Харьковский Благовещенский собор: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Харьковский Свято-Благовещенский собор — великолепие единственного в мире православного храма в византийском стиле

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Посещая город Харьков не забудьте обязательно сходить в Благовещенский кафедральный собор Харькова. Местные жители отмечают, что это один из самых необыкновенных храмов всей Украинской православной церкви. А те, кто просит милостыню под стенами храма утверждают, что если пробыть там длительное время, то можно услышать всю историю города.

История

История собора, а вернее еще деревянной церкви, началась в 50-х годах XVII столетия, когда одновременно с развитием Харькова основываются форпосты православия — церкви Рождественская, Николаевская, Вознесенская и Благовещенская.

Бурная судьба церкви пестрит трагическими событиями, первым из которых был пожар 1738 года, когда она была полностью уничтожена. Но благодаря прихожанам Залопаньского поселения церковь недолго находилась в забвении — ее быстро восстановили в первозданном виде.

Однако новая деревянная церковь простояла недолго — в 1789 году было принято решение о замене ее на каменную по проекту Петра Анатольевича Ярославского (1750 – 1810), которая через пять лет была освящена и открыла свои двери прихожанам.

Расширение церкви, до 1836 года однопрестольной (стол для совершения таинства Святого Причастия у христиан), связанное с увеличением прихода, вызвало пристройку придельных храмов великомучеников Варвары и Иоанна Воина при содействии церковного старосты А. Д. Скрыпника. Что в последствии дало возможность храму носить титул “Городского собора” (до 1863 года).

Первая каменная Благовещенская церковь, 1846

Расширение прихода на этом не остановилось, что потребовало либо расширение существующего храма либо постройки нового. На расширенном заседании церковного прихода в 1887 году было принято решение в пользу последнего и закладка нового храма состоялась 2 октября 1888 года. Новое здание храма строилось по проекту Михаила Ивановича Ловцова (1850 — 1907) — будущего главного архитектора Харькова – в течении двенадцати лет, в то время как богослужения происходили в старом здании.

Общая смета строительства собора составила 400 000 рублей. Освящен храм был в 1901 году, после сноса здания старого храма, из которого были перенесены иконы и церковная утварь. А в 1913 году собору уже возвращен статус “Городского собора”.

После 1917 года собор не теряет своего религиозного значения: в 1919 году справа освящена церковь Антония Римлянина, а в 1921 году в часовне — Сергея Радонежского.

Тяжело пришлось зданию собора после 1930 года, когда в его стенах разместили конюшни и нефтехранилище.

Колокольня Благовещенского собора Харькова Колокольня харьковского Благовещенского собора

Возобновление богослужения в соборе произошло лишь в 1943 году, после чего храм использовался только как религиозное сооружение. Для усиления его духа в собор были перенесены мощи святых Мелетия и Афанасия (Петелария), а в 1946 году присвоен статус “кафедрального”.

Стихийные бедствия продолжали преследовать собор – в ночь с 1 на 2 июля 1974 года ураганом сорвало крест с колокольни и отнесло к реке.

Третьей святыней храма в 1993 году стали мощи мощи священномученика Александра (Петровского).

В июле 1996 года сильным ураганом погнуло новый крест на колокольне. Год спустя, 2 июня 1997 года восстановленный крест вместе с верхней частью купола колокольни был уничтожен пожаром, возникшим в верхней части подкупольного помещения при проведении сварочных работ. При восстановлении купола после пожара его высота несколько увеличилась.

В 2007—2008 годах вокруг храма устроена новая ограда, подчеркнувшая его монументальность.

7 мая 2011 года Благовещенский Собор посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Это стал первый в истории официальный визит главы РПЦ в Харьков.

Советские годы

Вход на территорию собора с запада

16 ноября 1919 года с правой стороны собора была освящена церковь во имя преп. Антония Римлянина. Осенью 1921 года в часовню с северной стороны колокольни была перенесена бывшая домовая церковь Второй мужской гимназии во имя преп. Сергия Радонежского.

С 1922 по 1924 годы за собор шла усиленная борьба разных православных юрисдикций (обновленцев Веденского и украинцев, стремившихся отобрать храм у каноничной РПЦ). 22 марта 1923 года была попытка закрытия храма, повторявшаяся и в дальнейшем. К 1925 г. ситуация несколько стабилизировалась. С 1925 по 1926 гг. в здании собора даже проводились, с разрешения властей, концерты духовной музыки.

14 февраля 1930 года постановлением секретариата ВУЦИК собор был окончательно закрыт. Согласно постановлению, помещение храма должно было быть использовано для культурных целей. Однако, по свидетельству старожилов, некоторое время в его помещениях находились конюшня и склад нефтепродуктов.

Как и другие харьковские церкви, собор был открыт для богослужений во время германской оккупации; по окончательном восстановлении советской администрации в августе 1943 года остался открытым.

В 1946 году стал кафедральным собором епархиального центра, которым остаётся и поныне. В 1948 году сюда были перенесены из Покровского монастыря мощи харьковского святителя Мелетия (Леонтовича), а из музея — мощи святителя Афанасия Пателария, Патриарха Константинопольского.

В июле 1974 года грозовой шквал обрушил чугунный крест колокольни.

Описание

Благовещенский собор ночью
Первоначальная однопрестольная деревянная церковь (1655 — 1794) Благовещения Пресвятой Богородицы была выполнена в трехглавой форме с отдельно стоящей колокольней. Главной достопримечательностью была икона Казанской Божией Матери в позолоченной ризе (1776 г.).

Первая каменная церковь (1789 – 1901) (проект П. А. Ярославского) была однокупольной трехпрестольной (два теплых, один – холодный) с каменной колокольней.

Нынешний харьковский Благовещенский, выстроенный по проекту М. И. Ловцова, пятиглавый со множеством декоративных элементов возведен в византийском стиле с чередованием рядов красного кирпича и светлой штукатурки. Храм имеет два ряда окон, использующиеся для освещения и декорации. Общая вместительность собора достигает четырех тысяч человек благодаря своим размерам: высота — 59 м, ширина — 34 м.

Читайте также:
Иларион Алфеев - биография священника, личная жизнь, где служит, труды и книги

Каменная колокольня, в свое время одна из наиболее высоких (80 м), пристроена к центральной части храма.

Общая вместимость храма около 5000 прихожан.

Новый храм

Благовещенская церковь на открытке начала XX века

Торжественная закладка новой церкви была совершена 2 октября 1888 года рядом со старым храмом, действовавшим во время двенадцатилетнего строительства. По поручению строительного комитета проект был разработан архитектором Харьковского технологического института профессором М. И. Ловцовым, членом Благовещенского прихода. Финансирование строительства осуществлялось в основном за счёт многочисленных и щедрых пожертвований купцов, как харьковских, так и других городов. Все расходы по сооружению церкви и внутреннему убранству обошлись в 400 000 рублей, одного кирпича положено около 7 миллионов.

Смело экспериментируя в модном византийско-русском стиле с элементами эклектики, архитектор придаёт храму, увенчанному традиционным московским пятиглавием, древневизантийское полусферическое очертание и противопоставляет его массивному объёму (34 м лицевого фасада на 59 м высоты) лёгкость псевдоготической ярусной колокольни (80 м). Обилие деталей и полихромное решение фасадов с чередованием горизонтальных рядов красного кирпича и светлой штукатурки создают своеобразный запоминающийся облик храма.

Церковь была окончена и освящена в 1901 году. Тогда же снесён старый храм, из которого в новый были перенесены наиболее чтимые иконы Спасителя, Божией Матери, Николая Чудотворца, Иоанна Воина, великомученицы Варвары. Один из крупнейших храмов Российской империи вмещает 3500-4000 человек. Иконостас из белого каррарского мрамора был выполнен московским мастером В. И. Орловым. 29 икон главного иконостаса — А. Д. Данилевский (Санкт-Петербургская Императорская Академия художеств), иконы боковых иконостасов — М. Д. Михайлов, стенная роспись И.Н. Святенко (Харьков). Основные иконографические мотивы взяты из киевского Владимирского собора и отчасти из храма Христа Спасителя в Москве. Боковые апсиды, как и в прежней Благовещенской церкви, во имя святого великомученика Иоанна Воина и святой великомученицы Варвары. В цокольном крестильном храме престол в честь Всех Святых.

3 июля 1914 года церкви вновь присваивается статус «градского собора».

Внутреннее убранство

С 1946 года в храме покоятся нетленные мощи сидящего на троне Афанасия Цареградского, которые являются единственными такого рода в православном мире. В 1654 году он умер в одном из путешествий, сидя на троне, и был захоронен в том же положении. Чудеса, являемые нетленными мощами святого, неоднократно описывались священнослужителями. Продолжаются чудеса до сих пор: одеяние и обувь св. Афанасия полностью изнашиваются в течение двух-трех недель, научного объяснения этому явлению на данный момент нет.

Внутреннее убранство Благовещенского собора (Харьков) поражает своим богатством и великолепием. Реставраторами была проделана большая работа, в результате которой обновленный алтарь, стенные росписи и декоративные элементы сделали храм настоящей жемчужиной православных обителей.

На территории собора захоронен известный своими добрыми делами Харьковский митрополит Никодим, скончавшийся в 2011 году.

Легенды

Наверное, ни о каком другом храме мира не ходит только легенд, сколько их существует о Благовещенском соборе.

По первой легенде, весь город падет, если вынуть из храма мощи св. Афанасия.

Вторая легенда гласит, что место выбрано неудачное: то ли раньше там виселица городская была, то ли капище языческое, то ли вообще пересекаются плоскости потусторонних миров. В доказательство этого приводят трижды пострадавший крест храма: один раз его унесло в реку, второй ураганом согнуло под углом 90 градусов по отношению к куполу, ну а в третий раз вообще огнем уничтожило. Однако место для будущего храма выбиралось еще в далеком XVII веке, а тогда этому уделялось большое значение.

Третья легенда гласит, что Благовещенский собор и Белгородский монастырь связывает подземный тоннель. Кто знает, может эта легенда и правдива, опровержения никто не давал.

XVII—XIX век

Первая церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы основана около 1655 г., одновременно с Николаевской и Рождественской. Деревянный однопрестольный храм Залопанского прихода был выполнен в традиционных украинских трёхкупольных формах с отдельно стоящей деревянной рубленной колокольней и обнесён плетнём вместо ограды. Бурное развитие поселения дало толчок к расширению прихода: согласно Куряжским актам 1720 г. в штате церкви находятся уже двое священников. После крупного пожара в 1738 г. восстановлена в том же виде. Изображение сохранилось на плане города 1787 года.

Из священников этого периода известны: о. Алексей (Куряжские акты 1659 года), о. Павел (Куряжские акты 1701 и 1713 годов), Иоанн Матвеев (†1738 г.) и его сослуживец Автоном Захарьев (†1779 г.), Герасим Сливицкий и Петр Рожанский, его сослуживец Матфей Рожанский.

Первая каменная Благовещенская церковь, 1846

В 1789 году был заложен новый каменный однокупольный храм в стиле раннего классицизма по проекту П. А. Ярославского, освящённый 8 сентября 1794 года. Как и все приходские церкви Харькова, был однопрестольным до 1830-х годов, когда рост населения вызвал необходимость расширения старых харьковских храмов. В 1836—1838 гг. были пристроены приделы во имя св. великомученика Иоанна Воина и св. великомученицы Варвары. Главным их устроителем был церковный староста купец Александр Дмитриевич Скрыпник. В 1844—1846 годах произведен капитальный ремонт. Старанием подполковника М. И. Батезатула главы на церкви, иконостас, горнее место, жертвенник и сень над престолом были вызолочены «лучшим червонным золотом».

В 1846—1863 годах церковь носила титул «градского собора». Описание согласно ведомости по харьковскому градскому благочинию за 1858 г.:

Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы зданием каменная, с каменной крепкой колокольнею. Имеет три престола: во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (холодный), а последние два теплые. Утварью достаточна. Причта положено по штату: протоиерей, священник, диакон, дьячков — 2 и пономарей — 2. Земли при сей церкви никакой нет. На содержание священнослужителей жалованья не получается, а получают они доброхотные даяния прихожан. Приписаний к сей церкви нет. Домовая в сем приходе церковь во 2-й Харьковской мужской гимназии во имя преп. Сергия Радонежского (основана она в 1851 г., зданием тоже каменная). Настоятель — протоиерей Стефан Яковлевич сын Стефаневский. Число прихожан: мужчин — 484 чел., женщин 568.

Читайте также:
Московская Казанская церковь в Коломенском: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В этом же году в связи со всё более увеличивавшимся ростом прихода был поднят вопрос о кардинальной реставрации храма, но остался открытым, а церковь была только несколько расширена. 22 ноября 1887 года по инициативе небольшого кружка именитых и зажиточных прихожан и с разрешения архиепископа Амвросия (Ключарева) состоялось расширенное собрание прихожан, на котором единодушно принято решение о строительстве нового храма.

Святыни

  • Озерянская икона Божией Матери — чтимый список.
  • Харьковская Елецкая икона Божией Матери — чудотворная икона.
  • Мощи Афанасия III Пателлария, патриарха Цареградского, лубенского чудотворца (сидит в облачении, преставился в 1654).
  • Мощи святителя Мелетия Леонтовича, архиепископа Харьковского (преставился в 1840).
  • Мощи священномученика Александра Петровского, архиепископа Харьковского (преставился в 1940).
  • В нижнем храме — гроб с телом митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима Руснака (преставился 15 сентября 2011).

Благовещенский собор (Харьков), расписание служб

Храм вмещает до 5000 человек, в праздничные службы прихожане, не попавшие в здание, стоят даже на территории собора.

Каждую субботу в 16.00 начинается Воскресная всенощная служба, а в 7 утра следующего дня читается Божественная литургия. Время крещений, венчаний, панихид и прочих треб необходимо согласовывать отдельно.

Более подробную информацию на официальном сайте предоставляет Благовещенский собор (Харьков). Расписание праздничных богослужений, посты, новости, просьбы – все это можно найти на страничке храма в Интернете.

Собор открыт для всех каждый день с 7.30 до 11.30.

Как добраться

Храм находится недалеко от станции метро «Центральный рынок».

Можно доехать на автобусе любого маршрута, проходящего через Центральный рынок или Полтавский шлях, на 20 маршруте трамвая до Центрального рынка или на 6 маршруте до остановки «Лопанская набережная».

Благовещенский собор Харькова – одно из 7 чудес города, красивейший, величественный собор, который стал его настоящей визитной карточкой. Храм – одно из мест православного паломничества, ежегодно посещаемый очень большим количеством верующих.

Благовещенский собор (Харьков) — что это такое

Идёт загрузка карты…

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы

(Благовещенский собор) в Харькове — кафедральный собор Харьковско-Богодуховской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата. Является памятником архитектуры.

История

История собора, а вернее еще деревянной церкви, началась в 50-х годах XVII столетия, когда одновременно с развитием Харькова основываются форпосты православия — церкви Рождественская, Николаевская, Вознесенская и Благовещенская.

Бурная судьба церкви пестрит трагическими событиями, первым из которых был пожар 1738 года, когда она была полностью уничтожена. Но благодаря прихожанам Залопаньского поселения церковь недолго находилась в забвении — ее быстро восстановили в первозданном виде.

Однако новая деревянная церковь простояла недолго — в 1789 году было принято решение о замене ее на каменную по проекту Петра Анатольевича Ярославского (1750 – 1810), которая через пять лет была освящена и открыла свои двери прихожанам.

Расширение церкви, до 1836 года однопрестольной (стол для совершения таинства Святого Причастия у христиан), связанное с увеличением прихода, вызвало пристройку придельных храмов великомучеников Варвары и Иоанна Воина при содействии церковного старосты А. Д. Скрыпника. Что в последствии дало возможность храму носить титул “Городского собора” (до 1863 года).

Первая каменная Благовещенская церковь, 1846

Расширение прихода на этом не остановилось, что потребовало либо расширение существующего храма либо постройки нового. На расширенном заседании церковного прихода в 1887 году было принято решение в пользу последнего и закладка нового храма состоялась 2 октября 1888 года. Новое здание храма строилось по проекту Михаила Ивановича Ловцова (1850 — 1907) — будущего главного архитектора Харькова – в течении двенадцати лет, в то время как богослужения происходили в старом здании.

Общая смета строительства собора составила 400 000 рублей. Освящен храм был в 1901 году, после сноса здания старого храма, из которого были перенесены иконы и церковная утварь. А в 1913 году собору уже возвращен статус “Городского собора”.

После 1917 года собор не теряет своего религиозного значения: в 1919 году справа освящена церковь Антония Римлянина, а в 1921 году в часовне — Сергея Радонежского.

Тяжело пришлось зданию собора после 1930 года, когда в его стенах разместили конюшни и нефтехранилище.

Колокольня Благовещенского собора Харькова Колокольня харьковского Благовещенского собора

Возобновление богослужения в соборе произошло лишь в 1943 году, после чего храм использовался только как религиозное сооружение. Для усиления его духа в собор были перенесены мощи святых Мелетия и Афанасия (Петелария), а в 1946 году присвоен статус “кафедрального”.

Стихийные бедствия продолжали преследовать собор – в ночь с 1 на 2 июля 1974 года ураганом сорвало крест с колокольни и отнесло к реке.

Третьей святыней храма в 1993 году стали мощи мощи священномученика Александра (Петровского).

В июле 1996 года сильным ураганом погнуло новый крест на колокольне. Год спустя, 2 июня 1997 года восстановленный крест вместе с верхней частью купола колокольни был уничтожен пожаром, возникшим в верхней части подкупольного помещения при проведении сварочных работ. При восстановлении купола после пожара его высота несколько увеличилась.

В 2007—2008 годах вокруг храма устроена новая ограда, подчеркнувшая его монументальность.

7 мая 2011 года Благовещенский Собор посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Это стал первый в истории официальный визит главы РПЦ в Харьков.

Свято-Благовещенский собор в Харькове — наши дни

В 1946-м году в Свято-Благовещенский собор передаются чудотворные нетленные мощи единственного в мире сидящего на троне святого — Афанасия Цареградского

. В 1654-м году во время одного из путешествий он умер прямо на троне и был захоронен в сидячем положении. В 1662-м году Святой Афанасий явился во сне митрополиту. Практически сразу же были извлечены из-под земли его мощи, которые оказались нетленными. Довольно трудно определить дату, в какой период времени Святой Афанасий Цареградский был причислен к святым.

Неоднократно священнослужителями описывались чудеса, которые являли его нетленные мощи. Увы, трон святителя Афанасия в 1922-м году был разграблен. Дело все в том, что трон был выполнен мастерами из чистого серебра и украшен драгоценными камнями. Благодаря стараниям реставраторов, кресло, на котором покоятся мощи Афанасия Цареградского, практически восстановлено.

Читайте также:
Свенский монастырь в Брянске: история и адрес монастыря, храмы и постройки

К слову, чудеса продолжаются и по сей день: одеяние Святого Афанасия и его тапочки в течение двух-трех недель полностью изнашиваются. К его трону ежегодно совершают паломничество тысячи православных христиан и монахов. Не так давно к мощам Святого Афанасия прибыли монахини из Почаевского монастыря, которые выставили на время своего пребывания в Благовещенском соборе чудотворную икону Почаевской Божьей Матери.

Внутреннее убранство Свято-Благовещенского собора в Харькове поражает своим великолепием. После реставрационных работ, во время которых были обновлены росписи, декоративные элементы и алтарь, храм стал настоящим «ограненным бриллиантом» всего православного мира. Кроме нетленных мощей Афанасия Цареградского, сидящего на троне в главном помещении храма, в кафедральном соборе Харькова хранятся мощи Александра Петровского, умершего в 1940-м году, Мелетия Леонтовича, преставившегося в 1840-м году. Кроме этого, совсем недавно в харьковском Благовещенском соборе был захоронен митрополит Харьковский Никодим, который прославился своими добрыми делами не только у себя на родине, но и за ее пределами.

Описание

Благовещенский собор ночью
Первоначальная однопрестольная деревянная церковь (1655 — 1794) Благовещения Пресвятой Богородицы была выполнена в трехглавой форме с отдельно стоящей колокольней. Главной достопримечательностью была икона Казанской Божией Матери в позолоченной ризе (1776 г.).

Первая каменная церковь (1789 – 1901) (проект П. А. Ярославского) была однокупольной трехпрестольной (два теплых, один – холодный) с каменной колокольней.

Нынешний харьковский Благовещенский, выстроенный по проекту М. И. Ловцова, пятиглавый со множеством декоративных элементов возведен в византийском стиле с чередованием рядов красного кирпича и светлой штукатурки. Храм имеет два ряда окон, использующиеся для освещения и декорации. Общая вместительность собора достигает четырех тысяч человек благодаря своим размерам: высота — 59 м, ширина — 34 м.

Каменная колокольня, в свое время одна из наиболее высоких (80 м), пристроена к центральной части храма.

Общая вместимость храма около 5000 прихожан.

Новый храм


Торжественная закладка новой церкви была совершена 2 октября 1888 года рядом со старым храмом, действовавшим во время двенадцатилетнего строительства. По поручению строительного комитета проект был разработан архитектором Харьковского технологического института профессором М. И. Ловцовым, членом Благовещенского прихода. Финансирование строительства осуществлялось в основном за счёт многочисленных и щедрых пожертвований купцов, как харьковских, так и других городов. Все расходы по сооружению церкви и внутреннему убранству обошлись в 400 000 рублей, одного кирпича положено около 7 миллионов.

Смело экспериментируя в модном византийско-русском стиле с элементами эклектики, архитектор придаёт храму, увенчанному традиционным московским пятиглавием, древневизантийское полусферическое очертание и противопоставляет его массивному объёму (34 м лицевого фасада на 59 м высоты) лёгкость псевдоготической ярусной колокольни (80 м). Обилие деталей и полихромное решение фасадов с чередованием горизонтальных рядов красного кирпича и светлой штукатурки создают своеобразный запоминающийся облик храма.

Церковь была окончена и освящена в 1901 году. Тогда же снесён старый храм, из которого в новый были перенесены наиболее чтимые иконы Спасителя, Божией Матери, Николая Чудотворца, Иоанна Воина, великомученицы Варвары. Один из крупнейших храмов Российской империи вмещает 3500-4000 человек. Иконостас из белого каррарского мрамора был выполнен московским мастером В. И. Орловым. 29 икон главного иконостаса — А. Д. Данилевский (Санкт-Петербургская Императорская Академия художеств), иконы боковых иконостасов — М. Д. Михайлов, стенная роспись И.Н. Святенко (Харьков). Основные иконографические мотивы взяты из киевского Владимирского собора и отчасти из храма Христа Спасителя в Москве. Боковые апсиды, как и в прежней Благовещенской церкви, во имя святого великомученика Иоанна Воина и святой великомученицы Варвары. В цокольном крестильном храме престол в честь Всех Святых.

3 июля 1914 года церкви вновь присваивается статус «градского собора».

Как добраться

Адрес Благовещенского собора: площадь Благовещенская 1. Добраться до него можно несколькими способами:

  • на метро до станции «Центральный рынок»,
  • автобусами любого маршрута, который проходит через Центральный рынок,
  • трамваем № 7, 12, 20 до остановки «Центральный рынок».

Лучшая статья для Вас, переходите: Монастырь Георгия Хозевита

Храни Вас Господь!

Советские годы

16 ноября 1919 года с правой стороны собора была освящена церковь во имя преп. Антония Римлянина. Осенью 1921 года в часовню с северной стороны колокольни была перенесена бывшая домовая церковь Второй мужской гимназии во имя преп. Сергия Радонежского.

С 1922 по 1924 годы за собор шла усиленная борьба разных православных юрисдикций (обновленцев Веденского и украинцев, стремившихся отобрать храм у каноничной РПЦ). 22 марта 1923 года была попытка закрытия храма, повторявшаяся и в дальнейшем. К 1925 г. ситуация несколько стабилизировалась. С 1925 по 1926 гг. в здании собора даже проводились, с разрешения властей, концерты духовной музыки.

14 февраля 1930 года постановлением секретариата ВУЦИК собор был окончательно закрыт. Согласно постановлению, помещение храма должно было быть использовано для культурных целей. Однако, по свидетельству старожилов, некоторое время в его помещениях находились конюшня и склад нефтепродуктов. Со стороны алтаря была построена автозаправка, просуществовавшая до конца 60-х годов.

Как и другие харьковские церкви, собор был открыт для богослужений во время германской оккупации; по окончательном восстановлении советской администрации в августе 1943 года остался открытым.

В 1946 году стал кафедральным собором епархиального центра, которым остаётся и поныне. В 1948 году сюда были перенесены из Покровского монастыря мощи харьковского святителя Мелетия (Леонтовича), а из музея — мощи святителя Афанасия Пателария, Патриарха Константинопольского.

В июле 1974 года грозовой шквал обрушил чугунный крест колокольни.

XVII—XIX век

Первая церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы основана около 1655 г., одновременно с Николаевской и Рождественской. Деревянный однопрестольный храм Залопанского прихода был выполнен в традиционных украинских трёхкупольных формах с отдельно стоящей деревянной рубленной колокольней и обнесён плетнём вместо ограды. Бурное развитие поселения дало толчок к расширению прихода: согласно Куряжским актам 1720 г. в штате церкви находятся уже двое священников. После крупного пожара в 1738 г. восстановлена в том же виде. Изображение сохранилось на плане города 1787 года.

Читайте также:
Свято-Георгиевский монастырь в Ессентуках: история и адрес монастыря, современное положение

Из священников этого периода известны: о. Алексей (Куряжские акты 1659 года), о. Павел (Куряжские акты 1701 и 1713 годов), Иоанн Матвеев (†1738 г.) и его сослуживец Автоном Захарьев (†1779 г.), Герасим Сливицкий и Петр Рожанский, его сослуживец прот. Матфей Рожанский.

Первая каменная Благовещенская церковь, 1846

В 1789 году был заложен новый каменный однокупольный храм в стиле раннего классицизма по проекту П. А. Ярославского, освящённый 8 сентября 1794 года. Как и все приходские церкви Харькова, был однопрестольным до 1830-х годов, когда рост населения вызвал необходимость расширения старых харьковских храмов. В 1836—1838 гг. были пристроены приделы во имя св. великомученика Иоанна Воина и св. великомученицы Варвары. Главным их устроителем был церковный староста купец Александр Дмитриевич Скрыпник. В 1844—1846 годах произведен капитальный ремонт. Старанием подполковника М. И. Батезатула главы на церкви, иконостас, горнее место, жертвенник и сень над престолом были вызолочены «лучшим червонным золотом».

В 1846—1863 годах церковь носила титул «градского собора». Описание согласно ведомости по харьковскому градскому благочинию за 1858 г.:

Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы зданием каменная, с каменной крепкой колокольнею. Имеет три престола: во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (холодный), а последние два теплые. Утварью достаточна. Причта положено по штату: протоиерей, священник, диакон, дьячков — 2 и пономарей — 2. Земли при сей церкви никакой нет. На содержание священнослужителей жалованья не получается, а получают они доброхотные даяния прихожан. Приписаний к сей церкви нет. Домовая в сем приходе церковь во 2-й Харьковской мужской гимназии во имя преп. Сергия Радонежского (основана она в 1851 г., зданием тоже каменная). Настоятель — протоиерей Стефан Яковлевич сын Стефаневский. Число прихожан: мужчин — 484 чел., женщин 568.

В этом же году в связи со всё более увеличивавшимся ростом прихода был поднят вопрос о кардинальной реставрации храма, но остался открытым, а церковь была только несколько расширена. 22 ноября 1887 года по инициативе небольшого кружка именитых и зажиточных прихожан и с разрешения архиепископа Амвросия (Ключарева) состоялось расширенное собрание прихожан, на котором единодушно принято решение о строительстве нового храма.

Храм святого благоверного великого князя Александра Невского г.Тулы

Святыни храма

В «Исторических записках Александро-Невского Церковно-приходского Попечительства за 1887-1912 гг.» содержится упоминание о поставленных в храме иконах в воспоминание разных событий, радостных для нашего отечества.

Так в ознаменование чудесного спасения Государя Императора и всей августейшей семьи на ст. Борки в храме поставлена икона с изображением святых, память которых празднуется 17 октября. В память 25-летия супружества Государя Императора Александра III сооружены иконы Св. Александра Невского для храма, школы и богадельни. В память восшествия на престол Государя Императора Николая Александровича, на средства члена Попечительства Н.Ф. Соколовой, выписана с Афона икона “Свят. Николая Чудотворца”. Член – М.А. Соколов пожертвовал икону Богоматери “Всех скорбящих радости”. Член – Н.Н. Логачев пожертвовал выписанные им с Афона иконы Богоматери: “Скоропослушницы” и “Достойно есть”. Он же пожертвовал сосуд и дискос. Кроме того в разное время членами Попечительства пожертвованы иконы: Богоматери “Утоли наша печали”, “Почаевския”, “Крест с предстоящими” Пр. Макария Жабынского, Св. Феодосия Черниговскаго, Св. Митрофана Воронежскаго, Иоакима и Дарии, вмч. Варвары, Пр. Сергия.

К сожалению, о судьбе ни одной из указанных икон нам ничего не известно.

После передачи в 2003 г . храма Тульской епархии, община уже вела общественное служение:

1. Окормление воинских частей Тульского гарнизона

2. Окормление Тульского казачества

3. Окормление ветеранских организаций Российской армии и флота

4. Окормление общества сестер милосердия Тульской епархии

12 июня 2003 г . в день рождения св. блгв. вел. кн. Александра Невского в храме проводилось первое чествование кавалеров ордена Александра Невского, ветеранов ВОВ. Депутатом Государственной Думы А.В. Коржаковым в храм была подарена ростовая икона св. блгв. вел. кн. Александра Невского, написанная в XVIII в., где св. Александр изображен с державой и с мечом. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Высокопреосвященнейшего Владимира 9 декабря 2005 г . храму была подарена частица мощей св. Александра и вставлена в сию икону.

В связи с обширным общественным служением 2 февраля 2006 г . в храме были переименованы пределы: северный предел (пр. муч. Евдокии) – в честь иконы Матери Божьей «Феодоровской»; южный предел (прп. Евфимия Нового) – в честь св. прав. воина Феодора Ушакова.

Икона Матери Божьей «Феодоровская» особо почитается в храме. Икона св. прав. воина Феодора Ушакова: ростовая с частичкой мощей, переданной храму по благословению наместника Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря архимандрита Варнавы в марте 2006 г ..

По благословению Владыки храм ведет особое попечение об алкоголе- и наркозависимых.

03 июня 2008 г . в храм была подарена икона Матери Божьей «Неупиваемая чаша», написанная и освященная в Крутицком подворье г. Москвы, в центре святого Иоанна Кронштадского.

Сразу установилось почитание этой великой святыни. Каждую неделю по субботам перед ней служится молебен с акафистом и возносятся молитвы о страждущих.

С 2010 г . при храме окормляется общество православных врачей, в храм были подарены иконы: свят. Луки Войно-Ясенецкого, св. 14000 Вифлеемских младенцев от Ирода избиенных и св. исповедника Георгия Косова с частицами мощей в каждой.

Написана икона свят. Николая: образ Тульский – копия прославленной Тульской святыни, особо чтимой Тульским казачеством.

Все описанные святыни связаны с общественным служением общины.

В воскресной школе храма особое почитание имеет икона св. мученика царевича Алексия, пред ней служатся молебны.

Все иконы в храме – святыни, и через них обильно подается Благодать всем «…труждающимся и обремененным».

Читайте также:
Покровский собор в Севастополе: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Новости

  • Незабываемые дни в обители милосердия
  • 12 Июль 2016

В начале июля группа воспитанниц воскресной школы нашего храма побывала в Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре в городе Малоярославце.

12 июня, в день рождения святого благоверного великого князя Александра Невского, в нашем храме чествовали ветеранов Великой Отечественной войны, награжденных орденом его имени.

Объявления

  • Миссионерская лекция
  • 03 Август 2016

14 августа в 11-30 состоится лекция

С 20 июля по 24 июля на территории района Алексин-Бор и территории детского лагеря «Факел» города Алексин планируется семейный православный походный праздник со спортивным уклоном.

Храм Александра Невского в Туле

Во всем мире знают тульские пряники и самовары, но этот древний русский город уникален еще храмами и монастырями, которых в Туле более сорока. Рядом с православными святынями мирно уживаются молитвенные дома всех течений протестантов, синагоги, мечети и храмы буддистов.

Храм Александра Невского в Туле — христианская святыня конца 19 столетия, отличительной особенностью которого является древнерусский или русско-византийский стиль, когда архитектура остальных церквей основана на классицизме.

История основания

Интересна история строительства этой уникальной тульской жемчужины православия. Купец Третьей гильдии Ефим Харитонович Кучина в 1863 году оставил духовное завещание и средства на возведение в Туле нового храма в честь ангела-хранителя императора Александра Николаевича Александра Невского и в память об уничтожении крепостного права на Руси.

Местом строительства была выбрана Жандармская площадь, ныне переименованная в Александро-Невскую. Городская Дума для составления проекта пригласила архитектора Башкирова, который руководил возведением святыни с 1881 года.

Теплый, каменный храм был возведен к 1885 году, а освящение состоялось в 1886 году.

При основном престоле имелось два придела, один в честь великомученицы Евдокии и как память о мученической кончине царя Александра Второго, второй — в честь преподобного Евфимия Нового и память о купце Кучине, пожертвовавшего средства для возведения Александро-Невской церкви в Туле.

В 1887 году настоятелем собора Александра Невского в Туле стал отец Алексей Бельковский, который до 1897 года правил приходом, создавая крепкое храмовое хозяйство. Арестованный в 1937 году и умерший в большевистских застенках архиепископ Алексий причислен к лику святых великомучеников.

В течение последующих 10 лет на территории храмового комплекса были возведены:

  • дома для проживания священнослужителей;
  • церковно-приходская школа;
  • богадельня для престарелых женщин;
  • сторожка.

К приходу были приписаны близлежащие села, где проживало более 1500 человек. К 1886 году церковная библиотека хранила около 600 книг, в церковно-приходской школе, открытой в 1889 году к 1915 году обучалось более ста детей.

Издалека был виден плоский купол и колокола нововозведенной церкви, стены которой были выложены темно-красным и белым кирпичом, в купола отливали голубым цветом Небес.

Самое видное место в феврале 1889 года в соборе занимала икона, на которой были изображены святой пророк Осия, преподобномученик Андрей Критский, святые Косма и Дамиан, написанная в честь спасения царя Александра Третьего и его семьи во время покушения на них.

Построенный на народные средства храм Александра Невского и далее остается поистине народным.

  • членом попечительства Н. Логачевым в 1895 году был подарен церкви святой образ Богородицы «Достойно есть», написанный на Афоне.
  • Н. Соколовой в дар храму была преподнесена икона Святителя Николая Угодника, также написанную афонскими иконописцами.
  • И. Ивановым была пожертвован святой образ Иоакима и Анны.
  • на средства надворного советника вокруг храма был высажен целый лес из ста березок и 500 сосен.

Отличительной особенностью внутренней отделки было отсутствие убранства на стенах, просто покрашенных масляной краской. Помимо дубовых резных иконостасов только купол был расписан святыми изображениями.

Время закрытия и восстановления

В годы Первой мировой войны из церковной казны было выделено более тысячи рублей для помощи раненым воинам.

  • Революция 1917 года внесла изменения в мирно текущую жизнь тульской святыни. В 1920 году в Александро-Невском соборе появились новые хозяева — обновленческая община, но и это не спасло святыню от закрытия.
  • В 1930 году решением комитета народных депутатов храм был закрыт, его помещения переданы трудовой школе, позже в святых стенах оборудовали хлебозавод.
  • В 1991 году храмовые постройки признаны памятниками архитектуры и отданы под охрану государства.

Только через 70 лет, 22 июня 2001 года началось возрождение тульской святыни, 17 апреля 2003 года ее настоятелем был назначен иерей Виктор Рябовол.

Отец Виктор провел первую после закрытия храма Александра Невского в Туле Литургию в Чистый Четверг 2001 года накануне Пасхи.

Современная социальная жизнь

Восстановление великолепного собора ведется параллельно с социальными служениями, несущими любовь и просвещение в широкие массы. При приходе действует:

  • воскресная школа для детей и взрослых;
  • приходская библиотека;
  • школа военно-патриотического воспитания мальчиков;
  • семейный клуб;
  • школа для будущих и молодых мам;
  • попечительство людей, страдающих от зависимостей.

Не забывают прихожане и о ветеранах ВОВ. Силами священников и воцерковленных христиан с 2010 года ведется окормление в обществе православных врачей и Тульской городской казачьей общины.

Ещё интересные статьи:

При храме работает библиотека духовной книги и церковная лавка. От прежнего великолепного собора остались только голые стены, малые главы были сняты. Фрески на стенах были варварски закрыты плиткой. Только в 2005 году над центральным куполом снова водрузили крест.

Внешний облик Александр-Невской церкви в Туле практически восстановлен. 2 февраля 2006 года состоялось переименование пределов. Так северному пределу преподобной мученицы нарекли имя святого образа Богородицы «Феодоровская», а южную церковь преподобного Евфимия Нового освятили в честь святого праведного воина Федора Ушакова.

Святыни

Как несколько столетий тому назад началось возведение стен тульской жемчужины на народные средства, так и ныне при помощи меценатов храм Александра Невского в Туле пополняется святынями.

В честь первого после восстановления собора празднования 12 июня 2003 года дня рождения благоверного князя, во время которого чествовались кавалеры ордена Александра Невского, ветераны Великой Отечественной войны, депутат Госдумы А.В. Коржаков преподнес бесценный подарок — икону с изображением благоверного князя.

Святой образ был написан в 18 столетии, на нем святой Александр держит в руках меч. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Высокопреосвященнейший Владимир 9 декабря 2005 года благословил храм частицами мощей благоверного князя Александра, которые вставили в икону, подаренную А.В. Коржаковым.

В марте 2006 года наместник Санаксарской мужской обители Рождества Богородицы архимандрит благословил Александровский собор иконой Богородицы «Феодоровская», хранительницей святых мощей праведного воина Федора Ушакова, которая стала особо почитаемой прихожанами.

Иконописцы центра святителя Иоанна Кронштадтского написали святой образ Божьей Матери «Неупиваемая чаша», которую освятили в Московском Крутицком подворье и передали в дар Собору 3 июня 2008 года.

Эта икона также почитаема прихожанами с первых дней своего появления, каждую субботу на молебен с чтением акафиста собираются верующие с молитвами о страждущих. От врачей, окормляемых храмовым священством, подарены святые образа с частицами мощей:

  • святителя Луки Войно-Ясенецкого;
  • святого исповедника Георгия Косова
  • святых 14000 Вифлеемских младенцев от Ирода избиенных.

Тульское качество особо чтит икону святителя Николая. Святой образ святого мученика царевича Алексея почитаем посетителями воскресной школы и прихожанами. Храмовые святыни обладают поистине чудотворной силой, дарующей благодать по молитвам просящих с верой и терпением.

Интересно! 6 декабря на престольный праздник в честь благоверного князя Александра Невского собираются тысячи прихожан и гостей города.

В помощь паломникам и туристам

Адрес храма: г.Тула, площадь Александра Невского, дом 1. Проще всего добраться до тульской православной жемчужины общественным транспортом, на автобусах номером 22, 12, 5т, выходить надо на остановке Халтурина.

Паломникам следует знать, что посетить богослужения можно каждый день. Утренняя служба начинается в 8.00 по будням и в 7.00 в воскресные и праздничные дни, вечерняя служба — с 18.00.

Молебны с чтением акафиста перед святыми образами святого благоверного князя и Богородицы «Феодоровская» совершаются каждое воскресенье, а по субботам после Литургии проводится молебен перед святым образом Божьей Матери «Неупиваемая чаша», после чего священники ведут духовные беседы с желающими освободиться от всякого рода зависимостей.

Все желающие приглашаются на катехизаторские беседы, на которых идет изучение наследия Святых Отцов Церкви. Следует предварительно договариваться о времени проведения церковных треб:

Храм Святого благоверного князя Александра Невского был и остается народным, прихожане приходят к отцу Виктору, как за благословением, так и за помощью.

Храм Александра Невского (Тула)

Храм Александра Невского — православный храм в Туле. Храм Александра Невского был построен в 1886 году в древнерусском стиле с одной шлемовидной главой.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Святые
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Как добраться
  • 7 Паломнику
  • 8 Фото
  • 9 Видео
  • 10 Ссылки

История [ править ]

В документах фонда «Тульская духовная консистория» имеется дело о постройке новой церкви во имя св.Александра Невского (за 1863-1884 г.) на средства тульского 3-й гильдии купца Ефима Харитоновича Кучина, который пожертвовал на нее по духовному завещанию восемь билетов Московской Сохранной Казны на суму 20 тыс. рублей серебром, с процентами: «Церковь эта должна быть выстроена во имя Александра Невского, Ангела благочестивого Государя нашего Императора Александра Николаевича и в память освобождения Его Императорским Величеством крестьян от крепостной зависимости по Высочайшему манифесту 19 февраля 1861 г. с приделом во имя преп. Евфимия, коего память совершается 15 октября» (Ф.3. Оп.28 Д.585. Л.3-3 об.) Храм предполагалось строить во 2 градской части Тулы «на плацпарадном месте, что близ жандармских конюшен». Второе название этого места – Жандармская Площадь (ныне площадь Александра Невского на пересечении улиц С.Перовской и Пушкинской).

По распоряжению Городской Думы первоначальный проект храма составлен был архитектором Тульского Оружейного завода Михайловым. Его размеры превышали объем пожертвованной суммы. Наследник Кучина купец Л.С.Головин заключил договор с городским архитектором Башкировым на составление нового плана и фасада церкви. В 1881 г. началось строительство.

В клировой ведомости Александро –Невской церкви г.Тулы за 1915 г. записано: построена в 1885 г., освящена в 1886 г. «тщанием Тульского городского общества на капитал, пожертвованный купцом Евфимием Харитоновичем Кучиным – в количестве 67919 руб. Зданием каменная, теплая, колокольни особой не имеет. Храм сооружен в память освобождения крестьян от крепостной зависимости, придел во имя преподобномученицы Евдокии – в память мученеской кончины Императора Александра II, последовавшей 1 марта 1881 г.; придел во имя преп. Евфимия Нового, 15 октября, в память завещателя капитала» (Ф. 3. Оп. 17. Д. 1043. Л. 2).

В храме три престола: главный – во имя св. блгв. князя Александра Невского, справа – во имя прп. Евфимия, слева – во имя прмч. Евдокии. В штате находились: 2 священника, 2 псаломщика. Размер церковной земли составлял 320 кв. саж. Дома для священноцерковнослужителей построены на средства благотворителей в 1886, 1898, 1905 годы и принадлежали церкви. В ее собственности находились также деревянные здания: 1) для церковно-приходской школы, 2)для богадельни и престарелых женщин, 3) для сторожки. К приходу причислены 297 домов, где проживало в 1916 г. 737 мужчин и 836 женщин.

Опись церковного имущества заведена с 1885 г. Копии с метрических книг хранились с 1886 г., исповедные росписи с 1887 г. В церковной библиотеке находилось 60 книг. При храме с 1889 г. открыта церковно-приходская школа, где обучалось в 1915 г. 67 мальчиков и 37 девочек.

В клировой ведомости названо имя старосты церкви – надворного советника Андрея Андреевича Любомудрова.

В деле о деятельности церковно-приходского попечительства, созданного в 1888 г. при Александро-Невской церкви, имеется его отчет за 1895 г., где сообщается: «член попечительства Н.Н.Логачев пожертвовал икону Божией Матери, именуемую «Достойно есть», выписанную им с Афона, и затем Н.Ф.Соколова пожертвовала икону Святителя Николая Чудотворца, написанную на Афоне и наконец И.И.Иванов пожертвовал в храм икону Иоакима и Дарьи. Кроме того надворный советник В.И.Волоченинов прислал в дар для посадки на площади около храма сто березок и пятьсот сосен и елей» (Ф. 3. Оп. 7. Д. 3947. Л. 2-2 об.).

В деле об открытии бесплатной народной библиотеки при Александро-Невской церкви за 1896 г. хранится устав библиотеки.

В документах фонда «Исполнительный комитет Тульского городского Совета народных депутатов имеется утвержденное Мособлисполкомом 16 февраля 1930 г. постановление Горсовета от 6 февраля 1930 г. о закрытии церкви.

22 июня 2001 г. – регистрация общины прихода храма святого Александра Невского;

17 апреля 2003 г. – назначен настоятель храма (иерей Виктор Рябовол);

24 апреля 2003 г. – в Великий Четверг состоялась первая Божественная литургия после закрытия храма.

Современное состояние [ править ]

В настоящее время возрождается приходская жизнь, ведутся восстановительные работы, создана воскресная школа военно-патриотического направления для мальчиков, открыта приходская библиотека, развивается сотрудничество с Тульской 106 воздушно-десантной дивизией и отрядом специального назначения «Гриф».

При храме действует Воскресная школа, семейный клуб, “Мамина школа”.

Ведется работа с ветеранами ВОВ.

По благословению Владыки храм ведет особое попечение об алкоголе- и наркозависимых.

С 2010 г. при храме окормляется общество православных врачей.

Имеется библиотека и церковная лавка.

При храме окормляется Тульская городская казачья община.

Святые [ править ]

С 1887 по 1897 годы в храме служил священномученик Алексий (Бельковский).

Святыни [ править ]

12 июня 2003 г. в день рождения св. блгв. вел. кн. Александра Невского в храме проводилось первое чествование кавалеров ордена Александра Невского, ветеранов ВОВ. Депутатом Государственной Думы А.В. Коржаковым в храм была подарена ростовая икона св. блгв. вел. кн. Александра Невского, написанная в XVIII в., где св. Александр изображен с державой и с мечом. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Высокопреосвященнейшего Владимира 9 декабря 2005 г. храму была подарена частица мощей св. Александра и вставлена в сию икону.

В связи с обширным общественным служением 2 февраля 2006 г. в храме были переименованы пределы: северный предел (пр. муч. Евдокии) – в честь иконы Матери Божьей «Феодоровской»; южный предел (прп. Евфимия Нового) – в честь св. прав. воина Феодора Ушакова.

Икона Матери Божьей «Феодоровская» особо почитается в храме. Икона св. прав. воина Феодора Ушакова: ростовая с частичкой мощей, переданной храму по благословению наместника Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря архимандрита Варнавы в марте 2006 г..

По благословению Владыки храм ведет особое попечение об алкоголе- и наркозависимых.

03 июня 2008 г. в храм была подарена икона Матери Божьей «Неупиваемая чаша», написанная и освященная в Крутицком подворье г. Москвы, в центре святого Иоанна Кронштадского.

Сразу установилось почитание этой великой святыни. Каждую неделю по субботам перед ней служится молебен с акафистом и возносятся молитвы о страждущих.

С 2010 г. при храме окормляется общество православных врачей, в храм были подарены иконы: свят. Луки Войно-Ясенецкого, св. 14000 Вифлеемских младенцев от Ирода избиенных и св. исповедника Георгия Косова с частицами мощей в каждой.

Написана икона свят. Николая: образ Тульский – копия прославленной Тульской святыни, особо чтимой Тульским казачеством.

Все описанные святыни связаны с общественным служением общины.

В воскресной школе храма особое почитание имеет икона св. мученика царевича Алексия, пред ней служатся молебны.

Все иконы в храме – святыни, и через них обильно подается Благодать всем «…труждающимся и обремененным».

история храма

История храма святого благоверного великого князя Александра Невского г. Тулы,
что на плац-параде

(главы из дипломной работы настоятеля храма протоиерея Виктора Рябовола)

Предлагаем вашему вниманию дипломную работу настоятеля храма святого благоверного великого князя Александра Невского города Тулы протоиерея Виктора Рябовола, посвященную истории строительства храма, становлению приходской жизни в дореволюционный период, возрождению жизни храма и прихода в начале XXI века.

В первой главе этой работы, охватывающей период с 1862 по 1917-й годы, дан компилятивный обзор об обстоятельствах строительства и благоукрашения храма св. блгв. вел. кн. Александра Невского г. Тулы, устроении духовной жизни в общине, а также краткое обозрение основных действующих лиц, причем их деятельность рассматривалась в контексте общей истории храма.

В основу исследования были положены ежегодные отчеты церковно-приходского Попечительства, действовавшего при храме с 1887 года. Это летопись жизни прихода храма и неоценимый материал для построения приходской жизни в наше время, когда приходится заново воссоздавать порушенное в смутные времена. «Помянух дни древнии и поучихся во всех делех Твоих».

Вторая глава включает период жизни прихода с 1917 по 1930-й годы и состоит из материалов о расстреле Крестного хода на Сретенье Господне 2 февраля 1918 года и дневниковых записей настоятеля храма протоиерея Капитона Виноградова. Дневники были любезно предоставлены нам Дмитрием Борисовичем Струковым.

В третьей главе автор ставил себе задачу более детально остановиться на примере жизни священнослужителей храма, особенно двух подвижников советской эпохи (священномученика Алексия, архиепископа Велико-Устюжкского – Петра Филипповича Бельковского и протоиерея Петра Фомича Боженова) в разное время связанных с общиной храма, и посмотреть на них глазами современного прихожанина храма святого благоверного великого князя Александра Невского.

В четвертой главе дан обзор событий, предшествовавших передачи храма общине в марте 2003 года, и возрождению приходской жизни на основе исторических традиций.

Необходимо отметить, что дипломная работа протоиерея Виктора Рябовола на сегодняшний день является наиболее полным и точным источником информации по истории храма святого благоверного великого князя Александра Невского города Тулы.

Ссылки:

  1. ГАТО (Государственный архив Тульской области). Ф. 3. Оп. 28. Д. 585. Л. 3-3 об.
  2. «Цит. по:». Шапошников Н.Д. Александро-Невская, что на плац-параде,

церковь // ТЕВ (Тульские епархиальные ведомости ). -1998. — № 2. — С. 38

  1. Захарова Л. Александро-Невская церковь// Мол. коммунар. -1990. -6 янв.
  2. Шапошников Н.Д. Указ. соч. — С. 39
  3. Архивная справка ГАТО исх. № 81 от 02.02.2001.
  4. ТЕВ. — 1886. — № 15 (1 авг.). — С. 111.
  5. Майорова Т.В., Майоров М.В. Улицы Тулы XVII – XXI веков: энци-

клопедический словарь-справочник тульских городских названий. –

Тула, 2005. – С. 51.

  1. Историческая записка о деятельности Александро-Невского г.Тулы

церковно-приходского Попечительства за 1887-1912 гг. –Тула, 1912. – С. 10.

  1. ТЕВ. – 1886. — № 15 (1 авг.). — С. 108-113.
  2. Там же.
  3. ТЕВ. – 1893. — № 21 (1 ноября). – С. 354-356.
  4. ТЕВ. – 1888. — №№ 1-2 (1-16 янв.). – С. 18-19.
  5. ТЕВ. – 1890. — № 8 (15 апр.). – С. 165-169.
  6. Там же.
  7. Там же.
  8. ТЕВ. – 1889. — № 2 (15 янв.). – С. 33-34.
  9. ТЕВ. – 1892. — № 5 (1 марта). – С. 122-128.
  10. Родинков И.А. Баташевы в Туле и России. – Тула, 2009. – С. 57.
  11. ТЕВ. – 1892. — № 5 (1 марта). — С. 122.
  12. ТЕВ. — 1898. — С. 987-994.
  13. ТЕВ. – 1899. — № 2 (15 янв.). — С. 67.
  14. ТЕВ. – 1903. — № 1-2 (янв.). – С. 18-22.
  15. ТЕВ. – 1908. — № 32 (22 авг.). – С. 622-629.
  16. Из фондов ГАТО.
  17. ГАТО. Ф.3. Оп.18. Д. 67773. Л. 1-2.
  18. Тульский краеведческий альманах. Вып. 6. – Тула, 2008. – С. 108-109.
  19. Память. — 1991 г. — № 2, с. 6.
  20. Захарова Л.М. Крестный ход в г. Туле в 1918 г. // Тула вечерняя. —
  21. — № 56.
  22. ГАТО. Ф. Р-1902. Оп. 2 (1). Д. 18.
  23. Там же. Л. 1.
  24. Там же. Л. 3.
  25. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. — М., 1991. С. 250-251.
  26. ГАТО. Ф. Р-1902. Оп. 2 (1). Д. 18. ЛЛ. 3-5.
  27. Там же.
  28. Там же.
  29. Там же.
  30. Там же.
  31. Там же.
  32. «Цит. по::». ТЕВ. — 2005. — № 3 (март). — С. 4
  33. «Цит. по:». Шапошников Н.Д. Указ. соч. — С. 42
  34. Там же. – С. 40.
  35. ТЕВ. – 1886. — № 18 (15 сент.). — С. 356.
  36. ГАТО. Ф. 3. Оп. 17. Д. 1003. Л. 2 об. – 4 об.
  37. ТЕВ. – 1893. — № 2 (15 янв.). — С. 54-57.
  38. ТЕВ. – 1897. — № 4 (15 фев.). — С. 1.
  39. ТЕВ. – 1898. – № 6 (15 марта). — Стр. 297.
  40. ТЕВ. – 1898. — № 8. (15 апр.). — С. 344-352.
  41. Там же.
  42. Там же.
  43. Там же.
  44. Там же.
  45. Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благо

честия Русской Православной Церкви XX столетия : жизнеописания и

материалы к ним. – Тверь, 2001. – Кн. 5. – С. 20-25

  1. Там же. С. 20-25
  2. ГАТО. Ф. 3. Оп. 17. Д.1003. Л. 2 об. – 4 об.
  3. ГАТО. Ф. З. Оп. 17. Д. 1048. Л. 318 об. – 319.
  4. Тульский Синодик. Тульская епархия (1558-2009) / Авторы-

составители Георгиевская Т.В., Петров М.В. – Тула. — 2010. — С. 376.

  1. Сыригин В. Венец терновый // Позиция. – 1995. — № 27.
  2. Архимандрит Дионисий (Шишигин). Былое пролетает… Патриарх

Пимен и его время. — URL: http://www.bogoyavlenskoe.ru/ knigi /

(последнее посещение 02.02.2011).

  1. ГАТО. Ф. З. Оп. 17. Д. 1048. Л. 318 об. – 319.
  2. Свято-Тихоновский православный гуманитарный Университет

Баженов (Боженов?) Петр Фомич. — URL: http://www.pstbi.ru

(последнее посещение 02.02.2011).

  1. ГАТО. Ф. 3. Оп. 17. Д. 1005. Л. 26 об. – 27.
  2. ГАТО. Ф. 3. Оп. 17. Д. 1009. Л. 26 об. – 27 об.
  3. ГАТО. Ф. З. Оп. 17. Д. 1048. л. 317 об. – 318.
  4. Тульский Синодик. С. 425
  5. ГАТО. Ф. Р-1825. Оп. 1. Д. 385. Л. 182.
  6. ГАТО. Ф. Р-1905. Оп. 5. Д. 74. Л. 66
  7. Тульский Синодик. С. 353.
  8. Синодики Тульской епархии. Крапивенский уезд (Щекинский, Плавский, Тепло-Огаревский районы) (1558-2010) / Авторы-составители Георгиевская Т.В., Петров М.В. – Тула. – 2011. – С. 761
  9. Тульский Синодик. С. 548.
  10. Там же. С. 757.
  11. Там же. С. 688-689.

Архивные источники

ГАТО. Архивная справка исх. № 81 от 02.02.2001.

ГАТО. Ф. 3. Оп. 17. Д. 1003. Л. 2 об. – 4 об.

ГАТО. Ф. 3. Оп. 17. Д. 1005. Л. 26 об. – 27 об.

ГАТО. Ф. 3. Оп. 17. Д. 1009. Л. 26 об. – 27 об.

ГАТО. Ф. З. Оп. 17. Д. 1048. Л. 317 об. – 318.

ГАТО. Ф. З. Оп. 17. Д. 1048. Л. 318 об. – 319.

ГАТО. Ф. 3. Оп. 18. Д. 67773. Л. 1-2.

ГАТО. Ф. 3. Оп. 28. Д. 585. Л. 3-3 об.

ГАТО. Ф. Р-1902. Оп. 2 (1). Д. 18. Л. 1-5.

ГАТО. Ф. Р-1825. Оп. 1. Д. 385. Л. 182.

ГАТО. Ф. Р-1905. Оп. 5. Д. 74. Л. 66

ГАТО. ТЕВ. 1886. № 15, 1 августа.

ГАТО. ТЕВ. 1886. № 18, 15 сентября.

ГАТО. ТЕВ. 1888. №№ 1-2, 1-16 января.

ГАТО. ТЕВ. 1889. № 2, 15 января.

ГАТО. ТЕВ. 1890. № 8, 15 апреля.

ГАТО. ТЕВ. 1891. № 3, 1-14 февраля.

ГАТО. ТЕВ. 1892. № 5, 1 марта.

ГАТО. ТЕВ. 1893. № 2, 15 января.

ГАТО. ТЕВ. 1893. № 21, 1 ноября.

ГАТО. ТЕВ. 1895. № 1, 1-15 января.

ГАТО. ТЕВ. 1896. № 7, 1-15 апреля.

ГАТО. ТЕВ. 1897. № 4, 15 февраля.

ГАТО. ТЕВ. 1898. № 6, 15 марта.

ГАТО. ТЕВ. 1898. № 8, 15 апреля.

ГАТО. ТЕВ. 1899. № 2, 15 января.

ГАТО. ТЕВ. 1900. № 1, 1 января.

ГАТО. ТЕВ. 1901. № 1-2, январь.

ГАТО. ТЕВ. 1902. № 3-4, февраль.

ГАТО. ТЕВ. 1903. № 1-2, январь.

ГАТО. ТЕВ. 1904. № 1-2, январь.

ГАТО. ТЕВ. 1908. № 32, 22 августа.

ГАТО. ТЕВ. 1909. № 35, 15 сентября.
Используемая литература

Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. — М.: Полит. Лит., 1991.

Жизнеописания достопамятных людей земли Русской.-

М.: Моск. рабочий, 1992.

Захарова Л. Александро-Невская церковь // Мол. коммунар. -1990. -6 янв.

Захарова Л.М. Крестный ход в г. Туле в 1918 г. // Тула вечерняя. — 1991.- № 56.

Историческая записка о деятельности Александро-Невского г.Тулы церковно-приходского Попечительства за 1897-1912 гг. — Тула, 1912.

Историю пишут очевидцы / публ. Г. Вишневская, Н. Мельникова // Тул. епархиальные ведомости. – 2005. – № 3 (март). – С. 4-5; № 4 (апр.). – С. 6 : ил.

Лозинский Р.Р. Страницы минувшего. — Тула, -2-е изд. -2000.

Майорова Т.В., Майоров М.В. Улицы Тулы XVII-XXI веков: энциклопедический словарь-справочник Тульских городских названий. — Тула, 2005.

Охендушко С. Сердце мое горит жалостью: тайная история Тулы // Тула вечерняя. — 1996. — № 47-49.

Память. – 1991. — № 2.

Родинков И.А. Баташевы в Туле и России. — Тула, 2009.

Синодики Тульской епархии. Крапивенский уезд (Щекинский, Плавский, Тепло-Огаревский районы) (1558 — 2010) / Авторы-составители Георгиевская Т.В., Петров М.В. – Тула. – 2011.

Сыригин В. Венец терновый // Позиция. – 1995. — № 27.

Тульский краеведческий альманах. — Вып. 6. – Тула, 2008.

Тульский Синодик. Тульская епархия (1558-2009) / Авторы — составители Георгиевская Т.В., Петров М.В. – Тула, 2010.

Шапошников Н.Д. Александро-Невская, что на плац-параде, церковь // Тульские Епархиальные ведомости. -1998. — № 2.

Архимандрит Дионисий (Шишигин). Былое пролетает…

Патриарх Пимен и его время. — URL:

Свято-Тихоновский православный гуманитарный

Университет. Баженов (Боженов?) Петр Фомич. –

Святыни России: храм Александра Невского в Туле

Тула — город не только мастеров, но и большого количества церквей, монастырей и православных храмов. Их насчитывается около 40. Кроме православных храмов и приходов, в Туле есть лютеранская, протестантская, баптистская, католическая церковь, церковь адвентистов седьмого дня, церковь баптистов-пятидесятников. Также присутствуют молельные дома мусульман, иудеев, буддистов, кришнаитов. Храм Александра Невского в Туле — первый приход в городе, построенный, в отличие от господствующего классицизма, в древнерусском или русско-византийском стиле.

  1. История храма
  2. Возведение и основание
  3. Историческая судьба
  4. Реставрация и восстановление
  5. Архитектура и убранство сооружения
  6. Святыни храма
  7. Как проходят богослужения
  8. Как добраться
  9. Видео об истории храма

История храма

История собора начинается в 1862 году, когда в Тульской городской Думе было оглашено духовное завещание купца 3-й гильдии Ефимия Харитоновича Кучина, в котором говорилось:

«Восемь билетов сохранной казны на сумму 20000 р. определяю на выстройку церкви в г. Туле 2 городской части на плац-парадном месте, что близ жандармских конюшен. Церковь эта должна быть выстроена во имя Александра Невского, ангела Благочестивейшего Государя нашего Александра Николаевича и в память освобождения Его Императорским Величеством крестьян от крепостной зависимости по Высочайшему манифесту 19-го февраля 1861 года, с приделом во имя преподобного Евфимия, коего память совершается 15 октября. Исполнение сего третьего моего завещания по моей смерти во всех его частях возлагаю на членов Тульской Городской Думы».

Ефимий Харитонович Кучин являлся известным в городе торговцем пушниной, он был холост и умер в возрасте 80 лет. Весть о его завещании быстро распространилась по городу и была встречена жителями с большой радостью, поскольку на плац-парадном месте (бывшая Жандармская площадь, самая окраина города) народу жило много, а церкви ближайшие были очень далеко (Петропавловская и Владимирская).

Тульская городская Дума, со своей стороны, тоже предприняла все усилия, чтобы ускорить начало строительства храма, тем более, что деньги, 20 тысяч рублей на ее постройку, были отписаны в завещании купца Кучина.

Возведение и основание

Первоначальный проект Александро-Невского прихода был составлен архитектором Тульского оружейного завода Михайловым (по информации государственного архива Тульской области), однако, размеры будущего строения превышали объем пожертвований купца Кучина для строительства святыни. Тогда был заключен новый договор с городским архитектором Башкировым, по его проекту и начато было строительство, однако, продолжено оно было все-таки по первоначальному проекту Михайлова.

12 июля 19881 года была произведена закладка краеугольного камня, и начато строительство церкви. К кону 1884 года приход был готов. С 1885 — 1886 гг. велась отделка внутренних помещений, закупалась церковная утварь, строились дома для церковнослужителей.

Новая церковь не отличалась великолепием и богатым убранством, но имела очень выгодное местоположение посреди открытой местности и изящно выполненный иконостас, что производило на всех очень благоприятное впечатление.

В архитектурном плане храм состоял из одной большой главы в виде восьмигранного барабана и четырех маленьких декоративных главок. Над входом в приход возвышалась звонница с плоским куполом и колоколами. Стены храма были выполнены из темно-красного и белого кирпича, купола окрашены в голубой цвет.

Вокруг новой церкви была возведена ограда, чтобы отделить ее от остальной улицы, разбит парк и посажены деревья.

26 февраля 1889 года в новом храме Александра Невского в Туле была освящена икона, изображающая святого пророка Осию, преподобномученика Андрея Критского, святых Косму и Дамиана, изготовленная в память чудесного спасения жизни Государя Императора Александра III и всей Августейшей Семьи Его Величества. Икона стояла на самом видном месте храма, а 8 апреля того же года к Пасхе была изготовлена и поставлена икона Богоматери «Всех скорбящих радости».

При храме находилась приходская школа и богадельня, а позже — бесплатная библиотека для всеобщего пользования.

Историческая судьба

В Первую Мировую войну духовенство Александро-Невского прихода не осталось в стороне от всенародной беды. Было решено принять участие в устройстве в Туле лазарета для раненых воинов, на нужды военного времени было потрачено более 1 тысячи рублей.

Первая Мировая война и последовавшая за ней революция 1917 года внесли большие изменения в жизнь страны и Русской Православной Церкви. Настоятелем в тульском Александро-Невском храме в то время служил протоиерей Капитон Виноградов. Из его дневников видно, что в начале 20-х годов прошлого века РПЦ переживала очень трудные времена — времена гонений и раскола.

6 февраля 1930 года вышло постановление Тульского горсовета о закрытии в Туле пяти церквей. Среди них значилась и Александро-Невская. Из протокола заседания от 4 июля 1930 года:

«Уже все знают, что наше ходатайство о закрытии церквей ВЦИК утвердил, закрыть 5 церквей: Спаса, Александра Невского, Николы на Ржавце, Донскую, собор. Мы должны констатировать, что процесс закрытия церквей происходит без привлечения общественного внимания. Первую церковь мы закрывали Александра Невского. Была попытка сопротивления, но ограничилось шумом, толпа была небольшая. Пошумело две-три женщины, и тем кончилось.»

Здание храма было передано трудовой школе, позднее в нем располагался хлебозавод, где пекли сушки. Старинный храм был обезображен различными пристройками и вытяжными трубами, вокруг него возвели высокий железобетонный забор и пристроили проходную. Только купол небесно-голубого цвета напоминал о былом величии храма.

Реставрация и восстановление

Возрождение храма начинается в начале 90-х годов, когда группа единомышленников из числа верующих обратились к митрополиту Серапиону и к властям Тулы с просьбой вернуть храм Церкви.

К этому времени само здание прихода было почти полностью разрушено, когда-то пятиглавый храм сохранил только главный купол, стены были выложены плиткой, вся живопись и орнаменты были навсегда утрачены, некоторые окна и врата были заложены кирпичом.

Переговоры с властями города велись очень долго, до начала приватизации в стране. Тогда, при поддержке директора хлебозавода Детковой, в 2001 году общине верующих была передана одна комната в помещении хлебозавода, где и стали проводиться молебны и встречи прихожан. Были повешены иконы, поставлен аналой и самодельные подсвечники.

Тогда же, в 1991 году, здание поставлено на госохрану в качестве памятника истории и культуры регионального значения. Начинается активная жизнь общины, претворяется в жизнь давняя задумка о создании приходской школы для мальчиков с военно-патриотическим уклоном и катехизаторской школы для взрослых.

Долгожданный момент передачи храма верующим состоялся в марте 2003 года. Приход начал свое постепенное возрождение:

  • избавились от индустриального прошлого — печей и перегородок;
  • настелили полы;
  • побелили стены;
  • в 2005 году вернули крест на главный купол храма;
  • построили ливневку, чтобы цоколь здания не заливало дождем и грунтовыми водами;
  • вернули храму исконный ярко-брусничный цвет.

Стараниями верующих и просто неравнодушных жителей Тулы вокруг собора была благоустроена территория, появились сначала клумбы с цветами, а затем — памятник Невскому. Была засажена Аллея памяти героев, награжденных орденом великого полководца.

Позже собор, расположенный на улице Софьи Перовской в Туле, выступил инициатором создания площади имени полководца Невского. Городские власти идею поддержали, и теперь на карте города такая площадь есть. На нее перенесли памятник Невскому, заложили новую Аллею памяти в честь туляков-кавалеров ордена великого полководца.

Архитектура и убранство сооружения

В настоящее время церковь полностью отреставрирована, кроме четырех малых глав, они так и не были восстановлены. Архитектурный стиль сохранен в своем первоначальном виде как древнерусский или русско-византийский. В соборе два придельных алтаря: во имя преподобного Ефимия и преподобной мученицы Евдокии. В 2006 году они были переименованы: северный придел (мученицы Евдокии) — в честь иконы Божьей Матери Феодоровской, южный придел (преподобного Ефимия Нового) — в честь святого прав. воина Федора Ушакова. Настоятелем в храме служит протоиерей Виктор Рябовол.

Святыни храма

12 июня 2003 года депутатом Государственной Думы А. В. Коржаковым приходу была преподнесена в дар ростовая икона XVIII века святого благоверного великого князя Невского, а 9 декабря 2005 года храму была подарена частица мощей св. Александра, которая была вставлена в эту икону.

Особо почитаема в соборе икона Богоматери «Феодоровская». Икона святого прав. воина Федора Ушакова содержит частичку мощей святого, которая была передана храму по благословению наместника Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря архимандрита Варнавы в марте 2006 г.

3 июня 2008 года приходу была преподнесена в дар икона Матери Божией «Неупиваемая чаша», сразу было установлено почитание этой святыни. Каждую субботу перед ней служится молебен с акафистом, возносятся молитвы о всех страждущих.

Также храму подарены иконы с частицами мощей в каждой:

  • святого Луки Войно-Ясенецкого;
  • святых 14000 Вифлеемских младенцев от Ирода избиенных;
  • святого исповедника Георгия Косова.

Эти иконы также почитаемы в соборе, так как с 2010 года в приходе окормляется общество православных врачей города Тулы.

Специально для церкви Александра Невского в Туле была написана икона святого Николая: образ Тульский — копия прославленной Тульской святыни, особо чтимой Тульским казачеством.

В воскресной школе прихода особо почитаемой является икона святого мученика царевича Алексия.

Как проходят богослужения

Богослужения в приходе совершаются ежедневно, по будням утром с 8.00, вечером с 18.00, в воскресные и праздничные дни:

  • ранняя Литургия с 7:00;
  • поздняя Литургия с 9:00;
  • вечернее богослужение с 18:00.

Каждое воскресенье за вечерним богослужением читается акафист перед храмовой святыней — иконой святого благоверного великого князя Александра и иконой Матери Божией «Феодоровская». После молебна проводятся беседы по катехизису.

По субботам после божественной литургии проводятся молебны перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша» и беседы для страждущих от алкоголя, наркомании и игромании.

В четверг в 18:00 проводятся катехизаторские беседы по учению святых отцов.

В храме совершаются все церковные требы:

  • таинство крещения;
  • таинство венчания;
  • соборование;
  • погребение;
  • панихиды;
  • молебны (простой и с водосвятием, благодарственный).

Также можно заказать обедню с просфорой, сорокоуст, поминание на 1 месяц, 40 дней, ½ года и на 1 год.

При соборе работает иконная лавка.

Как добраться

Храм расположен по адресу: г. Тула, площадь Александра Невского, д. 1. (на пересечении с ул. Софьи Перовской).

Добраться до объекта можно на автобусе (№№ 22, 5т), автобусе (№ 12) до ост. «Халтурина».

Видео об истории храма

Видео ниже — краткая история святыни от возведения до наших дней. Это один из многих русских православных храмов с нелегкой судьбой, но выстоявший и радующий всех православных верующих своей красотой сегодня.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: