Хор Валаамского монастыря: история и состав церковного хора

Новые голоса Старого Валаама

Валаамское богослужение – это всегда открытие для приехавшего с материка паломника или туриста. Здесь не услышать привычный смешанный хор, знакомые музыкальные украшения, с которыми литургическое слово путешествует по нотному стану. «Сначала будто ровный гул, основа всего, а уже из него выходят голоса, рождается смысл», – примерно так описывают свое впечатление гости монашеского острова. Основа богослужения – древнее знаменное пение, из которого создан новый Валаамский распев. Так обитель, пустовавшая несколько десятилетий, постепенно восстанавливает не только свои стены, но и дух монашеской жизни.

– Людям, которые уже столкнулись со знаменным пением Валаама, потом непросто бывает слушать партесное пение, это факт, – рассказывает старший певчий хора Валаамского монастыря инок Дионисий (Подоровский). – Можно сказать, что это общецерковная тенденция: во многих приходах Русской Православной Церкви знаменное пение становится предпочтительнее партесного.

Наш собеседник – инок Дионисий (Подоровский), закончил духовную семинарию Самарской епархии. Во время учебы выбирал дальнейший жизненный путь: размышлял, стать ли ему белым священником, семейным, или предпочесть иночество. На первый курс семинарии вместе с ним поступило 34 абитуриента, а закончило всего семеро. Из них по монашеской стезе пошел лишь Дионисий. На Валааме он с 2011 года. На клиросе обители под управлением регента хора Валаамского монастыря иеромонаха Давида (Легейды) стал изучать пение по крюкам. Инок Дионисий в настоящее время помощник регента, руководит спевками братии.

– В храме, где я послушался еще школьником, батюшка с регентом решили, что надо переходить на знаменное пение. Певчих стали готовить из прихожан, создался такой любительский хор, который впоследствии потом заменил наемных певчих (обычно преподавателей из музыкальных школ). Тогда для некоторых людей, действительно, это было новшеством и открытием другого вида церковных песнопений.

Что же представляет собой сегодняшнее валаамское пение, восстановленное после продолжительного молчания?

– Есть валаамский распев, который нам достался от старинного «Валаамского обихода», а есть современный валаамский обиход: то, что мы поем сейчас. Вместе со знаменным распевом мы используем византийские вкрапления. Это привнес наш современник, иеродиакон Герман (Рябцев). Мы используем исон, то есть нижний голос: несколько человек поют мелодию в унисон, а еще несколько человек подпевают как бы «снизу», это и есть исон. Получается гармония: еще не партес, но уже и не унисон, не одноголосие.

Форма ведь всегда красноречива, что такая форма несет в себе?

– Гармония обозначает ладовую принадлежность, а ладовая мелодия дает окраску. Иными словами, мы можем передать настроение, грустное или радостное, минор или мажор. Музыка направляет слушателя.

Получается, здесь есть элемент определенного творчества?

– Безусловно. Ведь исон мы сами сочиняем, подставляем.

Почему именно знаменное пение служит формой монастырского богослужения?

– Это пение идеально подходит для молитвенного состояния и делания, для самого клироса, для молящихся в храме. Богослужебное пение пришло на Русь из Греции, Болгарии, первые певчие приехали еще при святом равноапостольном князе Владимире. Но греческие напевы, попав на славянскую почву, изменились. Произошла трансформация на основе народного русского пения. Исполнение стало другим по мелодике и гармонии. Отдельные отголоски того пения остались, но вот возьмите, например, какой-нибудь напев в русской знаменной традиции и сравните с византийским: даже человек без слуха найдет отличия и поймет, что это совершенно разные вещи.

Принцип написания крюковой, имеет корни в старовизантийской традиции. Знамена, или крюки, означали мелодический оборот и ставились над каноническим текстом. Такое пение было широко распространено на Руси в период с XI по XVII вв. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, основанный в Х-ХI вв., стал одним из голосов древней христианской Руси.

А начиналось русское богослужение с греков. Они его привезли на Святую Русь, а потом со временем появились русские исполнители, и пение греческое трансформировалось в знаменное. Знаменный распев – род богослужебного пения древней Руси, в сущности, русское богослужение и начинается со знаменного пения. Но даже сейчас некоторые из знамен до сих пор не расшифрованы, мы не знаем, как их нужно правильно распевать. К сожалению, традиции во многом утеряны даже у старообрядцев, которые пытались передавать традиции церковного пения из поколения в поколения. Известно только одно: у разных общин существовали разные традиции распева. И поэтому невозможно однозначное прочитывание и пропевание некоторых «знамен».

– От Греции, – продолжает инок Дионисий, – остался общий, распевный, растянутый принцип, когда песнопение может долго-долго длиться, и при этом будет пропето очень мало слогов, слов. Смысл этих долгих песнопений – молитвенное состояние, когда человек входит в молитву, когда ему дается своеобразная молитвенная пауза, в течение которой он может осмыслить слова, сказанные ранее. Например, ставятся «фиты», которые выполняют функцию этой паузы: новый текст не появляется, а распевается только одна гласная, и в это время человек молится.

В ХVIII веке, во времена Петровских реформ, в церковной жизни укреплялась светская культура. На смену миру древнерусского человека пришел мир нового, «петровского» человека, а на смену одноголосию, соборному монологу знаменного пения – партесная музыкальная полифония на основе западной европейской музыкальной культуры.

Развиваясь в Юго-Западной Руси как ответ на католическое «органное гудение», в XVIII веке оно подверглось итальянскому влиянию. В Санкт-Петербург приглашали итальянских композиторов и капельмейстеров: Франческо Арайя, Галуппи, Сарти и другие задавали тон столичной капелле. Церковное пение все больше походило на оперное, концертное, его основными чертами становились чувственность и страстность. И если в идеале форма и содержание церковного пения апеллирует к горнему миру, то форма партесного пения, не меняя содержания, скорее повествовала о мире дольнем, земном. Для монастырей это было неприемлемо.

Почему же записи проведены не крюковой нотацией (знаменами)? Это же главный принцип фиксирования знаменного пения.

– Если в Древней Руси единицы знали нотное письмо, то сейчас все наоборот: крюковая нотация – знание немногих. Разбираться в крюках – это целое искусство, подобное знанию иностранного языка, и чтобы записывать ими и петь по ним, нужно быть в пределах той совсем уже древней традиции. Но мы знаем, что уже со времен реформ Петра I эта традиция была отодвинута на второй план, и пришла европейская система записи, и распевы пошли новые, более светские. Мы знаем, что даже доплачивали тем регентам, которые пели не по-знаменному, а по-европейски. Поэтому естественно, что нотация была не знаменная.

Читайте также:
Тихвинский монастырь в Екатеринбурге: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, настоятельницы и святыни

Получается, что и монашеская особенность жизни выражена в богослужениях, отличных от приходских?

– Традиция долгого богослужения – монашеская, когда никто никуда не спешит, ни домой, ни к своим детям и супруге, ни на работу. Давайте вспомним, что всенощное бдение по Типикону должно длится 9 часов. Именно в монастырях эта традиция наиболее применима. Знаю, что в Москве, на Афонском подворье, есть такие длинные службы. То есть, даже в городах есть такие места, и это правильно. Ведь если человек хочет, допустим, помолиться шесть часов, он должен иметь такую возможность.

В XVIII же веке началось очередное возрождение Валаама. Из Сарова на остров был вызван иеромонах Назарий, который ввел в монастыре строгий устав Саровской обители. Саровская пустынь в те времена считалась «образцовой», будто готовилась к этой миссии: основные принципы пения были зафиксированы самими монахами, при обители существовал скрипторий, где монахи по послушанию переписывали книги. На Валааме же основная традиция передачи знания устная, от учителя к ученику. Собственно, первая певческая книга, «Валаамский обиход нотного пения», появилась здесь только в начале XX века. Однако и в ней уже проявились общекультурные изменения.

– В библиотеке на Новом Валааме можно увидеть певческие книги, рукописные, с рабочими пометками клиросного. Скольких таких рукописных книг мы пока не знаем, ведем поиски, но точно известно, что на основе рукописных книг в монастыре был составлен единственный сборник – «Валаамский обиход нотного пения». И других исторических документов, сборников, к сожалению, больше не сохранилось.

Видимо, к тому времени появился какой-то образованный певец на Валааме, который смог записать эту традицию, – инок Дионисий показывает сборник «Валаамский обиход». – Известно, что составитель этого сборника не был монахом. Это не оригинальное издание 1902 года, а перепечатка, сделанная в Финляндии. Есть еще экземпляры, недавно напечатанные и переплетенные в валаамских мастерских. Все это записывалось с голоса, поэтому возможны какие-то искажения, некоторые не очень удачно пропеты. Как видите, запись осуществлялась посредством нот.

В этом году года братия Валаамского монастыря начала работу над проектом по созданию общедоступного сборника нот современного Валаамского обихода (Всенощное бдение, Литургия) в электронном виде. Понимая, что подготовка сборника займет продолжительное время, братия обратились к читателям сайта монастыря. И люди откликнулись: желающие удаленно помочь монастырю нашлись в Москве и Петербурге, других городах России и СНГ. Уже выложены песнопения Всенощного бдения и Божественной литургии. Нотный сборник не планируется издавать и продавать, ссылка для свободного скачивания материалов уже опубликована на официальном сайте Валаамского монастыря.

Сейчас вы продолжаете устную традицию передачи знаний о богослужебном пении?

– Традиция сводится к практике, да. Составляются сборники – Литургии, Всенощного бдения, праздничные песнопения… Существует в написанном виде то, что мы на данный момент поем, это наша реальная работа.

И в монастыре больше никаких письменных памятников певческой культуры нет?

– Письменные отсутствуют. В Ново-Валаамском монастыре какие-то ноты сохранились, один раз уже ездили туда, и кое-что отсняли, но это только начало работы. Ведь все книги, все нотные сборники ушли туда. Из тридцати тысяч книг старого Валаама – двадцать тысяч находятся там. Судьба остальных книг неизвестна.

Богослужение в Валаамской обители до сих пор формируется, ищутся новые голоса, принципы пения. Так, в начале 90-х годов, когда монастырь был вновь открыт, на аудиокассеты записывались образцы валаамского пения, чтобы обучение стало более доступным. Песнопения для клироса монастырь собирает из разных источников, в русских и зарубежных православных монастырях, особенное внимание – к Афону и Соловецкому монастырю. На сегодняшний день на клиросе поют более 15 насельников, которые участвуют в богослужениях не только в Спасо-Преображенском соборе, но и на многих скитах Валаама. Практически все из них учатся в певческом классе, для помощи братиям во славу Божию приезжает специалист высокого уровня из Санкт-Петербурга. Певчим ставят голос, они изучают нотную грамоту.

По словам инока Дионисия, в пении на клиросе существует еще одна сторона богослужебной жизни, которая может быть заметна особенно внимательному прихожанину и относится к вопросам внутренней жизни. А именно – духовное состояние самих певчих. Секуляризация церковного искусства продемонстрировала, как для некоторых исполнителей богослужение может стать ремеслом, а песенное оформление богослужебных текстов – лишь отраслью христианского искусства. Все дело – в самой личности человека.

– Стоя на клиросе, ты понимаешь, что молишься, а не просто исполняешь какое-то произведение отвлеченно, – инок Дионисий продолжает свой рассказ. – От этого все зависит, и тут уже знаменное пение само по себе не спасет. Мы часто встречаем певчих из мирян, которые бывают внутренне далеки от службы. А ведь это исключительно внутреннее делание.

Бывает ведь и так, что исполнитель может залюбоваться собственным пением…

– Бывает и так. На клиросе всегда много соблазнов. Сначала ты поешь, чувствуешь внутреннее напряжение, внимание сконцентрировано. А потом передышка, ты расслабляешься, а еще по ходу богослужения вопросы решаются: что петь, что читать, и начинаются разговоры, которые плавно могут перейти в разговоры не по делу. Поэтому наставники нам всегда говорят о внутренней дисциплине, о том, что надо не только устами, но и умом петь.

Учитывая это, монахам дается возможность, как они говорят, «отдохнуть вокально» и помолиться не на хорах в качестве голоса Литургии, а безмолвно – в центральной части храма, вместе со братией и паломниками. Как правило, в полном составе хор собирается только за праздничными богослужениями, в будние дни поют лишь несколько человек, а по утрам – один монах или послушник.

Как становятся певчим братского хора?

– Прийти и сразу петь человек не может, он должен учиться, ему надо возрастать. Конечно, важна практика. Сначала поют молебен, потом – три канона с акафистом, что-то не очень большое по объему. Если у брата получается, то берем на богослужение.

Читайте также:
Московский Покровский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Сейчас проводится большая образовательная работа, на это уходит много сил и времени. Главное, чтобы те люди, которые приходят в наш класс, которые собираются служить на клиросе, понимали, что они предприняли серьезный шаг. Способности, дарования – это прекрасно. Но без смирения, послушания и понимания того, что весь смысл – во внутреннем делании, мало что получится. В конце концов, речь ведь идет о Божественной литургии…

Песоченская епархия

Официальный сайт

Озарил свет Валаама

Калужскую область озарил свет святой земли острова Валаама. Он пролился на наш регион, благодаря знаменитому хору Валаамского монастыря. Этот уникальный творческий коллектив дал на Калужской земле несколько концертов. С 17 по 20 февраля 2017 года его выступления прошли в Калуге, Малоярославце, Людинове и Кирове. Музыкально-поэтическая программа просветительского тура называлась «Свет Валаама».

О хоре Валаамского монастыря

Хор Валаамского монастыря создан в августе 2005 года по случаю восстановления и освящения главной святыни Валаамской обители – Спасо-Преображенского собора. Выступать перед публикой начал в 2007 году.

Коллектив является одновременно церковно-певческим и концертным. В этом его уникальность! Хор ежегодно участвует в Патриарших богослужениях на Валааме и его подворьях, а также концертирует.

В составе хора вошли только профессиональные дипломированные дирижёры и вокалисты, заслуженные артисты, лауреаты международных вокальных конкурсов.

Репертуар у коллектива крайне широкий. Он включает богослужебное пение Греции, Сербии, Болгарии, Грузии, Древней Руси, пасхальные и рождественские песнопения, песни времён Первой мировой и Великой Отечественной войн, русские народные песни и романсы, лирические и патриотические песни советских композиторов.

Ведущая идея творческой деятельности хора заключается в осуществлении культурно-просветительской миссии и духовно-патриотического воспитания.

Неординарное событие

Приезд прославленных исполнителей в маленький провинциальный город Киров стал ярким и запоминающимся событием.

Кировчане, которым посчастливилось получить пригласительный билет во Дворец культуры «Юбилейный» на концерт «Валаамского хора», будут вспоминать эту встречу всю свою жизнь. Ведь ничего подобного – возвышенного, очищающего, проникающего в душу – на кировской земле ранее не происходило. Собравшийся 19 февраля в ДК полный зрительный зал соприкоснулся с духовным светом Валаама и, хочется верить, впустил его в свои сердца.

О, дивный остров Валаам!

Затихшую в ожидании чуда публику приветствовал художественный руководитель хора Валаамского монастыря Александр Бордак.

В качестве вступления он рассказал историю острова Валаама, на протяжении многих столетий являющегося символом православной веры на Руси. Расположенный здесь монастырь был основан преподобными Сергием и Германом Валаамскими. За период своего многовекового существования он достигал великолепного рассвета и переживал страшные разорения.

-Земля Валаама поистине святая. Она полита слезами, потом и кровью своих насельников, — отметил ведущий концертной программы. — На самой верхней точке острова, на колокольне Спасо-Преображенского храма, всегда горит яркий свет. И так как Валаам – это остров в Ладожском озере, то исходящий от «его вершины» свет служит маяком для проходящих мимо кораблей. Так и духовный свет Валаама светит всем людям, жаждущим Божией правды далеко за пределами острова.

О, дивный остров Валаам!

Рука Божественной судьбы

Воздвигла здесь обитель рая,

Обитель вышней чистоты…

Такими стихотворными строками воспевают Валаамскую обитель её братия и многочисленные паломники. За ними стоит «осознание того, что благословенный Валаам есть возвышенный (хотя и вполне земной) прообраз райского бытия, к которому призывается всякий просвещенный светом Христовым человек, и что само существование столь дивного места на Русской земле есть дело всеблагого Божественного Промысла».

Талантливо и с вдохновением!

В ходе концерта исполнители талантливо и с вдохновением открыли кировским зрителям «глубокую духовную правду», имя которому – святой Валаам.

Участники хора исполнили древневалаамские распевы, обработки старинных мелодий, авторскую музыку известных композиторов, а также прикоснулись к великим христианским праздникам – Рождеству Христову и светлой Пасхе. Затем в простой песенной форме вокалисты говорили о Божиих заповедях, таких как милосердие и жертвенность. Стоит заметить, что тема любви к ближнему и готовности пожертвовать собой ради него занимает особое место в творчестве коллектива. Она прозвучала в песнях военных лет – хорошо знакомых многим и неизвестных, любимых и несправедливо позабытых.

-Более 2000 лет назад наш Спаситель Иисус Христос отдал свою жизнь ради спасения всего человечества. А следом тысячи наших героев отдавали свои жизни во имя мира на земле, своих родных и близких, своей страны, выполняя главную заповедь Господа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», — подчеркнул художественный руководитель хора Александр Бордак, объясняя, почему песни военных лет, причём относящиеся, как к Первой мировой, так и к Великой Отечественной войне, включены в репертуар коллектива.

Лично на меня, да и, думаю, на всех неизгладимое впечатление произвело мощное и проникновенное исполнение молитвы «Достойно есть». Так как шёл концерт, то все в зале сидели и с трепетом слушали, а хотелось встать. Уверена, что мысленно весь зал стоял вместе с солистом и молился на купола кировских храмов «Матери Бога нашего, честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим».

Также мне особенно запомнилась песня на слова монаха Валаамской обители иеродиакона Амвросия. Она пропитана болью за греховную жизнь, которую ведёт род человеческий.

Людям, увы, не хватает великой любви,

Здесь и повсюду, везде на земле, повсеместно.

Люди страдают и топят друг друга в крови,

Занято злобой святое сердечное место…

Благодаря хору Валаамского монастыря, кировчане услышали показательное исполнение патриотических композиций, написанных в послевоенное время советскими композиторами. Например, великолепно, «без показного надрыва», свойственного современным эстрадным певцам, прозвучала песня о солдате авторского дуэта В. Мигули и А. Агашина. Вы, наверняка, помните строчку из узнаваемого всеми припева: «Ты же выжил, солдат, хоть сто раз умирал!». Искреннее спасибо профессионалам – показали пример.

Примечательно, что для выступления «Валаамскому хору» понадобилось минимум аппаратуры. Лишь в некоторых номерах использовались инструменты – клавишные и баян. В основном произведения исполнялись акапелла.

Читайте также:
Митрополит Варсонофий: биография, службы и духовный путь

-Кстати, музыка исполнителям вовсе и не требовалась, она лилась из них самих с помощью одного лишь голоса, — поделилась Марина Николаевна Елесина, методист Дома детского творчества, занимающаяся с детьми фольклором. – Интересно также то, что для звуковой настройки вокалистов худрук едва заметным движением доставал из кармана своего длинного кафтана камертон.

Замечательный материал с одноимённого концерта в городе Свободном Амурской области опубликовал Олег Погодаев, журналист общественно-политической газеты «Зeйcкиe огни». Советую почитать http://www.gzt-sv.ru/2016/09/28/hor-valaamskogo-monastyrya-potryas-zritelej.html. Если сравнить публикацию коллеги с собственными впечатлениями и отзывами в Интернете своих земляков http://hor.valaam.ru/otzyvy/, то видно, что, в каком бы уголке России ни выступал хор Валаамского монастыря, везде его встречают с восторгом и благодарностью. Жаль только, такие коллективы – редкость в провинции.

На земле мир, в человеках – благоволение

К финальной песне «Я люблю тебя, Россия» атмосфера достигла такого эмоционального состояния, что зрители больше не могли оставаться на своих местах. В итоге зал – от мала до велика – в едином эмоциональном порыве поднялся и стоя подпевал.

Силу воздействия русской национальной культуры на сердца людей вне зависимости от их возраста прокомментировал заместитель главы Кировской районной администрации Герман Викторович Кропачев: «После того что мы услышали, хочется просто помолчать, побыть наедине с собой и как можно дольше сохранить в себе возникшие чувства и переживания. На ум приходят слова молитвы: «На земле мир, в человеках – благоволение».

Высокую оценку творческой деятельности коллективу, посетившему Киров, дал архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан. Он назвал концерт «Свет Валаама» прекрасным прежде всего потому, что хор Валаамского монастыря подарил нам «разумное пение».

-По мнению святых отцов, человеку дан разум, чтобы избегать греха, чтобы стремится к добродетели и чтобы петь с чистым сердцем. Тогда будет «разумное пение». На Валааме живут монахи – воины, ведущие духовную брань с грехами. Перед нами выступил хор Валаамского монастыря, старающийся жить по Евангелию и петь разумно. И мы почувствовали, насколько сильно «разумное пение» воздействует не только на певцов, но и на слушателей. Я надеюсь, что такое «разумное пение» поможет нам в нашей борьбе с грехами, — сказал владыка.

В знак благодарности управляющий Песоченской епархией подарил гостям с острова Валаама авторскую фотокнигу. Она посвящена красотам и духовным святыням Северной Фиваиды. Напомню, что так зовётся Вологодоская область, где просияло много святых, показавших пример борьбы с грехами и то, какую пользу духовный подвиг приносит нашему государству.

В ответ участники «Валаамского хора» поблагодарили гостеприимных кировчан за тёплый приём и на волне душевного единства спели с ними «Катюшу».

Подготовила Оксана Баркова.

// Невский благовест. Приходская газета собора святого благоверного князя Александра Невского.– 2017. — 28 февраля № 15 . – С. 1,5.

Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне

Приблизительное время чтения: 5 мин.

С именем святого великомученика и целителя Пантелеимона связано одно уникальное место – русский монастырь, который находится вне России, на Святой Горе Афон. По своему духовному значению для верующих он является одним из главных не только на Афоне, но и среди всех православных монастырей мира.

Обитель во имя святого угодника Божия Пантелеимона была основана русскими монахами на Афоне примерно в X–XI веках. Первое письменное упоминание о монастыре относится к 1016 году. Изначально он был посвящен Успению Пресвятой Богородицы и располагался в лесу на восточной стороне Святой Горы. В это время монастырь называли или «Богородица» или Ксилургу (в переводе с греческого – «древоделя»), что было связано с основным занятием монахов – обработкой дерева.

С XIII по XV век монастырь святого Пантелеимона переживал определенный кризис. Во-первых, обитель постоянно разорялась крестоносцами и морскими пиратами, которые в то время терроризировали весь Афон. Во-вторых, теряются связи с Русью, так как в этот период она находится в зависимости от татаро-монгольской Орды и не имеет возможности поддерживать свою дальнюю обитель. Поэтому именно в этот период число русских монахов в монастыре уменьшается, и через некоторое время большинство насельников составляют уже сербы. Все это приводит к тому, что до 1489 года покровителями обители становятся сербские князья – Неманичи, Бранковичи и другие.

В XV веке произошли изменения в жизни всего Афона – после захвата турками Константинополя в 1453 году Святая Гора попала под власть Османской империи. Жизнь монастыря становится тяжелой – новые власти облагают монастырь большими налогами, конфисковывают земли. В это время он существует лишь за счет тех пожертвований, которые вносят православные князья Валахии и Молдавии, а также московские князья и священноначалие.

После того как Русь освобождается от власти татаро-монголов, улучшается и положение Свято-Пантелеимонова монастыря. В 1507 году покровителем (ктитором) монастыря становится великий князь Московский Василий III, начинает увеличиваться число иноков, теперь уже русских по происхождению. Большое уважение к монастырю испытывал царь Иоанн IV Грозный, который называл его своей «первой богомолией».

В период Смутного времени помощь монастырю снова прекращается и восстанавливается только с воцарением в России царского рода Романовых. Однако, даже учитывая помощь из России, монастырь продолжал испытывать экономические трудности. Постройки монастыря ветшали, количество насельников уменьшалось. Монастырь был на грани полного разорения, тем более что турецкие власти продолжали притеснять обитель. Дело доходило даже до того, что за долги монастыря по налогам монахов сажали в тюрьму. Все это привело к тому, что в 1705 году решением Патриарха Константинопольского Гавриила III монастырь восстанавливается как русский и полностью передается России. Управлять жизнью монастыря поставляется архимандрит Варлаам. Однако, несмотря на этот шаг, а также на помощь со стороны Священного Синода России (ежегодные выплаты, пожертвования, подарки в виде дорогой утвари, богослужебных книг и т. д.) монастырь испытывает трудности вплоть до конца XVIII века.

Как ни пытались все заинтересованные стороны улучшить жизнь обители, ситуация кардинально не менялась. Все это способствовало тому, что в конце XVIII века монахи Нагорного Русика решают переселиться на новое место, а именно – в прибрежную келлию с храмом Вознесения Господня, которая принадлежала основному монастырю. Эта келлия располагалась недалеко от лодочной пристани. Здесь монастырь святого Пантелеимона возродился во второй раз и находится по настоящий день. По своему местоположению он получил наименование Прибрежный Русик.
Перемена места не решила проблем. Новая обитель также испытывала трудности, вплоть до того, что в ней практически не осталось насельников. Встал вопрос о том, чтобы исключить русский монастырь из числа святогорских обителей, а для уплаты долгов продать земли другим монастырям Афона.

Читайте также:
Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В 1803 году Патриарх Константинопольский Каллиник V издает грамоту о восстановлении общежития в Свято-Пантелеимоновом монастыре. Возродить жизнь в обители предстояло 85-летнему старцу иеромонаху Савве, который специально поехал в Стамбул с целью испросить для этого материальные средства. Ему удалось собрать только частные пожертвования, так как от Патриархии ему ничего не дали. Однако здесь оказал помощь Сам Господь. В этот момент по молитвам к святому Пантелеимону получил исцеление от тяжелого недуга великий драгоман Порты (дипломат с особым статусом. – прим. ред.), валахский князь Скарлат Каллимах. По данному им обету, после выздоровления он стал ктитором Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. В эти годы, а именно – в 1814 году, при материальной поддержке Каллимаха на территории монастыря строится собор во имя святого Пантелеимона. В 1815 году собор был освящен.

Однако в середине XIX века, после кончины старца Саввы и казни турецкими властями Каллимаха, для монастыря вновь наступают тяжелые времена. В один из моментов, в период с 1821 по 1829 годы, монахи даже были вынуждены покинуть обитель и провести девять лет в скитаниях, так как из-за разгоревшейся Греческой революции против турецкого ига территорию монастыря заняли турецкие войска. Только в 1830 году в монастырь возвращаются русские иноки, хотя экономическое состояние обители было, как и прежде, бедственным.

Новый этап возрождения монастыря начинается только спустя десятилетие – с 1840 года, когда в него приходит русский инок Иоанникий (Соломенцев) с несколькими другими монахами. Приняв схиму с именем Иероним, он стал возрождать жизнь монастыря, за что впоследствии получил прозвание «духовного возобновителя». Благодаря деятельности отца Иеронима в монастыре начинается духовный и экономический подъем, строятся новые храмы (1846 –святителя Митрофания Воронежского, 1851 – Покрова Пресвятой Богородицы и т.д.). В целом за годы деятельности отца Иеронима в монастыре было построено и восстановлено около 60 храмов, 19 келлий и 8 подворий. К 1850 году в обители святого Пантелеимона находилось уже около 200 монахов, из них 30 были русскими.

К концу XIX века монастырь полностью избавился от долгов, стал сам оказывать материальную помощь братским монастырям и другим учреждениям на Афоне. Количество монахов в обители было более тысячи, из них русских – около 800. К 1910 году количество монахов увеличилось до 1900 человек. Обители принадлежало 60 храмов, различные земельные владения, в том числе и вне Афона (в черте города Салоники и т. д.). Правда, эти внеостровные владения были конфискованы у монастыря правительством Греции в 1924 году.

К началу XX века монастырь святого Пантелеимона имел собственные подворья в ряде городов России и не только – Москве, Санкт-Петербурге, Таганроге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Одессе, Сухуми, Стамбуле и Салониках. У всех этих подворий была своя участь. В частности, в России после революции 1917 года все они были закрыты. Однако сам монастырь святого Пантелеимона избежал этой участи, находясь вдалеке от России. Так Господь уберег обитель Своего угодника от безбожной власти.

На сегодняшний момент в монастыре, который остается одной из главных святынь Афона, хранится честнейшая глава святого Пантелеимона, а также его чудотворный образ.

Пантелеимонов монастырь на Афоне – русская монашеская свеча пред Богом

Интервью наместника Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы архимандрита Алексия (Поликарпова) после посещения Святой Горы Афон.

Отец Алексий, Вы в составе делегации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла побывали в конце мая на Святой Горе Афон. Пожалуйста, поделитесь впечатлениями от поездки.

Для нас очень важен сам факт того, что Русская Православная Церковь так широко отмечает 1000-летие русского присутствия на Афоне. Конечно, эта дата условная, и, тем не менее, мы знаем, что первое письменное упоминание о русском монашестве на Афоне относится к 1016 году. В одном из датированных этим годом документе, который в настоящее время хранится в библиотеке Великой Лавры, есть подписи игуменов всех монастырей Святой Горы. Среди них и такая: «Герасим – монах, милостью Божией, пресвитер и игумен монастыря Росов».

Большое впечатление на меня произвело то, как изменился Пантелеимонов монастырь за несколько лет. Последний раз я был на Афоне в 2014-м, работы по благоустройству обители велись уже тогда, но за эти два года было сделано очень много, восстановлено утраченное, и монастырь сегодня выглядит как пасхальное яичко. Старый Русик, Ксилургу – всё засияло новым светом и являет собой похвалу Господу, Пречистой Богородице и великомученику Пантелеимону.

С благодарностью я размышлял о людях, чьей заботой так преобразился наш монастырь на Святой Горе. Большой знаковой поддержкой, на мой взгляд, было участие Российского государства в восстановлении и сохранении духовного и культурного наследия Пантелеимонова монастыря.

27 мая мы встречали на Афоне Святейшего Патриарха Кирилла. От Святых врат к собору великомученика Пантелеимона Патриарх шел по дорожке, украшенной лавровыми листьями. На следующий день к празднованию Собора Преподобных Русских Святогорцев в обитель прибыл Президент России. У Святых врат Владимира Владимировича под праздничный колокольный звон встречал игумен монастыря схиархимандрит Иеремия. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл приветствовал Президента у входа в соборный храм. Глава государства молился вместе с братией монастыря и многочисленными гостями, а по окончании торжественного богослужения получил в дар от насельников монастыря икону Всех святых русских государей. Известно, что за 1000-летнюю историю нашей страны около 150 ее правителей были причислены к лику святых. Как вы, наверное, знаете, за посильную помощь и личное участие в возрождении Пантелеимонова монастыря Президент Российской Федерации и Святейший Патриарх Кирилл были удостоены орденов I степени святого великомученика и целителя Пантелеимона.

Читайте также:
Ирина Денисова: биография монахини, хор и песни, личная жизнь

Для нас, церковных людей, очень важно и значимо видеть духовное устремление нашего Президента, единение государства с Церковью. Владимир Владимирович молился вместе с нами в храме, призывая Божию милость на свой народ.

Слава Богу, что мы православные!

Батюшка, в эти же исторические дни в Екатеринбурге проходила международная монашеская конференция «Святоотеческое наследие в свете афонских традиций». Вы не смогли присутствовать на форуме по той именно причине, что вместе с Патриархом находились на Святой Горе; Ваш доклад зачитал насельник Данилова монастыря игумен Никон (Каширин). Екатеринбург же принял целый сонм святогорских насельников, пожелавших поделиться своими размышлениями о монашестве с нашими соотечественниками. Словно незримая ниточка протянулась между Афоном и Россией: Святейший Патриарх Кирилл – на Святой Горе Афон, а самые известные афонские духовники – в уральской столице. Наши связи с афонитами, кажется, становятся всё крепче. Скажите, нам по-прежнему есть чему учиться у Афона?

Несомненно. Мы приобщились лишь малой части духовной жизни Афона и в очередной раз почувствовали, насколько это непросто. Взять хотя бы ночные богослужения: это очень тяжело, хотя и можно присесть во время службы в стасидии. Я спросил у одного мужчины, который каждый год бывает на Афоне (он врач, семейный человек, замечательный специалист своего дела), зачем он ездит на Святую Гору? И он ответил мне, что даже когда не всё понятно в богослужении на греческом языке, тянешь четочку на службе, а благодать, которая присутствует здесь, потом питает тебя целый год. Еще он сказал, что без этой духовной поддержки не смог бы противостоять всем искушениям, которые случаются в его жизни. Возможно, и нам, монахам, не всё можно применить у себя из духовного опыта афонитов, но ведь это как в семейной жизни: необязательно перенимать у образцовой семьи всё, что видишь. Подчас это и невозможно. Возьми то, что можешь взять. Что не можешь взять, не бери, укоряй себя, и исполняй, что можешь исполнить. Для нас важно, что есть люди, такие же, как и мы, наши современники, но они живут истинной подвижнической жизнью.

В настоящее время в Свято-Пантелеимоновом монастыре проживает более ста русских насельников. Почему так важно для нас русское присутствие на Святой Горе Афон?

В Святом граде Иерусалиме есть колокольня, которая называется Русская свеча. Так вот Пантелеимонов монастырь на Афоне – это русская монашеская свеча пред Богом. У наших паломников есть здесь свой уголок, они могут прибыть на Святую Гору, услышать молитву на родном языке, увидеть людей, которые, подобно им, когда-то тоже приехали из России и посвятили свою жизнь Христу. Мы не оспариваем первенства греков, мы заимствовали православную веру у Византии, но для нас важно, что когда-то на Афоне было до 5000 русских насельников. В прошлом веке многие опасались, что русская лампада здесь угаснет – наших соотечественников оставалось на Святой Горе совсем мало. Но этого, слава Богу, не произошло.

Сегодня наша молитва на Афоне вновь окрепла, и мне кажется, это очень много значит для русских людей. Церковь во все времена благоговела перед афонской святыней. И в наши дни мы видим, как церковные, а порой и малоцерковные люди имеют возможность бывать на Святой Горе. Они приезжают подчас буквально на несколько дней, паломничают по монастырям, прикладываются к святыням, питаются этим воздухом, на какие-то часы отрешаются от своих суетных забот, и Божия благодать питает и врачует их.

И внешнее благолепие русского монастыря на Афоне сегодня, как, наверное, никогда прежде, радует глаз человека. Нам приятно, что этот благодатный уголок не забыт людьми, не оставлен Богом. Пресвятая Владычица незримо пребывает здесь.

Когда Святейший Патриарх Кирилл освящал собор великомученика Пантелеимона в Старом Русике, Его Святейшество говорил, что это великолепие не должно быть забыто, что богослужения должны совершаться здесь регулярно, и что мы будем продолжать посылать на Афон людей, чтобы здесь служить Богу, потому что это очень важно для нашей Церкви и нашего народа.

Свято-Пантелеимонов монастырь – один из двадцати монастырей на Святой Горе Афон в Греции. Расположен на берегу небольшой бухты на юго-западе Афонской горы между пристанью Дафни и монастырем Ксенофонт.

Первое русское монашеское поселение на Афоне появилось в XI веке, сохранилось письменное упоминание о нем как действующем монастыре, относящееся к февралю 1016 года. На Афоне принял постриг родоначальник русского монашества преподобный Антоний Печерский. В XVII веке монастырь перешел в руки греков. К концу XVIII столетия он пришел в запустение, но в начале XIX был заново отстроен. Возвращение русских иноков началось только в 1830-е годы, с этого же времени монастырь пользовался покровительством русской императорской фамилии. Расцвет обители приходится на конец XIX – начало XX века, когда она стала самым большим монастырем на Афоне по площади и численности братии. К 1913 году здесь насчитывалось более 2000 монахов. После революции, вследствие разрыва связей с Россией и систематического вытеснения русских со Святой Горы численность братии стала быстро сокращаться. В конце 1960-х годов в монастыре оставалось всего семь престарелых монахов. На настоящий момент в монастыре вместе с послушниками проживает 106 человек братии.

Большую роль в возрождении монастыря в советские годы сыграл митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим – учитель Святейшего Патриарха Кирилла; вместе они посетили Афон в начале 1970-х годов.

Свято-Пантелеимонов монастырь находится в канонической юрисдикции Константинопольского Патриархата; его насельники обязаны принимать гражданство Греческой Республики, которое дается автоматически при поступлении в монастырь.

К Свято-Пантелеимонову монастырю приписаны скиты Богородицы (Ксилургу), Старый Русик, Новая Фиваида и Крумица.

Среди святынь обители – часть Креста Господня, частица камня Гроба Господня, мощи святого великомученика и целителя Пантелеимона, преподобного Силуана Афонского, частицы мощей святого пророка Иоанна Предтечи, праведного Иосифа Обручника, апостола Фомы, великомученика Георгия Победоносца, апостола и евангелиста Луки, святителя Иоанна Златоуста.

В монастыре расположена уникальная библиотека, насчитывающая 1500 греческих, 550 славянских, 400 русских, 43 иноязычных рукописных кодекса и свыше 42 000 печатных книг.

В 2011 году тогдашний президент РФ Дмитрий Медведев инициировал создание Попечительского совета Свято-Пантелеимонова монастыря и предложил основать международный фонд по поддержке обители. В состав Попечительского совета вошли представители российской власти и Церкви.

Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне

Афон, старцы, предания ассоциируют со святостью, христианской чистотой и подвигом монашества. Русской лампадкой называют на полуострове христиане всего мира стоящий на Афоне монастырь Новый Руссик, Россикон или святую Пантелеймоновскую обитель.

Читайте также:
Луганская епархия: храмы и монастыри, история, святыни и священники

Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне — одна из двадцати христианских святынь, находящихся под юрисдикцией патриарха Константинопольского, в ней проживают в основном русскоговорящие насельники. В 2016 году на Святой горе праздновали 1000-летие основания Свято-Пантелеймоновского монастырского комплекса.

История основания обители

Первые русские монахи на Святой горе появились в 10 столетии. Гора Афон стала местом принятия пострига родоначальником русских монахов преподобного Антония Печерского. Разные афонские обители принимали иноков из Руси, но в основном они селились в монастыре Ксилургу.

В 1169 году Священным Кинотом Афона было принято решение передать русской братии в Ксилургу еще обитель Нагорную, основанную неким фессалоникийцем, она впоследствии стала известна, как Старый Русик или Фессалоникийская.

Небольшой монастырский комплекс спрятался в нагорном лесу, только одна его сторона, северо-западная, выходит видом на море, открывая красоту Олимпа. Благодаря благодетелям, среди которых были императоры Византии, греческие господари, жупан Сербии, монахи возводили новые постройки, благо лес был рядом.

Важно! Основной святыней Русской обители являлись мощи целителя Пантелеймона.

Шло время, русско-турецкая война, внутренняя политика Петра Первого и другие факторы привели к запустению обители и сокращению в ней насельников, однако, не ослабевала исцеляющая сила, исходящая от святых мощей целителя.

Помощь святых мощей

Чума 1744 года забрала много жизней жителей Константинополя, но после обращения за помощью к святому Пантелеймону, страшная болезнь отступила.

Другие известные монастыри:

Пришла чума и в Молдавию, государь Иоанн Николау послал гонцов на Афон, после прошения в святых мощей свершилось чудо, многие больные мгновенно исцелились, в благодарность за это молдавский правитель стал ежегодно отправлять материальные пособия в обитель целителя Пантелеимона.

К 1765 году на берегу моря было возведено новое монастырское здание на месте кельи монаха Христофора, прибывшего на полуостров в 17 веке. Братия переселилась туда и начала возведение новых построек. Первый игумен Савва Пелопоннесский, живший ранее в обители Ксенофонта, обладающий удивительной энергией, добился улучшения благосостояния святыни.

Обладающий даром веры, он был приглашен к умирающему переводчику султана Махмуда Второго Скарлату Каллимаху с частицами святых мощей целителя. После молитвы и приложения к святым мощам переводчик быстро пошел на поправку и вскоре его назначают господарем в Валахию.

В благодарность за исцеление фанариот финансирует возведение новых построек в обители, в число которых входил и главный собор.

Возведение собора

1812 году в Русском Пантелеимоновом монастыре начали возведение нового собора, однако, строительство растянулось на долгие годы из-за нашествия турков и мученической смерти благодетелей монастыря Скарлахта Каллимаха и Патриарха Георгия Пятого, которые были повешены восставшими турецкими войсками в 1821 году.

О святых Афонских старцах:

Адрианопольский мир в 1830 году не стал облегчением для святой обители, которая была на грани закрытия из-за долгов. Материальное положение спасло прибытие новых иеромонахов, Аникиты, известного в миру, как князь Ширинский-Шахэматов, и Иеронима, Ивана Соломенцева, сына богатого купца.

Иеромонах Иероним в 1846 году был назначен духовником всей афонской братии после ухода в Небеса иеросхимонаха Арсения.

Кафоликон русской обители освятили в начале 19 века. Строгий классический облик Пантелеимоновского собора содержит элементы русских северных храмов, о византийских традициях свидетельствуют луковки глав, посаженные на барабаны с окнами различной высоты.

Неоценимы в историческом смысле фрески храма. Около святого образа великомученика и мощей святого Пантелеймона может помолиться каждый, сюда входящий. Русские цари подарили Пантелеймоновской обители несколько колоколов, вес крупнейшего из них 13 тонн.

Ныне в окружении монастырских стен находится 15 церквей, в которых хранятся православные реликвии.

  • С 1840 года началось настоящее паломничество русских монахов на Афон, в 1895 году их было уже около 1000 человек.
  • Посещение в 1845 году Афона великим князем Константином Николаевичем, а затем Алексеем Александровичем в 1869 году содействует приливу монашеской братии из России.
  • С 1875 года, когда игуменом монастыря стал русскоговорящий священник Макарий, богослужения велись как на русском, так и греческом языке.

Знаменитые старцы того времени Арсений, Аристоклий, Кирик увековечены в истории православия.

Арсений Минин не один раз ездил в Россию, чтобы собрать пожертвования на восстановление святыни, привозя с собой святыни Пантелеимоновского храма в российские храмы для поклонения паломников.

Отец Кирик некоторое время жил на подворье в Москве, где принимал участие в создании литературного наследия от святителя Феофана Затворника, после чего был переведен в одесское Афонское подворье в качестве настоятеля.

По возвращении на Афон он начал бороться с еретиками имяславия, духовник монашеской братии на личном примере учил насельников молитве, идущей от сердца.

Важно! Старец часто повторял слова апостола Петра, что для Господа важно только состояние сердца молящегося (Петра 3:4).

Большое количество русских монахов привело к трениям по вопросу установления русской юрисдикции за русскоговорящими монастырями, однако это противоречило Уставам Афона. Несмотря на отсутствие каких-либо оснований как церковных, так и правовых, советские власти и РПЦ считали Пантелеймоновскую обитель российской, в ней к 1913 году проживало более двух тысяч насельников.

Приезжавшие на Святую землю русские паломники обычно собирались в Одессе, в год через пункты сбора проходило около 30 тысяч желающих поклониться святым мощам святителя. Святая обитель принимала всех желающих, предоставляя бесплатное жилье и пропитание, а благодарные паломники оставляли щедрые пожертвования.

Послереволюционные годы

1917 год принес особые испытания в христианскую обитель, прекратилась всякая связь насельников с Русской Церковью.

В 1959 году число насельников сократилось до пятидесяти, в основном это были старцы преклонного возраста. Пришедший в упадок монастырь великомученика Пантелеимона ожидало еще много испытаний.

В тяжелое время русская обитель была взята под попечение Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви под руководством митрополита Антония (Храповицкого) и митрополита Анастасия (Грибановского).

Читайте также:
Гатчинская епархия: игумен Фотий и священники, церкви и храмы, монастыри

Власти Советского Союза приняли решение о конфискации в России имущества подворий и лавок, нанеся материальный урон тем самым и Пантелеймоновской обители.

Пожар 1959 года практически полностью уничтожил библиотеку с бесценными реликвиями, а в огне 1968 года сгорело 6 церквей, гостиницы и постройки келий.

Возрождение

Первое посещение Афона Русским патриархом в лице Пимена состоялось в 1972 году.

В 1974 году только двум монахам из Советского Союза было дано разрешение на поселение в святой обители, однако, прибыл на Святую гору только архимандрит Иеремия, который ныне является настоятелем Свято-Пантелеимоновского монастыря.

К лету 1976 года в нем прожила 13 монахов, которые прибыли из разных монастырей СССР.

С 1976 года Русская православная церковь дважды в год отправляет делегацию на Афонскую землю на праздник Воскресения Господнего и престольный праздник монастыря в честь целителя Пантелеимона.

С 1978 года число насельников увеличивается еще на 5 монахов, прибывших с России, а в апреле 1985 года Кинотом выдано разрешение на въезд еще 6 монахам.

К посещению Святой горы в 1992 году Патриархом Московским и всея Руси Алексием ІІ число насельников было 40 человек.

В 2005 году Афон был посещен президентом России Владимиром Путиным.

Ныне восстановленный и процветающий монастырь святого Пантелеимона на Афоне насчитывает 70 монахов из разных стран бывшего Советского Союза.

Святыни

Особо почитаемыми в Русской лампадке православия являются главы великомученика Пантелеимона и преподобного Силуана Афонского.

Еще живы на Афонской горе старцы, лично встречавшиеся со святым схимником Силуаном, проводящим все время в молитвах, во время которых ему не один раз являлся Сам Иисус и Пречистая Божья Матерь, наполняя сердце старца любовью к людям.

Не прекращаются молитвенные служения у святых мощей:

  • Иоанна Крестителя;
  • первомученика Стефана;
  • святителя Василия Великого;
  • Григория Богослова;
  • Иоанна Златоуста;
  • учеников Иисуса и многих других святых.

В Покровской Церкви хранятся чудотворные святые образа Богородицы «Казанская», «Иерусалимская».

В соборе поклоняются древним образам целителя Пантелеймона, Иоанна Крестителя и Александра Невского.

Библиотека святой обители хранит несколько тысяч славянских и греческих ценнейших рукописных кодексов и 25. тыс. книг, ценность которых трудно переоценить.

Современное состояние

На юго-западе Святой горы, на берегу прекрасной бухты, величественный по своей архитектуре монастырь Святого Пантелеимона виден издалека.

Русский Свято-Пантелеимоновский монастырь своим архитектурным стилем отличен от старинных афонских построек, которые были возведены во время пиратов в виде крепостей. Росписи внутренних помещений напоминают о России, только храм великомученика Пантелеимона расписан в афонском стиле.

Несмотря на практически современные постройки, ибо реставрация обители продолжается и поныне, насельникам удалось сохранить в постройках русское благородство и величие души.

Русскоговорящие паломники начинают поклонение на Святой горе именно с этой святыни, которая сохранила всю историю своего основания, от обители Божьей Матери Ксилургу, Фессалоникийской святыни до современного монастыря.

Покровская церковь входит в монастырский святогорский комплекс. Паломники посещают эту церковь с целью поклониться мощам многих святых, а их в русской обители более трехсот.

Обязательным для посещения является и гробница, в ней хранятся ушедшие в небеса братья, рядом находится Петропавловская церковь.

Новый корпус Преображенской церкви принимает болеющих иноков. Паломникам нужен не один день, чтобы обойти 36 церкви, 15 из них располагаются на монастырской территории.

В помощь паломникам

Для въезда на Афонскую гору нужна виза, она выдается только на 4 дня. Ее можно получить, имея справку, подтверждающую род занятий. Туристам из России можно получить рекомендательное письмо из Российского консульства.

Добраться до нужного монастыря можно, пройдя пункты:

  • Салоники;
  • Уранополис;
  • нужный монастырь.

До Уранополиса можно добраться на такси или автобусом, далее нужно купить диамонитирион за 25 евро, чтобы добраться до Афона на пароме.

Свято-Пантелеимоновский монастырь находится на четвертой остановке, до монастырей, находящихся внутри полуострова, нужно пройти 5 км.

По дорогам Афона ездят маршрутки, но их рейсы очень редки, так что лучше рассчитывать на свои ноги или забронировать машину.

Пантелеимонов монастырь (Афон)

Монасты́рь свято́го Пантелеи́мона также известен как Ро́ссикон или Но́вый Ру́ссик — один из 20 «правящих» монастырей на Святой Горе Афон; занимает 19-е место в иерархии святогорских обителей, традиционно считается русским, хотя по составу насельников стал вполне русским лишь в последней четверти XIX века, когда перешёл под фактический контроль Российской Церкви и российского правительства (вплоть до начала Первой мировой войны). Греческие названия: Μονή Αγίου Παντελεήμονος и Ρωσσικόν.

Как и все прочие афонские монастыри, будучи патриаршей ставропигией, находится в прямой канонической юрисдикции Константинопольского Патриархата; насельники, по действующей с 1924 года Уставной Хартии Святой Горы, обязаны принимать гражданство Греческой Республики (даётся автоматически при поступлении в монастырь).

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
    • 2.1 Храмы
    • 2.2 Параклисы
    • 2.3 Подворья
    • 2.4 Cкиты
  • 3 Святые
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Первоначальное русское монашеское поселение на Афоне существовало уже в XI веке и было признано в качестве отдельного монастыря в 1169 году (обитель Фессалоникийца).

Во времена монголо-татарского ига на Руси большинство монахов были греками и сербами. В конце XV—XVI в монастыре жили преимущественно сербы, что засвидетельствовано документами переписки администрации обители с московскими властями того времени.

В XVIII веке монастырь пришел в такое бедственное состояние, что в 1726 году в нём, по свидетельству Василия Григоровича-Барского («первое посещение Афонской Горы»), осталось лишь двое русских и двое болгарских монахов при игумене-болгарине. В 1735 году монастырь был объявлен греческим.

Около 1770 года греческие иноки Пантелеимонова монастыря переселились в принадлежавшую монастырю прибрежную келлию в честь Воскресения Христова, где в начале XIX века году монастырь был заново отстроен господарем Валахии Скарлатом Каллимахи; а Старый Россик остался действовать как скит.

После восстановления нормального течения жизни на Афоне (с прекращением турецкой военной оккупации) в 1830 году, после Адрианопольского мира, монастырь не получил своих прежних имений назад, так как они отошли другим монастырям за долги; Протат даже хотел исключить обитель из списка монастырей, но такое решение было отклонено Константинопольским Патриархом Константием I.

Читайте также:
Храм Николая в Толмачах: описание и адрес храма, история, расписание богослужений, как добраться

Игуменом с 1821 года был грек Герасим, благоволивший русскому присутствию. Русское присутствие в монастыре стало возрождаться с прибытием в него в 1830-х иеромонаха Аникиты (в миру князя Ширинского-Шахзматова) и иеромонаха Иеронима (купеческого сына Иван Соломенцов; †1885).

После кончины 24 марта 1846 года общего духовника русских на Афоне старца иеросхимонаха Арсения отец Иероним стал преемником его по духовному влиянию на Святой Горе между русскими, и не только между ними, но даже и среди греков, болгар, сербов, и святогорцев других народностей. Отец Иероним не искал этого влияния, это было естественным плодом его подвижнической жизни, опытности духовнической и сердечного участия ко всякому нуждающемуся.

Монастырь пользовался покровительством русской императорской фамилии и во второй половине XIX века значительно разросся и отстроился.

В 1861 году духовной собор старцев монастыря постановил отправить в Россию иеромонаха Арсения Минина для сбора добровольных пожертвований. В августе 1867 года он привёз в московский Богоявленский монастырь святыни из Пантелеимонова монастыря, для которых позднее, на деньги благотворителей, им была построена Афонская часовня (в 1929 году закрыта и снесена большевиками).

Первым русским игуменом стал в 1875 году архимандрит Макарий (Сушкин). Значительный рост количества насельников из России вызывал трения и конфликты; русские насельники желали официального признания российской юрисдикции за монастырём, а также иными русскими поселениями на Афоне. В начале XX века российский Святейший Синод и правительство рассматривали и сам монастырь, и всех русских насельников на Афоне как находящихся также и в их юрисдикции (наряду с оттоманским подданством). Такая практика была прямо запрещена Уставом Святой Горы, принятым в 1924 году. Хотя после второй мировой войны Русская православная церковь и власти СССР числили Пантелеимонов монастырь среди обителей РПЦ, к тому не было никаких церковно- или гражданско-правовых оснований. В конце 1980-х насельникам монастыря Константинопольским Патриархатом было прямо указано на недопустимость возношения имени Московского Патриарха на общественном богослужении.

К концу XIX века стал самым большим монастырём на Святой Горе по площади и численности братии. К 1903 году там насчитывалось 1446 монахов, а к 1913 году — более 2000. Россикон многократно страдал от пожаров, наиболее известные случаи: в 1307 году, когда монастырь был сожжён каталонскими пиратами, и в 1968 году.

Монастырь отмечен подвигами ряда русских насельников, наиболее известный из которых — старец Силуан, скончавшийся здесь в 1938 году.

Вследствие политики Константинопольского патриархата, направленной на выдавливание русских монахов с Афона и действий властей Греции по ограничнию прибытия граждан СССР на Афон, в Пантелеимоновом монастыре в начале 1970-х годов осталось 13 монахов; в письме Патриарху Московскому Пимену от 9 сентября 1972 года схиархимандрит Гавриил (Легач) писал: «…Наш Монастырь находится в крайне затруднительном положении и, особенно из-за неимения братства. С течением времени постепенно число уменьшается — старики вымирают, а пополнения нет, такое положение и уже здесь живущих приводит в уныние и безнадежность. Мы, зная любовь Русского Народа к Святому Афону, верим и надеемся, что Вашим Святейшеством и всей Русской Церковью будут приняты все возможные меры к тому, чтобы этот русский (почти последний на Афоне) уголок с его святынями оставался и продолжал свое существование для утешения каждого верующего русского человека…».

После визита на Святую Гору Патриарха Пимена в 1972 году (первое в истории посещение Афона Всероссийским Патриархом), ситуация, при активном содействии правительства СССР, с пополнением братии стала немного улучшаться.

Современное состояние [ править ]

В настоящее время в монастыре святого Пантелеимона подвизаются около 70 монахов из России, Украины и Белоруссии.

Колокол храма св. Пантелеймона считается самым большим на Балканах. Находится он на первом этаже колокольни над Трапезной. Весит колокол 13 тонн, в диаметре 2,70 м и 8,71 м в окружности.

Монастырь имеет 15 часовен и 5 келий, из которых 2 находятся в Кареи. Он также имеет подворья Chromitsa, скит Xilurgu , Новая Фиваида и так называемое Paleomonastiro.

Храмы [ править ]

  1. Храм святого великомученика и целителя Пантелеймона
  2. Храм Покрова Пресвятой Богородицы
  3. Храм святителя Митрофана Воронежского, чудотворца

Главный соборный храм монастыря святого великомученика и целителя Пантелеймона был построен в начале 19 века и знаменит замечательными, росписями, выполненными в лучших традициях русской иконописной школы. Вторым соборным храмом монастыря является храм Покрова Пресвятой Богородицы. Здесь находятся чудотворная икона Божией Матери “Иерусалимская”, а также икона Иоанна Предтечи и древнейшая икона святого великомученика Пантелеймона. Третий храм назван в честь святителя Митрофана, воронежского чудотворца.

Параклисы [ править ]

  1. Вознесения Господня
  2. Рождества Пресвятая Богородицы
  3. Введения во храм Божией Матери
  4. Св. Архангелов
  5. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи Господня
  6. Св. Богоотец Иоакима и Анны и св. Иосифа обручника
  7. Св. священномученика Харалампия
  8. Св. Николая чудотворца
  9. Св. великомуч. Димитрия Солунского
  10. Св. Константина и Елены
  11. Св. Саввы Освященного
  12. Св. великих князей – Равноапостольного Владимира и Александра Невского
  13. Преподобного Сергея Радонежского чудотворца
  14. Препод. Герасима Иорданского и Иеронима Стридонского
  15. В честь всех Святых Афонских (при братской больнице)
  16. Всех святых Русских Князей и Царей

Вне монастыря на разных местах монастырской земли, скитах, метохах и при отшельнических келиях — 36 церквей.

Подворья [ править ]

  • Подворья в Москве
  • Подворье в Санкт-Петербурге

Также монастырь имеет подворье в Стамбуле. Русское подворье и действующий храм Святого Великомученика Пантелеимона находится в районе Каракёй, по адресу Hoca Tahsin Sokak, No 19, Karaköy, Istanbul.

Cкиты [ править ]

Также монастырю Святого Пантелеимона в разное время принадлежали:

  • Старый (Нагорный) Руссик. Ныне в нём проживает один монах Иона.
  • Андреевский скит. После смерти последнего русского насельника, перешел к монастырю Ватопед.
  • Скит Новая Фиваида.
  • Скит Крумица (Кормилица). Находится практически на границе Афона, недалеко от городка Уранополис. Вокруг скита расположены многочисленные виноградники монастыря. Скит являлся монастырской здравницей, во времена расцвета в нем было несколько сотен монахов. На данный момент скит восстанавливается несколькими насельниками, отправленными из монастыря св. Пантелеимона. Во время большого пожара на Афоне в августе 2013 года скит чудом уцелел. Примечательно, что огонь подошел к скиту в ночь на память св. Пантелеимона, и, хотя вокруг выгорела под корень вся растительность на многие километры, скит и виноградники остались нетронуты пламенем.
  • Ильинский скит. Основан преподобным Паисием Величковским, ныне приписан к монастырю Пантократор.
  • Скит Богородицы Ксилургу (Древодела). Древнейшая русская обитель в мире, в 2016 году в скиту отмечается 1000-летие русского православия на Афоне.
Читайте также:
Успенская Киево-Печерская лавра: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки, современное положение

Первым из руководителей России, посетившим Россикон, был Владимир Путин (9 сентября 2005 года).

Святые [ править ]

Святыни [ править ]

В главном соборе Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, посвящённом в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона, хранятся честная глава этого великого святого, составляющая утешение и бесценное украшение и сокровище как храма и русской обители, так и всей Святой Горы Афонской. Многочисленные паломники многократно получали и получают исцеления и чудотворения от честной главы св. вмч. Пантелеимона Целителя. Кроме того, в этом храме хранятся и другие следующие святыни: частицы Древа Креста Господня и св. мощей: частица св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня; голова св. преподобномученика Стефана Нового; голова св. преподобномученицы Параскевы; ребро св. великомученицы Марины; частицы мощей: св. Иосифа Обручника, св. Апостола Фомы, преподобного Симеона Столпника; св. мучеников: Георгия Победоносца, Димитрия мироточивого; Иоакова Персянина, Кирика, Трифона, Евстратия, Никиты, Феолора Тирона, священномученика Харалампия и некоторых из мучеников в Никодимии сожжённых. Здесь же есть значительная часть от камня, отваленного от гроба Господня, из которого сделан седмисвещник.

Второй собор русского святогорского монастыря — Покрова Пресвятыя Богородицы. Святыни этого храма: несколько частиц Животворящего Древа Креста Господня; части св. мощей следующих святых: св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня; св. Апостолов: Петра, Андрея Первозванного, Матфея, Луки, Филлиппа, Фомы, Варфоломея, Варнавы, Иоакова Алфеева, Тимофея, Прохора, Фаддея; св. Анны — матери Пресвятыя Богородицы; св. равноапостольныя Марии Магдалины; св. Архидиакона первомученика Стефана; св. Архидиакона Лаврентия; св. праведного Иосифа Обручника; св. Дионисия Ареопагита; св. равноапост. царей Константина и Елены; святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Афанасия Александрицского, Григория Нисского, Кирилла Иерусалимского, Амвросия Медиоланского, Иоанна Милостивого, Григория Паламы архиепископа Солунского, Феоны митрополита Солунского, Григория епископа великия Армении, Григория Акрагантийского, Мефодия Патарского; патриархов Константинопольских: Тарасия, Мефодия, Павла и Нифонта; Модеста Иерусалимского; Амфилохия; Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Варсонофия и Гурия Казанских; св. священномучеников: Пантелеимона, Георгия, Димитрия, Феодора Тирона, Иакова Персянина, Никиты, Артемия, Прокопия; св. мучеников: Гордия, Каллиника, Келсия, Антония, Анастасия, Полиевкта, Георгия нового, Агафангела, Трифона, Порфирия, Терентия, Исидора, Фалалея, Дометия, Кирика, Андриана, Елеазара (Маккавеев), Аифала, Аммуна, Евода, Ермогена, Вонифатия, Маманта, Назария, Гервасия, Протасия, Кельсия, Арефы, Нестора, Мины, Платона, Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста; Десяти мучеников Критских, Сорока мучеников Севастийских; Литовских мучеников: Антония, Иоанна и Евстафия; св. преподобномучеников: Анастасия Перского, Никона, Стефана нового; св. великомучениц: Екатерины, Варвары, Анастасии Узорешительницы, Евфимии Всехвальныя, Параскевы, Марины; св. преподобномученицы Параскевы; св. мученицы: Фотинии Самаряныни, Минодоры, Митродоры, Нимфодоры, Софии Домны, Каллисты, Кириакии, Агафии, Татьяны, Василиссы; св. новомучеников: Димитрия, Марка Хиосского, Полидора, Константия, Иоакова Афонского, Пахомия афонского, Нектария Афонского, три главы св.преподобномучеников Афонских:Евфимия, Игнатия и Акакия; св. безсребренников: Космы, Дамиана, Кира и Иоанна; преподобных: Феодосия великого, Хатитона исповедника, иоанн кущника, Георгия Хозевита, Исаакия Далматского, Дионисия Олимпийского, Феодора Студита, Парфения Лампсайского; Симеона столпника, Феоктиста, Андрея Критского, Сампсона странноприимца, Пафнутия,Иакова, Василия нового, Петра Афонского, Агафангела, Акааия Кавсокаливского, Евдокима Ватопедского, Михаила Синадского, Германа Валаамского, Александра Свирского, Давида Гареджийского, Нила Афонского, макария нового, Герасима нового, Павла Латрского, Гедеона Афонского; Матроны Солунския, Макрины, Пелагии, Феоктисты, Мелании и Иоанна нового (русского).

В целом, в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре хранятся части мощей более 300 греческих, русских, грузинских святых.

Особо почитаемы в русском святогорском монастыре хранящиеся здесь главы и части глав: св. вмч. Пантелеимона Целителя; прп. Силуана Афонского; верхняя часть главы св. Апостола и Евангелиста Луки; сщмч. Анфима, еп. Никомидийского; прпмч. Игнатия Афон­ского, Евфимия Афонского и Акакия Афонского; часть от левой ноги aп. Андрея Первозванного в серебряном ковчеге; часть правой руки прав. Иоанна Русского и многие другие святыни.

Чудотворные иконы: Икона Матери Божией, именуемая “Иерусалимскою”, над царскими вратами; Икона Матери Божией “Ка­занская” в Покровском храме; Икона Матери Божией “Игумения Святой Горы Афонской”; икона св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; древняя икона св. великомученика и целителя Пантелеимона; икона св. священномученика Харалампия из Скита св. Анны.

Близ монастыря находится так называемая гробница, с церковью во имя Апостолов Петра и Павла, где упокоеваются братья, переселяющиеся от этой временной жизни в вечную. Недалеко от нее церковь св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Близ нее в новом большом корпусе церковь Преображения Господня, где пользуются врачеванием болеющие иноки-келиоты и пустынники, и миряне. Там же еще два параклиса: Божией Матери “Скоропослушницы” и свв. Иоанна Златоуста и Макария Великого. В последнее время еще построены и освящены две церкви в одном корпусе; во имя cвятителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа и во имя св. Архангела Рафаила.

В монастыре есть много ценнейших икон, реликвий и церковных облачений. Богатейшая библиотека монастыря насчитывает 1320 греческих рукописей, 60 славянских и более 20.000 книг, греческих и русских.

Престольные праздники [ править ]

  • Пантелеимон, целитель, великомученик – 9 августа
  • Икона Богородицы “Светописанная” (Светописанный образ) – 3 сентября
  • Силуан Афонский, преподобный – 24 сентября
  • Покров Пресвятой Богородицы – 14 октября

Паломнику [ править ]

Телефон: +30 2377 23252, +30 2377 23682 (канцелярия отвечает на звонки с 10:00 до 12:00)

Проезд: Пантелеимонов монастырь расположен на берегу небольшой бухты на юго-западе Афонской горы между пристанью Дафни и монастырем Ксенофонт.

Паломнику, желающему посетить Пантелеимонов монастырь, предоставляется бесплатное проживание в обители в течение суток при наличии свободных мест. За это время паломник может участвовать во всех богослужениях и трапезах, отдохнуть в гостевой комнате (архондарике), поклониться святыням, оставить поминальные записки, посетить достопримечательности обители и монастырскую лавку.

Забронировать место в архондарике можно лично, через паломническую организацию или турфирму, переслав свои паспортные данные в Паломническую службу Пантелеимонова монастыря на электронный адрес: rpm.palomnik@gmail.com.

Читайте также:
Крестовоздвиженский казачий собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

При желании остаться в монастыре более чем на одни сутки, паломник должен в заявке на посещение обители указать дни своего пребывания на послушании.

Паломники могут добраться до монастыря Святого Пантелеймона а) паромом из Урануполис или из Дафни, или из монастыря Ксенофонт, б) пешком от монастыря Ксенофонт или от монастыря Ксиропотам.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Русская Церковь
    • Синодальные учреждения
    • Московская Патриархия
    • Самоуправляемые Церкви
    • Экзархаты
    • Митрополичьи округа
    • Митрополии
    • Епархии
    • Ставропигиальные монастыри
    • Храмы и монастыри
    • Зарубежные учреждения
    • Научные и образовательные организации
    • Издательства и СМИ
  • Поместные Церкви
  • Автономные Церкви
  • Государственные и общественные организации
  • Организации иных конфессий
  • Прочие

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви
  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь

Монастырь св. Пантелеимона расположен на берегу небольшой бухты на юго-западе Афонской горы между пристанью Дафни и монастырем Ксенофонт.

Первый русский монастырь на Афоне был основан во времена святого равноапостольного князя Владимира и назывался обителью Богородицы Ксилургу. Во второй половине XII в., вследствие многочисленности, братия переселилась в скит Нагорный Русик, а в конце XVIII столетия иноки переселились на берег моря в обитель с храмом Вознесения Господня на месте нынешнего Пантелеимонова монастыря.

В XVIII в. монастырь перешел к грекам. Возвращение русских иноков началось в 30-е гг. XIX в. Расцвет обители приходится на конец XIX ― начало XX вв. В 1912 г. братия монастыря насчитывала до 1800 человек. После революции, вследствие разрыва связей с Россией и систематического вытеснения русских со Святой Горы, численность братии стала быстро сокращаться. В конце 1960-х гг. в монастыре оставалось всего 7 престарелых монахов. На настоящий момент их вместе с послушниками ― более 100 человек.

Многоэтажные корпуса, рассчитанные на многочисленную братию, окружают более старый, расположенный в виде прямоугольной застройки центр, с главным соборным храмом св. Пантелеимона, где хранится глава св. вмч. Пантелеимона и других святых.

Во втором соборном храме Покрова Пресвятой Богородицы, расположенном на верхнем этаже большого братского корпуса, хранятся мощи преподобного Силуана Афонского. Здесь же находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Иерусалимской», икона св. Иоанна Предтечи, древняя икона св. вмч. Пантелеимона и икона священномученика Харалампия.

Третий храм освящен в честь святителя Митрофана Воронежского. В обители находится также малый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и придельный к Покровскому храм в честь святых великих князей: равноапостольного Владимира и благоверного Александра Невского. Кроме этих храмов есть еще несколько часовен (параклисов). В одной из них, между Пантелеимоновским и Покровским соборами, хранятся мощи святых Иоанна Предтечи, апостолов Петра, Андрея, Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы; первомученика Стефана, Исаакия Далматского, Дионисия Ареопагита, бессребреников Космы и Дамиана, Кирилла Иерусалимского, Трифона и многих других.

Близ монастыря находится так называемая костница ― усыпальница с церковью св. первоверховных апостолов Петра и Павла.

К Пантелеимонову монастырю приписаны скиты Успения Богородицы (Ксилургу), Старый Русик, Новая Фиваида и Кромница (Крумица).

С 1979 г. по 2016 г. игуменом обители был схиархимандрит Иеремия (Алехин).

2 октября 2016 г. в Русском на Афоне Пантелеимоновом монастыре состоялись выборы нового игумена обители. Новым настоятелем избран иеродиакон Евлогий (Иванов).

14 октября 2016 г. за Божественной литургией в Пантелеимоновом монастыре архиепископ Абаканский и Хакасский Ионафан рукоположил иеродиакона Евлогия в сан иеромонаха.

Интронизация новоизбранного игумена обители иеромонаха Евлогия с возведением в сан архимандрита состоялась 23 октября 2016 г.

О. Евлогий (в миру Иванов Михаил Николаевич) родился 12 октября 1958 г. в Челябинской обл. Пострижен в мантию в Троице-Сергиевой лавре 25 ноября 1985 г. Рукоположен во иеродиакона 23 декабря 1986 г. там же. Поступил в Пантелеимонов монастырь 15 мая 1988 г. Послушание проходил на подворье монастыря в Стамбуле.

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон ― http://afonit.info.

Всем паломническим и туристическим организациям, занимающимся отправкой паломников на Святую Гору Афон:

1. Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь паломнику, желающему посетить обитель и поклониться ее святыням, предоставляет бесплатное проживание в обители в течение суток при наличии свободных мест. За время своего суточного пребывания в монастыре паломник может участвовать во всех монастырских богослужениях и трапезах, отдохнуть в монастырском архондарике, поклониться хранящимся в монастыре святыням (в том числе честной главе святого великомученика и целителя Пантелеимона и другим мощам), оставить поминальные записки, посетить достопримечательности монастыря и монастырскую лавку.

2. Забронировать место в монастырском архондарике можно как лично, так и через паломническую организацию или турфирму, переслав свои паспортные данные (по специально установленной форме) в Паломническую службу Пантелеимонова монастыря на электронный адрес: rpm.palomnik@gmail.com.

3. Если паломник пожелает остаться в монастыре более чем на одни сутки, то он должен в своей заявке на посещение монастыря, направленной в адрес Паломнической службы обители, указать дни своего пребывания на послушании.

4. Если паломник намерен посетить другие афонские монастыри, скиты и келлии, то о своем ночлеге там он должен позаботиться самостоятельно, предварительно забронировав себе место в этих обителях.

5. Паломник сам или через туристические фирмы должен позаботиться о получении визы для въезда в Грецию. Паломническая служба Пантелеимонова монастыря не занимается оформлением таких виз и их продлением.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: