются прихожане и социальной деятельностью, периодически проводятся ярмарки-распродажи изделий учеников, которые занимаются в кружках при воскресной школе. Собранные средства поступают на благотворительные нужды. Собираются вещи для малоимущих, прихожане и духовенство посещают больницы и детские дома, расположенные в округе.

Святыни

Храм возрожден после долгих лет забвения и разрухи, прежние святыни были утрачены, но появились новые, которые привлекают к себе благочестивых паломников и наполняют церковь Божественной благодатью.

  1. Икона Божией Матери «Скоропослушница», передана в 1991 году сестрой архимандрита Бориса (Морозова). В 1997 году она начала мироточить, так, что миро стекало вниз и скапливалось в небольших сосудах. Сейчас мироточение прекратилось, но икона почитается чудотворной.
  2. Феодоровская икона Божией Матери, точный список которой передан в храм митрополитом Астанайским и Казахстанским Александром. Федоровская икона по преданию была принесена из Византии в XII веке. Она всегда сопровождала св. блгв. кн. Александра Невского, первый царь из династии Романовых Михаил, был благословлен на царство этой иконой.
  3. Здесь же в храме пребывает ковчег с десницей великого исповедника XX века, Севастиана Карагандинского, прославившегося своей стойкостью в вере и старческим даром, ведь он был одним из последних учеников Оптинских старцев.
  4. Также в церкви находятся частицы святых мощей преподобномучеников Феогноста и Серафима Алма-Атинских.

Все последние святыни были принесены настоятелем подворья митрополитом Александром и явились большим духовным украшением храма.

Престольные праздники

Главный престол посвящен св. мч. Вере, Надежде, Любови и матери их Софии, день памяти отмечается 30 сентября.

Память свт. Митрофана Воронежского, в честь которого освящен один из приделов, чествуется Церковью 7 августа, когда он почил и 23 ноября, когда был прославлен в лике святых.

Еще один придел в честь иконы Божией Матери «Знамение», которая памятуется Церковью 27 ноября.

Расписание богослужений

Как и во всех городских храмах, служба здесь совершается каждый день, в будние дни вечером начало в 17.00, утром литургия в 8.00. Воскресенье и праздничные дни несколько меняют распорядок: Всенощная накануне литургии в 16.00, а сама литургия 8.30.

Как добраться

Официальный адрес храма Веры, Надежды, Любови: г. Москва, ул. Сущевский вал, 21, и далее на Миусское кладбище.

Чтобы добраться до храма, приезжему надо на метро достигнуть станции «Савеловская» и далее пересесть на автобус № 669 и высадиться на остановке «Минаевский рынок».

Или же воспользоваться троллейбусами №№ 18, 42, но высаживаться уже на остановке «Мебельная фабрика».

МОСКОВСКИЙ ХРАМ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ, ЛЮБОВИ И СОФИИ НА МИУССКОМ КЛАДБИЩЕ

Московский храм во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище. Фотография с официального сайта храма
Читайте также:
Храм Илии Пророка в Черкизове: история и адрес, святыни и праздники

Московский храм во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище
(Троицкое благочиние Московской епархии), подворье Митрополичьего округа в республике Казахстан.

  • Престолы: мцц. Веры, Надежды, Любови и Софии, свт. Митрофана Воронежского (южный), иконы Божией Матери «Знамение» (северный)
  • Адрес: Россия, 127018, Москва, Сущевский вал, 21. Миусское кладбище.
  • Проезд: м. «Савеловская», авт. 669, ост. «Минаевский рынок», тролл. 18, 45, авт. 12, ост. «Мебельная фабрика»
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Первая небольшая деревянная церковь во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии была освящена на Миусском кладбище 20 января 1773 года.
В 1823 году на средства купца И. П. Кожевникова взамен деревянной построена каменная в стиле ампир (архитектор А.Ф. Элькинский).

В 1834-1835 годах по сторонам пристроены приделы Знамения и свт. Митрофана Воронежского — на средства гвардии прапорщицы Александры Абрамовны Нероновой. Чин освящения храма совершил святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский.

Позже со стороны западного фасада над приделами, симметрично главной оси храма, возведены две одноярусные колокольни. Однако в 1912 году храм снова перестраивался — была расширена трапезная часть, возведена четырехъярусная колокольня.

В начале 1920-х годов в храме неоднократно служил святитель Тихон (Беллавин), патриарх Всероссийский.

В 1922 году из уцелевших храмов и монастырей изымаются церковные ценности. Разорение храма на Миусском кладбище пришлось на

5 апреля 1922 года, в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, из храма было изъято «4 пуда 4 фунта 25 золотников золотых и серебряных изделий».

На 1 января 1933 года в храме свв. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище служили обновленцы.

В 1934 году храм закрыт, крест с него сбит, колокольня сломана до первого яруса. За апсидами, по бокам купола и над трапезной сделаны уродливые пристройки. В здании храма разместился цех оборудования «Медучпособие» Минздрава РСФСР.

Русской Православной Церкви храм возвращен в 1990 году, и с 28 сентября здесь возобновлены богослужения. Было воссоздано архитектурно-художественного облика храма начала ХХ века. Была заменена крыша, которая теперь полностью покрыта медью, в храм заняли своё место иконы в киотах, расписаны стены.

14 марта 2012 года распоряжением патриарха Московского и всея Руси Кирилла при храме открыто представительство Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан

История и описание

В истории храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови история чумы — это только небольшой эпизод. Впоследствии это кладбище стало местом упокоения жителей Марьиной рощи, Бутырки, т. е. окрестных районов, прилегающих непосредственно к этой территории.


Церковь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище

В дальнейшем судьба храма складывалась следующим образом:

  • в 1773 году деревянная церковь появилась на территории кладбища;
  • на средства купца И. П. Кожевникова было построено каменное здание храма в 1823 году, архитектором нового здания стал А. Ф. Элькинский;
  • в 1835 году пожертвовала значительную сумму вдова гвардии прапорщика Александра Абрамовна Неронова, так что смогли пристроить к храму приделы в честь свт. Митрофана Воронежского (прославленного в 1832 году) и иконы Божией Матери «Знамение»;
  • в один ярус колокольни появились по обе стороны храма

В 1912 году произошли последние крупные перестройки в храме дореволюционной эпохи. Тогда расширили трапезу и возвели колокольню в четыре яруса, в таком виде церковь Веры, Надежды Любови и Софии дожила до наших дней.

Интересный факт! Святитель Московский Филарет (Дроздов) после пристройки приделов в 1835 году храм освятил сам. После 1917 года священномученик Патриарх Тихон в церкви не раз служил здесь.

Вплоть до своего закрытия в 1934 году храм принадлежал обновленцам и посещался москвичами весьма редко. После закрытия церковь передали в ведомство Министерства здравоохранения, которое использовало его как подсобное помещение, причем было пристроено две совершенно не вписывающиеся в облик храма постройки.

Иоанн Златоуст. Слово на Богоявление Господне

Хочу, возлюбленные, праздновать и торжествовать, ибо святой день просвещения есть печать праздника и день торжества. Он запечатлевает Вифлеемский вертеп, где Ветхий денми, как младенец у груди матери, лежал в яслях; он же отверзает иорданские источники, где Тот же Ветхий денми крещается ныне с грешниками, даруя миру Своим пречистым телом оставление грехов. В первом случае, происшедший из утробы Пречистой Девы, явился для младенцев как младенец, для матери – сыном, волхвам – как царь, пастырям – как добрый пастырь, полагающий, по слову Божественного Писания, душу Свою за овец (Ин. 10:11). Во втором случае, именно при крещении Своем Он приходит на иорданские воды, с тем чтобы омыть грехи мытарей и грешников. Говоря о необычайной чудесности такого события, премудрый Павел восклицает: «явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит. 2:11). Ибо ныне мир просветляется во всех частях своих: радуется, прежде всего, небо, передавая людям сходящий с небесных высот глас Божий, освящается полетом Духа Святого воздух, освящается естество воды, как бы приучаясь омывать вместе с телами и души, и вся тварь земная ликует. Один только дьявол плачет, видя святую купель, приготовленную для потопления его могущества. Что же еще сообщает Евангелие? «Приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:13, 14). Кто видел Владыку, стоящего пред рабом? Кто видел царя, преклонившего голову перед своим воином? Кто видел пастыря, которому бы овца указывала путь? Кто видел начальника ристаний, который бы получал награду от упражняющегося в бегах? [1] «Мне надобно креститься от Тебя», – то есть преподай, Владыка, Ты Сам мне то крещение, какое Ты хочешь преподать миру. Я нуждаюсь в том, чтобы Ты окрестил меня, так как я нахожусь под бременем прародительского греха и ношу в себе змеиный яд. Я нуждаюсь в омытии скверны древнего преступления, а Ты ради каких грехов пришел креститься? О Тебе и пророк свидетельствовал говоря: «потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис. 53:9). Как же, Сам подавая избавление, Ты ищешь очищения? Крещаемые, по обычаю, исповедуют грехи свои; Ты же что имеешь исповедать, когда Ты вовсе безгрешен? Зачем Ты требуешь от меня того, чему я не научен? Не отваживаюсь сделать то, что превышает мои силы; не знаю я, как омывать свет не умею осветить солнце правды. Ночь не освещает дня, золото не может быть чище олова, глина не может исправить горшечника, море не заимствует струи у источника, река не нуждается в капле воды, чистота не освящается скверною, и осужденный не отпускает на свободу судью. «Мне надобно креститься от Тебя». Мертвец не может поднять живого, больной не исцеляет врача, и я знаю немощь моего естества! «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего» (Мф. 10:24). Ко мне не приступают херувимы со страхом, мне серафимы не покланяются и не возглашают трисвятое[2]. Я не имею престолом небо, меня не предуказывала волхвам звезда, Моисей, угодник Твой, едва сподобился видеть «сзади тебя» (Исх. 33:23), как же я дерзну прикоснуться ко пресвятой главе Твоей? Зачем повелеваешь Ты мне совершать то, что превосходит мои силы? Не имею я длани, которою бы мог окрестить Бога: «мне надобно креститься от Тебя». Я родился от престарелой, ибо Твоему повелению не могла противоречить природа. Находясь в утробе моей матери и не имя возможности говорить сам, я воспользовался тогда ее устами, а теперь сам своими устами, прославлю Тебя Невместимого, Которого вместил девический ковчег[3]. Я не слеп, как иудеи, ибо знаю, что Ты – Владыка, Который только на время принял вид раба, чтобы уврачевать человека; знаю, что Ты явился для того, чтобы спасти нас; знаю, что Ты – камень, отсеченный от горы без посредства рук, – камень, верующий в который не будет обманут. Меня не приведут в заблуждение видимые знаки Твоего смирения, и я духом уразумеваю величие Твоего Божества. Я – смертен, ты же – бессмертен; я – от бесплодной, а Ты – от девы. Я родился раньше Тебя, но не выше Тебя. Я мог только раньше Тебя выступить на проповедь, но не смею крестить Тебя: я знаю, что Ты – секира, лежащая у дерева (Мф. 3:10), та секира, которая подсекает бесплодные деревья иудейского сада. Я видел серп, готовый отсекать страсти и возвещал что скоро повсюду откроются источники исцелений, ибо какое место останется недоступным для Твоих иудеев? Ты будешь очищать одним словом прокаженных, течение крови прекратится чрез одно прикосновение к краю риз Твоих, от одного Твоего повеления расслабленный снова укрепится силами. Ты напитываешь дочь хананеянки крупинками Твоих чудес, брением отверзаешь очи слепому. Как же Ты просишь, чтобы я возложил на Тебя руки? «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:14) «Призирает на землю, и она трясется» (Пс. 103:32), по водам как по земле ходяй, – Ты, о Ком я много раз восклицал во время проповеди: «идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» (Мк. 1:7). Только на Твою неизреченную благость полагаюсь и надеюсь на Твое безмерное человеколюбие, по которому Ты и блудницу допускаешь отереть пречистые Твои ноги и прикоснуться к Твоей пресвятой главе. Что же говорит ему Господь? «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15). Послужи Слову, как глас человеческий, поработай, как раб, – Владыке, как воин, – царю, как глина, – горшечнику. Не бойся, но смело крести Меня, потому что Я спасу мир; Я отдаю Себя на смерть, дабы оживить умерщвленное естество человеческое. Ты, несмотря на Мое повеление, все-таки медлишь простереть руку свою, иудеи же скоро не постыдятся простереть на Меня свои нечистые руки для того, чтобы предать Меня на смерть. «Оставь теперь, ибо так надлежит». По Своему человеколюбию, Я прежде всех веков решил спасти род человеческий. Ради людей Я стал человеком. Что может быть удивительнее того, что Я как простой человек прихожу креститься? Это делаю Я потому, что не презираю создание моих рук, не стыжусь земного естества. Я остался таким же, каким был от века, и принял новое естество, причем однако Мое существо осталось неизменным: «оставлю вас теперь». Ибо враг человеческого рода, будучи свержен с неба и изгнан с земли, гнездится в естестве водном, а Я и оттуда пришел изгнать его, как возвещал о Мне пророк: «Ты сокрушил головы змиев в воде» (Пс. 73:13) Оставь теперь! Ибо сей враг хочет искусить Меня как человека, и Я претерпеваю это для того, чтобы доказать его бессилие, ибо скажу ему: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7; Втор. 6:16). О новое чудо! О неизреченная благодать! Христос совершает подвиг, а я получаю почесть; Он воюет с дьяволом, а я оказываюсь победителем; Он змеиную голову сокрушает в воде, а я как бы настоящий борец увенчиваюсь[4]: Он крестится, а с меня снимается скверна; на Него сходит Святой Дух, а мне подается оставление грехов; о Нем Отец свидетельствует как о Своем возлюбленном Сыне, а я становлюсь сыном Божьим ради Него; ему отверзлись небеса, а я вхожу в них; пред Ним Крещаемым является горнее царство, а я его получаю в наследственное владение; к Нему обращается голос Отца, и вместе с Ним я призываюсь; Отец благоволит к Нему, и меня также не отвергает. С своей же стороны я прославляю Отца, с небес давшего глас Свой, Сына, крещающегося на земле, и Духа сошедшего как голубя, Бога единого в Троице, Которому я и буду всегда покланяться. Аминь.

Читайте также:
Осипов Алексей Ильич: биография и проповеди профессора богословия

Святитель Иоанн Златоуст (pravoslavie.ru)

Деятельность прихода

За два десятка лет своей новейшей истории при храме сложилась община, состоящая из прихожан окрестных микрорайонов. Ведется довольно активная просветительская и миссионерская деятельность, выражающаяся в следующем:

  • ежедневно при храме проводятся занятия по основам христианской веры, которые могут посетить все желающие, а в особенности, те кто готовится к Таинству Крещения или восприемника при Крещении младенца;
  • при храме действует воскресная школа для детей в возрасте от 4 до 15 лет, школа располагается в отдельном здании и имеет свою библиотеку;
  • для людей старше 15 лет при церкви действует молодежный клуб, при котором проводятся встречи группы по изучению Св. Писания.


Богослужение в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии

Активно занимаются прихожане и социальной деятельностью, периодически проводятся ярмарки-распродажи изделий учеников, которые занимаются в кружках при воскресной школе. Собранные средства поступают на благотворительные нужды. Собираются вещи для малоимущих, прихожане и духовенство посещают больницы и детские дома, расположенные в округе.

У храма есть официальный сайт, где можно узнать расписание служб

У храма есть свой официальный сайт, где можно посмотреть расписание служб, почитать об истории храма, посмотреть фотографии.

Расписание богослужений храма на официальном сайте

Сайт очень прост в управлении, каждый может на него зайти, и узнать всю интересующую информацию.

Если нужно что-то спросить, можно также позвонить по телефону: (495) 656-29-10, или написать на электронную почту храма:

Сам храм находится по адресу: г. Москва, Сущёвский вал, 21. Каждый, кто хочет, может посетить это замечательное место.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Святыни

Храм возрожден после долгих лет забвения и разрухи, прежние святыни были утрачены, но появились новые, которые привлекают к себе благочестивых паломников и наполняют церковь Божественной благодатью.

  1. Икона Божией Матери «Скоропослушница», передана в 1991 году сестрой архимандрита Бориса (Морозова). В 1997 году она начала мироточить, так, что миро стекало вниз и скапливалось в небольших сосудах. Сейчас мироточение прекратилось, но икона почитается чудотворной.
  2. Феодоровская икона Божией Матери, точный список которой передан в храм митрополитом Астанайским и Казахстанским Александром. Федоровская икона по преданию была принесена из Византии в XII веке. Она всегда сопровождала св. блгв. кн. Александра Невского, первый царь из династии Романовых Михаил, был благословлен на царство этой иконой.
  3. Здесь же в храме пребывает ковчег с десницей великого исповедника XX века, Севастиана Карагандинского, прославившегося своей стойкостью в вере и старческим даром, ведь он был одним из последних учеников Оптинских старцев.
  4. Также в церкви находятся частицы святых мощей преподобномучеников Феогноста и Серафима Алма-Атинских.
Читайте также:
Чесменская церковь в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, интересные факты

Все последние святыни были принесены настоятелем подворья митрополитом Александром и явились большим духовным украшением храма.

Престольные праздники

Главный престол посвящен св. мч. Вере, Надежде, Любови и матери их Софии, день памяти отмечается 30 сентября.


Мозаичная икона святых мучениц над входом в храм

Память свт. Митрофана Воронежского, в честь которого освящен один из приделов, чествуется Церковью 7 августа, когда он почил и 23 ноября, когда был прославлен в лике святых.

Еще один придел в честь иконы Божией Матери «Знамение», которая памятуется Церковью 27 ноября.

Вера, Надежда, Любовь и матерь их София

Приблизительное время чтения: 6 мин.

Дата праздника Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

30 сентября – важное число для многих, ведь в этот день Церковь чтит память мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, а значит и большинство женщин с этими именами отмечают свой день ангела. Впрочем, вопреки представлениям, далеко не все обладательницы этих прекрасных имен празднуют именины именно этого числа, у некоторых из них день ангела приходится на другую дату.

В этом материале мы собрали подробную информацию о празднике Веры, Надежды, Любви и матери их Софии: о жизни святых мучениц, традиции их почитания, молитвах к ним и других датах праздников, связанных с этими именами.

Жизнь Веры, Надежды, Любви и матери их Софии

Вера, Надежда, Любовь и матерь их София – раннехристианские мученицы, жившие во 2 веке нашей эры в Римской империи. Известно, что София была родом из Милана. Она рано овдовела, после чего перебралась в Рим. Своих дочерей София воспитывала в христианской вере и даже дала им имена в честь главных христианских добродетелей – Вера, Надежда и Любовь.

В те годы римское государство жестоко преследовало верующих во Христа. Маленьких девочек (старшей Вере тогда было всего 12, а младшей Любови лишь 9) арестовали, подвергли истязаниям, а затем умертвили на глазах их матери. Сама София скончалась на следующий день у могилы своих дочерей. Но трагическая судьба на земле обернулась для мучениц вечной славой в ином мире. Церковь причислила их к лику святых и сегодня по молитвам к ним происходят чудеса.

Читайте также:
Казанский собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Интересно, что в русской традиции имя София (что по-гречески означает «Мудрость») так и осталось без перевода, а вот имена ее дочерей Пистис (Вера), Элпис (Надежда) и Агапе (Любовь) прижились у нас уже в русском переводе.

Подробнее о житии и канонизации Веры, Надежды, Любви и матери их Софии можно прочесть в нашем большом материале.

Именины (день Ангела) Веры, Надежды, Любови и Софьи – не только 30 сентября!

Димитриос Пелекасис. Святая София и ее дочери Надежда, Вера и Любовь

Большинство девушек с именами Вера, Надежда, Любовь и София отмечают именины именно 30 сентября. Но в церковном календаре есть и другие праздничные даты, связанные с этими именами. Более того, в последние годы таких дат стало больше, потому что Русская Православная Церковь канонизировала новых святых, пострадавших за веру уже в 20 веке.

Даты именин Веры, Надежды, Любови и Софии приведены ниже:

Дни Ангела для Веры:

26 февраля, 14 июня, 30 сентября, 14 октября, 15 декабря, 31 декабря.

Дни Ангела для Надежды:

14 марта, 20 марта, 30 сентября, 21 октября.

День Ангела для Любови:

Дни Ангела для Софии:

28 февраля, 1 апреля, 4 июня, 17 июня, 14 августа, 30 сентября, 1 октября, 29 декабря, 31 декабря.

Храм, где хранятся мощи Веры, Надежды, Любви и матери их Софии

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София издавна почитаются во Франции, в Эшо близ Страсбурга, куда частицы их святых мощей были перенесены более 1000 лет назад. 10 мая 777 года Святые мощи мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, полученные епископом Страсбургским Ремигием от папы Адриана I, были доставлены из Рима в Эшо, в храм святого Трофима, который был тогда центром католического аббатства.

С тех пор святая София стала покровительницей монастыря в Эшо, который в ее честь назывался аббатством Святой Софии.

В монастыре собирались свидетельства о чудесах, которые происходили у мощей святых мучениц. Они привлекали к себе много паломников, так что игумения Кунегунда решила устроить на старинном Римском пути, ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, «Гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих».

Вплоть до Французской революции мощи святых Веры, Надежды, Любви и матери их Софии хранились в аббатстве.

Однако в 1792 году, спустя три года после революции, монастырские здания были проданы с аукциона, а святые мощи были растоптаны и сожжены революционерами.

В монастыре был устроен трактир с винным погребом. В 1822 году он был разрушен вместе с другими монастырскими помещениями.

После того, как в 1898 году во Франции было создано Движение по восстановлению памятников, остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены национальным достоянием, началось постепенное восстановление обители.

3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаг, изготовленный из песчаника в XIV веке, в котором до революции хранились мощи святой Софии и ее дочерей, а другую – в небольшой реликварий, помещенный в раку с другими святынями.

С 1938 года и по сей день в саркофаге содержится одна из двух частиц мощей святой Софии. Над саркофагом расположены скульптуры святого мученика Христофора, свв. Мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, а также епископа Ремигия, основателя аббатства.

К мощам не оскудевает поток паломников, в том числе и из России. Возле них регулярно совершаются православные богослужения.

Молитва и акафист Святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии

Святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии Православной Церковью был составлен акафист, а также написана краткая молитва.

Молитва святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии

О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою. что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас, грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Торжествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, / с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.

Кондак мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.

Читайте также:
Екатерининский собор в Краснодаре: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, мощи и святыни

Кондак мучениц

Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.

Величание мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Величаем вас, святыя мученицы, Веро, Надеждо, Любы и Софие, и чтим святыя страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

Акафист святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии можно прочитать здесь.

Иконы, картины с изображением мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. XVIII в.

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София изображены в левой части триптиха Виктора Васнецова «Радость праведных о Господе (Преддверие Рая)»

В. Тропинин. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София. 1818

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. Памятник в Петербурге

Храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище

Название местности Миусы, рядом с которой учредили кладбище во время эпидемии 1770-1771 годов, имеет несколько версий происхождения.

Так, по одной из них, в 18 веке Миусы использовали как склад пиломатериалов. Неспроста в 19 веке эта территория называлась Миусская Лесная. По другой версии, когда в устье речки Миус, что на Азовском море, по приказу Петра I стали в 1696 году возводить гавань, здесь разместили склад материалов для строительства.

В народе также бытовала легенда, согласно которой в этом местечке был казнен некий казак Миюска, сподвижник Разина.

Выводится название местности и из тюркского языка, где слово «мюс» означает «угол, рог».

История и описание

В истории храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови история чумы — это только небольшой эпизод. Впоследствии это кладбище стало местом упокоения жителей Марьиной рощи, Бутырки, т. е. окрестных районов, прилегающих непосредственно к этой территории.


Церковь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище

В дальнейшем судьба храма складывалась следующим образом:

  • в 1773 году деревянная церковь появилась на территории кладбища;
  • на средства купца И. П. Кожевникова было построено каменное здание храма в 1823 году, архитектором нового здания стал А. Ф. Элькинский;
  • в 1835 году пожертвовала значительную сумму вдова гвардии прапорщика Александра Абрамовна Неронова, так что смогли пристроить к храму приделы в честь свт. Митрофана Воронежского (прославленного в 1832 году) и иконы Божией Матери «Знамение»;
  • в один ярус колокольни появились по обе стороны храма

В 1912 году произошли последние крупные перестройки в храме дореволюционной эпохи. Тогда расширили трапезу и возвели колокольню в четыре яруса, в таком виде церковь Веры, Надежды Любови и Софии дожила до наших дней.

Интересный факт! Святитель Московский Филарет (Дроздов) после пристройки приделов в 1835 году храм освятил сам. После 1917 года священномученик Патриарх Тихон в церкви не раз служил здесь.

Вплоть до своего закрытия в 1934 году храм принадлежал обновленцам и посещался москвичами весьма редко. После закрытия церковь передали в ведомство Министерства здравоохранения, которое использовало его как подсобное помещение, причем было пристроено две совершенно не вписывающиеся в облик храма постройки.

Храм Веры, Надежды, Любови и Софии на Миусском кладбище

Храм Веры, Надежды, Любови и Софии на Миусском кладбище

назван так во имя небесной покровительницы императрицы Екатерины Великой (урожденной Софии).Поводом для строительства этого храма стала ужасная эпидемия чумы, разразившаяся в Москве в 1770-1771 гг. Умирало так много людей, что не хватало мест на городских кладбищах. Во избежание распространения инфекции в первопрестольной начали открывать новые кладбища за пределами городской черты. Одним из таких стало Миусское, получившее название от местности, в которой располагалось. Здесь хоронили в основном жителей Марьиной Рощи и Бутырок.

В Москве умерших погребали обычно при церквах, так что с основанием нового кладбища сразу же строили часовню или небольшой храм. Церковь на Миусском кладбище освятили в честь мц. Софии и трех ее дочерей – Веры, Надежды и Любови 20 января 1773 г., поручив наблюдение за ней В.И. Баженову.

Спустя полвека, в 1821 г., по инициативе купца Ивана Кожевникова (похоронен на Миусском кладбище) и на его же средства (он пожертвовал около 6 000 рублей) вместо обветшавшей деревянной церквушки на том же месте начали возводить каменный храм в стиле ампир по проекту известного архитектора А. Элькинского. Ротонда на четверике с полукруглой апсидой и трапезной – так выглядел храм изначально. Митрополит Московский Филарет (Дроздов) освятил церковь во имя святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии 29 мая 1823 г.

Венчание в храме

В 1834-1835 гг. гвардии прапорщица А. Неронова сделала пожертвование на устройство двух приделов – в честь иконы Божией Матери «Знамение» и во имя свт. Митрофана Воронежского. Несколько позднее над приделами с западной стороны были возведены две симметричные одноярусные колоколенки. Храм стал напоминать любимый собор Екатерины II — Троицкий – в Александро-Невской лавре Петербурга.

Чудотворная икона «Скоропослушница»

Далее храм все более расширялся. В 1898 г. началось строительство церковной библиотеки, в 1912 г. расширили трапезную и возвели четырехъярусную колокольню в стиле классицизма, а рядом построили богадельню.

После Октябрьского переворота храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софии постигла участь других церквей. В 1920-е годы здесь часто служил вновь избранный Патриарх Тихон (последний раз – в 1925 г.), в 1922 г. из храма были экспроприированы ценности, а в начале 1930-х он и вовсе был закрыт. Крест сбили, верхние ярусы колокольни разобрали, вокруг соорудили несколько уродливых промышленных пристроек, разместив в здании храма цех по выпуску медицинских учебных пособий.

Читайте также:
Николо-Перервинский монастырь в Москве: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Феодоровская икона Божией Матери

В 1990 г. обезображенное и оскверненное здание церкви вернули верующим, которые тут же терпеливо взялись за восстановление храма в формах начала ХХ века.

Ныне храм практически отреставрирован, в нем хранятся несколько особо почитаемых святынь. Одна из них мироточивая икона Божией Матери «Скоропослушница». Миро начало истекать в 1997 г. И хотя, спустя несколько лет, мироточение прекратилось, но люди и по сей день получают от чудесной иконы помощь и избавление.

С 2012 г. храм Веры, Надежды, Любови и Софии на Миусском кладбище

является Патриаршим Подворьем, настоятелем туда назначен митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, подаривший храму еще один почитаемый образ Богородицы – список с чудотворной Феодоровской иконы, помощницы в родах.

Деятельность прихода

За два десятка лет своей новейшей истории при храме сложилась община, состоящая из прихожан окрестных микрорайонов. Ведется довольно активная просветительская и миссионерская деятельность, выражающаяся в следующем:

  • ежедневно при храме проводятся занятия по основам христианской веры, которые могут посетить все желающие, а в особенности, те кто готовится к Таинству Крещения или восприемника при Крещении младенца;
  • при храме действует воскресная школа для детей в возрасте от 4 до 15 лет, школа располагается в отдельном здании и имеет свою библиотеку;
  • для людей старше 15 лет при церкви действует молодежный клуб, при котором проводятся встречи группы по изучению Св. Писания.


Богослужение в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии

Активно занимаются прихожане и социальной деятельностью, периодически проводятся ярмарки-распродажи изделий учеников, которые занимаются в кружках при воскресной школе. Собранные средства поступают на благотворительные нужды. Собираются вещи для малоимущих, прихожане и духовенство посещают больницы и детские дома, расположенные в округе.

Схема Миусского кладбища

С МКАД на Ярославское ш. и просп. Мира, через 6 км съезд вправо, на ул. Сущёвский Вал, через 2 км поворот вправо, на Савёловский проезд и снова вправо, к храму.

Телефон

В храме при Миусском кладбище можно заказать требы по усопшему. Для тяжелобольных совершаются таинства:

  • исповедь;
  • соборование;
  • причастие в больнице или на дому.

С помощью Ritual.ru при организации православных похорон можно подать записку об упокоении м заказать совершение треб:

  • отпевания в храме и на дому;
  • заочного отпевания, если тело умершего отсутствует;
  • панихиды;
  • сорокоуста.

Комплект для погребения в православной традиции:

Покрывало (саван), крест нательный, крест в руку, венчик на голову, листок с разрешительной молитвой, надгробный восьмиконечный крест.

Средний размер пожертвования при отпевании в храме

На отпевание, согласно устоявшейся традиции, принято делать посильное добровольное пожертвование. При этом средняя сумма составляет 2 – 5 тысяч рублей.

ПО ПРАВОСЛАВНОМУ ОБРЯДУ

Святыни

Храм возрожден после долгих лет забвения и разрухи, прежние святыни были утрачены, но появились новые, которые привлекают к себе благочестивых паломников и наполняют церковь Божественной благодатью.

  1. Икона Божией Матери «Скоропослушница», передана в 1991 году сестрой архимандрита Бориса (Морозова). В 1997 году она начала мироточить, так, что миро стекало вниз и скапливалось в небольших сосудах. Сейчас мироточение прекратилось, но икона почитается чудотворной.
  2. Феодоровская икона Божией Матери, точный список которой передан в храм митрополитом Астанайским и Казахстанским Александром. Федоровская икона по преданию была принесена из Византии в XII веке. Она всегда сопровождала св. блгв. кн. Александра Невского, первый царь из династии Романовых Михаил, был благословлен на царство этой иконой.
  3. Здесь же в храме пребывает ковчег с десницей великого исповедника XX века, Севастиана Карагандинского, прославившегося своей стойкостью в вере и старческим даром, ведь он был одним из последних учеников Оптинских старцев.
  4. Также в церкви находятся частицы святых мощей преподобномучеников Феогноста и Серафима Алма-Атинских.

Все последние святыни были принесены настоятелем подворья митрополитом Александром и явились большим духовным украшением храма.

Храм возвратили верующим только — в 1990 году

Храм вернули верующим в 1992 году, и уже почти сразу начали проводить богослужения. Восстанавливать храм дали настоятелю храма протоиерею Борису Присяжнику.

Был воссоздан облик храма начала 20 века. Полностью заменили крышу, расписали стены, иконы расставили по своим законным местам.

Не стоит, не сказать, об этом замечательном человеке. Родился Борис в семье простого рабочего. В детстве он потерял очень многих. Отец погиб на войне, немцы сожгли хату, в которой погибла младшая сестра. Спустя некоторое время другая сестра умирает от воспаления легких.

Мать Бориса помогала монахам, и они отправили в Бориса в школу, а затем учиться в духовное училище. После окончания, Борис был повенчан с девицей Зинаидой Ершовой.


Протоиерей Борис Присяжнюк — первый, кто восстанавливал храм Веры, Надежды Любови, после разрухи. Почил 1 сентября 2011 года

Отца Бориса отправили восстанавливать храм Веры, Надежды, Любови в Москву. Он очень любил этот храм и совершал богослужения с любовью в сердце.

До конца жизни батюшки, матушка была его спутницей и помощницей на всем его жизненном пути. Она пела в церковном хоре и помогала отцу Борису в строительстве храма.

Они вырастили вместе 3 детей. Отец Борис был очень скромным человеком, он обладал странным талантом — бесконечно слушать. Он постоянно и подолгу разговаривал со своими прихожанами в храме. Он принимал все с любовью, кто бы к нему не обратился.

Читайте также:
Новодевичий монастырь в Москве: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

К сожалению, 1 сентября этот замечательной души человек, отошел ко Господу. 3 сентября 2011 года Божественную литургию вместе с чином отпевания совершил Преосвященный Тихон, епископ Подольский.

Многие присылали телеграммы с соболезнованиями, одним из которых был даже Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

Святейший Патриарх Московский и всея Руси

«Со скорбью воспринял известие о кончине возродителя и долголетнего настоятеля храма Веры Надежды Любови и Софии на Миусском кладбище г. Москвы протоиерея Бориса Присяжнюк…».

14 марта 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, распорядился, чтобы при храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище в Москве открыли представительство Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан.

После Патриарх назначил настоятелем храма главу Митрополичьего округа митрополита Астанайского и Казахстанского Александра.


Митрополит Александр — епископ Русской православной церкви. Митрополит Астанайский и Казахстанский, глава Казахстанского митрополичьего округа. Именно его назначили настоятелем храма Веры, Надежды, Любови в Москве

Митрополит Александр был крещен в честь святого благоверного князя Александра Невского. В дар храму он подарил копию иконы чудотворной Божией Матери «Феодоровская».


Чудотворный образ Божией Матери «Феодоровская». Именно этот образ митрополит Александр, настоятель храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, преподнес в храм

В дар храму настоятель митрополит Александр преподнес ковчег с десницей преподобноисповедника схиархимандрита Севастиана, старца Карагандинского.

В том же году он передал в дар храму частицы мощей святых преподобномучеников Серафима и Феогноста Алма-Атинских.

Престольные праздники

Главный престол посвящен св. мч. Вере, Надежде, Любови и матери их Софии, день памяти отмечается 30 сентября.


Мозаичная икона святых мучениц над входом в храм

Память свт. Митрофана Воронежского, в честь которого освящен один из приделов, чествуется Церковью 7 августа, когда он почил и 23 ноября, когда был прославлен в лике святых.

Еще один придел в честь иконы Божией Матери «Знамение», которая памятуется Церковью 27 ноября.

История[править]

Храм в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище был основан во второй половине XVIII века.

Миусское кладбище учреждено во время эпидемии чумы 1770-1771 годов за Камер-Коллежским валом близ местности Миусы, от которой и получило свое название. Интересно происхождение названия местности: Миусы (Миусское поле) известно с конца XVIII в., когда его приспособили под склад и продажу лесоматериалов (в XIX в. территорию называли Миусская Лесная). Есть версия, что во время строительства в 1696г. Петром I в устье реки Миус (на Азовском море) новой гавани здесь мог размещаться склад материалов для неё. В то же время бытует легенда, что здесь был казнён сподвижник Степана Разина казак Миюска. Некоторые исследователи выводят это название из тюркского языка (мюс, мюйюз — «рог, «угол»).

На Миусском кладбище главным образом хоронили купцов, ремесленников и мещан из соседних районов — Бутырок и Марьиной рощи.

Первая небольшая деревянная церковь во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии была освящена здесь 20 января 1773 года.

В 1823 году на средства купца И. П. Кожевникова взамен деревянной построена каменная в стиле ампир (архитектор А.Ф, Элькинский).

Чин освящения храма совершил святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский.

В 1834 году по сторонам пристроены приделы в честь иконы Божией Матери «Знамение» и святителя Митрофана Воронежского на средства гвардии прапорщицы Александры Абрамовны Нероновой. Позже со стороны западного фасада над приделами, симметрично главной оси храма, возведены две одноярусные колокольни. Однако в 1912 году храм снова перестраивался — была расширена трапезная часть, возведена четырехъярусная колокольня.

В начале 1920-х годов в храме неоднократно служил святитель Тихон, Патриарх Всероссийский.

В 1922 году из уцелевших храмов и монастырей изымаются церковные ценности. Разорение храма на Миусском кладбище пришлось на 5 апреля, когда было изъято «4 пуда 4 фунта 25 золотников золотых и серебряных изделий».

На 1 января 1933 года в храме свв. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище служили «живоцерковники»1: (ГАРФ. Ф. р-5263. Оп. 1)

В 1934 году храм закрыт, крест с него сбит, колокольня сломана до первого яруса. За апсидами, по бокам купола и над трапезной сделаны уродливые пристройки. В здании храма разместился цех оборудования «Медучпособие» Минздрава РСФСР.

Русской Православной Церкви храм возвращен в 1990 году, и с 28 сентября здесь возобновлены богослужения. Под руководством настоятеля храма, протоиерея Бориса Присяжнюка (+2011) было воссоздано архитектурно-художественного облика храма начала ХХ века. Была заменена крыша, которая теперь полностью покрыта медью, в храм заняли своё место иконы в киотах, расписаны стены.

С 2012 года храм является Патриаршим Подворьем.

14 марта 2012 года распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище в Москве открыто представительство Митрополичьего округаРусской Православной Церкви в Республике Казахстан.2

Указом Святейшего Патриарха Кирилла настоятелем храма — Патриаршего подворья на Миусском кладбище — назначен глава Митрополичьего округа митрополит Астанайский и Казахстанский Александр.

Копия чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: